Симптомы болезни - нарушения интеллекта. Виды нарушения интеллекта Наиболее вероятная причина риска нарушения интеллекта

Друзья добрый день. Сегодня у меня интересная тема и касается она любого возраста. «Все болезни от нервов» — золотая пословица, и вот этому очередное подтверждение.
Стресс и нервозность подрывают здоровье, сокращают годы жизни, но если в молодости организм реагирует на стрессовую ситуацию потерей продуктивности, то в старости, стресс и горе может вызвать слабоумие. Давайте посмотрим на живой пример.

Стресс и нервозность в старости маскируется под слабоумие, влияет на память и мышление, но такой вид слабоумия можно вылечить

Давайте посмотрим на жизненную историю.

45-летний Павел: «После смерти отца моя 79-летняя мать перестала справляться с бытом, путалась, не закрывала дверь, теряла документы, несколько раз не могла найти свою квартиру в подъезде».

Как и полагается, Павел обратился к врачу. «Слабоумие в старости – это скорее одна из норм такого возраста» — таков вердикт специалиста. Невропатолог выписал лекарства для восстановления мозговой деятельности, сосудистые препараты и, в общем-то, они улучшили общее состояние мамы, но ненамного. А так как женщина не могла жить одна, то Павел нанял сиделку.

«Мама часто плакала, её состояние было подавлено, она часто сидела в одной позе, наверное, это переживания из-за потери мужа» — так рассуждал Павел.

Павел пригласил ещё одного специалиста, и тот подытожил так: «Старческие проблемы есть, но у мамы сильная депрессия». Врач назначил успокаивающую терапию и уже после двух месяцев лечения женщина стала приходить в себя.
Мама стала интересоваться кухней, начала сама готовить любимые блюда и даже стала ругаться с сиделкой, так как сама стала приниматься за ведение хозяйства.

«Мама вдруг проявила интерес к кухне, стала более активной, приготовила мои любимые блюда, её взгляд снова стал осмысленным»

В общем, эта история закончилась тем, что мама стала совершенно самостоятельной женщиной, которая вполне могла обслуживать себя сама, поэтому Павел решил уволить сиделку из-за ненадобности. Большинство когнитивных функций женщины восстановились, деменция (слабоумие) частично отступила. Вот такая чудесная и поучительная история.

Пожилые люди часто скрывают от родных о том, что у них стресс

Да, да, именно так обычно и бывает. Во-первых, они не хотят нас расстраивать и нагружать близких своими проблемами, во-вторых, не желают казаться в глазах других беспомощными, а в-третьих, многие пожилые люди считают, что депрессия в старости – это норма. Так, что дорогие родственники, обращайте внимание на своё старшее поколение и в помощь вам эта таблица.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Депрессия и тревога влияет на память и мышление человека, а в старости даже может вызвать слабоумие. Но если вовремя вылечить затяжную депрессию, то многие когнитивные функции могут восстановиться. И ещё – не все врачи знают об этом.

Стресс у молодых вызывает жизненный ступор или негативно влияет на продуктивность

Многие молодые жалуются на то, что: «У меня всё валится из рук, я не могу ни на чём сосредоточиться, пропала память и мой КПД стремится к нулю». Они идут с такими симптомами к врачу и там узнают о том, что потеря продуктивности может быть связана со стрессом или депрессией.

ИСТОРИЯ

«Смотрю в компьютер и вижу набор букв» Александр 35 лет

Повышенное давление и понижение продуктивности начали лечить таблетками, в том числе и «для памяти», но ситуация не поменялась. Тогда Александра направили к психиатру.

«Я боялся идти, думал, что меня признают сумасшедшим и будут лечить так, что я стану «овощем».

Но все закончилось хорошо. После курса психотерапии и лечения от стресса, Александр стал поправляться. Нормализовался сон, восстановилась память и работоспособность, а через десять дней лечения Александра выписали.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ

Эмоциональное состояние и умственные способности молодых напрямую связаны друг с другом. Иногда достаточно снизить уровень тревожности для того, чтобы восстановить свою работоспособность, память и умственные способности.

ЕСЛИ ВЫ СТАЛИ ЗАМЕЧАТЬ УХУДШЕНИЕ СВОИХ УМСТВЕННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЕРВЫМ ДЕЛОМ НАДО СДЕЛАТЬ ЭТО

Прежде чем делать МРТ головного мозга и начать пить таблетки «для памяти», подумай: «А не переживаю ли я в связи с чем-то?». Как вы уже поняли, поговорка «все болезни от нервов» — это «правильная» поговорка и она многое может объяснить. Тоска, плаксивость, неуверенность в себе, чувство одиночества, негативные мысли или самобичевание – всё это маркеры нервного расстройства. Если один из этих пунктов твой – проанализируй первопричину такого состояния и принимай меры по улучшению душевного состояния. Если вы в возрасте, то стресс или нервозность может вызвать «приступ слабоумия», если вы молоды, то стресс может вызвать снижения продуктивности или ухудшения умственных способностей.

Но хорошая новость в том, что при таком типе болезни, интеллектуальные улучшения станут заметны уже через пару недель после успокаивающей терапии.

Олег Плетенчук, по материалам psychologies.ru

Снижение интеллекта: может ли диета понижать интеллект

Одним из первых, кто указал, что питание воздействует на здоровье человека, был Гиппократ. Это было 24 столетия назад. Какой точки зрения придерживаются ученые современности и, в частности, в вопросе влияния пищи на силу интеллекта .

Научные работы о снижении ментальных функций

Эксперименты проводили на крысах ученые из университета Лос-Анджелеса (США). 6 недель животных держали на диете с повышенным содержанием фруктозы. Их кормили кукурузным маслом, обогащенным фруктовым сахаром. Это резко снизило их способность усваивать и вспоминать информацию. Они с трудом находили единственный выход из лабиринта.

Эксперимент наглядно показал, что широко распространенные ингредиенты оказывают влияние на интеллект.

Фруктоза используется, как заменитель сахара. Её применяют в качестве подсластителя и ароматизатора в изготовленных промышленным способом напитках и продуктах питания.

Рост промышленного использования фруктозы за последние годы значительно увеличился. Так в той же Америке потребляется более 45 кг сахара в год на одного человека (в перерасчете в рафинированном эквиваленте). Более половины этой цифры приходится на фруктозу. Другие страны по этому показателю отстают от Америки незначительно.

Если сравнивать фруктозу с глюкозой, то потребление фруктового сахара не вызывает гормонального отклика на еду. Фруктоза подавляет действие инсулина и веществ, вырабатываемых мозгом человека, которые снабжают нас сигналом о том, что организм насытился. Так как инсулин оказывает влияние на мозг путем регуляции глюкозы, которая является питанием для мозговых клеток, то возникает проблема. Большое количество инсулиновых рецепторов находится в определенных участках мозга, в том числе и в тех, которые регулируют потребление пищи и мыслительные процессы.

фруктоза и снижение интеллекта

Если просмотреть научные журналы, то о проблемах с фруктозой, нам расскажет не только эксперимент, проведенный в университете Лос — Анджелеса. В конце 2011 года ученые из университета в Бостоне (США) опубликовали данные по исследованию о связи памяти и интеллектуальных способностей человека с уровнем потребления сахара. В исследовании принимали участие лица старше 45 лет, не страдающие диабетом. В марте и апреле 2012 года другое исследование так же выявило связь инсулинорезистентности с сильным снижением интеллектуальных функций и уменьшением объема головного мозга у людей престарелого возраста, не болеющих диабетом.

Профилактика возрастного снижения интеллекта

Практически все данные получены в отношении людей престарелого возраста. Каким может быть эффект у лиц молодого возраста. Этот вопрос пока ещё не имеет точного ответа. Вряд ли высокий уровень потребления фруктозы, способен оказать негативное влияние на когнитивные функции за короткий промежуток времени. 6 недельный эксперимент, проведенный на крысах, можно приравнять к нескольким годам жизни человека.

Фруктоза, к сожалению не единственный продукт, который способен вызвать в конце жизни. Есть исследования и в отношении насыщенных жиров, например, мясных животных жиров, некоторых жиров, используемых для приготовления пищи.

Тем не менее, ученые из Лос-Анджелеса благодаря своему исследованию выявили, что придерживаясь более здорового питания с повышенным содержанием омега-3 жирных кислот, крысы смогли уменьшить разрушительное влияние фруктозы на свой мозг.

Многие научные работы говорят о том, что придерживаясь питания, свойственного нашим эволюционным предкам — , например, среди таких диет можно назвать средиземноморскую.

Эта диета порадует нас высоким содержанием овощей, фруктов, бобовых и даст возможность защитить свой мозг от возрастного снижения мыслительных способностей.

Сохраните свой ум до старости. Помните, ещё Гиппократ говорил, что пища должна являться лекарством для человека.

Расстройством интеллекта называется слабоумие. Данное состояние подразумевает, что нарушенная интеллектуальная деятельность вызывает проблемы с абстрактным мышлением. Так же, нарушается процесс рационального познания, который может быть обусловлен нарушением памяти. В этом случае больной утрачивает способность акцентироваться на существенном и главном, он не может оценивать свое состояние критически. Среди расстройств интеллекта выделяется два вида, это деменция и олигофрения. Если имеет место деменция, то выделяется такое расстройство интеллекта, как тотальное слабоумие и лакунарное слабоумие.

Важным признаком приобретенного слабоумия считается утрата имеющихся ранее знаний и опыта. Причем, утрата также бывает различной, — полной, либо частичной. В том числе, она может быть малообратимым или необратимым состоянием. Если диагностирована олигофрения, то ее основой является не распад, и даже не полная утрата знаний, а недоразвитый интеллект и познавательная деятельность в целом, представляя собой последствия остановки развития или задержки познавательных процессов, протекающих в постнатальном раннем периоде. Деменция от олигофрении у детей отличается тем, что психические нарушения являются мозаичными, отдельные познавательные функции снижены неравномерно. Бывает, что сохранена лишь одна из функций, неравномерно сохранен словарный запас, приобретенные навыки.

Считаются важным признаком расстройства интеллекта такие факторы, как нарушения внимания, психической активности, работоспособности, памяти. В том числе, следует проявить осторожность, если нарушена целенаправленность психической деятельности. Особенность в том, что такие пациенты сами замечают, что совершенно несостоятельны в трудовой деятельности. Они критически относятся к ней, демонстрируя реакции аффективного типа. В то же время, у таких больных сохранена прежняя поведенческая форма, не изменяется манера разговора, общения. В этом случае, специалисты говорят, что «ядро личности» осталось без изменений.

Причины расстройства интеллекта

В течение последних лет ученые провели немало исследований, в ходе которых было доказано, что расстройство интеллекта является серьезным поводом для обращения в медицинское учреждение. Высока вероятность того, что причиной расстройства интеллекта являются не возрастные изменения, а конкретное заболевание. Например, причиной данного заболевания нередко являются различные дегенеративные или сосудистые болезни, а также болезни, связанные с нервной системой. Если имеется небольшая атрофия, то не удивительно, что она вызывает у человека пожилого возраста некоторые проблемы памяти.

Это может быть забывчивость, или же незначительное расстройство интеллекта, то есть, слабоумие. Как правило, такие проявления всегда бывают списаны на возраст. В том числе, наиболее распространенную форму слабоумия, вызванную атрофией, представляет собой . В итоге, данное заболевание ведет к прогрессирующему расстройству интеллекта. Если, как пример, взять другое заболевание, к примеру, синдром Пика, поражающее небольшую область мозга, то совершенно очевидно, что развитие патологии происходит медленнее. При этом атрофируются участки лобно-височного отдела.

Если у пациента наблюдается спутанность сознания, отсутствует ясность восприятия, он с трудом ориентируется как во времени, так и в пространстве, а также поведение отличается резкими переменами, то в данном случае, синдром называется делирием. Это сложное нейропсихиатрическое состояние, которое является причиной расстройства интеллекта. Чем больше возраст пациента, тем выше вероятность возникновения такого состояния. Сам по себе, делирий схож со многими симптомами других расстройств психики. Чтобы диагностировать его, требуется консультация высококвалифицированного врача-психиатра.

Лечение расстройства интеллекта

Лечение данного расстройства в первую очередь направлено на основное заболевание. Также, врачом может быть назначена необходимая лекарственная терапия. В том числе, для пациента необходимо создать особые психологические условия, практически во всех случаях необходимо участие других специалистов, и постоянное наблюдение за пациентом. Особенно важно, чтобы соответствующие условия были созданы домашних условиях, члены семьи должны относиться с пониманием, и общаться с больным, принимая во внимание советы врача.

Расстройство интеллекта представляет собой очень заболевание, которое известно еще с доисторического времени, и в истории психиатрии имеются этому подтверждения. Например, транскультуральная психиатрия располагает данными, согласно которым, атеросклеротическими изменениями мозга страдали представители нецивилизованных племен. Поэтому не удивительно, что данный вопрос изучен учеными довольно хорошо, и специалисты располагают различными методами воздействия, и применяют различные виды терапии при лечении расстройства интеллекта.

В любом случае, назначить правильное лечение может лишь опытный врач, с учетом имеющейся симптоматики. Как правило, структура расстройства интеллекта бывает различной, но всегда преобладают негативные признаки. Если заболевание определено лишь этими признаками, то пациент страдает простым слабоумием. Нередко начальная стадия заболевания представлена психическим слабоумием, которое может проявляться галлюцинациями, бредом, депрессивным или маниакальным синдромом. Притом, чем ярче выражаются такие признаки, тем слабее расстройство интеллекта, и наоборот. На основании таких признаков лечащий врач выбирает индивидуальную программу лечения, которая может быть применена для определенного пациента, и совершенно не подойдет

Причины нарушений интеллекта различны. По этиологическому признаку выделяют три основные группы умственной отсталости:

I группа умственной отсталости обусловлена эндогенными (генетическими) факторами , связанными с наследственной патологией, либо уже имеющейся в семье, либо впервые возникшей у данного индивида. По современным данным, генетические причины обуславливают не менее половины случае умственной отсталости.

1.1.Нарушения интеллекта, связанные с различными видами хромосомных нарушений: изменения количественного набора хромосом в клетке, мозаичные формы (изменения числа хромосом лишь в части клеток); нарушения структуры хромосом – утрата части хромосомы, присоединение части одной хромосомы к другой, различные изменения формы хромосом. Причины хромосомных аномалий различны и полностью не выявлены. В части случаев речь идет о неполноценности генеративных клеток родителей (наличие неправильного набора хромосом, их «старение» с возрастом, повреждение химическими веществами, хроническим заболеванием, радиацией).

Наиболее распространенными хромосомными нарушениями, вызывающими умственную отсталость (олигофрению), являются болезнь Дауна, синдром «кошачьего крика» («кри дю ша»), синдромы Шерешевского-Тернера (у девочек) и Кляйнфельтера (у мальчиков).

1.2.Умственная отсталость, связанная с нарушениями обмена веществ вследствие неполноценности различных ферментов. В настоящее время выделено большое количество генетически обусловленных нарушений обмена, сопровождающихся слабоумием: фенилкетонурия, гистиденемия, прогерия, фруктозурия и др. При этих заболевания врожденное отсутствие определенного фермента приводит к накоплению в организме токсических продуктов, поражающих мозг детей. С такими нарушениями связано возникновение ряда тяжелых форм слабоумия.

II группа нарушений интеллекта обусловлена экзогенными факторами , т.е. недоразвитие нервной системы вызвано воздействиями извне.

2.1.Умственная отсталость (олигофрения), обусловленная внутриутробным поражением различными инфекциями: хроническими (токсоплазмоз и др.), острыми (заболевания матери в период беременности краснухой, паротитом, гриппом и др.).

2.2.Патогенное значение имеет хроническая интоксикация организма матери алкоголем, химическими, в том числе лекарственными веществами (в настоящее время известно свыше 100 лекарственных средств, проникающих через плацентарный барьер).

2.3.Радиактивное и рентгеновское облучение может оказать патогенное влияние как на плод, так и на половые клетки родителей.

2.4.Эндокринные заболевания матери, токсикозы, нарушения витаминного баланса; хроническая недостаточность сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек у матери; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповым антигенам групп крови (системы АВО).

2.5.Длительная гипоксия плода – хронический недостаток кислорода.

2.6.Патологии родов: инфекции (листериоз), родовая травма, асфиксия.

2.7.Постнатальное поражение ЦНС инфекциями, интоксикациями и травмами.

III группа смешанные по этиологии формы умственной отсталости: микроцефалия, ряд форм гидроцефалии.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Из специальной научной и справочной литературы выпишите определения понятия «умственная отсталость», сделайте сопоставительный анализ дефиниций с точки зрения выделения авторами ведущих признаков этого нарушения.

2. Нарушения каких психических процессов у умственно отсталых детей рассматриваются как первичный дефект?

3. Охарактеризуйте понятия «олигофрения» и «деменция». Какой принцип положен в основу их разграничения?

4. Назовите причины возникновения умственной отсталости.

Литература:

1. Безрукова, Е.З . Введение в изучение психологии умственно отсталого ребенка. – Свердловск, 1975.

2. Исаев, Д.Н . Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.,2003. – Гл.2,6.

3. Ляпидевский, С.С., Шостак, Б.И . Клиника олигофрении. – М.,1973.

4. Отбор детей во вспомогательную школу/Сост. Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.Ф.Мачихина. – М.,1983. – Гл.1.

5. Певзнер, М.С., Лубовский, В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М.,1963.

6. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.,2002. –С.5 – 17.

7. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1986.

8. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие / Сост. Н.В.Новоторцева. 3-е изд., перераб. и доп. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 144 с.

9. Шалимов, В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М., 2003.

Ителлект в широком смысле совокупность всех познавательных функций индивида: от мышления до восприятия и воображения. Эта основная форма познания действительности. При нарушениях интеллекта происходит органическое поражение головного мозга. Для количественной оценки интелекта существуют специальные тесты. Широкое распространение получили:

    Векслеровская шкала интеллекта (для взрослых и детей);

    Тест Станфорд-Бине;

    Деневрский тест;

    Шкала раннего речевого развития.

Умстеванная отсталость может быть выражено в форме:

    легкой (IQ составляет 55-70).;

    умеренной (IQ составляет 45-55);

    тяжелой (IQ составляет 25-45).

При легкой форме умственной отсталости у больного сохраняется способность к обучению. К данной категории относится 75% умственно отсталых лиц. По уровню развития не превышают знания четветрого класса школы. При определенной опеке способны к самостоятельной жизни.

Умеренная умственная отсталость позволяет больному тренировать некоторые навыки:

    Самообслуживание;

    работа в мастерской;

    начальные навыки образования.

Однако, достигнуть существенных успехов в образовании эта група умственно отсталых не может. Больные живут в специальной семье или учреждении под присмотром специалистов. Группа включает 20% от всех умственно отсталых больных.

При тяжелой умственной отсталости больные полностью зависимы от окружающих. Некоторые из них прикованы к постели, и все попытки социализации остаются безуспешными. Эта группа включает не более 5% всех умственно отсталых лиц. Данная классификация применялась много лет. Однако, в последние годы была предложена другая классификация, в соответствии с которой умственную отсталость делят на две степени:

    легкую (IQ - 50-70):

    тяжелую (IQ ниже 50).

Оценка интеллекта методом тестирования обладает многими недостатками:

    Результаты тестов плохо воспроизводимы;

    В тестах не учитываются особенности культурного и социального окружения, образовательный уровень;

    Не учитывается наличие или отсутствие заинтересованности и мотивации.

Несмотря на все недостатки, психологическое тестирование является единственным научным методом оценки интеллекта человека.

Причины нарушения интеллекта

Недоразвитие интеллектуальных функций возникает в результате разнообразных факторов, которые влияют на процесс созревания мозга ребенка. Заболевания, которые проявляются нарушениями интеллекта:

    Дегенеративные заболевания мозга;

    Болезнь Альцгеймера;

    Болезнь Паркинсона;

    Хроническая гидроцефалия;

    Болезнь Гентингтона;

    Вирусный энцефалит.

Крое того, причиной может стать авитаминоз, психические заболевания и депрессия. Авитаминозы:

    Пеллагра;

    Синдром Вернике-Корсакова;

    Авитаминоз B12;

    Эндокринные нарушения (гипотиреоз).

Многие лекарственные препараты могут вызывать интеллектуальные расстройства, напоминающие деменцию.

Причинами развития нарушений интеллекта могут стать:

    Первичная и вторичная микроцефалия;

    Нарушения аминокислотного обмена;

    Нарушения обмена органических кислот и мочевины;

    Лизосомные болезни;

    Митохондриальные болезни;

    Болезнь Ли;

    Синдром MERRF;

    Синдром MELAS;

    синдром Кирнса-Сейра;

    Болезнь Олперса.

Также причиной заболевания могут быть пероксисомные болезни. Эти заболевания обусловленны множественной недостаточностью пероксисомных ферментов. К ним относятся:

    синдром Цельвегера (характерны типичные дисморфогенетические проявления);

    болезнь Рефсума (повышенный уровень фитиновой кислоты в крови)

    Врожденные инфекции (герпес, краснуха).

    Внутриутробные повреждающие воздействия (хроническая плацентарная недостаточность, токсикоз, сахарный диабет, нарушения питания, алкоголизм, прием некоторых лекарственных средств).

Среди внутробных повреждений стоит выделить перинательные повреждения мозга, которые могут возникнуть в период родов. К ним, в частности, относятся:

    Гипоксически-ишемические поражения;

  • инфекции;

    токсические и метаболические расстройства.

Среди других стойких неврологических расстройств, развивающихся в перинатальный (или послеродовый) период, выделяют менингит, гипогликемию, билирубиновая энцефалопатию. Постнатальные причины умственной отсталости включают черепно-мозговую травмы, инфекции ЦНС, гипоксически-ишемические повреждения, опухоли ЦНС, токсические и метаболические расстройства.

Детский церебральный паралич развивается у недоношенных детей. Это хроническое непрогрессирующее заболевание, характеризующееся выраженными двигательными нарушениями , часто сочетающимися с эпилептическими припадками и умственной отсталостью . В зависимости от неврологических симптомов выделяют следующие формы детского церебрального паралича:

    спастическую;

    хореоатетозную;

    атаксическую;

    смешанную.

Двигательные расстройства могут проявляться ко второму году жизни ребенка, что значительно затрудняет врачу постановку диагноза. Важная причина детского церебрального паралича: недоношенность и ее осложнения. У доношенных детский это заболевание обычно обусловлено внутриутробными факторами.

Нарушение интеллекта в зрелом возрасте

Деменция является приобретенной формой слабоумия, которая характеризируется стойким снижением познавательной деятельности с утратой в разной степени ранее усвоенных знаний. Помимо утраты знаний и навыков, возникают затруднения с приобретением новых. В отличии от врожденной умственной отсталости, деменция - это распад психических функций. В народе сенильная деменция носит название старческий маразм . По месту локализации врачи выделяют деменцию:

    корковую;

    подкорковую;

    корково-подкорковую;

    мультифокальную.

Симптомы заболевания могут быть следующими:

    Нарушение кратковременной и долговременной памяти;

    Нарушение абстрактного мышления;

    Нарушение критики;

    личностные изменения;

    социальная дезадаптация.

Основная классификация деменций позднего возраста:

    Сосудистые деменции (церебральный атеросклероз);

    Атрофические деменции (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика);

    смешанные.

Разновидности синдромов заболевания:

  • Тотальное слабоумие. Грубые нарушения как в познавательной сфере (патология памяти, нарушения абстрактного мышления, произвольного внимания и восприятия) и личности (расстройства нравственности: исчезают чувства долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость; разрушается ядро личности).
  • Лакунарное слабоумие. Прогрессирующая и фиксационная амнезия . Больные могут компенсировать свой дефект, записывая важные вещи в дневник. Эмоционально-личностная сфера страдает негрубо: ядро личности не затрагивается, возможны сентиментальность, слезливость и эмоциональная лабильность.

Исследование, проведенное в 2013 году специалистами Института медицинских наук Низама в Индии выявило, что использование двух языков в ежедневной речи, а также знание иностранного языка действительно может задержать развитие деменции. Анализ медицинских записей 648 случаев заболевания деменцией показал, что у тех, кто разговаривает на двух языках и больше, деменция развивается в среднем на 4,5 года позже, чем у тех, кто разговаривает только на одном языке.



gastroguru © 2017