Слуховое восприятие у детей дошкольного возраста. Развитие слухового восприятия у детей с нарушениями слуха

Полина Силантьева
Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта

Выполнила :

учитель-дефектолог

МБДОУ ДС №5 г. Челябинск

Силантьева Полина Вячеславовна

План :

Понятие и значение слухового восприятия

Особенности .

Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта

Понятие и значение слухового восприятия в общей и специальной психологии.

В литературе по общей и специальной психологии существуют различные определения понятия восприятия .

Восприятие – это процесс приема и переработки человеком различной информации, поступающей в мозг через органы чувств. Завершается формированием образа.

Слуховое восприятие – форма восприятия , обеспечивающая способность воспринимать звуки и ориентироваться по ним в окружающей среде при помощи слухового анализатора .

Органом, воспринимающим звук и анализирующим его, является орган слуха . Многообразие слуховых ощущений связано с особенностями и функцией слухового анализатора , обеспечивающего различение звуков по их высоте, ритму, тембру, их сочетаниями (фонемы, мелодии) . Их восприятие вызывает у ребенка элементарные чувствования предметов и явлений, их движение в пространстве. Значение слуховой ориентации весьма важно в психическом развитии ребенка . Воспринимая звуки , исходящие от различных объектов и предметов, дети учатся понимать звучащий мир и правильно реагировать на него.

В своей книге Головчиц Л. А пишет : « у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия , что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка ».

Являясь одной из важных характеристик и свойств окружающих предметов, а также явлений живой и неживой природы, звук обогащает представления ребенка об окружающем мире. В развитии ребенка овладение предметными действиями и познание предметов оказываются тесно связаны с восприятием звука как одного из свойств предметов. В процессе сенсорного развития ребенка происходит формирование звуковых дифференцировок : вначале по принципу «звучит - не звучит» , далее - с учетом различных характеристик звука : его громкости, высоты, тембра сложных звуков. Овладение этими характеристиками способствует более полной предметности восприятия и его целостности .

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Регуляция поведения, связанная с ориентированием человека в пространстве, характеризуется как выделением зрительно воспринимаемых предметов , так и локализацией их на основе пространственного слуха . Ориентирование ребенка в окружающей среде связано со способностью слуха оценивать и измерять пространственные характеристики самого предмета. Пространственные характеристики звучания - одни из наиболее существенных при слуховом восприятии , определяют познавательный компонент этого процесса. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания - все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения в окружающей среде. Для регуляции поведения и деятельности принципиальное значение имеют эмоционально-оценочные характеристики слухового образа . Форма реагирования особенно сильно изменяется в случаях восприятия экстремальных звуковых сигналов (плач, стон больного) . Говоря о пространственном восприятии , имеется в виду как способность слуха локализовать звуковые объекты в пространстве, так и способность производить анализ всего комплекса характеристик.

Бинауральность слуха , или возможность воспринимать звук двумя ушами , делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве. Бинуральность восприятия обеспечивает улучшение дифференцировки одновременно звучащих предметов. Важное значение для регуляции поведения имеют и временные характеристики звучания. Динамические, или временные, характеристики имеют принципиальное значение для формирования слухового образа , поскольку выраженность процесса звучания во времени является специфическим признаком звука. Таким образом, формирование пространственно-временных представлений тесно связано с возможностями определения направления звучания предмета, его отдаленности, длительности звучаний, а также регуляции поведения и ориентирования в окружающем мире.

Наиболее велика роль слухового восприятия для речи и музыки . Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. Звук как объект слухового восприятия имеет в своей основе коммуникативную направленность. Уже у новорожденного ребенка слуховые реакции имеют ярко выраженный социальный характер : в первые месяцы жизни ребенок более активно реагирует на голос человека, и прежде всего матери. По мере развития слухового различения речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь малыша, что в дальнейшем обеспечивает его потребности в общении. Формирование слухового восприятия устной речи связано с овладением ребенком системой звуковых (фонетических) кодов. Усвоение одной из важнейших для человека знаковых систем (фонематической) обусловливает активное усвоение ребенком произносительной стороны речи. Формирующаяся на основе полноценного слухового восприятия речь является важнейшим средством общения и познания окружающего мира.

Одним из важных средств эмоционально-эстетического развития является музыка , восприятие которой базируется на слуховой основе . С помощью музыки ребенку передается содержание образов, состояний, ощущений, выраженных композитором. Музыка способствует формированию эмоциональной стороны жизни ребенка, влияет на поведение человека.

Прежде всего восприятие музыкальных звуков связано с моторной природой чувства ритма. «Восприятие музыки имеет активный слухомоторный компонент » (Б. М. Теплов) . Реакции организма на слушание музыки проявляются в мышечных движениях, к которым относятся движения головы, рук, ног, невидимые движения голосового, речевого и дыхательного аппаратов.

Однако не только музыка, но и некоторые характеристики речи, в частности интонация и акустические особенности речи и голоса, содержат значимую для ребенка эмоциональную информацию.

Воздействие звука на эмоциональное состояние ребенка связано также с характеристиками звуков. Слишком громкие звуки вызывают усталость, раздражительность. Шум нарушает способность сосредоточиться, вызывает у ребенка подавленность, утомление, приводит к расстройству сна. Отрицательное воздействие на эмоциональное состояние, вплоть до стрессовых ситуаций, оказывают неожиданные и непривычные звуки, в том числе с излишней громкостью.

Таким образом, восприятие звуков окружающего мира, речи и музыки, при котором действие слухового анализатора подкрепляется другими анализаторами (зрительным, тактильным, двигательным, обонятельным, служит важнейшим средством развития психики ребенка .

Особенности слухового восприятия дошкольников с нарушением интеллекта .

Процесс слухового восприятия требует от учащихся умения сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь. У умственно отсталых детей способность к слуховому вниманию и восприятию снижена , следовательно, у детей с нарушением интеллекта выделяются особенности в слуховом восприятии такие как : не часто реагируют на слуховые раздражители , самостоятельно не вырабатываются разные двигательные реакции в ответ на звучание различных инструментов, не дифференцируют на слух звучание музыкальных инструментов, звукоподражания, бытовых шумов, звуков природы. Зачастую, ребенок с умственной отсталостью не соотносит игрушку с соответствующим звукоподражанием, не выделяет знакомые предметы и явления по их звуковым характеристикам. Дети затрудняются в определение направления звука, интенсивности и его источника без опоры на зрительный анализатор. Дошкольники не могут определять последовательность звучания звукоподражания. Так же у детей не развит фонематический слух (глобальное различение на слух резко различных по слоговому и звуковому составу слов, без фонетического анализа/ близкие по слоговой структуре). Трудности вызывают выделение заданного слова из предложенной фразы и отмечание их каким-либо действием. В более старшем возрасте возникают сложности в воспроизведение заданного ритма .

У умственно отсталых детей часто отсутствует интерес , внимание к речи окружающих, что является одной из причин недоразвития речевого общения .

В связи с этим важно развивать у детей интерес и внимание к речи , установку на восприятие окружающих звуков . Работа по развитию слухового внимания и восприятия подготавливает детей к различению и выделению на слух речевых единиц : слов, слогов, звуков.

Развитие слухового восприятия дошкольников с нарушениями интеллекта

Развитие слухового восприятия идет в двух направлениях : с одной стороны, развивается восприятие обычных звуков (неречевых, с другой - восприятие речевых звуков , т. е. формируется фонематический слух . Фонематическое восприятие - это умение различать звуки речи, так называемые фонемы. Например, И от Ы, Т от Д, С от Ш, Ч от ТЬ и др.

Развитие неречевого слуха

Неречевой (физический) слух - это улавливание и дифференциация различных звуков окружающего мира (кроме звуков человеческой речи, различение звуков по громкости, а также определение источника и направления звука.

С самого рождения ребенка окружают разнообразные звуки : шум дождя, мяуканье кошки, гудки машин, музыка, человеческая речь. Маленький ребенок слышит только громкие звуки, но острота слуха быстро усиливается . Одновременно он начинает различать звуки по тембру звучания. Слуховые впечатления , которые переживает малыш, воспринимаются им неосознанно . Ребенок пока еще не умеет управлять своим слухом , порой просто не замечает звуков.

Тем не менее, неречевые звуки играют большую роль в ориентировании человека в окружающем мире. Различение неречевых звуков помогает воспринимать их как сигналы , свидетельствующие о приближении или удалении отдельных предметов или живых существ. Правильное определение на слух источника звука помогает узнать направление, откуда идет звук, позволяет лучше ориентироваться в пространстве, определять свое местонахождение.

Умение сосредоточиться на звуке (слуховое внимание ) - важная способность человека, которую необходимо развивать . Она не возникает сама собой, даже если у ребенка острый слух от природы . Ее нужно развивать с первых лет жизни .

Развитие речевого слуха

Речевой (фонематический) слух - это способность улавливать и различать на слух звуки (фонемы) родного языка, а также понимать смысл различного сочетания звуков - слова, фразы, тексты. Речевой слух помогает дифференцировать человеческую речь по громкости, скорости, тембру, интонации.

Умение сосредоточиться на звуках речи - очень важная способность человека. Без нее нельзя научиться понимать речь - основное средство общения между людьми. Умение слушать необходимо также для того, чтобы сам ребенок научился правильно говорить - произносить звуки, отчетливо выговаривать слова, использовать все возможности голоса (говорить выразительно, менять громкость и скорость речи) .

Способность слышать, различать на слух звуки речи не возникает сама собой, даже если у ребенка хороший физический (неречевой) слух . Эту способность нужно развивать с первых лет жизни .

Слуховое восприятие проходит следующие стадии (от простого к сложному) :

Восприятие со зрительной опорой : ребенок слышит название предмета и видит сам предмет или картинку.

Слухозрительное восприятие : ребенок не только слышит голос, но видит лицо и губы говорящего.

Чисто слуховое восприятие : ребенок не видит говорящего (а также предмет, явление, о котором говорят, а только слышит голос.

В процессе развития слухового восприятия можно использовать приемы :

– привлечение внимания к звучащему предмету;

– различение и запоминание цепочки звукоподражаний.

– знакомство с характером звучащих предметов;

– определение местонахождения и направленности звука,

– различения звучания шумов и простейших музыкальных инструментов;

– запоминание последовательности звучаний (шумов предметов, различение голосов;

– выделение слов из речевого потока, развития подражания речевым и неречевым звукам;

– реагирование на громкость звучания, узнавание и различение гласных звуков;

– совершение действий в соответствии со звуковыми сигналами.

Работу по развитию слухового восприятия можно реализовать через слушание, игры и упражнения и др.

Литература :

­ Янушко Е. «Помогите малышу заговорить!» .

­ Немов, Р. С. Специальная психология / Р. С. Немов. – М.: Просвещение : ВЛАДОС, 1995.

­ Психологический словарь. И. М. Кондаков. 2000.

­ Проблемы воспитания и социальной адаптации детей с нарушением зрения /Под ред . Л. И. Плаксиной – М., 1995

­ Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика .

Умение не просто слышать, а прислушиваться, сосредоточиваться на звуке, выделять его характерные особенности - очень важная человеческая способность. Без нее нельзя научиться внимательно слушать и слышать другого человека, любить музыку, понимать голоса природы, ориентироваться в окружающем мире.

Слух человека формируется на здоровой органической основе с самого раннего возраста под влиянием акустических (слуховых) раздражений. В процессе восприятия человек не только проводит анализ и синтез сложных звуковых явлений, но и определяет их значение. Качество восприятия посторонних шумов, речи других людей или собственной зависит от сформированности слуха. Слуховое восприятие можно представить как последовательный акт, который начинается с акустического внимания и приводит к пониманию смысла через узнавание и анализ речевых сигналов, дополняемых восприятием неречевых компонентов (мимики, жестов, позы). В конечном итоге слуховое восприятие направлено на формирование фонематической (звуковой) дифференцировки и способности к сознательному слухоречевому контролю.

Система фонем (от греч. phone - звук) - это тоже сенсорные эталоны, без овладения которыми невозможно овладение смысловой стороной языка, а значит, и регулятивной функцией речи.

Важное значение для формирования речи, становления второй сигнальной системы ребенка имеет интенсивное развитие функции слухового и речедвигательного анализаторов. Дифференцированное слуховое восприятие фонем является необходимым условием их правильного произношения. Несформированность фонематического слуха или слухоречевой памяти может стать одной из причин дислексии (трудности в овладении чтением), дисграфии (трудности в овладении письмом), дискалькулии (трудности в овладении арифметическими навыками). Если дифференцировочные условные связи в области слухового анализатора формируются медленно, то это приводит к задержке формирования речи, а значит, и задержке умственного развития.

Для детей с интеллектуальными нарушениями характерна замедленная выработка дифференцировочных условных связей в области речеслухового анализатора, вследствие чего ребенок долго не различает звуки, не разграничивает слова, произносимые окружающими, нечетко воспринимает речь. Усвоение фонематической стороны речи зависит в том числе и от моторной сферы (двигательные центры речи головного мозга и речедвигательный аппарат), недоразвитие которой также значительно затрудняет овладение речью. В результате слуховые и кинестетические образы или схемы многих слов долго остаются для детей недостаточно четкими, ослаблен контроль за собственным произношением.

Остановимся на коррекции сенсорной базы (чувственной основы) речи, к которой относятся в первую очередь слуховое внимание, речевой слух и речевая моторика. Воспринимаемые на слух слова выступают в роли эталона, по которому формируется соответствие воспринимаемого звукового образа и артикуляционных схем этих слов.

Развитие слухового восприятия идет, как известно, в двух направлениях: с одной стороны, развивается восприятие речевых звуков, т. е. формируется фонематический слух, а с другой - развивается восприятие неречевых звуков, т. е. шумов.

Свойства звуков нельзя, подобно разновидностям формы или цвета, представить в виде предметов, с которыми выполняются различные манипуляции - перемещения, прикладывания и др. Отношения звуков развертываются не в пространстве, а во времени, что затрудняет их выделение и сравнение. Ребенок пропевает, проговаривает речевые звуки и постепенно овладевает умением изменять движения голосового аппарата в соответствии с особенностями слышимых звуков.

Наряду со слуховым и двигательным анализаторами немаловажная роль в акте подражания речевым звукам принадлежит зрительному анализатору. Проведенные исследования (Л. В. Нейман, Ф. Ф. Pay и др.) разных видов восприятия речи (слухозрительное, зрительно-тактильное, слуховое) в условиях шума, маскировавшего звучание речи, показали, что бисенсорное (слухозрительное) восприятие речи оказывалось более эффективным, чем моносенсорное (слуховое или зрительное). Экспериментальные данные полностью согласуются с жизненными наблюдениями. При плохой слышимости речи из-за дальности или звуковых помех мы непроизвольно стремимся видеть рот говорящего.

Таким образом, специальные занятия должны решать две основные задачи, направленные на формирование слухового восприятия:
1) выработка неречевых слуховых образов и слуховых образов слов;
2) развитие слухомоторных координаций.

Целенаправленно речевой слух тренируется на логопедических занятиях. Рассмотрим те формы работы, которые подготавливают к различению выделяемых в общей психологии трех видов слуховых ощущений: речевых, музыкальных и шумовых.

Детей с интеллектуальными нарушениями обязательно нужно учить слушать и понимать разные звуки, так как у них долго наблюдается недостаток управления своим слухом: неумение прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, тембру, характеру.

Вследствие общей патологической инертности нет интереса к неречевым звукам, они слабо на них реагируют и неточно дифференцируют, не опираются на них в своей деятельности. Это препятствует правильной ориентировке в пространстве, иногда приводит к несчастным случаям.

Неречевые звуки очень важны для человека. Правильное определение направления, откуда идет звук, помогает ориентироваться в дальнем пространстве, определять свое местонахождение, направление движения. Хорошо опознаваемые и осознанно воспринимаемые звуки могут корректировать характер деятельности человека.

Наша практика работы с детьми показывает, что различение неречевых звуков и умение действовать в соответствии со звуковым сигналом можно последовательно сформировать. Развитие восприятия неречевых звуков идет от элементарной реакции на наличие или отсутствие звуков к их восприятию и различению, а затем к использованию в качестве сигнала к действиям, осмыслению. Этому служат специально ориентированные дидактические игры и упражнения (см. ниже).

Подчеркнем, что на первом этапе ребенку для различения неречевых звуков (как и речевого материала) требуется зрительная или зрительно-двигательная опора. Это означает, что ребенок должен видеть предмет, который издает какой-то необычный звук, сам попробовать извлечь из него звук разными способами. Дополнительная чувственная опора становится не обязательной лишь тогда, когда у ребенка появилось настоящее восприятие, сформировался нужный слуховой образ.

Основное качество слуховых образов - предметная отнесенность. Игры на восприятие звука должны дать представление о шуршании, скрипе, писке, бульканье, звоне, шелесте, стуке, пении птиц, шуме поезда, машин, криках животных, о громком и тихом звуке, шепоте и др. Следует научить ребенка различать разные по характеру шумы, эмоционально на них реагировать: защищаться от громкого и неприятного шума руками, на приятные звуки отвечать радостной мимикой, слуховым сосредоточением, соответствующими движениями.

Формированию звуковысотного, ритмического, динамического элементов слуха способствуют занятия музыкально-ритмической деятельностью. Б. М. Теплов отмечал, что музыкальный слух как особая форма человеческого слуха также формируется в процессе обучения. Слух обусловливает более тонкую дифференцировку звуковых качеств окружающего предметного мира. Этому способствуют занятия пением, слушание разнохарактерной музыки, обучение игре на различных инструментах.

Музыкальные игры и упражнения, кроме того, снимают излишнее напряжение у детей, создают положительный эмоциональный фон настроения. Подмечено, что с помощью музыкального ритма можно установить равновесие в деятельности нервной системы ребенка, умерить слишком возбужденный темперамент и растормозить заторможенных детей, урегулировать лишние и ненужные движения. Использование фонового звучания музыки при проведении занятий очень благоприятно сказывается на детях, так как с давних пор музыка используется как лечебный фактор, играя терапевтическую роль.

В развитии слухового восприятия существенное значение имеют движения рук, ног, всего корпуса. Подстраиваясь к ритму музыкальных произведений, движения помогают ребенку вычленить этот ритм. В свою очередь, чувство ритма способствует ритмизации и обычной речи, делая ее более выразительной.

Приведем примеры упражнений, способствующих формированию чувства ритма:
- отхлопывание в ладоши (оттопывание ногой, отстукивание мячом об пол) простого ритмического рисунка по показу и по слуху;
- повторение на звучащем инструменте прохлопанного ритмического рисунка;
- ускорение и замедление ходьбы (бега) при изменении звучащей музыки;
- выполнение движения в заданном темпе по прекращению подсчета или звучащей музыки;
- ходьба с хлопками, ритмичными стихами, под удары барабана (бубна);
- переход с ходьбы на бег (и обратно) при изменении ритма темпа, характера музыки;
- поднимание рук вперед до ориентира без зрительного контроля под удары бубна;
- воспроизведение ритма (или темпа) в движениях рук (по выбору детей);
- выполнение имитационных упражнений под музыку разного характера: марш, колыбельная, полька и др.

Организация движений с помощью музыкального ритма развивает у детей внимание, память, внутреннюю собранность, активизирует деятельность, способствует развитию ловкости, координации движений, оказывает дисциплинирующее воздействие.

Восприятию ритмических отношений также способствует использование наглядных моделей, например выкладывание цветных полосок бумаги: более короткая полоска - более короткий звук и наоборот; красная полоска - акцентированный звук, синяя - неакцентированный звук.

Различению звуков по высоте, длительности, силе звучания способствуют приемы работы, требующие активной деятельности самих детей: игра на музыкальных инструментах, пение с различными заданиями, прослушивание отрывков из музыкальных произведений и выполнение при этом определенных заданных движений. Например, звуковысотные отношения точнее улавливаются, если повышение или понижение мелодии изображается при помощи прыжков куклы Петрушки по лесенке вверх или вниз или исполняется песенка голосами медведя или лисички (т. е. в различных регистрах). Громкость звучания осознается в процессе прослушивания спокойной и маршевой музыки и т. д.

В процессе обучения у детей вырабатывается способность к сосредоточенному слуховому вниманию, слуховая память, а значит, происходит обогащение имеющихся представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. Одновременно наблюдается интериоризация (переход во внутренний, умственный план) действий слухового восприятия, проявляющаяся в том, что необходимость во внешних движениях и пространственных моделях постепенно отпадает. Однако в восприятии музыки и речи продолжают участвовать малозаметные, скрытые движения голосового аппарата, без которых обследование свойств звуков остается невозможным.

Итак, от степени развития слухового восприятия ребенка зависит усвоение и функционирование его речи, а значит, и общее психическое развитие. Педагог-психолог должен помнить, что развитие общеинтеллектуальных умений начинается с развития именно зрительного и слухового восприятия.

Дидактические игры и упражнения для развития слухового восприятия

«Различай веселую и грустную музыку»
Детям выдают по 2 карточки. Одна из них раскрашена в яркие, светлые, веселые тона, соответствующие веселой музыке, другая - в холодные, мрачные, соответствующие грустной музыке. Прослушав музыку, дети показывают карточку, условно обозначающую данный характер музыки.

«Тихо и громко»
Поочередно звучит то тихая, то громкая музыка; ребенок под тихую музыку ходит на цыпочках, под громкую - топает ногами.
Варианты:
- можно предложить детям использовать свои произвольные варианты движений, соответствующие силе звучания музыки;
- использовать большой и маленький барабан: большой звучит громко, маленький - тихо;
- на громкое звучание большого барабана отвечать громкой игрой на металлофоне, на тихое звучание отвечать тихой игрой на металлофоне;
- на громкую музыку рисовать широкие и яркие полоски, на тихую - узкие и более бледные;
- найти игрушку, ориентируясь на громкое или тихое звучание колокольчика.

«Угадай, какой музыкальный инструмент звучит»
Ученикам раздают карточки с изображением музыкальных инструментов или демонстрируют настоящие музыкальные инструменты. Включается магнитофонная запись со звучанием одного из них. Ученик, угадавший по тембру музыкальный инструмент, показывает нужную карточку и называет его.
Варианты:
- перед ребенком выставляют звучащие игрушки и инструменты: барабан, флейту, гармонику, погремушку, металлофон, детское пианино и др. Ребенку предлагают закрыть глаза и определить, какая игрушка или инструмент прозвучали.

«Шагаем и танцуем»
Ребенку предлагают послушать звучание различных инструментов и действовать на каждое звучание по-разному: под барабан - шагать, под гармонь - танцевать, под бубен - бежать и т. д.

«Высокий и низкий звук»
Ребенку предлагают, услышав высокий или низкий звук инструмента, выполнить задание: на высокий звук поднять руку вверх, на низкий - опустить.
Варианты:
- использовать различные инструменты: скрипку, тамбурин, треугольник, фортепьяно, аккордеон, губную гармошку и др.;
- выполнять разные задания: расставлять на верхней и нижней полках игрушки в зависимости от тона звука;
- изображать голосом воспринятый тон.

«Ударь в бубен»
Материал: бубен, карточки с нарисованными в разном порядке длинными и короткими полосками.
Детям предлагают отбить бубном ритм, нарисованный на карточке полосками (длинные полоски - медленные удары, короткие - быстрые).
Варианты:
- полоски могут обозначать громкость; тогда дети ударяют в бубен то тихо, то громко.

«Далеко - близко»
У водящего закрыты глаза. Кто-то из детей называет имя водящего то близко от него, то на расстоянии. Водящий должен по голосу узнать того, кто назвал его имя.

«Будь внимателен»
Дети свободно маршируют под музыку. Педагог дает разные команды, а дети имитируют движения названного животного. Например, «аист» - стоять на одной ноге, «лягушка» - присесть и скакать вприсядку, «птицы» - бегать, раскинув руки, «зайцы» - прыгать и т. д. В ходе игры дети обучаются быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.

«Звоночки»
Материал: несколько звоночков различного звучания.
Ребенок должен построить ряд, начиная с самого высоко звука (или с самого низкого).

«Определи, что слышится»
Из-за ширмы доносятся различные звуки: переливающейся воды из стакана в стакан; шуршание бумагой - тонкой и плотной; разрезание бумаги ножницами; упавшего на стол ключа, судейского свистка, звонка будильника и др. Нужно определить, что слышится.
Варианты:
- возможно одновременное звучание двух-трех различных звуков (шумов).

«Шумящие коробочки»
Материал: несколько коробочек, которые заполнены различными материалами (железными пробками, маленькими деревянными брусочками, камушками, монетками и др.) и при сотрясении издают разные шумы (от тихого до громкого).
Ребенку предлагают проверить шумы всех коробочек. Затем педагог просит дать коробочку с тихим шумом, а потом с громким шумом. Ребенок выполняет.

«Повтори»
Педагог производит серию неречевых звуков, например: один щелчок языком, два хлопка в ладоши, три притопа ногой. Ребенок должен запомнить и повторить.

«Быстро и медленно»
Материал: кукла, барабан.
Ребенку предлагают передвигать куклу под удары барабана (количество шагов и темп соответствуют ударам). Например: три коротких быстрых удара, два медленных, два коротких быстрых удара.
Для создания интереса можно предложить довести куклу до площадки, на которой лежит лакомство или стоит стакан сока. Кукла (а значит, и ребенок) получает заслуженную награду.

«Слушай и выполняй»
Педагог называет несколько действий, но не показывает их. Дети должны повторить эти действия в такой последовательности, в какой они были названы. Например:
1) повернуть голову направо, повернуть голову вперед, опустить голову вниз, поднять голову;
2) повернуться налево, присесть, встать, опустить голову.

«Что слышно?»
По сигналу педагога внимание детей обращается с двери на окно, с окна на дверь, предлагается послушать и запомнить, что там происходит. Затем каждый ребенок должен рассказать, что происходило за дверью и за окном.

Метиева Л. А., Удалова Э. Я. Развитие сенсорной сферы детей

Одно из важнейших условий полноценного овладения речью – правильное слуховое восприятие окружающей действительности. И если с последним у ребенка возникают сложности, то это автоматически может сказаться на его умении говорить. Как этот вопрос раскрывается в логопедии? И как можно предотвратить появление такого отклонения — рассмотрим в данной публикации.

Общее недоразвитие речи: его физиология и проявления

Большое количество дефектов слухового восприятия образуется вкупе с общим недоразвитием речи (ОНР).


Основным признаком ОНР является нарушение функционирования всех элементов речевого аппарата

ОНР может сопровождаться отклонениями от нормы в звукопроизношении, грамматике, лексике, а также характеризоваться отсутствием связной речи .

В се это объясняется профильными специалистами проявлениями

  • неразвитости нейрофизиологических структур,
  • познавательных процессов,
  • нарушениями психомоторного,
  • эмоционального,
  • социокультурного развития ребенка.

Кроме того, дети, страдающие ОНР, обладают массой отклонений психологического, слухового и звукового восприятия, что связано с нарушенным кровообращением и неправильным функционированием полушарий мозга.

В частности, исследователи отмечают, что, как правило, при таких нарушениях уровень активности правого полушария не соответствует возрастными нормативам, и часто нервные импульсы левого полушария мозга у дошколят симметрично отражаются в противоположном.

Тем не менее, доказано!

Неполная развитость слухового восприятия влечет за собой недоразвитость речевого навыка, причём основополагающим компонентом выделяется фонематический элемент.

Три уровня общего недоразвития речи

Выделяют три уровня, которым соответствуют разные степени речевых осложнений .

I уровень

Характеризуется фонематической неопределённостью. Артикуляция неустойчива, слуховое распознание звуков вызывает трудности. Слоговосприятие и их воспроизведение в системе слова ограничено. Интонации неточные, ударения расставляются неверно.

II уровень

Звуковосприятие все еще недостаточно, но уже различаются некоторые дифференцируемые фонемы. При этом неверная структура слога и некорректная его звуконаполняемость мешает понятному произношению слов.

III уровень

Характеризуется наличием допустимо развёрнутой речевой функции с понятными фразами, но с присутствием в ней лексико-грамматического, а также фонетического недоразвития. Ребёнок воспринимает конкретные звуки, но если их отдельное произношение уже не вызывает трудностей, то их применение в лексической единице не всегда успешно.

Этапы формирования звуковосприятия с учетом ОНР

  1. П олное неумение дифференцировать звуки + ребенок не воспринимает обращенную к нему речь.
  2. Малыш способен различить акустически отличающиеся фонемы, однако не в состоянии дифференцировать похожие . Наличие проблем в говорении объясняет иное понимание и ощущение речи, нежели у взрослого человека.
  3. Дошкольник вычленяет звуки согласно их смыслоразличительным признакам . Кроме того, с объектом-предметом может сопоставляться как правильно, так и неправильно сказанное слово. Для данного этапа характерно сохранение косноязычия, однако все более явными становятся признаки корректного произношения.
  4. Навыки говорения ребенка практически соответствуют его возрастной норме . Однако фонематическое дифференцирование по-прежнему недостаточно уверенное. Это проявляется в процессе освоения и произнесения еще неизвестных ему слов.
  5. Происходит завершение процесса формирования фонематического восприятия : речь становится правильной. Главным показателем этого специалисты называют умение ребенка различать корректное произношение от некорректного.

Причиной проблем со слуховым восприятием в большинстве случаев называется неспособность ребенка дифференцировать звуки

В целом, специалисты придерживаются мнения, что недостаточное фонематическое восприятие может быть связано с неспособностью различать похожие по акустическим и артикуляционным признакам звуки . Дети активно взаимозаменяют их, а в результате само слово, его строение заметно искажаются.

Как развить слуховое восприятие у ребенка

По мнению профильных специалистов, помочь развить слух малышу поможет поддержание мелодичного окружения . Но во всем хороша мера, и не стоит перегибать палку, включая, к примеру, круглосуточно музыку.

Помните!

Самое благоприятное воздействие оказывают голоса родителей и ближайших родственников, а также классика и мелодичные композиции.

Кроме того, слуховое восприятие прекрасно развивают звуки природы : дождя, пения птиц, дуновения ветра и прочее.

Вообще, очень полезно научить ребенка слышать, что происходит вокруг него , и, пожалуй, нет ничего лучше, чем делать это в естественных условиях.

Не стоит исключать и практические упражнения , они помогают развить не только слух, но и аналитический склад ума, креативное мышление, навыки запоминания.


Первое, что нужно сделать – научить определять малыша, где находится источник производимого шума или звука . Этот навык он начинает постигать уже на третий месяц своей жизни. Чтобы помочь ему в этой задаче, приобретите погремушку, которая издает приятный звук. С ее помощью, можно закрепить новое умение вашего малыша и добиться развития его слухового внимания.

Еще одна важная рекомендация по теме развития слухового восприятия заключается в том, что родителям нужно больше разговаривать со своим ребенком . Слыша родную речь, голос мамы, в голове у него начинают складываться речевые алгоритмы. Чуть позже возникает понимание, каким образом соединяются звуки.

Не исключайте из своего инструментария и музыкальные игрушки , которые помогают развить не только слуховое восприятие, но и формируют музыкальный вкус.

Как помочь ребенку развить слух, какие игры будут эффективны – смотрите в видео:

Заключение

Среди дошкольников часто встречаются случаи, когда слуховое восприятие имеет нарушения. Важно знать: даже незначительные отклонения такого характера способны нанести серьёзный ущерб речевой практике ребёнка. Обнаружив первые признаки ОНР, следует своевременно обратиться к специалисту за помощью, пока отклонения не привели к более серьёзным формам патологии: алалии, ринолалии, дизартрии.

§ 1. Значение развития слухового восприятия

Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего мира, ориентировку на звук как одну из важнейших характеристик и свойств предметов и явлений живой и неживой природы. Овладение звуковыми характеристиками способствует целостности восприятия, что имеет важное значение в процессе познавательного развития ребенка.

Звук является одним из регуляторов поведения и деятельности человека. Наличие в пространстве звуковых источников, перемещение звуковых объектов, изменение громкости и тембра звучания - все это обеспечивает условия наиболее адекватного поведения во внешней среде. Бинауральность слуха, т. е. возможность воспринимать звук двумя ушами, делает возможной достаточно точную локализацию предметов в пространстве.

Особую роль слух имеет в восприятии речи. Слуховое восприятие развивается прежде всего как средство обеспечения общения и взаимодействия между людьми. В процессе развития слухового восприятия, по мере уточнения слуховых дифференцировок речи формируется понимание речи окружающих, а затем и собственная речь ребенка. Формирование слухового восприятия устной речи связано с усвоением ребенком системы звуковых, фонетических кодов. Овладение фонематической системой и другими компонентами произношения является базой формирования собственной устной речи ребенка, обуславливает активное усвоение ребенком человеческого опыта.

На слуховой основе базируется восприятие музыки, которая способствует формированию эмоционально-эстетической стороны жизни ребенка, является средством развития ритмической способности, обогащает двигательную сферу.

Нарушение деятельности слухового анализатора негативно отражается на различных сторонах развития ребенка, и прежде всего обуславливает тяжелые нарушения речи. У ребенка с врожденной или рано приобретенной глухотой речь не развивается, что создает серьезные препятствия для общения с окружающими и опосредованно влияет на весь ход психического развития. Состояние слуха слабослышащего ребенка также создает препятствия для его речевого развития.

Разделы: Логопедия

Недостаточная сформированность процессов фонематического анализа и синтеза по-прежнему является одной из ведущих причин учебной дезадаптации. В основе дизонтогенеза этого звена речевой деятельности лежат различные по своей психологической структуре и мозговой организации патологические механизмы. В теории и практике логопедии достаточной широко разработан вопрос развития и коррекции фонематических функций. Анализируя применяемые методы работы с детьми дошкольного возраста в учреждениях системы образования, диагностические данные детей, прошедших обследование в Городском психолого-педагогическом центре, собственные результаты работы - возникла идея описания системы развития слухового восприятия у детей дошкольного возраста, которая учитывала бы имеющиеся практические разработки при достаточном расширении пропедевтического периода в развитии фонематических процессов.

Теоретическое обоснование данных приемов и методов основано на исследованиях Л. С. Выготского о том, что на первых этапах развития сложные психические процессы, формируясь, опираются и зависят от более элементарных функций, лежащих в основе и составляющих как бы "базу" для развития более сложных психических структур. Ученый предавал решающее значение процессу восприятия для развития речи, считая, что у ребенка не может развиваться речь без развития восприятия. Ребенок может говорить и мыслить только воспринимая. Развитие различных видов восприятия создает основу для обобщенного дифференцированного восприятия и для формирования образов реального предметного мира, создает ту первичную базу, на которой начинает формироваться речь (известно, что словарный "лексический" код языка организован ассоциативно и ни одно слово не существует в памяти изолированно. И чем больше разноплановых ассоциаций, тем прочнее оно в памяти).Слуховая модальность процесса восприятия рассматривается как дифференцированный процесс звукоразличения. Если кратко остановиться на физиологических, морфологических и психологических основах слуха, то: височная доля правого полушария принимает и хранит в своей памяти информацию о всех неречевых звуках от шелеста бумаги до мелодий народных песен и симфонической музыки; задние, верхние отделы левой височной доли выполняют у правшей сугубо речевые функции дифференцируют признаки фонем, обеспечивая фонематическое восприятие речи, контролируют речь самого говорящего. Кроме того, левая височная доля некоторое время хранит информацию об услышанном высказывании. То есть психологически можно различить две объективные системы, которые оказывают существенное влияние на кодирование слуховых ощущений человека в сложные системы слухового восприятия. Первой из них является ритмико-мелодическая система кодов, вторая - фонематическая (или система звуковых кодов языка). Оба эти фактора организуют воспринимаемые человеком звуки в сложные системы слухового восприятия. Исследования в области нейропсихологии и специальной психологии показали, что нарушения или несформированность данных функций у детей может возникать по разным основаниям: из-за "органических особенностей" указанной зоны мозга и из-за несформированности взаимосвязи анализаторных систем (слухо-моторные связи и т. д.). Из обследования детей дошкольного возраста по данным международной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения А. Р. Лурии 42% детей составила группа с нарушениями по типу сочетания синдромных изменений.

Методологической основой коррекции сегодня остаются классические и развивающиеся положения отечественной нейропсихологической школы о компенсаторных процессах у детей, о принципе хроногенности локализации психических функций, интегративности межанализаторных связей и “таинственной” роли детского правого полушария.

Предлагаемая система методов и приемов представляет собой расширенный пропедевтический курс, являющийся подготовительным для дальнейшего формирования и коррекции фонематических процессов у детей дошкольного возраста (3-5 лет), способствующий развитию слухового внимания, слуховойпамяти, фразовой речи. Некоторые описанные упражнения являются хорошо знакомыми любому логопеду, другие мало используются в классической логопедии и немного необычны. Методы и приемы разделены на несколько блоков. В статье приведены теоретические обоснования предлагаемых упражнений по всем разделам, соответствующие пояснения и просто интересные факты различныхнаучных и популярных исследований. Примеры упражнений по каждому блоку приведены в Приложении.

Блоки представляют собой комплексы упражнений различной направленности: работа над слуховыми предметными образами, представлениями; дифференцированное восприятие бытовых звуков, звучаний, шумов, тембровых, высотных различий музыкальных игрушек, инструментов; восприятие ритмов, долготы (длительности) звучания; паузация; развитие слуховой памяти, сукцессивных функций; локализация звука в пространстве.

Система упражнений может быть использована как фрагмент или целое групповое занятие, с соблюдением всех обычных принципов методической работы с детьми дошкольного возраста. Продолжительность занятия не более 25 - 35 минут.Требованием к проведению остается последовательность в подаче материала: от более простых заданий к более сложным. Помещение, в котором проводится занятие, должно быть просторным, иметь рабочие столы и достаточно свободного пространства.

Блок 1. Работа над слуховыми предметными образами, представлениями.

Реальный мир дан человеку в начале его жизни в ощущениях и представлениях. И лишь позже они получают свое отражение в слове. Взаимосвязь процессов восприятия и речи, их взаимовлияние широко известно и бесспорно. Таким образом, используя терминологию, принятую в логопедии, целью данного раздела следует указать развитие фразовой речи, накопление словаря. Следует привлечь внимание детей к миру звуков вообще, немного перевести их от визуально своеобразного компьютерного восприятия в мир разнообразия реальных, осязаемых звуковых ощущений и образов. Нельзя оставить без внимания и возможности развития звуковых ассоциаций, детской фантазии и воображения, возможности ручной творческой деятельности. И сама деятельность начинает доставлять удовольствие в силу того, что она становится творческой, связанной с индивидуальными "находками" и "открытиями", выше обычного пользовательского уровня. Принцип значимости организует всю деятельность, в том числе и деятельность всякого усвоения знаний. Непосредственный интерес всегда сопровождается чувством радости, легкости выполнения. Чувства можно считать показателем значимости. Следовательно, непосредственный интерес придает значимость выполняемой деятельности. “Значимо то, что интересно!” - писал М. Ф. Добрынин. Это высказывание относится к личности вообще, но в еще большей степени может быть отнесено и к детям с "органическими особенностями". Именно непосредственный интерес, первоначальная легкость ввыполнении поставленных задач позволяют получать устойчивую положительную "установку" на дальнейшие занятия.

Блок 2. Дифференцированное восприятие бытовых звуков, звучаний, шумов, тембровых, высотных различий музыкальных игрушек, инструментов.

Наш слух воспринимает тоны и шумы. Тоны представляют собой правильные ритмические колебания воздуха, причем частота этих колебаний определяет высоту тона. Шумы являются результатом комплекса, накладывающихся друг на друга колебаний, причем частота этих колебаний находится в случайных, некратных отношениях между собой. Тембром обычно называют ту сторону звукового ощущения, которая отражает акустический состав сложных звуков. Всякий звукосложный состав с акустической стороны представляет собой созвучие, образуемое частичными тонами. Впечатление тембра получается в том случае, когда комплекс звуков воспринимается как один звук. Как уже сказано, в высоте звука отражается частота колебаний. Однако проблема высоты является одной из сложнейших проблем в учении об ощущении звука. Сравнивая два звука, мы находим, что они различаются не только по высоте в собственном смысле, но и по некоторым признакам, которые характерны для тембровой стороны, (высокие звуки всегда более светлые, более легкие, тогда как низкие более темные, тупые, тяжелые). В шумных звуках речи высота воспринимается суммарно, нерасчлененно-тембровые компоненты не дифференцируются от собственно высотных. Эта недифференцированность двух компонентов высоты является специфическим признаком шумового и речевого слуха. Этим обусловлено объединение в программе тембровысотных параметров. Так же важно отметить, что тембр есть свойство каждого звука как такового, высота есть свойство, характеризующее звук в его отношении к другим звукам. Изложенное свидетельствует о высокой специфичной организациисистем слухового восприятия, богатстве и подвижности звуковых кодов человека. Таким образом, в звуковом ощущении мы различаем четыре стороны: высоту тембр, громкость, длительность. С акустической стороны звуки речи характеризуются самыми разнообразными высотными, динамическим, тембровыми признаками. Слово же с точки зрения слухового ощущения однозначно определяется его фонематическим составом. В русском и большинстве других европейских языков фонемы представляют собой некоторые тембровые качества, таким образом для этих языков ведущими в ощущении звуков речи являются некоторые определенные тембровые моменты, лежащие в основе различения фонем. Таким образом, система звуков речи представляет собой совокупность тембральных признаков. Различия между ними порой достаточно тонкие для акустического восприятия. У детей с различными степенями, формами мозговых дисфункций имеет место как общая недифференцированность, фрагментарность слухового восприятия, так и избирательная глухота "к тонким акустическим различиям, сигналам.

Предлагаемый в приложении комплекс упражнений и заданий позволяет нарабатывать умение сознательно анализировать слуховые ощущения различной степени сложности (не касаясь пока специфических фонематических процессов).

Блок 3. Восприятие ритмов, долготы (длительности звучания).

Слуховое восприятие коренным образом отличается как от осязательного, так и от зрительного восприятия, так как слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Височные доли принимают, перерабатывают слуховые речевые и не речевые сигналы, развертывающиеся во времени или содержащие в себе определенные временные данные. Ритм есть некоторая определенная организация процесса во времени. Ритмическое движение может включать периодическое повторение, но может протекать и без него. Однако периодическое повторение само по себе еще не создает ритма. Ритм предполагает в качестве необходимого условия ту или другую группировку следующих друг за другом раздражений, некоторые расчленения временного ряда. О ритме можно говорить только тогда, когда ряд равномерно следующих друг за другом раздражений расчленяется на определенные группы, при чем группы эти могут быть одинаковыми или неодинаковыми. Обязательным условием ритма является наличие акцентов, то есть более сильных или выделяющихся в каком-либо другом отношении и раздражении. Восприятие ритма обычно включает те и другие двигательные реакции (это могут быть видимые движения головы, рук, ног, качание всем телом, не проявляющиеся зачаточные движения голосового, речевого, дыхательного аппаратов и т.д.). Таким образом можно сказать, что восприятие ритма имеет активный слухо-моторный характер. При обследовании старших дошкольников на предмет готовности к школьному обучению у половины детей 46,8 %(Садовникова И.Н.) выраженные кинетические и динамические нарушения.

В практической логопедии есть различные методические разработки по логоритмическому воспитанию детей дошкольного возраста. Эти материалы прекрасно иллюстрируют высказывания Б.М. Теплова о том, что чувства ритма имеет не только моторную, но и эмоциональную природу. Поэтому вне музыки чувства ритма не может ни пробудиться не развиваться. Занятия предполагают включение комплексов игр и упражнений с целью развития слухового внимания, темпа, ритма движений, восприятия метрического, переходного, акцентов и так далее. На возможность развития чувства ритма любопытно сопоставить ту также очень часто повторяющуюся мысль, что чувство ритма свойственно от рождения почти всякому человеку. Все вышеизложенное рассматривается в связи с понятием слухо-моторные координации. Исследования слухо-моторных координации часто выявляет у значительной части детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями трудности анализа раздражений неречевого характера. И причина ошибочного выполнения заданий этого типа - в несформированности четких связей между двигательной системой и слуховым анализатором. Вот некоторые варианты выполнения детьми заданий по развитию слухо-моторных координаций:

Воспроизведение ритма выполняется медленно, в виде разрозненных ударов.

Чередование ударов передает неравномерность пауз, напряжен.

По словесной инструкции уловила ритм с четвертой попытки,опиралась на зрительные представления. Выполнение подсчет -лишние элементы, ошибок не замечает.

Воспроизведение ритма - без разницы сильных и слабых ударов, со второй попытки - выполнение без ошибок.

Как показывают общие результаты обследований, трудности анализа сложных слуховых раздражений обнаруживаются и вне всякой речевой деятельности у детей. Дети терпят неудачу при воспроизведении заданной ритмической структуры. Несформированность слухо-моторных координации затрудняет дальнейшую работу логопедов, например, над слого-ритмическими структурами слов, где все построено на уже сформированном умении удерживать ритмическую схему слова, акцент (ударение), позицию акцента, умении воспроизвести схему.

В этот же блок временных параметров анализа слуховыхощущений включены упражнения по развитию восприятия долготы, длительности звучания. В последующей работе логопеда это сравнение долготы гласных звуков (работа над понятием ударения); дифференциация свистящих и шипящих согласных (с, з, ш, ж, щ,) с краткими смычными (ц, т,); начальные этапы звукового анализа - различие в длительности звучания гласных и согласных звуков, фонетических различий согласных звуков (щелевых и смычных).

Блок 4. Паузация

Выделение в отдельный блок продиктовано особенностью данного акустического раздражителя для слухового восприятия. Роль паузы в речи весьма значительна. Отношение пауз к звучанию в русской речи равно 16 % - 22 % (Л.А. Варшавский, В.И.Ильина). Естественно, что основная информация сообщения выражается в звучащих сегментах речи. Но отрезки, не заполненные речевой фонацией, также несут сигнальную и языковую информацию. Они могут сообщать об отношениях между частями речевого сигнала, предупреждать об изменении предмета высказывания, свидетельствовать об эмоциональном состоянии говорящего и, наконец, они являются выражением определенных свойств звука. Пауза - воспринимаемый феномен, осознанное восприятие прекращения звучания. Перерыв в звучании есть такой же реальный акустический раздражитель для рецептора (как и сама речевая фонация). Перерыв в звучании воспринимается согласно основным закономерностям восприятия звучания, фонематичным является длительность перерыва.

Блок 5. Развитие слуховой памяти, сукцессивных функций

Слуховое восприятие имеет дело с последовательностью раздражений, протекающих во времени. Физиолог И.М. Сеченов указывает, что одним из основных видов синтетической деятельности, которыми обладает человек, является объединение поступающих в мозг раздражений в последовательные (сукцессивные) серии или ряды. Слуховое восприятие прежде всего имеет дело с этим видом синтезов и в этом состоит его основное значение. Некоторое время хранят в своей памяти информацию о слуховых (речевых, неречевых) сигналах височные доли мозга. Известно, что с развитием ребенка растет объем слуховой кратковременной памяти. Влияние каких факторов обуславливает данный процесс? Процессы забывания также сходны у детей и взрослых. Что же развивается? Развиваются способы (стратегия) запоминания и воспроизведения материала. Дети 3-5 лет значительно лучше запоминают в игре, (т.е.непроизвольно). Знание 6-летнего ребенка позволяют не запоминать в чистом виде, а ассоциировать новую информацию с уже имеющейся. Таким образом, ребенок старшего дошкольного возраста может использовать специальные приемы припоминания. Дети же с отклонениями речевого развития часто обнаруживают недостаточность различных форм памяти. С возрастом проблема имеет тенденцию к нарастанию. Несформированность произвольного запоминания может повлечь за собой трудности на начальной ступени обучения.

Формирование функционального базиса будущих чтения и письма предполагает в целом развитие сукцессивных способностей ребенка. Упражнения, развивающие способность к анализу, запоминанию и воспроизведению временной последовательности явлений, должны быть адресованы ко всем анализаторам. В статье рассматриваются возможные варианты развития сукцессивных функций на примере слуховых сигналов (раздражений). Структурно эти задания входят в блоки I, II, III, IV, являясь одновременно ииндикатором успеха в прохождении системы.

Блок 6. Локализация звуков в пространстве.

К отмеченным выше общим особенностям слухового восприятия у детей с различными формами мозговых дисфункций надо добавить встречающиеся затруднения в возможности чуткой локализации звуков (звуковых раздражений) в пространстве. Эти затруднения имеют место при дисфункции теменно-височных отделов коры. (В этих случаях звуки от обоих периферических рецепторов начинают доходить до коры неравномерно, в результате чего нарушается "бинауральный эффект", дающий возможность четкой локализации звуков в пространстве). Поэтому данная система упражнений предусматривает включение специальных игровых приемов.

Развитие слухового внимания является целевым назначением, предполагаемым для всех блоков программы. Речь существенно влияет на развитие процессов восприятия, уточняет и обобщает их. Поэтому на всех занятиях по мере возможности необходимо требовать от детей фразовых, развернутых ответов, по образцу и самостоятельно, обращать внимание на новые, незнакомые слова.

ЛИТЕРАТУРА.

  1. А.Р. Лурия "Ощущения и восприятия"; издательство Московского университета, 1975 г.
  2. Л.С. Цветкова "Методика диагностического нейропсихологического обследования детей"; М, 1997 г.
  3. Э.Г. Симерницкая "Нейропсихологическая методика экспресс-диагностик"; М, 1991 г.
  4. Б.М. Теплов - Избранные труды; М., Педагогика, 1985 г.
  5. М.К. Бурлакова "Коррекция сложных речевых расстройств"; М., 1997 г.
  6. Г.А. Волкова "Логоритмическое воспитание детей с дислалией"; С-П., 1993 г.
  7. Безруких М.М. Ефимова С.П. Князева М.Г. "Как подготовить ребенка к школе? И по какой программе лучше"; М., 1994 г.
  8. В.И. Селиверстов "Речевые игры с детьми"; М., и-во Владос, 1994 г.
  9. Сб."Научное творчество Выготского и современной психологии"; М., 1981 г.
  10. А.Н. Корнев "Дисграфия и дислексия у детей"; С-П., 1995 г.


gastroguru © 2017