«генрих фон клейст: великое путешествие в неведомое» - яков черкасский, «русская германия. Клейст (Kleist) Карл - Психологический словарь

Одна из героинь драмы Генриха фон Клейста (Heinrich von Kleist), написанной им в 1807 году - (Das Käthchen von Heilbronn oder Die Feuerprobe) - предваряет свой рассказ о приключившемся с ней необычайном происшествии фразой: «Это самая удивительная история на свете». Эти слова можно использовать как эпиграф к короткой, насыщенной жизни самого Клейста.

Генрих фон Клейст, худ. Карл Бауэр, ок. 1930/1940


ВОЕННАЯ СЛУЖБА – «ЖИВОЙ МОНУМЕНТ ТИРАНИИ».
Генрих фон Клейст родился 18 октября 1777 года во Франкфурте-на-Одере. Незыблемой традицией старинного прусского дворянского рода Клейстов была служба мужчин офицерами в армии. После ранней смерти отца, командира роты инфантерии в гарнизоне Франкфурта-на-Одере, Генрих в 1792 году определяется, в соответствии с обычаями своего времени, в гвардейский полк в Потсдаме.
В качестве солдата, а затем унтер-офицера пятнадцатилетний Генрих фон Клейст принимал непосредственное участие в боевых действиях прусской армии против революционной Франции в 1792-1793 годах. Рукопашные схватки и штыковые атаки, потоки крови, проливаемые на поле боя, смерть, человеческие страдания – кошмарные впечатления этих лет, пережитые в столь юном возрасте, глубоко запали в душу впечатлительного Генриха, сыграли – в сублимированном, преображённом виде – немаловажную роль при формировании его творческой личности и судьбы.
Генрих фон Клейст рано осознал, что военная служба – не его призвание, её он назвал «живым монументом тирании». Отслужив семь лет, в 1799 году, преодолевая сопротивление своих шестерых братьев и сестёр и многочисленной родни (мать умерла в феврале 1793 года), в чине лейтенанта он уходит из армии.
Он решает посвятить себя изучению естественных наук, полагая, что таким образом он сможет не только постичь себя, общество и окружающий мир, но и улучшить его.


Генрих фон Клейст, 1801


В КАРЕТЕ, ВЕРХОМ НА ЛОШАДИ И ПЕШКОМ.
Генрих фон Клейст поступает в университет Франкфурта-на-Одере, но после трёх семестров разочаровывается в душеспасительной силе образования и бросает учёбу.
Во время учёбы он обручился с дочерью генерала, подругой детства Вильгельмине фон Ценге (Wilhelmine von Zenge), художником-любителем, но брак этот так и не «склеился». Кстати, именно ей принадлежит один из двух портретов Клейста (датированный 1801 годом), которым ныне сопровождаются все упоминания о нём. Последующая жизнь Клейста – это постоянные скитания. Он посещает, иногда многократно, города Германии, Австрии, Франции, Италии, Чехии, Швейцарии, не задерживаясь в них, часто и подолгу болеет, страдая припадками временного помешательства. Придя к выводу, что главное призвание его жизни – литература, Клейст ставит себе исключительно дерзкие цели – он призван затмить Эсхила, Софокла, Шекспира, Гёте.
Подсчитано, что за эти десять лет Клейст преодолел в карете, верхом на лошади и пешком больше 15 000 километров. Его обуревали желания самые разнообразные, порой явно противоречивые и невыполнимые. То под воздействием трудов французского философа Жан-Жака Руссо (Jean-Jacques Rousseau) он поселяется на одиноком острове на реке в Швейцарии, чтобы заняться крестьянским трудом и вести жизнь, возможно близкую к природе, а затем в Кобленце учится ремеслу столяра. То едет в Париж, чтобы убить там французского императора Наполеона (Napoléon Bonaparte), то загорается стремлением вступить во французскую армию, готовившуюся к вторжению в Великобританию, и найти смерть на поле боя.
Несколько раз он нанимался на государственную службу и всякий раз бросал её.
В 1807 году французские власти заподозрили Клейста в шпионаже, его поместили в парижскую тюрьму, и только вмешательство королевы Пруссии Луизы (Königin Luise) спасло его от смертной казни.


во Франкфурте-на-Одере


КЛЕЙСТ В БЕРЛИНЕ – НЕПРИЗНАННЫЙ ГЕНИЙ.
14 февраля 1810 года Генрих фон Клейст приехал в Берлин. За время скитаний по Европе, а затем и пребывания в Берлине, он написал восемь пьес, столько же повестей и рассказов, издал сборник стихотворений, написал обширный роман (не дошедший до нас), несколько не утративших актуальности и поныне философско-эстетических эссе, его стараниями полгода в Берлине издавалась ежедневная вечерняя газета, пользовавшаяся популярностью у широких кругов населения. Его фельетоны, печатавшиеся в этой газете, – и по сегодня образец немецкой журналистики.
Ныне не вызывает сомнений, что Клейст, наряду с Фридрихом Шиллером (Friedrich von Schiller) – одна из двух вершин немецкой драматургии, автор лучшей немецкой комедии . Здесь в центре искусно закрученного сюжета – деревенский судья, хитрый и изворотливый. Запутавшийся в нагромождениях своей лжи, волей диковинного переплетения событий он превращается в подсудимого (с известной долей натяжки можно сказать, что эта комедия занимает у немцев такое же место, как в российской литературе «Ревизор» Гоголя).
Клейст – превосходный новеллист, его повесть считается прозаическим шедевром. Как пишет литературовед Л. Е. Генин, «новеллы Клейста отличаются напряжённым драматизмом сюжета и тонкой нюансировкой душевных состояний».
Значительная часть творческого наследия Клейста носит ярко выраженную антифранцузскую направленность. Клейст принял очень близко к сердцу поражение Пруссии в войне с наполеоновской Францией в 1806 году, оккупацию Пруссии французскими войсками.


Генрих фон Клейст


В 1808 году Клейст пишет драму «Битва Германа» («Die Hermannsschlacht»), в которой использует исторический сюжет – в 9 году нашей эры вождь древнегерманского племени херусков Арминий (Герман) завлёк римлян в глубь своей страны, выдавая себя за их друга и союзника, а затем уничтожил их. Это сражение привело к освобождению германских земель из-под власти Римской империи.
Но рассказывая о победе древних германцев над римлянами, Клейст на самом деле изображает современных ему захватчиков-французов и немцев. В этой драме, в патриотических стихах, в воззвании «Катехизис немцев» он призывает соотечественников подняться на борьбу с оккупантами.
Клейст как литератор работал в Берлине чрезвычайно интенсивно, «на износ», но оставался непризнанным. Его пьесы не ставили, новеллы не пользовались успехом, газета, основанная им в Берлине, обанкротилась.
Особенно огорчало Клейста неприязненное отношение к нему великого Гёте (Johann Wolfgang von Goethe), который о Клейсте отозвался так: «Его произведения так же безнадёжно больны, как и их автор». Гёте, после прочтения, сжёг «Кетхен из Гейльбронна» в печке за «дьявольскую неестественность» и ту смесь смысла с бессмыслицей, которую она, по его мнению, представляла собой, а в рецензии написал: «При всём желании искреннего участия, у меня этот автор всегда вызывает ужас и отвращение, как прекрасное по замыслу природы тело, если оно поражено неизлечимой болезнью».
Резко ухудшилось состояние здоровья Клейста, всё чаще мучают его проявления, как говорили тогда врачи, «чёрной меланхолии», неврастении. Резко нарастало и без того обычное для него трагическое ощущение жизни, её «разлаженности».
От Клейста отшатнулись все родственники, он остался без средств к существованию. Острый духовный кризис, переживаемый Клейстом, усугублялся трагической ситуацией, в которой оказалась горячо любимая им Пруссия.


Поминальная церемония у могилы Клейста и Фогель в 1914 году


«КЛЯНУСЬ ТЕБЕ, Я НЕ МОГУ БОЛЬШЕ ЖИТЬ»
Мысль о самоубийстве, никогда не покидавшая Клейста, становится всё более явственной, настойчивой. В одном из последних писем своей родственнице Мари фон Клейст (Marie von Kleist) он так объяснял своё состояние: «Клянусь тебе, я не могу больше жить, моя душа так изранена, что когда я высовываю свой нос из окна, то мне больно от дневного света».
Клейст нашёл родственную душу, человека, который согласился уйти из жизни вместе с ним, – это была Генриетте Фогель (Henriette Vogel), младше его на три года, неизлечимо больная раком.
21 ноября 1811 года, холодным осенним днём, Генрих фон Клейст застрелил Генриетту Фогель (), а затем пустил пулю себе в голову. Оружие убийства не нашли. Произошло это на юго-западе Берлина, в одном из самых живописных уголков в окрестностях города, на озере, которое тогда называлось Stolper Loch, сегодня это – der kleine Wannsee (малое Ваннзее).

Похоронены они были там же, без соблюдения церковного ритуала, их могилы находятся на этом месте до сих пор.
Случайный свидетель утверждал, что на место самоубийства, на берег озера, Клейст и Фогель принесли кофе и еду, что перед смертью они шутили и даже развлекались, бросая камешки в воду.
Существует мнение, что Клейст, как мастер трагедии, как настоящий художник, старательно инсценировал свою гибель, заранее сочинив эффектную романтическую пьесу, в которой главным действующим лицом был он сам.
Клейст и Фогель написали совместно предсмертное письмо, в котором есть такие строки: «Всего вам доброго, дорогие друзья, вспоминайте в радости и печали двух необычных людей, которых вскорости ждёт великое путешествие в неведомое».


Надгробия на могиле Клейста и Фогель, 12 марта 2005


«БЕЗ ПЯТИ МИНУТ ДОСТОЕВСКИЙ»
В Германии Клейст не скоро завоевал известность, интерес к нему возник только к концу XIX века. В 1911 году, в год столетия со дня смерти писателя, в Германии была учреждена престижная литературная премия Генриха Клейста, присуждаемая ежегодно.
В настоящее время Клейст – один из любимейших и почитаемых немецких писателей.
По Клейсту человеческая жизнь – это трагедия, игралище тёмных иррациональных сил, инстинктов, которые управляют поведением людей, заставляют их действовать против собственных принципов, против своей воли. Для Клейста мир катастрофичен.
Задолго до экзистенциалистов (философского учения, возникшего в XX веке) Клейст указывал на изначальную трагичность человеческого существования. По Клейсту люди отнюдь не братья (как, например, у Шиллера), у человека нет опоры среди других людей, он обречён на обособленность и отчуждённость.
Все страсти и желания у Клейста резко преувеличены, нередко доведены до патологии.
Клейст, проникающий в глубины подсознательного, – это предтеча, предшественник модернистских течений в искусстве второй половины XIX и XX века, это, как утверждает литературовед Игорь Гарин, «без пяти минут Достоевский».
Есть основания утверждать, что Достоевский был знаком с творчеством Клейста, специалисты находят, что роман «Бесы» – это своего рода полемика и перекличка с повестью «Михаэль Кольхаас», посвящённой, как и «Бесы», проблеме индивидуального террора.
Интересно, что один из любимых писателей Франца Кафки (Franz Kafka), наряду с Достоевским, – Генрих фон Клейст. Считается, что именно у Клейста Кафка учился манере письма: неспешный, размеренный язык повествования и – гротескность, кошмарная абсурдность ситуаций, в которые попадают персонажи.


Фрагмент мемориала Генриху фон Клейсту во Франкфурте-на-Одере


В ГЕРМАНИИ 2011 ГОД БЫЛ ОБЪЯВЛЕН «ГОДОМ КЛЕЙСТА».
В городах Германии, прежде всего в Берлине и в родном городе писателя Франкфурте-на-Одере, в память о Клейсте были организованы семинары, литературные чтения, концерты, лекции, театральные мастер-классы, выставки художников.
В разных немецких издательствах напечатаны обширные биографии Клейста, монографии и исследования, посвящённые его жизни и творчеству, много внимания уделили этой дате СМИ в Германии и за рубежом.
В ноябре берлинский театр им. Максима Горького провел «Фестиваль Клейста» – постановки по шести пьесам Клейста. Одно из ключевых событий «Года Клейста» – выставка «Клейст: кризис и эксперимент», открытая одновременно в Берлине и во Франкфурте-на-Одере.
А Немецкий литературный архив в Марбахе (Баден-Вюртемберг) представил выставку «Судьба», посвящённую Клейсту.

Карл Клейст - немецкий психиатр, профессор, патопсихолог и невропатолог.

Родился 31 января 1879 года во Франции. Образование получил в университетах Гейдельберга, Страсбурга, Мюнхена и Берлина. С 1903 по 1908 годы работал ассистентом в клинике нервных болезней города Галле, в неврологическом и психиатрическом институте Франкфурта и в лаборатории психиатрической клиники города Мюнхена.

Большое влияние на Карла Клейста оказал известный ученый К. Вернике, труд которого он хотел продолжить. Широкую известность он приобрел после защиты докторской диссертации на тему: «Психомоторные нарушения движений при психических нарушениях».

С 1909 по 1914 годы Карл Клейст - главный врач клиники нервных болезней в городе Эрландене, где защитил диссертацию по неврологии и психиатрии и в 1915 году стал профессором. С 1916 по 1919 годы - консультант неврологического лазарета в Макленбурге и главный военврач лазарета мозговых поражений в Ростоке.

В 1950 году Карл Клейст назначен директором психиатрической и неврологической клиники университета во Франкфурте-на-Майне. Кроме того он основывает Исследовательский институт мозговой патологии и психопатологии.

Карл Клейст сформулировал требование к системе нарушений, согласно которому в её основе должны находиться простые клинически оформленные элементы, выраженные в виде симптома.

Используя материалы наблюдений за психическими нарушениями при огнестрельных ранениях головы, он сформулировал свою теорию «узкой локализации» психических функций, в соответствие с которой на схеме коры головного мозга ставил такие функции: «настроение», «понимание фраз» «личное и общественное Я».

Карл Клейст искал связь между психическими заболеваниями и патологией участков головного мозга, в своих опытах пытался локализовать шизофрению.

Карл Клейст развивал психоморфологическое направление, обобщал психиатрический опыт Первой мировой войны, описал ряд симптомов психической патологии. Следует подчеркнуть, что концепцию эндогенных психозов, основанную Клейстом, разрабатывает его ученик К. Леонград.

Исследуя посттравматические неврозы Карл Клейст сформулировал понятия: инволюционной паранойи, симптоматической лабильности, эпизодического сумеречного сознания и гомогенной симптоматики психозов.

В дополнение к разработке Э. Крепелина, подробно рассмотрел депрессивный психоз и выделил в нём комплекс презрения и ненависти, который присущ окружающим больного.

Клейст классически описал нарушение побуждений - сужение круга интересов, аспонтанность и снижение самокритичности при поражениях лобных частей мозга.

Карл Клейст скончался 26 декабря 1960 года во Франкфурте-на-Майне, прожив долгую и плодотворную жизнь.

Клейст (Kleist) Карл (31.1.1879, Мюльхаузен, Эльзас 26.12.1960, ФранкфуртнаМайне) немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Образование получил в университетах Страсбурга, Гейдельберга, Берлина, Мюнхена (докторская диссертация, 1902); работал с 1903г. по 1908г. в качестве ассистента Е.Циена, К.Вернике, Г.Антона в клинике нервных болезней г.Галле, у Дж.Л.Эйдингера в Неврологическом и психиатрическом институте Франкфурта и в анатомической лаборатории Мюнхенской психиатрической клиники. Особенно большое влияние на него оказал К.Вернике, труд которого он старался продолжить. Широкую известность ему принесла докторская диссертация на тему Психомоторные нарушения движений при психических нарушениях (Untersuchungen zur Kenntnis der psychomotorischen Bewegungsstorungen bei Geisteskranken, Lpz., 1908). С 1909г. по 1914г. он главный врач Клиники нервных болезней в г.Эрландене (директор Г.Шпехт), здесь защитил диссертацию по психиатрии и неврологии для замещения должности доцента, с 1915г. экстраординарный профессор, с 1914г. по 1916г. главный военврач лазарета. С 1916г. Клейст ординарный профессор психиатрии и неврологии в Ростоке, с 1916г. по 1919г. консультант неврологического лазарета в Макленбурге и начальник лазарета резерва по мозговым поражениям в Ростоке, с 1920г. до ухода в отставку в 1950г. ординарный профессор и директор Психиатрической и неврологической клиники университета во ФранкфуртенаМайне. Много сил им было отдано руководству проектирования, строительства и оборудования новой Клиники нервных и психических болезней во Франкфурте (19271930), основал Исследовательский институт мозговой патологии и психопатологии. Учитель К.Леонгарда. Сформулировал методологическое требование к систематике нарушений, в соответствии с которым в ее основе должны лежать самые простые клинически оформленные элементы (идеальные патологические радикалы), выраженные в виде конкретного симптома или синдрома, имеющие определенный наследственнобиологический субстрат и представимые предельно малыми психическими явлениями. На материале многочисленных наблюдений за психологическими нарушениями в результате огнестрельных ранений головы сформулировал положения своей теории узкой локализации высших психических функций, в соответствии с которой на схеме коры головного мозга помещал такие функции, как настроение, понимание фраз, личное и общественноеЯ. Также пытался найти связь психических заболеваний с нарушениями мозговой деятельности, в частности, пространственно, в субстрате мозга, локализовать шизофрению. Разработал классификацию профессий. Занимался посттравматическими неврозами, сформулировал понятия инволюционной паранойи (1913), симптоматической лабильности (1920), эпизодического сумеречного сознания (1926), гомогенной симптоматики психозов. Расширил систематику эндогенных психозов, предложенную Э.Крепелином, особенно подробно рассмотрев депрессивный психоз и выделив в нем феноменологический комплекс презрения и ненависти, которые, по мнению больного, питают к нему окружающие. Дал классическое описание нарушение побуждений (аспонтанность, сужение круга интересов) и критичности при поражениях лобных долей мозга (Die alogische Denkstorungen, Arch. f. Psychiatrie, 1930, N40; Gehirnpathologie, Lpz., 1934). Литература.

Корсаковский синдром психопатологический синдром, впервые описанный С.С.Корсаковым в 1887г. Характеризуется расстройствами запоминания текущих событий при относительной сохранности воспоминаний о давних событиях и приобретенных навыках. При этом пробелы памяти могут заполняться такими событиями, которые происходили раньше или могли произойти. Наблюдается при Корсаковском психозе, опухолях...

Кос (Kohs) Сэмуэль Калман (1890 ?) американский психолог. Специалист по детской психологии, автор тестов интеллектуального...

Косвенная агрессия агрессивное поведение, направленность которого против какогото лица или предмета скрывается или не осознается самим субъектом...

Космическая психология раздел психологии труда, посвященный исследованию психической деятельности человека в условиях подготовки и осуществления космических полетов. Среди основных проблем космической психологии выделяют прежде всего проблему формирование у кандидатов в космонавты психологических схем тела, космического корабля и окружающего пространства и проблему совместимости летных...

Коффка (Koffka) Курт (18.03.1886, Берлин 22.11.1941) немецкий психолог. В 1908г. подготовил докторскую диссертацию у К.Штумпфа. Работал ассистентом у О.Кюльпе и К.Марбе в Вюрцбурге, с 1910г. у Ф.Шумана во Франкфурте. В 19111924гг. работал в качестве приватдоцента в университете Гессена, с 1927г. профессор колледжа Смитта в Нортхемптоне в США. Вместе с М.Вертгеймером и В.Келером является основателем гештальпсихологии. Исследовал практические аспекты использования принципов гештальпсихологии в области восприятия, обучения, развития психики, социальных взаимоотношений. Автор книги Принципы гештальпсихологии (1935). Издатель журнала Psychologische Forschung. Занимался проблемами психического развития...

Кохут (Kohut) Хайнц (3.5.1913, Вена 8.9.1981, Чикаго) американский психоаналитик. Единственный сын в богатой австроеврейской сeмье, получил блестящее и разностороннее общее образование (искусство, иностранные языки), после окончания в 1932г. Деблингерской гимназии Вены продолжил образование в Венском университете у А.Айхорна (доктор медицины, 1938). В связи с угрозой нацизма в 1939г. эмигрировал сначала в Англию, где некоторое время находился в лагере для перемещенных лиц, затем в 1940г. в США (получил гражданство в 1945г.). Дальнейшее неврологическое и психоаналитическое (включая курс лечения психоанализом) образование получил в Чикаго. С 1941г. по 1943г. Кохут невролог в госпитале Чикагского университета, с 1943г. по 1947г. преподаватель неврологии и...

Коэффициент интеллекта (IQ) количественный показатель умственного развития, представленный отношением умственного возраста индивида к паспортному, переведенным в...

Краниограф измерительный прибор, предназначенный для измерения размеров частей лица и головы. Автор Ч.Ломброзо...

Кратковременная память вид памяти, характеризующийся относительно коротким временем хранения информации (до 30 с.), которая теряется в силу действия временного фактора или изза поступления новой информации, и небольшим количеством воспроизводимых элементов. Информация попадает в кратковременную память из сенсорной или долговременной памяти при условии, что индивид обращает на нее свое внимание и использует стратегию повторения. За счет укрупнения единиц информации, попадающих в кратковременную память, суммарное количество элементов в кратковременной памяти может быть увеличено. Хранение информации в кратковременной памяти осуществляется в модальноспецифической...

КраффтЭбинг (KrafftEbing) Рихард Фрайхерр фон (14.08.1840, Маннгейм 22.12.1902, Грац) немецкий психиатр. Начал карьеру в качестве психиатра клиники в Илленау. С 1872г. профессор психиатрии в Страсбурге, с 1873г. в Граце, с 1889г. в Вене. Специалист по общей психопатологии, сексуальным расстройствам. Уточнил систематику патологии сексуальной сферы. С помощью прививок сифилиса паралитикам доказал, что прогрессивный паралич имеет сифилитическую этиологию. Разрабатывал понятия навязчивых представлений и сумеречного сознания. В 1887г. провел опыты с внушением испытуемым разных возрастов (Экспериментальное исследование в области гипнотизма. СПб., 1889). Сочинения. Lehrbuch der Psychiatrie. Stuttgart, 1869; Psychopathia sexialis. Stuttgart,...

Крачфилд (Crutchfild) Ричард (20.06.1912 Питсбург, США 1977, Беркли, Калифорния) американский психолог. В 1934г. получил образование в Калифорнийском политехническом институте. Работал в Калифорнийском университете (доктор философии, 1938). Во время второй мировой войны руководил секцией Министерства сельского хозяйства (194244) и исследованиями в отделе военной информации (194445). С 1946 по 1952г. профессор Суотморского колледжа в НьюЙорке, с 1953г. профессор и член совета директоров Института диагностики и исследования личности при Калифорнийском университете. Специалист по проблемам специальной психологии, психодиагностики личности. Во время второй мировой войны занимался разработкой методологии опросов общественного мнения. Наиболее известны его исследования конформного поведения. Сочинения. Conformity and creative thinking // (Eds.)...

Креативность (от лат. creatio созидание) творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к продуцированию принципиально новых идей и входящие в структуру одаренности в качестве независимого фактора. По мнению П.Торренса, креативность включает в себя повышенную чувствительность к проблемам, к дефициту или противоречивости знаний, действия по определению этих проблем, по поиску их решений на основе выдвижения гипотез, по проверке и изменению гипотез, по формулированию результата решения. Для оценки креативности используются различные тесты дивергентного мышления, личностные опросники, анализ результативности деятельности. С целью содействия развитию творческого мышления могут использоваться учебные ситуации, которые характеризуются незавершенностью или открытостью для интеграции новых элементов, при этом учащихся поощряют...

Креативность по Торренсу (от лат. creatio созидание) индивид становится чувствителен к проблемам, дефициту и пробелам знаний, к объединению разноплановой информации, к дисгармонии элементов; определяет связанные с этим проблемы; ищет их решения, выдвигает предположения и гипотезы о возможности решений; проверяет и опровергает эти гипотезы; модифицирует их; перепроверяет их; окончательно обосновывает результат. Литература. ШумаковаН.Б., ЩебалноваЕ.И., ЩербоН.П. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П.Торренса у младших школьников // Вопросы психологии. 1991, N1,...

Крепелин (Kraepelin) Эмиль (15.02.1856, Нейстрелитц 7.10.1926, Мюнхен) немецкий психиатр, ученик В.Вундта. С1886г. профессор психиатрии в Дорпат, с1891г. в Гейдельберге, с1903г. в Мюнхене. Предложил классификацию душевных заболеваний, в которой, наряду с прочим выделил деменцию и манию. Был сторонником применения психологических методов в психиатрии. Начал исследования по...

Креч (Krech) Дэвид (27.03.1909 Свенчанка, Белоруссия 1977, Беркли, Калифорния) американский психолог. Получил образование в НьюЙоркском университете. С 1933г. получил степень доктора в Калифорнийском университете. С 1937 по 1938г. работал в Суотморском колледже в НьюЙорке, с 1938 по 1939 в университете штата Колорадо, с 1947г. штата Калифорния. С 1949 по 1971г. профессор Калифорнийского университета. Член Международного союза исследователей мозга. Специалист по проблемам психофизиологии поведения, специальной психологии. В 1948г. принимал участие в обосновании Нового взгляда в психологии, инициированного Дж.Брунером. В дальнейшем проводил исследование влияния научения на биохимию и анатомию мозга. Сочинения. Elements оf Psychology. N.Y., 1970 (with R.Chrutchfild,...

Кречмер (Kretschmer) Эрнст (8.10.1888, Вюстенрот, близ Хайльбронна 9.2.1964, Тюбинген) немецкий психиатр и психолог, создатель типологии темпераментов на основе особенностей телосложения. В 1906г. приступил к изучению философии, всемирной истории, литературы и истории искусств в Тюбингене, но через два семестра сменил специализацию и стал изучать медицину, сначала в Мюнхене, где на него особенно сильное влияние оказали психиатрические занятия Э.Крепелина, затем на стажировке в госпитале Eppendorf в Гамбурге и в Тюбингене, у Р.Гауппа, под руководством которого подготовил и защитил в 1914г. докторскую диссертацию по теме Развитие бреда и маниакальнодепрессивный симптомокомплекс. Со вступлением на военную службу занимался организацией неврологического отделения военного госпиталя в...

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии. Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы). На последующее развитие...

Клейст (Kleist) Карл (1879 - 1960) - немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Образование получил в ун-тах Страсбурга, Гейдельберга, Берлина, Мюнхена (докт. дис., 1902); работал с 1903 г. по 1908 г. в качестве ассистента Е. Циена, К. Вернике, Г. Антона в клинике нервных болезней г. Галле, у Дж.Л. Эйдингера в Неврологическом и психиатрическом ин-те Франкфурта и в анатомической лаборатории Мюнхенской психиатрической клиники. Особенно большое влияние на него оказал К. Вернике, труд которого он старался продолжить. Широкую известность ему принесла докт. дис. на тему "Психомоторные нарушения движений при психических нарушениях" ("Untersuchungen zur Kenntnis der psychomotorischen Bewegungsstörungen bei Geisteskranken", Lpz., 1908). С 1909 г. по 1914 г. он - главный врач Клиники нервных болезней в г. Эрландене (директор Г. Шпехт), здесь защитил дис. по психиатрии и неврологии для замещения должности доцента, с 1915 г. - экстраординарный профессор, с 1914 г. по 1916 г. – гл. военврач лазарета. С 1916 г. К. - ординарный профессор психиатрии и неврологии в Ростоке, с 1916 по 1919 г. - консультант неврологического лазарета в Макленбурге и начальник лазарета резерва по мозговым поражениям в Ростоке. С 1920 г. и до ухода в отставку в 1950 г. - ординарный профессор и директор Психиатрической и неврологической клиники ун-та во Франкфурте-на-Майне. Много сил им было отдано руководству проектирования, строительства и оборудования новой Клиники нервных и психических болезней во Франкфурте (1927-1930), основал Исследовательский ин-т мозговой патологии и психопатологии. Учитель К. Леонгарда. Сформулировал методологическое требование к систематике нарушений, в соответствии с которым в ее основе должны лежать самые простые клинически оформленные элементы ("идеальные патологические радикалы"), выраженные в виде конкретного симптома или синдрома, имеющие определенный наследственно-биологический субстрат и представимые предельно малыми психическими явлениями. На материале многочисленных наблюдений за психологическими нарушениями в результате огнестрельных ранений головы сформулировал положения своей теории "узкой локализации" высших психических функций, в соответствии с которой на схеме коры головного мозга помещал такие функции, как "настроение", "понимание фраз", "личное и общественное Я". Также пытался найти связь психических заболеваний с нарушениями мозговой деятельности, в частности, пространственно, в субстрате мозга, локализовать шизофрению. Занимался посттравматическими неврозами, сформулировал понятия инволюционной паранойи (1913), симптоматической лабильности (1920), эпизодического сумеречного сознания (1926), гомогенной симптоматики психозов. Расширил систематику эндогенных психозов, предложенную Э. Крепелиным, особенно подробно рассмотрев депрессивный психоз и выделив в нем феноменологический комплекс презрения и ненависти, которые, по мнению больного, питают к нему окружающие. Дал классическое описание нарушения побуждений (спонтанность, сужение круга интересов) и критичности при поражениях лобных долей мозга ("Die alogische Denkstörungen" / "Arch. f. Psychiatrie", 1930;»Gehirnpathologie», Lpz., 1934).

И.М. Кондаков

Карл Клейст

Клейст (Kleist) Карл (1879-1960) - немецкий психиатр, невропатолог и патопсихолог. Биография . Образование получил в университетах Страсбурга, Гейдельберга, Берлина, Мюнхена (докторская диссертация, 1902), работал с 1903 по 1908 год в качестве ассистента Г. Циена, К. Вернике, Г. Антона в клинике нервных болезней г. Галле, у Дж. Л. Эйдингера в Неврологическом и психиатрическом институте Франкфурта и в анатомической лаборатории Мюнхенской психиатрической клиники. Особенно большое влияние на него оказал К. Вернике, труд которого Клейст старался продолжить. Широкую известность ему принесла докторская диссертация на тему «Психомоторные нарушения движений при психических нарушениях» (Untersuchungen zur Kenntnis der psychomotorischen Bewegungsstorungen bei Geisteskranken. Leipzig, 1908). С 1909 по 1914 год он - главный врач Клиники нервных болезней в г. Эрландене (директор Г. Шпехт), здесь защитил диссертацию по психиатрии и неврологии для замещения должности доцента, с 1915 года - экстраординарный профессор, с 1911 по 1916 год - главный военврач лазарета. С 1916 года К. Клейст - ординарный профессор психиатрии и неврологии в Ростоке, с 1916 по 1919 год - консультант неврологического лазарета в Макленбурге и начальник лазарета резерва по мозговым поражениям в Ростоке, с 1920 года до ухода в отставку в 1950 года - ординарный профессор и директор Психиатрической и неврологической клиники Университета во Франкфурте-на-Майне. Много сил им было отдано руководству проектирования, строительства и оборудования новой Клиники нервных и психических болезней во Франкфурте (1927-1930), основал Исследовательский институт мозговой патологии и психопатологии. Учитель К. Леонгарда. Исследования . Сформулировал методологическое требование к описанию систематики нарушений, в соответствии с которым в ее основе должны лежать самые простые клинически оформленные элементы («идеальные патологические радикалы»), выраженные в виде конкретного симптома или синдрома , имеющие определенный наследственно-биологический субстрат и представимые предельно малыми психическими явлениями. На материале многочисленных наблюдений за психологическими нарушениями в результате огнестрельных ранений головы сформулировал положения своей теории «узкой локализации» высших психических функций, в соответствии с которой на схеме коры головного мозга отмечал участки, отвечающие за «настроение», «понимание фраз», «личное и общественное "Я"». Также пытался найти связь психических заболеваний с нарушениями мозговой деятельности, в частности пространственно (в субстрате мозга) локализовать шизофрению. Занимался посттравматическими неврозами, сформулировал понятия инволюционной паранойи (1913), симптоматической лабильности (1920), эпизодического сумеречного сознания (1926), гомогенной симптоматики психозов. Расширил систематику эндогенных психозов, предложенную Э. Крепелином, особенно подробно рассмотрев депрессивный психоз и выделив в нем феноменологический комплекс, презрения и ненависти, которые, по мнению больного, питают к нему окружающие. Дал классическое описание нарушения побуждений (аснонтанирсть, сужение круга интересов) и критичности при поражениях лобных долей мозга (Die alogische Denkstofungen // Archiv fur Psychiatric. 1930. N 40; Gehirnpathologie. Leipzig, 1934).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 249-250.

Далее читайте:

Исторические лица Германии (биографический справочник).

Сочинения:

Corticale (innervatorische) Apraxie //Journal of Psychiatrie. 1907. N 28; Uber Schreckpsychosen //Allgenieine Zeitschrift fur Psychiatric. 19 i8. N 74; Verhandlung psychiatrischer Vereine, Berichte fiber endogene Verblondungen // Allgcmeine Zeitschrift iur Psychiatrie. 1919, N 75, 2; Die Influenzapsychosen unddie Anlagezu Infektionpsychosen. Berlin, 1920; Kriegsverletzungen des Gechirns in ihrer Bedeutung fur die Himiokalisation und Himpathologie. Leipzig, 1922; Episodische Dansmerzustande. Ein Beitrag zur Kenntnis der konstitutionellen Geist StSrungc-n, 1926; Клейст К. Современные течения в психиатрии. Берлин, 1925.



gastroguru © 2017