Психологические установки. Базовые психологические установки

Пожалуй, ни одна научная статья по психологии не может соперничать в точности, лаконичности и выразительности мысли с удачным анекдотом, в котором та же идея представлена в виде метафоры.

Вот один такой анекдот.

Человек получает утром письмо на свое имя, но без обратного адреса и без подписи. Внутри записка с именем и фамилией незнакомого ему человека: «Когда этот человек умрет, вы получите 25 долларов». Он произносит про себя короткое ругательство, выбрасывает записку в мусорное ведро и забывает о ней.

Но через относительно короткое время получает по почте чек на 25 долларов и записку с именем другого незнакомого ему человека и обещанием: «Когда этот человек умрет, вы получите 50 долларов».

У него пробуждается любопытство, он начинает искать координаты названного в письме, узнает, что это пожилой и смертельно больной человек, удивленно пожимает плечами, но на этот раз не выбрасывает записку, а сохраняет ее. Вскоре он получает обещанную сумму, узнает, что упомянутый в записке человек действительно умер. И в том же письме находит имя другого человека, после смерти которого ему обещано 100 долларов. И так далее.

Однажды герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ...

На каком-то этапе он начинает выяснять подробности. Узнает, что речь в новом письме идет о криминальном авторитете, следит за его судьбой по газетам, узнает о его убийстве, получает обещанные деньги и очередную фамилию с указанием довольно крупной суммы.

На этот раз упомянут вполне благополучный, успешный и, по-видимому, здоровый молодой человек. Герой анекдота узнает, где тот живет, и время от времени появляется в этом районе. Непроизвольно слежка становится частью его собственный жизни. И однажды, проезжая на автомобиле рядом с домом молодого человека, герой видит его на безлюдной улице и с ужасом ловит себя на непроизвольном желании нажать на газ... Но все-таки успевает нажать на тормоз.

Вы уже поняли, что все кончается тем, что он убивает очередного кандидата и получает крупную сумму денег с припиской: «Как вам нравится ваша новая работа?..»

Этот анекдот в утрированной форме описывает некоторые способы формирования поведенческих установок. Процесс этот начинается с детства.

Ребенка поощряют и подталкивают к выполнению желательных родителям поступков, пытаются вызвать интерес к ним, потом вознаграждают за проявленное усердие и сразу же открывают новые перспективы.

Подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота

Похвала, награда и проявление любви за хорошие поступки предпочтительнее, чем наказание и эмоциональное отвержение за плохие, хотя без этого часто тоже не удается обойтись. Но стремиться в процессе воспитания надо к тому, чтобы наказанием казалось отсутствие поощрения.

Почти как в этом анекдоте, но с противоположной направленностью: поощрять нужно проявление в поведении высших человеческих ценностей. И выражать поощрение нужно проявлением любви тех, кого любит сам ребенок. При этом подарки можно делать только от случая к случаю, чтобы они не стали самоцелью, как у героя анекдота.

Эмоциональное проявление любви близких, такое важное для ребенка, любви, к которой он стремится, гармонирует с главной задачей воспитания - формированием моральных ценностей, которые несовместимы с асоциальными поступками. Эти ценности в будущем будут препятствовать поведению, которого удалось добиться от героя анекдота с помощью обещанных подарков.

Если главным для ребенка становятся подарки, а не ценность самого поступка, впоследствии его поведение может подлаживаться под любое требование - была бы только надежда на желанный подарок.

«Девушка должна выйти замуж до 25 лет», «Муж обязан обеспечивать семью», «Ребенок должен научиться читать в четыре года, не позже» – что это, желания, правила, или неаргументированные убеждения?

Должнонанизм («должен» и «онанизм») – понятие, которое в свое время ввел А. Эллис. Оно обозначает очень жесткие, редко аргументированные и, часто, далеки от реалий представления человека о жизненных нормах. Например, какими должны быть отношения, как должен развиваться ребенок, каким должен быть карьерный рост и т.д. На самом деле, эти установленные рамки не нужны ни самому человеку, ни тем, кто его окружает.

Однако, как человеку это понять, если он постоянно что-то должен?..

Психологические установки личности. Причины возникновения должнонанизма

Откуда берутся все эти «должен», «нужно» и «так будет правильно»? Естественно, корень всех проблем необходимо искать в детстве. Родители или родственники могли привить эти «рамки» своим детям, или же наоборот, они были созданы в сознании детей как протест родителям, сверстникам и т.д.

Довольно часто должнонанизм сопровождается комплексом величия и нарциссизмом . Как с этим жить? Что делают люди, страдающие от должнонанизма? У них есть четкие правила для жизни, для других людей и для себя в том числе. Если кто-то нарушает данные правила, это равняется настоящему греху, и человек уже не может быть полноценным в глазах страдающего должнонанизмом. Хуже всего, когда этим правилам не соответствует сам человек. Тогда он начинает ограничивать себя в чем-то, презирать, из-за чего понемногу рушиться его жизнь, но он не может представить, как жить без этих правил. Интересно, что такие люди никогда не могут ответить, откуда взялись эти «рамки», и почему они уверены, что жить можно именно так. Этого они не знают, но зато точно знают, что жить необходимо только по этим правилам.

Проявления должнонанизма

Сильная форма внутреннего должнонанизма проявляется как требование к себе быть однозначным и четким, не меняться и не сомневаться в своих взглядах, правилах и требованиях, которые, конечно же, непонятно откуда взялись. Выход за данные «рамки» является не простимым прегрешением. Верования – это то, на чем стоит должнонанизм. Они являются более агрессивной формой некритически усвоенных представлений о жизни, о себе, о людях и о мире, которые не поддаются никакой критике. Существует три основных «Должен» всех верований:

Я должен

Например, человек уверен, что он должен достичь успеха до 30 лет, создать семью до 35, воспитать детей в определенных традициях, иметь большое количество друзей, хорошие отношения с сотрудниками и т.д… С одной стороны, может показаться, что это естественные человеческие желания, однако форма, в которой они подаются при наличии должнонанизма, полностью меняет картину.

Ты должен

Страдающий должнонанизмом может ждать от людей определенных действий: его все должны любить и уважать, прощать некоторые погрешности, помогать и т.д. Если же люди не оправдывают его ожиданий, то человек может просто вычеркнуть их из своей жизни.

Мир должен

Мир ДОЛЖЕН. Казалось бы, как мир может быть что-то должен? Однако человек, страдающий должнонанизмом точно уверен, что мир обязан дать ему определенные вещи: легкие достижения, справедливое отношение и т.д. Когда же этого не происходит, то у человека может появиться обида на мир и на жизнь, что, в свою очередь, может стать причиной возникновения некоторых психологических блоков.

Как бороться с должнонанизмом

Такая проблема будет усложнять жизнь не только окружающим, но и, в первую очередь, самому человеку . Он никогда не сможет чувствовать себя хорошо и комфортно даже с самим собой, если не избавиться от ужасного внутреннего голоска, который постоянно повторяет слово «должен». Как же с этим бороться?

Осознание проблемы

Первое, что следует сделать человеку, это осознать, что некоторые его «рамки» не поддаются логическому объяснению, и, соответственно, не являются истиной. Можно, например, попробовать вспомнить, откуда взялись эти убеждения, и, если этого сделать не удается, то пора приступить к решению проблемы.

Что было бы, если бы…

Что будет, если вы перестанете придерживаться своих, якобы, чрезвычайно важных убеждений? Например, женщина считает, что не должна плакать на людях. Это правило ей могли привить в детстве родители, бабушка или дедушка. Из-за этого она постоянно сдерживает себя, боясь показаться слабой, даже когда у нее случается что-то действительно страшное. Нужно задать ей вопрос – а что будет, если вы заплачете при людях? Вас кто-то обидит, или, наоборот, утешит? В общем, нужно, чтобы она сама поняла, чего она боится, и так ли это страшно на самом деле.

Помощь психотерапевта

Самому справиться с такой проблемой чрезвычайно сложно, поэтому можно обратиться за помощью к специалисту, который более качественно и профессионально поможет разобраться и разрешить ваши проблемы вместе с вами. Хоть должнонанизм и может не давать человеку комфортно жить, однако решить такую проблему все же можно, главное – вовремя начать действовать.

Разрешите себе избавиться от груза «Я должен» и станет сразу теплее, проще и радостней жить!

или что мы на самом деле говорим своим детям

Дети, как губки впитывают не то, что им говоришь, а то, что при этом искренне думаешь. Вот поэтому нам кажется, что дети нас не слушаются. Представьте себе волшебный автомобиль, которому говоришь: «Поезжай-ка ты, мой Мерседес, на работку, да поскорее, а то я опаздываю». А он, наш автомобиль, ни с места, так как считывает из нашего подсознания совсем другую команду: «Спать, спать, к чёрту работу, под одеяло и спать!». Мы говорим ребёнку: «Угости мальчика мандарином», а он считывает наше подсознательное: «Только попробуй разбазаривать семейное добро!» и вырастает одиноким жадиной.

Когда родители общаются с ребёнком, они посылают ему подсознательные директивы. Я Вас расстрою, как правило, эти директивы - разрушительные. В основном, родители программируют своего ребёнка на неудачу.

Почему так происходит? Потому что детей рожают не самые счастливые и не самые здоровые с психологической точки зрения люди. Даже если внешне у них всё хорошо и хватает средств на комфортное существование. Но вот психологический комфорт так просто деньгами не купишь. Его надо выстрадать, выучить и сдать экзамен на зрелость.

Главная, можно сказать, магистральная проблема всех невротиков - психологическая незрелость. Юнг сравнивал зрелость с инициацией, которую проходили первобытные люди и представители нецивилизованных народов, живущие в в общинах и племенах. Мы не проходим никакой простой и понятной инициации под стук барабанов - нам тяжелее. Часто, будучи уже взрослыми, мы так и не становимся психологически зрелыми. Отсюда и проблемы, которые возникают у наших детей. Их воспитывают (о ужас!) незрелые личности, сами не решившие кучу своих проблем. А чтобы стать зрелым, нужно взглянуть в лицо своим бессознательным установкам и перестать жить по их недоброй подсказке... Попробуем.

Хотите классический список разрушительных психологических установок? На язык этих подсознательных установок психологи перевели весь тот шум и крик, который мы выливаем в беззащитные детские уши. На языке подсознания таких директив всего-то пять, но зато каких!

Негативная психологическая установка первая: «Не живи!»

Её синонимы на русском языке:

  1. Мне такая девочка не нужна,
  2. Как я от Вас устала,
  3. Если бы не ты и твой папа, я бы в кино снималась, в главной роли, обнажённая...

Негативная психологическая установка вторая: «Не делай!»

Тут уж синонимы не нужны. Послушайте себя, 95% того, что Вы говорите своему ребёнку, начинается и заканчивается запретами на любую деятельность! «Не бегай!», «Не прыгай!», «Не стой!», «Не стучи!»... Ребёнок получает главную информацию: «Чтобы ты ни сделал, всё будет плохо. Ты - растяпа».

Негативная психологическая установка третья: «Не верь!»

Не верь мужчинам, не верь женщинам, не верь подругам, не верь друзьям, не верь компаньонам, не верь никому вообще. Единственный человек, который тебя любит - это твоя одинокая, старая, больная и никому не нужная мамочка, которая тебе всю свою жизнь отдала. В общем, сигнал, который получает ребёнок сводится к анекдотическому: «Как страшно жить!..».

Негативная психологическая установка четвёртая: «Не будь ребёнком!».

Такую директиву получают старшие дети, когда у них появляются младшие братья и сёстры. Однако изредка её могут услышать и единственные дети в семье. Директива эта означает только одно. Психологически незрелые родители как бы говорят своему ребёнку: «Дети тут - это мы (я). Мы родили тебя, чтобы ты нас поддерживал и опекал. Ты - наша нянька, приступай к своим обязанностям!».

Негативная психологическая установка пятая: «Не взрослей!»

Такую директиву получают младшие или единственные дети в семье, дети-отдушины своих родителей. Тяжело быть отдушиной... Обычно такие дети никогда не создают свою семью, а если создают, то ненадолго.

Психологи утверждают, что все родители, независимо от интеллекта и отношения к своим чадам, бессознательно проговаривают эти пять установок.

А избавиться от этих установок очень просто: нужно написать их крупным шрифтом на подходящих листиках бумаги и со вкусом сжечь каждую бумажку на чистом пламени горящей свечи. А затем написать установки, прямо противоположные тому, что когда-то внушили нам родители, как и все люди - далёкие от психологического совершенства.

Елена Назаренко

Введение

Глава 2. Установка в концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе

2.1 Постановка проблемы установки в психологической концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе

2.2 Психологическая установка, как один составляющих аспектов (системообразующий фактор) бессознательного в понимании общей концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе в работах его учеников

2.3 Связь потребности и установки

2.4 Установка и поведение

Глава 3. ИЕРАРХИЧЕСКАЯ УРОВНЕВАЯ ПРИРОДА УСТАНОВКИ

3.1 Уровень смысловой установки

3.2 Уровень целевой установки

3.3 Уровень

Глава 4. УСТАНОВКА В МЫШЛЕНИИ

4.1 Слово как объективный фактор установки

4.2 Теория черт Гордона Олпорта

4.3 Факторная теория Кэттела

4.4 Когнитивная психология Р.Л. Солсо. Установка и решение задач

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Введение

Все многообразие явлений нашей психической жизни в основном распадается на три отличающиеся друг от друга группы: познание, чувство и воля, представляющие три основные, наиболее традиционные единицы обычной классификации явлений душевной жизни. Конечно, в истории нашей науки известна не одна попытка группировать душевные явления и на иных основах, но традиционная классификация до настоящего времени доминирует. Вместе с тем в нашей повседневной жизни определённый отпечаток на поведенческие реакции оказывают заложенные в психике человека предрасположенности действовать тем или иным образом, что даёт основание полагать на формирование в психике человека тех или иных установок, хотим мы этого или не хотим. И поэтому изучение процесса формирования установок всегда будет оставаться актуальной темой вне зависимости от её изученности психологической наукой.

В названной связи, хочу отметить, что с выбором темы я долго не мучился, тем более, что проблема установки интересовала меня уже давно, и тем более уже имелось направление, по которому необходимо работать в целом – «Установки на миграцию и оседлость у представителей Белорусского этноса». Я всегда по жизни интересовался так называемыми «ошибочными действиями», которые совершаются неосознанно. Правда, тогда я еще не знал, что они - одно из проявлений установки, одно из многих ее проявлений, в то время я ещё не обучался по специальности «Психология».

Теперь представляется вполне очевидным, что установка - это складывающееся на основе опыта устойчивое предрасположение индивида к определенной форме реагирования, побуждающее его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано. А установка в мышлении – это то, что на данном этапе интересует меня больше всего. Однако уже на первых этапах работы оказалось, что именно тема взаимосвязи установки и мышления в современной экспериментальной психологии - отнюдь не самая разработанная. Вернее не так, те исследователи, которые за неё брались, провели внушительные исследования и дали детальный анализ, но этих смельчаков было не так много.

Понятие установки первоначально было введено в экспериментальной психологии немецкими психологами для обозначения, обусловленного прошлым опытом фактора готовности действовать тем или иным образом, определяющего скорость реагирования на воспринимаемую ситуацию и некоторые иллюзии восприятия (Г. Мюллер, Т. Шуман, 1889). Понятие установки было введено также для описания, возникающего при постановке задачи неосознаваемого состояния готовности, обусловливающего направленность различных психических процессов (Н. Ах, 1905).

Позднее понятие социальной установки - аттитюда - вводится в социальную психологию и социологию для обозначения субъективных ориентаций индивидов как членов группы (или общества) на те, или иные ценности, предписывающих индивидам определенные социально принятые способы поведения (У. Томас, Ф. Знанецкий, 1918–1920). В качестве объяснительного принципа изучения психических явлений установка наиболее глубоко раскрыта советским психологом Дмитрием Николаевичем Узнадзе и его школой.

В настоящем введении хочу дать определение установки, которое сложилось в понимании Владимира Александровича Барабанщикова, который был в Смоленском гуманитарном Университете с лекциями, и дал понятие установки следующим образом: - « Установка- состояние готовности человека воспринимать, мыслить и действовать определённым образом, установка не осознаётся и является основным понятием, с помощью которого можно исследовать бессознательное».

Целью настоящей работы является анализ такой психологической категории, как установка, и проявление установки в мышлении человека.

Целью настоящего психологического исследования является раскрытие специфических психологических закономерностей формирования и закрепления установок, роль установок в запоминании и мышлении.

Для этого необходимо не оперирование одними лишь статистическими средними, а анализ конкретных индивидуальных случаев, потому что действительность конкретна, и лишь ее конкретным анализом можно раскрыть все реальные зависимости, как об этом говорил Сергей Леонидович Рубинштейн. Поэтому, принцип индивидуализации исследования должен быть существеннейшим принципом этой работы.

Хочу отметить, что тема установок в современной психологии является актуальной. В настоящее время человечество интересуется тем, что оно из себя представляет (в смысле психологии, конечно) и именно тема установки в мышлении стоит на пересечении сознания (как мышления) и бессознательного (как одного из проявлений установочных феноменов).

Объектом настоящего исследования будет выступать Человек.

Предметом исследования будет исследование психики человека, механизмов и закономерностей формирования установок, исследование сущности формирования установок, факты наличия установок в психике человека, и закрепление установок на подсознательном уровне.

Метод исследования - Эмпирический, с оценкой и описанием работ различных психологических школ.

В начале работы была поставлена цель, которая конкретизировалась в отдельных задачах. В соответствии же с задачами работа разбита на четыре главы. В первой главе анализируются общие положения концепции установки Сергея Леонидовича Рубинштейна, во второй главе положения концепции Дмитрия Николаевича Узнадзе, в третьей главе - проявления установки в мышлении на основе работ того же Узнадзе, а в четвёртой главе – установка в работах некоторых зарубежных авторов.


Глава 1. Роль установок в запоминании в концепции Сергея Леонидовича Рубинштейна

1.1 Задачи психологического исследования в понимании Сергея Леонидовича Рубинштейна

Рубинштейн, выявив ключевую проблему, без решения которой кризис не мог быть преодолен, – проблему сознания и деятельности, сумел вскрыть внутреннюю связь этих категорий благодаря раскрытию их единства через категорию субъекта.

Таким образом, связь сознания и деятельности не просто постулируется, а раскрывается. Небезынтересно отметить, что реализация Рубинштейном деятельностного подхода к сознанию, который фактически совпадал в этом значении с принципом субъекта деятельности, не означала сведения специфики сознания и психики в целом к деятельности. Напротив, принцип единства сознания и деятельности базировался на их понимании как различных модальностей, а деятельностный подход служил цели объективного выявления специфики активности сознания.

Сегодня, спустя 90 лет, исследования Рубинштейна не утратили своей значимости, поскольку это направление продолжили А.В. Брушлинский, Б.М. Теплов, А.Н. Леонтьев и другие психологи, основавшие свои психологические исследования на базовой платформе Рубинштейна.

Сергей Леонидович Рубинштейн, проводя беспристрастный анализ таких вопросов, как формирование психологических установок, справедливо отметил: психологический установка узнадзе

«Задача теоретического психологического исследования заключается не в жизнеописании отдельного индивида в его единичности. Задача любого психологического исследования заключается в том, чтобы от единичного перейти к всеобщему, от случайного перейти к необходимому, от явлений перейти к существенному в них».

Для теоретического психологического исследования изучение индивидуальных случаев является, по мнению Сергея Леонидовича Рубинштейна не особой областью или объектом, а средством познания. Через изучение индивидуальных случаев в их вариативности психологическое исследование должно идти к истинной своей цели – к установлению все более общих и существенных закономерностей. Установка на индивидуализацию исследования и на раскрытие реальных закономерностей должна быть поставлена в нашей психологии во главу угла – в принципиальной противоположности всем концепциям, для которых суть заключается в том, чтобы устанавливать стандарты, оперируя статистическими средними.

1.2 Роль установок в запоминании

Сергей Леонидович Рубинштейн отмечал, что в ассоциативных, смысловых и структурных связях проявляется по преимуществу роль материала. Но запоминание и воспроизведение зависят не только от объективных связей материала, но и от отношения к нему личности. Это отношение обусловлено направленностью личности - ее установками, интересами и той эмоциональной окраской, в которой выражается значимость материала для личности. Память человека носит избирательный характер. Нет человека, у которого была бы такая плохая память, так неисправно функционировали бы ассоциативные и прочие связи, чтобы он все забывал, как нет человека, у которого они функционировали бы так, чтобы он все помнил. Всякий человек что - то запоминает и что - то забывает. Избирательный характер памяти выражается в том, что мы запоминаем по преимуществу то, что для нас значимо, интересно 3].

Психологи выделяют три вида установки на восприятие человека: позитивная, негативная и адекватная. Признаком позитивной установки является переоценка положительных качеств человека. Наличие негативной установки приводит в конечном счете к тому, что нами воспринимаются в основном отрицательные качества человека.

Оптимально, конечно, наличие адекватной психологической установки на то, что у каждого человека имеются как положительные, так и отрицательные личностные качества. Наличие установок рассматривается как неосознаваемая предрасположенность воспринимать и оценивать качества других людей. Эти установки лежат в основе типичных искажений представлений о другом человеке.
Начиная общение, люди оказывают взаимное влияние друг на друга, которое обладает глубинными психологическими механизмами.

Психологические методы общения и взаимовлияния можно построить в некий психологический ряд. Самым первым в этом ряду окажется свойство заражения - эффект многократного усиления эмоциональных состояний общающихся между собой людей. Заражение происходит на бессознательном уровне и особенно сильно проявляется в толпе, очереди, на публике, но заражение происходит и на уровне небольших групп. Есть выражение «заразительный смех», также могут быть заразительными злость и другие эмоции.

Следующими в ряду будут два свойства: внушение и подражание. Внушение, или суггестия, может быть также индивидуальным и групповым и происходит на сознательном или несознательном уровне в зависимости от цели общения. Каждый человек обладает способностью так воспринимать передаваемые ему в общении идеи, действия, чувства, что они непроизвольно становятся как бы его собственными.

Подражание - динамическое свойство. Его некоторые проявления - от слепого копирования поведения, жестов и интонаций до вполне сознательного мотивированного подражания поведением.
Одним из психологических механизмов общения является соревнование - свойство людей сравнивать себя с другими, желание быть не хуже других, не ударить лицом в грязь. Соревнование вызывает напряжение умственных, эмоциональных и физических сил. Хорошо, когда соревнование является стимулом развития, плохо, когда оно перерастает в соперничество.

И третий уровень взаимодействия - это убеждение: аргументированное сознательное речевое или письменное выражение идей, мнений, поступков. Убеждение действенно лишь тогда, когда оно опирается не только на слова, но и на дела, эмоции, эффекты заражения, внушения и подражания. Если руководитель опирается на все механизмы, он достигнет хороших результатов.



gastroguru © 2017