Шпаргалка: Психические познавательные процессы. Психические познавательные процессы

Введение

Психические процессы, с помощью которых формируются образы окружающей среды, а также образы самого организма и его внутренней среды, называются познавательными психическими процессами.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь - выступают как важнейшие компоненты любой деятельности. Для того чтобы удовлетворять свои потребности, общаться, играть, учиться и трудиться, человек должен воспринимать мир, обращать внимание на те или иные моменты или компоненты деятельности, представлять то, что ему нужно сделать, запоминать, обдумывать, высказывать суждения. Следовательно, без участия психических процессов человеческая деятельность невозможна, они выступают как ее неотъемлемые внутренние моменты.

Протекая одновременно, эти процессы взаимодействуют друг с другом настолько слажено и настолько незаметно для нас, что мы в каждый данный момент воспринимает и понимаем мир не как нагромождение цветов, оттенков, форм звуков, запахов, в которых необходимо разбираться, чтобы установить, что к чему, и не как картинку, изображенную на каком-то экране, а именно как мир, находящийся вне нас, наполненный светом, звуками, запахами, предметами, населенный людьми, имеющий перспективу и явно воспринимаемый, а также и скрытый, не воспринимаемый в данный момент план. Несмотря на то, что с помощью органов чувств в каждый данный момент мы воспринимает только часть пространства, мы знаем, что пространство окружающего нас мира целостно и непрерывно. Благодаря этим процессам мир предстает перед нами также в его временной целостности и непрерывности, как нечто, что развивается и существует не только в настоящем, но имеет также прошлое и будущее, вследствие чего его временные границы расширяются беспредельно.

1. Ощущение и восприятие

В познании принято выделять два уровня: чувственный и рациональный. К первому уровню относится познание с помощью органов чувств. В процессе чувственного познания у человека складывается образ, картина окружающего мира в его непосредственной данности и многообразии. Чувственное познание представлено ощущениями и восприятием. В рациональном познании человек выходит за пределы чувственного восприятия, вскрывает существенные свойства, связи и отношения между предметами окружающего мира. Рациональное познание окружающего мира осуществляется благодаря мышлению, памяти и воображению.

Ощущения являются наиболее простой формой психической деятельности. Они возникают как рефлекторная реакция нервной системы на тот или иной раздражитель. Физиологической основой ощущения является нервный процесс, возникающий при действии раздражителя на адекватный ему анализатор. Анализатор состоит из трех частей:

Периферического отдела (рецептора), трансформирующего энергию в нервный процесс;

Проводящих нервных путей, соединяющих периферические отделы анализатора с его центром: афферентных (направленных к центру) и эфферентных (идущих к периферии);

Подкорковых и корковых отделов анализатора, где происходит переработка нервных импульсов, приходящих из периферических отделов.

Клеткам периферических отделов анализатора соответствуют определенные участки корковых клеток. Многочисленные эксперименты позволяют четко установить локализацию в коре тех или иных видов чувствительности. Зрительный анализатор представлен главным образом в затылочных зонах коры, слуховой - в височных зонах, осязательно-двигательная чувствительность локализована в задней центральной извилине, и т.д.

Для возникновения ощущения необходима работа всего анализатора. Воздействие раздражителя на рецептор вызывает появление раздражения. Начало этого раздражения выражается в превращении внешней энергии в нервный процесс, который производится рецептором. От рецептора этот процесс по афферентным путям достигает коркового отдела анализатора, вследствие чего возникает ответ организма на раздражение - человек ощущает свет, звук или другие качества раздражителя. Вместе с тем воздействия внешней или внутренней среды на периферическую часть анализатора вызывают ответную реакцию, которая передается по эфферентным путям и приводит к тому, что зрачок расширяется или сужается, взгляд направляется на предмет, рука отдергивается от горячего и т.д. Весь описанный путь называется рефлекторным копытом. Взаимосвязь элементов рефлекторного кольца создает основу ориентировки сложного организма в окружающем мире, обеспечивает деятельность организма в разных условиях его существования.

Ощущения - это форма отражения адекватных раздражителей. Так, например, зрительные ощущения возникают при воздействии электромагнитных волн длиной в диапазоне от 380 до 780 миллимикрон, слуховые ощущения - при воздействии механических колебаний частотой от 16 до 20 000 Гц, громкостью от 16-18 до 120 децибел, тактильные ощущения вызываются действием механических раздражителей на поверхность кожи, вибрационные порождаются вибрацией предметов. Свои специфические раздражители имеют и другие ощущения (температурные, обонятельные, вкусовые). Тесно связана с адекватностью раздражителю ограниченность ощущений, обусловленная особенностями строения органов чувств. Человеческое ухо не улавливает ультразвуки, хотя некоторые животные, например дельфины, обладают такой способностью. Глаза человека чувствительны лишь к небольшому участку спектра. Значительная часть физических воздействий, не имеющих жизненного значения, нами не воспринимается. Для восприятия радиации и некоторых других воздействий, встречающихся на Земле в чистом виде и в количествах, угрожающих жизни человека, у нас просто нет органов чувств.

Пространственная локализация раздражителя также определяет характер ощущений. Пространственный анализ, осуществляемый дистантными рецепторами, дает сведения о локализации раздражителя в пространстве. Контактные ощущения соотносятся с той частью тела, на которую воздействует раздражитель. При этом локализация болевых ощущений бывает более «разлитой», менее точной, чем тактильных.

Основными свойствами восприятия как перцептивной деятельности являются его предметность, целостность, структурность, константность, избирательность и осмысленность.

Предметность восприятия проявляется в отнесенности образов восприятия к определенным предметам или явлениям объективной действительности. Предметность как качество восприятия играет важную роль в регуляции поведения. Мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с тем, как мы используем их на практике.

Целостность восприятия заключается в том, что образы восприятия представляют собой целостные, законченные, предметно оформленные структуры.

Константность - обеспечивает относительное постоянство восприятия формы, величины и цвета предмета независимо от изменения его условий. Например, изображение предмета (в том числе и на сетчатке) увеличивается, когда расстояние до него сокращается, и наоборот. Однако воспринимаемая величина объекта остается неизменной. Люди, постоянно живущие в густом лесу, отличаются тем, что они никогда не видели предметов на большом расстоянии. Когда этим людям показали объекты, находящиеся на большом расстоянии от них, они восприняли эти объекты не как удаленные, а как маленькие. Подобные нарушения наблюдались у жителей равнин, когда они смотрели вниз с высоты многоэтажного здания: все объекты казались им маленькими, или игрушечными. В то же время строители-высотники видят объекты, находящиеся внизу, без искажения размеров. Эти примеры убедительно доказывают, что константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Действительным источником константности восприятия являются активные действия перцептивной системы. Из разнообразного и изменчивого потока движений рецепторных аппаратов и ответных ощущений субъект выделяет относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта. Многократное восприятие одних и тех же объектов при разных условиях обеспечивает устойчивость перцептивного образа относительно этих изменчивых условий. Константность восприятия обеспечивает относительную стабильность окружающего мира, отражая единство предмета и условий его существования.

Избирательность восприятия заключается в преимущественном выделении одних объектов по сравнению с другими, обусловленном особенностями субъекта восприятия: его опытом, потребностями, мотивами и т.д. В каждый конкретный момент человек выделяет лишь некоторые объекты из бесчисленного количества окружающих его предметов и явлений.

Осмысленность восприятия указывает на его связь с мышлением, с пониманием сущности предметов. Несмотря на то, что восприятие возникает вследствие непосредственного воздействия объекта на органы чувств, перцептивные образы всегда имеют определенное смысловое значение. Сознательно воспринять предмет - это значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной категории, обобщить его в слове. Даже при виде незнакомого предмета мы пытаемся уловить в нем сходство со знакомыми объектами, отнести его к некоторой категории.

Восприятие зависит не только от раздражения, но и от самого воспринимающего субъекта. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности носит название апперцепции. Восприятие - активный процесс, использующий информацию, чтобы выдвигать и проверять гипотезы. Характер гипотез определяется содержанием прошлого опыта личности. Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем ярче и насыщеннее его восприятие, тем больше он видит и слышит.

Содержание восприятия определяется также поставленной задачей и мотивами деятельности. Например, слушая в исполнении оркестра музыкальное произведение, мы воспринимаем музыку в целом, не выделяя звучание отдельных инструментов. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать. Существенным фактом, влияющим на содержание восприятия, является установка субъекта, т.е. готовность воспринять что-то определенным образом. Кроме того, на процесс и содержание восприятия оказывают воздействие эмоции.

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое и обонятельное восприятие. Восприятие окружающего мира, как правило, комплексно: оно представляет собой результат совместной деятельности различных органов чувств. В зависимости от объекта восприятия различают восприятие пространства, движения и времени.

Восприятие часто классифицируют по степени направленности и сосредоточенности сознания на определенном объекте. В этом случае можно выделить преднамеренное (произвольное) и непреднамеренное (непроизвольное) восприятие. Преднамеренное восприятие по своей сути является наблюдением. Успех наблюдения в значительной мере зависит от предварительных знаний о наблюдаемом объекте. Целенаправленное формирование навыка наблюдения - непременное условие профессиональной подготовки многих специалистов, оно же формирует важное качество личности - наблюдательность.

Таким образом, ощущение и восприятие являются неотъемлемыми элементами познавательных психологических процессов.

2. Воображение и творчество

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных формулах, так, что идейное содержание художественного произведения выступает наряду с его образами, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведение теряет свою художественность. Наглядно-образное содержание художественного произведения и только оно должно быть носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается прежде всего в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать воображаемую новую ситуацию не путём нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.

В корне ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужна особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения. Чем реалистичнее художественное произведение, чем строже в нём соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.

Соблюдение жизненной реальности не означает, конечно, фотографического воспроизведения или копирования непосредственно воспринятого. Непосредственно данное, как оно обычно воспринимается в повседневном опыте, по большей части случайно; в нём далеко не всегда выделяется характерное, существенное содержание, определяющее индивидуальное лицо человека, события, явления. Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения - показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие. Так, написанный настоящим художником портрет Анны Карениной впервые открыл Вронскому то самое милое её выражение, которое, как казалось Вронскому после того, как он увидел портрет, он всегда в ней знал и любил, хотя на самом деле он лишь благодаря портрету впервые его действительно увидал.

Нельзя лучше выразить, в чём заключается сущность художественного творчества. Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое. Суть этого преобразования заключается в том, что оно не удаляется, а приближается к действительности, что оно как бы снимает с неё случайные наслоения и внешние покровы. В результате глубже и вернее выявляется её основной рисунок. Продукт такого воображения даёт часто по существу более верную, глубокую, более адекватную картину или образ действительности, чем это в состоянии сделать фотографирующее воспроизведение непосредственно данного.

Образ, внутри преобразованный идеей художественного произведения так, что во всей своей жизненной реальности он оказывается пластическим выражением определённого идейного содержания, является высшим продуктом творческого художественного воображения. Мощное творческое воображение узнаётся не столько по тому, что человек может измышлять, не считаясь с реальными требованиями действительности и идеальными требованиями художественного замысла, а скорее по тому, как он умеет преобразовать действительность повседневного восприятия, обременённую случайными, лишёнными выразительности штрихами, в соответствии с требованиями действительности и художественного замысла. Воображение создаёт в наглядных образах, таких похожих и вместе с тем не похожих на наши потускневшие и стёртые в повседневной обыденности восприятия, чудесно оживший, преображённый и тем не менее как будто более подлинный мир, чем данный нам в повседневном восприятии.

Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлёт от действительности, более или менее значительное отклонение от неё. Художественное творчество выражается не только в портрете; оно включает и сказку и фантастический рассказ. В сказке, в фантастическом рассказе отклонения от действительности могут быть очень велики. Но и в сказке, и в самом фантастическом рассказе отклонения от действительности должны быть объективно мотивированы замыслом, идеей, которая воплощается в образах. И чем эти отклонения от действительности значительнее, тем объективно мотивированнее должны они быть. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к фантастике, к отклонению от некоторых сторон действительности, с тем чтобы придать образную наглядность действительности, основному замыслу или идее, отражающей опосредованно какую-то существенную сторону действительности.

Не менее необходимо воображение - в других формах - в научном творчестве.

Ещё великий английский химик XVIII в. Дж. Пристли, открывший кислород, утверждал, что действительно великие открытия, до которых «никогда не додумался бы рассудительный медлительный и трусливый ум», способны делать лишь учёные, которые «дают полный простор своему воображению». Т. Рибо склонен был даже утверждать, что если мы «подведём итоги количеству воображения, затраченному и воплощённому, с одной стороны - в области художественного творчества, а с другой - в технических и механических изобретениях, то мы найдём, что второй значительно больше первого».

Роль воображения в научном творчестве очень высоко расценивал и Ленин. Он писал:»… нелепо отрицать роль фантазии и в самой строгой науке». «Напрасно думают, - замечает В.И. в другом месте, - что она (фантазия. - С.Р.) нужна только поэту. Это глупый предрассудок. Даже в математике она нужна, даже открытие дифференциального и интегрального исчислений невозможно было бы без фантазии. Фантазия есть качество величайшей ценности…».

Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нём специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нём мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению. И только поскольку творчество, открытие нового совершается благодаря преобразованию наглядно-образного содержания, оно может быть отнесено за счёт воображения. В реальном мыслительном процессе в единстве с понятием в той или иной мере, в той или иной форме участвует и наглядный образ. Но образное содержание восприятия и представление памяти, воспроизводящее это содержание, иногда не даёт достаточных опорных точек для разрешения встающей перед мышлением проблемы. Иногда нужно преобразовать наглядное содержание для того, чтобы продвинуть разрешение проблемы; тогда воображение вступает в свои права.

Очень рельефно эта роль воображения выступает в экспериментальном исследовании. Экспериментатор, задумывая постановку опыта, должен, исходя из своих теоретических гипотез и учитывая уже установленные законы данной научной области, вообразить, представить себе такую непосредственно не данную ситуацию, которая, удовлетворяя всем этим условиям, дала бы возможность проверить исходную гипотезу. Это построение конкретной ситуации эксперимента в представлении экспериментатора, предваряющем эксперимент, является актом воображения, оперирующего в научном исследовании.

Не в меньшей мере, но лишь в других формах формируется воображение в процессе научного творчества. Раскрываемая наукой бесконечность в большом и малом, в мирах и атомах, в неисчислимом многообразии конкретных форм и их единстве, в непрерывном движении и изменении, даёт для развития воображения в своём роде не меньше, чем может дать и самое богатое воображение художника.

Наконец, воображение формируется в практической деятельности - особенно в революционные эпохи, когда практическая деятельность людей ломает установившиеся нормы и рутинные представления, революционизируя мир.

. Мышление и интеллект

Термину «мышление» мы можем поставить в соответствие в нашем обыденном языке слово «обдумывание» или (менее нормативно, но, возможно, более точно) «думание». Слово «ум» выражает свойство, способность; обдумывание - процесс. Решая задачу, мы думаем, а не «умничаем» - здесь сфера психологии мышления, а не интеллекта. Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Интеллектуальный человек - это тот, кто способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется интеллект.

Мышление и интеллект с давних пор считаются важнейшими и отличительными чертами человека. Недаром для определения вида современного человека используется термин «homo sapiens» - человек разумный. Человек, потерявший зрение, слух или способность к движению, конечно, несет тяжелую утрату, но не перестает быть человеком. Ведь глухой Бетховен или слепой Гомер рассматриваются нами как великие личности. Тот же, кто потерял разум, кажется нам пораженным в самой человеческой сути.

Описание различных видов и типов мышления строится на предпосылке, что нет мышления вообще: мышление неоднородно и подлежит детализации. Разные виды мышления подразделяются по своему функциональному назначению, развитию, строению, используемым средствам, познавательным возможностям.

В психологии наиболее распространенной является следующая классификация видов мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Данная классификация строится на генетическом принципе и отражает три последовательных уровня развития мышления. Каждый из названных видов мышления определяется двумя критериями. Один из них (первая часть названий) - это та конкретная форма, в которой необходимо предъявить субъекту познаваемый объект или ситуацию для того, чтобы ими можно было успешно оперировать:

объект как таковой в своей материальности и конкретности;

объект, изображенный на рисунке, схеме, чертеже;

объект, описанный в той или иной знаковой системе.

Другой критерий (вторая часть названий) - это основные способы, с помощью которых человек познает окружающий мир:

через практическое действие с объектом;

с помощью оперирования образными представлениями;

на основе логических понятий и других знаковых образований.

Основная характеристика наглядно-действенного мышления определяется возможностью наблюдать реальные объекты и познавать отношения между ними в реальном преобразовании ситуации. Практические познавательные предметные действия являются основой всех более поздних форм мышления. При наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется в плане образа или представления. Субъект оперирует наглядными изображениями объектов через их образные представления. При этом образ предмета позволяет объединить набор разнородных практических операций в целостную картину. Овладение наглядно-образными представлениями расширяет сферу действия практического мышления.

На уровне словесно-логического мышления субъект может, оперируя логическими понятиями, познавать существенные закономерности и не наблюдаемые взаимосвязи исследуемой реальности. Развитие словесно-логического мышления перестраивает и упорядочивает мир образных представлений и практических действий.

Описанные виды мышления образуют этапы развития мышления в филогенезе и онтогенезе. Они сосуществуют у взрослого человека и функционируют при решении различных задач. Поэтому их нельзя оценивать с точки зрения большей или меньшей ценности. Словесно-логическое мышление не может быть «идеалом» мышления вообще, Конечной точкой интеллектуального развития.

Интеллект (от лат. intellectus - разумение, понимание, постижение) в психологии определяется как общая способность к познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности и лежащая в основе других способностей. Интеллект не сводится к мышлению, хотя мыслительные способности составляют основу интеллекта. В целом интеллект представляет собой систему всех познавательных способностей человека: ощущения, восприятия, памяти, представления, воображения и мышления. Понятие интеллекта как общей умственной способности применяется в качестве обобщения поведенческих характеристик, связанных с успешной адаптацией к новым жизненным задачам.

В 1937 г. первый вариант своего теста для измерения интеллекта предложил Д. Векслер. Он создал шкалу измерения интеллекта не только для детей, но и для взрослых. Интеллектуальная шкала Векслера для детей переведена на русский язык, адаптирована и широко применяется в нашей стране. Шкала Векслера существенно отличалась от теста Стэнфорд-Бине. Задания, которые предлагались испытуемым по методике Л. Термена, были одинаковы для всех возрастов. Основой для оценки служило число правильных ответов, которое давал испытуемый. Затем это число сравнивалось со средним количеством ответов для испытуемых данной возрастной группы. Такая процедура существенно упрощала подсчет IQ. Д. Векслером была предложена качественная классификация уровней развития интеллекта, основанная на частоте встречаемости определенного IQ:

79 - пограничный уровень развития;

89 - сниженная норма интеллекта;

109 - средний уровень интеллекта;

119-хорошая норма;

129-высокий интеллект;

и выше - весьма высокий интеллект.

В настоящее время интерес к тестам интеллекта значительно ослаб, прежде всего, это связано с невысокой прогностической ценностью данных методов: испытуемые, имеющие высокие показатели по тестам интеллекта, не всегда добиваются высоких достижений в жизни, и наоборот. В связи с этим в психологии даже появился термин «хороший интеллект», под которым понимают интеллектуальные способности, эффективно реализуемые в реальной жизни человека и способствующие его высоким социальным достижениям.

Сегодня, несмотря на попытки выделить новые «элементарные интеллектуальные способности», исследователи в основном склоняются к мнению, что общий интеллект существует как универсальная психическая способность. В связи с успехами в развитии кибернетики, теории систем, теории информации и др. наметилась тенденция понимать интеллект как познавательную деятельность любых сложных систем, способных к обучению, целенаправленной переработке информации и саморегулированию. Результаты психогенетических исследований свидетельствуют о высоком уровне генетической обусловленности интеллекта. Невербальный интеллект более тренируем. Индивидуальный уровень развития интеллекта определяется также рядом средовых влияний: «интеллектуальным климатом» семьи, порядком рождения ребенка в семье, профессией родителей, широтой социальных контактов в раннем детстве и т.д.

Заключение

Жизнедеятельность человека предполагает активное исследование объективных закономерностей окружающей действительности. Познание мира, построение образа этого мира необходимы для полноценной ориентации в нем, для достижения человеком собственных целей. Знание окружающего мира входит во все сферы деятельности человека и основные формы его активности.

Ощущение - это процесс первичной обработки информации, который представляет собой отражение отдельных свойств предметов и явлении, возникающее при их непосредственном воздействии на органы чувств, а также отражение внутренних свойств организма. Ощущение выполняет функцию ориентации субъекта в отдельных, самых элементарных свойствах объективного мира.

Восприятие (перцепция) - это отражение в сознании человека предметов, явлений, целостных ситуаций объективного мира при их непосредственном воздействии на органы чувств. В отличие от ощущений в процессах восприятия (ситуации, человека) формируется целостный образ предмета, который называется перцептивным образом. Образ восприятия не сводится к простой сумме ощущений, хотя и включает их в свой состав.

Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве.

Участвуя вместе с мышлением в процессе научного творчества, воображение выполняет в нём специфическую функцию, отличную от той, которую выполняет в нём мышление. Специфическая роль воображения заключается в том, что оно преобразует образное, наглядное содержание проблемы и этим содействует её разрешению.

Воображение формируется в практической деятельности - особенно в революционные эпохи, когда практическая деятельность людей ломает установившиеся нормы и рутинные представления, революционизируя мир.

Мышление и интеллект - близкие термины. Их родство становится еще яснее при переводе на слова из обыденного русского языка. В этом случае интеллекту будет соответствовать слово «ум». Мы говорим «умный человек», обозначая этим индивидуальные различия интеллекта. Мы можем также сказать, что ум ребенка с возрастом развивается, - этим передается проблематика развития интеллекта.

Таким образом, оба термина выражают различные стороны одного и того же явления. Интеллектуальный человек - это тот, кто способен к осуществлению процессов мышления. Интеллект - способность к мышлению. Мышление - процесс, в котором реализуется интеллект.

Список использованной литературы

воображение память интеллект творчество

1.Годфруа Ж. Что такое психология учебник общей психологии с основами физиологии высшей нервной деятельности: в 2 т. Т.1. / пер. с фр. Н.Н. Алипов, пер. с фр. А.В. Пегелау, пер. с фр. Т.Я. Эстрина, ред. Г.Г. Аракелов. - М.: Мир, 1992. - 491 с.

.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии: учебное пособие для вузов / А.Н. Леонтьев, ред. Д.А. Леонтьев, Е.Е. Соколова. - М.: Смысл, 2000. - 511 с.

.Поддьяков А.Н. Психодиагностика интеллекта: выявление и подавление способностей, выявление и подавление способных // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2004. Том.1. №4. С. 75-80.

С помощью таких познaвательных психических прoцессов, как: речь, ощущениe, мышление, пaмять, внимaние, человек воспринимает действительность и осуществляет свою жизнедeятельность.

Особенности психических познавательных процессов

Именно благодаря этим процессам мозг отвечаeт на воздействия из внешней и внутренней среды. Если бы не познавательные явления, деятельность человека была бы в опасности. Тaк, бeз восприятия, ощущений вы не смогли бы чувствовать раздрaжитель, который, не исключено, вполне мог бы нести угрозу вашей жизни. Без воoбражения и психические регуляторы, находящиеся в каждом человеке, не были бы способны проанализировать угрозу, предвидеть результат ее влияния. А без памяти вы не помнили бы о своем прошлом опыте, не знали, к чему приведет возникающее раздражение.

Виды психических познавательных процессов

Рассмотрим детально вышеприведенную классификацию процессов:

1. Ощущения являются простейшими, среди всех психических явлений. Они хранят в себе все представления о раздражающих факторах, с которыми вам приходилось когда-либо сталкиваться. При этом различают следующие виды ощущений:

  • извне: вкусовые, осязательные, слуховые, кожные, зрительные, обонятельные ощущения, посредством которых мы познаем окружающий мир;
  • внутренние: тошнота, голод, жажда и пр., возникающие, как результат сигналов от рецепторов определенных органов;
  • двигательные ощущения появляются вследствие смены положения вашего тела.

2. Восприятие отражает не только то, что вы видите, что вас окружает, но и дополняет все это их свойствами, воздействуя на органы чувств.

3. Внимание является сконцентрированной направленностью вашего сознания на явления или предметы реального мира. Стоит отметить, что каждой личности сложно дается одновременное восприятие информации из многих источников, но ваше имя, к примеру, произнесенное в толпе во время бурной вечеринки, вы обязательно услышите. Ученые это объясняют тем, что на фразы, слова, имеющие для личности особое значение, всегда сфокусированы ее главные механизмы внимания.

4. Память отражает все то, что было ранее воспринято вами, совершено, пережито. Существует генетическая и прижизненная:

  • наследственная память включает в себя инстинкты, всю ту информацию, что характеризует ваше физиологическое строение. На нее не оказывают особого влияния жизненные условия человека;
  • прижизненная хранит то, что накопилось, начиная от момента вашего рождения. К тому же, в отличие от предыдущей, она зависима от внешних воздействий.

5. Мышлениe также относится к высшим психическим познавательным процессам. Оно помогает открыть новые знания для человека, способствует творческому развитию, решению задач. Именно в процессе последнего оно проявляется ярче всего.

6. Речь объединяет в себе звуковые сигналы, символы, способствующие представлению информации, ее переработки, сохранению в памяти и, в случае чего, передачи.

Нарушение познавательных психических процессов

Личность может подвергаться нарушениям психических познавательных процессов. Причиной тому становятся различные заболевания. Так, при эпилепсии уменьшается объем памяти, появляются проблемы с мышлением (больному очень сложно решить элементарные задачи). В результате черепно-мозговых травм замечено уменьшение умственной трудоспособности. Если возникает предположение на подобное психическое нарушение, следует срочно обратиться за консультацией к психиатру.

В едином потоке сознания все познавательные процессы неразрывно связаны, и только в теоретическом плане возможно их обособленное исследование. Анализ каждого познавательного процесса включает в себя: 1) определение сущности данного процесса; 2) его классификацию; 3) выявление общих закономерностей и возрастных особенностей его формирования. Ниже приводится таблица основных характеристик познавательных процессов.

Познавательные процессы: сущность, классификация, закономерности, индивидуально-типологические особенности.

Познавательный процесс (определение) Классификация явлений (в пределах каждого познавательного процесса) Закономерности Индивидуально-типологические особенности
1. Ощущение — психический процесс отражения элементарных (физических и химических) свойств действительности, непосредственно воздействующих на органы чувств. По расположению рецепторов: : 1) — природно обусловленная повышенная чувствительность отдельных анализаторов;
1) ; 1) Нижний порог абсолютной чувствительности (минимальная величина интенсивности воздействия, необходимая для возникновения ощущения);
2) Проприорецептивные; 2) Верхний порог абсолютной чувствительности (максимальная величина доболевой интенсивности воздействия);
3) ; 3) Разностный порог (минимальное различие в интенсивности двух однотипных воздействий, необходимое для его ощущения); 2) — повышение чувствительности под влиянием опыта, профессиональной деятельности;
По взаимодействию рецепторов с раздражителем: Закономерности изменения чувствительности:
1) Дистантные
2) Контактные 1) ; 3) Сенсорная организация индивида — комплекс врожденных и приобретенных особенностей, проявляющихся в доминировании ведущего анализатора, в скорости развития нервных процессов, длительности их действия, в силе сенсорной реакции, в интенсивности эмоционального тона.
По органам чувств: 2) сенсибилизация, десенсибилизация;
Зрительные, слуховые, кинестезические, тактильные, обонятельные, вкусовые, температурные, болевые, органические, статистические, вибрационные 3) контраст ощущений;
2. Восприятие — психический процесс непосредственного отражения предметов и явлений в целостном виде на основе опознания их отличительных признаков. 1) Осмысленность (категориальная идентификация объекта); 1) Обусловленность избирательности восприятия опытом, профессиональной ориентацией, установками и интересами индивида;
1) преднамеренное;
2) непреднамеренное; 2) Целостность;
По :
1) зрительные; 3) Предметность;
2) слуховые;
3) осязательные; 4) Структурность; 2) Обусловленность восприятия индивидуально-типологическими особенностями нервной деятельности — синтетичность (обобщенность) или аналитичность (детализированность) восприятия, его динамика, точность, пороги остроты и глубины зрения, пространственного различения, эмоциональность восприятия.
По специфичности отражаемой формы существования материи:
1) восприятие пространства; 5) Избирательность;
2) восприятие времени;
По структуре: 6) Апперцептивность;
1) симультанное;
2) сукцессивное. 7) Константность.
3. Мышление — психический процесс опосредствованного и обобщенного отражения закономерных связей , существенных для решения проблемных задач По операционным компонентам: 1) Проблематичная направленность; 1) Особенности динамики сигнальных систем (мыслительный, художественный или смешанный тип в. н. д.);
сравнение, обобщение, абстракция, классификация, систематизация, конкретизация; 2) Анализ через синтез; 2) Сочетание и уровень развития различных видов мышления. Развитость отдельных мыслительных операций. Сформированность умственных действий при решении задач определенного класса;
По формам мышления: 3) Обобщенность; 3) Креативные возможности личности — способность видеть проблемы;
суждение, умозаключение, понятие; 4) Селективность; 4) Целенаправленная организованность — способность подчинять поисковые действия цели;
По видам: 5) Антиципационные и селективные возможности — способность предвосхищать возможные решения проблем, избирательно актуализировать необходимые знания;
практически-действенное, нагляднообразное, теоретически-абстрактное; 5) Антиципированность; 6) Импульсивность, уравновешенность или осторожность в принятии решений;
По содержанию: 7) Глубина мышления — способность к обобщениям высокого ранга, раскрывающим сущность явлений;
практическое, научное, художественное; 6) Рефлексивность; 8) Широта мышления — способность интегрирования сведений из различных областей знаний;
По стандартности-нестандартности и операциональным процедурам 9) Гибкость или ригидность ума — способность (неспособность) выйти за пределы ситуативных ограничений и принимать нестандартные решения;
алгоритмическое, дискурсивное (рассудочное), интуитивное; 7) Взаимосвязь осознанного и неосознанного; 10) Критичность — адекватная оценка условий решения задачи и правильности собственных действий;
В зависимости от глубины обощенности:
, теоретическое; 8) Структурность.
4. Воображение — психический процесс конструирования новых образов при включении опыта в новые ситуации По способам активности: 1) Активизация в ситуации неопределенности, эвристичность; 1) Образность воссоздающего воображения (взаимосвязь сигнальных систем);
активное и пассивное, преднамеренное и непреднамеренное; 2) Реконструкция элементов опыта; 2) Рефлексивные возможности;
По результатам: 3) Синтезирование новых отношений; 3) Способность к интерполяции и , к высоковероятностным предположениям;
воссоздающее и творческое; 4) Схематизация; 4) Способность предвидения событий и их эмоционального переживания;
По глубине: 5) Типизация; 5) Подчинение настоящего перспективным целям. Одухотворенность, романтизм, мечтательность;
агглютинация, аналогия, гиперболизация, заострение, схематизация, типизация. 6) Антиципация посредством интерполяции, экстраполяции и рефлексии. 6) Творческие возможности индивида.
5. Память — психическое отражение прошлого взаимодействия человека с действительностью, переходящее в информационно-регуляционный фонд поведения По форме психической активности: I. Закономерности (условия) непроизвольного запоминания: 1) Ведущий вид памяти — зрительная, слуховая, двигательная, словесно-логическая, образная, эмоциональная;
произвольная и непроизвольная; 1) зависимость от силы раздражителя; повышенная ориентация на его начало и конец;
По процессам: 2) зависимость от индивидуальной значимости раздражителя; 2) Быстрота запоминания;
запечатление, сохранение, воспроизведение, забывание; 3) зависимость от эмоциогенных свойств раздражителя;
По видам: 4) зависимость от включенности объекта в структуру деятельности. 3) Прочность сохранения;
а) по анализаторам: зрительная, слуховая, двигательная, органическая и др.; II. Закономерности (условия) произвольного запоминания:
б) по сигнальным системам и роли подкорковых образований: образная, логическая, эмоциональная; 1) осознание значимости, цели запоминания; 4) Объем и точность запоминания;
в) по способам запоминания: 2) осознание смысла воспринимаемого;
прямая и опосредованная; 3) установление структурно-логических взаимосвязей в материале запоминания; 5) Мобилизационная готовность к правильному воспроизведению;
По системам: 4) логическая реконструкция материала — обобщение, систематизация, конструирование;
сенсорная, кратковременная, оперативная, долговременная; 5) установление смысловых ассоциаций и использование мнемических приемов; 6) Суггестивность-асуггестивность (подверженность или неподверженность внушающим воздействиям при воспроизведении), уверенность воспроизведения;
6) схематизация материала (сведение в схемы, таблицы, диаграммы, выявление опорных слов);
7) активное воспроизведение. 7) Профессиональная направленность.

Возрастные особенности познавательной деятельности.

Познавательные процессы Дошкольный возраст 3-5 лет 5 — 7 лет Младший школьный возраст 7 — 11 лет Средний школьный возраст 11 — 15 лет
Восприятие Преобладание непроизвольного восприятия. Фрагментарность, малая детализированностъ Повышение уровня осмысленности и произвольности Развитие организованного восприятия, контроля за правильностью и полнотой целенаправленного восприятия Формирование целостности и осмысленности восприятия
Малый объем восприятия Развитие способности наблюдения Развитие детализированности восприятия, но еще недостаточная его дифференцированность Развитие восприятия пространственных качеств объекта, способность к длительному наблюдению
Ошибки пространственного восприятия Расширение объема и устойчивости Доминирование эмоционально значимых сторон объекта Допускается смешение существенного и второстепенного
Непосредственная связь с действием Несформированность восприятия времени и пространства Неточность в восприятии сходных объектов. Придание сходным предметам одинакового значения Доминирование эмоционально привлекательных сторон объекта
Мышление и речь Мышление включено в действие, в эмоциональную ситуацию, доминирует действенное мышление Отсутствует абстрактное мышление, не устанавливаются логические связи Интенсивное освоение житейских понятий. Мышление имеет наглядно-образную ограниченность Овладение навыками логического рассуждения, усвоение элементарных научных обобщений. Развитие мыслительных операций: сравнения, обобщения, классификации Интенсивное развитие абстрактного мышления, способности к отражению существенных взаимосвязей. Затруднен переход от общего к частному, слабо развита конкретизация
Планирующая функция мышления слабо развита Возникновение способности оперировать образами предметов, не находящимися в поле зрения Переход от единичных суждений к частным и общим Допускается разрыв между 1-й и 2-й сигнальными системами, возможно пустословие
Речь ситуативна Слова употребляются с измененным смыслом Возникновение элементов логического мышления Обобщения ограничены чувственно воспринимаемыми признаками Значительная конкретнообразная ограниченность мышления. Возможно образование понятий по несущественным признакам
Между высказываниями отсутствует логическая связь. Речь только диалогическая Формируется способность к планированию и регулированию практической деятельности Мышление репродуктивно, подвержено инертности
Не понимается переносное значение слое, смысл отвлеченных понятий Развивается дискурсивное, рассудочное мышление Интенсивно развивается монологическая речь, значительно расширяется словарный запас
Формируется монологическая речь
Воображение Непроизвольность Возникновение целенаправленного воображения, регулирование воображения Воображение более реалистично. Интенсивно формируется воссоздающее воображение Усиление реалистичности, появление мечты
Бесконтрольность Планирование игровой, конструктивной и изобретательной деятельности Возможно свободное фантазирование Приобретает реалистический характер
Включенность в действие Развитие творческого воображения Подверженность внушению Интенсивно воображаются различные личностные качества, преимущественно эталонного характере
Зависимость от предметов окружающей обстановки Возможно значительное изменение ранее воспринятого
Смешение воображаемого и действительного
Память Непроизвольность запоминания, его включенность в действие Развитие элементов произвольной памяти, словесно- логического запоминания. Повышение объема и длительности сохранения Развитие произвольной памяти Развитие логической памяти
Доминирование обрезной и эмоциональной памяти Обобщенность представлений Обобщенность и систематизированность запоминаний
Ошибки в узнавании Повышение роли логической памяти Формирование мнемических приемов и навыков
Ложное опознание Лучшее запоминание сходного, чем различного Развитие ассоциативной памяти
Нерасчлененное воспроизведение сходных объектов Недостаточное развитие дифференцированной деятельности. Запоминание деталей
Возможно ложное узнавание

Ощущение, восприятие, мышление служат неразрывными частями единого процесса отражения действительности. В психологической структуре личности важное место занимает познавательная сфера, которая включает в себя такие процессы, как ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание. Каждый их перечисленных психических процессов выполняет свои особенные познавательные функции.

Ощущение

Ощущением называется процесс психического отражения конкретных, отдельных свойств, качеств, сторон предметов и явлений материальной действительности, воздействующих на органы чувств в данный момент, в форме особых субъективных образований. Через ощущения нам представлены физико-химические свойства окружающего мира и даже собственного тела. Ощущения как субъективные образования возникают на основе аналогичного по названию психофизиологического процесса.

Для возникновения ощущений необходимо прежде всего наличие воздействующих на органы чувств предметов и явлений реального мира, которые называются в этом случае раздражителями . Воздействие раздражителей на органы чувств называется раздражением . Возбуждение систем нервных клеток при обязательном участии клеток коры головного мозга и дает ощущение.

Физиологическая основа ощущений – сложная деятельность органов чувств. И.П. Павлов назвал эту деятельность анализаторной, а системы клеток, наиболее сложно организованных и являющихся воспринимающими аппаратами, которые непосредственно осуществляют анализ раздражений – анализаторами.

Анализатор характеризуется наличием трех специфических отделов: периферического (рецепторного), передающего (проводникового) и центрального (мозгового).

Периферический отдел – все органы чувств (глаз, ухо, нос, кожа), а также специальные рецепторные аппараты, расположенные во внутренней среде организма (в органах пищеварения, дыхания, в сердечно-сосудистой системе, в мочеполовых органах).

Человек имеет довольно много всевозможных органов чувств и соответствующих им ощущений. Они отличаются друг от друга таким важным свойством, как модальность. Модальность – это специфическая субъективная окраска, которая характерна для каждого ощущения. В зависимости от модальности различают следующие группы ощущений: зрительные, слуховые, осязательные, обонятельные, вкусовые, болевые, двигательные, органические, статические и вибрационные. Охарактеризуем их:

    Зрительные ощущения возникают в результате воздействия световых лучей (электромагнитных волн) на сетчатку глаза, являющуюся рецептором зрительного анализатора. Свет воздействует на находящиеся в сетчатке светочувствительные клетки двух типов – палочки и колбочки, названые так за их внешнюю форму;

    Слуховые ощущения (дистантные). Благодаря этому виду ощущений человек способен слышать речь, имеет возможность общаться. Раздражители – звуковые волны. Слуховые ощущения отражают высоту звука, громкость, тембр. Все слуховые ощущения можно свести к трем видам – речевые, музыкальные, шум.

    Кожные ощущения (контактные) . В кожных покровах имеется несколько анализаторных систем: тактильная (ощущения прикосновения), температурная(ощущение холода и тепла), болевая. Тактильные ощущения руки, объединяясь с мышечно-суставной чувствительностью, образуют осязание. Осязание представляет собой специфическую человеческую, выработавшуюся в труде систему познавательной деятельности руки. Температурные ощущения связаны с регулированием теплообмена между организмом и окружающей средой. Распределение тепловых и Холодовых рецепторов на коже неравномерно. Наиболее чувствительно к холоду спина, наименее – грудь. Болевые ощущения сигнализирую организму о необходимости отдалиться от раздражителя и имеют ярко выраженный эмоциональный тон.

    Статистические ощущения сигнализируют о положении тела в пространстве. Рецепторы расположены в вестибулярном аппарате внутреннего уха. Резкие и частые изменения положения тела в пространстве могут провести к головокружению.

    Вибрационные ощущения . К слуховым ощущениям примыкает вибрационная чувствительность. У них общая природа отражаемых физических явлений. Вибрационные ощущения отражают колебания упругой среды. Этот вид чувствительности образно называют «контактным слухом». У человека вибрационная чувствительность подчинена слуховой и зрительной. Специальных вибрационных рецепторов и человека не обнаружено.

    Обонятельные ощущения (дистантные) отражают запахи окружающих предметов. Органы обоняния – клетки верхней части носовой полости.

    Вкусовые ощущения (контактные) вызываются действием на вкусовые рецепторы веществ, растворенных в слюне или воде. Вкусовые рецепторы – вкусовые палочки, расположенные на поверхности языка, глотки, неба – различают ощущения сладкого, кислого, соленого и горького.

Особое место и роль в жизнедеятельности человека занимают интероцептивные (органические) ощущения. Они возникают от рецепторов, расположенных во внутренних органах и сигнализируют о функционировании последних. Эти ощущения образуют органическое чувство (самочувствие) человека.

В зависимости от функционального назначения ощущения подразделяются на три группы: экстероцептивные, интероцептивные и проприоцептивные. Рецепторы могут находиться непосредственно на поверхности тела (экстероцепторы) и во внутренних органах и тканях (интероцепторы). Промежуточное положение занимают проприоцепторы, которые служат для ощущения движения и положения органов тела, а также участвуют в определении свойств, качеств объектов, в частности при осязании их рукой находящиеся в мышцах и связках. Таким образом, периферический отдел анализатора выполняет роль воспринимающего аппарата. Рецепторы имеют очень жесткую специализацию в том плане, что каждый из них способен реагировать только на определенные физико-химические свойства ощущаемых предметов и явлений.

Ощущения обладают некоторыми важными свойствами, знание которых имеет большое значение для понимания многих жизненных ситуаций и явлений. Кроме модальности к ним относятся энергетические параметры, временные характеристики, адаптация, сенсибилизация и синестезия. Рассмотрим их более подробно.

Для возникновения ощущения необходимо, чтобы вызывающий стимул достиг определенной величины. Минимальная сила раздражителя, которая вызывает едва заметное ощущение, называется абсолютным нижним порогом ощущений . Раздражители меньшей силы, которые не вызывают возникновения ощущений, называют подпороговым . Нижний порог ощущений определяет уровень абсолютной чувствительности данного анализатора.

Максимальная сила раздражителя, при которой еще возникает адекватное действующему раздражителю ощущение, называется абсолютным верхним порогом ощущений.

Важнейшим свойством ощущений является интенсивность . Чем сильнее раздражитель, тем интенсивнее возникающее ощущение.

Минимальное различение между двумя раздражителями, вызывающие едва заметное различение ощущений, называется порогом различения .

Латентный период – промежуток времени, через который возникает ощущение. Изменение чувствительности анализатора под воздействием раздражителя называется адаптацией.

Сенсибилизация – это повышение чувствительности под влиянием взаимодействия ощущений и упражнений (развитие слуха у детей с помощью упражнений). Ощущения одной модальности могут изменяться под влиянием раздражения других органов чувств.

Это происходит в результате взаимодействия ощущений (например,зрительная чувствительность повышается под влиянием некоторых обонятельных раздражителей).

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Познавательные процессы – это психические процессы, которые обеспечивают получение, хранение и воспроизведение информации и знаний из окружающей среды.

Можно сказать, что когда говорят о способностях, таланте, гении, интеллекте и уровне развития, то имеют в виду, прежде всего, познавательные процессы. Человек рождается с этими задатками, но в начале жизни использует их неосознанно; в дальнейшем же происходит их формирование. Если он научится их правильно использовать, а главное – развивать, то сможет добиваться самых амбициозных целей.

Существуют разные классификации познавательных процессов, чаще всего их выделяют восемь. Краткая их характеристика:

  1. Память : это система запоминания, забывания и воспроизведения полученного опыта по прошествии времени. В психологии познавательных процессов память обеспечивает целостность личности.
  2. Внимание : это избирательное направление восприятия на что-либо. При этом внимание не считается отдельным познавательным процессом, а, скорее, свойством остальных.
  3. Восприятие : чувственное познание предметов окружающего мира, субъективно представляющееся прямым, непосредственным. Очень тесно связано с ощущениями, при помощи которых информация поступает мозг и является материалом для переработки, оценки и интерпретации восприятием.
  4. Мышление : это возможность получить определенные знания о явлениях, которые нельзя воспринять при помощи остальных познавательных процессов. Может быть словесно-логическим, наглядно-предпринимательским, практическим, наглядно-образным.
  5. Воображение : способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов. Является основой наглядно-образного мышления.
  6. Речь : процесс общения, который проявляется при помощи языка. Человек способен воспринимать и принимать языковые конструкции, создавать и воспроизводить свои мысли при помощи языка.
  7. Представление : умение отражать в сознании качество различных объектов. Существуют речевые, фонетические, слуховые, интонационные, музыкальные и зрительные представления.
  8. Ощущения : способность человека чувствовать конкретные явления и предметы вокруг него. Наше сознание, можно сказать, существует лишь благодаря им. Есть вкусовые, зрительные, обонятельные, слуховые и осязательные ощущения (впрочем, некоторые ученые считают, что это лишь основные, существует же еще и дополнительные). Информация, полученная при помощи ощущений (органов чувств) передается в мозг и в дело вступает восприятие.

На нашем сайте вы сможете найти множество материалов, посвященных теории и тренировке различных познавательных процессов:

  • (также развивает внимание).
  • (тренирует воображение, память и представление).
  • (тренирует мышление).

Диагностика познавательных процессов взрослых и детей

В психиатрии существует огромное количество тестов и методик, которые диагностируют познавательные процессы.

Детские тесты можно разделить по возрасту:

  • От 3 до 6.
  • От 7 до 16.

Тесты для школьников от 3 до 6 лет:

  • «Вырежи фигуры ». Для психодиагностики наглядно-действенного мышления.
  • «Запомни и расставь точки ». Объем внимания.
  • «Кому чего не достает? ». Для психодиагностики мышления детей.
  • «Найди звук ». На проверку фонематического слуха.
  • «Раздели на группы ». Для диагностики образно-логического мышления.

Тесты для детей от 7 до 16 лет:

  • «20 слов ». Для оценки развития приемов запоминания.
  • «Сравнение понятий ». Для оценки умения осуществлять аналитико-синтетическую деятельность.

Тесты для взрослых:

  • «Анаграммы — 2011. Форма А ». Для выявления уровня беглости абстрактно-логического мышления и комбинаторных способностей.
  • «Заучивание слов по А. Р. Лурии ». Для исследования процессов памяти.
  • «Количественные отношения ». Для оценки логического мышления.
  • «Тест Мюнстенберга ». Помехоустойчивость и избирательность внимания.

Каким бы ни был уровень ваших познавательных процессов, вы должны их тренировать, причем делать это нужно в идеале постоянно.

Давайте сфокусируемся на каждом познавательном процессе и выясним, какие существуют игры и упражнения для его развития. Разумеется, полноценное раскрытие темы в объеме статьи для блога невозможно, поэтому это лишь базовая информация.

Память

Упражнение первое : запоминание слов.

Прочтите следующий список: барабан, стул, ковер, буква, пробка, орудие, кастрюля, картина, ваза, булавка, сумка. Выделите 30 секунд на то, чтобы запомнить их. Не пытайтесь применять мнемотехники.

Упражнение второе : вспомните вчерашний день.

Наша память портится оттого, что мы очень редко пытаемся вспомнить прошедшие события и не ведем дневник. Поэтому сядьте в тихом месте и попытайтесь воссоздать в мельчайших деталях вчерашний день.

Упражнение третье : кухня.

Прямо сейчас попытайтесь вспомнить, как в деталях выглядит ваша кухня (или любое другое хорошо известное вам помещение).

Внимание

Упражнение первое : тест Струпа.

Посмотрите на картинку и назовите цвета, которыми написано каждое слово.

Упражнение второе : радио.

Включите песню, в которой очень много слов. Через 10 секунд начинайте постепенно уменьшать звук. Установите самый нижний предел, на котором еще можно разобрать, что говорят. Начните слушать эту песню заново. Это упражнение позволит сфокусироваться только на ней.

Упражнение третье : наблюдение.

Найдите в интернете изображение неизвестной картины. Смотрите на нее в течение одной минуты. Закройте глаза и попытайтесь воспроизвести ее в точности. Откройте глаза и сравните результаты.

Восприятие

Упражнение : преодолевая шум (избирательность восприятия).

Для этого упражнения понадобится участие как минимум четырех человек. Члены каждой пары размещаются друг от друга на максимально возможном расстоянии (в углах комнаты). После этого все одновременно начинают разговаривать. Задача каждого участника состоит в том, чтобы вести диалог со своим партнером, несмотря на шум.

Мышление

Упражнение первое : мозговой ящик.

Выберите три любые темы. Это может быть сюжет недавно просмотренного фильма, идея, новость. Теперь начинайте размышлять на первую тему в течение трех минут. По окончании переходите ко второй теме, потом к третьей.

Упражнение второе : найдите причину.

Упражнение должно выполняться в компании. Один человек совершает действие из только одному ему ведомой причины, а второй участник должен ее угадать. И так до того момента, пока не будут выяснены все мотивы поведения первого участника.

Воображение

Упражнение первое : случайные слова.

Выберите десять случайных слов в книге или журнале. Свяжите их, чтобы получился небольшой рассказ, разбавляя их другими словами.

Упражнение второе : идея из хаоса.

Возьмите лист бумаги и поставьте хаотично на ней несколько точек. Соедините их линиями. Какие ассоциации вызывает фигура? На что она похожа? В эту же игру можно играть вдвоем. Один рисует, второй угадывает и наоборот.

Речь

Эти упражнения подойдут ребенку от 2 до 6 лет.

Упражнение первое : слова на определенную букву.

Попросите своего ребенка назвать как можно больше слов на определенную букву.

Упражнение второе : поиск глаголов.

Выберите для своего ребенка существительные («дом», «дорога», «машина») и пусть он подберет для них глаголы. Например, машина – едет, тормозит, поворачивает, останавливается, ускоряется.

Упражнение третье : пересказ прочитанного.

Выберите рассказ, который с большой долей вероятности будет интересен вашему ребенку. Прочитайте его. Теперь предложите ему пересказать текст, задавайте уточняющие вопросы.

Представление

Для формирования и развития пространственного представления мы рекомендуем вам как можно больше собирать пазлы и играть с конструктором Лего. Эта деятельность полезна как ребенку, так не зазорна и взрослому.

Ощущения

Упражнение первое : наблюдение за деревом (зрительные ощущение).

Выгляньте из окна и наблюдайте за деревом или любым другим большим объектом. Оцените его высоту, красоту, цвета. Сравните с другими деревьями.

Упражнение второе : сравнение звуков.

Снова выйдите на балкон и прислушайтесь к звукам. Выберите два наиболее интенсивных и громких. Начните сравнивать.

Упражнение третье : вкусовые ощущения.

Если у вас есть два вида сыра или другого продукта, нарежьте его маленькими кусочками и поочередно пробуйте. Чем они отличаются? Найдите 5 отличий.

Желаем вам удачи!



gastroguru © 2017