Что означает работа правого полушария. За что отвечают полушария мозга: функции

Мозг - сложная и взаимосвязанная система, самая крупная и функционально
важная часть ЦНС. Его функции включают обработку сенсорной информации, поступающую
от органов чувств, планирование, принятие решений, координацию, управление
движениями, положительные и отрицательные эмоции, внимание, память. Высшая
функция, выполняемая мозгом - мышление.


Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный
момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у
вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она
поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие
(эмоции и интуиция).


В какую сторону девушка вращается у вас? Оказывается, что некоторым усилием
мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. Для начала,
попробуйте посмотреть на картинку расфокуссированным взглядом.


Если вы смотрите на картинку одновременно со своим партнером, другом,
подругой, знакомым, очень часто бывает, что вы одновременно наблюдаете, как
девушка вращается в две противоположные стороны - один видит вращение по
часовой стрелке, а другой против. Это нормально, просто в данный момент у вас
активны разные полушария мозга.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга

Левое
полушарие

Правое
полушарие

Основной сферой специализации левого полушария
является логическое мышление, и до недавнего времени врачи считали это
полушарие доминирующим. Однако фактически оно доминирует только при
выполнении следующих функций.

Левое полушарие мозга отвечает за языковые
способности. Оно контролирует речь, способности к чтению и письму, запоминает
факты, имена, даты и их написание.

Аналитическое мышление:

Левое полушарие отвечает за логику и анализ. Именно оно анализирует все
факты. Числа и математические символы также распознаются левым полушарием.

Буквальное понимание слов:

Левое полушарие способно понимать только буквальный смысл слов.

Последовательная обработка информации:

Информация обрабатывается левым полушарием последовательно по этапам.

Математические способности: Числа и символы также
распознаются левым полушарием. Логический аналитический подходы, которые
необходимы для решения математических, проблем, тоже являются продуктом
работы левого полушария.

Контроль за движениями правой половины тела. Когда вы поднимаете
правую руку, это означает, что команда ее поднять поступила из левого
полушария.

Основной сферой специализации правого полушария
является интуиция. Как правило, его не считают доминирующим. Оно отвечает за
выполнение следующих функций.

Обработка невербальной информации:

Правое полушарие специализируется на обработке информации, которая выражается
не в словах, а в символах и образах.

Пространственная ориентация: Правое полушарие
отвечает за восприятие месторасположения и пространственную ориентацию в
целом. Именно благодаря правому полушарию можно ориентироваться на местности
и составлять мозаичные картинки-головоломки.

Музыкальность: Музыкальные способности, а также способность воспринимать музыку зависят
от правого полушария, хотя, впрочем, за музыкальное образование отвечает
левое полушарие.

Метафоры: С помощью правого
полушария мы понимаем метафоры и результаты работы чужого воображения.
Благодаря ему мы можем понимать не только буквальный смысл того, что слышим
или читаем. К примеру, если кто-то скажет: "Он висит у меня на
хвосте", то как раз правое полушарие поймет, что именно хотел сказать
этот человек.

Воображение: Правое полушарие дает
нам возможность мечтать и фантазировать. С помощью правого полушария мы можем
сочинять различные истории. Кстати говоря, вопрос "А что, если..."
также задает правое полушарие. Художественные способности: Правое полушарие
отвечает за способности к изобразительному искусству.

Эмоции: Хотя эмоции и не
являются продуктом функционирования правого полушария, оно связано с ними
более тесно, чем левое.

Секс: За секс отвечает
правое полушарие, если вы, конечно, не слишком озабочены самой техникой этого
процесса.

Мистика: За мистику и
религиозность отвечает правое полушарие.

Мечты: Правое полушарие
отвечает также и за мечты.

Параллельная обработка информации:

Правое полушарие может одновременно обрабатывать много разнообразной
информации. Оно способно рассматривать проблему в целом, не применяя анализа.
Правое полушарие также распознает лица, и благодаря ему мы можем воспринимать
совокупность черт как единое целое.

Контролирует движения левой половины тела: Когда вы поднимаете
левую руку, это означает, что команда поднять ее поступила из правого
полушария.

Схематично это можно представить следующим образом :

После просмотра этих картинок особый интерес представляет изображение с
двойным вращением.


Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте,
большой палец какой руки оказался сверху.


- похлопайте в ладоши, отметьте какая
рука сверху.


- скрестите руки на груди, отметьте
какое предплечье сверху.


- определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.


Левое полушарие мыслит логически. Правое помогает
создавать новое, генерировать идеи, как это сейчас модно говорить. Однако можно
быть математиком с хорошо развитым левым полушарием и при этом ничего нового не
выдумать. А можно быть творцом и сыпать идеи налево и направо и ни одну из них
не реализовать из-за непоследовательности и нелогичности своих действий. Такие
люди тоже встречаются. И не хватает им только одного: работы над
совершенствованием своего мозга, приведения его в гармоничное состояние.


А тем временем психофизиологи уже давно разработали систему упражнений для
этого. Хорошо в этом отношении музыка нтам, например, пианистам. Их с раннего
детства уже делали гармоничными. Ведь самый главный инструмент для развития
мозга - это руки. Действуя двумя руками, человек развивает оба полушария.

Итак, перейдём к упражнениям. Многие из них нам хорошо известны с детства.


1. "Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за
противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в
ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот". Я
пробовала, в детстве получалось лучше.


2. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги,
возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками
зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы
должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной
работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.


3. "Колечко". Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук,
соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец.
Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.


Теперь вспомним уроки физкультуры. Недаром нас заставляли делать упражнения, в
которых нужно было левой рукой доставать до правой ноги и наоборот. Они ведь
тоже развивают наши полушария, и помогают им работать согласованно.

Статья врача-психиатра, психотерапевта . Задачей статьи является попытка приоткрыть тайну нейропсихологических законов развития психики ребенка. Специальная литература на эту тема для обывателя категорически не читабельна. Подобные знания очень наукоемки и практически не популяризируются. При желании самостоятельно изучения вопросов нейропсихологии любознательным родителям придется читать научные труды со словарем.

    • я (раздел статьи вынесен в отдельную публикацию);

Функции полушарий мозга

Полушария мозга человека отличаются в своей работе друг от друга. Правое полушарие, отвечает за следующие основные функции: чувственное восприятие, образное восприятие, запечатление картинок и использование их в творческом воображении и памяти. Продукты работы правого полушария становятся материалом для работы левого полушария, которое их логически связывает, осмысляет, абстрагирует. То есть правое полушарие творит без критики и ограничений, дает, можно выразиться, сырье для переработки левому, мыслительному полушарию.


«Исследования нейропсихологов показали, что работа правого полушария человеческого мозга преимущественно осуществляется на уровне восприятия, перцептивном уровне. На этом уровне идут процессы анализа чувственно-образных свойств, рецепторных раздражителей, вне их понятийных и познавательных качеств. То есть, в правом полушарии происходит распознавание символов без их осмысления. Категориальный уровень – более высоко организованный уровень, где уже анализируются категориальные характеристики стимулов, где оценивается их содержательная сторона, воспринимается смысл, - этот уровень связан с левым полушарием» [Меерсон, 1986; Глозман, 2009].

Левое полушарие определяет существующие причинно-следственные связи, зависимости между событиями и явлениями, обрабатывает и осмысливает информацию, которую передают с помощью знаков и слов, (например, учителя в школе). Короче – сортирует и систематизирует.


Каждое полушарие мозга человека понимает и воспринимает мир, по-своему, иначе, чем другое, второе полушарие, и только в согласованной работе мир предстает таким, какой он есть. Целостность и осмысленность получается только при взаимодействии полушарий между собой.

Межполушарное взаимодействие

Функции между полушариями изначально разделены, но они замещают и дополняют в работе друг друга. И полноценная работа психики человека возможна только при их точном и качественно организованном взаимодействии и сотрудничестве.

Поэтому любая сложная человеческая деятельность обеспечивается сложнейшими сочетаниями в работе между ПП и ЛП. Только их полная и точная координация обеспечивает успешность любой сложной деятельности. Учебная деятельность ребенка - пример такой сложной деятельности.

Если слаженность в работе полушарий головного мозга нарушена – возникают проблемы в обучении, письме, устной речи, запоминании, формулировании ответов, устном и письменном счете, последовательном и логическом изложении мыслей, заучивании текстов и восприятии учебной информации.

Без качественного развития межполушарного взаимодействия страдает анатомо-физиологическая, материальная основа психического развития ребенка. Без соблюдения этого условия требовать от ребенка успеваемости и успехов во всех видах учебной и иной деятельности, высокого интеллектуального развития – бессмысленно.

Так же как пытаться принимать участие в гонке на автомобиле, ее имеющем необходимого технического состояния. Он будет ехать, конечно, но не быстрее, чем позволят его собранные в единое целое детали. И, самое нелепое в такой ситуации, – жать на газ!

Пример взаимодействия полушарий при списывании (с доски или учебника)

Рассмотрим, что происходит при выполнении обычных упражнений по русскому языку. Начнем со списывания с доски или учебника.

При списывании:

  1. Зрительная информация: образы, изображения букв и целых слов, поступает непосредственно в правое полушарие.
  2. Электрические реакции мозга говорят о том, что при выполнении заданий правое полушарие начинает активно воспринимать письменную речь. Здесь происходит ее зрительно-пространственный анализ.
  3. Затем его результаты передаются в левое полушарие для окончательной специализированной обработки, для распознания смысла текста.

То есть левое полушарие распознает и понимает, о чем эти слова и для чего эти буквы, а правое просто воспринимает картинки, не озадачиваясь смыслом ни букв, ни слов. Именно при таком распределении ролей письменная информация опознается человеком.

Пример взаимодействия полушарий при устной речи или диктанте

Продолжим рассматривать, что происходит при выполнении упражнений по русскому на примере написания диктантов на слух.

  1. Сначала активируется слуховая зона – височный отдел левого полушария. При поступлении туда, информация сначала перешифровывается в знаки (буквы, слова) и в лобных долях головного мозга вырабатывается алгоритм написания этих слов. Фонемы – звуки слов, произносимых учителем при диктанте, переводятся в графемы – знаковые буквенные изображения слов.
  2. Процесс этой перешифровки и есть передача поступившей информации из левого полушария в правое.

И только потом, после всех этих событий, произошедших в полушариях мозга, ребенок начинает писать, когда подключится уже моторная функция, управляющая кистью и пальцами под контролем лобных отделов головного мозга. Именно и только при таком распределении ролей между отделами головного мозга происходит выполнение письменных заданий по русскому языку. И никак, по-другому.

Важные этапы развития мозга

Результаты многочисленных нейропсихологических исследований состояния высших психических функций в детском возрасте помогли приблизиться к пониманию механизмов, лежащих в основе неодинакового проявления изменений на разных этапах индивидуального развития ребенка.

Если онтогенез (индивидуальное развитие) ребенка происходит согласно норме, изменения в развитии и установлении мозговых процессов идут в установленном порядке и хронологии. На программу развития человека, предопределенную видовой генетической программой развития, воздействуют конкретные особенности развития каждого конкретного ребенка, такие как семья, социальная среда, физические воздействия, перенесенные болезни, особенности протекания беременности и родов у мамы и т.д. Все это вместе как раз дает возникновение индивидуальных различий в развитии и созревании человеческого мозга и огромное количество вариантов психики человек, неповторимой человеческой индивидуальности.

«Скачок» развития межполушарного взаимодействия — этап ползания

Этап ползания в младенчестве является критически важным для формирования межполушарного взаимодействия. Детальное описание вынесено в .

«Скачок» развития левого полушария — развитие речи

В 2-3 года у ребенка начинает активно развиваться речь за счет общения со взрослыми носителями языка, подражанию словам, словосочетаниям, которые ребенок слышит.
Лингвистический объем нарастает в геометрической прогрессии, и поэтому левое полушарие все в большей степени забирает на себя функции анализа и понимания всех видов речи. Правое полушарие в этот период не может с ним в этом конкурировать. Так левое полушарие становится доминирующим, а правое берет на себя функции приемника и расшифровщика знаков (букв и слов), в нем осуществляется зрительно-пространственный анализ и происходит передача в левое полушарие уже обработанной информации для понимания и осмысления. Только при таком раскладе и только в такой последовательности восприятие устной и письменной речи происходит быстро и надежно.

Интересные факты

  • В семьях, где родители являются представителями интеллигенции, дети имеют больше возможностей совершенствования речи поэтому левое полушарие у них развито.
  • Деревенские дети, предоставленные большую часть времени самим себе и природе, обладают более развитым правым полушарием.

«Скачок» развития левого полушария — школа

Дошкольники и первоклассники в первые две четверти обучения в норме демонстрируют более высокую активность правого полушария. В последние месяцы обучения в первом классе ведущим становится левое полушарие . То есть в первом классе в норме происходит смена доминантного полушария. Это происходит потому, что в первом классе при начале обучения самая большая нагрузка ложится на правополушарные мозговые структуры, и это полушарие стимулируется, в ответ на стимуляцию развивается быстрее. К концу первого класса занятия, которые включают большое количество логических операций (развитие речи и др.), приводят к доминированию левого полушария.

Проблема сниженной активности левого полушария

При высоком уровне интеллектуального развития появляются плохие навыки чтения, сложности в усвоении нового материала, ребенок не обращает внимания на целые сказанные ему фразы, «пропускает их мимо ушей». Он сложно обучается навыкам письма и чтения, при написании переставляет слова и буквы, повторяет одни те же ошибки при работе в классе. У такого ребенка часто страдают запоминание и выучивание. Он начинает испытывать затруднения в самовыражении.

Однако трудные задания для детей с пониженной функцией правого полушария даются детям со сниженной активностью левого полушария легче.

Такая левополушарная дисфункция может быть вызвана повышенной функцией правого полушария, которая тем самым мешает созреванию и активности левого.

Проблема сниженной активности правого полушария

Младшие школьники и дошкольники все больше времени проводят в виртуальной реальности.

Из-за этого у них часто наблюдается преимущественное развитие зон левого полушария головного мозга, которые отвечают за сбор информации и рациональное логическое мышление. При этом речевые зоны развиваются в меньшем объеме, не развиваются и даже угнетаются за счет преимущественного развития не речевых зон.

Это примерно так же, как если ограниченное количество пищи давать большому количеству рыбок в аквариуме. Будут кушать, и развиваться самые сильные и активные из них. То есть те, которые поели утром, поедят и в обед. Соответственно именно они будут процветать, и развиваться за счет остальных.

При стимуляции развития частей левого полушария с помощью виртуальной реальности, полушарие правое, ответственное за творческую сторону личности, подавляется в своей активности и используется в работе у таких детей все меньше и меньше.

На таких детей обычно оказывается совершенно бессмысленное психологическое и педагогическое воздействие. Его водят на психологическую коррекцию к психологам. Пытаются найти неврологические проблемы. Разыскивают какие-то проблемы в семье. Ищут истину в диапазоне вопросов: Что повлияло? Может, кто напугал? Обидел? Или отчим строгий? И т.д.

Зачем? Если у ребенка просто доминирует другое полушарие, чем необходимо для нормального овладения чтением, или письмом или счетом. Хоть завоспитывайся – сделаешь только хуже. Все ваши усилия, массированное психолого-педагогическое воздействие, только усугубят процесс. Например, любые попытки ускорить процесс овладения чтением или письмом, больше, чем позволяет межполушарное взаимодействие – только утяжеляют и процесс чтения, и процесс письма. И к одной беде добавляется другая - невротические реакции на обучение. Вот тут уже и на растерзание к психологам можно будет.

Помочь таким детям справиться со своими особенностями можно только использованием в обучении оптимального метода и темпа, которые учтут особенности ребенка.

Проблемы при нарушении взаимодействия полушарий

Если образы букв и слов вдруг не поступят в правое полушарие, а направятся сразу в левое? Тогда полученные не по адресу образы мгновенно отсылаются левым полушарием в правое, так как само левое полушарие не разбирается в буквах и изображениях слов, «не понимает», не распознает их. И оно перекидывает их для распознания правому, а то, проделав эту работу, возвращает левому обратно уже для понимания смысла речи, не умея делать это самостоятельно, также хорошо, как левое.

Естественно, что в этом случае время обработки лингвистического материала резко возрастает, а ее точность падает , так как во время двойной пересылки из полушария в полушарие резко возрастает опасность потери или искажения информации. Вот и появляется ребенок, который сидит, старается, но пишет в тетрадке как попало и что попало. На «тройку». Про такого говорят «тормозит на ровном месте». Это происходит при списывании.

Вышеприведенные примеры показывают какие последствия имеют нарушения в развитии нервной системы ребенка. Той самой нервной системы, которая в юном возрасте еще несовершенна, но при этом развивается гигантскими темпами, ежедневно, ежечасно. И, не побоюсь этого слова, - ежесекундно.

В данной статье я не претендую на подробное и доскональное изложение огромного массива нейропсихологической информации. Я просто хочу проиллюстрировать одну маленькую частность – а именно, как нарушается процесс правильного межполушарного взаимодействия, а вместе с ним и все становление ЦНС ребенка, его психика, обучение, качество социальных контактов, и даже физиология и соматическое здоровье.

Повторюсь, одним из важнейших этапов развития межполушарного взаимодействия является ползание. О важности ползания для развития межполушарного взаимодействия . Нередко причиной неуспеваемости детей является отсутствие периода ползания. Родители, стараясь решить проблему неуспеваемости, привлекают психологов и педагогов, но обычно до сути проблемы мало, кто добирается.

Завершение

Теперь, когда вы введены в курс дел о дисбалансе развития мозговых структур, вы должны понимать насколько осторожно необходимо рассматривать вопрос использования развивающих методик. При использовании методик важно учитывать, что ни одна из методик раннего развития не имеет официального подтверждения безвредности, но большинство из них имеют влияние на последовательность созревания мозговых структур и может привести к дисбалансу.

Важно обозначить, что изучением и корректировками развития мозга в зависимости от психики занимается нейропсихология . Причины по которым обычно не используются прямые нейропсихологические способы понять и избавить своего ребенка от проблемы:

  • надо заставить себя много прочитать очень скучной и тяжелой для понимания «не специалиста» литературы;
  • надо потратить много реального времени на понимание того, что происходит с ребенком на самом деле;
  • надо потратить огромное количество усилий в применении полученного знания, потому что нейропсихологическая коррекция очень длительный, скажу даже нудный процесс, в котором самое сложное – найти специалиста;
  • процесс нейропсихологической коррекции напоминает тренировки в спортзале для того, чтобы скорректировать фигуру (ну не вырастет нужная мышца быстрее, чем она может расти);
  • другое дело, что специалист нейропсихолог поможет, как тренер, выбрать нужную методику, учитывая индивидуальные особенности ребенка;
  • упрощенный путь – «накоплю денег, приведу к психологу и скорректирую, особенно, если с психологом повезет» в данной ситуации не работает.

Зачастую в современном обществе люди не имеют возможности обратиться к нейропсихологу и пытаются решить проблемы при помощи психологов, психиатров, психотерапевтов.

Антиреклама. Я сам далек от нейропсихологии. Я – врач-психиатр, психотерапевт. Понимаю, что мое воздействие на ситуацию и помощь ребенку сводится в подобных случаях только к тому, чтобы объяснить родителям и помочь им понять, что в моем лечении, как и в работе с психологом такой ребенок не нуждается вообще. Не приходите к нам на лечении и коррекцию с подобными нарушениями. Ни психотерапевт (я в том числе), ни психолог вам не помогут.

Нейропсихология – очень трудоемкое занятие. Знание там собирается годами по мельчайшим крупицам. Знание очень точное, надежное, не предположительное, не умозрительное и пустое. Специалисты в этой области проводят годами экспериментальные научные исследования и по крупицам собирают знания о законах развития человеческого мозга, нервной системы и психики. О взаимодействии отдельных анатомических единиц и зон мозга человека. На это у них уходит масса времени поэтому они редко занимаются коррекционной практикой. Они, являясь фанатиками науки, а в этой специальности по-другому нельзя, если оказывают помощь, то штучно и с большими затратами сил и времени. Многие родители просто не готовы к такому раскладу. А другого правильного пути нет.

Те, кто уже столкнулся с необходимостью гармонизации мыслительной деятельности ребенка, должны знать, что в таких случаях необходима дифференцированная система подбора корректирующих методик в соответствии с типом, асимметрии его полушарий. Для развития межполушарных связей, а также для развития правого и левого полушарий можно использовать комплексы специальных упражнений. Компетентными специалистами в этих вопросах являются нейропсихологи. Лечение проблем снижения активности представляет собой точную коррекцию учебного процесса. Безусловно, такая коррекция более эффективна на ранней стадии развития этих нарушений, а её профилактика позволяет выявить предрасположенности к данному нарушению и заключается в проведении комплекса предупредительных мер. Медикаментозное лечение при подобных нарушениях имеет недоказанную эффективность и его применение не рекомендуется. Равно, как не рекомендуется и большинство психолого-педагогических методик.

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АСИММЕТРИЯ ПОЛУШАРИЙ

ГОЛОВНОГО МОЗГА.

Головной мозг состоит из трех крупных частей: большой мозг, мозжечок и мозговой ствол. По размерам и функциональной значимости большой мозг играет ведущую роль. Поэтому, в упрощенном варианте его можно называть головным мозгом. Головной мозг состоит из левого и правого полушарий. Морфологически или по форме они очень похожи друг на друга. Однако их нельзя назвать парными органами, поскольку в функциональном плане они не однозначны. отвечает за человека, а правое за его эмоциональные характеристики. Учитывая тот факт, что именно в сфере их функциональной деятельности находятся личностные характеристики человека, его поведение, привычки, эмоции, интеллектуальные способности а, в конечном счете, и его судьба, изучение мозга является насущной необходимостью. Кроме того это чрезвычайно интересное занятие, которое приносит нам все новые и новые сюрпризы. Так нами было установлено, что у основной массы наших людей правое полушарие является более активным, нежели левое, Поскольку правое полушарие отвечает за формирование негативного эмоционального статуса человека, то можно считать, что мы все более эмоциональны, нежели рациональны и, причем негативно эмоциональны. Проще сказать мы очень злые, агрессивные и злопамятные. И это, в первую очередь, бьет по нам самим, это очень вредит нашим семейным и общественным отношениям, подрывает наше здоровье и сокращает нашу жизнь на 10 - 15 лет. Как исправить такое положение?

Функции полушарий головного мозга

Функциональная неоднозначность полушарий головного мозга была выявлена на основании данных о нарушениях речи. Открытие это своими корнями уходит во вторую половину XIX века. Исходя из результатов посмертного вскрытия больных утративших дар речи, французский врач-клиницист P. Broka установил связь этого заболевания с поражениями нервных клеток в лобной доле левого полушария головного мозга. Несколько позднее С. Wemecxe описал утрату способности устного речевого общения, так называемую сенсорную афазию, у пациента с повреждением височной извилины того же полушария. Далее, было установлено, что левое полушарие мозга доминирует не только в речи, но и в процессах чтения, письма, счета, способности к логическому мышлению. Была сформулирована концепция доминирования левого полушария головного мозга. Правое полушарие представлялось подчиненным и не имеющим специфических свойств.

Однако в клинике накапливались факты, проясняющие значение правого полушария в формировании эмоционального статуса человека. В 1881 г. B.Luys, исследуя пациентов с очаговыми поражениями головного мозга и полной потерей произвольных движений одной половины тела (гемиплегией), показал, что правому полушарию головного мозга принадлежит доминирующая роль в сфере эмоций. Несколько позднее, доминантность правого полушария в экспрессии эмоций была определена Н Sackkeim. Оказалось, что правое полушарие отвечает за эмоции и, в большей степени, за отрицательные эмоции. При преобладании функции правого полушария человек склонен к негативизму восприятию окружающей среды Он видит, прежде всего, отрицательные аспекты событий, лучше запоминает их и дольше помнит. Таким образом, при доминирующей активности правого полушария над левым формируется отрицательный эмоциональный профиль личности, выраженность которого зависит от степени этой активности. Дальнейшие исследования в этой области показали более глубокую связь в плане функциональных отношений левого и правого полушарий, их взаимно дополняющую друг друга специализацию. Как оказалось, функциональная асимметрия полушарий головного мозга неоднозначна, сложно мозаична, имеет возрастные особенности. Однако, вполне обоснованно и с достаточно высокой степенью достоверности можно утверждать, что левое полушарие, в большей мере, является вербально логическим, ответственным за интеллектуальный уровень личности, в то время как правое полушарие, в большей мере, является пространственно = чувственным. Высокий уровень активности того или иного полушария определяет Функциональная неоднозначность полушарий головного мозга сформировалась в ходе эволюции центральной нервной системы (ЦНС).

Эволюция ЦНС.

В развитии нервной системы животных принято выделять три последовательных этапа или три узловую и трубчатую. Первые многоклеточные организмы, например, пресноводный полип гидра, имеют диффузную нервную систему.

По всей поверхности наружного слоя гидры расположены нервные клетки. Они имеют звездообразную форму, т к. снабжены длинными отростками. Отростки близко расположенных нервных контактируют между собой, а часть их контактирует с кожно-мускульными клетками. Рабочее состояние нервной клетки - возбуждение. Если к гидре прикоснуться тонкой иглой, то возбуждение от раздражения одной из нервных клеток передается по отросткам другим нервным клеткам, а от них к кожно-мускульным клеткам. Происходит сокращение мускульных волоконец, и гидра сжимается в маленький комочек.

Дальнейшее развитие нервной системы приводит к тому, что разбросанные по всему телу нашей, уже описанной ранее гидры, нервные клетки постепенно группируются в нервные цепочки и нервные узлы - скопления нервных клеток. Первым представителем, у кого мы наблюдаем узловую нервную систему, являются плоские черви и их типичный представитель - белая планария. Этот червяк длиной 1-2см, живущий в прудах и ручьях, имеет белое тело с просвечивающим кишечником, набитым темной пищей. Одной из особенностей нервной системы планарии является двусторонняя симметрия. Ее правая сторона выглядит как левой. Все органы планарии попарно располагаются по обе стороны воображаемой плоскости, проходящей вдоль тела животного. Двусторонняя симметрия свойственна для большинства многоклеточных животных, в том числе, и человека. Планария имеет по бокам два нервных ствола. В передней части оба нервных ствола заканчиваются крупными нервными узлами, связанными между собой. У кольчатых червей они формируются в большие подглоточный и надглоточный узлы. Эти два больших узла и нервные стволы являются предшественниками современной ЦНС позвоночных животных и человека.

Более крупный подглоточный узел обеспечивает осязательные, а надглоточный - пищеварительные функции. Далее, в процессе эволюции происходит перемещение надглоточного узла влево, а подглоточного вправо и вверх, Таким образом формируется правое и левое полушария головного мозга. Вращательные движения надглоточного и подглоточного узлов, соединенных с нервными стволами приводят к перекрещиванию нервных путей. Два нервных ствола погружаются вглубь мышечной ткани и, соединяясь между собой, формируют первичный спинной мозг. Функциональная и морфологическая неоднозначность надглоточного и подглоточного узлов явилась причиной функциональной неоднозначности левого и правого полушарий головного мозга человека.

функциональная типология

Функциональная асимметрия полушарий головного мозга дает возможность классифицировать людей по степени относительной активности левого или правого полушарий головного мозга. Психологи всегда пытались разделить людей на психофизиологические типы.

Первая попытка такой классификации людей уходит в далекое прошлое. В V веке до н.э. древне-греческий врач, реформатор античной медицины Гиппократ создал учение, согласно которому человеческое тело состоит из 4х элементов: воздуха, воды, огня, и земли. Предполагалось, что соединения этих элементов создают 4 субстанции: кровь, слизь, черная желчь, желтая желчь, которые и определяют 4 типа человека. Несколько позднее, 130-200 лет до н.э, последователь Гиппократа, греческий врач Клавдий Галлен предложил выделить 4 основных психологических типа, основанных на эмоциональном состоянии человека. Это сангвиник - склонен к радости, флегматик - к спокойствию, меланхолик - к тоске и холерик - гневный тип. Эта классификация выдержала два тысячелетия. Была выявлена физиологическая связь некоторых болезней с Так меланхолик склонен к определенным заболеваниям сердечно - сосудистой системы, вегето-сосудистой дистонии, депрессии, шизоидной психопатии. Холерик, например, склонен к дисфункции желудочно-кишечного тракта, мочеполовой системы, спазмам, судорогам, маниакальности, истероидной или эпилептоидной психопатии. Знание психотипа имеет большое значение в медицине для уточнения диагноза и лечения, а также в коррекции социальных отношений.

В ХХ веке исследование психотипов получило новое направление, связанное с психоанализом, разработанным З.Фрейдом. Наиболее значимой в этом плане является типология К. Юнга, одного из выдающихся учеников З.Фрейда. В основу своей системы он ставит 4 класса людей: мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный. Каждый из этих людей того или иного класса может проявить себя как экстравертный, так и интравертный, образуя в общем количестве 8 психотипов. По классификации К.Юнга интраверт склонен оставлять все переживания внутри себя, он легко раним и беззащитен, подвержен какой-либо идее и ему тяжело пересмотреть свои взгляды. В этом отношении экстравертам гораздо легче. Они общительны, легко ориентируются в любой обстановке, обществе, способны прогнозировать и перестраивать свои отношения. Все достается им удивительно легко, а свои неприятности они не замечают и просто пропускают их сквозь пальцы.

И.П.Павлов в основу разработанной им классификации положил основные процессы в деятельности центральной нервной системы. Он выделил 4 типа высшей нервной деятельности по силе, уравновешенности, возбуждению и торможению нервных процессов.

Все вышеперечисленные классификации не учитывали факта функциональной неоднозначности левого и правого полушарий головного мозга. Как выяснилось, на психическую деятельность и поведение человека серьезное влияние оказывает доминирование того или иного полушария. Было предложено выделять два психотипа: левополушарный и правополушарный, где характеристикой основных свойств каждого типа является функциональная направленность доминирующего полушария головного мозга. Проблема заключается в научно обоснованном определении доминирования того или иного полушария. А.П. Ануашвили предлагает выявлять доминирование правого или левого полушария головного мозга путем определения разности амплитуд колебательных процессов в том или ином полушарии и степенью согласованности этих колебательных процессов между собой. Для определения этих параметров требуются непосредственные измерения с помощью датчиков, измеряющих электромагнитные излучения мозга. Кроме того, что данная методика требует использования дорогостоящего специализированного оборудования недоступного для широкого использования, электромагнитные характеристики излучения мозга отличаются высоким уровнем нестабильности. Они легко изменяются и зависят от многих дополнительных факторов. Очевидно, что это существенно влияет на объективность результатов исследований и требуют накопления большого количества статистического материала.

Синтезированные фотографии.

Нами предложена методика косвенного определения преобладающего полушария головного мозга сравнением площади поверхности левой и правой половины лица. Поверхность лица формируется его мимической мускулатурой и чем сильнее она развита, тем больше площадь поверхности лица. Развитие мимической мускулатуры напрямую зависит от функциональной активности корковых комплексов нейронов левого и правого полушарий головного мозга. Поскольку мимическая мускулатура левого и правого лица иннервируется контрлатерально, то есть противоположными полушариями, то площадь поверхности правого лица зависит от активности левого полушария, а площадь поверхности левого лица соответственно зависит от активности правого полушария. При стабильном доминировании или более высокой активности, например, правого полушария мимическая мускулатура левой половины лица будет развита значительно сильнее мимической мускулатуры правой половины лица, а следовательно и площадь поверхности левой половины лица будет больше площади поверхности правой половины лица. Заметим, что доминирование одного полушария или более высокая степень возбуждения его нейронов, как правило, вызывает относительное торможение нервных процессов в противоположном полушарии. Это еще больше усиливает вышеописанный эффект.

Для выявления доминирующего полушария сравнивались площади поверхности синтезированных фотографий левого и правого лица. Синтезированная фотография представляет собой фотоизображение, составленное из одной половины лица и ее зеркального отражения. Лицо на фотографии разделяется по осевой анатомической линии на две половины, и из каждой половины составляются две синтезированные фотографии. Берется левая половина лица и ее зеркальное отображение и комбинируется левое лицо. Таким же образом делается комбинированная фотография правого лица. Это осуществлялось с помощью компьютерной программы. Далее измерялись площади поверхности левого и правого лица синтезированных фотографий. Одинаковый масштаб фотографий и их фронтальные изображения позволяют производить сравнительную математическую обработку. Площадь искомой половины лица с одной стороны ограничивалась центральной осевой анатомической линией, а с другой внешними контурами лица.

Для определения доминирующего полушария и степени его доминирования было введено понятие коэффициента асимметрии лица, который определялся отношением площадей поверхности левого и правого лица. Если отношение площади левого лица к площади правого больше единицы, то есть площадь левого лица больше правого, то это означает что правое полушарие более активно, чем левое. Если это отношение меньше единицы, то более активным полушарием является левое. Если данный коэффициент равен единице, то лицо является абсолютно симметричным и оба полушария имеют одинаковую активность. Таким образом, мы можем легко выявить какое полушарие у испытуемого является активным и определить его индивидуальный коэффициент асимметрии. Исследования проводились среди студентов НГМА.

Результаты оказались несколько неожиданными. Нам виделось что, в количественном отношении число правополушарных и левополушарных типов должно быть примерно одинаковым. Однако в процентном отношении число правополушарных людей составило 87,7%, число левополушарных 12,3%. Число симметрично функционирующих полушарий равно нулю. Какое - то полушарие всегда является чуть более активным, чем противоположное. Средний коэффициент асимметрии в группе с активным левым полушарием составил 0, 944, а в группе с активным правым полушарием 1,087. Были проведены дополнительные исследования среди различных возрастных и социальных групп. Результаты оказались идентичными. Мы все очень эмоциональны и, как правило, сначала делаем, а потом думаем, совершаем поступки, а потом раскаиваемся.

Функциональная типология.

Левое полушарие обрабатывает информацию, последовательно кодируя и сопоставляя ее детали, т. е. идет от анализа к синтезу, где выводы делаются после тщательной обработки данных. Лишь после этого левое полушарие определяет цели и намечает пути их реализации. Такой подход гарантирует высокий уровень успешности и результативности. Анализируя ситуацию, происходящую здесь и сейчас, левое полушарие делает ставку на будущее. Такой человек в процессе своей настоящей деятельности, прогнозирует ожидаемое будущее и видит себя в этой ситуации активно действующим лицом. Он проявляет исключительную изобретательность и холодную рассудительность в сложных ситуациях. Это позволяет исключать принятие ошибочных решений и избежать нежелательных последствий. Среди этих людей мы видим ученых, инженеров, руководителей. С учетом всех обстоятельств и особенностей функционирования левого полушария, способов его восприятия окружающей действительности и выражения своей психической сущности человек у которого доминирует левое полушарие, определяется как интеллектуальный логический тип.

Правое полушарие играет ведущую роль в эмоциональной сфере психической деятельности человека. Учитывая тот факт, что левое полушарие кроме всего, берет на себя весь спектр положительных эмоций, то естественно, мы оказываемся не только эмоциональными, но эмоциональными негативно. Правое полушарие обеспечивает целостное и образное восприятие мира, но это восприятие всегда носит негативный оттенок. Плохое всегда запоминается лучше, чем хорошее, имеет особенность накапливаться. Работая в настоящем, правое полушарие опирается исключительно на прошлое, выискивает там неблагоприятные обстоятельства и опирается на них, принимая решения. Это приводит к нежелательным и непредвиденным последствиям. И это еще мягко сказано. Правое полушарие работает в аналоговом режиме с очень узким спектром анализа. Оно сравнивает объекты в таких понятиях как хорошее или плохое, злое или доброе, верное или неверное и совершенно не способно к компромиссам. Люди, у которых доминирует правое полушарие, относятся к чувственному типу, они чрезмерно эмоциональны и, находясь во власти эмоций не способны думать. Однако в эмоциональном плане они очень выразительны, окружающий мир они воспринимают на чувственном уровне, способны к состраданию, благотворительности, готовы к самопожертвованию в борьбе за справедливость. Из этой среды выходят вожди. Отсюда же к нам приходят художники, скульпторы, поэты, певцы, артисты, в конечном счете, романтики, украшающие наше общество, дающие ему привлекательность и направленность. Это хорошо. Но существует одна вещь, которая довлеет над нами. Это раздражение.

Правополушарный тип изначально несет в себе раздражение и основанием для этого является постоянная активность правого полушария, его негативно эмоциональная направленность. Это тлеющий вулкан, который живет в наших душах. Любое непредвиденное препятствие вызывает в нас безудержный гнев. Происходит это в результате генерализации возбуждения, когда отрицательные эмоции захватывают весь мозг. Здесь любой внешний импульс только усиливает возбуждение. Если такого человека не остановить, он может совершить любое преступление, вплоть до убийства.

Подспудное раздражение держит нас в состоянии, хотя и слабой, но постоянной депрессии. Любая, даже незначительная неблагоприятная ситуация может ввергнуть нас уже в настоящую депрессию. Неуверенность, тревожное и тягостное состояние, подавленный невыносимая душевная боль, ощущение собственной никчемности. Этот страшный список можно продолжать до бесконечности. Требуется лишь сказать, что и последствия такого состояния ничего хорошего не предвещают. Они являются причиной целого ряда тяжелых заболеваний. Это, прежде всего язва желудка, бронхиальная астма, сахарный диабет и сердечно = сосудистые заболевания. При тяжелых формах депрессии возникают нервные расстройства и суицидальный синдром, который часто заканчивается трагедией. По всем этим показателям мы чуть ли не лидеры. Такова наша национальная особенность. В целом, все это сокращает продолжительность жизни до 10 - 15 лет, в зависимости от степени асимметрии полушарий. Как исправить данное положение?

Психологическая коррекция.

Исследования различных типов людей ставят перед учёными-психологами проблему устранения отрицательных характеристик личности, изменения её в позитивном направлении. Задача заключается в создании гармоничной, высоко духовной, творческой личности, помогая ей раскрыть свои положительные качества, способствовать укреплению физического здоровья. Теперь, когда понятны причины наших многих несчастий рассмотрим методы борьбы со злым роком, который не дает нам жить спокойно и счастливо.

Проявления на лице человека функционального состояния полушария головного мозга позволяют получить, при визуальной обработке синтезированных фотографий левого и правого лица, коррекцию психологического состояния человека. Рассматривая синтезированные фотографии, составленные из левой и правой половин лица, испытуемый видит двух различных людей. Происходит которое мозг стремится ликвидировать, устраняя асимметрию между левой и правой половинами лица Синтезированные фотографии показывают мозгу обнажённую действительность, результат его неудачной деятельности и побуждают его к исправлению ситуации. Мозг обладает огромной способностью к самовосстановлению и самосовершенствованию. Когда, наконец, цели определены, сознание приступает к самокоррекции.

Визуализацию или просмотр синтезированных фотографий следует проводить перед сном, в спокойной обстановке. Просматривать фотографии следует поочередно, в течение нескольких минут каждую. Далее, работа по исправлению функциональных перекосов в работе мозга идёт на подсознательном уровне. Курс данной психотерапии составляет 7 - 10 дней и повторяется через 1 месяц. Достаточно 2 - 3 курса. В результате такой психотерапии меняется поведение человека, геометрические пропорции и эмоциональная выраженность лица меняются в положительную сторону. Повышается иммунитет и самооценка, уходят болезни, нормализуется давление.

Функциональными отделами головного мозга являются ствол, мозжечок и конечный отдел, который включает в себя большие полушария мозга. Последний компонент является самой объемной частью - он занимает около 80% от массы органа и 2% от веса тела человека, при этом на его работу тратиться до 25% всей энергии, вырабатываемой в организме.

Полушария головного мозга незначительно отличаются между собой размером, глубиной извилин и функциями, которые они выполняют: левое отвечает за логическое и аналитическое мышление, а правое - за моторику. При этом они взаимозаменяемы - если одно из них повреждается, то другое способно частично взять на себя выполнение его функций.

Изучая мозг известных людей специалисты заметили, что от того, какая из половин конечного отдела развита больше, зависят способности человека. Например, у художников и поэтов чаще всего развито правое полушарие, так как эта часть мозга отвечает за творческие способности.

Основные аспекты физиологии больших полушарий или как еще их называют гемисфер, на примере развития головного мозга у ребенка с момента его зачатия.

Центральная нервная система начинает развиваться практически сразу после оплодотворения яйцеклетки и уже на 4 неделе после имплантации эмбриона в слизистую матки, она представляет собой 3 соединенных последовательно мозговых пузырька. Первый из них является зачатком переднего отдела головного мозга и, следовательно, его больших полушарий, второй - среднего мозга, и последний, третий формирует ромбовидный отдел мозга.

Параллельно этому процессу происходит зарождение коры мозга - вначале она выглядит как небольшая длинная пластинка серого вещества, состоящего главным образом из скопления тел нейронов.

Далее происходит физиологическое созревание основных отделов головного мозга: к 9 неделе беременности передний отдел увеличивается, и образует 2 больших полушария, соединенных между собой с помощью особой структуры - мозолистого тела. Так же как и меньшие нервные комиссуры (верхняя и задняя спайка, свод мозга) оно состоит из большого пучка отростков нервных клеток - аксонов, расположенных преимущественно в поперечном направлении. Такое строение впоследствии позволяет моментально передавать информацию из одной части мозга в другую.

Зачаток коры, покрывающей белое вещество полушарий, в это время также претерпевает изменения: происходит постепенное наращивание слоев и увеличение площади покрытия. При этом верхний корковый слой увеличивается быстрее нижнего, благодаря чему появляются складки и борозды.

К 6 месячному возрасту эмбриона, например, левое полушарие мозга имеет все основные первичные извилины: боковую, центральную, мозолистую, теменно-затылочную и шпорную, при этом рисунок их расположения зеркален правому полушарию. Затем формируются извилины второго ряда, и одновременно происходит увеличение числа слоев коры головного мозга.

К моменту рождения конечный отдел и соответственно большие полушария головного мозга человека имеют привычный всем вид, а кора насчитывает все 6 слоев. Рост количества нейронов останавливается. Увеличение веса мозгового вещества в дальнейшем является результатом роста уже имеющихся нервных клеток и развитием глиальных тканей.

По мере развития ребенка нейроны образуют еще большую разветвленную сеть межнейрональных связей. У большинства людей совершенствование головного мозга заканчивается к 18 летнему возрасту.

Кора головного мозга взрослого человека, покрывающая всю поверхность больших полушарий, состоит из нескольких функциональных слоев:

  1. молекулярного;
  2. наружного зернистого;
  3. пирамидального;
  4. внутреннего зернистого;
  5. ганглионарного;
  6. мультиморфного;
  7. белое вещество.

Нейроны этих структур имеют разное строение и функциональное предназначение, но при этом они образуют серое вещество головного мозга, которое является неотъемлемой частью больших полушарий. Также с помощью этих функциональных единиц кора головного мозга осуществляет все основные проявления высшей нервной деятельности человека - мышление, запоминание, эмоциональное состояние, речь и внимание.

Толщина коры не однородна на всем протяжении, так, например наибольшего значения она достигает в верхних участках предцентральной и постцентральной извилины. При этом рисунок расположение извилин строго индивидуален - на земле не существует двух людей с одинаковыми мозгами.

Анатомически поверхность больших полушарий подразделяется на несколько частей или долей, ограниченных наиболее значимыми извилинами:

  1. Лобная доля. Сзади ограничивается центральной бороздой, внизу - латеральной. В направлении вперед от центральной борозды и параллельно ей залегают верхняя и нижняя прецентральные борозды. Между ними и центральной бороздой располагается передняя центральная извилина. От обеих прецентральных борозд отходят под прямым углом верхняя и нижняя лобные борозды, ограничивающие три лобные извилины - верхнюю среднюю и нижнюю.
  2. Теменная доля. Эта доля впереди ограничена центральной бороздой, снизу - латеральной, а сзади - теменно-затылочной и поперечной затылочной бороздами. Параллельно центральной борозде и впереди от нее идет постцентральная борозда, которая разделяется на верхнюю и нижнюю борозды. Между нею и центральной бороздой расположена задняя центральная извилина.
  3. Затылочная доля. Борозды и извилины на наружной поверхности затылочной доли способны менять свое направление. Наиболее постоянная из них - верхняя затылочная извилина. На границе теменной доли и затылочной располагается несколько переходных извилин. Первая окружает нижний конец, который выходит на наружную поверхность полушария теменно-затылочной борозды. В задней части затылочной доли находятся одна или две полярные борозды, имеющие вертикальное направление и ограничивающие на затылочном полюсе нисходящую затылочную извилину.
  4. Височная доля. Эта часть полушария ограничена спереди латеральной бороздой, а в заднем отделе - линией, соединяющей задний конец латеральной борозды с нижним концом поперечной затылочной борозды. На наружной поверхности височной доли находятся верхняя, средняя и нижняя височные борозды. Поверхность верхней височной извилины образует нижнюю стенку латеральной борозды и делится на две части: оперкулярную, покрытую теменной покрышкой, и переднюю - инсулярную.
  5. Островок. Располагается в глубине латеральной борозды.

Таким образом получается, что кора мозга, покрывающая всю поверхность больших полушарий - это главный элемент центральной нервной системы, который позволяет обрабатывать и воспроизводить информацию, полученную из окружающей среды посредством органов чувств: зрения, осязания, обоняния, слуха и вкуса. Также она участвует в формировании кортикальных рефлексов, целенаправленных действий и участвует в формировании поведенческих особенностей человека.

За что отвечает левое и правое полушарие мозга

Вся поверхность коры переднего мозга, который включает в себя конечный отдел, покрыта бороздами и валиками, разделяющими поверхность больших полушарий мозга на несколько долей:

  • Лобная. Находится в передней части больших полушарий, отвечает за выполнение произвольных движений, речь и психическую деятельность. Также контролирует мышление и определяет поведение человека в обществе.
  • Теменная. Участвует в понимании пространственной ориентации тела, а также анализирует пропорции и размер сторонних предметов.
  • Затылочная. С ее помощью головной мозг обрабатывает и анализирует поступающую зрительную информацию.
  • Височная. Служит анализатором вкусовых и слуховых ощущений, а также участвует в понимании речи, формировании эмоций и запоминании поступающих данных.
  • Островок. Служит анализатором вкусовых ощущений.

В ходе исследований специалисты установили, что кора больших полушарий воспринимает и воспроизводит информацию, поступающую от органов чувств зеркально, то есть когда человек задумал пошевелить правой рукой, то в этот момент начинает работать моторная зона левого полушария и наоборот - если движение производится левой рукой, то работает правая гемисфера мозга.

Правое и левое полушарие головного мозга имеют одинаковое морфологическое строение, но, несмотря на это, они выполняют разные функции в организме.

Если говорить кратко, то работа левого полушария направлена на логическое мышление и аналитическое восприятие информации, при этом правое является генератором идей и пространственного мышления.

Сферы специализации обоих полушарий подробнее рассмотрены в таблице:

Левое полушарие Правое полушарие
№ п/п Основной сферой деятельности этой части конечного отдела является логика и аналитическое мышление: Работа правого полушария направлена на восприятие невербальной информации, то есть поступающей из внешней среды не на словах, а в символах и образах:
1 С его помощью человек развивает свою речь, пишет, и запоминает даты и события из его жизни. Оно отвечает за пространственное положение тела, а именно за его местонахождение в данный момент. Такая особенность позволяет человеку хорошо ориентироваться в окружающей среде, например в лесу. Также люди с развитым правым полушарием недолго разгадывают ребусы и легко справляются с мозаиками.
2 В этой части мозга происходит аналитическая обработка поступившей информации от органов чувств и ищутся рациональные пути решения в сложившейся ситуации. Правая гемисфера определяет творческие способности индивида, например восприятие и воспроизведение музыкальных композиций и песен, то есть человек, у которого развита эта зона восприятия, слышит фальшивые ноты при пении или игре на музыкальном инструменте.
3 Распознает только прямой смысл слов, например, люди у которых повреждена эта зона, не могут понять смысл шуток и пословиц, так как они требуют формирования мысленной причинно-следственной связи. При этом данные поступившие из окружающей среды прорабатываются последовательно. С помощью правого полушария человек постигает смысл пословиц, поговорок и другой информации преподносимой в виде метафоры. Например, слово «горит» в стихотворении: « В саду горит костер рябины красной», не должен восприниматься в буквальном смысле, так как в этом случае автор сравнил плоды рябины с пламенем костра.
4 Эта часть мозга является аналитическим центром поступившей зрительной информации, поэтому люди, у которых развито это полушарие, проявляют способности к точным наукам: математике или, например, физике, так как они требуют логического подхода при решении поставленных задач. С помощью правого полушария человек может мечтать и придумывать развитие событий в различных ситуациях, то есть, когда он фантазирует со словами: «представь, если…» то у него в этот момент включается в работу именно эта часть мозга. Также эта особенность используется при написании сюрреалистических картин, где требуется богатое воображение художника.
5 Контролирует и дает сигналы для целенаправленного движения конечностями и органами правой стороны тела. Эмоциональная сфера психики хоть и не является продуктом деятельности коры мозга, все же в большей степени подчиняется правому большому полушарию, так как зачастую основополагающую роль в формировании чувств играет невербальное восприятие информации и ее пространственная обработка, требующая хорошего воображения.
6 - За чувственное восприятие сексуального партнера отвечает также правое полушарие головного мозга, при этом процесс совокупления контролируется левой частью конечного отдела.
7 - Правое полушарие отвечает за восприятие мистических и религиозных мероприятий, за мечты и установку определенных ценностей в жизни индивида.
8 - Контролирует движения с левой стороны тела.
9 - Известно, что правое полушарие головного мозга способно одновременно воспринимать и обрабатывать большое количество информации, не прибегая к анализу ситуации. Например, с его помощью человек распознает знакомые лица и определяет эмоциональное состояние собеседника по одному только выражению лица.

Также кора левого и правого полушария мозга участвует в появлении условных рефлексов, характерной особенностью которых является то, что они формируются в течение всей жизни человека и не является постоянными, то есть могут пропадать и вновь появляться в зависимости от условий среды.

При этом поступающая информация обрабатывается всеми функциональными центрами больших полушарий: слуховым, речевым, двигательным, зрительным, что позволяет организму давать ответную реакцию, не прибегая к мыслительной деятельности, то есть на уровне подсознания. По этой причине у новорожденных детей нет условных рефлексов, так как они не имеют жизненного опыта.

Левое полушарие головного мозга и связанные с ним функции

Внешне левая часть мозга практически не отличается от правой - у каждого человека месторасположение зон и количество извилин одинаково с обеих сторон органа. Но при этом она является зеркальным отражением правого полушария.

Левое полушарие мозга отвечает за восприятие вербальной информации, то есть данных передаваемых с помощью устной речи, письма или текста. Его моторная зона отвечает за правильное произношение звуков речи, красивый почерк, предрасположенность к письму и чтению. При этом развитая височная зона будет свидетельствовать о способности человека к запоминанию дат, цифр и других письменных символов.

Также помимо основных функций, левое полушарие головного мозга выполняет ряд задач, определяющие те или иные черты характера:

  • Способность мыслить логически накладывает свой отпечаток на поведении человека, поэтому бытует мнение, что люди с развитой логикой эгоистичны. Но это не от того, что такие люди во всем видят выгоду, а потому, что их мозг ищет более рациональные пути решения поставленных задач, иногда в ущерб окружающим.
  • Любвеобильность. Люди с развитым левым полушарием благодаря своей настойчивости способны добиваться объекта влечения различными способами, но, к сожалению, после обретения желаемого быстро остывают - им просто становиться не интересно, в силу того большинство людей предсказуемы.
  • Благодаря своей пунктуальности и логическому подходу во всем, большинство «левополушарных» людей обладают врожденной вежливостью к окружающим, правда для этого им в детстве приходится часто напоминать о тех или иных нормах поведения.
  • Люди с развитым левым полушарием практически всегда рассуждают логично. По этой причине они не могут точно интерпретировать поведение других, особенно когда ситуация не относится к разряду обыденных.
  • Так как индивиды с развитым левым полушарием последовательны во всем, то они редко делают синтаксические и орфографические ошибки при написании текстов. В связи с этим их почерк отличается правильностью написания букв и чисел.
  • Они быстро обучаются, так как могут сконцентрировать все свое внимание на одном деле.
  • Как правило, люди с развитым левым полушарием отличаются надежностью, то есть на них можно положиться в любом вопросе.

Если человек проявляет все вышеперечисленные качества, то это дает основание предполагать что его левое полушарие более развито по сравнению с правой частью мозга.

Правое полушарие головного мозга и его функции

Специализацией правого полушария головного мозга является интуиция и восприятие невербальной информации, то есть данных выражающихся в мимике, жестах и интонации собеседника.

Примечательно, что люди с развитым правым полушарием способны проявлять свои способности в тех или иных видах искусства: живописи, лепке, музыке, поэзии. Это объясняется тем, что они способны мыслить пространственно, не зацикливаясь на малозначимых событиях в жизни. Их фантазия богата, что проявляется при написании картин и музыкальных произведений. Еще о таких людях говорят: «Витает в облаках».

Люди с развитым правым полушарием также обладают рядом характерных черт:

  • Они излишне эмоциональны, при этом их речь богата эпитетами и сравнениями. Нередко такой оратор проглатывает звуки, стараясь как можно больше внести смысла в произнесенные слова.
  • Люди с развитым правым полушарием целостны, открыты, доверчивы и наивны в общении с окружающими, но в то же время их легко обидеть или задеть. При этом они не стесняются своих чувств - могут плакать или приходить в гнев за считанные минуты.
  • Действуют по настроению.
  • Правополушарные люди способны находить нестандартные пути решения поставленных задач, это объясняется тем, что они рассматривают всю ситуацию в целом, не заостряя внимание на чем-то одном.

Какая половина мозга доминирует

Так как левое полушарие мозга отвечает за логичность и рациональный подход во всем, то ранее считалось, что оно является ведущим во всей центральной системе. Однако это не так: у человека оба полушария мозга участвуют в жизнедеятельности практически в равной степени, просто они отвечают за разные сферы высшей психической деятельности.

Примечательно, что в детском возрасте у большинства людей правое полушарие обычно больше левого. По этой причине окружающий мир воспринимается несколько иначе, чем во взрослом состоянии - дети склонны к фантазиям и восприятию невербальной информации, им все кажется интересно и загадочно. Также фантазируя, они учатся общаться с окружающей средой: проигрывают в уме разные ситуации из жизни и делают свои собственные выводы, то есть набираются опыта, который так необходим во взрослом состоянии. Впоследствии эта информация откладывается по большей части в левом полушарии.

Однако со временем, когда основные аспекты жизни выучены, активность правого полушария угасает и организм отдает предпочтение левой стороне мозга, как накопителю полученных знаний. Такая разобщенность работы частей мозга негативно сказывается на качестве жизни человека: он становится невосприимчив ко всему новому и остается консервативным во взглядах на будущее.

То, какая часть мозга работает в данный момент можно определить, сделав элементарный тест.

Посмотрите на двигающееся изображение:

Если оно вращается по часовой стрелке, то это означает что в данный момент активно левое полушарие головного мозга, которое ответственно за логику и анализ. Если же оно двигается в обратном направлении, то это значит, что работает правое полушарие, отвечающее за эмоции и интуитивное восприятие информации.

Однако если приложить усилие, то картинку можно заставить вращаться в любую сторону: для этого вначале нужно посмотреть на нее расфокусированным взглядом. Видите изменения?

Синхронизированная работа обоих полушарий

Несмотря на то, что два полушария конечного мозга по-разному воспринимают окружающий мир, для человека крайне важно, чтобы они слаженно работали между собой.

Анатомически это взаимодействие полушарий головного мозга осуществляется за счет мозолистого тела и других спаек, содержащих большое количество миелиновых волокон. Они соединяют симметрично все зоны одной части конечного мозга с другой, а также определяют слаженную работу несимметричных областей разных полушарий, например лобных извилин правого с теменными или затылочными левого. При этом с помощью особых структур нейронов - ассоциативных волокон, соединяются разные участки одного полушария.

Центральная нервная система человека имеет перекрестное распределение обязанностей - правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое – правой, при этом сотрудничество обеих половин можно наглядно продемонстрировать, попытавшись поднять одновременно параллельно полу руки под прямым углом - если это получилось, то это свидетельствует о взаимодействии обоих полушарий в данный момент.

Известно, что при помощи работы левого полушария мир выглядит проще, при этом правая часть воспринимает его таким, какой он есть. Такой подход позволяет человеку находить все новые и новые пути решения в сложных ситуациях, не усложняя себе задачу.

Так как правое полушарие отвечает за эмоциональное восприятие, то без него бы люди оставались бездушными «машинами», способными приспосабливать окружающий мир под нужды своей жизнедеятельности. Это конечно не правильно - ведь человек не был бы человеком, если бы у него не было, например чувства прекрасного или сострадания к окружающим.

У большинства людей доминирует левое полушарие, при этом в детском возрасте оно развивается посредством восприятия информации правой частью мозга, что позволяет существенно расширить полученный опыт и сформировать некоторые реакции организма на окружающий мир.

Так как головной мозг способен воспринимать и запоминать поступающую информацию практически всю жизнь, за исключением случаев, обусловленных специфическими заболеваниями, то это позволяет человеку самому участвовать в развитии этого органа.

Что даст развитие каждого из полушарий

В начале подведем итог: любая деятельность человека начинается с сопоставления новых данных с прежним опытом, то есть в этом процессе задействовано левое полушарие. При этом на принятие окончательного решения влияет правая часть мозга - физически невозможно придумать что-то новое, основываясь только на прежнем опыте.

Такое целостное восприятие действительности, позволяет не зацикливаться только на общепринятых нормах и соответственно двигает личностный рост человека вперед.

Развитие правой гемисферы поможет человеку легче вступать в контакт с окружающими, а левой - будет способствовать правильности выражения мыслей. Такой подход благотворно влияет на приобретение успехов не только в профессиональной деятельности, но и в других занятиях связанных с общением внутри социума. Поэтому благодаря согласованной деятельности обоих полушарий жизнь человека становится гармоничней.

Чтобы развить эти способности, специалисты рекомендуют несколько раз в день делать простые упражнения, активизирующие мозговую деятельность:

  1. Если человек плохо дружит с логикой, то ему рекомендуется как можно больше заниматься умственной работой - разгадывать кроссворды или сковороды, а также отдавать предпочтение решению математических задач. Если же требуется развивать творческие способности, то в таком случае можно попытаться понять смысл в художественной литературе или живописи.
  2. Активизировать работу одного из полушарий можно с помощью увеличения нагрузки на ту сторону тела, за которую оно отвечает: например, для стимуляции левого полушария необходимо работать правой частью тела, и наоборот. При этом упражнения не обязаны быть слишком сложными - достаточно просто попрыгать на одной ноге или попробовать вращать предмет рукой.

Примеры простых физических упражнений на развитие мозговой деятельности

«Ухо-нос»

Правой рукой нужно прикоснуться до кончика носа, а левой — за противоположное правое ухо. Затем одновременно их отпускаем, хлопаем в ладоши и повторяем действие, зеркально меняя положение рук: левой держимся за кончик носа, а правой - за левое ухо.

«Колечко»

Это упражнение знакомо практически всем с детства: нужно быстро поочередно соединять в кольцо большой палец с указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем. Если все получается без заминки, то можно попробовать делать упражнение 2 руками одновременно.

«Зеркальное рисование»

Присядьте, положите на стол большой лист белой бумаги, а в каждую руку - по карандашу. Затем нужно попробовать одновременно нарисовать любые геометрические фигуры - окружность, квадрат или треугольник. Со временем, если все получается, то можно усложнить задачу - попробовать рисовать более сложные изображения.

Примечательно, что комплексный подход к усовершенствованию деятельности коры больших полушарий поможет не только улучшить коммуникативные способности человека, но и замедлит возрастные изменения в психике - как известно, активный образ жизни и умственная работа позволяют человеку оставаться молодым в душе и сохраняют его интеллектуальные способности.

Видео: Тест на доминирующее полушарие

Правое и левое полушарии мозга обеспечивают единую работу организма, однако контролируют противоположные стороны тела человека, каждое полушарие выполняет свои определённые функции и имеет свою специализацию. Работа правого и левого полушария ассиметрична, но взаимосвязана. За что "отвечают" левое и правое полушарие нашего мозга. Левая половина мозга отвечает за логические операции, счет, установление последовательности, а правое полушарие воспринимает образы, общее содержание основываясь на интуиции, воображении, творчестве правое полушарие обрабатывает факты, детали, поступающие из левого полушария, собирая их в единый образ и целостную картину. Левое полушарие стремиться к анализу, логической последовательности, деталям, причинно- следственным связям. Правое полушарие осуществляет ориентировку в пространстве, восприятие целостной картины, фиксирует образ и эмоции человеческих лиц.

Можно легко протестировать, какое из полушарий мозга у Вас активно в данный момент. Посмотрите на эту картинку.

Если девушка на картинке вращается по часовой стрелке, то в данный момент у вас больше активно левое полушарие мозга (логика, анализ). Если же она поворачивается против часовой стрелки, то у вас активно правое полушарие (эмоции и интуиция). Оказывается, что некоторым усилием мысли, можно заставить девушку вращаться в любую сторону. особый интерес представляет изображение с двойным вращением

Как еще можно проверить, какое из полушарий у вас больше развито?

Сожмите ладони перед собой, теперь сплетите пальцы рук и заметьте, большой палец какой руки оказался сверху.

Похлопайте в ладоши, отметьте какая рука сверху.

Скрестите руки на груди, отметьте какое предплечье сверху.

Определите ведущий глаз.

Как можно развить способности полушарий.

Существует несколько простых способов развития полушарий. Самый простой из них - увеличение объема работы, на которой ориентировано полушарие. Например, для развития логики Вам необходимо решать математические задачи, отгадывать кроссворды, а для развития воображения посещать художественную галерею и т.п. Следующий способ – максимально задействовать сторону тела, контролируемую полушарием – для развития правого полушария необходимо работать левой частью тела, а для проработки левого полушарий - с правой. Например, вы можете рисовать, прыгать на одной ноге, жонглировать одной рукой. Развить полушарие помогут упражнения, на осознание правого и левого полушария мозга.

Ухо-нос

Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

Зеркальное рисование

Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения вы должны почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

Колечко

Поочерёдно и очень быстро перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем указательный, средний, безымянный, мизинец. Сначала можно каждой рукой отдельно, потом одновременно двумя руками.

4. Перед вами лежит листок с буквами алфавита, почти всеми. Под каждой буквой написаны буквы Л, П или В. Верхняя буква проговаривается, а нижняя обозначает движение руками. Л - левая рука поднимается в левую сторону, П - правая рука поднимается в правую сторону, В - обе руки поднимаются вверх. Всё очень просто, если бы не было так сложно всё это делать одновременно. Упражнение выполняется в последовательности от первой буквы к последней, затем от последней буквы к первой. На листке записано следующее.

А Б В Г Д

Л П П В Л

Е Ж З И К

В Л П В Л

Л М Н О П

Л П Л Л П

Р С Т У Ф

В П Л П В

Х Ц Ч Ш Я

Л В В П Л

Все вышеописанные упражнения, направленные на развитие правого полушария можно применить и с детьми.

Упражнения на визуализацию .

Когда у вас найдется свободная минутка, посадите ребенка рядом с собой и предложите немного пофантазировать.

Давай закроем глазки и представим белый лист бумаги, на котором большими буквами написано твое имя. Представь, что буквы стали синими... А теперь - красными, а теперь - зелеными. Пусть будут зелеными, но лист бумаги вдруг стал розовым, а теперь - желтым.

А теперь прислушайся: кто-то зовет тебя по имени. Угадай, чей это голос, но никому не говори, сиди тихонько. Представь, что твое имя кто-то напевает, а вокруг играет музыка. Давай послушаем!

А сейчас мы потрогаем твое имя. Какое оно на ощупь? Мягкое? Шероховатое? Теплое? Пушистое? У всех имена разные.

Теперь мы будем пробовать твое имя на вкус. Оно сладкое? А может быть, с кислинкой? Холодное, как мороженое, или теплое?

Мы узнали, что наше имя может иметь цвет, вкус, запах и даже быть каким-то на ощупь.

А теперь откроем глазки. Но игра еще не окончена.

Попросите ребенка рассказать о своем имени, о том, что он видел, слышал и чувствовал. Немного помогите ему, напомните задание и обязательно поощряйте: "Как интересно!", "Ну надо же!", "Никогда бы не подумал, что у тебя такое замечательное имя!".

Рассказ окончен. Берем карандаши и просим нарисовать имя. Ребенок может рисовать все, что захочет, главное, чтобы рисунок отражал образ имени. Пусть ребенок украсит рисунок, использует как можно больше цветов. Но не затягивайте это занятие. Важно закончить рисовать в строго определенное время. Тут уж вы сами думайте, сколько отвести на рисование - медлительному малышу нужно минут двадцать, а торопыга нарисует все и за пять минут.

Рисунок готов. Пусть малыш объяснит, что значат те или иные детали, что он пытался нарисовать. Если ему сложно это сделать - помогите: "Что это нарисовано? А это? А почему ты нарисовал именно это?"

Теперь игра окончена, можно отдохнуть.

Вы, наверное, догадались, в чем ее суть. Мы провели ребенка по всем ощущениям: зрение, вкус, обоняние, заставили включиться в деятельность и воображение, и речь. Таким образом, все зоны мозга должны были принять участие в игре.

Теперь можете придумывать и другие игры, построенные на таком же принципе. Например: "Имя-цветок " - рисуем цветок, который мы могли бы назвать своим именем; "Я взрослый " - пробуем представить и нарисовать себя взрослым (как буду одет, как говорю, что делаю, как хожу и так далее); "Воображаемый подарок " - пусть малыш дарит воображаемые подарки своим друзьям, а вам рассказывает, как они выглядят, пахнут, какие на ощупь.

Вы застряли в пробке, долго едете в поезде, скучаете дома или в очереди к врачу - поиграйте в предложенные игры. Малыш в восторге и не канючит: "Мне скучно, ну когда же наконец...", а родительское сердце ликует - ребенок-то развивается!

Предлагаем вам еще одно упражнение на визуализацию, которое называется "Стирание из памяти стрессовой информации ".

Предложите ребенку сесть, расслабиться и закрыть глаза. Пусть он представит перед собой чистый альбомный лист, карандаши, ластик. Теперь предложите малышу мысленно нарисовать на листе негативную ситуацию, которую необходимо забыть. Далее попросите, опять же мысленно, взять ластик и начать последовательно стирать ситуацию. Стирать нужно до тех пор, пока с листа не исчезнет картинка. После этого следует открыть глаза и произвести проверку: закрыть глаза и представить тот же лист бумаги – если картинка не исчезла, нужно снова мысленно взять ластик и стирать картинку до полного исчезновения. Упражнение рекомендуется периодически повторять.

Кстати, когда вы что-то делаете обеими руками одновременно, например, играете на музыкальном инструменте или даже набираете текст на клавиатуре, работают оба полушария. Так что это тоже своеобразная тренировка. Еще полезно совершать привычные действия не ведущей рукой, а другой. Т.е. правши могут пожить жизнью левшей, а левши соответственно наоборот стать правшами. Например, если вы обычно чистите зубы, держа щетку в левой руке, то периодически перекладывайте ее в правую. Если пишете правой рукой, переложите ручку в левую. Это не только полезно, но и весело. А результаты таких тренировок не заставят себя долго ждать.

5. Глядя на картинку, надо произнести вслух как можно быстрее цвета, которыми написаны слова.

Вот так можно привести в гармонию работу полушарий мозга.



gastroguru © 2017