Психическая травма и ее последствия. Суть психологической травмы


Эта статья – о психологической травме. Такие симптомы, как нарушение сна, тревога, зависимости, ангедония – первые звоночки, на которые стоит обращать внимание. Особенно, если им предшествовал какой-либо стресс.

Разовая консультация психолога или длительная его помощь при травме важна, а часто – и просто необходима. Но некоторые советы психолога можно изучить заранее и быть во всеоружии.

Часто на консультацию к психологу обращаются после какого-либо стресса или стрессового события, с которым человек не смог справиться: смерть, развод, нападение, авария и т.д. Другими словами, когда человек получает психологическую травму. Итак, что же такое травма?

Травма – это не само событие, а состояние, вызванное неким событием, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта. Причём событие может подействовать на человека самым различным способом:

1) никак не повлиять;

2) человек становится избыточно агрессивным;

3) человек существенно меняется по характеру и меняется практически навсегда. Третий критерий определённо указывает на наличие травмы.

Размышляя о природе травмы, я думаю вот о чём. Будучи уверенной в том, что мироздание изначально устроено наилучшим способом, я задумываюсь над вопросом: для чего эволюции травма? Ведь, на первый взгляд, это признак несовершенного устройства психики человека - в частности и мира - в целом.

Если проводить параллель с физической травмой, то получается, что травма психологическая – механизм усовершенствования человека, ибо слабый выходит из строя/умирает, а выживает и передаёт свои гены сильнейший.

Так, человек, сумевший переработать травму, получает личностный и духовный рост. Одно от другого можно отличить, сравнивая, что больше - боль или опыт. У кого боли больше, чем опыта – травматик со всеми вытекающими, у кого больше опыта – человек, сумевший адаптироваться и выработать копинг-стратегию.

Существует несколько факторов травмы. И если к некоторым из них невозможно подготовиться (внезапность, отсутствие подобного опыта), то некоторые можно либо предусмотреть, либо прекратить.

Например:

1. Длительность: чем больше человек находится в травмирующей ситуации, тем больше вероятность травму получить. Поэтому первое, что мы делаем – извлекаем его из этой ситуации («уносим потерпевшего с поля боя»).

2. Фокус травмы в утрате контроля - реальной или мнимой. Чем меньше контроля, тем хуже последствия. На самом деле практика показывает, что жертва в состоянии долго сохранять контроль. Всегда перепроверяйте: действительно ли я ничего не могу сделать в этой ситуации. Ищите выходы. Всегда.

3. Постоянные изменения, которые являются источником постоянного же напряжения (например, непредсказуемое поведение близкого человека). В этом случае важно стабилизировать обстановку, в которой находится человек, чтобы он мог обрести почву под ногами.

4. Масштаб разрушений: чем больше масштаб – тем больше травма. То, что уже пострадало, нужно оплакать. Но если что-то уцелело, то важно рассматривать это как ресурс, за который можно зацепиться и на который впоследствии можно опираться.

Даже если такой фактор как внезапность, тяжело предвидеть, то всё-таки - учите детей и учитесь сами быть готовыми к различным ситуациям. Проговаривайте их: А что бы ты сделал, если бы…? Такая мысленная готовность в решающий момент может стать автоматическим действием и спасти психику или саму жизнь.

Во время стрессовых событий человек реагирует тремя известными нам способами: - бей, -беги, - замри. Эти способы носят адаптивный характер. Если организм использует первые два способа, то травма проживается легче. Если используется 3-й способ, то практически всегда травма будет.

Причём, избыточное реагирование (когда реакция больше, чем вызвавший её стимул) является показателем наличия травмы. Почему так случается? Потому что травмированный человек зачастую нейтральный стимул воспринимает как опасный.

То же с ним случается и в отношениях с людьми: безопасных людей они воспринимают как опасных, и наоборот. Таким образом, у травматиков постоянны ошибки восприятия.

Если психика не в силах переработать травму, она прячет её в бессознательное. Чтобы понять, как это происходит, приведу метафору: если бросать камешки (травму/ы) в стакан с водой (психику), то уровень воды поднимается, и давление растёт.

Для того, чтобы сбросить давление, появляются симптомы. Симптом – это лучший способ, который находит организм, чтобы справиться с проблемой. Симптомы бывают как постоянные, так и ситуативные.

Всё разнообразие симптомов можно разделить на:

Биологические

  • Нарушение сна.
  • Чувство тревоги, которое носит биологический характер.
Хроническое напряжение в теле:
  • Вегетативные расстройства
  • Одновременно астения – когда уже нет сил выносить постоянное напряжение
  • Если напряжением захвачена сексуальная сфера, то повышенная или пониженная сексуальная активность
Характерно: злоупотребление химическими веществами (все виды химических зависимостей) – страдания столь интенсивны, что требуют обезболивающего.

Психологические (перечислю не все, но основные)

  • Транс, в который периодически уходят, в том числе – в разговоре.
  • Диссоциация в связке: ПОВЕДЕНИЕ – ЧУВСТВА – ОЩУЩЕНИЯ – ЗНАНИЯ. Связь может нарушаться как как между компонентами, так и внутри какого-либо из компонентов. Если оторваны ЧУВСТВА, то, например, человек может быть спокоен во время похорон или говорить о страшном событии без эмоций. Если происходит разрыв в ПОВЕДЕНИИ, то где-то поведение нормальное, а где-то – нерегулируемое. Если отрываются ЗНАНИЯ, то человек может не помнить какого-либо момента своей жизни.
  • Беспомощность, пассивность, безинициативность, бессилие. Это – ключевой момент травмы!
  • Нет ничего – ни чувств, ни желаний, ни переживаний, ни потребностей. Это происходит, потому что в случае, когда психика блокирует что-то большое (травму), то малому (чувствам, потребностям) - тоже нет шанса пробиться.
Среди психологических симптомов также:
  • Алекситимия (неспособность человека называть эмоции)
  • Самоагрессия
  • Панические атаки
  • Ощущение мира как нереального
  • Отказ от человеческих контактов
  • Ангедония (отсутствие радости)
Одним из способов помощи психолога, помогающим переработать травму, является дебрифинг (помогает 97% клиетов). Есть определённые правила его проведения:

Дебрифинг должен касаться только конкретного события.

Во время дебрифинга задаём вопросы:

  • Что произошло?
  • Когда? Как?
  • Что ты чувствуешь?
3. Ценность субъективности: психолог не исправляет описание пострадавшего, даже если он его очевидно преувеличивает. Если очевидец события описывает, что взрыв был «оглушительный», психолог его не исправляет.

4. Безоценочность и нейтральность при слушании.

5. Эмоциональная поддержка. Сочувствие.

6. Хорошо, если дебрифинг проведён до первой ночи.

Кроме того, дебрифинг проводится:

a) После травмы,

b) После того, как человек попал в воронку травмы,

c) После воспоминания о травме.

И ещё один совет психолога: детям нежелательно смотреть фильмы ужасов и боевики. Потому что можно получить травму, будучи не участником, а всего лишь свидетелем травматичных событий.

Берегите себя и ваших близких.

Понятие психической и психологической травмы часто встречается в популярной психологической литературе. Специалисты по-разному интерпретируют эти термины, поэтому прежде, чем начать говорить о психотравмирующих событиях и их последствиях для детей и взрослых, стоит обратить внимание на значение слов «психотравма», «психическая травма» и «психологическая травма».

Этот термин имеет 2 разных интерпретации:

  1. В психиатрии как правило это ущерб, нанесенный психике каким-либо стрессовым воздействием, с выраженным нарушением нормального функционирования психики. В результате такой травматизации может развиваться психогенная реакция в форме психических и соматических заболеваний (например, посттравматический синдром, разные виды психозов, шизофрения, эпилепсия).
  2. В психологии термин «психическая травма» трактуется более широко и объединяет любые эмоционально патогенные воздействия на психику, характеризующиеся длительным влиянием.

По сути понятия «психической» и «психологической» травмы во многом схожи и часто используются для обозначения одних и тех же явлений.

Психологическая травма

Термин из области популярной психологии для обозначения психической травмы умеренной силы, которая может вызывать невротические реакции, активировать механизмы психических защит и переживаться как болезненный опыт. В понятие психологической травмы не входят психогенные реакции с развитием тяжелых психических заболеваний.

Психотравма

Это широкое понятие, подразумевающее любой болезненный опыт личности и включающее и психические, и психологические травмы.

В данной статье мы будем говорить о психотравме в широком смысле, как о реакции психики на какое-либо болезненное событие.

Причины психических травм

Психофизиологи описывают причины психологических травм как разновидность реакции организма на опасность. Дело в том, что при появлении опасности организм мобилизуется, готовясь к активным действиям – в кровь выбрасываются необходимые для нападения или бегства гормоны, мышечный каркас напрягается в готовности к действию, сердцебиение учащается и так далее.

Однако современная реальность и само устройство психики человека далеко не всегда дают возможность непосредственно отреагировать на опасную ситуацию. Ребенок не может напасть на злого воспитателя, женщина не может убежать от любимого человека, который ее обижает, некоторые травматические ситуации вообще не имеют материального представления – от несчастной любви уж точно никак не убежать.

Но энергетический заряд, импульс, образовавшийся в организме как реакция на стресс, не исчезает. Он трансформируется в патологическую реакцию, оказывая негативное воздействие на психику человека.

Виды психических травм

Психологи различают виды психологических травм по характеру и длительности воздействия травмирующего события.

  1. Шок. Психологическое потрясение, которое испытывает человек в ситуации крайней опасности для жизни (своей или близких), во время катаклизмов и так далее называется шоковой травмой. Это кратковременное состояние, как правило, влекущее за собой длительные последствия для психики.
  2. Острая психологическая травма. Также сравнительно кратковременное состояние, возникающее в результате эмоционально мучительного события. Таким событием может быть утрата близкого человека (в результате расставания, тяжелой болезни или смерти), публичное унижение, сопровождающееся потерей социального статуса и уважения к себе, акт насилия (физического, сексуального или психического) и так далее.
  3. Хроническая травма. Это реакция психики на постоянное или регулярное и долговременное воздействие стрессора, характеризующееся изменениями в механизмах функционирования психики с формированием патологических шаблонов взаимодействия. Например, хронической психотравматизации подвергаются члены эмоционально неблагополучных семей, в первую очередь – жертвы домашнего насилия. Еще одним ярким примером хронической травмы может быть систематическая травля ребенка в детском коллективе.

Кроме длительности воздействия психические травмы различаются также глубиной воздействия, степенью тяжести последствий и их содержанием. Некоторые авторы выделяют такие виды, как экзистенциальная травма, травма отношений, травма потери и травма неисправимой ошибки.

Последствия психических травм

Независимо от своей тяжести, нанесенные травмы оставляют след в эмоциональном состоянии и в разных аспектах поведения человека. Долговременные последствия влекут за собой психотравмы, затрагивающие зону глубоких душевных переживаний. Они могут быть связаны с любовными переживаниями, с потерей своего призвания, с мировоззренческим кризисом и так далее.

Такие воздействия вызывают у человека целый спектр экзистенциальных страданий, включая утрату смысла жизни, ощущение глобальной вины и неполноценности, отсутствие способности получать удовольствие и вступать в близкие отношения с людьми. Довольно часто тяжелой травмой, особенно для юных людей, оказывается неразделенная любовь. Психологическая травма так мощно влияет на эмоциональное состояние, что нередко провоцирует суицид.

Особую опасность представляют случаи, в которых потрясение оказывается непереносимо для психики. В экстренной ситуации психика человека применяет свои «аварийные» возможности, чтобы адаптироваться к обстановке:

  1. Производит несуществующее содержание: галлюцинации, бред.
  2. «Отключает» системы реагирования: апатия, психогенная амнезия, нервный паралич, кататония.
  3. Разрушает структуру личности: острый психоз, шизофрения.

Такие острые симптомы могут сопровождать переживание чрезвычайно тяжелого события (например, внезапной гибели нескольких членов семьи). С другой стороны, подобную реакцию некоторые люди выдают на обычные (на первый взгляд) жизненные трудности – развод, увольнение с работы и тому подобное. Дело в том, что для людей с чувствительной психикой, склонных к психическим заболеваниям, даже сравнительно небольшой стресс может нанести значительный вред и стать триггером для развития болезни.

Более локальные последствия имеют психологические травмы, затрагивающие узкую сферу эмоционального опыта. Например, люди, пережившие предательство, испытывают в будущем проблемы с доверием, ожидая повторения травмирующего опыта и стараясь его избежать, осознанно или нет.

У тех, кто имеет опыт утраты близкого человека, как правило более выражен страх потери. Часто женщины, пережившие изнасилование, испытывают проблемы в сексуальном плане или в отношениях с мужчинами в целом. Психологические травмы у взрослых имеют умеренные по силе последствия и сравнительно легко поддаются коррекции в психотерапии или при помощи медикаментозного лечения.

Серьезнее в этом плане оказываются детские психологические травмы, так как вся личность человека формируется в детстве, и каждое травмирующее событие накладывает отпечаток на будущую личность. Детские травмы часто становятся причинами психологических трудностей взрослых, проявляясь в чертах характера, в особенностях отношений с людьми, страхах, фобиях и неврозах.

Детские психотравмы

Последствия психологических травм у детей могут быть не очевидны даже для родителей, так как для ребенка травмирующим порой оказывается то, что в глазах взрослого не заслуживает внимания.

Одним из самых распространенных видов психической травмы считают травму сепарации, или потери объекта привязанности. В младенчестве для ребенка мать – это необходимый для выживания человек, и потеря матери переживается младенцем как угроза жизни (та самая шоковая травма). В этом плане весьма впечатляющим примером оказывается так называемый синдром госпитализма – развитие тяжелых соматических нарушений (вплоть до летального исхода) у младенцев, разлученных с матерями и содержащихся в медицинском учреждении без конкретного опекающего взрослого, который мог бы заменить мать.

Травматичное расставание с объектом привязанности

Обычно для ребенка первого года жизни период, который он может спокойно и без потерь прожить без мамы, длится несколько часов — при условии, что вместо мамы с ним будет другой значимый взрослый человек (любимая няня, папа или бабушка).

По мере взросления у детей, не травмированных длительным отделением от матери, время такой спокойной автономии постепенно увеличивается. Для трехлетнего ребенка обычно не проблема провести без мамы почти весь день в детском саду или с другим взрослым.

Но некоторые дети старше года очень тревожно реагируют на уход мамы – плачут, не отпускают, безутешно рыдают после ее ухода и с нетерпением ждут возвращения, а после воссоединения – нередко ведут себя агрессивно или игнорируют вновь появившуюся маму. Подобное поведение указывает на перенесенную психологическую травму. Такого рода психологическая травма есть практически у всех детей, воспитанных в традиционных советских семьях. Они были отправлены в ясли или в детский сад задолго до того, как стали готовы оставаться без мамы надолго.

Большинство современных взрослых испытывают те или иные трудности в близких отношениях, что по мнению психологов непосредственно связано с детскими психотравмами. Эмоциональная зависимость, патологическая ревность, страх потери любимого человека, страх смерти, чувство собственной неполноценности, острая навязчивая потребность в любви и одобрении у взрослых людей – лишь некоторые из последствий нанесенных в детстве травм.

Очень важно всем родителям осознавать значимость детских переживаний при расставании с матерью. Если ребенок двух-трех лет во время «адаптации» к детскому саду становится капризным и плаксивым, требует много внимания, боится оставаться один, активно сопротивляется походам в садик, если нарушается сон или аппетит, если ребенок вдруг начинает часто болеть – крайне велика вероятность того, что малыш получает психологическую травму.

Он может чувствовать настоящую панику и глубоко горевать, надолго оставаясь в окружении детей и почти незнакомых взрослых (не всегда эмпатичных и способных утешить). Если есть какая-либо возможность в таком случае выбрать сад с более мягкой адаптацией или отложить поступление в сад на год – это будет оптимальным решением для психического здоровья ребенка.

Потенциально травматические ситуации

Каждый ребенок уникален в силу своего опыта и конституциональных особенностей, поэтому никогда нельзя знать точно, какое именно событие окажется травмирующим для конкретного ребенка. Однако, есть ситуации, в которых типичной реакцией будет сильный испуг или другие сильные эмоции, с которыми детской психике трудно справиться.

Ниже перечислены некоторые группы ситуаций, при которых родителям стоит уделять больше внимания психическому состоянию ребенка.

  1. Насилие по отношению к ребенку – нападение старшеклассников в школе, встреча с агрессивными взрослыми на улице, неудачно окончившийся конфликт на площадке, унизительный розыгрыш, незаслуженное наказание учителя, воспитатели, которые заставляют есть через силу и так далее. Ребенок – уязвимое существо в силу своего размера и умственного развития, поэтому с насилием дети встречаются очень часто.
  2. Нападение (даже без физического вреда) собаки или другого животного. Особенно для маленьких детей даже игривое нападение животного может быть очень неожиданным и провоцировать развитие фобии.
  3. Физические травмы и соматические заболевания могут переживаться как психологическая травма — во-первых, физическая боль вызывает тревогу и страх за свое тело, а во-вторых физические болезни сопровождают резкие изменения в образе жизни – в частности, разлука с родителями и пребывание в медицинских учреждениях.
  4. Систематическое насилие в семье. Влечет за собой серьезные последствия для психики. Причем домашним насилием является не только рукоприкладство и прямые оскорбления, но и неадекватные проступкам наказания (особенно наказание длительной изоляцией), психологические манипуляции, издевательства старших сиблингов (физические или моральные) и любые другие факторы, стабильно нарушающие эмоциональную обстановку в семье.
  5. Тяжелое заболевание и/или смерть родственника. Помимо нормального процесса горевания, в случае болезни или смерти родственника ребенок встречается с непривычным поведением других взрослых – наблюдает слезы, волнение, суету, слушает непонятные тревожные разговоры. Фантазии на тему того, что происходит, могут быть очень пугающими и общее эмоциональное состояние становится травматическим.

Как же уберечь ребенка от психической травмы? Разве можно представить себе полноценную жизнь и взросление без встреч с потенциально опасными ситуациями?

Разумеется, каждый из нас сталкивается с большим количеством ситуаций, которые пугают, шокируют, болезненно переживаются и выбивают из колеи. Это нормальная и неотъемлемая часть жизни. Важно обращать внимание на то, как именно справляться с этими ситуациями, и как помочь в этом своим детям.

Как пережить психическую травму без серьезных последствий?

Люди совершенно по-разному ведут себя в стрессовых ситуациях, и последствия для психики могут быть разными по тяжести в зависимости от эмоциональной и поведенческой реакции. Говоря о том, как избавиться от последствий психической травмы, следует разделять профилактические меры и собственно лечение.

Как правило, последствия травмы проявляют себя через несколько месяцев после травмирующего события, но могут и много лет никак не показывать себя, органично вплетаясь в общую картину личности.

Профессиональную терапию последствий психотравмы может обеспечить только квалифицированный специалист. Однако, зная о потенциальном ущербе для психики того или иного события, можно предпринять определенные «меры безопасности» по профилактике последствий травм.


При должном внимании к эмоциональному состоянию в стрессовых ситуациях и поддержке окружающих последствия психологических травм можно минимизировать.

Болезненный опыт – это важная часть любой личности, при адекватной переработке он не разрушает, а укрепляет и развивает личность, выступая в качестве жизненного испытания. Моральный ущерб, нанесенный психологическими травмами, не всегда можно достойно компенсировать, но всегда можно по крайней мере ограничить зону его влияния, и это стоит делать ради повышения качества жизни.

Введение

В «Энциклопедическом словаре медицинских терминов» травма психическая определяется как «эмоциональное воздействие, вызвавшее психическое расстройство». При этом эмоции следует понимать как субъективное состояние человека, возникающее в ответ на воздействие внешних или внутренних раздражителей и проявляющееся в форме непосредственных переживаний (удовольствия или неудовольствия). Психологическая травма (психотравма), как последствие стресса, бывает очень тяжела

Человек, получивший психотравму вновь и вновь возвращается к пережитому. То, что с ним произошло - слишком неожиданно, беспричинно и поэтому воспринимается как нечто бессмысленное. Он не разделяет себя и ситуацию, которая к ней привела. Думая о ситуации человек думает о себе и наоборот. Он словно слился с этой ситуацией. Полученная травма меняет видение настоящего, прошлого и будущего. Происходит деление событий на «до...» и «после...». Так, видение прошлого может быть искажено, часто идеализированно. Если психотравмирующие события были пережиты в детстве, они притягивают к себе человека всю жизнь. Он психологически может остаться в том времени, и в том возрасте, когда произошла травма. То есть, фактически, переживший травму человек может останавливаться в своем личностном развитии.

Психотравма также отражается и на будущем. Люди, перенесшие психологическую травму, нередко реализуют жизненный сценарий, направленный на саморазрушение (склонность к суициду, алкоголизм, наркотики, тяга к правонарушительным действия. Статистика показывает, что 70% насильников в детстве пережили насилие). Причина такой склонности к аутоагрессии может крыться в том, что человека преследует чувство вины, выступающее базовым переживанием любого травматического стресса. Либо человек, переживший травму, стремиться к ее повторению для того, чтобы отреагировать на нее, и невольно подставляет себя под травмирующие ситуации.

Для того чтобы человек продолжал жить свободным от травматических последствий, необходимо помочь ему проработать травматическое переживание, принять его, сделав частью его личной истории. Необходимо сделать так, чтобы воспоминание стало всего лишь фактом, а не вызывало ощущение эмоциональной вовлеченности. Вытесненные переживания также могут проявляться в виде психосоматических заболеваний.

Поэтому столь важно своевременное вмешательство специалистов в случае, если человек переживает психологическую травму, как последствия стресса. Чтобы не было потом слишком поздно или слишком сложно. Чтобы не накрутился этот снежный ком проблем, разгребать который потом приходится годами, даже с помощью психотерапевта.

Характеристика психических травм и последствий их перенесения

Шоковая психотравма. Указанная разновидность межличностных конфликтов характеризуется большой силой и внезапностью действия. Она, как писал известный советский психиатр В. В. Ковалев (1979), обычно связана с угрозой жизни или благополучию человека и встречается при стихийных бедствиях, авариях, нападениях с целью грабежа или насилия.

Острая психотравма относительно кратковременного действия в отличие от шоковой психотравмы не является такой внезапной и неожиданной. Она нередко в определенной степени вытекает из предшествующих событий, свидетелем которых был данный ребенок. Примером могут служить тяжелая болезнь и смерть близкого человека, распад семьи с предшествующими ссорами и выяснением отношений, конфликты в школе с учителями или товарищами, незаслуженная обида от любого человека и т.д. Подобные состояния встречаются преимущественно у детей школьного возраста и у подростков. Психотравма при этом (по мнению В. В. Конллева, 1979) действует не на врожденные инстинктивные физиологические механизмы деятельности ребенка, а на более высокие, сознательные уровни жизни личности.

Хроническая психотравма. Применительно к детскому возрасту хроническая психотравма в основном встречается при неправильном или противоречивом типе воспитания вообще и трудового в частности. Бывают случаи, когда с ребенком не проводится никакая воспитательная работа, что имеет место в социально не­благополучных семьях, когда оба родителя или один из них страдают алкоголизмом.

Психическая травма - это аффективное отражение в сознании индивидуально значимых событий в жизни, оказывающих гнетущее, беспокоящее и отрицательное в целом действие. В этом значении психическая травма личностно неповторима у каждого человека. Вместе с тем есть много общего, что способно вызвать аффективно заостренное переживание, если рассматривать его с этически-нравственных позиций эмоционального отклика при испугах и угрозах, внезапных потрясениях, блокаде значимых потребностей, невосполнимых потерях и утратах. Психическая травма - одновременно объективный и субъективный феномен. Объективна она постольку, поскольку отражает общечеловеческий регистр переживаний; субъективность ее - в индивидуально различном, личном характере переживаний, когда то, что больно ранит, иногда надолго, одного человека, другого затрагивает только вскользь, непродолжительное время.

Психическая травма как психологическое понятие включает в себя осознанное восприятие каких-то индивидуально значимых, неприятных событий, их переработку в виде переживаний и развитие более или менее продолжительного состояния аффекта или психического состояния с отрицательным эмоциональным знаком. Констатация психической травмы означает не только наличие отрицательных эмоций, но и отсутствие их отреагирования.

Посттравматические стрессовые расстройства (ПТСР) Для обозначения расстройств, возникающих у лиц, перенесших психическую травму, в 1980 г. понятие «посттравматические стрессорные расстройства» (ПТСР) было принято как отчетливая и обоснованная диагностическая категория. Посттравматические стрессовые расстройства можно определить как состояние, которое развивается у человека, испытавшего эмоциональный или физический стресс достаточной выраженности, способный быть травматичным практически для любого человека.

К основным (первичным) симптомам синдрома ПТСР относятся:

нарушение сна;

патологические воспоминания (навязчивый возврат к экстремальной ситуации);

неспособность вспомнить - амнезия на некоторые события (избегание всего того, что напоминает о наиболее экстремальных моментах);

сверхчувствительность (повышенная бдительность к новому возникновению экстремальности);

сверхвозбудимость (неадекватная сверхмобилизация).

Для возникновения ПТСР необходимо, чтобы человек испытал действие стрессора, выходящего за рамки обычного человеческого опыта и способного вызвать дистресс практически у любого.

Воздействие экстремального стрессора приводит к проявлению ПТСР в виде трех составляющих: интрузии, избегания и гиперактивности.

Длительность первичных симптомов -- по крайней мере, один месяц.

К вторичным симптомам ПТСР, наблюдаемым у пациентов многие годы, относят:

депрессию,

импульсивное поведение,

алкоголизм (токсикоманию),

соматические проблемы,

нарушение чувства времени,

нарушение ЭГО-функционирования.

Зарубежными исследователями для выявления постстрессовых расстройств используются широко известные методы (клиническая беседа, опросник тревоги Ч. Спилбергера, шкала депрессии Бека, Общий опросник здоровья и пр.). Известен также ряд специализированных методик: Шкала воздействия событий М. Горовица (1979), шкала ПТСР MMPI Т. Кина (1984), Список 90 симптомов Л. Дерогатиса (1983), и ряд других. При обследовании больших контингентов положительно зарекомендовали себя также различные "шкалы самодиагностики", позволяющие человеку самому оценить наличие у себя посттравматической симптоматики и принять решение об обращении за консультацией психолога.

В нашей стране надежные, адаптированные методические средства психологической диагностики ПТСР практически отсутствуют. Имеющиеся в распоряжении психологов широко известные методы СМИЛ, шкала тревоги Спилбергера-Ханина, тест САН и др. не ориентированы прямо на выявление постстрессовых состояний.

Лечение ПТСР является комплексным, в начале болезни медикаментозным и психотерапевтическим, после -- преимущественно психотерапевтическим. Хорошие результаты дает методика, в ходе, которого пациента учат в момент начала приступа концентрировать внимание на ярком отвлекающем воспоминании, что со временем формирует привычку к автоматическому переходу сознания к нейтральным или положительным эмоциям в обход травмирующего опыта в случае появления триггера.

Наиболее эффективным методом коррекции подобного состояния является личносто-ориентированная психотерапия, в частности метод, разработанный в гештальт-терапии. С точки зрения гештальт-терапии, только сам человек является, в конечном счете, ответственным за все, что с ним происходит и за все, что он испытывает в виде эмоций или ощущений.

Иными словами сам человек ответственен за тот выбор, который он производит, и если он выбирает быть несчастным и жить в прошлом, то это его право и его ответственность. Из этого положения и выводится основной принцип применения методов гештальт-терапии при коррекции постстрессовых состояний: основная цель психокоррекции заключается в изменении отношения пострадавшего к самому факту наличия в его жизни психотравмирующей ситуации.

Психотравмирующие факторы воздействуют не только на психику человека, но и на весь организм в целом. Психотравмирующие воздействия в условиях жизни имеют не только психическую, но и соматическую сторону влияния.

В качестве одного из последствий воздействия стресс-факторов личностного развития рассматривается психическая травма (ПТ). Анализ различных точек зрения на ПТ позволил Р.А. Абдурахманову в своей диссертации сделать вывод о том, что под термином психическая травма целесообразно понимать результат воздействия на личность значимых для нее стресс-факторов, который выражается в снижающем эффективность жизнедеятельности субъекта изменении его системы саморегуляции. Эти изменения могут быть результатом интенсивного разового стрессового события или действующей на протяжении длительного времени стрессовой ситуации. При этом в основе ПТ могут лежать осознаваемые и неосознаваемые изменения в физиологической, эмоциональной, когнитивной (интеллектуальной) и поведенческой составляющих системы регуляции

Представления о нормальной психике и об угрозах ей в разное время различаются. Пару веков назад полагали, что порядочную девушку любое сколько-нибудь сильное переживание обязательно должно повергать в обморок. И хотя падали барышни не из-за чувствительности, а из-за корсетов, нарушающих кровообращение и дыхание, уверенность эта была очень живуча.

Несколько позже психиатры героически боролись с бурными истерическими припадками, сопровождающимися спазмами и судорогами. Ныне и эта проблема безнадежно вышла из моды.

Психологический тренд наших дней – психотравмы. Но серьезнее ли эта проблема, чем обморочная чувствительность или бурные истерики?

Говоря о психологических травмах, необходимо отличать их от психических. При психическом травмировании (чем-либо или кем-либо) нарушения психических реакций просматриваются легко. Это могут быть:

  • расстройства памяти;
  • неспособность узнавать близких людей4
  • нарушения внимания;
  • сбои мышления.

При психологических травмах ничего подобного нет, и человек полностью сохраняет способность к нормальному существованию в нормальной среде. До 80-х годов прошлого века термином «психотравма» никто не пользовался. Таких травм никто не боялся, и вокруг себя и у себя сами люди их как-то не наблюдали. Теперь все переменилось, и многим эти самые травмы мерещатся буквально на каждом шагу.

Раньше говорили: «у нее плохое настроение», «он расстроен», «он рассержен», «она встала не с той ноги». Ныне вместо этих привычных выражений употребляют устрашающее «у них психотравма!». При этом в медицине этот термин не принят, и научного определения у него нет.

Кому выгодно?

Почему же тогда это понятие получило широкое распространение? Потому что это многим выгодно. Прежде всего выгоду получают психотерапевты, которым страх перед психотравмами помогает получать денежных клиентов на длительное время. Затем, это дети и люди инфантильного склада, которым убежденность в собственном психологическом травмировании помогает «переводить стрелки» на других при объяснении собственных немотивированных требований и неудач.

Дети, угрожая психотравмой («надо мной будут смеяться в классе!»), вымогают у родителей совершенно ненужные дорогие «игрушки» — мобильные телефоны, планшеты, модную одежду, нездоровую пищу. Взрослые (по паспорту) люди объясняют детскими переживаниями и неправильным воспитанием свое неумение принимать решения, защищать собственные интересы и добиваться успеха.

Есть люди, которые прямо-таки притягивают к себе психотравмы. Это, как уже было сказано, инфантильные личности, охотно перекладывающие свою несостоятельность на родителей или учителей. Также это истероиды, которым просто очень нравится, когда с ними происходит что-то плохое. Если такого события нет в реальности – они его охотно выдумают.

Нужно ли совсем отказаться от понятия психологической травмы? Естественно, нет, поскольку бывают такие ситуации, когда очень сильное психологическое впечатление и впрямь может нанести человеку вред. В помощи психотерапевта нуждаются:

  • те, кто потерял близкого человека;
  • заболел опасной мучительной болезнью;
  • стал свидетелем или жертвой преступления, военных действий, катастрофы, стихийного бедствия.

Но обращаться к понятию психологической травмы стоит только тогда, когда другого объяснения происходящему найти не удается.

Для того чтобы можно было пользоваться понятием психотравмы на действительно научном уровне, его прежде всего необходимо доработать. Сегодня оно не имеет точного определения. Вместо него используют набор признаков. Но все они при ближайшем рассмотрении оказываются очень ненадежными и не могут заменить твердые, четко обозначенные критерии.

Главным признаком считается наличие события, оказывающего ударное воздействие на психику. В качестве таковых рассматриваются, к примеру, развод родителей (для ребенка) или изнасилование. Но в мире ежегодно разводятся родители миллионов детей, и (по статистике) каждая четвертая женщина хоть раз в жизни, но бывает изнасилована. Тем не менее большинство этих людей справляются с негативным опытом, не теряя адекватности. Ведь восприятие события субъективно, и больше зависит не от самого события, а от той его трактовки, что привита индивидууму обществом и его непосредственным окружением.

Также признаком психотравмы считаются навязчивые негативные воспоминания. Но более вероятно, что подверженный им человек просто имеет слишком мало реальных дел и слишком узкий круг интересов. Тем людям, кого многим интересуются, и много работают, некогда думать о негативном.

Рассматривают в качестве признака психотравмы и неумение абстрагироваться от ситуации, отождествление любого происшествия с собой. Но не стоит ли вместо привлечения психотерапевтов озаботиться развитием у современного человека абстрактного мышления?

Еще один признак – остановка развития личности. Но пассивное развитие происходит исключительно под влиянием внешних факторов, так что для того, чтобы оно не останавливалось, их надо подключать, а не исключать. Активное же развитие – достояние немногих, и обязаны они им отсутствию душевной лени, а не психотравм.

Наконец, признаком психологического травмирования считают склонность к саморазрушительному поведению:

  • самоубийству;
  • алкоголизму;

Но возникает вопрос: почему таких людей очень много в самых благополучных обществах, где их всячески оберегают от негативных впечатлений? Наверное, их потому много без всяких психотравм, что их плохо научили быть нужными и находить свое место в жизни.

0 5 288 0

Конец 19 века был ознаменован модой на обмороки. Каждая уважающая себя девушка теряла сознание хотя бы раз в день. Эта мода сменилась припадками с судорогами в 20 веке. Теперь пришло другое веяние – психотравма. Начало ему было положено возникшей в 80 годах кризисной психологией. Сейчас психологической травмой пугают детей и родителей. Это не значит, что само понятие – фикция, однако прежде, чем приписывать себе психотравму, стоит понять, что это.

Характеристика состояния

Психологическая травма – определенный вред ментальному здоровью человека без нарушений функций психики.

У человека остается возможность адекватно реагировать на различные ситуации и успешно адаптироваться к обществу. Тем не менее, это не значит, что психологических травм не существует. Наибольшее распространение этот термин получил в рамках теории (ПТСР). Это тяжелое состояние, возникающее от многократного повторения травмирующих ситуаций. При этом стоит отличать психологическую травму от психической.

Последствия последней крайне тяжелы и приводят к провалам в памяти, нарушениям работы мозга разного типа (смешанная речь и мышление, проблемы с вниманием). Психологические травмы имеют более простые пути преодоления.

Причины появления

В большинстве случаев психологическая травма – это способ убежать от действительности, забыть свои ошибки или ошибки близких, пожалеть себя. Однако есть и другая статистика. Швейцарские ученые в ходе современного исследования установили, что такого рода травмы передаются по наследству, а значит, влияют на генетический код человека.

Возникать может при мощном единичном или многократном повторении стрессовой ситуации.

Современные психологи считают, что детские унижения и иные дискомфортные ситуации влияют на всю последующую судьбу человека.

В научном журнале «Naked Science» было опубликовано исследование, в котором изучение математики сравнили с психотравмой. При этом сильный «математический страх» наиболее распространен на территории Чехии и Сингапура. Причиной тому стала сильная математическая школа в данных странах, что создавало на учеников повышенное давление и влияло на самооценку в случае отсутствия успеха. Таким образом, одной из причин возникновения можно назвать завышенные ожидания. Также могло повлиять незапланированное событие, отчего моральная и душевная целостность была нарушена.

Виды травм

Вид

Описание

Травмы потери Это может быть потеря близкого человека, части собственного тела, аборт. Любая критическая ситуация способна вызвать у человека состояние горя. Проявляется по-разному: «окаменелость», потеря эмоций и чувств, психологический шок, плач, нарушение сна и аппетита и даже сужение сознания.
Экзистенциальные Проявляются ярко выраженным страхом смерти. Или просто боязнью угрозы себе и своим близким.
Травмы собственных ошибок Неудачное действие в прошлом, сопровождающееся тяжелыми, по мнению индивида, последствиями. Наибольшее количество людей с таким видом травм живет в США.
Неудачные отношения Измена близкого человека или разрыв отношений по другой причине.

Как проявляются

Четких критериев психологической травмы нет. Выделяют лишь признаки.

  • Психотравмирующая ситуация, которую взрослый человек/ребенок воспринял как очень серьезную. Восприятие субъективно по определению. Важно не само событие, а отношение к нему.
  • Навязчивость воспоминаний. Если воспоминание приходит в голову более трех дней и не теряет своей яркости и эмоциональной насыщенности, его можно назвать навязчивым. Боевая травма и детские болезненные воспоминания относятся к их числу.
  • Вовлеченность. Когда человек не способен оценивать ситуацию объективно и все воспринимает на свой счет. То есть, как бы сливается с болезненной ситуацией.

  • Остановка развития и эмоциональный дисбаланс. Резкие перепады настроения: от апатии до вспышек гнева и неоправданной радости. Отсутствие желания что-либо делать для решения проблемы. Стагнация и .
  • Склонность к саморазрушению. Преобладание так называемого подсознательного желания смерти. Суицидальные склонности, алкоголизм и правонарушительные действия.

Есть ли последствия психотравм

Продолжающееся пребывание под напряжением и угнетением может спровоцировать дальнейшее ухудшение состояния. Вплоть до изменения состояния сознания. Верным спутником отсутствия реакции являются клинические состояния, причиняющие вред здоровью. Изменение химического состава мозга также возможно. Тогда можно констатировать депрессию или реактивное состояние.

Особенности травм у детей

Детские установки и воспоминания самые сильные. Избавиться от душевных травм, полученных в детстве, сложнее всего. Ведь тогда работа психотерапии отстранена годами жизни, и извлечь мотивы на поверхность без изменения состояния сознания трудно. Примерами распространенных детских травм могут быть травмы:

    Не живи

    Родители постоянно рассказывали ребенку, сколько трудностей и неприятностей он им принес.

    Не будь самым собой

    Родители постоянно сравнивали малыша с более успешными детьми.

    Не будь ребенком

    Родители взывали к взрослому поведению своего чада, не давая побыть в детстве.

Как вылечить

Глубина травмы и успех лечения зависят от нескольких факторов:

  1. Значимость события приведшего к душевному ущербу.
  2. Активность поддержки окружения.
  3. Своевременность обнаружения.

Когда прошла фаза стагнации, человеку свойственно спрашивать себя: что дальше? Наличие такого вопроса – это верный шаг на пути выздоровления. Не лишним будет пройти курс психологической помощи. Но самый важный шаг – это прекратить жалеть себя и принять ответственность за свою жизнь. Если это сделать искренне, желание горевать будет уходить само собой. Неожиданное решение проблемы может попасться где угодно – нужно не бояться вновь открыться миру.



gastroguru © 2017