Маскулинная роль. Маскулинность – определение, способы развить эту особенность мужчине

Маскулинность

(мужественность) представляет собой комплекс аттитюдов, характеристик поведения, возможностей и ожиданий, детерминирующих социальную практику той или иной группы, объединенной по признаку пола. Другими словами, маскулинность - это то, что добавлено к анатомии для получения мужской гендерной роли.

В области современных социальных наук существуют разные концепции маскулинности, которые варьируются от эссенциалистской до социально-конструктивистской.

Социально-конструктивистский подход определяет маскулинность в терминологии гендерных ожиданий. Маскулинность - это то, чем мужчина должен быть и что ожидается от него. Согласно данному подходу, маскулинность конструируется как обществом в целом, так и каждым отдельным человеком мужского пола. Общественный конструкт маскулинности является производной от гендерной идеологии общества и сформирован под влиянием традиционных взглядов на мужскую роль, современных экономических реалий и социокультурной ситуации. На уровне индивидуальном, маскулинность конструируется как гендерная идентичность в соответствии с требованиями гендерных норм, которые преобладают в той или иной социальной группе, и реализуется посредством интерактивных действий.

При рассмотрении маскулинности необходимо учитывать ее множественность, историчность и ситуационность.

Множественность проявляется в наличии в каждом обществе нескольких моделей маскулинности - от доминантных до маргинализированных (см. ). Доминантная модель маскулинности отражает представления о мужской гендерной роли, разделяемые преобладающей частью общества, объединенной по расовым, социальным и культурным признакам. Эта форма маскулинности считается наиболее правильной и желаемой (например, маскулинность известных атлетов, политиков или актеров), при этом она также является наиболее жестко структурированной моделью. Однако это не означает, что большинство мужчин, проживающих в данном обществе и поддерживающих идеологическую основу доминирующей формы маскулинности, соответствуют характеристикам, входящим в данную модель. Эта модель представляется, скорее, образцом, идеалом. По словам известного американского исследователя Майкла Киммела, доминирующая маскулинность - это "маскулинность тех мужчин, которым принадлежит власть". Несмотря на явный статус "идеала", которым данная модель маскулинности наделяется в патриархатном обществе, эту модель еще называют нормативной, поощряя стремление соответствовать ей. В современном обществе доминирующая форма маскулинности непосредственно связана с производством системы властных отношений патриархата. Так называемые маргинализированные модели маскулинности существуют в группах, объединяющих национальные, социальные и сексуальные меньшинства. Данные модели оцениваются большинством общества как "ущербные", воспринимаются с разным уровнем толерантности и часто становятся объектами дискриминационных действий, практикующихся в патриархатном обществе.

Историчность маскулинности проявляется в изменениях, вносимых в ее структуру в ходе исторических процессов. Под влиянием культурных и экономических факторов и технологического развития общества меняются социальные практики мужчин и женщин, что приводит к изменению традиционных гендерных ролей.

Ситуационность маскулинности проявляется через социокультурную зависимость интенсификационных и инфляционных изменений, происходящих с ее некоторыми характеристиками. Так, например, во время войн, спортивных состязаний и конфликтных ситуаций существующие модели маскулинности интенсифицируются, и на первый план выходят такие характеристики как агрессивность и состязательность. В относительно спокойное время происходят инфляционные процессы, в результате которых ценность данных характеристик существенно понижается, и милитаризированная концепция маскулинности сглаживается.

Концепция маскулинности важна как для гендерных, так и для женских и мужских исследований. Изучение моделей маскулинности позволяет лучше понять основные составляющие гендерной идеологии общества и принципы функционирования институтов патриархатного доминирования, а также найти пути изменения существующего гендерного порядка.

Masculinity (англ.)

Литература:

Антология гендерных исследований. Сб. пер. / Сост. и комментарии Е. И. Гаповой и А. Р. Усмановой. Минск: Пропилеи, 2000.

Введение в гендерные исследования. Ч. I: Учебное пособие / Под редакцией И. А. Жеребкиной. Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Алетейя, 2001. 708 с.

Хрестоматия феминистских текстов. Переводы / Под редакцией Е. Здравомысловой, А. Темкиной. СПб.: Дмитрий Буланин, 2000.

© А. С. Синельников


Тезаурус терминологии гендерных исследований. - М.: Восток-Запад: Женские Инновационные Проекты . А. А. Денисова . 2003 .

Смотреть что такое "Маскулинность" в других словарях:

    маскулинность - и ФЕМИНИННОСТЬ (от лат. masculinus мужской и femininus женский) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых …

    Маскулинность - (лат. masculinus мужской) комплекс характерологических особенностей, традиционно приписываемых мужчинам. Это сила, жестокость и пр … Психологический словарь

    маскулинность - Совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины (у животных самца от самки) См. также фемининность. Тематики сексология … Справочник технического переводчика

    Маскулинность - Эта страница требует существенной переработки. Возможно, её необходимо викифицировать, дополнить или переписать. Пояснение причин и обсуждение на странице Википедия:К улучшению/6 мая 2012. Дата постановки к улучшению 6 мая 2012. Маскулинность (от … Википедия

    Маскулинность - совокупность соматических, психических и поведенческих признаков, отличающих мужчину от женщины (у животных самца от самки) См. также Фемининноать. (Источник: Сексологический словарь) (от лат. masculinus мужской), выраженность муж. вторичных… … Сексологическая энциклопедия

    Маскулинность - (лат. masculinus – мужской) – характерные для мужского пола данного существа внешний вид, внутренние качества и модели поведения. Термин не указывает на принадлежность к мужскому полу. * * * (от лат. masculinus – мужской) – понятие для… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    МАСКУЛИННОСТЬ - Буквально – состояние организма, обнаруживающего внешний вид, черты и модели поведения, характерные для мужского пола данного биологического вида. Как видно из определения, это понятие не обязательно включает род; оно не должно использоваться как … Толковый словарь по психологии

    Маскулинность - Черты личности, свойственные мужскому организму и биологически обусловленные задачами передачи потомству способности к адаптации и защите потомства. Поэтому мужскому организму свойственны большие размеры с преобладанием мышечной массы, большие… … Адаптивная физическая культура. Краткий энциклопедический словарь

    маскулинность и фемининность - (маскулинность и фемининность) нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых. В психологии… … Большая психологическая энциклопедия

    маскулинность - фемининность - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых. В психологии дифференциальной маскулинность и… … Большая психологическая энциклопедия

Книги

  • Опустошенный жених. Женская маскулинность , Вудман Марион , книге "Опустошенный жених" Марион Вудман предлагает свой взгляд на духовное развитие современной женщины. Основной внутренний конфликт зрелой женщины автор усматривает в искаженных отношениях… Категория: Классическая и профессиональная психология Серия: Юнгианская психология Издатель:

24 854

Что такое маскулинность, почему насилие и гомофобия важны для «настоящих» мужчин, как патриархальное представление о мужчинах влияет на общество в целом и как выйти из замкнутого круга стереотипов?

* В рамках данной статьи термины «женщина» и «мужчина» используются для описания социальных групп с соответствующими предписанными полами, а не для описания гендерных идентичностей.

Что такое маскулинность?


Само понятие маскулинности отнюдь не новое. Созданный в конце XIX века, термин изначально использовался в дискуссиях о «естественных» качествах мужчин и женщин, якобы наследуемых ими при рождении. Под маскулинностью понимались специфические «мужские» черты, такие как агрессивность, рациональность, активность, предприимчивость, наличие высокого интеллекта, физическая сила и другие хорошо известные стереотипы.

Так называемый эссенциализм – представления о том, что люди рождаются с уже закрепленными моделями поведения, взаимодействия с другими и личностными особенностями, – широко критиковался сразу несколькими социологическими и психологическими школами. На смену представлениям о врожденных чертах пришел конструктивистский подход. Конструктивизм утверждал, что взаимодействие с другими, определение себя в обществе и экспрессия внутреннего ощущения человека создаются социальным порядком: ничто не естественно, все социально. Развитие социологии гендера и феминистской методологии позволили пересмотреть феномен маскулинности и поставить под сомнение ее «природность».

Самая нелепая норма: мальчик должен быть терпеливым и сильным, а если не так, то он не мальчик. Я такого не понимаю, ну что за глупости? Будто девочка не может быть такой или же, если мальчик будет с другими чертами характера, он перестает быть мальчиком.


Катя, 14 лет

Сегодня маскулинность трактуется как набор норм, ролей, ценностей, личностных характеристик и определённых типов поведения, традиционно ожидаемых в обществе от мужчин. Родился мужчиной – добро пожаловать в «дивный новый мир», где тебе нужно построить свой бизнес, сделать научную карьеру, жениться (обязательно на женщине) и непременно совершить какой-нибудь подвиг, доказывающий твои бесстрашие и героизм.

Маскулинность относится не только непосредственно к личным качествам человека – она также диктует формат взаимодействия с другими. По мнению гендерной исследовательницы и профессорки Сиднейского университета Рэйвин Коннел, маскулинность – это специфический способ легитимации патриархата, т.е. системы, где «женское» подчинено «мужскому» (Connell, 1987). При патриархате маскулинность становится социальным и культурным стандартом, который делает возможными отношения доминирования и угнетения.

Люди ожидают, что я обязательно буду доминировать и буду «активом» в романтических/сексуальных отношениях. Никакого равноправия: или я главный, или не мужик.


Hagra, 23 года

Инженер, А., 19 лет.


Фотография. На фото: смартфон, зажигалка, сигареты, портативная игровая приставка, блокнот, книга, конспект.

Но откуда возникает угнетение «женского»? Анализируя иерархию маскулинных качеств, американская исследовательница гендерной психологии Шон Меган Берн пишет, что существующие в европейской культуре нормы, приписываемые мужчинам, можно условно разделить на три категории. Центральной нормой можно называть норму твердости. «Идеальный мужчина» не только активно демонстрирует физическую твердость: участвует в спорте, выполняет тяжелые физические нагрузки – он готов показать себя экспертом в своем деле. Норма интеллектуальной твердости подразумевает, что мужчина должен обладать всей полнотой знания и служить образцом профессионализма. Эмоциональная твердость запрещает публичное и приватное проявление чувств, за исключением тех, которые работают на поддержание физической и интеллектуальной нормы. Разрешенным эмоциональным репертуаром для мужчин становятся агрессия и насилие, которые транслируются не только вербально, но и физически. Нельзя плакать «как девчонка», зато можно ударить, если ты расстроен.

[Для окружающих транзиция] изменяет и восприятие моих ментальных проблем: раньше я был "истеричкой" – теперь же у меня "плохой самоконтроль", чтобы это ни значило. Рамки насчет ориентации очень ужесточились. Раньше можно было отвечать "я не знаю", "я никак себя не называю" – сейчас требуют четкого ответа. Вообще, во всем от меня ожидают решительности. Я должен быть более собранным, уметь контролировать собственные эмоции, находиться в уверенно-приподнятом настроении 24/7, а если я этого не делаю, значит, случилось что-то серьезное.


Социальный статус и контакты в публичной сфере регулируются нормой успешности. Согласно ей, отношения с другими – коллегами, друзьями, возлюбленными – должны прямо или косвенно использоваться для получения более высокого социального статуса. Выбор профессии, хобби, занятия в свободное время должны отвечать принятым социальным требованиям и расширять символический капитал.

Люди, вероятно, ожидают услышать от меня что-то наподобие "я с детства играл в машинки, любил футбол и пил пивасик в подъезде, попутно разглядывая эротические картинки из какого-нибудь журнала". И когда этого не происходит, они немного теряются и не понимают, что тогда маскулинность в моем понимании и как я вообще определил для себя, что я мужчина. Парадокс в том, что я хорошо знаю этих людей, и они, как и я, никогда не любили футбол, не играли в машинки и далее по списку. Тогда как они определили для себя свою маскулинность?


Наибольшее значение для поддержания отношений доминирования имеет норма антифеминности. Исследуя способы конструирования маскулинности, многие исследовательни_цы приходят к выводу, что сама по себе маскулинность не существует. Она конструируется «от обратного» и видима только при наличии полярной категории – феминности, т.е. качеств, традиционно ожидаемых от женщин. Проще говоря, «быть мужчиной» означает «не быть женщиной»: максимально дистанцироваться от феминности и постоянно доказывать это своими поступками. Взаимоисключаемость этих категорий и придание им разного символического веса в патриархальном обществе обеспечивает устойчивость системы. Если феминность описывается как специфическая, пассивная, эмоциональная, иррациональная, слабая и зависимая, то маскулинность, выстроенная в противовес ей как нечто «лучшее», предполагает власть над феминным.

Среди патриархально настроенных знакомых для меня под запретом селфи. Они считают это чем-то очень и очень "женским". А я вообще не понимаю, как это взаимосвязано. Мне говорили много всего, но особенно меня поразил случай с моей знакомой. Купил я себе немного шмоток в торговом центре и скинул ей фотки. Одежда была самой разной: и всякие толстовки, и футболки, и только одна вещь из женского отдела: розовый свитер с цветочным узором. Вещь мне понравилась, сидела хорошо, и я не задумываясь купил. Она приобретению очень удивилась, сказала, мол, не ожидала, что я куплю такой свитер. А мне просто очень нравились цветные вещи, особенно в детстве. Я не представляю, как я смог бы ходить во всем сером.


Мифический образ «идеального» мужчины, выполняющего все перечисленные выше нормы, становится культурным стандартом маскулинности. «Идеальный» мужчина не только снискивает социальное одобрение, но и получает максимально широкий доступ к ресурсам и власти, поэтому соответствие нормам маскулинности становится таким желанным: не тебя угнетают, а ты угнетаешь. Этот недостижимый и вместе с тем постоянно транслируемый идеал, на который ориентируют мужчин, получил название гегемонной, или доминирующей, маскулинности. Мужчины, которые смогли приблизить себя к норме доминирующей маскулинности, получают больше привилегий и возможности управлять другими мужчинами и женщинами.

Мы попросили 4 мужчин и одного мальчика выбрать 5-6 вещей, которые бы значили что-то для них и их личной идентификации, и 1 слово, которое рассказывало бы что-то об их идентичности.

Ребенок, С., 4 года.


Фотография. На фото: Волшебный пони, планшет, книга, набор для делания браслетов дружбы, геккон.


Маскулинность и привилегии


Зачастую при обсуждении патриархата как системы угнетения многие мужчины резко сопротивляются позиции критики маскулинности: «Лично я никого не угнетаю! У меня нет никаких привилегий!»

Ощущение личного бессилия со стороны конкретных индивидов и представление мужчин властной группой во многом завязано на гегемонной маскулинности как культурном стандарте. Говоря о маскулинности, не следует забывать, что мужчины, которые ее репрезентируют, вписаны не в только в плоскость гендера. Раса, возраст, социальный класс, гражданство, сексуальная ориентация и множество других характеристик влияют на то, насколько отдельно взятый мужчина соответствует норме и какую долю привилегий получает. Одним из примеров того, кто же из мужчин может претендовать на максимум социальных благ, можно назвать классический образ белого гетеросексуального моногамного мужчины из среднего класса, который любит спорт и свою машину. Опираясь на стандарт идеального репрезентанта, патриархальная система оценивает других мужчин и конструирует иерархию между неравнозначными маскулинностями.

Несмотря на то, что подавляющее большинство мужчин не соответствует в полной мере требованиям, предъявляемым гегемонной маскулинностью, они так или иначе получают патриархальные дивиденды. Под патриархальными дивидендами понимаются не только непосредственно материальные блага вроде повышенной зарплаты, но и иные властные преимущества: доступ к государственной власти, символический престиж, право распоряжаться и командовать. Иерархия, выстраиваемая между индивидами на основании того, насколько они отвечают «золотому стандарту» маскулинности, определяет порядок распределения ресурсов. При этом получение привилегий завязано на постоянном подтверждении собственного статуса: чтобы претендовать на блага, нужно явно демонстрировать свое соответствие норме маскулинности.

У меня длинные волосы. Так сложилось, что люди из моего окружения не всаживают мне ножи в спину, но другие часто бывают в замешательстве. Могу вспомнить, как на остановке ко мне подошел полупьяный мужчина и вежливо поинтересовался, тяжело ли мне ухаживать за ними. Единственный случай, который меня задел, был в военном городке, куда я ходил подаваться на военную кафедру. Тамошний прапорщик делал едкие замечания, мол, таких не берем. Глупо спорить с такими людьми. Ты не поменяешь их взгляды, которые выстраивались годами, проще промолчать или уйти.


Иван, 22 года

Конечно, никакая «полиция гендера» не наведывается к мужчинам домой, чтобы «измерить» их уровень маскулинности и наградить привилегиями или лишить их. Сама система распределения благ и власти, встроенная в патриархат, подразумевает непрерывный неявный контроль со стороны других: как одобрение, так и порицание. Киммел описывает этот процесс как гомосоциальный спектакль. «Другие мужчины наблюдают за нами, оценивают нас, соглашаются допустить нас в царство маскулинности, если наше исполнение роли убедило их» (Kimmel, 1994, P. 39). Характерной особенностью такого контроля является то, что женщины исключены из системы распределения привилегий. Их угнетенный статус в иерархии лишает их возможности напрямую влиять на систему власти. Мужчины скорее используют женщин для получения символического капитала и соответствия нормам гетеросексуальности, продолжения рода и создания пары, но реальное значение имеет только оценка другими мужчинами.

В условиях ограниченности ресурсов мужчины вынуждены постоянно поддерживать свои притязания на привилегии и закреплять свое соответствие нормам твердости, успеха и антифеминности через практики доминирования и насилия.

Мы попросили 4 мужчин и одного мальчика выбрать 5-6 вещей, которые бы значили что-то для них и их личной идентификации, и 1 слово, которое рассказывало бы что-то об их идентичности.

Предприниматель, О., 45 лет.


Фотография. На фото: Ежедневник, визитные карточки, бритва, наручные часы, одеколон, чашка с тигром.


Маскулинность как насилие, гомофобия и сексизм


Насилие в патриархальной системе возникает как инструмент удержания власти и, вместе с тем, легитимации использования ее конкретными группами и индивидами.

В первую очередь насилие в самом широком смысле (как прямая физическая агрессия и как вербальное и символическое доминирование – обзывание, унижение, использование объективирующих образов в медиа и др.) применяется по отношению к женщинам. Насилие, обращенное к феминности, призвано не столько подавить ее, сколько закрепить неравенство и очертить строгие рамки соответствия норме. Так, маскулинный лишь тот, кто демонстрирует агрессию, готов использовать право убивать и быть убитым, тот, кто полностью противопоставляет себя феминности и показывает это в своем поведении.

Постоянные попытки доказать кому-то свою маскулинность – это просто уморительно. Например, моя последняя любовь в этом плане – "Каратель 2099". Главный герой там настолько мужественен, что почти всё, что он говорит, – это либо one-liner о каре, либо крупный план его напряжённого до предела лица с сожалением о том, что он не может карать жёстче. Самое, пожалуй, смешное, что я нет-нет, да встречал людей, которые крайне их напоминают. Они, конечно, не мечтали эффективно карать преступность, да и не били демонстративно кружки о пол... Но до натуги крепкое рукопожатие, шутки про мамок как единственный приносящий удовольствие вид юмора, и "да ты что, мужчина не должен пить коктейль больше чем из двух ингредиентов!" – это тоже по-своему смешно.


Фига, 22 года

Это требование использовать агрессию в отношении других формирует второе измерение насилия в маскулинности: насилие по отношению к мужчинам, не исполняющим свою роль «как должно». Гомофобия и сексизм возникают как ответ на страх быть разоблаченными в неправильном исполнении своей роли. Необходимость дистанцировать себя от феминности и укрепить в глазах других свои претензии на соответствие норме находит выражение в публичном остракизме «иного».

Сексизм предлагает два набора действий и стереотипов («как девчонка» или «как мужик») и выстраивает систему надзора за тем, чтобы люди выполняли предписанные им роли. Страх оказаться немужественным и подорвать социальное доверие к собственной маскулинности провоцирует мужчин на использование насилия.

Пару лет назад я по неопытности покрасился в особо яркий оттенок рыжего. Однажды вечером я ждал в лофте человека, и ко мне подвалил мужчина лет 40 со словами: "Парень, а ты... ну... не из этих?". Получив ответ "Э-эм, нет", он по-дружески улыбнулся, хлопнул меня по плечу и заявил, что если я не смою эту краску в срочном порядке, то меня "прямо на каждом углу будут ****** [очень больно бить].


Фига, 22 года

Майкл Киммел отмечает, что при анализе гомофобии как составляющего элемента маскулинности следует понимать, что гомофобия – это агрессия не в отношении мужчин, практикующих связи с другими мужчинами, а в отношении феминного в мужчинах (Kimmel, 1994). Гомосексуалам, которые описываются в патриархате как «феминные» мужчины, отказывается в праве быть репрезентантами гегемонной маскулинности, что значительно снижает их привилегии. Гомосексуальность в таком ракурсе расценивается как необходимость подчиняться другим мужчинам, терпеть насилие и насмешки с их стороны из-за причастности к феминности. Ирония в том, что гомосексуалы, следующие стратегии сексизма, публично унижают женщин и намеренно подчеркивают свою маскулинность, оказываясь таким образом частично принятыми в систему распределения привилегий.

Мы попросили 4 мужчин и одного мальчика выбрать 5-6 вещей, которые бы значили что-то для них и их личной идентификации, и 1 слово, которое рассказывало бы что-то об их идентичности.

Студент, Н., 21 год.


Фотография. На фото: Блокнот, плеер, гигиеническая помада, фотоаппарат с наклейкой Бэтмена, электронная книга.


Кризис маскулинности


К середине 90-х годов вместе с укоренением феминизма не только как активистской практики, но и инструмента преобразования общества на государственном уровне среди социолог_инь, занимающихся исследованиями конструирования маскулинных идентичностей, возникает термин «кризиса маскулинности».

Так как законодательно запрещаются основные практики доминирования маскулинности – прямое насилие, публичное выражение агрессии, сексизм и гомофобия – и социально эти действия получают негативную оценку, маскулинность как идеология угнетения теряет свою легитимацию и поддержку в культуре. Изменения медиа и культурной репрезентации: включение ЛГБТКАП+ сообщества, расширение телесной презентации, развитие потенциала женщин и их возможностей в политике – приводят к изменению принятых ценностей. Переосмысление роли «добытчика» и упор на необходимость взаимопроникновения публичной и приватной сферы для мужчин подрывают нормы маскулинности и провоцируют пересмотр взаимоотношений между женщинами и мужчинами.

С одной стороны, я с нетерпением жду изменений в собственной внешности, связанных с этим, с другой – я устал от постоянных попыток контролировать мою жизнь и навешивать ярлыки. Мне близок подход, при котором сами термины "маскулинный/феминный" являются самонаполняемыми и для каждого человека значат свое. Отчасти эти термины наполняет окружающее нас общество, отчасти – мы сами. С окружающим обществом ничего общего я иметь не хочу.


Мы попросили 4 мужчин и одного мальчика выбрать 5-6 вещей, которые бы значили что-то для них и их личной идентификации, и 1 слово, которое рассказывало бы что-то об их идентичности.

Журналист, А., 22 года.


Фотография. На фото: Книга, смартфон, ручка, блокнот, одеколон.


Новые маскулинности


Стратегии преодоления кризиса маскулинности отнюдь не однородны и, как и сами представления о маскулинности, зависят от социального и культурного контекста. Условно их можно разделить на прогрессивные, предполагающие пересмотр норм и ценностей маскулинности и движение вперед, и консервативные, предлагающие инструменты для усиления разрыва между феминностью и маскулинностью и укрепления патриархальной системы.

Консервативная стратегия закрепления видения женщин и мужчин как «разных людей» в подавляющем большинстве случаев используется в неопатриархальных контекстах. Такая тенденция характерна для экономически и политически нестабильных регионов, где традиционные представления о «должном» (заработке, вступлении в брак, репродукции) не могут быть реализованы в полной мере. Немалую роль играет и откат к клерикальным ценностям и традиционным маскулинным ролям. Практики угнетения и насилия в таких случаях используются не только мужчинами по отношению к женщинам. В то время как домашнее насилие нормируется, агрессия становится отличительной чертой «настоящего мужчины», активно используются милитаристские практики доминирования мужчин над мужчинами: рекрутирование в армию, заключение в тюрьмы, карт-бланш на насилие в публичных пространствах выстраивают новый порядок, где власть получает сильнейший.

Среди прогрессивных стратегий наиболее многообещающая – стратегия пересмотра маскулинности. Она заключается в переосмыслении традиционных патриархальных ценностей, разрушении представления о мужчинах как об однородной социальной группе с «белым европейским лицом» и создании плюральной концепции маскулинности, которая бы не только сопротивлялась патриархальной иерархии, но и реабилитировала феминность. Реальным достижением этой стратегии можно назвать феномен «нового отцовства» (new fatherhood). «Новые отцы» – это мужчины, которые проявляют эмоциональную компетентность и близость с детьми, развивают навыки, связанные с заботой и уходом, и размывают грань между приватным и публичным пространством. На фоне этого также получает развитие идея ревизии маскулинности и внедрение в нее ценностей феминизма. Антисексистское, негомофобное поведение, сознательный отказ от практик угнетения в отношении женщин, детей и других мужчин создают «новую мужественность» (new manhood), которую отличает эмоциональная открытость и желание дружеской близости с другими.

Безусловно, процессы пересмотра феминности и маскулинности тесно связаны с изменением социальных представлений о женщинах и мужчинах и их ролях. Однако ждать, пока изменится общество, и не предпринимать никаких попыток изменить себя – значит бежать от проблемы и игнорировать реальные инструменты для ее решения. Говорить публично о запретах, которые накладывает традиционная маскулинность, искать способы их преодоления и слышать мнения угнетенных групп кажется одним из шагов к более равному обществу, где разные мужчины и разные женщины смогут найти свое место.

© Фото Nollaig Lou

маскулинность и фемининность) - нормативные представления о соматических, психических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и для женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией ролей половых.

В психологии дифференциальной маскулинность и фемининность - специфические научные конструкты, связанные с конкретными психодиагностическими тестами. Некоторые черты, приписываемые им, транскультурны: например, отождествление маскулинности с силой, агрессивностью, а фемининности - с мягкостью и нежностью.

Как системное целое, образы маскулинности и фемининности являются историческими и этноспецифическими. При их изучении нужно учитывать принципиальную асимметрию ролей половых и то, чью точку зрения - мужскую или женскую - выражает данный конкретный стереотип.

Обыденное сознание склонно абсолютизировать психофизиологические и социальные различия полов, отождествляя маскулинность с активно-творческим, культурным, а фемининность - с пассивно-репродуктивным, природным началом. Наукой доказана условность этой категоризации, показано многообразие свойств маскулинности и фемининности, их зависимость от системы половых ролей и культурных норм, а также наличие множества индивидуальных вариаций, не совпадающих с нормативной моделью.

В XIX в. маскулинные и фемининные черты считались дихотомическими, взаимоисключающими, а всякое отступление от "норматива" воспринималось как патология или девиация. Затем жесткий нормативизм уступил место идее континуума маскулинно-фемининных качеств, на базе коей были созданы специальные шкалы для измерения степени умственных способностей, эмоций, интересов и пр. Все они предполагали, что в пределах некоей нормы индивиды могут различаться по степени маскулинности и фемининности. Эти свойства представлялись альтернативными: высокая маскулинность должна коррелировать с низкой фемининностью и обратно, причем для мужчин желательна высокая маскулинность, а для женщин - фемининность.

Позднее выяснилось, что не все психические свойства пола дифференцируются на "мужские" и "женские", и что индивидуальные показатели маскулинности и фемининности по разным шкалам (интеллекта, эмоций, интересов и пр.) не всегда совпадают. Усложнились и представления о том, какие именно качества особенно благоприятствуют психическому здоровью и адаптации социальной.

Новые, более совершенные тесты рассматривают маскулинность и фемининность не как полюсы одного континуума, а как независимые параметры. Наряду с индивидами, имеющими отчетливую поло-ролевую дифференциацию, существуют:

1) психологически недифференцированные, с низкими показателями и по маскулинности, и по фемининности;

2) андрогинные, сочетающие высокую маскулинность с высокой фемининностью (-> андрогиния).

Как становятся мужчиной? На этот вопрос отвечают гендерные исследования, которые часто связывают с исследованиями именно женщин. Их даже воспринимают как что-то враждебное мужчинам. На самом деле гендерные исследования - это совсем не про то, чтобы обвинять мужчин в каких-то грехах, чтобы отобрать у мужчин побольше прав и отдать их женщинам. Гендерные исследования занимаются и мужскими, и женскими проблемами. Изучая гендерный порядок, гендерные исследования показывают, что на самом деле этот порядок означает довольно жесткие рамки поведения и для мужчин, и для женщин. То есть это палка о двух концах, создающая проблемы каждому индивидуальному человеку, который не совсем вписывается в эти жесткие гендерные рамки.

Итак, что же такое мужчина? На первый взгляд, это такое биологическое существо, обладающее определенными половыми признаками. Но ведь этого совершенно недостаточно. От мужчины всегда требуется не просто обладать половыми признаками, но и демонстрировать некое специальное мужское поведение. Ну, например, как поется в известной песне группы «Ленинград», которая так и называется «Дикий мужчина»:

«Да, ты права, я дикий мужчина:
яйца, табак, перегар и щетина».

Даже из этих строчек мы видим, как тесно в определении того, что такое мужчина, в данном случае «дикий мужчина», сплетаются биологические признаки и социальные. То есть для того, чтобы быть мужчиной, недостаточно обладать яйцами и щетиной. Хотя щетина - это результат определенной социальной работы, работы над собой. Потому что щетина - это не борода, то есть обладатель ее иногда бреется. Но нужны еще табак и перегар. То есть свойства некоторого мужского поведения.

Не обязательно быть мужчиной вот такого плана, диким мужчиной. Но какой-то тип мужского поведения надо демонстрировать обязательно. Вот если эту мысль сформулировать более романтически, то можно вспомнить стихи советского поэта Михаила Львова, который так написал:

«Чтоб стать мужчиной, мало им родиться.
Чтоб стать железом, мало быть рудой.
Ты должен переплавиться, разбиться
И, как руда, пожертвовать собой».

Здесь это сформулировано очень романтически, но смысл тот же самый. Мужчиной родиться мало, мужчиной надо становиться. А свою мужественность надо доказывать.

Фрагмент из фильма «Офицеры» (реж. Владимир Роговой): «Два наряда. - За что? - Меня… это я… - Перестань мямлить, изволь вырабатывать громкий командный голос! Докладывай! - Опоздал я. - Куда? - Из увольнения. - Так, интересно знать, где же ты шлялся?! Ну, чего молчишь, как сыч, отвечай! - Бегемота смотрел».

И действительно, с самого детства перед мальчиками стоит определенный вызов. Вести себя так, как положено мальчикам, будущим мужчинам. И если мальчик будет отклоняться от этой линии поведения, то он столкнется с серьезным неодобрением. С гораздо более серьезным неодобрением, чем девочка, если она будет вести себя как мальчик. Более того, если девочка будет играть с мальчиками, если она будет играть, например, в футбол, участвовать в каких-то проказах мальчишеских, если ее назовут «настоящий парень», то до поры до времени это комплимент. Это не будет беспокоить ее родителей, которые будут думать о том, что девочка растет с хорошими лидерскими качествами. А потом, как положено, будет уже интересоваться нарядами и кавалерами.

Но вот если мальчика назовут девочкой, «ты ведешь себя как девочка», то вот в этой фразе будет очень сильное осуждение. Потому что мальчик себя ни в коем случае так вести не должен.

Таким образом, и мальчики, и девочки вырастают с пониманием того, что мужское и женское поведение имеет разный смысл, по-разному маркируется. Мужское поведение более престижное, оно более ведет к успеху. Ну и так на протяжении всей жизни мужчине предстоит доказывать, что он мужчина, что он не женщина.

Вообще мужское поведение, маскулинность, всегда обозначается как нечто противоположное женскому поведению и феминности. Только в этом соотношении эти понятия имеют смысл. Что такое маскулинность, таким образом? Маскулинность - это определенный набор практик и представлений, которые отвечают на вопрос о том, что значит быть правильным мужчиной в данное время и в данном социальном окружении. То есть отвечать определенным социальным ожиданиям. Маскулинность всегда подразумевает стремление к успеху. Собственно, те качества, которые в обществе маркируются как маскулинные, - это качества, ведущие к успеху в обществе, основанном на конкуренции. Более того, есть определенное социальное напряжение между теми моделями успеха, которые существуют для людей разных классов. Например, для того чтобы преуспеть в современном обществе, нужно хорошо учиться, нужно обладать определенными знаниями, определенной экспертизой. Хорошо учиться значит быть отличником, ботаником. Это свойства, которые не приветствуются в классе. Довольно часто приветствуется совсем другое поведение: более маскулинное, непокорное, более лидерские качества, которые опять-таки в жизни потом могут не пригодиться, а могут данному мужчине только помешать, потому что все лидерами быть не могут.

В разных социальных группах те мужские качества, которыми должен обладать мужчина в идеале, - активность, агрессивность, стремление к лидерству - также могут оказаться неуместными. Вот, например, если мы говорим о рабочем. Над кем он будет лидировать, над кем он будет доминировать? Над товарищами по цеху? Они этого не поймут. Для деталей, которые он обрабатывает, это не нужно. Таким образом, вот это его стремление к самоутверждению не будет иметь выхода у него на работе. Остается самоутверждаться в досуговых практиках, в своей семье. Что часто ведет к конфликтам и агрессивному, несбалансированному поведению.

Какая маскулинность правильная

Итак, для того чтобы в детстве не заслужить прозвище «девчонка», а когда вырастешь, чтобы не назвали «бабой», мужчина должен вести себя правильно. Он должен демонстрировать мужское, маскулинное поведение. Но каковы правила этого поведения? Понятно, что они зависят от исторического и культурного контекста. Маскулинность мушкетера отличается от маскулинности бизнесмена или от маскулинности рок-певца. Все они должны демонстрировать разные качества, разные компетенции. И опять-таки все они должны быть успешными, все они должны проявлять силу характера.

Американский исследователь Роберт Бреннан попробовал сформулировать несколько принципов, или норм, из которых складывается успешная маскулинность.

Во-первых, «без бабства». То есть мужчина должен избегать всего женского.

Во-вторых, принцип «большой босс». Мужчина должен добиваться успеха и опережать других мужчин, должен быть лидером.

В-третьих, «крепкий дуб». Мужчина должен быть сильным и не проявлять слабость.

В-четвертых, принцип, который можно сформулировать так: «Задай им жару». То есть мужчина должен быть крутым. Он не должен бояться насилия, если есть необходимость. Он всегда должен быть готов вступить в бой.

Но важно понимать, что все эти качества проявляются только по сравнению с другими мужчинами. То есть мужчина находится постоянно в состоянии конкуренции. Успех - это всегда пирамида. И на вершине могут оказаться только немногие люди. Остальные все время будут карабкаться на эту вершину и находиться в состоянии борьбы.

Причем современное общество так устроено, что конкуренция становится все больше и больше. Если раньше каждый конкретный мужчина сравнивал себя только с мужчиной своего социального окружения, то сейчас социальное давление гораздо больше, потому что он видит пример чужого успеха в социальных сетях. Он видит это в кино, он видит это даже в новостях. Поэтому мужчина находится в состоянии вызовов, на которые он должен отвечать, и в состоянии достаточно сильного стресса.

Итак, поскольку индивидуальному мужчине достигнуть успеха бывает очень нелегко, многие из них стараются компенсировать ситуацию за счет того, чтобы примкнуть к каким-то обладающим силой и властью институтам. К какого рода сообществам? Это может быть корпорация, это может быть армия, это могут быть и криминальные сообщества. В крайнем случае, это может быть просто какое-то очень сильное милитаризированное государство. И тогда маскулинность будет определяться по принадлежности к этому сообществу. Таким образом, мужчины частично решают свои проблемы во внешнем мире. То есть, являясь частью какой-то сильной организации, мужчина ощущает себя человеком, обладающим той силой и властью, которой обладает эта организация.

Но вот внутри этой организации он всегда будет находиться в состоянии очень сильной, очень жесткой конкурентной борьбы. Потому что в таких центрах силы, в таких организациях конкуренция бывает особенно сильной, особенно жесткой. Какие ресурсы надо иметь, чтобы включаться в эту конкуренцию? В современном мире в развитых странах человек должен иметь доступ, прежде всего, к материальным, экономическим ресурсам и к каким-то средствам, с помощью которых он этот доступ сможет получить. Чаще всего это бывает профессионализм, какие-то профессиональные качества. Хорошее образование, например.

Но если в обществе что-то пошло не так, то это может быть доступ и к каким-нибудь криминальным ресурсам. Вот если мы вспомним 90-е и 2000-е годы, то какие образы успешных мужчин мы можем найти, например, в журналах гламурных, в массовом кино? Это будет бизнесмен, это будет успешный программист, интеллектуал, мастер своего дела, но это может быть и романтизированный бандит. Или романтизированный полицейский, милиционер, который ловит такого романтизированного бандита. Но в любом случае мужчина должен выглядеть успешным. В любом случае он должен выглядеть гламурно. То есть он должен иметь доступ к каким-то материальным богатствам. Желательно, чтобы у него была хорошая машина. Желательно, чтобы он был хорошо одет. Желательно, чтобы он при этом был привлекателен, силен, обладал мускулами.

Те мужчины, которые не могут быть настолько успешными, не могут приспособиться к позиции власти/успеха, оказываются в очень сложном положении. Потому что для таких мужчин позитивных сценариев в нашем обществе нет. Их поведение называется «несостоявшаяся маскулинность» . То есть им приходится все время оправдывать свой неуспех за счет каких-то жизненных обстоятельств. Либо просто спиваться, что тоже, к сожалению, очень распространенный вариант. И тем не менее почти все мужчины должны ощущать себя в той или иной степени неуспеха. Так работает гендерная идеология. Потому что для того, чтобы были победители, обязательно должны быть побежденные.

Отношения мужчин с женщинами

Что мы можем сказать об отношениях мужчин и женщин с точки зрения гендерных исследований, исследований маскулинности?

Исторически эти отношения определяются как патриархат. Что такое патриархат? Это такая социальная система, при которой мужчина имеет привилегированный доступ к ресурсам и к власти, то есть мужчина занимает доминирующую позицию. Классический патриархат - это такая достаточно жесткая система, при которой женщины имеют очень и очень мало автономии. Они не могут самостоятельно принимать решение не только по поводу выбора брачного партнера или, например, по поводу рождения детей, но даже по поводу того, как они должны одеваться, могут ли они получать образование, могут ли самостоятельно выходить на улицу и так далее.

В целом общественное развитие идет в другую сторону. Женщины получают все больше и больше прав. Тем не менее говорить о гендерном равноправии пока не приходится. В любом обществе, в любой стране мужчина продолжает сохранять за собой достаточное количество привилегий, занимать доминирующую позицию.

Всегда ли женщин это не устраивает? Нет, далеко не всегда. Достаточно часто женщины готовы принимать свое подчиненное положение в обмен на то, что их будут защищать, в обмен на то, что им будут предоставлять определенные ресурсы. Эта система отношений в гендерных исследованиях называется «патриархальная сделка» . Но вот на протяжении XX века условия патриархальной сделки стали все более и более пересматриваться. Женщины получали равные юридические права на протяжении XX века. Они получили доступ к образованию, право распоряжаться своим имуществом. Получили право на сексуальную инициативу. Достаточно долго таких прав у женщин не было. И, конечно, это сразу вызвало очень большие изменения в гендерных отношениях. Самое серьезное из этих вызовов было то, что женщины стали в массе своей самостоятельно работать и получать независимый от мужчины доход. С одной стороны, мужчинам стало в какой-то степени легче. То есть благосостояние семьи стало меньше зависеть от одного кормильца и работника. С другой стороны, перед мужчиной возникли новые серьезные вызовы, потому что общаться с человеком, который обладает определенной независимостью, пусть даже неполной независимостью, гораздо сложнее, чем с тем, который от тебя полностью зависит. Здесь уже совсем новые правила коммуникации.

Но самые главные изменения стали происходить в области частной жизни. В современном обществе возник очень большой спрос на близкие отношения, на эмоции, на интимность. И вот это вещи, которым совсем не учили мужчин. Их учили другому: учили добиваться успеха, бороться, быть агрессивными и так далее. А в семье от них ожидается совершенно иное. Это порождает новую систему двойных требований по отношению к мужчине. Ведь современный мужчина, который связан с современной независимой женщиной, должен быть по-прежнему защитником и кормильцем. Но - еще и заботливым мужем. Еще он должен быть хорошим отцом, проводить много времени с детьми. Это сразу порождает достаточно сильные противоречия с его служебными обязанностями. Потому что или ты делаешь карьеру, или ты проводишь много времени с детьми. Это очень трудно совместить. Еще он должен быть хорошим любовником, еще он должен хорошо выглядеть, хорошо одеваться. То есть очень большой набор требований, которые трудно совместить между собой. Что вызывает новые и новые стрессы.

Ну вот в России эти стрессы выражаются в том, что очень сильно выросло количество разводов. Сейчас, если мы посмотрим данные Росстата, сравним количество браков и разводов в 2014 году, мы увидим, что распавшихся браков почти 57%. То есть чаще чем каждый второй брак разрушается, кончается разводом. Это говорит об очень высокой степени взаимной гендерной неудовлетворенности. О противоречивых требованиях, которые мужчины предъявляют к женщинам, а женщины - к мужчинам. О большом объеме обманутых ожиданий.

Проблемы маскулинности

Хотя маскулинность направлена на то, чтобы быть стратегией успеха, на самом деле она порождает многочисленные стрессы и многочисленные риски. Есть целое направление в гендерных исследованиях, которое как раз занимается проблемами мужчин, рисками и тем сложным положением, в котором находятся мужчины в современном обществе, находясь под давлением со стороны разного рода общественных институтов, своих семей, общества.

Один из таких исследователей - Херберт Гольдберг писал: «Какая извращенная логика может указывать на “привилегированное положение мужчин”, эмоционально подавленных, отчужденных от своего тела, изолированных от других мужчин, терроризируемых страхом поражения, боящихся просить о помощи… только и знающих, что свою работу».

Потому что по мере того, как развиваются экономические отношения, конкуренция становится все более и более жесткой. То есть роль кормильца, роль настоящего мужчины становится все более и более рискованной. На самом деле еще в 60-е годы прошлого века у нас в России об этом писал наш известный демограф Борис Урланис : «Принято считать женщин “слабым полом”. В прямом, физическом смысле это правильно. Однако демография утверждает обратное. Слабый пол - мужчины».

И в подтверждение этого приводится очень много демографических данных, которые указывают на низкую продолжительность жизни мужчин, на их большую заболеваемость, на более частые случаи самоубийства, на плохое отношение к своему здоровью, отсутствие заботы о своем здоровье, на разного рода типы рискованного поведения, которые, собственно, ставят мужчин вот в такое положение слабой группы. И в этих словах действительно очень много справедливого. Если мы посмотрим демографическую статистику, мы увидим, что за то, чтобы быть мужчиной, за то, чтобы быть маскулинным, мужчинам приходится платить свою цену. Очень серьезную цену, особенно у нас в России. Если мы посмотрим таблицу, то увидим, что ожидаемая продолжительность жизни при рождении мальчиков и девочек очень сильно различается. Хотя за последние несколько лет продолжительность жизни мужчин и женщин в России выросла, тем не менее вот эта дистанция в 11-12 лет все время сохраняется. То есть мужчины в среднем живут сейчас 65 лет, женщины - 76 лет. Это достаточно большая разница.

Почему же так происходит, за счет чего такая разница в продолжительности жизни? Для того чтобы это понять, надо посмотреть на статистику более подробно. Если мы посмотрим на таблицу «умершие по основным классам причин смерти», мы увидим, что мужская смертность выше, собственно говоря, по любой причине. По всем группам заболеваний мужская смертность выше, чем женская. Но особенно огромный разрыв - это внешние причины смерти. Вот по ним мужчины опережают женщин в четыре раза. Что такое внешние причины смерти? Это дорожно-транспортные происшествия, разного рода криминальные разборки, несчастные случаи, участие в войнах и вооруженных конфликтах. Продолжительность жизни мужчин в России оказывается невероятно короткой. И даже если сравнивать Россию не только с развитыми государствами Европы и Америки, но и со странами Азии, СНГ, то единственные страны, где продолжительность жизни мужчин сейчас короче, чем в России, - это Индия и Туркмения. Ну а в таких странах, как, например, Таджикистан, Украина, Белоруссия, Киргизия, продолжительность жизни мужчин больше, чем в России, на сегодняшний день.

Важную роль во всех этих внешних причинах смерти, а также в причинах мужской сверхсмертности, как называют ее демографы здоровья, играет, конечно, большое употребление алкоголя. Есть исследования, посвященные употреблению алкоголя в России. И они показывают, что в России это часть определенной гендерной культуры. Настоящий мужчина должен уметь пить. То есть употребление алкоголя - это своего рода доблесть. Умение пить при этом подразумевает, что алкоголь ему не мешает выполнять его обязанности, любые обязанности. Но на самом деле это далеко не всегда бывает так. Если мы посмотрим на график, мы увидим, какая высокая доля населения России страдает алкоголизмом, алкогольными психозами. Видно, что это гораздо больше мужская проблема, чем женская. То есть это специфически гендерная мужская проблема.

Исследователи, которые рассматривают все эти вещи с позиции защиты прав мужчин, нередко приписывают вот эту мужскую сверхсмертность, мужские проблемы распаду традиционных гендерных отношений, этим новым вызовам, встающим перед мужчинами. То есть, в конечном счете, в них нередко обвиняются женщины, которые требуют от мужчин слишком многого. Если мы посмотрим на эти причины смертности, то давайте задумаемся. Неужели женщинам нужно, чтобы мужчины так много пили? Чтобы они участвовали в криминальных разборках, чтобы они воевали? Женщины заинтересованы в прямо противоположных вещах. Но мужчины утверждают свою маскулинность, соперничая между собой. И пока традиционная маскулинность будет утверждаться таким вот образом, мужчины будут платить за это свою цену. Свою смертельную цену.

Особенности российской маскулинности

Для того чтобы понять особенности российской маскулинности, нам необходимо обратиться к советскому периоду истории, который от нас как будто уже отделен каким-то временем и при этом совсем недалеко. К маскулинности наших отцов, условно говоря.

Надо сказать, что советский гендерный порядок обладал очень большой спецификой. Советское государство в большой степени было направлено на союз с женщинами, а не с мужчинами. Женщины получали много ресурсов, женщины имели возможность работать и воспитывать детей. Очень многие ресурсы приобретались по месту работы независимо от статуса, который занимала работница. Так, предположим, даже уборщица на предприятии могла получить путевку в пионерлагерь для своего ребенка, детский садик и так далее. В этой ситуации женщины имели относительную независимость от мужчин. И положение мужчины в семье было достаточно маргинализированным. То есть он не обладал возможностью полностью определять порядок в своей семье. Взамен этого предполагалось, что мужчина служит государству. Все его мужские доблести реализуются именно на службе государству. Именно в публичной сфере. И степень связи мужчин с государством, служения государству должна быть очень высока, она всячески романтизировалась.

Если мы вспомним классический фильм «Офицеры», мы увидим идеальный образ советского мужчины. Он - воин, защитник, он - благородный человек. Семья находится у него определенно не на первом плане, а как-то перемещается вслед за ним. Но главное - его отношение к государству.

Фрагмент из фильма «Офицеры» (реж. Владимир Роговой): «А я вот, представьте, всю жизнь гордился своим делом, и отец им гордился, и дед. Другие богатством гордились или знатностью. А мы - профессией. - А что это за профессия? - Родину защищать - есть такая профессия, взводный».

Когда наступили 90-е годы и советский режим пришел к своему краху, гендерные правила игры очень сильно изменились. Но на самом деле корни этих изменений - еще в позднесоветском периоде. По мере того как ветшала советская идеология, ветшали и гендерные идеалы. Когда уже не с кем было воевать, когда время героического труда тоже закончилось, возник такой разочарованный герой, который не знает, что с собой делать. Мужчины оказались перед очень серьезным вызовом, потому что традиционные сферы их самореализации иногда просто перестали существовать. Вот так, например, одной из первых жертв экономических реформ пала оборонная промышленность, то есть традиционно мужская сфера деятельности. Очень многие мужчины оказались без работы, и они были вынуждены искать для себя не только новое занятие, но и новый способ утверждать свою маскулинность. Кто-то их нашел, включаясь в новые товарно-рыночные отношения. Иногда даже криминальные отношения, которые очень часто были с ними тесно, неразрывно связаны. Очень многие потерпели поражение.

Маскулинность, бывшая на кону в это время, была маскулинностью индивидуалиста, который борется не столько за успех, сколько за выживание свое и своей семьи. По мере того как экономические реформы в каком-то виде завершились, наступила стабилизация, возникли определенные экономические институты. Изменились и контуры маскулинности. Главной темой маскулинности нулевых годов было успешное участие в этих институтах, приносящее разного рода прибыль, реальную и символическую. Возникла корпоративная маскулинность и стала играть очень большую роль. То есть мужчина как член корпорации, который успешно передвигается со ступеньки на ступеньку.

Фрагмент из фильма «Дух less» (реж. Роман Прыгунов): «Ответственность понял? - М-м-м… - Работаем, работаем, господа. И попробуйте только мне облажаться».

В России очень большую роль в определении маскулинности всегда играло государство. И в последние годы роль государства становится все больше и больше, в том числе и в определении гендерных отношений. И опять оказываются востребованными те формы маскулинности, которые связаны со служением государству, часто с каким-то решением военных задач, с подражанием сильному лидеру. Еще и потому, что индивидуальный мужчина все меньше и меньше имеет возможность утвердить самого себя как некоего независимого субъекта. Собственно говоря, так было и в советское время. Хотя мужчины доминировали в публичной сфере, властью, ресурсами обладал не столько конкретный мужчина, сколько та социальная позиция, которую он занимал. А человека, занимавшего эту позицию, всегда легко было поменять.

Таким образом, маскулинность нулевых годов - это классическая капиталистическая маскулинность, связанная с борьбой за прибыль, за место в корпорации. Но корпоративная маскулинность хорошо работает во времена экономической стабильности. Во времена кризисов она уже не гарантирует достижения ресурсов, достижения позиций успешного мужчины. Остается примыкать к каким-нибудь другим институтам, которые по-прежнему обладают силой власти. Например, институтам милитаризированным. Но, поскольку правила игры все время меняются, ситуация успеха не гарантирована ныне ни одному мужчине ни в каких обстоятельствах. Вызовы приходят с самых разных сторон, и никакой социальный институт во время кризиса не может быть достаточно надежным для того, чтобы утвердить маскулинность даже чисто символически.

Идея проекта: Ирина Костерина
Координатор и логист: Юлия Островская
Режиссер: Дмитрий Вакулин
Оператор: Кирилл Бегишев
Монтаж: Ирина Савина
Иллюстрации: Елена Зайкина

Социальные, личностные и физиологические качества, которые характерны всем представителям мужского пола, носят название "маскулинность". Это своеобразное проявление мужественности во всех аспектах жизни, как в повседневной, бытовой, так и в социальной. Смысл термина в разных науках может немного видоизменяться, но в классике он имеет отношение исключительно к мужчинам. Однако встречаются и отклонения от нормы, которые трактуются как женская маскулинность. О том, как этот комплекс особенностей проявляется у обоих полов, читайте ниже.

Разница между полами

Для начала попробуем определиться с тем, что такое фемининность и маскулинность. Первый термин характеризует все качества, которые присущи женщинам. Это ранимость, нежность, умение создать уют, воспитать и вырастить детей, способность быть любящей и заботливой. Второй термин охватывает все качества, которые должны быть присущи каждому мужчине. Среди них выделяют выдержку, силу, спокойствие, способность защитить, быть опорой для слабых. Оба термина могут трактоваться с точки зрения эссенциализма и социально-конструктивистского подхода. Но данные расшифровки действенны только в том случае, если фемининность и маскулинность имеют отношение к женщине и мужчине соответственно, но не наоборот.

Эссенциальный подход

В основе маскулинности лежат биологические качества, которые на физическом уровне позволяют нам отличать мужчину от женщины. Сильная половина человечества тут рассматривается как отдельная природная категория, которая имеет свои собственные биологические качества, присущие всем ее представителям от рождения до смерти. Таким образом, маскулинность - это то, кем мужчина является в обществе, то, как он себя ведет, опираясь на природные инстинкты и позывы.

Аналогично трактуется и фемининность, где в главной роли выступают все физиологические особенности и характеристики поведения, которые с рождения присущи слабому полу. Стоит отметить, что данная раз подвергалась весьма строгой критике. Дело в том, что земное общество не однородно. В каждой стране установлены свои стандарты и представления о том, какие качества должны быть свойственны полам, потому единой характеристики для женщины и для мужчины с эссенциальной точки зрения не существует.

Социально-конструктивистский подход

В данной трактовке маскулинность - это совокупность социальных и поведенческих качеств, которыми должен быть наделен мужчина и которые ожидает от него общество. Иными словами, под данным термином подразумевается, что в каждом отдельном обществе представителей мужского пола воспитывают с детства, исходя из определенных стандартов и традиций. Благодаря этому воспитанию они в будущем соответствуют традиционным для их страны социальным стандартам. То же самое относится к представительницам женского пола. Любую девочку с пеленок воспитывают по конкретной схеме, прививая ей все те качества, которые должны сделать ее настоящей леди, любящей женой, заботливой мамой и так далее.

Исторический фактор

Исследователи утверждают, что "маскулинность" - это понятие не постоянное. На протяжении всей истории человечества в различных народах существовали свои представления о том, как должен выглядеть и что должен делать настоящий мужчина. Отследить историю развития этого социального аспекта можно благодаря тем идеалам, которые были характерны той или иной эпохе. Это атлеты-спортсмены, правители государств, выдающиеся светские личности, актеры, художники и т. д. К примеру, если мы будем рассматривать средневековье и эпоху крестовых походов, то основными качествами, присущими мужчинам, будут агрессивность, несдержанность, чрезмерная строгость и жестокость, деспотизм. Если же обратиться в античность, то особенностями представителей сильного пола будут не только агрессия и сила, но и поэтичность, философское мышление, творчество и прочее.

Смена ролей

Мы уже сказали, что фемининность - это совокупность физиологических и социальных качеств, которые должны быть присущи каждой женщине для того, чтобы она могла занять свое место в обществе. С точки же зрения не что иное, как социальные рамки, которые были установлены для женщин патриархальным строем. Они ограничивают прекрасную половину человечества во множестве действий и возможностей, не дают развиваться и совершенствоваться.

Позже в психологии официально появился термин "маскулинность у женщин". Он означает, что представительница слабого пола обладает физическими или социальными качествами, которые характерны для мужчины.

Мужеподобные девочки

На пятом году жизни каждый из нас определяется в физиологическом и социальном аспекте в том, кто он по половому признаку. Это достигается путем воспитания в соответствующем русле, а также путем влияния половых гормонов и прочих физических факторов. Но бывает так, что из-за влияния общества или семьи, из-за нарушений в работе эндокринной системы данные установки нарушаются. В результате девочка становится похожа на мальчика как по внешним данным, так и по своему поведению и характеру. Однако психологи отмечают, что к моменту полового взросления пацанки чаще всего перерастают все это и становятся женщинами.

Девическая маскулинность: признаки и особенности

Кратко расскажем, как определить несоответствие врожденного пола у девочки.

  • Игрушки. Ребенок отдает предпочтение солдатикам, машинкам, играет в войнушки, представляет себя ковбоем.
  • Общение с одногодками. Девочка дружит только с мальчишками, при этом общается с ними на равных.
  • Общение со взрослыми. Тут также ребенок предпочитает мужские компании. К представительницам женского пола девочка может демонстрировать влюбленность с присущей для сильного пола настойчивостью.
  • Предпочтения в одежде. Маскулинная девочка будет просить маму одевать ее в вещи мужского типа, ей больше по душе придется короткая стрижка.

Заключение

Мы установили, что изначально маскулинность - это социально-физиологический аспект, который определяет в обществе мужчину. Однако в некоторых случаях все качества, которые относятся к сильному полу, могут быть присущи женщинам. Порой это результат неправильного воспитания, а иногда это связано с нарушением гормонального фона.



gastroguru © 2017