Что такое генерация идеи. Генерирование идей

Хорошие идеи приходят часто и помогают людям решать мелкие проблемы в работе и повседневной жизни. Отличные идеи появляются реже и требуют времени для реализации. Это следствие приходящего вдохновения.

Чтобы генерировать идеи важно освободить себя от рутинных мыслей. Ведь они занимают большую часть нашей мозговой активности. Вот несколько советов, которые помогают открыть ум, отвлечься от суеты и вызвать творческий подъём.

1. Тренируйте наблюдательность

Идеи не появляются из вакуума. Заставьте мозг работать иначе, чем обычно и старайтесь мыслить творчески. Для этого тренируйте наблюдательность.

Если вы живёте в городе, займитесь наблюдением за людьми. Обычная прогулка с изучением прохожих знакомит с особенностями поведения, акцентирует внимание на деталях. Это уводит мозг с привычных рельсов, стимулирует креативность. Для подобной практики подходит любое общественное пространство с большим количеством людей: улица, парк, торговый центр.

2. Ищите новые знакомства

Проводить время с друзьями приятно, но это оставляет мышление в привычном ритме. Поэтому пробуйте общаться с новыми людьми или уже знакомыми, но занятыми непривычным для вас процессом.

Незнакомые или малознакомые люди не знают вашей модели мышления и поведения. Благодаря им вы почувствуете на себе оригинальный взгляд. Это откроет новые принципы мировоззрения, оценки происходящего и личные ориентиры. Такой подход поможет реконструировать и обогатить мышление, повышая способность к созданию нового.

3. Читайте больше книг

Книги – средство для отдыха и знаний. Они стимулируют способность генерировать идеи. Изучайте доступную литературу в своей сфере деятельности, чтобы расширить кругозор. Это вытащит из повседневности, которая всегда стремится к монотонности и стабильности мышления. Если у вас нет возможности читать романы, загляните в книжный магазин и ознакомьтесь с содержанием интересующих книг в общих чертах. Это тонизирует мысли.

4. «ОК Google»

Оригинальный способ генерировать идеи – обучаться спонтанно. В этом поможет Google. Выделяйте час в неделю, во время которого вы будете «путешествовать» по интернету. Перейдите на главную страницу Google и начните с кнопки «Мне повезёт». Открывайте случайные ссылки, статьи и материалы, чтобы узнавать неожиданное и «растягивать» мысли в самые разные стороны.

5. Заведите дневник

Дневник – инструмент для записи мыслей. Он хорошо помогает в структурировании и анализе идей. Если у вас нет дневника, заведите его прямо сейчас. Если есть, используйте простую практику – писать одну новую идею в конце каждой сделанной записи.

6. Медитируйте

Трудно придумывать новое, неординарное и смелое, когда ум заполнен повседневными проблемами. Если вы знакомы с этими трудностями, их решение можно найти в медитации. Она помогает очищать разум от волнующих, «горячих» дел и стресса.

Возьмите в привычку два раза в неделю проводить часовую медитацию, и скоро вы обнаружите, что новые мысли станут регулярно рождаться в голове.

7. Используйте структурированные упражнения

Структура порождает творчество. Простые задания «толкнут» мозг к целенаправленной работе, а он, благодаря постоянной активности и тонусу, сможет разрабатывать новое.

Есть упражнение для работы в паре. Дайте друг другу 10 минут, чтобы придумать 30 идей по определённой теме или проблеме. Конечно, вы вряд ли сделаете сразу 30. Скорее всего, даже 20 задумок будут сложным вызовом за такой короткий срок, но это неважно. Важно, что в списке будет два или три качественных варианта, у которых есть потенциал. При постоянной тренировке вы станете постепенно увеличивать количество концепций и создавать более 30 идей.

8. Создавайте 10 идей каждый день

Это похожий способ, который опирается на принцип, что качество формируется из количества. Выбирайте конкретную тему каждый день и выписывайте 10 возникающих на её счёт идей. Не придавайте этому большое значение и не пытайтесь выдумать нечто революционное. Задача упражнения – поддерживать тонус.

Творчество есть в каждом, но многие игнорируют проявление своей креативности. Укрепляйте мыслительную «мускулатуру», и она будет срабатывать там, где это необходимо.

9. Отдаляйтесь от проблемы, чтобы найти лучшее решение

Абстрактному мышлению способствует психологическое абстрагирование от темы размышлений. Например, при дистанционном рассмотрении можно воспринимать кукурузу не только в качестве пищевой культуры, но и как источник биологического топлива.

Минимальные признаки психологической дистанции сделают вас креативным. Визуализируйте тему, которая волнует, так, чтобы она была географически удалена. Например, подумайте о том, как получить от начальника повышение, а затем – представьте, что он находится на другой стороне земного шара и выпишите 10 пришедших в голову мыслей.

10. Разрушайте свои шаблоны

За годы жизни мы разрабатываем много моделей поведения и мышления. Для развития креативности нужно специально отказаться от этих шаблонов.

Подумайте о текущих проблемах. Например, вы хотите иметь капитал для инвестирования в новый стартап. Но денег нет. Возможно, вы пожмёте плечами и решите забыть об этом. Но не торопитесь отказываться.

Напишите в блокноте: «капитал для инвестиций». Перечислите 10 способов для поиска денег. Допустим, вы решите задействовать платформу вроде Kickstarter . Это значит, что вашим вложением в стартап станут силы и время, необходимые для продвижения краудфандинг-кампании.

Разрушать старые шаблоны сложная, но выполнимая задача. Когда вы думаете «нет», остановитесь, опишите проблему и найдите 10 любых способов для её решения. Это не позволит исправить положение в 100% случаев. Но выписывание и мозговой штурм гарантируют, что к вам придут мысли с большим потенциалом.

В современной жизни часто встречаются задачи, которые требуют для своего решения креативного мышления и фантазии. В основном с ними сталкиваются люди, которые занимаются созданием чего-либо и которым приходится часто принимать решения. Процесс поиска креативных решений может быть значительно упрощён путём использования методов, перечисленных ниже. Они не только помогают в случаях творческих застоев и кризисов, но и позволяют выйти за рамки традиционного и привычного хода мысли.

Использование этих методов тренирует креативное мышление, которое становится привычным и постепенно входит в повседневную жизнь, где также бывает полезно, например, при выборе оригинального подарка.

Большинство методов поиска креативных решений рассчитаны на групповую работу. И, хотя некоторые из них могут быть использованы и одним человеком, для достижения большей эффективности рекомендуется все-таки, по возможности, задействовать людей со стороны, чтобы увидеть задачу с другого ракурса и получить толчок для дальнейших мыслей. Озвучивание и обсуждение решений всегда результативнее, чем молчаливые раздумья. Поэтому, формулируем цель или проблему, собираем команду, создаем комфортную обстановку – и вперёд, на поиски решений!

Развитие Креативности И Гениальности

Метод первый: синектика

Автором метода синектики является американский ученый Уильям Гордон, создавший его в 1952 году. Этот метод основан на поиске разнообразных аналогий, которые могут позволить найти новый взгляд на проблему. Синектический метод предполагает отказ от привычного мышления и выработку нового оригинального подхода, что помогает подключить к решению проблемы своё бессознательное, то есть, чувства, ассоциации и воспоминания.

Используется метод синектики следующим образом. Берется ключевое слово (таковых может быть несколько, в зависимости от поставленной задачи), например, ручка. Далее к этому слову подбираются аналогии. Удобнее будет записывать их в виде таблицы, где в первом столбце будут перечисляться ключевые слова, а в каждом из последующих – разные виды аналогий.

Виды аналогий существуют следующие:

1) прямые аналогии;

Это поиск объектов, выполняющих аналогичную функцию или обладающих сходным строением, что и ключевое слово. Также под прямыми аналогиями подразумевается рассмотрение сходных проблем и объектов из других областей, которые в последствии могут быть адаптированы. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие аналогии: перо, диктофон (совершает запись информации), позвоночник – стержень и т. д. Можно создать ручку с диктофоном, изогнуть стержень, сделать ручку в виде пера и т.д.

2) личные аналогии;

Постановка себя на место объекта и рассмотрение своих собственных впечатлений от использования, конструирования и т.п. Здесь важно постараться забыть о логике и максимально прислушаться к ощущениям. Можно задавать себе вопросы, например: “Если бы я был ручкой, какой ручкой я хотел бы быть? “, “Как бы я хотел, чтобы меня использовали? “, “Как можно улучшить мою эффективность? “, “Что бы я хотел делать, будучи ручкой? “. Лучше, если вопросы будет придумывать и задавать оставшаяся группа людей. Также стоит периодически меняться ролями. Не обязательно представлять себя непосредственно объектом, можно быть его частью, человеком, использующим этот объект или связанным с ним предметом, это поможет расширить круг разработок.

3) символические аналогии;

Выражение проблемы путём использования символов и метафор. Своеобразное перенесение объекта в мир абстрактных понятий. Помогает определить суть проблемы и сформулировать идеальное её решение, конечный пункт, к которому нужно стремиться. В этом методе нужно исходить не из внешнего вида или конструкции объекта, а из его предназначения, основного его смысла. Например, к слову “ручка ” могут быть подобраны следующие символы: “создатель информации “, “хранилище ненаписанных книг “.

4) фантастические аналогии.

Суть их заключается во введении фантастических существ или предметов, которые могут помочь в решении задачи. Это могут быть заимствованные из сказок или изобретенные самостоятельно объекты. От них можно впоследствии отталкиваться при выявлении слабых сторон задачи и поисках ее решений. Например, представив себе шапку-невидимку, скрывающую написанный текст, можно создать ручку с невидимыми чернилами.

При использовании аналогий происходит отказ от очевидных путей решения проблемы, более широкое рассмотрение её и четкое определение её сути.

Стивен Джонсон - Откуда берутся хорошие идеи?

Метод второй: “мозговой штурм”

Самый известный из методов генерации идей, придуманный Алексом Осборном в сороковых годах. Это коллективный метод, который базируется на том, что группа людей, во-первых, имеет больший потенциал в решении проблемы, чем отдельный человек; а во-вторых, при создании надлежащей обстановки и устранении психологических барьеров между участниками, появляется больше возможностей для модификации идей. Поэтому перед использованием мозгового штурма нужно создать подходящую атмосферу, чтобы участники могли почувствовать себя расслабленно.

Метод мозгового штурма имеет множество модификаций. Наиболее распространенная из них заключается в свободном генерировании идей всеми членами команды. Люди поочередно предлагают свои варианты, при этом записываются и впоследствии рассматриваются абсолютно все из них. Основное правило мозгового штурма – категорически запрещается критиковать чужие идеи. Но можно предлагать пути для их модификации. Основная задача этого этапа – получить наибольшее количество идей. Предлагается всё, что приходит в голову – даже самые абсурдные мысли, – все идеи записываются, после чего каждая из них рассматривается в отдельности. Таким образом, в результате остается приблизительно одна десятая часть того, что было вначале. С этими идеями и ведётся дальнейшая работа. Приветствуется скрещивание, комбинирование различных мыслей и развитие их.

Большей эффективности этого метода можно добиться, назначив ведущего, который будет контролировать проведение мозгового штурма и поощрять мышление участников (но не критиковать), и разбив людей на две группы, одна из которых будет генерировать идей, а вторая – оценивать их и искать пути для улучшения. Возможна перемена ролей впоследствии.

Технологии креативности -- стимул для творчества

Метод третий: шесть шляп

Его автор – Эдвард де Боно. Каждый участник поочередно примеряет на себя одну из шести шляп, символизирующих различные взгляды на проблему и подходы к её решению. Таким образом, данный метод требует как минимум семи участников, один из которых будет ведущим. Суть шести шляп состоит в том, чтобы направить свое мышление на решение одной конкретной проблемы, предоставив остальные аспекты другим участникам. Это помогает сконцентрироваться и облегчает процесс создания идей.

Роли, которые раздаются участникам, таковы:

1) белая шляпа;

Концентрация внимания на фактах, цифрах и объективной информации. Рациональное объяснение позиции, подсчёт вероятности успеха/неудачи.

2) чёрная шляпа;

Концентрация на возможности неудачи. Скептическое отношение ко всем предложениям, поиск минусов и слабых мест.

3) красная шляпа;

Концентрация на чувствах и эмоциях. Описание собственных ощущений и подсознательных ассоциаций.

4) жёлтая шляпа;

Концентрация на положительном. Поиск преимуществ, вера в успех, обоснование, почему всё должно получиться хорошо.

5) зелёная шляпа;

Концентрация на поиске креативных и оригинальных решений. Генерирование творческих идей, новых подходов, поиск альтернативных путей.

6) синяя шляпа.

Концентрация на обобщении полученного. Подведение итогов, анализ результатов.

В итоге каждый из участников должен примерить на себя все роли. По окончании все вместе обсуждают полученные результаты.

В. Довгань: "Беседа с Дмитрием Чернышевым (Mi3ch)"

Метод четвёртый: морфологический ящик

Также известен как метод многомерных матриц, его автором является американский астроном Фриц Цвикки. Суть его заключается в разделении объекта на составляющие и поиск путей модификации для каждой из них в отдельности.

Создается многомерная матрица (таблица), на вертикальной оси которой записываются одни показатели объекта (к примеру, материал), а на горизонтальной – другие (размер, цвет, пластические характеристики и т.д.). Обычно используется сразу несколько таких матриц, каждая из которых отвечает за определенные показатели. В результате получается огромное количество возможных вариантов, каждый из которых рассматривается и обрабатывается в отдельности. Основной минус этого метода состоит как раз в том, что их бывает слишком много и приходится затрачивать много сил и времени на обработку результатов. Плюс этого метода в том, что не требует большого количества людей и мыслительных затрат.

Метод пятый: инверсия

Еще один метод, позволяющий найти новый взгляд на проблему и её решение. Он используется в случаях, когда использование традиционного мышления заводит в тупик. Он заключается в поиске решений противоположной направленности. К примеру, вместо вопроса Как можно это улучшить? задаётся вопрос Как можно это испортить? . Вместо Как повысить эффективность этого? – Как её понизить? и т.д. Считается, что человеческий мозг лучше работает с прямо поставленной задачей, не содержащей в себе отрицания. Поэтому вместо Как предотвратить поломку изделия? следует искать ответ на вопрос Как его сломать? и т.д. Таким образом, можно будет рассмотреть другие стороны объекта и искать решение проблемы, основываясь на полученных результатах.

Метод шестой: метод фокальных объектов

Изобретён Чарльзом Вайтингом. В основе его лежит перенесение на рассматриваемый (фокальный) объект признаков других, случайно выбранных, объектов и дальнейшем развитии получившихся сочетаний. Этот метод помогает открыть новые пути для совершенствования чего-либо. Объекты, признаки которых будут рассматриваться, лучше всего выбирать из книги или газеты (можно использовать любые случайно встретившиеся слова), это поможет избежать прямых ассоциативных связей с модифицируемым.

Плюс этого метода в том, что он помогает найти оригинальные, иногда даже неожиданные решения.

Основным минусом же является то, что его невозможно использовать при решении трудных задач, а среди полученных результатов многие оказываются непригодными для дальнейшей работы.

Фильм Алгоритм изобретения, Центрнаучфильм, 1974 год

Метод седьмой: списки контрольных вопросов

Существует несколько вариантов списков контрольных вопросов, предназначенных для поиска новых решений. Один из них, составленный Алексом Осборном, звучит так:

  1. Использовать это для иных целей?
  2. Адаптировать это?
  3. Модифицировать это?
  4. Заменить это?
  5. Увеличить это?
  6. Уменьшить это?
  7. Переделать это?
  8. Полностью изменить это?
  9. Объединить это с чем-либо?

Существует и другой, чуть более сложный (но и более эффективный) список контрольных вопросов:

  • В чём заключается основная функция данного объекта?
  • Какие ещё функции выполняет данный объект, можно ли часть из них убрать?
  • Какие ещё существуют способы выполнения основной функции этого объекта?
  • Какие ещё функции способен выполнять данный объект?
  • Существуют ли другие области, где объекты выполняют сходную функцию? Можно ли использовать решения из этих областей?
  • Что представляет собой данный объект в идеале?
  • Что произойдёт, если уничтожить этот объект?
  • Можно ли разделить на части данный объект? Улучшить или убрать какую-либо из частей?
  • Можно ли использовать слабые и вредные стороны объекта?
  • Что в объекте излишне?

Списки контрольных вопросов определяют направление дальнейшего хода мысли и поиска. Он хорошо комбинируется с методом морфологического ящика, когда с помощью контрольных вопросов выявляются стороны объекта, нуждающиеся в изменении, которые заносятся в морфологический ящик.

Все эти методы будут эффективны только в том случае, если человек (группа людей) расслаблен и готов дать свободу своему воображению, позволить себе мыслить абстрактно и не бояться неожиданных решений.

Решил перевести статью о довольно необычной технике стимуляции мышления и поиска новых идей. На мой взгляд, подход очень интересный.

Метод стимуляции мышления случайными словами — сильная техника, которая обеспечивает практический подход в достижении вашего подсознательного ума и использования всего богатства информации, которую он содержит, для генерации новых оригинальных идей.

Регулярная практика расширять свою нейронную сеть, чтобы приспособиться к этому стилю размышления, который усиливает связь с подсознательным умом и обеспечивает практикующего расширенными творческим потенциалом и интеллектуальными навыками.

Польза от улучшения ваших мыслительных способностей появляется из практики генерации новых идей в отношении тех вопросов, которые имеют значение для вас. Используя эту простую технику, вы сможете найти новые способы решения личных или профессиональных проблем, создать новые изобретения, улучшить существующие продукты и услуги, исследовать ваши собственные ощущения и ваши взаимоотношения с другими, а в более широком смысле — обнаружить новые способы мышления абсолютно о чем угодно, что интересует вас.

Прежде, чем вы начнете, вам будет нужен словарь (любой словарь, содержащий много слов) в печатной форме. Словарь в электронном виде не подойдет. (Скорее всего, с некоторой адаптацией возможно использование любой книги [прим. переводчика]) Вам также нужно будет делать заметки, поэтому понадобятся ручка и бумага или редактор на компьютере.

Шаг 1: Запишите цель

Запишите точно, о чем вы хотите генерировать новые идеи. Вы можете работать по любому вопросу без каких-либо ограничений. Попытайтесь выразить самую сущность того, что вы ищете, настолько малым количеством слов, насколько это возможно. Будьте четкими в своем описании, неопределенное описание обычно приводит к такому же неопределенному результату.

Вопрос может быть заявлен в следующих формах:

  1. Решение проблемы — опишите проблемы для решения. Точная формулировка проблемы само по себе является искусством. Ясное восприятие проблемы — первый шаг к обнаружению оптимального решения.
  2. Генерация идей – опишите, о чем должны быть новые идеи. Возможно, это какая-то новая разработка или улучшение существующего продукта или сервиса, или просто получение более глубокого понимания предмета.
  3. Задайте вопрос — удивительно, какие ответы могут появляться с помощью случайной стимуляции — ответы, которые приходят от того же самого ума, который задал вопрос!

Шаг 2: Выберите слова из словаря

Закройте глаза. Откройте словарь на любой странице и поместите свой палец на странице. Откройте глаза и запишите слово, которое оказалось наиболее близким к вашему пальцу. Очень важно использовать именно это слово, нравится оно вам или нет. Эта техника работает лучше всего, когда нет никаких очевидных связей между словом и интересующим вас вопросом. Не выбирайте слово — позвольте слову выбрать вас. Случайность критически важна, так что используйте любое слово, на которое вы указали. Запишите его, и не позволяйте своим глазам блуждать по странице. Конечно, неплохо прочитать определение слова, так чтобы вы понимали его полное значение.

Повторите эту процедуру, чтобы выбрать пять или шесть случайных слов с различных страниц в словаре.

Шаг 3: Создайте ассоциации

Ваша цель состоит в том, чтобы создать ассоциации, которые каким-либо образом соединят значение каждого случайного слова с вашим предметом. Каждая новая ассоциация представляет собой зародыш новой идеи, так что чем больше ассоциаций вы создадите, тем выше будут ваши шансы на получение полезных результатов.

Стимулирование мышления методом случайных слов немедленно вызовет ассоциации с событиями, хранящимися в вашем подсознательном уме. Этот процесс является автоматическим и неизбежным. Много ассоциаций и идей, которые будут генерироваться, не будут иметь особого смысла относительно вашего вопроса. Но имейте ввиду, что новые идеи часто кажутся нелогичными, абсурдными или совершенно несоответствующими желаемому, когда они впервые появляются в нашем уме.

Наше мышление натренировано на то, чтобы придавать смысл вещам. Мысли, которые не имеют смысла, мгновенно вызывают отклик левостороннего полушария мозга, пытающегося отвергнуть их как ничего не стоящую фантазию. Поэтому является существенным научиться узнавать этот условный рефлекс и брать его под контроль. Уловите момент, когда вы думаете, что: «Это не имеет смысла» и превратите его в вопрос: «Какой это может иметь смысл?».

Усилия, которые вы предпринимаете, чтобы ответить на этот вопрос, заставляют мозг отвечать. Тренировка тела приводит к увеличению силы и способностям движения. Упражнения для мозга приводят к увеличению умственной силы и улучшенным способностям мышления.

Не имеет значения, имеют ли ваши ассоциации логический смысл или нет. Найдите любой способ соединить слова с вопросом, о котором вы думаете. Если вы чувствуете какое-то внутреннее сопротивление, предпринимайте усилия до тех пор, пока не преодолеете свои преграды.

Сосредоточьтесь на том, чтобы создать так много новых идей насколько это возможно. Не останавливайтесь, чтобы оценить эти идеи. В этот момент будет достаточно уже того, что они у вас есть. Поверьте в тот факт, что ваш подсознательный ум предоставил эти мысли по каким-то причинам, даже если причина может быть не вполне очевидна. Успех зависит полностью от вашей готовности временно приостановить стремление отказываться от новых идей и позволить себе свободу исследовать их.

Шаг 4: Законы ассоциаций

В свое время Аристотель (384 — 322 до н.э.) сформулировал законы ассоциаций. Применяйте эти законы любыми возможными способами, какими вы только сможете, чтобы создать свои ассоциации.

Законы ассоциаций:

  1. ЗАКОН СМЕЖНОСТИ: Этот закон объясняет, как ассоциации возникают при наличии между понятиями контакта или близости. Седло может напомнить вам о лошади, дерево о лесе, нога об обуви.
  2. ЗАКОН ПОДОБИЯ: Этот закон объясняет, как похожие вещи производят ассоциации. Кошка может напомнить вам о тигре, палатка может вызвать ассоциацию с хижиной, глаз человека подобен камере, лестница подобна эскалатору.
  3. ЗАКОН КОНТРАСТА: Этот закон объясняет, как мы связываем вещи, которые противопоставляются друг другу. Карлик может вызвать воспоминание о гиганте, день противоположен по отношению к ночи, грустное лицо контрастирует со счастливым, черный и белый — контрастирующие цвета и т.д.

Уделите время тому, чтобы рассмотреть каждое слово отдельно и в комбинациях. Убедитесь, что записали все, что приходит вам на ум, независимо от того, насколько глупым или неподходящим это может показаться первоначально.

Шаг 5: Заключение

Поздравляю! Вы только что расширили свои представления по интересующему вас вопросу далеко за пределы нормальных образцов мышления способами, которые вы раньше даже не рассматривали.

После того, как вы сгенерировали много, возможно несколько десятков новых ассоциаций, вы можете начать поиск способов применения этих ассоциаций к вашему вопросу. Обнаружение новых точек зрения, с которых вы можете посмотреть на ваш вопрос, автоматически будет порождать новые идеи.

Всегда записывайте все, что приходит вам в голову. Эффективные идеи часто нуждаются во времени, чтобы оформиться. Можно заснуть, думая о чем-то, пока еще бесформенным, а утром уже иметь об этом четкое представление. Регулярная практика поиска ассоциаций может привести к удивительным результатам.

Приложение:

Эта статья направлена на усиление вашего творческого потенциала и повышение возможностей в генерации инновационных идей. Оценка новых идей с точки зрения возможности их осуществления в реальном мире требует критического мышления.

Только помните, что в создание новых идей важно в первую очередь их количество, а не качество. Это похоже на бурение в поисках нефти. Вы должны просверлить много отверстий впустую, прежде чем, наконец, найдете фонтанирующую скважину, которая принесет успех.

Имейте в виду, что чаще всего благодаря образованию и многим другим представлениям в нашем мире, большинство из нас склоняется к левостороннему мышлению. Стимуляция случайными словами по своей природе определенно относится к деятельности правого полушария мозга. В зависимости от текущего баланса работы вашего мозга вы можете найти стимуляцию случайными словами на первых порах неуклюжей техникой.

Мозгу может потребоваться несколько дней или больше, чтобы реструктурировать свою нейронную сеть и приспособиться к этому новому типу мышления. Если у вас будут проблемы на первоначальном этапе, сильно не беспокойтесь об этом. Просто продолжайте кратковременные и ненапряженные попытки, пока не приобретете некоторую привычку. Помните, что эти попытки по изменению мышления, обязательно увенчаются успехом, если они получат достаточно вашего времени и терпения.

Творческий процесс требует постоянной генерации новых идей, но где их взять, если вы уже свернули голову, размышляя о своем плане.

Об этом с нами поделился онлайн журнал Business In Web и предложил 10 способов создавать новые оригинальные идеи.

1. Мозговой штурм

2. Метод Эдварда де Боно «Шесть шляп»

По ходу творческого процесса человек по очереди надевает шесть шляп разного цвета. В белой он беспристрастно проверяет цифры и факты, в черной – пытается найти отрицательные черты, в желтой – анализирует положительные моменты, в зеленой – генерирует новые идеи, в красной – может позволить активную эмоциональную реакцию. Ну и, наконец, в синей шляпе - подводятся итоги работы.

3. Метод «Ментальные карты»

Разработал Тони Бьюзен. В его теории делается упор на то, что креативный процесс тесно связан с памятью человека, поэтому развивать надо именно память.

Он предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать.

Создание такой «карты» помогает придумывать новые ассоциации, а сам образ «карты» гораздо лучше запоминается.

4. Синектика

В первом столбце пишут прямые аналогии, во втором – косвенные, например, признаки первого столбца. Затем сопоставляют цель, объект и косвенные аналогии. Пример: объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский карандаш. Результат – карандаш-закладка.

5. Метод фокальных объектов

В методе Чарльза Вайтинга объединяются признаки разных объектов в одном предмете. Пример: свеча и понятие «Новый год». Новый год значит праздник, искры бенгальских огней, к свече это тоже относится. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, то выйдет «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.

6. Морфологический анализ

Предложенный Фрицем Цвики, заключается в том, что исследуемый объект раскидывают на компоненты, из которых выбирают самые существенные характеристики. Затем их изменяют и пытаются снова собрать вместе. В итоге получается новый объект.

7. Непрямые стратегии

Этот метод придумали Брайан Эно и Питер Шмидт. Для этого метода нужна колода карт с командами, например, «дай волю злости», «укради решение» и др. Человек вытаскивает карты и следует указаниям.

8. «Автобус, кровать, ванна»

В его основе лежит убеждение, что новые идею не только таятся в глубине нашего подсознания, но и рвутся наружу, надо их просто выпустить, то есть не мешать их появлению. Новая идея может прийти в голову в самом необычном месте.

9. Расшифровка

Для этого необходимо взять непонятную надпись на иностранном языке, например иероглифы. У человека, разгадывающего надпись, в этот момент могут рождаться в голове самые разные ассоциации.

10. Ловушка для идей

В этом методе необходимо фиксировать абсолютно все идеи, можно их записывать на диктофон или в тетрадь. А потом при случае возвращаться к ним.

Существует хорошая американская поговорка «Кто придумал, получает 1 доллар, кто произвел – 10, тот, кто продал, -100»

Но генерить идею тоже кому-то нужно. Ведь мы часто связываем своё будущее с успехом, основанным на какой-то новой идее. Мы планируем новые продукты и новые сервисы. И хотим, чтобы они прижились в будущем.
Чтобы это произошло, идея должна быть сверх- эффективной. Потому что в будущем всё дешевле и лучше, чем сейчас.
Как обычно мы ищем новые идеи? Берём то, что имеем. Либо снижаем затраты, либо добавляем возможности. Но этого мало. Будущее требует делать и то, и другое одновременно.

Еще в далеком 16 веке выдающийся английский философ Френсис Бекон сетовал на то, что научные открытия происходят медленно и во многом случайно. Он пытался найти подходы и алгоритмы, которые позволили бы превратить «создание нового» в системный, постоянный процесс. С тех пор прошло немало времени и сегодня общество имеет в своем распоряжении немало теорий творчества и креативности, помогающих нестандартно смотреть на существующие проблемы и предлагать нетривиальные решения.

Подборку про методы генерирования идей я делала несколько лет назад. И недавно обновила.
Друзья и коллеги, может на рынке появилось еще что-то новое и полезное?
Поможем друг другу в широте кругозора))

Есть научные методы генерации идей, что оперируют закономерностями, четкими правилами и хорошо работающими инструментами. В настоящее время единственной научной теорией генерации идей можно считать Теорию Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Это не для всех, поэтому оставим в стороне))

Давайте рассмотрим методы, которые, обычно имеют определенные правила работы, направляющие работу мыслей в нужное русло.

Итак, методы генерирования новых идей.

1. Мозговой штурм (Алекс Осборн)
Группа людей активно предлагает различные идеи, участники группы пытаются их развить, тут же анализируют их, выявляя недостатки и преимущества. Имеет много различных подходов, но суть одна.
Основной метод, которым пользуются большинство руководителей и который имеет массу разновидностей и технологий использования. Все не перечислить.

3. «Ментальные карты» или «Интеллект-карты» разработал Тони Бьюзен в 70-е годы прошлого века и описал в своей книге «Думай головой». После этого они стали привычным инструментом работы многих интеллектуальных работников стран Западной Европы и США. У нас этот метод также сейчас на пике популярности.
Информация запоминается тем лучше, чем больший объем коры головного мозга подключается к ее восприятию.
Линейное представление информации в виде текста не до конца использует возможности нашего мозга, так как задействует только левое полушарие головного мозга.
При работе с картами дополнительно задействуется кора правого полушария, отвечающая за восприятие наглядных и цветных образов и творческую деятельность. Благодаря этому визуализированная информация воспринимается гораздо быстрее и помнится дольше.

Тони Бьюзен предложил написать в центр листа ключевое понятие, а все ассоциации, которые надо запомнить, писать на ветвях, идущих от главного слова. Идеи можно также рисовать. Создание такой карты помогает придумывать новые ассоциации, образ карты гораздо лучше запоминается.

В России одним из ведущих консультантов по интеллект- картам является Сергей Бехтерев - первый сертифицированный тренер по управлению ментальностью в России. Автор книги «Майнд-менеджмент. Решение бизнес-задач с помощью интеллект-карт».

Все по разному используют интеллект-карты. Я видела у Игоря Манна много таких рабочих карт, которые он использует в работе.
У него на каждый вопрос, на каждую проблему, на каждую идею заводится интеллект-карта. Например, при чтении книги он заполняет новой информацией сразу несколько карт.

4. Синектика (Уильям Гордон). В 1961 году опубликована его книга «Синектика: развитие творческого воображения». С тех пор метод синектики начал активно развиваться и завоевал популярность во всём мире. Кстати, клиентами созданной Гордоном организации «Synectics Inc.» являются такие мировые компании как «Zinger», «General Electrics», «IBM» и множество других.
Термин «синектика» обозначает совмещение в процессе поиска решения проблемы разнородных, порой даже несовместимых элементов. В синектике приветствуется критика, и активно используются различного рода сравнения и аналогии. В процессе решения поставленной задачи участие принимает группа людей (синектиков).

План действий:
1.Прямые аналогии. Они нередко находятся в различных системах, которые решают сходные с поставленной задачи. К примеру, есть мнение, что во время своего наблюдения за тем, как червь-древоточец пробуравливает трубчатый канал в древесине французский инженер Брюнель пришёл к открытию кессонного метода в строительстве подводных сооружений.
2. Субъективные (личные) аналогии. В качестве примера можно использовать изобретателя, который представляет себе, как его собственное тело функционировало бы, если бы он мог, используя его, достичь поставленного результата. Что бы он чувствовал, если бы его руки, например, были крыльями или лопастями вертолёта? Или как повело бы себя его тело, если бы он был подъёмным краном?
3. Символические аналогии. Здесь могут использоваться сравнения, аллегории, метафоры, где свойства чего-то одного отождествляются со свойствами другого. К примеру, пространство вариантов, острая проблема, стальное решение и т.п.
4. Фантастические аналогии. На этом этапе нужно представлять вещи такими, какими они быть не могут по определению. Например, любой момент вашей жизни сопровождается только вам слышной музыкой, которую вы сами можете выбирать. Или всегда, когда вы едете на машине, на вашем пути автоматически исчезают все препятствия и т.п.

Пример: объект - карандаш, задача - расширение ассортимента. Прямая аналогия - объемный карандаш, ее отрицание - плоский карандаш. Результат – карандаш-закладка.

5. Метод фокальных объектов (Чарльз Вайтинг). Иногда называется «Случайный стимул».
Метод фокальных объектов (МФО) – это метод поиска новых идей и характеристик объекта на основе присоединения к исходному объекту свойств других, выбранных случайно, объектов. Отсюда другое название – метод случайных объектов.
Т.е. в этом методе объединяются признаки разных объектов в одном предмете.

План действий:
1. Выбираем фокальный объект – то, что мы хотим усовершенствовать.
2. Выбираем случайные объекты (3-5 понятий, из энциклопедии, книги, обязательно существительные, разной тематики, отличной от исходного объекта).
3. Записываем свойства случайных объектов.
4. Найденные свойства присоединяем к исходному объекту.
5. Полученные варианты развиваем путём ассоциаций.
6. Оцениваем с точки зрения эффективности, интересности и жизнеспособности полученные решения.

Пример: свеча и понятие «Новый год». Новый год значит праздник, искры бенгальских огней, к свече это тоже относится. Если бенгальскую свечу стереть в порошок и добавить его в воск, то выйдет «новогодняя» свеча с искрящейся крошкой внутри.
Ведь мы помним, что мир мышления - это антилабиринт, где от любой точки можно прийти к любой другой)).

6. Морфологический анализ (Фриц Цвикки).
Это метод систематизированного поиска новых идей предлагает большую, серьёзную сверхзадачу разбить на ряд локальных задач, касающихся каких-то отдельных элементов. Каждый из элементов, в свою очередь, имеет ряд вариантов решения. Каждый из вариантов обязательно обсуждается.
Суть метода заключается в построении таблицы, где перечислены все составляющие элементы объекта исследования и указаны все возможные варианты реализации этих элементов.

План действий:
1. Точно формулируется проблема.
2. Определяются важнейшие элементы объекта.
3. Определяются варианты возможного исполнения элементов.
4. Занесение их в таблицу.
5. Оценка всех имеющихся в таблице вариантов.
6. Выбор оптимального варианта.

Расчет строится на том, что в поле зрения могут попасть варианты, которые ранее выпадали из поля зрения. Принцип морфологического анализа легко реализуется с помощью компьютерных средств, путем построения алгоритмов.

7. "Непрямые стратегии" (Брайан Ино и Питер Шмидт).

Метод выхода из творческих тупиков с помощью заранее заготовленных карточек.
Первое издание карточек (115 штук) относится к 1975 году, а в наше время можно найти электронную версию «обходных стратегий» в интернете. Брайан признавался, что идея частично была навеяна китайским способом гадания по Книге Перемен «И-Цзин».
Возьмите колоду карт, на которых предварительно запишите набор определенных команд. Теперь вытаскивайте карты и следуйте их указаниям.

8. Метод «Автобус, кровать, ванна».
Известный физик как-то пошутил, что все великие научные открытия были сделаны в одном из трех «В» - bus, bed, bath. (Автобус, кровать, ванна)
В его основе лежит мнение, что новые идеи часто посещают нас в самые неожиданные моменты и в самой неожиданной обстановке или вообще во время сна))
Действительно, многие ученые признавали, что самые блестящие идеи приходили им в голову, когда они совершенно не думали о своих научных проблемах. Подобное - результат действия принципа инкубации.
Непрерывность процесса инкубации идей осуществляется благодаря тому, что наше подсознание постоянно обрабатывает накопленную информацию. Чем больше мы заинтересованы в нахождении решения, тем выше вероятность того, что подсознание подскажет нам новые идеи.

План действий:
1. Постановка задачи. Сформулируйте вашу проблему. Попытайтесь в общих чертах определить области знания и последовательность шагов, важных для ее решения, - это поможет разбудить творческие силы вашего подсознания.
2. Подготовительная работа. Соберите всю имеющуюся информацию по данному вопросу и подготовьте необходимую литературу. Активно включайтесь в процесс исследования - читайте, размышляйте, обсуждайте, задавайте вопросы специалистам. Действуйте с максимальной отдачей до тех пор, пока не почувствуете удовлетворение от проделанной подготовительной работы.
3. Установка на поиск. Обращаясь к своему подсознанию, дайте ему установку на поиск решения проблемы. Используйте, к примеру, такие выражения: «Итак, начинай искать решение. Я буду ждать ответ через два дня!» или: «Действуй. Дашь мне знать, когда работа будет закончена».
4. Инкубация. Оставьте вашу проблему в «творческом инкубаторе». Забудьте о ней на какое-то время. Займитесь другими делами; процесс инкубации будет идти без вашего участия.
5. Эврика! Никто не знает, сколько пройдет времени, пять минут или пять месяцев, но озарение обязательно наступит!
Этот принцип классически продемонстрировал древнегреческий математик Архимед, открывший свой закон в ванной)).

9. Ловушка для идей.
В этом методе необходимо фиксировать абсолютно все идеи, можно их записывать на диктофон или в тетрадь. А потом при случае возвращаться к ним. Простой и эффективный способ, но пользуются им, к сожалению, не все. Все пытаются запомнить, а память сопротивляется. А ведь память можно тренировать.

Военные психологи накопили огромный опыт подготовки сотрудников, способных быстро и надежно запоминать информацию. Было бы глупо не воспользоваться их разработками. Приглашаем на встречу в Дискуссионный клуб E-xecutive 17 сентября, где можно узнать о методиках спецслужб, эффективность которых проверена временем и поколениями разведчиков и контрразведчиков. На встрече поговорим о том, как развивать внимание, мышление и память. Попробуем самые эффективные упражнения, которые не займут больше 20 минут в день.
Программа и регистрация

WELCOME всем!

10. Метод Дельфи (дельфийский метод).
Метод заключается в выявлении экспертного мнения специалистов в условиях анонимности с последующей обработкой полученных результатов статистическими методами.
Известно, что использование коллективных знаний ведет к возможности нахождения сильных решений, однако в процессе обмена мнениями между участниками может сказаться влияние авторитета коллег и все сведется к появлению популярных ответов.
В России Метод Дельфи часто используется, как один из инструментов выбора и оценки решения.

11.SCAMPER (Боб Эберле).
Методика креативности, предлагающая список изменений, которые можно осуществить в работе над определенным объектом. Техника заключается в том, чтобы последовательно ответить на вопросы о модификации поставленной задачи.

План действий:
Substitute - Заменить что-то, например, компоненты, материалы, людей
Combine - Комбинировать, например, с другими функциями, приборами
Adapt - Добавить что-то, например, новые элементы, функции
Modify - Модифицировать, например, изменить размер, форму, цвет или другой атрибут
Put - Применить для чего другого, в другой отрасли
Eliminate - Удалить части, упростить до главного
Reverse - Поменять местами, перевернуть, найти применение в чем противоположном
Часто этот метод используют на производстве.

Ну и чисто познавательное видео для креативных менеджеров))
В Дискуссионном клубе E-xecutive было несколько разных встреч с темами про креативность. Предлагаю посмотреть видеозапись встречи

В выступлении – обзор мест и методов поиска новых идей, принципы сверх-эффективности на примерах компаний Силиконовой долины и возможность найти идею для своего будущего.

В первой части видео - примеры компаний Силиконовой Долины. Зарина Гафитулина- математик. В недавнем прошлом – успешный консультант по стратегии Deloitte. Живёт в Сан-Хосе (Калифорния, США). Занимается изучением компаний Силиконовой Долины.

Во второй части - классической мозговой штурм.Тимур Гафитулин - психолог, консультант и тренер по креативности и инновациям.

ПОЛЕЗНОГО ПРОСМОТРА!

…………………………………………..



gastroguru © 2017