Пальчиковые игры для детей второй группы раннего возраста

Картина, когда малыш перебирает предметы своими маленькими, еще не вполне послушными пальчиками, вызывает умиление. Чтобы помочь карапузу в развитии функции моторики, была придумана эффективная пальчиковая гимнастика для детей. С 2-3 лет занятия должны проходить регулярно, поэтому родителям стоит озаботиться подборкой подходящих упражнений.

Мелкая моторика - основа основ развития

Умение взаимодействовать с небольшими предметами называется мелкой моторикой. Оно играет ключевую роль в психофизическом развитии малыша. Ведь, обладая навыком правильного захвата и удержания маленьких объектов, дети:

  • быстрее обучаются орудовать ложкой и другими столовыми приборами;
  • умело держат карандаши и лучше рисуют;
  • легче осваивают премудрости письма шариковой ручкой;
  • хорошо справляются с завязыванием шнурков, застежками на пуговицах и кнопках;
  • имеют более развитые речевые центры, что позволяет им чище разговаривать и хорошо артикулировать звуки;
  • приобретают чувство ритма;
  • активизируют заложенный природой музыкальный слух;
  • тренируют реакцию, память.

Благодаря совокупности всех этих факторов ребенок в процессе получения школьного образования сталкивается с меньшим количеством проблем. В частности, он быстро осваивает письмо и, как следствие, не испытывает затруднений в обучении. Лучший способ развить мелкую детскую моторику - использовать пальчиковые забавы и гимнастику.

Гимнастика для пальчиков 2-3-леток

Основными элементами, участвующими в пальчиковых упражнениях, кроме самих пальцев, являются ладошки. Игры с привлечением ручек можно начинать с самого раннего возраста, постепенно наращивая сложность заданий. Примером самого элементарного упражнения считается «Сорока-ворона». С возрастом задачи нужно усложнять.

Упражнения в стихах

Пальчиковая гимнастика обычно выполняется в виде сочетания движений кистью и короткого стишка. Таким образом вы будете тренировать не только пальцы, но и память своего карапуза. Очень важно учитывать, что каждый смысловой отрезок стишка должен иллюстрироваться движением:

  • Котик-котик, где же хвостик? (прыгаем с малышом. Если он очень маленький, то пусть будет у вас на руках)

Вот тут! (показываем пальчиком за спину)

Котик-котик, где же носик? (подпрыгиваем)

Вот тут! (демонстрируем)

Котик-котик, где же лапки? (подпрыгиваем)

Вот тут! (показываем)

Котик-котик, где же ушки? (прыжки на месте)

Вот тут! (показываем)

  • Что за пальчик спать хотел? (загибаем мизинец)

Этот пальчик лег в кровать (загибаем безымянный)

Этот палец лишь вздремнул (сгибаем третий палец)

А вот этот враз уснул (складываем в кулачок указательный пальчик)

Ну а этот сладко спит (добавляем к кулачку большой пальчик)

Тссс! Никто больше не шумит.

  • Кто весною чудо видел?

Как из крохотной из почки (сжимаем кулачок)

Появляются цветочки (разжимаем ладонь и расправляем пальчики).

Игры

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет необязательно должны сопровождаться рифмовками. Это, скорее, забавы «по случаю». Например, пока ваше чадо плещется в ванной, предложите поиграть в «Уточку».


Инструкция:

  1. На слова «Уточки плывут» малыш опускает ладошки на поверхность воды и делает плавные движения кистью влево-вправо.
  2. «Птички ныряют и выныривают» - ребенок поджимает пальчики в кулачки и разжимает их.
  3. «Утки лапками гребут» - карапуз делает быстрые хватательные движения.

Инструкция:

  1. Сжимаем кулачки и вытягиваем руки.
  2. «Покажи 10 братьев» - малыш разжимает пальцы.
  3. «Покажи 5 братьев» - ребенок один кулачок сжимает, а второй разжимает.
  4. Называем разное количество пальцев, а мальчик или девочка должны правильно его показать.

К слову, с помощью этой игры можно успешно тренировать навык счета.

Универсальная игра, которая может, например, предварять начало уборки в детской, - «Собираем мы в лукошко…»

Инструкция:

  1. Произносим фразу «Собирает (имя малыша) в лукошко…» - малыш раскрываем ладошки тыльной стороной вверх.
  2. Начинаем перечислять предметы, а ребенок на каждый загибает по пальчику, не помогая ему другой рукой.

Как веселая игра решает серьезные проблемы?


Для того чтобы ребенок говорил правильно, хорошо артикулировал все звуки и быстрее справлялся с возможными дефектами дикции, следует использовать картотеку артикуляционной гимнастики. Для детей 2-3 лет в детском саду такие занятия проводятся регулярно, но и родителям вполне по силам заниматься с карапузом. Регулярные игры, связанные с произношением звуков, позволяют малышу:

  • самому научиться чисто говорить, избавиться от «каши во рту»;
  • подготовить мышцы речевого аппарата к дальнейшим занятиям с логопедом в случае необходимости;
  • быстрее освоить начальный (основанный на фонематическом - звуковом - принципе) уровень обучения письму в школе.

Учимся поизносить свистящие

Свистящие звуки относятся к наиболее трудным с артикуляционной точки зрения звукам. Но с помощью веселых игр сложную работу можно превратить в интересную забаву.

  • «Строим забор»
  1. Смыкаем челюсти.
  2. Открываем зубки.
  3. Ставим верхние зубы на нижние, крепко прижимаем и удерживаем 5-6 секунд.
  4. Делаем 4-5 повторов.
  • «Хобот слона»
  1. Сжимаем зубки.
  2. Вытягиваем губы дудочкой.
  3. Задерживаемся в позе на 7-8 секунд в 4-5 повторах.
  • «Крутая горка»
  1. Открываем рот, улыбаемся так, чтобы показались зубы.
  2. Кончиком языка упираемся в нижние зубки, а его спинку выгибаем к небу.
  3. Считаем до 5 и расслабляем язык.
  4. Делаем 5-6 повторов.

Работаем над шипящими

  • «Остужаем блинчик»
  1. Делаем кончик языка плоским и широким - как блинчик.
  2. Кладем его на нижнюю губу, приоткрыв рот.
  3. Произносим «пя», не двигая языком.
  4. Повторяем 4-5 раз, задерживая положение на 3-4 секунды.
  • «Язычок-забияка»
  1. Делаем кончик языка плоским.
  2. Шлепаем им по нижней губе, произнося «пя-пя».
  3. Выполняем по 4-5 раз.
  • «Делаем чашу»
  1. Улыбаемся с широко открытым ртом.
  2. Высовываем язык и загибаем внутрь его бока.
  3. Задерживаем позицию на 5-6 секунд, выполняем 5-6 повторов.

Отрабатываем [л], [р]

  • «Веселый маляр»
  1. Открываем рот, улыбаемся.
  2. Кончиком языка проводим по твердому небу в направлении от задней стенки верхних зубов к горлу.
  3. Меняем направление, выполняем движения влево-вправо.
  4. Делаем по 5-6 повторов.
  • «Быстрая лошадка»
  1. Приоткрываем рот, показав зубы.
  2. Широкий кончик языка прижимаем к небу.
  3. Резко отрываем его, произнося «цокающий» звук.
  4. Делаем по 5-6 повторов.
  • «Вкусный гриб»
  1. Приоткрываем рот, показывая зубы.
  2. Выгибаем спинку языка к небу - шляпка гриба, а кончик прижимаем к уздечке - ножка. В таком положении цокаем.
  3. Делаем 5-7 повторов.

Главное богатство – дети, которые часто капризничают и вредничают. Зачастую причина кроется в скуке, они просто требуют внимания. Развлечь малыша помогут пальчиковые игры, которые несут в себе колоссальный развивающий эффект. О существовании пальчиковых игр для детей известно абсолютно всем мамам.

Известная детская игра про сороку – ворону – вот прекрасный пример первой пальчиковой игры, с которой знакомится каждый малыш. Однако, не каждая из них сможет ответить, какое значение они имеют в жизни и развитии их малыша.

На самом деле, пальчиковые игры способствует лучшему развитию речи у ребенка. Да-да, именно вождение пальчиком по крохотной ладошке и проговаривание незамысловатого стишка несет для ребенка огромную пользу. Догадывались ли мамы и бабушки об этом, что это непросто веселое развлечение для их чада, когда они вместе считали и загибали пальчики?

Значение пальчиковых игр для детей

Педиатры, психологи, логопеды и неврологи утверждают, что пальчиковые игры способствуют развитию психики ребенка, улучшают деятельность головного мозга, расширяют способность малыша работать руками, улучшают речь.

Учеными доказано, что уровень речевого развития крохи напрямую связан с уровнем сформированности пальцев рук и мелкой моторики. Замечено, что дети, с которыми не играли в пальчиковые игры в младенчестве, позже начинают говорить, они более замкнуты, и даже хуже адаптируются в коллективе.

Пальчиковые игры позволяют маленькому человечку познать свое тело. Его ожидает увлекательное знакомство с плечиками и локтями, ладошками и пальчиками. У малыша формируется уверенность в своих силах, предотвращая возможность неврозов в будущем.

Ученые существование связи между детской психикой (мозгом) и стимуляцией рук. К примеру, более развита речь у тех деток, у которых хорошо сформирована тонкая координация движения пальцев – стимуляция детской речи при помощи пальчиковых тренировок. С уже можно начинать массажировать по две – три минуты каждый пальчик (фаланги) и кисти ручек. С возрастом, сложность упражнений постепенно возрастает.

Итак, благодаря пальчиковым играм ребенок может:

  • научиться управлять ручками и каждым отдельным пальчиком – увеличивается точность движений;
  • развить мелкую моторику и речь;
  • сформировать уверенность в своих силах;
  • обогатить словарный запас;
  • синхронизировать работу правого полушария мозга, отвечающего за образы различных явлений, и левого – логического, позволяющего выражать их словами;
  • подготовить руки к письму – формируются сильные и гибкие пальцы и кисти рук, имеющие хорошую подвижность;
  • развивать способности и научится концентрации внимания.

Способы проведения пальчиковых игр

Здесь не существует правил – они рождаются стихийно и подходят детям разного возраста. Это веселое времяпровождение позволяет еще, и развить речь ребенка, его мелкую моторику. Гармоничное и всестороннее развитие личности нуждается в чередовании таких движений, как расслабление и растяжение, сжатие. Сначала дети учатся складывать различные фигуры при помощи правой руки, а позже - левой. Лишь закрепив полученные навыки, переходят к следующему шагу - использование обеих рук.

Малыш еще не может проговаривать считалочку (стишок). Главное, чтобы он сумел повторить движения, показанные взрослым. Подобные игры учат ребенка справляться со своими пальцами, быстро менять их положение. Результат зависит исключительно от частоты занятий. Чем они чаще, тем виднее окажется полученный результат.

Важно и тесное (теплое) общение с родными людьми. Ведь мама берет кроху на ручки и сажает к себе на колени. Она обнимает его или щекочет, придерживает за ручку или поглаживает, раскачивает и похлопывает. Положительные эмоции обеспечены.

Придумайте что-то яркое и необычное – разукрасьте пальцы или наденьте цветные колпаки. Так, стимулируются творческие способности. Малыш придумал новое движение, подходящее к тексту? Его необходимо похвалить за находчивость.

Привлечь внимание ребенка можно веселой детской музыкой. Песенки не только вызовут у него интерес, но и позволят более эффективно провести игровое время, используя новые упражнения.

Стоит предложить годовалому крохе:

  • поиграть маленькими металлическими шариками, перекатывая их между пальчиками;
  • собрать предметы в тарелочку;
  • сложить пирамидку или рамку-вкладыш.

Такие игры способствуют развитию силы и ловкости.

Ребенок способен произносить уже несколько фраз или слов? Пора вводить игры, увеличивающие его словарный запас и способные улучшить память, развить внимательность.


После полутора лет можно дать малышу фломастеры, мел или карандаши. Пора знакомиться с усложненными заданиями, цель которых – развить тонкие движения детских пальчиков:

  • разложить предметы по размеру или форме, цвету;
  • перебрать фасоль или крупы;
  • поиграть с водой или песком;
  • снимать или надевать рукавички;
  • нанизать на проволоку макароны-бусины;
  • завязать или развязать шнурок, пояс;
  • застегнуть пуговицы.

Отличительна черта пальчиковых игр – сопровождение всех действий стихами, которые завораживают малыша и легки для запоминания. Ритмичность и постоянный порядок слов – вот что очаровывает его.

Пальчиковые игры, как способ развития мелкой моторики

Развить мелкую моторику помогут такие занятия, в которых участвуют все пальчики, в том числе мизинчик и безымянный, которые редко используются в обычной жизни.
Мелкая моторика тесно связана с речевым участком мозга. Пальчиковые игры:

  • стимулируют пространственное мышление и речь, воображение и внимание;
  • позволяют развить эмоциональность и быструю реакцию;
  • делают детскую речь гораздо выразительнее.

Чтобы пальчиковая приносила пользу, родители должны научить малыша расслаблять ладошку, сжимать, работать пальчиками. Сначала ребенок осваивает работу одной рукой, а затем и двумя. При регулярных занятиях ребенок скорее сможет изменять положение рук, научиться быстро реагировать на различные действия.

Помимо развития моторики, пальчиковые игры сближают кроху и родителей. Малыш чувствует тепло, заботу, любовь мамы, папы и прочих членов семьи, что способствует и его духовному, эмоциональному развитию. Плюс ко всему, заданный стишком ритм, развивает в нем соответствующие чувства, ребенок начинает понимать и чувствовать ритм, такт.

На руках находится огромное количество нервных окончаний, отвечающих за важнейшие функции человеческого мозга. ладошки и пальчиков малыша стимулирует мозговую активность, благотворно влияет на его умственное развитие. Доказано положительное влияние мелкой моторики на развитие внимания и речи, мышления. Кроме того, наблюдается установление более теплых отношений с родителями.


Понравится ли игра крохе? Многое зависит от того, как взрослый ее преподнесет. Приступая к игровым занятиям, нужно настроиться на спокойный лад. Важна бережность и осторожность прикосновений.

Когда ребенок начинает непринужденно выполнять движения правой рукой, значит можно переходить к тем же движениям левой рукой. Только после этого рекомендуется разучивать движения обеими руками.

Существует определенный порядок при разучивании игр:

  • Мама проговаривает стишок и показывает движения на себе.
  • Игра показывается взрослым, который манипулирует детской ручкой (пальчиками).
  • Движения выполняются мамой и ребенком синхронно, но проговаривать стих продолжает мама.
  • Малыш выполняет игровые движения самостоятельно, а взрослый произносит стишки.
  • Стихотворение и движения выполняются ребенком. При этом мама может подсказать ему или помочь в чем-то.

Чтобы пальчиковые упражнения-игры приносили положительные эмоции малышу, необходимо выполнять их, будучи самому в хорошем расположении духа. Поэтому, если вы хотите, чтобы у ребенка остались лишь положительные ассоциации от пальчиковых игр, соблюдайте во время занятий следующие правила.

  • Перед игрой нужно убедиться, что ручки теплые – растереть ладони или вымыть их в теплой воде. Холодные руки могут оттолкнуть. Нужно отказаться о резких движениях, способных причинить крохе дискомфорт.
  • Стоит убедиться, что крошка знаком с новыми понятиями и персонажами, прежде чем приступить к незнакомой игре.
  • Если возраст ребенка меньше полутора лет, игра должна строиться на принципе пассивной гимнастики пальчиков и ладошек.
  • Деткам постарше (от 1,5 лет) можно предложить совместное выполнение упражнений.
  • Приветствуется щекотание и поглаживание, «бег» пальчиком по спинке или детской ручке, если позволяет сюжет, выразительная мимика.
  • Нужно делать паузы, говорить громче или тише, медленнее или быстрее. Движение должны выполняться без звукового сопровождения, если это возможно. Для начала, будет достаточно двух-трех игр, которые заменяются новыми.
  • Благотворно влияет веселая атмосфера, поощрение малыша, даже если у него не все получается – со временем все получится правильно. Похвала – великая сила! Для ребенка важна поддержка самых близких людей.
  • Игры проводятся везде – , в очереди, на прогулке.

Пальчиковые упражнения

Самыми полезными для маленьких деток считаются игры, основанные на фольклоре – увлекательном сюжете, содержащем глубокий смысл. Самобытные потешки и песенки пронизаны красотой, они достаточно сложны. За ними скрыт призыв к познанию мира, к пониманию его сути. В их основе лежат действия – развитие сюжета, действие персонажей, решение конфликтных ситуаций. Просматривается удивительное течение жизни.

Многие родители придумывают игры сами, разбавив нехитрую детскую песенку парой-тройкой повторяющихся движений ладошкой или пальчиком. Детям нравится копировать взрослых. Вот почему, они с легкостью ухватывают суть игры, стараются повторить слова и движения.

Все пальчиковых игр можно разделить на три категории:

  • Те, которые ориентированы на реакцию или движение – основаны на касаниях, похлопываниях и других движениях рук. Яркий пример – «поймай пальчик» или «ладушки» .
  • Сказки – игра, для которой нужен интересный сюжет. Главными героями являются ладони и пальчики. Примером послужат «детки в школе» или «сорока-ворона» .
  • Отличный вариант – новая сказка , а ребенок поможет развить ее сюжет. Сделать игру забавнее помогут бумажные колпачки с нарисованными глазками и улыбкой. Четкое проговаривание текста поможет малышу понять, что происходит.
  • Гимнастика для пальчиков – актуальна после занятий. Широко известная «мы писали, мы писали… » хорошо снимает усталость. Необходимо продемонстрировать ребенку каждое движение и дождаться, чтобы он понял их.

Игра делает кроху счастливым, дарит ему положительные эмоции. Он радостно присоединяются к игре, для которой нужно всего четыре руки. Играя, важно помнить о чувстве меры. Стоит остановиться, обнаружив первые признаки усталости. И тогда в доме всегда будет звенеть детский смех.


Вместо заключения

Подводя итог всему вышесказанному, следует заметить, что пальчиковые игры для детей 1-2 лет - это не простое развлечение, которым можно пренебречь, ссылаясь на то, что такой вид занятости не нравится малышу. Привить любовь к подобным развлечениями – задача каждой любящей мамы, которая должна стремиться к тому, чтобы ребенок рос и развивался гармонично, согласно своего возраста. Пальчиковые игры стимулируют развитие речевого аппарата, правильную , деятельность головного мозга. Уделив время в младенчестве пальчиковым упражнениям, вы обеспечиваете успешное будущее своему ребенку.

Игра - один из лучших способов развития речи и мышления детей. Она доставляет ребенку удовольствие и радость, а эти чувства являются сильнейшим средством, стимулирующим активное восприятие речи и порождающим самостоятельную речевую деятельность. Интересно, что совсем маленькие дети, даже играя в одиночку, часто высказывают свои мысли вслух, тогда как ребята более старшего возраста играют молча.

Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью, превращаются в своеобразные маленькие спектакли. Они так увлекают малышей и приносят им столько пользы!

Так что же такое пальчиковые игры? Все помнят стишок из детства: «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…». Так учителя проводили физкультминутки на уроках в начальной школе. Этот стишок и есть прообраз пальчиковых игр.

По своей сути пальчиковые игры - это массаж и гимнастика для рук, а иногда и для ног. Вы можете просто почитать их малышам и попросить подвигать пальчиками так, как они этого хотят.

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Главная цель пальчиковых игр - переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка. Кроме того, при повторении стихотворных строк и одновременном движении пальцами у малышей формируется правильное звукопроизношение, умение быстро и четко говорить, совершенствуется память, способность согласовывать движения и речь.

Я надеюсь, что стихи и игровые движения понравятся вам и вашим детям, подарят радость общения и принесут ощутимую пользу.

«Перед нами елочка: сидя, дети соединяют кончики пальцев, делают «елочку»

Шишечки, показывают кулачки

Иголочки, указательные пальцы

Шарики, пальцы сжимают в круг

Фонарики, показывают «фонарики»

Зайчики, показывают «ушки зайца»

И свечки, прижимают ладони и пальчики друг к другу

Звезды, прижимают ладони с раздвинутыми пальцами

Человечки». ставят средний и указательный пальцы на колени

«Кот на печи стучат кулачком о кулачок

Сухари толчет,

Кошка в окошке показывают как шьют иголкой

Полотенце шьет.

Маленькие котята поднимают руки на уровень груди, опустив кисти вниз

На печке сидят, и качают головой вправо-влево

На печке сидят

Да на котика глядят. показывают руками «очки»

Все на котика глядят

И сухарики едет». щелкают зубками

«Мы вот так, мы вот так, «мнут тесто» руками

Тесто разминали.

Мы вот так, мы вот так, пальчики вместе, движение рук от себя и к себе

Тесто раскатали.

Вот такой, вот такой, широко в стороны развести руки

Будет пряничек большой.

Вот такой, вот такой, поглаживание ладошек по очереди

Будет пряник золотой.

Пряничек, пряничек движение «пекут пирожки»

Испекли ребятки.

Пряничек, пряничек

Очень, очень сладкий.

Кушайте, кушайте, руки вытягивают вперед, ладонями вверх

Угощайтесь, гости!

Приходите к нам еще, манят к себе

Очень, очень просим!»

«Курочка - рябушечка не спеша «проходятся» указательным и средним

По двору гуляла, пальцем по бедрам

По двору гуляла,

Цыпляток считала.

Раз, два, три, четыре, пять! загибают пальчики на одной руке

Посчитаю их опять: грозят указательным пальцем

Раз, два, три, четыре, пять!» загибают пальчики на другой руке

«Вот как наши ребятишки дети «скребут» пальчикам по бедрам

Расшалились, словно мышки:

Ловко пальчиками трут,

Словно лапками скребут.

Ш - ш - ш…» трут ладошкой о ладошку

«Этот пальчик мой танцует. дети стучат указательным пальцем по бедру

Этот вот кружок рисует. делают круговые движения средним пальцем

Этот пальчик ловко скачет, стучат безымянным по бедру

Будто легкий, легкий мячик.

А мизинчик, мой малышка, царапают мизинцем по ноге

Коготком скребет как мышка.

А большой мой, толстячок, прижимают большой палец к ладони

Спать улегся на бочок.

А теперь все по порядку сжимают и разжимают пальцы

Пальцы делают зарядку.

Что, устали? Отдыхайте, сжимают пальцы в кулачок

Спите, пальцы, засыпайте!»

(при повторе выполняются движения другой рукой)

1. Как в лесу на кочке выпускают пальчики из кулачков

Расцвели цветочки.

Пр.: Цветики, цветики, «фонарики»

Цветики цветочки - 2р.

  1. С ветерком шептались трут ладошку об ладошку

Солнцу улыбались. кивают головками

«Падал снег на порог. дети плавно опускают руки сверху вниз

Кот слепил себе пирог. показывают как пекут пирог

А пока лепил и пек,

Ручейком пирог утек. делают волнообразные движения руками

Пирожки себе пеки грозят указательным пальцем

Не из снега - из муки». покачивают пальцем из стороны в сторону

«Сорока - белобока дети на ладошке «варят» кашу

Кашу варила,

Деток кормила.

Этому дала, поочередно загибают пальцы с мизинца

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала! показывают большой палец

Ты воды не носил, грозят указательным пальцем большому пальцу

Дров не рубил,

Каши не варил -

Тебе нет ничего! разводят обе руки в стороны

Вот тебе горшок пустой, сжимают пальцы в кулак

Иди в угол и постой!» указательным пальцем показывают на угол

«Вымыли мы ручки, вымыли мы ножки, имитация мытья рук

Поиграли в ладушки, ладушки - ладошки! хлопки в ладоши

Во дворе цыплятам накрошили крошек, «крошим хлеб»

Поиграли снова в ладушки - ладошки! хлопки в ладоши

Гладили котенка чистыми ладошками, одной рукой поглаживаем другую

С ним мы поиграли в ладушки - ладошки! хлопки в ладоши

Улеглись ладошки прямо на дорожку… руки положили на колени

Как они устали - ладушки - ладошки!» поглаживание рука об руку

«Девочки и мальчики! вытягиванием руки в стороны, машем крыльями

Совсем как попугайчики.

Крылышками помашите,

Хохолками потрясите, наклоны головы вправо-влево

Друг на друга посмотрите, поворачиваются к соседу и смотрят в глаза

В джунгли вместе полетите, руки в стороны, машем крыльями

На пальму опуститесь,

Крылышками встряхните!»

«На лесной лужайке показываем «ушки зайчика»

Разыгрались зайки:

Лапками хлопали, хлопки

Ножками топали, топают ногами

Ушками махали, делаем «ушки зайчика» и махаем кистями рук

Выше всех скакали. прыжки на двух ногах

Глазками глядели, руки к глазам «хлопаем глазками»

Песенку пропели:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля! болтаем руками

Ля-ля-ляйки!

Ах, какие мы веселые зайки!»

«Есть у киски глазки показывают свои глазки

Есть у киски ушки показывают ушки и шевелят ими

Есть у киски лапки, сжимают и разжимают кулачки

Мягкие подушки.

Киска, киска, не сердись грозят пальчиком

Не царапай деток,

Брысь!» хлопок в ладоши

«Утром рано я встаю, свою песенку пою,

И со мною дружно в лад подпевают сто ребят! руки вверх, расставив пальцы

Подпевают сто ежей, руки в замок, большие пальцы соединены, остальные прямые

Подпевают сто ужей, соединены ладони, волнообразные движения

И поют ее зайчата, «ушки зайчика»

И поют ее лисята, «лисьи лапки»

Под землею старый крот прищуривание глаз, «мордочка крота»

Эту песенку поет.

А в берлоге медвежата, руки в стороны, переваливание с ноги на ногу

А в болоте лягушата, «лягушачьи лапки»

Очень важный бегемот выставление вперед живота, руки на животе

С удовольствием поет.

Даже страшный крокодил соединив ладони, расставив пальцы, «пасть крокодила»

Эту песню разучил!

Промурлыкала нам кошка «кошачьи лапки»

Песню, сидя на окошке. кладут голову на «лапки»

Слышишь, указательный палец вверх

Как под нашей крышей руки над головой, «крыша домика»

Эту песню поют мыши? «мышиные лапки»

Утром рано мы встаем,

Хором песенку поем».

«Наши девочки и наши мальчики руки на поясе

Ловко прыгают, как мячики,

Головой слегка качают

И красиво приседают.

Ручками хлопают вот так, вот так,

Ножками топают вот так, вот так,

Кулачки сжимают вот так, вот так,

Ладошки раскрывают вот так, вот так.

На ладошки мы подуем,

Наши пальчики разбудим шевелят ими

Наши пальчики проснулись кисти вверх

Мы проснулись, мы проснулись сгибают пальцы

И друг другу улыбнулись. соединяют пальцы

Стали пальцы обниматься руки в замок

Стали пальцы целоваться касаются подушечками пальцев

А потом и баловаться. фонарики

Подошла Ладошка выставление ладоней

И сказала: - Крошки! шевелят пальцами

Хватим вам играть, хватит баловаться взмахи кистями

Надобно трудиться! руки вместе

А мы хотим резвиться! фонарики

Но тут пришел Кулачок,

Пальцы спрятались кулачки

Молчок палец к губам

Так вот они какие, наши пальцы озорные!

Маму-Ладошку не слушают,

Папу-Кулачка огорчают!

Ай-я-яй, стыд и срам!

Пальчики не стыдно вам?

Пальцы спрятались в подмышках

И тихонько там сидят.

Им, конечно, очень стыдно

Маму с папой обижать.

Ладно, пальцы, выходите,

На ребяток поглядите руки в стороны

Поглядели, поглядели, сразу же повеселели фонарики

Будем, будем мы трудиться руки соединили

А потом, уже резвиться!» хлопают по коленям

«Ах, как жутко на лесной лужайке руки, на щеки, покачивание головой

Бедному игрушечному зайке «ушки зайчика»

Кружится над зайкой стрекоза руки в кулаки, выставив указательный и

средний пальцы, быстро ими шевелить

И глядит, глядит во все глаза. «глаза стрекоза»

И пчела все уши прожужжала, приставляют пальцы к ушам - «не слышать»

У нее ужаснейшее жало. руки в кулак, выставление указательного пальца

И жуки рогатые ползут руки на колени, перебирание пальцами

Ахнуть не успеешь взяться за голову руками

Загрызут. пощекотать кого-нибудь рядом

Бегают по зайчику мурашки быстро перебирать пальцами по груди

Ах, как страшно зайчику-бедняжке. «ушки зайчика»

Очень мне понравилась эта статья, жаль, что лет сорок назад я ее не прочитал. Обе мои дочки ходили в логопедическую группу в садике. И воспитательницы постоянно им давали задания на мелкую моторику — шить, рисовать, лепить и пр. И это очень помогает в развитии речи!

Пальчиковые игры - вещь, совершенно необходимая маме, воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе каждой игры - детская потешка или стихотворение.

А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто становится любимой игрой старших с младшими. Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно опробованных опытными педагогами на своих занятиях.

О том, что пальчиковая гимнастика нужна всем малышам и дошкольникам, знают многие родители. В современном мире, с его готовыми игрушками и обилием бытовой техники, детские пальчики получают все меньше полезной работы.

На помощь приходят пальчиковые игры - они развивают ловкость, подвижность, творческие способности, внимание и скорость реакции, а веселые стихи помогают снять нервное напряжение. Малыши, которые регулярно занимаются пальчиковой гимнастикой, лучше говорят, быстрее учатся писать, обладают хорошей памятью, развивают координацию движений, скорее успокаиваются после стресса.

Пальчиковая гимнастика очень хороша как ежедневное самостоятельное игровое занятие с малышом. Многие педагоги и логопеды используют пальчиковую гимнастику на своих развивающих занятиях как физкультминутку, отдых и смену деятельности. Прекрасно подходят пальчиковые игры и для детских праздников - их легко включить в сценарий, ими удобно перемежать конкурсы, встав с малышами в хоровод.

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет

Кулачок

Этот пальчик - маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик - слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик - длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик - сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик - толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе - кулачок!

В гости

В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики - друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.

Сидит белка на тележке

Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет

Клён

Ветер тихо клён качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз - наклон и два - наклон, (наклоняем влево - вправо ладошки низко-низко)
Зашумел листвою клён. (пошевелить пальчиками)

Кораблик

По реке плывёт кораблик,
Он плывёт издалека, (сложить руки лодочкой и делать волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем кошачьи когти и шипим)

Торт

Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками по столу)
А верхушку - сладким кpемом (круговые движения ладошками друг об друга)
И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем «крошку» пальчиками обеих рук)
А потом заваpим чай -
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет

Зайка

Зайка по лесу скакал, (пальчики «скачут» по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерёдно перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу на столе)

Апельсин

Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)

Улитка

Тычет рожками улитка - (большой палец правой руки придерживает средний и безымянный; указательный и мизинец - прямые)
Заперта в саду калитка. (тычет «рожками» в ладонь левой руки)
Отвори скорей калитку, (левая рука «открывает» калитку),
Пропусти домой улитку (правая рука «проползает»).

Пальчиковые игры для детей 4-7 лет

Дни недели

В понедельник я стирала, (кулачки трём друг о друга)
Пол во вторник подметала. (кисти расслабленных рук вниз и делаем имитирующие движения по столу)
В среду я пекла калач, (печём «пирожки»)
Весь четверг искала мяч, (правую руку подносим ко лбу и делаем «козырёк»)
Чашки в пятницу помыла, (пальцы левой руки полусогнуты, ладонь стоит на ребре, а указательным пальцем правой руки водим по кругу внутри левой руки)
А в субботу торт купила. (ладошки раскрыты и соединены вместе по стороне мизинцев)
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рождения. (машем ладошками к себе)

Горох

Пять маленьких горошин
Заперты в стручке. (переплетя пальцы, сжимаем руки вместе)
Вот выросла одна,
И тесно ей уже. (выпрямляем большие пальцы)
Но вот растёт вторая,
И третья, а потом
Четвёртая, пятая… (выпрямляем пальцы поочерёдно)
Сказал стручок: «Бом!». (хлопаем)

Зима

Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики по одному)
Мы во двор пошли гулять.
Бабу снежную лепили, (имитируем лепку комков),
Птичек крошками кормили, («крошим хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались, (ведем ладошкой правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладем ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (отряхиваем ладошки)
Съели суп и спать легли. (производим движения воображаемой ложкой, кладем руки под щеку)

Из книги «Пальчиковая гимнастика на развивающих занятиях в детском клубе для детей от 1 года до 7 лет»

Статья предоставлена детским эко-клубом «Умничка»

Анастасия Шевченко, педагог и логопед
Софья Тимофеева, кандидат педагогических наук



gastroguru © 2017