Выбор читателей
Популярные статьи
Ребенок не похож на своих сверстников – его общее развитие отстает от нормы, он не справляется с тем, что легко дается другим детям. О таких детях сейчас принято говорить «особый ребенок». Конечно, дети с нарушениями интеллектуального развития – это большое испытание для родителей. Грустно и больно сознавать, что малыш может оказаться изгоем в обществе. Однако довольно часто задержка умственного развития поддается коррекции.
Отстает или по-другому развивается?
Развитие детей происходит по-разному. Нормы, согласно которым проводится диагностика умственного развития детей, достаточно условны и являются усредненными показателями. Если ребенок развивается другими темпами – это еще не повод считать, что у малыша имеются грубые нарушения развития интеллекта. Случаи, когда в раннем возрасте у человека наблюдалось несоответствие нормам психического и интеллектуального развития, а в старшем возрасте он показывал выдающиеся результаты в сфере познания – не редкость. Даже задержка речи не является свидетельством отставания ребенка – многие дети абсолютно не говорят до двух лет, но в это время у них происходит формирование пассивного словарного запаса – после двух такие дети начинают сразу говорить хорошо и много. Поэтому, если наблюдается одно-два отклонения от возрастных норм, не стоит впадать в панику. Бить тревогу надо, когда наблюдается комплекс признаков умственной отсталости.
Определимся, что такое умственная отсталость. В первую очередь развитие детей с умственной отсталостью идет на фоне достаточно сильных отклонений условно-рефлекторной деятельности мозга. У них имеется разбалансированность процессов торможения и возбуждения, сигнальная система мозга работает также с нарушениями. Это сильно влияет на когнитивные способности – у детей отсутствует или слабо выражено внимание, любознательность (тяга к познанию), есть недоразвитие познавательных интересов, воли.
Стоит различать собственно умственную отсталость и задержку умственного развития. Умственная отсталость подразумевает более грубые нарушения интеллектуальной и психоэмоциональной сферы. В тяжелых случаях коррекция таких нарушений практически невозможна – речь идет о тяжелых случаях кретинизма, олигофрении. Но, надо сказать, что на самом деле такие случаи достаточно редки. Дети с задержкой умственного развития отличаются рядом особенностей и при этом коррекция их развития не только возможна, но и вполне успешна: в ряде случаев при дети могут догнать в своем развитии сверстников.
Причины умственного отставания
Существует целый комплекс причин, которые все вместе или по отдельности могут приводить к отставанию в развитии. Нередко дети с нарушениями интеллектуального развития страдают с рождения дефектами слуха, зрения, речевого аппарата. При таких дефектах изначально интеллектуальные способности ребенка могли быть в пределах нормы, однако они не развивались с первых дней жизни из-за сниженного слуха и зрения. Соответственно, и возникло отставание в умственном развитии. Коррекция в таком случае проходит весьма успешно.
Очень часто причинами задержки умственного развития являются тяжелое протекание беременности, во время которой наблюдалось длительное кислородное голодание плода; родовые травмы, асфиксия при рождении; некоторые инфекционные и соматические заболевания ребенка в раннем возрасте, интоксикация, генетические повреждения из-за алкоголизма или наркомании родителей.
В очень большом проценте легких случаев умственной отсталости повинно воспитание, вернее полное его отсутствие. Известно, что задержка умственного развития возникает, если родители не занимаются с ребенком, не разговаривают с ним; если по каким-то причинам ребенок в раннем возрасте оказался изолированным от матери. Здесь также коррекция проходит в большинстве случаев успешно.
Развитие умственно отсталых детей
Умственно отсталым детям требуется больше времени для восприятия материала. Сложности с вычленением главного, с осознанием причинно-следственных связей, замедленный темп узнавания известного влияют на обучаемость малыша, замедляя и затрудняя процесс обучения.
Но это не значит, что развитие умственно отсталых детей невозможно или не нужно. Напротив, к таким детям надо подходить по особому и очень тщательно простраивать развивающие занятия, которые должны быть более интенсивными. Но интенсивность здесь требуется иного рода.
В первую очередь родителям надо запастись терпением и верой в своего ребенка. Самое главное – никогда не сравнивать ребенка с другими детьми. Даже для здорового ребенка с интеллектуальным развитием в пределах нормы сравнение вредно – для особенных детей катастрофически опасно! В результате ребенок замыкается в себе, начинает считать себя безнадежным, впадает в невроз или становится агрессивным.
Для того, чтобы успешно корректировать отставание в интеллектуальном развитии, следует регулярно проводить тестирование. Так называемая диагностика умственного развития детей – это комплекс специальных тестов-нормативов, с которыми ребенок в норме должен справляться по достижении определенного возраста. Небольшие отклонения в ту или иную сторону не должны вызывать опасений у родителей. Если же ребенок явно не дотягивает до нормы – необходимы корректирующие занятия в этой области. Помните, что умственное развитие происходит неравномерно и есть шанс развить интеллект и психоэмоциональную сферу ко взрослому состоянию. Но на преодоление умственного отставания даже в слабой форме могут уйти годы и надо быть готовым к этому.
Конечно, развитие умственно отсталых детей ежедневный кропотливый труд, который требует большой любви, терпения, самопожертвования. Родителям надо постоянно рассказывать ребенку о мире, взаимосвязи вещей, давать пищу для ума, побуждать пользоваться знанием на практике. Ученые считают, что ребенка с умственным отставанием нужно как можно больше удивлять – это пробуждает любознательность и желание познания. Не стоит даже задумываться о том, что ребенок не поймет – надо говорить с ним обо всем, рассказывать, почему происходит так, а не иначе, показывать.
Рассеянность внимания, неумение и неспособность концентрировать его на чем-то одном – одна из основных причин умственного отставания. Постоянно тренируя внимательность, побуждая его всеми способами в физиологические сроки (когда идет процесс формирования мозга – до 3-6 лет) можно восстановить нарушенные связи и привести к норме. Воспитание внимания настолько важно, что здесь действует правило – если ребенок чем-то занят, с ним ведутся занятия, он сосредоточился на игре – нельзя его отвлекать даже на еду, сон и прочее. Для детей с задержкой умственного развития крайне важно беречь формирующиеся сосредоточенность и концентрацию внимания.
Параллельно с развивающими занятиями полезно принимать препараты, укрепляющие нервную систему и стимулирующие ее развитие. С этой точки зрения полезны отвар двудомной крапивы, экстракт элеутерококка, маточное молочко, земляника, черника, витамины группы В.
Для умственно отсталых детей характерно:
Нарушения умственного развития и мышления при олигофрении характеризуются:
При легкой степени умственной отсталости ребенку трудно усидеть на месте, в течение длительного времени заниматься одним и тем же делом (например, они не могут читать книгу в течение нескольких минут подряд, а после прочтения не могут пересказать, о чем была речь в книге ). В то же время, может отмечаться абсолютно противоположное явление – при изучении какого-либо предмета (ситуации ) ребенок чрезмерно концентрирует внимание на его мельчайших деталях, при этом, не оценивая предмет (ситуацию ) в целом.
При умеренно выраженной олигофрении привлечь внимание ребенка крайне сложно. Если же это удается сделать, через несколько секунд ребенок вновь отвлекается, переключаясь на другое занятие. При тяжелой форме заболевания привлечь внимание пациента не удается вообще (лишь в исключительных случаях ребенок может реагировать на какие-либо яркие предметы или громкие, необычные звуки
).
Нарушение речи у детей с умственной отсталостью характеризуется:
Выраженные нарушения зрения могут наблюдаться при глубокой олигофрении, которая часто сочетается с дефектами развития зрительного анализатора. При этом ребенок может не различать цвета, видеть предметы искаженными или вовсе быть слепым.
Также стоит отметить, что нарушения зрения (косоглазие , слепота и так далее ) могут быть связаны с основным заболеванием, являющимся причиной умственной отсталости (например, при наследственном синдроме Барде-Бидля, при котором дети могут рождаться уже слепыми ).
Для классического течения умственной отсталости развитие галлюцинаций не характерно. В то же время, при сочетании олигофрении с шизофренией могут появиться характерные для последнего заболевания признаки, в том числе и галлюцинации. Также данный симптом может наблюдаться при психозах , при выраженном умственном или физическом переутомлении и при употреблении каких-либо токсических веществ (алкогольных напитков, наркотиков ) даже в минимальных количествах. Последнее явление обусловлено неполноценным развитием центральной нервной системы и головного мозга в частности, вследствие чего даже ничтожно малое количество алкоголя может вызвать у пациента зрительные галлюцинации и другие расстройства психики.
Развитие и обучение глухого умственно отсталого ребенка протекает еще более медленно, так как он не может воспринимать речь окружающих его людей. При полной глухоте дети, как правило, не могут и разговаривать (не слыша речь, они не могут ее повторять ), вследствие чего даже при легкой форме заболевания они выражают свои эмоции и чувства лишь своеобразным мычанием и криками. При частичной глухоте или глухоте на одно ухо дети могут обучаться речи, однако во время разговора они могут неправильно произносить слова или говорить слишком громко, что также связано с неполноценностью слухового анализатора.
Нарушения сенсорного развития могут проявляться:
При умеренной олигофрении перечисленные нарушения более выражены. Ребенок с трудом запоминает полученную информацию, а при ее воспроизведении может путаться в датах и других данных. В то же время, при глубокой олигофрении память у пациента развита крайне слабо. Он может узнавать лица самых близких людей, может откликаться на свое имя или (крайне редко ) заучивать несколько слов, хотя их значения он не понимает.
Двигательные нарушения у умственно отсталых детей могут проявляться:
У детей с умственной отсталостью могут наблюдаться:
У детей с умственной отсталостью может наблюдаться:
У детей с тяжелой формой заболевания также часто проявляются вспышки гнева. Они могут проявлять агрессию по отношению к окружающим, однако самим себе повреждения наносят относительно редко. Часто их агрессивный настрой может меняться на абсолютно противоположный (они становятся спокойными, тихими, приветливыми ), однако любое слово, звук или изображение может вновь спровоцировать у них вспышку агрессии или даже ярости.
При умеренно выраженной умственной отсталости дети также могут быть агрессивными по отношению к окружающим. Ребенок может кричать на «обидчика», плакать, угрожающе жестикулировать руками, однако эта агрессия крайне редко переходит в открытую форму (когда ребенок стремится нанести кому-либо физический вред ). Вспышки злобы могут сменяться другими эмоциями уже через несколько минут или часов, однако в некоторых случаях ребенок может пребывать в плохом настроении в течение длительного времени (нескольких дней, недель или даже месяцев ).
При легкой форме олигофрении агрессивное поведение встречается крайне редко и обычно связано с какими-либо отрицательными эмоциями, переживаниями или событиями. При этом близкий человек может быстро успокоить ребенка (для этого можно отвлечь его чем-то веселым, интересным ), в результате чего его злость смениться на радость или другое чувство.
В то же время, стоит отметить, что физическое недоразвитие и аномалии развития могут быть связаны с причиной самой умственной отсталости. Так, например, при олигофрении, вызванной алкоголизмом или наркоманией матери, ребенок может родиться с различными врожденными аномалиями, физическими уродствами, недоразвитием отдельных частей тела и так далее. Это же характерно для олигофрении, вызванной различными интоксикациями , некоторыми генетическими синдромами, травмами и облучением плода радиацией на ранних сроках внутриутробного развития, сахарным диабетом матери и так далее.
В результате длительных наблюдений было замечено, что чем тяжелее степень олигофрении, тем выше вероятность наличия у ребенка определенных физических аномалий развития черепа, грудной клетки, позвоночника , ротовой полости, наружных половых органов и так далее.
В то же время, стоит отметить, что выявление определенных предрасполагающих факторов и симптомов может натолкнуть врача на мысль о возможной умственной отсталости ребенка при первом же его осмотре (сразу после рождения ).
На повышенную вероятность наличия олигофрении могут указывать:
В то же время, стоит отметить, что практически в 100% случаев у олигофренов имеются не только психические, но и другие нарушения (неврологические, поражения органов чувств и так далее ). В связи с этим врач-психиатр никогда не лечит больного ребенка самостоятельно, а постоянно направляет его на консультации к специалистам из других областей медицины, которые помогают ему подобрать наиболее адекватное лечение, подходящее для каждого конкретного случая.
При диагностике и лечении умственно отсталого ребенка психиатр может назначить консультацию:
В процессе опроса родителей врач может спросить:
Обследование ребенка включает:
При умственной отсталости врач может назначить:
Степень умственной отсталости в зависимости от iq
Стоит отметить, что у здоровых людей iq должен быть не менее 70 (в идеале более 90
).
Для определения уровня iq было предложено множество методик, наилучшей из которых считается тест (шкала ) Векслера. Суть данного теста заключается в том, что испытуемому предлагается решить несколько заданий (построить ряд цифр или букв, сосчитать что-либо, найти лишнюю или недостающую цифру/букву, выполнить определенные действия с изображениями и так далее ). Чем больше заданий пациент выполнит правильно, тем выше будет его уровень iq.
Помимо определения iq, врач может определить и психологический возраст пациента (для этого также существует множество различных тестов ). Психологический возраст не всегда соответствует биологическому (то есть количеству лет, прошедших от рождения человека ) и позволяет оценить степень развития ребенка. Дело в том, что психологическое взросление человека происходит по мере его обучения, внедрения его в общество и так далее. Если же ребенок не обучается основным навыкам, понятиям и правилам поведения в социуме (что характерно для умственно отсталых детей ), его психологический возраст будет ниже нормы.
Психологический возраст пациента в зависимости от степени олигофрении
Следовательно, мышление и поведение пациента с глубокой умственной отсталостью соответствует таковым у трехлетнего ребенка.
К диагностическим критериям олигофрении относят:
Суть метода заключается в следующем. Пациент приходит в кабинет к врачу и после непродолжительной беседы ложится на кушетку. Ему на голову крепятся специальные электроды, которые будут регистрировать электрические импульсы, излучаемые клетками головного мозга. После установки датчиков врач запускает записывающее устройство и выходит из помещения, оставляя пациента одного. При этом больному запрещается вставать или говорить на протяжении всей процедуры (если этого не попросит врач ).
Во время проведения исследования врач может обращаться к пациенту с помощью радиосвязи, просить выполнить те или иные действия (поднять руку или ногу, дотронуться пальцем до кончика носа и так далее ). Также при этом в помещении, в котором расположен пациент, может периодически включаться и выключаться свет или раздаваться определенные звуки, мелодии. Необходимо это, для того чтобы оценить реакцию отдельных участков коры головного мозга на внешние раздражители.
Вся процедура обычно длится не более часа, после чего врач снимает электроды, а пациент может отправляться домой. Полученные данные (записанные на специальной бумаге ) врач внимательно изучает, стараясь выявить какие-либо отклонения, характерные для умственно отсталых детей.
Исследование проводится с помощью специального аппарата (магнитно-резонансного томографа ). Суть процедуры заключается в следующем. В назначенное время пациент приходит в поликлинику, где будет проводиться исследование. Вначале он ложится на специальный выдвижной стол томографа таким образом, чтобы его голова располагалась в строго определенном месте. Далее стол перемещается в специальный отсек аппарата, где и будет проводиться исследование. Во время всей процедуры (которая может длиться до получаса ) пациент должен лежать абсолютно неподвижно (не шевелить головой, не кашлять, не чихать ). Любое движение может исказить качество полученных данных. После окончания процедуры пациент может сразу же отправляться домой.
Суть метода МРТ заключается в том, что во время пребывания пациента в специальном отсеке аппарата вокруг его головы создается сильное электромагнитное поле. В результате этого ткани различных органов начинают излучать определенную энергию, которая регистрируется специальными датчиками. После обработки полученных данных информация представляется на мониторе врача в виде детального послойного изображения головного мозга и всех его структур, костей череп, кровеносных сосудов и так далее. Исследовав полученные данные, врач может выявить те или иные нарушения, которые могли бы стать причиной умственной отсталости (например, очаги поражения головного мозга после травмы, уменьшение массы головного мозга, уменьшение размеров определенных долей мозга и так далее ).
Несмотря на свою безопасность, МРТ имеет ряд противопоказаний. Основным из них является наличие любых металлических предметов в теле пациента (осколков, протезов, зубных коронок и так далее ). Дело в том, что магнитно-резонансный томограф представляет собой сильный электромагнит. Если в него поместить пациента, в теле которого имеются металлические предметы, это может привести к весьма плачевным последствиям (вплоть до повреждения внутренних органов и тканей больного ).
Суть ДЦП заключается в нарушении двигательных функций пациента, связанных с повреждением его головного мозга во внутриутробном периоде, во время родов или сразу после рождения. Причин развития ДЦП также может быть множество (травмы, интоксикации, кислородное голодание плода, облучение и так далее ), однако все они способствуют нарушению развития или повреждению (разрушению ) определенных участков головного мозга.
Стоит отметить, что такие же причинные факторы могут приводить и к развитию олигофрении. Вот почему выявление признаков умственной отсталости у больных с ДЦП является одной из первостепенных задач врача.
При сочетании этих двух патологий нарушения мыслительных, познавательных и психоэмоциональных функций у ребенка более выражены, чем при изолированной олигофрении. Чаще всего встречается тяжелая или глубокая умственная отсталость, однако даже при умеренной и легкой степени заболевания пациенты не могут самостоятельно себя обслуживать (из-за нарушения двигательных функций ). Вот почему любой ребенок с ДЦП и умственной отсталостью нуждается в постоянном уходе с момента рождения и на протяжении всей жизни. Такие дети крайне тяжело поддаются обучению, а полученная ими информация быстро забывается. Эмоции у них могут быть выражены слабо, однако при тяжелых формах олигофрении может проявляться необоснованная агрессия по отношению к окружающим.
В медицинской практике принято выделять две формы алалии - моторную (когда человек понимает речь окружающих, но не может ее воспроизвести ) и сенсорную (когда человек не понимает услышанную им речь ). Важной особенностью является тот факт, что при алалии у ребенка не поврежден орган слуха (то есть, он нормально слышит речь окружающих ) и отсутствуют какие-либо умственные отклонения (то есть он не является умственно-отсталым ). В то же время, нарушение речи при олигофрении связано с недоразвитием органа слуха (глухотой ) либо с неспособностью ребенка заучивать и воспроизводить услышанные им звуки, слова.
Для детской шизофрении характерно тяжелое течение, сопровождающееся бредом (ребенок произносит бессвязные слова или предложения ) и галлюцинациями (ребенок видит или слышит то, чего на самом деле нет, в связи с чем он может впадать в панику, кричать от страха или пребывать в необоснованно хорошем настроении ). Также у ребенка могут наблюдаться проблемы при общении со сверстниками (дети с шизофренией замкнуты, плохо контактируют с окружающими ), проблемы со сном, с концентрацией внимания и так далее.
Многие из перечисленных симптомов встречаются и у детей с умственной отсталостью (особенно при атонической форме заболевания ), что значительно затрудняет дифференциальную диагностику. В данном случае на шизофрению могут указывать такие признаки как бред, галлюцинации, извращение или полное отсутствие эмоций.
Психические проблемы. Умственная отсталость у детей. Приблизительно 3% детей не имеют соответствующих возрасту нормальных когнитивных способностей. Их обычно называют «умственно отсталыми» или «детьми с задержкой развития». Это определение относится ко всем детям, чье развитие в соответствии со стандартным интеллектуальным индексом (IQ) составляет менее 70 (результат от 80 до 130 определяет нормальный интеллект, а 100 – соответствует среднему уровню).
Умственная отсталость у детей определяется как «выраженное снижение уровня всех психических функций», сопровождающееся «дефицитом приспособительного поведения». Другими словами, умственная отсталость – это неспособность ребенка познавать, проявлять самостоятельность и социальную компетентность в соответствующей возрастной группе.
Развитие умственно отсталых детей протекает значительнее медленнее, чем у сверстников, во многих областях, особенно в отношении интереса к окружающему миру и способности к реагированию на внешние события. У таких детей позже появляется умение улыбаться, протягивать ручки по направлению к тому, что они видят или слышат, хватать игрушки и играть с ними, с отставанием развиваются все виды реакций в целом.
Большое число умственно отсталых детей страдают от разнообразных проблем – врожденных заболеваний сердца, эпилептических припадков, нарушений слуха. Продолжительность их жизни редко превышает средний возраст отчасти из-за того, что они не получают медицинского лечения.
Хотя каждый ребенок развивается различными темпами, он всегда проходит через перечисленные ниже этапы. Если показатели развития ребенка не достигают средних значений данного этапа развития, то это сигнал о наличии трудностей у ребенка.
0 – 4 месяца
Выказывает интерес к окружению и особое внимание к лицам, осуществляющим уход и за ним.
Реагирует на свет и звук, особенно при общении с другими.
Улыбается, когда к нему обращаются, или реагирует на определенное выражение лица, гулит.
Получает удовольствие, когда его нежно и ласково успокаивают и поглаживают.
Следит глазами за движущимся предметом или человеком, поворачивает головку по направлению к источнику звука.
Может схватывать и удерживать небольшие предметы.
Может удерживать головку, когда сидит на коленях.
Спит ночью более 4 часов.
5 – 8 месяцев
Начинает обучаться тому, как функционируют некоторые вещи; реагирует на обращение.
Общается с ухаживающим за ним человеком: улыбается, протягивает ручки.
Реагирует на простейшие игры, например «ку-ку».
Протягивает ручки к игрушкам и другим интересующим его предметам.
Проявляет осторожный интерес при появлении незнакомых людей.
Способен достаточно длительно концентрировать внимание на игрушках и посторонних людях.
Начинает исследовать собственное окружение и взаимодействовать с ним.
Умеет взять в руки и удерживать маленький предмет.
Умеет пить из чашки или стакана, которые держат в руках взрослые.
Произносит определенные звуки и повторяет их.
Умеет сидеть без поддержки и играть в этом положении.
Умеет ползать или карабкаться.
Умеет подниматься, держась за решетку кроватки.
9 – 12 месяцев
Начинает взаимодействовать с окружающим его миром комплексно: протягивает игрушки родителям, начинает ходить при поддержке, катать мячик, использовать жестов для того, чтобы его поняли.
Использует определенную модель поведения для того, чтобы приблизиться к родителям и забраться к ним на колени.
Реагирует на интонацию речи родителей.
Достаточно длительно концентрирует внимание на игре.
Умеет подражать простым жестам – махать рукой при прощании, обозначать знак «да» или «нет» кивком.
Использует зрение и руки для изучения новых объектов.
Умеет подбрасывать или бросать мяч.
Рассматривает с посторонней помощью простые картинки в книгах.
Умеет класть в рот маленький кусочек пищи.
Умеет ходить, держась за мебель.
Понимает простые слова и указания.
Применяет определенные звуки для определенных объектов.
13 – 18 месяцев
Проявляет осознанные намерения и способы исследования ситуации во время взаимодействия и игр.
Объясняет свои желания и чувства с помощью жестов и слов.
Использует предложения из одного – двух слов и понимает простые фразы.
Устанавливает равновесие между потребностью в независимости и близости (например, уходит на противоположный конец комнаты, чтобы поиграть, и возвращается назад к одному из близких для того, чтобы приласкаться).
Предпринимает попытки настоять на своем; умеет выразить недовольство голосом без плача, кусания и битья руками.
Использует в играх представления и роли («варит в кастрюльке», «ездит в игрушечной машине»); играет самостоятельно.
Узнает на картинках знакомые объекты, умеет составлять простейшую мозаику, нарисовать круг.
Умеет бегать, подпрыгивать, стоять на одной ножке.
19 мес. – до 3 – 3,5 лет
Играет в сложные игры на воображение, связь мотивов близости, питания или ухода с необходимостью самоутверждения, исследования и агрессии.
Знает, что реально, а что нет.
Следует правилам.
Понимает взаимосвязь между поведением, мыслями, чувствами и их последствиями.
Взаимодействует со взрослыми и товарищами по играм в социально приемлемой форме.
Умеет рисовать достаточно сложные рисунки, например, изобразить женщину с определенными чертами лица.
Умеет взбираться и спускаться по лестнице.
Умеет целенаправленно бросать большой мяч и ловить его.
Составляет сложные предложения, содержащие логически связанные друг с другом слова.
Начинает спрашивать «почему?», хотя это необязательно сопровождается интересом к ответам.
Классификация умственной отсталости
Умственная отсталость у детей – это неспецифичное заболевание, которое либо имеется, либо отсутствует у ребенка и представляет многоуровневое психопатологическое состояние, проявляющееся в значительном изменении поведения и способностей. Для определения степени умственной отсталости используется большое число классификационных систем. Такого рода классификация служит необходимым инструментом для подбора специальных учебных и медицинских учреждений. Родители, учителя и врачи должны следить за тем, чтобы ни одна классификационная система не препятствовала наиболее полному развитию остаточного потенциала ребенка.
В большинстве случаев используются четыре категории умственной отсталости – от легкой до глубокой степени. Около 85% умственно отсталых детей относятся к легкой степени с интеллектуальным индексом (IQ) от 50 до 70. Хотя эти дети и нуждаются в особом обучении, они способны, даже если занятия начинаются в подростковом возрасте, обучиться чтению и счету. При соответствующей поддержке и помощи, в конце концов, они в значительной мере могут добиться независимости и вести самостоятельную жизнь. Дети со средней (умеренной) степенью умственной отсталости (интеллектуальный индекс от 35 до 49) способны научиться обслуживать себя и в определенной мере работать в защищенных и облегченных условиях. Дети с тяжелой степенью умственной отсталости (IQ от 20 до 34) способны путем тренировки овладеть элементарными навыками гигиены. Однако в моторной и речевой областях они испытываю большие трудности и, как правило, не могут приобрести какие-либо профессиональные навыки. Дети с глубокой умственной отсталостью (IQ ниже 20) не могут выразить словами свое состояние и положение, не могут пользоваться туалетом. В течение всей своей жизни они нуждаются в уходе и обслуживании.
Другие системы классификации основаны на способности детей достигнуть определенного образовательного уровня. «Способными к обучению» детьми считаются те, чей интеллектуальный индекс обычно составляет от 50 до 75. Их школьные успехи достигают уровня 3-6 классов. Способность к обучению ребенка с IQ от 30 до 50 достигает уровня 2 класса и, как правило, ограничивается этими результатами.
Распознавание умственной отсталости
Отставание в развитии в большинстве случаев обнаруживается сразу после рождения или несколько позже. Определенные врожденные формы умственной отсталости, включая так называемый синдром Дауна, устанавливаются при пренатальном обследовании. Дети с синдромом Дауна и некоторыми другими формами умственной отсталости своей внешностью отличаются от нормы и обнаруживают явные врожденные дефекты, что облегчает раннюю диагностику.
Если даже вполне нормальный ребенок медленно развивается, у многих врачей возникают вопросы, требующие диагностических усилий для исключения легкой степени умственной отсталости. На втором или третьем году жизни и до достижения школьного возраста психическая отсталость устанавливается с помощью психологических и физиологических тестов. Иногда обследование выявляет другие причины замедленного развития, например снижение слуха, вследствие чего затрудняется возможность коммуникаций и обучения.
Важно упомянуть, что предельный уровень умственной отсталости ниже 70 IQ выбран произвольно. Имеются дети с IQ ниже 70, которые в состоянии вести продуктивную и независимую жизнь. На самом деле некоторые исследования показывают, что дети из бедных слоев населения или другой культурной среды, чьи тестовые данные показывают уровень IQ ниже 70, в действительности после выравнивании или улучшения средовых условий показывают значительно более высокие интеллектуальные показатели. И наоборот, имеются дети, чей интеллектуальный индекс выше 70, однако, их школьные успехи не соответствуют возрастному уровню. Поэтому при диагностике умственной отсталости следует учитывать не только показатели поведения и успеваемости, но также культурную среду и социально-экономические данные.
Причины заболевания
Для умственной отсталости определены сотни известных причин и факторов риска. Это могут быть хромосомные аномалии (такие, как синдром Дауна), генетические заболевания, родовые травмы, малый вес при рождении и экстремальная незрелость плода, гормональные расстройства, пренатальная инфекция (например, корь в первой трети беременности), пренатальная недостаточность питания и потребление матерью наркотиков или алкоголя. После родов причиной умственной отсталости может быть психическая и физическая изоляция ребенка, тяжелая недостаточность питания, поражение мозга вследствие несчастного случая (например, падения или почти полного утопления), отравления свинцом и инфекции (менингит). В большинстве случаев истинные причины умственной отсталости остаются неизвестными.
Синдром Дауна
Часто встречающейся формой умственной отсталости является синдром Дауна – хромосомное расстройство, которое встречается, примерно, у одного из 700 новорожденных. В большинстве случаев психическое развитие у этих детей протекает нормально до 6 месяцев, а затем прекращается или даже регрессирует. Наряду со снижением психических показателей у большинства детей имеет место выраженная диспластичность лица и тела, что включает в себя слабость мышечного тонуса, маленький плоский череп, широкие щеки, выступающий вперед язык и азиатской формы глаза (что в прошлом давало повод для обозначения данного вида умственной отсталости как монголоидизм). В общей сложности насчитывается около сотни психических недостатков, связанных с синдромом Дауна, некоторые из которых редко встречаются и трудноотличимы от остальных.
Этапы раннего детского развития
Вы узнали, что ваш ребенок – умственно отсталый. К чему готовиться?
Имейте в виду, что ваш ребенок, несмотря на умственную отсталость, личность, со своими надеждами, мечтами, правами и достоинством.
В случае если ваши друзья стараются избегать встреч или кажутся неуверенными или смущенными, знайте, что большинство людей просто не знает, как реагировать на известие о болезни вашего ребенка и чем вам помочь. Вы должны понять, что некоторым людям трудно выразить свое сочувствие и участливость по отношению к другим.
Установите контакт с организациями самопомощи и помощи больным. Попытайтесь познакомиться с другими родителями умственно отсталых детей, узнайте о том, как они оценивают ситуацию и обменяйтесь с ними своими переживаниями.
Признайтесь себе в ваших чувствах вины, гнева, печали и разочарования. Эти чувства естественны. Не испытывайте стыда за себя и своего ребенка, для того, чтобы помочь ему, вы должны осмыслить и переработать свое разочарование.
Несмотря на то что ваш ребенок имеет отличающиеся от нормы запросы и потребности и требует индивидуального подхода, не игнорируйте жизненных интересов супруга и других членов семьи. Это затруднит их участие в разрешении ваших проблем.
Вы должны предвидеть, что ваше ближайшее окружение может не только проявлять готовность к пониманию ваших чувств и проблем, но и противостоять им. Преодоление этой жизненной ситуации является трудной проблемой.
Причины
Причиной этого заболевания могут быть хромосомные аберрации. Лица с трисомией 21 имеют 47 хромосом в каждой клетке вместо 46 хромосом в норме. Они рождаются с дополнительной 21 хромосомой. Эта форма синдрома Дауна встречается чаще всего (около 95% всех случаев) и не передается генетически. Некоторые дети с этим синдромом хотя и имеют дополнительную 21 хромосому, но она расплавляется другими хромосомами, так что, несмотря на это, остается 46 хромосом. Это определяется как врожденная транслокация при определенной форме синдрома Дауна. Родители некоторых детей с этой формой синдрома могут при специальном исследовании установить, кто из них носитель гена этого заболевания, что может дать информацию о возможных последствиях, если они захотят иметь еще одного ребенка. Дети, чье состояние обусловлено мозаицизмом (около 1% случаев) имеют различные клетки, некоторые из которых нормальные, а некоторые с дополнительной 21 хромосомой. Они обычно имеют менее выраженную патологию и более жизнеспособны. Что касается других генетических причин, то до сих пор не изучено, какую роль они играют в хромосомных отклонениях. Некоторые исследования показывают, что для этого синдрома имеет значение поздний возраст матери (около 2/3 всех детей с синдромом Дауна родились от матерей старше 35 лет), а также то обстоятельство, что она подвергалась повышенному рентгеновскому облучению или проживала в местности, загрязненной токсическими веществами.
Темп развития
Как и при других формах умственной отсталости, дети с синдромом Дауна развиваются с большой задержкой по сравнению с возрастной нормой. В первые несколько месяцев своей жизни дети с этим расстройством более спокойны и менее возбудимы, чем их здоровые сверстники. Причиной этого является снижение мышечного тонуса и недоразвитость координации. Большинство детей с синдромом Дауна лишь на втором году жизни начинают реагировать на окружение. Они улыбаются ухаживающим за ними лицам, лепечут и учатся сидеть без поддержки, не умея в то же время ползать и карабкаться. В последующие годы развиваются мышечная координация, речь и другие способности, однако, темпы развития остаются значительно более медленными, чем у других детей. По достижении двух лет многие дети с синдромом Дауна в состоянии сказать лишь одно – два слова. Проблема мышечной координации отражается также и на речевых возможностях: дети с синдромом Дауна часто с большим трудом ворочают языком и координируют движения губ и челюсти, необходимых для речи. В возрасте пяти лет они обычно в состоянии назвать несколько объектов и произнести короткие предложения с множеством артикуляционных и грамматических ошибок. Родители могут способствовать речевому развитию, если они регулярно говорят со своими детьми и активно помогают развитию у них артикуляционных способностей, упражняя их в определенных социальных ситуациях.
Лечение
Хотя умственно отсталые дети редко достигают уровня развития их сверстников, необходимо стараться, чтобы они максимально использовали свой потенциал. Чем раньше установлен диагноз, тем раньше родственники и дети могут начать программу стимулирующего развития. При этом родители и воспитатели не должны высказывать негативных чувств. Доброжелательность к ребенку ускорит его развитие.
Лечение носит преимущественно поощрительный характер и его цель – помощь детям в достижении ими возможной максимальной активности и самостоятельно- ста. В США таких детей объединяют в группы, где они занимаются в окружении близких и привычных для них людей. Такие учреждения объединяют задачи воспитания и образования.
Врачи должны сделать достаточно трудный прогноз о том, какую степень продвижения может дать тот или иной ребенок. Несмотря на то что умственно отсталые дети при соответствующем воздействии могут повысить свой интеллектуальный индекс, они никогда не могут достичь уровня IQ нормальных детей. И все же они в состоянии делать успехи в учебе, а в некоторых случаях у них отмечается явное улучшение.
Родителям предлагается много тренировочных и поддерживающих программ для детей. Способы необходимого лечебного вмешательства зависят от квалифицированной экспертной оценки расстройства их развития и потребностей каждого конкретного ребенка. Обучение речи, навыкам опрятности, умению одеваться и самостоятельно принимать пищу необходимо во всех случаях. Обязательно проводится консультирование родителей. Необходима также координация работы врачей, которые занимаются лечением соматических затруднений и расстройств, и психотерапевтов, компетентных в решении психических и поведенческих проблем.
Этапы раннего детского развития
Любите меня!
Элементарным и существенным первым шагом для оказания помощи детям, отстающим в развитии – это необходимость дарить им любовь и внимание. Люди с психическим и соматическим отставанием подвергаются общественной дискриминации, что затрудняет возможности их развития. Их отсталость не защищает их от болезненного понимания того, что они отличаются от других, и тогда они испытывают неприятные чувства. Сознание того, что они любимы и желанны, помогает ускорению развития детей и вызывает у них позитивный внутренний образ самого себя, что необходимо для выполнения трудных требований, которые предъявляет им жизнь.
Помощь при психических проблемах и трудностях поведения
Нет ни одной психической и поведенческой проблемы, свойственной исключительно лишь детям с умственной отсталостью. Вместе с тем у каждого ребенка с умственной отсталостью имеются свои личные трудности и проблемы. К примеру, у него возникают поведенческие проблемы, умственно отсталые дети часто становятся беспокойными и неусидчивыми из-за неспособности к продолжительной концентрации внимания, их поведение нарушается, что особенно отражается во время занятий дома или в образовательном учреждении.
Такие дети обладают низкой устойчивостью по отношению к стрессовым факторам, что часто сочетается с недостаточностью контроля за своими побуждениями и желаниями. Известно, что больному ребенку требуется значительно большего времени для того, чтобы успокоиться после волнения и возбуждения, чем ребенку с нормальными когнитивными способностями.
Изменения рутинного порядка, замечания в отношении правил приема пищи или обращения с предметами при отсутствии тормозящих моментов в психике могут легко вызвать реакцию раздражения вплоть до разрушительных действий или самоповреждений. Справиться с такого рода поведением даже у нормальных детей достаточно трудно. Общение с умеренно отсталыми особенно затруднительно в связи с тем, что им требуется особенно много усилий для того, чтобы контролировать свое поведение. Во врезке на стр. 338 показаны способы оказания родительской помощи. Психотерапевты пользуются для этого приемами поведенческой психотерапии, с помощью которых дети могут обучиться новым образцам поведения и контролировать свое состояние. Это особенно важно для детей с умственной отсталостью.
Уже в очень юном возрасте у умственно отсталых детей часто страдает чувство собственного достоинства. Дети с легкими расстройствами развития часто знают, что они отличаются от других. Они узнают об этом, сравнивая себя со своими братьями или сестрами или на основании суждений и комментариев лиц из их окружения – членов семьи, соседских детей, учителей и других авторитетных взрослых. Следствие этого то, что умственно отсталые дети чувствуют себя несчастливыми, страдают от депрессии. Это также может привести к социальному регрессу или агрессивному поведению. Такие расстройства, даже при их сильной выраженности, требуют психотерапевтической помощи с применением игровой техники, которая применяется и при лечении детей с нормальным развитием.
Те, кто помогают детям с умственной отсталостью, могут добиться успехов и получить большое удовлетворение, однако это требует большого терпения и сотрудничества всех членов семьи. Родители часто реагируют на то, что их ребенок болен, чувством вины, печалью и гневом. Некоторым из них тяжело чувствовать свою связь с ребенком. Другие братья или сестры могут испытывать чувство стыда, вины, раздражения или досады из-за того, что умственно отсталый ребенок требует особого внимания и отличается от других детей. Семья, в которой есть умственно отсталый ребенок, может получить пользу от совета или поддержки другой семьи, находящейся в том же положении.
Психотерапия семей с умственно отсталыми детьми содержит ряд разъясняющих компонентов. Родители обучаются тому, как оценивать состояние развития их детей и, опираясь на эти знания, оказать помощь своим детям в развитии и учебе.
Статьи по теме: | |
Вставьте модальные глаголы «sollen» или «müssen»
Упражнение 1. В данных предложениях необходимо заменить сказуемые... Созвездие Андромеда: легенда, расположение, интересные объекты Самая яркая звезда в созвездии андромеда
Согласно древним легендам, большинство из известных нам созвездий... Как приготовить рисовую лапшу с курицей и овощами, пошаговый рецепт с фото Как приготовить рисовую лапшу с курицей
Из данного количества ингредиентов получилось 3 порции. Перец у меня был... |