Нарушения интеллектуального развития. Причины нарушений интеллекта Типичные проявления снижения интеллекта с возрастом

В Университете Иллинойса было проведено исследование, доказавшее, что от неправильного питания страдает не только фигура, но и интеллект

При избытке в рационе жиров человек в буквальном смысле глупеет: у него ухудшается память и способность воспринимать новую информацию.

Ученые показали механизм вредного воздействия жиров на мозг на примере мышей: животным в течение недели давали корм с содержанием жира 60%. В итоге мыши перестали узнавать знакомые объекты и стали хуже ориентироваться в лабиринтах. Как выяснилось, в их крови было слишком низкое содержание допамина — так называемого гормона удовольствия. К счастью, вред от жирной пищи обратим. Через неделю диеты с низким содержанием жиров грызуны полностью восстановили свои умственные способности.

Ожирение снижает интеллект

В свою очередь, французские ученые пришли к выводу, что ожирение не оставляет нетронутым даже интеллект. Пятилетнее исследование с участием более 2,2 тысяч человек показало, что между весом и когнитивной функцией человека есть прямая связь, сообщает The Washington Times (полный текст на сайте Inopressa.ru).

В эксперименте участвовали мужчины и женщины в возрасте от 32 до 62 лет, которые выполнили четыре теста, проверяющих умственные способности, а затем повторили их спустя пять лет. Согласно результатам, люди, у которых индекс массы тела (ИМТ, мера жира в организме) 20 или меньше, могут вспомнить 56% в лексическом тесте, а те, кто страдает ожирением (ИМТ не ниже 30), могут вспомнить лишь 44%.

Через пять лет у более упитанных испытуемых результаты стали еще ниже – планка упала с 44% до 37,5%. У людей с нормальным весом показатели не изменились.

Ученые предполагают, что причиной слабого восприятия у полных людей являются гормоны, выделяемые жирами. Возможно, они отрицательно действуют на мозговые клетки.

Также была выдвинута и другая версия, согласно которой из-за ожирения уплотняются мозговые артерии, как это происходит с кровеносными сосудами.

Дэвид Хаслэм, клинический директор Национального форума по ожирению назвал новое исследование тревожным. По его словам, лишний вес затрагивает все без исключения органы человеческого тела.

Курение убивает интеллект

Курение вызывает хронический бронхит и атеросклероз.

А еще эта привычка провоцирует рак легких и ишемическую болезнь сердца. Но, оказывается, этим перечень последствий пристрастия к сигаретам не ограничивается. Как выяснили шотландские ученые:

Курение негативно влияет на мозг и снижает интеллектуальные способности.

Чтобы прийти к такому выводу, исследователи из Университета Абердина обследовали 465 добровольцев в возрасте 64 лет. Половину из них составили заядлые курильщики. Вначале им предложили набор психологических тестов для оценки IQ и памяти. Затем ученые сравнили их с хранящимися в архивах результатами аналогичного тестирования, проведенного более полувека назад, когда участникам было по 11 лет.

Как оказалось, курильщики «отстали» от своих некурящих сверстников по всем видам тестов. У них значительно сильнее снизилась способность к логическому мышлению, а также способность к запоминанию и воспроизведению информации. Даже когда ученые исключили влияние различных «третьих» факторов (социального статуса, уровня образования, характера работы, употребления алкоголя и т.д.), различие хоть и уменьшилось, но все равно осталось большим.

Исследователи пока не знают, чем курение «бьет» по мозгу. Но есть версия, что никотин и сигаретные смолы делают нервные клетки сверхчувствительными к действию свободных радикалов – токсичных соединений, образующихся в ходе окислительно-восстановительных процессов. Кроме того, сами смолы увеличивают содержание свободных радикалов в организме, что также увеличивает риск повреждения клеток мозга.

Пассивное курение снижает память и расшатывает нервы и ухудшает работу нервной системы в целом

Даже если вы сами никогда не притрагивались к сигарете, но вынуждены подолгу находиться в прокуренном помещении, высок риск того, что ваша память будет давать сбои еще задолго до преклонного возраста.

Так утверждают специалисты британского Университета Нортумбрии Том Хеффернан и Теренс О’Нил. Они провели исследование когнитивных (то есть отвечающих за общение и усвоение информации) способностей трех групп людей. В одной группе были завзятые курильщики, в другой — те, кто вынужден подолгу вдыхать чужой табачный дым в офисе или дома, и в третьей — счастливчики, которым удавалось избегать любого контакта с никотином.

Все три группы испытуемых были протестированы на хронологическую и событийную память. То есть людям давали быстренько заучить какие-то тексты, стихи, показывали картинки, которые надо было запомнить в хронологическом порядке. В конце эксперимента стало ясно, что пассивные курильщики забывали почти на 20% больше по сравнению с некурящими, а активные курильщики — усваивали информацию на треть хуже, рассказывает журнал Addiction.

Авторы работы уверены, что пассивное курение не только плохо влияет на бронхи и легкие, но и на повседневные функции нашего мозга. И добавляют, что оно может негативно сказаться не только на памяти, но и на психическом здоровье. Так у тех, кто не курит, но имеет в крови высокий уровень котинина, побочного продукта распада никотина, повышен риск неврозов и понижен порог устойчивости к стрессам.

Исследование в Израиле — Курение снижает коэффициент интеллекта

Как установили израильские ученые, курение не только повышает риск заболеваний органов дыхания и сердечно-сосудистой системы, но и напрямую воздействует на умственные способности человека, пристрастившегося к табаку. У заядлых курильщиков резко снижается IQ.

Специалисты медицинского центра Шеба в Тель-Авиве привлекли к исследованию двадцать тысяч добровольцев мужского пола в возрасте от 18 до 21 года. В ходе тщательного обследования выяснилось, что у юношей, выкуривающих за сутки до пачки сигарет, IQ ниже, чем у некурящих. Причем умственные способности тем слабее, чем больше сигарет требуется молодому человеку в день.

У тех, кто не производил и не вдыхал табачный дым, IQ в среднем равнялся 101 баллу. У среднего курильщика он уменьшался до 94, а у тех, кто за день выкуривал больше одной пачки сигарет, не превышал 90. Это убедительно продемонстрировали> результаты IQ-тестов близнецов, чьи умственные способности изначально бывают одинаковыми.

Сахар делает нас тупее

Группа американских ученых их Калифорнийского университета (University of California) в Лос-Анджелесе обнаружила, что активное потребление сладкой газированной воды и конфет, буквально, отупляет человека!

Причем, плачевный результат становится заметен уже после шести недель регулярного потребления данных продуктов. По сути, ученые провели первое исследование, которое доказывает, что богатая сахаром пища тормозит работу мозга, ухудшает память и способность к обучению.

Фастфуд снижает интеллект

Британские ученые доказали, что фастфуд и нездоровая пища отрицательно сказываются на интеллектуальной деятельности человека. Эксперимент, протяженностью в десять лет, показал, что люди, страдающие ожирением, теряют год от года сообразительность и память.

В исследовании приняло участие 6000 добровольцев в возрастной категории от 35 до 55 лет. Все участники эксперимента на протяжении десяти лет регулярно проходили тесты на память и различные показатели умственной активности. При этом, в кулинарных пристрастиях волонтеров не ограничивали, по собственному признанию, многие из них, не брезговали фастфудом.

По окончанию исследования было установлено: добровольцы, страдающие от ожирения, гораздо быстрее показывали ухудшение результатов тестов умственной активности. Ученые предполагают, что снижение показателей умственной деятельности, скорее всего, связано с повышением содержания сахара и уровня холестерина в крови.

При этом, исследователи оговаривают: « … речь идет не о прогрессирующем слабоумии людей, не ограничивавших себя в еде. Они просто быстрее стареют. А значит, их память и работоспособность мозга ухудшаются быстрее, чем у людей, которые ведут здоровый образ жизни».

Попкорн снижает интеллект

В состав полуфабриката для приготовления попкорна входит диацетил – вещество, которое усиливает действие амилоидных бляшек, ответственных за развитие старческого слабоумия. Кстати, диацетил может содержаться в майонезе, маргарине и сладостях.

Курение марихуаны снижает IQ навсегда

Люди, начавшие употреблять марихуану в подростковом возрасте, в среднем теряют около 8 баллов от своего IQ, утверждают австралийские ученые. К их утверждению следует отнестись серьезно, ведь группа исследователей под руководством Терри Моффитта следила за жизнью почти 1,037 испытуемых, родившихся в 1972 и в 1973 годах, на протяжении 38 лет.

Сведения об использовании марихуаны испытуемые предоставляли ученым самостоятельно во время интервью, проходивших в возрасте 18, 21, 26, 32 и 38 лет. Нейропсихологические тесты проводились в возрасте 13 лет (то есть, до начала использования марихуаны) и в возрасте 38 лет, после того, как у испытуемого вырабатывался определенный шаблон применения наркотика.

Ученые обнаружили, что люди, начавшие курить марихуану до 18 лет и к 38 годам выработавшие стойкую привычку, в период с 13 до 38 лет теряли в среднем восемь баллов IQ. У тех, кто к 38 годам постоянно потреблял марихуану, однако первое знакомство с наркотиком произошло после 18 лет, такого снижение интеллекта не наблюдалось. Курение марихуаны вызывает и другие нейропсихологические проблемы. У подростков, пристрастившихся к наркотику, страдают когнитивные функции, в том числе наблюдаются проблемы с памятью и дефицит внимания.

Другая проблема с употреблением марихуаны заключается в том, что ущерб, наносимый интеллекту, при начале курения до 18 лет обратим лишь частично. Подростковое желание «все познать и все попробовать» может испортить жизнь взрослому человеку, нашедшему в себе силу воли ограничить прием наркотика или даже полностью отказаться от него. Ученые полагают, что причина такого эффекта заключается в повреждении клеток мозга подростка, поэтому единственный способ уберечься от него - не употреблять марихуану до 18 лет. Результаты этого исследования были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Science.

Частые недосыпания снижают интеллект

Последствия недосыпания — это стресс для всех систем организма. Человек становится раздражительным, рассеянным, снижается концентрация внимания. Скачет давление, учащается сердцебиение, нарушается работа желудка и кишечника. Регулярное недосыпание приводит к неврозу, депрессии и диабету.

Из-за недостатка сна мозг не может быстро и правильно классифицировать поступающую информацию. В итоге в критических ситуациях человек принимает неправильные решения. Это особенно важно для врачей, спасателей, пожарных и руководителей. Кстати, в авариях на дорогах большую роль играет недостаток сна у водителей. Исследования показали, что 3 часа недосыпа в неделю понижают коэффициент интеллекта на 15%.

Недостаток йода снижает IQ

Недостаток этого элемента в человеческом организме приводит к понижению IQ на 13 пунктов (в случае взрослого человека).

В 2002- 2003 годах Министерство охраны здоровья Украины совместно с Академией медицинских наук провело исследование, которое показало наличие йододефицита на территории всей страны.

Чем опасен дефицит йода?

Значительный дефицит йода в организме женщины чреват ее бесплодием. Если же забеременеть все-таки удается, дефицит йода может спровоцировать выкидыши, преждевременные роды, рождение мертвых детей;

Снижением интеллекта.

В тех районах Украины, где дефицит йода ощущается сильнее всего (горные села), отмечается отсутствие детей с высоким уровнем интеллекта и увеличение количества детей с низким интеллектом.

Интересный факт: более ста лет назад Швейцария — одна из самых развитых стран мира (уровень интеллекта ее граждан – на десятом месте в мире) столкнулась с весьма удручающим фактом: в отдельных ее районах количество умственно отсталых людей достигало 90%. Причина – хронический дефицит йода. Предпринятые правительством меры дали очевидные результаты.

Снижением общей работоспособности «благодаря» снижению иммунитета, быстрой утомляемости и т.д. Снижение эффективности труда приводит к тому, что ежегодно Украина не досчитывается миллионов долларов.

Исследователи из Университета Отаго в Новой Зеландии обнаружили, что дефицит йода у детей снижает их интеллект. Умеренный дефицит йода за последние десятилетия становится все более серьезной проблемой в Новой Зеландии, и может помешать детям полностью реализовать свой интеллектуальный потенциал. Дети должны употреблять в пищу продукты, обогащенные йодом.

Прием снотворных и антидепрессантов ведет к слабоумию

Исследование Американской Ассоциации Пенсионеров показало, что постоянный приём антидепрессантов и снотворных крайне опасен для здоровья. Эти препараты могут стат причиной глубоких депрессий, вызывать мысли о суициде, привести к потери памяти и амнезии. А в случае приёма обоих препаратов сразу — у пациентов наблюдается значительное замедление работы центральной нервной системы.

Американские медики обнаружили, что приём этих препаратов может стать причиной развития деменции (старческого слабоумия). Учёные провели исследование среди тысячи пенсионеров и выяснили, что у тех из них, кто принимал снотворное, вероятность развития деменции повышалась на 50%.

Так, побочное действие приема антидепрессантов оказалось более выраженным, чем терапевтическая эффективность таких лекарств, сообщает. К такому выводу пришла группа исследователей под руководством Пола Эндрюса (Paul Andrews) из американского Университета Содружества Вирджинии. Отчет об исследовании опубликован в журнале Frontiers in Psychology.

Эндрюс и его коллеги проанализировали данные трех проведенных ранее исследований. Их участниками были представители разных возрастных групп, принимавшие антидепрессанты. В эту группу входят лекарственные средства, которые при помощи различных механизмов способствуют повышению содержания медиаторов (серотонина, дофамина, норадреналина и других) в центральной нервной системе.

Исследователи выяснили, что антидепрессанты оказывают негативное влияние на все процессы, в регуляции которых участвует серотонин. В частности, назначение указанных препаратов во время беременности повышает риск задержки развития у младенцев.

Жвачка ухудшает кратковременную память

Независимые психологи из Кардиффского университета в Англии показали, что жвачка ухудшает т. н. кратковременную память. Кратковременная память удерживает информацию лишь несколько минут. Она нам нужна для сиюминутного ориентирования. Как только необходимость в этой информации пропадает, она забывается.

Когда мы забываем цену товара, которую минуту назад видели в магазине, имя человека, с которым только что вскользь познакомились, — всё это феномены, связанные с кратковременной памятью. Такие воспоминания эмоционально не окрашены и поэтому забываются быстро. Точно так же> мы часто теряем в собственной квартире ключи или очки, потому что кладём их механически, думая о другом. Любое монотонное неосознанное движение (как жевание жвачки) мешает сосредоточиться на запоминании, поэтому жующий жвачку может быть рассеянным и не помнить, что делал минуту назад.

Фтор снижает интеллект

Избыток фтора в организме чреват не только развитием флюороза, но и снижением интеллекта у детей. The Fluoride Action Network (FAN) опубликовал исследование китайских ученых, в котором прослеживается прямая связь между избытком фтора в организме и снижением интеллекта. В своем исследовании ученые опирались на оценку влияния суммарной дозы фтора из всех источников (вода, зубная паста, продукты питания и др.).

Выяснилось, что дети, получающие высокие дозы фторида (0,57 до 4,5 промилле) имели, в среднем, на 8 пунктов IQ меньше, чем дети, получающие нижнюю норму фторида (0,18 до 0,76 промилле).

Губная помада снижает IQ

Исследование 22 брендов губной помады показало, что 55% из них содержат следовые количества свинца. Врачи предупреждают, что даже минимальное количество свинца подвергает серьезному риску здоровье и может повлиять на мозг. Даже небольшое количество свинца может повредить вашему IQ, вашему поведению, вашей способности учиться.

Свинец попадает в помаду непреднамеренно: многие цветовые добавки на минеральной основе содержат его следы из земли, воды или воздуха, отмечает автор статьи Сэди Уайтлокс.

В половине образцов вовсе не было выявлено свинца, что подтверждает возможность изготовления помады без этой вредной примеси, подчеркивает Джанет Нуделман, активистка кампании за безопасную косметику.

Алкоголь снижает интеллектуальные способности человека

К такому выводу пришли пермские психологи, которые в течение года проводили лонгитюдное исследование влияния алкоголя на умственную деятельность. Как пояснил руководитель проекта, психолог-педагог главный редактор журнала «Психология.Пермь» Евгений Кошеваров, в эксперименте приняло участие 68 «умеренно пьющих» мужчин в возрасте от 21 до 37 лет. Более половины участников имеют как минимум одно высшее образование. Более 2/3 участников занимаются интеллектуальным трудом.

Среднее выпитое количество алкогольных напитков за один полный год на одного человека составило: пиво – 26 литров, водка, коньяк – 6 литров, вино, шампанское – 13,5 литра. Это количество выпитого в течение года соответствует «умеренно пьющему». Люди с большим потреблением алкогольных напитков в исследовании участия не принимали.

В начале эксперимента были произведены замеры коэффициента интеллекта (IQ), показатели которого были в диапазоне от 119 до 154; усредненный показатель IQ составил 131,4. Через год исследования были проведены повторно. Данные исследования показали снижение среднего показателя коэффициента интеллекта с 131,4 до 122,5, несмотря на то, что процент участников с высшим образованием увеличился.

Так, к примеру, у группы испытуемых, предпочитающих пиво 2-4 раза в месяц, хотя бы по 0,5 литра наблюдалось более серьезное снижение IQ – до 15 пунктов. У мужчин же, предпочитающих вино или шампанское, IQ снизился не более чем на 9 единиц. Но во всех случаях было зафиксировано снижение коэффициента интеллекта. Так же была установлена корреляция между общим количеством выпитого и степенью снижения IQ. Данные результаты неопровержимо доказывают, что принятие алкогольных напитков губительно действует не только на тело, но и на нервную систему человека.

Потеря зубов снижает интеллект

Японские ученые уверяют, что снижение интеллекта в старческом возрасте находится в прямой зависимости от выпадения зубов. Такой неожиданный, но не бесспорный вывод группа специалистов из Университета Тохоку сделала на основе обследования 1167 пенсионеров в возрасте от 69 до 75 лет. О результатах было объявлено на Международной конференции геронтологов Азии и Океании в Токио.

По итогам магнитно-резонансного сканирования головного мозга стариков было установлено, что по мере уменьшения числа зубов у них сокращается объем мозговой ткани в районе гиппокампа. Это извилина в височных долях, которая предположительно участвует в обработке информации и отложении ее в памяти.
Считается, что при старческой болезни Альцгеймера, которая характеризуется снижением интеллекта и полным распадом психики, гиппокамп атрофируется.

Из всей группы испытуемых симптомы слабоумия были зафиксированы у 55 человек. У них осталось в среднем по 9-10 зубов, в то время как их относительно здоровые сверстники могут похвастаться 14-15 зубами. По мнению исследователей, связь между зубами и мышлением можно объяснить тем, что во время пережевывания пищи происходит стимулирование клеток мозга. Когда же человек переходит на пюре и кашу, нервные клетки вокруг зубов умирают и мозг не получает необходимой зарядки.

Вирус герпеса снижает интеллект

Герпес может снизить умственные способности, показывают исследования ученых из Колумбийского университета.

Ученые протестировали когнитивные способности 1625 жителей Нью-Йорка, средний возраст которых составил 69 лет.

Худшие результаты показали те, у которых были обнаружены вирусы герпеса, цитамегаловирус, хламидиоз и хеликобактер пилори. Повторные тесты, проведенные через 8 лет, не показали ухудшения результатов.

Ученые считают, что прививки от вирусных инфекций в детстве помогут снизить риск потери памяти и снижения интеллекта в пожилом возрасте.

Переработанное мясо снижает интеллект

Переработанное мясо (колбасы, сосиски, ветчина, буженина и т. д.) содержит нитрозамины – вещества, которые разрушают защитную оболочку мозга и напрямую повреждают его.

Майонез убивает мозг

Майонез содержит большое количество холестерина, который участвует в формировании атеросклеротических бляшек и тем самым способствует развитию инсульта.

Прежде чем начинать тренинги или есть таблетки

Внимательно изучите этот список и попытайтесь устранить причины, которые обнуляют ваш IQ …

Сегодня речь пойдет:

Деменцией называют медленное, но планомерное угасание умственных способностей человека. Процесс этот сопровождают снижение познавательных возможностей, ухудшение памяти и концентрации. Почему так происходит и что можно сделать в этом случае, обсудим в статье.

Деменция становится причиной трансформации личности человека. Как правило, такие изменения происходят с возрастом, в основном у людей старше 60 лет. Заболевание прогрессирует по мере снижения кратковременной памяти и способностей к обучению на фоне старения. Однако не всегда забывчивость пожилого человека является симптомом болезни. Если здоровый человек преклонного возраста может упустить из памяти некоторые детали какого-либо недавнего события, то больной деменцией забудет напрочь о самом событии.

Иногда деменция развивается стремительно, когда из-за травмы, тяжелой болезни или серьезной интоксикации организма гибнут клетки головного мозга.

Формы заболевания


Существует две основные разновидности болезни
  1. Сосудистая деменция
Причиной патологии является деградация тканей головного мозга, вследствие чего мозговое кровообращение становится неполноценным. Такое развитие «событий» характерно для ряда заболеваний: артериальной гипертензии, атеросклероза, ишемии сосудов головного мозга. Кроме того, в зону риска попадают люди, перенесшие инфаркт миокарда, страдающие сахарным диабетом, гиперлипидемией и патологиями сердечно-сосудистой системы.

Внезапное уменьшение интенсивности кровообращения в головном мозге считают главным признаком развития деменции сосудистого типа. Чаще всего заболевание появляется в анамнезе людей преклонного возраста (от 60 до 75 лет). Мужчины страдают деменцией в 1,5 - 2 раза чаще, чем женщины.

  1. Старческая деменция (сенильное слабоумие)
Эта разновидность деменции также начинает развиваться в зрелом возрасте. Нарастающее слабоумие выражено ухудшением памяти, напоминающим прогрессирующую амнезию. Прогрессирующая старческая деменция заканчивается распадом психической деятельности. Эта болезнь встречается у пожилых людей гораздо чаще остальных психических расстройств, причем женщины подвержены старческой деменции более, чем мужчины. Пик заболеваемости отметили в период между 65 – 76 годами.

Причины заболевания


Толчком к развитию деменции становится любое заболевание, в результате которого гибнут клетки головного мозга. Как правило, слабоумие прогрессирует на фоне болезни Альцгеймера, болезни Паркинсона и болезни Пика, которые приводят к тяжелому органическому поражению центральной нервной системы.

В остальных случаях деменция становится последствием основного заболевания, при котором поражение коры головного мозга вторично. Это различные болезни инфекционной природы (менингит, вирусный энцефалит), патологии сердечно-сосудистой системы (гипертония, атеросклероз сосудов головного мозга), травмы головы или серьезное отравление на почве алкоголизма.

Спровоцировать развитие деменции могут такие заболевания, как осложненные печеночная и почечная недостаточность, рассеянный склероз, системная красная волчанка, СПИД, нейросифилис.

Клиническая картина заболевания


Самым характерным и наиболее выраженным признаком деменции считают потерю желания, а затем и способности узнавать что-то новое – болезнь полностью атрофирует познавательную функцию головного мозга.

Распознать патологию на раннем этапе развития очень сложно, поэтому подозрения на деменцию появляются только после резкого ухудшения состояния больного. Обострение наступает, как правило, после смены привычной для человека обстановки или в процессе лечения какой-либо соматической болезни.

Неизгладимый отпечаток накладывает деменция на кратковременную и долговременную память человека. При начальной стадии заболевания пациент не может вспомнить подробности недавних событий, забывает, что происходило с ним в течение дня, испытывает трудности с запоминанием телефонных номеров. По мере развития деменции новая информация практически не задерживается в памяти больного, он помнит только хорошо заученную информацию. При прогрессирующей болезни человек не помнит, как зовут его близких, кем он работает, и прочие подробности личной жизни. Нередко страдающие деменцией забывают и собственное имя.

Первыми «звоночками» деменции является нарушение ориентации во времени и пространстве. Больной может запросто потеряться на улице, где стоит его дом.

Личностное расстройство проявляется постепенно. По мере развития деменции обостряются до предела индивидуальные черты характера пациента. Жизнерадостный сангвиник становится чрезмерно суетливым и раздражительным, педантичный и бережливый превращается в скрягу. Страдающий деменцией человек очень эгоистичен и холоден по отношению к своим близким, легко идет на конфликт. Нередко больной человек пускается во все тяжкие: начинает бродяжничать или складировать в своем жилище всякий хлам. По мере усугубления психического расстройства неряшливость и нечистоплотность проявляются в облике страдающего деменцией все больше.

Расстройства мышления при деменции очень тяжелые: исчезает способность адекватно и логически мыслить, атрофируется абстрагирование и обобщение. Речевые навыки постепенно угасают, словарный запас становится очень примитивным, а в тяжелых случаях больной совсем прекращает разговаривать.

На почве деменции начинается бред, больной одержим примитивными и нелепыми идеями. Например, больная женщина может постоянно искать кошку, которой у нее никогда не было. Представители мужского пола часто подвержены бреду ревности.

Эмоциональное состояние больного нестабильно. Преобладает депрессия, плаксивость, агрессивность, тревожность. В некоторых случаях больные чересчур веселы и беззаботны.

Диагностика психического расстройства


Помимо общих лабораторных анализов особое значение придают общению врача с пациентом и его близкими. Забывчивость – главный признак деменции. Специалист предложит больному пройти тест, и на основании суммированных балов сможет оценить общее состояние человека. Тесты, как правило, содержат несложные арифметические задачки, задания на проверку ассоциативного и логического мышления.

В некоторых случаях для подтверждения диагноза прибегают к магнитно-резонансной и компьютерной томографии.

Чтобы появилась полная картина состояния больного, врач учитывает его возраст, историю его семьи, условия его жизни, наличие других серьезных заболеваний, которые могут повлиять на развитие деменции.

Лечение болезни


Деменция не лечится. В 15% случаев, когда заболевание возникло на почве сильного депрессивного расстройства (псевдодеменция), состояние больного поддается коррекции и считается обратимым. В остальных же случаях болезнь неумолимо разрушает психику человека.

Все терапевтические методы лечения сводятся к замедлению развития деменции. Если расстройство появилось на почве болезни Альцгеймера, используют лекарственное средство Донепезил, которое в некоторой степени приостанавливает течение болезни. Деменция, вызванная повторным микроинсультом, лечению не поддается, но развитие ее можно приостановить, своевременно проведя комплексное лечение артериальной гипертензии.

Способов остановить прогресс деградации головного мозга на почве СПИДА еще нет. Сильное возбуждение, нередко сопутствующее тяжелым случаям деменции, снимают с помощью нейролептиков (Галоперидол, Сонапакс).

Профилактика деменции


Вылечить эту психическую патологию невозможно, зато реально не столкнуться с нею вовсе, утверждает ПоМедицине. Мы приводим список рекомендаций, соблюдая которые, человек останется в здравом уме и памяти до самых преклонных лет.
  • Следите за артериальным давлением и уровнем холестерина в крови – патологическое изменение их показателей вызывает гипоксию мозга.
  • Контролируйте уровень сахара в крови ежегодно – от этого зависит прочность сосудов и здоровье нейронов головного мозга.
  • Бросьте курить и пейте спиртные напитки по минимуму (а лучше откажитесь от них совсем).
  • Стимулируйте кровообращение: ежедневно устраивайте пешие прогулки, займитесь плаванием, регулярно делайте зарядку.
  • Нормализуйте свой пищевой рацион – пусть там будет в основном полезная и питательная пища. Особенно «любит» головной мозг морепродукты, сырые овощи и фрукты, орехи, оливковое масло.
  • Принимайте лекарства исключительно по назначению врача.
  • Возьмите себе за правило всегда и везде повышать уровень своего интеллекта. Болезнь Альцгеймера (следовательно, и деменция) обходит стороной образованных людей с пытливым умом. Разгадывайте кроссворды, собирайте многотысячные пазлы, читайте, запишитесь на танцы или курсы рисования «с нуля». Не забывайте о прекрасном: концерты классической музыки и театральные спектакли ждут вас всегда, было бы желание!
  • Не отказывайтесь от активной социальной позиции. Много общайтесь, особенно обращайте внимание на круг общения, куда входят люди, младше вас. Поверьте, у них всегда есть чему поучиться.
  • Найдите занятие для души или уделяйте побольше времени хобби, которое у вас уже есть.
  • Спешите жить и любите жизнь – она слишком коротка для того, чтобы болеть!
Возможно, вы знали об этих правилах и раньше, но не придавали им большого значения. Однако они действительно работают и являются отличным «тренажером» для ясного мышления.

Причины нарушений интеллекта различны. По этиологическому признаку выделяют три основные группы умственной отсталости:

I группа умственной отсталости обусловлена эндогенными (генетическими) факторами , связанными с наследственной патологией, либо уже имеющейся в семье, либо впервые возникшей у данного индивида. По современным данным, генетические причины обуславливают не менее половины случае умственной отсталости.

1.1.Нарушения интеллекта, связанные с различными видами хромосомных нарушений: изменения количественного набора хромосом в клетке, мозаичные формы (изменения числа хромосом лишь в части клеток); нарушения структуры хромосом – утрата части хромосомы, присоединение части одной хромосомы к другой, различные изменения формы хромосом. Причины хромосомных аномалий различны и полностью не выявлены. В части случаев речь идет о неполноценности генеративных клеток родителей (наличие неправильного набора хромосом, их «старение» с возрастом, повреждение химическими веществами, хроническим заболеванием, радиацией).

Наиболее распространенными хромосомными нарушениями, вызывающими умственную отсталость (олигофрению), являются болезнь Дауна, синдром «кошачьего крика» («кри дю ша»), синдромы Шерешевского-Тернера (у девочек) и Кляйнфельтера (у мальчиков).

1.2.Умственная отсталость, связанная с нарушениями обмена веществ вследствие неполноценности различных ферментов. В настоящее время выделено большое количество генетически обусловленных нарушений обмена, сопровождающихся слабоумием: фенилкетонурия, гистиденемия, прогерия, фруктозурия и др. При этих заболевания врожденное отсутствие определенного фермента приводит к накоплению в организме токсических продуктов, поражающих мозг детей. С такими нарушениями связано возникновение ряда тяжелых форм слабоумия.

II группа нарушений интеллекта обусловлена экзогенными факторами , т.е. недоразвитие нервной системы вызвано воздействиями извне.

2.1.Умственная отсталость (олигофрения), обусловленная внутриутробным поражением различными инфекциями: хроническими (токсоплазмоз и др.), острыми (заболевания матери в период беременности краснухой, паротитом, гриппом и др.).

2.2.Патогенное значение имеет хроническая интоксикация организма матери алкоголем, химическими, в том числе лекарственными веществами (в настоящее время известно свыше 100 лекарственных средств, проникающих через плацентарный барьер).

2.3.Радиактивное и рентгеновское облучение может оказать патогенное влияние как на плод, так и на половые клетки родителей.

2.4.Эндокринные заболевания матери, токсикозы, нарушения витаминного баланса; хроническая недостаточность сердечно-сосудистой системы, легких, печени, почек у матери; несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповым антигенам групп крови (системы АВО).

2.5.Длительная гипоксия плода – хронический недостаток кислорода.

2.6.Патологии родов: инфекции (листериоз), родовая травма, асфиксия.

2.7.Постнатальное поражение ЦНС инфекциями, интоксикациями и травмами.

III группа смешанные по этиологии формы умственной отсталости: микроцефалия, ряд форм гидроцефалии.

Вопросы и задания для самопроверки

1. Из специальной научной и справочной литературы выпишите определения понятия «умственная отсталость», сделайте сопоставительный анализ дефиниций с точки зрения выделения авторами ведущих признаков этого нарушения.

2. Нарушения каких психических процессов у умственно отсталых детей рассматриваются как первичный дефект?

3. Охарактеризуйте понятия «олигофрения» и «деменция». Какой принцип положен в основу их разграничения?

4. Назовите причины возникновения умственной отсталости.

Литература:

1. Безрукова, Е.З . Введение в изучение психологии умственно отсталого ребенка. – Свердловск, 1975.

2. Исаев, Д.Н . Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство. – СПб.,2003. – Гл.2,6.

3. Ляпидевский, С.С., Шостак, Б.И . Клиника олигофрении. – М.,1973.

4. Отбор детей во вспомогательную школу/Сост. Т.А.Власова, К.С.Лебединская, В.Ф.Мачихина. – М.,1983. – Гл.1.

5. Певзнер, М.С., Лубовский, В.И. Динамика развития детей-олигофренов. – М.,1963.

6. Петрова, В.Г., Белякова, И.В. Психология умственно отсталых школьников. – М.,2002. –С.5 – 17.

7. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника. – М.,1986.

8. Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии (справочные материалы по коррекционной педагогике): учебное пособие / Сост. Н.В.Новоторцева. 3-е изд., перераб. и доп. – Ярославль: «Академия развития», 1999. – 144 с.

9. Шалимов, В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. – М., 2003.

Ителлект в широком смысле совокупность всех познавательных функций индивида: от мышления до восприятия и воображения. Эта основная форма познания действительности. При нарушениях интеллекта происходит органическое поражение головного мозга. Для количественной оценки интелекта существуют специальные тесты. Широкое распространение получили:

    Векслеровская шкала интеллекта (для взрослых и детей);

    Тест Станфорд-Бине;

    Деневрский тест;

    Шкала раннего речевого развития.

Умстеванная отсталость может быть выражено в форме:

    легкой (IQ составляет 55-70).;

    умеренной (IQ составляет 45-55);

    тяжелой (IQ составляет 25-45).

При легкой форме умственной отсталости у больного сохраняется способность к обучению. К данной категории относится 75% умственно отсталых лиц. По уровню развития не превышают знания четветрого класса школы. При определенной опеке способны к самостоятельной жизни.

Умеренная умственная отсталость позволяет больному тренировать некоторые навыки:

    Самообслуживание;

    работа в мастерской;

    начальные навыки образования.

Однако, достигнуть существенных успехов в образовании эта група умственно отсталых не может. Больные живут в специальной семье или учреждении под присмотром специалистов. Группа включает 20% от всех умственно отсталых больных.

При тяжелой умственной отсталости больные полностью зависимы от окружающих. Некоторые из них прикованы к постели, и все попытки социализации остаются безуспешными. Эта группа включает не более 5% всех умственно отсталых лиц. Данная классификация применялась много лет. Однако, в последние годы была предложена другая классификация, в соответствии с которой умственную отсталость делят на две степени:

    легкую (IQ - 50-70):

    тяжелую (IQ ниже 50).

Оценка интеллекта методом тестирования обладает многими недостатками:

    Результаты тестов плохо воспроизводимы;

    В тестах не учитываются особенности культурного и социального окружения, образовательный уровень;

    Не учитывается наличие или отсутствие заинтересованности и мотивации.

Несмотря на все недостатки, психологическое тестирование является единственным научным методом оценки интеллекта человека.

Причины нарушения интеллекта

Недоразвитие интеллектуальных функций возникает в результате разнообразных факторов, которые влияют на процесс созревания мозга ребенка. Заболевания, которые проявляются нарушениями интеллекта:

    Дегенеративные заболевания мозга;

    Болезнь Альцгеймера;

    Болезнь Паркинсона;

    Хроническая гидроцефалия;

    Болезнь Гентингтона;

    Вирусный энцефалит.

Крое того, причиной может стать авитаминоз, психические заболевания и депрессия. Авитаминозы:

    Пеллагра;

    Синдром Вернике-Корсакова;

    Авитаминоз B12;

    Эндокринные нарушения (гипотиреоз).

Многие лекарственные препараты могут вызывать интеллектуальные расстройства, напоминающие деменцию.

Причинами развития нарушений интеллекта могут стать:

    Первичная и вторичная микроцефалия;

    Нарушения аминокислотного обмена;

    Нарушения обмена органических кислот и мочевины;

    Лизосомные болезни;

    Митохондриальные болезни;

    Болезнь Ли;

    Синдром MERRF;

    Синдром MELAS;

    синдром Кирнса-Сейра;

    Болезнь Олперса.

Также причиной заболевания могут быть пероксисомные болезни. Эти заболевания обусловленны множественной недостаточностью пероксисомных ферментов. К ним относятся:

    синдром Цельвегера (характерны типичные дисморфогенетические проявления);

    болезнь Рефсума (повышенный уровень фитиновой кислоты в крови)

    Врожденные инфекции (герпес, краснуха).

    Внутриутробные повреждающие воздействия (хроническая плацентарная недостаточность, токсикоз, сахарный диабет, нарушения питания, алкоголизм, прием некоторых лекарственных средств).

Среди внутробных повреждений стоит выделить перинательные повреждения мозга, которые могут возникнуть в период родов. К ним, в частности, относятся:

    Гипоксически-ишемические поражения;

  • инфекции;

    токсические и метаболические расстройства.

Среди других стойких неврологических расстройств, развивающихся в перинатальный (или послеродовый) период, выделяют менингит, гипогликемию, билирубиновая энцефалопатию. Постнатальные причины умственной отсталости включают черепно-мозговую травмы, инфекции ЦНС, гипоксически-ишемические повреждения, опухоли ЦНС, токсические и метаболические расстройства.

Детский церебральный паралич развивается у недоношенных детей. Это хроническое непрогрессирующее заболевание, характеризующееся выраженными двигательными нарушениями , часто сочетающимися с эпилептическими припадками и умственной отсталостью . В зависимости от неврологических симптомов выделяют следующие формы детского церебрального паралича:

    спастическую;

    хореоатетозную;

    атаксическую;

    смешанную.

Двигательные расстройства могут проявляться ко второму году жизни ребенка, что значительно затрудняет врачу постановку диагноза. Важная причина детского церебрального паралича: недоношенность и ее осложнения. У доношенных детский это заболевание обычно обусловлено внутриутробными факторами.

Нарушение интеллекта в зрелом возрасте

Деменция является приобретенной формой слабоумия, которая характеризируется стойким снижением познавательной деятельности с утратой в разной степени ранее усвоенных знаний. Помимо утраты знаний и навыков, возникают затруднения с приобретением новых. В отличии от врожденной умственной отсталости, деменция - это распад психических функций. В народе сенильная деменция носит название старческий маразм . По месту локализации врачи выделяют деменцию:

    корковую;

    подкорковую;

    корково-подкорковую;

    мультифокальную.

Симптомы заболевания могут быть следующими:

    Нарушение кратковременной и долговременной памяти;

    Нарушение абстрактного мышления;

    Нарушение критики;

    личностные изменения;

    социальная дезадаптация.

Основная классификация деменций позднего возраста:

    Сосудистые деменции (церебральный атеросклероз);

    Атрофические деменции (болезнь Альцгеймера, болезнь Пика);

    смешанные.

Разновидности синдромов заболевания:

  • Тотальное слабоумие. Грубые нарушения как в познавательной сфере (патология памяти, нарушения абстрактного мышления, произвольного внимания и восприятия) и личности (расстройства нравственности: исчезают чувства долга, деликатность, корректность, вежливость, стыдливость; разрушается ядро личности).
  • Лакунарное слабоумие. Прогрессирующая и фиксационная амнезия . Больные могут компенсировать свой дефект, записывая важные вещи в дневник. Эмоционально-личностная сфера страдает негрубо: ядро личности не затрагивается, возможны сентиментальность, слезливость и эмоциональная лабильность.

Исследование, проведенное в 2013 году специалистами Института медицинских наук Низама в Индии выявило, что использование двух языков в ежедневной речи, а также знание иностранного языка действительно может задержать развитие деменции. Анализ медицинских записей 648 случаев заболевания деменцией показал, что у тех, кто разговаривает на двух языках и больше, деменция развивается в среднем на 4,5 года позже, чем у тех, кто разговаривает только на одном языке.

(вопросов: 6)

Данный тест предназначен для детей в возрасте 10-12 лет. Он позволяет определить, какое место ваш ребенок занимает в коллективе сверстников. Чтобы правильно оценить результаты и получить самые точные ответы, не стоит давать много времени на раздумье, попросите ребенка отвечать то, что первым придет ему в голову...


Симптомы болезни - нарушения интеллекта

Нарушения и их причины по категориям:

Нарушения и их причины по алфавиту:

нарушение интеллекта -

"Интеллект" (от латинского intellectus - понимание, познание) - в широком смысле совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущений и восприятия до мышления и воображения; в более узком смысле - мышление.

Интеллект - основная форма познания человеком действительности». Это определение интеллекта принято в современной отечественной психологии.

Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Именно эти признаки: стойкость, необратимость дефекта и его органическое происхождение должны в первую очередь учитываться при диагностике детей.

Для количественной оценки интеллекта и психического развития предложены различные тесты. Наибольшее распространение получили:

Векслеровская шкала интеллекта для взрослых (переработанная) позволяет определить IQ для вербальных и невербальных навыков и общий IQ; она предназначена для лиц старше 16 лет.

Векслеровская шкала интеллекта для детей (переработанная) также позволяет оценить вербальные и невербальные навыки и общий интеллект, но предназначена для тестирования детей в возрасте 6-16 лет. Различие между IQ для вербальных и невербальных навыков может указывать на расстройства восприятия.

Тест Станфорд-Бине (4-я редакция) предназначен для детей старше 2 лет и позволяет определить «умственный возраст» и IQ. Поскольку тест включает в основном вербальные задания, он не годится, если у ребенка имеются специфические коммуникативные расстройства (например, аутизм, дислексия) или недоразвитие (в силу внешних факторов) вербальных функций.

Денверский тест II позволяет оценить четыре стороны поведения: общие двигательные навыки, тонкие движения, речь и личностно-социальные навыки. С его помощью можно быстро определить психомоторное развитие детей дошкольного возраста. IQ при этом не определяют.

Шкала раннего речевого развития (Early Language Milestone Scale - ELM) и шкала слухоречевого развития (Central Linguistic Auditory Milestones Scale - CLAMS) предназначены для массовых обследований моторной и сенсорной речи у детей до 3 лет.

Умственная отсталость может быть легкой, умеренной или тяжелой.
1. При легкой умственной отсталости способность к обучению сохранена, IQ составляет 55-70. К этой категории относятся приблизительно 75% всех умственно отсталых лиц. Их развитие обычно не превышает уровень третьего-четвертого класса школы, однако в зрелом возрасте они при определенной опеке способны к самостоятельной жизни.
2. При умеренной умственной отсталости возможна некоторая тренировка навыков, IQ составляет 45-55. Большинство лиц, принадлежащих к этой категории, способны приобретать навыки самообслуживания, однако они никогда не достигают сколько-нибудь существенных успехов в образовании. Они могут жить в семье и работать в специальных мастерских. Одиноким же требуется постоянный уход в условиях интерната. Эта группа включает примерно 20% всех умственно отсталых лиц.
3. При тяжелой (IQ - 25-45) и крайне тяжелой (глубокой) (IQ ниже 25) умственной отсталости больные полностью зависимы от окружающих. Некоторые из них прикованы к постели, и все попытки их социализации остаются безуспешными. Эта группа включает не более 5% всех умственно отсталых лиц.
4. Данная классификация применяется уже много лет и во многих ситуациях оказывалась весьма полезной. Однако в последние годы была предложена другая классификация, в соответствии с которой умственную отсталость делят на две степени: легкую (IQ - 50-70) и тяжелую (IQ ниже 50).

Недостатки и ограничения тестов на интеллект. Оценка интеллекта методом тестирования обладает многими серьезными недостатками. Результаты тестов часто плохо воспроизводимы, особенно у детей. В тестах не учитываются особенности культурного и социального окружения, образовательный уровень, наличие или отсутствие заинтересованности и мотивации. Кроме того, при некоторых психических заболеваниях (особенно при депрессии и шизофрении) тесты дают заниженную величину IQ. Остается неясным, связано ли это со снижением интеллекта или с недостаточной мотивацией. В то же время психологическое тестирование в настоящее время является единственным научным методом оценки интеллекта, и при четком понимании всех ограничений имеющихся тестов они могут быть использованы для обследования и динамического наблюдения больных с интеллектуальными расстройствами.

При каких заболеваниях возникает нарушение интеллекта:

Причины нарушения интеллекта.
Недоразвитие интеллектуальных функций может возникнуть вследствие множества самых разнообразных явлений, влияющих на созревание мозга ребенка.

Заболевания, проявляющиеся преимущественно нарушением интеллекта
1. Дегенеративные заболевания мозга
- Болезнь Альцгеймера и болезнь Пика (лобарная атрофия Пика)
- Прогрессирующий надъядерный паралич (синдром Стила-Ричардсона-Ольшевского)
- Болезнь Паркинсона
- Болезнь Гентингтона (хорея Гентингтона)
2. Мультиинфарктная деменция и болезнь Бинсвангера
3. Хроническая гидроцефалия
4. Спонгиоформные энцефалопатии
- Группа редких заболеваний, включающая куру и болезнь Крейтцфельдта-Якоба; эти заболевания характеризуются диффузной дегенерацией нейронов головного мозга, базальных ядер и спинного мозга, пролиферацией глии и губчатым внешним видом коры.
5. Вирусный энцефалит
6. Нейросифилис
7. Посттравматическая энцефалопатия
8. Демиелинизирующие заболевания
9. Внутричерепные объемные образования
10. Системные заболевания с мозговыми проявлениями
11. Авитаминозы
- Пеллагра
- Синдром Вернике-Корсакова
- Авитаминоз B12
- Хронические метаболические расстройства
- Эндокринные нарушения (гипотиреоз)
12. Интоксикации (отравление тяжелыми металлами (свинцом, ртутью, мышьяком, марганцем и таллием) приводит к деменции, этанол - болезнь Маркиафавы-Биньями - редкое осложнение алкоголизма).
13. Лекарственные средства. Многие препараты могут вызывать интеллектуальные расстройства, напоминающие деменцию.
14. Психические заболевания
Ряд психических заболеваний может сопровождаться интеллектуальными нарушениями, обусловленными расстройствами как мотиваций, так и когнитивных функций.
- Депрессия
- Шизофрения

Причины умственной отсталости
- Некоторые хромосомные аномалии можно диагностировать уже по клиническим данным. К ним относятся трисомии 13, 18 и 21-й хромосомы, синдром Клайнфельтера и другие, более редкие болезни. При подозрении на эти заболевания, а также у детей с умственной отсталостью неясного происхождения показано цитогенетическое исследование.
- Синдром повышенной ломкости X-хромосомы - одна из частых причин умственной отсталости. Синдром наследуется по X-сцепленному доминантному типу; у лиц мужского пола он встречается с частотой 1:1250, у лиц женского пола - 1:2500. Клиническая диагностика этого синдрома обычно трудна, поскольку его фенотипические проявления многообразны и неспецифичны. Его классические признаки: большие оттопыренные уши, удлиненное лицо, выступающая нижняя челюсть, макроорхизм - появляются, как правило, только после пубертатного периода. Самыми ранними симптомами обычно являются задержка развития и поведенческие расстройства, в том числе гиперактивность и аутизм. Прямой анализ ДНК позволяет выявить генную аномалию у большинства больных и носителей. Эта аномалия состоит в расширении сегмента гена FMR-1 в локусе Xq27.3, обусловленном вставкой повторяющейся тринуклеотидной последовательности (ЦГГ). Клинические проявления синдрома возникают, если вставка содержит не менее 200 таких последовательностей. Прямой анализ ДНК - более совершенный метод диагностики данного синдрома, чем ранее применявшийся цитогенетический анализ. Последний, однако, можно использовать, когда выявить генетическую аномалию с помощью прямого анализа не удается, несмотря на то, что имеются основания подозревать синдром повышенной ломкости X-хромосомы. Поскольку проявления синдрома неспецифичны, рекомендуют проводить исследование на ломкость X-хромосомы у всех детей с умственной отсталостью неясного происхождения, даже если характерные дисморфогенетические черты отсутствуют.

Наследственные синдромы с множественными пороками развития, при которых не выявляются хромосомные нарушения, весьма разнообразны по клиническим проявлениям; их описание выходит за рамки данной книги. Эти заболевания могут быть классифицированы на основе имеющихся пороков развития; в диагностике помогают специальные атласы.

Заболевания с многофакторным наследованием часто встречаются у детей с легкой умственной отсталостью, особенно в социально неблагополучных группах населения. Унаследовав множественные патологические гены от обоих родителей и оказавшись в неблагоприятных социальных условиях, такие дети испытывают значительные трудности при обучении. У них обычно не обнаруживают каких-либо специфичных аномалий.

К изолированным грубым порокам развития различной этиологии относятся первичная и вторичная микроцефалия, а также разнообразные аномалии, сопутствующие гидроцефалии. Для определения характера и распространенности дефекта применяют различные методы визуализации, включая КТ и МРТ.

Нарушения аминокислотного обмена, а также обмена органических кислот и мочевины лежат в основе большой группы заболеваний, которые клинически трудно отличить как друг от друга, так и от других дегенеративных заболеваний мозга. После периода нормального развития (иногда чрезвычайно короткого, как, например, при болезни кленового сиропа) развиваются признаки диффузного поражения нервной системы, в том числе: задержка или регресс психического и моторного развития, сонливость (иногда переходящая в кому), эпилептические припадки, атаксия, изменения мышечного тонуса. При некоторых заболеваниях наблюдаются характерные признаки, например гипопигментация и экзема при фенилкетонурии, специфический запах мочи при болезни кленового сиропа. Ранняя диагностика имеет важное значение, поскольку некоторые из этих заболеваний поддаются лечению исключением или добавлением в пищу определенных веществ. Для постановки диагноза исследуют содержание аминокислот и органических кислот в крови и моче.

Лизосомные болезни накопления представляют собой группу наследственных заболеваний, при которых вследствие недостаточности того или иного фермента в лизосомах накапливаются определенные метаболиты. В табл. 3.2 перечислены лизосомные болезни накопления, соответствующие им ферментные дефекты и основные накапливающиеся метаболиты. Болезни, первично поражающие серое вещество головного мозга (например, ганглиозидозы), уже на ранней стадии проявляются деменцией и эпилептическими припадками. Напротив, при первичном поражении белого вещества сначала, как правило, появляются атаксия и спастичность, а деменция и судороги присоединяются позднее.

Митохондриальные болезни. Описаны различные варианты митохондриальных болезней, протекающих с поражением головного и спинного мозга, мышц, периферических нервов и других органов. Специфический ферментативный дефект выявлен лишь у части из них.
- Болезнь Ли обусловлена дефицитом цитохром-C-оксидазы и пируватдегидрогеназы. Заболевание начинается обычно в возрасте до двух лет и проявляется задержкой развития, мышечной гипотонией и слабостью, атаксией, офтальмоплегией, нарушением ритма дыхания. На МРТ выявляется характерное изменение интенсивности сигнала от базальных ядер и ядер ствола. Содержание лактата и пирувата в крови и СМЖ обычно повышено.
- Синдром MERRF (Myoclonic Epilepsy with Ragged Red Fibres - миоклоническая эпилепсия с пятнистыми мышечными волокнами) обусловлен точечной мутацией в нуклеотидной паре 8344мтДНК. Синдром проявляется миоклониями, атаксией, мышечной слабостью, деменцией, низкорослостью, снижением слуха, лактацидозом. При биопсии мышц выявляются пятнистые волокна (при специальном окрашивании скопления митохондрий в них выглядят как красные пятна).
- Синдром MELAS (Mitochondrial Encephalomyopathy, Lactic Acidosis and Stroke-like episodes - митохондриальная энцефаломиопатия, лактацидоз и инсультоподобные эпизоды) связан с точечной мутацией в нуклеотидной паре 3243 мт ДНК. Клинические проявления включают низкорослость, эпилептические припадки, повторную рвоту, периодические головные боли, рецидивирующие инсультоподобные эпизоды, деменцию. В крови выявляется лактацидоз, в мышцах - пятнистые волокна.
- Деменция наблюдается также при синдроме Кирнса-Сейра, для которого характерны прогрессирующая наружная офтальмоплегия, атаксия, мышечная слабость, дегенерация сетчатки, нарушения проводимости сердца, лактацидоз, повышение уровня белка в СМЖ, пятнистые мышечные волокна. Синдром обусловлен делецией вмт ДНК.
- Болезнь Олперса связана с недостаточностью комплекса I дыхательной цепи митохондрий. Для нее характерны рано появляющиеся эпилептические припадки, деменция, спастичность, слепота, нарушение функции печени. Недостаточность комплекса I наблюдается и при других перечисленных митохондриальных заболеваниях и является, по-видимому, неспецифическим феноменом.

Пероксисомные болезни
- Заболевания, обусловленные множественной недостаточностью пероксисомных ферментов. К ним относятся: синдром Цельвегера, для которого характерны типичные дисморфогенетические проявления и отсутствие пероксисом в различных тканях; неонатальная адренолейкодистрофия, наследуемая по аутосомно-рецессивному типу и связанная с накоплением жирных кислот с очень длинной цепью; болезнь Рефсума с повышением содержания в крови фитиновой кислоты и гиперпипеколиновой кислоты (как при синдроме Цельвегера).
- Заболевания, обусловленные недостаточностью одного из пероксисомных ферментов. X-сцепленная адренолейкодистрофия обычно начинается в детском возрасте, однако иногда симптомы появляются в подростковом или в зрелом возрасте. Вначале обычно возникают поведенческие расстройства и изменения личности, затем присоединяются прогрессирующие неврологические нарушения и признаки надпочечниковой недостаточности. На КТ и МРТ обнаруживается поражение белого вещества мозга, в крови и других тканях накапливаются жирные кислоты с очень длинной цепью.
- При врожденных инфекциях (например, герпесе, краснухе, токсоплазмозе, цитомегаловирусной инфекции) наряду с умственной отсталостью имеются и другие проявления: внутриутробная задержка развития, неонатальная желтуха, петехии, гепатоспленомегалия, микроцефалия или гидроцефалия, внутричерепные кальцификаты. У детей с врожденной краснухой часто наблюдаются катаракта и врожденные пороки сердца. При подозрении на врожденную инфекцию пробуют выделить вирус из мочи у новорожденного и, если есть возможность, определяют общее содержание IgM и титр специфических IgM-антител. Если такой возможности нет, то исследуют титр IgG в динамике с тем, чтобы отличить активную продукцию антител у новорожденного от пассивного переноса материнских антител.
- Внутриутробные повреждающие воздействия. Умственная отсталость может быть обусловлена материнскими факторами (хроническая плацентарная недостаточность, токсикоз, сахарный диабет, нарушения питания, алкоголизм, прием некоторых лекарственных средств) либо неблагоприятными внешними воздействиями (например, облучением).
- Перинатальные повреждения мозга могут возникать в период родов и в течение первых нескольких суток жизни. К ним относятся гипоксически-ишемические поражения (часто сопровождающиеся внутрижелудочковыми, перивентрикулярными и субарахноидальными кровоизлияниями), травмы, инфекции, токсические и метаболические расстройства. Все перинатальные повреждения, за исключением травм, чаще наблюдаются у недоношенных.
- Перивентрикулярное кровоизлияние (в зародышевый матрикс) с проникновением крови в желудочки мозга и субарахноидальное пространство встречается преимущественно у недоношенных. Это частое заболевание диагностируют с помощью КТ или УЗИ у 40-50% недоношенных весом менее 1500 г. Во многих случаях оно протекает бессимптомно, однако обширные кровоизлияния нередко приводят к смерти или формированию тяжелых остаточных дефектов. В более легких случаях большинство детей выживают, многие в последующем нормально развиваются, однако у некоторых возникают гидроцефалия, непрогрессирующие интеллектуальные и двигательные нарушения. Именно в этих случаях часто обнаруживают нижнюю спастическую параплегию при нормальном психическом развитии.
- Субарахноидальное кровоизлияние также наблюдается при гипоксии. Чаще оно встречается у недоношенных, однако бывает и у доношенных детей. Ближайший и долгосрочный прогноз значительно варьируют.
- Острое субдуральное кровоизлияние редко встречается у новорожденных. Оно может наблюдаться у доношенных, часто в результате травмы, вызванной инструментальным вмешательством в родах. При подозрении на это осложнение показана субдуральная пункция.

Другие важные причины стойких неврологических расстройств, развивающихся в перинатальный период, - менингит, гипогликемия, билирубиновая энцефалопатия.
м. Врожденные метаболические болезни без установленного ферментативного дефекта. В эту группу входит большое число наследственных заболеваний нервной системы, при которых специфический ферментативный дефект не определен.
- Нейрональные цероид-липофусцинозы (ранее объединяемые под названием болезни Баттена) характеризуются накоплением в нейронах аутофлюоресцирующего липидсодержащего пигмента и проявляются умственной отсталостью, судорогами, экстрапирамидными расстройствами, слепотой. В зависимости от времени возникновения симптомов выделяют следующие формы заболевания: инфантильную (Халтиа-Сантавоури), позднюю инфантильную (Бильшовского-Янского), ювенильную (Шпилмейера-Фогта) и взрослую (Куфса). Диагноз можно заподозрить по клиническим данным. В моче может повышаться уровень долихола, при биопсии кожи выявляются характерные внутриклеточные включения.
- Наследственные атаксии
н. Постнатальные причины умственной отсталости включают черепно-мозговую травму, инфекции ЦНС, гипоксически-ишемические повреждения, опухоли ЦНС, токсические и метаболические расстройства.
- Детский церебральный паралич - это хроническое непрогрессирующее заболевание, характеризующееся выраженными двигательными нарушениями, часто сочетающимися с эпилептическими припадками и умственной отсталостью. В зависимости от неврологических симптомов выделяют спастическую, хореоатетозную, атаксическую и смешанную формы детского церебрального паралича. Двигательные расстройства иногда становятся явными лишь на втором году жизни, что значительно затрудняет дифференциальный диагноз с прогрессирующими неврологическими заболеваниями. Важнейшая причина детского церебрального паралича - недоношенность и ее осложнения. У доношенных детский церебральный паралич обычно бывает обусловлен внутриутробными факторами, а перинатальные воздействия не играют ведущей роли. О том, что причиной детского церебрального паралича является перинатальная асфиксия, можно говорить лишь при тяжелой и длительной асфиксии во время родов, умеренной или тяжелой гипоксически-ишемической энцефалопатии в перинатальном периоде, множественных повреждениях внутренних органов, а также при исключении других заболеваний.

К каким врачам обращаться, если возникает нарушение интеллекта:

Педиатр
психиатр
невролог
отоларинголог,
окулист
нейропсихолог,
психолог, в том числе количественное определение интеллекта – тест Векслера
логопед
эндокринолог (по показаниям)
дерматолог (по показаниям)

Вы заметили нарушение интеллекта? Вы хотите узнать более детальную информацию или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Euro lab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь. Вы также можете вызвать врача на дом . Клиника Euro lab открыта для Вас круглосуточно.

Как обратиться в клинику:
Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многоканальный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны . Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее .

(+38 044) 206-20-00


Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.

У Вас нарушился интеллект? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, характерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни . Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача , чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.

Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации , возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой . Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию на . Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Euro lab , чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.

Карта симптомов предназначена исключительно для образовательных целей. Не занимайтесь самолечением; по всем вопросам, касающимся определения заболевания и способов его лечения, обращайтесь к врачу. EUROLAB не несет ответственности за последствия, вызванные использованием размещенной на портале информации.

Если Вас интересуют еще какие-нибудь симптомы болезней и виды нарушений или у Вас есть какие-либо другие вопросы и предложения – напишите нам , мы обязательно постараемся Вам помочь.



gastroguru © 2017