Проблемы интегрированного обучения детей с аутизмом. Аутизм и сенсорная интеграция

Интеграция детей с аутизмом в педагогической среде

Научный руководитель: д.м.н., профессор Тебенова К.С., Исабекова А.Р.

Инклюзивное образование предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья не в специализированном, а в обычном учебном заведении. При этом они по-прежнему могут получить образование и в специальных учреждениях.

Возможность получения образования всеми детьми, независимо от ограничений возможностей их здоровья, законодательно закреплено в Законе "Об образовании в РФ" от 29 декабря 2012 года.

Ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), учась в специальном учреждении для инвалидов, изолирован от реального общества, что еще больше ограничивает в развитии. Он, как и любой другой ребенок, нуждается в образовании, воспитании и общении со сверстниками. Инклюзивное образование дает возможность детям с особенностями развития ходить в обычные школы и учиться вместе с другими детьми.

У здоровых детей, проходящих через инклюзивное образование, появляется больше сочувствия, сопереживания и понимания (психологи называют это эмпатией), они становятся общительными и терпимыми, что особенно актуально для общества с крайне низким уровнем толерантности. Инклюзивное образование резко снижает иерархические проявления в учебном коллективе.

В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, которая обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности.

Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Для создания эффективной, гибкой, ориентированной на ребенка системы сопровождения в условиях инклюзии важным ресурсом становится тьюторство. Тьютором в инклюзивном образовании сегодня принято считать и помощника-сопровождающего (просто осуществляющего физическое сопровождение), и педагога сопровождения, и специалиста, проводящего дополнительные занятия. Главная задача сопровождающего - поддерживать ребенка в его самостоятельных действиях, чтобы в дальнейшем он мог социализироваться и жить обычной жизнью среди сверстников.

В особой помощи нуждаются дети с аутизмом, имеющие сложные симптомы социальных, коммуникативных и поведенческих нарушений. Для этих детей характерны уход в себя, отчужденность и отрешенность, наличие моторных и вербальных стереотипов, ограниченность интересов, нарушения поведения. Как известно, при аутизме дети выпадают из социального взаимодействия. Во многом это обусловлено тем, что они не понимают эмоций окружающих людей, являются социально незрячими.

Для аутичных детей характерны стереотипные, повторяющиеся действия, которые могут приобрести ритуальный, устойчивый характер. Ритуальные действия детей с аутизмом обращают на себя внимание несуразностью. Аутичные дети фактически все время находятся в стрессовых ситуациях из-за непонимания того, что происходит, и непонимания окружающими их действий. Стереотипное поведение при аутизме - это реакция организма на тревогу и стресс.

Ранний детский аутизм достаточно распространен, примерно 20 случаев на 10000 детей (Д.Н. Исаев, 2002).

По другим данным, один из 10 детей с умственной отсталостью имеет данное нарушение, которое не всегда правильно диагностируется. По данным Института коррекционной педагогики Российской Академии образования (1999) при своевременной и правильно организованной коррекционной работе 60% детей с аутизмом получают возможность обучаться по программе массовой школы, 30% - по программе специальной школы того или иного типа и 10% адаптируются в условиях семьи.

В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 20-30% адаптируются относительно - они нуждаются в постоянной опеке, и лишь 2-3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации. Интеграция детей с аутизмом может быть возможной при условии, что окружающие с пониманием отнесутся к их странностям. Необходимо настроиться не на изменение поведения ребенка, а на приспособление к его особенностям развития.

Первый шаг к интеграции - это признание права ребенка на особенность. Не ребенок с аутизмом адаптируется к своему окружению, а, наоборот, взрослые и дети приспосабливаются к нему.

Можно видеть, что категории детей с аутизмом отличаются большим разнообразием. Выделяют наиболее часто проявляющиеся нарушения: стремление к изоляции, странности в поведении, манерность. Эти дети испытывают необходимость в том, чтобы вещи находились в строго установленных местах, отсюда - всякое изменение вызывает дискомфорт. Испытывают потребность в месте для уединения, но присоединяются к другим, если на этом настаивают.

Их общение одностороннее: говорят, не выслушивая других, не вникая в чужую речь. Можно наблюдать неуместный смех и хихиканье, бессмысленное повторение слов собеседника.

Эти дети избегают телесного прикосновения и контакта глаз. У них нет реальных представлений об опасности. Воспитание такого ребенка в семье вызывает большие сложности. Интеграция в мир обычных детей требует терпения, понимания, осторожности.

Ребенок с аутизмом должен помещаться в ту среду, которая на данный момент соответствует возможностям его обучения. Кроме того, в случае необходимости к нему прикрепляется тьютор.

Аутизм как первазивное нарушение располагается между умственной отсталостью и трудностями в обучении. Ребенок нуждается в постоянном, квалифицированном медико-психолого-педагогическом сопровождении, которое позволит развить ребенка в рамках имеющихся параметров, подготовить его к взрослой жизни, чтобы он мог функционировать в обществе под постоянным патронажем профессионалов, которые в нужный момент могут прийти на помощь. Дети с аутизмом требуют взаимодействия медиков и педагогов. Дети с РДА нуждаются в постоянной, индивидуально подобранной и гибкой лекарственной терапии под наблюдением психиатра. Только комплексный целостный подход может быть эффективен. От родителей и педагогов требуется признание того, что дети с аутизмом нуждаются в понимании, в дополнительной поддержке. Специализированная помощь нужна на протяжении всей их жизни, они нуждаются в лечении и обучении одновременно. образование учебный аутизм

Организация помощи может быть разной. Например, дети могут обучаться дома, а помощь получать в центрах коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, могут обучаться в специальных классах (группах) школ. Обратимся к содержанию педагогического сопровождения детей с аутизмом, к особенностям их обучения. Эти дети, как уже отмечалось, очень разные. Все дети с аутизмом нуждаются в структурировании среды обитания, в создании условий, которые облегчили бы им жизнь.

Педагог исходит из того, что ребенок имеет право на особые условия, соответствующие его особенностям.

Интеграция детей с аутизмом может начаться только после планирования пространства и создания условий для учебы. Главным критерием эффективности обучения является функциональность учебных навыков, их включенность в действительность, практическая значимость. Если учебные навыки недостаточно функциональны, то их применение в повседневной жизни будет крайне ограниченным.

Использованная литература

1. Коноплева Л.Н. Интегрированное обучение детей с особенностями психофизического развития: Монография / А.Н. Коноплева, Т.Л. Лещинская. - Мн.: НИО, 2003. - 232 с.

2. Питере Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию. Книга для педагогов-дефектологов / Пер.с англ. М.М. Щербаковой. - М.: Туманит, изд. центр ВЛАДОС, 2002.

3. Е.С. Иванов, Л.Н. Демьянчук, Р.В. Демьянчук. ДЕТСКИЙ АУТИЗМ: ДИАГНОСТИКА И КОРРЕКЦИЯ. Санкт-Петербург. Издательство «Дидактика Плюс», 2004.

Дошкольный период привносит существенные изменения в жизни детей, в том чис­ле и тех, кто страдают серьезными и множественными умственными расстройства­ми (аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич и пр.), которые прохо­дят реабилитационное воспитание в Пилот-комплексе лечебной педагогики «Orfeu». Корекционно-терапевтическая работа показала, что ребенок преодолевает разные препятствия, в том числе и благодаря тому, что выходит за узкие семейные рамки.

Известно, что люди при рож­дении не наделены одинако­выми способностями, у них нет одинаковых условий для разви­тия и проявления. Каждый че­ловек рождается и развивается таким образом, что у него появ­ляются некоторые относительно общие психофизические особен­ности, но и некие индивидуаль­ные психофизические, и, в час­тности, психические особеннос­ти, составляющие его личность. Психофизическое неравенство не приводит к неравенству шан­сов на развитие, а дифференци­рованное и индивидуальное ле­чение могут благотворно повли­ять на развитие личности ребен­ка.

Принцип дифференцирован­ного и индивидуального лече­ния детей призван обеспечить единство между частным и об­щим в воспитании, между субъ­ектом и объектом, между страте­гиями группового и индивиду­ального воспитания. Особенно это относится к детям, у которых аутизм, синдром Дауна, детский церебральный паралич.

Аутизм является первазив­ным нарушением развития. Он характеризуется снижением способности социального взаи­модействия и общения. Симпто­мы, как правило, проявляются до трех лет. По мнению многих ученых, около 75% страдающих аутизмом отличаются и умствен­ной отсталостью. Порой малыш кажется не таким как остальные еще с рождения: он не реагиру­ет на людей или на игрушки, надолго фиксирует взгляд на опре­деленном предмете.

Другая важная и постоянная особенность детского аутизма – нарушение речи, малыш издает странные звуки, значение кото­рых сложно понять.

Эксперты считают, что ау­тизм проявляется главным об­разом в первые три года жизни ребенка. Его причина – невро­логические нарушения, кото­рые отрицательно сказываются на работе мозга, а также на об­щении и на способности вести жизнь в рамках социума.

В поиске формулы успеха

Реабилитационный воспи­тательный процесс детей, име­ющих проявления аутизма или расстройства аутистического спектра (РАС), включает разра­ботку и установление задач, ко­торые содержат два главных те­рапевтических направления:

Нацеленные на проблемати­ку первазивных нарушений раз­вития;

Процесс реабилитации, пред­полагающий ранее терапевти­ческое вмешательство и интег­рацию ребенка с РАС в адекват­ную воспитательную програм­му.

Терапевтическая деятель­ность в случае детей-аутистов предполагает развитие и стиму­лирование навыков социальной интеграции, самообслуживания, речевых навыков, поведения.

Опыт показал, что все попыт­ки интегрировать ребенка, име­ющего проявления аутизма, в обычное учреждение свидетель­ствуют о том, что формулу успе­ха еще не нашли. Одним из ва­риантов интеграции и специа­лизированной психопедагоги­ческой и медицинской помощи для детей с аутизмом дошколь­ного и школьного возраста яв­ляется Комплекс лечебной педа­гогики «Orfeu».

Психологические, педагоги­ческие, социологические и ме­дицинские перспективы отно­сятся к числу наиболее главных в процессе школьной интегра­ции /детский сад-школа/. Про­цесс интеграции детей с аутиз­мом в дошкольные группы дол­жен происходить в соответствии с хорошо продуманной програм­мой, которая будет иметь чет­кую структуру и которая будет учитывать поведение детей. Как показали исследования, прове­денные учеными Дору-Владом Поповичем и Ралукой-Сильви­ей Матей (2007 г.), с точки зре­ния методологии воспитания и реабилитации аутистов ставятся несколько важных проблем, сре­ди которых контакт с детьми-ау­тистами. Прежде всего, следует найти место, в котором ребенок-аутист может избежать прямого контакта.

Общение с ребенком-аутис­том следует осуществлять, учи­тывая несколько существенных моментов:

— избегать смотреть ребенку прямо в глаза;

— психопедагог, воспитатель должен говорить на понижен­ных тонах и добродушно;

— избегать приказов.

Лучше всего двусторон­ние отношения между ре­бенком и взрослым поддерживаются в следующих условиях:

1. Приближаться к ребенку нужно спереди, а не со стороны или сзади.

2. Стараться приближаться к ребенку на уровне его глаз.

3. Прикосновение к ребенку следует предварять объяснения­ми, используя различные мето­ды общения – слова, знаки, ри­сунки.

4. Тактильным занятиям должны предшествовать посте­пенные прикосновения.

5. Психопедагог/воспитатель должен сначала иллюстриро­вать действия на своем приме­ре.

6. Сложность занятий должна возрастать постепенно, чтобы стимулировать доверие ребенка (также как и тактильная стиму­ляция).

7. Объятия должны использо­ваться для положительного закрепления достигнутых ребенком результатов.

Основные терапевтические методы, чаще всего используе­мые при работе с ребенком-ау­тистом:

— методы сенсорной стимуля­ции (в основном тактильной);

игровая терапия – лудотера­пия;

— арт-терапия – музыка, рисо­вание, драматизация;

— техники организации воспи­тательной среды.

Вместе с познавательно-учеб­ными занятиями в рамках до­школьного учреждения, с ре­бенком нужно также проводить мероприятия по формированию личной автономии, познанию окружающей среды, по социа­лизации, логопедии, кинетоте­рапии, эрготерапии.

Указанные занятия должны сосредотачиваться, в зависимос­ти от ряда физических и психи­ческих качеств ребенка с аутиз­мом, на:

Способности и готовности общаться;

Осуществлении действий, способствующих личной авто­номии;

Наличии адекватных ситуа­ционных поведений;

Наличии способности пра­вильно соотносить себя с груп­пой и правильно сообщать поз­навательное и психомоторное послание;

Наличии возможности ана­лизировать, оценивать индиви­дуальную деятельность и реали­зованные работы.

Ментальный возраст и тя­жесть симптомов аутизма – ос­новные показатели, на базе ко­торых можно сделать прогнозы интегрирования в дошкольные/школьные учреждения.

Важным условием интегри­рования ребенка-аутиста в до­школьные группы является и консультация с семьей.

Инклюзия и реабилитация аутичного ребенка в дошколь­ные группы это комплексный междисциплинарный процесс и основывается он на обучении различных поведенческих на­выков в рамках комплексного и индивидуализированного кур­рикулума. Если дошкольному учреждению не удается осущест­влять вышеуказанные действия, создавать ребенку-аутисту опти­мальные воспитательные и аф­фективные условия, зачастую интеграция становится сложной задачей и приводит к усилению и возникновению нежелатель­ных поведений.

Так, педагоги и медицинский персонал Пилот-комплекса ле­чебной педагогики «Orfeu» учи­тывают психические и физичес­кие особенности каждого ребен­ка-аутиста, а также тяжесть не­достатком. Двусторонние отно­шения взрослый-ребенок осу­ществляются с учетом указан­ных особенностей и условий, в целях повышения эффектив­ности терапевтическо-оздорови­тельного занятия. Также, следу­ет отметить, что прогресс ребен­ка возможен только с помощью партнерства между специалис­тами, семьей и сообществом.

A. Даний, преподаватель, доктор специальной психопедагогики;

И. Тэрыцэ, заместитель директора Пилот-комплекса лечебной педагогики «Orfeu»

Консультация для родителей «Использование метода сенсорной интеграции в работе с детьми с аутизмом»

Цель: Ознакомить родителей детей с аутизмом с методом сенсорной интеграции.
Задача : Помочь родителям организовать пространство и время детей с аутизмом.

Сенсорная интеграция - это организация ощущений для дальнейшего использования. Этот процесс включает превращение ощущений в восприятие.
Жизненное пространство детей с эмоционально-волевыми нарушениями требует особой заботы и специальной организации, рациональной организации пространства и времени, насыщенной разнообразными предметами, игровыми и дидактическими материалами.
преодоления негативизма, сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов;
преодоления отрицательных аффективных форм поведения (влечений, агрессии);
установления контакта с ребенком
Одновременная стимуляция нескольких сенсорных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к обеспечению сенсорной интеграции.
Мягкая среда: маты напольные и настенные; мягкие игровые модули; подушки, пуфик-кресло, трапеция с гранулами пенопластовой крошкой; сухой бассейн; надувные матрацы, круги, валики и мячи; одеяла; гамак; водяная кровать.
Зрительная среда: зеркальный и цветной шары; аквалампы пузырьковые колонны; проектор направленного света; прибор динамической заливки цвета; интерактивные панели; светящиеся нити; зеркало; светильники пламя, переливающиеся цветы, кристаллическая лампа, фонтан света; подвески; световые картины; фотообои с изображением природного ландшафта.
Звуковая среда: музыкальный центр с набором кассет или CD дисков; висячая система Мелодичный звон; музыкальные инструменты мерцающий металлофон, ложки, треугольник, бубен, маракасы; музыкальные игрушки музыкальные шкатулки и карусели, звенящие мячи, детский телефон.
Тактильная среда: сухой душ из лент; тактильные панно из разнообразных материалов фольги, наждачной шкурки, кожи, меха, шерсти, обоев, поролона, дерева; стенды с различными видами застежек пуговицами, молниями, пряжками,
крючками, шнуровкой, бантами, кнопками, липучками; сенсорная тропа для ног; ребристый мостик; стол-ванна для песка и воды; подвесная груша из мешковины; пальчиковые бассейны наполнители - горох, фасоль, каштаны, крупы; массажный коврик.
Воздушная среда: вентилятор; установка для ароматерапии; ароматические масла; ароматические палочки; ароматические мешочки саше; комнатные растения. Степень эффективности СК можно значительно усилить, применяя дополнительные материалы. В специальных сенсорных банках можно собрать разнообразную коллекцию визуальных, тактильных, звуковых и др. стимулов.
Идеи для обонятельной системы

- применение веществ с сильными запахами в качестве награды или переключения внимания от неприемлемых обонятельных стимулов
-ароматерапия.

- использование чистящих средств и шампуней без запаха, отказ от ношения духов, избавление окружающей среды от запаха по мере возможностей
Банк зрительных ощущений: неоновые палочки; карманные фонарики; цветные стёклышки, пластинки и камешки; бусы; пуговицы; калейдоскоп; фольга; елочные мишура и дождик; газовые и шелковые платки различных цветов; разноцветные перья; мыльные пузыри; цветные прищепки; зеркальце.
Идеи для зрительной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- увеличивайте применение визуальной стимуляции,терапия Снузьелен. При высокой сенсорной чувствительности.
- избегайте флуоресцентных ламп, используя вместо них окрашенные лампы
- солнцезащитные очки
- создайте огороженное рабочее место в классе: пространство или парту с высокими стенками или ширмами по обеим сторонам, чтобы блокировать лишнюю визуальную стимуляцию спереди и по бокам
- используйте непроницаемые шторы
Банк тактильных и двигательных ощущений: различные по форме и степени жесткости кисточки, щётки, губки; вибрирующие игрушки; массажные варежки; пемза; мячики из меха, с шипами, колючками и другой контрастной фактурой; тактильные мешочки с разными наполнителями рис, горох, пуговицы, кусочки поролона, шарики пенопласта; резиновые шары с сыпучими веществами песок, мука, крахмала, крупа.
Идеи для тактильной системы
При низкой сенсорной чувствительности.
- тяжелые одеяла,спальные мешки, массажные коврики,растирание жёсткой мочалкой,развитие мелкой моторики,работа с материалами разной фактуры и плотности.
При высокой сенсорной чувствительности.
- всегда предупреждайте ребенка, что вы собираетесь прикоснуться к нему, приближайтесь к нему только спереди
- помните, что объятия могут быть скорее болезненными, чем утешающими
- постепенно знакомьте ребенка с различными текстурами – приготовьте для этого коробку с материалами
- учите ребенка самостоятельным действиям, позволяющим регулировать чувствительность (например, при расчесывании волос и мытье)
Банк слуховых ощущений: погремушки; шумовые банки; звучащие коробочки; свистки; колокольчики; музыкально-дидактические игры. Банк обонятельных ощущений: флакончики с запахами; пакетики со специями; тряпичные куклы, набитые сухими травами.
Идеи для слуховой системы
Музыкальная терапия. Метод Томатис.
Преимущества музыкальной терапии были заново открыты, и она часто применяется для людей аутичного спектра. Музыкальная терапия предоставляет уникальные возможности для коммуникации, общения и самовыражения.
При низкой сенсорной чувствительности.
- закрывайте двери и окна, чтобы уменьшить внешние звуки
- готовьте ребёнка к тому, что придется посетить шумное или людное место
- беруши
- аудиоплеер
- создание огороженного рабочего места

Способность к сенсорной интеграции позволяет ребёнку с аутизмом синтезировать целостную картину окружающего мира и адекватно взаимодействовать с ним.
Сенсорная интеграционная терапия
Сенсорная интеграционная терапия включает мягкие контакты с различными сенсорными стимулами. Цель этой терапии – усилить, сбалансировать и развить обработку сенсорных стимулов центральной нервной системой.
При низкой сенсорной чувствительности необходимо поощрять занятия, которые способствуют развитию вестибулярной системы – лошади-качалки, качели, карусель и кресла-качалки, иппотерапия.
Стратегии помощи.
Лучшее понимание сенсорного мира людей аутичного спектра позволяет помочь им в создании более комфортабельной окружающей среды и избежать сенсорных перегрузок.
Помните, что причиной той или иной проблемы может быть сенсорная дисфункция, и всегда изучайте окружающую среду.
Используйте свое воображение, чтобы придумать позитивный сенсорный опыт и стратегии.
Всегда предупреждайте о возможных сенсорных стимулах, с которыми ваш ребёнок может столкнуться, например, о громких людных местах.

Садовская Ю.Е.

Консультативно-диагностическая поликлиника УД Президента РФ, Москва,Россия.

Долгое время считалось, что дисфункция обработки сенсорных афферентных сигналов (дисфункция сенсорной интеграции; ДСИ) является исключительно симптомом аутизма. Являются ли аутизм и способность к сенсорной интеграции взаимоисключающими? Какова взаимосвязь между ними? Крайне важно видеть различие между эмоциональными реакциями, возникающими как последствие тактильной и сенсорной защиты, и первичными эмоциональными нарушениями. Другими словами, необходимо установить причину отклоняющегося поведения.

Необходима тщательная диагностика для определения того, какие проблемы относятся к сенсорной переработке, а какие нет.

Многие проявления ДСИ выглядят как симптомы других часто встречающихся нарушений.

Если выраженность аутизма негрубая, то довольно легко спутать его с другими нарушениями и, в первую очередь, с ДСИ. Хотя ДСИ пока не имеет отдельной рубрики в МКБ 10 и рассматривается вопрос о признании этой дисфункция как отдельной категории в новой версии DSM V (Diagnostic and Statistics Manual of Mental Disorders 5 thed).

ДСИ является многокомпонентным патологическим процессом, что создает трудности в ходе диагностики и лечения.

ДСИ может носить как одно-, так и многомерный характер и ориентирует врача не столько на одномоментную помощь сколько на длительное целенаправленное лечение расстройства.

Патогенетические механизмы и роль сенсорных систем в случаях патологических состояний, объединенных собирательным термином «ДСИ», до настоящего времени являются предметом обсуждения педиатров, неврологов, дефектологов, психиатров, психологов, нейропсихологов, двигательных терапевтов, ортопедов, лечебных педагогов.

Актуальность изучения ДСИ обусловлено тем, что многочисленные положительные результаты лечения ДСИ подтверждены практикой.

Во-вторых, нарушения по типу ДСИ нашли отражение в трех диагностических классификациях: диагностической классификации психического здоровья и развития младенчества и раннего детства, исправленной версии (известная как «Zero to Three», 2005; DC: 0-3R, Diagnostic Classification of mental health and Developmental Disorders of Infancy and early childhood, revised); диагностическом руководстве младенчества и раннего возраста (Diagnostic Manual for Infancy and early child-hood of the Interdisciplinary Council on Developmental and Learning Disorders; ICDL, 2005); диагностическом психодинамическом руководстве (Psychodynamic Diagnostic Manual; PDM,2006). Эти руководства включают диагностическую таксономию с подтипами нарушений сенсорной обработки.

Сенсорные расстройства у детей, которые всегда были широко распространены, длительное время недооценивались и не распознавались. Поэтому проблема изучения ДСИ является новой для медицинской науки и нейропедиатрической практики.

ДСИ /нарушение сенсорной обработки – это комплексное церебральное расстройство; дети с нарушением сенсорной обработки неправильно интерпретируют повседневную сенсорную информацию. Это может приводить к проблемам развития речи, координации, адаптивного поведения и обучения. ДСИ манифестирует в двух формах: недостаточной модуляции и несформированного праксиса. Интерес к процессам интеграции, осуществляемым в мозге, к формам нервной патологии, которые невозможно объяснить поражением классических сенсорных и моторных систем, обусловили поворот к изучению систем мозга, не входящих в аппараты жестко детерминированной рефлекторной деятельности. Постепенно сформировалось представление о так называемых неспецифических системах мозга, главной задачей которых является проблема организации целостного поведения.

«Мозг-поведение» - вот формула поисков, ведущихся уже многие годы. Теория сенсорной интеграции, разработанная J.Ayres – это теория взаимосвязей «мозг-поведение», позволяю щей понять и обьяснить роль сенсорных систем, а также определить стратегию и обьем лечения.

Наибольший клинический и практический интерес представляет дифференцирование ДСИ с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью и аутизмом в младшем и дошколь ном возрасте. Нарушения сенсорной обработки у пациентов с аутизмом описаны в литературе, клинические симптомы также перекрываются с сенсорными дисфункциями, но данные об их частоте встречаемости вариабельны – от 42% случаев до 90-100%. Уже в первом описании аутизма Каннер (1940 г.) обратил внимание на усиленное восприятие деталей.

В литературе имеются противоречивые данные об эффективности метода сенсорной интеграции при аутизме, но в основном, полученные результаты позитивны. Диагностика и дифференциальная диагностика аутизма легкой/средней степени и первичных ДСИ чрезвычайно сложна, так как у каждого ребенка с аутизмом, по данным нашего исследования, в 100% слу чаев выявляются те или иные симптомы нарушений сенсорной обработки, у 82% наблюдались нарушения сенсорной модуляции (60 из 73 детей с аутизмом). Показатели сенсорного профиля у 73 пациентов с аутизмом обнаружили изменения по всем субшкалам в сравнении с контрольной группой. Самая высокая частота «отчетливых различий» выявлена по субшкалам слуховой фильтрации (55%), сенсорный поиск (40%), истощаемость (40%) . «Типичное выполнение» отмечено в 55% случаев по субшкалам двигательная и зрительная/слуховая сенситивность.

При сравнении данных сенсорного профиля пациентов с аутизмом с контрольной группой были выявлены специфические паттерны сенсорного профиля в обонятельной/ вкусовой, двигательной, тактильной гиперсенситивности, слуховой фильтрации входящих сигналов и сенсорном поиске. Суммарный балл сенсорного профиля у 82% пациентов с аутизмом соответствовал «отчетливым различиям», что не выявлялось у пациентов контрольной группы.

Дефициты сенсорной модуляции (в большей степени сенсорный поиск и слуховая фильтрация) ограничивали способности детей поддерживать внимание, регулировать общий уровень активации и, в конечном счете, достигать и поддерживать оптимальный уровень выполнения, необходимый для адаптации и обучения.

В связи с трудностями дифференциального диагноза ДСИ и аутизма, был проведен анализ клинических симптомов, отличающих эти состояния. Полученные результаты демонст рируют достоверное преобладание (р<0,05) встречаемости обсессивно-компульсивных проявлений в группе пациентов с аутизмом по отношению к группе неаутистических расстройств:

необычные сенсорные интересы 75% (52 из 73), в группе сравнения 46% (13 из 28); слуховая гиперсенситивность 62% (45 из 73), в группе сравнения 36% (10 из 28); общая сенситив ность на сенсорные стимулы 36% (25 из 73), в контрольной группе – у 18% (5 из 28). Ключом при диагностике аутизма и ДСИ является наличие большей степени проблем в области речи, эмпатии и социальных навыков при аутизме. Адаптивное поведение, его динамика при направленном лечении, связано с прогнозом аутизма.

Сенсорно-основанные моторные нарушения (диспраксия,позотонические расстройства) выявлены в 85% (62 из 73) случаев. Для 81% (30 из 37) пациентов с аутизмом с умственной отсталостью была характерна несформированность орального праксиса наряду с более частым отказом или нежеланием выполнять задания. Диспраксия развития и позотонические расстройства при аутизме рассматривалась нами не как изолированное коморбидное моторное расстройство, а как составная часть заболевания. Проведенный анализ двигательно функции показал, что у пациентов с аутизмом в 63% (46 из 73) случаев наблюдались церебеллярные и стволовые дефициты, требующие целенаправленной коррекции. В процессе абилитационной работы у детей с аутизмом прослеживалась флюктуация неврологической симптоматики с чередованием периодов уменьшения и увеличения степени выраженности симптомов.

Результаты нашего исследования наглядно демонстрируют, что дисфункция сенсорной обработки при аутизме носит глобальный характер. Следовательно, проблемы сенсорной обработки при аутизме являются частью этого заболевания или его первичной характеристикой, но никак не сопутствующей, как во многих классификационных системах (Триада нарушений социального взаимодействия, Wing L., 1992; МКБ-10, 1992). Своевременное определение подтипа ДСИ позволило разработать индивидуальную программу реабилитации, этапность и последовательность вмешательств.

Autism: Challenges and Decisions. 1-th International Moscow Conference Proceedings. Moscow, 2013 (PDF Download Available) . Available from: https://www.researchgate.net/publication/239949228_Autism_Challenges_and_Decisions_1-th_International_Moscow_Conference_Proceedings_Moscow_2013 .

Кроме этого есть проприоцептивная и вестибулярная функции, они дают понятие о том, как двигаются суставы, мышцы, тело и все его части. А также его положение в пространстве, анализировать действие гравитации и координировать движения головы и глаз. Это необходимо для того, чтобы правильно ходить, стоять и даже сидеть за столом. Проприоцетивная функция дает возможность, не смотря на части тела, понимать, в каком положении они находятся. Она обеспечивает возможность подниматься по лестнице, не фиксируя внимание на ступеньках, а также определять какую силу необходимо применить для выполнения любого действия или поднятия предмета.

Для правильного функционирования тела и всего организма, а также гармоничного взаимодействия с окружающим миром, человеку жизненно важно получать информацию от всех органов чувств без исключения, уметь перерабатывать ее, систематизировать и корректно на нее реагировать. При рассмотрении вопроса о сенсорной интеграции наиболее учитывается умение обрабатывать тактильные, вестибулярные и проприоцептивные данные.

В возрасте до 7-ми лет дети наиболее восприимчивы к поступающей через органы чувств информации, поэтому они активны, подвижны и им хочется все потрогать и попробовать. Если у ребенка существуют какие-то нарушения в этой сфере, то это влияет на его поведение, скорость познания, обучения и приобретения необходимых для жизни и взаимодействия с окружающим миром навыков. Для детей с аутизмом все, что связано с процессом сенсорной интеграции (или сенсорной чувствительности) вызывает сильный стресс или неправильно воспринимается.

Сенсорная интеграция и аутизм.

Так как у ребенка-аутиста обычно наблюдаются нарушения в восприятии внешней информации, то это непосредственно влияет и на переработку тех данных, которые он получает через свои органы чувств. У таких детей может наблюдаться либо недостаток, либо чрезмерная сенсорная чувствительность . Это бывает причиной агрессии, замкнутости и прочих проявлений. Не нужно думать, что это обычные детские капризы или прихоти, вероятно причина в дискомфорте, который может возникнуть во время выполнения повседневных действий: приема пищи, одевания, умывания и т. п.

Для того, чтобы помочь аутисту и не доставлять лишнего стресса и негативных эмоций, необходимо в зависимости от степени остроты восприятия предусмотреть, устранить или смягчить те раздражители, которые могут доставить неудобства ребенку. Если у детей повышенная чувствительность, то нужно приглушить звуки, притушить свет и т. д., при пониженной – важно усилить воздействие на такие органы чувств.

Занятия для развития сенсорики для детей с аутизмом играют значительную роль. После их проведения ребенок увереннее выполняет повседневные задачи, ему становится проще воспринимать информацию из внешней среды и реагировать на нее. Многие родители замечают, что такие занятия приносят море позитивных эмоций. Детям интересно во время выполнения заданий, и они с удовольствием делают то, что их просят. Специалисты говорят, что ребенок, у которого помимо логопедической, поведенческой и другой терапии были еще и занятия по сенсорной интеграции показывает больший прогресс в освоении социального поведения, а кроме того, могут сами себя обслужить и меньше зависят от родителей и окружающих.

Важно учитывать особенности восприятия каждого ребенка, предлагать ему самостоятельно делать то, что ему нравится, ненавязчиво помогая или направляя, постепенно предлагать новые объекты для исследования. Не стоит перегружать детей потоком новых ощущений, необходимо делать это мягко и плавно. Мозг ребенка должен научиться правильно реагировать на информацию, получаемую через органы чувств.

Занятия по сенсорной интеграции проводятся около 2 – 3 раз в день. Их содержание необходимо пересматривать и корректировать примерно 1 раз в 3 – 4 месяца, для того, чтобы подвести итоги, увидеть прогресс и ввести новые раздражители, усложнить уже имеющиеся упражнения и т. д. Например, ребенка приучают к издаваемым педагогом разрозненным звукам, а затем заставляют малыша самостоятельно их воспроизводить с помощью постукиваний, различных музыкальных инструментов и прочих приспособлений. После этого с чувством ритма развивается кратковременная память, возможность преобразовывать звуки в последовательности. Ребенок учится их воспринимать на слух, издавать их, и спустя некоторое время он сможет говорить и отстукивать определенный ритм.

Какие упражнения развивают сенсорику?

Для развития сенсорики существует множество различных упражнений и приспособлений, которые можно приобрести в специализированных магазинах или сделать своими руками. Все, что можно понюхать, попробовать на вкус, потрогать, увидеть используют для занятий. Для этого создаются особые комнаты, доски и игрушки.

Упражнения для сенсорной интеграции проходят в виде игры. Дети сосредотачиваются на своих ощущениях и чувствах. Они все рассматривают, изучают свойства предметов, дотрагиваются до всего, катаются по полу, играют в бассейне с шариками и многое другое. Также практикуются такие виды деятельности: раскачивание в гамаках, игры с коробочками или тканевыми мешочками с различными наполнителями, ползание в туннеле, балансирование на специальном канате или перекладине, танец под музыку – все это оказывает благотворное влияние на детскую сенсорную систему. Подобные упражнения помогают развивать не только нервную систему, но и выстраивают фундамент для быстрого обучения чтению и письму, становления речи, понимать настроение и эмоции окружающих.

Занятия проходят в специально оборудованных для этого комнатах. Для них можно использовать все, что можно увидеть, потрогать, попробовать или услышать. Есть целый ряд упражнений, используемых для развития сенсорики :

  • Работа, связанная с применением усилий. Это могут быть занятия со специальными утяжеленными мячами, лазанье по шведской лестнице и канатам, прыжки на батуте и другое. Такие упражнения особенно полезны для гиперактивных детей, которые любят много двигаться.
  • Игры с тестом, пластилином, глиной и т. п. Детям нравится заниматься с различными пластичными массами, которые можно не только лепить, но и делать из них всевозможные фигурки и сооружения. Такие материалы имеют разные текстуры, поэтому они полезны для развития тактильных ощущений. Материалы для таких занятий можно купить или сделать самостоятельно. Пластилин бывает обычный или с пенопластом, с запахом и без, а также различной консистенции и цветов. Он незаменим для занятий по развитию сенсорики .
  • Игры с песком и водой. Такие занятия дети просто обожают. Они переливают воду в разные сосуды, моют игрушки, плескаются в ней. В песок можно закапывать всевозможные предметы, а потом искать их. Просто пересыпать и трогать его, набирать в баночки с помощью ложки.
  • Различные упражнения для развития вестибулярного аппарата. Здесь можно использовать всевозможные трамплины, батуты, ролики, качели, гамаки и многое другое.
  • Занятия с применением непрозрачных баночек с разными ароматными наполнителями. Их нужно нюхать и узнавать запах.

Есть еще множество разнообразных упражнений, которые можно применять для развития сенсорной чувствительности ребенка. Их нужно использовать постепенно и чередовать активную деятельность со спокойной.

Товары для развития сенсорики.

Есть ряд приспособлений, которые используются для развития сенсорики как в домашних условиях, так и в специальных детских центрах, а также при проведении терапии. Одними из популярных в последнее время стали яйцо Совы, чулок Совы , а также подушка и шарф Совы . Эти предметы помогают развивать различные системы ребенка. Например, яйцо и чулок сшиты так, что в них можно двигаться как угодно, они улучшают работу вестибулярного аппарата, проприоцептивную функцию. В этой серии есть также утяжеленное одеяло , которое можно сделать самостоятельно при наличии шариков Совы. Они гипоаллегренны и могут быть использованы для создания различных развивающих предметов и игрушек. Одеяло из такого материала оказывает благотворное влияние на рецепторы прикосновения и давления ребенка во время сна. Это улучшает связь между ними и мозгом. Кроме того, такое воздействие помогает справиться со стрессом и проблемами со сном.

Занятия по сенсорной интеграции обязательно должны входить в общий комплекс терапии ребенка с диагнозом аутизм. Однако необходимо учесть тот факт, что такой вид воздействия могут проводить исключительно квалифицированные специалисты. Родителям это разрешено только после прохождения определенной подготовки. Только при правильном подходе и соблюдении всех необходимых условий проведения такая терапия даст нужный результат.



gastroguru © 2017