Выбор читателей
Популярные статьи
Для правильного правописания глаголов в русском языке важно уметь определять их начальную форму.
Глагол – это часть речи, обозначающая какое-либо действие или указывающая на состояние.
Начальная (неопределенная) форма – это особый грамматический вид глагола, инфинитив, и он выделяется среди остальных частей речи. Инфинитив отвечает на глагольные вопросы что делать? что сделать?.
Название этой части речи (инфинитив) берет свое начало с латинского языка и переводится как «неопределённый». Это слово (infinitivus), а точнее его производная «инфинитив» указывает на особую глагольную форму. Ситуация схожа с существительными и их начальным видом именительного падежа, который всегда приводится в толковых словарях.
Если задать эти вопросы (что делать? что сделать?) к любой форме действия, то можно получить начальный вид, который и будет считаться неопределённым или нулевым.
Обычные глаголы можно спрягать по лицу и числу, времени, наклонению. Суть в том, что по инфинитиву нельзя определить ни время, ни число, ни любую другую грамматическую категорию взятого глагола (например, он рубит (н.в, ед.ч.), что делать? – рубить (?, ?.). Всегда неопределенный вид оканчивается на –ть , -ти или –чь .
У любого глагола, указывающего на совершения действия или на состояние, можно выделить неопределенную форму, например:
Определить начальную форму глагола не сложно, достаточно лишь задать один из указанных вопросов к слову. Также на неопределенность указывает окончание (-ть , -ти ). Например:
Стоит отметить, некоторые из глаголов совсем не имеют (нулевое) окончания (они оканчиваются на –чь ), например:
Также нужно уделить особое внимание некоторым нулевым глаголам, у которых в корне слова пишется буква «Й». Например:
Примечательно, что инфинитив может отвечать на два вопроса. Подобное разнообразие говорит о разных лексических видах слова, которые называются совершенной и несовершенной формой. Вид говорит о соответствии действия с пределом (происходит в начале или в конце). Например, несовершенная форма действия не ограничивается какими-либо рамками. Это постоянное действие, которое периодично повторяется (например, есть, бить, спать, гадать – что делать? ). Совершенная форма указывает на действие, которое было окончено, но сохранило итог к моменту разговора (например, проплыть, проспать, пойти – что сделать? ).
Одна из причин использования инфинитива заключается в том, что в некоторых словах окончания не попадают под ударение. Это случается, когда у людей появляются сомнения в правописании букв «е» и «и» в словоформах:
Для правильности написания подобных слов понадобится определить спряжение этих глаголов, используя форму инфинитива. Все достаточно просто.
Другой момент — в прошедшем времени глаголы часто получают безударные суффиксы. К примеру:
Основываясь именно на неопределенном виде создаются другие словоформы глаголов, к примеру:
Лелея-ть – леле-ял, леле-ю, леле-яв (меняется только окончание, основа остается точно такой же, как в инфинитиве).
Именно поэтому так важно точно определить начальный вид и выделить в ней безударный суффикс. Без этих знаний не получится правильно писать глаголы в прошедшем времени, причастиях прошедшей формы, деепричастиях.
Неопределенные глаголы нужны для обозначения действия или состояние того, о чем говорится. При этом они не имеют каких-либо изменяемых характеристик, которые присущи другим частям речи и формам. Инфинитивы получили только незыблемые морфологические определения:
Рассмотрим предложение: Они начали понемногу зажигать огни. Выделим морфологические характеристики на примере начальной формы «зажигать».
Зажигать – отвечает на вопрос что делать?
Синтаксическое назначение – часть составного глагольного сказуемого «начали зажигать».
Рассмотрим другое предложение: В ней жила мечта освободиться из плена.
Освободиться – отвечает на вопрос что сделать?
Синтаксическое назначение – несогласованное определение.
Важно помнить, что начальная форма глагола отвечает на вопросы «что делать? что сделать?» и может являться любым членом в предложении.
Чтобы словосочетания и предложения в русском языке были связным и понятными, значимые слова в большинстве своем имеют разные грамматические формы, которые позволяют связывать их между собой. И у всех таких значимых слов есть “отправная точка” – начальная форма слова, причем у каждой части речи ее грамматические показатели свои. Поставить слово в такую форму – значит многое о нем узнать, например, как оно пишется или что обозначает.
Чаще всего слово необходимо поставить в начальную форму для того, чтобы проще было найти его в словаре – орфографическом, толковом, этимологическом и т. п. Поскольку неизменяемые слова, в том числе служебные части речи, никак не изменяются, то у них нет и начальной формы.
В русском языке есть слова, не имеющие начальной формы, например, глаголы неймется и гнетет не используются в инфинитиве.
Так, для того, чтобы выяснить начальную форму существительного, нужно привести его к виду “единственное число, именительный падеж” (за исключением случаев, когда оно используется только во множественном).
У местоимений начальная форма зависит от того, к какой категории они относятся. Так, у личных она такая же, как у существительных, а у притяжательных показатели совпадают с прилагательными.
Для числительных начальной формой является именительный падеж, а для тех, которые изменяются по родам и числам – соответствующие формы, то есть единственное число, мужской род.
Также важно ответить на вопрос, что такое начальная форма глагола, то есть инфинитив. Это глагол с неопределенной форме, который отвечает на вопрос что делать или что сделать?
Он лишен наклонения, рода, числа, времени и лица, то есть является, что называется, глаголом в чистом виде, который обладает максимально полной лексической информацией и при этом минималистичен с грамматической точки зрения.
Было проведено исследование, целью которого являлась частотность использования инфинитивов в тексте по сравнению с использованием глаголов вообще. И было выяснено, что хотя в деловой речи глаголы использовали меньше всего, среди них преобладала как раз неопределенная форма. В научном стиле, который носит отвлеченный характер, также часто используется инфинитив, а вот в художественном он не так популярен.
Те слова в русском языке, которые могут принимать разные грамматические формы, то есть изменяемые, имеют и начальную форму. Она нужна для того, чтобы получить общую информацию о слове и найти его в словаре. У каждой части речи своя начальная форма, которая зависит от того, какие изменяющиеся грамматические признаки она имеет. Особый случай – это глагол. Его начальной формой является инфинитив, то есть максимально обезличенная глагольная форма, лишенная грамматических признаков. При этом именно среди глаголов чаще всего встречаются слова без начальной формы.
Антонина Сендажы
Конспект урока русского языка «Начальная форма глагола»
Тема урока : Начальная форма глагола
Учитель начальных национальных классов : Сендажы Антонина Петровна
Цели урока : познакомить учащихся с особенностями , формировать умение ставить вопросы к глаголам в начальной форме , определять глагол как часть речи по его значению и грамматическим признакам, определять глаголы неопределённой формы и употреблять их в своей речи.
Задачи : 1. Стимулировать активную познавательную деятельность учащихся.
2. Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе наблюдений и сравнений. Воспитывать доброжелательность, ответственность, любовь к русскому языку .
Формирование УУД .
Личностные УУД : проявлять интерес к новому учебному материалу, развивать способность к самооценке.
Познавательное УУД : анализировать, выделять главное, строить рассуждения о теме, обобщать.
Коммуникативное УУД : формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях, учитывать разные мнения.
Регулятивные УУД : принимать и сохранять учебную задачу, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя, оценивать свои действия и действия товарищей.
I.Организационный момент.
Заливается звонок,
Он зовёт нас на урок .
Будем все внимательны,
Прилежны и старательны!
1. Для урока я приготовила пословицы, прочитайте их. Выберите пословицу, которую вы хотите сделать девизом урока и запишите ее в тетрадь слайд 1
2. Определение темы, постановка задачи и цели урока . Ребята, найдите в девизе урока , слова которые отвечают на вопрос : что делать? (учить, знать) .К какой части речи относятся эти слова? (к глаголу ) О какой части речи мы с вами будем говорить на уроке ? Конечно же, - это ГЛАГОЛ . Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе .
II.Актуализация знаний.
1. Фронтальный опрос.
Что такое глагол ?
Изменяется ли глагол по числам ?
Какие три времени имеет глагол ?
Как называется глагол на тувинском языке ?
Какие времена имеют глаголы тувинского языка ?
Как изменяются глаголы на тувинском языке ?
2. Найдите в пословицах глаголы , поставьте к ним вопрос, определите время и число. (Что сделал? ВЗЯЛ- пр. вр., ед. ч., м. р., Что сделаешь? ЗАСКУЧАЕШЬ - буд. вр, ед. ч., 2 лицо)
А можно ли определить время и число глаголов УЧИТЬ и ЗНАТЬ ? (Нет) .
Кто догадался, что мы будем исследовать на уроке ? (Глаголы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? ЧТО СДЕЛАТЬ? Правильно сформулировать тему и цели урока нам поможет учебник .
Откройте страницу 52, прочитайте тему и цели урока .
III. Новая тема.
1. Работа по таблице.
Читайте глаголы парами и поставьте к ним вопросы. Скажите, чем различаются пары глаголов в первом и во втором столбиках (В глаголах второго столбика есть приставки. Они обозначают законченное действие). Спишите, обозначая приставки . Подчеркните в глаголах -ть , -чь, - ти.
Сделайте вывод по данной таблице. (При затруднении учащиеся могут обратиться к выводу в учебнике на стр. 54)
Вывод. Глаголы учить - выучить , писать - написать, нести - принести, печь - испечь- это глаголы неопределенной формы . Глагол в неопределенной форме отвечает на вопросы : что делать? что сделать? Глаголы в неопределенной форме оканчиваются на -ТЬ , -ТИ,- ЧЬ. В глаголах неопределенной формы -ТЬ , -ЧЬ пишутся с мягким знаком.
IV. Закрепление новой темы.
Читайте действия и выполните движения. слайд 3
1. Упражнение 4, стр. 55. (Устно) . Задание к упражнению. Читайте. Ставьте к глаголам вопросы . Скажите, с какими словами употребляются глаголы в неопределенной форме .
Что делать? Что сделать?
тебе можно (нельзя) рассказывать рассказать
я должен (должна) решать решить
Вывод учащихся. Со словами надо, нужно, можно, нельзя, должен, готов, рад, могу, хочу употребляются глаголы неопределенной формы , которые отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАТЬ? и ЧТО СДЕЛАТЬ?
2. Составление диалогов по образцам. слайд 5
3. Работа в группе. Самостоятельная работа. слайд 6
V. Итог урока . Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
Какие цели мы ставили перед собой? Удалось ли нам решить их?
На какой вопрос отвечает глагол неопределённой формы ?
Назовите окончания глаголов неопределённой формы .
Если было интересно, легко на уроке , во всем разобрались, поднимите красный жетон.
Если иногда были трудности, сомнения, не совсем понравилась работа, поднимите жетон синего цвета.
Если не разобрались в теме, было не очень интересно, поднимите жетон зеленого цвета.
Выставление оценок учителем.
Спасибо, ребята, за урок . Вы активно работали, были внимательны, помогали друг другу.
Домашнее задание. Упражнение 9, стр. 57
Публикации по теме:
«Начальная школа пешехода» развлечение для младшей группы «Начальная школа пешехода» Развлечение для младшей группы Подготовила: Музыкальный руководитель Цаплина А. Ю. Июль 2015год Цель:.
Сценарий праздника «Новогодние приключения сказочных героев» (начальная школа) «Новогодние приключение Сказочных героев» (сценарий новогоднего праздника) Вбегает Шапокляк, тащит за руку грязного мальчишку- Пашу. Шапокляк:.
Сценарий праздника «Золотая осень». Начальная школа Конспект праздника «Золотая осень» Выполнила: воспитатель Овчинникова А. А Цель: Создать у детей радостное настроение, вызвать.
Конспект урока по английскому языку. Тема: «Enjoing your home» Класс: 4. Тема урока: «Enjoing your home» Задачи: 1. Формировать у учащихся навыки устной речи и чтения по теме. 2. Повторить лексику;.
Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока «Домашние животные и их жилище» Конспект урока по окружающему природному миру в 1 классе (особый ребенок). Тема урока: домашние животные и их жилище. Предмет: окружающий.
План разбора глагола
I | Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. | ||
II | Начальная форма (инфинитив). Морфологические признаки: | ||
A | Постоянные морфологические признаки: | ||
1 | вид (совершенный, несовершенный); | ||
2 | возвратность (невозвратный, возвратный); | ||
3 | переходность (переходный, непереходный); | ||
4 | спряжение ; | ||
Б | Непостоянные морфологические признаки: | ||
1 | наклонение ; | ||
2 | время (в изъявительном наклонении); | ||
3 | число ; | ||
4 | лицо (в настоящем, будущем времени; в повелительном наклонении); | ||
5 | род (у глаголов в форме прошедшего времени изъявительного и сослагательного наклонения единственного числа). | ||
III | Роль в предложении (каким членом предложения является глагол в данном предложении). |
Образцы разбора глаголов
Любишь кататься - люби и саночки возить (пословица).
Любишь
Кататься
Люби
Началась пахота (Пришвин).
Началась
Стаж работы 19 лет, высшая квалификационная категория
Обсуждение вопроса закрыто, так как на данный вопрос уже ответили исчерпывающе
Похожие вопросы
Нам задали ответить на вопросы по теме письменно,пожалуйста,дайте хоть немного развёрнутый,хороший ответ,а...
Статьи по теме: | |
Лимонный кекс на кефире с маком
Лимонный кекс на кефире без яиц (с пропиткой) — мой любимый рецепт к... Салат из сайры - простые и оригинальные рецепты аппетитной закуски Салат из сайры консервированной с рисом
Я очень люблю салаты с консервированной рыбой. Их можно готовить... Если во сне слышишь стук в дверь
Услышав стук в дверь, мы всегда испытываем приятное ожидание и трепетные... |