Индекс активности повседневной жизни (BI) Бартел. Шкала Бартела: описание, особенности и применение Подьем по лестнице

1

Одна из самых популярных шкал среди врачей-неврологов и реабилитологов для оценки активности повседневной жизнедеятельности - индекс активности повседневной жизнедеятельности Бартела (Barthel Activities of Daily Living (ADL) Index).

D. Wade рекомендует эту шкалу в качестве лучшего инструмента для оценки независимости в повседневной жизни. Индекс Бартела был предложен Dorothea Barthel и начал использоваться с 1955 г. В Monteblo State Hospital в Балтиморе: все больные, получавшие реабилитационную помощь в указанном госпитале, обязательно оценивались с помощью данного индекса. В дальнейших исследованиях было показано, что Индекс Бартела наиболее эффективен для пациентов с параличами. Изучалась и доказана высокая надежность теста (тест-ретестовая, межрейтинговая), а также его чувствительность: динамика оценки в 4 и более баллов (в случаях, когда максимальным баллом является 20) может считаться существенной, тогда как изменение оценки менее чем на 4 балла возникает чаще в связи с ошибкой измерения. Тест прост, понятен, заполнение опросника требует обычно не более нескольких минут, может выполняться путем расспроса больного или при непосредственном контакте с ним или по телефону, а также путем наблюдения за пациентом.

Индекс Бартела охватывает 10 пунктов, относящихся к сфере самообслуживания и мобильности. Оценка уровня повседневной активности производится по сумме баллов, определенных у больного по каждому из разделов теста.

При заполнении индекса Бартела необходимо придерживаться следующих правил:

2. Основная цель тестирования - установить степень независимости от любой помощи, физической или вербальной, как бы ни была помощь незначительна и какими причинами не вызывалась.

3. Необходимость присмотра означает, что больной не относится к категории тех, кто не нуждается в помощи (больной не независим).

4. Уровень функционирования определяется наиболее оптимальным для конкретной ситуации путем расспроса больного, его друзей/родственников, однако важны непосредственное наблюдение и здравый смысл. Прямое тестирование не требуется.

5. Обычно оценивается функционирование больного в период предшествовавших 24-48 часов, однако иногда обоснован и более продолжительный период оценки.

Суммарный балл - 100. Показатели от 0 до 20 баллов соответствует полной зависимости, от 21 до 60 баллов - выраженной зависимости, от 61 до 90 баллов - умеренной, от 91 до 99 баллов - легкой зависимости в повседневной жизни.

Нами было обследовано 200 пациентов перенесших церебральный инсульт. Всем больным была проведена оценка активности повседневной жизнедеятельности при помощи шкалы Бартела. В результате нашего исследования подтверждена высокая предсказательная валидность этого теста в отношении длительности и исходов реабилитации этих больных. Использование индекса активности повседневной жизнедеятельности Бартела позволило эффективно контролировать в динамике и корригировать проводимое восстановительное лечение.

Библиографическая ссылка

Королев А.А., Суслова Г.А. ПРИМЕНЕНИЕ ИНДЕКСА БАРТЕЛА ДЛЯ ОЦЕНКИ ПОСТИНСУЛЬТНЫХ БОЛЬНЫХ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ // Успехи современного естествознания. – 2010. – № 12. – С. 58-59;
URL: http://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=15437 (дата обращения: 04.08.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Как понять, стоит ли забирать своего пожилого родителя к себе? Как узнать, сколько раз нужно приезжать и помогать ему по дому (или на какое время нанимать ему помощника)? Для этого разработана шкала Бартела. Там прописаны четкие критерии, определяющие, насколько человек может сам себя обслуживать.

Кто работает со шкалой Бартела

Шкала представляет собой несколько вопросов, на которые может ответить любой человек, наблюдая за своим родственником в течение дня. Но ею пользуются и специалисты:

  • невропатологи;
  • другие врачи, которые занимаются лечением того заболевания, которое привело к инвалидности.

Когда нужна диагностика по шкале

Если вашему родителю лечение уже проводится в максимально полном объеме – на дому, и вы с ним живете, да еще и дома кто-то постоянно есть, эта шкала вам не нужна. Она необходима в таких случаях:

  1. Если нужно проводить реабилитацию в стационаре – после перенесенных:
    • травмы или опухоли спинного мозга;
    • тяжелой черепно-мозговой травмы;
    • опухоли головного мозга;
    • операции на головном мозге, позвоночнике, суставах, сердце, легких, кишечнике.

В этом случае оценку по шкале Бартела проводят в стационаре, где проводилось лечение. Делают это через 2-3 недели от начала заболевания.

Да, это делают врачи, и больных или их родственников об этом не оповещают. Но о такой оценке обязательно нужно знать и вам, если вдруг родителя выписали и дали единственную рекомендацию: «Наблюдение врача по месту жительства». Тогда, просчитав баллы по шкале Бартела, вы сами можете настаивать на дальнейшем проведении реабилитации – в многопрофильном стационаре, реабилитационном центре, национальном или республиканском центре.

Обратите внимание! Реабилитацию не всегда можно проходить: к ней имеются противопоказания. Стационарный этап реабилитации может проводиться в течение первых 12 месяцев.
  1. Если нужно приглашать социального работника или сиделку .

В первом случае на дом приходит комиссия из нескольких врачей. Они оценивают, как человек выполняет элементарную деятельность (по шкале Бартела) и объем выполнения сложных действий – по шкале Лаутона.

  1. Если родственник получает лечение – для оценки его эффективности.

В этом случае оценка по шкале Бартела выполняется лечащим врачом – на дому или в стационаре.

  1. Если произошло ухудшение состояния – без видимой причины.

Имея перед глазами эту шкалу, вы можете оценить, что родственнику стало хуже, и вызвать врача.

Оценка по шкале

Шкала Бартела состоит из 10 вопросов. На каждый из них можно ответить «нуждаюсь» или «не нуждаюсь». Некоторые предполагают дополнительный ответ – «частично нуждаюсь».

Ответу на каждый вопрос присваивается определенное количество баллов. Оценка проводится по сумме баллов.


Ответьте на вопросы и просуммируйте баллы

Трактовка результатов

Расшифровываем ответы:

0-20 баллов – полная зависимость от посторонних. Человеку нужно помогать во всех повседневных действиях. При отсутствии у него деменции уходу за ним нужно уделять минимум 5 часов в сутки.

21-60 баллов – выраженная зависимость от посторонней помощи. Помогать нужно, как минимум, трижды в день – для приема, приготовления пищи и передвижения. На это необходимо затрачивать 3 часа в день. Плюс к этому нужно помогать по хозяйству – 3-4 раза в неделю, по 2-3 часа каждый раз.

61-90 баллов – умеренная зависимость. Такому человеку нужно помогать, как минимум, в двух процессах (смотрите по шкале – где стоят «0»). Это можно делать однократно в течение дня, что по времени займет не менее 90 минут в сутки. Несколько раз в течение недели необходимо также осуществлять помощь по хозяйству. Это займет еще 2-3 часа каждый раз.

91-98 баллов – слабая зависимость от помощи окружающих. Это означает, что нужно приехать и помочь 1-2 раза в течение недели, проконтролировать купленные продукты и наличие готовой пищи в холодильнике.

99-100 баллов – в помощи окружающих не нуждается.

Если речь идет о реабилитации после инсульта и других заболеваниях, перечисленных выше, то одним из показаний является 30-60 баллов по шкале Бартела. А об эффективности восстановительных мероприятий говорят, если к предыдущей отметке прибавилось от 5 до 10 баллов.

Чтобы составить полную картину о том, какие именно действия нужно помогать выполнять, нужно оценить выполнение человеком сложных действий. Для этого суммируются баллы по шкале Бартела и по шкале Лаутона.

Последняя включает оценку способностей:

  • пользования телефоном;
  • совершения бытовых покупок в магазине;
  • передвижения на транспорте, в такси;
  • готовки;
  • рукоделия;
  • ведения домашнего хозяйства;
  • стирать;
  • самостоятельно помнить о препаратах и принимать их;
  • распоряжаться собственными финансами.

Теперь вы знаете, что определить потребность пожилого родственника в помощи можно не «на глаз», а вполне точно.

Dorothea W. Barthel (1911-2003)

Син.: индекс повседневной активности; индекс активностей повседневной жизни; индекс независимости в сфере повседневной жизни; англ. – ADL Index .

Одна из самых популярных шкал среди врачей-неврологов и реабилитологов для оценки активности повседневной жизнедеятельности. Многие специалисты считают её лучшим инструментом для оценки независимости в повседневной жизни.

В многочисленных исследованиях было показано, что индекс Бартел наиболее эффективен для пациентов с параличами. Подтверждена высокая предсказательная валидность этого теста в отношении предполагаемой длительности и исходов реабилитации этих больных. Изучалась и доказана высокая надежность теста (тест-ретестовая, межрейтинговая), а также его чувствительность: динамика оценки в 4 и более баллов (в случаях, когда максимальным баллом является 20) может считаться существенной, тогда как изменение оценки менее чем на 4 балла возникает чаще в связи с ошибкой измерения. Однако тест имеет эффект «пола» и «потолка» (впрочем, как и любые другие индексы повседневной активности (ADL) и нечувствителен к небольшим изменениям в состоянии больных.

Тест прост, понятен, заполнение опросника требует обычно не более нескольких минут, может выполняться путем расспроса больного или при непосредственном контакте с ним или по телефону, а также путем наблюдения за пациентом.

Индекс Бартела охватывает 10 пунктов, относящихся к сфере самообслуживания и мобильности. Оценка уровня повседневной активности производится по сумме баллов, определенных у больного по каждому из разделов теста.

Методика выполнения . При заполнении индекса Бартела необходимо придерживаться следующих правил:

2. Основная цель тестирования – установить степень независимости от любой помощи, физической или вербальной, как бы ни была помощь незначительна и какими причинами не вызывалась.

3. Необходимость присмотра означает, что больной не относится к категории тех, кто не нуждается в помощи (больной не независим).

4. Уровень функционирования определяется наиболее оптимальным для конкретной ситуации путем расспроса больного, его друзей/родственников, однако важны непосредственное наблюдение и здравый смысл. Прямое тестирование не требуется.

5. Обычно оценивается функционирование больного в период предшествовавших 24-48 часов, однако иногда обоснован и более продолжительный период оценки.

Подсчёт баллов .

Контроль дефекации

0 – недержание (или нуждается в применении клизмы, которую ставит ухаживающее лицо)

5 – случайные инциденты (не чаще 1 раза в неделю), либо требуется помощь при использовании клизмы, свеч

10 – полный контроль дефекации, при необходимости может использовать клизму или свечи, не нуждается в помощи

Контроль мочеиспускания

0 – недержание, или используется катетер, управлять которым сам больной не может

5 – случайные инциденты (максимум 1 раз за 24 часа)

10 – полный контроль мочеиспускания (в том числе те случаи катетеризации мочевого пузыря, когда больной самостоятельно управляется с катетером)

Персональная гигиена (чистка зубов, манипуляции с зубными протезами, причёсывание, бритьё, умывание лица)

0 – нуждается в помощи при выполнении процедур личной гигиены

5 – независимость при умывании лица, причёсывании, чистке зубов, бритье (орудия для этого обеспечиваются)

Посещение туалета (перемещение в туалете, раздевание, очищение кожных покровов, одевание, выход из туалета)

0 – полностью зависим от помощи окружающих

5 – нуждается в некоторой помощи, однако часть действий, в том числе гигиенические процедуры, может выполнять самостоятельно

10 – не нуждается в помощи (при перемещении, снятии и одевании одежды, выполнении гигиенических процедур)

Приём пищи

0 – полностью зависим от помощи окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью)

5 – частично нуждается в помощи, например, при разрезании пищи, намазывании масла на хлеб и т.д., при этом принимает пищу самостоятельно

10 – не нуждается в помощи (способен есть любую нормальную пищу, не только мягкую; самостоятельно пользуется всеми необходимыми столовыми приборами; пища приготавливается и сервируется другими лицами, но не разрезается)

Перемещение (с кровати на стул и обратно)

0 – перемещение невозможно, не способен сидеть (удерживать равновесие), для поднятия с постели требуется помощь двух человек

5 – при вставании с постели требуется значительная физическая помощь (одного сильного/обученного лица или двух обычных лиц)

10 – может самостоятельно сидеть в постели, при вставании с постели требуется незначительная помощь (физическая, одного лица) или требуется присмотр, вербальная помощь

15 – не нуждается в помощи

Мобильность (перемещения в пределах дома/палаты и вне дома; могут использоваться вспомогательные средства)

0 – не способен к передвижению

5 – может передвигаться с помощью инвалидной коляски, в том числе огибать углы и пользоваться дверями

10 – может ходить с помощью одного лица (физическая поддержка либо присмотр и моральная поддержка)

15 – не нуждается в помощи (но может использовать вспомогательные средства, например, трость)

Одевание

0 – полностью зависим от помощи окружающим

5 – частично нуждается в помощи (например, при застёгивании пуговиц, кнопок и т.п.), но более половины действий выполняет самостоятельно, некоторые виды одежды может одевать полностью самостоятельно, затрачивая на это разумное количество времени.

10 – не нуждается в помощи, в том числе при застёгивании пуговиц, кнопок, завязывании шнурков и т.п., может выбирать и надевать любую одежду

Подъём по лестнице

0 – не способен подниматься по лестнице, даже с поддержкой

5 – нуждается в присмотре или физической поддержке

10 – не нуждается в помощи (может использовать вспомогательные средства)

Приём ванны

0 – нуждается в помощи

5 – принимает ванну (входит и выходит из неё, моется) без посторонней помощи и присмотра, или моется под душем, не требуя присмотра и помощи

Интерпретация результатов . Суммарный балл – 100. Показатели от 0 до 20 баллов соответствует полной зависимости, от 21 до 60 баллов – выраженной зависимости, от 61 до 90 баллов – умеренной, от 91 до 99 баллов – лёгкой зависимости в повседневной жизни.

Предложен американским физиотерапевтом и реабилитологом Доротеей Бартел и начал использоваться с 1955г. в госпитале Monteblo State Hospital в г.Балтимор, США: все больные, получавшие в нём реабилитационную помощь, обязательно оценивались с помощью данного индекса. Работа Д.Бартел, в соавторстве с Florence I. Mahoney, была опубликована в 1965г. (Mahoney F.I., Barthel D. Functional evaluation: the Barthel Index // Maryland State Medical Journal, 1965. – Vol.14. – P.56-61 ).

Индекс Бартела был предложен Dorothea Barthel и начал использоваться с 1955 г. Изучалась и доказана высокая надежность теста (тест-ретестовая, межрейтинговая), а также его чувствительность: динамика оценки в 4 и более баллов (в случаях, когда максимальным баллом является 20) может считаться существенной, тогда как изменение оценки менее чем на 4 балла возникает чаще в связи с ошибкой измерения. Индекс Бартела включает 10 пунктов, относящихся к сфере самообслуживания и мобильности. Оценка уровня повседневной активности производится по сумме баллов, определенных у больного по каждому из разделов теста.

При заполнении индекса Бартела необходимо придерживаться следующих правил:

  1. Индекс отражает реальные действия больного, а не предполагаемые.
  2. Необходимость присмотра означает, что больной не относится к категории тех, кто не нуждается в помощи (больной не независим).
  3. Уровень функционирования определяется наиболее оптимальным для конкретной ситуации путем расспроса больного, его друзей/родственников, однако важны непосредственное наблюдение и здравый смысл. Прямое тестирование не требуется.
  4. Обычно оценивается функционирование больного в период предшествовавших 24-48 часов, однако иногда обоснован и более продолжительный период оценки.
  5. Средние категории означают, что больной осуществляет более 50% необходимых для выполнения той или иной функции усилий.
  6. Категория «независим» допускает использование вспомогательных средств.
  7. Шкалой удобно пользоваться как для определения изначального уровня активности пациента, так и для проведения мониторинга с целью определения эффективности ухода.

Суммарный балл — 100. Показатели от 0 до 20 баллов соответствует полной зависимости, от 21 до 60 баллов — выраженной зависимости, от 61 до 90 баллов — умеренной, от 91 до 99 баллов — легкой зависимости в повседневной жизни.

Прием пищи

(необходимо кормление с посторонней помощью)

частично нуждается в помощи (например, при разрезании пищи, намазывании масла на хлеб и т.д., при этом принимает пищу самостоятельно)

не нуждается в помощи (способен есть любую нормальную пищу, не только мягкую; самостоятельно пользуется всеми необходимыми столовыми приборами; пища приготавливается и сервируется другими лицами, но не разрезается)

Прием ванны/душа

нуждается в посторонней помощи

принимает ванну (входит и выходит из нее, моется) или моется под душем, не требуя присмотра и помощи

Персональная гигиена

(чистка зубов, манипуляции с зубными протезами, причесывание, бритье, умывание лица)

нуждается в помощи при выполнении процедур личной гигиены

независим при умывании лица, причесывании, чистке зубов, бритье (орудия для этого обеспечиваются)

Одевание и раздевание

полностью зависим от помощи окружающих

частично нуждается в помощи (например, при застегивании пуговиц, кнопок и т.д.), но более половины действий выполняет самостоятельно, некоторые виды одежды может одевать полностью самостоятельно, затрачивая на это разумное количество времени

не нуждается в помощи, в т.ч. при застегивании пуговиц, кнопок, молний, завязывании шнурков и т.д., может выбирать и надевать любую одежду

Контролирование дефекации

недержание (или нуждается в применении клизмы, которую ставит ухаживающее лицо)

случайные инциденты (не чаще одного в неделю) либо требуется помощь при использовании клизмы, свеч

полное контролирование дефекации, при необходимости может использовать клизму или свечи, не нуждается в помощи

Контролирование мочеиспускания

недержание или используется катетер, управлять которым самостоятельно больной не может

случайные инциденты (максимум один раз за 24 часа)

полное контролирование мочеиспускания (в т.ч. те случаи катетеризации мочевого пузыря, когда больной самостоятельно управляется с катетером)

Посещение туалета

(перемещение в туалете, раздевание, очищение кожных покровов, одевание, выход из туалета)

полностью зависим от помощи окружающих

нуждается в некоторой помощи, однако часть действий, в т.ч. гигиенические процедуры, может выполнять самостоятельно

не нуждается в помощи (при перемещениях, снятии и одевании одежды, выполнении гигиенических процедур)

Перемещение

(с кровати на стул и обратно)

перемещение невозможно, не способен сидеть (удерживать равновесие), для поднятия с постели требуется помощь двух человек

при вставании с постели требуется значительная физическая помощь (одного сильного/обученного лица или двух обычных лиц), может самостоятельно сидеть в постели

при вставании с постели требуется незначительная помощь (физическая, одного лица), или требуется присмотр, вербальная помощь

Наблюдается постоянный рост числа тяжелобольных, нуждающихся в длительном медикаментозном лечении, опеке и уходе.

Пожилые люди нуждаются в семье, заботе и поддержке близких, прежде всего в связи с потребностью в общении, взаимопомощи, в связи с необходимостью организации и поддержания жизни. Это объясняется тем, что пожилой человек уже не имеет прежних сил, прежней энергии, не может переносить нагрузки, часто болеет, нуждается в особом питании.

Семья становится основным фактором, сдерживающим суицидное поведение пожилого человека. В ней должно строиться отношения на основе личной ответственности за благополучие всех и каждого, стремления облегчить положение лиц старшего возраста. Характерно, что пожилые люди склонны очень высоко оценивать свои семейные отношения и качество помощи, получаемой ими от семьи.

Необходимо иметь в виду, что сам по себе уход со стороны близких людей вызывает естественную благодарность у беспомощного человека, поддерживая его уверенность в том, что он занимает в семье надлежащее ему место и пользуется любовью и уважением. Однако из средств массовой информации, а чаще всего из практики, мы узнаём и о случаях отказа семьи от ухода за стариками.

Наиболее острой проблемой является полное или частичное отсутствие у человека способности или возможности осуществлять самообслуживание, передвижение, ориентацию, общение, контроль над своим поведением, а также заниматься трудовой деятельностью.

В решении этой проблемы первостепенное значение приобретает совершенствование системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым.

Особенности оказания помощи

Медицинскую помощь пожилые люди получают в многопрофильных лечебно-профилактических учреждениях системы здравоохранения:

1) амбулаторно-поликлинические учреждения;

2) стационарные учреждения;

3) специализированные центры (госпитали) по оказанию медицинской помощи пожилым людям;

4) больницы сестринского ухода.



С 1998 года открыты и созданы новые типы учреждений здравоохранения (Приказ министерстваРФ от 28.07.1999 г. "О совершенствовании организации медицинской помощи гражданам пожилого и старческого возрастов в РФ"):

Ø гериатрические больницы;

Ø гериатрические центры.

С 1995 года в России утверждена новая специальность врач- гериатр.

В каждом регионе имеется базовый гериатрический центр, обеспечивающий организационно-методическое руководство деятельностью медицинских и социально-медицинских учреждений по оказанию гериатрической помощи населению. В амбулаторно-поликлинических учреждениях создаются специализированные отделения медико-социальной помощи для проведения больным старших возрастных групп, особенно инвалидам пожилого возраста, лечебно-реабилитационных мероприятий, в том числе на дому.

ВОЗ выделяет три типа медицинской помощи пожилым:

Ø первичная медико-санитарная помощь, включающая методы и приемы доступные каждому человеку в отдельности и населению в целом, традиционное оказание помощи службами здравоохранения;

Ø первичная медицинская помощь, обеспечиваемая врачом общей практики (не ограничивается только врачебной помощью);

Ø гериатрическая помощь, контролируемая медицинским специалистом в составе комплексной (междисциплинарной) бригады.

Социальное обслуживание пожилых и престарелых осуществляется Центрами социального обслуживания для граждан пожилого возраста.

Центр социального обслуживания для граждан пожилого возраста, включает, как правило, несколько отделений:

Ø Отделение дневного пребывания (рассчитывается не менее чем на 30 пенсионеров). Здесь организовано питание, медицинское и культурное обслуживание. Желательно наличие спец. мастерских или подсобных хозяйств и посильная трудовая деятельность в них пенсионеров.

Ø Отделение временного пребывания. Оно осуществляет лечебно-оздоровительные и реабилитационные мероприятия; культурное и бытовое обслуживание; питание в условиях круглосуточного содержания.

Ø Отделение социальной помощи на дому. Здесь осуществляется постоянное или временное (до 6 месяцев) социально-бытовое обслуживание на дому пенсионеров, нуждающихся в посторонней помощи (бесплатно или на платной основе).

Служба срочной социальной помощи предусматривает широкий перечень услуг: обеспечение остро нуждающихся бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, обеспечение одеждой, обувью и предметами первой необходимости, разовое оказание материальной помощи, содействие в получении временного жилья, оказание экстренной психологической помощи, в том числе по «телефону доверия», оказание юридической помощи, оказание других видов и форм помощи, обусловленных региональными и иными особенностями.

В пожилом и старческом возрасте увеличивается риск онкозаболеваний. Когда человека уже нельзя вылечить, достойно прожить оставшиеся дни ему помогают в хосписе.

Хосписы - гуманистическое, лечебное учреждение для больных раком в последней стадии болезни. Принципиальное отличие хосписа от традиционных больниц состоит в создании условий для полноценной, нормальной жизни безнадежного больного» - это путь к избавлению от страха перед страданием, сопутствующим наступлению смерти, путь к ее восприятию как естественного продолжения жизни. Опыт хосписов убеждает, что в условиях эффективной паллиативной помощи (когда боль и другие тягостные симптомы могут быть взяты под контроль) возможно примирение с неизбежностью смерти, которую люди принимают спокойно и с достоинством. Здесь свои усилия объединили медики, социальные работники, священники и волонтеры.

Много общего с хосписом у геронтологического центра. Здесь взаимодействуют такие области знаний как геронтологии, геронтопсихология, гериатрия.

Пожилые люди могут быть бодрыми и активными, но, конечно, с возрастом потребность в медицинской помощи увеличивается. Проявляется ряд хронических заболеваний, которые зачастую приводят к инвалидности. Поэтому особое значение приобретает медико-социальная реабилитация – это одно из направлений социальной помощи.

Включает в себя:

1. организацию и осуществление медико-социального патронажа одиноких пожилых, и пожилых, проживающих в семьях;

2. обучение членов семей основам медицинских и психологических знаний для ухода за пожилыми близкими;

3. осуществление оздоровительной деятельности (массаж, водные процедуры, лечебная физкультура);

4. согласование и координацию работы с лечебными учреждениями города.

Реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление, укрепление состояния здоровья, профилактику заболеваний и восстановление способности к социальному функционированию. Характер реабилитационных мероприятий зависит от состояния здоровья, от вида патологии.

Пожилые люди с большим трудом адаптируются, и в связи с этим пожилым оказывается психолого-социальная помощь. Одна из задач психолого-социальной помощи – это социальная адаптация.

Социальная адаптация - процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.

Социальная адаптация включает в себя:

1. организацию психологической, консультативной помощи (личные проблемы, конфликты в семье, стрессы);

2. мероприятия по организации досуга, поддержка одиноких людей (организация клубов по интересам, студий народного творчества, спортивные мероприятия, привлечение к общественной деятельности, культурной жизни, различные встречи, беседы, вечера вопросов и ответов, решение проблем трудоустройства пожилых людей) – это поможет сохранить социальную активность;

3. патронаж семей, в которых живут престарелые люди.

Если пожилому человеку необходима помощь, то ему следует обратиться с заявлением в центр социального обслуживания. Вся информация о социальной помощи пожилому человеку изложена в федеральном законе. Федеральный закон № 122-ФЗ от 2.08.95 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов»).

Социальный работник должен приходить к своему подопечному не реже двух раз в неделю. Сроки оказания помощи могут быть постоянными или временными (на срок от одного до шести месяцев).

Помощь на дому может оказываться:
1. Без очереди

Инвалиды и участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним;

Одинокие горожане старше 80 лет и одинокие инвалиды старше 70 лет;

Инвалиды боевых действий;

Одинокие и одиноко живущие горожане пожилого возраста и инвалиды, не способные самостоятельно проживать и ухаживать за собой и лишенные постороннего ухода, помощи и поддержки.

2. В первую очередь

Супруги погибших участников и инвалидов Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, не вступившие в повторный брак;

Горожане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, и приравненные к ним;

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий

В городе N существует такой центр (Государственное автономное учреждение N области «Комплексный центр социального обслуживания населения»)

Направления деятельности центра

Досуговая деятельность
Содействие активному участию граждан пожилого возраста в жизни общества, созданием позитивного отношения к долголетию и здоровому образу жизни, поддержанием процесса самореализации пожилого возраста человека занимаются сотрудники отделений дневного пребывания, социального обслуживания на дому. Досуг и отдых могут включать следующие виды деятельности: Ø спорт или разнообразная физическая активность (роль зрителя, участника, тренера или какая-либо другая организационная деятельность); Ø художественная деятельность (живопись, рисование, литературное творчество); Ø поделки (вышивание, вязание, плетение различных изделий и другое ручное творчество); Ø забота о животных; Ø хобби (разнообразная деятельность по интересам); Ø посещение музеев, театров, галерей, экскурсии; Ø игры (настольные игры, компьютерные игры); Ø развлечения (просмотр телепередач, фильмов, чтение литературы, прослушивание радиопередач); Ø общение с другими людьми (телефонные разговоры, написание писем, приглашений, организация и посещение вечеров и других развлекательных мероприятий).
Консультативная помощь
Оказанием социально-консультативной помощи гражданам пожилого возраста и инвалидов занимаются заведующие отделениями, специалисты по социальной работе, юрисконсульт, психолог, медицинская сестра.

Центр проводит мероприятия и акции. Такие как: «Позвони родителям», «Международный день пожилого человека».

Акция «Позвони родителям» была приурочена к Международному дню пожилых людей.

Инициатива проведения акции Центром социального обслуживания населения N района была поддержана активом Молодёжного совета. Как нельзя более точно выразили суть данной акции её организаторы: «Иногда звонок родителям лучше всякого лекарства».

Волонтёры Молодежного совета, разделившись на группы, отправились по микрорайонам города: КПТ, Центр, Автовокзал, где и раздавали прохожим буклеты с призывом позвонить родителям и воздушные шары. Горожане, в свою очередь, благодарили волонтёров за акцию и заботу о пожилых людях и обещали обязательно позвонить родителям. Многие делали это сразу.

Несмотря на свою простоту, эта акция оказалась действенной и принятой всеми: молодое поколение с энтузиазмом отзывалось на её призыв, а пожилые люди получили долю внимания в преддверие своего праздника.

Помимо центра в городе функционирует дом-интернат для престарелых и инвалидов (Государственное автономное учреждение "N дом-интернат для престарелых и инвалидов") Рассчитан он на 455 коек - примерно столько здесь и проживает. Дом-интернат является той социальной средой, в которой многие престарелые люди живут долгие годы. Забота о пожилых людях складывается в нашей повседневной жизни из самых разных мелочей: уступить место в автобусе, помочь перейти через дорогу, поздравить с праздником… После чего замечаешь, как добреет их взгляд, и теплеет на сердце. И вдруг начинаешь понимать, что пожилые люди нуждаются в нашей любви и понимании. Для них очень важно чувствовать себя социально защищенными, знать, что они могут рассчитывать на помощь близких и родных, поддержку государства.

Составляющие ухода

1. Безопасность больного

2. Гимнастика

4. Инфекционный контроль

5. Контроль за приемом лекарственных препаратов

7. Наблюдение за больным

8. Обучение пациентов

9. Общение

10. Питание

11. Процедуры лечебные

12. Процедуры общего ухода

13. Реабилитация

14. Режимы больного

15. Собственная безопасность

Сестринский процесс - это научно обоснованная методология профессиональной сестринской помощи, ориентированной на потребности пациента.

Сестринский процесс состоит из 5 последовательных этапов: обследование больного, диагностирование состояния пациента (определение потребностей и выявление проблем), планирование помощи, направленной на удовлетворение выявленных потребностей и проблем, выполнение плана сестринских вмешательств, оценка полученных результатов.

Сестринский диагноз - это клиническое суждение медсестры, в котором дается описание реакций пациента на фактически существующие и возможные (потенциальные) проблемы, связанные с состоянием его здоровья и указанием вероятных причин этих реакций и характерных признаков.

В пожилом возрасте как никогда важна помощь и поддержка, причем они могут выражаться как в ведении обычной домашней деятельности, так и в профессиональной медицинской помощи.

Важная роль в организации квалифицированной помощи лицам пожилого и старческого возраста отводится сестринским кадрам. Их участие в профилактической, лечебно-диагностической и реабилитационной помощи не только в условиях стационара и поликлиники, но и, что чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяет обеспечить большую доступность медико-социальной помощи пожилым и старикам

Для правильной организации ухода необходимо знание особенностей поведения пожилых людей, у которых возрастные изменения функций тесно переплетаются с симптомами болезней.

Работа с пожилыми людьми обладает своей спецификой и требует определенного опыта. Сестринский уход (то есть медицинский) подразумевает выполнение медицинским работником назначенных врачом медицинских процедур. Это может быть: постановка лечебных клизм и катетера, обработка стом, кормление через зонд, постановка различных уколов. Социальный работник может сходить за продуктами и в аптеку, оплатить счета, сдать одежду в химчистку, приготовить обед и т.д.

Работа медицинской сестры на дому становится все более сложной и многогранной, включающей в себя различные стороны профилактической, лечебно-диагностической работы и ухода за пациентами. На средний медицинский персонал возлагается задача по обучению населения приемам оказания неотложной помощи и уходу за больными, проведению реабилитационных мероприятий.

Особо сложной является работа медицинского работника, осуществляющей уход за лежачими больными . Здесь ее основная работа состоит не только в том, чтобы проводить постоянную профилактику возникновения пролежней, но и мотивировать больного к борьбе с болезнью, поддерживать в нем положительный настрой. Особое значение, в этом случае, приобретают профессиональные качества медработника, которая осуществляет уход: пожилой человекне должен быть обделен вниманием. Идеальный медработник частенько становится тихим ангелом, умеющим понимать больного без слов, воспринимая его мимику и жесты как единственный источник информации.

Уход за пожилыми людьми всегда требует определенного настроя, спокойствия и терпения. Некоторые пожилые могут неадекватно воспринимать знакомую обстановку, а также иногда перестают ориентироваться в окружающем пространстве, становятся тревожными и беспокойными. При уходе за больными пожилого и старческого возраста очень важно правильно организовать питание.

Определение проблем пациента, инвалида или человека пожилого или старческого возраста называется медико-социальной диагностикой (оценкой).

Для проведения полной, последовательной и систематической медико-социальной диагностики Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рекомендует использовать модель сестринского дела Вирджинии Хендерсон. Эта модель акцентирует внимание при уходе за пациентом на 14 основных физиологических потребностях, самостоятельное удовлетворение которых может быть нарушено в связи с заболеванием:

1. Нормально дышать.

2. Употреблять достаточное количество пищи и жидкости.

3. Выделять из организма продукты жизнедеятельности.

4. Двигаться и поддерживать нужное положение.

5. Спать и отдыхать.

6. Самостоятельно одеваться и раздеваться.

7. Поддерживать температуру тела в пределах нормы.

8. Соблюдать личную гигиену, заботиться о внешнем виде.

9. Обеспечивать свою безопасность.

10. Поддерживать общение с другими людьми.

11. Отправлять религиозные обряды.

12. Заниматься любимой работой.

13. Отдыхать.

14. Удовлетворять любознательность, обучаться и развиваться.

При общении с больным и его родственниками необходимо провести медико-социальной диагностику, для того чтобы определить, в какой степени пациент может эти потребности удовлетворять самостоятельно, и какую помощь ему необходимо предоставить, чтобы данные потребности были удовлетворены. В качестве инструментов такой диагностики используются:

Ø опрос пациента и его близких;

Ø осмотр пациента;

Ø проведение тестов, позволяющих выявить способность пациента выполнить то или иное действие;

Ø проведение тестов и заполнение специальных форм, в которых отражаются полученные данные.

В разных лечебных учреждениях приняты разные формы выявления нарушения потребностей больных. В качестве примера диагностической шкалы можно привести достаточно популярную во всем мире и у нас в стране шкалу Бартела для определения активности в повседневной жизни. По шкале диагностируются некоторые важные аспекты повседневной жизнедеятельности.

Шкала Бартела (в сокращенном виде)

1. Прием пищи

o не нуждается в помощи, способен самостоятельно пользоваться всеми необходимыми столовыми приборами;

o частично нуждается в помощи, например, при разрезании пищи;

o полностью зависим от окружающих (необходимо кормление с посторонней помощью).

2. Персональный туалет (умывание лица, причесывание, чистка зубов, бритье)

o не нуждается в помощи;

o нуждается в помощи.

3. Одевание

o не нуждается в посторонней помощи;

o частично нуждается в помощи, например, при одевании обуви, застегивании пуговиц и т.д.;

o полностью нуждается в посторонней помощи.

4. Прием ванны

o принимает ванну без посторонней помощи;

o нуждается в посторонней помощи.

5. Контроль тазовых функций (мочеиспускание, дефекация)

o не нуждается в помощи;

o частично нуждается в помощи (при использовании клизмы, свечей, катетера);

o постоянно нуждается в помощи в связи с грубым нарушением тазовых функций.

6. Посещение туалета

o не нуждается в помощи;

o частично нуждается в помощи (удержание равновесия, использование туалетной бумаги, снятие и одевание брюк и т.д.);

o нуждается в использовании судна, утки.

7. Вставание с постели

o не нуждается в помощи;

o нуждается в наблюдении или минимальной поддержке;

o может сесть в постели, но для того, чтобы встать, нужна существенная поддержка;

o не способен встать с постели даже с посторонней помощью.

8. Передвижение

o может без посторонней помощи передвигаться на расстояния до 500 м;

o может передвигаться с посторонней помощью в пределах 500 м;

o может передвигаться с помощью инвалидной коляски;

o не способен к передвижению.

9. Подъем по лестнице

o не нуждается в помощи;

o нуждается в наблюдении или поддержке;

o не способен подниматься по лестнице даже с поддержкой.

Особое внимание необходимо обратить на пункты, свидетельствующие о частичной способности пациента выполнять ту или иную функцию жизнедеятельности. В каждом таком случае нужно определить, с помощью каких средств реабилитации пациент может в максимально возможном объеме выполнить те или иные действия.

Например, если пациент не может самостоятельно сесть в кровати, то может быть, он может это сделать, если кровать снабжена Балканской рамой или настенным поручнем. Причем здесь надо быть очень внимательным. Больной может не использовать поручень, если он расположен со стороны слабой руки, или, если ухаживающий не разъяснил должным образом, как этим поручнем пользоваться, или если поручень расположен в неудобном для эффективного подтягивания месте.

Поэтому после подбора необходимых средств реабилитации нужно обучить пациента ими пользоваться и корректировать в процессе обучения качество и количество средств реабилитации для достижения наилучшего результата.

При беседе с пожилым человеком следует придерживаться определенному алгоритму:

1) выяснить как сам пожилой человек описывает свое состояние в настоящий момент;

2) обладает ли пожилой человек знаниями о лекарствах, которые принимает;

3) о взаимосвязи между образом жизни и здоровьем;

5) как функционируют органы выделения, имеются ли жалобы со стороны мочевыделительной системы, желудочно-кишечного тракта и кожи;

6) как пациент оценивает свою двигательную активность, есть ли заболевания сердечнососудистой, дыхательной или опорно-двигательной систем;

7) как пациент соблюдает режим сна, отдыха, есть ли нарушения сна, с чем они связаны;

8) чем занимается пациент в свободное время;

9) как человек оценивает свою роль в семье;

10) как пациент обычно справляется с проблемными ситуациями, его действия обычно помогают преодолению таких ситуаций или ухудшают их, существуют ли у пациента индивидуальные приемы при эмоциональном стрессе (выясняют толерантность к стрессу);

11) какие существуют увлечения и жизненные приоритеты: какие принципы важны еще с детства, и к какой культурной, этнической, религиозной или другой группе относится человек, какой ёго система жизненных ценностей.

После опроса медсестра определяет проблемы пациента, которые могут быть связаны с дефицитом его знаний в области укрепления здоровья, неправильным образом жизни (курение, злоупотребление алкоголем, неправильное, нерациональное питание и т.д.).

На основании полученных данных составляется и осуществляется план сестринских вмешательств. При составлении плана медсестра обязательно должна заручиться поддержкой пациента и родственников для успешного выполнения намеченных мероприятий.

При реализации сестринских вмешательств медсестра должна дать полную консультацию пациенту по вопросам рационального образа жизни, помочь в формировании здоровых привычек (отказ от курения, употребления алкоголя). Снабдить пациента печатной литературой по формированию здорового образа жизни. Медсестра должна указать пациенту на факторы риска, которые могут привести к ухудшению его здоровья: это может быть ожирение, гиподинамия, неполноценный отдых, плохой уход за кожей и т.д.

Основная задача сестры - побудить пациента к самообслуживанию и поэтапному решению проблем. Медсестра при посещении пациента на дому должна повторять свои рекомендации как можно чаще, давать их не только устно, но и письменно, а также показать соответствующие приемы ухода на практике. Нужно также убедиться в том, что пациент правильно понял советы медсестры. Для этого можно попросить его повторить или показать в действии то, что медсестра рекомендует делать. На всех этапах сестринского процесса медсестра должна проводить анализ изменяющейся ситуации и вносить коррективы в свои действия.



gastroguru © 2017