Уровни функциональных состояний человека физиология. Функциональное состояние человека

Функциональное состояние человека - это не что иное, как целый комплекс свойств, указывающих на уровень его жизнеспособности. Оно является основой для характеристики деятельности организма в тех или иных условиях, направлениях, с имеющимся запасом сил и энергии.

Кроме того, функциональное состояние служит основным критерием для характеристики возможностей человека и его поведения.

Составляющие уровня здоровья

Общее функциональное состояние организма человека складывается из тех или иных изменений. Они происходят во всех его физиологических системах, а именно в:

Центральной нервной;
- двигательной;
- эндокринной;
- дыхательной;
- сердечно-сосудистой и т. д.

Кроме того, на функциональное состояние человека немаловажное влияние оказывают сдвиги, возможные во время протекания психических процессов, таких как ощущение и восприятие, мышление и память, внимание и воображение. Зависит ваше здоровье и от субъективных переживаний.

Классификация состояний человека

Существует огромное количество факторов, влияющих на поведение и здоровье человека. Именно поэтому функциональное состояние организма в каждой конкретной ситуации является уникальным. Тем не менее из огромного количества частных случаев ученые выделили самые основные. Они-то и объединены в определенные классы. :

Нормальной жизнедеятельности;
- патологическое;
- пограничное.

Отнести функциональное состояние к тому или иному классу можно только при использовании определенных а именно - надежности и цены деятельности. Первый из них характеризует способность человека работать с заданным уровнем точности, безотказности и своевременности. Показатель же цены деятельности служит для характеристики функционального состояния с точки зрения истощения жизненных сил организма, что в конечном итоге оказывает непосредственное влияние на уровень его здоровья.

На основании данных критериев производится разграничение функционального состояния на допустимое и недопустимое. Такая классификация применяется при исследованиях на возможность ведения трудовой деятельности.

К какому классу отнести функциональное состояние пациента, решается медиками конкретно в зависимости от того или иного случая. Например, состояние утомления. Оно приводит к снижению показателей эффективности деятельности, но считать его недопустимым неверно. Однако если степень утомления переходит нижние границы определенной нормы, то в таком случае функциональное состояние является запрещенным. Такая оценка дается не случайно.

Чрезмерное напряжение психологических и физических ресурсов человека ухудшает его физическое состояние. В дальнейшем такого рода утомление является потенциальным источником появления различных недугов. На этом основании выделяют нормальное и патологическое функциональное состояние здоровья. Последний из указанных двух классов служит предметом исследований медиков. Например, после длительных переживаний или стрессов нередко возникают болезни сосудов и сердца, пищеварительной системы, а также неврозы.

Существует еще одна классификация функциональных состояний человека. Ее строят с использованием критериев адекватности ответных реакций к требованиям трудовой деятельности. Согласно данной классификации, функциональные состояния относят к адекватной мобилизации и динамическому рассогласованию.

Для первого из этих двух видов характерно соответствие степени напряженности возможностей человека и тех требований, которые предъявляются к нему в конкретных условиях. Такое состояние может быть нарушено при повышенных нагрузках, продолжительности и чрезмерной активности. В данном случае в организме накапливается утомление и возникает состояние, относимое к динамическому рассогласованию. При этом человек для достижения нужного результата вынужден будет прилагать усилия, которые превышают необходимые.

Первичное обследование врача

При обращении в медицинские учреждения оценка функционального состояния пациента специалистом производится на основании данных осмотра, опроса, лабораторных и иных исследований. Порой подобные мероприятия проводятся в отношении больных, которым предстоит операция. В таком случае осуществляются комплексные исследования, выявляющие уровень функционального состояния человека.

При этом рассматриваются жалобы больного и его анатомические данные, а также оцениваются результаты клинического осмотра, содержащие сведения об:

Артериальном давлении;
- частоте сердечных сокращений;
- снижении или повышении массы тела;
- наличии отеков и т. д.

Состояние системы сосудов и сердца

С чего начинается исследование функционального состояния организма? С оценки работы его сердца и сосудов. И это не удивительно. Нормальное функциональное состояние сердечно-сосудистой системы позволяет осуществлять доставку кислорода каждой клеточке тела человека. Это дает возможность всему организму работать в обычном режиме. Кроме того, оценка состояния сосудов и сердца находится на первом месте из-за того, что у современного человека они чрезвычайно ранимы.

Каковы основные показатели функционального состояния столь важной для нас системы? Это пульс, указывающий на частоту сердечных сокращений, а также анализ его изменения.

Данный показатель у мужчин в состоянии покоя должен составлять от 55 до 70 ударов в минуту, а у женщин - от 60 до 75. При больших значениях пульс считают учащенным, что является признаком тахикардии. Частота сердечных ударов ниже нормы указывает на такой недуг, как брадикардия.

Также ваше здоровье напрямую зависит от показателей давления крови. Его нормальное значение находится в пределах 100-129/60-79 мм. рт. ст. Повышенное давление указывает на гипертонию, а пониженное - на гипотонию.

Оценить функциональное состояние сердечно-сосудистой системы невозможно без исследований характеристики изменения ее работы после интенсивных физических нагрузок. При этом учитывается и длительность восстановления организма. Подобные исследования проводятся с использованием разнообразных функциональных проб.

Состояние системы дыхания

Для обеспечения жизнедеятельности организма необходим постоянный процесс поступления в него кислорода и вывода водяных паров и углекислого газа. За это отвечают органы дыхания.

К оценке показателей функционального состояния данной системы относят три параметра. Это глубина, частота и тип дыхания.

Одним из наиболее важных показателей является ЧД. Это частота дыхания, которая необходима для нормального обеспечения кислородом всех систем организма. Значения данного показателя зависят от ряда причин. Это может быть температура тела или окружающей среды, а также период до или после приема пищи. Частота дыхания меняется от положения тела. Ее меньшие значения наблюдаются в положении лежа, а большие - стоя. У мужчин дыхание реже на 2-4 вдоха в минуту, чем у женщин. В среднем нормальное значение ЧД находится в пределах от 14 до 16.

Как же определить функциональное состояние дыхательной системы? Это возможно при анализе:

1. Соотношение частоты сердечных сокращений и частоты дыхания. В состоянии покоя и при физических нагрузках эти значения колеблются в пределах от 4:1 до 5:1. Повышение данных показателей за счет ЧСС будет свидетельствовать о снижении термодинамики сердца. Снижение значений за счет роста ЧД укажет на менее экономичную работу легких.

2. Задержки дыхания. Для этого выполняется проба Штанге. Если человек смог задержать дыхание более чем на 80 сек., можно говорить об отличном состоянии его легких, на 70-80 - о хорошем, на 65-70 - о среднем, менее чем на 65 - о слабом.

Состояние центральной нервной системы

Оценка работоспособности всех органов производится во время осмотра и по результатам целого комплекса биохимических анализов. Однако что касается нервной системы, то здесь у специалистов возникает ряд трудностей, связанных с ограниченностью инструментального исследования.

Физическое состояние человека напрямую зависит от работоспособности его ЦНС. Причем сила нервных процессов, происходящих в нашем организме, достаточно велика. Об этом может свидетельствовать тот факт, что от работы нервной системы зависит и наша эмоциональная сфера. Это устойчивость настроения и умение сдерживаться, настойчивость и смелость, а также многие другие критерии.

Для того чтобы определить функциональное состояние ЦНС, специалисту важно выяснить характеристики сна пациента. Дело в том, что у ночного отдыха есть две фазы. Это сон медленный и быстрый. На протяжении ночного времени эти фазы меняются местами, повторяясь от 3 до 5 раз. При нарушении такого чередования диагностируют расстройство сна, что свидетельствует о психических и невротических нарушениях в организме.

Немаловажным показателем функционального состояния ЦНС является и координация движений. Для определения данного показателя используют специальные пробы. С их помощью выявляется статическая и динамическая координация движений пациента.

Расстройство данной функции свидетельствует о переутомлении организма или о наличии патологических изменений, возникших на отдельных участках нервной системы.

Также для уточнения функционального состояния ЦНС применяются:

ЭЭГ, или электроэнцефалограмма, регистрирующая электрическую активность мозговой ткани;
- РЭГ, или реоэнцефалограмма, исследующая церебральный кровоток сосудов мозга;
- ЭМГ, или электромиография, регистрирующая электрическую активность скелетных мышц;
- хронаксиметрия, исследующая возбудимость нервной ткани в зависимости от периода действия раздражителя;
- проба Ромберга, выявляющая нарушения равновесия при нахождении человека в положении стоя;
- тест Яроцкого, определяющий порог чувствительности, которым обладает вестибулярный анализатор;
- пальцево-носовая проба, для которой пациент должен своим указательным пальцем дотянуться до кончика носа (непопадание может свидетельствовать о неврозе, травме головного мозга, переутомлении и других нарушениях функционального состояния).

Исследования нервной системы способны выявить некоторые ее патологии. Это неврозы или неврозоподобные состояния, неврастении и т. д.

Утомление

Функциональное организма, как правило, исследует динамику работоспособности человека. При этом одним из основных показателей является утомление организма, то есть его естественная реакция, возникающая при нарастании напряжения в процессе продолжительной работы.

С точки зрения физиологии, возникающая у человека усталость говорит об истощении его внутренних резервов. При этом все системы организма переводят свою функциональную активность в другие режимы. Например, за счет роста числа сокращений сердца снижается минутный объем кровотока. Данный процесс, как и многие другие, замедляет темп работы, нарушает точность, координацию и ритмичность движений.

С ростом утомления страдает и эмоциональная сфера. Изменения, затрагивающие психические процессы, замедляют функционирование органов чувств, переводя их в инерционный режим. Также при утомлении снижается скорость реагирования, что говорит об увеличении времени сенсомоторной реакции.

Уставшему человеку становится трудно выполнять сложные движения. Кроме того, в таком состоянии происходит сужение объема внимания со снижением функций его распределения и переключения. В результате значительно ухудшается сознательный контроль, который человек должен осуществлять за выполнением своей деятельности.
Ухудшение функционального состояния организма при утомлении приводит к затруднению при извлечении информации, содержащейся в долговременной памяти. Нарушается и система кратковременного хранения.

При нарастании усталости у человека трансформируются мотивы деятельности. Так, на ранних этапах рабочего процесса имеет место деловое настроение. Однако вследствие накопления усталости преобладающими становятся мотивы ухода от деятельности.

Стадии работоспособности

В процессе трудовой деятельности организм человека проходит четыре этапа. Они включают в себя стадии:

Врабатывания;
- оптимальной работоспособности;
- утомления;
- конечного порыва.

После завершения последнего этапа происходит рассогласование трудовой деятельности. Как восстановить оптимальный уровень работоспособности? Для этого необходимо прекратить деятельность для того, чтобы активно или пассивно отдохнуть.

Порой у человека происходит кумуляция, или накопление утомления. Это бывает в тех случаях, когда полноценность или продолжительность периодов отдыха для него недостаточна. В таких случаях возникает хроническое утомление, которое выражается в чувстве постоянной усталости, сонливости и т. д. Объективные признаки данного функционального состояния на его начальных стадиях выражены мало. Но на их появление всегда может указать изменение в соотношении таких периодов, как стадия врабатывания, а также оптимальная работоспособность.

Напряженность

Это один из показателей функционального состояния организма работающего человека. Определить степень напряженности деятельности можно исходя из структуры процесса труда. При этом учитывается содержание рабочей нагрузки, а также ее насыщенность и интенсивность.

Выделяют два класса состояний напряженности. Первый из них - специфический. Он определяет интенсивность и динамику психофизических процессов, которые лежат в основе выполнения трудовых навыков. Второй класс напряженности - неспецифический. Он выявляет психофизические ресурсы работника.

Поддержание нормального функционального состояния организма

Предел работоспособности человека зависит от его:

Здоровья;
- возраста;
- питания;
- величины резервных возможностей организма;
- мотивации;
- опыта и профессиональной подготовленности;
- санитарно-гигиенических условий труда;
- направленности личности.

Для того чтобы сохранять нормальный уровень функционального состояния организма, необходимо соблюдение условий, которые предупреждают утомление. Для этого важно правильно чередовать труд и отдых.

Однако не все проблемы, которые связаны с утомлением, можно решить при помощи перерывов в работе. Важную роль в данном случае будет иметь организация места персонала и его труда. При этом необходимо соблюдение таких условий:

Обеспечение достаточного рабочего пространства;
- наличие искусственного и естественного освещения;
- допустимый уровень вибрации, шума и иных факторов производства;
- наличие предупредительных знаков и необходимых инструкций;
- экономичность и безотказность технического обслуживания рабочего оборудования и т. д.

Как восстановить и сохранить свое здоровье?

С помощью инновационных технологий российские ученые сделали удивительное открытие. Группа, руководил которой С. В. Кольцов, создала уникальный прибор, основанный на использовании скалярного элемента магнитного поля и продольных электромагнитных волн.

Изобретение получило название «Корректор функционального состояния» (КФС). Основной целью использования прибора является уменьшение биологического возраста человека. Причем омоложение наступает в результате увеличения динамики процессов в водной среде.

Воздействуя на организм, корректор функционального состояния нормализует все жизненные биоритмы, регулируя работу эндокринной, сердечно-сосудистой, пищеварительной, иммунной и других систем.

Терапию КФС осуществляет за счет информационных блоков и поляризации лечебных растений и трав, которые записаны на магнитных носителях прибора. Помогают укрепить здоровье и Массару Эмото - образы водных кристаллов. Они также находятся на магнитных носителях КФС.

Пластины Кольцова служат низкоинтенсивным генератором, который преобразует электромагнитное излучение внешней среды в безопасное для нашего здоровья. При этом КФС защищает своего хозяина от негативного воздействия работающих компьютеров, мобильных телефонов и различной бытовой техники.

На пластинах Кольцова находится образная информация в тех ритмах, которые имеет внешнее и магнитное поле Земли. Они-то и оказывают благотворное влияние не только на отдельные функции организма, но и на все его системы. Есть на данных пластинах и информация, которая противодействует негативному психоэнергетическому воздействию. Прибор прошел сертификацию и имеет заключение санитарно-эпидемиологической службы.

С помощью КФС можно:

1. Излечить простудные и вирусные заболевания, убрав такие симптомы, как жар и кашель, ломота и насморк, слабость и т.д.
2. Решить проблемы, связанные с заболеваниями глаз.
3. Вылечить и затормозить опухолевые процессы, в том числе и злокачественные.
4. Избавиться от заболевания желчного пузыря и почек.
5. Устранить остеопороз.
6. Укрепить организм в процессе реабилитации после перенесенных операций.
7. Повысить эффективность сеансов массажа и мануальной терапии.
8. Лечить гепатит и цирроз.
9. Устранить аритмию и бороться с сужением сосудов головного мозга.
10. Принимать профилактические меры для недопущения возникновения инсультов и инфарктов.
11. Лечить аденому простаты.
12. Избавить человека от алкоголизма.
13. Устранить герпес.
14. Восстановить память и вылечить склероз.
15. Избавиться от варикоза.

Также в линейке КФС Кольцова имеются приборы косметического назначения. Их использование позволяет обновить и омолодить, а также увлажнить и подпитать кожные покровы. Целебные пластины рекомендуются для ежедневного применения.

В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

ЛЕКЦИЯ 4. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СОСТОЯНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Место психофизиологии в системе наук о человеке как субъекте деятельности.

1. Понятие о “функциональном состоянии”.

2. Исследование функционального состояния.

3. Виды функциональных состояний.

Говоря о человеке в процессе его трудовой деятельности, мы подразумеваем, что он может находится в различных состояниях. С точки зрения психофизиологии, когда мы говорим о функциональном состоянии человека, то всегда подразумеваем некую эффективную сторону этого состояния, т.е. возможность человека, находящегося в том или ином функциональном состоянии, выполнять конкретную работу на заданном уровне точности, надежности и производительности.

В литературе рассматриваются самые разнообразные виды состояний человека, оказывающих благоприятное или отрицательное влияние на протекание трудовой деятельности. Такие состояния обозначаются понятием функционального состояния человека. Данный термин подчеркивает связь состояния организма человека с функциями, которые субъект выполняет в процессе трудовой деятельности, и специфичность подхода к анализу состояний человека. В качестве примеров обычно исследуемых видов функциональных состояний можно назвать монотонность, утомление, напряженность, различные формы психологического стресса и состояние, вызываемое воздействием экстремальных факторов физической природы.

Понятие функционального состояния подчеркивает характеристику эффективностно й стороны деятельности или поведения человека. Иными словами, этот аспект рассмотрения проблемы предполагает прежде всего решение вопроса о возможностях человека, находящегося в том или ином состоянии, выполнять конкретный вид деятельности.

Понятие функционального состояния первоначально возникло и получило развитие в физиологии. Естественно, что основным содержанием соответствующих исследований был анализ мобилизационных возможностей и энергетических затрат работающего организма. Целесообразность и необходимость проведения исследований в этом направлении несомненны. Важно подчеркнуть, что именно в отечественной физиологической школе, начиная с работ И.М. Сеченова и Н.Е. Введенского, получило детальную экспериментальную разработку представление о центральных механизмах развития того или иного состояния.

В то же время анализ ФС работающего человека в условиях реальной деятельности, с неизбежностью выходит за рамки только физиологических представлений и предполагает разработку психологических и социально-психологических аспектов этой проблематики.


Несмотря на то, что использование термина “ФС” в прикладных психологических исследованиях началось сравнительно недавно - сама эта область исследований в экспериментальной психологии является традиционной. Не случаен и весьма показателен тот факт, что интенсивная работа над проблемами утомления и динамики работоспособности началась вместе со становлением экспериментальной психологии в конце прошлого века. В числе первых исследователей, внесших существенный вклад в их разработку, следует назвать крупнейших психологов того времени - Ф. Гальтона, Э. Крепелина, Г. Эббингауза, А. Бине и др.

Особое место при изучении функциональных состояний занимает проблема факторов, определяющих их уровень и особенности. Можно выделить шесть групп явлений, регулирующих функциональные состояния.

1. Мотивация – то, ради чего выполняется конкретная деятельность. Увлеченность работой, стремление к успеху, престижное достижение, заинтересованность в вознаграждении, чувство долга, обязательство, помощь – наличие всех этих мотивов может привести к чрезвычайной заинтересованности в выполнении задания, и наоборот, их отсутствие порождает формальное отношение к делу. Чем интенсивнее, значимее мотивы, тем выше уровень функционального состояния.

2. Содержание труда. В самом трудовом задании заложены определенные требования к специфике и уровню функционального состояния. Определенная трудовая деятельность требует определенного темпа выполнения заданий, автоматизации действий, ответственности за результат. Применения физической силы и интеллекта и т.д. Наконец, то, как задание выполняется субъектом, также имеет значение для регулирования функционального состояния.

3. Величина сенсорной нагрузки. Под сенсорной нагрузкой понимается как воздействия сенсорного окружения, опосредуемые его значимостью, так и те воздействия, которые прямо связаны с выполняемой деятельностью.

4. Исходный фоновый уровень , сохраняющий след от предшествующей деятельности субъекта.

5. Индивидуальные особенности субъекта. Например, монотонная работа по-разному влияет на лиц с сильной и слабой нервной системой. Индивиды, принадлежащие к сильному типу, обнаруживают меньшую устойчивость к монотонии и раньше слабых показывают снижение уровня активации нервной системы.

6. Кроме того, можно выделить группу регуляторов ФС, которые не относятся к естественным: это фармакологические, электрические и другие воздействия на организм.

Таким образом, реальный уровень ФС является результатом сложного взаимодействия многих факторов, вклад которых определяется конкретными условиями существования индивида.

По существу, любое состояние есть продукт включения субъекта в некоторую деятельность, в ходе которой оно формируется и активно преобразуется, оказывая при этом обратное влияние на успешность реализации последней (т.е. деятельности).

Каждое конкретное состояние человека можно описать с помощью многообразных проявлений: изменения в функционировании различных физиологических систем (центральной нервной системы, сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной и т.д.); определенные сдвиги в протекании основных психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления и т.д.); многочисленны состояния, которым сопутствуют комплексы отчетливо выраженных субъективных переживаний (при утомлении человек испытывает чувства усталости, вялости, бессилия; В состоянии повышенной эмоциональной напряженности ведущими становятся тревога, нервозность, переживание опасности и страха). Содержательная характеристика любого состояния невозможна без анализа изменений на поведенческом уровне. При этом имеется в виду оценка количественных показателей выполнения определенного вида деятельности, производительности труда, интенсивности и темпа выполнения работы, числа сбоев и ошибок. Не меньшего внимания заслуживает анализ и качественных особенностей процесса реализации деятельности, прежде всего по показателям двигательного и речевого поведения.

Поведение человека можно описать с качественной стороны (обусловленная конкретным видом деятельности), а также со стороны интенсивности использования человеком своих ресурсов.

Таким образом, функциональное состояние - это интегральный комплекс различных характеристик, процессов, свойств и качеств человека, которые прямо или косвенно обусловливают выполнение деятельности.

Исследование и оценка функционального состояния си-стем и органов проводится путём использования функциональных проб . Они могут быть одномомент-ными, двухмоментными или комбинированными.

Пробы проводят с целью оценки реакции организма на нагрузку в связи с тем, что данные, полученные в состоянии покоя, не всегда отражают резервные возможности функциональной си-стемы.

Оценку функционального состояния систем организма про-водят по следующим показателям:

  • качество выполнения физической нагрузки ;
  • процент учащения пульса, частота дыхания;
  • время возвращения к исходному состоянию;
  • максимальное и минимальное артериальное давление;
  • время возвращения артериального давления к исходным данным;
  • тип реакции (нормотоническая, гипертоническая, гипото-ническая, астеническая, дистоническая) по характеру кри-вых пульса, частоты дыхания и артериального давления.

При определении функциональных возможностей организ-ма необходимо учитывать все данные в комплексе, а не отдель-ные показатели (например, дыхания, пульса). Функциональные пробы с физическими нагрузками следует подбирать и при-менять в зависимости от индивидуального состояния здо-ровья и физической подготовленности .

Применение функциональных проб позволяет достаточно точно оценить функциональное состояние организма, трени-рованность и возможность использования оптимальных фи-зических нагрузок.

Показатели функционального состояния ЦНС весьма важ-ны при определении резервных возможностей занимающихся. Так как методика исследования высшей нервной системы с по-мощью электроэнцефалографии является сложной, трудоём-кой, требующей соответствующей аппаратуры, изыскание но-вых методических приёмов вполне оправданно. Для этой цели могут быть использованы, например, апробированные двига-тельные тесты.

Теппинг-тест

Функциональное состояние нервно-мышечной системы можно определить с помощью простой методики — выявле-ния максимальной частоты движений кисти (теппинг-теста). Для этого лист бумаги делят на 4 квадрата размером 6x10 см. Сидя за столом в течение 10 с с максимальной частотой ста-вят карандашом точки в одном квадрате. После паузы в 20 с руку переносят на следующий квадрат, продолжая выполнять движения с максимальной частотой. После заполнения всех квадратов работа прекращается. При подсчёте точек, чтобы не ошибиться, карандаш ведут от точки к точке, не отрывая его от бумаги. Нормальная максимальная частота движений кисти у тренированных молодых людей равна примерно 70 точкам за 10 с, что указывает на функциональную лабиль-ность (подвижность) нервной системы, хорошее функциональ-ное состояние двигательных центров ЦНС. Постепенно сни-жающаяся частота движений кисти указывает на недостаточ-ную функциональную устойчивость нервно-мышечного аппа-рата.

Проба Ромберга

Показателем функционального состояния нервно-мышечной системы может служить статическая устойчивость, которая вы-является с помощью пробы Ромберга. Она заключается в том, что человек встаёт в основную стойку: стопы сдвинуты, глаза закрыты, руки вытянуты вперёд, пальцы разведены (услож-нённый вариант — стопы находятся на одной линии). Опреде-ляется максимальное время устойчивости и наличие тремора кисти. Время устойчивости возрастает по мере улучшения функ-ционального состояния нервно-мышечной системы.

В процессе тренировки происходят изменения в характере дыхания. Объективным показателем функционального состояния дыхательной системы является частота дыхания. Частота дыхания опреде-ляется количеством вдохов за 60 с. Для её определения надо положить руку на грудную клетку и подсчитать число вдохов за 10 с, после чего произвести пересчёт на число вдохов за 60 с. В покое частота дыхания у нетренированного молодого челове-ка составляет 10-18 вдохов/мин. У тренированного спортсме-на этот показатель уменьшается до 6-10 вдохов/мин.

Во время мышечной деятельности увеличиваются как ча-стота, так и глубина дыхания. О резервных возможностях ды-хательной системы свидетельствует тот факт, что если в покое количество воздуха, проходящего через лёгкие в минуту, со-ставляет 5-6 л, то при выполнении таких спортивных нагру-зок, как бег, ходьба на лыжах, плавание, оно повышается до 120-140 л.

Ниже приведены тест на оценку функциональной работоспособности дыхательной системы: пробы Штанге и Генча. Следует иметь в виду, что при выполнении данных тестов большую роль играет волевой фактор. Материал с сайта

Проба Штанге

Простым способом оценки работоспособности дыхательной системы является проба Штанге — задержка дыхания на вдо-хе. Хорошо подготовленные спортсмены задерживают дыха-ние на 60-120 с. Задержка дыхания резко сокращается при неадекватных нагрузках, перетренировке, переутомлении.

Проба Генча

Для этих же целей можно использовать задержку дыхания на выдохе — пробу Генча. По мере тренированности время за-держки дыхания увеличивается. Задержка дыхания на выдохе на 60-90 с — показатель хорошей тренированности организ-ма. При переутомлении этот показатель резко уменьшается.

Функциональные состояния относятся к группе праксических (от лат. praxis - дело, деятельность) психических состояний, выступая результатом включения субъекта в деятельность, в ходе которой они формируются и активно преобразуются, оказывая при этом влияние на успешность реализации данной деятельности.
Совокупность внутренних функциональных возможностей субъекта труда определяется понятием работоспособности. А.Б. Леонова и В.И. Медведев рассматривают работоспособность субъекта труда на трех уровнях.
На физиологическом уровне учитывается состояние здоровья, особенности обменных процессов, а также нейродинамические свойства субъекта. Неблагоприятные воздействия со стороны факторов производственной среды (если их интенсивность превышает допустимые величины) приводит к снижению работоспособности человека за счет активизации адаптационных процессов.
При анализе работоспособности субъекта труда на психологическом уровне рассматривается функциональное содержание трудовой нагрузки, требования профессии к функциональным системам, обеспечивающим выполнение трудовых задач (режим труда и отдыха, рабочая поза, трудовая нагрузка). Изучению подлежат трудовая мотивация и включенные в трудовую деятельность психические процессы (перцептивные, мнемические, мыслительные, эмоциональные и др.).
Работоспособность субъекта труда на поведенческом уровне характеризуется его опытом, навыками, стилем деятельности, приспособительными стратегиями поведения.
Психодиагностика функциональных состояний осуществляется на основе следующих принципов:
1. Системности (функциональное состояние понимается как система, состоящая из различных подсистем, обеспечивающих реализацию конкретной деятельности).
2. Комплексности (в процессе психодиагностики учитывается комплекс показателей: психологических, психофизиологических, деятельностных).
3. Динамичности (изучаемые состояния подлежат изменению в контексте выполняемой деятельности).
4. Прогностичности (результаты диагностики должны позволять предвидеть качественные и количественные сдвиги в состоянии работоспособности человека).
При оценке функциональных состояний целесообразно учитывать физиологические и психологические показатели.
Физиологические методы дают возможность объективной диагностики состояния, соотнесения психологических явлений с органической основой. Прежде всего, оценке подлежат частота пульса, дыхания, кровяное давление, температура тела. Полученные данные могут быть дополнены электрофизиологическими показателями:
. электроэнцефалограмма (ЭЭГ) - индикатор уровня активации головного мозга;
. электрокардиограмма (ЭКГ) - оценка возбудимости сердечной мышцы;
. электромиограмма (ЭМГ) - показатель мышечного тонуса и уровня возбудимости мышц;
. кожно-гальваническая реакция (КГР) - индикатор реакции вегетативной нервной системы, связанной с активностью ретикулярной формации мозга;
. реоплетизмограмма (РПГ) - показатель сосудистого тонуса и уровня кровоснабжения органа.
Психологические методы оценки функциональных состояний включают в себя субъективные опросники и шкалирование. Опросники обычно рассчитаны на диагностику строго определенного состояния (стресс, утомление, монотония), т.е. заранее предполагается наличие определенного вида состояния. Применение шкал для изучения состояний основывается на оценке переживаний, возникающих в процессе того или иного состояния. Использование данного метода дает возможность получить количественную оценку изучаемого признака, однако трудность дифференцирования и анализа признаков может быть связана с уровнем подготовки исследователя. Исходя из понимания функционального состояния как интегральной характеристики человека, целесообразно применять комплекс методов, объединяющий достоинства всех подходов.
К основным функциональным состояниям относятся утомление, мо- нотония, готовность к деятельности и др.
Утомление - это функциональное состояние организма, проявляющееся во временном снижении работоспособности, изменениях физиологических функций, сопровождающееся чувством усталости в результате выполнения интенсивной или длительной работы.
С физиологической стороны развитие утомления свидетельствует о значительном сокращении внутренних резервов организма. Вследствие этого замедляется темп работы, нарушаются точность, ритмичность, координация движений, возрастает физиологическая стоимость работы, снижается сенсорная чувствительность, изменяется характер протекания психических процессов (сужается объем, нарушается переключение, распределение внимания, затрудняется извлечение информации из долговременной памяти, ухудшается эффективность процессов мышления).
При сильном утомлении наблюдаются негативно окрашенные эмоциональные переживания: отвращение к работе, раздражительность, неприязнь к окружающему. Состояние утомления сопровождается снижением мотивации к работе, что может приводить к ощущению внутреннего препятствия и желания прекратить работу.
Субъективное переживание утомления выражается в понятии усталости. А.А. Ухтомский писал, что усталость является «чутким натуральным предупредителем» о начинающемся утомлении. Этот сигнал может быть заторможен волевым усилием человека, что, однако, не снижает утомления, а лишь отдаляет его. Динамика развития утомления представлена в табл. 5.

В практическом отношении утомление нельзя рассматривать только как вредное или отрицательное явление. Понижение продуктивности работы как следствие утомления действительно можно считать нежелательным. Однако лежащий в основе утомления процесс расходования функциональных ресурсов является мощным стимулом восстановительных процессов, которые в период отдыха не только возвращают исходный уровень ресурсов, но и поднимают функциональный потенциал выше исходного.
Профилактика утомления может осуществляться для отдаления момента его наступления, а также с целью стимуляции процесса восстановления. Активный отдых и ночной сон, как правило, полностью снимают ощущение усталости. Однако в случаях, когдп не наблюдается возвращение к исходному уровню и человек продолжает работать, возникает явле-ние аккумуляции. Накопление остаточного утомления приводит к развитию переутомления, которое сопровождается невозможностью продолжения работы.
Индивидуальные особенности человека (физическое развитие, состояние здоровья, возраст, мотивация, волевые качества) влияют на то, как он переживает утомление и как справляется с ним на разных его стадиях.
В процессе трудовой деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонии, оказывающее отрицательное воздействие на работоспособность человека.
Монотония - это специфическое функциональное состояние, характеризующееся снижением уровня жизнедеятельности в результате воздействия однообразных раздражителей, т.е. снижением внешней стимуляции.
Состояние монотонии вызывается однообразием выполняемых движений и действий, приводя к преждевременному утомлению. Монотонные виды деятельности характеризуются следующими особенностями:
. высокая частота повторения трудовых действий;
. непродолжительный временной цикл выполнения операций;
. малоэлементный количественный состав операций;
. структурное однообразие и простота трудовых действий;
. необходимость длительного пассивного наблюдения;
. недостаток притока сенсорной информации;
. ограничение воздействия производственных сигналов и раздражителей.
Под влиянием переживания монотонии человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Проявлением рабочей монотонии (в деятельности операторов, водителей транспорта) является возникновение состояния пониженной бдительности, которое выражается в притуплении внимания, контроля и самоконтроля, замедлении процессов восприятия, двигательных реакций, появлении сонливости.
Важным вопросом в понимании природы состояния монотонии является разграничение общих и отличительных его черт по сравнению с состоянием утомления. Общее у этих двух состояний то, что оба они отрицательно влияют на работоспособность человека и оба переживаются как неприятное чувство. Существенное различие между этими состояниями заключается в том, что утомление вызывается тяжестью умственной или физической работы, а состояние монотонии может переживаться и при легком, совсем неутомительном труде. Утомление усиливает психическую напряженность, в то время как монотония, наоборот, снижает ее.
При профилактике монотонии мероприятия должны быть направлены на повышение уровня активации центральной нервной системы, эмоционального тонуса, мотивации субъекта, обеспечение оптимального уровня сенсорной и двигательной нагрузки, устранение объективных факторов монотонности труда.
Состояние психологической готовности к деятельности характеризуется мобилизацией человека, обеспечивающей эффективное выполнение определенной деятельности.
М.И. Дьяченко и Л.А Кандыбович выделяют общую и ситуативную (временную) готовность. Общая готовность представляет собой ранее приобретенные установки, знания, навыки, умения, мотивы деятельности, на основе которых возникает состояние готовности к выполнению текущих задач деятельности. Ситуативная готовность - это динамичное целостное состояние личности, внутренняя настроенность на определенное поведение, мобилизованность всех сил на активные и целесообразные действия в данный момент.
Общая и ситуативная психологическая готовность являются целостными образованиями и включают в себя следующие компоненты:
. мотивационные (потребность успешно выполнить поставленную задачу, интерес к деятельности, стремление добиться успеха);
. познавательные (понимание обязанностей, задачи, оценка ее значимости, знание средств достижения цели, представление вероятных изменений обстановки);
. эмоциональные (чувство ответственности, уверенность в успехе, воодушевление);
. волевые (управление собой и мобилизация сил, сосредоточение на задаче, отвлечение от мешающих воздействий, преодоление сомнений, боязни).
В частности, в условиях дефицита информации (аварийная ситуация) психологическая готовность человека определяет успешность его поведения. Для формирования требуемого уровня готовности необходимы тренировки, развивающие быстроту мышления, подсказывающие, как использовать прежний опыт для успешных действий в условиях неполной информации, формирующие способность переключения с одной установки на другую, а также способность к прогнозированию и предвосхищению. Предупредить скованность помогает формирование самоконтроля, который предполагает способность вводить в поле сознания нужные в данный момент мысли, представления, впечатления и блокировать или ограничивать с их помощью отрицательные воздействия и переживания. Возможности самоконтроля увеличиваются, если специалист внутренне и внешне активен в критической ситуации. В этом случае у него повышается способность владеть собой, преодолевать напряженность, более правильно использовать свои знания, умения и навыки.
К профилактическим мероприятиям по поддержанию работоспособности на оптимальном уровне относятся использование физиологически рациональных перерывов на отдых, светоцветовое и музыкальное воздействие, приемы нервно-мышечной релаксации, аутогенной тренировки, специализированной гимнастики.

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА

(англ. functional state of man ) - интегративная характеристика состояния человека с т. зр. эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Традиционно в физиологии и психофизиологии Ф. с. ч. рассматривается как состояние органов, отдельных систем или организма в целом. В отличие от этого в психологии труда , инженерной психологии и эргономике Ф. с. ч. анализируется на уровне работающего человека.

Реализация психологического подхода к трактовке Ф. с. ч. основывается на принципах системно-структурного анализа, в котором выделяются след. основные уровни представленности Ф. с. ч.: поведенческий, психофизиологический, психологического обеспечения деятельности и субъективно-рефлексивный. В соответствии с этим выделяются основные группы диагностических средств и методов, используемых для оценки Ф. с. ч. Обобщенная характеристика Ф. с. ч. дается на основе процедур интеграции разноуровневых показателей (процедуры распознавания образов, регрессионный анализ, корреляционный и факторный анализы , многомерное шкалирование и др.).

Классификации Ф. с. ч. строятся на основе разных прагматических и содержательных критериев. Выделяют оптимальные и неоптимальные виды Ф. с. ч.; разрешенные и запрещенные; острые, хронические и пограничные. К числу основных качественно специфичных классов Ф. с. ч. относятся состояния оптимальной работоспособности , , , разные формы физиологического и психологического стресса , экстремальные состояния. Разработка и использование методов оценки, прогнозирования и оптимизации Ф. с. ч. - один из ключевых моментов в проведении психологической работы в прикладных условиях. (А. Б. Леонова.)


Большой психологический словарь. - М.: Прайм-ЕВРОЗНАК . Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко . 2003 .

Смотреть что такое "ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА" в других словарях:

    ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА - (англ. functional state of man) – интегративная характеристика состояния человека с т. зр. эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее реализации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Уровни… …

    Функциональное состояние - Уровень состояния физиологических функций, меняющийся в зависимости от характера и условий деятельности человека Источник …

    Фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека. Является общей, интегральной характеристикой работы мозга, обозначающей общее … Большая психологическая энциклопедия

    ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОПЕРАТОРА - интегративная характеристика состояния человека с точки зрения эффективности выполняемой им деятельности и задействованных в ее организации систем по критериям надежности и внутренней цены деятельности. Традиционно в физиологии и психофизиологии… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ - фоновая активность нервной системы, в условиях которой реализуются те или другие поведенческие акты животных и человека. Является общей интегративной характеристикой работы мозга, обозначающей общее состояние множества его структур … Психомоторика: cловарь-справочник

    Функциональное состояние организма - Обобщенная характеристика состояния человека, определяемая степенью интеграции уровней активности различных физиологических систем организма в осуществлении жизнедеятельности: чем надежнее интеграция, тем выше функциональные возможности организма … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    Транс (психическое состояние) - У этого термина существуют и другие значения, см. Транс. Транс (от фр. transir оцепенеть) ряд изменённых состояний сознания (ИСС), а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное… … Википедия

    ГОСТ 12.4.061-88: Система стандартов безопасности труда. Метод определения работоспособности человека в средствах индивидуальной защиты - Терминология ГОСТ 12.4.061 88: Система стандартов безопасности труда. Метод определения работоспособности человека в средствах индивидуальной защиты оригинал документа: Работоспособность Способность человека к активной деятельности,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Официальная терминология

    Профессиональный стресс (стрессовое состояние при работе) - 3.3. Профессиональный стресс (стрессовое состояние при работе) особое функциональное состояние организма человека, связанное с воздействием выраженных нервно эмоциональных нагрузок, которое характеризуется гиперактивацией или угнетением… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Книги

  • Влияние гипогеомагнитных условий на функциональное состояние ЦНС крыс , Гуль Елизавета Виктор. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. В монографии с помощью современных стандартных тестов и с помощью специально разработанных методов… Купить за 8338 руб
  • Функциональное состояние сердечно-сосудистой системы и умственная работоспособность детей 7-9 лет в течение недели и учебного года , О.В. Григорьева. Монография рассчитана на специалистов в области физиологии, медицины, психологии и педагогики, а также на широкий круг читателей, интересующихся вопросами гармоничного развития человека. В…


gastroguru © 2017