«Двойная роль букв е, ё, ю, я» план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему. Двойная роль букв е, ё, ю, я Двойная роль гласных е ю я

Урок русского языка в 5 классе учителя Нигматзяновой Р.С.

Тема: «Двойная роль букв е, ё, ю, я».

Цели урока: 1) знать , что буквы е, ё, ю, я могут обозначать 1 и 2 звука; уметь называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я; 2) развивать умение обозначать звуки на письме транскрипцией, познавательный интерес к русскому языку; 3) воспитывать любовь к природе, к русскому слову и речевой культуре. Оборудование: Компьютер, проектор, экран для проекции слайдов, толковые и орфоэпические словари, доска, мел, учебники…
Ход урока. 1. Организационный момент . - Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы выясним, какие две роли выполняют буквы е, ё, ю, я, научимся различать буквы и звуки, называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я. … К доске пойдут… В то время, как отдельные ученики будут выполнять свои задания, вы (остальная часть класса) должны будете работать вместе с теми, кто работает у доски, то есть вам нужно записывать всё в тетрадь.
2. Актуализация прежних знаний . На доске и на слайде записано предложение с пропущенными буквами. - … прочитай нам, пожалуйста, предложение… Это первая строчка из стихотворения известного русского поэта 19 века. Кто назовёт этого поэта?.. Название стихотворения… Теперь задания к данному предложению. А) 1 ученик. Подчеркнуть грамматическую основу предложения и надписать над словами части речи, которыми они являются. Буря мглою н .. бо кро .. т, вихр .. сне .. ные крутя деепр … (Деепричастный оборот заранее отмечен, деепричастие обозначено и указано об изучении этой части речи в 7 классе) . Б) 2 ученика. Выписать словосочетания (сущ. + глаг.) – глагольное словосочетание. Ответ: Небо кроет (сущ. + глаг.) – глагольное с/с. (сущ. + прилаг.) – именное словосочетание. Вихри снежные (сущ. + прилаг.) – именное с/с. В) Выполнить разбор слова по составу (разбор № 2) Снежные Г) Выполняют задания по карточкам 2 ч. Карточка № 1. В..сёлые п .. мощники, приш..л п .. раньше, про .. ба посп .. шить, ч у дес(?)ная мес(?)ность. В е сёлые п о мощники, приш ё л п о раньше, про сь ба п о сп е шить, ч у де сн ая мес т ность.
Карточка № 2. Разделить слова на 2 группы, направляя их стрелочками: 1) ь – обозначает мягкость согласного, 2) ь – является разделительным знаком. ель, вьюга, воробьи, листья, пеньки, просьба, серьёзная. Проверка задания с помощью слайда .
Д) Лексическая работа. Работа с толковым словарём (словарь заранее дан ученику, страница заложена, слово помечено). Слово Мгла. - Ребятки, кто из вас знает значение слова «мгла» из нашего предложения?.. А теперь сверимся со словарём…
3. Объяснение нового материала . - Гласных звуков – 6. Букв – 10. Посмотрим на слайд. - Куда же делись я, е, ё, ю? Куда они спрятались? «Хитрые» буквы. - Представим такую ситуацию: Вы укололись о хвою ели и вскрикнули: «Ель!» Нам отчётливо будет слышится в начале слова [ й’э ] ль . Вскрикнем: «Ёж!» … Скажем: «Яма!» … «Юла» … - Н нашем предложении есть буква е в слове кроет. Звучит…

На сладе появляются слова из разобранного предложения

Ель - [ й ’э ] ль, кр о [ й ’э ]т, в ъ [ й ’э ]зд, [ н э ]бо

Ёж - [ й ’о ] ж, сер ь [ й ’о ]зная

Яма - [ й ’а ] ма, лист ь [ й ’а ]

Юла - [ й ’у ] ла, мгл о [ й ’у ], в ь [ й’у ] га, кру[ т ’ а ]


Вывод о двойной роли гласных е, ё, ю, я с помощью таблицы на слайде .
Чтение правила на стр.127. 4. Закрепление материала. 4.1.Выполнение упр. 304. Чтение задания. 3 позиции -3 колонки. Черчу на доске. 1) 2) 3) Задание по рядам. Заполнить первую колонку – 1 ряду, 2 – 2 ряду, 3 – 3 ряду. По 3 слова в каждую колонку. Вывод: Буквы е, ё, ю, я в 1 колонке обозначают 2 звука, во 2 колонке - 1 звук, в 3 - 2 звука. 5. Физкультминутка с заданиями на слайде .

4.2. Самостоятельная работа по заданию на слайде на 5 минут. Подобное задание – упр. 306 даётся на дом для 1, 2 групп.
Через 5 мин. Проверка по слайду .
Среди данных слав оказались и слова, которые мы не смогли записать ни в первую колонку, ни во вторую. Почему согласные не смягчаются? Ответ: В русском языке есть согласные, не имеющие пары по мягкости – твёрдости…

6. Вывод по теме урока с опорой на слайд.

6.1. Закрепление правила.

6.2. Игра «Третий лишний» (записи на слайде ).
- В каждой строчке вам будут даны по 3 слова. Если лишним по количеству звуков в буквах е, ё, ю, я Вы сочтёте слово слева от вас, то поднимете левую руку, если справа – правую руку, если посерединке – примите «позу Наполеона». Ответы: А. Яма, семья, зарядка . Б. юла, крючок , каюта. В. Ёлка, поёт, мёд . Г. Ель, съел, небо .

7. Задание на дом с объяснениями.

Д\з: 1) параграф 61 изучить, правило со стр. 127 выучить.

2) упр. 305 – III гр., 306 – I, II гр.

В оставшееся от урока время учащиеся заменяют одним словом данные на слайде высказывания и выполняют фонетический разбор.

После выполняют домашнее задание.

РЯ 5 У № 64. Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я" ЦЕЛЬ УРОКА:    дать понятие о двойной роли букв Е,Ё,Ю,Я, доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях; продолжить формировать навык транскрибирования; ЗНАТЬ: буквы Е,Ё,Ю,Я могут обозначать 1 или 2 звука. УМЕТЬ: называть звуки, обозначаемые буквами Е,Ё,Ю,Я. Ход урока I. II. Оргмомент. Проверка домашнего задания. А) Устный опрос. ­ Сегодня мы продолжаем работать над темой «Звуки и буквы». Чем отличаются буквы от звуков? Вспомните, какой раздел науки о языке изучает звуки речи? ­ Какие звуки существуют в русском языке? (Гласные и согласные.) ­ Расскажите, на какие группы делятся согласные звуки? (Устные ответы учащихся) (В это время 2 ученика работают на магнитной доске со словами на отдельных листочках: распределяют по алфавиту): 1. Гирлянда, ёлка, ель, рождество, снег, снежинка. 2. Буран, буря, вьюга, метель, мороз, позёмка. ­ Сколько всего гласных букв?(10) ­ Сколько всего гласных звуков? (6) ­ Чтобы запомнить эту цифру, нужно вспомнить сколько частей света: Европа, Азия, Африка, Австралия, Америка, Антарктида. Их тоже 6. ­ Почему так происходит: гласных букв 10, а звуков ­ 6? (Потому что некоторые буквы на письме могут обозначать 1 или 2 звука) ­ А всегда ли количество букв в слове совпадает с количеством звуков? (Нет). Почему? Учитель: Ведь Ъ и Ь знаки звуков не обозначают, и непроизносимые согласные тоже звуков не обозначают, а некоторые буквы обозначают 2 звука. Б) Выполните следующее задание: определите в данных словах, сколько букв и сколько звуков: Пеньки (6б, 5зв.), рожь (4б., 3зв.), солнце (6б., 5зв.). 1 III. Объяснение нового материала. 1. Учитель: В начальной школе вы, ребята, лишь слегка касались темы «Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я». Сегодня на уроке мы расширим знания по данной теме (сказать цель под №1). Мы с вами глубже познакомимся с двойной ролью данных букв; выясним, почему одни и те же буквы могут обозначать один звук и два звука; научимся называть звуки, обозначаемые буквами Е, Ё, Ю, Я. 2. Открываем тетради, записываем число и тему урока. 3. Орфографический диктант Ярко сия...т Пушистый сне.. Н..вогодняя ёлка Гла..кий съе.. Тёплые варе..ки 4. Фонетический разбор слова «снег». 1 ученик у доски делает разбор. 5. Орфоэпическая работа. ­Сегодня на уроке мы возьмём словарное слово ЯИЧНИЦА. ­Обратите внимание, что произносится оно по другому "яи(ш)ница"! ­Лексическое значение этого слова? (Приготовленное из яиц блюдо.) ­Составляем словосочетание. ­Возьмём одно из предложенных ­ вкусная яичница! ­Разберём словосочетание (главное и зависимое слово, вопрос) ­Какое это словосочетание? (Именное) ­А какие ещё бывают словосочетания? (Глагольные) ­Что такое словосочетания? (Два слова, связанные по смыслу и грамматически) ­В этих словах спрятались орфограммы. Какие? (Непроизносимая согласная в корне слова, ЧК,ЧН без Ь знака) 6. Синтаксический разбор. Следующее задание: записать предложение и разобрать под цифрой 4. ­Как называется этот разбор? (Синтаксический) сущ. гл. прил сущ. Мама приготовила вкусную яичницу. (Повеств., невоскл., прост., распр.) ­На какие вопросы отвечает обстоятельство? ­Чем является в предложении дополнение? 2 ­Как подчёркивается определение? ­Посмотрите на доску. Работаем с первым столбиком. Записываем слова и транскрибируем их. К доске. Мера[м`эра] Полёт[пал`от] Клюв [кл`уф] Сяду [с`аду] ­Проследите и скажите, где стоят буквы Е,Ё,Ю,Я (после согласных) ­Сколько звуков они обозначают?(1) ­После каких согласных они стоят? (После мягких) ­Решите эту пропорцию, записав её в тетради. ­Что вы вставили вместо вопросительного знака? (Я=Ю=Ё=Е) `А `У `О `Э ­Почему? ­Подведём итог: так когда буквы Е,Ё,Ю.Я обозначают 1 звук? (обозначают 1 звук, когда стоят после мягких согласных) ­Ребята, ещё раз прочитайте и запомните 1 вывод. ­Работаем со следующим столбиком. К доске::: Ем [й`эм] Ёлка [й`олка ] Юг [й`ук ] Ясный [й`асный` ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (В начале слова) ­Сколько звуков они обозначают? (2) ­Какие звуки? (ЙА,ЙО,ЙЭ,ЙУ) ­С какого слова мы начали сегодняшний урок? (яичница) ­Подходит оно под наше правило (Да) 3 ­Сколько звуков обозначает буква Я и почему? (2 и стоит в начале слова) ­Подведите итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят в начале слова, то обозначают 2 звука. ­Записываем следующий столбик: Боец [бай`эц ] Приём [пр`ий`ом ] Каюта [ кай`ута ] Стоят [стай`ат ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я? (После гласной) ­Сколько звуков обозначают? (2) ­Подведём итог этой работе: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после гласной, то обозначают 2 звука. ­Записываем следующий столбик: отъезд [атй`эст ] съёмка [сй`омка ] вьюга [в `й`уга ] обезьяна [аб`из`й`ана ] ­Где стоят в словах этого столбика буквы Е,Ё,Ю,Я (После Ъ или Ь знаков) ­Сколько звуков они обозначают? (2) ­Подведём итог этому исследованию: если буквы Е,Ё,Ю,Я стоят после Ь или Ъ знака, то они обозначают 2 звука. ­Ещё раз обратите внимание на слайд: сколько букв там отображается ­ 4, а сколько звуков они дают­ 2. ­А при каких условиях, кто может сказать? (В начале, после мягкой согласной и после Ь и Ъ знака) ­Ещё раз внимательно посмотрите, и скажите всё ли в порядке в транскрипции? (Не хватает запятой после Й) ­А зачем она нужна? (Для обозначения мягкости, Й всегда мягкий) ­Кто может сделать вывод? Так когда буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука? Таблица "Двойная роль букв Е,Ё,Ю,Я" Обозначает 1 звук Обозначает 2 звука 4 После мягких согласных (люк) В начале слова (яма) После гласных(баян) После Ъ и Ь(съел, вьюга) IV.Закрепление материала. 1. Выборочный диктант. ­Запишите слова в 2 столбика: 1 звук и 2 звука ВЬЮН, ЕДА, СЪЁМКА, РЮМКА, ПОЛЕТ, ЁЖ, ПОЕЗД, ПЬЁТ, ЧЕСТЬ. или слайды с изображениями животных ­Но у этих букв есть ещё одна роль­ Возьмём слово. Что происходит с согласной буквой Р­ стала мягкой, а если поменяем букву на А­ станет твёрдой. ­Следовательно, эти буквы смягчают впереди стоящий согласный. ­Можно ещё привести примеры. Вывод: какая роль у этих букв? Физкультминутка 2. ­ Наклон вправо, если обозн. мягкость, влево, если 2 звука. ­ ягода, реки, ель, пена, юла, люди, рябина, ёмкость, клён. 3.Комплексный анализ текста. Текст и задания у учащихся на столах. См. Приложение 1. 4. Тест по теме «Фонетика». См. Приложение 2. 2. Упражнение – загадки. Задание: отгадайте слово, запишите его, подчеркните орфограмму, определите, сколько букв и звуков в словах. 5 А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд) Б) В каких словах встречается буква­колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка) В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна) Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг) Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь). V.Итог урока ­С какой темой мы сегодня познакомились? ­Сколько выводов сделали (3) ­Какую роль играют эти буквы (смягчают и дают 2 звука) ­При каких условиях обозначают 2 звука? ­При каких условиях 1 звук? VI.Домашнее задание. ­ Отгадайте загадки, а отгадки запишите в И.п. ед.ч. в столбик. Сделайте фонетический разбор слов. 1. Распустила алый хвост, Улетела в стаю звезд. Наш народ построил эту Межпланетную … (ракету) 1. Ясными ночками Гуляет мама с дочками. Дочкам не твердит она: «Спать ложитесь, поздно!» Потому что мать – луна, А дочурки ­ … (звёзды) 1. Если б не было его, 6 Не сказал бы ничего. (язык) 1. Что же это за девица: Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьет, А в иголках круглый год. (ёлка) Приложение 1 Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился. Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из­за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике. (В. Драгунский) Задания:  Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________  Озаглавьте текст.__________________________________________________________________  Какая основная мысль текста?_______________________________________________________ _________________________________________________________________________________ К какому стилю речи можно отнести этот текст?_______________________________________ Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.    Приложение 1 Один раз я пош…л на ёлку в парк Сокольники. В парке стояли сделанные из снега большие фигуры красивые кони ужас…ные драконы. Мне это было очень интерес …но, потому что я умею лепить. Я оторват…ся не мог от этой снежной красоты и не заметил, что ушёл д…леко от людей и заблудился. Я долго б…жал по парку, начал уставать, тревожит…ся. Вдруг из­за кр..вой сосны на тр…пу выскочил медведь. Я схватил л…дышку, что лежала рядом, и метнул в него. 7 Медведь остановился обернулся. И вдруг человеческим голосом сказал, чтобы я перестал хулиганить. Это был артист, который выступал в парке на праз…нике. (В. Драгунский) Задания:  Прочитайте. Докажите, что перед вами текст. _________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________  Озаглавьте текст.__________________________________________________________________  Какая основная мысль текста?_______________________________________________________ _________________________________________________________________________________ К какому стилю речи можно отнести этот текст?_______________________________________ Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания. Подчеркните слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука.    Приложение 2 Тест по теме «Фонетика». I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: 1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд. II. Какие из указанных букв названы неверно: 1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ». III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв: 1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта. IV. Какие из данных согласных являются звонкими: 1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в. V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю. Какие из данных слов отступают от данного правила: 1) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри. Приложение 2 Тест по теме «Фонетика». 8 I. Укажите слова, где буквы ё, е, ю, я обозначают два звука: 1) мера; 2) вьюга; 3) метель; 4) ёж; 5) мёд; 6) Яша; 7) ряд. II. Какие из указанных букв названы неверно: 1) п «пэ»; 2) х «хэ»; 3) ж «жэ»; 4) н «нэ»; 5) д «дэ»; 6) к «кэ». III. Укажите слова, в которых звуков столько же, сколько букв: 1) семя; 2) вьюга; 3) люк; 4) полёт; 5) каюта. IV. Какие из данных согласных являются звонкими: 1) ц; 2) з; 3) р; 4) х; 5) в. V. После ж, ш, ч, щ пишутся и, у, а, но не пишутся ы, я, ю. Какие из данных слов отступают от данного правила: 2) брош…ра; 2) сч…стье; 3) ч…до; 4) ч…ща; 5) ж…ри. 9

I. Буквы е, ё, ю, я могут обозначать сочетания звуков

й + о; й + у; й + а.

II. Эти же буквы е, ё, ю, я после согласной буквы обозначают один гласный звук э, о, у, а и мягкость предыдущего согласного.

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука:

1. Если они стоят в начале слова.

яблоко юла

2. Если они стоят после гласной буквы.

поём каюта

3. Если они стоят после разделительного
Ъ или Ь.

съёмка семья

Вывод:

Буквы е, ё, ю, я в начале слова, после гласной и после разделительных Ъ и Ь обозначают 2 звука – й э, й у, й о, й а.

Буквы е, ё, ю, я после согласной обозначают один гласный звук э, о, у, а и мягкость предыдущего согласного.

Звуков ю, я, е, ё нет, есть у, а, э, о.

Слог – это часть слова, произносимая одним выдыханием, толчком.

Ударение – это произнесение какого-либо слога с наибольшей силой голоса. яблоко, день.

У русского ударения разноместный характер.

Фонетический разбор слова – это характеристика в слове звуков речи.

Порядок фонетического разбора.

1. Слоги, ударение.

2. Гласные звуки: ударные и безударные; какими буквами обозначены.

3. Согласные звуки: звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, какими буквами обозначены.

4. Количество звуков и букв.

Широка страна моя родная.

род-ная 2 слога родная – 6 букв, 7 звуков.

р – р – согласный, звонкий, твёрдый

о – а – гласный звук, безударный

д – д – согласный, звонкий, твёрдый

н – н – согласный, звонкий, твёрдый

а – а – гласный, ударный

я – й – согласный, звонкий, мягкий

а – гласный, безударный.

дрожжи – 6 букв, 5 звуков, т.к. 2 буквы ж – один долгий звук ж.

длинный – 7 букв, 6 звуков, т.к. 2 буквы н образуют один долгий звук н.

смеётся – сме-ёт-ся, 3 слога, 7 букв, 7 звуков.

м – м – согласн., звонк., мягкий

е – и – гласн., безуд.

ё – и – гласн., безуд.

о – гласн., ударн.

с ц – согласн., твёрд., глух.

я а – гласн., безударн.

устный уст-ный, 2 слога, 6 букв, 5 звуков.

у – у – гласн., ударн.

с – с – согласн., глух., твёрд.

н – н – согласн., звонк., твёрд.

ы – ы –гласн., безуд.

й – й – согласн., мягк., звонк.

40. Лексика – это словарный состав того или иного языка, то есть слова языка.

Лексикология – это раздел науки о языке, в которых изучается лексика.

Слово – это основная единица языка, которая изучается в лексикологии.

Звуки, слово, предложение – это основные единицы языка. Слова служат в языке для названия предметов, действий, количества, признаков предмета.

Лексикон – это запас слов и выражений у одного и того же человека.

Лексическое значение слова – это его смысл, значение, это то, что слово обозначает.


У слова есть 2 значения: лексическое и грамматическое.

Полисимия – это многозначность слова.

Однозначные слова – это такие слова, у которых одно лексическое значение.

Многозначные слова – это такие слова, у которых несколько лексических значений. Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия в чём-либо сходные.

Различия между однозначными и многозначными словами

1. Однозначное слово называет один предмет (признак, действие), а многозначное несколько.

2. У однозначного слова одно лексическое значение, а у многозначного – несколько лексических значений.

Двойная роль букв Е, Ё, Ю, Я

Узнаем, чем отличаются от других гласных буквы е, ё, ю, я.

Для начала посмотрите на транскрипцию и определите, какие перед вами слова.

Если внимательно посмотреть на запись данных слов (ель, лес, бельё, мёд, полью, блюдо, якорь, мясо), то можно заметить, что в них присутствуют буквы е, ё, ю или я. Но соответствуют они разным звукам! Почему?

Все дело в том, что в повседневной жизни мы регулярно сталкиваемся с различными фонетическими процессами, происходящими в языке. Один из них - позиционное чередование звуков, т.е. такое чередование (замена), которое зависит от места (позиции) звука в слове. Буква - это специальный знак, который используется для обозначения звука на письме, ведь звук можно только слышать или произносить. Звуков в русском языке значительно больше, чем букв. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторым буквам «приходится» обозначать несколько звуков. Так произошло и с буквами Е, Ё, Ю, Я.

Чтобы разобраться, в каких случаях эти гласные обозначают один звук, а в каких два, проделаем следующую работу. Произнесём слова и проанализируем положение в них интересующих нас гласных.

Итак. М[э]ра, пол[о]т, кл[у]в, с[я]ду. Во всех этих словах буквы е, ё, ю, я обозначают один звук, стоят они после мягких согласных.

Теперь разберем следующие примеры: [йэ]м, [йо]лка, [йу]г, [йа]щер. Здесь гласные используются для обозначения двух звуков ([йэ], [йо], [йу], [йа]), а стоят в абсолютном начале слова.

Еще группа слов: бо[йэ]ц, при[йо]м, ка[йу]та, сто[йа]т. В данных словах буквы е, ё, ю, я также обозначают два звука, но находятся уже после другой гласной буквы.

И ещё примеры: отъ[йэ]зд, съ[йо]мка, вь[йу]га, обезь[йа]на. Гласные буквы е, ё, ю, я снова обозначают два звука, а в слове они стоят после ъ или ь.

Теперь, думаю, вы без труда сможете сформулировать правило:

Буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они находятся в начале слова, после любой другой гласной или после твердого и мягкого знаков. Один звук эти буквы обозначают, если стоят после согласного и указывают на его мягкость.

Звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я, называют йотированными, потому что в их образовании участвует звук й или йот. В транскрипции он обозначается так [й], а иногда так [j].

Изучая раздел «Фонетика», мы можем убедиться ещё раз, насколько богат, разнообразен и удивительно красив русский язык. Но русский язык считается и одним из самых сложных в мире. Одной из трудностей нашего языка является то, что многие слова в нем пишутся совсем не так, как слышатся. Заботится о красоте и правильности своей речи необходимо. В противном случае можно попасть в такую нелепую ситуацию, о которой пишет в своем стихотворении «Грустные вести» поэт Александр Шибаев:

Список использованной литературы:

  1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Русский язык. Учебник для 5 класса. – М.: Просвещение, 2008-2012.
  2. Стронская И.М. Справочник по русскому языку для учащихся 5-9 классов. – СПБ.: ИД «Литература», 2012.
  3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа.
  4. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: Кн.для учащихся / Под ред. Л.П.Крысина – М.: Просвещение, 1995.
  5. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. – Ярославль: Академия развития, 1998.
  6. Голуб И.Б., Кохтев Н.Н., Розенталь Д.Э. Русский язык. Звуки, буквы, слова / Книга о языке для любознательных.- М.: «МИЧ» при участии АО «СТОЛЕТИЕ»,1998.
  7. Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: Вако, 2013.
  8. Васильевых И.П. Уроки русского языка к учебнику С.И.Львовой. Пособие для учителя. – М., 2013.
  9. Сычугова Л.П. Конспекты уроков для учителя русского языка. 5 класс. – Владос, 2004.
  10. Грибанская Е., Новикова Л. Контрольные и проверочные работы по русскому языку к учебнику «Русский язык. 5 класс». Учебно-практическое пособие. – Л.: Экзамен, 2004.
  11. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. Книга для учителя – Генжер, 2000.
  12. И.Б. Голуб, Д.Э. Розенталь. «Секреты хорошей речи». - М.: Междунар. отношения, 1993.

Цель: дать понятие о двойной роли букв Е, Ё, Ю, Я; доказать, что в некоторых позициях эти буквы могут обозначать 2 звука.

Педагогическая инструментовка: карточки-орфограммы, таблица, учебник, рабочие тетради учащихся.

Ход урока

I . Организационный момент - 2 мин.

II . Орфографическая пятиминутка - 5 мин. Работа с карточками-орфограммами.

III . «Минуты разминки» (фронтальный интерактивный метод).Мимолётный срез знания.

- Какой раздел языка мы изучаем?

С какого языка к нам пришёл этот термин?

(от греч. Фоне - звук.)

Как называется минимальная единица языка?

В чём различие между буквами и звуками?

Какой раздел языка изучает начертание букв и их виды?

Что такое алфавит?

Сколько букв в русском алфавите?

Чего больше в языке букв или звуков?

При помощи чего мы обозначаем мягкость согласных на письме?

Мягкость какого согласного перед другими согласными всегда обозначается при помощи мягкого знака?

В каких сочетаниях мягкий знак для обозначения мягкости не пишется? Почему?

Сколько гласных звуков в русском языке? Сколько гласных букв? (10)

Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о богатых буквах в русском языке. Это буквы Е, Ё, Ю, Я.

Раскройте тетради запишите сегодняшнее число, классная работа, тему урока.

IV .Объяснение нового материала

«Богатство» этих звуковв том, что они могут играть двойную роль. Целью нашего урокаи будет ознакомление с двойной ролью этих букв, научиться распознавать эти роли. Первая нам уже известна, и сейчас мы её ещё раз вспомним. Давайте запишем в столбик следующие слова: днём, рядом, люди, лес.

Где стоят буквы Е, Ё, Ю, Я в словах данного столбика? (После согласных). Сколько и какие звуки они обозначают?Какую роль они выполняют? (Смягчают стоящий перед ними согласный)

Вывод: Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 1 звук, если стоят после мягких согласных, и это их первая роль.

Из упр. 304 найдите столбик со словами, где эти буквыиграют эту роль.

Ребята, вторая роль этих букв - умение обозначать сразу два звука, в строго определённых позициях. Сейчас мы узнаем, в каких. Для этого мы запишем слова из 2-го столбика. Где стоят в словах данного столбика наши буквы?(В начале слова.) Сколько и какие звуки они обозначают?

Вывод: Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают 2 звука в начале слова.

Вывод: После гласной.

Вывод: после ъ и ь знаков.

Таким образом, ребята, давайте сделаем вывод, в каких трёх позициях буквы е, ё, ю, я обозначают 2 звука (вывешиваю таблицу).

А сейчас мы поиграем, разомнёмся и заодно потренируемся.

Игра-разминка: ведущий произносит слова, в которых есть гласные Е, Ё, Ю,Я. Если гласный обозначает 2 звука, то дети подымают вверх две руки, а если 1 звук, то правую руку.

Юнгахлеб

Барьерлюстра

Ружьёпень

Баянклюква

Вьюгасвёкла

Маятникпамять

Каютаозеро

Молодцы, достаточно. Садимся и продолжаем работать.

Выполняем упражнение 305.Прочитаем задание.

Письмо – [п*ис* мо]-6 б. 5 зв.; мысль [мы сл*] -5 б. 4 зв.;

Возьмём [ваз*м*ом] – 7б. 6 зв.; восьмой [вас*мой*] -7 б. 6 зв.; баян [бай*ан] – 4 б. 5 зв.; юг [й*УК] – 2 б. 3 зв.; еда [й*эда] – 3 б. 4 зв.; ёлка [й*олка] – 4 б. 5зв.; честный [ч*эсный*]– 7 б. 6 зв.; праздник [ празн*ик] – 8б. 7 зв.

Выборочно-распределительный диктант (по вариантам).

1 вариант выписывает слова, где буквы е, ё, ю, я обозначают 1 звук, а 2 вариант – 2 звука.

Лень, ёжик, юбка, парашют, вьётся, люлька, споём, листья, село, жесть, ёлка, вёл.

1 2

Леньёжик

Парашютюбка

Люлькаспоём

Селолистья

Жестьёлка

Вёлпоезд

Орфографическая работа со словами, записанными на доске.

Театр, какао, каёмка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, пианино, каучук, кричать, весь, просьба. (Задание выполняется по рядам или коллективно.)

1) Выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков.

Кричать (7 б. 6 зв.), весь (4 б. 3 зв.), просьба (7 б. 6 зв);

2) Выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.Каёмка (6 б. 7 зв.), союз (4 б. 5 зв.), струя (5 б. 6 зв.), боец (4 б. 5 зв.),;

3) Найдите и запишите слова, в которых рядом 2 гласных звука.Театр, какао, шпион, дуэт, пианино, каучук.

Помните! Звук [ й ] согласный!

Итак, мы сегодня на уроке познакомились с богатыми буквами. В чём их богатство? Сколько ролей могут играть эти буквы? В каких позициях они обозначают 2 звука?

Оценка деятельности за урок и домашнее задание.

Параграф 61, упр. 306.

Примечание. Игра третий лишний. Найди в каждой группе лишнее слово. По какому признаку оно оказалось лишним?

Месяц, перец, посёлок , семья

Ящерица, яблоко, ясень, тяжесть .

Юля, юрта, каюта, жюри. Салют, брошюра, земля, ягода.



gastroguru © 2017