Диктант на тему: "Деепричастие". Диктант на тему: "Деепричастие" Диктант деепричастие с грамматическим заданием

При написании раздела Диктанты по русскому языку 7 класс по теме: Деепричастие использовались материалы из книг:

  • “Диктанты по русскому языку” Е.А. Влодавская К учебнику М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. “Русский язык. 7 класс”

Ниже представлены диктанты на темы:

  • Деепричастие как часть речи.
  • Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

Деепричастие как часть речи

Я вскочил на ноги, бессознательно преодолевая чугунную тяжесть сна. В селе звонил набат. Колокол висел на столбе около пожарницы. Он-то и кричал теперь жалостным голоском, подражая старому, большому колоколу, когда-то висевшему на колокольне.

Одевался я торопливо, не попадая в перепутавшиеся штанины.

Сообразив, что на улице грязь и трава, залитая вечерним дождём, я выскочил в сандалиях на босу ногу. В темноте по раскисшей грязи бежали люди. Не теряя времени на запрягание лошадей, на руках катили телеги с пожарные машинами. В темноте было видно зарево пожара над соседней деревней.

Грамматические задания
  1. Подчеркните деепричастия, укажите их вид. Рядом запишите глагол, от которого они образованы. Обозначьте суффиксы деепричастий.

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте

Предчувствуя неприятную встречу, ворча и оглядываясь, Каштанка вошла в маленькую комнатку и в страхе попятилась назад. Она увидела нечто неожиданное и страшное. Пригнув к земле шею и голову, растопырив крылья и шипя, на неё шёл серый гусь. В стороне от него лежал белый кот. Увидев Каштанку, он вскочил, выгнул спину и зашипел. Собака испугалась, но, не желая выдавать своего страха, громко залаяла. Кот еще сильнее выгнул спину, зашипел и ударил Каштанку лапой по голове. Каштанка отскочила и наклоняя к коту морду, залилась визгливым лаем. Гусь подошёл сзади и больно ударил её клювом в спину.

(По А. Чехову)

Грамматические задания
  1. Обозначьте деепричастные обороты и те слова, к которым они относятся.
  2. Обозначьте корни в словах с чередующимися согласными.

Подмосковье. Посёлок Переделкино. Там недалеко от церкви есть подворье, обнесённое кладкой из дикого кирпича. В одном месте прямая линия этого высоченного кирпичного забора делает полукруг, бережно обходя молодую сосну.

Увидев это первый раз, я очень удивился. Обычно у нас, если дерево мешает строительству, его долой! Теперь, приезжая в Переделкино и проходя мимо, я замедляю шаги и восхищаюсь этим знаком человечности.

(По Б. Екимову)

Грамматические задания
  1. В первом абзаце подчеркните деепричастие и надпишите глагол, от которого оно образовано.
  2. Укажите морфологические признаки деепричастий из второго абзаца.
  3. Все деепричастные и причастные обороты подчеркните как члены предложения.

Волки медленно поднялись и, поджав хвосты, пошли в поле. Молодая волчица села в снег, подняв голову, и первый раз в жизни завыла жалобно, не спуская глаз с месяца. Вой её слушали волки, и в сердцах их, холодя на спинах шерсть, просыпалось чувство злой тоски. Волчица пела свою песню, высоко задрав голову и глядя на месяц. Заслышав её, зайцы, вышедшие в поле откапывать зелёную озимь, испуганно поднимались на лапках. Волкам было тоскливо, они стояли, глядя мерцающими глазами на снег.

(По И. Соколову-Микитову)

Грамматические задания
  1. Подчеркните деепричастные обороты как члены предложения.

Раздельное написание НЕ с деепричастиями

Дождь лил, не переставая. Не затихая ни на минуту, бились волны о берег. Я замолчал, недоумевая по поводу исчезновения собеседника. Затаившись, не шевелясь, охотник следил за опасным зверем. Мы шли по тропинке, долго не встречая никого на пути. Не скрывая своего удивления, отец встречал неожиданных визитёров.

Грамматические задания
  1. Объясните написание НЕ с деепричастиями.
  2. Подчеркните орфограммы в корнях слов.

Деепричастия несовершенного вида

Не задумываясь, не торопится, не беспокоясь, ненавидя, не будучи, не разбирается, не спеша, не несу, не сбросив, не мог, не расстилаясь, неистовствовать, не топча, не хочется, не напуганы, не зная, недоумевая, непокрытые голов не распечатанное мною, невиданный, не жалея.

Грамматические задания
  1. Обозначьте в тексте деепричастия, причастия и глаголы (над словами).
  2. Определите вид деепричастий.
  3. Подчеркните орфограммы.

Деепричастия совершенного вида

Тяжелеют в лесах рябины. С каждым днем всё покорней склоняет сентябрь их багряные тяжкие ветви.

Ночью выпадет дождь. Он пройдёт широко, грохоча по лесам и чащам. По ложбинам, в лесах, на опушке застоится к рассвету вода. Всё налито водой: каждый лист, колея на дороге.

И рябины нагнутся тяжелее, ожидая рассвета.

А на заре, ещё солнце не встанет, в небо тонко поднимается белый рассвет. Под рябинами, отсветом вспыхивая, заря заалеет, так что ломит глаза.

Рассвет облаками затянет, и пойдут облака до полудня, Но праздник в лесу состоялся, состоялась заря.

(По Ю. Куранову)

Грамматические задания
  1. Обозначьте деепричастные обороты и суффиксы деепричастий.
  2. Подчеркните окончания глаголов и обозначьте спряжение.
  3. Укажите морфологические признаки выделенного деепричастия.

Морфологический разбор деепричастия

Вернувшись на чердак, Тимур рассказал о своей встрече ребятам. Очутившись в саду перед дачей Колокольникова, Тимур стал под деревом и свистнул. Размахивая обожжёнными руками, Сима помчался к воротам, откуда уже выбегала закончившая свою роботу четвёрка. Наклонившись, долго выковыривал я гайку и, сидя на корточках, счищал и сдувал с неё песчинки. Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щётки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой.

(По А. Гайдару)

Грамматические задания
  1. Обозначьте деепричастные обороты.
  2. Выполните письменный морфологический разбор трёх любых деепричастий.

Прибив умывальник к высохшей яблоне, я наполнил его колодезной водой и умылся. Утром, уходя на работу, я всегда доливал воду в умывальник. Вернусь домой, а водичка тёплая. Так оно и было первые дни. Но с некоторых пор я стал замечать, что вода в умывальнике убывает, хотя никто без меня им не пользовался. Я крепко задумался о том, кто это шутит надо мной.

Решил я выследить, кто без меня воду выливает. Наполнил умывальник и стал у окна терпеливо ждать.

Вот полдень, а озорник всё не появлялся. Вода как была налита до верху, так и осталась. Ни капли не пролилось.

Вернулся я домой, снова сел пить чай с баранками. И тут в камышовом заборе показалась морда соседского козла, упрямого, нахального, прозванного почему-то Маркиз.

Козёл плутовато оглянулся, вошёл в сад и прямиком направился к умывальнику. Остановился, вытянул губы к железному штырю и бесцеремонно стал им греметь. Вода полилась хрустальной струйкой. Глотает её Маркиз жадно, а заодно и умывается. И чувствуется, что козлу приятно, ведь на улице жара неимоверная!

Только я хотел навсегда спровадить нахального гостя, как в том же лазе показались пёс Каштан и кошка Лизка. Тоже соседские. Не оглядываясь, они кинулись к тазу, куда стекали струйки.

Гремит штырь, льётся вода. Козёл фыркает, Каштан тявкает, Лизка мяукает. Прямо Бременские музыканты. Осла только не хватает. И так радостно козлу, псу и кошке!

Потому и не стал я их прогонять, что им так здорово вместе. Просто в гостях всё кажется вкуснее, даже вода.

(По Н. Красильникову)

Грамматические задания
  1. Сформулируйте и запишите основную мысль текста. Озаглавьте текст.
  2. Подчеркните деепричастные и причастные обороты как члены предложения, обозначьте суффиксы деепричастий и их вид.
14.12.2011 279419 2843

Приложение 2. Диктанты

1. Диктант по теме «Причастие»

Гроза

Незабываемое, неизгладимое впечатление оставила гроза в де­ ревне. Началась она вечером. Светлая заря, еще не затянутая черной приближающейся тучей, озаряла розовым светом нашу спальню. Через окна, еще не закрытые на ночь, комната наполнилась удиви­ тельно свежим, чуть влажным воздухом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь дом, и полил дождь, не прекращавшийся около часа. Окна были не занавешены. Сквозь них постоянно видны были молнии, невиданные по красоте и яркости. Не смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии непре­кращающегося страха. Казалось, какая-то сила снесет наш домик, стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров.

Когда мой испуг прошел, я тихо уснул в своей кроватке, не по­ стеленной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой,-""

Утром ничто не напоминало вчерашнюю непогоду. Ярко сияло солнце, сверкала не просохшая после дождя трава, заливались от избытка чувств птицы.

(136 слов)

Грамматическое задание

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте причастия и причастные
обороты как члены предложения.

(Сказуемое: не занавешены.

Определения: незабываемое, неизгладимое; еще не затяну­ тая черной приближающейся тучей; еще не закрытые на ночь; не прекращавшийся около часа; невиданные по красоте и яркости; не смолкавшие ни на минуту; непрекращающегося; стоящий на высоком берегу и ничем не защищенный от ветров; не постелен­ ной на ночь из-за суматохи, вызванной грозой; не просохшая после дождя.)

2.

1-й вариант - не просохшая, 2-й вариант - не закрытые.

2. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Выпив чашку чая, Наташа шумно вздохнула, забросила косу за плечо и начала читать книгу в жёлтой обложке. Мать, стараясь не шуметь посудой, наливая чай, вслушивалась в плавную речь девушки. Но скоро, утомившись следить за рассказом, стала рас­ сматривать гостей. Павел сидел рядом с Наташей. Он был красивее всех. Наташа, низко наклонясь над книгой, часто поправляла сползавшие ей на виски волосы. Взмахивая головою и не понижая голоса, говорила что-то от себя, не глядя в книгу, ласково скользя глазами по лицам слушателей.

Хохол навалился широкой грудью на угол стола, косил глазами, стараясь рассмотреть издерганные концы своих усов. Весовщиков сидел прямо, упираясь ладонями в колени... Не мигая глазами, он упорно смотрел на свое лицо, отраженное в блестящей меди само­ вара. Маленький Федя, слушая чтение, беззвучно двигал губами, точно повторяя про себя слова книги. А его товарищ согнулся, по­ ставив локти на колени, и задумчиво улыбался. В комнате было как-то особенно хорошо.

(145 слов) (A . M . Горький) Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепри­ частные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

1-й вариант -утомившись, 2-й вариант - наклонясь.

3. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - взмахивая, 2-й вариант -упираясь.

3. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Отлет гусей

С деревьев осыпались листья, и садоводы стали зарывать в зем­ лю виноградные лозы. Именно тогда над станицей полетели дикие гуси. Им предстояло совершить далекий, трудный путь, и летели они неторопливо, выдерживая строй. Утром и днем в холоднова­той чистой синеве неба видны были темные точки улетающих на юг гусиных стай и слышалось звонкое гоготанье. Иногда порыв встречного ветра сбивал летящих сзади молодых гусей. Они лома­ ли линию строя, и старый вожак, замедлив размеренный лёт, звал их резким, гортанным криком. Они возвращались на свои места, и стая летела дальше.

И всё же, бывало, на озере или где-нибудь на мелководье остава­ лась обессилевшая старая гусыня. Ей трудно было поспеть за стаей, и она летела одна, часто опускаясь на землю и отдыхая от полёта. Отдохнув немного, она пыталась догнать стаю, тяжело взмахивая крыльями.

(128 слов)

Грамматические задания

1. Подчеркнуть встретившиеся в тексте деепричастия и деепри­ частные обороты как члены предложения.

2. Сделать словообразовательный разбор слов и разбор слов по составу:

1 -й вариант - выдерживая, 2-й вариант - замедлив.

3. Сделать морфологический разбор слов:

1-й вариант - опускаясь, 2-й вариант - отдыхая.

4. Диктант по темам «Причастие» и «Деепричастие»

Ночное приключение

В начале летних каникул мы с товарищем задумали совершить небольшое путешествие в резиновой лодке. Никому ничего не ска­ зав, мы быстро собрались в путь и к ночи были на берегу реки. Ночная тишина, прерываемая каким-то резким птичьим криком, влажный пронизывающий воздух - всё это нехорошо воздейство­ вало на нас.

В течение нескольких минут мы колебались, но потом реши­тельно вошли в лодку, отпихнулись от берега, и лодка поплыла по течению. Сначала было жутко ехать незнакомой рекой, но посте­пенно мы освоились и уже смело смотрели вперед.

Мы плыли медленно по течению реки, почти не работая вес­ лами. Вот из-за туч показалась луна, озарившая своим загадочным блеском все окрестности. Где-то защелкал соловей, за ним другой. Мы восхищались соловьиным пением и совсем забыли о лодке. Вдруг она, натолкнувшись на что-то, опрокинулась, и мы очутились по пояс в воде. Собрав свои вещи, плававшие по реке, мы выбрались на берег, вытащили злополучную лодку, разожгли костер и до утра обогревались, сушились и обсуждали ночное приключение.

(154 слова)

5. Диктант по темам «Предлог» и «Союз»

Я сделал длинную прогулку по обрывам над морем и лег в ка­ мышовое кресло на балконе.

Ночная бездонность неба переполнена разноцветными висящи­ ми в нем звездами, и среди них воздушно сереет прозрачный и тоже полный звезд Млечный Путь, двумя неравными дымами склоняю­ щийся к южному горизонту, беззвездному и поэтому почти черному. Балкон выходит в сад, усыпанный галькой, редкий и низкорослый. С балкона открывается ночное море. Бледное, млечно-зеркальное, оно недвижно, молчит. Будто молчат и звезды. И однообразный, ни на секунду не прерывающийся хрустальный звон стоит во всем этом молчаливом ночном мире, подобно какому-то звенящему сну...

Особый, предрассветный покой царил еще и во всем том огром­ ном человеческом гнезде, которое называется городом. Молчаливо и как-то по-иному, чем днем, стояли многооконные дома с их мно­ гочисленными обитателями.

(119 слов) (По И.А. Бунину) Грамматические задания

1. Озаглавьте текст.

2. Выполните морфологический разбор предлога и союза (по выбору).

6. Итоговый диктант Демографический переход

Рост населения нашей планеты - серьезная проблема. Она за­ трагивает самые глубокие проблемы истории, деликатные вопросы природы человека и общества, ценности и верования, утвержденные многовековыми традициями. Установление взаимопонимания ме­ жду гуманитарными и точными науками совершенно необходимо при изучении общества. Человечество, являясь открытой системой, пока далеко не исчерпало своих ресурсов.

Грядущее нельзя предвидеть, не поняв развития в прошлом, которое через настоящее неразрывно связано с будущим. Когда речь идет о громадных промежутках времени и всех людях, населяющих планету, невольно возникает вопрос, почему это важно для каждого из нас. Крупные по своему масштабу явления истории неминуемо отражаются на жизни каждого. В настоящее время стремительных изменений мир проходит через демографический переход - превра­ щение, никогда прежде не переживавшееся человечеством.

Численность человечества на много порядков больше, чем чис­ ленность сравнимых с ним видов животных. В живой природе пере­ дача информации от поколения к поколению и ее распространение в пределах популяции происходит генетически. Только человек обладает способностью к передаче информации путем социального наследования. Информационное взаимодействие, связанное с речью и сознанием как общественными явлениями, выраженными в куль­ туре, технике и науке, определяет динамику развития человечества на всем пути его развития.

В тысяча семисотом году число жителей на Земле было в десять раз меньше, чем сегодня, а за последние триста лет произошло его утроение. Ежедневно население Земли растет на двести пятьде­сят тысяч человек, и этот прирост практически весь приходится на развивающиеся страны. Такие темпы роста характеризуют как демографический взрыв, способный потрясти планету. Однако в последние годы численность населения стабилизируется. Уче­ ные предсказывают смену количественного роста качественными формами развития человечества.

(244 слова) (По СП. Капице) 7. Итоговый диктант

Приятного аппетита!

Истинное удовольствие от обеда или ужина мы получаем, если едим не спеша, за красиво сервированным столом, соблюдая эле­ ментарные правила этикета.

Если суп горячий, не надо дуть в тарелку или на ложку, пытаясь охладить его. Слегка помешивая суп ложкой, подождем, пока он остынет. Когда супа останется совсем немного, слегка приподняв левой рукой тарелку и наклонив ее от себя, аккуратно доедим его.

Для кушаний, приготовленных из мяса, нужна помощь ножа и вилки. Вилку держим в левой руке, нож - в правой, слегка под­правляя им отрезанные один за другим кусочки. Весь кусок мяса сразу резать не принято. Без ножа обойдемся, если блюдо, например котлеты или рыба, без труда расчленяется вилкой.

Сколько бы ножей и вилок ни лежало на столе, начинайте с са­ мых дальних от тарелки приборов. По мере того как подаются новые блюда, меняются используемые ножи и вилки.

Если вы прервали на время, но не закончили еду, положите нож и вилку на тарелку крест накрест. Вилку кладут выпуклой стороной вверх, нож - острием влево. Закончив есть, не отодвигайте от себя тарелку, а положите на нее нож и вилку параллельно друг другу, по­ вернув их ручками вправо. Вилка должна лежать зубцами вверх.

Хлеб берут рукой и кладут на тарелку, специально для него предназначенную. Хлеб едят, отламывая от него небольшие ку­ сочки.

Помешав чай или кофе, не оставляйте ложечку в чашке, а поло­ жите на блюдце. Не следует также макать в напитки печенье.

Вам, наверное, не безразлично, что будут думать о вас друзья и знакомые после встречи за столом, захотят ли они пригласить вас снова к себе. Хорошие манеры прежде всего говорят о вашем уважении к обществу, в котором вы находитесь.

(263 слова)

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

План – конспект урока по русскому языку:

Контрольный диктант по теме «Деепричастие», 7 класс

Цель деятельности учителя: определить границы знания и «незнания» у семиклассников, уровень изученного материала.

Тип урока: урок контроля ЗУН по теме.

Планируемые образовательные результаты:

1.Предметные: научиться корректировать свой маршрут проблемных зон.

- коммуникативные: адекватное восприятие на слухтекстов разных стилей и жанров; владение разними стилями аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным).

- регулятивные: самоконтроль и самооценивание.

- познавательные: структурировать знания.

3. Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Методы и формы обучения: анализ и синтезязыковых явлений; индивидуальная, фронтальная.

ХОД УРОКА

«Деепричастие». Давайте вспомним все, что нам известно (блиц турнир):

а) дайте определение деепричастия?

б) как пишется не с деепричастиями?

в) Что называется деепричастным оборотом?

г) какими членами предложения являются деепричастия и деепричастные обороты? На какие вопросы отвечают?

д) Как образуются деепричастия совершенного и несовершенного вида?

Молодцы, ребята! Вы правильно отвечали на поставленные вопросы. Сегодня мы напишем контрольный диктант по теме: «Деепричастие».

Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку.

Включаются в учебную деятельность.

Отвечают на вопросы, строят понятные для партнера высказывания.

Практическая деятельность

ДИКТАНТ

Чудесная ночь.

В эту ночь чудеса приходят без приглашения. Поздним вечером, успокоившись у окна, ты ясно ощущаешь, что кто-то пробирается к дому. Распахнув окно, прикасаешься к падающим с неба голубовато-серебряным снежинкам и говоришь: «Здравствуй, Новый год!»

Шепот, шорохи, таинственный перезвон – признаки приближающейся прелестной сказки.

Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног. Забыв о времени, о празднике, прикрываешь глаза и погружаешься в сладкий сон. Тебе снится, что ты, оторвавшись от земли, летишь над сонным городом, заснеженным лесом, небольшой речонкой, покрытой ледяным панцирем. Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

Утром, проснувшись с легким сердцем и радостной улыбкой, вспоминаешь необыкновенную встречу с чудом. (121 слово)

(По А. Иллюминаторской)

Слушают текст диктанта, задают вопросы по содержанию диктанта, задают вопросы для уточнения информации.

ГРАММАТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

1. Синтаксический разбор предложений.

I вариант:

Загорается на небе луна, с крыш слетает снежок, и метель, кружащая под окном, словно окутывает тебя с головы до ног.

II вариант:

Долетев до звездного неба и сняв яркую звездочку, прикрепляешь ее к себе на грудь.

2. Произвести морфологический разбор деепричастия.

I вариант:

устроившись

II вариант:

Проснувшись

3. Обозначить в тексте вид деепричастий.

I вариант:

Деепричастия совершенного вида.

II вариант:

Деепричастие несовершенного вида.

Самостоятельно выполняют грамматическое задание

Проверяют правильность выполнения работы.

Рефлексия учебной деятельности

Какие трудности у вас появились в процессе работы?

Как вы их преодолевали?

Понравился ли вам урок? Какое настроение у вас сейчас?

Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных на вашем столе карточек и покажите мне. Урок понравился – карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку с грустным лицом.

Спасибо всем за урок!

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Заполняют дневники достижений.

Домашнее задание

Упражнение № 215 на странице 90.

Открывают дневники, записывают домашнее задание.

Контрольный диктант за I полугодие 2017 – 2018 учебного года

по теме «Причастие. Причастный оборот. Деепричастие. Деепричастный оборот»

7 класс

Цель : проверить знания, умения и навыки учащихся, полученные за I полугодие текущего учебного года.

развития умений, выбора условий для написания:

Проверяемых безударных гласных;

Непроверяемых безударных гласных;

Проверяемых согласных в корне слова;

Двойных согласных;

Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени.

Постановки знаков препинания:

Запятая при однородных членах предложения;

Запятая в сложном предложении;

Запятая в предложении с причастным оборотом;

Запятая в предложении с деепричастным оборотом.

Грамматические задания направлены на выявление уровня сформированности практических умений и навыков:

Синтаксического разбора предложения;

Морфологического разбора деепричастия;

Нахождения в тексте причастных и деепричастных оборотов, а также их обособления.

Дом под кронами дубов

Старый пруд затянуло ряской. Спустившись сюда из сада, мы спугнули плескавшихся здесь диких уток. Неожиданно одна из них плюхнулась в пруд и поплыла, быстро-быстро рассекая зелёную воду.

Мне хотелось пройти к разрушенному кирпичному дому, со всех сторон заросшему липами и дубами. Валентин Петрович купил его, чтобы построить дом, напоминавший ему отцовский.

Пройдя вдоль берега пруда, мы наблюдали за скользящими в тине серебристыми карасями. Невдалеке проглядывали остатки то ли плотины, то ли водопровода. Вскоре наша тропинка устремилась к дому, обрушенные стены которого выглядывали сквозь кусты.

Над полуобвалившимся домом наконец-то загорелось ласковое солнце. Среди редких облаков пролетел коршун. Он вдруг недоброжелательно, заставив меня вздрогнуть от неожиданности, прикрикнул на нас с высоты. Это был удивительный миг. И мне впервые было приятно слышать голоса дикой природы.

Мы осторожно побродили внутри заброшенного холодного дома по тёмным разломанным сгнившим доскам, и Петрович поделился планами его обустройства.

(132 слова) (По А. Грешневикову)

Грамматические задания

1 вариант

    Спустившись сюда из сада, мы спугнули плескавшихся здесь диких уток.

    Морфологический разбор слова спустившись .

    (1 и 2 абзац) .

2 вариант

    Синтаксический разбор предложения: Пройдя вдоль берега пруда, мы наблюдали за скользящими в тине серебристыми карасями.

    Морфологический разбор слова пройдя .

    Выделить в тексте диктанта все причастные и деепричастные обороты (3 и 4 абзац) .

Контрольный диктант по теме «Деепричастие»

6 класс

Цель: проверка знаний обучающихся по теме «Деепричастие»;

Задачи : закрепить орфографическую и пунктуационную грамотность,

отработать навыки выполнения грамматических разборов.

Методические приемы: диктант, грамматическое задание.

Лет тридцать назад удил я рыбу на одном из озер Хоперского заповедника. Днем сморила меня дремота. Проспав часа два, я очнулся от странных звуков. У воды увидел я перепачканного грязью зверя. Он ловил рыбу, шлепая по воде маленькой лапкой. То был енот. Я его снял, но издалека перепачканный илом охотник за рыбой выглядел шевелящейся кучей грязи.
Позже енотов видел я много раз. В том же Хоперском заповеднике, вы-садившись на остров во время половодья, мы стояли с приятелем, при-слушиваясь к крику журавлей. Глядим, прямо на нас идут два енота. Идут, как-то странно покачиваясь и загребая лапами. Прошлогодние па-лые листья уже подсохли, и енотам доставляло удовольствие их шуршанье. Мы затаились, и звери, не ожидая кого-либо встретить на острове, ткнулись носами нам в сапоги. Почуяв опасность, они побежали в низину и там затаились.

Наступила ночь. А утром, пройдя по острову, мы енотов не обнаружили – уплыли звери.

(По В. Пескову).

(144 слова)

В.М. Песков* – советский писатель, журналист, фотокорреспондент, путешественник. Лауреат Ленинской премии и премии Правительства Российской Федерации 2013 года в области средств массовой информации. Уроженец Воронежской земли.

Примечание: предупредить учеников о постановке тире в последнем предложении.

Грамматические задания.

    Озаглавить текст. Подумайте, что вы отразили в заглавии: тему или основную мысль.

    Подчеркнуть деепричастия как члены предложений.

    Выполнить морфемный разбор деепричастий:

1 вариант – шлепая.

2вариант – прислушиваясь.

4.Выполнить морфологический разбор деепричастий:

1 вариант – высадившись.

2 вариант – почуяв.



gastroguru © 2017