Выбор читателей
Популярные статьи
Кто такой человек -левша?
Это человек, у которого доминирует правая половина головного мозга.
Левша́ (леворукий) - человек предпочтительно пользующийся левой рукой. Среди людей левши составляют примерно 15 %, то есть левшой является каждый седьмой.
Среди обитателей Земли на всех пяти континентах нашей планеты независимо от национальности и расовой принадлежности преобладают праворукие люди.
Неправоруких людей следует разделить на две неравные части.
Человечество никогда не было целиком праворуким. О существовании левшей достоверно известно с библейских времен. После возвращения евреев из Египта и завоевания ими Палестины особой воинственностью отличались сыны колена Веньяминова, позже образовавшие совместно с коленом Иуды царство Иудейское. В 1406 году до нашей эры из почти двадцатитысячной армии было отобрано 700 воинов, которые умели метать камни из пращи левой рукой и точно попадать в цель. Таким образом, еще в те времена среди евреев было 3,7 процента ярко выраженных левшей. Если учесть, что диагноз леворукости тогда вряд ли делался точнее, чем сейчас, то можно считать, что соотношение левшей и правшей с тех пор существенно не изменилось.
Ученые прошлого столетия были достаточно хорошо осведомлены о неодинаковом развитии наших рук, но понимали это слишком буквально. Действительно, мышцы правой руки более массивны, а значит, обладают большей силой. Однако, слаженность работы мышц целиком зависит от совершенства командных центров мозга. Лучше развита не сама правая рука, а двигательные центры левого полушария, которые ею командуют. Правильнее говорить не о ведущей руке, а о ведущем полушарии мозга.
При этом не следует забывать особенность функциональной организации нашего мозга – перекрестное управление мышечным аппаратом. Поэтому работой правых мышц человеческого тела управляет левое полушарие мозга, а работой левых мышц – правое полушарие.
Таким образом, у правшей ведущим полушарием является левое, а у левшей, без достаточно веских к тому оснований, до сих пор ведущим считалось правое.
Как развит мозг амбидекстров, достоверно неизвестно. Предполагают, что наиболее развитые центры из любой одноименной пары командных пунктов в случайном порядке представлены то в правом, то в левом полушариях их головного мозга.
Люди давным-давно заметили собственную асимметрию. На нескольких рисунках доисторического человека, сделанных около 30 тысяч лет назад, копье или дубинку охотники держат в правой руке. Это значит, что уже в ту пору большинство наших предков были правшами. Однако, и до сих пор нам абсолютно неизвестны причины преобладания правой руки над левой. Конечно, на этот счет существует множество догадок, но сейчас уже очевидно, что большинство из них придется отбросить.
У детей до полутора-двух лет обе руки бывают развиты совершенно одинаково. Это обстоятельство породило представление о том, что праворукость мы создаем у себя сами, соответствующим образом воспитывая наших детей. Еще древнегреческий философ Платон, основатель первой в мире академии, считал, что по глупости матерей и нянек, приучающих нас все делать правой рукой, мы приобретаем эту скверную привычку и из гармонически развитых людей, какими появляемся на свет, превращаемся в калек. Даже в наше время подобные представления имеют своих сторонников.
Высказывались предположения, что праворукость воспитывается с первых дней жизни ребенка и на первых порах осуществляется нашими родителями бессознательно. Праворукие мамы (естественно, что это в равной мере относится и к праворуким папам, бабушкам и дедушкам) чаще всего держат детей слева, освобождая свою правую руку. Предполагалось, что, находясь в этой позе, и ребенку удобнее пользоваться правой рукой. Таким образом, постоянная поза еще в раннем возрасте должна закладывать у ребенка основы праворукости.
Перечисленные выше теории в настоящее время не кажутся убедительными, но других пока нет. Достоверно известно лишь, что предпочтительное развитие одной из рук никоим образом не является следствием воспитания, а передается по наследству. Эту закономерность удобнее проследить на леворуких людях.
Удивительно, как мы, люди, мало знаем о себе. Нам пока еще точно неизвестно, сколько на земле правшей, а сколько левшей. Соответствующие подсчеты проводились не раз, но результаты их редко совпадали друг с другом. Разные ученые оценивали количество левшей от 1 до 30 процентов.
В современных более обстоятельно проведенных исследованиях называются цифры от 5 до 20 процентов.
Такой разнобой зависит от методики оценок. Важно не только, кем считает себя сам испытуемый, как его оценивают окружающие и какой рукой он преимущественно пользуется в обыденной жизни, но и результаты выполнения специальных тестов.
С их помощью удается выявить скрытых, переученных в детстве левшей. Большинство ученых в настоящее время считает, что хотя специальная тренировка, особенно начатая в раннем возрасте, может левшу превратить в человека, чаще пользующегося правой рукой, но переучивание коренным образом не изменит особенностей функциональной асимметрии мозга.
Для выявления ведущей руки используют 5...10 специальных тестов.
Ценность перечисленных тестов в постоянстве результатов. Окончательное заключение выносится на основании их совокупности.
У левшей в диагностических пробах все получается наоборот: при переплетении пальцев наверху оказывается большой палец левой руки, а в «позе Наполеона» левая рука.
Об амбидекстрах нельзя сказать ничего определенного. Выполняя тесты для определения ведущей руки, эти субъекты дают самый невероятный разнобой. Встречаются амбидекстры, которые пишут и едят левой рукой, а часы заводят и жестикулируют правой.
Систематическое изучение двигательной асимметрии позволило выявить много удивительных и пока еще малопонятных подробностей.
Как уже говорилось, у новорожденных детей обе руки равноценны. Если в первые годы жизни и возникают предпочтения в их использовании, то они не бывают продолжительными и могут многократно меняться. Только на пятом году жизни правая рука у будущих правшей постепенно начинает брать на себя всю сложную деятельность. Процесс ее совершенствования продолжается долго и кончается в зрелом возрасте.
Когда – ученые пока не могут сказать.
Предполагается, что в пожилом возрасте возникает противоположный процесс и неравноценность рук постепенно сглаживается. Трудно сказать, является ли эта последовательность нормальным процессом развития функций или в сглаживании двигательной асимметрии повинна возрастная патология мозга.
Существует представление, что у девочек и женщин асимметрия рук выражена менее отчетливо, а левшей среди них в 1,5...2 раза меньше, чем у представителей сильного пола. Совершенствование функций мозга девочек растягивается на значительный срок и совершается медленно.
У мальчиков уже в шесть лет многие функции выполняются раздельно правым или левым полушарием мозга, а у девочек в два раза старше специализация мозга часто еще только начинается. Обычно развитие левого полушария серьезно запаздывает по сравнению с правым, а совершенствование последнего протекает особенно медленно, чем и определяется отсутствие выраженной асимметрии у девочек в первые 6...10 лет их жизни.
Особенно интересно, что среди близнецов левши попадаются значительно чаще, чем у родившихся поодиночке, причем, оба близнеца редко бывают левшами. Обычно один из двойни всегда становится правшой. Если близнецы разнополые, левшой чаще становится мальчик. Среди сиамских близнецов, как правило, один бывает правшой, другой левшой.
А как обстоит дело с остальными органами нашего тела?
Одинаково ли они развиты или, как и руки, обладают различными способностями?
В обыденной жизни мы особой разницы не ощущаем. В развитии ног, например, асимметрия выражена менее отчетливо, чем в развитии рук, и ни одна из наших нижних конечностей не обладает такими значительными преимуществами, какие имеет правая рука.
Неудивительно, что в этом вопросе до сих пор нет полной ясности. Одни исследователи считают, что у правшей ведущей ногой бывает левая, более поздние исследования показали, что у людей с ведущей правой рукой ведущей ногой тоже становится правая.
У левшей четкого предпочтения какой-нибудь определенной ноге пока обнаружить не удалось.
Выявить ведущую ногу трудно. Специальных тестов, позволяющих ответить на этот вопрос, немного. О характере асимметрии нижних конечностей судят по тому, как мы сидя закидываем ногу на ногу и по относительной длине шага. Считается, что обычно мы закидываем ведущую ногу и ее шаг имеет большую длину.
С этим свойством ведущей ноги связан еще один признак – отклонение от заданного направления при движении с завязанными глазами. Так как ведущая нога делает более длинный шаг, то человек, стремящийся идти прямо, но не имеющий возможности контролировать направление своего движения с помощью зрения, будет отклоняться в сторону, противоположную ведущей ноге.
В систематическом отклонении от прямолинейного движения заключено объяснение, почему люди, заблудившиеся в лесу или в высоких камышах и старающиеся строго придерживаться выбранного направления, сделав большой круг, в конце концов возвращаются к тому месту, откуда начали движение.
Функциональная асимметрия больших полушарий мозга не исчерпывается лишь различиями в совершенстве мышечных функций правой и левой половин тела. Она может быть обнаружена и в работе органов чувств. У человека удается обнаружить ведущий глаз и ведущее ухо, ведущую половину носа и языка.
Ведущим глазом у 62 процентов людей бывает правый. Если он слегка слепнет и человек начинает чаще пользоваться другим глазом, ведущий глаз не теряет лидерства.
У большинства людей на левой половине языка больше вкусовых сосочков, и она более чувствительна к вкусовым раздражителям, чем правая.
По чувствительности к обонятельным раздражителям ведущей также является левая половина носа. Предполагают, что вся обонятельная информация анализируется правым полушарием, а левое полушарие совершенно не интересуется запахами.
Мы на ощупь легко узнаем знакомые предметы. Даже случайное прикосновение может многое о них рассказать.
У правшей по осязательным талантам ведущей является левая рука. Ее показания более надежны. Левая рука точнее определяет температуру предмета, а в его весе лучше разбирается правая рука. Асимметрия тактильных способностей возникает уже у детей. Ее удалось обнаружить даже у шестилетних мальчишек.
У правшей правая рука чуть-чуть длиннее, чем левая, а ногтевое ложе большого пальца длиннее и шире, чем на левой руке.
Нос у правшей отклоняется вправо, а у левшей – влево, завиток волос на голове у правши закручен по часовой стрелке, а на макушке у левшей в противоположную сторону. Направление завитка кажется совершеннейшим пустяком, но почему-то с этой особенностью нашей шевелюры связано так много различных суеверий.
Таким образом, большинство функций человеческого тела выражено асимметрично, а это неоспоримо свидетельствует о том, что и функции мозга, в свою очередь, тоже распределены между полушариями неравномерно. Иными словами, человек – существо на редкость кособокое.
Борис Сергеев. "Ум хорошо.." главы из книги
Люди с доминирующей левой рукой, проще говоря, левши, рождались всегда. В древние века левшей считали колдунами и ведьмами, потому что нередко они обладали незаурядными способностями. И такие люди подвергались сожжению на костре. В Древней Руси левшам не разрешалось давать показания в суде. Считалось, что дьявол являлся левшой.
К счастью, времена поменялись, и уже давно известно, что магия здесь не играет никакой роли. Левшой человек уже рождается. Природа создала нас ассиметричными. Наш мозг сам выбирает, какая рука будет доминирующей. Если больше развито правое полушарие мозга, то активной становится левая рука, и напротив, если больше развито левое полушарие, то главной рукой будет правая.
Мы отобрали 5 наиболее любопытных фактов из жизни левшей:
- Леворукие – очень одаренные люди , которые обладают незаурядными способностями или имеют какой-нибудь яркий талант. К примеру, учёный Альберт Энштейн, римский император Гай Юлий Цезарь, писатель Лев Толстой, Художник Пабло Пикассо, актриса Мэрилин Монро – все они были левшами. Но всё же современные психологи считают, что гениальность человека не зависит от того, какая рука у него доминирует. Но мышление левшей и правшей отличается. И это остается фактом.
- Левши – люди более творческие, активные, они не сидят на месте, глотают информацию целиком. Но вот с логикой у них могут быть проблемы . Левши способны схватывать информацию на лету, они видят проблему целиком, правше нужно разложить всё по полочкам. Если у чистого левши сложности с математическими задачами, то ему будет проще объяснить материал на образах. Правши, наоборот, предпочитают логику. Из них получаются неплохие аналитики и отличные стратеги.
- Статистика указывает на то, что среди успешных спортсменов много левшей. Теннисист Рафаэль Надаль, футболист Пеле. Теннисистка Мартина Навратилова, являющаяся левшой, девять лет носила звание первой ракетки мира. Это был абсолютный рекорд.
Статистика говорит о том, что 40 процентов золотых медалей выигрывают именно спортсмены-левши.
Чистых левшей в мире людей не так уж и много. В животном мире всё наоборот. Там больше левшей. К примеру, у обезьян и белых медведей левая лапа сильнее. Но, как исключение, в мире фауны тоже встречаются праволапые, правда, гораздо реже.
Другая сторона медали - левши чаще страдают шизофренией и алкоголизмом.Однако, ученые разных стран расходятся во мнениях об этом незаурядном факте.
Для того, чтобы определить, кем является твой ребенок, можно провести несложный тест. Для начала определим главную руку – для этого попроси ребенка сцепить кисти в замок. Какой палец окажется сверху – та рука будет являться ведущей. Так же можно сложить руки перед собой в позе Наполеона (обхватить руки друг с другом перед грудью), если сверху оказалась правая рука, то она и является у ребенка главной. Теперь попробуем определить ведущее ухо. Попроси ребенка послушать тиканье наручных часов. Каким ухом он потянется к ним, то и будет являться доминирующим. Для того, чтобы определить активный глаз, то нужно сделать в листе бумаги круглое небольшое отверстие и попросить ребенка посмотреть в него. Какой глаз заглянет в это отверстие, тот и будет являться главным. В завершении можно проверить ногу ребенка. Просто попроси его закинуть ногу на ногу. Та нога, что окажется сверху и будет являться ведущей.
Если ребенок сделал всё левой, то перед тобой чистый левша, которых на нашей планете не более 10 процентов. А чистых правшей около 45 процентов. Если же при исполнении теста «лево» и «право» перемешались, то значит, твой ребенок скрытый левша, таких людей около 50 процентов. Существуют еще амбидекстры. Их очень небольшое количество. Это люди, у которых одинаково хорошо функционируют обе руки и не выделяется ведущая. Такие люди обладают возможностью использовать сразу оба полушария. Дети амбидекстры лучше усваивают новую информацию, более сообразительные, легче адаптируются к новым условиям. Воспитывая такого ребенка, нужно учитывать то, что если оба полушария мозга поучают большую нагрузку, то у ребенка может возникнуть неврастения, он будет сильно утомляться, могут возникнуть головные боли.
Чтобы этого избежать, нужно постараться уменьшить нагрузку на левое полушарие, которое отвечает за интеллектуальное развитие и логику, вместо этого больше развивать правое, которое отвечает за творчество. Например, вместо дополнительных занятий математикой занимайся с ребёнком рисованием, танцами, можно записать ребенка в музыкальную школу. Тогда мозг ребёнка не будет испытывать чрезмерных нагрузок.
Но наш мир больше приспособлен для правшей, так как всё-таки их большинство. Например, если взять магазин. Во всех супермаркетах движение по торговому залу идёт против часовой стрелки. Это придумано для того, чтобы праворуким покупателям было удобней складывать товар в корзину. Чем больше товара взято, тем быстрее растут продажи магазина.
Маркетинговый ход. Спортивные стадионы устроены по такому же принципу. Спортсмены бегут по стадиону против часовой стрелки, чтобы на повороте активная правая нога могла уберечь бегуна от падения. Турникеты в метро приспособлены для правшей, а также отверстие для руки в швейной машинке. Для левшей удалось найти лишь канцтовары – ножницы, точилки, линейки с зеркальной шкалой. А с остальным левшам пока приходится справляться самим.
Многочисленные исследования по позволяют предположить, что на заре человечества большинство людей лучше владели левой рукой, чем правой, и лишь на поздних этапах эволюции правая рука опередила в развитии левую. Существует несколько теорий, объясняющих, почему человек стал больше пользоваться правой рукой.
Самая популярная из них, приписываемая одними Пай-Смизсу, другими Карлейлю, - « теория меча и щита». Согласно ей, древний воин держал щит в левой руке, чтобы защитить сердце, а меч - в правой, которая благодаря этому лучше развивалась. Другие ученые говорят о неравномерном распределении тяжести тела, о разнице в нагрузках на сердечно-сосудистую систему в левой и правой половинах туловища. Но большинство современных ученых связывают приоритет в развитии рук с особенностями мозга.
Около ста лет тому назад ученые установили, что полушария головного мозга несут неодинаковую нагрузку, выполняют разные функции. В левом полушарии находятся центры, управляющие способностью говорить и понимать речь, читать, писать, считать, запоминать. А правое полушарие позволяет воспринимать музыку, различать интонации, петь, узнавать голоса близких. Правому полушарию мы обязаны способностью запоминать зрительные образы, осознанно следить за изменчивой картиной происходящего. Воспоминания, дорогие сердцу, или неприятные переживания прошлых лет также воспроизводятся правым полушарием.
Обобщая, можно сказать, что левое полушарие отвечает за конкретное мышление, а правое - за чувственную сферу и абстрактное познание. Ученые, изучающие психологию творческого процесса, считают, что аналитическими способностями мы обязаны левому полушарию, а развитой интуицией и эмоциональностью - правому.
В соответствии с законами высшей нервной деятельности, правое полушарие руководит левой половиной тела, а левое полушарие - правой половиной. Следовательно, для леворуких людей ведущим является правое полушарие мозга. Но поскольку мозг функционирует как единое целое, в тесной взаимосвязи всех своих отделов, говорить можно не о механическом разделении его функций, а лишь о преобладании тех или иных тенденций.
И все-таки есть основания утверждать: люди, владеющие левой рукой лучше, чем правой, часто обладают иррациональным восприятием мира, тонкой интуицией, способностями к творчеству.
Психиатры Тамара Доброхотова и Наталия Браг исследуя удивительные психические проявления левшей, увидели в них много общего со сказочным миром, описанным Льюисом Кэрроллом, который и сам, кстати, был левшой. Такое впечатление, считают они, что левши смотрят на мир из Зазеркалья и наблюдают течение процессов во времени и пространстве в обратном, по сравнению с правшами, направлении. Вполне возможно, что вместе со свободным владением левой рукой они от рождения получают неожиданный взгляд на мир, особый ракурс видения. Например, на расшифровку дневников, оставленных Леонардо да Винчи, ученым пришлось потратить много лет: они были написаны зеркально - справа налево левой рукой. Эти дневники поражают оригинальностью суждений о пространстве и времени. Немало выдающихся людей были левшами: император Тиберий, Юлий Цезарь, Александр Македонский, Микеланджело, Наполеон, Жанна д"Арк, Чарли Чаплин, Пабло Пикассо.
Приоритетное владение левой рукой проявляется у ребенка не сразу. В каком возрасте это становится заметным? Обычно в 2-2,5 года. Окончательно предпочтение левой руки определяется к 5-6 годам. Иногда ребенок пользуется обеими руками одинаково.
Как определить, какая рука будет ведущей?
Детям младшего возраста можно предложить следующие простые тесты: попросить отвинтить крышку у бутылки, развязать узел веревки, поднять какой-нибудь предмет с пола. При этих действиях ребенок будет активнее пользоваться ведущей рукой.
Леворукость связана с наследственной системой функционирования головного мозга. И переучивать леворукого ребенка - значит серьезно менять его биологию, перекраивать стойкий стереотип психической деятельности.
С этой точки зрения любопытны данные дерматоглифических исследований. Дерматоглифика не имеет ничего общего с хиромантией. Эта наука изучает характер кожного рисунка внутренней поверхности ладоней и подошв человека. Поскольку кожа и нервная система по своему происхождению взаимосвязаны, особенности дерматоглифики можно использовать при изучении мозга.
Как же следует вести себя родителям, узнавшим, что их ребенок - левша? Некоторые психологи считают наиболее разумным развивать обе руки. Не запрещать детям активно пользоваться левой рукой, а неназойливо предлагать им совершать определенные действия также и правой рукой. Разумеется, ни в коем случае не следует говорить ребенку-левше, что он не такой, как все. Лучше подбадривать и хвалить малыша, когде он что-либо делает двумя руками. С годами, естественно, ребенок мм заметит свои особенности, но к тому времени родители научат его приспосабливаться к проблемам, возникающим в связи с тем, что все в окружающем его мире рассчитано на правшей. Обратите внимание: все инструменты, начиная с простейших (например, ножниц), телефон-автомат, бытовые приборы, турникеты в метро, рычаги управления автомобилем ориентированы на правую руку.
Надо сказать, что при начальном развитии речи леворукие малыши имеют даже преимущества перед своими праворукими сверстниками, так как речь дошкольников больше связана с эмоциями и непосредственными впечатлениями - той сферой, которая лучше развита у левшей. Лишь позже, к 8-10-летнему возрасту, у большинства детей словесно-логический центр речи занимает свое законное место в левой височной доле мозга.
Врачи и логопеды знают о феномене « зеркального письма», которое часто наблюдается у детей-левшей. К примеру, вместо « машина» они пишут « анишам». Зеркальное письмо встречается у 80% леворуких детей. Обычно это проявляется до семи лет и иногда носит временный, преходящий характер. Кроме того, при письме леворукие дети допускают характерные ошибки - путают схожие по форме буквы: вместо « с» и « е» пишут « э» или « з». Дети-левши часто путают верхнюю и нижнюю части букв, например, прописную « т» и « ш», « п» и « и». Ни в коем случае нельзя ругать за это ребенка, обучение левши - дело тонкое, требующее великого терпения. Полезно прибегать к образному изображению трудных букв: рядом с « о» рисовать воздушный шар или обруч, а рядом с « п» - перекладину. При обучении левшей помогают всевозможные наглядные пособия, картинки, поскольку этим детям свойственна образность мышления и эмоциональность восприятия.
За партой леворукий ребенок должен сидеть обязательно слева, тогда ему не будет мешать рука соседа. Правой рукой левша придерживает тетрадь, а левая свободно располагается на столе, опираясь на нижнюю часть ладони и согнутый мизинец. Тетрадь надо наклонять вправо - правый нижний угол страницы должен быть направлен в середину груди. Ребенок-левша при письме чаще всего производит движения справа налево, и самый сложный момент в обучении - научить его писать левой рукой слева направо. Школьного учителя с самого первого дня необходимо предупредить о том, что ваш ребенок - левша, это поможет предотвратить трудности в обучении.
Не забывайте все время тренировать правую руку ребенка: пусть в игре он перекладывает ею мелкие игрушки, застегивает и расстегивает пуговицы.
Во всех языках мира, как установили лингвисты, слово « левый» часто употребляется с отрицательной окраской. Вспомним русские фразеологизмы: « встал с левой ноги», « левый заработок», « написано левой рукой». За что такая несправедливость? - вправе спросить те, кому выпало родиться левшой.
« Леворукие люди, - считает профессор Тамара Доброхотова, возглавляющая группу психологических исследований в Институте нейрохирургии имени Бурденко, - испытывают подчас непреодолимые трудности, приспосабливаясь к “правому миру“. Леворукость оказывается препятствием в учебе, овладении ремеслом. Попычки изменить себя. сделать своей основной рукой правую порой приводит к трагедиям. Известен, например, такой случай: переученный летчик-левша погиб, безуспешно пытаясь достать кольцо парашюта левой рукой».
Попробуйте надеть часы на правую руку и завести их - и вы почувствуете, как нелегко живется леворукому меньшинству. Считается, что левшей в мире примерно 10%. По мнению некоторых специалистов, эта цифра значительно занижена, поскольку невозможно учесть тех из них, кого переучили. В некоторых странах уже принимаются меры, чтобы облегчить жизнь людям, лучше владеющим левой рукой. В Бразилии, например, выпускают школьные принадлежности, фотоаппараты, предметы быта в зеркальном варианте - например, штопор с обратной резьбой. А в Японии левши окружены особым уважением, они издавна почитаются как искусные, талантливые люди. В русской литературе тоже есть пример такого отношения - знаменитый Левша, подковавший блоху.
Владислав Печкин
90 % населения составляют люди, у которых доминирующей рукой является правая. Однако все-таки существует и некоторый процент левшей. В большинстве физиологических и психологических особенностей они такие же люди, как и остальные. Тем не менее, учеными признано мнение, что мозг левшей работает несколько иначе, чем у правшей.
Как утверждает Рональд Йео, профессор психологии в Университете Техаса в Остине, управляющая рука еще в утробе матери определяется, так как именно в этот период у ребенка формируются основные механизмы организма. Узнать, чем же так особенны люди, пишущие левой рукой, вам поможет список фактов, перечисленный ниже.
Как ни странно, но за рождение в семье левши только в 25 % отвечает наследственность. Гораздо чаще дети копируют у родителей черты характера, физиологические признаки и даже уровень интеллекта. Замечено, что если в утробе матери развивается два идентичных друг другу близнеца, они вполне могут родиться с разными доминирующими руками. Хотя при этом во всем остальном малыши будут аналогичны друг другу.
Когда-то британскими учеными был проведен эксперимент, в результате которого было выяснено, что то, какая рука у ребенка будет доминирующей, зависит от эмоционального состояния будущей мамы. По статистике, большинство левшей появляются на свет у женщин, которые были психологически подавлены или пережили сильный стресс в период беременности. Помимо этого, шансы на асимметричное доминирование рук вырастают при родах в пожилом возрасте, а также у малышей с большой массой тела.
Занятно, но исследователи также установили, что данное явление зависит и от окружения. Так, если лица будущей мамы чаще касаться левой рукой, то вполне вероятно, что малыш не будет правшой.
К слову о двойняшках: у них далеко не редки случаи, когда один ребенок оказывается левшой. Учеными уже неоднократно было доказано, что близнецы зачастую оказываются не просто копиями друг друга, а зеркальным отображением. К примеру, если у одного из детей на лице есть родинка, то у другого, скорее всего, будет такая же, только с противоположной стороны.
Из всех рождаемых в мире близнецов около 21 % оказываются с разными доминирующими руками. Люди с преобладающим левым полушарием встречаются в два раза чаще среди двойняшек, чем среди стандартного населения.
Если вы занимаетесь теннисом, боксом или чем-то другим, где важную роль играют движения руками, можете быть уверены в том, что данная особенность станет преимуществом. Так, большинство спортсменов отрабатывают технику, приспосабливаясь к партнеру. Если же один из соперников окажется левшой, то это введет в ступор второго. Асимметрия будет сбивать спортсмена с толку, так как ему будет тяжело предугадать действия противника.
Кстати, некоторые левши практически в совершенстве владеют обеими руками. В таком случае они могут стать настоящими рекордсменами в спорте, постоянно меняя тактику своих движений во время соревнований.
Еще с конца прошлого века ходил слух, что у левшей сформированы врожденные задатки к нестандартному мышлению. Другими словами, общество твердит, будто люди с нестандартной доминирующей рукой более расположены к творчеству, чем правши. Современные исследования полностью опровергают эту теорию и доказывают, что она является не больше чем мифом. Ученые выяснили: творчество изначально заложено в каждом человеке и зависит лишь от умения и желания развить его. Так что без энтузиазма сформировать у себя креативное мышление невозможно, и тут уже неважно, левша ты или правша.
Если с физиологией левшей все в порядке, то эмоциональное состояние у них может быть слегка неуравновешенным. У таких людей гораздо чаще диагностируются проявления дислексии, невнимательности, гиперактивности и даже депрессивных расстройств. К неприятным моментам также можно добавить следующее: около 40% больных шизофренией оказываются левшами. Конечно, ситуация не вдохновляющая, но все это статистика, выведенная специалистами в области медицины.
В 2009 году было проведено исследование среди детей младше 11 лет. В ходе него было установлено, что малыши, которые оперируют левой рукой, хуже поддаются образовательному процессу, чем правши. У них замечена низкая успеваемость в чтении и работе со словарями, а также в письме. Особенные проблемы возникают у детей, которые в равной степени управляют и правой, и левой руками. Это вызывает у них необходимость выбирать.
При этом стоит заметить, что левое полушарие функционирует ничуть не хуже. Просто ребенку, как правило, необходимо привыкнуть к обучению. Если малыш старается, то уже через несколько лет он догоняет своих одноклассников по успеваемости и даже может опередить их.
На самом деле, это не что иное, как очередная «утка». Среди людей бродят две версии этого мифа. Первая кажется более правдоподобной: у левшей проявляется тяга к алкоголю из-за того, что они используют оба полушария мозга. Хотя это мнение совершенно не обосновано никакими фактами. Вторая версия носит, скорее, шуточный характер. Она гласит, что левшам хочется выпить из-за того, что они не такие, как все. Естественно, ни один из предполагаемых вариантов не правдив.
Ну а на самом деле, это ведь не столь важно - левша человек или правша. Главное, чтобы он чувствовал себя комфортно и уверенно.
АиФ.ru собрал 20 любопытных фактов про левшей :
1. Почти 90% людей на планете — правши, и только у 3-5% «ведущая рука» — левая. Остальные — амбидекстры.
2. Количество левшей все время сокращается. В каменном веке их было 50%, в бронзовом — 25%, а сейчас — всего 5%. Около 2500 левшей умирают ежегодно в результате несчастных случаев, связанных с использованием предметов, предназначенных только для правшей.
3. Южное полушарие Земли более «леворуко»: среди населения Южной Азии, Восточной Европы, Юго-восточной Азии, Австралии встречается намного больше левшей, чем в других этнических группах во всем мире, в то время как среди населения Западной и Северной Европы, Африки — левшей встречается намного меньше.
4. В разные времена леворукость рассматривалась то как вредная привычка или даже как знак дьявола, то как признак невроза или мятежного характера. Позже ее стали рассматривать как признак творческих и музыкальных способностей.
5. В Японии вплоть до ХХ века леворукость жены считалась достаточным основанием для развода.
6. Во многих языках слово «левый» имеет негативную смысловую окраску и является синонимом слов «неловкий», «фальшивый», «неискренний», «вызывающий подозрение». В английском языке синонимы слова «left-handed» — «неуклюжий», «неумелый», «двусмысленный» и «сомнительный».
Французское «gauche» означает не только «левый», но и «нечестный».
7. Заикание и дислексия (неспособность к чтению) чаще встречаются у левшей.
8. Правши живут в среднем на 9 лет дольше, чем левши.
9. Левши пользуются правой рукой гораздо чаще, чем правши — левой.
10. Вероятность рождения леворукого ребенка, если оба родителя правши, всего 2%. Если один из родителей левша, вероятность повышается до 17%, у обоих леворуких родителей дети-левши появляются в 46% случаев.
11. Левши наиболее часто встречаются среди однояйцевых близнецов.
12. Дети-левши обычно намного упрямее своих сверстников-правшей, и период упрямства у них имеет затяжной характер.
13. У многих левшей хорошие музыкальные способности и абсолютный слух.
14. Зачастую дети-левши начинают говорить позже, чем их сверстники, и имеют трудности с произношением некоторых звуков.
15. «Вынужденное левшество» возникает из-за травмы правой руки в раннем возрасте. Также бывает, что ребенок подражает одному из родителей-левшей, и в результате леворукость входит в привычку.
16. Левши чаще выбирают профессии артистов, художников, писателей, они особенно ценятся в боксе, в фехтовании и плавании.
17. 40% золотых медалей в боксе завоевали леворукие. Леворукий боксёр имеет преимущество при ударе в печень, но теряет преимущество, свойственное праворукому боксеру, при ударе в сердце.
18. Левшами чаще являются мужчины, чем женщины.
19. Среди тех, кто закончил колледж, мужчины-левши на 15% богаче мужчин-правшей, а среди получивших высшее образование мужчины-левши богаче правшей на 26%. У женщин связи между зарплатой и леворукостью не выявлено.
20. Термины «левша» и «правша» применимы не только к людям, но и к животным. Среди кошек большинство — правши, среди мышей 44% правшей, 28% левшей, а остальные — амбидекстры, а все белые медведи — левши.
Статьи по теме: | |
Характеристика Евгения: образ "маленького человека"
В произведении А. С. Пушкина «Медный всадник» Евгений - один из... Достоевский о евреях в России Русские писатели о евреях цитаты
ЦИТАТЫ ЗНАМЕНИТЫХ ЛЮДЕЙ О ЕВРЕЯХ-ИУДЕЯХ «Ну, что, если б это не евреев... Вставьте модальные глаголы «sollen» или «müssen»
Упражнение 1. В данных предложениях необходимо заменить сказуемые... |