Выбор читателей
Популярные статьи
Число тревожных и беспокойных детей неуклонно растет. Как растет и число тревожных взрослых, годами накапливающих свое недовольство всем и вся - работой, материальным положением, жильем, автомобилем или его отсутствием. Дети, которых воспитывают такие взрослые, и попадают в группу риска. Они тревожны. Им трудно и страшно жить в этом мире. Им нужна срочная помощь.
Детки с повышенной тревожностью нуждаются в помощи родителей
Тревожность – это устойчивое состояние длительного эмоционального дискомфорта. Человеку тревожному свойственны частые или постоянные плохие предчувствия, ощущение неопределенности. Тревожными чаще всего становятся дети - астеники, склонные к пессимизму. Такой взгляд на мир, как правило, копируется ими у родителей.
Тревожность подстерегает и грудных детей. Замечали, что один младенец спокоен, а другой часто плачет, тревожно ведет себя во время кормления, отличается беспокойным сном? Грудные дети, как правило, тревожатся по физиологическим причинам – они голодны, у них промокли пеленки, что-то болит. Если во время кормления ребенок сосет грудь нервно, часто теряет ее, скорее всего, его беспокоят колики. К 3 месяцам жизни они отступают.
Психологические причины для тревожности у ребенка могут появиться только к 7 месяцам жизни, когда психика будет развита должным образом и готова к этому.
Только когда ребенку исполнится 1 год, можно делать выводы по поводу повышенной тревожности ребенка
Первые психологические беспокойства ребенка обычно связаны с отсутствием мамы. Если она даже ненадолго отлучается, кроха демонстрирует эмоциональное возбуждение. К 8 месяцам малыш «осваивает» другую тревогу - он начинает бояться посторонних людей. Именно в возрасте от 7 до 9 месяцев и решается, будет ли ребенок склонен к повышенной тревожности. В это время он очень восприимчив к музыкальным звукам, и способен отличать все интонации в голосе мамы. Одно неосторожное слово – и кроха может быть напуган, а эмоциональная связь с матерью окажется под угрозой.
Говорить о возможной стабильной тревожности можно только тогда, когда малышу исполнится 1 год.
Тревожность бывает разная. Она вызвана различными причинами, а, значит, нуждается в разных способах коррекции.
Врожденная тревожность передается ребенку на генетическом уровне
Приступ ситуативной тревожности наступает перед каким-то событием, которое запечатлелось у ребенка в памяти, при котором ребенок пережил вплеск эмоций
Такая тревожность подлежит коррекции, но до конца от нее избавиться нельзя. У каждого из нас есть такие знакомые взрослые, которые в свои 30-40 лет боятся летать на самолете или посещать стоматолога. В первом случае мы имеем дело с «подросшими» детскими страхами высоты и смерти, во втором – с детской боязнью боли и врачей.
Очень часто тревожность «по ситуации» бывает учебной. Это состояние сложное и длительное. Ребенок испытывает дискомфорт в преддверии событий, связанных со школой: он боится отвечать у доски, сдавать экзамены, писать контрольные работы. Причем наиболее страшен не сам экзамен, а его ожидание. Эта тревожность тоже «взрослеет» вместе с ребенком, и сохраняется (пусть даже в минимальных проявлениях) у всех взрослых. Вспомните, как вы нервничаете в преддверии ответственных событий! Больше других от учебной тревожности страдают ученики начальной школы. Потом, по мере приобретения опыта, взрослея, они чувствуют себя более компетентными, и страх уменьшается.
В общении с такими ребятами важно их выслушать, чего бы это ни стоило. Нельзя заострять внимание на их соматических нарушениях. Требуется ощущение комфорта, они должны чувствовать себя в полной безопасности, и знать, что их принимают такими, какие они есть.
В следующем видеоролике можно узнать больше о детях с неврозами. Автор ролика расскажет о причинах детских неврозах и о том, как вести себя с таким ребенком.
Из корректирующих игр невротикам показаны рисование, ролевые игры, в которых они каждый раз будут побеждать свои страхи. Пример: ребенок боится идти к врачу, начинает плакать и заикаться. Попросите его нарисовать доктора, разыграйте сценку «В кабинете у врача». Делайте это вместе, побуждайте кроху как можно подробнее «проговаривать» свои страхи.
Расторможенные дети внешне кажутся очень активными и веселыми ребятами, но в душе у них масса страхов
С точки зрения медицины, могут иметь органические нарушения легкого характера: проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой. Таким ребятам нужно создавать атмосферу успеха, чаще их хвалить и доброжелательно поддерживать в их начинаниях. Если они смогут поверить в себя, то перестанут бояться, и их поведение выровняется. Им пойдут на пользу занятия спортом, так как повышенная активность, за которой они прячут свои страхи, нуждается в выходе.
Закрытые дети очень замкнуты и плохо адаптируются в коллективе
С такими детьми важно найти точки соприкосновения - интересующую их тему. Это может быть что угодно – от динозавров до самолетов времен Первой Мировой, и через нее потом строить общение.
Застенчивые дети боятся общения с новыми, незнакомыми им людьми
Застенчивым малышам будет легко и комфортно в компании сверстников со схожими хобби и интересами. Со стороны взрослых нуждаются в похвале, поощрении их достижений и постоянных подсказках - как найти выход из той или иной ситуации. Самостоятельно им трудно разобраться, как поступить.
Специалисты в детской психологии давно обратили внимание на интересную особенность: в дошкольном возрасте и вплоть до 11-12 лет наиболее тревожными бывают мальчики, а после 12 лет – повышенной тревожностью страдают девочки. Причем девочек-подростков больше волнуют отношения с людьми, а мальчиков беспокоят перспективы быть наказанными. Совершив нехороший поступок, вторые боятся, что родители, учителя или подруги подумают о них плохо и откажутся общаться. Совершив точно такой же некрасивый поступок, мальчики боятся физического наказания как со стороны родителей, так и со стороны ровесников.
Вашего ребенка можно признать тревожным, если у него есть хотя бы три из перечисленных ниже особенности:
У тревожности есть и физические признаки. Присмотритесь к малышу более внимательно:
Плохая атмосфера в доме также может послужить причиной повышенной тревожности у ребенка
Бороться с повышенной тревогой ребенка силовым путем ни в коем случае нельзя. Это еще больше испугает его, усилит дискомфорт, и подорвет ваши доверительные отношения. Аккуратно, ненавязчиво расспрашивайте его о страхах, пусть научится облекать свои «кошмары» в слова. Тревожного ребенка нужно научить искать положительное даже в отрицательном: «Случилась неприятность? Да, это печально. Но подумай, чему хорошему она нас научила? Какой опыт ты получил? Какие знания на будущее?».
Нельзя высмеивать (даже в шутку) его страхи и сомнения. Ваш беспокойный карапуз должен быть уверен, что вы серьезно воспринимаете его проблемы, понимаете всю их значимость, и всегда готовы дать дельный совет.
Обо всех значимых и кардинальных событиях и переменах в жизни тревожному беспокойному малышу лучше сообщать заранее. Он нуждается в том, чтобы вы подготовили его, настроили на правильное восприятие.
Очень тревожных детей ни в коем случае нельзя высмеивать
Самое сложное для взрослых, воспитывающих тревожных деток, - научиться маскировать собственные тревоги. Это непременное условие успешной коррекции поведения ребенка. Не показывайте чаду, что вас что-то волнует, сохраняйте тибетское спокойствие. Но о своей тревоге вы должны рассказывать, причем исключительно в прошедшем времени: «Я боялась, что у меня не получится, но все удалось как нельзя лучше!».
Беспокойного ребенка нужно научить ставить цели и идти к ним. В том числе и личным примером. Обязательно хвалите их за сделанное в присутствии других. Это поможет повысить самооценку.
В следующем видеоролике детский психолог расскажет как правильно всети себя с тревожным ребенком.
Если речь идет о беспокойном ребенке в возрасте до 1 года, важно помнить несколько родительских «хитростей», которые помогут крохе успокоиться:
В коррекции поведения тревожных детей от 1 до 15 лет тоже есть некоторые нюансы:
При детских неврозах стоит использовать различные техники, описанные в видео клинического психолога Вероники Степановой.
Тревожность у детей , являясь индивидуальной психологической особенностью, выражается в склонности к волнению в разнообразных ситуациях. У детей необходимо дифференцировать тревогу от тревожности. Сама по себе тревожность почти всегда проявляется без существенных на то причин и не зависит от определенной ситуации. Тревожное состояние присуще детской личности в любом виде деятельности.
Тревогу относят к эпизодическому проявлению волнения и беспокойству, а тревожность выступает устойчивым состоянием. Например, бывает, что ребенок волнуется, отвечая у доски или перед выступлением на празднике, однако это беспокойство выражается не всегда, а иногда в подобных ситуациях он остается спокойным. Это является проявлением тревоги. Если состояние беспокойства повторяется постоянно в различных ситуациях (во время ответа у доски, общении с незнакомцами), то это указывает о присутствии тревожности.
Когда малыш боится чего-то определенного, то говорят о проявлении . Например, страх темноты.
Тревожность у детей вызывается следующими причинами:
Завышенные требования родителей к отпрыску зачастую связаны с личной неудовлетворенностью, а также желанием воплотить в своем чаде собственные мечты. Иногда завышенные требования бывают связаны и с другими причинами, например, один из родителей является по жизни лидер и добился материального благополучия или высокого положения, и не желает в своем ребенке видеть «лузера», предъявляя к нему завышенные требования.
Нередко, сами родители имеют повышенную тревожность и своим поведением настраивают малыша на тревожность. Зачастую родители, пытаясь уберечь свое чадо от мнимых или всех реальных угроз, формируют у него чувство беззащитности и неполноценности. Все это не влияет на нормальное развитие малыша и мешает полностью раскрыться, вызывая тревогу и страх даже в простом общении с взрослыми и сверстниками.
Казалось бы, зачем малышам тревожиться? У них есть друзья в саду и во дворе, а также любящие родители.
Детская тревожность — это сигнал, что в жизни малыша что-то идет не так и как бы себя взрослые не утешали и не оправдывали данное состояние без внимания оставлять нельзя. Причем совсем неважно относится это к дочери или сыну, поскольку в дошкольном возрасте тревожность способна возникнуть независимо от пола малыша.
Американский психолог К. Изард дает такое объяснение терминам «страх» и «тревога»: тревога является комбинацией некоторых эмоций, а одной из эмоций выступает страх.
Способен развиваться у в любом возрастном интервале: так у малышей от 1-го года до 3-х лет зачастую имеются ночные страхи, наиболее часто проявляются на 2-м году жизни страхи неожиданных звуков, а также страх одиночества и страх боли, связанный со страхом медицинских работников.
От 3-х до 5-ти лет у малышей отмечают массово страхи темноты, одиночества, замкнутого пространства. Страх смерти становится основным, обычно, переживанием в 5-7 лет.
Как снять тревожность у ребенка? Этот вопрос интересует многих обеспокоенных родителей.
Снятие тревожности у детей – советы психолога:
Возраст от 7 до 11 лет наполнен страхом не оправдать ожидания быть хорошим ребенком и остаться без уважения, понимания взрослых. Каждому малышу присущи определенные страхи, но если их отмечается очень много, то говорят о проявлениях тревожности.
В настоящий момент нет единой точки зрения относительно причин вызывающих развитие тревожности, но большинство ученых относит к одной из причин нарушение детско-родительских отношений. Другие исследователи данной проблемы относят возникновение тревожности к наличию у ребенка внутреннего конфликта, который вызывается:
Психологи считают, что в дошкольном, а также младшем школьном возрасте наиболее тревожны мальчики, а девочки становятся тревожными после 12 лет.
При этом девочки переживают больше из-за взаимоотношений с другими людьми, а мальчиков беспокоят в большей степени наказание и насилие.
Девочки, сделав «неблаговидный» поступок, переживают, что педагог или мама плохо подумают о них, а подружки перестанут играть с ними. В такой же ситуации мальчики, вероятнее всего, будут опасаться, что их взрослые накажут или побьют.
Тревожность детей младшего школьного возраста проявляется обычно спустя 6 недель после начала учебного года, поэтому школьникам необходим 7-10-дневный отдых.
Тревожность детей младшего школьного возраста зависит во многом от уровня тревожности взрослых. Высокая тревожность родителя или педагога передается ребенку. В семьях, где царят доброжелательные отношения, дети менее тревожны, чем в тех семьях, где зачастую возникают конфликты.
Психологи обнаружили интересный факт, что после развода родителей уровень тревожности у ребенка не снижается, а возрастает.
Психологи выявили, что детская тревожность возрастает, если взрослые не удовлетворены материальным положением, своей работой, жилищными условиями. Не исключают, что в наше время именно по этой причине число тревожных детских личностей растет.
Психологи считают, что учебная тревожность формируется уже в дошкольном возрасте. Зачастую этому способствуют авторитарный стиль работы воспитателя, завышенные требования, постоянные сравнения с другими малышами.
Нередко в присутствии будущего школьника в некоторых семьях на протяжении всего года ведутся разговоры о выборе «перспективного» учителя и «достойной» школы. Зачастую такая озабоченность родителей передается и отпрыскам.
Помимо этого, взрослые нанимают малышу учителей, которые часами выполняют с ними задания. Как на такое реагирует малыш?
Еще не готовый и неокрепший к интенсивному обучению организм ребенка не выдерживает и начинает болеть, а желание учиться пропадает и стремительно возрастает тревожность по поводу грядущего обучения.
Детская тревожность может быть сопряжена с психическими расстройствами, а также с неврозом. В этих случаях без помощи медицинских специалистов не обойтись.
Тревожных детей выделяет чрезмерное беспокойство, зачастую они опасаются не события, а самого предчувствия события. Малышам свойственно ощущение беспомощности, они опасаются играть в новые игры, приступать к незнакомым видам деятельности.
У беспокойных малышей высокие требования, они очень самокритичны. Уровень их низок, они думают, что являются во всем хуже других, что они неумные, некрасивые, неуклюжие. Снять тревожность у таких малышей помогут одобрения, поощрения взрослыми во всех делах.
Тревожным малышам характерны также и соматические проблемы: головокружения, боли в животе, спазмы в горле, затрудненное поверхностное дыхание, головные боли. Во время возникновения тревоги дети зачастую ощущают ком в горле, сухость во рту, слабость в ногах и учащенное сердцебиение.
Выявить тревожную личность может опытный воспитатель, психолог, учитель, понаблюдав за ребенком в различные дни недели, а также во время свободной деятельности и обучения, в общении с другими сверстниками.
Портрет тревожного ребенка включает следующие признаки в поведении:
Работать психологу с тревожными личностями сложнее, чем с другими категориями «проблемных» детей, поскольку данная категория держит свои проблемы при себе.
Чтобы понять кроху, а также узнать, чего конкретно он боится, необходимо родителям, воспитателям, учителям заполнить бланк опросника. Ситуацию по тревожным детским личностям прояснят ответы взрослых, а наблюдения за поведением малыша опровергнут или подтвердят предположение.
Выделяют следующие критерии для определения повышенной тревожности:
Малыша относят к тревожному, если имеется постоянно один из перечисленных признаков.
Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М., предложили следующий опросник для выявления детской тревожной личности
Итак, признаки тревожности:
1. Малыш не способен работать долго, быстро устает
2. Трудно сосредоточивается на конкретном чем-то
3. Беспокойство вызывает любое задание
4. Во время исполнения заданий ребенок скован и напряжен
5. Часто смущается
6. Говорит что напряжен
7. Краснеет в новой обстановке
8. Сетует на кошмарные сны
9. Руки зачастую влажные и холодные
10. Часто отмечается расстройство стула
11. Потеет при волнении
12. Имеет плохой аппетит
13. Беспокойно спит и долго засыпает
14. Пуглив, всего боится
15. Легко расстраивается, беспокоен
16. Зачастую не сдерживает слезы
17. Не переносит ожидание
18. Новые дела не радуют
19. Всегда не уверен в своих силах и себе
20. Боится сложностей
Обработка данных по тесту проводится так: за каждый утвердительный ответ начисляется плюс, а чтобы получить общий балл — суммируется количество «плюсов».
О высоком уровне тревожности свидетельствует наличие от 15 до 20 баллов.
О среднем уровне тревожности говорит наличие баллов от 7 до 14.
О низком уровне тревожности свидетельствует наличие баллов от 1 до 6.В дошкольном учреждении малышам зачастую присущ страх разлуки с родителями. Следует помнить, что в возрасте двух-трех лет эта черта допустима и объяснима, однако если малыш в подготовительной группе часто плачет при расставании, не сводя глаз с окна и ожидая каждую секунду своих родителей, то на это необходимо обратить особое внимание.
По нижеперечисленным критериям определяют наличие страха разлуки, которые представили П. Бейкер и М. Алворд.
Критерии для выявления страха разлуки:
1. Печаль при расставании, повторяющееся сильное расстройство
2. Беспокойство о том, что может быть взрослому плохо
3. Постоянное переживание из-за разлуки с семьей
4. Настойчивый отказ идти в дошкольное учреждение
5. Страх быть и остаться одному
6. Непреодолимый страх одному засыпать
7. Ночные кошмары, в которых малыш с родными разлучается
8. Жалобы на недомогание: боль в животе, головную боль
Зачастую малыши, страдающие страхом расставания, и в самом деле заболевают, если постоянно думают о тревожащих моментах.
Если на протяжении четырех недель проявлялись три черты, то предполагают, что у крохи действительно имеется этот вид тревожности и страха.
Большинство родителей сами не замечают, что тревожные дети стали такими вследствие их собственного неправильного поведения. Узнав о появлении страхов, родители или уговаривают малыша, чтобы он успокоился, или высмеивают его проблему. Такое неверное поведение только поспособствует усилению страхов и тревожности, а все окрики, замечания, одергивания вызовут в малыше не только тревогу, а и агрессию. По этой причине необходимо в адрес малыша уменьшить количество замечаний и только спокойно с ним беседовать. Нельзя угрожать, следует научиться договариваться перед тем, как выразить свое недовольство и обдумывать каждое слово предназначенное отпрыску.
Если взрослый мечтает о том, чтобы чадо выросло уравновешенным и здоровым человеком, то в семье, прежде всего, должен быть только благоприятный психологический климат, способствующий гармоничному развитию личности. При этом если кроха будет взрослым доверять и рассказывать о своих переживаниях, то уровень тревожности снизится автоматически.
Профилактика тревожности у детей включает обсуждение всех проблем малыша, общение с ним, осуществление всех совместных праздников, прогулок, отдыха на природе. Сблизит взрослых и малышей только непринужденная обстановка, которая позволит почувствовать себя свободным.
Работа с тревожным ребенком сопряжена с трудностями определенного плана и, как правило, занимает длительное время.
Повышение самооценки включает проведение ежедневной целенаправленной работы. К ребенку необходимо обращаться по имени, даже за незначительные успехи хвалить, отмечать их в присутствии других сверстников. Похвала должна быть искренней и ребенок должен знать, за что именно его похвалили.
Обучение управлять своим поведением включает совместное обсуждение проблемы. В детском саду сделать это можно сидя в кругу, поговорив с детьми о переживаниях и чувствах в волнующих ситуациях. А в школе на примерах литературных произведений необходимо показать детям, что смелым человеком считают не того, кто ничего не боится, а того, кто умеет преодолевать свой страх. Целесообразно, чтобы все дети сказали вслух о том, чего они боятся. Следует предложить детям нарисовать свои страхи, а потом рассказать о них. Такого рода беседы помогают осознать, что у большинства сверстников также существуют проблемы, похожие с теми, которые характерны не только для них.
Методы коррекции тревожности у детей включают отказ от сравнений с другими детьми, например, успехами в учебе, спортивными достижениями. Лучшим вариантом будет сравнивание достижений ребенка с его личными результатами достигнутыми, например, неделю назад.
Если тревожность у ребенка возникает при выполнении учебных заданий, то не рекомендуется проводить работы на скорость. Таких детей необходимо опрашивать в середине урока, нельзя торопить или подгонять.
Общаться с тревожным ребенком следует предварительно, установив с ним контакт глазами или же наклонившись к нему, либо приподняв ребенка до уровня глаз взрослого.
Коррекция тревожности у детей включает совместно с взрослым сочинение историй и сказок. Даже если ребенок приписывает тревогу не себе, а своему герою, это может позволить снять внутреннее переживание и успокоить малыша.
В повседневной работе с тревожным ребенком полезно применять ролевые игры. За сюжет можно использовать знакомые ситуации «боюсь учителя», «боюсь воспитателя».
Снятие мышечного напряжения можно осуществить, используя игры, в основе которых лежит обмен прикосновениями. Полезными будут упражнения на релаксацию, занятия йогой, техника глубокого дыхания, массаж.
Снять излишнюю тревожность у ребенка возможно, устроив ему импровизированное шоу или маскарад. Для этого подойдет старая взрослая одежда и изготовленные маски. Участие в импровизированном представлении тревожным детям поможет расслабиться.
Родители беспокоятся, когда их ребенок постоянно тревожен, такое с ним случается, когда он расстается с родителями, идет в детский сад и в других ситуациях. Многие педиатры убеждены в том, что это тревожность должна быть у ребенка. Главное, чтобы родители с пониманием относились к своему малышу, не усугубляли ситуацию, когда ребенок станет взрослым, он сможет избавиться от тревожности.
Отклонением является повышенная тревожность ребенка – полный отказ от похода в детский сад, школу, купания и т.д. В данной ситуации нужна серьезная психологическая помощь.
Если ребенок рыдает, закатывает маленьким, когда расстается с матерью, это нормально. Такая тревога развивается до одного года, может продолжаться до 4-х лет, у каждого протекает индивидуально. В старшем возрасте нормально, когда ребенок немного волнуется, если расстался на некоторое время с родителями. В этой ситуации нужно терпение, настойчивость и понимание.
У некоторых детей сильная тревожность длится долгое время, у них она обостряется в подростковый период, некоторым не дает полноценно жить, развиваться, учится. Это говорит о том, что у ребенка серьезное .
1. Как можно чаще разлучайтесь, для этого оставляйте ребенка с бабушками, дедушками, затем с воспитателями, ребенок должен отвыкнуть от мамы, папы, уметь адаптироваться к другим условиям.
2. Разлучайтесь после кормлений, сна. Обратите внимание, дети в младенческом возрасте чувствительно относятся к разлуке.
3. Придумайте веселое прощание, оно должно ребенка ободрять, вызывать положительные эмоции.
4. Ребенок должен адаптироваться к другим условиям постепенно, нельзя этого делать резко.
5. Уходить нужно тихо, при этом предварительно поговорить с ребенком, спокойно ему все объяснить.
6. Не пугайте ребенка, не показывайте фильм ужасов, чтобы ребенок не боялся быть дома.
7. Не поддавайтесь на уловки ребенка, старайтесь убеждать его, нельзя у него идти на поводу.
Обратите внимание, если у детей тревожное расстройство – это уже нарушение в развитии. Это серьезная проблема эмоционального характера, ребенок страдает от острого беспокойства, когда с ним рядом нет родителей. Норму и отклонение тяжело отличить, все зависит, как именно проявляются детские , мешают ли они ему жить.
В тяжелых ситуациях дети, когда нервничают, плохо себя чувствуют, у них возникает желудочное расстройство, скачки артериального давление, у некоторых повышается температура тела. С психологической точки зрения, ребенок начинает врать, не хочет учиться, общаться с одногодками, боится, что останется сам без родителей.
Чаще всего для тревожного расстройства характерны такие симптомы:
1. Ребенок боится, что с родителями что-то случится, когда его не будет рядом. Дети волнуется, что мама или папа серьезно может заболеть.
2. Дети волнуются, что больше никогда не смогут увидеть своих родителей, они уверены в том, что их похитят, они забудут за детей.
3. Ребенку часто снится , где он расстается с родителями
1. Дети не хотят идти в школу, они боятся выходить с дому.
2. Отказ от сна из-за того, что приходится делать это самому, ребенок боится , который ему может присниться.
3. Постоянные жалобы о плохом самочувствии – головные боли, неприятные дискомфортные ощущения в области живота.
4. Ходят следом за родителями, дома не играют самостоятельно, когда родители уходят, с истерикой могут цепляться за них.
Такое происходит, если ребенок не чувствует надежной защиты в этом мире. Обратите внимание на своего ребенка, обязательно нужно выяснить и устранить причину таких страхов, из-за них он может стать психологически неуравновешенным, не может нормально жить.
Часто тревожность появляется после:
1. Смены места – новоселье, ребенка перевели в новый детский сад, школу.
2. Из-за пережитого – смерть близкого человека, постоянные скандалы в семье могут привести к серьезному расстройству нервной системы у ребенка.
3. Постоянной опеки. Часто, когда родители уделяют большое количество времени ребенку, никуда его не пускают, приводит к тому, что ребенок не может жить самостоятельной жизнью, появляется страх остаться одному. Это приводить к задержке развития ребенка.
Главное подойти к проблеме серьезно, ребенок должен почувствовать уверенность в себе и чувствовать себя в абсолютной безопасности. В семье должен быть спокойный и уютный микроклимат, ребенок должен себя чувствовать комфортно, избегайте конфликтных ситуаций.
Как можно чаще разговаривайте с ребенком, обратите внимание не нужно постоянно считать его маленьким, если вы будете вести себя с ним как взрослым, он себя будет так и чувствовать. Замедляются в развитии и постоянно чего-то боятся те дети, которых мама и папа балует и считает маленькими.
1. Поговорите с ребенком и узнайте, что его волнует, чего он боится.
2. Разговаривайте обо все с ребенком. Он к вам не должен относиться со страхом, недоверием, вы должны стать для него другом.
3. Преодолевайте трудности.
4. Помогите ребенку почувствовать себя в полной безопасности.
5. Приучите ребенка к определенному рациону дня.
6. Установка определенных правил.
7. Дайте возможность ребенку выбрать.
8. Приучите ребенка быть независимым.
9. Спокойно относитесь к расставанию с ребенком.
10. Если ребенок долгое время находится дома из-за болезни, помогите ему быстро ему снова адаптироваться к детскому саду, школе.
11. Хвалите ребенка.
12. Заставляйте ребенка избавляться от стресса своего страха, нельзя, чтобы он держал их в себе.
13. Ребенок должен правильно питаться, полноценно спать и заниматься спортом. Здоровый образ жизни укрепляет нервную систему.
14. Всегда оставайтесь оптимистом, положительный настрой передастся вашему ребенку.
Итак, уровень тревожности у ребенка зависит от поведения родителей. Чаще всего они становятся виновниками проблемы.
Психоаналитически ориентированный терапевт
Если послушать мам, почитать соответствующие форумы, можно заметить, что многие женщины говорят о тревоге, но по описанию она скорее похожа на сильный страх, вину или даже по симптомам напоминает паническую атаку. И это неудивительно.
Если подумать, тревога – нечто вроде сигнала об опасности, зачастую ситуативная эмоция, которая как будто говорит «что-то не так». И через некоторое время после возникновения тревога может сойти на нет, если ситуация разрешилась, но может развиваться дальше и переходить в страх, панику, в отчаяние или в нечто иное.
С самого рождения мать как бы «настроена» на малыша, как антенна, улавливающая самые тонкие сигналы. Маленький ребенок не может показать, где у него болит, рассказать о своем состоянии, и мать в тревоге вслушивается, всматривается в своего малыша, чтобы понять, все ли с ним в порядке, и как ей поступить в случае той или иной проблемы.
Тревога помогает матери, например, не пропустить болезнь ребенка и оказать ему помощь. Матери тревожатся и ведут детей к врачу, одевают их потеплее в холодную погоду, кормят хорошей едой, встают ночью к плачущему малышу... Так что материнская тревога – это в целом полезное и необходимое чувство в родительско-детских отношениях.
Сама по себе эмоция тревоги малоприятна, она включает мать в режим мобилизации, когда все системы организма находятся в напряжении, поэтому тревога отнимает много энергетических ресурсов. Но при этом, когда беспокоящая проблема решается, вместе с этим уходит и тревога.
Еще один момент – условия внешней среды. Некоторые психоаналитики замечают, что современные матери значительно более тревожные и беспокойные, чем представительницы старшего поколения. Тут может быть много внутренних факторов, но важную роль играет и внешняя ситуация.
На каждом этапе еще с момента беременности у современной женщины может возникать чувство тревоги. Скрининги, выбор роддома, налаживание грудного вскармливания, разные этапы в развитии ребенка.
Сейчас мы живем в мире, в котором на один и тот же вопрос существует множество точек зрения. Если послушать старшее поколение, можно понять, что наши матери и бабушки жили в более «однозначном» мире.
Сейчас же на женщин упала огромная ответственность, они должны сориентироваться в противоречивом мире, где на один и тот же вопрос есть много разных ответов. Особенно это тревожно, когда речь идет о здоровье и развитии ребенка.
Роды дома или в больнице, просто грудное вскармливание, грудное вскармливание с бутылочкой или сразу бутылочка, или очень болезненный вопрос – делать или не делать прививки и т.д.
По каждому важному вопросу есть несколько «лагерей», и маме приходится включать голову, интуицию, решать, кому из экспертов довериться, и при этом она скорее всего не будет до конца уверенной, что сделала правильный выбор.
Например, ситуация. Ребенок болеет, и два врача назначают разные схемы лечения и разные препараты, а есть еще подруга, которая считает, что лучше вообще лечиться гомеопатией. В итоге вся ответственность за выбор ложится на мать, которая в этой ситуации не может не испытывать тревогу.
А еще тревоги подогревают СМИ, постоянно транслирующие истории о похищениях, педофилии, плохом обращении с детьми в садах и школах и многое другое. Так что современной маме есть из-за чего тревожиться. И чаще всего ее тревога будет вполне обоснованной и будет помогать защитить ребенка. Но есть грань, за которой тревога выходит за пределы нормы, и об этом поговорим дальше.
Так, многие тревожные матери говорят о том, как постоянно в своей голове прокручивают страшные «картинки», ситуации всяких опасностей, которые грозят их ребенку. И тут скорее речь идет уже не о тревоге, а о постоянном, часто беспричинном страхе, который мешает жить.
Тревожно, что ребенок заболеет, что с ним что-то случится, тревожно оставить ребенка на няню или бабушку, тревожно за будущее ребенка и др. Ребенок заболел, и мать чувствует тревогу, а потом уже и страх, и панику, и беспомощность, и отчаяние.
Мать живет в режиме постоянной мобилизации ресурсов, она все время в напряжении, ведь вот-вот что-то может случиться, и от этого навязчивого состояния очень сложно избавиться, ведь мозг постоянно рисует картинки страшной опасности.
Матери могут пребывать в постоянном страхе и раздражении, которые будут лишать их энергии, могут срываться на близких, излишне опекать и контролировать детей. Плохо маме, плохо ребенку, который не может не чувствовать постоянную тревогу матери и живет в мире, где тревога является постоянным фоном.
Отдельно нужно говорить о чрезмерной тревоге, которая переходит в панику и в соответствующие соматические симптомы, то есть появляется тахикардия, проблемы с желудком, навязчивые состояния, панические атаки и др.
В этом случае, когда состояние тяжелое, есть физические симптомы, и вы чувствуете, что эмоционально не справляетесь, необходимо обратиться к психиатру, психотерапевту или психологу.
Если вы склонны иногда впадать в тревожное состояние, можно прислушаться к себе и понять, что помогает.
Но упомянутые способы вряд ли помогут, если у вас высокая тревожность или изначально с момента рождения ребенка много внутренних страхов, напряжения, которые не проходят и мешают жить. Тогда можно говорить о том, что, может быть, дело не просто в тревоге за ребенка. Может быть, ребенок – это нечто вроде «канала», куда сливается тревога, которой изначально и так много внутри.
То есть почему-то изначально есть сильная тревожность, и это мешает. В этом случае необходимо обратиться к психологу. В терапии можно лучше понять, что с вами происходит, в каких именно ситуациях развивается тревога, какие страхи стоят за этим, появится возможность разобраться в изначальных причинах вашего состояния, найти способы облегчения, преодоления тревоги.
Итак, материнская тревога – это нормальное чувство, заложенное природой, но в больших количествах оно может стать проблемой.
В норме тревога проходит, когда уходит ситуация, воспринимаемая как опасная. Тревога не должна определять все ваши чувства и поведение. Если вы чувствуете, что тревоги слишком много, вы не выдерживаете, она отнимает слишком много ресурсов и мешает жить, обращайтесь за психологической помощью. Ведь ребенку для нормальных отношений и развития нужна мать психологически здоровая и благополучная.
Статьи по теме: | |
Лимонный кекс на кефире с маком
Лимонный кекс на кефире без яиц (с пропиткой) — мой любимый рецепт к... Салат из сайры - простые и оригинальные рецепты аппетитной закуски Салат из сайры консервированной с рисом
Я очень люблю салаты с консервированной рыбой. Их можно готовить... Если во сне слышишь стук в дверь
Услышав стук в дверь, мы всегда испытываем приятное ожидание и трепетные... |