Как научить собаку идти по следу зайца. Следовая работа в Команда Азарт

Сейчас в центре кинологической службы 49 питомцев. Фото: ЮВК

Кинологическая служба УВД по ЮВАО пополнилась новыми питомцами: на службу прибыли четыре щенка немецкой овчарки. Сейчас им три месяца. За год им предстоит научиться всем необходимым навыкам розыскной полицейской собаки.

За каждым «новобранцем» закреплен кинолог, который будет обучать щенка всем тонкостям службы. Вместе со своим наставником щенки проходят общий курс тренировки. Для начала малышам нужно научиться не бояться людей, громких звуков, машин и новых мест. Поэтому их выводят гулять в город, ездят с ними на общественном транспорте, заходят в подъезды домов. Некоторые кинологи берут своего питомца домой.

— Любая тренировка должна быть дробной, чтобы собака не устала и не потеряла интерес: 5-10 минут позанимались, потом погуляли. А заканчиваться тренировка обязательно должна поощрением, — говорит старший инспектор-кинолог, капитан полиции Оксана Селиверстова.

Каждому свое

— Щенков мы берем на конкретное направление службы, — поясняет начальник Центра кинологической службы УВД по ЮВАО майор полиции Екатерина Симонова. – Например, из четырех наших новобранцев трое будут специализироваться на поиске взрывчатых веществ и наркотиков, а один – нести охранно-конвойную службу.

Без помощи четвероногого друга в полиции сегодня не обойтись, особенно при поиске наркотиков.

— Только за этот год было 52 случая обнаружения наркотических веществ. Например, в сентябре при обыске в квартире подозреваемого было изъято 17 плиток гашиша весом в 1 700 килограмм. Обнаружили их младший кинолог Петр Шеставин и немецкая овчарка по кличке Етта, — рассказала Екатерина Симонова. – Также за этот год было девять случаев обнаружения оружия. Выезжали кинологи и на поиск взрывного устройства, которое, к счастью, оказалось муляжом.

Любая тренировка должна быть дробной, чтобы собака не устала и не потеряла интерес. Фото: ЮВК

Городские запахи

Самая сложная специализация для собаки – поиск следа. В городских условиях делать это особенно тяжело, так как запахи наслаиваются друг на друга, а следы часто оказываются затоптаны. Но помощь лохматых питомцев все равно неоценима. Так, во время одной из произошедших недавно драк злоумышленники пырнули человека ножом и убежали. Собака взяла след и нашла улику – ручку ножа, которую сбросили преступники.

Сейчас в центре кинологической службы 49 питомцев. Срок службы полицейской собаки от восьми до 10 лет. Но бывают и ветераны, которые служат по 11-12 лет. Когда собаки «выходят на пенсию», их передают на содержание в частные питомники.

— Мою прежнюю собаку звали Рекс, — вспоминает Оксана Селиверстова. – Он ко мне никогда никого не подпускал. Однажды на выезде после осмотра квартиры мы зашли с ним в лифт. Туда хотел войти и наш водитель, он поднял руку, чтобы придержать двери. А Рекс это воспринял как нападение и стал меня защищать. Так наш водитель потом долгое время ко мне вообще не подходил. А три года назад Рекс умер… Сейчас у меня новая собака – Натан. Он сам меня выбрал. Когда мы поехали подбирать щенков – сел возле меня и не уходил. Теперь мы друг без друга никуда.

7. Работа по следу: обучение собаки

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СЛЕДОВОЙ ДРЕССИРОВКИ в шутцхунде - научить собаку прорабатывать след нижним чутьем. Только собака, вынюхивающая каждый отпечаток ноги, работающая внимательно и целеустремленно, может получить на соревнованиях максимальные 100 баллов. Следовательно, мы должны научить собаку ориентироваться на запах следов, а не на запах тела или запаховое облако. Для этого мы создаем связь между отпечатками ног прокладчика и маленькими кусочками лакомства.

Тщательная проработка короткого прямого следа

Сначала надо научить собаку прорабатывать прямой след. Мы разбиваем этот навык на ряд простых элементов.

В шутцхунде большинство собак начинают свои занятия по следовой работе в очень юном возрасте, порой в 10-12 недель, поэтому большая часть приведенной далее информации подается как щенячья дрессировка. Практически те же приемы мы используем и при начальной дрессировке щенков постарше и взрослых собак.

Основные этапы обучения:

1. Поиск по команде

2. Правильное взятие запаха на старте

3. Вынюхивание каждого отпечатка подошвы на следу

4. Возращение собаки на след

7. Поиск по команде

Первое занятие по следовой работе можно провести и дома, поначалу в помещении, а затем во дворе. Проводнику понадобятся 5-6 кусочков лакомства, которое любит щенок (сыр и / или маленькие кусочки сосисок). На глазах у щенка (обычно его придерживает помощник) хозяин раскладывает кусочки в случайном порядке на площади примерно 50 на 50 см и дает сигнал помощнику, чтобы тот отпустил щенка и не резко, но с воодушевлением, подав команду «Ищи!», указывает щенку на лакомство, побуждая щенка найти и съесть лакомство. Такое упражнение обычно повторяют трижды в течение одного занятия.

Как только щенок свяжет команду «Ищи! » с лакомством, станет, услышав ее, опускать мордочку и жадно искать еду в том направлении, которое указывает хозяин, следует усложнить

игру: переместиться во двор и выбрать участок с короткой густой травой, так чтобы щенок не мог увидеть кусочки лакомства. Ему придется искать их, вынюхивая среди стеблей травы.

Как только щенок будет уверено отыскивать все кусочки, нужно начинать увеличивать площадь участка, на котором спрятано лакомство, заставляя щенка обыскивать большую территорию и обучая его предельной настойчивости в поисках пищи. Хозяин должен удостовериться, что щенок нашел все лакомство, направляя его движения в зоне поиска жестами и командами «Ищи! Ищи! »

Всякий раз, когда щенок находит кусочек, хозяин подкрепляет его похвалой и поглаживанием.

2. Правильное взятие запаха на старте

Не стоит недооценивать роль правильного старта. Зачастую, по тому, как собака стартует, в шутцхунде удается определить, как она будет выполнять упражнение в целом. Если собака начинает работать медленно, уверенно и очень сосредоточенно, велика вероятность того, что будет показана прекрасная проработка следа. С другой стороны, если она или рвется вперед с места ухода следа, не взяв как следует запах, или не демонстрирует в достаточной мере мотивацию к энергичному поиску стартовой площадки, можно предположить, что собака сумеет проработать след до конца, только если ей очень повезет.

После недели-другой тщательной работы дома у щенка сформировалось четкое понимание, что по команде «Ищи! » надо опустить голову и обследовать место, на которое указывают, а за этим последует поощрение. Приступая к поиску следового пятна, мы лишь слегка расширяем ту задачу, которую щенок уже выполняет с энтузиазмом.

В поле зрения щенка, который сидит в клетке или на руках у помощника, придерживающего его, хозяин натаптывает пятно (примерно 1 м кв.) на поле для следовой работы. Он раскладывает 5-6 маленьких кусочков на следовом пятне и слева от него на расстоянии вытянутой руки втыкает в землю флажок или вешку. Натаптывая пятно, проводник разговаривает со щенком, подбадривая и поддразнивая, чтобы привести его в состояние возбуждения.

Затем, когда все готово, проводник возвращается к щенку, подводит его на поводке к следовому пятну, дает команду «Ищи! » и указывает рукой в сторону пятна. Пока щенок отыскивает и ест лакомство, проводник его сдержанно хвалит.

Эта процедура повторяется 3-4 раза на протяжении занятия, при этом количество лакомства на пятне от занятия к занятию уменьшается, пока не остается всего три кусочка по углам треугольной площадки. На данном этапе дрессировки у щенка формируется дополнительная, полезная связь между поиском справа от флажка и поощрением.

3. Вынюхивание каждого отпечатка подошвы на следу Как только щенок обучается тщательно «подчищать» следовое пятно по команде, пора переходить собственно к следовой работе.

Вся начальная дрессировка, проводится в наиболее благоприятных условиях. След прокладывают на ровной поверхности, равномерно покрытой невысокой травой (максимум - до щиколотки). Давность следа не превышает времени, необходимого для его прокладки и подготовки собаки к старту. Проводник не заставляет неопытное животное работать в слишком ветреную или ненастную погоду.

После натаптывания треугольного следового пятна с лакомством в каждом углу, проводник начинает движение от угла - медленно, очень мелкими шагами - и проходит 3-4 м. По мере движения он оставляет маленькие кусочки на середине каждого отпечатка ноги, а в конце следа - целую пригоршню лакомства.

Затем он возвращается к щенку, подводит его к следовому пятну и дает команду «Ищи!», как делал это ранее. Проводник пальцем показывает щенку на все пятно, а затем, прежде чем тот успеет поднять голову, на первый отпечаток ноги на следу. Медленно и осторожно он проводит малыша по всей длине короткого следа. Он держит его на очень коротком поводке, чтобы щенок шел точно по следу и не рвался вперед. Мягко придерживая собаку, проводник замедляет ее движение. Он идет рядом со щенком, наклонившись, его палец движется в траве прямо перед щенячьим носом, так что малыш прорабатывает след от начала до конца, не поднимая головы. Когда животное находит пищу и начинает есть, проводник воодушевленно хвалит его.

Тем временем помощник подходит к щенку и забирает поводок, когда малыш поднимает глаза, съев последний кусочек лакомства, он обнаруживает, что хозяин уже прокладывает новый короткий след, в стороне, на расстоянии нескольких метров. Проводник последовательно проводит щенка по трем таким следам, а затем в конце занятия играет со щенком. Очень важно, чтобы животное понимало, что конец следа означает игру с хозяином и веселье.

При режиме занятий 4-5 раз в неделю, щенок продолжает работать на короткой дистанции в течение примерно двух недель. Конечно, у каждой собаки своя скорость обучения. Самое главное, чтобы до перехода к следующим упражнениям щенок полностью овладел навыками взятия следа и прохождения короткого отрезка.

Далее проводник начинает увеличивать длину следа и перестает сокращать длину шага, так что теперь отпечатки подошв находятся на обычном расстоянии друг от друга, а не ложатся цепочкой: пятка к носку. Длина следа увеличивается очень постепенно, а лакомство по-прежнему кладется на каждый отпечаток ноги. Только когда малыш облучается неотрывно и крайне сосредоточено прорабатывать 5-метровый след, проводник начинает уменьшать количество лакомства.

Возможно, до сих пор щенок почти не обращал внимания ни на нижний запах следа, ни на верхний запах, оставленные прокладчиком. Вместо этого все его устремления были сосредоточены на вынюхивании и поиске лакомства. Теперь задача объяснить ему, что еда больше не будет распределена по всей длине следа, но чтобы все-таки ее получить, придется двигаться по запаху следа.

На первых порах при прокладке просто кладут кусочек не на каждый отпечаток, и щенку попадаются отпечатки подошв без лакомства. Постепенно - все чаще и чаще - проводник оставляет отпечатки подошв пустыми, без лакомства, и щенок начинает использовать их как указатели, ведущие от одного кусочка лакомства к другому. Теперь щенок приступает к усвоению одного из важнейших уроков следовой работы: он должен отыскивать след и идти по нему.

Постепенно мы увеличиваем дистанцию между кусочками лакомства. Тем не менее -и это очень важно - распределение лакомства по следу должно быть случайным, чтобы щенок никогда не мог предугадать, как далеко ему надо идти, чтобы найти следующий кусок. Например, вначале пища расположена на первом, третьем, четвертом, девятом, одиннадцатом, двенадцатом, пятнадцатом отпечатке и т. д. А потом, на более продвинутом этапе - на первом, двенадцатом, двадцать первом, двадцать втором, тридцать пятом, тридцать девятом и т. д. Поскольку щенок не знает, будет ли лакомство через три шага или через шестнадцать, он держит нос внизу и внимательно ищет.

Через несколько недель длина следа и расстояние между кусочками увеличивают, пока щенок не начнет прорабатывать след длиной около 75 шагов, находя только два-три кусочка.

По-прежнему целесообразно прорабатывать по три следа за занятие, но только один из них должен быть длиной в 75 шагов. Два других - очень короткие, служат в основном для отработки правильного старта и очень интенсивной проработки дистанции в несколько метров. Длинный и короткий следы чередуются случайным образом, так что на старте щенок никогда не знает, какой длины след - 3- или 50-метровый - его ждет.

Каждый след заканчивается солидной порцией лакомства и поощрением щенка. Поскольку при работе с малышом мы используем пищевую мотивацию, на поле для следовой работы его приводят в достаточной степени голодным. Если в какой-то из дней он не слишком заинтересован в следовой работе, занятие тут же прекращают. В этот день его уже не кормят (но у него обязательно должен быть доступ к воде) и повторяют занятие на следующее утро. В конце следа нужно оставить больше еды, чем обычно, и если щенок работает хорошо, его кормят как следует.

На этом этапе дрессировки не применяется никакой коррекции. Щенка не ругают, не наказывают физически и даже не говорят «Нет!». Напротив, проводник помогает щенку и подбадривает его любым возможным способом. В общем - на стадии обучения мы предупреждаем ошибки, а корректируем их.

4. Возращение собаки на след

К тому времени, когда собака овладевает навыком прохождения прямого следа длиной около 75 шагов и обучается прорабатывать его сосредоточенно от отпечатка к отпечатку, она, как правило, становится достаточно взрослой (шесть-семь месяцев) и приобретает хорошую мотивацию, так что легкая коррекция не окажет вредного воздействия ни на ее темперамент, ни на удовольствие от следовой работы.

Теперь проводник начинает работать на более длинном поводке. Вместо того чтобы идти, согнувшись, рядом со щенком и методично направлять его по следу, с готовностью указывая на отпечаток ноги, как только тот чуть отклонится по ветру, проводник идет прямо позади щенка, держа его на коротком поводке.

Если собака отклонятся от следа, проводник говорит «Фу! » и слегка подергивает поводок. (Мы не используем слово «Нет!», поскольку это слишком сильная запрещающая команда для следовой работы.) В тот же момент проводник подходит к животному и указывает ему рукой на след. Когда собака возвращается на след и начинает двигаться вперед строго в правильно направлении, проводник тихонько хвалит ее и возвращается за собаку.

Собака должна четко проходить углы без отклонений или кружения

Теперь собаку надо научить тому, что след может менять направление, и ей придется повернуть и продолжить движение по следу в новом направлении. Этот момент сложен как для собаки (она уже вполне уверена в том, что след всегда походит четко по прямой), так и для проводника (который должен владеть некоторыми приемами, чтобы помочь собаке разобраться с проблемой самостоятельно, не позволяя ей при этом ошибаться). Собака должна сразу обнаружить отсутствие запаха - чтобы не проскочить поворот и не потерять след. А проводник, со своей стороны, должен научиться читать сигналы, подаваемые собакой в случае, если она встречает изменения на следу.

Многие дрессировщики обучают собаку прохождению углов постепенно, начиная со столь незначительно скривленной линии, что собака практически не замечает отклонения, и продолжая до тех пор, пока собака не будет делать четкие повороты более чем на 90°.

Однако прохождению углов можно научить и через «потерю следа» при проработке каждого отпечатка. В этом случае собаку учат делать повороты под прямым углом сразу же. Мы предпочитаем этот способ, поскольку для четкого выполнения поворотов собака должна научиться останавливаться, если она больше не может учуять отпечаток ноги прямо перед собой, и проверять носом пространство слева и справа от себя пока не разберется, закачивается след или только меняет направление. Очень важно, чтобы

Через один-два шага собака понимала, что потеряла след

Она четко и однозначно обозначала потерю следа

Проводник умел понимать по поведению животного, что оно потеряло след, и побуждать его к проверке окружающего пространства и поиску направления следа

В противном случае собака зачастую будет проскакивать поворот, не останавливаясь в нужный момент. Она перестанет четко обозначать потерю следа и приобретет привычку проходить мимо поворота и кружить, возвращаясь назад, чтобы вновь отыскать след.

Конечно, если мы до сих пор не научили собаку медленно и методично прорабатывать след нижним чутьем, она проскочит свой первый поворот и лишь через несколько метров выкажет замешательство в результате потери следа. В этом случае проводник всегда может остановить собаку при помощи поводка, намереваясь предупредить проскакивание угла, но тогда это проводник укажет собаке, что след меняет направление, а не наоборот.

Следовательно, не стоит начинать работать над углами прежде, чем собака научится четко и уверенно ходить по прямому следу.

Основные этапы обучения:

1. Раскладывание лакомства по всему углу

2. Раскладывание лакомства после угла

3. Повторное прохождение угла

1 . Раскладывание лакомства по всему углу

Наша первая задача - добиться того, чтобы собака поняла, что след часто меняет направление. Но при этом нельзя давать ей возможности кружить или двигаться в неверном направлении.

Проводник прокладывает три коротких следа по 50-75 шагов каждый. У всех трех следов стандартное, хорошо натоптанное начало следа, на котором разложено лакомство. Два следа имеют одинаковый угол - например, правый, а у третьего другой угол - левый. Проводник раскладывает лакомство на каждый отпечаток ноги, начиная

Спустя несколько недель увеличивают как длину следа, так и расстояние между кусочками лакомства. Помощник удерживает собаку, пока хозяин прокладывает след. Обратите внимание, как проводник прокладывает след рядом с разделительной линией на футбольном поле, - местоположение следа можно определить безошибочно

К тому моменту, как собака начинает безупречно проходить прямой след длиной примерно 75 шагов, она, как правило, уже достаточно взрослая, а ее мотивация достаточно сильна, так что легкая коррекция может вводиться без вреда для темперамента животного и желания работать по следу.

(Анна Вейкерт и ее Blitz v. Haus Barwig.)

76 с полуметра до и заканчивая через полметра после поворота. Каждый след завершается порцией еды, а после прохождения последнего следа проводник некоторое время возится с собакой и играет с ней в мячик.

Проводник пускает собаку по первому следу на очень коротком поводке, сле дя за тем, чтобы она, обнаружив кусочки пищи, лежащие перед поворотом, двигалась медленно и осторожно . По мере того, как собака проходит от одного отпечатка к другому, поедая лакомство, проводник следует вплотную за ней по внутренней стороне угла. Если собака была хорошо подготовлена и обучена проработке след в след, она легко пройдет угол. Но если она проскочит поворот или пойдет в неправильном направлении, проводник, находящийся тут же рядом, поможет ей - остановив поводком и указав рукой новое направление следа.

Проводник таким же способом проводит собаку по двум другим следам, затем играет с ней, и они отправляются домой.

На следующий день он меняет углы на следах, так что теперь два из них - левые, а один правый. И как всегда, проводник готов помочь собаке прежде, чем она столкнется с трудностями.

В дальнейшем на занятиях продолжают проработку серии коротких следов с лакомством, раскладываемым на каждый отпечаток на углах, пока собака не будет проходить их четко и стабильно. Но при этом постоянно меняют длину прямых отрезков и постепенно увеличивают длину следа в целом, в итоге животное не может предугадать, будет ли поворот в трех или тридцати метрах от начала следа. Иногда - чтобы увеличить длину прорабатываемого следа и внести разнообразие в дрессировку, -забывают о привычной серии из трех коротких следов с поворотами и один из дней посвящают работе по длинному прямому следу длиной в 150-200 шагов.

3. Повторное прохождение угла

Через несколько недель собака должна уже четко проходить левые и правые повороты. Но на самом деле она еще не овладела навыком прохождения углов, на то есть две причины.

Во-первых, проводник по-прежнему подсказывает и то, что будет поворот, и новое направление движения, следуя рядом вплотную по внутренней стороне угла.

Во-вторых, он вмешивается так быстро, что собака даже на мгновение не теряет след. В результате собака не обозначает потерю следа и не останавливается самостоятельно. Вместо этого она поворачивает по подсказке проводника.

У нас нет другого выхода, кроме как позволить собаке потерять след. Мы должны перестать предупреждать ее, что след меняет направление, а вместо этого позволить ей предупреждать об этом нас.

Проводник, как и прежде, прокладывает три коротких следа с углами и оставляет лакомство на шестом отпечатке после каждого из углов. На подходе к первому повороту проводник не подает собаке никаких сигналов. Возможен один из трех вариантов развития событий:

1. Собака пройдет угол чисто, как по рельсам

2. Собака остановится спустя шаг-другой после того, как проскочит поворот, обозначит потерю следа, затем внимательно обследует пространство вокруг, найдет следующий отрезок следа и пойдет по нему

З. Она проскочит поворот и отойдет на расстояние 1-1,5 метра, никоим образом не обозначая потерю следа. Затем она даже может сделать вид, что продолжает движение по следу вперед, или начнет метаться из стороны в сторону, пытаясь поймать запах.

В идеале, конечно, собака проходит угол чисто. Нам останется только пожелать ей всегда прорабатывать след таким же образом. Однако независимо от того, насколько хороша собака, рано или поздно она след потеряет. Зная, что это так, и признавая тот факт, что собака возможно на некоторые мгновения теряла отпечатки подошв на любом следе, который когда-либо прорабатывала, тем не менее, мы должны быть уверены в одном: собака никогда не «врет». Если она не может четко взять след, мы должны побудить ее:

1. Четко обозначить потерю следа

2. Остановиться, прежде чем она отойдет от следа далеко в сторону, и затем внимательно обследовать пространство вокруг, чтобы найти его.

Если собака проходит угол чисто - замечательно! Проводник поощряет ее, позволяет найти лакомство, кормит, играет с ней в конце следа и на этом заканчивает занятие. Это лучший вариант.

Если собака обозначит потерю следа сразу после того, как проскочит поворот, остановится и начнет внимательно выискивать новый отрезок следа - это тоже великолепно! Проводник мягко хвалит ее за обозначение потери следа и сдержанно побуждает ее к тому, чтобы отыскать след. На втором или третьем следу животное, возможно, пройдет угол чище.

Если же собака проскакивает поворот и продолжает движение - без четкого обозначения потери следа и без остановки - проводник резко произносит «Фу-у!», а затем зовет ее по кличке. Он отступает на несколько шагов назад по следу, подзывая животное к себе. Когда собака подходит, проводник тут же снова ставит ее на след - на расстоянии пары метров до угла. Если она вновь проскакивает поворот, проводник снова говорит «Фу-у!», подзывает собаку назад и вновь ставит ее на след.

Он не позволяет собаке двигаться дальше после поворота до тех пор, пока оно не начнет так или иначе справляться с проблемой смены направления - будь то чистое прохождение угла, как по рельсам, или же немедленная остановка после потери следа и затем тщательный поиск следующего отрезка.

Возможно, понадобится несколько попыток, но в итоге собака начнет прорабатывать углы правильно. Проводник должен сдержанно хвалить ее за обозначение потери следа и воодушевленно подкреплять оглаживанием, когда она находит лакомство после поворота.

Второй и третий углы в этот день собака пройдет лучше, а спустя несколько недель она, возможно, будет проходить чисто большинство углов. Теперь проводнику имеет смысл прокладывать вместо трех следов за день всего один, с двумя-тремя углами.

Проводник ни словом, ни жестом не должен выдать собаке, что предстоит поворот, и не следует использовать слишком заметные маркеры или вешки при прокладке следа. Кроме того, надо варьировать длину следа и расстояние между углами, дабы животное не могло предугадать, где будет следующий поворот. Это заставит собаку ориентироваться на чутье, а не поворачивать тогда, когда, по ее мнению, наступит подходящий момент.

3. Предметы

Собака должна обозначать укладкой найденные на следу предметы

В шутцхунде I и II прокладчик оставляет на следу два предмета. В шутцхунде III предметов три, за них может быть начислен 21 балл (максимальный общий балл на этапе следовой работы - 100). Необходимо, чтобы собака обнаружила все три предмета и обозначила их четко. Для тех животных, которые работают хорошо и четко, обозначение предмета, как правило, проблемы не составляет. Поскольку они прорабатывают след нижним чутьем, двигаясь от одного отпечатка к другому, они подойдут прямо к предметам.

Если собака прорабатывает след нечетко, очень важно создать у нее мотивацию к поиску предметов, чтобы она захотела их найти. Тогда, если собака отклонилась от отпечатков подошв, находясь недалеко от предмета, близость предмета и запах, который доносится от него, могут побудить животное вернуться на след. Таким образом, предметы в шутцхунде скорее своеобразная помощь, чем проблема. Они зачастую упрощают прохождение следа: если собака всегда находит предметы, то по крайней мере в трех местах на поле проводник будет точно знать, что здесь проходил прокладчик. В этом случае предметы становятся важными контрольными точками.

Собака может обозначать предмет любым из трех возможных способов: сесть, лечь, встать возле него, она может даже поднять предмет и поднести его проводнику. Единственное ограничение: она должна обозначать все предметы одним и тем же способом. Однако почти все считают, что лучше научить животное обозначать предметы укладкой, собаки, использующие иной способ обозначения, на соревнованиях встречаются редко.

Навык обнаружения предметов несколько отличается от навыка следовой работы. Возможно, он больше напоминает упражнение по выборке, поскольку в процессе проработки следа собака часто проходит мимо вещей, которые могли бы быть предметами, и, соответственно, она должна определить, прикасался ли прокладчик к этой вещи или нет. В принципе можно обучать поиску предметов отдельно от собственно следовой работы. На самом деле даже желательно поступить именно так, поскольку ради надежной работы на предметах, нам придется использовать принуждение.

Основные этапы обучения:

1. Укладка перед предметом

2. Обозначение предмета на следу

3. Возобновление проработки следа после обозначения предмета

1 . Укладка перед предметом

Поскольку при работе с предметами будет использоваться принуждение, мы не вводим навык на поле, где отрабатываем след. Мы начинаем обучение работе с предметами как упражнение по курсу послушания, и занимаемся этим чаще всего во дворе, в спокойной обстановке.

Проводник укладывает собаку, отходит от нее вперед и раскладывает на земле несколько кожаных предметов, пропитавшихся его запахом, поскольку они в течение пары минут находились у него за пазухой или подмышкой.

Проводник возвращается к собаке и подводит ее на поводке по очереди к каждому из предметов. Он указывает на предметы рукой, с тем, чтобы собака их обнюхала, а затем дает команду «Лежать!». Как только собака укладывается, проводник наклоняется к ней и, подняв предмет, устраивает целое представление: показывает предмет собаке и хвалит ее в связи с этим. В то же время он достает из кармана лакомство и скармливает собаке.

В течение нескольких недель проводник повторяет эту процедуру снова и снова, подводит собаку к предмету, пропитавшемуся его запахом, укладывает ее, а затем кормит и хвалит. Его цель - связать обнаружение предмета с пищей и лаской.

Может показаться, что намного проще использовать в качестве кожаного предмета перчатку с помещенным внутрь лакомством. Разумеется, так собака охотнее будет искать предметы и быстрее начнет ложиться рядом. Однако, действуя подобным образом, мы рискуем создать две проблемы.

Во-первых, собака не научится находить и обозначать предметы с запахом прокладчика. Она будет просто искать пищу, подобно тому, как делала это в течение множества предыдущих занятий. Это означает, что в последствии проводнику будет сложно заставить ее искать предметы, которые используются в шутцхунде III, - маленькие, плоские и совсем не пахнущие едой. В итоге собака может неожиданно в неподходящий момент проскочить предмет или два (например, прекрасно отработать очень сложный след, пропустив при этом предметы), и проводнику придется ее корректировать.

Во-вторых, если собаку учат обозначать предметы, используя перчатку с лакомством, животное всегда берет ее и жует. Часто это приводит к формированию привычки брать предметы в пасть. Даже если собака замечательно прорабатывает след, набирая больше 90 баллов, ее оценка будет значительно снижена из-за того, что она берет предметы в пасть, особенно на соревнованиях высокого уровня, где судейство очень строгое.

После нескольких занятий животное само будет с радостью ложиться, обнаружив предмет. Но на этом этапе дрессировки, необходимо, чтобы собака почувствовала, что обнаружение предмета к чему-то обязывает. Поэтому, если она ложится недостаточно быстро, проводник либо слегка давит ей на спину, либо ограничивается легким шлепком поводком (мы предполагаем, что речь идет о взрослом животном, уже обученном основам послушания). Намного лучше закрепить укладку на данном этапе, чем столкнуться с необходимостью корректировать собаку уже в процессе работы по следу, - если она будет неохотно укладываться рядом с предметом.

Когда собака ложится у предмета, проводник в течение минуты ласково хвалит и дает ей лакомство, в итоге место обнаружения предмета становится для нее местом, где можно отдохнуть от стресса, расслабиться. Кроме того, проводник берет предмет и поднимает его над головой, как будто бы показывая его судье, при этом ходит вокруг собаки, поправляет на ней ошейник и т. д., а она остается лежать.

2. Обозначение предметов на следу

Только тогда, когда укладка у предмета полностью освоена, проводник приступает к объединению этого навыка с собственно следовой работой. Он прокладывает длинный прямой след со, скажем, тремя предметами. В конце следа собаку ждет еда - на расстоянии примерно пятнадцати-двадцати шагов от последнего предмета. Прокладчику следует позаботиться о том, чтобы след был очень простым, а трава не скрывала предметы.

У каждого предмета собака должна лечь самостоятельно, затем проводник в течение минуты хвалит ее, гладит и время от времени дает лакомство.

Ранее собака работала по следу только для того, чтобы найти еду в конце и все кусочки по дороге. Теперь она будет работать также и для того, чтобы найти предметы, потому что обнаружение предметов связано с передышкой, удовольствием и подбадриванием.

3. Возобновление проработки следа после обозначения предмета

Очевидно, что всякий раз после того, как собака остановилась и обозначила

предмет, она должна возобновить проработку следа. Мы считаем, что каждый такой момент не менее важен, чем первоначальный старт со следового пятна. Необходимо, чтобы собака опустила нос к земле и внимательно пошла по следу от одного отпечатка к другому.

На соревнованиях довольно часто приходится наблюдать, как собака, обнаружив предмет, настолько возбуждается, что буквально срывается вперед, и ей требуется пройти от одного до пяти метров, прежде чем она действительно вновь включится в работу. Если непосредственно после предмета встречаются какие-то сложности с покрытием, эта привычка может привести к провалу.

Следовательно, перед тем как дать команду к возобновлению проработки следа, проводник должен убедиться, что собака спокойна, а не возбуждена, и услышав команду, тут же опустит нос к земле. При прокладке следа имеет смысл положить один или два кусочка на первых двадцати-тридцати шагах после предмета. В результате у собаки сформируется привычка очень внимательно работать после предмета.

Когда животное уже научилось стабильно находить и обозначать предметы, а также правильно возобновлять проработку следа после их обнаружения, проводник начинает сочетать предметы и углы на одном и том же следу.

4. Давность и протяженность

Собака должна без проблем проходить след длиной около 900 метров и давностью не менее часа

До сих пор проводник планировал схему следа исключительно в соответствии с учебными нуждами. След, как правило, был довольно коротким и простым, а давность его редко превышала 10 минут. Но не стоит забывать о нормативах испытаний.

Задача в том, чтобы увеличить длину и давность следа в соответствии с нормативами шутцхунда III. (Честолюбивые дрессировщики не готовятся к шутцхунду I или II,

82 они стремятся к шутцхунду III и «подбирают» шутцхунд I и II по дороге.) Но это надо сделать так, чтобы не потерять четкости выполнения.

Основные этапы обучения:

1. Увеличение длины следа

2. Увеличение давности следа

1. Увеличение длины следа

Мы увеличиваем длину следа постепенно. Кроме того - это очень важно - мы увеличиваем ее непредсказуемо. Например, в один из дней собака работает короткий след с одним углом, на следующий день - очень длинный след с тремя углами, а на третий - короткий сложный с четырьмя углами. Месяц за месяцем средняя дистанция, которую проходит собака, увеличивается, причем животное не имеет возможности предугадать, где в данный конкретный день ей встретится предмет или еда: на расстоянии ста или тысячи шагов от старта. В результате мы получим очень плотный, метр за метром, поиск на протяжении всей длины следа.

Принимая решение о том, какой будет длина следа, следует также учитывать особенности погоды и покрытия. Например, трехсотметровый след по легкому мелкому снегу это одно, а трехсотметровый след на пшеничном поле в жаркий июньский день - нечто совсем иное.

2. Увеличение давности следа

Когда мы в первый раз увеличиваем давность следа с десяти минут до пятнадцати, это должно быть единственным усложнением. Мы не экспериментируем с длиной, покрытием и погодными условиями, когда учим собаку работать по более старому запаху. Напротив, мы прокладываем вполне стандартный след длиной и сложностью соответствующий нормативам шутцхунда I.

Давность следа увеличивается постепенно, каждый раз на пять минут. После каждого увеличения давность (двадцать пять минут, тридцать, тридцать пять и т. д.) сохраняется неизменной по крайней мере несколько дней. В зависимости от погодных условий «перелом» - момент, когда нижний запах начинает преобладать над верхним, - происходит где-то через двадцать-сорок минут после прокладки, и проводник должен учитывать, что из-за этого его собака может столкнуться с определенными затруднениями. Находясь рядом, он управляет собакой и помогает ей решить возникшие проблемы.

5. Покрытие

Научить собаку уверенно работать несмотря на встречающиеся трудности

Поскольку участники испытаний, как правило, жаждут получить высокие оценки, организаторы прилагают все возможные усилия для того, чтобы обеспечить наилучшие условия в день соревнований. Наш клуб неизменно проводит испытания на коротко стриженом лугу. Но иногда не удается найти достаточно большой участок, покрытый подходящей травой. В засушливых регионах США дрессировщики зачастую работают на соревнованиях в таких условиях, которые ужасают приглашенных германских судей. Иногда клуб-организатор специально усложняет условия для того, чтобы определить, чья же собака «действительно работает по следу». Так было в Колорадо на отборочных испытаниях GSDCAWDA на кубок Европы в 1984 г., когда организаторы

Занятие в благоприятных условиях, «Бэн» Эйприл Сандерс (SchH III) работает нижним чутьем на распаханном поле. На земле четко видны отпечатки ног

хотели быть абсолютно уверены в том, что каждая собака, выступающая за WDA, хорошо покажет себя в следовом разделе на Чемпионате Европы.

Случайно могут возникнуть и другие сложности, как это произошло однажды со спортсменом из Нью-Мексико на соревнованиях по шутцхунду III, когда - после того, как он отработал половину следа, - обнаружилось, что зрители в течение четверти часа стояли на последнем участке следа.

Происшествия такого рода напоминают о том, что в шутцхунде определенную роль играет и удача. Мы никоим образом не можем повлиять на удачу, но мы можем научить собаку справляться с неожиданностями.

До сих пор подавляющее большинство занятий проводились в благоприятных условиях. Наши собаки овладевали основными навыками на поле с невысокой, равномерно растущей зеленой травой при слабом ветре. Сейчас пришло время усложнить задания, приучая собаку преодолевать разнообразные трудности, такие, как резкое изменение грунта и растительности, дороги, канавы и посторонний след, пересекающие прорабатываемый, потерю следа. Но трудности должны дозироваться таким образом, чтобы повысить мастерство собаки и ее уверенность в своих способностях, а не наоборот.

Усложняя задачу, мы шлифуем навыки собаки, одновременно увеличивая интенсивность ее работы и сконцентрированность. Именно с помощью трудностей, мы систематически приучаем собаку решать проблемы спокойно.

Основные этапы обучения:

1. Работа со сменой покрытия

2. Преодоление препятствий с последующим повторным взятием следа

3. Повторное взятие следа после его потери

4. Уверенная работа при неблагоприятных погодных условиях и на сложном покрытии

5. Игнорирование пересекающего следа

7. Работа со сменой покрытия

Несколько лет назад одна из лучших и самых стабильных следовых собак США подвела американскую команду на чемпионате мира. При прохождении следового раздела проводник пришел в смятение из-за того, что его чудесная собака прекратила работу в том месте, где трава на поле сменилось стерней. Казалось, собака наткнулась на кирпичную стену. Она просто не перешла с одного участка на другой. Несмотря на выдающиеся результаты в двух других разделах соревнований, проводник вернулся домой глубоко разочарованным.

В процессе дрессировки собака четко усвоила, что не надо идти туда, где следа нет. Когда свойства покрытия резко изменились, то соответственно изменился и запах следа, собака этого не знала - из-за недостатка опыта - и сделала вывод, что след закончился на границе участка, покрытого травой.

Чтобы избежать подобных происшествий, проводник должен систематически приучать собаку уверенно работать при любой смене покрытия - от слякоти к короткой траве, с пшеничной стерни к полю люцерны и т. д.

Всякий раз, когда предоставляется возможность поработать на разных покрытиях, проводник прокладывает относительно простой след, всегда оставляя какое-либо поощрение (предмет или лакомство) на следу через десять-двадцать шагов после перехода на сложный участок. На первых порах он осторожно помогает собаке при переходе границы между двумя участками, двигаясь вплотную к ней и указывая на след, если собака проявит неуверенность. Затем проводник начинает слегка отставать и выпускать поводок на большую длину, давая собаке возможность справиться с изменением следа самостоятельно.

Несколько методичных занятий - и собака приобретет замечательный навык и уверенность при работе на сменяющих друг друга участках с весьма непохожими свойствами

2. Преодоление преград с последующим повторным взятием следа

Авторам этой книги часто доводилось сталкиваться с необычными препятствиями во время следовой работы. Одному из нас пришлось как-то - работая по следу FH - перескакивать через огромное упавшее дерево. Собака перепрыгнула через ствол, тут же вновь отыскала след и пошла по нему. Именно в шутцхунде III собаке нередко приходится пересечь то дорогу, то канаву, то крутой склон. Лучше научить животное справляться с этими мелкими трудностями до того, как оно столкнется с ними на испытаниях.

Проводник тщательно прокладывает след через препятствие (например, грязную дорогу), оставляет четкие отпечатки по всей длине следа, интенсивный запах на самой дороге, может быть, даже лакомство посередине. По другую сторону дороги, неподалеку, кладется предмет.

В первые несколько раз проводник помогает собаке преодолеть препятствие и найти предмет. Как только становится ясно, что собака поняла свою задачу, проводник просто выпускает поводок подлиннее. Он позволяет собаке перейти дорогу - при необходимости - отыскать и взять след на другой стороне дороги, а затем идет за ней до предмета.

Вскоре собака вырабатывает полезную стратегию спокойно преодолевать препятствия, даже если запах в какой-то момент теряется.

3. Повторное взятие следа после его потери

Когда-нибудь неизбежно случится так, что собака полностью потеряет след. Если это случается на соревнованиях, проводник испытывает весьма неприятные ощущения, глядя, как его собака мечется в поисках следа, и ожидая свистка судьи, означающего, что на сегодня соревнования для него закончились. Волнений из-за того, что собака пошла мимо следа, будет меньшее, если она умеет его отыскивать.

Потеря следа влечет за собой большой штраф, особенно когда собака мечется по обширному участку, пытаясь вновь отыскать его. Но если она действительно сможет найти след и пройдет по нему до конца, судья отметит ее настойчивость и при обсуждении итогов положительно выскажется о способности собаки к самостоятельной работе.

Начинаем обучение с прямого следа с большим количеством лакомства. Где-то по ходу прокладчик просто делает широкий шаг вправо или влево и продолжает движение параллельно исходной прямой, вновь раскладывая лакомство на каждый отпечаток.

Когда собака подходит к глухому концу первого отрезка следа, она обозначает потерю следа, а затем начинает метаться вокруг. Лакомство на втором, параллельном отрезке поможет собаке быстро отыскать след. Кроме того, проводник находится рядом с животным, чтобы предотвратить кружение, забегание слишком далеко вперед и отходы далеко назад. В идеале собака будет искать след внимательно и неторопливо, тщательно обследует весь участок, не делая лишних движений, за которые могут снять больше баллов, чем за факт потери следа.

После того как собака научится рационально отыскивать след, проводник посте пенно уменьшает количество лакомства на обоих отрезках. Очень важно, чтобы проводник четко помнил, где начинаются и заканчиваются оба отрезка. Поэтому такой след всегда лучше прокладывать самому, не прибегая к помощи прокладчика.

Главная польза от этих упражнений состоит, пожалуй, в том, что собака не впадет в стресс или панику, если потеряет след на соревнованиях, не будет ожидать наказания за эту ошибку - она знает, как ее исправить

4. Уверенная работа при неблагоприятных погодных условиях и на сложном покрытии

Работать при плохой погоде и на плохой местности - означает выходить на след при неблагоприятных погодных условиях, таких, как сильный ветер, дождь, очень высокие или очень низкие температуры, а также работу по следу, проложенному на песчаниках, жестком или утоптанном грунте, на сухой или свежескошенной траве.

На первых порах очень важно помогать собаке при работе в таких условиях, чтобы она научилась успешно справляться с проблемами, сохраняя спокойствие.

В Венгрии в 1985 году участникам соревнований пообещали, что они будут работать на поле, так что все беспокоились лишь по поводу послушания и защитного раздела. Никто не ожидал, что в Венгрии в конце сентября температура воздуха будет больше 30 °С. Никто не ожидал кукурузного поля, выжженного солнцем. В этот год собаки работали при невыносимой жаре, среди сухих кукурузных стеблей. Те участники соревнований, которым удалось набрать проходной балл, вздыхали с облегчением, несомненно, они прошли испытания потому, что хорошо подготовили собак к трудностям такого рода.

5. Игнорирование пересекающего следа

Немногие из нас имеют возможность поработать на поле, которое было бы абсолютно чистым. В подавляющем большинстве мест, доступных для следовой работы бегают мыши, другие собаки, кролики, спортсмены или школьники, срезающие дорогу. Поэтому важно приучить собаку к посторонним следам: она должна их игнорировать и продолжать идти по следу прокладчика.

И вновь проводник прокладывает для собаки прямой след, а затем делает так чтобы след был пересечен различными другими следами - велосипедными, человеческими, автомобильными и т. д. На первых порах будет лучше, если эти следы буду сильно отличаться по давности от следа прокладчика. Через несколько метров после каждой точки пересечения прокладчик оставляет поощрение для собаки: предмет или лакомство.

Всякий раз, когда собака проходит через точку пересечения следов, можно и даже нужно похвалить ее. Если она хоть как-то заинтересуется посторонним следом проводник аккуратно останавливает ее и возвращает на исходный след, не ругая и не наказывая. Когда собака возвращается на исходный след, он подбадривает ее и побуждает к дальнейшей работе.

Как только станет ясно, что собака поняла задачу, проводник может начать корректировать ее, если она заинтересуется посторонним следом. Для этого достаточно спокойного «Фу!» и легкого шлепка поводком по спине.

Багрянцев Борис Иванович

3. Первоначальное обучение гребцов Весла должны быть подогнаны так, чтобы сидящие на одной банке гребцы не мешали друг другу (расстояние между рукоятями весел следует иметь около 15 см). При гребле одна рука гребца лежит на вальке, а вторая держит весло за рукоять. Чтобы

Из книги Подъемники, ловушки, кастинговые сети автора Шаганов Антон

С сетью какого размера начинать обучение забросам? Вопрос, не имеющий однозначного ответа. С одной стороны, чем меньше радиус сети, тем легче ее забрасывать, и этап обучения проходит значительно быстрее.Однако в совершенстве освоив заброс трехфутовой сети (в основном

Из книги Охота с лайкой автора Вахрушев Иван Иванович

Из книги Ох, охота! автора Алексеев Сергей Трофимович

Собаки Собаки-охотники Это первые живые существа, прирученные человеком с единственной целью - совместной охоты. Все остальные функции, как то: охрана жилья, пастьба домашнего скота, криминальный розыск и прочее, появились позже. Поэтому, какой бы породы и каких

Из книги Азбука подводной охоты [Для начинающих... и не очень] автора Лагутин Андрей

Собаки-охотники Это первые живые существа, прирученные человеком с единственной целью - совместной охоты. Все остальные функции, как то: охрана жилья, пастьба домашнего скота, криминальный розыск и прочее, появились позже. Поэтому, какой бы породы и каких размеров не

Из книги Разведение и выращивание собак автора Мельников Илья

Из книги Шутцхунд. Теория и методы дрессировки автора Барвиг Сьюзен

Комнатные собаки

Из книги Как из хобби сделать бизнес. Монетизация творчества автора Тюхменёва Анна

Охотничьи собаки Охотничьи собаки представляют большую группу собак, которых в основном используют для различных видов охоты. Самым важным их общим признаком является сильно развитый охотничий инстинкт. Формирование пород происходило под влиянием возникновения

Из книги Как сделать деревенский дом уютным и комфортным автора Кашкаров Андрей Петрович

Служебные собаки Служебные собаки представляют собой группу пород, которые используются для выполнения какой-либо работы. Как правило, служебные собаки обладают определенными характеристиками, которые считаются основными для выполнения ими своей работы, например,

Из книги Бывший горожанин в деревне. Полезные советы и готовые решения автора Кашкаров Андрей

4. Работа по следу: нормативные требования ПРОВЕРКА ТЕМПЕРАМЕНТАПри прохождении испытаний по шутцхунду I, II и III, перед началом следовой работы судья оценивает собак на непринужденность. Непринужденность это отсутствие враждебности или страха по отношению к незнакомым

Из книги автора

5. Работа по следу: общие положения ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОБАЧЬЕГО ЧУТЬЯ на пользу человеку имеет долгую историю. Известно, что древние греки применяли собак для выслеживания беглецов и преступников. Некоторые приключения таких собак описаны в сатирическом произведении

Из книги автора

6. Работа по следу: действия проводника и прокладчика В СРАВНЕНИИ С ДРЕССИРОВКОЙ по послушанию и защите, следовая дрессировка относительно проста. При обучении следовой работе хороший дрессировщик добивается успеха не потому, что применяет какие-то сложные или

Из книги автора

10. Послушание: начальное обучение ПО СТАРОЙ ГЕРМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ подготовки собак для шутцхунда над послушанием не начинают работать раньше, чем собака достигнет как минимум годовалого возраста и ее хватка не станет крепкой, а проработка следа - уверенной.В отличие от

На вопрос Как собаку учат брать след или этому научаются только определенной породы собаки? заданный автором Екатерина Бочагова лучший ответ это Если вы имеете ввиду след человека, то тут важно чтобы собака шла не на охотничьих реакциях и верхним чутьем, а на защитных и нижним. Поэтому сначала обучают идти по следу хозяина, а потом по чужому. Никакой прокладки следа собака видеть не должна, никаких шарканий, вообще прокладка следа для неопытной собаки это отдельная тема. На соревнованиях прокладчик идет в обычном темпе и не имеет права останавливаться. В идеале начинают заниматься с щенком 4 мес. , только на кормовой дорожке (лакомство в каждый след) . Сложность в том, чтобы научить собаку пронюхивать КАЖДЫЙ СЛЕД, идти в ровном темпе без ускорения, проходить уверенно углы (без петли) и обозначать предметы на следу, не отвлекаться на животных и пересекающий след. Вот собственно для такой работы охотничьи породы не годятся, у них другой тип поиска. Из служебников хорошо ходят немцы, бельгийцы, ризены, доберманы и ротвейлеры. А вообще больше от способностей конкретной собаки зависит.
Источник: Занятия на следу со своими собаками и общение с призером Чемпионата Мира по следовой службе Лысенковым Ю. (НО Арго Гарливиентис)

Ответ от сложносокращенный [гуру]
Собак учат брать след с прикорма на следу, вот поэтому категорически нельзя наказывать щенка, который будет ставиться на след, за подбирание еды на улице, чем грешат многие любители. По горячему следу хозяина собаку легко научить ходить, а вот все трудности вылезают, когда переводят на след чужого человека, сразу все огрехи проявляются. Усложняют задачу: увеличение протяженности следа, разный тип грунта, сильный ветер (влияет на работу даже нижним чутьем) , обозначение предметов мелкого размера, фактор настороженности (след чужака) , увеличение давности следа (холодный) , его пересечение посторонними. Для всего этого у собаки должна быть идеальная нервная система, которая позволит концентрироваться и не получить при этом стресс (если след очень длинный) , т. к. нервное и физическое напряжение велико. Для такого использования нужен соответствующий экстерьер: нормальной длины морда, длинная шея, соразмерные пропорции конечностей. По многим критериям идеальными считаются немецкие овчарки (сочетание экстерьера, нервной системы, управляемости, способности держать стресс) - это что касается ТЩАТЕЛЬНОЙ проработки следа. Для быстрого розыска, но поверхностного очень хороши бладхаунды, но работают в другой манере (как охотники) . Применяют за рубежом чаще эти две породы, но для разного поиска.


Ответ от Невролог [гуру]
Все собаки умеют пользоваться носом -но не любая собака будет РАБОТАТЬ всегда, везьде, в любую погоду.
Поэтому все же лучшие нюхачи среди немцев, ИМХО


Ответ от Пробросаться [гуру]
У меня стаффка ходила. Учили так: бутылка с разбавленной кровью. Человек идёт по прямой и капает кровью за собой. В повороте ставит вешку для контроля, "натаптывает" и "кровит" побольше. Чтоб собака работала заинтересована, когда находит человека, получает комманду "фас" (это для рабочих овчаров) . Или что-то дико вкусное или дико интересное для собаки. Моя просто была счастлива до соплей что нашла приятеля.
С каждым занятием кровью поливаем всё меньше и меньше. Потом просто "кровим" в повороте, ну а потом уже просто "натаптываем".
Ну и во время занятий приучаем собаку к команде "нюхай".
Перед обучением хождению по следу собака должна знать что такое выборка.


Ответ от Ксения Петрова [гуру]
любая собака не сгодится. . как пример - фоксы отлично нюхают и очень энергичные, но увидев зверушку тут же срываются и уходят за ней в точку. на следовую работу в спец. учреждениях используют немецких овчарок и ротвейлеров (реже) . методики относительно не сложные, но новичку и человеку без опыта справиться практически нереально.
лучше всего купить уже обученную собаку (недешево и потребуются тренировки, иначе через полгода максимум - навыки растеряются) или дрессировать с опытным кинологом (есть в милицейских питомниках, а также в МЧС и таможнях) .
на лакомство лучше не ставить, особенно если собака пищевик (как показывает опыт - нестабильно работает) . лучше всего на аппортировочный предмет.


Ответ от Anna Maria [активный]
брать след может каждая собака но её надо этому научить а как учить а вот как: выводите собаку на поляну а вас в руке колбаса даёте ей понюхать любой предмет и прячете его и говорите след если собака нашла предмет вы даёте ей угощение.


Ответ от Toth Olga [гуру]
Обучаются любые породы.. Мы говорим о следе человека? Так вот... Собаку кладут (привязывают) и на глазах у нее прокладывают недлинный след, шаркая ногами.. конец следа обозначают вещью, на которую кладут кусочек лакомства... Пускают собаку по следу, пытаясь заставить ее принюхаться (показываем на след, и команда "нюхай","след! ").Когда собака беспрепятственно наxодит вещь и лакомство (ну конечно, она же видела, где Вы прятали!) поощряем ее.. Потом, с каждым занятием, след удлинняют, а потом прокладывают его не на виду у собаки... В отличие от отработки "злости",следовая прекрасно обучается самостоятельно, не на площадке...

Во время охоты на копытных с гладкоствольным ружьем подранок может уйти довольно далеко, так что найти его будет невозможно. Даже смертельно раненные животные, бывает, скрываются от охотника и погибают не найденными. Если же ранение было не смертельно, то зверя и преследователя может разделять довольно большое расстояние. Обидно бывает потерять из-за этого трофей, тем более что подранок все равно не выживет. Он будет легкой добычей для хищников. Чтобы не допустить такой ситуации, для отыскания раненого зверя используются собаки, приученные идти по кровяному следу.

Отыскать зверя способны очень многие породы собак, но признанными чемпионами в работе по кровяному следу являются лайки, курцхаары, дратхаары и эстонские гончие.

Подготовку собак к такой работе ведут осенью, до выпадения снега, в чистом высокоствольном лесу. Для прокладки следа приготовляется смесь, состоящая из крови теленка или свиньи пополам с кровью того зверя, по которому проводят натаску. На то чтобы проложить кровяной след длиной 0,5 км, достаточно будет 0,5 л смеси. Кровь наносится на землю через каждые 0,5-2 м при помощи специальной капельницы или тампона. Во время прокладки следа следует идти сбоку, чтобы собака не приучалась искать по запаху человека.

Первые занятия проводятся по прямому следу длиной 100-150 м Расстояние между кровяными метками не должно превышать 1 м. Взяв собаку на поводок, натасчик подводит ее к началу следа, дает ознакомиться с ним и говорит «Ищи», после чего ведет дальше по следу. Команда на всем пути регулярно повторяется. Сразу же нужно приучить собаку идти не торопясь, с опущенной головой, не натягивая поводок.

Для этого водить ее по следу до закрепления этой привычки следует медленно. Сбившуюся со следа собаку возвращают на него, натягивая поводок в правильном направлении. Постепенно увеличивается как длина следа, так и расстояние между точками.

Освоившую поиск по прямому следу собаку пора приучать к работе по следу с поворотами. Сначала повороты эти прокладываются под небольшим углом, но по мере натаски след все более усложняется.

Если поиск по кровяному следу будет вестись на поводке, то на этом обучение собаки можно считать законченным. Однако чаще применяют другой способ - свободный. При этом способе поиска собака, нашедшая тушу убитого животного, должна сделать «доклад» - оповестить голосом своего хозяина или вернуться и привести его к туше.

Чтобы отработать «доклад» голосом, в конце следа выкладывается туша искомого зверя или его чучело. Можно также использовать свежеубитого зайца, провезя зверька волоком по земле, чтобы создать след, а затем положив тушку в его конце. Натасчик, когда собака привела его к этому месту, заставляет ее встать рядом и лаять. Отводится от туши собака только через 5-10 минут. Учить отдавать голос собаку, которую планируется использовать для работы по кровяному следу, следует еще во время общей дрессировки. Также заблаговременно следует отучить своего четвероногого помощника трепать убитого зверя. Это позволит как сократить время нахождения добычи, так и сохранить ее.


Если ваша собака хорошо выполняет команду «апорт», то можно приступать к выработке у нее навыка поиска предметов, и не только. Так, служебную собаку можно обучить брать след человека, охотничью собаку можно обучить находить гнездо или засевшего в зарослях зайца, а вашу собачку можно научить найти утерянный вами телефон, нож и многое другое. Перечень задач, по поиску, которые будут ставиться перед вашим животным, очень велик. Подводить животное к поисковой работе нужно постепенно, усложняя задачу для него и повторяя достигнутое ранее.

Начинать нужно с того, что вы бросаете, знакомый собаке предмет, недалеко от себя, но, соблюдая два условия. Первое – предмет должен упасть так, чтобы собака не видела места его падения, и второе – животное не должно видеть момента самого броска. Вы должны направить питомца по команде «апорт» и соответствующему жесту – вытянутой рукой в сторону упавшего предмета, с легким наклоном туловища. Собака может вас не понять (раньше она могла наблюдать падение предмета), и не броситься за апортом. На первых порах, вам надлежит самому, помочь собаке найти предмет, а именно – пройти в сторону предмета и даже, возможно, подвести ее к нему. При этом вы должны повторять команды «ищи» и «апорт». Для животного команда «апорт» уже знакома, оно понимает, что его нужно принести, то команда «ищи» — еще нова, и оно к ней привыкает. Наблюдая за животным, как оно, пригнув голову, носится в поисках апорта, нужно неоднократно произносить слово «хорошо» и снова подавать команды «ищи», «апорт». Как только животное найдет предмет, нужно воскликнуть «хорошо», погладить его и дать лакомство, при этом апорт отобрать. Заметив успех своей собаки в поиске предметов, усложняйте для нее занятия, но тоже, постепенно. Можно, предмет поиска завернуть в газету, закопать в землю (на небольшую глубину), подвесить (на высоту, чтобы собака не могла его достать). В комплексе с этим упражнением, можно отрабатывать команду «голос». Очень важно, чтобы собака, нашедшая то, что она должна была для вас найти, предупредила вас о находке голосом (это необходимо, для перехода к обучению собаки обыску участка местности). Вначале, нужно приучить животное облаивать высоко висящий предмет, подавая последовательно команды «голос», «апорт», «голос». Далее, собаке нужно позволить схватить предмет, на который она лаяла, а вслед за этим, дать ей лакомство. Ни в коем случае, для апортировки не применяйте металлические предметы, не допускайте, чтобы собака играла ими при подносе его к вам, иначе это приведет к непослушанию и порче предметов, зубами животного. Апортировочные вещи должны быть разнообразными, иначе ваша собака откажется, в будущем приносить что-либо, кроме знакомых ей предметов. Увидев, что ваша собака активно и целеустремленно идет на поиск предмета, правильно его ищет и находит, можете поэкспериментировать.

Пригласите на прогулку жену или ребенка. Поиграв совместно с собакой на площадке, попросите близкого вам человека спрятаться за стеной здания, при условии, что туда он может попасть, только совершая зигзагообразные движения, не видимые собакой. Собаку, в это время, отвлеките. После этого, ей можно дать команду – «ищи» и назовите имя ребенка или жены (того, кто спрятался). Возьмите собаку на длинный поводок и следуйте за ней. Вы увидите, как животное пойдет по следу и приведет вас к месту, где спрятался человек. Такие игры являются предпосылкой, для выработки у животного навыка работы по следу и выполнения команды «ищи след» или «след».

Вы замечаете, что с каждым днем, вам становится все интереснее проводить время с четвероногим другом. Ваш помощник становится все более воспитанным и обученным. Вам уже открыто завидуют те, с кем вы совершаете совместные прогулки. Но не зазнавайтесь. У вас впереди еще много работы. А ваш дружок, еще очень многому может и способен обучиться.



gastroguru © 2017