Влияние освещенности рабочего места школьника на зрение. Влияние освещённости кабинетов на зрение

Свет - одно из естественных условий жизнедеятельности человека, которое играет важную роль в сохранении здоровья и высокой работоспособности. Под его влиянием активизируются все обменные процессы, улучшается психоэмоциональное состояние, регулируются биологические ритмы, острота зрения.

Правильное освещение в помещении является одним из важных факторов, действующих на самочувствие, работоспособность, восстановление человека. Недостаточное освещение часто увеличивает риск травматизма на производстве, потому что работники плохо ориентируются в пространстве из-за слепящих источников света, теней, бликов и так далее. Только при правильно спроектированном и выполненном освещении может осуществляться нормальная производственная и рабочая деятельность. Качество зрительной информации при неудовлетворительном освещении страдает. Недостаточное освещение часто увеличивает риск травматизма на производстве, потому что работники плохо ориентируются в пространстве из-за слепящих источников света, теней, бликов и так далее. Свет стимулирует работоспособность. Освещение достаточно, если человек длительное время без напряжения работает, не испытывая при этом утомления глаз. При пользовании люминесцентными лампами, зрительное утомление наступает позже, чем при обычных лампах накаливания, а производительность труда повышается. Наиболее комфортные условия могут обеспечиваться естественным солнечным светом. Основные задачи производственного освещения: поддерживать на рабочем месте необходимую освещенность, улучшать условия зрительной работы, снижать утомление, повышать безопасность и производительность труда, качество выпускаемой продукции и снижение профессиональных заболеваний.

Освещенность регламентируется нормами в зависимости от характера зрительной работы, системы и вида освещения, фона, контраста объекта с фоном. Организуя производственное освещение, выбирают нужный спектральный состав светового потока, для обеспечения правильной цветопередачи, или усиления цветовых контрастов. Естественное освещение дает лучший спектральный состав. Чтобы цвет передавался правильно, используют монохроматический свет. Он усиливает одни цвета и ослабляет другие. искусственный освещение производительность нормирование

Естественное освещение зависит от географической широты, высоты солнцестояния, облачности и прозрачности атмосферы. Нормы естественного освещения определяются в соответствии с назначением здания и отдельных помещений. Улучшать освещенность помещений можно окраской стен и потолков в светлые тона, очисткой оконных стекол. В помещении может использоваться естественное освещение, искусственное и смешенное.

Источники искусственного света - электрические лампы. Искусственное освещение выделяют двух видов: общее, распределение света равномерно по всему помещению, и комбинированное, состоящее из ламп одновременно общего и местного освещения. Только при местном освещении работать не рекомендуется, при переводе взгляда с ярко освещенной поверхности на темные окружающие предметы, создается дополнительная нагрузка на глаза. При выполнении точной зрительной работы лучше применять комбинированное освещение.

В поле зрения работающего не должно быть резких теней. Их наличие искажает размеры и формы объектов различения, повышает утомляемость, снижает производительность труда. Появляющиеся движущиеся тени опасны, т.к. могут привести к травмам. Тени надо смягчать, например, используя светильники со светорассеивающими молочными стеклами, при естественном освещении, применяя солнцезащитные устройства (жалюзи, козырьки и др.).

Для улучшения видимости объектов в поле зрения работающего не должно быть прямой и отраженной блескости, вызывающей ухудшение видимости объектов. Блескость уменьшают, снижая яркость источника света, делая правильный выбор защитного угла светильника, увеличивая высоту подвеса светильников, правильно направляя световой поток на рабочую поверхность, изменяя угол наклона рабочей поверхности. По возможности, блестящие поверхности надо заменить матовыми.

Колебания освещенности на рабочем месте, которые могут вызываться резким изменением напряжения в сети, обусловливают переадаптацию глаза, приводящую к сильному утомлению. Постоянство освещенности во времени достигается стабилизацией плавающего напряжения, жестким креплением светильников, применением специальных схем включения газоразрядных ламп.

Нормы освещенности установлены СНиП 23-05-95. У светильников местного освещения имеются отражатели из непрозрачного материала с защитным углом не менее 30°, а при расположении светильников не выше уровня глаз работающего - не менее 10°. Освещение должно позволять четко различать деления на отсчетных и контрольно-измерительных устройствах и приборах, а также поверхности обрабатываемых деталей. Настольную лампу устанавливают так, чтобы свет от нее падал спереди с левой стороны, чтобы тень от руки не заслоняла работу. Мощность ламп в светильниках общего освещения определяется из расчета 10-15 Вт на 1 м 3 площади помещения. Общее освещение устраивают с помощью люминесцентных ламп, а для местного используют лампы накаливания.

Представьте, что электричества не существует, а старинные методы освещения – свечи и лампы – вам по какой-то причине недоступны. Не нужно обладать буйным воображением, чтобы понимать: в этом случае вы «потеряете» большую часть суток (и, наконец-то, начнете как следует высыпаться). Вам просто нечего будет делать вечерами – да уже сразу после сумерек! Эта маленькая фантазия помогает понять, что все мы окружены искусственным освещением, при котором занимаемся буквально всем – от готовки и игр с детьми до учебы, работы и чтения. Но при этом искусственное освещение так основательно слилось с образом жизни цивилизованного человека, что мы его уже просто не замечаем. А ведь искусственное освещение является одним из главных факторов, влияющих на зрение.

Самый лучший свет для зрения – разумеется, естественный солнечный. Но и тут есть свои нюансы: так, смотреть на яркое солнце без темных очков не рекомендуется, а долгое пребывание на палящем солнце без защиты глаз может привести к нарушению зрения и способствовать развитию различных . Наиболее здоровый вариант – это чуть рассеянный дневной белый свет . Но даже днем далеко не всегда такого света достаточно: во-первых, если вы находитесь в помещении, степень освещенности в течение дня меняется из-за перемещения солнца относительно вашей стороны здания; во-вторых, в зимний период (захватывая позднюю осень и раннюю весну) свет в наших широтах вообще слишком тусклый для полноценного освещения. Поэтому в дневное время естественный свет часто используется лишь как фоновый, который обязательно нужно дополнять местным искусственным освещением. Тут мы приближаемся к главному вопросу: какое искусственное освещение наиболее полезно для зрения?

Лампы накаливания или люминисцентные

Как и следовало ожидать, люди еще не изобрели идеального искусственного освещения. Чаще всего споры о пользе/вреде для зрения касаются выбора между традиционными лампами накаливания и люминисцентными лампами дневного света, - и в этих спорах нет победителей. Все дело в том, что в чем-то лампы накаливания превосходят люминисцентные лампы – и наоборот; обе технологии не дают идеального эффекта. Главное достоинство ламп накаливания состоит в том, что они не мерцают, а значит, не дают нагрузки на глаза. Свет таких ламп распространяется равномерно и плавно, пульсация полностью отсутствует. Недостатком ламп накаливания является низкая экономичность и экологичность, а также желтый оттенок и слабая интенсивность света. Главным достоинством ламп дневного света можно назвать белый свет высокой интенсивности, подходящий для освещения больших помещений, офисов, учебных классов и т.д., главным недостатком – мерцание, пусть и незаметное для невооруженного глаза. Лампы дневного света старого образца мерцали совершенно очевидно – и это было заметно, теперь такой проблемы нет, но мерцание все равно присутствует и теоретически может негативно влиять на ваше зрение, хотя убедительных доказательств этого пока не получено.

Что касается оттенка света , то в последнее время разгорелась настоящая дискуссия о том, какой именно свет более предпочтителен для зрения, - совершенно белый или желтый. Считается, что белый свет более эргономичен, он повторяет оттенок дневного света, поэтому для глаз полезнее. С другой стороны, существует противоположное мнение, которое состоит в том, что в белом дневном свете присутствуют естественный желтый оттенок, который отсутствует в люминисцентных лампах. Поэтому от чересчур белого света глаза устают, а человек чувствует себя некомфортно. Окончательной ясности по этому вопросу пока нет, а специалисты советуют пользоваться светом того оттенка, который комфортен лично для вас. Совершенно определенно вредными для глаз являются лишь холодные оттенки света – особенно синий.

Интенсивность освещения

Слишком тусклое освещение портит зрение и заставляет вас засыпать на ходу, слишком яркое освещение утомляет (распространенный симптом – головная боль из-за перенапряжения глазных мышц). Оптимальный вариант – умеренно-интенсивное освещение, при котором вам все прекрасно видно, но глазам все еще комфортно. Для достижения такого эффекта можно воспользоваться несложным приемом – сочетать общий и местный источник света . Общий свет должен быть рассеянным, ненавязчивым, местный свет должен быть на 2-3 порядка интенсивнее общего. Очень желательно, чтобы местный свет был регулируемым и направленным. При общем свете вы можете общаться, отдыхать, заниматься домашними делами или работой, не напрягающей зрение. Если же ваша деятельность требует вовлечения глаз, зрения, вы можете включить местное освещение, подобрать интенсивность (для чтения – одна, – другая и т.д.).

Очень вредны для зрения выразительные световые блики ; именно поэтому специалисты по освещению часто критикуют интерьерную моду на глянцевые поверхности, стекло и зеркала: такие элементы как раз и дают заметные блики. Блики отвлекают внимание, напрягают зрение, мешают фокусироваться на выбранном объекте. Поэтому очень желательно, чтобы поверхности в помещении были светлыми, но матовыми: такие поверхности отражают свет, но не создают бликов.

В целом, наиболее полезным для зрения вариантом является комбинирование различных методов освещения – вплоть до того, чтобы вы иногда давали отдых глазам, освещая комнату, например, свечой или открытым огнем камина. Используйте интенсивный свет только в том случае, если это необходимо для работы или чтения, в остальных случаях предпочитайте рассеянный общий свет естественного желтоватого оттенка. Помните, что лампы изначально расчитаны на применение в светильниках, поэтому очень желательно наличие плафона или абажура как минимум из матового стекла. Освещайте свое жилое и рабочее пространство с умом: в некоторых случаях уместнее всего слабая подсветка, в других требуется четко направленный яркий свет, а иногда достаточно и маломощной лампочки под плотным абажуром.

«Влияние недостатка освещения на развитие болезней глаза» Муниципальное общеобразовательное учреждение Идринская средняя общеобразовательная школа. Выполнила: ученица 10 «Б» класса Зубова Инна. Руководитель: учитель физики В. И. Первушина. с. Идринское 2009 г. Исследовательская работа


Обоснование Излучения оптической области спектра лучистой энергии - свет солнца, искусственных источников света в помещении (ламп накаливания или люминесцентных ламп). Для исследования мы взяли кабинеты Идринской средней школы. Сейчас в век научно-технического прогресса в кабинетах широко применяются источники лучистой энергии. В связи с этим мои сверстники – школьники подвергаются воздействию естественных и искусственных источников лучистой энергии с самой различной спектральной характеристикой и чрезвычайно обширным диапазоном интенсивности. Недостаток освещения зачастую оказывает влияние на развитие болезней глаза. Хотя наибольшее количество реакций вызываемых светом на зрение человека имеют положительный эффект, все же имеют место и вредные аспекты действия видимого света на зрение школьника – недостаточное влияние освещённости на зрение человека. Поэтому в своей исследовательской работе я поставила себе следующую цель и задачи: Излучения оптической области спектра лучистой энергии - свет солнца, искусственных источников света в помещении (ламп накаливания или люминесцентных ламп). Для исследования мы взяли кабинеты Идринской средней школы. Сейчас в век научно-технического прогресса в кабинетах широко применяются источники лучистой энергии. В связи с этим мои сверстники – школьники подвергаются воздействию естественных и искусственных источников лучистой энергии с самой различной спектральной характеристикой и чрезвычайно обширным диапазоном интенсивности. Недостаток освещения зачастую оказывает влияние на развитие болезней глаза. Хотя наибольшее количество реакций вызываемых светом на зрение человека имеют положительный эффект, все же имеют место и вредные аспекты действия видимого света на зрение школьника – недостаточное влияние освещённости на зрение человека. Поэтому в своей исследовательской работе я поставила себе следующую цель и задачи:


Цель и задачи работы. Цель работы - изучение влияния освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Задачи: Цель работы - изучение влияния освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. Задачи: I. Узнать, что такое освещённость: I. Узнать, что такое освещённость: а) выявить понятие освещённости; а) выявить понятие освещённости; б) узнать формулу энергетической освещённости поверхности; б) узнать формулу энергетической освещённости поверхности; в) найти единицы измерения освещённости; в) найти единицы измерения освещённости; г) познакомиться с приборами, с помощью которых измеряется освещённость в помещении. г) познакомиться с приборами, с помощью которых измеряется освещённость в помещении. II.Узнать строение органа зрения и его значение. II.Узнать строение органа зрения и его значение. III. Выявить сущность некоторых нарушений зрения III. Выявить сущность некоторых нарушений зрения IV. Практическая часть: IV. Практическая часть: 1) Установить объекты исследования. 1) Установить объекты исследования. 2) Описать методику проведения работы. 2) Описать методику проведения работы. 3) Выявить результаты: 3) Выявить результаты: а) составить таблицы «Измерение освещённости в помещении»; а) составить таблицы «Измерение освещённости в помещении»; б) выявить по листам здоровья учащихся школы уровень состояния зрения школьников 5 «Б» класса; б) выявить по листам здоровья учащихся школы уровень состояния зрения школьников 5 «Б» класса; в) сравнить с результатами таблицы. в) сравнить с результатами таблицы. V.Заключение: V.Заключение: а) описать факторы ухудшения зрения; а) описать факторы ухудшения зрения; б) составить рекомендации для профилактики болезней глаза. б) составить рекомендации для профилактики болезней глаза.


Освещённость а) Освещённость физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу поверхности: а) Освещённость физическая величина, численно равная световому потоку, падающему на единицу поверхности: б) Энергетическая освещённость поверхности Ее отношение потока излучения, падающего на площадку приёмника излучения, к величине этой площадки. б) Энергетическая освещённость поверхности Ее отношение потока излучения, падающего на площадку приёмника излучения, к величине этой площадки., [Вт/м 2], [Вт/м 2] в) Единицей измерения освещенности в системе СИ служит люкс (1 люкс = 1 люмену на квадратный метр) в) Единицей измерения освещенности в системе СИ служит люкс (1 люкс = 1 люмену на квадратный метр) г) Освещённость в фототехнике определяют с помощью экспонометров и экспозиметров, в фотометрии с помощью люксметров. г) Освещённость в фототехнике определяют с помощью экспонометров и экспозиметров, в фотометрии с помощью люксметров.


Строение органа зрения и его значение. Органы зрения представляют собой одни из важнейших органов чувств, доступных человеку, ведь около 70% информации о внешнем мире человек воспринимает через зрительные анализаторы. Орган зрения или зрительный анализатор – это не только глаз. Собственно глаз - это периферическая часть органа зрения. Органы зрения представляют собой одни из важнейших органов чувств, доступных человеку, ведь около 70% информации о внешнем мире человек воспринимает через зрительные анализаторы. Орган зрения или зрительный анализатор – это не только глаз. Собственно глаз - это периферическая часть органа зрения. Информация, полученная при помощи аппарата глазного яблока, передается по зрительным путям (зрительный нерв, перекрест зрительных нервов, зрительный тракт) сначала в подкорковые центры зрения (наружные коленчатые тела), затем по зрительной лучистости и зрительному пучку Грациоле в высший зрительный центр в затылочных долях головного мозга. Информация, полученная при помощи аппарата глазного яблока, передается по зрительным путям (зрительный нерв, перекрест зрительных нервов, зрительный тракт) сначала в подкорковые центры зрения (наружные коленчатые тела), затем по зрительной лучистости и зрительному пучку Грациоле в высший зрительный центр в затылочных долях головного мозга. Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек: Стенка глазного яблока состоит из трех оболочек: Наружная оболочка. Наружная оболочка. Средняя оболочка глазного яблока – сосудистая. Средняя оболочка глазного яблока – сосудистая. Внутренняя оболочка глазного яблока - сетчатка. Внутренняя оболочка глазного яблока - сетчатка.


Близорукость, дальнозоркость. 1 – нормальное зрение; 2 – близорукость; 3 - коррекция близорукости с помощью очков с двояковогнутыми линзами; 4 – дальнозоркость; 5 – коррекция дальнозоркости с помощью очков с двояковыпуклыми линзами; 6 – коррекция зрения с помощью контактной линзы. 1 – нормальное зрение; 2 – близорукость; 3 - коррекция близорукости с помощью очков с двояковогнутыми линзами; 4 – дальнозоркость; 5 – коррекция дальнозоркости с помощью очков с двояковыпуклыми линзами; 6 – коррекция зрения с помощью контактной линзы.


Сущность некоторых нарушений зрения. 1. Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опись» – взгляд, зрение). Близорукость бывает истинной и ложной. а) Истинная близорукость; б) Ложная близорукость; 2. Пресбиопия (дальнозоркость). 3. Астигматизм. 4. Дальтонизм. 5. Катаракта.


Объекты исследования Объектами исследования был ряд кабинетов, в которых занимаются пятиклассники: 1 – изобразительное искусство; 2 - русский язык; 15 – история; 18– биология; 20 – математика; 26 – иностранный язык, спортзал. Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Объектами исследования был ряд кабинетов, в которых занимаются пятиклассники: 1 – изобразительное искусство; 2 - русский язык; 15 – история; 18– биология; 20 – математика; 26 – иностранный язык, спортзал. Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам.


Методика работы При изучении характера освещения рабочего места измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт 1,3-го рядов. Измерения проводили при помощи фотоэкспонометра "Ленинград-4"(см. Приложение 2.). При изучении характера освещения рабочего места измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт 1,3-го рядов. Измерения проводили при помощи фотоэкспонометра "Ленинград-4"(см. Приложение 2.).см. Приложение 2.).см. Приложение 2.). Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ. В течение почти 4 лет (с 2004 по 2008 г.) отмечали случаи ухудшение зрения у 7 человек одного класса из 18 учащихся. За это время они проучились 4 года в начальной школе и перешли в 5-й класс. Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ. В течение почти 4 лет (с 2004 по 2008 г.) отмечали случаи ухудшение зрения у 7 человек одного класса из 18 учащихся. За это время они проучились 4 года в начальной школе и перешли в 5-й класс.


Результаты На начало 2004 у. г. в выбранном для наблюдения первом классе из 18 учащихся только Андрей М. и Маша С. страдали близорукостью, так как поступили с данной болезнью в школу. В г. ухудшение зрения не наблюдалось. Но за первое полугодие 2008 г. зрение ухудшилось ещё у 5 человек: Саша К.- стойкий спазм аккомодации, Миша К.- спазм аккомодации, Настя Ч.- спазм аккомодации, Вика Ф.- стойкий спазм аккомодации, Аня Д.- спазм аккомодации. Таким образом, за период обучения детей с 1 сентября 2004 по 31 ноября 2008 г. в 5Б классе зрение ухудшилось на 28%. На начало 2004 у. г. в выбранном для наблюдения первом классе из 18 учащихся только Андрей М. и Маша С. страдали близорукостью, так как поступили с данной болезнью в школу. В г. ухудшение зрения не наблюдалось. Но за первое полугодие 2008 г. зрение ухудшилось ещё у 5 человек: Саша К.- стойкий спазм аккомодации, Миша К.- спазм аккомодации, Настя Ч.- спазм аккомодации, Вика Ф.- стойкий спазм аккомодации, Аня Д.- спазм аккомодации. Таким образом, за период обучения детей с 1 сентября 2004 по 31 ноября 2008 г. в 5Б классе зрение ухудшилось на 28%. Результаты измерения освещенности приведены в таблице (см. Приложение 3). Результаты измерения освещенности приведены в таблице (см. Приложение 3).(см. Приложение 3).(см. Приложение 3). Из данных таблицы видно, что освещенность соответствует нормам ГОСТ в первом и двадцатом кабинетах. В кабинетах 2, 18 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, скорее всего это связано с тем, что на окнах вместо портьер светлых тонов – тёмно-синие и на подоконниках стоят цветы. В кабинете 26 искусственное освещение не соответствует норме (были закрыты жалюзи). В кабинете 15 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, так как осуществлена неправильная работа дополнительного освещения (софита). Из данных таблицы видно, что освещенность соответствует нормам ГОСТ в первом и двадцатом кабинетах. В кабинетах 2, 18 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, скорее всего это связано с тем, что на окнах вместо портьер светлых тонов – тёмно-синие и на подоконниках стоят цветы. В кабинете 26 искусственное освещение не соответствует норме (были закрыты жалюзи). В кабинете 15 освещенность не соответствует нормам ГОСТ, так как осуществлена неправильная работа дополнительного освещения (софита).


Заключение Учитывая полученные результаты, а также примерно равные условия учебы и отдыха в разных классах Идринской СОШ, мы установили, что дети находятся в школе с 7.30 до Ухудшение зрения тесным образом связано со следующими факторами: 1)недостаточное освещение кабинетов: а)закрытые жалюзи, б) цветы на подоконниках, в) неправильная работа дополнительного освещения - софитов, г) тёмно-синие портьеры, д) не горят лампы накаливания, е) утренние часы, ж) осенне-зимнее время); 2)большая нагрузка на глаза (длительная работа на компьютере, увеличение длительности подготовки домашнего задания); 3)несерьёзное отношение родителей к профилактике здоровья детей;


Рекомендации учителям и учащимся для профилактики болезней глаза: – улучшить освещение в кабинетах; - менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели; – как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз; – регулярно использовать дополнительное освещение (софиты) у доски; – улучшить освещение в кабинетах; - менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели; – как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз; – регулярно использовать дополнительное освещение (софиты) у доски; - следить за количеством ламп накаливания в рабочем состоянии; – использовать матовые доски темного цвета и качественный мел; – использовать качественную писчую бумагу и чернила; – на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см. Приложение 4). - следить за количеством ламп накаливания в рабочем состоянии; – использовать матовые доски темного цвета и качественный мел; – использовать качественную писчую бумагу и чернила; – на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см. Приложение 4).(см. Приложение 4).(см. Приложение 4).


Литература Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., С. 3–10. Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения ее патогенеза. – Горький, С. 11–12.. Дашевский А.И. Близорукость. – Л., Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача. – М.: Медицина, Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф. Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., С. 3–10. Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения ее патогенеза. – Горький, С. 11–12.. Дашевский А.И. Близорукость. – Л., Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача. – М.: Медицина, Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф. Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, Использование Интернета: Использование Интернета: F:\ Сан ПиН 2_4_2_ htm F:\ Сан ПиН 2_4_2_ htm F:\ Фотоэкспонометры Ленинград.htm F:\ Фотоэкспонометры Ленинград.htm

Освещение исключительно важно для человека. С помощью зрения человек получает большую часть информации (около 90 %), поступающей из окружающего мира. Свет - это ключевой элемент нашей способности видеть, оценивать форму, цвет и перспективу окружающих нас предметов. Освещение влияет не только на функционирование зрительного аппарата, то есть определяет зрительную работоспособность, но и на психику человека, его эмоциональное состояние. Исследователями накоплено значительное количество данных по биологическому действию видимого света на организм.

Установлено, что свет, помимо обеспечения зрительного восприятия, воздействует через нервную оптико-вегетативную систему на эндокринную систему, систему формирования иммунной защиты, рост и развитие организма и влияет на многие основные процессы жизнедеятельности, регулируя обмен веществ и устойчивость к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Сравнительная оценка естественного и искусственного освещения по его влиянию на работоспособность показывает преимущество естественного света. Ведущим фактором, определяющим биологическую неадекватность естественного и искусственного света, является разница в спектральном составе излучения, а также динамичность естественного света в течение дня. Уровни освещённости при этом должны составлять 1000-1500 лк и могут быть обеспечены дневным светом, если он имеется, или электрическим светом от общего или локализованного освещения, например настольных ламп или комбинацией дневного и естественного света.

Работая при освещении плохого качества или низких уровней, люди могут ощущать усталость глаз и переутомление, что приводит к снижению работоспособности. В ряде случаев это может привести к головным болям. Причинами во многих случаях являются слишком низкие уровни освещенности, слепящее действие источников света и соотношение яркостей, которое недостаточно хорошо сбалансировано на рабочих местах. Головные боли также могут быть вызваны пульсацией освещения, что в основном является результатом использования электромагнитных пуско-регулирующих аппаратов (ПРА) для газоразрядных ламп, работающих на частоте 50 Гц.

С точки зрения безопасности труда зрительная способность и зрительный комфорт чрезвычайно важны.

Много несчастных случаев происходит, помимо всего из-за неудовлетворительного освещения или из-за ошибок, сделанных рабочим, по причине трудности распознавания того или иного предмета или осознания степени риска, связанного с обслуживанием транспортных средств, станков и т. п. Освещение создаёт нормальные условия для трудовой деятельности. Неудовлетворительная освещенность на рабочем месте или на рабочей зоне может являться причиной снижения производительности и качества труда, получения травм.

Для того чтобы обеспечить условия, необходимые для зрительного комфорта, в системе освещения должны быть реализованы следующие предварительные требования:

Достаточное и равномерное освещение;
- оптимальная яркость;
- отсутствие бликов и ослепленности;
- соответствующий контраст;
- правильная цветовая гамма;
- отсутствие стробоскопического эффекта или пульсации света.

Нарушения зрения, связанные с недостатками системы освещения, являются обычным имением. Из-за способности зрения приспосабливаться к недостаточному освещению человек часто относится к этому без должной серьезности.

Количественным показателем искусственного освещения является освещенность рабочей поверхности, которая измеряется в люксах (лк). Каждый вид деятельности требует определенного уровня освещенности на том участке, где эта деятельность осуществляется. Обычно, чем сильнее затруднено зрительное восприятие, тем выше должен быть средний уровень освещенности.

Важно рассматривать свет на рабочем месте, руководствуясь не только количественными, но и качественными критериями. Зрительная работоспособность определяется качеством освещения. Можно выделить следующие качественные характеристики освещения и способы их улучшения.

Прямая блескость. Находящиеся в поле зрения человека поверхности высокой яркости могут производить неприятное, дискомфортное ощущение или вызывать состояние ослепленности. В результате резко снижается зрительная работоспособность. Источниками прямой блескости являются осветительные установки и источники света.

Уменьшение прямой блескости может быть достигнуто:

Увеличением высоты установки светильников;
уменьшением яркости светильников путем закрытия источников света светорассеивающими стеклами;
ограничением силы света в направлениях, образующих большие углы с вертикалью, например, применением светильников с необходимым защитным углом;
уменьшением мощности каждого отдельного светильника за счет соответствующего увеличения их числа.

Отраженная блескость возникает при больших коэффициентах отражения поверхностей, попадающих в поле зрения. Наибольшая опасность возникает при освещении поверхностей, не являющихся диффузными, когда свет падает на рабочие поверхности таким образом, что глаза находятся на направлении зеркального отражения лучей. В этом случае человек видит либо зеркальное отражение источника света, либо размытое, но очень яркое световое пятно. В обоих случаях может возникнуть состояние ослепленности, но чаще уменьшается эффективный контраст между деталью и фоном.

Устранение отраженной блескости достигается правильной организацией местного и локализованного освещения и таким расположением светильников, чтобы зеркально отраженные поверхностью лучи не попадали в глаза. Для этого лучше всего делать боковое или заднебоковое направление света.

Контраст между объектом и фоном. Чем больше яркость объекта, тем больший световой поток от него поступает в глаз и тем сильнее сигнал, поступающий от глаза в зрительный центр. Таким образом, казалось бы, чем больше яркость, тем лучше человек видит объект. Однако это не совсем так. Если поверхность (фон), на которой располагается объект, имеет близкую к объекту по величине яркость (например, линия бледно-желтого цвета на белом листе), то интенсивность засветки участков сетчатки световым потоком, поступающим от фона и объекта, одинакова (или слабо различается), величина поступающих в мозг сигналов одинакова, и объект на фоне становится неразличимым.

Чтобы объект был хорошо виден, яркости объекта и фона должны различаться. Разница между яркостями объекта и фона, отнесенная к яркости фона, называется контрастом. Контраст между деталями и фоном, который в наибольшей степени определяет видимость объекта, не всегда является заданным и может быть увеличен или уменьшен средствами освещения и созданием световой среды. Одним из эффективных средств для повышения контраста является искусственный фон (чаще всего светлый, если объект темный, или темный, если объект светлый). Разновидностью искусственных фонов являются световые столы, на которых поверхности просматриваются в проходящем свете.

Тени. Различаются собственные тени, образованные рельефом поверхности, и тени, падающие от предметов, находящихся вне рабочей поверхности - оборудования, мебели, тела и рук человека и т. д. Собственные тени в большинстве случаев полезны, так как позволяют лучше различать конфигурацию детали. Падающие тени почти всегда вредны. Их вред заключается в том, что они искажают контраст, отвлекают внимание и т. д. Особенно вредны движущиеся тени.

Устранение или ограничение вредных теней осуществляется правильным выбором направления света. Например, когда человек пишет правой рукой, он смотрит на рабочую точку слева и с этой же стороны должен падать свет. Тени размазываются при увеличении размеров осветительных установок, смягчаются при достаточно высокой яркости стен и потолков и почти исчезают при отраженном освещении.

Насыщенность помещения светом. Для создания комфортных зрительных условий для человека важна не только освещенность какой бы то ни было поверхности, на которой осуществляется работа, но и впечатление насыщенности помещения светом, которое получает человек. При достаточной яркости рабочей поверхности одновременное присутствие в поле зрения темных поверхностей (например, стен, потолков, мебели, оборудования) создает затруднения при адаптации зрения. От яркости этих поверхностей зависит впечатление насыщенности помещения светом. Если в помещении установлены подвесные светильники прямого света, верхняя зона помещения останется темной. Это производит неприятное эстетическое и психологическое впечатление. Поэтому лучше применять светлую окраску стен и потолков, а для освещения применять светильники, излучающие некоторую (желательно не менее 15 %) часть светового потока в верхнюю полусферу.

Постоянство освещенности во времени. Изменения освещенности по времени можно подразделить на медленные и плавные, частые колебания и пульсации. Медленные изменения вызываются постепенными изменениями сетевого напряжения и факторами, изменяющими освещенность в процессе эксплуатации (загрязнением источников света, снижением светоотдачи и т. д.). Если освещенность при этом сохраняется на уровне не ниже нормативного значения, эти изменения не являются вредными. Причиной частых колебаний являются перемещения светильников, их раскачивание движением воздуха (ветер, сквозняк, вентиляционная установка и т. д.) и колебания напряжения в сети, порождаемые изменением нагрузки.

Пульсации освещенности обусловлены малой инерционностью излучения газоразрядных ламп, световой поток пульсирует при переменном токе промышленной частоты (50 Гц) с удвоенной частотой - 100 Гц. Эти пульсации неразличимы при наблюдении глазом неподвижной поверхности, но легко обнаруживаются при рассматривании движущихся предметов. Если при пульсирующем освещении быстро махать карандашом на контрастирующем фоне, то карандаш приобретает ясно видимые контуры. Это явление носит название стробоскопического эффекта - явление искажения восприятия движущихся или вращающихся объектов наблюдения. Практическая опасность стробоскопического эффекта состоит в том, что вращающиеся части механизмов могут показаться неподвижными, вращающимися с более медленной скоростью, чем в действительности, или в противоположном направлении. Это может стать причинной травматизма.

Однако пульсации освещенности вредны и при работе с неподвижными поверхностями, вызывая утомление зрения и головную боль. К пульсациям наиболее чувствительно периферическое зрение и поэтому они опасны при общем освещении.

Отрицательное действие пульсации освещения обусловлено изменением основной ритмической активности нервных элементов мозга, перестраивающих присущую им частоту этой активности в соответствии с частотой световых пульсаций. При действии ритмических световых раздражений наблюдается изменение частотного спектра электроэнцефалограммы (ЭЭГ), заключающееся в резком усилении амплитуды навязываемой частоты и в снижении амплитуд всех других частот, особенно частот так называемого альфа-ритма (9-12 Гц), которые в обычной ЭЭГ наиболее выражены.

Выявлено также неблагоприятное влияние колебаний света на фоторецепторные элементы сетчатки, а также на функциональное состояние нервной системы, что связано с развитием тормозных процессов и снижением лабильности нервных процессов. Воздействие пульсации возрастает с увеличением её глубины и уменьшается при повышении частоты. Большинство исследователей отмечает отрицательное влияние пульсации освещённости на работоспособность человека как при длительном пребывании в условиях пульсирующего освещения, так и при кратковременном, в течение 15-30 мин: появляется напряжение в глазах, усталость, трудность сосредоточения на сложной работе, головная боль. Это определяет требования к ограничению глубины пульсации светового потока. Поскольку основным количественным параметром осветительных установок является уровень освещённости, в качестве критерия оценки глубины световых колебаний принят коэффициент пульсации освещённости на рабочей поверхности (Кп). Экспериментально установлено, что отрицательное влияние пульсации на организм человека достаточно мало только при значениях Кп не более 5-6%.

Ограничение пульсаций достигается чередованием питания ламп от разных фаз трехфазной сети. В ряде случаев применяется питание ламп током повышенной частоты, что достигается укомплектовыванием светильников электронными пуско-регулирующими аппаратами (ЭПРА).

Таким образом, становится очевидно, что неправильное освещение представляет значительную угрозу для здоровья работников. Правильная организация освещения на рабочем месте - залог здоровья, высокой производительности труда, комфортного эмоционального и психологического состояния человека. Правильная организация освещения предусматривает не только соблюдение нормативных требований по уровню освещенности и ряду других показателей, но и учет ряда качественных показателей - световой насыщенности, равномерности и однородности освещения, тенеобразования, цветовой гаммы световой среды и т. д.

Примеры норм искусственного освещения:



Влияние недостатка освещения на развитие близорукости

Введение

1. Значение органа зрения

Глаз – важнейший из наших органов чувств. На долю зрения приходится до 90% информации, поступающей в нервную систему человека из внешнего мира.
Специфическим раздражителем для зрительного анализатора, в состав которого входят сетчатка, зрительные пути и зрительный центр в затылочной доле мозга, является свет. Световые лучи, идущие от предметов, оптической системой глаза фокусируются в центральной ямке сетчатки, вызывая зрительные ощущения.
Чтение, письмо и другая работа, выполняемая на близком расстоянии, связаны с высокой нагрузкой на глаза. При длительном воздействии такой нагрузки происходит нарушение зрения – возникает близорукость.

2. Сущность близорукости

Близорукость имеет научное название миопия (от греч. «мио» – щуриться и «опсис» – взгляд, зрение). Это название происходит от свойственной близоруким манеры прищуриваться при разглядывании удаленных предметов. Смысл такого прищуривания – уменьшение размеров зрачка, что приводит к некоторому увеличению глубины резкости изображения на сетчатке.
Близорукость бывает истинной и ложной. Истинная близорукость связана с увеличением передне-заднего размера глазного яблока, так что световые лучи фокусируются хрусталиком перед сетчаткой, и четкого видения удаленных предметов нет.
Причинами развития истинной близорукости могут быть и слабость аккомодационной мышцы (врожденная или приобретенная), и податливость оболочек глаза к характерному растяжению у ослабленных, часто болеющих детей, и наследственность.

Ложная близорукость возникает в результате спазма аккомодационной мышцы глаза при чрезмерной нагрузке.
Близорукость проявляется в снижении отчетливого видения удаленных предметов, а ложная близорукость сопровождается еще и головной болью, утомляемостью во время чтения и письма, болью в глазах.
Профилактика близорукости заключается в укреплении здоровья растущего организма. Приобщение к физкультуре и спорту, организация режима дня школьника, витаминизированное питание, правильная посадка и другие факторы, которые считаются «мелочами» – хорошая бумага, темные чернила, качественный мел, хорошая доска, – все это помогает сохранить здоровое зрение.

3. Значение освещения как фактора гигиены зрения

Важнейшее значение в гигиене зрения имеет характер освещения в рабочем помещении. Постоянный недостаток света при работе может спровоцировать развитие миопии.
Лучшим видом освещения, конечно, является естественное. В классную комнату должно попадать как можно больше солнечного света. Все, что мешает его поступлению, необходимо устраниить. Окна должны быть свободны от всяких предметов. Не рекомендуется ставить на подоконники горшки с цветами – их лучше размещать на низких ступенчатых подставках перед окнами или в настенных кашпо. Оконные стекла необходимо систематически очищать от грязи и пыли, а в холодное время года не допускать их замерзания и запотевания. Много света поглощают и занавески, даже из самого тонкого материала, поэтому в дневные часы они должны быть полностью раздвинуты.
Во время чтения или другой работы, связанной с напряжением зрения, не следует бояться включать искусственное освещение в дополнение к недостаточному естественному. Вреда для зрения от этого не будет.
В пасмурные дни и в осенне-зимнее время при чтении и письме нельзя ограничиваться одним общим освещением помещения, необходимо пользоваться и дополнительным освещением рабочего места. Мощность ламп в настольных светильниках должна быть не менее 40–60 Вт.
Но и слепящая яркость открытых, ничем не защищенных ламп вредна для зрения. Поэтому пользоваться такими лампами не рекомендуется.
Доказано, что лучшие условия для зрительной работы создают люминесцентные светильники: создаваемый ими характер освещения снижает зрительное напряжение, отдаляет наступление утомления и повышает работоспособность. Такие лампы создают мягкий рассеянный свет при почти полном отсутствии теней, а спектр их излучения ближе к спектру дневного света.

4. Цель и задачи работы

Целью работы было изучение влияния освещения рабочего места учащихся на остроту зрения. При этом были поставлены следующие задачи:

– изучить освещение рабочего места учащихся начальных классов, за каждым из которых обычно закреплено свое постоянное место;
– пронаблюдать динамику развития миопии у учащихся начальных классов;
– изучить освещение рабочего места учащихся 5-го класса, занимающихся по кабинетной системе;
– продолжить наблюдать динамику развития миопии у учащихся, перешедших из начальной школы в 5-й класс.

Ход работы

1. Объекты исследования

Объектами исследования были классная комната начальной школы и ряд кабинетов, в которых занимаются старшеклассники: № 3 – английский язык; № 6 – математика; № 7 – русский язык; № 26 – биология; № 8 – рисование.
Кабинеты по ряду параметров отвечают гигиеническим нормам. Мебель соответствует росту учащихся, цветовое оформление помещений создает комфортность (нет ярких цветовых контрастов и пестроты, которые утомляют зрение; панели выкрашены в светло-зеленые и голубые тона). Использованы матовые краски, что снижает отражение солнечных лучей и возникновение бликов, оказывающих слепящее и утомляющее воздействие на глаза. Кубатура кабинетов также отвечает санитарно-гигиеническим требованиям.

2. Методика работы

При изучении характера освещения рабочего места измеряли освещенность поверхности классной доски и поверхности парт 3, 5, 7 и 9-го рядов. Измерения проводили при помощи люксметра Ю 116. Полученные значения сравнивали с требованиями ГОСТ.
В течение почти 4 лет (с 1988 по 2002 г.) отмечали случаи проявления миопии у 20 лицеистов одного класса. За это время они проучились 3 года в начальной школе и перешли в 5-й класс.

3. Результаты

Результаты измерения освещенности приведены в таблице. (К сожалению, автор не указывает ни условий (месяц, время суток, наличие включенных светильников), ни общего числа повторных измерений в каждой точке. Это в значительной степени обесценивает полученные результаты, переводя проделанную работу в разряд чисто учебных. – Ред. )

Из этих данных видно, что освещенность соответствует нормам ГОСТ во всех кабинетах, кроме комнаты начальных классов.
На начало 1998-1999 уч. г. в выбранном для наблюдения первом классе никто из 20 учащихся близорукостью не страдал. В группе риска – по наследственности – находилась Маша Т. В конце этого учебного года у Юли Р. и Оли П. была обнаружена ложная миопия, а у Вити К. – миопия слабой степени.
В 1999–2000 уч. г. миопия проявилась у четвертого ученика в классе – Маши Т., входившей в группу риска.
К концу 2000–2001 уч. г. ложная миопия выявлена у Андрея П.
Таким образом, за три года обучения в начальной школе признаки близорукости были обнаружены у 5 учащихся из 20.

На 1 февраля 2002 г., после почти 5 месяцев обучения в 5-м классе (кабинетная система), новых случаев близорукости в классе отмечено не было. Рецидивов ложной миопии у Юли Р. и Оли П. не наблюдалось, а миопия у Вити К. и Маши Т. не прогрессировала.

Заключение

Исходя из полученных результатов и учитывая примерно равные условия учебы и отдыха в разных классах (Мичуринский лицей – школа полного дня, т.е. дети находятся в школе с 7.30 до 18.30), мы решили, что близорукость самым тесным образом связана с освещенностью в кабинетах. Для профилактики близорукости в сложившихся условиях можно рекомендовать:

– улучшить освещение в кабинете начальных классов;
– в начальной школе менять расположение рабочего места каждого учащегося не реже 1 раза в 2 недели;
– как можно чаще проводить физкультминутки на уроках для снижения утомления глаз;
– обязательно повесить люминесцентную лампу у доски;
– использовать матовые доски темного цвета и качественный мел;
– использовать качественную писчую бумагу и чернила;
– на переменах и после уроков проводить специальную гимнастику для глаз (см. Приложение).

Приложение

Гимнастика для глаз

Методика профессора Э.С. Аветисова

На оконном стекле на уровне глаз укрепить круглую красную метку размером 3 мм. Встать на расстоянии 30–35 см от окна и поочередно переводить взор то на метку, то вдаль, за окно (расслабляя глаза). Упражнение проводится каждым глазом отдельно по 7 мин 2 раза в день в течение месяца. Курс повторяется в течение учебного года 3–4 раза. Ребята, которым прописаны очки, делают упражнения в очках.

Методика офтальмолога У.Бейтса

1. Голова зафиксирована так, чтобы могли двигаться только глаза. В вытянутой руке карандаш. Широкой амплитудой рука многократно перемещается вправо, влево, вверх, вниз. Глаза неотрывно следят за карандашом.
2. Встать у стены большой комнаты и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого верхнего угла комнаты в левый нижний, из левого верхнего – в правый нижний; повторить не менее 50 раз.
3. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. При поворотах головы вправо и влево взгляд направляется по ходу движения; 40 поворотов.
4. В течение 3 с смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать им отдых; повторить 15 раз.
5. Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза; повторить 40 раз.
6. Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет, пристально рассматривать его в течение 10 с, перевести взгляд на свои ручные часы; повторять по 15 раз 2 раза в день.

Спустя месяц сделать паузу на 2–3 недели, а потом повторять цикл упражнений. Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталик, улучшает кровоснабжение и питание глаза.

Литература

Аветисов Э.С. К теории происхождения миопии // Миопия. – М., 1974. С. 3–10.
Аветисов Э.С. и др. Пути профилактики развития близорукости у детей и подростков на основе изучения ее патогенеза. – Горький, 1975. С. 11–12.
Аветисов Э.С., Ковалевский Е.И., Хватова А.В. Руководство по детской офтальмологии. – М.: Медицина, 1987.
Дашевский А.И. Близорукость. – Л., 1962.
Ковалевский Е.И. Детская офтальмология. – М.: Медицина, 1970.
Краснов М.Л., Марган М.Г. Офтальмология амбулаторного врача. – М.: Медицина, 1969.
Практикум по экологии. Учеб. пособие. /Под ред. С.В. Алексеева. – М.: АО МДС, 1996.
Справочник по офтальмологии. /Под ред. проф. Э.С. Аветисова. – М.: Медицина, 1978.

gastroguru © 2017