Выбор читателей
Популярные статьи
Под названием «алалия» таится серьезное заболевание, которое поражает организм детей. Оно отображается в полном отсутствии речи или в грубых ее дефектах.
Причиной недуга служит поражение корковых речевых центров головного мозга, которое происходит либо во время внутриутробного развития, либо в первые три года жизни ребенка.
Проявляется болезнь в очень скудном и ограниченном словарном запасе, а иногда, и в полном отсутствии речевых навыков у ребенка соответствующего возраста.
Какие еще симптомы характерны для алалии, что может спровоцировать болезнь, и как с ней бороться, разберемся в статье.
Алалия представляет собой глубокую несформированость речевой функции, спровоцированную повреждениями некоторых отделов ребенка. Заболевание носит системный характер, поскольку нарушаются все компоненты речи – и фонетико-фонематический, и лексико-грамматический. Это значит, что ребенок имеет очень ограниченный словарный запас, и имеющиеся у него слова даются достаточно трудно.
Алалию диагностируют примерно у 1% детей дошкольного возраста. После того, как ребенок пошел в школу этот процент уменьшается еще в половину.
В зависимости от того, какая именно речевая часть мозга была повреждена изначально, различают две разновидности алалии:
Среди причин, которые провоцируют заболевание часто выделяют нехватку кислорода ребенку во время внутриутробного развития, заражение беременной различными инфекциями, на поздних сроках, различные угрозы прерывания беременности, хронические соматические заболевания беременной, падения женщины во время вынашивания ребенка, или другие виды травматизации плода в следствие ушиба.
Во время поставленный диагноз — залог успешного лечения
Для того, чтобы скорее избавиться от моторной алалии, нужно чтобы лечение было комплексным и включало в себя ряд манипуляций.
Обязательно применяется медикаментозная терапия. Как ни крути, причина болезни – повреждение некоторых отделов головного мозга. Чтобы избавиться от заболевания необходимо применение медикаментов. Чаще всего больным назначают: Гаммалон, Когитум, витаминные комплексы, где преобладает витамины В12 и В15.
Очень эффективны сеансы массажа, которые направленны на нормализацию тонуса мускулатуры лица.
Лечение моторной алалии занимает несколько больше времени, чем сенсорного типа заболевания, поэтому родителям нужно набраться терпения и постоянно работать с собственным ребенком для достижения результата.
Результат лечения зависит от степени поражения мозга.
Если она легкой или средней тяжести, то при постоянных занятиях и при условии выполнения всех рекомендаций врача, речь восстановится полностью.
В тяжелых случаях алалии состояние ребенка значительно улучшится.
Сенсорная алалия относится к менее изученной форме болезни, которая появляется крайне редко, в следствие поражения левого полушария мозга. Особенность лечения болезни в том, что оно включает в себя несколько этапов.
Прежде всего — это правильная диагностика. Перед тем, как приступить к лечению, очень важно поставить правильный диагноз. Существует достаточно много заболеваний речевого аппарата, нужно определить правильно болезнь, и только потом приступать к ее лечению.
Важны занятия с логопедом, которые производятся систематически. Специалист знает, с помощью каких именно заставить речевые центры работать в нормальном режиме. Но, к выздоровлению ребенка должны приложить руку и родители. Оптимально хотя бы раз в день выполнять рекомендованные упражнения, тогда вы увидите результат значительно быстрее.
Обязателен прием лекарственных препаратов. Обычно такая терапия включает в себя витаминные комплексы, Цераксон, Кортексин. Эти препараты смогут заставить пораженные части мозга работать активнее и восстанавливать свои функции.
Только постоянная, систематическая и продолжительная работа даст плоды. Выздоровление не произойдет за несколько дней, поэтому родителям следует запастись терпением.
То, насколько легко вы избавитесь от алалии, во многом зависит от стадии заболевания во время обращения к специалисту. Чем раньше родители вместе с ребенком обратятся за помощью, тем проще и быстрее будет лечение.
Чтобы поставить правильный диагноз, врачу потребуются результаты постоянного изучения анамнеза пациента и изменений в нем. Так лучше всего прослеживается динамика заболевания.
Также необходимы результаты прохождения электроэнцефалограммы и диагностики уровня слуха, которая может производится несколько раз, для получения более точного результата.
Занятия с логопедом — эффективный метод лечения патологии
Специалистом также осуществляется проверка . В некоторых случаях, задержка речевого развития — это следствие общей задержки в развитии ребенка. В раннем возрасте это может быть не очень заметно, но дальше отставание будет прогрессировать.
На основании всех описанных выше манипуляций и осмотра ребенка, ставится соответствующий диагноз, назначается лечение.
Как только диагноз будет поставлен, нужно приступать к лечению. Оно будет включать в себя прием медикаментов и постоянные занятия с логопедом, на которых ребенка научат:
При данных занятиях значительно расширится словарный запас малыша, что влечет за собой еще и общее .
Кроме регулярного посещения врача, важно так же заниматься с ребенком дома. Здесь, среди родных людей и в привычной обстановке, он более расслаблен и открыт. Этим обязательно нужно пользоваться.
Кроме специальной гимнастики, основные моменты которой покажет логопед, важно постоянно разговаривать с ребенком, провоцируя его повторять слова за вами.
Не стоит использовать для этого какие либо трудные или непонятные слова. Называйте предметы, которые вас окружают и просите повторить за вами. Конечно, сначала это будет получаться очень тяжело, но со временем ребенок привыкнет к такой «работе», увидит свои первые успехи и будет стараться еще больше.
Важно, после каждого, даже небольшого успеха хвалить ребенка, возможно, как-то поощрять его.
При условии, что поражения отделов головного мозга были не критическими и при выполнении всех требований и рекомендаций врача, спустя некоторое время вы полностью забудете об алалии, а ребенок начнет говорить красиво, членораздельно и правильно. Кроме того, значительно увеличится активный словарь малыша, что скажется на его возможности правильно и грамотно формулировать собственные мысли.
Помните, алалия это вовсе не приговор, это только болезнь, при которой ребенок нуждается в дополнительных манипуляциях, процедурах и лечении, а так же в любви, заботе и терпении его родителей и близких людей.
Сенсорная алалия - это отсутствие или недоразвитие экспрессивной речи, когда нет связи между смыслом и звуковой оболочкой слов. Несмотря на хороший физический слух и сохранные способности к воспроизводству речи, ребенок не понимает, что ему говорят окружающие. Это тот случай, когда человек несет чушь, говорит все подряд и не по теме.
И хотя проблема сенсорной алалии до сих пор дискуссионна, некоторые исследователи отрицают ее как самостоятельное речевое нарушение. Отечественная логопедия выделяет ее в отдельное речевое нарушение, но отмечает, что сенсорная алалия часто носит смешанный характер и входит в структуру дефекта при раннем детском аутизме (РДА), умственной отсталости (УО), при моторной алалии . В причинах и симптомах данного заболевания разберемся подробно.
При сенсорной алалии наблюдается органическое поражение головного мозга. Точнее сказать, тяжелое нарушение аналитико-синтетической деятельности коркового конца рече-слухового анализатора в клетках верхне-височной извилины (петля Гешля) в зоне Вернике, в которой происходит первичный анализ речевых звуков.
Вследствие органического поражения мозга у ребенка не развивается фонематический слух, он не различает отдельные звуки речи, не воспринимает слово целиком, снижается способность к восприятию своей и чужой речи . Также отмечается дефицит анализа и синтеза звуковых раздражителей, поступающих в кору головного мозга, поэтому не формируется связь между звуковым образом, предметом и действием. Ребенок слышит хорошо, но обращенную речь не понимает. Сбой идет в воспринимающем механизме речи, так как сигналы возникшего возбуждения не поступают в другие анализаторы из-за недоразвития мозговых клеток.
Ребенка с сенсорной алалией можно узнать сразу, если вы спросите:
Как тебя зовут?
Как тебя зовут, - услышите в ответ.
Это называется эхолалия , когда собеседник как эхо повторяет все, что ему сказали. Пассивное повторение отдельных слов, словосочетаний, фраз без понимания смысла сказанного. В моей практике был такой ребенок, который, приходя на занятия, цитировал дикторов телевидения: «А сейчас поговорим о погоде, в Москве сегодня облачно, возможен дождь…Внимание, «Голос» на первом…Не забудьте позвонить родителям и т.д.» Ребенок играл при включенном телевизоре и запомнил часть услышанной информации. Запомнить то запомнил, а что запомнил, так и не понял.
На фоне хорошего слухового восприятия у части детей выявляется логорея . Речь похожа на «словесный салат», где намешаны понятные и непонятные слова, перепутаны слоги, напридуманы новые бессмысленные слова, имеют место персеверации - застревание на одном слоге или слове, контаминации - объединение различных слов в одно. Но к своей речи такие дети относятся некритично.
Степени понимания речи у разных детей различны. В тяжелых случаях у ребенка совсем отсутствует понимание речи окружающих, он безразличен к любым речевым и неречевым раздражителям, в более легких - понимание речи носит ситуативный характер. Малыш хорошо понимает отдельные слова, но теряет способность к их пониманию на фоне длинного высказывания. Некоторые дети понимают смысл фразы, но не изолированных слов, часто понимают высказывание только в определенном контексте. При изменении формы слов, их порядка в предложении, при изменении просодических компонентов понимание знакомых слов вдруг исчезает. Есть и такие дети, которые понимают лишь то, что можно проговорить самим. Такие дети похожи на аутистов или тугоухих.
По данным исследований 30 % детей с сенсорной алалией имеют нарушения физического слуха, которые мешают развиваться. У оставшихся 70 % детей слух в норме. Проверка слуха у детей с этим диагнозом затруднена. Специальная аппаратура фиксирует слуховую неустойчивость , сигналы одинаковой громкости и частоты то воспринимаются ребенком, то нет. Отмечается замедленность и неустойчивость слухового внимания, его зависимость от частей суток. Реакция на звук прямо не зависит от его интенсивности. Дети быстро утомляются от звуковых раздражителей, отвлекаются, теряют интерес к занятиям.
Нередко сенсорные алалики страдают гиперакузией - повышенной чувствительностью к неречевым звукам, например, к звукам музыкальных инструментов или шуршанию бумаги. На некоторые звуки дети дают болезненную реакцию, например, когда включают музыку, они становятся беспокойны, кричат, плачут, затыкают уши. Сверхсильные раздражители вызывают охранительное торможение, недоразвитые клетки впадают в состояние функциональной блокады и выключаются из деятельности. Часть детей музыкальны, пластичны, но избирательны к музыке.
Кроме того при сенсорной алалии страдает фонематическое восприятие , ребенок не может отличить слова сходные по звучанию, соотнести слово с предметом. Даже при легкой степени сенсорной алалии для запоминания новых слов ребенку необходимо 20-25 повторений, то есть грубо нарушены функции памяти. Спонтанно он может повторить отдельные слова и фразы, а при многократном их повторении может даже образовать связи между предметами и их названиями, но потенциал ограничен. Речь скорее механическая, неосознанная.
Специфично и состояние голоса . У большинства сенсорных алаликов голос звонкий, интонированный с различными модуляциями, но наблюдаются многочисленные ошибки ударения, звуковые замены, искажения, которые носят нефиксированный характер. На всех этапах развития у ребенка отмечаются колебания слухового внимания и восприятия. Некоторые дети двигательно беспокойны , суетливы , быстро утомляются, имеются трудности в поведении, сложности включения и удержания внимания. При общении могут пользоваться жестами, мимикой , хорошо реагируют на интонацию , повышение и понижение голоса.
При наличии собственной речи сенсорные алалики могут говорить легко, плавно, без напряжения, но при этом всегда страдает подбор слов , построение предложения, точность выражения мысли. Собственная речевая продукция долго остается вне их контроля. На фоне грубого искажения речи возникают вторичные дефекты: нарушение личности, задержка психического и интеллектуального развития, расстройство поведения, умственная отсталость.
Постановка диагноза «сенсорная алалия» не обойдется без участия психоневролога, отоларинголога, нейропсихолога и логопеда. Неврологическое обследование включает в себя ЭЭГ, рентгенографию черепа, эхоэнцефалографию, МРТ головного мозга с целью определения степени и характера повреждения функций головного мозга. Отоларинголог должен отграничить сенсорную алалию от тугоухости с помощью проведения аудиометрии, отоскопии и других исследований функции слуха. Нейропсихолог диагностирует слухоречевую память.
Только после медицинского заключения, свое обследование начинает логопед, первоначально выясняя перинатальный и постнатальный анамнез. Логопедическое заключение основывается на особенностях раннего речевого и сенсорного развития ребенка. Тщательно обследуется понимание речи с использованием картинок, предметов. Ребенка просят выполнить несложные действия: положи карандаш на тетрадь, под тетрадь, тетрадь на карандаш и т.п. Обследование импрессивной речи основывается на установление связи между словом и предметом, словом и действием. Диагностика проходит по принципу наблюдения за ребенком, что он говорит, насколько правильно выстраивает грамматические конструкции.
Цель дифференциальной диагностики сенсорной алалии - отграничить ее от тугоухости , при которой ребенок хорошо понимает речь, от аутизма и олигофрении.
Такое заболевание как сенсорная алалия требует неоднократного общения и наблюдения за ребенком, поскольку в одной и той же ситуации сенсорные алалики могут проявлять себя каждый раз по-новому, то демонстрируя неплохое понимание речи и выполнение инструкций, то полный отказ от общения.
Учитывая сложности в поведении такого ребенка, его непостоянство, непоседливость, раздражительность, капризность, непредсказуемость, хаотичность, а порой и истеричность, коррекционная работа с алаликом предстоит долгая, непростая и многоуровневая. Но об этом поговорим в следующем материале.
Остались вопросы? Задайте их логопеду . Онлайн. Бесплатно.
Алалия – это отсутствие или глубокое недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первичном интеллекте. Заболевание может возникнуть в период внутриутробного развития, во время родов или на первых годах жизни ребенка. Причиной болезни является повреждение центров головного мозга, отвечающих за формирование собственной речи или восприятие слов других людей. Раннее выявление симптомов и адекватное лечение позволяют большинству детей справиться с патологией и успешно обучаться по школьной программе.
Следует отличать детей с несформированной речевой функцией от глухих или умственно отсталых. При алалии не наблюдается отсутствие слуха, малыши активно реагируют на звуки. Снижение интеллекта является вторичным симптомом, и вызвано отчуждением ребенка от коллектива из-за невнятной речи, слабой памяти, плохого восприятия материала.
Поражение речевых центров головного мозга может быть спровоцировано несколькими факторами:
Тяжелые вирусные инфекции (краснуха, менингит, энцефалит).
Алалия бывает нескольких видов:
Связана с поражением участков головного мозга, отвечающих за продуцирование речи. У детей возникают проблемы с произнесением звуков, овладением активным словарем, правильным построением фраз. При этом способность к восприятию чужой речи сохраняется.
В зависимости от зоны повреждения моторная алалия бывает:
Встречается в 10 раз реже, чем моторная, и вызвана повреждением коркового отдела речеслухового анализатора – центра Вернике, расположенного в задней трети верхней височной извилины и отвечающего за первичный анализ звуков речи.
При этой форме алалии отсутствует связь между смыслом слов и их звуковой оболочкой. Имея хороший физический слух и способность к воспроизводству речи, ребенок не может понять значение слова и связать его с конкретным предметом или явлением.
Сочетает в себе признаки обеих форм с преобладанием нарушений развития экспрессивной или импрессивной речи, что доказывает связь речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Клиническая картина при заболевании может быть различной – от легких нарушений речи до тяжелых, когда до 10-12 лет ребенок не говорит или имеет очень скудный словарный запас.
Признаки алалии отличаются в зависимости от формы патологии:
Проявляется характерными отклонениями:
Плохая мелкая моторика – проблемы со складыванием мозаики, паззлов.
Неспособность последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить причину и следствие.
В чистом виде встречается крайне редко, обычно наблюдается сенсомоторная форма заболевания.
Проявлениями сенсорной алалии являются:
При всех формах алалии наблюдается разница между выполнением вербальных (с помощью речи) заданий и невербальных (представленных графическими изображениями, рисунками, предметами, когда знание языка необходимо лишь для понимания инструкций).
Для постановки диагноза ребенок должен пройти обследование у нескольких врачей:
Обследование состоит из нескольких этапов:
Проводится с помощью следующих методов:
Предназначено для исключения тугоухости и осуществляется при помощи следующих методик:
Предполагает диагностику слухоречевой памяти – восприятия речи на слух. Проводится с помощью различных тестов, например, найти на картинках названных животных, повторить произнесенные слова или звуки в той же последовательности.
Включает комплекс мероприятий:
Проводится с целью отличить алалию от следующих заболеваний:
Алалия – это сложный комплекс расстройств языкового и неязыкового характера, оказывающий негативный эффект не только на речевую коммуникацию, но и на развитие познавательной деятельности, осложняя процесс обучения, воспитания, социализации детей.
Терапевтический подход коррекции заболевания должен быть комплексным, с участием логопеда, психолога, родителей. В некоторых случаях актуально применение лекарственных препаратов. Лечение проводится в домашних условиях, а также в специализированных учреждениях – детских садах, стационарах, коррекционных центрах, санаториях.
Призвано стимулировать развитие структур головного мозга и снимать невротические проявления:
Максимальный лечебный эффект достигается при использовании нескольких методик. Физиотерапевтические процедуры проводятся курсами, применение их на постоянной основе недопустимо.
Представляет собой работу по развитию всех сторон речи.
При моторной алалии упор делается на следующие аспекты:
При сенсорной алалии необходимо развивать следующие способности:
У детей с алалией необходимо стимулировать желание говорить. Родители должны разговаривать с ребенком постоянно, описывать каждое действие и событие – таким образом формируется пассивный словарный запас.
Однако просто слушая речь дикторов на радио или по телевидению, малыш не научится говорить – очень важно видеть работу артикуляционного аппарата, движение губ, мимику лица. В обязательном порядке родителям нужно наладить с ребенком зрительный контакт.
Специфических рекомендаций по питанию при алалии не существует. Оно должно быть здоровым, разнообразным, сбалансированным и соответствующим возрасту ребенка. В рацион нужно включить большое количество богатых витаминами, минералами и клетчаткой продуктов. Полезные вещества помогают организму ребенка правильно развиваться, укрепляют иммунитет, улучшают настроение и сон.
Залогом успеха в лечении алалии является его раннее начало – в 3-4 года, а также комплексный подход, воздействие на все компоненты речи в сочетании с развитием психических функций.
Большое значение имеет степень поражения мозга. Моторная форма заболевания легче поддается коррекции и, при своевременной и адекватной терапии, позволяет ребенку наладить речь и адаптироваться в социуме. При сенсорной и сенсомоторной алалии прогноз неопределенный.
В зависимости от степени тяжести алалии, уровня недоразвития речи, сопутствующих психоневрологических и церебрально-органических патологий, возможно оформление инвалидности на ребенка. Для этого необходимо пройти медико-социальную экспертизу (МСЭ) и получить соответствующее заключение. Направление на МСЭ выдают лечащие врачи детской поликлиники. Для оформления инвалидности ребенку до 5 лет обычно требуется заключение психиатра (психоневролога).
Алалия является недоразвитием речи, это детское заболевание, которое поддается коррекции при регулярных занятиях. Для взрослых людей более характерно проявление афазии – локального отсутствия или нарушения уже сформировавшейся речи. Вызвана афазия повреждением речевых центров в результате травмы, опухоли, инсульта, воспалительного процесса или психического заболевания.
Чтобы предупредить нарушения речевого развития у ребенка, необходимо придерживаться следующих правил:
Алалия (от греч. а-отрицательная частица, лалия-речь)- замедленное развитие или ухудшение речевой функции, возникшее вследствие органических поражений кортикальных речевых зон головного мозга, которы произошли во внутриутробном периоде или в первые 2-4 года жизни малыша. Для нее характерно замедленное проявление речевых реакций, скудность слов, отсутствие грамматических правил, нарушение слоговых форм, звуковых навыков. Таким детям требуется проведение в неврологической и логопедической диагностике. В клинике восстановительной неврологии более 25 лет проводится полная диагностика и успешное комплексное лечение различных видов алалии, задержками развития у детей и взрослых. В первую очередь это дети , СДВГ, задержками психо-речевого развития.
В отличие от афазии, которая обусловлена утратой сформированной речи, для алалии характерно изначальное отсутствие или резкое снижение разговорной или обращенной речи. Диагноз алалия ставят тогда, когда органическое поражение речевых центров развилось во внутриутробном, постнатальном (2-3лет) периоде развития ребенка.
Причины алалии.
Причины, в результате которой развилась алалия действительно очень много и могут влиять в разные периоды развития плода. Так, в антенатальном периоде к органическому повреждению речевых центров коры головного мозга могут приводить кислородное голодание, инфекции во время беременности, выкидыши, токсикозы, хронические заболевания матери (гипертоническая болезнь, сердечная или легочная недостаточность, гепатиты, нефриты).
Алалия может развиться в результате асфиксии новорожденного, недоношенности, внутричерепной родовой травмы при преждевременных, скоротечных или затяжных родах, применение акушерского инструментария. Факторы которые могут привести к развитию алалии, в ранний период жизни ребенка, можно выделить различные энцефалиты, менингиты, ЧМТ, пороки развития ЦНС, острые и хронические соматические заболевания, приводящие к истощению нервной системы. Некоторые ученые выделяют и генетическую предрасположенность к развитию алалии.
Частые и длительнотекущие заболевания детей в первые годы жизни (грипп, пневмония, эндокринные и инфекционные болезни, рахит и пр.др.), инвазивные вмешательства, общий наркоз, неблагоприятные социальные условия (отставание в обучении, воспитании, обедненность речевой коммуникации) утяжеляют воздействие причин алалии.
В последнее время стал актуален вопрос и о том, а не могут ли повлиять на нормальное возрастное детское развитие так называемые новейшие и импортные вакцины. Ведь очень часто многие родители задаются этим вопросом и спрашивают об этом врачей, или же все таки это просто совпадение, что после прививок у детей появляются симптомы задержки психики, речи, СДВГ, аутизм, а родители в дальнейшем перестают прививать своих детей. На самом деле здесь ответ не совсем окончателен, и во многом еще не изучен, хотя дискуссий много и обсуждений на эту тему достаточно.
На сегодняшний день в медицине и в частности неврологии используется современная классификация алалий по Ковшикову В. А.:
– моторная алалия
– сенсорная алалия
Сенсомоторная или мотосенсорная алалия.
Моторная алалия.
Причина развития данной формы алалии это – патологии корковой зоны центра Брока, а также проводящих волокон этой области. Как результат, появляется недостаточное развитие
моторной речи, выражающееся в сложности овладения речью, при этом ребёнок отлично понимает что ему говорят.
Она характеризуется:
Позднее формирование речи (примерно в 5-6 лет);
Нарушение грамматических формул, у ребёнка отсутствует способность связывать слова в роде.
Плохой словарный запас;
Дефицит внимания;
Двигательные расстройства;
Нарушение когнитивных функций у детей.
Сенсорная алалия.
Ребёнок хорошо слышит, но не может понять обращённую речь. Вследсттвии этого он не способен обращать свое внимание, когда его зовут, не слушать чужую обращенную речь.
Сенсорная алалия зарактеризуется: расторможенности речи, ребёнка сложно заставить помолчать; смешивании сходных по произношению звуков; эхолалии; у таких детей может отмечаться интеллектуальное недоразвитие.
Смешанная алалия.
Обусловлена в следствии поражения всей моторносенсорной зоны коры головного мозга, ребенок не говорит и не понимает её.
Как обследовать детей с алалией и к кому обращаться?
Родителям следует понимать, что потребуется помощь не одного врача, а нескольких. Такой ребенок нуждается в консультации детского невролога, детского психолога, отоларинголога. В такой ситуации порой важно проинформировать родителей, ознакомить с данной патологией, что это не серьезное заболевание, и при полном, своевременном и комплексном обследовании и лечении можно добиться регресса алалии и вернуть ребенку навыки речи. В тоже время стоит родителей проинформировать о том что есть еще и расстройства, к которым может привести данная патология, а именно с возрастом дети, которым не проводилось или в полной мере не было оказано лечение алалии, становятся раздражительными, вспыльчивыми, агрессивными в ответ на то что они не могут как и все нормальный люди сказать то что хотят, конечно это все откладывается на психике ребенка, в дальнейшем может развиться депрессия, они могут стать замкнутыми, с возрастом возникают проблемы в личной жизни, на работе и так далее.
Неврологическое обследование ребенка с алалией необходимо для выявления и оценки характера и степени поражения головного мозга. Для этого ребенку следует провести ЭЭГ, вызванные потенциалы (ВП), УЗДГ, МРТ головного мозга. В нейро-психологическом тестировании ребенка с алалией также используется диагностика слухоречевой памяти. Логопеды начинают свое обследование с выяснения перинатального анамнеза и особенностей развития малыша. Важно отметить и уточнить сроки развития психики и речи. Диагностика устной речи (импрессивной речи, лексико-грамматического строя, фонетико-фонематических процессов, артикуляционной моторики и т. д.) проводится по схеме обследования при ОНР.
Лечение алалии.
Для того чтобы заняться лечением и регрессом алалии, необходим мультидисциплинарный и комплексный подход к терапии, и важным главенствующим звеном в такой терапии остается стимуляция речевой зоны коры головного мозга, медикаментозное лечение и физиотерапия (лазеротерапия, магнитотерапия, ТМС, виртуальная реальность, электрофорез, ДМВ, водолечение, ИРТ, БОС, электропунктура, массаж, ЛФК, транскраниальная электростимуляция), методика правильного обучения разговора, работа с логопедом (логоритмика и логопедический артикуляция). Именно такой подход и существует в нашей клинике восстановительной неврологии.
Наиболее тяжелым в плане лечения и симптоматики среди нарушений речи у детей является развитие у них алалии. Алалия или отсутствие речи – это состояние, связанное с поражением головного мозга, проявляющееся отсутствием у ребенка способности к разговору. При этом таких детей необходимо отличать от детей с отсутствием слуха и детей с умственной отсталостью. В первом случае отличительной чертой детей с алалией будет реагирование ребенка на звуки, а во втором случае дети с умственной отсталостью имеют сниженный интеллект, который не восстанавливается при проведении медицинской реабилитации. У детей с алалией нарушение умственного развития является вторичным и связано с отчуждением их из коллектива из-за отсутствия речи, плохого восприятия учебного материала и слабой памяти. При проведении медицинской реабилитации таких детей происходит восстановление интеллекта, и они в большинстве случаев становятся способными обучаться по школьной программе.
Причины развития алалии у детей связаны с поражением головного мозга. Это может происходить как во время внутриутробного развития, так и на первом году жизни ребенка, когда происходит формирование головного мозга, а значит, его структуры могут быть подвержены патологическому воздействию.
Во время беременности на развитие головного мозга могут оказывать влияния различные внутриутробные инфекции, хроническая гипоксия плода, маточно-плацентарная недостаточность, курение и злоупотребление алкоголем матери. Повреждения головного мозга ребенка могут наблюдаться и в период родов. В это время поражение мозга связано с развитием острой гипоксии новорожденного. Это может происходить при длительном стоянии головки ребенка в малом тазу, раннем излитии околоплодных вод, слабости родовой деятельности, стремительные роды, обвитии пуповины вокруг шеи ребенка, родовая травма, переохлаждение ребенка и отсутствие поступления питательных веществ в первые часы после родов. На первом году жизни ребенка возможно поражение головного мозга вследствие перенесенных тяжелых вирусных инфекций (менинго-энцефалита, краснухи), травматического повреждения головного мозга (ушибы, закрытые черепно-мозговые травмы).
Оптимальным сроком для постановки ребенку диагноза является возраст 2,5-3 года. Именно в этом возрасте у ребенка должны быть сформированы основные словарные формы, он начинает правильно пользоваться числительными и падежными наклонениями. В более раннем возрасте алалию можно только заподозрить, так как речь ребенка в этот период еще только развивается, у некоторых детей быстрее, у других медленнее. Если у ребенка выявляются какие-либо симптомы алалии в возрасте до 3-х лет, то он должен наблюдаться у логопеда для помощи в формировании речи и, при отсутствии эффекта от лечения, для направления в специализированный детский сад.
Для развития алалии у ребенка должно произойти нарушение деятельности в определенных участках головного мозга. Большое значение в развитии данной патологии имеет поражение двух структур больших полушарий головного мозга: центров Брока и Вернике. Эти структуры головного мозга отвечают за формирование речи и понимание речи окружающих. В зависимости от того, какой из центров поражается у ребенка, принято различать моторную и сенсорную алалию.
Моторная алалия связана с поражением центра Брока, отвечающего за формирование речи. Данное состояние чаще всего возникает у детей, родители которых слишком опекают своего ребенка. Эта опека может быть связана с перенесенным заболеванием в раннем возрасте либо с тяжелыми родами. Дети в таких семьях отличаются упрямством, раздражительностью, капризностью. У детей с моторной алалией наблюдается отсутствие навыков самообслуживания: они не могут сами завязать шнурки, бант, не способны самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы. Обращает на себя общее нарушение движения у детей: они не могут прыгать на одной ноге, не способны пройти по бревну, очень часто спотыкаются и падают, не могут ритмично двигаться под музыку. Для детей с моторной алалией характерно несколько уровней развития речи: от полного отсутствия речи, до наличия развернутой фразовой речи с наличием незначительных отклонений.
Речи детей с моторной алалией первого уровня для обычного слушателя совершенно непонятна: «тя бах» - чашка упала. Помогает разобраться в том, о чем говорит ребенок конкретная ситуация в которой произносится фраза, мимика ребенка, жесты. Чаще всего ребенок не может выразить свои чувства, сказать, в чем он нуждается, поэтому такие дети остаются вне речевого общения.
Для второго уровня развития речи при моторной алалии характерно появление возможности выражать отдельные наблюдения в более понятной для окружающих форме: «Тятя кутил сяик Кате» - Папа купил шарик Кате.
Дети с третьим уровнем речевого развития используют более развернутые высказывания, но они содержат лексико-грамматические ошибки.
Отличительной чертой моторной алалии является понимание речи, обращенной к ребенку. Он может выбрать правильную картинку с животным, которую его просят показать. Но происходит нарушение в понимании числа и падежных склонений слов. Ребенок не может разобраться, что от него просят, когда ему предлагается показать на картинках где «купается собака», и где «купаются собаки». Это объясняется тем, что дети понимают только лексическое значение слова и не могут воспринимать окончания, приставки, предлоги. Для устранения подобных отклонений необходимо проводить занятия с ребенком в специализированных детских садах и школах, так как такие дети не способны воспринимать общеобразовательную школьную программу.
Сенсорная алалия связана с повреждением центра Вернике, который отвечает за правильное понимание речи окружающих. В этом случае отсутствие речи у ребенка связано с тем, что он не понимает смысла услышанного слова и не может связать его с конкретным предметом. В этом случае часто происходит неправильная постановка диагноза, и таких детей зачисляют в ряды слабослышащих, хотя слух у них сохранен полностью. Очень часто при сенсорной алалии наблюдается такое явление, как эхолалия. При этом явлении ребенок повторяет только что услышанное слово. При этом вместо ответа на заданный вопрос ребенок просто повторяет адресованный ему вопрос. Так как дети не понимают адресованных им слов, то они не могут правильно выбрать картинку животного из представленных, но при этом самостоятельно показывают животное и пытаются его назвать.
Для исключения нарушения слуха при сенсорной алалии ребенка направляют к врачу сурдологу, который проводит определение слуха у ребенка при помощи специальной аппаратуры. После исключения нарушения слуха ребенка отправляют к психиатру и логопеду для назначения лечения. Для исключения умственной отсталости у ребенка проводят ряд тестов, в ходе которых ребенка просят воспроизвести какую-либо структуру по образцу. Это может быть башенка с кирпичиками разного цвета и размеров, выложенные из мозаики различные геометрические фигуры. Ребенок с умственной отсталостью не способен справится с поставленной задачей.
Дети с сенсорной алалией встречаются довольно редко, но при этом данное состояние очень тяжело поддается коррекции. Возможно только частичное улучшение состояние для подготовки ребенка к обучению в специализированных школах для детей с нарушением речи.
Одним из наиболее часто применяемых способов лечения алалии у детей является стимуляция определенных участков кожи низкочастотными импульсами тока. Эти участки кожи являются проекцией речевых зон головного мозга и при их стимуляции происходит активация нервных окончаний. Однако данный способ лечения не имеет научно-обоснованной базы и при применении только данного способа для лечения детей не оказывает никакого терапевтического эффекта, поэтому применение нейростимуляции речевых зон не всегда обосновано.
Наиболее приемлемый способ лечения – это логопедический массаж, направленный на стимуляцию мышц, участвующих в процессе формирования звуков (мышцы языка, губ, щек). Для этого проводят непосредственный массаж этих мышц при помощи пальцев или специальным зондам или проводят с ребенком специальные упражнения: поднять язык вверх и удерживать его в этом положении, надувать щеки, вытягивать губы в трубочку.
Нельзя забывать и про физиотерапевтическое лечения. У детей может применяться лазеротерапия, магнитотерапия, водолечение, для старших детей возможно применение иглорефлексотерапии. Физиотерапевтическое лечение проводится курсами. Назначение данных процедур на постоянной основе недопустимо.
Процесс лечения очень длительный и требует хорошего знания данной патологии логопедом, который занимается коррекцией речи у ребенка. Чаще всего лечение проводят в специализированных детских садах и школах для детей с нарушением речи.
Врач педиатр Литашов М.В.
Статьи по теме: | |
Заклинания ведьм: настоящие древние ритуалы
В мире вокруг нас очень много такого, что невозможно объяснить с точки... Любовная магия: заговоры и обряды чтобы привлечь любовь Обряды для привлечения любви
Святая Дева Мария всегда благосклонна к молодым девушкам, которые желают... Характеристика Евгения: образ "маленького человека"
В произведении А. С. Пушкина «Медный всадник» Евгений - один из... |