Зависимость сновидений от «специальных типов» высшей нервной деятельности человека. О частоте и характере сновидений в различных фазах сна Зависимость частоты сновидений от характера деятельности

Факт наличия сновидений в парадоксальной фазе сна не подлежит сомнению. Можно считать экспериментально подтвержденной также реальность психической активности в фазе ортодоксального сна. Этот факт является очень важным для доказательства фундаментального теоретического положения о непрерывности психической активности даже в спящем мозгу. Следует однако отметить, что некоторые исследователи, разбудив своих испытуемых в фазе МС, не получали от них никаких рассказов о сновидениях или же получали очень мало достаточно бедных содержанием рассказов. А некоторым другим исследователям, наоборот, удалось получить столько же сновидений, сколько

1 ГримакЛ. П. Резервы человеческой психики. - М., 1987. - С. 123-124.

2 Там же. -С. 124.

в фазах ПС. Таким образом, по этому вопросу среди исследователей нет единодушия (табл. 1).

Таблица 1

Таблица процентных отношений сновидений, рассказанных после пробуждения из ПС и МС фаз сна"

Анализируя эти данные, Р. Бергер, из статьи которого приведена таблица, выдвинул предположение, что эти различия обусловлены тем, что разные авторы по-разному определяют, какую форму психической активности назвать сновидением. Если считать сновидением вербальный отчет о переживании, включающем описание образов разных модальностей, часто странной или нереальной природы, в которых активно фигурирует сам рассказчик, то 70 %, первоначально полученных Клейт-маном и Азерински, можно считать адекватными. Примерно такие же проценты получило большинство других исследователей. Но если давать сновидениям более широкое когнитивное определение, включающее фрагментарные отчеты о психических безобразных явлениях, близких к сознательному мышлению, то можно, конечно, получить даже 74 % (см. табл. 1). Поэтому Р. Бергер считает, что следует провести различие между типичными сновидениями и отчетами, сходными с мышлением бодрствующего человека. Он выяснил, что независимые судьи, заранее не знающие, из какой фазы сна получены сновидения, почти безошибочно отличают друг от друга эти два типа сновидно-подсознательных психических содержаний.

У. Фаулкис сообщил, что сновидения, рассказанные после 9-24-минутной фазы парадоксального сна, отличались большей эмоциональной



Таблица взята из кн.: Dreams and dreaming/ Ed. by S. G. M. Lee and A. R. Mayes. - Harmondsworth (Mx.), 1973. - P. 227. Приводится с сокращениями.

насыщенностью и искаженностью образов, чем те сновидения, которые испытуемые рассказывали через 4-60 секунд после начала ПС".

Все сновидения последних циклов сна в значительно большей мере разработаны и структурированы в виде целостных сюжетов, по сравнению со сновидениями начала ночи. Вместе с этим поведенческая глубина сна, определяемая по порогу пробуждения внешними стимулами, к концу ночи уменьшается. Для парадоксальной фазы и стадии II ортодоксального сна эти пороги одинаковы, для стадии III - ниже, но меньше всего для стадии IV фазы МС, которая в последних циклах сна сильно сокращается или даже исчезает.

Было выдвинуто также предположение, что сновидения, о которых рассказывают испытуемые после пробуждения из МС, являются воспоминаниями о сновидениях предшествовавших фаз ПС. Этому утверждению противоречит тот факт, что имеются качественные различия между психическими переживаниями периодов МС и парадоксальной фазы. Сновидения фазы ПС являются преимущественно зрительными, тогда как в ортодоксальном сне спящий, если судить по его отчетам, никаких образных внутренних содержаний не воспринимает, или количество образов ограничено.

Что касается сновидений ортодоксальных фаз сна, предполагается также, что они возникают в процессе пробуждения, возврата сознания. Это скорее всего сноподобные явления, образующиеся под влиянием внешнего раздражителя. Чем медленнее происходит возвращение сознательного состояния, тем обширнее отчеты о мыслительных процессах, якобы протекавших во сне. При резком пробуждении испытуемые сообщают меньше мыслей. Однако в частоте отчетов при этих двух формах возвращения сознания нет разницы, поэтому на основе приведенных фактов трудно сделать какие-либо окончательные выводы.



В целом, сновидения фазы медленного сна отличаются следующими особенностями:

Они более коротки и, вследствие этого, в них меньше образов различных видов (зрительных, слуховых и т. п.), чем в сновидениях парадоксальной фазы сна;

1 Foulkes W. D. The Psychology of Sleep. - N. Y., 1966.

Если человек пробуждается от сна после фазы ПС, то он сразу же ориентируется в окружающей среде, отдает себе отчет в том, где находится, а при пробуждении после МС в первые секунды и даже минуты переживает сильно выраженную дезориентацию и забывчивость.

По этим признакам легко различать сновидения двух основных фаз ночного сна.

В настоящее время начинает преобладать точка зрения, согласно которой психическая активность не прекращается в течение всей ночи. Не до конца ясно, отличаются ли так сильно психические переживания фаз МС и ПС, или же известные нам различия зависят от различий в способности людей осознавать свои психические процессы и содержания, в одинаковых формах протекающие в течение всей ночи. Исследователь не может непосредственно воспринимать сновидения своих испытуемых, поэтому он вынужден работать с их отчетами. А эти отчеты показывают, что психические переживания этих двух фаз различны. Можно добавить, что о существовании различий косвенно свидетельствуют различия в характере электрической активности мозга.

Нельзя, конечно, упускать из виду возможность искажения сновид-ных событий в процессе их воспроизведения, а также большие индивидуальные различия в способности их воспроизведения. В повседневной жизни одни утверждают, будто не видят снов, а другие каждое утро рассказывают одно или несколько сновидений. Когда этих же людей в лаборатории будят в фазах парадоксального сна, то все они рассказывают сновидения. Однако те, кто в повседневной жизни плохо помнят свои сновидения, и в эксперименте воспроизводят их примерно в два раза меньше, хотя предполагается, что видят они почти столько же сновидений, сколько и другие.

На основе этих фактов можно предположить, что отличия в способности воспроизведения сновидений являются характерными личностными качествами людей и зависят от различной интенсивности действия механизма вытеснения. Напрашивается еще одна гипотеза, что у плохо воспроизводящих сновидения содержат больше искажений. Для проверки этих гипотез следует провести сравнительные исследования.

дений медленного сна страдает из-за отсутствия образных и драматических содержаний в психических процессах этой фазы. Не исключено также, что подсознательные психические процессы фазы медленного сна не менее драматичны и личностно значимы, чем сновидения фазы парадоксального сна, но из-за плохого воспроизведения и фрагментарности материала это невозможно установить. Получены данные, свидетельствующие о том, что в сновидениях ортодоксальной фазы меньше действующих лиц (кроме самого субъекта-сновидца), чем в сновидениях парадоксального сна. В сновидениях фазы ПС между действующими лицами больше взаимодействий эмоционального, в частности сексуального и агрессивного, характера.

Таким образом, несмотря на наличие большого эмпирического материала, в настоящее время мы еще не можем дать окончательных ответов на ряд вопросов о природе психической активности человека в течение всего ночного сна, о природе сновидений медленного сна и т. п. Однако эти вопросы нельзя считать принципиально неразрешимыми.

В целом можно согласиться с Г. Уолтером в том, что «мы не располагаем точными сведениями о причинах, по которым мозг должен треть своей жизни проводить во сне»".

Об этих причинах существуют различные предположения. Считается, например, что в бодрствующем состоянии в нейронах, вследствие метаболизма, накапливаются вредные химические вещества (гипнотоксины) и сон нужен для освобождения от них (А. Пъерон). Другое предположение состоит в том, что сон нужен для блокады сенсорных путей и для предоставления возможности работы другим системам мозга. И, наконец, высказана точка зрения, согласно которой сон, быть может, представляет собой лишь «генетический след бесплодных ночных приключений широкоглазых кошек и шакалов, наследство далеких предков которые были плохо экипированы для ночных сражений» 2 .

Возможны и другие предположения, но, с нашей точки зрения, информационный подход к пониманию функционального значения сна человека, о котором мы уже говорили в предыдущих параграфах, является одним из самых плодотворных.

Для дальнейшего углубления наших знаний о фазах сна многообещающим является исследование сноговорения. Приведем здесь ряд данных об этом любопытном явлении.

1 Уолтер Г. Живой мозг. - М, 1966. - С. 247.

2 Там же.

Сноговорение в 75-80 % случаев происходит в фазе медленного сна и только в 20-25 % случаев - в парадоксальной фазе. Утверждают, что «мысли говорящего во сне человека похожи на сновидения, причем как две капли воды»".

Сноговорение чаще всего появляется во второй стадии МС, когда на ЭЭГ преобладают сонные веретена. На стадиях III-IV при преобладании дельта-волн наблюдаются случаи сомнамбулизма.

Сновидения ортодоксальной стадии сна, преимущественно с тусклыми образами, чаще всего регистрируются в стадии II, однако иногда испытуемые рассказывают о сновидениях и в тех случаях, когда их будят во время стадий III и IV, т. е. глубокого ортодоксального сна. Но большинство испытуемых все же утверждают, что у них никаких сновидений не было. Это субъективное впечатление, и оно, конечно, не является доказательством действительного отсутствия сновидений, тем более - психической активности другого рода.

Психические процессы МС и ПС тесно взаимосвязаны. Предполагается, что некоторые темы сновидений ПС повторяются и разрабатываются дальше в фазах МС.

Получены и другие, чрезвычайно интересные данные. Обнаружена, например, одна существенная разница между ПС и МС. Когда спящий, находясь в ПС, разговаривает и сразу же после этого пробуждается, его рассказ о сновидении сходен с содержанием сноговорения. При МС имеет место обратная картина: рассказ о сновидении мало похож или совсем не похож на содержание сноговорения. Создается впечатление, что эти два процесса - сноговорение и образное (подлинное) сновидение протекают независимо, как будто принадлежат двум разным людям. На основе таких фактов можно прийти к заключению, что во время МС психическая активность личности происходит на двух различных подуровнях подсознательного. Возможно, что эти два вида психической активности совершаются одновременно, но разными полушариями головного мозга. Сноговорение, по-видимому, осуществляется в более глубоком слое подсознательного, чем образное сновидение. И во время ПС психика человека параллельно работает на различных уровнях, о чем мы уже писали. Все эти данные и выводы подтверждают представления 3. Фрейда о существовании латентных мыслей сновидения и его явного содержания.

Представляет интерес и такой факт: когда человека принудительно будят в парадоксальной фазе, он чувствует себя сравнительно лучше, чем когда вынуждают пробуждаться во время МС, особенно глубоких

Вейн А. М.

стадий ортодоксального сна. В последнем случае его настроение бывает хуже. Этот факт представляет практический интерес. Может быть следует так организовать распорядок дня, чтобы просыпаться во время ПС. Но возникает вопрос: в чем причина этого различия? «Объяснение тут может быть такое: электрографические циклы сна отражают какие-то нейрохимические циклы, и их незавершенность во сне, возможно, неблагоприятно сказывается на работоспособности мозга в период бодрствования и на нашем общем эмоциональном состоянии» ".

Однако следует искать также психологические причины.

Как мы уже знаем, экспериментальные исследования показали, что в 70% случаев люди, проснувшись после стадий III и IV медленного сна, где преобладают дельта-волны, не рассказывают ни о какой психической деятельности, отрицают ее существование. Но вот любопытный факт: с переходом от II к стадии III МС сердце спящего начинает биться все быстрее и быстрее и к концу фазы ортодоксального сна достигает своего предела. Кожно-гальваническая реакция тоже, весьма умеренно выраженная в бодрствующем состоянии, в стадиях I-H МС исчезает, но затем появляется вновь, когда совершается переход к стадии III, а в стадии IV уже не прекращается совсем. Это признак «эмоциональной бури». Но если в психике не протекает никаких процессов, ничего не переживается, то откуда и вследствие чего появляются эти реакции сердца и кожи?

Во время парадоксального сна, когда в психике спящего протекают образные сновидения, кожно-гальваническая реакция появляется время от времени, совпадая с резкой активизацией движений глаз. Если в такие моменты парадоксального сна будят человека, он рассказывает эмоционально насыщенные сновидения.

Возможно, что в ортодоксальных фазах идет процесс подготовки новых сюжетов для сновидений последующей фазы парадоксального сна. Предполагается, что именно в ортодоксальных фазах происходит консолидация воспринятой днем информации, ее отбор и осмысление. Психический отдых невозможен без ортодоксального сна.

Парадоксальный сон у детей

В период внутриутробного развития детей, с момента зачатия до 28-й недели, непрерывная электрическая активность отсутствует. Регистрируются только одиночные группы медленных волн и низкоамплитудная быстрая активность. Различия ЭЭГ сна и бодрствования не выражены. Они становятся четкими примерно через месяц после рождения.

Вейн А. М. Три трети жизни. - М., 1970. - С. 81.

Последовательная смена двух основных видов сна - парадоксального и ортодоксального - является одним из основных биологических ритмов. Исследования показывают, что фазы ПС появляются на 28-30-й неделе беременности, поэтому они имеются не только у новорожденных, но даже у недоношенных детей, а в первые 30 недель постнатальной жизни 80 % времени сна занято фазами ПС. К 40-й неделе беременности, т. е. перед рождением ребенка, фазы парадоксального сна составляют около 50% сна".

В них у новорожденных и маленьких детей наблюдаются сосательные движения, улыбка, диффузные движения тела. Ч. Фишер и соавторы отмечают: «Каким-то еще непонятным образом физиологические процессы связываются со зрительными сновидениями, возможно на 30-й неделе жизни, хотя сновидения незрительных модальностей могут появляться даже раньше» 2 .

Логичнее однако полагать, что физиологические процессы циклов сна и сновидений связаны изначально. Принимая эту более естественную точку зрения, мы освобождаем себя от искусственной задачи раскрытия того, каким образом где-то около 30-й недели жизни зрительные сновидения соединяются с физиологическими процессами фазы ПС. Идея об изначальной связанности ПС со сновидениями предполагает возможность существования наследуемых психических образов. Это можно считать доказанным для животных, имеющих сновидения, поскольку, как недвусмысленно показывают данные этологии и зоопсихологии, сразу после рождения многие животные узнают и различают представителей своего вида и других видов животных, а также ряд других особенностей природной среды. Что касается человека, то в некоторых новейших экспериментальных исследованиях получены данные, свидетельствующие об избирательности восприятия младенцев, их большой чувствительности к образу человеческого лица 3 .

Парадоксальная фаза сна у детей обычно наступает сразу после засыпания, а не после стадии IV медленного сна, как у взрослых. Поэтому у младенцев продолжительность циклов сна укорочена и составляет

См.: Webb W. В. and Cartmght R. D. Sleep and Dreams // Annual Review of Psychology,

Palo Alto, 1978, 29. - P. 223-252.

Fisher Ch. et al., Cycle of penile erection synchronious with dreaming (REM) sleep //

Dreams and Dreaming/ Ed. bv S. G. M. Lee and A. R. Mayes. Harmondsworth (Mx.),

См.: Восприятие: механизмы и модели. - М., 1974; Бауэр Т. Психическое развитие

младенца. - М, 1979.

около 60 минут. С возрастом длительность ПС постепенно сокращается, устанавливаясь на уровне 22-25 % всей длительности сна, тогда как сразу после рождения составляет 55-80 % всего сна.

Некоторые исследователи полагают, что, хотя в электрографическом отношении наличие парадоксального сна у детей не подлежит сомнению, тем не менее, во многих отделах мозга не замечается усиления метаболизма и нейрональной активности. Фейнберг пришел к выводу, что метаболически парадоксальный сон детей и взрослых не равноценны 1 .

Хотя период, наступающий сразу после засыпания, имеет некоторые особенности, сходные с характеристиками парадоксального сна, истинно парадоксальными, согласно этому автору, следует считать те фазы, которые наступают после медленного сна. К этой точке зрения склоняется и А. Н. Шеповалышков.

Преобладание у новорожденных фазы парадоксального сна французский исследователь М. Жуве объясняет тем, что у них к моменту рождения локализованные в варолиевом мосту физиологические механизмы запуска парадоксального сна уже сформированы, тогда как механизмы медленного синхронизированного сна еще незрелы. В первые же месяцы жизни механизмы медленного сна быстро созревают, и этот процесс отражается на ЭЭГ. Обнаружено также, что у детей до трехлетнего возраста между ортодоксальными и парадоксальными фазами сна имеются переходные периоды длительностью 1 -2 минуты, иногда до 5 минут. В более поздних циклах сна (к концу ночи) эти переходные периоды редуцируются 2 .

В 1964 году Ченг иЛарош, исследуя одного новорожденного вплоть до двухмесячного возраста, обнаружили, что уже с самого момента рождения дети во сне время от времени улыбаются. Дальнейшие наблюдения показали, что улыбка появляется в фазе парадоксального сна. Мимика в виде улыбки, задолго до появления в бодрствующем состоянии при восприятии матери, в организованной и дифференцированной форме выражается у спящего ребенка в виде миоклонических гримас. Все 52 случая улыбки, зарегистрированные у этого ребенка, появились в фазе ПС, т.е. тогда, когда у взрослых протекают сновидения. В бодрствующем состоянии улыбка, как известно, выражает положительные эмоции человека - радость, удовольствие.

1 FeinbergJ. Effects of age on human sleep patterns// Kales A. (Ed.), Sleep. Physiology and Pathology. A Symposium. - Phil, and Toronto, 1969. - P. 39-53.

2 Jouvet M. Paradoxical sleep - a study of its nature and mechanisms // Akert et al., Sleep

mechanisms. - N. Y.-London, 1965. >

Исследования французских ученых, регистрировавших электрическую активность мозга начиная с 6-го месяца внутриутробного развития до 1-летнего возраста, показали также, что улыбка есть даже у нерожденного еще ребенка, и у ребенка, рожденного на неделю раньше времени (на 37-й неделе внутриутробного развития). Оказывается, однако, что улыбка имеется даже у детей, рожденных после 7 месяцев внутриутробного развития. Эта улыбка парадоксального сна сохраняется еще у 5-летнего ребенка".

Когда к концу первого месяца постнатальной жизни ребенок впервые улыбается, воспринимая свою мать, одновременно в парадоксальных фазах сна улыбка появляется все реже и реже.

Как показывают ЭЭГ, с возрастом меняется пространственное распределение форм активности в мозгу. Если в первые дни постнатальной жизни активность преимущественно локализована в центральных областях мозга, где находятся моторные зоны (здесь регистрируется наибольший потенциал по сравнению с лобными, височными и затылочными областями, а также первые неустойчивые компоненты ЭЭГ), то к концу первого года жизни наибольшая нейрональная активность наблюдается в теменно-затылочной области. А. Н. Шеповальни-ков выдвинул предположение, что данный сдвиг обусловлен повышением функциональной роли и морфологическим развитием коркового конца зрительного анализатора. Между тем у слепых от рождения детей даже в старшем возрасте фокус максимальной активности, как и у новорожденных, локализуется над центральными отделами головного мозга как во сне, так и в бодрствующем состоянии.

В связи с этими интересными фактами можно выдвинуть ряд предположений:

Наследственная информация сосредоточена в нейронных группах тех областей головного мозга, где регистрируется наиболее интенсивная и «зрелая» электрическая активность;

Зрительные центры коры при рождении еще «незрелы», так как до этого по зрительным нервным путям информация не поступала;

В этом отношении большой интерес представляет вышеприведенный факт: у слепых от рождения детей сновидения интересны тем, что если в них имеются зрительные образы, то они, безусловно, носят наследственный характер.

См.: Petre-Quadens О. Ontogenese du reve chez le nouveau-nee humain // Reve et conscience / Ed. par P. Wertheimer. PUF, P. 1968. - P. 109-121.

Об их наличии в ПС можно косвенно судить по быстрым движениям глаз. Трудность доказательства их существования состоит в том, что слепые не знают, что такое «зрительный образ», и их сообщения об отсутствии в их сновидениях зрительных образов не заслуживают доверия. К некоторым другим особенностям активности детей в парадоксальных фазах сна мы вскоре вернемся.

§ 9. Сексуальная активность в фазе парадоксального сна"

Еще задолго до открытия фаз сна, в 1944 и 1947 годах, Р. Олмейер с сотрудниками опубликовал две статьи, в которых описывались циклы эрекции пениса во время сна. Согласно этим авторам, эрекции появлялись каждые 84,5 минуты и имели среднюю длительность 25,5 минуты.

В 1948 году эрекцию у спящих обезьян, собак и кошек наблюдал сексолог Бич, что свидетельствует о наличии у этих животных сексуальных сновидений. Пирсон описал эрекцию у спящих землероек, которые перед пробуждением совершали толчкообразные движения таза. А. Кинси и соавторы тоже сообщали об эрекциях у спящих собак. Эти же авторы отмечали опухание гениталий у сук, вагинальную секрецию, толчкообразные движения таза, а также вокализации при сексуальном возбуждении во сне 2 .

После открытия (в 1953 году) парадоксальной и ортодоксальной фаз сна возник вопрос: не совпадают ли периоды эрекции с фазами ПС? Изучая добровольцев - мужчин, Ян Освальд в 1962 году пришел к выводу, что эрекции сопровождают только некоторые периоды сна и в течение этих периодов могут появляться и исчезать. Вопрос в том, возможна ли эрекция в фазе МС, Ян Освальд оставил без ответа 3 .

Ч. Фишер, Ж. Гросс и Ж. Цух, совершенствуя методику исследования, провели тщательные эксперименты для проверки результатов как вышеназванных авторов, так и Ольберга, обнаружившего, что эрекция в течение ночного сна имеет 3-4 периода, причем первый период на-

" Описание физиологических аспектов сексуальной активности во сне мы даем в основном по работе: Fisher Ch., Gross J. and Zuch Z„ Cycle of penile erection synchronieus with dreaming (REM) sleep // Dreams and dreaming / Ed. by S. G. M. Lee and A. R. Mayes. Harmondsworth (Mx.), 1973. - P. 235-258. См. также: Hartmann E. The biology of dreaming. - N. Y„ 1967.

2 Oswald Ian. Sleeping and Waking. - Amst.-N. Y., 1962. - P. 141-142.

3 Там же. Р. 140-142.

ступает через 60-90 минут после засыпания. Ч. Фишер и сотрудники совершенствовали методику таким образом, чтобы можно было регистрировать состояние пениса непрерывно в течение всей ночи, т. е. уровень эрекции и ее изменения. Одновременно снималась ЭЭГ для точного сравнения фаз сна с состоянием пениса. Поскольку при эрекции температура пениса повышается на 2-3 градуса, на всю ночь к этому органу прикрепляли термометр. Методика исследования в целом была разработана подробно, с учетом всех возможных ошибок и получения артефактов.

В качестве испытуемых были приглашены 17 добровольцев-мужчин в возрасте от 20 до 35 лет (врачи и другие медицинские работники). Их исследовали в течение 27 ночей. Испытуемым не была известна подлинная цель исследования. Им было сказано, что исследуются вегетативные процессы и движения тела. В течение ночи несколько раз будили испытуемых и просили рассказать только что увиденные сновидения. Свои сновидения рассказывали и те, кто пробуждался спонтанно. За голыми испытуемыми наблюдали через окошко, а при необходимости - входя в комнату. В целом испытуемые в лабораторных условиях спали хорошо.

Были получены весьма убедительные данные. У всех испытуемых было зарегистрировано всего 86 фаз парадоксального сна. Из них в 60 % случаев наблюдалась полная эрекция, в 35 % - частичная, в остальных 5 % случаев эрекция не наблюдалась. Таким образом, в 95 % фаз ПС наблюдалась полная или частичная эрекция. В случаях отсутствия эрекции фазы ПС были короткими, неустойчивыми и сливались со стадией II медленного сна.

Эрекции начинались с началом парадоксальной фазы или примерно за 2,5 минуты до начала этой фазы. Ослабление пениса начиналось за 0,6-2,0 минуты до окончания ПС. Максимальная эрекция наблюдалась примерно через 5,4 минуты после начала ПС, а полное ослабление наступало через 12,4 минуты после окончания фазы парадоксального сна. В большинстве случаев эрекция сохранялась в течение всей фазы ПС, т.е. до 30 минут и дольше, без заметных флуктуации. Отмечались, однако, некоторые случаи с флуктуациями. Иногда ослабление начиналось примерно с середины ПС, продолжаясь до конца фазы.

Ч. Фишер и сотрудники утверждают, что в фазах МС случаев эрекции они не наблюдали. Исключением являются те случаи, когда II стадия МС предшествовала ПС, и за 2 минуты до начала ПС начиналась эрекция.

Выяснилось, что появление эрекции в парадоксальной фазе сна не зависит от того, когда испытуемые удовлетворяли свою сексуальную

потребность. Например, один из испытуемых имел сексуальное сношение за 5 часов до эксперимента, второй - за 24 часа, третий - за 48 часов. У всех этих мужчин в течение ночи регулярно во всех парадоксальных фазах сна происходили эрекции. Один из испытуемых был гомосексуалистом, в реальной жизни - сексуальным импотентом. У него тоже регулярно наблюдались эрекции в парадоксальных фазах сна и держались до 25 минут в зависимости от длительности самих фаз.

Циклы эрекции отмечались и во время дневного сна. В тех случаях, когда испытуемые осознавали, что наблюдают их половую активность, эрекции немного подавлялись.

Поскольку эрекции появляются в фазах ПС, Ч. Фишер и сотрудники связывают их со сновидениями. До обсуждения этого вопроса уместно кратко коснуться того, есть ли признаки половой активности у спящих детей.

Представления И.П. Павлова находят многочисленные подтверждения в исследованиях клиницистов. Например, в книге И.Е. Вольперт «Сновидения в обычном сне и гипнозе» приводятся интересные соображения о биологическом и антропологическом значении сновидений. По мнению автора, сновидения представляют собой остаток далекого филогенетического прошлого, когда преобладал неполный сон и сновидения играли роль импульса для мобилизации организма при неожиданной опасности, возникшей во время сна. Для современного человека биологические значения сновидений в одних случаях способствуют более глубокому торможению уже заторможенных доминант, в других - служат психической разрядкой, в третьих - сигнализируют о нарушениях в организме.

В таблице из книги В.Н. Касаткина четко прослеживается зависимость между частотой появления сновидений и характером трудовой деятельности человека (табл. 10.1). He все люди физического труда видят сны: например, только около половины обследованных колхозников и рабочих видели сны, тогда как среди врачей, педагогов, студентов сновидения были почти у 100% обследованных. Была отмечена тенденция, что при взрослении (до 18 - 20 лет) частота появления сновидений возрастает, к 25-30 годам несколько снижается, а затем вновь увеличивается до 50-55 лет. Пожилые люди обычно говорят, что сновидения были, но плохо запоминались. Частота сновидений зависит также от состояния нервной системы: уравновешенные и спокойные люди видят сновидения, как правило, реже, чем легковозбудимые.

Показательны исследования частоты сновидений у студентов в различные месяцы года (в % к числу засыпаний). В летние месяцы (каникулы) количество сновидений снижается, тогда как в периоды напряженной учебы их количество возрастает (рис. 10.8). По данным Касаткина, из 3040 обследованных в 95,2 % случаев сновидений ясно обнаруживаются эпизоды из предыдущей жизни и деятельности людей и только в 4,8 % случаев отмечались элементы (незнакомые лица, предметы), которых, возможно, не было в жизни данного человека. Специальные исследования показывают, что у взрослых людей 62,5 % сновидений были связаны с работой; 41,4 % - с жилищем, одеждой, пищей; 44,3 % - со здоровьем; у 38,6 % - с эпизодами из семейной жизни и только 8 % сновидений носили сексуальный характер. Люди, ослепшие в возрасте до 5 лет, как правило, во сне не видят зрительных образов. Te, которые ослепли позже, видят зрительные образы только своего детства. Например, человек ослеп примерно в 9 лет, а в возрасте около 50 лет он потерял ногу. Иногда он видел сон: своих товарищей по классу, в котором учился в детстве, и что он ходит, т.е. ногу еще не потерял.

Ранее отмечалось, что в сновидениях довольно тонко и рано отражаются даже незначительные изменения в организме, такие, как изменения настроения, начало заболевания и др. Влияние на сновидения изменений функций различных систем наиболее четко видно в момент перехода их в патологическое состояние и особенно при болезнях.

Большинство сновидений базируется на слуховых, зрительных, реже обонятельных восприятиях и речи. Отсюда делают вывод, что сновидения больше связаны с психосоциальной жизнью, чем непосредственно с сенсорным притоком. Сложность анализа сновидений обусловлена также тем, что сновидения используют язык образного мышления, не поддающийся полному и адекватному перекодированию на язык человеческого общения и, следовательно, вербального мышления.

Какова психологическая значимость сновидений? Одна из наиболее часто рассматриваемых гипотез состоит в предположении, что сновидения выполняют функцию психологической защиты. Косвенным доказательством в пользу этой гипотезы могут служить данные о том, что при депривации сна резко нарушается адаптация к стрессирующим воздействиям. Согласно другой гипотезе, во сне используется невербально-образное мышление для решения проблем, которые не удается решить во время бодрствования. В соответствии с этим предположением во время сновидений происходит поиск путей взаимного примирения конфликтных мотивов и установок. С позиции этой гипотезы, сновидения представляют собой самостоятельный механизм психологической защиты. При этом конфликт устраняется не на основе его логического разрешения, а с помощью образов. Благодаря этому происходит вытеснение невротической и непродуктивной тревоги. Таким образом, утверждается, что сновидения - возврат к образному типу мышления. Более того, во время «быстрой» фазы сна мозг переходит в режим работы, похожий на бодрствование, но при этом блокируется поступление внешней информации. Другими словами, сновидение выполняет функцию психологической защиты.

Все взрослые люди каждую ночь во время быстрого сна и частично во время медленного сна видят сновидения - не менее 4-6 раз. Субъективная длительность сновидений соответствует объективной длительности периода быстрого сна. Таким образом, суммарное время «просмотра» сновидений составляет 60-100 минут за ночь.

Как правило, у большинства людей отчеты о сновидениях в быстром сне более яркие, более сложные и фантастичные, более эмоционально окрашенные по сравнению со сновидениями в медленном сне, где преобладают рациональные и реалистические элементы, сходные с мышлением в бодрствовании. Главное же различие заключается в продолжительности сновидений - сновидения в быстром сне более длительны. Возможно поэтому, при пробуждении в период быстрого сна сновидения лучше запоминаются.

Показано, что степень эмоциональной окраски сновидений коррелирует с частотой сердечных сокращений и дыхания, величиной вазоконстрикции и выраженностью электрической активности кожи в последние минуты быстрого сна перед пробуждением.

Практически в 100% случаев сновидения включают в себя зрительные раздражители - образы, сцены. Слуховые раздражители проявляются, примерно, в 10% сновидений - оклик человека по имени, очень краткий разговор. Вкусовые и обонятельные раздражители в сновидениях почти не отображаются.

Цветные сновидения чаще видят люди с художественным типом ВНД, черно-белые сновидения - люди с мыслительным типом ВНД. Независимо от типа ВНД, цветные сновидения чаще испытывают люди, спящие на правом боку. При положительном эмоциональном статусе или же в уравновешенном психическом состоянии в цветных сновидениях преобладают мягкие, нежные краски, полутона. При отрицательных эмоциях сновидения окрашены в красные тона, при черно-белых сновидениях черный цвет приобретает очень интенсивную выраженность.

Частота сновидений в известной степени зависит от характера деятельности человека.

Зависимость частоты сновидений от характера деятельности, % (В.И.Шостак, С.А.Лытаев)

2.2Природа сновидений.

Очевидно, что о природе сновидений задумывается каждый человек. В древности сновидения рассматривались как врата в иные миры. В Древней Греции сновидения играли руководящую роль даже при выработке законов. Огромное значение приобретали «вещие сны», предсказывающие развитие будущих событий. Однако уже Аристотель учил, что сновидения - это не «язык богов» или «странствие души», а явления, вытекающие из самой сущности человеческого духа, которые представляют собой результат особой деятельности мозга человека, в особенности, его органов чувств. В своем трактате «О сновидениях и их толковании» Аристотель пытался понять природу сновидений.

Впервые систематические исследования роли сновидений предпринял основоположник психоанализа 3. Фрейд. В широко известной работе «Толкование сновидений» он попытался доказать, что сновидения возникают на основе неудовлетворенных потребностей организма и служат способом удовлетворения общих для всех индивидуумов биологических мотивов - мотивов враждебности, сексуальности, голода. В этом ключе 3. Фрейд рассматривал сновидения как особый и важный язык мозга. Он полагал, что сновидения являются продуктом нашей собственной психической активности. При этом 3. Фрейд предположил, что сновидения содержат не только явный, очевидный смысл, который можно изложить в пересказе, но и скрытый, неявный, который невозможно сразу осознать, или уяснить. Чтобы понять это второй смысл, необходима дополнительная информация о личности того, кто видел этот сон, и определенный опыт психоаналитика. Используя метод «свободных ассоциаций», психоаналитик приводят пациента к осознанию замаскированных в сновидении вытесненных желаний, что снимает эмоциональную напряженность. Для древних греков и других народов Ближнего и Среднего Востока военный поход без толкователя сновидений был подчас так же невозможен, как сегодня без разведки. Когда Александр Македонский предпринимал свой завоевательный поход, в его свите были самые знаменитые толкователи сновидений. Город Тир, расположенный тогда еще на острове, оказал царю такое яростное сопротивление, что он подумывал уже об отказе от его осады. Но вот однажды ночью он увидел во сне танцующих в триумфе сатиров и, когда рассказал это сновидение толкователю, узнал, что ему предвещается победа над городом. Он приказал войскам наступать и взял Тир. В те времена толкование сновидений казалось волшебством, но и это явление вполне объяснимо: если разбить слово сатир на слоги «са» и «тир», то в переводе с греческого языка это будет означать «твой Тир».

И.П. Павлов долгое время не разделял точку зрения 3. Фрейда в отношении природы сновидений. Согласно И.П. Павлову, сновидения являются результатом неопределенных сцепок возбуждения в сторожевых пунктах коры, Что характеризует их фантастичность, но в то же время и лишает сновидения какой-либо информативной значимости для субъекта и психоаналитика. Однако многолетний опыт различных школ психоанализа позволяет полагать, что представления 3. Фрейда во многом соответствуют истине.

Возможность контроля сновидений. П. Гарфильд (1994) отмечает, что уже 50000 лет назад люди пытались вызывать сновидения с помощью определенных ритуальных формулировок, а методы контроля над содержанием сновидений были известны жителям древнего Египта, Индии, Ассирии, Китая и других стран. Современные психотерапевты и психоаналитики пришли к выводу, что содержание сновидений, действительно, можно контролировать. Имеет ли это практический смысл? Для определенной части людей, очевидно, имеет. П. Гарфильд в своей книге «Управление сновидениями» приводит пример из жизни синойского племени (Малайзия), у которых каждый член племени умеет уничтожать ночные кошмары. Синои учат своих детей воспринимать сны как важную часть формирования личности, в связи с чем, у них отсутствуют экзогенные психические расстройства.

СНОВИДЕНИЯ КАК ОТРАЖЕНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ И ЕЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ СОСТОЯНИЙ

Исследование сновидений с древних времен представляло собой один из важнейших путей познания глубин душевной жизни человека. Однако проблема сновидения остается актуальной и для современной психологии, так как ее исследовали, в основном, либо через концепцию символизма , либо через физиологические аспекты , рассматривая сновидения в отрыве от личности самого сновидящего. Ученые до сих пор не пришли к единому мнению о способе толкования сновидений. Но, в последнее время, наметились тенденции к интегративному рассмотрению данной проблемы.

Взгляды на природу сновидений сильно изменялись от столетия к столетию и от культуры к культуре. Считают ли люди, что сны – это реальные события, происходящие с душой, лишенной во сне телесной оболочки, либо верят, что сны внушаются Богом или злыми духами; видят в сновидениях выражение иррациональных страстей или, напротив, выражение высочайших помыслов и нравственных сил. Одно в этих представлениях не вызывает сомнений: то, что сновидения считаются значимыми и имеющими какой-то смысл. Имеющими смысл, потому что в них содержится какое-то сообщение, которое можно понять, если иметь ключ к разгадке. Значимыми, поскольку нам обычно не снятся какие-то мелочи, даже если их можно передать на языке, скрывающем значимость сообщения, посылаемого сном, за ширмой незначительности.

Приоритетные исследования в области сновидений, безусловно, принадлежат психоанализу. За более чем столетнюю его историю было написано множество работ, посвященных различным аспектам изучения сновидений.

Большинство психоаналитиков придерживаются той или иной из двух точек зрения: сны считаются либо проявлением животного начала в человеке – воротами обмана, либо наивысшим проявлением разума – воротами истины. Одни психоаналитики полагают, как Фрейд , что всякое сновидение иррационально и асоциально по своей природе. Другие считают, как Юнг , что сны – это проявление подсознательного, высшего разума, выходящего за пределы индивидуума. Но многие психоаналитики разделяют взгляды, изложенные Фроммом , – что во снах отражаются любые проявления деятельности мозга: как иррациональные устремления, так и интеллектуальное и нравственно начала, как худшее, так и лучшее из того, что в нас есть, и что цель толкования сновидений как раз и состоит в том, чтобы выяснить, заявляет ли о себе животное начало, либо – все лучшее, что в нас есть. Есть и такие, которые разделяют точку зрения Адлера в том, что сновидения способны отражать процессы и установки, которые нацелены на осуществление в дальнейшем определенных поступков, т.е. несут предвосхищающую функцию.

Позже появились другие направления в психологии, которые по-иному взглянули на смысл толкования сновидений.

Перлзовская практика толкования сновидений – не «осуществление желания», как утверждал Фрейд, а завершение незаконченной ситуации. Завершение это иллюзорно, но через него можно догадаться о самой исходной ситуации и попытаться завершить ее более реальным образом. Одним из способов реконструкции по сновидению может быть разыгрывание его в лицах .

В экзистенциальной психологии о сновидениях писали М. Босс и Л. Бинсвангер , но исследования Босса гораздо обширнее. Он полагал, что сон – еще один модус бытия в мире, а составляющие сна следует принимать в их собственном смысле и содержании, как они чувствуются в проживании сновидца.

Исследования сновидений в отечественной психологии немногочисленны и касаются в основном рассмотрения их количественного и качественного своеобразия при невротических расстройствах. Этой проблемой занимались: В.Н. Касаткин , Е.А. Корабельникова и В.Л. Голубев . Другими, менее разработанными направлениями в изучении сновидений занимались А.Л. Южанинова , исследовавшая отражение соматических заболеваний в сновидениях, а также О.В. Красноперов и А.Л. Панченко исследовавшие субъективные характеристики сна.

Все вышеизложенное обусловило выбор темы исследования. Состояние сна отражает внутренний мир личности и устойчивость к психоэмоциональным воздействиям. Несомненный интерес представляют индивидуальные особенности личности, проявляющиеся в сновидениях в ситуациях психоэмоционального напряжения.

Цель настоящей работы – выявить влияние типа личности и ее эмоционального состояния на содержание сновидных образов.

МЕТОДИКА

На основе теоретического анализа был разработан опросник, состоящий из 51 вопроса для изучения содержания сновидных образов.

В опросник вошли как общечеловеческие, так и наиболее часто встречающиеся сновидные символы, а также ряд общих вопросов выявляющих: яркость и детализированность снов, наличие в сновидениях слуховых и тактильных ощущений, наличие повторяющихся сновидных сюжетов и снов неприятного содержания, преобладание определенных цветов в сновидных сценах и искажения реальности в них, преобладающие чувства при пробуждении и общее отношение к своим снам. Опросник составлен так, что позволяет отвечать не только на поставленные вопросы, но и вносить свои коррективы и дополнения. К опроснику прилагается бланк, позволяющий оценить частоту сюжетов сновидений и отношение к ним.

В целях изучения выдвинутой гипотезы в исследовании использовались стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ (адаптированный Л.Н. Собчик), позволяющий получить многосторонний портрет человека. Для уточнения психоэмоционального состояния личности, с каждым испытуемым проводилась индивидуальная беседа, в которой делался акцент на актуальном эмоциональном состоянии и состояниях эмоционального напряжения в прошлом, а также на способе выхода из стрессовых ситуаций и длительности протекания стрессовых состояний.

Экспериментальная выборка. В исследовании приняли участие 60 студентов с разных факультетов АМСИТа (Академии маркетинга и социально-информационных технологий) в возрасте 18-25 лет, 45 курсантов НВВКУС (Новочеркасского высшего военного командного училища связи) в возрасте 22-25 лет, 40 учителей различных специальностей и 25 специалистов других профессий в возрасте 45-60 лет. Из них 75 мужчин и 95 женщин. Исследование проводилось в течение двух лет.

Организация исследования. Вначале испытуемые заполнили опросник для изучения содержания сновидных образов и прилагаемый к нему бланк. Затем они заполняли СМИЛ и отвечали на поставленные вопросы.

Анализ эмпирических данных. Для большего удобства интерпретации сновидные образы делились на:

– цветные образы и сцены;

– черно-белые образы и сцены;

– яркость и детализированность снов;

– повторяющиеся сновидения;

– наличие в сновидениях различных видов ощущений: слуховых, температурных, болевых, вкусовых и/или обонятельных;

– сны неприятного содержания или кошмары;

– наблюдение за собой со стороны;

– неспособность во сне контролировать свои действия;

– искажения реальности в сновидениях.

Выделенные сновидные образы сравнивались с максимально и минимально выраженными шкалами в профиле СМИЛ, а также с их описанием в период стресса.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Сравнение максимально выраженных шкал в профиле СМИЛ с содержанием сновидных образов показало, что существуют ведущие тенденции связи сновидных образов с психологическими характеристиками личности (Таблица 1).

Таблица 1. – Частота встречаемости сновидных образов у людей с максимально выраженными шкалами СМИЛ (%)

Сновидные образы

Максимально выраженные шкалы СМИЛ

Цветные образы и сцены 22,9 0,0 30,5 28,2 9,2 23,7 23,7 6,1 4,6
Черно-белые образы и сцены 0,0 0,0 22,9 22,9 11,4 28,6 25,7 17,1 22,9
24,5 0,0 37,7 27,4 10,4 11,3 30,2 9,4 5,7
Повторяющиеся сновидения 18,6 0,0 37,2 18,6 4,7 2,3 7,0 37,2 4,7
23,3 2,5 33,3 24,2 7,5 14,2 29,2 12,5 7,5
Сны неприятного содержания 16,3 4,7 37,2 23,3 2,3 0,0 9,3 25,6 4,7
8,1 0,0 36,0 8,1 17,4 20,9 2,3 0,0
8,9 0,0 2,2 2,2 6,7 33,3 4,4
9,4 0,0 26,6 9,4 0,0 26,6 34,4 9,4

Наиболее выраженные тенденции связи выявлены между шкалой пессимистичности и черно-белыми образами и сценами сновидений; шкалой эмоциональной лабильности и такими образами сновидений, как: наблюдение за собой со стороны, неконтролируемые действия во сне и искажения реальности в сновидениях; шкалой импульсивности и неконтролируемыми действиями во сне; шкалой тревожности и такими образами сновидений, как: повторяющиеся сновидения, сны неприятного содержания, неконтролируемые действия во сне и искажения реальности в сновидениях; шкалой оптимистичности и такими образами сновидений, как: цветные образы и сцены, яркость и детализированность снов, наличие во снах различных видов ощущений и наблюдение за собой со стороны.

Тенденция связи, выявленная между пессимистичностью и черно-белыми образами и сценами сновидений, подтверждается результатами, полученными в ходе беседы: 93,6% испытуемых с повышением шкалы пессимистичности отмечали затруднения при выходе из стрессовых ситуаций и затяжной характер сниженного эмоционального фона. Описание их сновидений отличаются невыразительностью и «смазанностью» образов, а 38,5% сновидения в период сильного стресса не снятся вообще.

Связь, выявленная между повышением профиля по шкале эмоциональной лабильности и такими образами сновидений, как: наблюдение за собой со стороны и неконтролируемые действия во сне может быть следствием характерных для данного типа личности неустойчивости эмоций и конфликтных сочетаний разнонаправленных тенденций. Испытуемые с выраженным повышением на этой шкале описывают свои сновидения в период эмоционального напряжения как не приятные и даже пугающие, особенно в ситуациях, когда действия сновидящего не успевают либо неадекватны быстро меняющейся ситуации. При этом подобные сновидения практически не повторяются, либо имеют другой вариативный ряд сновидных образов.

Тенденция связи между импульсивностью и неконтролируемыми действиями во сне может быть следствием особенностей, характерных для данного типа личности: нетерпеливость, склонность к риску, неустойчивые, часто завышенные притязания, уровень которых имеет выраженную зависимость от сиюминутных побуждений и внешних влияний, от успеха и неудач. Содержание сновидных образов в период стресса существенно не изменяется, но у 44,1% из них появляются сновидения с различными вариациями полетов.

Выявлена выраженная связь между тревожностью и такими образами сновидений, как: повторяющиеся сновидения, сны неприятного содержания, неконтролируемые действия во сне и искажения реальность в сновидениях. Она подтверждает результаты, полученные другими исследователями. Так, А.А. Налчаджян, в своих исследованиях выявил, что у тревожных личностей часто возникают кошмарные повторяющиеся, стереотипные сновидения. Особенностью содержания их сновидений являются большое количество искажений . В исследованиях А.Л. Южаниновой у тревожных личностей были установлены частые неприятные сцены, сопровождающиеся тоской и страхом . Результаты этих исследований позволяют предположить, что на данные сновидные образы влияют такие особенности их личности, как: преобладание пассивно-страдательной позиции, неуверенность в себе и в стабильности ситуации, высокая чувствительность и подвластность средовым воздействиям, повышенная чуткость к опасности. В состоянии стресса у 88,6% испытуемых с таким типом личности эти сновидные образы учащаются.

У лиц с ведущим пиком по шкале оптимистичности выявлена выраженная связь с цветными, яркими и детализированными сновидениями, с наличием в них различных видов ощущений и преобладанием наблюдения за собой со стороны. Эта связь может быть обусловлена особенностями, характерными для данного типа личности: активность позиции, уверенность в себе, позитивная самооценка, высокая мотивация достижения, ориентация на моторную подвижность и речевую сверхактивность. В стрессовых состояниях у 71,6% из них учащаются сновидения с различными видами ощущений, не редко носящие не приятный характер.

Менее выраженные тенденции связи выявлены между шкалой эмоциональной лабильности и цветными, яркими и детализированными снами с наличием в них различных видов ощущений, а так же часто повторяющимися сновидениями неприятного содержания; шкалой импульсивности и цветными сновидениями с искажениями реальности в них; шкалой тревожности и черно-белыми детализированными образами и сценами сновидений с наличием в них различных видов ощущения; шкалой индивидуалистичности и черно-белыми искаженными образами и сценами сновидений; шкалой оптимистичности и повторяющимися сновидениями неприятного содержания с наличием в них неконтролируемых действий и искажений реальности.

Сравнение минимально выраженных шкал в профиле СМИЛ с содержанием сновидных образов показало ведущие тенденции связи сновидных образов с психологическими характеристиками личности (Таблица 2).

Таблица 2. – Частота встречаемости сновидных образов у людей с минимально выраженными шкалами СМИЛ (%)

Сновидные образы

Минимально выраженные шкалы СМИЛ

Цветные образы и сцены 4,58 22,1 5,34 0,76 20,6 2,29 2,29 5,34 0
Черно-белые образы и сцены 8,57 5,71 17,1 14,3 17,1 0 11,4 0 11,4 2,86
Яркость и детализированность снов 1,89 14,2 3,77 0,94 19,8 2,83 2,83 4,72 0
Повторяющиеся сновидения 2,33 4,65 0 0 25,6 2,33 0 2,33 0
Наличие во снах различных видов ощущений 4,17 14,2 5,83 2,5 22,5 2,5 1,67 5,83 1,67
Сны неприятного содержания 2,33 2,33 0 0 27,9 0 0 2,33 4,65
Наблюдение за собой со стороны 4,65 27,9 0 0 29,1 3,49 1,16 4,65 0
Неконтролируемые действия во сне 4,44 6,67 0 0 33,3 4,44 2,22 2,22 0
Искажения реальности в сновидениях 1,56 6,25 3,13 1,56 29,7 4,69 0 1,56 0

Наиболее выраженная связь выявлена между шкалой социальной экстраверсии и содержанием таких образов сновидений, как: цветные, яркие и детализированные образы и сцены сновидений, повторяющиеся сновидения, наличие во снах различных видов ощущений, сны неприятного содержания, наблюдение за собой со стороны, неконтролируемые действия во сне и немного менее выраженные искажения реальности в сновидениях. В состоянии психоэмоционального стресса вышеперечисленные сновидные образы приобретают более яркий характер.

Менее выраженные тенденции связи выявлены между шкалой пессимистичности и наблюдением за собой во сне со стороны, что может носить характер деперсонализации; шкалой мужественности-женственности и такими сновидными образами, как: повторяющиеся сновидения, сны неприятного содержания, наблюдение за собой со стороны, неконтролируемые действия во сне и искажения реальности в сновидениях. Но так как эта шкала по-разному интерпретируется в зависимости от пола испытуемого, то в содержании сновидных образов у мужчин и женщин есть различия. Мужчинам с понижением этой шкалы в профиле чаще снятся повторяющиеся сновидения неприятного содержания, связанные с агрессивными действиями, совершаемые как ними, так и другими людьми: удары рукой или холодным оружием, стрельба из огнестрельного оружия и т.д. У женщин эти сновидения связаны с тонкими речевыми и другими символическими выражениями критики, неодобрения и отрицательной оценки, а так же с дискредитирующими социальными ситуациями. В период стресса эти сны часто сопровождаются неконтролируемыми действиями и искажениями реальности в них.

В целом, можно сказать, что есть зависимость между ведущей шкалой в профиле и содержанием сновидных образов. Так, испытуемые с ведущим пиком по шкале невротического сверхконтроля, хорошо помнят свои сновидения, часто отмечают присутствие в них болевых и температурных ощущений, иногда видят кошмарные сны. В их сновидениях преобладают символы социального «Сверх-Я»: газеты, драгоценности, замки, книги, церкви, колеса, кольца, статуи, священники, униформа и часы. В состоянии психологического кризиса эти символы приобретают причудливые формы. Таким сновидениям всегда сопутствуют чувства тревоги и страха.

Сновидения пессимистичных людей бедны содержанием и неинтересны, направлены на прошлое и лишены чувства удовольствия. Во сне они чаще всего видят членов своей семьи или хорошо знакомых людей. Специфичным для их сновидений являются мазохизм и зависимость от других людей, выражающиеся в отверженности, разочарованности, униженности и других неприятных событиях.

Сновидения эмоционально лабильных испытуемых большей частью цветные, в них преобладают яркие образы, причем в такой степени, как будто все сновидение – реально происходящее событие. В их сновидениях доминируют интимные, личные задачи и заботы с обилием сцен, изображающих различные стороны половой жизни, в которых сновидец переживает глубокие эмоции, подлинные тревогу и страх. При этом в сновидениях эмоционально лабильных личностей обильны зрительные, слуховые, температурные, тактильные и другие ощущения и восприятия, содержание которых оставляет значительные психосоматические следы, вследствие чего у них создается впечатление, будто они видят свои сны в бодрствующем состоянии.

Лица с ведущей шкалой импульсивности часто видят в своих сновидениях действия агрессивного характера, различные образы преследования, препятствия на пути и животных.

У лиц с ведущей шкалой мужественности-женственности выявлена тенденция частого появления черно-белых сновидных образов и сцен, в которых преобладают образы людей противоположного с испытуемыми пола с соответствующими качествами: рациональность, смелость, предприимчивость снятся преимущественно женщинам данного типа, а безрассудство, эмоциональность и привязанность – мужчинам.

Испытуемым с пиком в профиле шкалы ригидности часто снятся образы их профессиональной деятельности, сцены реальной жизни и яркие картины природы, преимущественно летнего и осеннего времени года.

Сновидения тревожных людей богаты содержанием, в них обильны и четко выражены искажения реальности и символика сновидений. Значительное место занимают в них неприятные сцены и эмоциональные состояния, вызванные различными образами преследования, смерти и попадания в неловкие ситуации. В их сновидениях часто повторяются неприятные зрительные сцены и ситуации, отражающие имевшие место на работе, в учебе и других сферах деятельности человека неудачи, отставание от друзей и т.п. В таких сновидениях наблюдаются сцены опоздания к поезду, сцены войн, драки, пожары, образы волнующегося моря и тонущих в них людей, тягостные и оскорбительные сцены, связанные с сексуальной жизнью сновидца. Общими для всех этих сновидных сцен являются неприятные психические переживания спящего: тревога, боязнь и страх, тоска, чувство неудовлетворенности. Данная зависимость подтверждает установленную В.Н. Касаткиным связь между неврозами и изменениями сновидений .

В сновидениях испытуемых с ведущей шкалой индивидуалистичности преобладают черно-белые сильно искаженные образы и сцены. Их сновидения состоят из фантастических, воображаемых частей вызывающих сильные психосоматические сдвиги. При этом они дают им преимущественно отрицательную оценку.

Испытуемые с ведущей шкалой оптимистичности в сновидениях видят себя занимающимися разнообразной деятельностью. Основные действующие лица в них обладают такими качествами, как: смелость, решительность, эмоциональность и общительность. Их сновидения носят позитивных характер.

Экстраверты в своих сновидениях часто видят себя со стороны. Их сновидения богаче содержанием, чем сновидения интровертов, что может быть следствием большей способности экстравертов описывать свои эмоции и чувства. Выявленная у интровертов тенденция видеть неприятные сновидные образы, связанные с одиночеством, не подтверждают результатов, установленных А.В. Россохиным , которые показали, что интроверты очень редко видят кошмарные сновидения.

Таким образом, проведенное исследование показало, что индивидуально-типологические особенности личности могут оказывать существенное влияние на содержание сновидных образов, а в период стресса эти образы приобретают гиперболизированную форму, способствуя либо препятствуя решению сложных жизненных ситуаций. Так, у лиц с повышением профиля на шкале эмоциональной лабильности, тревожности или оптимизма сновидения способствуют выходу из кризисных ситуаций, а лицам с максимальным пиком на шкале пессимистичности – препятствуют, т.к. вытесняются бессознательным.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. с нем. Вступ. ст. А.М. Боковикова. – М.: Фонд «За экономическую грамотность», 1995. – 296 с.

2. Бараш М. Исцеляющие сновидения. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 350 с.

3. Гостев А.А. Образная сфера личности // Психологический журнал. 1987. Т. 8. № 3. С. 33-42.

4. Даунинг Д. Сны и кошмары / Д. Даунинг, Р. Марморштейн. Пер. с англ. Г. Пимочкиной. – М.: Апрель Пресс, Изд-во Эксмо, 2003. – 288 с.

5. Калина Н.Ф. Современные представления об анализе сновидений // Основы психоанализа. – М.: АСТ «Рефл-бук», 2001. С. 257-296.

6. Канцер М. Коммуникативная функция сновидений // Антология современного психоанализа. Т. 1 / Под ред. А.В. Россохина. М.: Ин-т психологии РАН, 2000. С. 228-237.

7. Касаткин В.Н. Теория сновидений. – М.: Мол. гвардия, 1983. – 436 с.

8. Красноперов О.В. Субъективные характеристика сна и свойства личности / О.В. Красноперов, А.Л. Панченко // Вопросы психологии. 1991. № 6. С. 139-141.

9. Менигетти А. Мир образов. Краткое пособие по интерпретации образов и сновидений / Пер. с итальянского Славянской ассоциации Онтопсихологии. Изд. 3-е, исправленное и дополненное. – М.: ННБФ «Онтопсихология», 2003. – 224 с.

10. Налчаджян А.А. Ночная жизнь. – СПб.: Питер, 2004. – 443 с.

11. Россохин А.В. Личность в измененных состояниях сознания в психоанализе и психотерапии / А.В. Россохин, В.Л. Измагурова. – М.: Смысл, 2004. – 544 с.

12. Собчик Л.Н. СМИЛ. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности. СПб.: Речь, 2004. – 224 с.

13. Фрейд З. Толкование сновидений / Пер. с нем. – Мн.: ООО «Попурри», 2003. – 576 с.

14. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика, 1992. – 430с.

15. Хилл Дж. Перенос, сны и взаимность // Московский психотерапевтический журнал. 2000. № 1. С. 29-47.

16. Холл К. Теории личности / К. Холл, Г. Линдсей. Пер. с англ. И.Б. Гриншпун. – М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – 592 с.

17. Шепперд Л. Загляни в свои сны: Практическое руководство к самопознанию / Пер. с англ. З. Зарифовой. – М.: Аквариум, 1995. – 144 с.

18. Южанинова А.Л. Отражение состояния здоровья человека в его сновидениях // Психолого-методические вопросы спорта. Вып. IV. Саратов, 1993. С. 120-121.

19. Юнг К.-Г. Архетип и символ / Пер. с нем. – М.: ООО «Издательство АСТ»; «Канон +», 2001. – 400 с.

И исходе гипертонической болезни важную роль играют психоэмоциональные и социально-психологические факторы. В связи с этим для успешной реабилитации необходимо детальное знание личностных особенностей больных гипертонической болезнью. При этом особое значение имеют правильная диагностика и лечение психопатологических нарушений. Нередко врач оказывается в такой ситуации, когда успешно проводится...

Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение. – Киев, 1988. Ковалева Олеся Ивановна Ставропольский государственный университет, г.Ставрополь КООНТОГЕНЕЗ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА В СРЕДЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ Коонтогенез личности - взаимосогласованное развитие системы человеческого организма с окружающим его миром в опосредованно общей структуре связей при сохранении...

Убедительные и наталкивающие на размышления комментарии по широкому спектру социальных проблем созвучными современности. СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ Гуманистический психоанализ. Сформулированная Фроммом теория личности, в которой подчеркивается роль социологических, политических, экономических, религиозных и антропологических факторов в формировании и развитии характера индивидуума. Накапливающий тип...



gastroguru © 2017