Как в стоматологии нумеруются зубы. Поверхности зуба, зубная формула Графико цифровая формула зубов

Практически каждый взрослый человек имеет 32 зуба, являющихся постоянными. В детском возрасте их количество намного меньше - 20 зубов, которые считаются молочными. Приблизительно в 12-13 лет у подростка появляются последние коренные зубы и с этого момента их набор полноценен. Когда человек посещает стоматолога, тот осматривает его ротовую полость и проверяет на наличие заболеваний разной классификации. При их обнаружении врач обязан каким-то способом зафиксировать зубные проблемы с помощью соответствующей записи.

Почему в стоматологии используется нумерация зубов?

Каждый зуб в ротовой полости в стоматологии имеет номер, являющийся индивидуальным. Формула зубов нужна для оптимизации диагностики ротовой полости пациента. С помощью зубной формулы врачу удобно вносить записи о пациенте в его амбулаторную карту. При проведении всяческого рода стоматологических процедур конкретный зуб идентифицируется безошибочно и точно, что невероятно удобно и безопасно.

Системы обозначения

В современности непосредстенно в стоматологической области для осуществления диагностических и лечебных процедур имеется четыре формулы зубов:

  1. схема Виола;
  2. нумерация Хандерупа;
  3. формула Зигмунд-Палмера;
  4. универсальная порядковая теория, характеризуемая, как буквенно-цифровая.

Любая система является по-своему востребованной в стоматологии и врачи всего мира успешно практикуют их в своей зубной деятельности. Несмотря на это, наиболее удобной и несложной в применении является знаменитая теория Виола. Именно она применяется во всех учебных учреждениях - описываемую зубную систему рекомендовала сама ВОЗ.

Схема Виола

Буквально с 1971 года в стоматологии начала применяться формула человека Виола и пользуется былым спросом по сей день. Как уже упоминалось, именно таблица Виола рекомендована ВОЗ для применения в специализированных учебных заведениях. Особенность этой формулы заключается в том, что каждый зуб, который находится в ротовой полости, имеет номер индивидуального характера. Двухцифровая зубная формула характеризуется и тем, что зубы в ней обозначаются двумя цифрами.

Рассмотрим описываемую формулу человека максимально подробно. Каждый зуб во рту имеет номер от 1 до 8. Этот номер, в соответствии с формулой, указан в ней вторым. На первом месте указывается то число, которое маркирует зуб в квадранте челюсти. Отметим, что во рту у человека имеется 4 квадранта челюсти. Как верхняя, так и нижняя челюсть может условно разделиться на 2 части: правая относится ко второму квадранту, левая - к первому.


Схема Виола применяется и для нумерации молочных зубов. Сама теория имеет при этом несколько другой вид по той причине, что квадранты имеют совсем иные номера - 5, 6, 7, 8.

Как нумеруются постоянные зубы?

Нумерация постоянных зубов значительно отличается от нумерации молочных (подробнее в статье: нумерация зубов в стоматологии и схема их расположения). Челюсть делится на 4 части, каждая из которых имеет индивидуальное название:

  • Первая часть - десятки. Эта часть начинается с верхнего резца справа и обозначают этот зуб цифрой 11.
  • Вторая часть характеризуется двадцатками. Здесь первым выступает левый верхний резец, пронумерованный цифрой 21.
  • Третью часть именуют тридцатками. Эта часть находится на нижней челюсти с левой стороны, а первый клык в ней - зуб под номером 33.
  • Четвертая часть - сороковки. Эта часть расположена справа на нижней челюсти. То есть, отсчет начинается с клыка под номером 41.

Чтобы хорошо запомнить сегментацию крайне важно определить точку отсчета так, как требуется. Затем рекомендуется двигаться по часовой стрелке.

Молочные зубы - детская формула

Что касается детской системы для зубной нумерации, то она немного отличается от вышеописанной. Чтобы разобраться в том, какие принципы исчисления имеют молочные зубы, нужно изучить, каким образом они сменяются постоянными (рекомендуем прочитать: какие молочные зубы меняются на постоянные в первую очередь?). В целом, процесс смены зубов у детей выглядит следующим образом:

У детей, которые еще не потеряли сменные зубы, принято нумеровать их по следующему принципу:

  1. пятидесятки;
  2. шестидесятки;
  3. семидесятки;
  4. восьмидесятки.

Нумерация Хадерупа

К другой популярной нумерации в стоматологической сфере относится деление по формуле человека Хандерупа. Описываемая система характеризуется тем, что верхняя челюсть помечается знаком «+», а нижняя - знаком «-«. Зубы при этом имеют номера от 1 и до 8, причем, как на верхней, так и на нижней челюсти.

Описанная схема применяется и для нумерации молочных зубов. Для этого применяются те же значки верхней и нижней челюсти, а зубы при этом пронумерованы от 1 до 5. При обозначении молочных зубов перед номером зуба ставят 0.

Формула Зигмонди-Палмера

Она была придумана еще в далеком 1876 году, однако, эту формулу человека по-прежнему применяют для удобной нумерации во множестве стран. Как и предыдущие зубные теории, ее допустимо использовать для нумерации зубов как у взрослого, так и у ребенка.

Зубную формулу Зигмонди-Палмера еще называют квадратно-цифровой, ведь она имеет несложные обозначения и расшифровку. Постоянные зубы здесь отмечаются арабскими цифрами о 1 до 8. Что касается молочных, то тут для их обозначения используют римские цифры - от I до V.

В преобладающих случаях эта система используется ортодонтами, а также хирургами, которые имеют дело с операциями всякой сложности в челюстно-лицевом отделе.

Буквенно цифровой способ обозначения зубов

Нередко для зубной нумерации используют и универсальную формулу, основанную на комбинировании букв и цифр. Здесь все удивительно просто: буквой обозначается название зуба, а цифрой - его последовательность. Для определения конкретных зубов в этой схеме применяются исключительно английские буквы.

Резцы, находящиеся как по центру, так и по бокам, всегда обозначаются буквой I. Для обозначения клыков используется буква С. Что касается премоляров, то они отмечаются буквой Р, а моляры - М. Помимо постоянных, данная популярная формула используется и в обозначении молочных зубиков у детей. Основной плюс этой распространенной системы заключается в том, что ее легко понять даже человеку, который не разбирается в стоматологической области.

Особенности каждой из систем

Зубная формула исчисления зубов, какой бы она ни была, имеет свои особенности (рекомендуем прочитать: за какой орган отвечает какой-либо из зубов?). Например, система Зигмонди-Палмера практически никогда не применяется в тех случаях, где необходимо провести диагностику или лечение зубов. Подобное явление объясняется непосредственно тем, что эта система несовершенна, и во время ее использовании в таких целях часто допускаются ошибки. Безошибочно система Зигмонди-Палмера используется исключительно в ортодонтии, а также челюстной хирургии.

Американская система зубных обозначений также не без изъянов - здесь неудобства появляются в тот момент, когда необходимо обозначить левую или правую сторону челюсти. Именно в этом месте во время пользования данной зубной формулой случаются ошибки. То же самое можно сказать и о теории Хандерупа, которая далеко не всегда является удобной.

Максимально удобной, как было сказано выше, является формула человека Виола. Она применяется для диагностики, а также для лечения всяческих заболеваний ротовой полости (кариес, пульпит и подобное).

Отличительной особенностью зубной формулы являтся способ её заполнения, виды и нумерация временных и постоянных зубов

Зубная формула – это специальная схема, в которой фиксируется порядок расположения , в ней отдельные зубы или их группы записываются цифрами или буквами с цифрами.

Зубная формула взрослого человека

Зубная формула молочных зубов

Групповые зубные формулы

Приведённые выше системы относятся к полным зубным формулам , в которых записываются каждый зуб каждой половины челюстей. В групповой зубной формуле отражается число зубов в каждой группе по половинам челюсти, применяются они в анатомических исследованиях. Пример групповой зубной формулы у взрослого человека:

Она расшифровывается следующим образом: на верхней и нижней челюсти, с правой и левой стороны имеются два резца, один клык, два премоляра и три моляра (может быть два моляра, в связи с ретенцией «зуба мудрости»).

Пример групповой формулы у детей с молочным прикусом:

Она расшифровывается так: на верхней и нижней челюсти, справа и слева имеются два резца, один клык и два моляра. Цифра 0 обозначает, что в молочном прикусе отсутствуют премоляры.

Также возможна запись групповой зубной формулы с использованием букв и чисел. По ней каждый зуб обозначается начальной буквой своего латинского названия, но в отличие от полной зубной формулы, в данном случае число обозначает количество зубов в группе. Зубы в постоянного прикуса обозначаются заглавными буквами (I- резцы, С - клыки, Р - премоляры, М - моляры), а молочного – строчными (i- резцы, c - клыки, m - моляры).

У взрослых:

Эти схемы применяются, когда зубы сохранены. В ситуациях, когда зубы отсутствуют предлагает восстановить их коронками или изготовить . Искусственные зубы несъёмные отмечаются как присутствующий зуб символом К-коронка или И-искусственный.

НАРУЖНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

Учебные элементы

Цель занятия: Научиться методике наружного обследования челюстно-лицевой области (ЧЛО) ребенка, записи зубной формулы.

Основные термины: анамнез, внешний осмотр, обследование челюстно-лицевой области, зубная формула.

План изучения темы:

  1. Контроль исходного уровня знаний
  2. Собеседование по теме занятия:

а) анамнез;

б) внешний осмотр и наружное обследование челюстно-лицевой области;

в) запись зубной формулы (графико-цифровая и международная двух цифровая системы);

  1. Контроль усвоения знаний.

Изложение учебного материала

Анамнез – совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и прочем, собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики (БМЭ, 1984).

1. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ:

Антенатальный (пренатальный, внутриутробный) период является ключевым в жизни человека. В антенатальном периоде происходит закладка и формирование органов и систем, в том числе зубочелюстной. Наличие факторов риска на этом этапе может привести к нарушению процессов закладки и гистогенеза зубов и послужить причиной возникновения множественного кариеса, некариозных поражений в перспективе.

Основные факторы риска антенатального периода:

Малые интервалы между родами;

Заболевания матери (гистозы, инфекционные заболевания, обострение хронической соматической патологии);

Прием лекарственных препаратов;

Несбалансированное и некачественное питание;

Вредные привычки.

Постнатальный период подразделяется на: период новорожденности, грудной, ранний детский, дошкольный, младший школьный, средний школьный, старший школьный. Для каждого возрастного периода характерны определенные факторы риска:

Основные факторы риска постнатального периода:

Характер вскармливания (грудное, искусственное);

Заболевания и патологические состояния ребенка (диспепсия, рахит, гиповитаминозы, инфекционные заболевания, аллергические состояния, хронические заболевания);

Характер питания ребенка (консистенция пищи, частый прием простых сахаров, недостаточное потребление молочных продуктов);

Не регулярный и не качественный уход за полостью рта.

Генетическая предрасположенность (наличие кариеса у родителей - предрасполагающий фактор для развития кариеса у ребенка).

Место и условия проживания (концентрация фторида в питьевой воде, социально-бытовые условия, социальный статус родителей и пр.)

2. АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ позволяет получить предварительную информацию, необходимую для постановки диагноза, составления плана лечения и прогноза.

Основные вопросы анамнеза заболевания:

Появление первых признаков патологии;

Динамика заболевания;

Первое обращение к стоматологу;

Характер и эффективность лечения;

Последующие обращения;

ОБЩЕНИЕ является обязательным и важнейшим элементом стоматологического обследования, позволяющим ВРАЧУ УСЛЫШАТЬ ПАЦИЕНТА . Во время общения с ребенком ил его родителями (опекунами) врач получает информацию, необходимую для постановки диагноза, планирования эффективного лечения. Пренебрежение разговором во многих случаях приводит к врачебным ошибкам и конфликтным ситуациям.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАРУЖНОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Этапы обследования Вариант нормы Вариант патологии
1. Жалобы Жалоб нет Предъявляет жалобы на боль, неприятные ощущения во время приема пищи, разрушение зубов, кровоточивость десен, травму СОПР, нарушение прикуса, эстетические дефекты и т.д.
Анамнез заболевания, жизни См. выше
Психоэмоциональное состояние. Спокойное. Ребенок доброжелателен, активен, весел Тревожное. Ребенок испуган, капризен, агрессивен, заторможен
Показатели физического развития Соответствует возрасту Акселерация, ретардация. Масса тела понижена, повышена
Осанка, походка Прямая, энергичная Сутулая, вялая. Неправильная осанка оказывает воздействие на рост костей лицевого скелета, положение нижней челюсти и обуславливает развитие аномалий прикуса
Положение головы Прямое Опущена, запрокинута
Симметричность лица и шеи Симметричны Асимметричны, шея искривлена или укорочена
Характер дыхания Носовое Ротовое (ноздри узкие, рот приоткрыт, губы сухие, переносица широкая)
Характер глотания Соматическое: свободное глотание, движения мимических мышц незаметны. Язык расположен в верхнем этаже, упирается в твердое небо за верхними резцами Инфантильный тип глотания: напряжение мимических мышц и мышц шеи "симптом наперстка", протрузия губ, увеличение высоты нижней трети лица (язык расположен в нижнем отделе, упирается в губы, щеки)
Характер речеобразования Ребенок произносит все звуки (соответствующие возрасту) правильно Нарушено произношение ряда звуков
Размер ротовой щели, смыкание губ Ротовая щель ограничена перпендикулярами, опущенными от зрачков при прямом взгляде. Губы сомкнуты, напряжение мышц визуально и пальпаторно не определяется, носогубные и подбородочная складки умеренно выражены Ротовая щель меньшего или большего размеров (макро, микростомия). Губы разомкнуты, при смыкании отмечается напряжение мимических мышц, носогубные складки сглажены
Состояние жевательных мышц (определяется пальпаторно или визуально) При пальпации жевательных и височных мышц болезненности не определяется, при смыкании зубов мышцы напряжены Определяется болезненность при пальпации, напряжение мышц слабое или в покое
Функция ВНЧС (определяется бимануальной пальпацией) Движение головки в суставе свободное во всех направлениях, плавное. Амплитуда движений по вертикали 40-50 мм, по горизонтали – 30 мм Объем движений нижней че­люсти ограничен или чрезмерен, болезненность. При пальпации хруст или щелканье
Состояние лимфатического аппарата ЧЛО Не пальпируются или определяются подвижные лимфатические узлы, безболезненны, при пальпации эластичной консистенции Лимфатические узлы увеличены в размере, болезненны при пальпации, плотной или каменистой консистенции, спаяны с тканями
Состояние кожных покровов Розовой окраски, умеренной влажности и тургора Бледные или ярко-розовые. Тургор снижен, имеются элементы сыпи (пятна, папулы, корки, расчесы, пустулы, шелушения, рубцы, волдыри)
Состояние красной каймы губ Ярко-розовая, влажная, чистая Бледность, сухость, наличие шелушения, корок, трещин, пузырьков

Запись зубной формулы:

Графико-цифровая система (Зигмонда-Палмера, 1861) - запись формулы производится с помощью системы координат. Постоянные зубы обозначаются арабскими, а молочные - римскими цифрами.

Запись зубной формулы постоянного прикуса


V IV III II I I II III IV V

V IV III II I I II III IV V

В большинстве стран принята международная цифровая система , предложенная Международной Федерацией Стоматологов (FDI) и утвержденная Международной Организацией Стандартов (ISO). Верхний и нижний зубные ряды условно делятся на 2 части: верхний правый квадрант обозначается 1, левый - 2, нижний левый - 3, правый – 4. Для записи формулы конкретного зуба к этой цифре приписывается порядковый номер этого зуба. Например: левый верхний постоянный клык - 23, нижний правый постоянный первый моляр - 46.

18 17 16 15 14 13 12 11 | 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 41 | 31 32 33 3 435 36 37 38

Для записи формулы молочных зубов квадранты обозначаются 5, 6, 7, 8. Например: правый верхний первый молочный моляр - 54, левый нижний молочный клык - 73.

55 54 53 52 51 | 61 62 63 64 65

85 84 83 82 81 | 71 72 73 74 75

Из двух систем более удобной является международная цифровая система обозначения зубов, дающая возможность передавать данные по телефону, телеграфу, факсу, обрабатывать с помощью компьютера.

Тестовые задания:

1. Факторы риска кариеса молочных зубов в антенатальном периоде:

а) гистозы

б) плохая гигиена полости рта у матери

в) острые инфекции и хронические заболевания матери

г) гингивит беременных

д) стрессовые ситуации

2. Факторы риска кариеса зубов и болезней пародонта после рождения ребенка:

б) болезни ребенка

в) генетическая предрасположенность

г) нерациональное питание

3. Укажите последовательность наружного осмотра ребенка:

а) состояние кожных покровов лица и красной каймы губ

б) психоэмоциональное состояние и физическое развитие ребенка

в) характер дыхания, глотания, речеобразования

г) состояние лимфатических узлов челюстно-лицевой области

д) осанка, походка, положение головы и шеи

4. Международная цифровая система обозначения зубов позволяет:

а) передавать данные по телефону

б) передавать данные по телеграфу

в) передавать данные по факсу

г) производить компьютерную обработку

д) затрудняюсь ответить

5. Запишите в международной цифровой системе зубы:

6. Запишите в графико-цифровой системе зубы:

7. Причины зубочелюстных аномалий у детей:

а) ротовое дыхание

б) соматическое глотание

в) сосание пальца, языка, щек

г) плохая гигиена полости рта

д) неправильная осанка

8. Нарушению первичной минерализации молочных резцов способствуют:

а) плохая гигиена полости рта у матери

в) гистозы

г) инфекционные заболевания матери

д) плохая гигиена полости рта

9. Нарушению первичной минерализации молочных моляров способствуют:

а) гистозы

б) хронические заболевания ребенка

в) характер вскармливания

г) токсикозы II половины беременности

д) плохая гигиена полости рта у ребенка

10. Нарушению вторичной минерализации молочных зубов способствуют:

а) искусственное вскармливание

б) гистозы

в) плохая гигиена полости рта у ребенка

г) хронические заболевания ребенка

Литература:

1. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. М., 2008. - С. 71–72

2. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. - М., 2001. - с. 107–108.

3. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Учебник. Профилактика стоматологичес-ких заболеваний. Москва, 2006, с. 155–176, 298–301.

Тема ЗАНЯТИЯ.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА И ПАРОДОНТА У ДЕТЕЙ.
ИНДЕКСЫ РЕГИСТРАЦИИ СОСТОЯНИЯ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТА

Учебные элементы

Цель занятия: Освоить методику обследования слизистой оболочки полости рта (СОПР) и пародонта, применения индексов РМА, CPITN, КПИ.

Основные термины: СОПР, пародонт, пародонтальные индексы

План изучения темы:

4) Контроль исходного уровня знаний

5) Собеседование по теме занятия:

а) оценка СОПР, уздечек и тяжей слизистой, глубины преддверия полости рта

б) оценка пародонта, критерии нормальной десны

в) проба Шиллера-Писарева

г) индексы РМА, CPITN, КПИ

6) Контроль усвоения знаний

Запись зубной формулы графико-цифровая система 87654321 12345678 V IV III II III IV V постоянные зубы 5 временные зубы V

Запись зубной формулы Международная двузначная система ВОЗ 1 2 18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28 48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38 4 3 6 5 55 54 53 52 51 61 62 63 64 65 постоянные зубы 85 84 83 82 81 71 72 73 74 75 8 7 временные зубы

Запись зубной формулы С – кариес Р – пульпит Pt – периодонтит П – пломба О – отсутствующий зуб К – коронка R - корень

Распространенность кариеса лица, у которых найдены те или иные проявления кариеса Х общее количество обследованных 100%

Интенсивность кариеса зубов Интенсивность кариеса постоянных зубов Индекс КПУз – сумма кариозных, пломбированных и удаленных зубов. Индекс КПУп – сумма поверхностей, пораженных кариесом, пломбированных, удаленных зубов. O C П С Pt 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 О C 2 П 3 П КПУз = КПУп =

Интенсивность кариеса зубов Интенсивность кариеса временных зубов Индекс кпз – сумма зубов, пораженных кариесом и пломбированных. Индекс кпп – сумма поверхностей, пораженных кариесом и пломбированных. Р С 2 С C 55 54 53 52 51 61 62 63 64 65 85 84 83 82 81 71 72 73 74 75 О О Рt 3 кпз = кпп =

Интенсивность кариеса зубов в период сменного прикуса Индекс КПУз+кпз - сумма постоянных и временных зубов, пораженных кариесом, пломбированных, удаленных постоянных зубов. Индекс КПУп+кпп - сумма поверхностей постоянных и временных зубов, пораженных кариесом, пломбированных, удаленных постоянных зубов.

Интенсивность кариеса зубов O C П С 2 16 55 54 53 12 11 21 22 63 64 65 26 46 85 84 83 42 41 31 32 73 74 75 36 О C 2 O C П С 2 6 V IV III 2 1 1 2 III IV V 6 О C 2 КПУз+кпз = КПУп+кпп =

Уровни интенсивности кариеса по ВОЗ для 12 -летних детей КПУ = 0 – 1, 1 очень низкий уровень КПУ = 1, 2 – 2, 6 низкий уровень КПУ = 2, 7 – 4, 4 средний уровень КПУ = 4, 5 – 6, 5 высокий уровень КПУ = 6, 6 и выше – очень высокий уровень

Запись зубной формулы графико-цифровая система

87654321 12345678
87654321 12345678
V IV III II I I II III IV V
V IV III II I I II III IV V
постоянные зубы
5
временные зубы
V

Запись зубной формулы Международная двузначная система ВОЗ

1
2
18 17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27 28
48 47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37 38
4
3
6
5

постоянные зубы

8
7
временные зубы

Запись зубной формулы

С – кариес
Р – пульпит
Pt – периодонтит
П – пломба
О – отсутствующий зуб
К – коронка
R - корень

Индексы для оценки распространенности и интенсивности кариеса

Распространенность кариеса

лица, у которых найдены
те или иные проявления кариеса
Х
общее количество обследованных
100%

Интенсивность кариеса зубов

Интенсивность кариеса постоянных зубов
Индекс КПУз – сумма кариозных,
пломбированных и удаленных зубов.
Индекс КПУп – сумма поверхностей,

удаленных зубов.
O
C
П
С
Pt
17 16 15 14 13 12 11 21 22 23 24 25 26 27
47 46 45 44 43 42 41 31 32 33 34 35 36 37
О
C2
П3 П
КПУз =
КПУп =

Интенсивность кариеса зубов

Интенсивность кариеса временных зубов
Индекс кпз – сумма зубов, пораженных
кариесом и пломбированных.
Индекс кпп – сумма поверхностей, пораженных
кариесом и пломбированных.
Р
С2 С
C
55 54 53 52 51 61 62 63 64 65
85 84 83 82 81 71 72 73 74 75
О О
Рt3
кпз =
кпп =

Интенсивность кариеса зубов

Интенсивность кариеса зубов в период
сменного прикуса
Индекс КПУз+кпз - сумма постоянных и
временных зубов, пораженных кариесом,
пломбированных, удаленных постоянных
зубов.
Индекс КПУп+кпп - сумма поверхностей
постоянных и временных зубов,
пораженных кариесом, пломбированных,
удаленных постоянных зубов.

10. Интенсивность кариеса зубов

O
C
П
С2
16 55 54 53 12 11 21 22 63 64 65 26
46 85 84 83 42 41 31 32 73 74 75 36
О
C2
O
C
П С2

6 V IV III 2 1 1 2 III IV V 6
О
C2
КПУз+кпз =
КПУп+кпп =

11. Среднегрупповая интенсивность кариеса зубов

сумма индивидуальных интенсивностей
количество обследованных в группе

12. Уровни интенсивности кариеса по ВОЗ для 12-летних детей

КПУ = 0 – 1,1 очень низкий уровень
КПУ = 1,2 – 2,6 низкий уровень
КПУ = 2,7 – 4,4 средний уровень
КПУ = 4,5 – 6,5 высокий уровень
КПУ = 6,6 и выше – очень высокий уровень

13. Прирост интенсивности кариеса

изменение индекса интенсивности кариеса
за какой-либо промежуток времени
(например, через 1 год).
индивидуальный
среднегрупповой

14. Редукция прироста интенсивности кариеса (по Лубоцкой)

Мк - Мо
Х
Мк
100%
Мк – прирост среднегрупповой интенсивности
кариеса в контрольной группе
Мо - прирост среднегрупповой интенсивности
кариеса в опытной группе

gastroguru © 2017