Выбор читателей
Популярные статьи
Тревожность – это одна из индивидуальных психологических особенностей личности, проявляющаяся повышенной склонностью человека к беспокойству, тревоге, страху, который зачастую не имеет под собой достаточных оснований. Охарактеризовать это состояние можно и как переживание дискомфорта, предчувствие некой угрозы. Тревожное расстройство принято относить к группе невротических расстройств, то есть к психогенно обусловленным патологическим состояниям, характеризующимся разнообразной клинической картиной и отсутствием нарушений личности.
Состояние тревожности может проявляться у людей любого возраста, в том числе и у маленьких детей, однако, согласно статистике, чаще всего от тревожного расстройства страдают молодые женщины в возрасте двадцати-тридцати лет. И хотя время от времени, находясь в определенных ситуациях, каждый человек может испытывать тревогу, о тревожном расстройстве будет идти речь, когда это чувство становится слишком сильным и неконтролируемым, что лишает человека возможности вести нормальную жизнь и заниматься привычной деятельностью.
Существует целый ряд нарушений, в симптоматику которых входит тревога. Это фобическое, посттравматическое стрессовое или паническое расстройство. Об обычной тревожности, как правило, идет речь, при генерализованном тревожном расстройстве. Чрезмерно острое чувство тревоги заставляет человека беспокоиться практически постоянно, а также испытывать различные психологические и физические симптомы.
Точные причины, способствующие развитию повышенной тревоги науке неизвестно. У одних людей состояние тревожности появляется без видимых причины, у других — становится следствием пережитой психологической травмы. Считается, что определенную роль здесь может сыграть и генетический фактор. Так, при наличии определенных генов в головном мозге возникает некий химический дисбаланс, что и вызывает состояние психической напряженности и тревоги.
Если принять во внимание психологическую теорию о причинах возникновения тревожного расстройства, то чувство тревоги, а также фобии первоначально могут возникать в качестве условно-рефлекторной реакции на какие-либо раздражающие стимулы. В дальнейшем аналогичная реакция начинает возникать и при отсутствии такого стимула. Биологическая теория говорит о том, что тревога является следствием неких биологических аномалий, например, при повышенном уровне продуцирования нейромедиаторов – проводников нервных импульсов в головном мозгу.
Также повышенная тревожность может стать следствием недостаточной физической активности и нерационального питания. Известно, что для поддержания физического и психического здоровья необходим правильный режим, витамины и микроэлементы, а также регулярная физическая активность. Их отсутствие негативно влияет на весь человеческий организм и может стать причиной тревожного расстройства.
У некоторых людей состояние тревожности может быть связано с новой, незнакомой окружающей средой, кажущейся опасной, собственным жизненным опытом, в котором имели место неприятные события и психологические травмы, а также особенностями характера.
Кроме того, такое психическое состояние, как тревога, может сопровождать многие соматические заболевания. Прежде всего, сюда можно отнести любые эндокринные нарушения, в том числе и гормональный сбой у женщин при климаксе. Внезапное чувство тревоги иногда становится предвестником инфаркта, а также может свидетельствовать о падении уровня сахара в крови. Психические заболевания также очень часто сопровождаются тревожностью. В частности, тревога является одним из симптомов шизофрении, различных неврозов, алкоголизма и т.д.
Среди существующих типов тревожного расстройства чаще всего в медицинской практике встречается адаптативное и генерализованное тревожное расстройство. В первом случае человек испытывает неконтролируемую тревогу в сочетании с иными негативными эмоциями при приспосабливании к какой-либо стрессовой ситуации. При генерализованном тревожном расстройстве чувство тревоги сохраняется перманентно и может направляться на самые различные объекты.
Существует несколько видов тревожности, наиболее изученными и чаще всего встречающимися из них являются:
У некоторых людей тревога является чертой характера, когда состояние психической напряженности присутствует всегда вне зависимости от конкретных обстоятельств. В других случаях тревога становится своеобразным средством избегания конфликтных ситуаций. При этом эмоциональное напряжение постепенно накапливается и может привести к возникновению фобий.
Для иных людей тревога становится оборотной стороной контроля. Как правило, состояние тревожности характерно для людей, стремящихся к безупречности, обладающих повышенной эмоциональной возбудимостью, нетерпимостью к ошибкам, беспокоящимся о собственном здоровье.
Помимо разнообразных видов тревожности, можно выделить и основные ее формы: открытую и закрытую. Открытую тревогу человек переживает осознанно, при этом такое состояние может быть острым и нерегулируемым либо компенсируемым и контролируемым. Осознаваемую и значимую для конкретной личности тревожность называют «насаждаемой» или «культивируемой». В таком случае тревога выступает в виде своеобразного регулятора активности человека.
Скрытое тревожное расстройство встречается намного реже, нежели открытое. Такая тревога является в различной степени неосознаваемой и может проявляться в поведении человека, излишнем внешнем спокойствии и т.д. В психологии такое состояние иногда называют «неадекватным спокойствием».
Тревожность, как и любое иное психическое состояние способно выражаться на различных уровнях человеческой организации. Так, на физиологическом уровне тревога может вызывать следующие симптомы:
На эмоционально-когнитивном уровне тревога проявляется в постоянной психической напряженности, чувстве собственной беспомощности и незащищенности, страхом и беспокойством, снижением концентрации внимания, раздражительностью и нетерпимостью, невозможностью сосредоточиться на конкретной задаче. Эти проявления нередко заставляют людей избегать социальных взаимодействий, искать причины не посещать учебу или работу и т.д. В результате этого состояние тревоги только усиливается, также страдает и самооценка больного. Излишне концентрируясь на собственных недостатках, человек может начать испытывать отвращение к самому себе, избегать любых межличностных взаимоотношений и физических контактов. Одиночество и чувство «второсортности» неизбежно приводят к проблемам в профессиональной деятелньости.
Если рассматривать проявления тревоги на поведенческом уровне, то они могут заключаться в нервном, бессмысленном хождении по помещению, качание на стуле, стуке пальцами по столу, тереблении собственной пряди волос или посторонних предметов. Привычка грызть ногти также может являться признаком повышенной тревоги.
При тревожных нарушениях адаптации, человек может испытывать признаки панического расстройства: внезапные приступы страха с проявлением соматических симптомов (одышка, учащенное сердцебиение и т.д.). При обсессивно-компульсивном расстройстве на первый план в клинической картине выходит навязчивые тревожные мысли и идеи, заставляющие человека постоянно повторять одни и те же действия.
Диагностика тревоги должна проводиться квалифицированным врачом-психиатром на основании имеющихся у пациента симптомов, которые должны наблюдаться на протяжении нескольких недель. Как правило, выявить тревожное расстройство не трудно, однако сложности могут возникнуть при определении конкретного его типа, так как многие формы имеют одинаковые клинические признаки, но отличаются временем и местом возникновения.
Прежде всего, подозревая тревожное расстройство, специалист обращает внимание на несколько важных аспектов. Во-первых, присутствие признаков повышенной тревожности, к коим могут относиться нарушения сна, тревога, фобии и т.д. Во-вторых, учитывается длительность течения имеющейся клинической картины. В-третьих, необходимо убедиться, что все имеющиеся симптомы не представляют собой реакцию на стресс, а также не связаны с патологическими состояниями и поражениями внутренних органов и систем организма.
Само диагностическое обследование проходит в несколько этапов и помимо подробного опроса пациента включает в себя оценку его психического состояния, а также соматическое обследование. Тревожное расстройство следует отличать от тревоги, которая часто сопровождает алкогольную зависимость, так как в этом случае требует совершенно иное медицинское вмешательство. На основании результатов проведенного соматического обследования также исключаются заболевания соматической природы.
Как правило, тревога – это состояние, поддающееся коррекции. Метод лечения подбирается врачом в зависимости от преобладающей клинической картины и предполагаемых причины расстройства. Сегодня наиболее часто используется медикаментозная терапия с использованием препаратов, воздействующих на биологические причины тревоги и регулирующие продукцию нейромедиатров в головном мозге, а также психотерапия, направленная на поведенческие механизмы появления состояния тревоги.
Доброе время суток, дорогие читатели. Сегодня мы определим, что собой представляет определение тревожности. Вы узнаете, по каким причинам она возникает, выясните, как проявляется. Поговорим о методах противодействия повышенной тревожности.
Тревожностью человека называют психологическую особенность личности, которая обнаруживается в склонности отдельно взятого субъекта постоянно испытывать сильную тревогу, даже по незначительным поводам. Также может рассматриваться, как особенность человека. Тревожность описывается чувством дискомфорта и ожиданием определенной угрозы. Такое расстройство чаще всего относят к нарушениям невротического характера.
Различают такие виды тревожности.
Человек, который постоянно находится в состоянии тревоги, делает хуже самому себе. Он страдает психологически, вред наносится и его соматическому здоровью. У такой личности зачастую присутствует тахикардия, могут появляться скачки давления вверх, возникать ощущение нехватки воздуха. Из-за сильных эмоциональных потрясений наступает излишняя усталость, у человека нет сил нормально жить. При наличии постоянной тревожности страдает весь организм, появляются перебои в функционировании различных органов, у женщин нередко наблюдаются гормональные сбои.
Тревожное состояние может разрушать нервную систему человека, тогда как наличие страха позволяет мобилизовать внутренние силы организма. Например, если на человека, который идет по улице, набрасывается собака, он прибегает к определенным действиям, чтобы защитить себя. В случае же, когда индивид волнуется о том, что, идя по улице, на него может напасть собака, он заранее программирует себя на плохой исход ситуации, начинает нервничать тогда, когда еще ничего не произошло.
При состоянии повышенной тревожности у индивида начинается , который разрастается и способствует развитию плохих ощущений. Давайте рассмотрим, какие факторы могут влиять на возникновение повышенной тревожности:
Заподозрить наличие повышенной тревожности можно по ряду признаков.
При наличии высокой степени тревожности у человека могут возникать следующие проблемы со здоровьем:
Человек с повышенной тревожностью нередко склонен к эмоциональному, а также профессиональному выгоранию. Как правило, он не удовлетворен своей жизнью, чувствует безысходность, ему не нравится его профессия , зачастую он депрессивен.
Тревожность у взрослых удается подтвердить при помощи опросника Спилберга, также он способствует постановке характера тревожности. Вашему вниманию предоставляют 40 суждений, на которые нужно давать ответ «нет» или «да». В результате получается определенный уровень ситуативной и личностной тревожности. Если имеет место высокий уровень, то возникает необходимость поработать над повышением своей уверенности, при низком — мотивацией и активностью.
Лечение может в себя включать психологические подходы. В основном это поведенческая психотерапия, суть которой в изменениях реакции пациента на факторы, которые влияют на провоцирование тревожности.
Справиться с повышенной тревожностью можно и при помощи народных средств. Однако, если имеет место слишком запущенный случай, Вам не обойтись от общения с психотерапевтом. Специалист сможет определить причины, повлиявшие на развитие данного состояния, укажет на то, как необходимо изменить свою жизнь, научиться себя контролировать, справиться с подобным состоянием, улучшить качество своего существования.
Теперь Вам известно, что такое тревожность, как избавиться от нее. Нужно понимать, что индивид не может нормально жить, если постоянно за что-то переживает, волнуется, находится в состоянии стресса. Научитесь себя контролировать, придите к осознанию того, что такая жизнь не является нормальной, пора ее изменить.
Тревожность – склонность человека ощущать сильную тревогу и страх, часто безосновательно. Она проявляется психологическим предвидением угрозы, дискомфортом и другими негативными эмоциями. В отличие от фобии, при тревоге человек не может точно назвать причину страха – она остается неопределенной.
Распространенность тревожности . Среди детей в средней школе тревожность достигает 90%. Среди взрослых 70% страдают от повышенной тревожности в разные периоды жизни.
Психологические симптомы тревожности могут проявляться периодически или большую часть времени:
Повышенная тревожность считается патологическим состоянием (не болезнью, но отклонением от нормы). Часто она является реакцией на перенесенные физические или эмоциональные стрессы.
Норма и патология. Нормой считается умеренная тревожность , связанная с тревожными чертами характера . В этом случае у человека часто появляется тревога и нервное напряжение по самым незначительным поводам. При этом вегетативные симптомы (перепады давления, учащенное сердцебиение) проявляются очень незначительно.
Признаками психических расстройств являются приступы сильной тревоги , длящиеся от нескольких минут до нескольких часов, во время которых ухудшается самочувствие: слабость, боль в грудной клетке, чувство жара, дрожь в теле. В этом случае тревога может быть симптомом:
Причины развития тревожности
Данное направление основывается на систематическом снижении чувствительности к ситуациям, вызывающим тревогу. Этот подход применяется в том случае, если тревога связана с конкретными ситуациями: боязнью высоты, страхом перед публичными выступлениями, поездками в общественном транспорте. В этом случае человека постепенно погружают в ситуацию, давая возможность встретиться со своим страхом. С каждым визитом к психотерапевту задания усложняются.
Игра | Инструкция для ребенка |
«Воздушный шарик» | Складываем губы трубочкой. Медленно выдыхая, надуваем воздушный шар. Представляем, какой большой и красивый шар у нас получился. Улыбаемся. |
«Дудочка» | Медленно выдыхаем через сложенные трубочкой губы, перебираем пальцами на воображаемой дудочке. |
«Подарок под елкой» | Вдыхаем, закрываем глаза, представляем самый лучший подарок под елкой. Выдыхаем, открываем глаза, изображаем на лице радость и удивление. |
«Штанга» | Вдох – поднимаем штангу над головой. Выдох – опускаем штангу на пол. Корпус наклоняем вперед, расслабляем мышцы рук, шеи, спины, отдыхаем. |
«Шалтай-Болтай» | При фразе «Шалтай-Болтай сидел на стене» вращаем корпусом, руки расслабленны и свободно следуют за телом. «Шалтай-Болтай свалился во сне» – резкий наклон корпуса вперед, руки и шея расслаблены. |
Группа препаратов | Лекарственные средства | Действие |
Ноотропные препараты | Фенибут, пирацетам, глицин | Назначаются при истощении энергетических ресурсов структур мозга. Улучшают функции мозга, делают его менее чувствительным к повреждающим факторам. |
Седативные препараты на растительной основе
| Настойки, настои и отвары мелисы, валерианы, пустырника пиона, персен | Оказывают успокаивающее действие, уменьшают страх и тревожность. |
Анксиолитики селективного действия | Афобазол | Снимает тревожность и нормализует процессы в нервной системе, устраняя ее причину. Не оказывает тормозящего действия на нервную систему. |
Отметим, что хотя повышенная тревожность у детей и взрослых не опасна для здоровья, но она накладывает отпечаток на поведение человека, делая более ранимым или наоборот агрессивным, заставляет отказываться от встреч, поездок, как ситуаций несущих угрозу. Это состояние влияет на процесс принятия решений, заставляя выбирать не то, что принесет успех, а то, что влечет за собой меньше риска. Поэтому коррекция тревожности позволяет сделать жизнь более насыщенной и счастливой.
И. А. Зупанец, Н. В. Бездетко, Национальный фармацевтический университет
Темп современной жизни, бурное развитие информационных технологий, зачастую неблагоприятная социальная ситуация оказывают сильное воздействие на нервную систему человека, его психическое здоровье. В условиях повышенного нервного напряжения работают преподаватели, врачи, работники сферы обслуживания и др. Стресс, невроз - эти диагнозы встречаются все чаще. По данным ВОЗ стрессу подвергаются не менее 10–35% жителей различных стран мира. Стресс неизбежно приводит к снижению работоспособности, трудовой активности, ухудшению качества жизни, к социальной дезадаптации. Одним из характерных проявлений воздействия стресса на человека является беспричинное беспокойство, волнение, тревожное состояние. Пациенты с симптомами повышенной эмоциональной возбудимости, тревожности нуждаются в особенно внимательном, деликатном отношении работника аптеки. Рекомендации провизора по симптоматическому лечению тревожных состояний могут значительно улучшить самочувствие таких пациентов, повысить качество жизни.
Беспокойство, волнение, тревожное состояние - это навязчивое чувство ожидания чего-либо неприятного, неопределенной угрозы, надвигающейся опасности. В отличие от эмоции страха тревога не имеет определенного источника, это «страх неизвестно чего». Психологи различают тревогу как состояние и тревожность как черту личности. Тревога как состояние присуща всем нам. Определенный уровень тревоги необходим для мобилизации эмоциональных, интеллектуальных и волевых ресурсов человека. Этот оптимум тревоги у каждого свой, зависит от индивидуальных свойств человека.
Длительно сохраняющееся тревожное состояние сопровождается подавленностью настроения, потерей интереса к любимому роду занятий, агрессивностью по отношению к окружающим. Частым спутником тревожных состояний являются головная боль, сердцебиение, ухудшение аппетита, расстройства сна, которые существенно влияют на качество жизни. Без соответствующей медикаментозной и/или немедикаментозной коррекции тревожное состояние может стать первым предвестником невроза, поэтому следует использовать все имеющиеся возможности для его лечения.
Чаще всего в основе этих расстройств лежат производственные или бытовые проблемы, вселяющие тревогу или сопровождающиеся неопределенностью: состояние здоровья родных и близких; неприятности на работе или в семье, ожидание решения жизненно важных проблем, ожидание важных событий (экзамены, изменение семейного статуса, перемена места работы и др.).
В ряде случаев состояние повышенной тревожности является проявлением одного из соматических заболеваний. Среди таких заболеваний чаще всего встречаются:
Повышенная тревожность может быть симптомом серьезного психического заболевания - шизофрении, маниакально-депрессивного психоза.
У детей причиной возникновения тревоги почти всегда является внутренний конфликт, несогласие с самим собой. При этом повышенная тревожность может проявляться беспокойным, раздражительным поведением, грубостью по отношению к окружающим или наоборот - полной апатией, безразличием, отказом от любых стремлений. Важно, чтобы тревожность не стала личностной чертой ребенка. Такие люди постоянно неуверенны в себе и своих решениях, все время ждут неприятностей, эмоционально неустойчивы, мнительны, недоверчивы, капризны и раздражительны. А это уже предвестник развивающегося невроза. Развитию патологической тревожности у детей способствуют:
Хотя практика показывает, что у детей зачастую вполне можно обойтись без медикаментозной коррекции тревожных состояний, большинство родителей доверяют лекарствам.
При возникновении повышенной тревожности на фоне какой-либо сложной жизненной ситуации очень важно не пропустить серьезное заболевание, которое может сопровождаться симптомом тревоги. Признаками такого заболевания могут быть:
Постоянная тревожность и связанные с ней отрицательные эмоции могут в значительной мере отражаться на здоровье. Лечение тревожного симптома сочетает воздействие на физическое, умственное и эмоциональное состояние. В первую очередь пациенту следует проанализировать сложившуюся ситуацию и найти источник тревоги. Чрезвычайно полезно обучение простым методам расслабления (релаксации), одним из простейших является глубокое спокойное дыхание. Важное значение имеет сбалансированное регулярное питание и полноценный сон 7–8 часов в сутки.
При проявлении тревожности у ребенка надо повышать его самооценку, хвалить как можно чаще, не скупиться на проявление любви, предоставить ему полную свободу для инициативы.
В большинстве случаев указанных мер в сочетании с применением безрецептурных препаратов седативного действия оказывается достаточно.
В более сложных случаях необходимо обращаться к врачу.
Для симптоматического лечения повышенной тревожности широко используются растительные
препараты. Многие люди с тревожными состояниями, повышенной эмоциональной возбудимостью
предпочитают применять именно их для своего лечения. В случае не резко выраженных
симптомов это может быть вполне оправданно. Существует мнение, что комплекс активных
веществ растений, сформировавшийся в живой клетке, имеет большее сродство с человеческим
организмом, чем изолированное химически чистое действующее вещество, легче ассимилируется
и дает меньше побочных эффектов.
Сложность применения фитопрепаратов заключается в том, что в каждом из растений
содержится целый ряд биологически активных веществ, обладающих разносторонней активностью.
В связи с этим достаточно важное значение имеет правильный выбор и применение как
отдельных лекарственных растений, так и специальных лекарственных сборов, содержащих
в ряде случаев до 15–20 лекарственных растений. Особенно важным является строгий
учет возможных побочных эффектов, которые могут встречаться у растительных препаратов
так же часто, как и при применении синтетических веществ.
Препараты на ее основе (настои, настойки, экстракты, а также микстуры в комбинации с другими комплексными средствами) уменьшают возбудимость ЦНС, вследствие чего их широко используют в качестве седативных средств. Доказано, что препараты валерианы снижают рефлекторную возбудимость в центральных отделах нервной системы и усиливают тормозные процессы в нейронах корковых и подкорковых структур головного мозга.
Успокаивающее действие валерианы особенно отчетливо проявляется при нервном возбуждении.
Препараты валерианы противопоказаны при индивидуальной непереносимости.
Препараты пустырника - настои, настойки и экстракты - используют при повышенной возбудимости, неврастении и неврозах как у взрослых, так и у детей и подростков. Установлено, что препараты пустырника обладают успокаивающим действием на центральную нервную систему, замедляют ритм сердца, увеличивают силу сердечных сокращений и понижают артериальное давление. Считается, что седативный эффект настойки пустырника в 2–3 раза сильнее, чем настойки валерианы.
Оказывая седативное действие, препараты пустырника во всех лекарственных формах не нарушают процесса усвоения и воспроизведения информации, не изменяют адекватности поведения, не вызывают снижения мышечного тонуса (миорелаксации) и нарушения координации движений.
Действует как успокаивающее средство, ее эффект сильнее воздействия бромидов и при этом не вызывает неприятного тяжелого самочувствия после пробуждения. Пассифлора прекрасно снимает нервное возбуждение, связанное с отменой алкоголя и наркотических препаратов.
Препараты пассифлоры противопоказаны при стенокардии, выраженном атеросклерозе.
Оказывает успокаивающее действие на ЦНС, хорошо снимает повышенное возбуждение, чувство тревоги, последствия стресса, способствует восстановлению сил во время сна.
Показан при нарушениях сосудистого тонуса (вегето-сосудистой дистонии), бессоннице невротического характера, климактерических неврозах. Противопоказан при индивидуальной непереносимости.
Мята перечная содержит ментол, обладающий выраженной способностью расширять сосуды сердца и головного мозга (рефлекторное действие), а также действовать успокаивающе при неврозах, бессоннице, повышенной возбудимости. Наряду с успокаивающими мята перечная обладает также желчегонными и спазмолитическими свойствами. Сходным эффектом обладает также мята лимонная (мелисса).
Мята - обязательный компонент для производства таких препаратов, как валидол, капли Зеленина.
Препараты противопоказаны при индивидуальной непереносимости.
Препараты боярышника понижают возбудимость центральной нервной системы (не оказывая при этом общего угнетающего действия), тонизирующе влияют на сердечную мышцу, усиливают кровообращение в сосудах сердца и мозга, уменьшают явления тахикардии и аритмии, снимают неприятные ощущения в области сердца, улучшают сон и общее состояние больных. Показаны при вегетоневрозах с признаками расстройства кровообращения, тахикардии, повышенном артериальном давлении, атеросклерозе сосудов, бессоннице, при повышенной функции щитовидной железы, климактерических расстройствах.
Настойка из цветков боярышника эффективнее, чем препараты из плодов боярышника.
Ценность этого травянистого многолетнего растения не ограничивается его использованием в качестве сырья для пивоваренной промышленности. Нейротропное действие препаратов из шишек хмеля связывают с наличием в них лупулина, оказывающего успокаивающее действие на ЦНС. В педиатрии он может применяться по 3–15 капель 3 раза в день (до еды с небольшим количеством жидкости) в зависимости от возраста и симптомов.
Масло хмеля (наряду с другими компонентами) входит в состав препаратов «Валокордин», «Корвалдин», «Валоседан».
Основное действие солей брома (бромидов) связывают с усилением процессов торможения в коре головного мозга. Эффект бромидов в значительной мере зависит от типа нервной системы и ее функционального состояния: у людей с сильным типом высшей нервной деятельности для получения одинакового эффекта необходимы большие дозы, чем у людей со слабым типом. Наиболее отчетливо действие бромидов проявляется при выраженной эмоциональной лабильности, неврозах.
Соли брома выводятся из организма в течение длительного времени - снижение содержания брома в крови на 50% происходит в течение 12 дней, а следы брома обнаруживаются в крови через месяц и более.
В связи с медленным выведением из организма бромиды кумулируют и могут явиться причиной хронического отравления - бромизма. Явления бромизма проявляются общей заторможенностью, апатией, нарушением памяти. В связи с раздражающим действием брома на слизистые одним из ранних проявлений бромизма могут быть симптомы, напоминающие простудное заболевание: ринит, конъюнктивит, кашель, а также понос, кожные высыпания.
Соли брома (натрия бромид и калия бромид) входят в состав очень многих комплексных успокаивающих препаратов (адонис-бром, валокормид).
В последние годы все большее внимание уделяется гомеопатии. Из безрецептурных гомеопатических средств при повышенной тревожности, стрессах, бессоннице, повышенной раздражительности чаще всего используют сноверин, шалун и др. Их можно применять в педиатрии (сноверин - как до 6 лет, так и после; шалун - после 5 лет). Препараты не вызывают дневной сонливости, нарушений координации движений, привыкания.
При использовании гомеопатических средств следует помнить, что они совместимы с другими лекарственными средствами. Однако применение фитопрепаратов (особенно мяты), курение, прием алкоголя ослабляет их терапевтическое действие.
Транквилизаторы, или анксиолитики (диазепам, нитразепам, тазепам и др.) обладают более выраженным действием на ЦНС, чем растительные препараты и бромиды. Они уменьшают внутреннее напряжение, устраняют чувство беспокойства, тревоги, страха. Уменьшая эмоциональное напряжение, способствуют наступлению сна.
В связи с тем, что к данным препаратам возможно привыкание, развитие психической зависимости, они назначаются врачом и отпускаются строго по рецептам, выписанным на бланках формы № 3.
Сравнительная характеристика лекарственных средств, применяемых для лечения симптомов тревожности
Комбинированные лекарственные препараты | ||||
Торговое название | Состав | Возможность назначения | Характерные особенности и побочные эффекты | |
беременным | детям | |||
Адонис-бром | Экстракт травы горицвета весеннего, калия бромид | Противопоказан | После 12 лет | При длительном применении возможно замедление сердечного ритма. Редко может раздражать слизистую ЖКТ, вызывать тошноту. |
Антистресс | Экстракт плодов боярышника, настойка пиона, настойка пустырника, настойка мяты перечной, настойка душицы, глутаминовая кислота, лимонная кислота | + | После 3 лет | Мягкое снотворное и успокаивающее средство |
Бромкамфора | Камфора бромистая | + | После 3 лет с перерасчетом дозы | Успокаивающее действие на ЦНС, улучшение сердечной деятельности. Редко может раздражать слизистую ЖКТ, вызывать тошноту |
Валокормид | Настойка валерианы, настойка ландыша, настойка красавки, натрия бромид, ментол | - | - | Успокаивающее и спазмолитическое действие. При применении возможны головокружение, сонливость, замедление сердечного ритма |
Валоседан | Экстракт валерианы, настойка хмеля, настойка боярышника, настойка ревеня, барбитал натрия | - | - | При применении возможны головокружение, сонливость |
Валокордин | Этиловый эфир бромизовалериановой кислоты, фенобарбитал, масло мяты перечной, масло хмеля | - | - | |
Дормиплант | Экстракт мелиссы, экстракт валерианы | + | + | |
Корвалол | Этиловый эфир бромизовалериановой кислоты, фенобарбитал натрия, масло мятное | - | - | При применении возможны головокружение, сонливость, замедление сердечного ритма |
Нервогран | Экстракт мяты перечной, экстракт мелиссы, экстракт валерианы, ромашка аптечная, трава тысячелистника | - | После 3 лет | Успокаивающее, спазмолитическое и легкое анальгетическое действие. |
Новопассит | Гвайфенезин, экстракт боярышника, экстракт хмеля, экстракт зверобоя, экстракт мелиссы, экстракт валерианы, экстракт бузины черной | - | После 12 лет | Успокаивающее и спазмолитическое действие. При применении возможны головокружение, сонливость, тошнота, изжога, диарея, запор, кожная сыпь, мышечная слабость. Противопоказан при заболеваниях ЖКТ |
Персен | Экстракт валерианы, экстракт мяты перечной, экстракт мелиссы | + | После 6 лет | Успокаивающее, легкое снотворное действие |
Санасон | Экстракт валерианы, экстракт хмеля | + | После 6 лет | Успокаивающее, легкое снотворное действие |
Фитосед | Плоды боярышника, трава пустырника, шишки хмеля, плоды овса, трава мелиссы, плоды кориандра, трава донника | - | После 12 лет | Успокаивающее, спазмолитическое, легкое снотворное действие |
Литература
Спасибо
Тревога – это эмоциональное состояние, которое носит негативный характер. Когда человек находится в состоянии тревоги, то он ожидает какого-либо неблагоприятного исхода ситуации, негативных последствий. При этом тревога отличается от страха: если страх носит вполне определенный характер, то тревога – это неопределенное состояние, причины которого не до конца ясны даже самому человеку.
Тревожность – это склонность человека к тому, чтобы испытывать в различных ситуациях тревогу. Для того чтобы подчеркнуть то, что уровень тревожности выше нормального, обычно используют термин повышенная тревожность .
Сама по себе тревожность не является болезнью. Но ее повышение может сопутствовать большому количеству заболеваний.
Известно, что один из факторов повышенной тревожности – наследственность. Предрасположенность к подобным эмоциональным состояниям отчасти заложена в генах человека. Вторая причина – неправильное воспитание и негативный жизненный опыт.
Если тревожность не является симптомом психического заболевания, то ее лечением занимаются психологи. Разные школы психологии придают разное значение каждой из причин.
Личностная тревожность, как это следует из ее названия, связана с личностью, характером, темпераментом, генами человека. Например, обычно такие люди более склонны быть замкнутыми в себе, необщительными.
Личностная тревожность – состояние, которое оказывает влияние на все сферы жизни человека: мотивацию, самооценку, общение с другими людьми и пр.
Ситуативная тревожность проявляется только в определенных ситуациях, которые являются стрессовыми для конкретного человека. В остальное время он может чувствовать себя совершенно нормально, и не испытывать никаких проблем.
К ситуативной тревожности могут приводить следующие факторы:
1.
Мы живем в мире, который стремительно меняется. Политические, экономические неурядицы, природные катастрофы, общественные беспорядки, негативные новости в СМИ - все это ежедневно подрывает душевное равновесие человека. В итоге повышенная тревожность в современном обществе становится все более распространенным явлением.
2.
Так как человек – существо социальное, он ежедневно общается со множеством себе подобных. В сложно устроенном социуме не может обойтись без конфликтов и недоразумений. А ведь все они также способны провоцировать состояние повышенной тревоги.
3.
Особенно большую роль в жизни каждого из нас играют близкие люди: супруги, дети, родители, другие родственники и близкие друзья. К сожалению, отношения с ними не всегда доставляют только радостные моменты.
4.
У каждого человека есть определенный багаж негативного жизненного опыта. Каждый из нас в той или иной степени чего-то боится, чего-то избегает, испытывает собственные психологические комплексы и фобии. В определенных ситуациях они облегчают возникновение состояния повышенной тревожности.
Повышенная тревожность у дошкольников в большинстве случаев сочетается с другими психологическими проблемами. Очень часто такие детишки страдают низким уровнем самооценки. В коллективе сверстников они занимают второстепенные роли, или становятся замкнутыми в себе, и предпочитают играть отдельно от остальных.
Обычно взрослые характеризуют тревожных детей, как скромных, застенчивых, хвалят их за хорошее поведение и ставят в пример остальным, более непоседливым сверстникам. При родителях, педагогах и других людях ребенок с повышенным уровнем тревожности ведет себя скромно и сдержанно, обычно старается не совершать лишних движений и не привлекать к себе внимания, он предпочитает не встречаться взглядом со взрослыми, а смотреть в пол.
При высокой тревожности у дошкольников часто встречаются неврозы , которые проявляются в разных навязчивых мыслях и движениях, фобиях. Такие дети часто грызут ногти, выдергивают волосы у себя на голове, занимаются онанизмом. Все эти действия работают для ребенка, как ритуалы: они помогают снять эмоциональное напряжение, тревожность, и на время успокоиться.
Почему у ребенка возникает повышенный уровень тревожности?
Можно выделить две основные группы причин:
1.
Состояние самого ребенка.
К высокой тревожности предрасполагают такие факторы, как:
Повышенная тревожность в детском возрасте является благодатной почвой для развития неврозов: истерического, неврастенического, навязчивых мыслей, движений, страхов (фобий).
В школе ребенок может испытывать тревогу по поводу того, что он будет плохо учиться, не справится с какими-то предметами, не понравится учителю, сверстникам, не сможет сдержать волнение, находясь возле доски и пр.
Основными причинами, которые приводят к возникновению школьной тревожности, являются:
Высокая школьная тревожность может быть проявлением одного из следующих патологических состояний:
Подростковый возраст – переломный, переходный. Пожалуй, это самая большая перестройка, которую испытывает организм человека в процессе жизни, во всех отношениях. И она способствует развитию тревожных состояний.
Подростковая тревожность обычно вызвана следующими факторами:
1.
Гормональная, физиологическая перестройка организма. Это стресс для всех органов и систем, в том числе и нервной. Например, в головном мозге юношей и девушек впервые появляются рецепторы, чувствительные к действию половых гормонов. В итоге возникают совершенно новые эмоции и ощущения, которые до этого отсутствовали.
2.
Подростковый возраст – это постепенное обретение независимости и необходимость самостоятельно принимать решения, делать выбор. Для вчерашнего ребенка это – настоящее испытание. Обычно чем шире и ответственнее жизненный выбор - тем больше эта ситуация предрасполагает к повышению уровня тревожности.
3.
Происходят изменения и в коллективе. Подростки склонны негативно относиться к "белым воронам", в их взаимоотношениях часто имеет место агрессия и резкие оценки.
4.
Подростковый идеализм – стремление, которое обуславливает собой очень высокий уровень потребностей и притязаний юношей и девушек. Но в реальной жизни часто все оказывается совсем не так. И это тоже предрасполагает к подростковой тревожности.
5.
Для подростков вообще характерны периоды чрезмерной общительности, которые затем сменяются депрессией и замкнутостью, неврозы, эмоциональные перепады.
Повышенная тревожность может иметь место у человека в течение всей жизни, не приводя к каким-либо более серьезным расстройствам и заболеваниям. Но чаще она выливается в депрессии, различные формы неврозов, фобии, болезни внутренних органов (в первую очередь нервной и сердечнососудистой системы), психические заболевания.
Поэтому, если человек постоянно чувствует внутренний дискомфорт, то с этим состоянием нужно бороться. Правильно это помогут сделать только соответствующие специалисты.
Диагностикой и лечением тревожных расстройств занимаются профессионалы, которые этому специально обучены:
Уровень тревожности – это не величина артериального давления и не показатель температуры. Нет такого прибора, который мог бы мгновенно измерить этот показатель. Для этого существуют специальные тесты и опросники. Ниже мы рассмотрим самые распространенные и эффективные.
Тесты описаны подробно, и ради интереса и ознакомления вы можете пройти их самостоятельно. Но помните о том, что профессионально оценить ваше состояние сможет только специалист.
В ходе данного теста ребенку предстоит столкнуться с некоторыми жизненными ситуациями, в которых он должен выбрать ту или иную модель поведения.
Для того, чтобы провести тест на тревожность Тэммпл-Амен-Дорки, ребенку показывают 14 картинок с теми или иными сюжетами: на них ребенок (девочка или мальчик, в зависимости от пола испытуемого ребенка). Лицо персонажа на картинке не прорисовано. Прилагается два варианта – радостное и грустное выражение. Ребенку предлагают выбрать то, которое лучше всего подходит к ситуации.
В ходе теста на тревожность Дорки картинки показывают ребенку в строго определенной последовательности:
1.
Ребенок играет с малышом младшего возраста. Он в это время веселый или грустный?
2.
Ребенок идет рядом с мамой, которая везет в коляске младенца. Старший брат (сестра) в это время радостный или печальный?
3.
Сверстник проявляет по отношению к ребенку агрессию – бежит и пытается его ударить.
4.
Ребенок самостоятельно надевает носки и обувь. Доставляет ли это занятие ему положительные эмоции?
5.
Ребенок играет с более старшими детьми. Он в это время радостный или грустный?
6.
Мама с папой смотрят телевизор, а ребенок в это время один идет спать. Радость или грусть?
7.
Какое лицо будет у ребенка во время умывания? Он умывается сам, без помощи мамы и папы.
8.
Какое лицо у ребенка, когда кто-то из родителей за что-то его ругает?
9.
Отец играет с младенцем и в это время игнорирует старшего ребенка. Тот веселый или грустный?
10.
Сверстник пытается отнять у ребенка игрушку. Это веселая игра или ссора? Грустно или весело?
11.
Мать заставляет ребенка собирать разбросанные игрушки. Какие эмоции это вызывает?
12.
Сверстники покидают ребенка. Грустно или весело?
13.
Семейный портрет: ребенок, мама и папа. Счастливое ли выражение лица у сына (дочки) в этот момент?
14.
Ребенок кушает и пьет в одиночестве.
После того, как ребенок прошел тест на уровень тревожности Дорки Амен, его ответы заносят в такую таблицу:
Номер рисунка | Радость | Грусть |
1 | + | |
2 | + | |
3 | + | |
4 | + | |
5 | + | |
6 | + | |
7 | + | |
8 | + | |
9 | + | |
10 | + | |
11 | + | |
12 | + | |
13 | + | |
14 | + |
X = (число грустных эмоций / 14) * 100%
То есть высчитывают долю грустных эмоций по отношению к общему количеству ответов. Тест на уровень тревожности Дорки Амен трактуют следующим образом:
Обычно тест на уровень школьной тревожности проводит психолог, который работает в школе. Тестируют сразу весь класс. То есть проводится как бы своеобразный скрининг, который помогает провести массовую диагностику , выявить наиболее тревожных детей и начать с ними психологическую работу. Конечно же, психолог поделится этой информацией с родителями, и даст им рекомендации по поводу того, как выстраивать взаимоотношения в семье.
В ходе теста на тревожность Филлипса детям предлагают 58 вопросов, просят ответить на них правдиво, предупреждают, что нет "хороших" или "плохих", "правильных" или "неправильных" ответов. Затем проводят анализ и оценивают следующие моменты:
1.
Уровень общей школьной тревожности.
2.
Сила переживаний стрессовых ситуаций в социуме.
3.
Тревожность, связанная с желанием добиваться успехов в школе, хороших оценок.
4.
Страхи, связанные с самовыражением.
5.
Страх, связанный с проверкой знаний, насколько спокойно или тревожно ребенок относится к контрольным работам, ответам "на оценку".
6.
Страх несоответствия ожиданиям со стороны одноклассников, учителей.
7.
Способность к сопротивляемости стрессам на физиологическом уровне.
8.
Страхи и затруднения, которые возникают в отношениях с учителями.
Факторы | Номера вопросов |
1. Общая тревожность в школе | 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22 |
2. Переживание социального стресса | 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; сумма = 11 |
3. Фрустрация потребности в достижение успеха | 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; сумма = 13 |
4. Страх самовыражения | 27, 31, 34, 37, 40, 45; сумма = 6 |
5. Страх ситуации проверки знаний | 2, 7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6 |
6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих | 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5 |
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу | 9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5 |
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями | 2, 6, 11 ,32, 35, 41, 44, 47; сумма = 8 |
1 - | 7 - | 13 - | 19 - | 25 + | 31 - | 37 - | 43 + | 49 - | 55 - |
2 - | 8 - | 14 - | 20 + | 26 - | 32 - | 38 + | 44 + | 50 - | 56 - |
3 - | 9 - | 15 - | 21 - | 27 - | 33 - | 39 + | 45 - | 51 - | 57 - |
4 - | 10 - | 16 - | 22 + | 28 - | 34 - | 40 - | 46 - | 52 - | 58 - |
5 - | 11 + | 17 - | 23 - | 29 - | 35 + | 41 + | 47 - | 53 - | |
6 - | 12 - | 18 - | 24 + | 30 + | 36 + | 42 - | 48 - | 54 - |
Текст опросника 1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом? 2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал? 3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель? 4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок? 5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя? 6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит? 7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания? 8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку? 9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать? 10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры? 11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал? 12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год? 13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают? 14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать? 15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты? 16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание? 17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители? 18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе? 19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе? 20. Похож ли ты на своих одноклассников? 21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился? 22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь? 23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя? 24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески? 25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников? 26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают? 27. Боишься ли ты временами вступать в спор? 28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку? 29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться? 30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием? 31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает? 32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой? 33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание? 34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо? 35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя? 36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников? 37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие? 38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше? 39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники? 40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие? 41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе? 42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их? 43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники? 44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем? 45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение? 46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята? 47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься? 48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе? 49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше? 50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием? 51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание? 52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе? 53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним? 54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты? 55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты? 56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу? 57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо? 58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом? |
Первые 20 вопросов теста Спилберга характеризуют реактивную, или ситуативную тревожность. Это уровень тревоги, который вы испытываете на данный момент.
Вопросы с 20 по 40 предназначены для оценки личностной тревожности. Это – черта вашего характера, которая не зависит от ситуации, а просто проявляется при определенных обстоятельствах.
Во время теста вы просто зачеркиваете те высказывания, с которыми согласны. А затем интерпретируете результат следующим образом:
Для реактивной (ситуативной) тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 50
, где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 3, 4, 6, 7 9, 13, 14, 17, 18.
СУММА2 – это сумма оставшихся зачёркнутых цифр (пункты 1, 2, 5, 8, 10, И, 15, 19, 20).
Для личностной тревожности:
СУММА1 – СУММА2 + 35
, где
СУММА1 – это сумма зачёркнутых цифр напротив пунктов 22, 23, 24, 25, 28, 29, 31, 32, 34, 35, 37, 38, 40.
СУММА2 – это сумма оставшихся перечеркнутых цифр (пункты 21, 26, 27, 30, 33, 36, 39).
Когда у человека имеется повышенный уровень тревожности, то часто это имеет место подсознательно, независимо от нас, и мы это не осознаем. Тест на уровень тревожности Спилберга-Ханина позволяет выявить это самостоятельно, чтобы узнать, имеются ли у вас проблемы.
Бланк для ответов
|
|||||
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как Вы себя чувствуете в данный момент. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет | Нет, это не так | Пожалуй, так | Верно | Совершено верно | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Я спокоен | 1 | 2 | 3 | 4 |
2 | Мне ничего не угрожает | 1 | 2 | 3 | 4 |
3 | Я нахожусь в напряжении | 1 | 2 | 3 | 4 |
4 | Я испытываю сожаление | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | Я чувствую себя свободно | 1 | 2 | 3 | 4 |
6 | Я расстроен | 1 | 2 | 3 | 4 |
7 | Меня волнуют возможные неудачи | 1 | 2 | 3 | 4 |
8 | Я чувствую себя отдохнувшим | 1 | 2 | 3 | 4 |
9 | Я встревожен | 1 | 2 | 3 | 4 |
10 | Я испытываю чувство внутреннего удовлетворения | 1 | 2 | 3 | 4 |
11 | Я уверен в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
12 | Я неврвничаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
13 | Я не нахожу себе места | 1 | 2 | 3 | 4 |
14 | Я взвинчен | 1 | 2 | 3 | 4 |
15 | Я не чувствую скованности, напряженности | 1 | 2 | 3 | 4 |
16 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
17 | Я озабочен | 1 | 2 | 3 | 4 |
18 | Я слишком возбужден и мне не по себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
19 | Мне радостно | 1 | 2 | 3 | 4 |
20 | Мне приятно | 1 | 2 | 3 | 4 |
Бланк для ответов
Фамилия________________________________ Дата________________________ |
|||||
Инструкция: Прочитайте внимательно каждое из приведенных ниже предложений и зачеркните соответствующую цифру справа в зависимости от того, как вы себя чувствуете обычно. Над вопросами долго не задумывайтесь, поскольку правильных или неправильных ответов нет | Почти никогда | Иногда | Часто | Почти всегда | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
21 | Я испытываю удовольствие | 1 | 2 | 3 | 4 |
22 | Я очень быстро устаю | 1 | 2 | 3 | 4 |
23 | Я легко могу заплакать | 1 | 2 | 3 | 4 |
24 | Я хотел бы быть таким же счастливым, как и другие | 1 | 2 | 3 | 4 |
25 | Нередко я проигрываю из-за того, что недостаточно быстро принимаю решения | 1 | 2 | 3 | 4 |
26 | Обычно я чувствую себя бодрым | 1 | 2 | 3 | 4 |
27 | Я спокоен, хладнокровен и собран | 1 | 2 | 3 | 4 |
28 | Ожидаемые трудности обычно очень тревожат меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
29 | Я слишком переживаю из-за пустяков | 1 | 2 | 3 | 4 |
30 | Я вполне счастлив | 1 | 2 | 3 | 4 |
31 | Я принимаю все слишком близко к сердцу | 1 | 2 | 3 | 4 |
32 | Мне не хватает уверенности в себе | 1 | 2 | 3 | 4 |
33 | Обычно я чувствую себя в безопасности | 1 | 2 | 3 | 4 |
34 | Я стараюсь избегать критических ситуаций и трудностей | 1 | 2 | 3 | 4 |
35 | У меня бывает хандра | 1 | 2 | 3 | 4 |
36 | Я доволен | 1 | 2 | 3 | 4 |
37 | Всякие пустяки отвлекают и волнуют меня | 1 | 2 | 3 | 4 |
38 | Я так сильно переживаю свои разочарования, что потом долго не могу о них забыть | 1 | 2 | 3 | 4 |
39 | Я уравновешенный человек | 1 | 2 | 3 | 4 |
40 | Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о своих делах и заботах | 1 | 2 | 3 | 4 |
Рассмотрим основные направления лечения повышенной тревожности и тревожных расстройств.
При высокой тревожности назначаются следующие лекарственные средства.
Статьи по теме: | |
Вставьте модальные глаголы «sollen» или «müssen»
Упражнение 1. В данных предложениях необходимо заменить сказуемые... Созвездие Андромеда: легенда, расположение, интересные объекты Самая яркая звезда в созвездии андромеда
Согласно древним легендам, большинство из известных нам созвездий... Как приготовить рисовую лапшу с курицей и овощами, пошаговый рецепт с фото Как приготовить рисовую лапшу с курицей
Из данного количества ингредиентов получилось 3 порции. Перец у меня был... |