С каким зрением допускают на права. Можно ли получить водительские права с плохим зрением? На видео о прохождении медкомиссии


Автомобиль давно перестал считаться роскошью. Личный транспорт имеют большинство семей. Чтоб занять место водителя потребуется достигнуть определенного возраста, пройти обучение, на отлично сдать экзамены в автошколе. Помимо водительских прав новоиспеченному автолюбителю надо пройти обязательный медосмотр.

Офтальмолог – один из основных специалистов, входящих в медкомиссию. После обследования врач выдаст медицинский документ с рекомендациями, ограничениями. Плохое зрение не повод для отказа в получении прав. При незначительных отклонениях от нормы, водителю будет разрешено садиться за руль только в контактных линзах или очках. Если проблему не решить при помощи оптических предметов – это весомое основание для отказа в получении водительского удостоверения. Ограничение для водителей по зрению разработано для безопасности шоферов, окружающих людей.

Порядок и правила прохождения медкомиссии у офтальмолога

Четкость зрения – один из самых важных показателей, который необходим для получения водительских документов, ограничения тяжести аварийных ситуаций. В кабинете окулиста процедура обследования проходит по следующим направлениям:

  • цветоощущение . Важный момент – скорость реакции водителя на смену цветов светофора. Чтобы проверить качество восприятия излучения света используют таблицу Рабкина. Нормой являются трихроманты. Нарушение восприятия любого цвета не поддается коррекции оптикой, считается ограничением по зрению;
  • определение остроты зрения . Исследование на водительские права заключается в оценке возможности органов видения воспринимать мелкие предметы, оценивать расстояние между ними. Кандидат на получение, обновление водительских прав должен прочесть с расстояния нескольких метров 10-ю строчку букв на специальном плакате. Оценивается острота зрения поочередно на обоих глазах. В случае отклонения от нормы, недостаток корректируется очками, линзами, ставится отметка об ограничении;
  • кругозор . Допускается сужение зрительного поля до 20°. Показатель определяется путем исследования предельной ширины зрачка. Заболевание встречается редко, не подлежит корректировке. Суженый кругозор – один из симптомов серьезной патологии, гарантирует ограничение по зрению для получения водительских прав.

Если состояние будущего водителя будет признано удовлетворительным, ему выдается справка, которая в последующем будет использована для получения прав.

Какие ограничения по зрению для получения водительских прав?

Претенденты допускаются на обучение в автошколу с последующим получением водительских прав только с нормальными показателями по зрению. Медицинские ограничения для водителей категории В:

  • для лучшего глаза – 0,6 единиц;
  • для худшего – 0,2 единицы.

Водители гостранспорта и пассажирских автобусов должны иметь зрение не меньше 0,4 единицы для худшего глаза. Для категории водительских прав разработаны отдельные требования, ограничения, не предусматривающие отклонений. Обследование у офтальмолога проходит раз в 2 года.


Получить, переиздать водительские права категории С можно при показателях зрения не меньше 0,7 единиц. Ограничения распространяются на оба органа. При отсутствии одного глаза, полной его слепоте, стать водителем можно, если видящий орган имеет остроту 0,8 единиц без нарушения кругозора, использования коррекционных приспособлений.

Работники министерства здравоохранения разработали, постепенно усовершенствовали специальную программу по выявлению ограничений по зрению для водителей – прохождение медкомиссии. При выявлении следующих состояний офтальмолог не подпишет медосмотр кандидату на поступление в автошколу, получение водительских прав:

  • наличие заболеваний, повлекших изменение структуры мышц века, слизистой оболочки;
  • патология слезного мешка — воспаление носослезного протока, гнойные выделения, слезотечение;
  • диплопия глаз – раздвоение объектов;
  • поздние стадии глаукомы, когда состояние невозможно стабилизировать;
  • оптическая нейропатия, отслоение сетчатки;
  • временные ограничения. Прошло меньше 3-х месяцев после перенесенной операции на глазах.

В вышеуказанных случаях получить права не представляется возможным.

Отметки в правах о наличии ограничения на вождение по зрению

Водительские права – главный документ автолюбителя. Он подтверждает право управлять личным легковым транспортом, пассажирским автобусом, многотонной машиной, прочими автомобилями без угрозы для себя и окружающих. Каждое водительское удостоверение имеет отличительные знаки, отметки ограничения, характеризующие квалификацию, состояние здоровья водителя.

Если при прохождении медкомиссии были выявлены нарушения зрения, в водительском удостоверении должен быть отмечен пункт об обязательном ношении оптики. При наличии специального знака на правах автомобилист может самостоятельно выбирать средства коррекции зрения. В новом водительском удостоверении ставится отметка об ограничении – «GCL». Если в правах стоит знак «Очки обязательны», управление транспортным средством в линзах не предусмотрено.

Многих людей сегодня интересует вопрос, существуют ли ограничения по зрению для получения водительских прав. В эпоху современных технологий и повышенной мобильности ежегодно на улицах крупных городов появляется все большее количество автомобилей.

Собственное транспортное средство перестало быть предметом роскоши или свидетельством финансовой обеспеченности, а стало просто средством передвижения. Чтобы стать водителем, нужно не только приобрести авто и научиться управлять им, но и пройти медкомиссию перед официальной сдачей на водительские права.

Почему необходима проверка

Зачастую основным препятствием для сдачи на водительские права является именно проблема со зрением.


Правовой основой для проведения медицинского профессионального осмотра является начавшее действовать 6.01.2015 года Постановление Правительства РФ №1604. С этого момента требования по прохождению медицинской комиссии к водителям определяются согласно списку противопоказаний из Постановления №1604, а занятые на рабочем месте в качестве водителя лица должны соответствовать требованиям Приказа Минздравсоцразвития России №302Н.

Процедура полного медицинского обследования

Необходимые для допуска к прохождению обучающего курса в автомобильной школе медицинские обследования кандидат может пройти в любом из специализированных учреждений. Важным фактором является только тот факт, что поликлиника должна иметь государственный сертификат на квалифицированное проведение медицинских осмотров.

При наличии серьезных хронических заболеваний или патологий, необходимо взять с собой карту, содержащую медицинские истории и выписки из истории болезни. Подробное изучение этой информации позволит специалистам вынести аргументированный и максимально правильный вывод относительно возможности управлять автомобилем.

Необходимые медицинские исследования могут обойтись кандидату в водители в 600–3000 рублей.

В основном, цена зависит от региона и уровня больницы, в которую вы решили обратиться.

В зависимости от результатов осмотра, справка на получение прав вождения личного автотранспорта выдается на следующий период:

  1. 3 года — для водителей личного авто без каких-либо нарушений здоровья.
  2. 2 года — для людей, которые планируют работать водителями грузового или пассажирского транспорта.
  3. 1 год — для сдающих на права лиц, которые не достигли 20 лет или же старше 50 лет.
  4. Если у претендента в водители наблюдаются отклонения от нормальных показателей здоровья, то права также выдаются на срок не более 1 года.

Как проходит прием у офтальмолога?

Квалифицированный специалист проверяет зрение для получения водительских прав согласно нескольким основным направлениям и характеристикам:

  1. Исследование степени кругозора, который должен быть выше 20°.
  2. Определение уровня цветоощущения и исключение дальтонизма.
  3. Проверка остроты зрения.

В случае, если у вас обнаруживаются какие-то медицинские отклонения от нормы, то это не обязательно означает категорический запрет водить машину.

Уровень остроты

Показатель остроты зрения является одним из основоположных при прохождении медицинской комиссии для получения прав вождения автотранспортного средства. Данный тест проводится с использованием специально разработанной офтальмологической таблицы Сивцева, которая состоит из 12 строк. Каждый уровень таблицы состоит из букв различного размера, которые уменьшаются по направлению сверху вниз.

Расстояние кандидата от таблицы при проведении теста должно быть равно 5 м. Для каждого глаза тестирование проводится по отдельности. Положительное заключение дается в том случае, если обследуемый может прочесть таблицу до 10 строки включительно.

Людям с нарушениями остроты зрения разрешается управлять автомобилем исключительно в очках.

К обучению в автошколе допускаются кандидаты, результаты тестирования которых не ниже следующих показателей:

  1. Для получения прав, соответствующих категории В на личном автомобиле, зрение должно иметь показатели остроты не менее 0,6 единиц для лучшего глаза, и 0,2 единицы — на худшем органе зрения.
  2. Для водителей пассажирского автотранспортного средства и спецтранспорта минимальный показатель составляет 0,4 единицы.
  3. Чтобы получить право вождения категории С, показатели остроты зрения будущего водителя должны быть не менее 0,7 единиц для каждого из глаз.
  4. Для водителей спецтехники и пассажирского транспорта действуют отдельные требования, малейшее отклонение от которых является недопустимым.
  5. При постоянном использовании очков или контактных линз, их оптическая мощность не должна быть выше 8 диоптрий, при этом максимально допустимая разница между коррекционными приспособлениями составляет 3 диоптрии.

При отсутствии одного из органов зрения или его слепоте получить права можно, если острота зрения видящего глаза составляет более 0,8 единиц без использования коррекционных приспособлений и нарушения кругозора.

Перед прохождением медицинского обследования стоит знать, что острота зрения человека может изменяться в течение суток, ведь этот показатель находится в прямой зависимости от состояния здоровья.

Неуместным является и употребление алкогольных напитков накануне или непосредственно в день медицинского обследования, ведь острота зрения может снижаться при угнетенном состоянии организма.

Старайтесь перед посещением офтальмолога избавиться от волнений, ведь напряженное психологическое состояние может негативно сказаться на заключении врача. Если же вам не удалось пройти профосмотр с первого раза, то не стоит отчаиваться, ведь каждый кандидат в водители имеет право обжаловать заключение медицинской комиссии.

Оценка цветоощущения

Одним из обязательных тестирований при прохождении медицинской комиссии, чтобы водить машину, является определение цветоощущения с помощью специально разработанной таблицы Рабкина. Ранее такой диагноз, как дальтонизм, не являлся поводом для запрета водителям управлять транспортным средством, однако сегодня люди с таким нарушением зачастую не допускаются к обучению в школе вождения.

Многие медицинские сотрудники считают, что плохо различающие цвета люди могут спутать сигналы светофора. Однако большинство опытных водителей с подобной зрительной патологией не испытывают каких-либо проблем на дороге, так как отлично знают, свет какой из ламп отвечает за определенную команду. Заключение офтальмолога для водителей во многом зависит от степени имеющихся отклонений от нормы цветоощущения.

Стоит заметить, что такое заболевание, как дальтонизм, не поддается коррекции при помощи линз или очков.

Именно нарушение цветоощущения может быть основным поводом для отказа в получении водительских прав. В некоторых случаях даже при плохих показателях тестирования медицинскими сотрудниками выносится положительное решение, однако водитель обзаводится удостоверением с соответствующим уточнением.

Ширина поля зрения

Еще одним из показателей для определения, какое зрение допускается для вождения, является уровень кругозора. Сужение области обзора зачастую является последствием или же основным симптомом серьезных заболеваний, а поэтому данное отклонение накладывает ограничение на право управления автотранспортным средством.

Согласно норме результатов медицинского заключения, острота зрения относительно кругозора должна превышать 20º. Подобное отклонение от нормы нельзя исправить при помощи правильно подобранных очков или линз, а поэтому оно вполне может стать причиной, почему вам нельзя водить автомобиль.

Заболевания глаз, влияющие на право вождения авто

В официальном приложении к Приказу №302Н четко указано, какие заболевания категорически исключают возможность управления автомобилем. В перечень таких патологий включены следующие нарушения зрения:

  1. Катаракта - полное или частичное помутнение хрусталика, соответственно, нарушение его функциональности.
  2. Отслоение сетчатки на одном глазу или обоих органах зрения.
  3. Косоглазие паралитического типа.
  4. Глаукома - патологическое состояние, вызванное повышенным внутриглазным давлением.
  5. Диплопия - двойное зрение, которое многими определяется, как раздвоение видимой картинки.
  6. Атрофия отвечающих за зрение нервных окончаний, которая является необратимым нарушением.
  7. Нарушения слизистой оболочки основных мышц века, которые негативно сказываются на зрении.
  8. Патологии слезного мешка.
  9. Наличие имплантатов, например, искусственного хрусталика, хотя бы в одном из зрительных органов.

В любой ситуации окончательный ответ на вопрос, с каким зрением возможно получение водительского удостоверения, способен дать лишь квалифицированный врач. Решение, которое принимает медицинский персонал, основывается на результатах подробной диагностики, симптоматике имеющихся болезней и степени их проявления.

Во всех случаях послеоперационной реабилитации, после хирургической коррекции зрения люди не допускаются к управлению личным или корпоративным транспортным средством.

Подобное ограничение действует не менее 3 месяцев и требует обязательного перепрохождения медицинского обследования в дальнейшем.

Для безопасного вождения автотранспорта крайне важно, чтобы вы имели хорошее зрение и могли сосредоточиться на дороге.

Возможность безопасного использования автомобиля находится в прямой зависимости от степени здоровья глаз и остроты зрения будущего водителя. Несмотря на возможности современной медицины по коррекции многих отклонений при помощи линз, очков или хирургического вмешательства, стоит помнить, что водитель с плохим зрением является прямой угрозой не только для жизни пассажиров, но и для безопасности остальных участников дорожного движения.

Многие жители России готовы пойти на различные уловки, лишь бы получить заветное удостоверение. Наиболее популярными приемами является заучивание тестовых таблиц, по которым определяется острота зрения, подкуп медицинского персонала. Однако большинство людей, которые идут на подобные поступки, не задумываются о возможных последствиях и рисках, на которые они обрекают себя, своих близких и других водителей.

Динамика развития современной жизни требует от нас постоянной активности и мобильности передвижения. В такой ситуации автомобиль становится незаменимым. Вождение автомобиля требует концентрации внимания и хорошего зрения. Но как быть людям, которые плохо видят? И существуют ли ограничения по зрению для получения водительских прав.

Правовой основой, определяющей, какое зрение нужно водителю для получения прав, является Приказ Минздравсоцразвития России № 302н. Проверить соответствие своего состояния здоровья допустимым нормам можно, посетив офтальмолога.

Показатель, определяющий остроту зрения, исследуется в первую очередь. Его проверка проходит при помощи специально разработанной таблицы, на которой размещены буквы различного размера, смотреть на которые необходимо с 5 метров, каждым глазом в отдельности. Если обследуемый может прочесть таблицу до 10 строчки — его зрение в норме.

Важно! Управлять авто человеку у которого нарушена острота зрения можно только в очках.

Если обследуемый уже носит очки, которые ранее рекомендовал врач, то проверка осуществляется в очках.

Итак, каким должно быть зрение для получения водительских прав? Нормальную остроту зрения определяют следующие показатели:

  • Категория «В» — минимальный показатель отражающий остроту зрения для того глаза, который видит лучше не должен быть меньше 0, 6 (6 строк), глаз видящий хуже – не меньше 0, 2 (2 строки).
  • Категория «С»— аналогично не ниже 0, 8 и 0, 4.

Обратите внимание! Для водителей автобусов и спецтехники установлены специальные требования,несоответствие которым не дает возможности рассчитывать на водительские права.

Какие еще показатели учитываются при проверке зрения

Не менее важен показатель цветоощущения. Для его проверки применяют таблицу Рабкина.

Если по результатам проведенного теста оказывается, что у водителя нарушено цветоощущение на зеленый и красный цвет, в выдаче водительского удостоверения будет отказано, поскольку считается, что водитель не сможет различать цвета светофора.

Несмотря на то, что на практике этот дефект не мешает различать сигналы светофора, потому как водитель запоминает последовательность включения, однако получение прав с таким отклонением запрещено. В некоторых странах для разрешения данной проблемы планирует использовать разные формы ламп для светофора, чтобы исключить возможность перепутать сигналы для водителей с таким дефектом.

Еще один показатель нормальной функции видения, дающий допуск к вождению – кругозор. Суженный кругозор глаз, как правило, является симптомом определенных заболеваний. При его наличии предельно сужается обзор.По нормативным показателям он не должен быть меньше 20 градусов. Исправлению при помощи корректирующих устройств данный дефект не поддается, так же как и дальтонизм. Поэтому если показатели превышены, допуск к вождению обследуемый не получит.

Влияние заболеваний глаз на вождение автомобиля

Некоторые заболевания исключают вождение автомобиля, они перечислены в приложении к Приказу № 302н. К ним можно отнести:

  • Отслоение сетчатки.
  • Катаракта.
  • Глаукома.
  • Нарушение слезного мешка.
  • Заболевания слизистой мышц века, мешающие нормальному зрению.
  • Паралитическое косоглазие.
  • Искусственный хрусталик в одном из глаз.

В любом случае при наличии заболеваний решение о возможности управления автомобилем принимает врач, основываясь на результатах диагностики, симптоматике заболевания и степени его выраженности.

В 100 процентах случаев запрещено получение водительского удостоверения на протяжении трех месяцев после оперативного вмешательства.

Таким образом, возможность управления автомобилем напрямую зависит от здоровья глаз. В определенных случаях медицинские ограничения не позволяют получить права. Несмотря на то, что некоторые проблемы можно решить с помощью очков, линз и современных методов лечения, необходимо помнить, водитель с плохим зрением за рулем – прямая угроза жизни для окружающих! Поэтому обследование глаз необходимо, оно является важным шагом, предшествующим получению прав.

Здравствуйте, друзья!

Если вы планируете получать права или собираетесь продлить имеющиеся, вам необходимо пройти медкомиссию.

В числе специалистов, которых нужно посетить особое место занимает офтальмолог. Информация о том, какие существуют ограничения по зрению для получения водительских прав нужна для того, чтобы понять, насколько реальны ваши шансы сесть за руль.

Какое оборудование должно использоваться при обследовании зрения у водителей. Сертификация

Для обследования используется лазерное и компьютерное оборудование, которое позволяет диагностировать ухудшение зрения на самых ранних стадиях. Кроме того, осмотр проводится без соприкосновения с глазом, что предотвращает риск возникновения инфекций и сокращает время диагностики.

Для офтальмологического осмотра используется:

  • Авторефрактометр – прибор, выявляющий астигматизм, близорукость и дальнозоркость.
  • Компьютерный роговичный топограф – исследует состояние сетчатки глаза.
  • Бесконтактный тонометр, измеряющий внутриглазное давление, не прикасаясь к органу зрения.

Каждый используемый аппарат должен иметь документы, подтверждающие его соответствие государственным нормам. Ознакомление с ними перед диагностикой является вашим правом.

Как подготовиться к обследованию. Какие потребуются документы

Специальная подготовка к данному виду обследования не требуется. Вы должны:

  • Представить исчерпывающую информацию об имеющихся проблемах со зрением (при наличии).
  • Вспомнить, как часто и в какой ситуации они возникают – с самого утра либо после продолжительной работы за компьютером.
  • Рассказать о наличии предрасположенности к ухудшению зрения (например, генетической).
  • Поставить врача в известность о прохождении каких-либо медицинских процедур (например, сделанной коррекции зрения).

Таким образом, от вас требуется только информация о наличии/отсутствии проблем с глазами.

Важно! Для прохождения осмотра у офтальмолога вам не требуется приносить специальные документы. Но если есть какие-то нарушения зрения, нужно захватить свою медицинскую карту.

Наличие заболеваний – когда стоит подождать с обследованием

Противопоказаний к офтальмологическому обследованию не бывает, их регулярное проведение позволяет иметь актуальную информацию о состоянии своих глаз.

Но когда речь идет о получении прав, есть ситуации, когда лучше выбрать иное время для проверки зрения. Речь идет о наличии заболеваний, которые не позволят поставить достоверный диагноз.

Подобные болезни делятся на две группы:

  1. Временные. Если была сделана операция на глазах меньше 1-го месяца назад, проводится курс офтальмологического лечения, либо имеется обострение хронического заболевания.
  2. Устранимые – которые можно вылечить. К тем, от которых можно избавиться за короткое время относятся иридоциклит, конъюнктивит и другие заболевания инфекционного или воспалительного характера.

Также не стоит идти к офтальмологу в период повышенной утомляемости глаз. Подобное состояние может привести к повышенной светочувствительности, снижению остроты зрения и иным неприятным последствиям, которые повлияют на результат осмотра.

Во всех перечисленных случаях желательно отложить посещение офтальмолога до того момента, когда глаза придут в норму.

Важно! Перед диагностикой зрения лучше воздержаться от длительного просмотра ТВ и работы за ПК, а также от чтения при слабом освещении.

Как проверяют зрение у водителей

Перед тем, как начать проверку, врач проводит обязательную беседу, чтобы получить исчерпывающие сведения о состоянии вашего зрения и здоровья в целом. Необходимо рассказать об общих заболеваниях, перенесенных ранее, наследственных офтольмалогических проблемах, факторах риска в связи с профессиональной деятельностью, аллергии (если имеется) и принимаемых медицинских препаратах.

Следует учитывать, что в числе побочных эффектов лекарств может быть и воздействие на состояние глаз. Обследование зрения осуществляется комплексно. Именно поэтому важно, где вы будете его проводить – уровень квалификации врача и качество аппаратуры имеют решающее значение для получения достоверного результата.

Итак, для получения полной картины состояния глазного аппарата, проверяется:

  • Острота зрения, от которой в первую очередь зависит скорость реакции водителя.
  • Уровень цветоощущения , чтобы исключить дальтонизм.
  • Ширина кругозора – состояние бокового зрения имеет решающее значение для контроля ситуации на дороге.

Требования для водителей категории В – особенности

Согласно п. 27.3 Приложения № 2 Приказа № 302н, основанием к запрету на вождение для водителей категории «В» являются противопоказания, указанные в п. 3-25 пп. 28. Казус состоит в том, что данного подпункта в документе нет. При этом никаких официальных разъяснений со стороны Минздравсоцразвития не поступало.

Таким образом, возник правовой вакуум, а список противопоказаний для категории «В», указанный в п. 27.3, получился намного меньше, чем для категории А.

На практике, врачи исходят из того, что в Приказе опечатка и пп. 28.1 следует читать, как пп. 27.1, который регламентирует . С юридической точки зрения это неправильно, но такова реальность.

Важно! Также есть нюанс для водителей такси и экстренных служб. Острота зрения у них должна быть не ниже 0,8 на одному глазу и 04 – на другом (если уровень разный). Максимальный размер диоптрий при коррекции очками или линзами –8, разница между двумя органами зрения не больше 3 диоптрий.

Можно ли получить водительские права с плохим зрением?

Чтобы иметь право вождения ТС необязательно иметь 100% зрение. Достаточно будет, если уровень остроты поддается коррекции при помощи линз и очков (при условии, что до достижения требуемых параметров используется не более 8 диоптрий).

Если отказом в получении справки послужило заболевание, которое можно устранить лишь хирургическим путем, решение о выдаче справки после операции принимается не отдельным офтальмологом, а консилиумом.

Регулировать можно только уровень остроты зрения, которая поддается коррекции. Остальные параметры офтальмологического обследования для прав невозможно изменить. Соответственно, вы не можете рассчитывать на ВУ, если у вас нарушено цветоощущение или слишком маленький кругозор.

Как фиксируются результаты обследования

Медицинское заключение по результатам обследования заполняется . В документ вносятся сведения о пациенте и дате выдачи справки.

Результат обследования фиксируется путем подчеркивания соответствующих строк, подтверждающих наличие или отсутствие противопоказания к управлению ТС.

Также отмечаются категории, для которых проводится осмотр, в остальных проставляется знак «Z». В строках, касающихся ограничений и противопоказаний, выбранные параметры отмечаются знаком «V», затем ставится печать (в правом нижнем углу).

Выданное заключение фиксируется в Журнале регистрации выданных медицинских заключений о наличии (об отсутствии) у водителей ТС (кандидатов водители ТС) противопоказаний, показаний или ограничений к управлению ТС.

Выданное водителю заключение представляется в отделение ГИБДД вместе с остальным пакетом документов для получения прав.

Можно ли оспорить результаты обследования

Если вы не согласны с поставленным диагнозом и отказом в предоставлении допуска к управлению ТС, у вас есть право обжаловать врачебное решение.

Делается это в судебном порядке, но для начала нужно собрать доказательства неправомерности действий офтальмолога. Для этого надо пройти повторное обследование у другого специалиста и получить медицинское заключение.

Ответственность за подделку результатов проверки зрения у водителей

В случае оформления и использования фальшивой справки, наказание понесут оба участника махинации: и врач, и водитель.

За предъявление подобного документа водителю грозит уголовное наказание по п. 3 ст. 327 УК РФ:

  • Штраф в размере до 80 тыс. рублей, либо в размере заработной платы или иного дохода за период до полугода.
  • Обязательные работы – до 480 часов.
  • Исправительные работы – до 24 месяцев.
  • Арест – до полугода.

Что касается врача, согласно ч. 1 ст. 327 УК РФ, ему грозит ограничение или лишение свободы до 2 лет, принудительные работы до 24 месяцев, либо арест до полугода.

Важно! Подделывая справку, вы можете не только понести уголовное наказание, но и причинить вред жизни и здоровью участников дорожного движения.

Сколько стоит проверка зрения у водителей. Можно ли пройти проверку бесплатно.

Согласно п. 2 ст.23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», медицинское обследование проводится за счет водителя.

Офтальмологическое обследование может стоить от 200 до 1000 рублей. Стоимость услуг варьируется в зависимости от региона и статуса клиники. Пройти осмотр бесплатно могут профессиональные водители, для которых услугу оплачивает работодатель.

Как часто нужно проводить обследование

По закону, водителю нужно проводить диагностику зрения в двух случаях:

  • При получении прав, в порядке общей медкомисии.
  • При продлении прав, когда водитель восстанавливает их после истечения срока действия.

Получается, что закон требует проведения офтальмологической диагностики не чаще 1-го раза в 10 лет (если речь идет о водителях личного авто).

Но следует понимать, что такие временные рамки не позволяют иметь актуальную информацию о состоянии органов зрения. Объясняется это следующими факторами:

  • Идеальные условия при офтмальмологическом осмотре не позволяют получить достоверную картину о состоянии глаз. Ведь водитель на дороге сталкивается с разными условиями: туман, прямые солнечные лучи, сумерки и т. д., когда глазам приходится адаптироваться к конкретной ситуации.
  • Уровень зрения не статичен. Учитывая современный образ жизни, состояние глазного аппарата может ухудшиться в любой момент (из-за частого использования гаджетов, отсутствия профилактических мероприятий, возраста и т. д.)
  • Ранняя диагностика повышает шансы на полное выздоровление. Например, появление катаракты ощущается больным только после того, как помутнение хрусталика начинает ухудшать зрение. А при своевременной диагностике наличие проблемы выявляется в самом начале заболевания. Это значит, что появляется возможность лечения без хирургического вмешательства, тогда как это неизбежно на более поздних стадиях.

Учитывая степень важности хорошего зрения на дороге, целесообразно своевременно и качественно проходить офтальмологическое обследование не только перед тем, как получить права.

Стоит посещать врача хотя бы раз в год, потому что на состояние глаз влияет множество факторов, в том числе и возраст. Своевременное обращение не только снизит риск возникновения ДТП, но и поможет избежать лишения прав по состоянию здоровья.

Посмотрите видео о важности регулярного офтальмологического осмотра:

Подведем итоги

Проверка зрения у офтальмолога имеет принципиальное значение для обеспечения безопасности на дороге. Особенности процедуры следующие:

  • Ограничение по зрению означает, что водитель не может управлять конкретной категорией ТС, но не предполагает абсолютный запрет на вождение.
  • Законодательное разграничение между профессиональными водителями и теми, кто использует ТС для личных целей, действует с 2015 года.
  • Проверку зрения можно пройти как в государственных и муниципальных поликлиниках, так и частных центрах. Главное условие – наличие лицензии, удостоверяющей право проведения профосмотров.
  • Для офтальмологического обследования используется лазерное и компьютерное оборудование, имеющее соответствующие сертификаты.
  • Предварительная подготовка и сбор документов не требуется. Все что нужно, это личный паспорт и медкарта, если имеются проблемы со зрением.
  • При наличии временных или устранимых заболеваниях глаз, следует отложить визит к врачу до выздоровления.
  • Осмотр проводится комплексно, у водителя проверяют остроту зрения, уровень цветоощущения и кругозора.
  • Заболевания, при которых управление ТС не допускается, определены Приложением № 2 к Приказу № 302н. Если лечение поддается коррекции, возможно повторное прохождение медкомиссии, решение по результатам которого будет принимать не отдельный врач, а консилиум.
  • Если уровень зрения не укладывается в установленные рамки, на водителя накладывается ограничение ­– он может управлять ТС только в линзах или очках (при условии, что норма достигается линзами не более 8 диоптрий).
  • Если у обследуемого выявлено офтальмологическое заболевание , на него также накладывается ограничение, он может сесть за руль только после лечения и прохождения повторной комиссии.
  • Для водителей категории «В» имеется особенность в определении противопоказаний. Пункт, регулирующий их, не указан в Приказе, поэтому они определяются на основании противопоказаний для категории А.
  • Медицинское заключение по результатам обследования заполняется по форме N 003-В/у.
  • В случае несогласия с результатами осмотра , вы можете обжаловать заключение врача в судебном порядке.
  • За подделку справки грозит уголовное наказание как водителю, использовавшему ее, так и врачу, оформившему документ.
  • Офтальмологический осмотр проводится за счет водителя, стоимость зависит от региона и статуса клиники.

Заключение

Обследование глаз для получения прав является одним из ключевых параметров предоставления допуска к управлению ТС. Ограничения по зрению установлены не для усложнения процедуры получения ВУ, а для обеспечения безопасности на дорогах. Поэтому не стоит хитрить и искать лазейки, чтобы получить нужное заключение обманным путем.

На этом я заканчиваю анализ особенностей офтальмологического осмотра для получения прав. Если у вас есть вопросы или замечания, жду их в комментариях. Также с удовольствием почитаю о вашем личном опыте осмотра у данного специалиста. Не забывайте делиться ссылкой с друзьями и подписывайтесь на обновления блога, чтобы не упустить ничего интересного. До новых встреч!

Изображения для статьи взяты здесь:
https://www.drive2.ru/r/alfaromeo/526362/

С 6-го января 2015 года вступило в силу Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. № 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством». С этого момента появилось законодательное разделение на водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств) и лиц занятых на работе в качестве водителя транспортного средства.

В первом случае, при прохождении мед. комиссии, должен использоваться перечень медицинских противопоказаний указанных в Постановлении № 1604, от 29-го декабря 2014. Во втором случае – для лиц, занятых на работе в качестве водителя ТС , перечень противопоказания содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Официальное разъяснение от Министерства здравоохранения РФ доступно по этой .

Ниже приведены выдержки из обоих документов непосредственно касающиеся органа зрения. Полные тексты документов доступны на сайте системы Гарант .

Постановление Правительства РФ от 29 декабря 2014 г. N 1604 «О перечнях медицинских противопоказаний, медицинских показаний и медицинских ограничений к управлению транспортным средством»

Наименование заболевания :
9. Ахроматопсия - код МКБ-10 - Н53.51
10. Слепота обоих глаз - код МКБ-10 - Н54.0

III. Медицинские показания к управлению транспортным средством, оборудованным акустической парковочной системой
15. Слепота одного глаза.

IV. Медицинские показания к управлению транспортным средством с использованием водителем транспортного средства медицинских изделий для коррекции зрения
16. Аномалия рефракции, снижающая остроту зрения ниже разрешенной, при условии повышения остроты зрения в очках или контактных линзах до разрешенного уровня.

I. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "А" или "М", подкатегории "А1" или "В1" с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа
1. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
2. Слепота одного глаза при остроте зрения ниже 0,8 с переносимой коррекцией на зрячем глазу независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
3. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
4. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
5. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
6. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
7. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

II. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "В" или "BE", подкатегории "В1" (кроме транспортного средства с мотоциклетной посадкой или рулем мотоциклетного типа)
12. Острота зрения ниже 0,6 на лучшем глазу и ниже 0,2 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах независимо от вида коррекции (очковая, контактная, хирургическая), степени и вида аметропии или длины глаза.
13. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
14. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
15. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
16. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
17. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

III. Медицинские ограничения к управлению транспортным средством категории "С"*, "СЕ", "D", "DE", "Тm" или "Тb", подкатегории "С1"*, "D1", "С1Е" или "DIE"
21. Острота зрения ниже 0,8 на лучшем глазу и ниже 0,4 на худшем глазу с переносимой коррекцией при 2 открытых глазах не более 8 дптр по сверхэквиваленту на лучше видящем глазу независимо от вида аметропии или вида коррекции (очковая, контактная).
22. Слепота одного глаза независимо от остроты зрения зрячего глаза.
23. Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке глаза или после других рефракционных операций в течение одного месяца при отсутствии осложнений независимо от степени и вида исходной аметропии или длины глаза.
24. Хроническое заболевание оболочек глаза, сопровождающееся значительным нарушением функции зрения, стойкое изменение век, в том числе их слизистых оболочек, парез мышц век, препятствующий зрению или ограничивающий движение глазного яблока.
25. Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
26. Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70 градусов от среднего положения.
27. Ограничение поля зрения более чем на 20 градусов в любом из меридианов.

Перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину Российской Федерации, занятому на работе в качестве водителя, запрещается управлять транспортными средствами, содержится в Приложении 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Категория В .
1) Медицинские противопоказания, изложенные в п. 3-25 настоящей графы подпункта 28.1.
2) Понижение остроты зрения ниже 0,5 на лучшем глазу и ниже 0,2 – на худшем глазу (с коррекцией).
3) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
4) Для водителей такси и водителей транспортных средств оперативных служб (скорая медицинская помощь, противопожарная служба, милиция, аварийно-спасательная служба, военная автомобильная инспекция), – острота зрения с коррекцией ниже 0,8 на одном глазу, ниже 0,4 – на другом. Допустимая коррекция при близорукости и гиперметропии 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.

По пункту 1, в котором есть указание на подпункт 28.1 необходимо сделать пояснение. В самом документе этого подпункта не существует. Никаких официальных разъяснений Минздравсоцразвития не выпускало. По этой причине возник правовой вакуум. Список противопоказаний для категории В меньше, чем для категории А.

Врачи, в своей практике, при проведении медкомиссий, исходят из того, что в документе опечатка и читать «подпункт 28.1» следует как подпункт 27.1 (список для категории А). С юридической точки зрения это не корректно. Однако именно так и поступают повсеместно. Ниже приведен список ограничений подпункта 27.1.

Категория А
1) Острота зрения с коррекцией ниже 0,6 на лучшем глазу, ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D.
2) Отсутствие зрения на одном глазу при остроте зрения ниже 0,8 (без коррекции) на другом.
3) Центральная скотома абсолютная или относительная (при скотоме и наличии изменений зрительной функции не ниже значений, указанных в п.1 настоящей графы подпункта - допуск без ограничений).
4) Состояние после рефракционных операций на роговой оболочке (кератотомия, кератомилез, кератокоагуляция, рефракционная кератопластика). Допускаются к вождению лица через 3 месяца после операции при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем.
5) Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D (сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, при отсутствии осложнений и исходной (до операции) рефракции – от +8,0 до -8,0 D. При невозможности установить дооперационную рефракцию вопросы профессиональной пригодности решаются положительно при длине оси глаза от 21,5 до 27,0 мм.
6) Искусственный хрусталик, хотя бы на одном глазу. Допускаются стажированные водители при остроте зрения с коррекцией не ниже 0,6 на лучшем глазу, не ниже 0,2 – на худшем. Допустимая коррекция при близорукости и дальнозоркости 8,0 D, в том числе контактными линзами, астигматизме – 3,0 D(сумма сферы и цилиндра не должна превышать 8,0 D). Разница в силе линз двух глаз не должна превышать 3,0 D, нормальное поле зрения и отсутствие осложнений в течение полугода после операции.
7) Хронические заболевания оболочек глаза, сопровождающиеся значительным нарушением функции зрения, стойкие изменения век, в том числе и их слизистых оболочек, парезы мышц век, препятствующие зрению или ограничивающие движение глазного яблока (после оперативного лечения с положительным результатом допуск осуществляется индивидуально).
8) Хроническое, не поддающееся консервативному лечению воспаление слезного мешка, а также упорное, не поддающееся лечению слезотечение.
9) Паралитическое косоглазие и другие нарушения содружественного движения глаз.
10) Стойкая диплопия вследствие косоглазия любой этиологии.
11) Спонтанный нистагм при отклонении зрачков на 70° от среднего положения.
12) Ограничение поля зрения более чем на 200° в любом из меридианов.
13) Нарушение цветоощущения.
14) Заболевания сетчатки и зрительного нерва (пигментный ретинит, атрофия зрительного нерва, отслойка сетчатки и др.).
15) Глаукома

В разделе нашего форума вы можете задать интересующие вас вопросы врачам-офтальмологам на тему зрения и прохождения медкомиссии для управления транспортными средствами.



gastroguru © 2017