Наш мозг способен создавать ложные воспоминания, но это не всегда плохо. Что такое ложная память Эффект ложной памяти

Ложные воспоминания

Что такое память? Это банк данных или процесс реконструкции этих данных? Современная психология считает, что скорее процесс. Воспоминания о прошлом реконструируются каждый раз, когда к ним обращаются. С одной стороны, это значит, что забытое подлежит восстановлению: по оставшимся в памяти фрагментам можно воссоздать всю картину. С другой стороны, каждая новая реконструкция меняет воспоминание.

Французский психолог Жан Пиаже описывает случай из своей жизни. Он в деталях помнил, как его, в возрасте около двух лет, пытались украсть из коляски. Пиаже мог описать сцену похищения, как его заслонила собой нянька и как преступник бежал при виде полицейского. Он был уверен в своих воспоминаниях до 15 лет, когда нянька обратилась к религии и, раскаявшись, написала родителям Жана, что выдумала всю эту историю от начала и до конца. Вероятно, будущий психолог много раз слышал пересказ этой легенды от родителей, пока не воссоздал ее в зрительных образах, которые и запомнил как истинные. Этот пример показывает, что человек может быть абсолютно уверен в надежности своей памяти, воспроизводя при этом ложные воспоминания.

Воспоминания детства часто не соответствуют действительности. Это связано с явлением, которое психологи называют детской амнезией, – человек забывает первые несколько лет своей жизни. Существует несколько теорий на этот счет: от психоаналитических, объясняющих забывание через вытеснение детских конфликтов, до нейробиологических – о незрелости мозговых структур в раннем детстве. Наиболее убедительной представляется современное понимание развития долговременной памяти совместно с абстрактным мышлением и освоением языка. В первые годы жизни у ребенка не хватает запаса усвоенных понятий, благодаря которым он может зафиксировать в памяти происходящее с ним.

Тем не менее многие помнят лица, игрушки, эпизоды и события раннего детства. Но, как правило, эти воспоминания сформированы на основе фотографий и рассказов взрослых, как это бы было в случае с похищением Пиаже в детстве.

Однако не стоит думать, что ложные воспоминания лишь заполняют пробелы, связанные с детской амнезией. Они могут происходить из-за ошибок восприятия: люди видят то, что готовы увидеть, пропускают то, что противоречит их убеждениям, и дополняют картину в соответствии с ними. Свидетель, считающий, что большинство преступлений совершают бездомные, опишет преступника как бездомного. При этом он не заметит в нем признаков состоятельного гражданина и дополнит описание деталями, присущими бродягам, – реконструирует событие на основе своих стереотипов и будет уверен в том, что помнит все точно и безошибочно.

Другой источник ложных воспоминаний – конформизм, податливость воздействию других людей. Многочисленные психологические эксперименты показали, как легко люди поддаются влиянию харизматичного экспериментатора или давлению массы его ассистентов, выступающих под видом других испытуемых. Некоторые готовы даже отрицать очевидное или подтверждать заведомую ложь, если перед ними то же самое проделывали помощники экспериментатора. Более 40 % испытуемых признавали одинаковыми очевидно разные по длине отрезки, если перед ними то же самое сделала группа. Таким образом, воспоминания людей, поддающихся чужому влиянию, могут быть внушенными, особенно если они первоначально изложены авторитетными или наделенными властью людьми и повторены много раз.

Ложные воспоминания отличаются от прямой лжи. Воспроизводя их, человек искренне заблуждается. Он говорит уверенно, потому что сам верит в свои слова. Он убедителен, в его воспоминаниях есть внутренняя логика.

Разведчики, которые постоянно работают с информаторами, часто сталкиваются с ложными воспоминаниями. Поэтому они вынуждены перепроверять полученные данные. Первый способ отделить правду от лжи – сравнить информацию из разных источников. Если данные от разных людей совпадают, скорее всего, они верны. Если источники говорят разное, нужно оценивать, какой из них более достоверен. Другой способ отделить правдивые воспоминания – последовательно и досконально выяснять, что человек действительно видел и слышал, а что додумал.

Список слов. Восьмой уровень

Предметы на столе. Шестой уровень

Из книги Больше денег от вашего бизнеса: скрытые методы увеличения прибыли автора Левитас Александр

Из книги Воля и видение. Как те, кто приходит позже остальных, в итоге заправляют рынками автора Теллис Джерард

Легкость воспоминания Простейшая причина, играющая на руку пионерам, – это легкость, с которой вспоминается имя первого брэнда в категории. Сегодня потребители сталкиваются с выбором среди тысяч брэндов в сотнях категорий. К примеру, бритвенные лезвия делятся на

Из книги Маленькая книжка, которая принесет вам состояние автора Дорси Пэт

Из книги Начни жизнь заново. 4 шага к новой реальности автора Свияш Александр Григорьевич

Стираем воспоминания Если вплыло воспоминание о прошлом переживании – не заталкивайте его обратно. Наоборот, покопайтесь в нем так, чтобы всплыли все прежние эмоции. Тут же включите активное дыхание и читайте про себя Формулу прощения в ее простом варианте.Не помогает –

Из книги Суперпамять [Уникальная программа абсолютного улучшения памяти и работы мозга (litres)] автора Хеннер Мэрилу

Выборочные воспоминания «Я больше никогда не буду пить!» Мы все слышали подобные высказывания. Может быть, вы говорили это самому себе. Некоторые говорят это и снова напиваются в следующий же выходной. Таким людям очень удобно позволить воспоминаниям об утреннем

Из книги Ври как мужчина, манипулируй как женщина автора Лифшиц Галина Марковна

Наши ложные представления Вот и пришла пора поговорить в очередной раз о наших ложных представлениях, иллюзиях, которыми лучше себя не тешить.Недавно я ехала на машине из Германии в Швейцарию. Однообразный десятичасовой путь прерывался лишь остановками для заправки

Из книги Зрелой женщине принадлежит мир [Как быть счастливой в мире мужчин] автора Лифшиц Галина Марковна

Из книги Курс по личному развитию для умных людей [Мастер-класс от признанного специалиста] автора Павлина Стивен

Ложные убеждения Ложные представления формируются, когда вы принимаете частично или полностью неистинную информацию. Это может происходить случайно или намеренно – по инициативе людей, навязывающих вам подобные убеждения. В итоге вы чаще принимаете ошибочные решения,

Из книги Практика интегральной жизни автора Уилбер Кен

3. Осадок в виде вины и ложные этические ошибки Третье часто встречающееся заблуждение выглядит как ложные этические конфликты. Люди часто думают, что они испытывают этический конфликт, тогда как они просто запутались в противоречиях между социальными установками и

Из книги Психология вредных привычек автора О’Коннор Ричард

Из книги Творчество в рамках автора Голденберг Джекоб

Из книги 50 лучших головоломок для развития левого и правого полушария мозга автора Филлипс Чарльз

Из книги Бабы дуры, или Как быть счастливой женщиной в наше время и в нашей стране автора Хорс Сима

Ложные соображения Продолжая сохранять отношения с неподходящим для вас партнером, вы руководствуетесь следующими ложными соображениями. Психологам они известны. Чувство вины, что в происходящем виноваты только вы сами. …не прошло и месяца, как опять все то же самое.

Из книги Заставь свой мозг работать. Как максимально повысить свою эффективность автора Брэнн Эми

Из книги Эмоциональный интеллект. Как разум общается с чувствами автора Лемберг Борис

Из книги Феноменальный интеллект. Искусство думать эффективно автора Шереметьев Константин

Человеческая память постоянно приспосабливается и адаптируется так, чтобы соответствовать миру. Художник А.Р.Хопвуд создал арт-проект «Архив ложных воспоминаний», чтобы показать, насколько обманчива может быть память.
На протяжении года он собирал истории людей об их ложных воспоминаниях, которые он превратил в инсталляцию из фотографий, картин, скульптур и других предметов, напоминающих о прошлом.
Люди рассказывали художнику о самых удивительных ложных воспоминаниях: от поедания мышей до способности летать.
Один мужчина был твердо уверен, что сестра его девушки умерла на приеме у стоматолога. Он старался держать все свои визиты к дантисту в секрете, чтобы лишний раз не волновать свою подругу.
Он написал: «Однажды за ужином она сказала, что на следующей неделе собирается к стоматологу. За столом стало непривычно тихо. Моя мама нарушила тишину, сказав, что, должно быть, это сложно для нее после того, что случилось с ее сестрой».
И это далеко не редкие случаи. Нейроученые говорят, что многие из наших ежедневных воспоминаний создаются неверными, поскольку наш взгляд на мир постоянно меняется.
Уловка воображения
Известный эксперимент Элизабет Лофтус 1994 года доказывает, что ложные воспоминания создаются достаточно легко. Так, в ходе эксперимента, ей удалось убедить четверть участников в том, что они терялись в торговом центре, когда были детьми.
Целью другого подобного эксперимента, проведенного в 2002 году, было убедить участников в том, что они летали на воздушном шаре в детском возрасте. Половина из них поверила этому, увидев фотографии, которые, на самом деле, были созданы в программе Photoshop.
Данная работа была проведена Кимберли Вейд из Уорикского Университета (Британия). Художник Хопвуд попросил ее совершить полет на воздушном шаре, видео и фото этого путешествия стали частью его выставки.
«Я изучала память больше десяти лет, и все еще удивляюсь тому, как наше воображение заставляет нас верить в то, чего в действительности никогда не было, и тому, как мозг создает иллюзорные воспоминания. Причина, по которой наши воспоминания настолько податливы, заключается в том, что в мозг поступает бесконечно много информации. Наша система восприятия не создана для того, чтобы замечать абсолютно все, что происходит в окружающей нас среде. Наша память заполняет пробелы тем, что нам известно об этом мире», — говорит Вейд.
Потерянные ключи
По большей части, ложные воспоминания касаются повседневных ситуаций, которые не имеют каких-либо последствий, не считая небольших споров с партнером или другом о том, кто снова потерял ключи.
Но иногда ложные воспоминания могут привести к более серьезным последствиям. Например, если свидетельства в суде основаны на ложных воспоминаниях о преступлении. Подобные случаи не раз приводили к вынесению неверного приговора.
Кристофер Френч из Лондонского Университета «Голдсмитс» отмечает, что все мы мало осведомлены о том, насколько недостоверной может быть человеческая память. И особенно это важно в юридической и судебной сферах.
«Хотя психологи и те, кто подробно изучал вопрос ложных воспоминаний, знают об их недостоверности, идея о том, что не всегда стоит полагаться на память, все еще не учитывается в обществе. Некоторые люди до сих пор уверены, что память работает как видеокамера. Другие разделяют теорию Фрейда о подавлении воспоминаний. Она заключается в том, что если происходит что-то ужасное, человек не запоминает это событие, вытесняя его из сознания, и оно отправляется в подсознание», — говорит он.
Профессор Френч также принимал участие в арт-проекте о ложных воспоминаниях. Он надеется, что проект позволит большему количеству людей осознать, насколько воспоминания о событии могут расходиться с действительностью.
Его надежду разделяет и А.Р. Хопвуд. Он отмечает, что ему было интересно узнать, насколько твердо люди могут быть уверены в том, чего в действительности никогда не происходило.
«В нашей инсталляции были мини-портреты людей, изображающие их ложные воспоминания. Получается, что приходя на выставку, единственное, что вы узнаете о человеке, это то, чего с ним в действительности никогда не было. Это удивительный парадокс, который вдохновляет меня как художника», — говорит он.
Спастись от тигра
Исходя из результатов другого исследования, ошибки человеческого мозга иногда могут служить благой цели.
Серджио Делла Зала, когнитивный нейроученый из Эдинбургского Университета (Шотландия), говорит, что иногда ошибки мышления спасают нам жизнь. Представьте, что вы находитесь в джунглях и вдруг видите, как шевелится трава. Скорее всего, вы подумаете, что где-то поблизости тигр, и убежите.
Компьютер, например, в 99% случаев придет к выводу, что это просто ветер. Если бы мы вели себя как компьютер, то рано или поздно были бы съедены хищником.
«Наш мозг готов сделать 99 ошибок из 100, чтобы один раз спасти нас от тигра. Это так, потому что мозг – не компьютер. Он делает огромное количество неверных выводов. Ложные воспоминания – это признак здоровья мозга. Это побочный продукт правильно работающей системы памяти, в которую легко вносить поправки», — говорит профессор Делла Зала.
Оригинальная статья: Melissa Hogenboom, — Why does the human brain create false memories? BBC News, September 2013
Перевод: Елисеева Маргарита Игоревна
Редактор: Симонов Вячеслав Михайлович
Ключевые слова: ложный воспоминания, нейронаука, нейропсихология, мозг, когнитивные способности
Источник фото: unsplash.com

Бывало ли с вами такое, что не можешь определить, является ли ваше воспоминание о каком-то месте, событии истинным или это образы из сна? У меня есть парочка таких хороших воспоминаний. И хотя я склонна думать, что это был сон, навряд ли я когда-нибудь узнаю, так ли это, так что я склонна «окунаться» в эти воспоминания, как в реальность.

Как часто люди выбирают «другую» реальность в своих воспоминаниях, чтобы уйти от будничной реальности! Особенно это свойственно детям.

Помню, нам лет восемь с подружками, сидим летним вечером на лавочке у дома и делимся событиями. И вот одна, более решительная, начинает «завирать». Ее история постепенно наполняется необычными деталями, она вдохновенно поднимает глаза к небу, и мы сидим, открыв рты. Но разве можно сдержать азарт, который кипит в каждой из нас? Кто-то скажет: » И уменя такое было!» — и вот уже лавина «воспоминаний» обрушивается на каждую из нас. К тому времени, как мамы позовут домой, мы уже живем в полностью выдуманном нами мире, и мы так счастливы — этот мир наполнил нас и допустил нас в сказку, и мы по-настоящему верим, что все именно так и было…

Что интересно, взрослым тоже свойственно думать, что «именно все так и было», если существуют обстоятельства, которые «подталкивают» к тому, чтобы «вспомнить» то, что никогда не было.

«Ложные воспоминания» — это феномен нашей памяти.

Самым известным специалистом по ложным воспоминаниям является Элизабет Лофтус. Она выступала экспертом по этому вопросу на сотнях судейских заседаниях (в том числе и по делу Майкла Джексона) и спасла многих невинных людей от приговора.

Проведя множество экпериментов, она доказала, что память весьма избирательна, пластична, «как страничка в Википедии», которую можно переписывать сколько угодно раз.

Работая на департамент транспорта, Элизабет Лофтус показала, как влияет на память «эффект дезинформации».

В одном из экспериментов студентам показывали записи автомобильных аварий. После просмотра каждого видео студенты должны были заполнить отчет об аварии в свободной форме. После чего им задавался ряд конкретных вопросов про ДТП. Основной вопрос касался скорости автомобилей в каждой аварии. Части студентам предлагался вопрос о том, с какой скоростью автомобили «врезались» друг в друга. Другая часть испытуемых получила почти такой же вопрос, но вместо слова «врезались» в нем использовались слова «соприкоснулись», «ударились», «разбились», «стукнулись». Неудивительно, что, в итоге, при использовании в вопросе слова «разбились» машинам приписывалась наибольшая скорость.

Результатом данного эксперимента стал вывод о том, что форма вопроса влияет на ответ свидетеля.

В другом эксперименте на эту же тему Лофтус получила похожий эффект. На вопрос «Видели ли вы, как разбилась фара?» дается большее количество ложных свидетельств о разбитой фаре, в то время как на самом деле фара даже не была разбита.

Ложные воспоминания можно внедрить. Лофтус проводила эксперименты, в ходе которых испытуемые даже «встречали» кролика Багза Банни в Диснейленде, хотя этого просто не могло быть, так как кролик — творение студии Уорнер Бразерз, а не студии Уолта Диснея.

Однако ложные воспоминания не всегда являются результатом чьего-либо злого умысла. Часто мы и сами «обманываться рады».

Например, мы можем домысливать. Домысливание происходит тогда, когда человек путает детали двух абсолютно различных событий и объединяете их в одно воспоминание. Например, проведя хороший вечер в компании друзей и при возвращении в метро прочитав анекдот в интернете, вполне можно «вспомнить», что анекдот рассказала подруга.

Мы также можем «неправильно» запомнить что-то, если наша собственная интерпретация событий, основанная на каком-то жизненном опыте, идет вразрез с тем, что на самом деле произошло. В теории памяти это называется нечетким прослеживанием мысли.

Эмоции, ощущаемые во время конкретных событий, также способны влиять, увеличивая количество ложных воспоминаний об этих событиях.

Особенно важное влияние на воспоминания оказывают предубеждения. Если в памяти человека есть пробелы касательно неких событий, то он склонен заполнять их, исходя из своих представлений о том, как должно выглядеть это событие. Например, если бабушке на лавочке очень не нравится сосед с верхнего этажа, значит, вполне возможно, она «вспомнит», что видела его в день преступления на «том самом месте».

Работая с бессознательным различными методами, смею утверждать, что подобные ложные воспоминания — это адаптация, защита себя, сохранение психологического комфорта любыми способами. Опять же, причины, почему именно так, а не иначе происходит эта защита, тоже лежат в бессознательном.

Бессознательное человека и его память — две неразрывно связанные вещи. Меняя то, как кодируется ситуация в бессознательном, меняешь и память, и вся жизнь может начать окрашиваться в цвета радуги, и иногда это то, что человеку может быть очень-очень нужно.

Ложную память классифицируют на несколько разновидностей по следующим критериям:

По причинам происхождения

  • Бредовые ложные воспоминания - связаны с бредовыми идеями пациента, не относятся к нарушениям памяти или помрачением сознания;
  • внушенные - характерны для синдрома Корсакова, развиваются после подсказки, наводящего вопроса другого человека;
  • мнестические - замещающие, связаны с пробелами в памяти, могут относиться как к прошлому, так и к настоящему времени;
  • онейрические - связаны с инфекционными, интоксикационными поражениями головного мозга, некоторыми психозами, шизофренией, отражают тематику основного заболевания;
  • экспансивные - появляются при бреде величия и содержат подтверждение бредовых идей пациента.

По провоцирующим факторам

  • Спонтанная или первичная парамнезия возникает сама по себе - это непроизвольное явление, а не реакция на чью-либо реплику. Чаще всего проблема сопровождает деменцию, характер воспоминаний - фантастический.
  • Спровоцированная или вторичная конфабуляция - реакция на нарушения памяти, проявление не только деменции, но и амнезии. Реже вторичная парамнезия развивается как кратковременное явление, вызванное пережитым стрессом.
  • Экмнестические - пациент теряет представление об окружающей действительности, собственном возрасте, относит события к прошлому, например, временам из детства;
  • мнемонические - ложные воспоминания о текущих событиях, которые касаются в основном быта или профессиональной деятельности;
  • фантастические - содержат многочисленные неправдоподобные, фантастические сведения, легче всего выявляются, так как сразу заметны со стороны.

Ложные воспоминания – это психологическое явление, при котором человек «помнит» события, которых на самом деле не происходило. Ложные воспоминания часто рассматриваются в судебных делах, касающихся сексуального насилия над детьми. Это явление было первоначально исследовано пионерами психологии Пьером Жане и Зигмундом Фрейдом. Фрейд написал труд «Этиология истерии», в котором говорил о подавленных воспоминаниях, о детских сексуальных травмах в их отношении к истерии. Элизабет Лофтус является ведущим исследователем в области восстановления памяти и ложных воспоминаний с момента начала её исследовательской карьеры в 1974 году. При синдроме ложной памяти, ложная память присутствует в качестве преобладающей части жизни человека, влияя на его характер и повседневную жизнь. Синдром ложной памяти отличается от ложных воспоминаний, поскольку синдром оказывает сильное влияние на жизнь человека, в то время как ложные воспоминания могут не оказывать столь фундаментального эффекта. Синдром вступает в силу, потому что человек считает, что его воспоминания являются настоящими. Тем не менее, исследование этого синдрома является спорным, и синдром не идентифицирован как психическое расстройство, и, следовательно, также исключен из Диагностического и статистического руководства по психическим расстройствам. Ложные воспоминания являются важной частью психологических исследований из-за их связи с большим количеством психических расстройств, таких как посттравматическое стрессовое расстройство.

Манипуляции с содержанием памяти при помощи языка

В 1974 году, Элизабет Лофтус и Джон Палмер провели исследование с целью изучения влияния языка на развитие ложных воспоминаний. Эксперимент включал в себя два отдельных исследования. В первом тесте, 45 участников были распределены случайным образом, и им дали посмотреть различные видео, в которых были зафиксированы автомобильные аварии, при этом в отдельных видео демонстрировались столкновения со скоростью в 30, 50 или 65 километров в час. После этого, участникам дали заполнить анкету. В анкете им задавался вопрос: «Как быстро ехали автомобили, перед тем как они врезались друг в друга?». В анкете всегда задавался один и тот же вопрос, за исключением глагола, используемого для описания столкновения. В разных анкетах использовались слова «разбились», «врезались», «столкнулись», «ударились», или «соприкоснулись». Участники оценивали столкновения всех скоростей в среднем от 56 км/ час до чуть ниже 64 км/ час. Если фактическая скорость была бы главным фактором в оценке, можно было бы предположить, что участники показывали бы более низкие оценки для более низких скоростей при столкновений. Вместо этого, слово, используемое для описания столкновения, а вовсе не сама скорость, казалось, лучше прогнозировало оценку скорости. Во втором эксперименте, участникам также показывали видео с автомобильной аварией, но основным способом манипулирования была формулировка в последующих вопросниках. 150 участников были случайным образом распределены на три группы. Участникам из первой группы задали тот же вопрос, что и в первом исследовании, используя глагол «разбились». Во второй группе в вопросе звучало слово «врезались». В последней группе не спрашивалось о скорости разбитых автомобилей. Затем исследователи спросили участников, не видели ли они битого стекла, зная, что в видео не было никакого битого стекла. Ответы на этот вопрос показали, что то, замечали ли участники разбитое стекло, очень зависело от используемого глагола. Большое количество участников в группе, которым сказали, что машины «разбились», заявили, что видели битое стекло. В этом исследовании, отправной точкой в дискуссии был вопрос о том, могут ли слова, используемые для выражения вопроса, оказать влияние на данный ответ. Во-вторых, исследование указывает на то, что формулировка вопроса может дать людям ожидания к ранее игнорируемым деталям, а, следовательно, неправильное толкование наших воспоминаний. Это указание поддерживает существование ложной памяти как явления.

Корректировка данных в отчете очевидца

Мета-анализ исследований языкового манипулирования Лофтуса показывает, что эффекты феномена оказывают влияние на процесс припоминания и продукты человеческой памяти. Даже малейшее изменение в вопросе, например, в артикле, может изменить ответ. Например, если спросить у человека, видел ли он «этот знак» (артикль the), а не «какой-то знак» (артикль a), если знак действительно имел место, то человек скорее будет склонен ответить, что он видел знак.

Влияние прилагательных на ответы очевидца

Выбор прилагательных может подразумевать характеристики объекта. Исследование Харриса 1973 года рассматривает различия в ответах на вопрос о росте баскетболиста. Респондентов случайным образом распределили, и задали им вопрос: «Насколько высокий был баскетболист?» или «Насколько низкий был баскетболист?». Вместо того, чтобы спрашивать участников просто о росте баскетболиста, использовалось прилагательное, которые имело эффект на численные результаты. Разница в средних показателях роста, которая была предсказана, составила 10 дюймов (250 мм). Прилагательные, используемые в предложении, могут вызвать либо преувеличенный, либо преуменьшенный ответ респондента.

Ответ на мета-анализ

Было высказано мнение, что Лофтус и Палмер не контролировали внешние факторы, поступающие от отдельных участников, такие как эмоции участников или потребление алкоголя, наряду со многими другими факторами. Несмотря на критику, такую как эта, это специфическое исследование является весьма актуальным и для судебных дел в отношении ложных воспоминаний. Автомобильное исследование Лофтуса и Палмера позволило комитету Девлин создать отчет Девлина, который предположил, что показания очевидцев не являются надежными сами по себе.

Надежность вызова памяти

Пресуппозиции

Пресуппозиции являются косвенными намёками, применяемыми путём выбора слов. Предположим, что вы спрашиваете человека: «Какого оттенка синего был бумажник?». Он, в переводе, думает: «Кошелек был синим. Какой был оттенок?» Фраза предусматривает предполагаемый «факт». Это предположение обеспечивает два отдельных эффекта: истинный эффект и ложный эффект. Истинный эффект предполагает, что объект, о котором идет речь, действительно существует. При этом, воспоминание респондента усиливается, становится более легкодоступным, и его проще экстраполировать. При истинном эффекте, предпосылки облегчают воспоминание о детали. Например, было бы менее вероятно, что респондент вспомнит, что бумажник был синим, если бы в подсказке не указывалось, что цвет был синим. Ложный эффект предполагает, что объект, о котором идет речь, никогда не существовал. Несмотря на это, ответчик убеждён в противном, благодаря чему возможно манипулировать его памятью. Также человек может изменять ответы на последующие вопросы, чтобы сохранять логику повествования. Независимо от того, был эффект истинным или ложным, ответчик пытается соответствовать предоставленной информации, поскольку предполагает, что это правда.

Гипотеза подстроения

Гипотеза построения имеет огромное значение для объяснения податливости памяти. Задавая респонденту вопрос, который предоставляет предпосылку, ответчик «подстроит» свое воспоминание согласно этой предпосылке (если признать сам факт её существования). Ответчик вспомнит объект или деталь. Гипотеза подстроения говорит, что если истинная часть предоставляемой информации может изменить ответ респондента, то это возможно и относительно ложной части информации.

Теория скелета

Лофтус разработал теорию скелета после того, как провел эксперимент с участием 150 пациентов из Университета штата Вашингтон. Теория скелета объясняет идею о том, как работают воспоминания, при помощи двух категорий: процессы приобретения и поисковые процессы. Процессы приобретения происходят в ходе трех отдельных этапов. Во-первых, при первоначальной встрече, наблюдатель выбирает стимул, на котором ему нужно сосредоточиться. Информация, на которой наблюдатель может сосредоточиться, в сравнении с информацией, присутствующей в ситуации, очень мала. Другими словами, вокруг нас происходит много всего, и мы можем сосредоточить внимание только на небольшом «участке» информации. Таким образом, наблюдатель должен сосредоточить внимание на фокусной точке. Во-вторых, наше визуальное восприятие должно быть переведено в заявления и описания. Заявления представляют собой совокупность понятий и объектов; они являются связующим звеном между возникновением события и памятью. В-третьих, восприятие подлежит какой-либо «внешней» предоставляемой информации до или после интерпретации. Этот последующий набор информации может изменить воспоминание. Процессы извлечения информации из памяти происходят в два этапа. Во-первых, память и образы регенерируются. Это восприятие зависит от того, какой фокус выбрал наблюдатель, наряду с информацией, представленной до или после наблюдения. Во-вторых, связывание инициируется описанием, «рисованием картинки», чтобы понять, что именно наблюдалось. Этот процесс поиска приводит либо к точной памяти, либо к ложной памяти.

Реляционная обработка

Извлечение памяти было связано с реляционной обработкой мозга. Связывая два события (по отношению к ложной памяти, связывая свидетельство с предшествующим событием), существуют буквальные и реферативные представления. Буквальные представления совпадают с событием (например, кто-то не любит собак, потому что, когда ему было пять лет, его укусил чихуахуа), а реферативные соответствуют общим выводам (например, кто-то не любит собак, потому что они злые). В соответствии с теорией нечеткого следа, гласящей, что ложные воспоминания хранятся в реферативных представлениях (которые извлекают истинные и ложные воспоминания), Storbeck & Clore (2005) захотели узнать, как изменение настроения влияет на извлечение ложных воспоминаний. После использования инструмента для измерения ассоциаций к словам, называемого парадигмой Диз-Родригера-МакДермотта, ученые манипулировали настроениями испытуемых. Настроения либо ориентировались на позитив, либо на негатив, либо вообще никак на них не воздействовали. Результаты позволяют предположить, что более негативные настроения сделали критические детали, хранящиеся в реферативных представлениях, менее доступными. Это означало бы, что ложные воспоминания менее вероятны, когда человек находится в плохом настроении.

Восстановление памяти при помощи терапии

Стратегии восстановления

Воспоминания, восстановленные с помощью терапии, становится трудно отличить от просто подавленных или существовавших ранее воспоминаний. Терапевты используют такие стратегии, как гипнотерапия, повторный допрос, и библиотерапия. Эти стратегии могут спровоцировать восстановление несуществующих событий или неточные воспоминания. Недавний отчет указывает на то, что подобные стратегии могли вызвать ложные воспоминания до начала современной полемики по данной теме, которая имела место в 1980-х и 1990-х годах. Лоуренс и Перри провели исследование с целью протестировать способность вызывать события из памяти с помощью гипноза. Пациентов помещали в гипнотическое состояние, а затем будили. Наблюдатели предположили, что пациентов разбудили громким шумом. Почти половина испытуемых заключили, что это заключение является правдой, хотя это было не так. Хотя, путем терапевтического изменения состояния пациента, у них, возможно, были основания полагать, что то, что они говорят, правда. Из-за этого ответчик имел ложные воспоминания. В 1989 году исследование гипнабельности и ложной памяти разделило точные и неточные воспоминания. При формировании открытого вопроса, 11,5% испытуемых вспомнили ложное событие, предложенное наблюдателями. В формате множественного выбора, ни один из участников не утверждал, что ложное событие произошло. Этот результат привел к выводу, что гипнотические внушения производят сдвиги в фокусе, осознании и внимании. Несмотря на это, испытуемые не смешивали фантазии с реальностью. Восстановление памяти при помощи терапии является распространенной подкатегорией вызова памяти, открывающей спор о псевдореминисценции. Это явление определяется свободно, и входит в DSM. Тем не менее, синдром предполагает, что ложные воспоминания могут быть названы синдромом, когда они оказывают большое влияние на жизнь пациента. Эти ложные воспоминания могут полностью изменить личность и образ жизни пациента. Техника «потерянный-в-торговом-центре» является еще одной стратегией восстановления. По существу, она представляет собой паттерн повторения предположений. Человек, чья память должна быть восстановлена, продолжает утверждать, что у него был такой опыт, даже если этого могло не быть. Эта стратегия может заставить человека вспомнить, что событие имело место, несмотря на ложность этого утверждения.

Судебные дела

Восстановление памяти при помощи терапии стало распространенной практикой в судебных делах, особенно в отношении сексуального насилия. В деле Рамона против Изабеллы, два терапевта ошибочно побудили Холли Рамону, свою пациентку, вспомнить, что она подвергалась сексуальному насилию со стороны своего отца. Было высказано мнение о том, что терапевт, Изабелла, «имплантировала» это воспоминание Рамоне после использования гипнотического препарата амитал натрия. Почти единогласным решением судей, была признана халатность Изабеллы по отношению к Холли Рамоне. Этот юридический вопрос 1994 года сыграл огромную роль в признании возможности ложных воспоминаний. В другом случае, когда использовались ложные воспоминания, они способствовали тому, что с обвиняемого были сняты все обвинения. Джозеф Пацели был обвинен в том, что проник в дом к женщине с целью сексуального насилия. Женщина дала полиции описание нападавшего вскоре после того, как произошло преступление. В ходе судебного процесса, исследователь памяти Элизабет Лофтус показала, что память является ошибочной, и что имело место много эмоций, которые сыграли свою роль в описании, которое женщина дала полиции. Лофтус опубликовала много исследований в соответствии с ее показаниями. Эти исследования показывают, что воспоминания могут быть легко изменены, а иногда и свидетельские показания могут быть не столь надежны, как считают многие. Несмотря на то, что имело место много судебных дел, в которых присутствуют ложные воспоминания, это не облегчает процесса различения ложных и реальных воспоминаний. Надежная терапевтическая стратегия может помочь в этой дифференциации, либо путем избегания известных противоречивых стратегий, или путем раскрытия противоречий. В каждом случае, терапия по извлечению воспоминаний была признана неприемлемой, и необоснованной с научной точки зрения. Тот факт, что не всегда можно сказать, что восстановленные воспоминания являются истинными или ложными, означает, что качество доказательств является слабым. Возражения против терапевтических методов восстановления памяти оспаривались путем их сравнения с этикой методов устранения памяти, таких как электросудорожная терапия. Гарольд Мерски опубликовал статью по этическим вопросам терапии восстановления памяти. Он предполагает, что, если пациент уже имеет существующие серьезные проблемы в жизни, вполне вероятно, что будет происходить относительно сильное «ухудшение» вызова памяти. Это ухудшение физически параллельно эмоциональной травме. Могут наблюдаться слезы, крики и много других форм физического страдания. Возникновение физических признаков при воспоминании у пациентов с относительно незначительными проблемами до терапии может быть признаком потенциальной ложности вызываемого воспоминания.

У детей

Если ребенок пережил насилие, для него нехарактерно раскрывать детали события. Попытка косвенно спровоцировать вызов памяти может привести к конфликту источника атрибуции, например, неоднократное допрашивание ребенка может вызвать у него реакцию согласия, чтобы удовлетворить вопросам взрослого. Стресс, налагаемый на ребенка, может затруднить восстановление точной памяти. Некоторые люди выдвигают гипотезу, что, поскольку ребенок постоянно пытается вспомнить событие, выстраивается большой файл из источников, из которых может быть извлечена память, включая источники, потенциально отличающиеся от подлинных воспоминаний. Дети, которые никогда не переживали насилия, с которыми проводят подобные методы восстановления памяти, могут рассказать о событиях, которые никогда не происходили. Если делается вывод, что воспоминание ребенка является ложным, мы видим ошибку типа I. Если предположить, что ребенок не помнит существующее событие, мы видим ошибку типа II. Одним из наиболее заметных препятствий в отзыве памяти у детей является неверное связывание с источником, то есть, плохая расшифровка между потенциальными истоками памяти. Источник может происходить от фактического восприятия, или же от наведенного и воображаемого события. Дети младшего возраста, дошкольного возраста, в частности, сталкиваются с трудностями при попытке провести между ними отличие. Линдсей и Джонсон (1987 г.) пришли к выводу, что даже дети, приближающиеся к подростковому возрасту, сталкиваются с этим, а также ссылаются на существующую память в качестве свидетеля. Дети значительно чаще путают источник памяти.



gastroguru © 2017