Выбор читателей
Популярные статьи
КЛЕТКА – ЭЛЕМЕНТАРНАЯ БИОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. СТРУКТУРНО – ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПРО- И ЭУКАРИОТИЧЕСКИХ КЛЕТОК.
Клетка – основная структурно – функциональная единица всех живых организмов, элементарная живая система. Клетка может существовать как отдельный организм (бактерии, простейшие, некоторые водоросли и грибы) или в составе тканей многоклеточных животных, растений, грибов. Лишь вирусы представляют собой неклеточные формы жизни, способные осуществлять свой жизненный цикл только внутри клеток хозяина. Представление о клетке как элементарной структуре живых организмов, известное как клеточная теория, сложилось постепенно в XIX в. в результате микроскопических исследований.
^ Клеточная теория.
Клеточная теория – это обобщенные представления о строении клеток как единиц живого, об их размножении и роли в формировании многоклеточных организмов.
Появлению и формулированию отдельных положений клеточной теории предшествовал длительный (более трехсот лет) период накопления наблюдений над строением различных одноклеточных и многоклеточных организмов растений и животных. Этот период связан с развитием и усовершенствованием различных оптических методов исследования.
Клеточная теория была сформулирована ботаником М. Шлейденом и зоологом Т. Шванном в 1838-1839 г.г. В 1858 г. Р. Вирхов обосновал принцип преемственности клеток путем деления («каждая клетка из клетки»). Создание клеточной теории стало важнейшим событием в биологии, одним из решающих доказательств единства живой природы.
Клеточная теория постулирует:
Клетка – элементарная единица живого;
Клетки разных организмов гомологичны по своему строению;
Размножение клеток происходит путем деления исходной клетки;
Многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли клеток, объединенные в целостные, интегрированные системы тканей и органов, подчиненных и связанных между собой межклеточными, гуморальными и нервными формами регуляции.
С современных позиций можно добавить еще одно положение:
^ Клетка – элементарная единица живого.
Живому свойственен ряд совокупных признаков, таких, как способность к воспроизведению (репродукции), росту, использование и трансформация энергии, метаболизм (ассимиляция и диссимиляция), возбудимость, раздражимость, изменчивость и др. Такую совокупность признаков можно обнаружить на клеточном уровне. Нет меньшей единицы живого, чем клетка. Можно выделить из клетки отдельные ее компоненты или молекулы и убедиться, что многие из них обладают специфическими функциональными особенностями, но только клетка в целом является наименьшей единицей, обладающей всеми свойствами живого.
^ Клетки разных организмов гомологичны по своему строению .
Термин «гомологичность» обозначает сходство по коренным свойствам и отличие по второстепенным. Гомологичность строения клеток наблюдается внутри каждого из типов клеток: прокариотическом и эукариотическом. Хорошо известно разнообразие клеток как бактериальных, так и высших организмов. Такое одновременное сходство строения и разнообразие форм определяется тем, что клеточные функции можно подразделить на две группы: обязательные и факультативные. Обязательные функции, направленные на поддержание жизнеспособности самих клеток, осуществляются специальными внутриклеточными структурами, сходными у разных типов клеток.
Различие клеток связано со специализацией их функций, с развитием особых клеточных аппаратов (например, фибриллярные компоненты в мышечных клетках, тигроид и отростки со специальными структурами передачи нервного импульса (синапс)).
^ Размножение клеток происходит путем деления исходной клетки.
Формулировка этого положения связана с именем Р. Вирхова. Размножение клеток прокариотических и эукариотических организмов происходит только путем деления исходной клетки, которому предшествует воспроизведение ее генетического материала (редупликация ДНК).
Многоклеточные организмы представляют собой сложные ансамбли клеток, объединенные в целостные, интегрированные системы тканей и органов, подчиненных и связанных между собой межклеточными, гуморальыми и нервными формами регуляции
Действительно, клетка – это единица функционирования в многоклеточном организме. Но клетки объединены в функциональные системы, в ткани и органы, которые находятся во взаимной связи друг с другом. Специализация частей многоклеточного организма, расчлененность его функций, дают ему большие возможности приспособления для размножения отдельных индивидуумов, для сохранения вида.
^ В клетке содержится вся генетическая информация о строении и функциях организма.
Этот постулат появился после изучения строения и функций ДНК, которая является носителем генетической информациии клетки.
^
Ш. Химический состав клетки.
Клетки живых организмов сходны не только по своему строению, но и по химическому составу. Сходство в строении и химическом составе клеток свидетельствует о единстве их происхождения.
По составу входящие в клетку вещества делятся на органические и неорганические.
^ II. 1. Неорганические вещества.
На первом месте по массе в клетке стоит вода (примерно 2/3 массы клетки). Вода имеет огромное значение в жизнедеятельности клетки. Многие элементы в клетках содержатся в виде ионов. Чаще всего встречаются катионы: K+, Na+, Ca2+ Mg2+, и анионы: H2PO4-, Cl-, HCO3-. Содержание катионов и анионов в клетках обычно значительно отличается от содержания их во внеклеточной среде.
Минеральные соли (например фосфат кальция) могут входить в состав межклеточного вещества, раковин моллюсков и обеспечивать прочность этих образований.
^ III.2. Органические вещества.
Характерны только для живого. Органические соединения представлены в клетке простыми малыми молекулами (аминокислоты, моно- и олигосахариды, жирные кислоты, азотистые основания), и макромолекулами биополимеров (белки, липиды, полисахариды, нуклеиновые кислоты). Молекулы биополимеров состоят из повторяющихся низкомолекулярных соединений (мономеров), ковалентно связанных между собой.
1.
Белки
Белки имеют другое название - протеины («протос» - первый, главный, греч.) что подчеркивает их первостепенное значение для жизни.
В отличие от обычно встречающихся веществ белки обладают рядом существенных особенностей. Прежде всего, у них огромная молекулярная масса. Молекулярная масса такого органического вещества, как этиловый спирт, равна 46, уксусной кислоты - 60, бензола - 78 и т. д. Молекулярная масса одного из белков яйца равна 36 000; а одного из белков мышц достигает 1500 000. Ясно, что по сравнению с молекулами спирта или бензола и многих других органических соединений молекула белка - великан. В ее построении участвуют тысячи атомов. Для того, чтобы подчеркнуть гигантские размеры такой молекулы, ее обычно называют макромолекулой («макрос» - большой, греч.).
Среди органических соединений белки самые сложные. Они относятся к группе соединений, называемых полимерами. Молекула любого полимера представляет собой длинную цепь, в которой многократно повторяется одна и та же сравнительно простая структура, называемая мономером. Если обозначить мономер буквой А, то структура полимера может быть записана так: А-А-А-А-А-А-А. В природе, кроме белков, существует много других полимеров, например: целлюлоза, крахмал, каучук, нуклеиновые кислоты и др. В последние годы химики создали множество искусственных полимеров: полиэтилен, капрон, лавсан и пр. Большинство природных полимеров и все искусственные построены из одинаковых мономеров, и их структура именно такая, как на приведенной выше схеме. Белки же, в отличие от обычных полимеров, построены хотя и из сходных по структуре, но не вполне одинаковых мономеров.
Мономерами белка являются аминокислоты. В составе белковых полимеров обнаружено 20 различных аминокислот. Каждая аминокислота имеет особое строение, свойства и название. Для того чтобы понять, в чем состоит сходство между аминокислотами и чем они отличаются друг от друга, ниже даны формулы двух из них:
H
3
C NH
2
CH CH NH
2
CH – CH
2
– C – COOH C – OH C – CH
2
– C - COOH
CH
3
H HC HC H
Лейцин Тирозин
Как видно из формул, в каждой аминокислоте содержится одна и та же группировка:
H – C – NH
2 COOHЦель урока: изучить строение растительной клетки.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях;
Раскрыть особенности строения растительной клетки и значение её частей;
Развивающие :
Развивать сопоставительный анализ, через сравнение строения различных клеток (растительной и животной);
Продолжить развитие логического мышления, через решение проблемных вопросов;
Продолжить работу над развитием наблюдательности, -через работу с наглядным материалом;
Развивать личностные качества: умение самостоятельно работать, умение работать быстро и аккуратно.
Воспитательная : воспитать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов
Утверждаю
Директор ГБОУ СОШ № 484
С.Федечкина
План-конспект
урока по биологии с учащимися 6 "б" класса
Тема урока: Строение растительной клетки.
Цель урока: изучить строение растительной клетки.
Задачи урока:
Образовательные:
Сформировать понятие о клетке как о живой единице растительного организма, об оболочке, цитоплазме, ядре и вакуолях;
Раскрыть особенности строения растительной клетки и значение её частей;
Развивающие :
Развивать сопоставительный анализ, через сравнение строения различных клеток (растительной и животной);
Продолжить развитие логического мышления, через решение проблемных вопросов;
Продолжить работу над развитием наблюдательности, -через работу с наглядным материалом;
Развивать личностные качества: умение самостоятельно работать, умение работать быстро и аккуратно.
Воспитательная : воспитать внутреннюю мотивацию к учению, через интересный, познавательный подбор содержания учебного материала, через использование нестандартных приёмов
Оборудование: лупы различных размеров, таблица "Строение растительной клетки", таблицы с изображением различных микроскопов, световой микроскоп, модель растительной клетки; портреты ученых: Антонии Ван Левенгука, Роберта Гука, Теодора Шванна и Матиаса Шлейдана.
Ключевые слова и понятия: клетка, строение растительной клетки, органоиды клетки, цитоплазма, плазматическая мембрана, ядро, пластиды: хлоропласты, хромопласты, лейкопласты, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, клеточный центр, рибосомы, лизосомы, митохондрии.
Методы и методические приемы: беседы, с опорой на схемы в учебнике и на доске. Самостоятельная работа.
Ход урока
1. Актуализация знаний
А) Фронтальный опрос
Ответьте на вопросы:
1.Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
2.Кто такие эукариоты (примеры организмов)?
3.Чем они отличаются от прокариот (примеры организмов)?
4.Какие растения называются высшими?
5.В чем основное отличие высших растений от низших?
6.Приведите примеры высших и низших растений.
Б) Вызывается один ученик. Задание. Покажите основные части микроскопа.
2. Постановка познавательной задачи урока.
3. Изучение нового материала.
Беседа с учащимися
А) Увеличительные приборы.
Учитель показывает лупу.
Как называется этот прибор?
Что можно делать с помощь увеличительно стекла? (ответ учащихся.)
Вот видите, как много способов применения можно найти для простой лупы!
А как думаете, когда впервые была изобретена лупа?
Лупа была известна еще в древней Греции. За 400 лет до нашей эры Аристофан описал свойства увеличительного стекла. Но обычная лупа не дает большого увеличения. Во сколько раз лупа может увеличивать предметы? (ответ учащихся.) Обычная лупа увеличивает в 2-30 раз. Но есть прибор, увеличивающий гораздо сильнее. Что это за прибор? (ответ учащихся) Конечно же, это микроскоп. Первый микроскоп появился около 300 лет назад. Изобретателем считается Антонио Ван Левенгук.Он впервые обнаружил живые существа в капле воды. Его микроскоп давал увеличение почти в 300 раз.
Но кто же дальше усовершенствовал микроскоп? (ответ учащихся.) Это был английский учёный Роберт Гук. Он изобрел специальный осветитель для микроскопа. Микроскоп Гука был гораздо больше похож на современный световой микроскоп. Кто знает, что принесло известность этому учёному? (ответ учащихся.) Он впервые увидел клетки, рассматривая срез пробки дуба. Ячейки он назвал « клетками».
Но ученые долгое время считали, что из клеток состоят только растения.
Идею о том, что все живые организмы состоят из клеток, выдвинули два немецких ученых: Теодор Шванн и Матиас Шлейден. Эта идея получила название клеточной теории. Это произошло в 1839 году.
Б) Строение растительной клетки.
Клетка - это структурная и функциональная единица всех живых организмов. Все клетки отделены друг от друга плазматической мембраной- плотной прозрачной оболочкой. Основная задача мембраны - защита содержимого клетки от воздействия внешней среды. Местами на ней можно увидеть более тонкие участки-поры. Мембрана на внешней стороне имеет плотную оболочку (клеточную стенку), состоящую из клетчатки. Она очень прочная и за счет этого придает клетке прочность и защищает ее от внешнего воздействия. Между оболочками клеток находится межклеточное вещество. При разрушении клетки межклеточное вещество разъединяются.
Живое содержимое клетки представлено цитоплазмой - бесцветным вязким веществом. В ней протекают различные химические процессы. В живой клетке цитоплазма постоянно движется. Скорость движения зависит от температуры, освещения и других условий. Движение цитоплазмы обеспечивает перенос питательных веществ.
В цитоплазме располагаются органоиды клетки. Органоиды - дифференцированные участки цитоплазмы, имеющие определенное строение и функции.
Важнейшим органом клетки является ядро. Оно крупное и четко выраженное. В ядре находится одно или несколько ядрышек. Около ядра находится клеточный центр.
Функцию транспортировки различных веществ в клетке выполняет эндоплазматическая сеть.
В растительной клетке присутствуют и другие органоиды, например, аппарат Гольджи, рибосомы, лизосомы, митохондрии.
Кроме того, в растительной клетке имеются пластиды. Существуют три вида пластид. Они различаются по форме, размерам, функциям. Хлоропласты имеют зеленую окраску, хромопласты - красную, а лейкопласты - белую.
Помимо этого в клетке находятся различные включения – временные образования, например, крахмальные зерна, капли жиров.
В старых клетках хорошо заметны полости, содержащие клеточный сок. Эти образования называются вакуолями.
Заполни таблицу (пользуясь текстом учебника И.Н.Пономаревой параграф7)
Пример заполнения таблицы. В целях экономии времени таблица с названиями граф в печатной версии даю сама (учитель).
Название органоида | Описание | Функции |
Цитоплазма | Внутренняя полужидкая среда клетки, в которой находится ядро, органоиды и включения. | Объединяет все органоиды клетки, в ней протекают все процессы обмена веществ. |
Плазматическая мембрана | Тонкая прозрачная пленка, состоящая из молекул белков и липидов, на внешней стороне имеется клеточная оболочка, состоящая из целлюлозы. | Защита клетки от внешнего, придание клетки определенной формы, участие в обмене веществ между клеткой и внешней средой, в контактировании клеток друг с другом. |
Ядро | Окружено ядерной оболочкой, пронизанной порами, внутри находится одно или несколько ядрышек, хромосом. | Хранит наследственную информацию, регулирует процессы обмена веществ. |
Пластиды: | Присутствуют только в растительных клетках. |
|
Хлоропласты | Овальной формы, заполнены хлорофиллом. | Фотосинтез. |
Хромопласты | Имеют желтую, оранжевую или красную окраску. | Обеспечивает окраску плодов, лепестков, осенних листьев. |
Лейкопласты | Бесцветные, округлой формы, содержатся в неокрашенных частях растений(стебли, клубни, корни) | Накопление запасных питательных веществ |
Эндоплазматическая сеть | Сеть многочисленных каналов и полостей в цитоплазме клетки. | Синтез накопление и выделение продуктов обмена |
Аппарат Гольджи | Имеет сложную структуру, состоящую из полостей, трубочек и пузырьков. | Накопление и выделение продуктов обмена. |
Клеточный центр Только у низших растений. | Состоит из двух цилиндрических телец, расположенных под углом друг к другу. | Принимает участие в делении клетки. |
Рибосомы | Мелкие тельца, по форме напоминающие восьмерку | Сборка сложных молекул белков. |
Митохондрии | Мелкие тельца различной формы с многочисленными выростами на внутренней части мембране. | Образование и накопление энергии (синтез АТФ) |
После выполнения работы 2-3 человека зачитывают результат работы.
4. Закрепление знаний и умений, полученных на уроке.
Ответь на вопросы:
1.Докажите, что клетка является живым организмом.
2.Что такое органоид?
3.Какие органоиды растительной клетки вы знаете?
4.Каких органоидов нет в растительной клетке?
5.Что такое цитоплазма?
6.Какова основная функция ядра?
5.Объявление итогов урока
6Домашнее задание
Параграф номер 7
Учитель биологии
И. Иванова
Цыганкова Наталья Николаевна, учитель биологии.
Тема урока: Клетка – основная единица живого. Строение клетки.
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Технология построения урока: развивающее обучение, здоровьесберегающие технологии .
Цель: изучить строение клетки, выявить роль органоидов клетки.
Задачи:
- образовательные: знать о строении клетки, а так же о роли органоидов клетки.
- развивающие : анализировать, сравнивать и обобщать факты; устанавливать причинно-следственные связи; определять органоиды в клетках растений с помощью опытов; уметь организовать совместную деятельность на конечный результат; уметь выражать свои мысли.
- воспитательные : осознанно достигать поставленной цели; воспитывать положительное отношение к совместному труду.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные:
Знать строение клетки;
Рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;
Уметь отличать клетки бактерий от растений, грибов и животных.
Метапредметные:
- регулятивные: - самостоятельно определять цельучебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;
Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;
- коммуникативные: - обсуждать в рабочей группе информацию;
Слушать товарища и обосновывать свое мнение;
Выражать свои мысли и идеи.
- познавательные: - работать с учебником;
Находить отличия;
Составлять схемы-опоры;
Работать с информационными текстами;
Объяснять значения новых слов;
Сравнивать и выделять признаки;
Уметь использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формирование УУД:
Познавательные УУД
Продолжить формирование умения работать с учебником .
Продолжить формирование умения находить о тличия, составлять схемы-опоры, работать с информационными текстами, объяснять значения новых слов, сравнивать и выделять признаки.
Продолжить формирование навыков использовать графические организаторы, символы, схемы для структурирования информации.
Коммуникативные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.
Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.
Регулятивные УУД
Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.
Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки .
Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные УУД
Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
Оценивать собственный вклад в работу группы.
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы: частично-поисковый.
Информационно-технологические р есурсы: учебник, рабочая тетрадь , ПК, лук - репка, микролаборатория.
Основные термины и понятия: Клеточная мембрана, цитоплазма, ядро, хромосомы, пластиды, хлоропласты, вакуоли.
Ход урока
I . Мотивация
Ребята, добрый день!
Добрый день, ребята!
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся . Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Сегодня нам предстоит изучить очень интересную тему из курса биологии. Какую? Вы позже назовете сами.
Итак, сейчас я хочу показать Вам несколько слайдов. Внимание!
Слайд № 1
Теперь прослушайте отрывок из стихотворения. О чем говорится в нем?
Загляните на часок
В нашу клетку-теремок,
В цитоплазме там и тут
Органоиды живут.
Там такое происходит -
Цитоплазма кругом ходит,
Помогает то движенье
В клетке чудным превращеньям.
Их не видел Левенгук,
Удивился б Роберт Гук.
Слайд № 2
Из чего состоят все живые организмы из … (клеток ). Правильно.
Так какова же тема сегодняшнего урока? (версии детей )
Учитель записывает проговоренную тему на доске, а дети в тетрадях.
Тема урока «Строение клетки».
II . Актуализация пройденного материала.
Мы с вами говорили о том, что все живое на Земле имеет клеточное строение, и что их клетки имеют сходное строение.
Заполните схему по составу вещества в клетке.
вещества клетки
неорганические вещества органические вещества
вода минеральные соли белки жиры углеводы
III . Актуализация нового материала.
Мы уже изучили строение клетки. Рассмотрели, чем отличается растительная клетка от животной. Давайте вспомним и проверим наши знания.
1. Один ученик работает у доски с кроссвордом. Из выделенных букв необходимо составить ключевое слово урока. Отвечает на дополнительные вопросы учащихся.
1.Какие структуры придают зеленый цвет клеткам растения? 2.Ученый открывший клетку. С помощью чего можно рассмотреть клетки живых организмов? Защищает клетку от влияния окружающей среды. Полость с клеточным соком, содержащим сахара, другие органические вещества и соли. 6.Полужидкое содержимое клетки.2. Несколько человек работают по индивидуальным карточкам. Учащиеся самостоятельно проверяют ответы, анализируют их.
Тестовые задания с выбором одного правильного ответа
Карточка 1.
Выбери правильный ответ
1. Растительная клетка отличается от животной наличием органоида:
а) рибосома; б) митохондрия; в) хлоропласт ; г) лизосома
2. Клеточная стенка имеется у клетки:
а) растительной ; б) бактериальной; в) животной
3. Органоид, который содержит клеточный сок:
а) вакуоль ; б) хлоропласт; в) ядро;
Карточка 2.
Выбери правильный ответ
1.Клеточная оболочка не характерна для:
а) растений, б ) животных , в) грибов.
2.Растительная клетка отличается от животной наличием:
а) рибосом, б) хлоропластов , в) митохондрий.
3. Как называется среда клетки внутри которой происходят обменные процессы:
а) ядро; б) цитоплазма ; в) вода;
IV . Лабораторная работа.
а) «Изготовление препарата клеток кожицы чешуи луковицы лука»
1 – Подготовьте предметное стекло, тщательно протерев его марлей.
2 – Пипеткой нанесите 1–2 капли воды на предметное стекло.
3 – При помощи препаровальной иглы осторожно снимите маленький кусочек прозрачной кожицы с внутренней поверхности чешуи лука. Положите кусочек кожицы в каплю воды и расправьте его.
4 – Покройте кожицу покровным стеклом.
5 – Рассмотрите приготовленный микропрепарат под микроскопом. Отметьте, какие части клетки вы видите.
6 – Сравните с рисунком «Строение клетки кожицы чешуи лука» в тексте учебника.
7 – Зарисуйте в тетради 2–3 клетки кожицы лука. Обозначьте оболочку, поры, цитоплазму, ядро, вакуоль с клеточным соком.
б) Работа с компьютером.
Выполняем задание по контролю после изучения темы «Строения клетки», проверяем свои умения.
V. Рефлексия .
Проверка уровня понимания учебного материала, психологического состояния учащихся после урока по вопросам:
До урока:
Не знал…
Не понимал…
Не мог представить…
Не мог выразить…
Не мог выполнить…
Сейчас:
Выяснил…
Выучил…
Познакомился…
Запомнил…
Все ли вам было понятно в течение урока?
Какая часть урока показалась самой интересной?
Какая часть урока вызвала затруднение?
Какое у вас настроение после урока?
Подведение итогов с помощью стихотворения:
Стихотворение «Клетки»
Клетка - жизни всей основа!
Повторять мы будем снова!
Только есть одна беда:
Не удастся никогда
Нам увидеть клетку глазом.
А хотелось бы всё сразу
Рассмотреть и разобрать,
Клетку перерисовать!
Ведь из клетки состоят:
Морж, медведь, петух и кит.
Дуб, сосна, собака, кошка,
Да и гриб на тонкой ножке!
Многоклеточные мы:
И поэтому должны
Клетки мышц мы упражнять,
Клетки мозга развивать.
Обеспечат эти клетки
Нам хорошие отметки!
VI . Домашнее задание.
Всем:
Параграф §8, вопросы на странице 31.
Творческий уровень :
вылепить на картоне из пластилина клетку с ее органоидами,
сочинить сказку о клетке.
Клетка - целостная и сложная биологическая система, мельчайшая единица строения многоклеточных организмов. Части клетки обеспечивают её нормальную жизнедеятельность, а при размножении - передачу наследственных признаков от родителей детям. В отличие от растительных клеток в клетках животных нет пластид , отсутствует клеточная оболочка .
Тела всех живых организмов состоят из клеток. Есть организмы, тела которых состоят только из одной клетки, - это бактерии, одноклеточные водоросли и грибы, простейшие. Тела большинства животных состоят из множества клеток.
Клетки всех животных имеют общее строение и отличаются от клеток растений. Большинство клеток животных очень мелкие: их размеры - 10-100 микрон (микрометр). Поэтому изучать их строение приходится при большом увеличении микроскопа. Формы клеток животных очень различны: клетки мышц сильно вытянуты в длину, имеют веретеновидную форму, клетки крови - овальной формы, клетки кожи - плоские, вытянутые в высоту или бокаловидные. У одних клеток есть отростки и выступы, другие клетки гладкие.
Снаружи животная клетка покрыта эластичной клеточной мембраной . Она отделяет содержимое клетки от наружной среды и способна пропускать внутрь клетки одни вещества, а из клетки - другие, обеспечивая обмен веществ. В растительной клетке снаружи от мембраны расположена плотная оболочка , содержащая целлюлозу. В отличие от растительных клеток клетки животных такой оболочки не имеют.
Основное содержимое клетки, заполняющее весь её объём, - вязкая зернистая цитоплазма . Она постоянно движется, в ней протекают все жизненные процессы клетки. В цитоплазме периодически образуются пузырьки, наполненные жидкостью, - вакуоли . Они играют важную роль в пищеварении: здесь накапливаются питательные вещества; через вакуоли удаляются вредные продукты жизнедеятельности, и в результате поддерживается относительно постоянный состав цитоплазмы. Между клеткой и окружающей средой осуществляется обмен веществ .
Центральное место в цитоплазме занимает плотное округлое тельце - ядро . В нём находятся хромосомы , состоящие из длинных молекул органического вещества. Они регулируют процессы, протекающие в клетке, обеспечивают передачу наследственных признаков дочерним клеткам при размножении.
Помимо ядра в цитоплазме расположены другие органоиды (органеллы) — компоненты клетки, выполняющие определённые функции, - «клеточные органы».
Митохондрии отвечают за преобразование и запасание энергии, которая затем расходуется на жизненные процессы клетки. На рибосомах образуются белки, в аппарате Гольджи - жиры и углеводы. Кроме того, внутри аппарата Гольджи белки, жиры и углеводы накапливаются. Сюда они поступают по трубочкам эндоплазматической сети - этот органоид охватывает сетью разветвлённых канальцев всё пространство клетки и отвечает за транспортировку образованных в клетке веществ. В аппарате Гольджи вещества «упаковываются» в виде комочков и капелек, а потом уходят в цитоплазму и используются по назначению. Лизосомы участвуют в разрушении ненужных белков, жиров и углеводов.
В клетках животных отсутствуют пластиды , характерные для растительных клеток. Отсутствие хлоропластов - важное отличие животных клеток. Именно в них у растений происходит синтез органических веществ из неорганических. Животные, в отличие от растений, питаются готовыми органическими веществами.
Клетка животных содержит органоид , которого нет в растительных клетках. Он называется клеточным центром . Основу клеточного центра составляют два цилиндрических тельца. Они играют важную роль в делении клеток животных, обеспечивая равномерное распределение наследственного материала материнской клетки в образовавшихся клетках.
В цитоплазме клеток всех живых организмов можно обнаружить многочисленные мелкие и крупные зёрна, капельки белков, жиров и углеводов. Эти вещества образуются в разных частях клетки, транспортируются, распределяются и используются в процессе обмена веществ.
Это конспект по теме . Выберите дальнейшие действия:
Тема урока: Деление клеток, их рост и развитие, специализация. Свойства раздражимости и возбудимости.
Цель: продолжить формирование знаний о процессах жизнедеятельности клетки.
Задачи:
Образовательные: способствовать ознакомлению с процессами жизнедеятельности клетки, раскрытию взаимосвязей между строением и функциями клетки.
Развивающие: продолжить формирование умений обсуждать проблему, систематизировать, выделять главное, сравнивать, объяснять новые понятия, анализировать результаты своей деятельности, делать выводы, творческое мышление, монологическую речь, умение публично выступать.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к своему организму, интерес к предмету, чувство коллективизма, навыки самоорганизации, самоанализа и взаимопомощи, сотрудничества.
Ожидаемые результаты: знают процессы жизнедеятельности клеток, умеют разъяснять понятия, обосновывать ответы.
Тип урока: изучение нового материала с первичным закреплением полученных знаний.
Формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Методы: словесный, наглядный, практический, проблемно-поисковый, интерактивный.
Ключевые идеи: деление клеток, их рост и развитие, специализация, свойства раздражимости и возбудимости.
Оборудование и ресурсы: таблицы, слайдовая презентация, сигнальные карточки, оценочные листы, экран настроения, смайлы, стикеры, маркеры, фломастеры, цветные карандаши, листы бумаги А 3 , А 4.
Этапы урока и стратегии | Действия учителя | Действия учащихся |
||
Введение Тренинг «Подари тепло своей ладони» | Приветствие учителя и психологический настрой. Создание положительного микроклимата, через минутку настроения, программирование учеников на успех. | Психологический настрой учащихся на дальнейшую деятельность. |
||
Презентация Деление на группы (1 мин) | Уровень А 1. Красящие вещества растительной клетки называются: а) целлюлозой в) гемоглобином с) клеточным соком д) цитоплазмой е) пигментом 2. Какая структура располагается в цитоплазме клетки на рисунке: а) хлоропласты в) хромосомы д) вакуоль е) вакуоль 3. Дайте определение понятиям: а) цитология - … в) лизосома - … с) рибосома- … Уровень В 4. Найдите соответствие между названиями клеточных структур и соответствующими им признаками. Уровень С 5. Докажите, что клетка - живая структура. | По цвету стикеров делятся на группы. |
||
Основная часть Работа в группах Составление постера Физминутка Индивидуальная работа | Проблемная ситуация Доказать, что клетка обладает признаками живого организма Определяем цели урока Жизнь это совокупность явлений происходящих в организмах Изучите, обсудите основные процессы жизнедеятельности клетки, заполните таблицу и выступите с отчетом.
А). Творческое задание: Составьте схему деления клеток. У вас лежат разрезанные карточки, из которых необходимо правильно разложить этапы, проверка на экране. Б). Устно: Какие процессы протекают в клетке? Что общего между вашим организмом и клеткой? Может ли жить одна клетка? Домашнее задание 1.§ 4, вопросы 2.Составить 5 тестовых вопросов | Отвечая на вопросы, решают проблемную ситуацию. Взаимооценивание групп Самооценивание Записывают задание в дневник. |
||
Заключение | Всегда полезно оценить самого себя, определить затруднения и найти пути их преодоления Суммативное оценивание Рефлексия Попрошу высказать своё мнение о сегодняшнем уроке Итоги урока | Самоанализ деятельности и самооценка Учащиеся поднимают сигнальные карточки |
Статьи по теме: | |
Лимонный кекс на кефире с маком
Лимонный кекс на кефире без яиц (с пропиткой) — мой любимый рецепт к... Салат из сайры - простые и оригинальные рецепты аппетитной закуски Салат из сайры консервированной с рисом
Я очень люблю салаты с консервированной рыбой. Их можно готовить... Если во сне слышишь стук в дверь
Услышав стук в дверь, мы всегда испытываем приятное ожидание и трепетные... |