Сладков сорока и заяц краткое содержание. Н

Жил один заяц. Заяц как заяц. Только, кто его знает почему, любил он перед другими похвастать тем, чего у него и не было: и сильный он, и храбрый он, и охотник он…Вот однажды заяц на поле убитую косулю нашёл. Задрал косулю волк, да помешал ему кто-то. Ушёл волк, половину туши оставил.Только подсел зайчишка к косуле - сорока мимо летит.Увидала, какую добычу заяц упромыслил, подсела на ветку, поздоровалась, говорит:
- Эй, сосед, ты где такую тушу добыл?
- Убил, - говорит заяц.Удивилась сорока - заяц косулю убил! От удивления рот раскрыла, хвост опустила, крылья растопырила.А хвастун не унимается:
- Я охотник такой, что если бы по-настоящему охотился, всех бы зверей давно перебил. Только жалко их мне. Я, - говорит, - сколько хочешь могу зверя добыть! Вот косулю съем, пойду медведя добывать.Поклонилась сорока зайцу:
- Эй, сосед, научи меня! Я всегда несытая.
- Отчего не научить, - отвечает заяц. - Это совсем простое дело, так охотиться-то. Надо только пошире рот раскрыть да крикнуть. Совсем это простое дело. Разве ты кричать не умеешь?
- Как не умею?! Я кричать хорошо умею, - говорит сорока, а сама думает: «Зачем я пойду медведя искать, когда под носом у меня заяц?»Взлетела сорока повыше, рот раскрыла - да ка-ак крикнет!
Так крикнула, что синицы, которые поблизости на ветках сидели, на землю свалились. Только сорока зайца и видела… Перепугался он до смерти, кинулся бежать. Куда убежал, никто не знает. Посидела сорока, подумала: «Как так не упал заяц, а удрал? Видно, мало я кричала. Ну, другой раз, как добычу увижу, сильней кричать буду».Стала сорока по лесу летать. Как увидит зверя - давай кричать, давай стрекотать, что есть силы.Сама она ни одного зверя своим криком не убила. А охотники приметили, что сорока над зверем кричит. Как застрекочет в лесу - охотник туда! Старается сорока, стрекочет, рот разевает, крылья распустит, хвостом стрижёт, думает: «Вот я его сейчас убью! Вот-вот!» А охотник тут как тут - в зверя выстрелит, с собой унесёт.Только бывает и так, что сорока охотника увидит. Радуется: «Ох, какой большой! Вот я его сейчас!» И всех зверей перепугает: ни себе, ни охотнику.

Нанайская народная сказка с иллюстрациями: Г. Д. Павлишина

Чуткая музыка всюду живёт,

Только прислушаться надо.

– Кто из вас понимает язык животных?

– Кого боится Заяц, назовите его врагов.

– Как вы понимаете выражение «заячья душа»?

– Каким показан Заяц в этом лесном разговоре? Почему вы так решили?

ЛЕСНЫЕ ШОРОХИ

Сорока и Заяц

– Слушай, Заяц, все говорят, что осина страсть горькая. А ты, смотрю, грызёшь её и даже не жмуришься!

– А я, Сорока, осинку на третье блюдо употребляю. Когда на первое только воздух свежий, на второе – прыжки по снегу, так и горькая осина на третье слаще мёда покажется!

– Почему Заяц ел горькую осину и не жмурился? Что значат слова Зайца о том, что на первое блюдо у него только свежий воздух, на второе – прыжки по снегу?

– Какая главная мысль произведения?

На доске – иллюстрация (слайд) «Лесной разговор Лисы и Зайца».

– Прочитайте самостоятельно.

4. Творческое задание.

– Придумайте ответ Зайца Лисе. Сравните с тем, как это написано у автора.

IV. Итог урока.

Инсценировка диалога.

Заранее подготовленные дети в масках разыгрывают диалог-вывод Н. Сладкова «Заяц и Белка»:

– Ты слышал новость, Заяц?

– Я всё, Белка, слышу: эвон уши-то у меня какие!

– Так что же ты своими ушами слышал?

– Я слыхал, что тебя, Белка, Лиса съела!

– Ну, это что! А я вот слыхала, что ты, Заяц, Лису съел!

– Вот это да! Что же мне теперь делать?

– Известно что: глазам верить, а не ушам!

У природы живые краски,

Миллионы лучистых соцветий,

Для чего чудеса из сказки,

Если в жизни их можно встретить?

с. Никулин

Сравнение произведений Н. Сладкова и Е. Чарушина.



Урок 21
Н. НОСОВ «ЗАТЕЙНИКИ»

Цели: познакомить с рассказом Н. Носова «Затейники»; развивать навыки беглого и правильного выразительного чтения; учить с помощью интонации передавать настроение и чувства героев, составлять план рас-сказа.

Ход урока

I. Организационный момент.

− Отгадайте загадку:

Он не знает ничего.

Вы все знаете его.

Мне ответьте без утайки,

Как зовут его? ... (Незнайка.)

II. Объявление темы урока.

На доске: рисунок с изображением Незнайки; выставка книг о сказочном герое.

− Какие книжки про Незнайку вы знаете? («Незнайка в цветочном городе», «Незнайка в солнечном городе», «Незнайка на Луне».)

− Кто придумал Незнайку и его друзей из Цветочного города? (Это писатель Николай Николаевич Носов.)

− Если вы составите слово из данных слогов, то узнаете название рас-сказа Н. Носова.

На доске:ТЕЙ ЗА КИ НИ

− Какое слово получилось?(Затейники.)

− На уроке прочитаем рассказ «Затейники», составим его план.

III. Работа по теме урока.

− Ребята, а кого называют затейниками? (Тех, кто затевает интересные дела или игры.)

− Подберите синонимы к слову «затейники». (Фантазеры, выдумщики, организаторы, весельчаки.)

Первичное чтение рассказа «Затейники» учителем.

– «Затейники» – первый рассказ, написанный Н. Носовым.

– Что вас рассмешило в этом рассказе? Что удивило?

Выборочное чтение.

− Кто герои рассказа? Назовите их имена. Большие они или маленькие?

– Какую игру затеяли ребята? Что они для этого сделали?

– Чего испугались ребята? Как об этом написано в рассказе?

– Почему ребята больше не стали играть в «Три поросёнка»?

– Доводилось ли вам играть в страшные и смешные истории из книг? Какие игры знаете вы?

– Стихотворение А. Барто познакомит вас с игрой, которая называется «Гуси-лебеди».

Стихотворение читает учитель или заранее подготовленные дети:

Малыши среди двора

Хоровод водили,

В «гуси-лебеди» игра,

Серый волк – Василий.

– Гуси-лебеди, домой!

Серый волк под горой!

Волк на них и не глядит,

Волк на лавочке сидит.

Собрались вокруг него

Лебеди и гуси.

– Почему ты нас не ешь? –

Говорит Маруся.

– Раз ты волк, так ты не трусь! –

Закричал на волка гусь. –

От такого волка

Никакого толка!

Волк ответил:

– Я не трушу,

Нападу на вас сейчас,

Я доем сначала грушу,

А потом примусь за вас!

А. Барто

Беседа по вопросам учебника.

Подбор заголовка с использованием малых фольклорных форм.

5. Составление плана и пересказ текста.

1. Чтение сказки «Три поросёнка».

2. Постройка домика.

3. Может быть, это серый волк?

4. Так и не стали играть в «три поросёнка».

− Используя план, перескажите рассказ по цепочке.

– Получилось ли у вас так же смешно, таинственно, страшно, как у автора? Почему? (Н. Носов использует диалоги, они делают рассказ смешным и интересным.)

Чтение рассказа по ролям.

– Прочитайте рассказ про себя и обозначьте карандашом роли. Обязательно ли читать слова автора? Какие из них можно не читать? Возьмите их карандашом в скобки.

– Подумайте, как (с какой интонацией) нужно произносить слова героев в каждом эпизоде.

IV. Итог урока.

− Интересным ли был для вас урок? Почему?

− У Н. Н. Носова много других произведений о детях. Книги писателя вы можете взять в библиотеке.

Учитель знакомит детей с выставкой книг Н. Носова.

Урок 22
Г. САПГИР «ЛЮДОЕД И ПРИНЦЕССА,
ИЛИ ВСЁ НАОБОРОТ»

Цели: познакомить с произведением Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот»; воспитывать положительное отношение к чтению.

Ход урока

I. Организационный момент.

− Настал новый день. Я улыбнулась вам, и вы улыбнитесь друг другу. Мы спокойны и добры, приветливы и дружны.

II. Объявление темы урока.

− На уроке познакомимся со стихотворением-сказкой Г. Сапгира «Людоед и принцесса, или Всё наоборот». Г. Сапгир писал стихи для взрослых, но узнали его именно как детского поэта. А начиналось все так…

«В 1960-е годы в Москве жило-было издательство, выпускавшее книжки для самых маленьких. Оно так и называлось – «Малыш». В этом издательстве жил-был главный редактор по имени дядя Юра, а если по-взрослому – Юрий Павлович Тимофеев. Он-то и попросил как-то раз поэта Генриха Сапгира: «А напиши-ка ты для нас стихи!»

– О чем? – спросил Сапгир.

– О чем угодно. Ну, например, о том, что на дворе апрель.

– А если апрель, то можно я напишу про котов?

– Хорошо, – сказал дядя Юра.

И получились такие стихи:

Мяу! Наконец тепло. Весна.

В апреле кошкам не до сна.

Не понимаю, как в апреле

Ребята могут спать в постели.

Гуляли бы себе по крышам

Под месяцем большим и рыжим.

− И после этого детские стихи посыпались у Сапгира, как яблоки с яблони, если её потрясти. Так появились на белый свет “Людоед и принцесса, или Всё наоборот”».

Кира Сапгир

III. Работа по теме урока.

— Сорока и Волк; Медовый дождь; Рыбьи пляски!

Сорока и Волк

– Эй, Волк, чего ты хмурый такой?

– От голода.

– И рёбра торчат, выпирают?

– От голода.

– А воешь отчего?

– От голода.

– Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока: «от голода», «от голода», «от голода»! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?

– От голода…

Медовый дождь

На небе ни облачка, а по листьям дождь шуршит! Листья мокрые и блестящие, капельки с листьев скатываются в траву. И на лицо капли падают. Вытираю лицо ладонью и чувствую на губах… вкус мёда! Выставил под дождь ладонь, лизнул, понюхал – так и есть: мёд. Шуршит в лесу дождь медовый, на траве роса медвяная!

А пчёл не видно, и на небе ни облачка…

Смотрю растерянно по сторонам.

На мокрые листья садятся полосатые, как тигры, осы и шершни. По сырым травинкам карабкаются шустрые муравьи.

И муравьи, и осы сосут медовые капли.

И вдруг понимаю, что дождинки медовые не с неба падают, а с листьев клёна! Нависли клёны как туча зелёная, из-под каждого листа падают капли. А из-под дерева – дождь!

Оказалось, на изнанке листьев расселись тли, уткнули в лист хоботки и сосут сладкий кленовый сок. Неисчислимые стада тлей! И все сосут. Сок вытекает, тли роняют капельки – шумит сладкий древесный дождь!

Для всех сладкоежек июнь в лесу – медовый месяц.

Рыбьи пляски

До восхода висело над горизонтом лиловое облачко с огненным ободком. Солнце поднялось багровое, и всё – земля и небо – окрасилось в красный цвет.

Сижу под ивовым кустом с узкими красными листьями. Над головой свистят крылья уток, и крылья у них снизу – розовые.

Необыкновенный рассвет!

Красные волны дробятся в красной реке. Алые клубы пара шевелятся над волной. Чёрные чайки с криками мечутся в вышине, как чёрное вороньё над заревом пожара. Будто обожжённые, они заламывают крылья и падают в горящую реку, выплескивая снопы искр.

Всё ближе чайки, всё резче их крики.

И вдруг из красных волн стали выпрыгивать чёрные рыбки. Узкие, как листики ивы. Вылетят стоймя и стоймя же, хвостом вниз, падают в красную воду. Вот вылетел целый косячок и рассыпался веером. Вот опять: одна за одной, одна за одной!

Рыбьи пляски!

Гляжу во все глаза. Неужто и рыбья кровь вспыхнула в это удивительное красное утро?

А посреди реки, в сутолоке волн, движутся два чёрных пятнышка: пятнышко поменьше и пятнышко побольше. Из воды торчит плоская головка да спина горбинкой.

Вот нырнула, будто растаяла, а из воды тотчас выметнулись рыбки и заплясали: вверх-вниз, вверх-вниз!

Чайки увидали – упали, заломив крылья. Стали хватать рыбок прямо на лету.

Всё стало обыкновенным…

Солнце поднялось – и чёрные чайки стали белыми, чёрные рыбки – серебристыми, красная вода – серой. Лиловое облачко на горизонте шевельнулось и растаяло.

Хищники – чайки и выдра – вслед за пляшущими рыбками скрылись за поворотом реки.

А я сидел у коряги и записывал то, что видел.


– А всё потому, Лисонька, что уж очень у тебя шажки тихие да уж очень острые зубки!

Ястреб и Оляпка

– Ну, Оляпка, попадись: сейчас я тебя сцапаю!

– А я, Ястреб, от тебя в полынью нырну.

– А я тебя у полыньи подкараулю!

– А я во вторую полынью выскочу.

– А я у второй подкараулю!

– А я тогда в первую выскочу.

– А я… И долго ты так от полыньи к полынье будешь мотаться?

– Да пока тебе за мной гоняться не надоест!

Сорока и Волк

– Эй, Волк, чего ты хмурый такой?

– От голода.

– И рёбра торчат, выпирают?

– От голода.

– А воешь чего?

– От голода.

– Вот и говори с тобой! Заладил, как сорока, – от голода, от голода, от голода! Чего это ты нынче такой неразговорчивый?

– От голода.

Воробей и Синица

– Угадай, Синица, какое у людей самое страшное оружие?

– Э-э, не угадала!

– Опять не угадала!

– Какое же тогда, Воробей?

– Рогатка. Из пушки-то по воробьям не стреляют, а из рогатки – только успевай отскакивать! Я-то уж знаю, я-то стреляный воробей!

Сорока и Заяц

– Вот бы тебе, Заяц, да лисьи зубы!

– Э-э, Сорока, всё равно плохо…

– Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!

– Э-э, Сорока, невелико счастье…

– Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!

– Э-э, Сорока, что мне клыки да когти? Душа-то у меня всё равно заячья…

Волк и Сова

– Мы, Сова, с тобой во всём одинаковые: ты серая, и я серый, у тебя когти, и я хищник. Почему же встречают нас люди по-разному? Тебя хвалят-расхваливают, меня клянут-проклинают.

– А ты, Волк, что ешь-то?

– Да всё больше жирных барашков, да козлят, да телят…

– Ну вот видишь! А я всё мышей вредных. Похожи мы с тобой по одёжке, да разные по делам!

Ласка, Белочка и Медведь

– Я, Ласочка, к зиме беленькой стала – как берёзка!

– А я, Белочка, серенькой – как осинка!

– Ну а я, Медведище, как ёлочки, – зимой и летом одним цветом!

Дятел и Тетерев

– Здравствуй, Тетерев! Со вчерашнего дня не виделись. Где летал, где спал?

– Летал я «над», спал «под».

– Что это за ребус такой: то «над», то «под»?

– Это не ребус, а снег. Летал над снегом, ночевал под снегом.

– Ишь какая у тебя жизнь развесёлая! А я, горемыка, всё «в» да «в». Летаю в лесу, прыгаю в ёлках, ночую в дупле. Ску-учно!

Свистит косая метель – белая метла дороги метёт. Дымятся сугробы и крыши. Рушатся с сосен белые водопады. Скользит по застругам яростная позёмка. Февраль летит на всех парусах!

Гонятся вихри за санями, машинами, кружат хороводы вокруг домов, заметают пути-дороги.

Тонут в белые волнах заборы. За каждым столбом – снеговорот. Над каждой елью – белые флаги.

Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не даёт.

Тучи-снегосыпы сыплют снег сверху. Сугробы-снеговеи веют снег снизу. Солнце запуталось в вихрях, как золотая рыба в белой сети.

Круговерть от земли и до неба!

БЮРО ЛЕСНЫХ УСЛУГ

Нагрянул в лес холодный февраль. На кусты сугробы намёл, деревья инеем опушил. А солнышко хоть и светит, да не греет.

Хорёк говорит:

– Спасайтесь кто как может!

А Сорока стрекочет:

– Опять всяк сам за себя? Опять поодиночке? Нет чтобы нас сообща против общей беды! И так уж все про нас говорят, что мы в лесу только клюёмся да грызёмся. Даже обидно…

Тут Заяц ввязался:

– Правильно Сорока стрекочет. Один в поле не воин. Предлагаю создать Бюро лесных услуг. Я вот, к примеру, куропаткам помочь могу. Я снег на озимях каждый день до земли разрываю, пусть они после меня там семена и зелень клюют – мне не жалко. Пиши меня, Сорока, в Бюро под номером первым!

– Есть-таки умная голова и в нашем лесу! – обрадовалась Сорока. – Кто следующий?

– Мы следующие! – закричали клесты. – Мы шишки на ёлках шелушим, половину шишек целыми вниз роняем. Пользуйтесь, полёвки и мыши, не жалко!

«Заяц – копатель, клесты – бросатели», – записала Сорока.

– Кто следующий?

– Нас запиши, – проворчали бобры из своей хатки. – Мы осенью столько осин навалили – на всех хватит. Приходите к нам, лоси, косули, зайцы, сочную осиновую кору да ветки глодать!

И пошло, и пошло!

Дятлы дупла свои предлагают для ночлега, во́роны приглашают на падаль, воро́ны свалки показать обещают. Сорока еле записывать успевает.

Жил один заяц. Заяц как заяц. Только, кто его знает почему, любил он перед другими похвастать тем, чего у него и не было: и сильный он, и храбрый он, и охотник он…

Вот однажды заяц на поле убитую косулю нашёл. Задрал косулю волк, да помешал ему кто-то. Ушёл волк, половину туши оставил.

Только подсел зайчишка к косуле - сорока мимо летит.

Увидала, какую добычу заяц упромыслил, подсела на ветку, поздоровалась, говорит:

Эй, сосед, ты где такую тушу добыл?

Убил, - говорит заяц.

Удивилась сорока - заяц косулю убил! От удивления рот раскрыла, хвост опустила, крылья растопырила.

А хвастун не унимается:

Я охотник такой, что если бы по-настоящему охотился, всех бы зверей давно перебил. Только жалко их мне. Я, - говорит, - сколько хочешь могу зверя добыть! Вот косулю съем, пойду медведя добывать.

Поклонилась сорока зайцу:

Эй, сосед, научи меня! Я всегда несытая.

Отчего не научить, - отвечает заяц. - Это совсем простое дело, так охотиться-то. Надо только пошире рот раскрыть да крикнуть. Совсем это простое дело. Разве ты кричать не умеешь?

Как не умею?! Я кричать хорошо умею, - говорит сорока, а сама думает: «Зачем я пойду медведя искать, когда под носом у меня заяц?»

Взлетела сорока повыше, рот раскрыла - да ка-ак крикнет! Так крикнула, что синицы, которые поблизости на ветках сидели, на землю свалились.

Только сорока зайца и видела… Перепугался он до смерти, кинулся бежать. Куда убежал, никто не знает.

Посидела сорока, подумала: «Как так не упал заяц, а удрал? Видно, мало я кричала. Ну, другой раз, как добычу увижу, сильней кричать буду».

Стала сорока по лесу летать. Как увидит зверя - давай кричать, давай стрекотать, что есть силы.

Сама она ни одного зверя своим криком не убила. А охотники приметили, что сорока над зверем кричит. Как застрекочет в лесу - охотник туда! Старается сорока, стрекочет, рот разевает, крылья распустит, хвостом стрижёт, думает: «Вот я его сейчас убью! Вот-вот!» А охотник тут как тут - в зверя выстрелит, с собой унесёт.

Только бывает и так, что сорока охотника увидит. Радуется: «Ох, какой большой! Вот я его сейчас!» И всех зверей перепугает: ни себе, ни охотнику.



gastroguru © 2017