Самые талантливые люди в мире. Самые таинственно одарённые люди в мире

С 7 по 20 августа проходило общественное обсуждение проекта постановления Правительства РФ «О выявлении одаренных детей» . В разработке проекта постановления принимала участие Виктория Соломоновна ЮРКЕВИЧ , кандидат психологических наук, профессор Московского городского психолого-педагогического университета . Виктория Соломоновна рассказала корреспонденту портала PsyPress о перспективах выявления одаренных детей в России и том, что нужно самим детям.

– Виктория Соломоновна, проект постановления о выявлении одаренных детей получил на общественном обсуждении большое количество отрицательных отзывов. По Вашему мнению, заслужил ли он такую реакцию?

– На законопроект действительно получено много отрицательных отзывов. Но самое печальное – это не их количество, а то, кто именно их пишет. Среди них значительную часть составляют коллеги-психологи, ведущие специалисты в нашей области, высокие профессионалы, к которым я отношусь с большим уважением – Марина Александровна Холодная, Диана Борисовна Богоявленская. Спорить приходится с любимыми, уважаемыми коллегами.
Как выявляют одаренных детей сейчас? В основном, с помощью так называемых интеллектуальных соревнований – это олимпиады и конкурсы. Причем дело не только в славе: победители всероссийских олимпиад получают существенные льготы при поступлении в хорошие ВУЗы. Конечно, если ребенок честно победил, скажем, на Всероссийской олимпиаде, он, скорее всего, одарен. Но очень часто не менее, а даже более одаренный ребенок победить не может. Не хватило конкретных знаний, спортивного духа – все-таки, это, хоть и интеллектуальный, но спорт.
Законопроект ситуацию не ухудшает, он добавляет к олимпиадам еще один метод – психологическое и/или психолого-педагогическое обследование, которое выявляет интеллект, познавательную мотивацию и активность школьника. Это не только и даже не столько интеллектуальные тесты, но и обязательное выявление активности школьника в школе и вне школы. Одаренность можно не увидеть, если не знаешь ребенка, не видишь, чем он увлекается, какими вещами интересуется. Но одаренности не существует без активности.
Вода дырочку найдет, и одаренность, если она есть, где-то себя обязательно проявит. Правда, не всегда в школе. А у особо одаренных детей – чаще не в школе. Очень многие великие люди не любили школу: она редко дает возможности для сложной умственной деятельности, тем более для творческой, понимаемой как создание новых идей. В школе ученик должен усваивать материал, желательно в той форме и в тех объемах, которые задает учитель. Поэтому при обследовании важно учесть и внешкольные занятия ребенка.
Кроме того, при психолого-педагогическом обследовании обязательно опрашивают учителей. Конечно, они не все видят одаренных детей, особенно в начальной школе. Там чрезмерно требуют дисциплины и порядка: «Дети, сели! Открыли учебники! Ты куда смотришь, Петров?!». А он в это время в окошко смотрит, вспоминает, что вчера было. Никому, кстати, не мешает. В младших классах, где требуют скорость чтения и аккуратность в тетрадках, увидеть одаренность трудно. Но чем старше дети, тем больше шанс, что учитель разглядит одаренного ученика. Особенно в сильной школе, где сильные учителя. Кроме того, при необходимости нужно опросить и руководителей дополнительного образования, и даже родителей. Иначе говоря, речь идет о многостороннем обследовании, где каждый отдельный компонент стопроцентной уверенности в том, что ребенок одарен, дать не может. Но все вместе – неплохое приближение к реальности.
К сожалению, в проекте постановления употребили очень неудачное слово – реестр. Оно вызвало ассоциации с реестрами врагов народа, реестрами осужденных. Иногда слово играет очень важную роль. «Как вы яхту назовете…» Эту яхту назвали плохо.

– В блогах обсуждалось, будут ли детей, попавших в реестр, выпускать за границу.

– Все не так просто. Если одаренным детям будут, например, платить стипендию, то, я думаю, должны быть какие-то обязательства. Естественно, если и будут ограничения, то, очень надеюсь, не на всю жизнь, люди у нас все-таки не крепостные. Но посвятить несколько лет своей стране – это разумно. Так делается во многих странах, где одаренные школьники получают специальные стипендии от государства.

– Какие аргументы у тех, кто критикует проект?

– Возражений несколько.
Первое возражение: у нас нет хорошего измерительного инструмента. И это правда. Для измерения температуры есть градусник, а «одареметра» для измерения одаренности у нас нет. Психологи в принципе не имеют хорошего инструмента. Человек много сложнее, чем любые технические игрушки. Но есть определенный выход – не доверять одному тесту или методике, а использовать «батарею» тестов и методик. И лишь при определенном согласовании результатов выносить суждение.
Кроме того, сейчас по большей части используются особые тесты интеллекта, где результат не должен зависеть от культурных особенностей, объема от конкретных знаний ребенка, так называемые free-culture тесты. Они не зависят от языка и от предыдущего обучения ребенка. Есть такие тесты? Да. Один из самых знаменитых – тест Равена. Чтобы хорошо его выполнить, не нужны специальные знания, и можно владеть любым языком. Все дети оказываются в равной ситуации. Существует несколько вариантов теста Равена. Тот, что мы используем, очень сложный, он именно для одаренных. Я много тестирую, но в моей практике только три человека выполнили весь тест легко и радостно. Один из них – десятиклассник, второй – известный математик. А третий – молодой человек, закончивший факультет ВМК, его пригласили работать в Google. Когда он выполнял тест, то удивлялся, как это может быть трудно: это же чистая логика, что тут сложного? Если человек выполнил такой тест – с высокой вероятностью он в определенных отношениях одарен.
Но главное при обследовании другое: любое обследование имеет только одно «плечо» для анализа, только позитивное. Иначе говоря, при анализе результатов нужно смотреть только на те результаты, которые оказались высокими. Если ребенок выполнил тест плохо, это ничего не значит. Здесь мы попадаем в сферу неопределенности, зону абсолютного вопроса. У него может быть другой тип интеллекта. Может быть, этот человек – социально одаренный? Такие люди очень нужны в обществе.
А может, ребенок не справился с тестом, потому что у него, например, живот болел. Или психолог ему не понравился. У нас был такой случай: ребенок особо одаренный, а работавшая с ним психолог, видимо, не соответствовала его представлениям. Мальчик воспитанный, психологу нагрубить не мог, вот и прикинулся дурачком, все задания выполнил наоборот. Потом объяснил мне, что «прикололся». Имеет право, участие в тестировании – его добрая воля. Психолог решила, что мальчик умственно отсталый, а он сейчас работает во Франции, знаменитый молодой математик. Одаренные дети – очень сложные люди. Они и учителей-то не всегда слушают. А если на ребенка смотреть как на дрессированное животное: «Что ты нам сейчас покажешь? Удиви нас», то ничего не выйдет.
Второе возражение: если поделить детей на одаренных и неодаренных, это будет «Психологический расизм». Это приведет к социальной напряженности. Но мы не делим детей на одаренных и не одаренных. Мы лишь говорим, что у одного выявлена одаренность, а другой попал в зону неопределенности. Мы не можем считать неодаренным ребенка с невыявленной одаренностью.
Вся проблема заключается в том, что мы, когда говорим об одаренных, по умолчанию считаем, что речь идет об интеллектуально одаренных детях. Не так это. Психолог должен громко и внятно сказать об этом: и о «позитивном плече тестирования», и о разных типах интеллекта, и никогда не исчезающей до конца «зоне неопределенности» при выявлении одаренных детей. И никаких страшных слов вроде «реестра», тогда никакого «психологического расизма» не будет.
Третье возражение – что будет очень много коррупции. Понятно, что многие родители захотят, чтобы их ребенок считался одаренным. А уж если за это будут льготы или специальные стипендии, то коррупция вначале неизбежна. А потом она исчезнет, напрочь.
Дело в том, что в законопроекте не сказано, какова цель выявления одаренных детей. Эта ошибка серьезнее, чем употребление слова «реестр». Одаренных выявляют не для этого, чтобы давать им стипендии и прославлять их в прессе, хотя слава – это хорошо для одаренного ребенка, у него тогда повышается уровень амбиций. В России слово «амбиции» имеет негативный оттенок, а ведь оно чудесное, оно означает, что человек хочет себя проявить, у него высокий уровень притязаний.
Тогда зачем выявляют одаренных, знаете? Чтобы дать им обучение, соответствующее их одаренности. А значит, трудное, требующее высокого интеллектуального и волевого напряжения. Без таких усилий у одаренного ребенка не будет «волевых мускулов». Какая у одаренного ребенка главная проблема в школе? Мало неудач. Им уже к четвертому классу становится слишком просто и скучно, и они не потом не умеют преодолевать препятствия. Одаренному ребенку нужно дать возможность индивидуального, более сложного обучения. Можно «вживую», можно удаленно.
Одаренному ученику нужны неудачи, чтобы он привык к трудностям и знал, что иногда все сразу не получается, и в этом нет ничего страшного. Тут-то вся коррупция и закончится! Допустим, ты протолкнул своего ребенка в одаренные, а в результате ему лучшие математики дают сложные задачи. Я вижу, как в одной из школ учат математиков, я у них даже задание понять не всегда могу. То, что будет предлагаться одаренным, не входит в интересы обычного ребенка: это трудное, ответственное обучение и лучшие учителя страны, которые будут с этого ребенка снимать семь шкур. Так и надо. Правда, будет добрый психолог, который в утешение скажет, что большому кораблю большое плавание.

– Подготовлена ли школа к обучению одаренных детей?

– Вы затронули серьезную проблему. По некоторым предметам, например, по математике, у нас очень хорошее обучение. Есть более сложные программы и по литературе. А по некоторым предметам таких программ нет. В некоторых случаях есть учителя, которые замечательно работают, но сделать на основе их работы учебную программу, которой будут пользоваться другие учителя – еще одна, причем сложнейшая задача. Активно развивается смешанное обучение, оно предполагает индивидуальный подход к образованию.

– Люди боятся сегрегации учащихся?

– Я сама этого боюсь. Нужно объяснять: от того, что человек не пробежал стометровку лучше всех, не значит, что он и в других делах «не спринтер». Олимпиады высокого уровня – это стометровка. Кто ее не пробежал – попадает в зону неопределенности.
Жил когда-то в Германии мальчик с отставанием в речевом развитии, был очень медлительным. В школе мальчик учился плохо, языки ему совсем не давались. Только учитель математики понял, что ребенок соображает, но мальчику пришлось из этой школы уйти. Дальше хуже. В Цюрихе он не с первого раза поступает в Высшую Политехническую школу (ВУЗ, нашими словами), а после окончания его с трудом берут на работу в патентное бюро. Средний парень, ничего выдающегося. Правда, был бы тут психолог, он бы обратил бы внимание, что ярчайшим впечатлением для мальчика стал обычный компас. Он несколько дней, увидев его, не мог успокоиться. Действительно, чудо: как его не поверни, стрелка все равно показывает на север. Бегал с ним, пытаясь понять, в чем тут дело. Когда он впоследствии стал всемирно известным ученым, то начал свою автобиографию именно с этого эпизода. Это Эйнштейн.
И не один такой гений был. Я столько видела вундеркиндов, из которых ничего выдающегося не вышло. А Дарвин, например, любил бегать, а книжки не любил. Говорили, что ничего из него не выйдет. Бродский плохо учился в школе, его оставили на второй год. Урок литературы, тоска. Он встает и уходит в середине урока. И больше в школу не возвращается. Родители отправили его работать. Никуда не брали, пошел в морг, санитаром. Больше он не учился, никогда и нигде.

– Он учился у жизни.

– Да, любил учиться сам. Вообще был очень способным. Среди эмигрантов он первым получил права, любил автомобили. Быстро освоил английский язык и потом писал на нем стихи. Психолог бы наверняка увидел бы у юного Бродского одаренность, а на олимпиаде такой ребенок не стал бы старательно доказывать, что Онегин – лишний человек. Особо одаренные на олимпиадах далеко не всегда побеждают, там надо очень много знать. Есть история о том, как Эдисон подыскивал себе помощника, и всех кандидатов просил ответить на вопросы: сколько миль от Нью-Йорка до Чикаго, какова теплоемкость алюминия или газа. Эйнштейн, увидев эти вопросы, сказал ему, что сам бы такой отбор ни за что не прошел...

– Сколько одаренных детей можно выявить, если законопроект будет принят?

– Само выявление одаренности имеет конвенциональный характер. Есть такой софизм: 10 камней – это уже куча или еще нет? Психологи конвенционально выработали ту точку на распределении, с которого начинается одаренность. Представьте нормальное распределение, самый краешек справа. Психологи решили, что одаренность начинается с 95-го процентиля. Одаренные должны делать то, что могут только пять человек из ста. Это не сверходаренность, но уже высокая одаренность.

– Как предлагается реализовывать этот проект?

– Про реализацию в законопроекте ни одного слова нет. Я буду настаивать на том, что ребенок, попавший в реестр одаренных, должен получить более тяжелую жизнь, соответствующую его одаренности. Выявление само по себе никому не нужно.

– Может быть, это еще одна причина такого количества отрицательных отзывов на законопроект – не четко названы цели?

– Думаю, да. Если бы оппоненты постановления понимали, что ждет школьника, попавшего в реестр, многие бы вопросы снялись.

– Возвращаясь к обсуждению условий, в которые одаренный ребенок попадает в школе, нужно ли учить учителя «видеть» этих детей?

– Не только нужно, это сейчас входит в обязанности учителя. В некоторых детях только по результатам обучения одаренность не разглядишь. Талант состоит из одаренности и мотивации. Ребенок может очень плохо учиться, но целыми днями читать книжки или что-то мастерить. Один мальчишка уже в 4 классе постоянно бегал в астрономический кружок, чтобы посмотреть в телескоп. И это нужно увидеть. А учитель может сказать: «Ну, любит бегать в обсерваторию, а у меня на уроке он балбес балбесом». Чем более одарен ребенок, тем, как ни странно, труднее его увидеть. Просто одаренный ребенок блестяще отвечает на уроке, читает в первом классе как сто взрослых. А более творческий и нестандартный… Чтобы разглядеть в нем одаренность, учителей надо специально к этому готовить.

– То есть законопроект предлагает системно работать с детьми, которые не вписываются в существующую систему?

– Этот законопроект про то, как работать с одаренными детьми, ничего не говорит. Одаренным нужно внимание, интерес со стороны окружающих. Не захваливание, а любовь и требовательность. Знаете эффект Хотторна (интерес к эксперименту или повышенное внимание к изучаемому вопросу приводит к более благоприятному исходу эксперимента – прим. ред.)? Одаренным важно, чтобы их видели и отмечали их успехи и неудачи.

– Как работают с одаренными детьми за рубежом?

– По-разному. Европа тоже боится «психологического расизма», в некоторых странах не произносят слово «одаренность», потому что все дети равны. Лучше всего работают с одаренностью в Штатах и в Китае, но нам это совсем не подходит. Китайцы очень амбициозны, хотят сделать свою страну самой богатой, и у них пока получается. Впечатление необыкновенное, параллель в 400 человек разделена на 8 групп: первая группа самая сильная, восьмая самая слабая. Напряжение у учеников сильнейшее. Каждый год так называемая сортировка по рейтингу. Если ученик поднялся в рейтинге, он переходит в более сильную группу. Если потерял в рейтинге – переходит в более слабую группу. А из самой слабой, восьмой группы отчисляют: кому такие нужны? Мы попробовали это повторить в России, но для этого дети должны конкурировать. Наши ученики не захотели переходить в другой класс из-за того, что показали лучше результаты: дружба оказалась важнее. Такой у нас культурный код. Зато в России очень много творческих людей, высокая креативность. Фрагментарно во многих странах делается интересное дело: и в Великобритании что-то можно позаимствовать, и в США, в Калифорнии есть несколько школ для одаренных, и в Сингапуре. В России очень много творческих людей, высокий индекс креативности. И когда-то у нас было лучшее в мире математическое образование. Оно и сейчас лучше, чем, скажем, в США или Европе.

– Заинтересованы ли работодатели в том, чтобы брать на работу одаренных людей?

– Выявлять одаренных детей нужно еще и для того, чтобы помочь ребенку выбрать трудовой путь. Некоторые фирмы заинтересованы в послушных, ответственных исполнителях. Зачем им одаренные сотрудники? У них могут быть проблемы с социализацией, они могут плохо общаться с начальством. У такого человека на лице не написано, что он одаренный, а вот непростой характер бывает сразу виден. В таких случаях поможет коуч. Но это сложный вопрос, и до его решения еще нам далеко.

– Спасибо за разговор!

Беседа состоялась 31.08.2015 в редакции портала сайт

Беседовали Анна Шведовская и Мария Самулеева

Фото : mozgovoyshturm.ru

Что такое талант, люди гадают издавна. Некоторые рассматривают его как дар божий, а кто-то видит в одаренности результат упорного труда и работы над собой. Можно ли развить определенные способности и от чего зависит наличие дара у человека?

Талант - что это такое?

Талантом называют определенные присущие индивиду с рождения . Они развиваются с приобретением опыта и, направленные в нужное русло, формируют навык. Данный термин происходит из Нового Завета и означает дар Божий, возможность творить нечто новое и уникальное. Проще говоря - это способность человека делать что-то лучше других. Когда и как проявляется талант?

  1. Человек может быть одарен с рождения и проявлять свою уникальность с детства (яркий пример – Моцарт).
  2. Индивид может выразить себя в зрелом возрасте, как Ван Гог или Гоген.

Талант в психологии

Таланты человека рассматриваются в психологии как совокупность способностей. Что такое талант, очень емко описал еще в XIX веке политический деятель Карло Досси, это в равных частях:

  • инстинкт;
  • память;
  • воля.

Однако ученые уверяют, что такая изолированная способность не является талантом, даже если она ярко выражена. Это доказывают обследования людей с феноменальной памятью, проведенные в первой половине ХХ века московской группой психологов. Выдающиеся мнемические способности испытуемых не нашли применения в каких-либо областях деятельности. Память является лишь одним из факторов успешности, но не в меньшей мере развитие дарования зависит от фантазии, воли, интересов и .

Все ли люди талантливы?

Среди ученых и критиков не утихают споры о том, что такое талант и всем ли личностям он присущ. Здесь мнения разделяются на диаметрально противоположные:

  1. Талант есть у каждого, ведь любой индивид хорош в определенной области. Можно с использованием конкретных методов свои неординарные способности и развивать их при помощи упражнений.
  2. Гениальность – это удел избранных, божья искра, возникающая редко и абсолютно непредсказуемо.
  3. Любой талант – это нелегкий труд и ежедневные упражнения. Способности человека раскрываются со временем, приходят с опытом.

Признаки талантливого человека

Существует несколько признаков человека, обладающего каким-либо даром:

  1. Творческие люди обладают большим количеством энергии в интересующей их области и бывают охвачены идеей днями напролет.
  2. Одаренные личности – одновременно интроверты и экстраверты.
  3. Уникальность талантливых людей проявляется и в том, что они скромны и одновременно.
  4. Ради любимого дела такие индивиды готовы пожертвовать карьерой.
  5. Неординарные личности не всегда одарены во всех областях, а часто в какой-либо одной. Талант и гениальность не стоит путать, ведь во втором случае личность считается одаренной во всех сферах. Другими словами, гениальность представляет собой высшую ступень творческих проявлений личности.

Какие бывают таланты?

Учеными выделяются определенные виды талантов в зависимости от типов интеллекта:

  • лингвистический (им обладают языковеды, журналисты, писатели и юристы);
  • логико-математический (математики, ученые);
  • музыкальный (музыканты, композиторы, лингвисты);
  • пространственный (архитекторы, дизайнеры, художники);
  • телесно-кинестетический (танцоры, спортсмены);
  • межличностный (политики, актеры, режиссеры, торговцы);
  • эмоциональный, или внутриличностный (присущ всем профессиям, это то, что человек говорит сам о себе);
  • существует также скрытый талант, который индивид подсознательно или сознательно не развивает, иногда из-за отсутствия уверенности в себе, порой – из-за боязни выйти из зоны комфорта.

Как стать талантливым?

Миллионы умов бьются над тем, чтобы выяснить, как узнать свой талант. Раскрытие выдающихся способностей предполагает их выявление способностей, накопление опыта и полноценное использование. Этапы раскрытия уникальных дарований следующие:

  1. До того, как найти свой талант, человек чувствует определенные наклонности к какой-то сфере: интересуется связанными с этой областью новостями, накапливает знания, собирает материал.
  2. Стадия более глубокого погружения в тему, попытки копировать чужие работы.
  3. Попытки создать нечто уникальное, неповторимое. Если на данном этапе рождаются авторские вещи или невысказанные ранее идеи, значит, талант появился на свет.
  4. Полноценная эксплуатация выявленных способностей.

Как воспитать талантливого ребенка?

Потенциальный врожденный талант ребенка зависит от его родителей. Когда взрослые пытаются рассматривать своих отпрысков в качестве продолжения самих себя, то они требуют слишком много и дают чересчур интенсивные установки. Тогда ребенок не развивает и не формирует свои потребности, а только удовлетворяет несбывшиеся мечты и нереализованные желания своих мамы и папы. Поэтому чтобы воспитать одаренного ребенка, нужно прислушиваться к тому, что интересует его. Выявленную личную предрасположенность малыша и следует развивать.

Самая талантливая нация в мире

В попытках определить, представитель какой страны самый талантливый, люди вели немало споров, прежде всего потому, что сложно определить, какой критерий уникальности может быть взят за основу. Если высокий интеллект брать главный критерий одаренности, то судя по лауреатам Нобелевской премии самые неординарные люди мира проживают в следующих странах:

  1. США – в этом государстве проживают более трети лауреатов.
  2. Великобритания – каждый год британские ученые завоевывают первенство в какой-либо области.
  3. Германия – немецкая машина пытается быть первой во всем, в том числе в области открытий.
  4. Франция – в области искусства, литературы, живописи данному государству нет равных.
  5. Швеция – замыкает пятерку родина Альфреда Нобеля.

Топ талантливых людей мира

Сложно сказать, каковы самые талантливые люди мира, поскольку видов одаренности очень много. Однако можно составить список выдающихся харизматичных личностей, внесших огромный вклад в развитие человечества:

Фильмы про талантливых людей

Одаренные личности всегда интересовали общество, поэтому существует множество фильмов про гениев, великих ученых, врачей, композиторов, писателей, чья уникальность не могла остаться незамеченной. Фильмы про таланты и неординарных личностей вдохновляют, навевают жажду деятельности. Эти фильмы можно разделить на две подгруппы.

Киноленты, где описываются реально существующие или существовавшие талантливые люди мира:

  • «Пианист» Романа Полански (2002), описывающий жизнь Владислава Шпильмана;
  • «Пираты Силиконовой долины» Мартина Берка (2009) про покорение мира Биллом Гейтсом и Стивом Джобсом;
  • «Джобс: империя соблазна» Джошуа Майкла Штерн (2013);
  • «Вселенная Стивена Хокинга» Джейма Марша (2015).

Выдуманные художественные фильмы, где в той или иной степени рассматривается, что такое талант:

  • «Игры разума» Рона Ховарда (2001);
  • «Умница Уилл Хантинг» Гаса Ван Сента (1997);
  • «Парфюмер» Тома Тыквера (2006);
  • «Афера Томаса Крауна» Джона Мактирнана (1999).

Книги о талантливых людях

Существует обширный пласт литературы, как художественной, так и биографической, о вундеркиндах и выдающихся личностях, которые упорным трудом добились признания и славы:

  1. Иван Медведев. «Петр I: добрый или злой гений России» : увлекательно и беспристрастно о том, кем же на самом деле был талантливый человек.
  2. Георг Брандес. «Гений Шекспира. Король трагедии» : посвященное 450-летию писателя подробное описание его жизненного пути и творчества.
  3. Ирвинг Стоун. «Жажда жизни» : самая известная летопись жизни Винсента Ван Гога, его тернистый нелегкий путь к признанию.
  4. Чезаре Ламброзо. «Гениальность и помешательство» : оригинальный взгляд итальянского ученого-психиатра на природу гениальности.
  5. Кир Булычев. «Гений и злодейство» : фантастическая история про попытку захвата мира с помощью телепортации души.
  6. Дина Рубина. «Почерк Леонардо» : рассказ про невероятно одаренную женщину, которая отвергает подарок небес и просто хочет быть обычной.

Произведения, в которых упоминаются неординарные личности, помогают людям, кто еще не развил свои способности, обрести себя, поднять самооценку, выйти из зоны комфорта, найти идею, которая бы захватила ум и действия и лучше узнать мировую историю. Полезно познакомиться с некоторыми из представленных произведений. Даже в целях общего развития.

В силу своих индивидуальных особенностей одаренные дети намного сложнее адаптируются в окружающем мире. Если в семье есть такой ребенок, – это не только повод для гордости, но и величайшая ответственность. И родители, и педагоги должны учитывать особенности обучения и воспитания одаренных детей, чтобы не допустить ситуации, когда малыш со своими уникальными способностями оказывается «за бортом» детского коллектива, как правило, негативно относящегося к «белым воронам в серой стае».

Типы одаренности детей и их особенности

Психологи и педагоги выделяют несколько типов одаренности у детей:

  • интеллектуальную;
  • творческую;
  • лидерскую;
  • художественную;
  • практическую;
  • академическую;
  • психомоторную.

Ребенок с интеллектуальной одаренностью наблюдателен, легко учится, умеет применять свои знания на практике, быстро запоминает, отлично решает те или иные виды задач.

Одаренные дети с типом творческих способностей могут подолгу заниматься одним и тем же делом, ищут необычные подходы, имеет склонность к изобретательской деятельности.

Ребенок с лидерской одаренностью способен принимать на себя ответственность, не соответствующую его возрасту. Легко общается как со своими сверстниками, так и с взрослыми.

Ребенок, имеющий художественную одаренность, обладает хорошей зрительной памятью, много времени проводит за рисованием и лепкой или страстно увлекается музыкой. Особенности развития таких одаренных детей – осознанное построение композиции. Часто работы детей с художественной одаренностью отличаются индивидуальностью и оригинальностью.

Ребенок, обладающий практической одаренностью, учится средне, но у него есть способность привлекать и организовывать людей на то, чего он сам не может делать или делает плохо.

Ребенок, имеющий академическую одаренность, более избирателен. Он может прекрасно ориентироваться в одних предметах, но плохо знать другие. С таким ребенком часто бывают проблемы, потому что он не может учиться одинаково хорошо по всем предметам.

Ребенок с психомоторной одаренностью проявляет интерес к тем видам деятельности, которые требуют точной скоординированной моторики. Такой ребенок физически более развит, чем его сверстники.

Действительно ли дети с тем либо иным видом одаренности обладают перечисленными чертами или им свойственно что-то еще? Одно известно точно: личность одаренного ребенка под единый стандарт подогнать невозможно, да и не нужно.

Примеры известных одаренных детей

Если ребенок одаренный, это еще не значит, что у него все в порядке с учебой. Об особенностях образования одаренных детей известно не понаслышке. Д. И. Менделеев, например, не очень «дружил» с химией, а А. Эйнштейн - с физикой. Учителя Н. В. Гоголя вообще определяли его так: «В обучении туп, в прилежании слаб, в поведении резв».

Жизнь, психическое здоровье и развитие личности одаренного ребенка подвергается постоянному риску. Природа, щедро одарив их интеллектом, нередко забывает дать таким детям способность сохранять равновесие между напряженной умственной деятельностью и отсутствием навыков приспособляемости к миру реальному. В случае явного нарушения этого равновесия одаренный, тонко чувствующий человек заболевает. Продолжительность жизни художников, писателей, музыкантов, артистов в среднем на 10-15 лет меньше, чем обычных людей. Чем выше одаренность, тем выше риск.

Чем объясняются такие психологические особенности одаренных детей, несоответствие между талантами в сфере умственной, интеллектуальной деятельности с одной стороны, и полной неприспособленностью к обыденной жизни с другой?

Ответ на этот вопрос заключается в том, что высокая одаренность, гениальность - это всегда отклонение в строении мозга, в психическом развитии. Она выпадет примерно одному из 1000, формируется в нужной степени у одного из миллиона, а действительно гением становится один из 10 млн человек. Случаи раннего проявления одаренности доказывают роль наследственности в существовании каких-либо способностей человека. Примеров одаренных детей предостаточно: к примеру, А. С. Грибоедов в 11 лет поступил в Московский университет, сочинял блестящие стихи, музыку, знал много языков.

Выдающийся физик Л. Д. Ландау стал студентом в 13 лет. К вундеркиндам творческого типа можно причислить Михаила Лермонтова, Константина Батюшкова и Андрея Вознесенского. Ещё несколько фактов из биографии известных одаренных детей: Федор Тютчев поступил в университет в 15 лет и закончил его за 2 года, Робертино Лоретти, итальянский певец, стал знаменитым на весь мир в 14 лет.

Так называемая нормальная одаренность - это наиболее благоприятный вариант, при котором ребенок наделен всем необходимым: и высокими академическими способностями, и хорошей приспособляемостью к окружающей среде, и коммуникабельностью, и физическим здоровьем, и разумными родителями, способными дать ребенку адекватное воспитание.

Индивидуальные особенности развития личности одаренных детей

Особенности личности одаренного ребенка привлекает становятся предметом пристального изучения многих психологов и педагогов. К настоящему времени наука располагает глубоким и точным описанием этого феномена. Исследуются как отдельные черты детской одаренности, так и структура, динамика развития детской одаренности в целом.

Этапы эмоционального развития, которые ребенок проходит в течение первых лет жизни, отражают последовательность формирования основных механизмов организации его реакции на окружающий мир, свидетельствуют о благополучии его аффективного развития. Задержка развития того или иного из этих механизмов, трудность включения его в налаживающуюся систему эмоциональной регуляции поведения, остановка на стадиях использования их преимущественно в целях самораздражения без дальнейшей трансформации в необходимый способ приспособления приводят к неизбежным нарушениям эмоционального развития разной степени тяжести.

Для ученых не секрет, что выдающиеся способности в определенных областях (как правило, либо в искусстве, либо в точных науках) нередко сопровождаются проблемами развития одаренных детей, отклонениями от общепринятых норм. Так, согласно данным статистики, процент гениев (т. е. людей, способности которых существенно выше средних) среди людей с расстройствами аффективного развития составляет не менее 20%. «Если мой ребенок гений, значит, он будет лучше всех в школе», - так думают если не все, то значительная часть родителей одаренных детей. Это не совсем верно, особенности в обучении одаренных детей прослеживаются очень ярко.

Ребенок с высоким уровнем интеллекта, конечно, будет опережать своих сверстников в учебе, здесь у него проблем не возникнет. Но одаренных детей ждут психологические проблемы, связанные с возрастным развитием. Повышенный интерес к получению знаний может вызвать тревогу среди учителей. Ребенок читает, решает, конструирует… На взгляд обыкновенного человека - это слишком. Чему учить ребенка, который знает больше учителя? Естественно, что в обычной средней школе такому ребенку делать нечего. Конечно, и в простых школах встречаются одаренные дети. Одлнако при обучении одаренных детей возникают проблемы, и от этого никуда не деться.

Проблема работы одаренными детьми: особенности образования и развития

Одаренный ребенок выполняет все задания быстрее своих одноклассников, а это значит, что учителю нужно найти ему занятие повышенной сложности. Не все учителя готовы пойти навстречу такому ребенку. Она из проблем при обучении одаренных детей – использование обязательного индивидуального подхода, а у педагогов просто нет на это времени. Ведь в классе не меньше 20 человек, которым нужно дать знания.

Некоторые учителя, конечно, вводят на своих уроках усложненные элементы. Это может быть интересно ребенку, но только некоторое время, потому что не решает проблемы в целом. Оценивать таких детей тоже сложно.

Одаренному ребенку трудно учиться в обычной школе. Он будет понимать, что та школьная программа, по которой он занимается, не подходит для него, она слишком простая. Постепенно начнут возникать сложности во взаимоотношениях с учителями и сверстниками. В лучшем случае одаренный ребенок будет вызывать недоумение и непонимание, в худшем - насмешки со стороны одноклассников. Поэтому родителям одаренного ребенка необходимо помнить, что отдавая его в обычную школу, преследуя цель «там он будет лучше всех», нужно быть готовыми к тому, что этот шаг принесет множество проблем, прежде всего ребенку. В такой ситуации единственный выход - отдать ребенка в школу, где есть хотя бы профильные классы. Для старшего подросткового возраста характерным проявлением одаренности является самовыражение в поэтическом и литературном творчестве. В подростковом возрасте также обнаруживается детская одаренность в специальных научных областях.

Одной из основных специфических проблем при воспитании одаренных детей, одной из черт развития эмоциональной сферы такого ребенка большинство исследователей считают повышенную уязвимость. Ее причиной является сверхчувствительность, продиктованная особенностями интеллектуального развития одаренных детей. Эта уязвимость особенно выражена в подростковом возрасте. Способность к анализу и синтезу, сочетающаяся с интенсивной силой восприятия окружающих явлений и событий, вызывает особенно глубокое и тонкое их понимание. Одаренные дети видят и чувствуют в иных масштабах, они способны наблюдать за несколькими явлениями сразу, чутко подмечая их сходство и различие. Способность замечать не увиденное другими, совмещаясь со свойственным одаренным детям эгоцентризмом, обусловливает тот факт, что они все принимают на свой счет. Поэтому внешне обыденные замечания, реплики или поступки могут оказать сильное негативное воздействие на одаренного ребенка, в то время как его нормальные сверстники не обратят на них никакого внимания. Такая реакция одаренного ребенка может привести когда-нибудь к психологической травме или даже психиатрическому заболеванию. Учитывая эту особенность одаренных детей, при воспитании таких малышей к ним нужно относить очень бережно.

Для одаренных детей характерна сильная концентрация внимания, которая выражается высокой степенью погруженности в задачу. Повышенная эмоциональная чувствительность обусловлена более высоким уровнем развития исследовательских способностей. Она создает определенные проблемы при работе с одаренными детьми. Но в контексте личностного роста одаренных детей гораздо более важной является другая особенность - талант наслаждаться самим творческим процессом.

Одной из особенностей работы с одаренными детьми в школе психологи называют сложности в поведении и деятельности таких учеников вследствие нарушений функциональной организации психических процессов. Это проявляется отставанием в учебе, а также проблемами в коммуникативном процессе. Нередко дети, имеющие ярко выраженные признаки одаренности в области специальных способностей или ускоренное интеллектуальное развитие, плохо адаптируются к школьному коллективу, эмоционально неустойчивы и инфантильны. Это может свидетельствовать о нарушениях аффективного развития и в определенных обстоятельствах привести к психическому заболеванию. При этом одаренные дети практически не переносят физической и интеллектуальной нагрузки. Это говорит о проблеме одаренных детей в саморегуляции, так как они способны заниматься только единственным родом деятельности, которая и составляет сущность их одаренности. Эти дети обладают великолепной памятью и с легкостью усваивают практически любой материал, но только в определенной области знаний. Это может быть математика, биология, физика, химия и прочие науки.

Статья прочитана 4 602 раз(a).

Талант – это потенциал или изначально заложенная способность индивида. В толковых словарях значение слова талант определяется, как особые личные предрасположенности человека. С приобретением опыта они формируют навык. В противовес гениальности, когда человек считается одаренным во всем, и что, необходимо отметить, истории известны лишь отдельные случаи, когда личность талантливая имеет высокие способности, касающиеся одной, двух, а реже сразу нескольких сфер.

Значение слова талант интересно раскрывается благодаря греческому корню, который также обозначает меру веса, денежного расчета в древности. Здесь мы припомним притчу о розданных талантах, что повествует не лишь о монетах, но также поучает, как поступать с умениями, которыми природа одарила нас – не «хоронить» их, а всячески приумножать.

Что такое талант?

Талантливость находится выше просто хорошего результата, это особая , заметная даже окружающим как из ряда вон выходящие способности. Например, если у человека высоки способности к игре в шахматы, то тогда он при определенных усилиях показывает хорошую игру. Однако талант к игре станет проявляться, словно сам по себе, будет ощущаться через влечение к шахматам, а результаты будут превосходить результаты тех, кто просто имеет хорошие навыки. Это заметят и окружающие, считая такого игрока особым, словно имеющим сверхспособности от природы. По отношению к талантливости всегда есть какой-то трепет. Однако талант не всегда сразу виден. Если у талантливого человека никогда не было возможности столкнуться с предметом его одаренности, он может вовсе не ведать о своей способности.

Так бывает в жизни в неподходящих для развития этой сферы условиях. О выходцах из нижних экономических слоев населения или бедных стран снята не одна кинолента, которые при попадании в новую жизнь становились гениальными боксерами, танцорами, даже учеными, при наличии хоть небольшой подготовки.

Сложность выявления талантливости связана и с другими особыми условиями, не только экономическими – известны случаи, когда ребенка в школе посчитали умственно отсталым, но он при особом обучении не только добился высоких показателей в сфере своей одаренности, но и совершил открытия, был первопроходцем в новой области. Здесь также имеет значение свежесть взгляда, незамыленность знаниями, как правильно, что свойственно обывателям, которые не пытаются посмотреть на предмет изучения или тренировок с иной стороны, а словно по шаблону выполняют необходимые действия.

Талантливый человек сможет достигнуть сверхрезультатов как по обычной методике развития, так и даже часто без нее, либо сам будет стараться внести в нее личный вклад. В том, что делает талантливая личность, всегда виден ее особый почерк.

Не развивая свой дар от природы, человек часто остается просто увлекающимся, например, пением, радует этим хобби себя и знакомых. Но попав в надлежащие условия – на шоу талантов, и получив основы подготовки, он может круто изменить свою жизнь. Однако ярко выраженный талант часто не дает своему носителю спокойно жить, забыв о нем. Он словно рвется наружу, сила таланта иногда даже правит человеком, увлекая его и требуя, чтобы стремлению нашли выход – словно сильное растение пробивается сквозь асфальт.

Существуют истории, когда человеку запрещали следовать своему влечению родители, наставники, общество. Тогда у личности разгорался нешуточный между бессознательным мощным стремлением заниматься любимым делом и запретами на него. Особенно это было характерно для прежних, более деспотичных времен. И здесь даже можно отчасти понять тех, кто накладывал запрет. Например, потомственные врачи могли гарантированно обеспечить своему ребенку достойное и благополучное будущее, обучив его медицине, передав своих клиентов и известное имя. Однако особенно одаренные, талантливые от природы сын или дочь не всегда могли покориться этому ходу событий, чувствуя себя не вправе идти по этому безликому, пустому и несчастливому для них пути. Если помимо таланта человек обладал хоть сколь-нибудь выраженными волевыми качествами, то он мог противостоять давлению окружения и защищать свой дар, получая признание иногда уже только после смерти. Однако какое это признание!

Не один воистину великий человек был непризнанным в своем отечестве и времени. Зачастую — это окружение не хочет, не способно воспринимать нечто новое, отличное от привычного, противится новому веянию или даже агрессивно защищается от него. Некоторые таланты шли настолько вразрез с общественно признанной деятельностью, что и сам носитель не мог себе объяснить, что владеет им, и пытался бороться и искоренять влечения к таланту. Однако ни внешняя, ни внутренняя борьба с истинной талантливостью не приносит желаемых результатов, сила таланта лишь растет от борьбы. Многие выдающиеся, острые талантливые произведения, обычно художественные, были созданы как раз под влиянием этого конфликта, словно на изломе, в них прослеживается душевное колебание и даже страдание создателя. Но, как и в случае со своим творцом, позже они завладели умами и сердцами своих зрителей, а часто даже положили начало новому, революционному направлению, став впоследствии классикой.

Сам по себе, без развития, проб, тренировок, подчас даже мучительных часов, проведенных над ним, без своего проявления – талант не имеет силы, не интересен окружающим. Подобно драгоценному камню, он требует от своего мастера филигранной обработки, дабы из неотесанного куска камня превратиться в сияющую драгоценность. Время и труд, затраченные в направлении развития своего таланта – следующий необходимый шаг, чтобы заложенная способность преобразовалась в нечто большее, нашла свое проявление.

Дабы быть полезным и признанным, надо не только знать, что я талантлив, но и определить, в какой форме мир может воспринимать мой талант сегодня, а затем приложить усилия и затратить время. Работая, основываясь на свою талантливость, ее обладателю нужно догнать тех, кто путем упорного труда в этом направлении сейчас получает наилучшие результаты.

Сегодня талантливость часто имеет практическое применение, является источником заработка и мечтой многих людей – работать в сфере своих интересов. Поэтому понимание рынка как приемника результатов талантливого труда очень важно на сегодняшний день.

Виды таланта

Еще в 1980 году Гарднер в своей книге разделил способности и выделил типы таланта. Они и сейчас хорошо иллюстрируют основные группы талантов, хотя после Гарднера было выделено еще более 30 видов.

Вербально-лингвистический талант – это способность четко формулировать свои мысли и красиво их выражать, острота ума и слова. Этот талант присущ выдающимся журналистам, ораторам, писателям.

Цифровой талант – это умение разбираться с цифрами и различного рода точными символами. Он характерен для математиков, программистов и экономистов, которые воспринимают мир через точные выражения и способны быстро проводить исчисления. Явно одаренные в цифровой сфере люди словно живут в мире абстракций и без развития социальных навыков могут даже выглядеть странно для остальных людей.

Пространственный тип таланта есть не что иное, как умение ориентироваться в пространстве и творчески его преобразовывать, что встречается у дизайнеров и художников. Часто у них есть свой особый взгляд на действительность, и они выражают его в предметах искусства. Однако есть и те, кто талантливы именно в передаче реалистичного мира, могут в точности, словно на фотокарточке воссоздать вид.

Физический талант свойственен людям, которые отлично владеют своим телом и органами чувств. Здесь самый широкий спектр занятий от выдающихся работников физического труда до искусных танцоров. Люди этого типа по стилю восприятия противоположны людям математического склада, поэтому обучение для физически одаренных должно быть на практике, через телесность.

Личностный или эмоциональный талант отвечает за способность распознавать свои и чувства, проживать глубокую внутреннюю жизнь. Этот вид талант сродни , наблюдению за своей психической жизнью и противоположен . Его можно заметить, например, у выдающегося писателя Достоевского.

Межличностный талант помогает в общении с другими людьми и нужен учителям, политикам, актерам и общественным деятелям.

В отдельную группу Гарднер выделяет также такой тип, как талант окружающей среды. Это умение гармонично вписываться в природу, окружающий мир и соответствовать ему, оно свойственно прирожденным земледельцам и дрессировщикам животных.

Эти типы таланта могут сочетаться между собой. Например, человек, одаренный пространственным и цифровым типами таланта, может стать хорошим архитектором. А эмоционально и межличностно одаренный – хорошим психологом.

Как найти свой талант?

Распознание таланта похоже на поиск своих сильных сторон, однако найти в себе таланты и способности есть нечто большее.

Как обнаружить талант в себе, своих детях, признать в других людях, помочь в его раскрытии? Для этого следует проанализировать предыдущие достижения или факты, ответив, какие из этих результатов выдающиеся.

У маленького ребенка можно распознать талант, пробуя его в разных видах деятельности: предлагая спеть, станцевать, сконструировать. И может обнаружиться, что ребенок спел прекрасно, с , без специальной подготовки лучше, чем другие дети. Часто даже дети сами тянутся к тому, в чем заключается их талант. Талантливого в пении ребенка не нужно заставлять петь, он наверняка будет напевать часто, с удовольствием, а его родители без труда заметят его любовь и способность к пению. И здесь уже важно правильно распорядиться талантом, данным от природы – дать ему возможность дальнейшего развития, предоставить условия, словно почву, полив, свет и удобрение для цветка.

Как найти в себе таланты и способности? Ниже предлагается методика, благодаря последовательным шагам которой можно определить свои таланты.

Шаг 1. Какая ваша мечта? Припомните свои мечты с детства вплоть до нынешнего момента, выпишите их.

Шаг 2. Разделите их на категории: иметь и быть. Первая категория касается желаний обладания какими-то вещами. Тогда как вторая – желания быть кем-то, стать тем человеком, о ком вы мечтали. В дальнейшую работу по методике мы берем только мечты из второй категории.

Шаг 3. Выпишите те профессии, которые находят в вас отклик. Вспомните тех людей, на чьем месте вы желали быть.

Шаг 4. Чем нравится заниматься вам? Добавьте в перечень те занятия, которые приносят вам истинное удовлетворение, те, что не требуют для вас принуждения, а наоборот, радуют.

Шаг 5. Все выписанные мечты, любимые занятия и профессии объедините, и проверьте, какие вызывают положительные эмоции у вас. Для наибольшей точности представьте себя в каждой роли максимально детально, визуализируйте ее так, словно это есть ваша реальность сейчас. Дайте оценку вашим ощущениям в теле и эмоциям по шкале из 10 баллов.

Шаг 6. Вычеркните из списка те сферы, что получили низкие оценки – это те желания, от которых легко можно отказаться.

Шаг 7. Сгруппируйте получившийся список ваших склонностей, если отдельные из них имеют связь. Например, в одном желании вы хотите петь, а в другом – получить признание и известность, тогда они логически объединяются в стремление стать известным певцом.

Шаг 8. Назовите каждую группу каким-то талантом, например, как в прошлом примере – талант пения.

Шаг 9. Ищите связь между образовавшимися группами. В жизни на практике ваши склонности обязательно поддерживают друг друга или конфликтуют, однако в итоге образуют неповторимое индивидуальное сочетание.

Шаг 10. Какое применение можете найти вы своим способностям? Рассмотрите каждую группу наклонностей, объединенных как талант, и связи между ними, чтобы найти возможные для вас пути реализации этих способностей. Каждой профессии или сфере деятельности дайте оценку по шкале снова из 10 баллов и выделите наиболее перспективные.

Шаг 11. Из конкретных деятельностей выберите ту, что наиболее близка вам, нравится и имеет высокие шансы принести вам успех. Это и будет ваш талант.

1 апреля 1898 года в городе Нью-Йорке, в семье русских евреев-эмигрантов родился Уильям Джеймс Сидис. Родители Уильяма - Борис и Сара Сидис, эмигрировавшие в Америку, спасаясь от погромов, были в своих областях достаточно выдающимися специалистами. Борис Сидис, написавший много книг, преподавал в Гарвардском Университете психологию. Сара Сидис была доктором, однако бросив свою карьеру, отдав все свои силы воспитанию Уильяма. Используя свои собственные методы образования, кстати, за которые их очень часто критиковали, родители ребенка хотели сделать из Уильяма выдающегося гения. В 6 лет Уильям стал атеистом, оставаясь им всю оставшуюся жизнь. В 18 месяцев он уже читал газету «Нью-Йорк Таймс»! А до своего восьмилетия им было написано четыре книги! IQ гения оценивается от 250 до 300 (самый высокий IQ за всю историю). В 11 лет он уже поступил в Гарвард.

Уильям Джеймс Сидис, был самым выдающимся вундеркиндом среди учившихся в Гарварде в 1909 году молодых гениев. А среди них были композитор Роджер Сешнс, Норберт Винер - отец кибернетики. Всю свою жизнь Сидис был социально пассивным человеком. Посвятив свою жизнь развитию собственного интеллекта, вместо того, чтобы ухаживать за девушками - он полностью отказался от секса. Его интересы, что удивительно, проявлялись в очень зкзотических формах. Он, например, собирал по всей стране проездные железнодорожные билеты, и написал исследование «Альтернативная история США». Уильям знал примерно 40 языков (по некоторым данным - 200 языков), свободно переводя с одного языка на другой. В зрелом возрасте он работал обычным бухгалтером, и как только обнаруживалась его гениальность, тут же увольнялся с работы. Одевался он в обычную сельскую одежду.
Многие винят родителей Сидиса за очень интенсивные методы развития, а так же за то, что Уильям Сидис слишком в раннем возрасте поступил в университет. Если использовать современные стандарты, то ученые классифицируют его как чрезвычайно одарённого человека. Однако, некоторые критики пример Сидиса используют как пример того, что очень одарённые молодые люди не всегда могут достичь успеха в его традиционном смысле, как люди взрослые.

После себя Сидис оставил работы в области истории, космологии и психологии. Некоторые работы только в наше время начали получать признание. В трактате о железнодорожных билетах, написанном под псевдонимом "Франка Фалупа", он идентифицировал способы, с помощью которых можно увеличить пропускную способность транспортной сети. Уильям Сидис в 1930 году получил патент на бессменный бесконечный календарь, принимавший во внимание високосные годы. Всю свою жизнь он прятался от журналистов и занимался обычной бухгалтерской работой, не пользуясь в обычной жизни своими уникальными математическими способностями. Сидис посвятил себя своему единственному хобби - коллекционированию железнодорожных билетов. Он умер в 1944 году от кровоизлияния в мозг.

Вот те фактоы биографии Сидиса, которые породили мнение о нем, как, возможно, о самом одаренном человеке из когда-либо живших на планете.

Уильям Джеймс Сидис научился писать к концу первого года жизни.
Прочел Гомера в оригинале на четвертом году жизни.
В 6 лет им была изучена аристотелевская логика.
Между 4 и 8 годами им было написано четыре книги, одна из них которая - монография по анатомии.
В 7 лет Уильям успешно сдал экзамен по анатомии в Гарвардской медицинской школе.
К 8 годам он знал восемь языков - немецкий, французский, английский, греческий, русский, иврит, латынь, и еще один, изобретенный им самим.
В зрелом возрасте Уильям владел 40 языками, а согласно утверждениям отдельных авторов, это число составляло 200 языков.
Уже в 11 лет Уильям Сидис успешно поступил в Гарвардский университет, а уже совсем скоро начал читать лекции в математическом клубе университета.
Гарвардский университет он окончил в 16 лет с отличием.



gastroguru © 2017