Материнский инстинкт у животных: как заботятся о детях братья наши меньшие. Как привить ребёнку любовь к животным? Любовь к животным прививают или рождаются такие





Любовь родителей к своим детям не знает границ и это относится не только к людям, но и к братьям нашим меньшим. Когда рождаются дети, все мы становимся равными и пытаемся дать нашим чадам как можно больше тепла и заботы, чтобы они ни в чём не нуждались и всегда были сыты и довольны жизнью.



Одна из самых лучших мам - домашняя кошка. Её материнский инстинкт даёт о себе знать за несколько дней до родов. Все эти дни она находится в поиске объекта для своей заботы. После рождения котят, ни на шаг не отойдёт от них и не позволит к ним никому приблизиться.Кошки буквально души не чают в своих котятах, самозабвенно растворяясь в уходе за малышами. Инстинкт материнства развит у домашних кошек феноменально. При этом известно много случаев, когда они выкармливали, нежно заботясь, и представителей других семейств, делая это не менее преданно, чем заботясь о своих собственных детях. Люди давно это подметили. Они стали использовать этих животных в звероводческих хозяйствах для вскармливания только что родившихся соболей и лисят. Кошка может взять под свою опеку детёныша любого животного и выходить его. Причём он не будет обделён ни любовью, ни заботой.
В одном интересном исследовании немецких зоологов был проведен эксперимент по воспитанию кошкой маленьких цыплят! Мама-кошка ухаживала за ними, вылизывала и укладывала спать, прижав к себе, чтобы согреть своим теплом. Когда же в ходе эксперимента выводок цыплят подвергся атаке ястреба, кошка, ни секунды не сомневаясь, бросилась на их защиту и, даже сильно уступая в «боевой мощи» смертоносному хищнику, сумела спасти от неминуемой гибели беспомощных малышей!




Тигрицы не уступают в своей заботливости кошкам. Мама-тигрица выкармливает молоком своих маленьких тигрят до полугода, даже не смотря на то, что они уже после двух месяцев вполне способны питаться мясом. Со второй половины первого года существования мама-тигрица начинает терпеливо обучать малышей премудростям охоты, без знания которых тигрята попросту погибли бы в самостоятельной жизни. Интересно, что весь процесс выкармливания и обучения лежит полностью на тигрице - папа-тигр в этом участия практически не принимает.



Если львица забеременела, то, незадолго до родов, она уходит от прайда, находит тенистое, незаметное место и там на свет появляется потомство - в среднем, трое львят. За ними первое время ухаживает мать, а после возвращения в прайд все львицы одинаково ласковы с детенышами и не делают различия между своими и чужими.
Новорожденные львята весят всего 1-2 кг. На 11-й день они открывают глаза, а на 15-й начинают ходить. Первые два месяца жизни они питаются только молоком, но в этом возрасте они вместе с матерью возвращаются в прайд и помимо молока постепенно приучаются к мясу. В возрасте 7 месяцев (до 10) они переходят полностью на питание мясом. Вскоре они начинают сопровождать взрослых львов во время охоты, а с 11 месяцев уже могут самостоятельно убивать добычу. Однако до самостоятельной жизни еще далеко: львенок обычно не оставляет прайд до двух или даже четырехлетнего возраста. Молодые самки вообще остаются в прайде. Лев, как глава остается на подвластной ему территории и охраняет ее и своих детенышей от посягательств гиен и других львов. В то же время львица, являясь добытчицей всего прайда, проводит время, охотясь. Воспитание потомства у львов полностью ложиться на львицу. Когда львята подрастают, она берет их с собой, готовя к самостоятельной жизни в мире, полном опасностей.




Не меньшую заботу о своих малышах проявляют мамы-слонихи. Слониха вынашивает детёныша 22 месяца, а затем заботится о нём очень долгое время. Все новорождённые слонята слепые, обросшие шерстью и плохо стоящие на ногах. Они постоянно нуждаются в помощи. Молодой маме обязательно помогает «тётушка» - опытная слониха из стада. Она обучает неопытную маму всему, что связано с заботой о малыше. Эта же «тётушка», как акушерка, находилась рядом со слонихой во время родов и оказывала ей помощь.У окрепших слонят наблюдается чрезмерное любопытство и игривость. Заигравшись, они могут далеко убежать и заблудиться. Надзор за ними - сущее наказание для молодой матери. Поэтому не только «тётушки», но и все слонихи стада чувствуют себя ответственными за молодняк.Это позволяет окружить слонят круглосуточной заботой.


Орангутанги могут забеременеть всего лишь один раз за 8 лет, поэтому дети являются для них очень долгожданными и любимыми. Самки будут заботиться об их жизни так же, как о своей собственной. Самки крупных обезьян (орангутанги, гориллы, макаки и павианы) проявляют трогательную заботу о новорождённых. Детёныш находится под неусыпным материнским контролем очень долгое время. Они постоянно ласкают его, заглядывают с любовью в глазки. Подросшего и окрепшего малыша самки начинают знакомить со стаей. Это очень напоминает поведение людей. Орангутанги и гориллы обладают очень большим терпением и никогда не наказывают своих детёнышей. Они около 10 лет воспитывают своих детенышей: учат добывать еду, отличать съедобную траву от ядовитой, строить гнездо, беречься от дождя.



Медведицы - заботливые матери, они тратят несколько лет на воспитание своих детенышей. Медведи находятся на третьем месте после человека и приматов по уровню заботы о своих детенышах. У медведицы рождаются 2—3 крошечных медвежонка массой около 0,5 кг каждый. Они слепые, голые, беспомощные и нуждаются в материнской заботе. Медведица держит детенышей у себя на брюхе среди шерсти в тепле, согревая своим горячим дыханием. Она кормит медвежат густым молоком, которое у нее вырабатывается за счет накопленных с лета жировых запасов. С наступлением тепла подросшие медвежата покидают берлогу вместе с медведицей и под ее присмотром греются на солнышке и подкармливаются тем, что можно в это время отыскать в лесу.
Медвежат, которым исполнился год - зовут пестунами. Они разделяют материнские заботы о маленьких медвежатах.Через 3-4 года пестуны подрастают, малыши сами становятся пестунами. Отец-медведь в воспитании потомства не участвует. В тайге, где есть изобилие пищи для медведей, они не проявляют агрессии. Но этого не скажешь о медведице с выводком. Лучше вообще не попадаться такой особи в поле зрения. Если мамаша решит, что вы представляете опасность для ее потомства, противопоставить ей ничего не сможет даже вооруженный человек.




Живущие в очень суровых условиях белые медведи, тем не менее, проявляют образец заботы и ухода за своими малышами. Мама-медведица, готовясь к родам, активно набирает вес, который к моменту появления потомства почти удваивается! И все это лишь для того, чтобы не умереть от истощения после появления маленьких медвежат - ведь их нужно не только родить, но еще и выкормить! А это дело не одного дня.
Перед родами медведица устраивает себе в снегу уютную берлогу, где впадает в полудрему - некоторое подобие спячки у своих материковых собратьев. В этом состоянии и происходят роды. Появившись на свет, белые медвежата совершенно беспомощны и нуждаются в круглосуточной заботе своей мамы. Вот тут-то и пригодится набранный вес. Мама-медведица заботливо выкармливает своих малышей в течение восьми месяцев и только после этого она выводит их из берлоги, чтобы отвести к воде и научить ловить рыбу.
Еще в течение нескольких последующих лет мама-медведица заботится о своих медвежатах, обучая их всем премудростям жизни в суровых арктических условиях, являя образец материнской любви и заботы о своем потомстве.




Мама-бобриха очень трепетно относится к малюткам, но при этом не забывает со всей строгостью учить их жизни. Чтобы приучить их к воде, первые разы ей приходится силой выталкивать упирающихся бобрят в подводный коридор. Но это им только на пользу, вреда заботливая самка никогда не причинит своему потомству. До двух месяцев бобриха, можно сказать, не покидает маленьких зубастиков, кормит их молоком, чистит их «шубку». После того как малышам исполнится месяц - полтора, их постепенно отлучают от груди и приучают к обычной пище. Сначала им дают мягкие листики и кувшинки, кроме этого, подкармливают еще и молоком матери. О детенышах заботятся все члены семьи, оберегают и следят, чтобы те не попали в беду.
На протяжении двух лет родители-бобры стараются обучить детей всему тому, что им понадобится в самостоятельной жизни: строительству плотин, жилища, устройству кладовых и тому, как запасать еду на зиму, как уберечься от природных врагов.




Осторожная лиса перед появлением потомства устраивает свою нору в самых
глухих уголках леса. Кроме основной норы, она делает еще несколько запасных, чтобы в случае опасности было, куда перетащить лисят. Когда рождаются малыши, мать кормит их своим молоком, греет своим телом. В первые месяцы она выходит из норы только поесть и опять спешит к детям. Через два месяца у лисят открываются глаза и прорезаются зубы. Тогда мать берет их за загривок и выносит на мягкую травку, на солнышко. Лиса учит малышей быть осторожными. Чуть услышат лисята подозрительный шорох - мчатся со всех ног и прячутся в
нору. Каждый день мать выгоняет детей на солнечный свет. Лисята кувыркаются в траве, бегают друг за другом, а лиса сидит и сторожит. Первое время лиса сама приносит им пищу - мышонка, лягушку, а когда немного подрастут, мать начинает их учить охотиться: отводит детей подальше от норы и показывает, как ловить жуков, бабочек и мышей.



Коала - самое симпатичное и любимое в Австралии сумчатое животное. Детеныши рождаются безволосыми, слепыми и глухими, крошечными и похожи на плюшевых мишек. На протяжении 5 - 7 месяцев дети остаются в маминой сумке,
питаясь материнским молоком, после чего перебираются к ней на спинку, где и живут в своё удовольствие достаточно продолжительное время.




Кенгуру - удивительные животные. Они не только красивые и необычные,
но еще и заботливые мамы. Даже у самых крупных кенгуру при рождении детеныш весит меньше 1 грамма. Новорожденный заползает в сумку матери, где припадает к одному из четырех сосков. Кенгуру может вырабатывать четыре вида молока, в зависимости от возраста кенгуренка. Каждый тип молока вырабатывается в своем соске. Кроме того, у нее может быть два вида молока одновременно, если у нее есть детеныши разного возраста.
Мать заботится о малышах даже после того, как они покинут сумку. Большие рыжие кенгуру имеют уникальную особенность, позволяющую им увеличить сохранение рода. Несмотря на то, что у самки кенгуру после спаривания обычно рождается только один детеныш, она может отсрочить появление еще одного на то время, пока вынашивает первого (при этом самец ей совершенно не нужен). Таким образом, в случае, если самка потеряла детеныша, или, как это иногда бывает, он быстро вырос и покинул сумку матери, она может сразу же начать вынашивать второго. Этой особенностью задерживать вынашивание детеныша большие рыжие кенгуру пользуются и в случаях, когда оказываются в неблагоприятных условиях для вынашивания потомства.
Кстати, другой интересной особенностью данного вида является то, что самка кенгуру производит молоко разной жирности для детенышей разного возраста - причем, может делать это одновременно.




Ежиха - очень добросовестная мать. Она загодя устраивает для своих детей «детскую комнату» - круглую нору под землей, выстланную толстым слоем сухих листьев. Здесь и рождаются 7-8 малышей, слепые, беспомощные, розовые и мягкие. Через две недели у них открываются глаза, они обрастают
иголками. Первые дни мать ни на минуту не отходит от ежат и кормит их своим молоком. Уходя, она закрывает детей травой и листьями: и не видно малышей, и тепло им в такой упаковке. Когда у ежат открываются глаза, они начинают выходить из гнезда. Жмутся друг к другу. Отставшие от матери жалобно пищат, а мать бежит назад и ищет их. Найдет и носом подгоняет, чтобы не отставали.




Несмотря на свой свирепый вид и недюжинную силу зубастых челюстей, самки аллигаторов являются одними из самых заботливых мамочек в животном мире. Еще до того, как отложить яйца, мама-аллигатор самым тщательным образом выбирает место для кладки. При этом она готовит два разных места - одно для будущих девочек, а другое - для мальчиков, устраивая одно в куче преющих теплых листьев, а другое, обкладывая прохладным мхом.
После того, как яйца отложены, мама заступает на бессменную вахту, охраняя, как бдительный часовой своих будущих деток. Понятно, что, находясь под такой охраной, практически все яйца остаются в целости и сохранности. А сразу же после того, как из них появляются маленькие крокодильчики, мама отправляет их всех в свою огромную пасть! Но вовсе не для того, чтобы ими позавтракать, а для того, чтобы доставить их к воде. О своих детках мама заботится еще в течение целого года!




Самкам дельфина-касатки не откажешь в бдительности. Дело в том, что новорожденные дельфины не могут уснуть в течение месяца после своего рождения. Такого же графика приходится придерживаться и их мамам, чтобы суметь проследить за беспокойным потомством и вовремя защитить детенышей от многочисленных врагов.
Дельфины - матери тратят немало времени, обучая детенышей различным навыкам: правильно плавать, ловить добычу, избегать грозящей от хищников опасности.
Самки дельфинов никогда не бросают попавших в беду детенышей, а также усыновляют чужих малышей, ставших сиротами, спасая дельфинят от голодной смерти.


Продолжать описывать примеры проявления материнского инстинкта у животных можно до бесконечности. Ясно одно: они так же, как и люди, с нетерпением ждут пополнения, заботятся о малышах, радуются успехам своих детенышей и всячески их поощряют.















В заключение мне очень хочется вместе с вами вспомнить и посмотреть один из самых лучших и добрых мультфильмов, когда либо созданных в нашей стране - "Мама для мамонтёнка".
Советский рисованный мультфильм 1981 года.Сценарист: Дина Непомнящая. Режиссёр: Олег Чуркин. Роли озвучивали: Клара Румянова — мамонтёнок, Зиновий Гердт — морж, Рина Зелёная — слониха и бегемотиха, Зинаида Нарышкина — обезьяна.
Есть совершенно особые мультфильмы, предназначенные, вроде бы, для детей, но растапливающие и сердца взрослых. «Мама для мамонтёнка» как раз из таких. При виде маленького и потерянного детёныша, ищущего свою маму, всё переворачивается в душе.


Мама для мамонтёнка — это мультик, внушающий нам самые простые и самые важные чувства в нашей жизни. Чувства любви, сострадания, жалости, надежды. Ведь только благодаря им мы являемся людьми.

Любовь к животным как форма воспитания

Можно ли не любить домашних питомцев? Нельзя - уверены те, кто содержит дома собаку или кота. Более того, зачастую мы привязаны к ним даже больше, чем к членам семьи или друзьям... Что скрывается за столь сильными чувствами к братьям нашим меньшим? Подавляющее большинство горожан-владельцев собак и кошек, считает своих домашних питомцев настоящими членами своей семьи. Как это происходит?

Нужно с раннего детства прививать ребёнку любовь к животным

Очевидные достоинства

Мы к ним привязаны, мы вовлечены в их жизнь эмоционально. Мы готовы тратить на уход за ними свое личное время и большие деньги на их грумминг, на походы к ветеринару и поиски полезного корма... Мы терпим все неудобства, связанные с их содержанием: их шерсть, которая, кажется, уже повсюду в доме, их специфические запахи. Ради чего все эти жертвы? До последнего времени все психологи сходились во мнении, что наличие домашнего питомца в доме играет положительную роль. Скажем, в присутствии своей собаки ребенок, который не умеет концентрироваться и у него плохо получается заучивать стихи, вдруг без запинки читает их наизусть. Пожилые люди находят в общении с домашними питомцами недостающие им эмоции. Нам нравится общение с домашними животными потому, что оно эмоционально безопасно, предсказуемо и понятно. Мы знаем, что, когда переступим порог дома, любимый кот начнет громко урчать и тереться о ноги. И сколько мы ни будем бросать мяч, наша собака обязательно принесет нам его в зубах. Общение с братьями нашими меньшими, действительно, приносит нам истинное удовольствие и заряжает позитивом, оно для нас комфортно. Ведь мы разговариваем с ними, делимся своими секретами и переживаниями, полагая, что животные нас слышат и все понимают. Иначе говоря, мы всегда уверены в том, что на любое наше действие или даже слово мы получим от них эмоциональную обратную связь, что для нас очень важно. В общем, наличие собаки или кошки дома имеет много преимуществ.

Нам кажется, что они нас понимают, мы чувствуем их благодарность и симпатию к нам, эмоциональное расположение. Они никогда не будут нас критиковать, принимая нас такими, какие мы есть. Ведь собаке, по большому счету, не так уж важно, насколько хороший человек ее хозяин. Это чем-то похоже на то безусловное принятие, которое рождается у матери к собственному младенцу. А ведь именно его нам так не хватает, когда мы взрослеем.

Согласитесь, далеко не всегда нам столь же комфортно и безопасно находиться в обществе других людей, даже очень близких. Ведь и они бывают довольно непредсказуемы, зачастую их слова и поступки могут больно ранить. Более того, они оценивают нас, при этом далеко не всегда положительно, нередко даже критикуют. В обществе людей мы нечасто можем рассчитывать на те эмоции, которые получаем от общения с любимой собакой или котом. В этом случае не у каждого из нас найдутся сильные контраргументы в споре с автором известного афоризма: «Чем больше я узнаю людей, тем больше люблю собак». И потом, только с домашними питомцами мы чувствуем себя более могущественными и сильными. Ведь их жизнь, благополучие и удовольствие напрямую зависят от нас и наших решений. А тактильные ощущения, которые мы испытываем, лаская домашнего питомца, именно они дарят нам успокоение, утешение. И ответ на вопрос, почему именно теплокровные шерстистые млекопитающие становятся нашими домашними любимцами, кажется, достаточно очевидным. Однако не все так просто. Мы столько вкладываемся в наших домашних питомцев не только потому, что это наш каприз и нам так хочется.

Мы приписываем нашим любимцам человеческие чувства, поступки, эмоции и мысли. Не зря нам порой кажется, что еще немного - и он начнет говорить, и станет полноценным человеком. Этот феномен называется антропоморфизмом. Речь о том, что очеловеченный любимец нередко действительно превращается для нас в полноценного члена семьи. Он включается в нашу семейную жизнь.

Не зря некоторые возрастные пары, у которых нет детей или дети уже выросли и покинули родительский дом, относятся к своей собаке или кошке как к своему ребенку. Зачастую они даже признаются в том, что к собственным детям они таких сильных эмоций не испытывают.

Четвероногие посредники

Последние исследования не подтверждают выводов об исключительно позитивной роли собаки или кошки в развитии семьи. Речь о том, что мы, не сознавая этого, используем наших любимцев в качестве посредников в отношениях с другими ее членами. Нередко само наличие четвероногого друга в семье уже является симптомом нехватки в ней эмоциональной связи определенного типа. Иначе говоря, животное может смягчать проблему, а может, напротив, ее усугублять. Но никогда ее не решит. Это всегда полумера. Известно, что домашний питомец может «поддержать» семью на разных этапах ее развития, жизненного цикла. Более того, его появление в семье никогда не бывает случайным. Решение завести собаку или кошку зачастую возникает в самый, казалось бы, неподходящий момент - когда семья претерпевает изменения (в момент беременности жены, сразу после рождения ребенка или когда ему исполняется год, 3 года или 13-15 лет). Оно связано с тем, что с помощью домашнего питомца члены семьи будут пытаться снизить психологическое напряжение, тревогу, вызванные этими изменениями. И, вместо того чтобы пережить их, семья к ним оказывается не готова, она не может с ними справиться. Тогда палочкой-выручалочкой становится четвероногий любимец. Более того, в такие моменты уговорить семью не заводить домашнего питомца бывает просто невозможно.

Третьим будешь?

В семейной системной терапии считается, что триада устойчивее, чем диада. Иначе говоря, семья из трех человек более стабильна, чем пара. Третий позволяет двум другим членам семьи снизить тревогу. Традиционно третьим становится ребенок. Это наиболее устойчивый канал выражения эмоций взрослых: разговаривая о младенце, родители могут даже не касаться тех сложностей во взаимоотношениях, которые возникают между ними.

В молодой семье, в которой нет детей, или в паре, где взрослые дети уже отделились от родителей, щенок или котенок психологически замещает... ребенка. И для молодой пары, и для более взрослой домашний питомец может играть роль «идеального ребенка». В этом случае он не позволяет им научиться конструктивно разрешать возникающие конфликты. И не дает возможности семье перейти на следующую стадию жизненного цикла - завести ребенка или отпустить выросших детей.

Неполезный заместитель

Иногда четвероногий друг может замещать не только ребенка, но и другого члена семьи. Скажем, в случае развода с агрессивным мужем, который мог позволить рукоприкладство, женщина заводит грозного, злобного пса. Несмотря на усилия дрессировщика, хозяйка провоцирует собаку на проявления агрессивного поведения. В этой ситуации женщина воссоздает привычную ситуацию «жертва - палач», которую переживала в браке. В этом случае роль домашнего питомца положительной не назовешь. В другой ситуации щенок или котенок может помочь пережить депрессию, связанную со смертью значимого члена семьи. Здесь роль питомца позитивна.

Секретный агент сепарации

Нередко домашние питомцы становятся камнем преткновения в отношениях между молодыми людьми. Они используют принцип - если ты не любишь мою кошку/собаку, значит, ты не любишь меня. Тем самым пряча даже от самих себя свои страхи, сомнения и тревоги, связанные с партнером. Скажем, девушка встречается с молодым человеком, а у нее дома живет кошка. В какой-то момент девушке нужно было принять решение: съезжаться им или нет? Девушку мучил вопрос: у молодого человека аллергия на шерсть животных, поэтому ему не очень нравится ее кошка, как быть? В результате девушка приняла решение расстаться с мужчиной. В этом случае кошка, сама того не подозревая, стала агентом сепарации. Девушка на самом деле сомневалась в себе и чувствах молодого человека. Ее тревога нашла выход, переключив все внимание на кошку.

Ведь если бы девушка была уверена в том, что с этим человеком она проживет свою жизнь, родит детей и т. д., то ее домашнему питомцу можно было бы подыскать других хозяев. В ином случае четвероногие любимцы могут играть положительную роль, помогая подросткам отделяться от постоянно контролирующих родителей.

Любовь к животным - это уникальное чувство, на которое способен человек. Оно делает нас великодушнее, ответственнее, справедливее, лучше. Чтобы ребенок вырос добрым, важно суметь воспитать у него бережное отношение к животным и к природе.

Почему так важно воспитывать любовь к животным?

Любовь к животным — важная черта в характере человека. Это учит нас ответственности, вдумчивости, верности, постоянству чувств. Отношение детей к животным – это та область деятельности ребёнка, где можно наиболее успешно осуществлять нравственное воспитание.

Любовь и уважительное отношение к животным порождает теплоту души, которая проявляется во всем: в отношении к природе, окружающим людям, к самой жизни.

Важно привить ребенку понимание, что любое животное – это в первую очередь живое существо, которое бегает, прыгает, радуется, чувствует, а также пугается и боится человека.

Нужно объяснять, что нельзя мучить и пугать их, наносить им вред. Напротив, необходимо уметь защищать их, стараться относиться к ним, как можно бережнее. Но не всегда разговоры и личный пример могут убедить ребенка и изменить его отношение к животным. Если ваши попытки не привели к успеху, попробуйте этот заговор¹.

Заговор на любовь к животным

Этот заговор помогает сформировать у ребенка или даже у взрослого человека любовь к животным, иным существам; помогает воспитать милосердие к тем, кто не похож на нас. Иногда это бывает очень важно для того, чтобы чувствовать себя полноценным человеком.

Текст заговора:

«Приехал колдун на море отдыхать. Отдыхает, купается, загорает. День прошел, ночь прошла, еще день минул, и опять ночь наступила. Видит колдун: расступилось море, вышли к нему из моря Русалка серебряная – дочь царя морского, Дельфин крикливый – ее ангел-хранитель – и Звезда нежная на пяти ножках – ее нянька.

Подошли они к колдуну, поклонились. Попросили слово свое волшебное сказать, чтобы люди их полюбили, а то боятся люди шепота воды под луной, думают, что живут в ней чудовища. Выслушал их колдун, жалко ему их стало, и пообещал он им помочь.

Вызвал он своего духа-помощника и поручил ему сей вопрос решить. С тех пор стали многие люди мир иначе видеть, а тот, кто еще не видит, тот сейчас инаучится. Вся жизнь из воды вышла. Хантаа улар.»

Не забывайте о главном, произнося слова «Хантаа улар», что означает: «благодарю, такова моя воля, да будет так», руки необходимо сложить лодочкой перед грудью и сделать легкий поклон.

Примечания и тематические статьи для более глубокого понимания материала

¹ Заговор (наговор, слова, шептание ) - «малые» фольклорные тексты, служащие магическим средством достижения желаемого в лечебных, защитных, продуцирующих и других ритуалах (

Леванова Елена Николаевна,
учитель начальной школы высшей категории
ГБОУ лицея №384 Кировского района Санкт-Петербурга

Общение с природой - прекрасная школа воспитания у детей доброты, отзывчивости, чуткости. Если ребёнок глух к природе с раннего детства, если родители не научили его наблюдать за красотой утренней росы на цветах, опадающей с деревьев листвы, танцующими зимний танец снежинками; если ребёнок не научен жалеть, любить, заботиться о братьях наших меньших, трудно будет воспитать в нём все эти качества в подростковом, а уж тем более в зрелом возрасте. Ведь зёрна отзывчивости, сострадания к ближнему закладываются в детстве. Одним из путей воспитания в детях доброты является воспитание у них бережного отношения к природе, в частности к животным.

Я понимаю, что не все могут позволить себе держать в доме питомцев, по разным причинам. И, как правило, дети не проявляют интереса к животным просто потому, что редко имеют возможность познакомиться и пообщаться с ними поближе. Иногда родители запрещают ребёнку подходить к животным, ласкать их. «Не подходи к кошке, - говорят они ему, - будут глисты», «Отойди от собаки, она тебя укусит», «Не бери в руки эту гадость, появятся бородавки». А ведь малыши любопытны от природы, их интересует любое живое существо, тут важно не упустить момент и помочь ребёнку освоиться в окружающем его мире, а не пугать и не прятать в кокон. Помню, у нас в классе одна девочка очень просила маму завести хоть какое-нибудь животное в доме. Мама ни за что не соглашалась. И ребёнок со слезами просил тогда купить хоть цветочек в горшочке. Она поставит его на подоконник, будет его поливать и протирать листочки.

Дети обычно любят животных. И эту любовь надо поощрять. Во многих семьях живёт маленькое существо - всеобщий любимец: кошка, собака, кролик, черепаха, хомячок, морская свинка или какое-либо другое животное. Известно много примеров, когда появление в доме животных доставляло детям большую радость и положительно влияло на их поведение. Дети старались выполнять все свои обязанности вовремя, чтобы иметь возможность погулять и поиграть с животными, поухаживать за ними.

Когда ребёнок ухаживает за животными: чистит клетку птички или кролика, кормит и водит на прогулку собаку, играет с кошкой, дрессирует попугая, он невольно привязывается к ним и начинает их любить. Когда в семье появляется животное, на плечи каждого члена семьи ложится большая ответственность. К сожалению, нередки случаи бездумного отношения к животному. Вначале дети охотно ухаживают за ним, стараются его вовремя накормить и выгулять. Но проходит время, и детей, а то и взрослых, начинают тяготить эти добровольно взятые на себя обязанности. Иногда всё это заканчивается тем, что собаку или кошку бросают или прогоняют из дома, обрекая тем самым на бездомное и голодное существование.

Если ребёнок не заботится о животном, мучает его и взрослые его не останавливают, он привыкает к таким жестоким забавам, и, возможно, спроецирует манеру обращения с животными на окружающих его людей. Знаменитый цирковой артист, дрессировщик Анатолий Леонидович Дуров утверждал, что дети, издевающиеся над животными, калечат прежде всего свою душу. А жестокая и пустая душа, говорил он, не самое ли страшное наказание человека.

Как-то в нашем первом классе зашёл разговор о животных, которые живут у детей дома. Оказалось, что большинство держат дома кошек. И нам захотелось поговорить о них подробнее. Я предложила детям определить, что бы они хотели узнать конкретно. Так возник круг вопросов, которые мы реализовали в долгосрочном интеграционном проекте «Наши пушистые любимцы». В течение месяца мы читали сказки, где одним из героев был кот, лепили из пластилина иллюстрации к этим сказкам; читали и обсуждали рассказы с этим героем; рисовали и выполняли аппликации кошек; с помощью родителей выпустили стенгазету «Наши пушистые любимцы»; в Интернете искали сведения о породах кошек, о кошках-рекордсменах, о кошачьих нравах, да и просто интересные факты из жизни кошек. Дети нашли и разучили стихотворения о животных, природе, о том, как надо беречь окружающий нас мир. В завершение работы мы провели классный час о кошках, где подвели итог нашей работы и обратились к людям с призывом заботиться о домашних животных.

Приведу фрагмент нашего классного часа, где подведён итог большой работы по теме.

Ученица:

Ведущий: - Грустное стихотворение, правда?

Чтобы этого не случилось, никогда не забывайте кормить, поить своего маленького друга, заботиться о нём. Пусть никогда не случится так, что ваш друг потеряет кров над головой. Я верю, что все вы хорошо относитесь к своим маленьким друзьям.

Во многих странах животные защищены законом. К сожалению, в нашей стране такого закона нет. Пользуясь безнаказанностью, некоторые взрослые жестоко относятся к животным, плохо их кормят, не лечат, а то и выгоняют на улицу. Чтобы такого не случалось, давайте составим листовку - обращение к людям с просьбой беречь животных, лечить и заботиться о них.

Наш класс разделён на шесть групп. Перед каждой группой на столе лежит бланк листовки с фотографией бездомных котят. Поглядите, какие грустные глаза смотрят на нас. И сколько спокойствия, сдержанности в этих существах. Кажется даже, что они гордо ждут, когда же, наконец, мы будем к ним справедливы. Перед вами на столе лежит также конверт, в котором на полосках бумаги напечатаны предложения. Достаньте полоски и прочитайте предложения.

(Текст на полосках:

Любите животных.

Не играйте с ними дома.

Больное животное не лечите: оно поправиться само.

Изучайте их жизнь и повадки.

Если животное надоело, выгоните его на улицу.

Не обращайте на животных никакого внимания.

Уважаемые дети и взрослые!

Заботьтесь о них.

Кормить животных не нужно: захотят есть, еду найдут сами.

Ведущий: - Положите обратно в конверт полоски с предложениями, которые не подходят для нашего обращения к людям. Прочитайте предложения, которые вы отобрали для листовки.

(Так как классный час проводился в середине ноября первого класса, когда дети ещё плохо читают, текст на полосках был составлен мною, для быстроты проверки каждая группа учащихся читала текст, напечатанный на одной полоске, не повторяясь. Дети отобрали:

Любите животных.

Изучайте их жизнь и повадки.

Не выгоняйте животных из дома на улицу.

Уважаемые дети и взрослые!

Заботьтесь о них.

Ведущий: - Как вы думаете, с какого предложения мы должны начать наше обращение? Почему мы обращаемся не только к взрослым, но и к детям?

Остальные полоски расположите одну под другой так, чтобы получился текст обращения.

Прочитайте получившееся обращение.

Сверьтесь с текстом, который составила я.

Уважаемые дети и взрослые!

Любите животных.

Изучайте их жизнь и повадки.

Заботьтесь о них.

Не выгоняйте животных из дома на улицу.

Животные - наши друзья. Берегите их!

Берегите животных!

Уважаемые дети и взрослые!

Любите животных.

Изучайте их жизнь и повадки.

Заботьтесь о них.

Не выгоняйте животных из дома на улицу.

Животные - наши друзья. Берегите их!

Ведущий: - Наклейте полоски с текстом на бланк листовки, лежащей на вашем столе. Работайте аккуратно и дружно.

Где мы можем повесить наше обращение к людям?

(На дверях школы, магазинов, аптек, на остановках, подъездах домов и других людных местах.)

Ведущий: - Будем надеяться, что наше обращение не останется незамеченным, тронет чьё-нибудь сердце и на наших улицах станет меньше бездомных животных.

Наш классный час подходит к концу. Можно было бы ещё продолжать и продолжать рассказывать об этих удивительных животных. Не забывайте:

Тем, кто с кошкой добр и мягок,

Может кошка другом стать.

Но обидчику, однако,

Может кошка сдачи дать!

Будьте же для своих Барсиков и Мурок настоящими, заботливыми друзьями. Ведь " жи-вущая рядом с нами кошка служит теплым, пушистым, усатым и мурлыкающим напоминанием о потерянном рае" (Леонор Финн).

Дети расходились под большим впечатлением от классного часа, от своей работы. И на другой день рассказывали, что они тоже нарисовали свою листовку - обращение, написали вместе с родителями текст и повесили на дверях своего подъезда.

Только систематически продуманная работа учителя вместе с родителями в организации учебно-воспитательного процесса с учащимися принесёт успехи в нравственном воспитании, даст положительные результаты.

Какими людьми вырастут эти дети? Хочется верить, что хорошими.

Литература:

  1. Финни Леонор «О кошке»

Психологи считают, что ребёнок с раннего детства должен контактировать с животными. Это воспитывает в нём такие положительные качества, как любвеобильность и заботливость. Прививать ребёнку любовь к животным нужно как можно раньше. Редакция сайт подскажет, как научить детей любить животных.

Именно с раннего возраста родители должны знакомить малыша с окружающим его миром. Природная среда ― это первое, куда ваш ребёнок попадает, выйдя из собственного дома. Ваш малыш активно и уверенно движется навстречу всему живому. Он идёт по улице и, заметив любое животное, будь то птичка, белочка, кошка или даже большая собака, активно и с большим интересом тянется к нему. Он понимает, что эти живые существа явно «не от мира сего», потому что не похожи ни на маму, ни на папу, и скорее всего, пообщаться с ними будет интересно.

Заметив любое животное, маленький человечек рефлекторно тянется к нему, пытаясь понять «что же это такое?» Конечно, как правило, кошечка или птичка убежит от малыша.

Вот тут задача родителей ― всевозможными способами дать понять ребёнку, что живое существо , например, маленькая беззащитная птичка, боится его и, улетая, пытается защититься. Объяснить это можно в домашних условиях, читая сказки про животных, показывая всевозможные картинки с их изображениями. Возможно, ребёнку будет интересно посмотреть картинки с животными, раскраски. Объясните, что любое животное ― это в первую очередь живое существо, которое бегает, прыгает, пугается и боится человека.

К двум годам начинайте показывать мультфильмы для самых маленьких. Особенно хороши советские мультики, где чётко видна любовь детей к животным. Мультики способны показать вашему карапузу, что с маленькими птичками, щеночками и кисками можно и нужно дружить, получая от этого удовольствие.

К четырём годам ребёнок уже начинает формироваться как личность, и если до этого возраста родители сумели показать ему, что означает добро и зло, любовь к животным и всем обитателям улицы, то, без сомнения, в дальнейшем доброе и нежное отношение к животным только закрепится в подсознании ребёнка. Очень многие дети, кстати, именно в возрасте четырёх лет просят завести им маленького «друга». Это может быть не обязательно кошка или собака, на первом этапе можно завести хомячка или черепашку.

На собственном примере объясните, как необходимо общаться с животным, что можно делать, а что доставит боль и неудобство новому другу. Малышу будет очень интересно заботиться о новом питомце.

Сходите с ребёнком в зоопарк ― это отличный способ знакомства детей с животными. Сейчас появилось очень много контактных зоопарков. Здесь можно не только посмотреть, но и покормить и погладить животных.

Если вы будете рассказывать ребёнку о том, как разнообразен мир и какие в нём водятся звери, будете показывать их особенности и говорить, что у каждого животного есть свои привычки и повадки, ребёнок это запомнит и будет стараться найти подход к каждому животному. Если у вас есть возможность, то свозите ребёнка в деревню и покажите, как выглядят и как живут овечки, свинки, гуси и утки. Только помните, что все они отличаются от домашних кошек и дрессированных собак, а значит, обращаться с ними нужно осторожнее.

Общение с питомцами дарит нашим детям радость, но это далеко не единственный положительный результат. Дети, которые с малых лет начинают помогать взрослым, заботиться о животных, раньше учатся ответственности и умеют правильно рассчитывать свои силы. Кроме того, им знакомо понятие долга, а значит, им легче выполнять задания и поручения, даже если делать их вовсе не хочется. Срабатывают навыки, полученные при уходе за питомцами.

Кроме того, дети, растущие в семьях, где держат домашних животных, учатся выражать свои чувства и показывать их. Наблюдая, как ласкается кошка и как собака прыгает от радости, когда хозяин вернулся, дети понимают, как важно демонстрировать любовь близким людям.

Нельзя не сказать и о терапевтическом действии общения с животными. Домашние питомцы помогают взрослым снимать стресс, а детям - переживать свои первые разочарования. Существуют целые направления лечения и реабилитации детей, в которых главным лекарством выступают не таблетки и аппараты, а лошади и дельфины.

Многие родители, зная, что у них будет малыш, отказываются от удовольствия завести себе домашнего любимца, будь то кошка или собачка, кролик, птичка, черепашка и т. д. Мотивируют они это тем, что у ребёнка возможна аллергия на шерсть животного, боятся инфекций.

Иногда общение с животными может быть ограничено в силу объективных причин: у малышей возникают аллергические реакции от контакта с шерстью или кожей животного. Обратите внимание на тех питомцев, которые безопасны с этой точки зрения. Возможно, черепашка поможет малышу прикоснуться к природе - в буквальном смысле. В любом случае, аллергику нужно объяснять, как общаться с животными, только дополнительно рассказать о правилах безопасности.

Если ваш малыш родился, когда в доме уже были животные, или вы просто решили его завести, то старайтесь придерживаться следующих рекомендаций.

Если вдруг вы заметили, что малыш проявляет агрессию по отношению к домашнему животному, то это тревожный звоночек для родителей: в вашем подходе к воспитанию есть серьёзные пробелы! Не пытайтесь решить вопрос наказаниями, это не поможет. Лучше всего обратиться к детскому психологу, который укажет на ваши ошибки и поможет исправить их, а заодно подскажет, как привить ребёнку любовь к животным.

Учить обращению с животными нужно личным примером. Возьмите ручку ребёнка в свою, покажите ему, как аккуратно прикасаться к питомцу, как его гладить. Объясните, что за хвост тянуть щенка или котёнка нельзя, что пушистые или пернатые члены семьи тоже могут испытывать чувства.

Как можно раньше придумайте, какую обязанность по уходу за питомцами сможет разделить ваш малыш. Например, наполнять миску для питья водой смогут дети, которые только научились переливать жидкости из одной ёмкости в другую. Также малютки справятся с сухим кормом и протянут листик капусты черепахе.

Каждый раз общайтесь с питомцем, разговаривайте с ним. Будет полезно придумать ответы, которые могли бы принадлежать вашему домашнему животному, если бы оно могло говорить. Так вы покажете ребёнку, что звери тоже хотят общаться и могут выражать свои эмоции.

Правила безопасности при общении с животными

Если вы держите животных, сообщите об этом педиатру, он расскажет вам правила безопасного общения ребёнка и питомца.

Не увлекайтесь общением суличными животными. Обязательно спрашивайте у хозяев разрешения подойти к кошке или собаке.

Итак, уважаемые родители: прививать любовь к животным с раннего детства значит сформировать у ребёнка чувство сострадания, воспитать в нём чувство ответственности вообще, в целом, и за того, кого приручили, в частности. Наверное, это является наилучшей формой воспитания!



gastroguru © 2017