Лабораторные работы по курсу «Человек и его здоровье. От теории к практике Время измерения пульса

Есть такие методы исследования. Это электрокардиограмма - запись кривой работы сердца. Но для этого метода как минимум надо иметь прибор - электрокардиограф, да и уметь читать записанную кардиограмму.

Есть другой метод - аускультация. Это выслушивание сердца с помощью фонендоскопа. Тебя уже не раз врачи обследовали таким методом. Они определяли регулярность сердцебиения, «мелодию», сопровождающую работу сердца, наличие шумов. Довольно сложно научиться это делать. Надо быть специалистом, врачом-кардиологом. Кардиолог - специалист по болезням сердца. И этот метод нам не подходит.

  • Вспомнил как это делается? Давай выполним практическую работу.

Практическая работа: измерение частоты пульса в состоянии покоя и при физической нагрузке

Оборудование: секундомер или часы с секундной стрелкой.

Ход выполнения: пульс легко прощупывается, если четыре пальца одной руки слегка прижать к другой руке, чуть выше ладони, ближе к внешней стороне. В этой области сосуды близко лежат к коже и их пульсацию легче ощущать. Попробуй сосчитать свой пульс.

Если сразу не получилось, повтори еще раз. Отыскивай пульсацию, пока не научишься делать это быстро и точно. Это подготовительный этап работы, овладение методикой исследования работы сердца.

  • У тебя получилось? Молодец! Можешь перейти к основной части исследования.

Проверь работоспособность своего сердца. Для этого измерь частоту пульса в покое (сидя) за 15 секунд. Повтори измерение трижды. Затем встань, сделай 10 приседаний и сразу же после нагрузки еще раз измерь частоту пульса за 15 секунд. Полученное число умножь на 4. Эти результаты и будут соответствовать частоте сердечных сокращений за 1 минуту.

Наблюдения: полученные результаты занеси в таблицу 4.

Например, пульс в покое ты измерил трижды и получил такие цифры: 19, 20, 21. Значит, среднее значение за 15 сек будет составлять 20. Запиши свои результаты в 1-ю колонку.

Умножь среднее значение на 4. Это показатель пульса в покое за минуту. Проделай это действие со своими данными. В 3-ю колонку запиши результат измерения пульса после нагрузки. И в 4-ю колонку - величину пульса за минуту, в нашем случае это 26, умноженное на 4, получаем 104 удара.

Таблица 4. Измерение частоты пульса в состоянии покоя и при физической нагрузке

Проанализируй свои результаты. Для этого сравни их с должными показателями пульса для твоего возраста - это первое.

Второе - при приседании повышение пульса не должно выходить за 30 % от нормы.

Итак, нормальные значения пульса в покое для твоего возраста от 76 до 86 ударов в минуту, среднее значение - 80-81.

Сделай вывод о состоянии твоего сердца.

Например:

1. Мы получили величину пульса в покое 80 ударов, что абсолютно соответствует норме.

Примем число 80 за 100 процентов. При нагрузке пульс участился на 24 удара, обозначим эту величину в % как х и составим пропорцию:

вычислим значение х:

х = 24 х100 %/80 = 30%.

2. Повышение пульса не превысило нормы.

3. Уровень тренированности сердца соответствует возрасту.

Если же твои результаты сегодня не укладываются в показатели нормы, измеряй пульс в течение нескольких дней, в одно и то же время, возможно, это случайное отклонение в деятельности сердца. Ведь на его работу оказывают влияние многие факторы: температура, погода, время суток, общая нагрузка на организм, само состояние организма, настроение и много другое.

Время от времени просчитывай частоту пульса и записывай в дневник наблюдений. Это поможет тебе контролировать работу сердца и при необходимости позаботиться о нем.

Цель: определить основные свойства пульса, оценить состояние сердечнососудистой системы.
Показание:

Места исследования пульса:
лучевая артерия, локтевая, сонная, височная, подколенная, бедренная, тыла стопы.
Параметры пульса: ритм, частота, наполнение, напряжение, величина.
Приготовьте:
часы (секундомер), бумагу, ручку с красным цветом, температурный лист.

Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие, найдите место определения пульса.
2. Придайте пациенту удобное положение - сидя или лежа в расслабленной удобной позе, в спокойном состоянии.

3. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне.
4. Охватите одновременно пальцами своих рук запястье пациента (в области лучезапястного сустава) таким образом, чтобы подушечки 2,3,4 пальцев находились на ладонной (внутренней) поверхности предплечья в проекции лучевой артерия (у основания большого пальца), 1 палец располагайте на тыльной стороне предплечья, Лучевая артерия пальпируется между шиловиднымотростком лучевой кости и сухожилием лучевой мышцы.
5. Охватите область лучевой артерии, слегка прижимая ее к лучевой кости, определите место пульсации; почувствуйте эластические пульсирующие волны, связанные с движением крови по сосуду.
6. Сравните периодичность колебаний стенок артерии на правой и левой руках пациента. Определите симметричность пульса. Симметричность - это совпадение пульсовых ударов на обеих руках по наполнению (если пульс симметричен, дальнейшую характеристику дают по одной руке).
7. Определите ритм пульса.
8. Определите частоту пульса.
9. Оцените наполнение пульса.
10. Определите напряжение пульса.
11. Занесите данные исследования пульса в температурный лист - графическим способом (красным цветом), а в лист наблюдения - цифровым способом.
12. Сообщите пациенту результаты исследования.
13. Вымойте и осушите руки.

Примечание :
- в норме пульс ритмичный, одинаково прощупывается на обеих руках, частота его у взрослого человека в состоянии покоя составляет 60-80 ударов в минуту;
- ритм пульса определяют по интервалам между пульсовыми волнами. Если пульсовые колебания стенки артерии возникают через равные промежутки времени, то пульс ритмичный. При нарушениях ритма наблюдается неправильное чередование пульсовых волн - неритмичный пульс.
- определение частоты пульса (если пульс ритмичен) подсчитывают количество пульсовых волн (ударов) в течение 1 минуты, следя за временем по часам с секундомером.
- РS в норме - 60 - 80 ударов в одну минуту.
РS > 80 ударов в одну минуту - учащенный - тахикардия.
РS < 60 ударов в одну минуту - уреженный - брадикардия.

Оцените наполнение пульса по степени наполнения артерий кровью, зависят от систолического объема сердца. Различают: пульс полный, пустой, нитевидный.
- напряжение пульса - определяют по той силе, с которой нужно прижать лучевую артерию к лучевой кости до исчезновения пульса.
Различают: пульс удовлетворительного напряжения, напряженный (твердый), ненапряженный (мягкий).

Измерение артериального давления

Цель: определение показателей артериального давления и оценка результатов исследования, определение функциональных особенностей сердечно-сосудистой системы.
Показания: наблюдение за состоянием пациента.
Возможные осложнения: болезненные ощущения в конечности при длительном сдавлении артерии.
Приготовьте: тонометр, фонендоскоп, бумагу, ручку, температурный лист.
Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту цель процедуры, выясните, проводилась ли такая процедура ранее, какие были результаты, знает ли пациент, как надо себя вести, какие могут быть ощущения.
2. Придайте пациенту удобное положение сидя или лёжа в спокойной, расслабленной позе, рука пациента лежит в разогнутом положении (ладонью вверх) на одном уровне с аппаратом.
Артериальное давление обычно измеряют 1 - 2 раза с промежутками 2- 4 минуты.
3. Наложите манжетку тонометра на обнажённое плечо пациента на 2-3 см. выше локтевого сгиба на уровне его сердца так, чтобы между ними проходил одни палец плотно закрепите без сдавления мягких тканей манжетку на плече при помощи застежки (крючок, липкая лента).
4. Соедините манометр с манжеткой, укрепив его на манжетке, проверьте положение стрелки (столбика ртути) относительно нулевой отметки шкалы.
5. Определите пульс на локтевой артерий в области локтевой ямки, установив на это место фонендоскоп (давление головки фонендоскопа должно быть умеренным, иначе данные будут искажены).
6. Закройте вентиль на груше и накачивайте баллончиком воздух в манжетку до исчезновения пульсации в локтевой артерии и до показаний манометра выше нормы (или у данного пациента) на 20 - 30 мм.рт.ст.

7. Откройте вентиль и медленно выпускайте воздух из манжетки, следите за скоростью опускания столбика или движения стрелки
- показатели могут меняться со скоростью 2 мм.рт.ст./с: одновременно внимательно выслушивайте тоны на артерии и следите за показаниями манометра.
8. Отметьте показания манометра в момент появления первых звуков (тонов) (величина артериального давления в момент сердечного сокращения - систолическое АД) и в момент исчезновения тонов (артериальное давление в момент расслабления сердца - диастолическое АД); выпустите воздух из манжетки полностью.
9. Снимите манжетку тонометра с руки пациента, уложите в чехол.
10. Данные запишите в виде цифровой записи в листе наблюдения в виде дроби (в числителе - систолическое давление, в знаменателе диастолическое) и температурном листе.
11. Повторите процедуру, сравните полученные данные.
12. Продезинфицируйте головку фонендоскопа методом 2-х кратного протирания 70% спиртом.
13. Сообщите пациенту результат измерения АД.

Примечание:
- артериальное давление измеряют на обеих руках, полученные цифры сравнивают.
- артериальное давление может измерять сам пациент, обучите его правилам измерения давления и интерпретации полученных данных.
- нормальное АД 120/80 мм.рт.ст., 130/85мм.рт.ст.
- артериальная гипотензия 90/60 мм.рт.ст.
- артериальная гипертензия 140/90 мм.рт.ст.

Подсчет частоты дыхательных движений

Цель: оценка состояния пациента.
Показание: оценка функционального состояния органов дыхания.
Приготовьте: часы с секундной стрелкой, температурный лист, ручку с
синим стержнем.
Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход процедуры, получите его согласие.
2. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне.
3. Придайте пациенту удобное положение (лежа). Вам необходимо видеть верхнюю часть его грудкой клетки и живота.
4. Одной рукой возьмите руку пациента так, как для исследования пульса на лучевой артерии, чтобы отвлечь его внимание.
5. Положите свою и пациента руку на грудь (при грудном типе дыхания) или на эпигастральную область (при брюшном типе дыхания) пациента.
6. Подсчитайте число дыхательных движений за одну минуту, пользуясь секундомером (вдох и выдох - это одно дыхательное движение).

7. Оцените частоту дыхательных движений.
8. Объяснить пациенту, что ему сосчитали частоту дыхательных движений, сообщите результаты.
9. Вымойте и осушите руки.
10. Зарегистрируйте данные в температурном листе.

Примечание:
- подсчет частоты дыхательных движений проводятся незаметно для пациента;
- число дыхательных движений за 1 минуту называют частотой дыхательных движений (ЧДД),
- у здорового взрослого человека норма частоты дыхательных движений в покое составляет 16-20 в минуту;
- ЧДД относится к ЧСС в среднем как 1:4;
- при повышении Т° тела на 1°С ЧДД учащается на 4 дыхательных движения;
- брадипноэ - редкое дыхание с частотой менее 16 в 1 минуту;
- тахипноэ - учащенное дыхание с частотой более 20 в 1 минуту.

Наружный путь введения лекарственных средств.

Закапывание капель в нос.

Цель: лечебная

Показание: назначение врача.

Приготовьте: стерильные: лоток глазные пипетки, ватные шарики,
ватные турунды, лекарственное средство, перчатки, вазелиновое масло, емкость для кипячения, водяную баню, КБСУ, лист врачебных назначений (ф. 004 – 1/у).

Алгоритм действия:


2. Проверьте лекарственное средство на пригодность в соответствии с назначением врача (прочитайте название, концентрацию, дозу, срок годности, определите целостность флакончика, оцените внешний вид лекарственного раствора). Подогрейте лекарственное средство на водяной бане до Т - 36 о - 37 0 С.
3. Усадите пациента со слегка запрокинутой головой назад, наклонив в сторону, противоположному тому носовому ходу, в который будете закапывать капли или уложите на спину без подушки.

4. Проведите деконтаминацию рук на гигиеническом уровне. Наденьте перчатки.
5. Осмотрите носовые ходы, при наличии выделений или корочек очистите их ватной турундой, смоченной вазелиновым маслом.

6. Проверьте целостность пипетка. При применении стерильных капель для носа в пластиковом флакончике переверните его вверх дном и при закапывании нажимайте на его стенки.
7. Возьмите ватные шарики в правую руку, прижав ихк ладони V пальцем.
8. Возьмите пипетку в правую руку, наберите лекарственный раствор из расчета на обе половины носа.
9. Положите 4 палец левой руки на лоб пациента, а большим пальцем слегка приподнимите кончик носа кверху.

10. Введите пипетку в носовой ход на глубину 1-1,5 см, стараясь не касаться его стенок.
11. Закапайте 4-5 капель на слизистую перегородки носа.
12. Прижмите ватным шариком крылья носа к перегородке и сделайте легкие вращательные движения.
13. Наклоните голову в ту сторону, куда введено лекарственное средство.
14. Закапайте через 1-2 минуты в другой носовой ход лекарственное средство в той же последовательности. Спросите пациента о его самочувствие.
15. Снимите перчатки, поместите в КБСУ. Вымойте и осушите руки.
16. Поместите пипетку в емкость для кипячения, использованные ватные шарики, ватные турунды в КБСУ.

Примечание:

При закапывании масляных растворов в нос пациент должен почувствовать во рту вкус капель и должен полежать несколько минут, чтобы капли попали на заднюю стенку глотки (не прижимайте крыло носа к перегородке).
- применяются лекарственные средствав пластиковых флакончиках с вмонтированной капельницей в пробку, которое используется только для одного пациента.

Закапывание капель в глаза

Цель: лечебная.
Показание:
назначениеврача.

Приготовьте: стерильные: лоток, глазные пипетки, марлевые тампоны, лекарственное средство, перчатки, емкость для кипячения, водяную баню, КБСУ, лист врачебных назначений (ф. 004 – 1/у).

Алгоритм действия:
1. Объясните пациенту ход и цель процедуры, получите его согласие.
2. Проверьте лекарственное средство на пригодность в соответствия с назначением врача (прочитайте название, концентрацию, срок годности, определите целостность флакона, оцените внешний вид лекарственного раствора). Подогрейте лекарственное средство на водяной бане до Т° - 36 0 - 37°С.
3. Усадите пациента лицом к свету со слегка запрокинутой головой или уложите на спину без подушки.

4. Проведите декомтаминацию рук на гигиеническом уровне, наденьте перчатки.
5. Проверьте целостность пипетки, при применении стерильных глазных капель в пластиковом флакончике переверните его вверх дном и при закапывании нажимайте на его стенки.
6. Возьмите пипетку в правую руку, наберите лекарственный раствор из расчете на оба глаза.

7. Возьмите в левую руку марлевый тампон и оттяните нижнее веко и попросите пациента посмотреть вверх.
8. Закапайте одну каплю лекарственного раствора в нижний конъюнктивальный мешок, не касаясь пипеткой ресниц и век, ближе к внутреннему углу глаза на расстоянии 1,0 - 1,5см от глаза.
9. Предложите пациенту слегка закрыть глаза и поводить глазным яблоком (лекарственный раствор не должен вытекать), через несколько секунд манипуляцию повторите, закапывая вторую каплю в этот же глаз.

10. Промокните тампоном остатки капель у внутреннего угла глаза.
11. Закапайте капли в другой глаз в той же последовательности.
12. Погрузите пипетку в емкость для кипячения, использованные марлевые тампоны в КБСУ.
13. Снимите перчатки, вымойте и осушите руки.
Примечание:
- при одновременном закапывании двух капель в один глаз обычно одна капля вытекает;
- количество пипеток для одного пациента зависит от количества лекарственных препаратов, для каждого препарате необходима другая пипетка;
- при наличии гнойных выделений глаза вначале промойте а затем закапайте лекарственное средство.
- глаз – чувствительный к инфекции и травме орган.

Домашнее задание по биологии

Практическая работа-исследование

Тема: «Определение пульса»

Цель: выяснить, как меняется пульс и давление в разное время суток

Оборудование: секундомер

Ход работы:

Пульс отображает наше здоровье. По сердечному ритму можно судить о наличии проблем в организме. Следует знать виды пульса:

    ближний – измеряют на сонной артерии (пульсирующее место справа на шее);

    средний – проверяют на запястье, в точке, где расположена лучевая артерия (пульсирующее место на запястье);

    отдаленный – определяют по 2 точкам стопы (на тыльной стороне стопы и сгиб голеностопного сустава).

Норма пульса у подростков 12-15 лет в среднем составляет 75 ударов в минуту (диапазон от 55 до 95 ударов в минуту).

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ:

    готовим секундомер, ручку, тетрадь для записи значений

    Прежде чем проверять давление по пульсу, нужно расслабиться и принять удобную позу (расслаблению способствуют мысли о чем-то приятном).

    Находим лучевую артерию, если не удается прослушать пульс, ищем на шее сонную артерию.

    Засекаем время 30 секунд и считаем толчки кровотока

    Умножаем полученный результат на 2 , полученное значение и будет нашим пульсом.

    Смотрим границы нормы: если число ударов меньше – делаем вывод о пониженном давлении, если выше – повышенное давление, если значение в норме – значит, давление соответствует возрасту, нормальное.

И так мы поступаем в течение нескольких дней!!!

Заполнить таблицу

Вечером,

перед сном

Пульс

Дав-ление

Пульс

Дав-ление

Пульс

Дав-ление

Пульс

Дав-ление

Пятница

Суббота

Воскресенье

Понедельник

Вторник

Среда

На основании полученной таблицы делаем вывод о состоянии своего организма. Составляем себе рекомендации

Для информации:

Абсолютно точно оценить изменения давления с помощью такого метода не удается, но вероятность правильности полученных показателей достаточно высокая. Сердечный ритм всегда поможет узнать о наличии проблем со здоровьем.

Учащенный пульс у ребенка

Учащение числа сердечных сокращений более чем на 20% от нормальных значений называется тахикардией. Приводить к учащению пульса у детей могут следующие причины:

    Низкое содержание гемоглобина в крови (анемия);

    Физические нагрузки;

    Эмоциональный стресс;

    Повышенная температура тела;

    Переутомление;

    Некоторые заболевания сердца, органов дыхания, эндокринные нарушения.

Замедленный пульс у ребенка

Уменьшение числа сердечных сокращений называется брадикардией. Брадикардия далеко не всегда является признаком каком-либо заболевании. Нередко она наблюдается у детей и подростков, активно занимающихся спортом. Брадикардия на фоне хорошего общего самочувствия говорит о хорошей тренированности организма ребенка в целом и его сердечно-сосудистой и дыхательной систем в частности.

Если же у ребенка брадикардия сопровождается быстрой утомляемостью, слабостью, головокружением, бледностью кожных покровов, снижением артериального давления, то следует незамедлительно обратиться к врачу.

ХОД РАБОТЫ

1. Испытуемый должен спокойно посидеть в течение 5 мин, чтобы вернулись к норме сдвиги, вызванные фи­зической или эмоциональной активностью.

2. Нащупайте кончиками пальцев лучевую артерию в области запястья и определите свойства артериального пульса:

/. Частота. Просчитайте число пульсаций артерии в минуту.

//. Ритм. Происходит ли пульсация через одинаковые промежутки времени, т. е. правилен ли ритм? У некото­рых людей можно обнаружить небольшое увеличение частоты сокращений сердца во время вдоха. Это явле­ние называется синусовой аритмией. Постоянна ли сила пульсаций?

///. Наполнение. Наполнение, т. е. интенсивность пульсации артериальной стенки, исследуют путем легко­го ощупывания артерии. Наполнение может быть хоро­шим, средним и слабым.

IV. Амплитуда. Попытайтесь описать, как происходит подъем и спад пульсовой волны в артерии. Сопоставьте ваши впе­чатления с полученной позднее записью.

V. Напряжение. Имея некоторый опыт, самую приблизи­тельную оценку систолического давления можно произве­сти, сдавливая артерии пальцами. Для этого наклады­вают на лучевую артерию три пальца. Сильно надавли­вают пальцем, расположенным дистально, для того чтобы пульсация артериальной ветви, идущей к ладони, не до­стигала среднего пальца. После этого постепенно сдав­ливают артерию проксимально расположенным пальцем
до тех пор, пока средний палец не перестанет ощущать пульс. Это дает очень грубую оценку систолического дав­ления.

Можно оценить диастолическое давление, измерив, усилие, необходимое для того, чтобы пережать артерию между пульсациями. При низком диастолическом давле­нии для пережатия сосуда достаточно небольшой силы, а при высоком давлении для этого потребуется более значительная сила.

Следует подчеркнуть, что, хотя оба метода оценки давления путем пальпации представляют интерес, коли­чественную оценку можно произвести только при помощи тонометра.

Оформление протокола.

Заполните таблицу30

Таблица 30. Результаты проведенных исследований

2. Сделайте заключение о состоянии артериального пульса



Лабораторная работа № 4.9. Регистрация артериального пульса

Оборудование : сфигмографическая приставка или плетизмограф, электрокардиограф, сфигмограммы различных типов, накожный датчик.

ХОД РАБОТЫ

1. Укрепите накожный датчик в об­ласти сонной артерии. Включите лентопротяжный механизм со скоростью 50 мм/с. Запишите пульс на протяжении 30 с, под­считайте ЧСС за 1 мин.

Оформление протокола

    1. Вклейте в тетрадь фраг­мент полученной вами сфигмограммы; сравните ее с эталоном (см. рис. 28).

Рис. 33. Основные компоненты сфигмограммы (типичная кривая).

А - амплитуда быстрого кровенаполнения; Б - максимальная амплитуда реограммы; В - амплитуда наивысшей точки инцизуры; Г - амплитуда низшей точки инцизуры; Д - амплитуда дикротического зубца; φ- период быстрого кровена­полнения; α - время восходящей части кривой; β- время спуска нисходящей части кривой.

2. Отметьте компоненты пульсовой волны и рассчитайте: а) длительность систолического подъема - интервал между нача­лом анакроты и самой высокой точкой ВФГ;

б) длительность пе­риода изгнания - интервал между началом анакроты и инцизу­рой;

в) продолжительность катакроты (диастолический спуск) -интервал между инцизурой и окончанием катакроты.

3.На основании полученных расчетов сделайте заключение о продолжительности фаз сердечного цикла.

4.Заполните таблицу31

Таблица 31. Компоненты пульсовой волны



gastroguru © 2017