План по самообразованию старшая группа экспериментирование. План по самообразованию «Экспериментирование, как средство развития познавательной активности


План по самообразованию
воспитателя
Тема: «Развитие познавательной активности у детей раннего возраста через экспериментирование».
Тема: «Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование».
Цель: повышение профессионального уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности по теме развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование.
Задачи:
Проанализировать научно – методическую литературу и практический опыт по данной теме.
Выявить значение детского экспериментирования в системе познавательного развития детей.
Составить картотеку элементарных экспериментов для детей младшего дошкольного возраста.
Подготовить письменную информацию для родителей по данной теме.
Составить отчёт по проделанной работе.
Предполагаемый результат:
Повышение уровня профессиональной компетенции.
Вызвать интерес к экспериментированию у детей младшего дошкольного возраста.
Совместное выстраивание взаимоотношений с родителями.
Привлечение родителей к образовательному процессу воспитанников.
Этапы самообразования
№ Этапы Задачи Направление деятельности Период
1 Информационно – подготовительный
Повышение общекультурного уровня.
Изучение состояния выбранной темы. Подбор и изучение методической литературы по данной теме.
Поиск адресов передового опыта воспитателей (через интернет ресурсы). Сентябрь -
Октябрь
2 Практический
Внедрить в педагогическую систему экспериментальную деятельность Подготовить консультацию для педагогов.
Составить картотеку экспериментов.
Организовать открытый просмотр для воспитателей.
Работа с воспитанниками.
Проинформировать родителей на тему «Развитие познавательного интереса у детей младшего дошкольного возраста через экспериментирование». Ноябрь –Декабрь
Январь – Апрель
3 Итоговый Разработать методическую рекомендацию по данной теме. Составить отчёт по данной теме.
Предоставление опыта по теме. Май
Этап. Информационно – подготовительный.
Задачи:
Ознакомление с новым нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания.
Изучение учебной и научно – методической литературы.
Изучение новых педагогических технологий.
№ Мероприятия Период
1 Подбор и изучение научно - методической литературы:
Программа МБДОУ «Детский сад № 35».






Интернет ресурсы
http://www.maam.ru/
http://www.nsportal.ru/ Сентябрь
2 Разработка и отбор экспериментов для познавательно активности детей
Подготовка материала.
Составление картотеки экспериментов. Октябрь
Этап. Практический.
№ Мероприятия Период
1 Работа с детьми
Совместное экспериментирование детей и педагога с водой, песком, звуком, цветом, формой.
Эксперименты с водой, песком:
Узнаем, какая вода.
Что в пакете?
Поплывет или утонет?
Снеговичок.
Налил – вылил.
Кораблики.
Цветные льдинки.
Эксперименты с цветом, формой:
Волшебная кисточка.
Высокий – низкий.
Широкий – узкий.
Проведение экспериментов и опытов звуком:
Угадай, чей голосок?
Ноябрь – Декабрь
Январь - Апрель
2 Работа с родителями
Письменная информация:
«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»
«Опыты со снегом»
«Создание условий для экспериментирования детей дома»
«Экспериментирование с детьми дома (снег, вода)»
Тематические фотовыставки:
«Мы экспериментируем»
Привлечение родителей к подбору материала на тему:
«Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование».
Презентация проекта:
«Развитие познавательного интереса у детей раннего возраста через экспериментирование» Октябрь – Декабрь
Январь – Апрель
3 Организационно-педагогическая работа
Продолжение изучения методической литературы по теме самообразования.
Организовать открытый просмотр картотеки для коллег с целью ознакомления.
Презентация проекта:
«Свойства воды»
Январь – Апрель
Этап. Итоговый.
№ Мероприятия Период
1 Отчёт по теме самообразования на педсовете № 4 201 – 2014 учебного года. Май
Заключение
Приобретенный опыт работы по этой проблеме помог добиться мне конкретных результатов:
речь детей стала активной, выразительной;
у детей развилась познавательно – исследовательская и продуктивная деятельность;
у детей появилась определенная уверенность в себе, в своих экспериментальных способностях.
Стоит отметить, что положительной динамики у детей удалось достичь благодаря совместной работе с родителями.
Литература
Прохорова Л. Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//" Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира) / Под ред. Л. Н. Прохоровой. - Владимир. ВОИУУ, 2001.
Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. - № 2.
Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. -М. : ТЦ «Сфера», 2005.
Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М. : Линка-Пресс. 1997 .
Дыбина О. В. Рахманова Н. П. Щетина В. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной. - М. : ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.
Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.
Интернет ресурсы:
http://www.maam.ru/
http://www.nsportal.ru/


Приложенные файлы

ПЛАН

по самообразованию на тему:

Воспитатель: Исаевой Ф.В.

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Цели:

Задачи:

Литература

  1. Интернет ресурсы

Срок выполнения

Результаты

сентябрь

сентябрь

В теч. года

Оформлены:

*домашний огород

*дидактический материал

октябрь

*Занятия

5. Составить перспективный план

октябрь

См. приложение

6. экспериментирования

В теч. года

См. приложение

В теч. года

Имеется.

8.Работа с воспитателями:

В теч. года

См. приложение

9.Работа с родителями:

Консультации:

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

В теч. года

См. приложение

Подготовительная группа

Живая природа

Объект

Название опыта

Материал и оборудование

Растения

Запасливые стебли.

Растения

Бережливые растения.

Молоко

Растущие малютки.

Емкости с крышкой, молоко.

Хлеб

Заплесневелый хлеб.

Установить, что для роста мельчайших живых организмов (грибков), нужны определенные условия.

Полиэтиленовый пакет, ломтики хлеба, пипетка, лупа.

Неживая природа

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Вода

Замерзание жидкостей.

Вода

Вода двигает камни.

Вода

Фильтрование воды.

Воздух

Воздух вокруг нас

Выявить свойства воздуха

Человек

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Органы чувств

Руки

Зачем человеку руки?

Рукотворный мир

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Ткань

Мир ткани

Ткань

Мир металлов

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Лямбирский детский сад №3 комбинированного вида»

ПЛАН

по самообразованию на тему:

«Развитие навыков исследовательской деятельности детей дошкольного возраста»

Воспитатель: Исаевой Ф.В.

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю

Цели:

]. Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования

2. Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента.

3.Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

4.Развитие внимания, зрительной, слуховой чувствительности.

Задачи:

  1. Расширять представление детей о физических свойствах окружающего мира:
  2. Знакомить с различными свойствами веществ.
  3. Развивать представления об основных физических явлениях
  4. Развивать представления детей о некоторых факторах среды.
  5. Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды. Расширять представление детей о значимости воды и воздуха в жизни человека.
  6. Знакомить детей со свойствами почвы и входящих в её состав песок и глину.
  7. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
  8. Развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру.
  9. Развивать интеллектуальные эмоции детей: создавать условия для

возникновения удивления по отношению к наблюдаемым явлениям, для пробуждения интереса к решению поставленных задач, для раздумья, для возможности радоваться сделанному открытию.

10.Формировать у детей разные способы познания.

Литература

  1. Поддьяков А.И. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с многосвязным объектом- «черным ящиком»// Вопросы психологии, 1990. №
  2. Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного воз раста. Концептуальный аспект. - Волгоград: Перемена, 1995.
  3. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//" Формирование начал экологичес кой культуры дошкольников (из опыта работы детского сада № 15 «Подсолнушек» г. Владимира)/ Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир. ВОИУУ, 2001.
  4. Рыжова П. Игры с водой и песком// Обруч, 1997. - № 2.
  5. Рыжова П. Опыты с песком и глиной// Обруч, 1998. - № 2.
  6. Тугушева Г.П., Чистякова А.В. Игра-экспериментирование для детей старшего дошкольного возраста// Дошкольная педагогика, 2001. - № 1.
  7. Дыбина О. В Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников /Текст/ О.В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В.В. Щетинина. -М.: ТЦ «Сфера», 2005.
  8. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Растения. /Текст/: детская энциклопедия/ А. И. Иванова -М.: ТЦ «Сфера», 2004.
  9. План-программа воспитательно-образовательной программы в детском саду /Текст/ сост. Н. В. Гончарова / и др./; под ред. 3. А. Михайловой. - СПб.: Акцидент, 1997 г.
  10. Рыжова Н. А. Волшебница -вода /Текст/ Н. А. Рыжова. - М.: Линка-Пресс. 1997 .

11.Дыбина О.В. Рахманова Н.П.. Щетина В.В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О.В. Дыбиной. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 64 с.

12.Соловьева Е. «Как организовать поисковую деятельность детей» // Дошкольное воспитание. 2005. №1.

  1. Интернет ресурсы

Срок выполнения

Результаты

1. Изучать теоретический материал по данной теме

сентябрь

Изучила теоретический материал по данной теме в педагогике и дидактике. Ознакомилась с работами ведущих авторов по данной проблеме исследования

2. Разработать и провести диагностику детей с целью выявления знаний и умений детей по экспериментальной деятельности.

сентябрь

Данные диагностики показали, что дети испытывают затруднения по некоторым параметрам диагностики. Не могут видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.

3. Организовать и обогащать предметно-развивающую среду для реализации опытно- экспериментальной деятельности детей

В теч. года

Оформлены:

Уголок природы с разнообразными комнатными растениями.

Мини-лаборатория с набором элементарных приборов:

*специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, тарелки)

*природный материал (камешки, песок, семена)

*утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки и т.д.)

*прочие материалы (лупы, термометры, весы…)

*домашний огород

*дидактический материал

4. Наметить основные формы работы

октябрь

*Занятия

*Самостоятельная деятельность детей

*Совместная деятельность взрослого и детей, а так же ребенка со сверстником

5. Составить перспективный план

октябрь

См. приложение

6. Разработать конспекты НОД с элементами экспериментирования

В теч. года

Конспекты НОД на темы: «Воздух вокруг нас», «Свойства света», «Царица-водица», «Удивительный магнит».

См. приложение

7.Создать картотеку опытов и экспериментов

В теч. года

Имеется.

8.Работа с воспитателями:

Показ мастер-класса на тему «Удивительный магнит»

Просмотр занятия на РМО «Свойства света»

Итоговое занятие «Воздух вокруг нас»

В теч. года

Выпущена памятка общих правил исследовательского обучения.

См. приложение

9.Работа с родителями:

Консультации:

-«Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

Тематические фотовыставки:

-«Моя семья в лесу»

-«Моя семья на даче»

- «Мои домашние питомцы»

В теч. года

Папка-передвижка «Познавательный мотив»

См. приложение

Подготовительная группа

Живая природа

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Растения

Запасливые стебли.

Доказать, что в пустыне стебли некоторых растений могут накапливать влагу.

Губки, бруски неокрашенные деревянные, лупа, емкости с водой.

Растения

Бережливые растения.

Познакомить с растениями, которые могут расти в пустыне и саванне.

Растения: фикус, сансевьера, фиалка, кактус.

Молоко

Растущие малютки.

Выявить, что в продуктах есть мельчайшие живые организмы.

Емкости с крышкой, молоко.

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Вода

Замерзание жидкостей.

Познакомить с различными жидкостями. Выявить различия в процессах замерзания различных жидкостей.

Емкости с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молоком, соком, растительным маслом, алгоритм деятельности.

Вода

Вода двигает камни.

Узнать, как замерзшая вода двигает камни.

Соломинки для коктейля, пластилин.

Вода

Фильтрование воды.

Познакомиться с процессом очистки воды разными способами.

Промокательная бумага, воронка, тряпочка, речной песок, крахмал, емкости.

Воздух

Воздух вокруг нас

Выявить свойства воздуха

Полиэтиленовые мешочки, трубочки, резиновые игрушки, аквариум с водой, камни.

Человек

Объект

Название опыта

Цель опытно-исследовательской деятельности

Материал и оборудование

Органы чувств

Как органы человека помогают друг другу?

Сформировать представление о том, что органы в определенных условиях могут заменять друг друга.

Шарф для завязывания глаз, емкость с мелкими предметами, ширма, предметы, с помощью которых можно издавать звук, небольшие кусочки продуктов. Полоски полиэтиленовой пленки, в каждую из которой завернуты пахнущие предметы.

Руки

Зачем человеку руки?

Познакомить детей со значением рук при помощи метода игры и экспериментирования.

Блюдца с небольшим количеством смеси разных круп с крупными зернами, лист бумаги, карандаш, ножницы, книга, ложка, стакан с водой.

Ткань

Мир ткани

Учить различать и называть некоторые ткани (ситец, шерсть, капрон, драп, трикотаж); сравнивать ткани по их свойствам; понимать, что эти характеристики обуславливают способ использования ткани при пошиве изделий.

Образцы тканей, емкости с водой, ножницы.

Ткань

Мир металлов

Называть разновидность металлов (алюминий, жесть, серебро, медь, сталь), сравнивать их свойства; понимать, что характеристики металлов обуславливают способы их использования.

Кусочки алюминиевой, стальной, медной проволоки, полоски жести, изделие из серебра, ножницы.


Отчёт по самообразованию воспитателя по теме "Детское экспериментирование" в средней группе за 2014-2015 учебный год

Моисеева Наталья Валентиновна, воспитатель Гимназии 1503 г. Москва (СП детский сад 1964)
Описание материала:
В течение учебного года 2014-2015 я старалась уделить больше внимания детскому экспериментированию. Непрерывная работа по данному направлению велась на основе перспективного планирования, составленного мной на год. Отчет по самообразованию будет полезен педагогам дошкольных организаций. Надеюсь, что данная тема заинтересует многих педагогов, а также родителей.
Актуальность:
Преобразование знаний детей в инструмент творческого освоения мира, которое должно строиться как самостоятельный творческий поиск.
Цель работы по самообразованию:
Расширение общепедагогических и психологических знаний, совершенствование методов обучения и воспитания, овладение достижениями педагогической науки и практики, повышение общекультурного уровня.
Задачи:
Формировать интеллектуальные способности дошкольников.
Продумать проблемные ситуации для мотивации детей к экспериментированию.
Придерживаться простоты и ясности изложения предложенного детям материала.
Подобрать соответствие содержания деятельности возрасту детей.
Содержание:
Детское экспериментирование должно строиться самим ребёнком, оно должно быть направлено на познание свойств и связей объектов разными способами действий, что способствует развитию мышления и других сторон личности ребёнка.
Детское экспериментирование является одним из действенных способов активизации активности и самостоятельности ребёнка. Педагоги стоят у истоков становления личности ребёнка, они должны обеспечить самоопределение личности, создать условия для её самореализации. Саморазвитие человека возможно лишь в деятельности, которая включает в себя не только внешнюю активность, но и внутреннюю психологическую основу. Необходимо направлять дошкольников на осмысленную деятельность, в процессе которой, они бы сами могли всё новые и новые свойства предметов, отличать их свойства и различия, чтобы росло желание у детей приобретать знания самостоятельно. Это возможно в детской деятельности-экспериментировании.
Необходимо создать условия для исследовательской деятельности детей, где ребёнок чувствует себя учёным, исследователем, а взрослый является равным партнёром данной деятельности.
В нашей группе имеется уголок экспериментирования, который постоянно обновляется новыми материалами.

Дети сами выбирают инструменты, приборы, сосуды, которые необходимы им при исследовании того или иного предмета или явления. Дети моей группы любят работать больше всего с увеличительным стеклом (лупой) и интересуются микроскопом (у нас имеется детский микроскоп, который подарили нашим детям родители).
Мной разрабатываются конспекты, позволяющие осуществлять деятельный подход к экспериментальной деятельности детей. Подбираются методики для определения эффективности работы по развитию познавательной активности средствами детского экспериментирования. Мы с детьми с удовольствие посещаем НЛО (научную лабораторию открытий) , оборудованную и оснащённую различными приборами, наглядными материалами, находящуюся в здании ДОО.
С целью распространения педагогического опыта я делюсь конспектами НООД с коллегами, а также просматриваю работы коллег по экспериментированию на страницах интернет пространства. На сайте ПЕДКОПИЛКА мной выложены эксперименты с водой, проводимые с моими детьми в этом году. Также экспериментальная деятельность встречается в наших проектах, осуществлённых в этом учебном году.
Стараюсь систематизировать работу по детскому экспериментированию, что способствует росту интереса детей к экспериментальной деятельности, отмечается стабильная положительная динамика познавательной активности и любознательности детей. Мной составлено перспективное планирование экспериментальной деятельности на текущий год. В структуру детского экспериментирования входят:
1.Постановка проблемы, которую следует решить.
2.Цель и задачи, направленные на решение проблемы.
3.Выдвижение гипотез (поиск возможных путей решения).
4.Проверка гипотез (сбор данных, реализация в действиях).
5.Формулировка выводов.
Неотъемлемой частью методической работы является тесное взаимодействие с родителями воспитанников, вовлечение их в дела детского сада и в работу, которую проводят их дети. Для этого я провожу беседы с родителями по теме « Детское экспериментирование», а также вовлекаю родителей в совместную деятельность и участие в проектах, проводимых нами в течении года: «Украшение участка к новогоднему празднику» - где проводились эксперименты с водой, снегом, цветными льдинками;

«Наши зубки» - где проводились эксперименты с воздушными шарами и мы с детьми наблюдали за ростом зубов;


«Огород на окне» - где проводились эксперименты с почвой, камнями, семенами.




Мной изучена и проанализирована литература по теме «Детское экспериментирование»:
1.Балакина Т.А. Детское экспериментирование-путь познания окружающего мира. Владимир: ВОНУУ, 2001.
2.Горовикова Д.Б., Лисина М.И., Новосёлова С.Л., Поддьякова Н.Н. Исследования., где даны основные положения о детском экспериментировании.
3.Меньшикова Л.Н. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. Издательство «Учитель» Волгоград 2009г.
4.Маневцова Л.М. Развитие познавательных интересов интересов детей. Дошкольное воспитание 1973г. №11
5.Петровский В.А. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении. Москва. Педагогика, 1993г.
6.Прохорова Л.Н. Развиваем творческую активность дошкольников. Дошкольное воспитание 1996г. №5
7.Поддьяков Н.Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Волгоград: Перемена, 1995г.
8.Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. Москва: Аркти, 2003.
9.Иванова А. и. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. Москва. ТЦ «Сфера», 2003
В своей дальнейшей работе я планирую продолжить проводить экспериментальную деятельность с детьми, организуя данную работу в различных режимных моментах. Что интересно ребёнку, то интересно мне, а мои дети проявляют неподдельный интерес к различного рода экспериментированию. Главное вовремя обратить внимание, казалось бы, на простые вопросы ребёнка, которые таят в себе много интересного. Наши маленькие исследователи интересуются буквально всем, им всё интересно, поэтому на основе детских вопросов возникло ещё много тем для экспериментальной и проектной деятельности. План работы по самообразованию:

«Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания »


Месяц.

неделя


Работа с детьми

Работа с родителями

Работа по самообразованию

Сентябрь

диагностика

Анализ психолого-педагогической литературы

2

Беседа на тему «Что нас окружает? »

3

Нетрадиционное рисование «Красивые цветы для пчелки»

Смотр-конкурс осенних букетов из цветов

Мацкевич М. Войди в мир искусства: программа эстетического воспитания. // Дошкольное воспитание. – 1998-№ 4 - с. 16-22

4

Беседа на тему «Удивительный лес» Д/и «Чей след? », «Чей хвост? ».

Рекомендация «Совместная работа ДОУ и семьи по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста».

Корнилова Валентина

"Экологическое окно" в детском саду: Методические рекомендации, 2013


Октябрь

Беседа на тему «Что нас окружает? »Наблюдения за объектами живой и неживой природы.

Экспериментирование ветром.


Киреева Л.Г.

Формирование экологической культуры дошкольников. Планирование, конспекты занятий, 2008


2

Составление описательного рассказа по теме «Осень» Чтение худ.лит: А. Блок «Зайчик»,

Консультация «Как с ребенком разучивать стихотворения»

Комарова И.А.

Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа, 2013


3

Беседа «Во саду, ли в огороде»

4

Чтение: А. Блок «Зайчик»,

И. Бунин «Листопад», загадки о животных.


Поделки из природного материала на тему «Осенний лес».

Николаева С.Н. «Юный эколог». Мозаика- Синтез, 2004г

Ноябрь

Беседа на тему «Птицы родного края» Рассматривание иллюстраций о птицах. Наблюдение за птицами на прогулке.

2

П/и «Ловлю птиц на лету», «Птицы в клетке», «Голуби и кот». Прослушивание аудиозаписи «Голоса птиц».

Папка-передвижка «Интересные факты из жизни птиц»

Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». Изд. Дом «Карапуз», 2001г.

3

Чтение: С. Алексеев «Родная природа» (клест, И. Соколов-Микитов «Весна в лесу», В. Бианки «Чей нос лучше? », М. Зверев «Лесные доктора».

«Уголок природы в детском саду», Марковская, Москва,1984г., «Просвещение»

4

Д/и «Птичье лото», «Чей клюв? », «Составь птицу», «Зимующие и перелетные».

Рекомендация «Использование дидактических игр в процессе ознакомления дошкольников с природой»

Декабрь

Беседы на темы «Как звери зимуют в лесу? », «Что такое заповедник? ».

Хабарова Т.В.

Планирование занятий по экологии и педагогическая диагностика экологической воспитанности


2

Д/и «Кто, где живет? », «Птицы, звери, рыбы», «Кто к кормушке прилетел? ».

Папка-передвижка «Интересные факты из жизни животных»

3

Составление описательного рассказа по теме «Зима» Чтение: Г. Скребицкий «Четыре художника», Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка», Е. Благинина «Улетают, улетели».

Вакуленко Ю.А. «Воспитание любви к природе у дошкольников». Волгоград. Издательство «Учитель», 2008г.

4

НОД «Лесные жители зимой». (Развитие речи)

Смотр-конкурс «Новогодняя фантазия» поделки из природного материала

«Творим, изменяем, преобразуем», О.Дыбина. Москва, «Творческий центр», 2002г.

Январь

Беседа на тему «Речные рыбы »

Д/и. «Угадай, кто в озере», «Опиши, какая рыба? ».


Рекомендация «Ознакомление дошкольников с природой зимой»

4

П/и «Коршун и наседка», «Рыбаки и рыбки».

Кондратьева Н.Н. «Мы» Программа экологического образования детей. Санкт-Петербург «Детство-пресс», 2001

Февраль

Беседа на тему: «Безопасное поведение на водоемах зимой»

2

Д/и «Собери рыбу»

Масленникова О.М.

Экологические проекты в детском саду, 2013


3

Развлечение по экологии «Праздник юных любителей природы»

Рекомендация для родителей «Воспитание бережного отношения к природе у детей дошкольного возраста»

4

П/и «Барсуки и еноты», «Царь зверей».

Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте.- М.,2006

Март

Беседа на тему: «Весна-красна»

2

НОД «Весеннее дерево» (Аппликация)

Алексахин Н. Ознакомление с культурой цвета на занятиях по изобразительному искусству // Дошкольное воспитание. - 1998 3 - с. 23-27

3

Загадывание загадок о весне.

Консультация для родителей «Зелёный мир на окне»

4

Чтение: В. Бианки «Рассказы о природе», Н. Н. Павлов «Загадки цветов».

Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М.,1995

Апрель

Составление рассказа на тему: «Комнатные растения»

2

Д/и «Я садовником родился», «Расскажи какой цветок? ».

Консультация «Воспитание любви к родной природе в семье»

Кравченко И.В. «Прогулки в детском саду». «Т.Ц. Сфера», 2009г

3

Пересаживание комнатных растений.

Шишкина В.А. «Прогулки в природу». Учебно-методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений.

4

Беседа «Польза от комнатных растений»

Май

Диагностика

3

Итоговая НОД «Наш дом-планета Земля»

Участие в акции «Юный эколог» (посадка деревьев, цветочной рассады на территории детского сада).

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!». Санкт- Петербург, «Детство- Пресс» 2006г.

4

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Николаева С.Н. «Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве». М. Новая школа, 1995г.

Диагностика знаний детей в подготовительной группе

по самообразованию

Актуальность темы

Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал Лев Семёнович Выготский.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую».

Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления.

Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.

Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка к получению знаний, помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.

Цель работы по теме самообразования: создать оптимальные условия для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников как основы интеллектуально – личностного, творческого развития; объединить усилия педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников.

Задачи:

Изучить методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности;

Создать условия для поддержания исследовательской активности детей;

Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;

Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;

Развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы;

Развивать внимание, зрительную и слуховую чувствительность.

ПЛАН РАБОТЫ НА ГОД.

Сентябрь.

Октябрь.

Исследование свойств песка и глины во время игровой деятельности на прогулке.

Опыты с песком и глиной.

Ноябрь.

Декабрь.

Наблюдение, исследование свойств воды во время режимных моментов, в игровой деятельности, в повседневно-бытовых ситуациях, в исследовательской деятельности.

Опыты с водой.

«Мыло фокусник».

Январь.

Февраль.

Изучение свойств воздуха в повседневных бытовых ситуациях, в игровой деятельности, в исследовательской деятельности.

Опыты с воздухом.

Опыты с почвой.

(огород на подоконнике).

Март.

Изучение свойств магнита в самостоятельной деятельности, во время коллективных занятий, опытно-экспериментальной деятельности.

Опыты с магнитом.

«Исчезающая монета»

Апрель.

Май.

Наблюдение за комнатными растениями, изучение условий для

оптимального развития и роста растений.

Опыты «С водой и без воды», «На свету и в темноте».

Работа с семьёй

Сентябрь

Привлечение родителей к созданию уголка «Юные исследователи»: оборудовать уголок полочками, собрать природный материал.

Создание и оборудование уголка «Юные исследователи».

Октябрь

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Газета для любознательных родителей.

Январь

Открытый показ образовательной деятельности «Царство трёх ветров»

День открытых дверей.

Май

Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности.

Фотовыставка «Юные исследователи».

План по самообразованию на тему:

«Познавательно-исследовательская деятельность»

Подготовительная группа «КАПЕЛЬКИ»

2016-2017г.

Китайское изречение

То, что я услышал, я забыл

То, что я увидел, я помню

То, что я сделал, я знаю.

Воспитатель: Турченко О.В.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Виноградова Н.Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

2. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

3. Дыбина О.В. и др. Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М.: Сфера 2005 г.

4. Дыбина О.В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

5. Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М.: Сфера, 2004

6. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

7. Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ.

Тема: Вода
1. «Какие свойства»
2. «Помощница- вода», «Умная галка»
3. «Круговорот воды»
4. «Водяной фильтр»
Тема: Давление воды
1. «Пульверизатор»
2. «Давление воды»
3. «Водяная мельница»
4. «Подводная лодка»
Тема: Воздух
1. «Упрямый воздух»
2. «Соломенный буравчик»; «Крепкий спичечный коробок»
3. «Свечка в банке»
4. «Сухим из воды»; «Почему не выливается»
Тема: Вес. Притяжение. Звук. Теплота.
1. «Почему всё падает на землю»
2. «Как увидеть притяжение»
3. «Как распространяется звук»
4 «Волшебные превращения»
5. «Твёрдые и жидкие»
Тема: Превращения
Свойства материалов
1. «Смешение цветов»
2. «Исчезающая монета»
3. «Цветной песок»
4. «Соломинка- флейта»
5. «Мир бумаги»
6. «Мир ткани»
Тема: Живая природа
1. «Есть ли у растений органы дыхания»
2. «Что у нас под ногами»
3. «Почему говорят «Как с гуся вода»
4. «Репортаж «Мне понравился эксперимент…»



gastroguru © 2017