Здоровьесберегающая среда в медицинском колледже – подготовка студентов к профессиональной деятельности. Формирование зож у студентов техникума Анкетирование зож для студентов

АНАЛИЗ

результатов анкетирования студентов по принципам здорового образа жизни

Зам. директора по воспитательной работе Шмакова О.Ю.

Воспитание у молодых людей привычки к соблюдению правил и норм здорового образа жизни является одним из важнейших направлений воспитательной работы со студентами. Не секрет, что в современной жизни молодежь видит достаточно много отрицательных примеров нарушения принципов здорового образа жизни.

Воспитательная работа со студентами нашего колледжа проводится различными формами в учебные часы через предмет, во время кураторских часов, в свободное время студентов. Преподаватели используют данные теоретической и практической медицины, примеры из произведений художественной литературы и искусства, чтобы показать вред курения, употребления алкогольных напитков и наркотиков для жизни и здоровья людей, в частности для молодежи.

Для оценки отношения студентов к принципам здорового образа жизни было проведено выборочное анонимное анкетирование студентов по проблемам здорового образа жизни.

В анкетировании приняли участие 194 студента. В анкете приведены 8 основных вопросов, к которым прилагаются варианты ответов. Можно выбрать те ответы, которые отражают личное мнение студента, или вписать свои предложения. В 9-м пункте опрашиваемым предлагается внести свои предложения, что надо делать, чтобы все студенты вели здоровый образ жизни.

На вопрос, что больше всего нравится делать в свободное время , большинство студентов ответило – «слушать музыку», на 2-м месте – «встречаться с друзьями (подругами)», на 3-4-м – «читать книги» и «заниматься спортом», далее идут пункты «смотреть телевизор», «помогать родителям», «знакомиться с новыми людьми», «посещать секции» и все остальные пункты, которые отметили незначительное количество опрашиваемых («выступать на концертах и других мероприятиях», «готовить доклады и рефераты», «посещать кружки и секции», «играть в компьютерные игры», «помогать в университете», «делать что-либо для других», «другое»).
Таблица 1.
Варианты ответов на вопрос, что любят студенты делать в свободное время.


Место

Вариант ответа

Количество ответов

Первое

Слушать музыку

100

Второе

Встречаться с друзьями

80

Третье-четвертое

Читать книги, заниматься спортом

70

Следующие места

Смотреть телевизор,

Помогать родителям, знакомиться с новыми людьми, посещать секции и другое


65

Гистограмма 1 . Количество выбираемых вариантов ответа на вопрос, что любят делать студенты в свободное время.

Поскольку можно было указать несколько вариантов ответа, 28 студентов обозначили по 5 вариантов ответов, 34 – по 4 и 52 по 3 варианта ответов, остальные – по 1-2 варианта.
Таблица 2

Количество выбираемых вариантов ответа на вопрос, что любят делать студенты в свободное время.

Некоторые студенты высказывали свои варианты ответов: «танцевать», «ухаживать за родными» (бабушкой, младшими сестрами и братьями), «готовить что-нибудь вкусное», «помогать друзьям», «кататься верхом», «писать музыку, петь», «сидеть в Интернете», «делать что-то полезное, доброе», «просто спать», и многое другое (23 ответа).
Таким образом , интересы наших студентов многогранны, они понимают, что свободное время надо проводить с пользой.
2. На вопрос об «отношении к здоровому образу жизни и считаете ли для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни» (возможен один вариант ответа) ответы распределились следующим образом:
Таблица 3.

Диаграмма 1.

Распределение вариантов ответа на вопрос «считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни».
Таким образом, большинство студентов считает для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни в повседневной жизни.
3-й вопрос касался того, что делают студенты для сохранения здоровья . Посещают спортивные секции – 62 ответа, отказываются от вредных привычек – 92, полноценно питаются – 42, соблюдают режим дня – 36, соблюдают санитарно-гигиенические нормы –104. Ничего не делают и считают, что у них все нормально – 12 ответов.

Таблица 4.

Распределение выбираемых студентами действий для сохранения здоровья.

Можно было указать несколько вариантов ответа, что сделали многие студенты по 3 варианта указало 36 человек, по 4 – 16 студентов, по 2 – 76, по 1 – 50, по 5 – 4 студента.
Гистограмма 2 .

К
оличество действий, выбираемых студентами для сохранения здоровья.

Относительно занятий спортом студенты указывают, что занимаются плаванием, боксом, баскетболом, волейболом, атлетической гимнастикой, дзюдо, самбо, теннисом, посещают фитнес клубы.
Некоторые студенты написали свои варианты ответов: «хожу пешком», «делаю зарядку по утрам», «придерживаюсь принципа раздельного питания, очищаю организм», но есть и такие ответы «не делаю ничего».

Таким образом , ответы большинства студентов показывают, что они думают о сохранении своего здоровья, и только 12 человек еще не задумывались над этим вопросом и считают, что у них все нормально.
4.На вопрос «Употребляете ли Вы алкоголь » - по 1-му варианту (ни разу) ответило 36 студентов (18,6 %), один раз пробовал(а) – 44 (22,7 %), «изредка»- 110 (56,6 %), часто 4 (2,1 %), постоянно – ни одного ответа.
Таблица 5.
Употребление алкоголя .

Диаграмма 2.

Частота употребления студентами алкогольных напитков
В данной ситуации следует проводить активную антиалкогольную пропаганду, учитывая, что большинство студентов 1-го курса, – молодые люди 17-18 лет и их неокрепший организм очень подвержен вредному действию алкоголя.

Таким образом , большинство студентов понимают, что алкоголь вреден и стараются его не употреблять.
5.На вопрос об употреблении наркотических веществ – категорически «нет» ответили 187 человек (96,4 %), и только 7 ответили (3,6 %), что 1 раз пробовали (имеется в виду энергетические напитки).
Таким образом , большинство студентов понимают вред наркотических веществ и не употребляют их.
6.Следующий вопрос касался курения .

Большая часть студентов ответила, что ни разу не пробовала – 130 человек (67,0 %), 1 раз пробовали 24 студента (12,4 %), изредка курят 22 человека (11,3 %) и только 18 человек курят часто и постоянно (9,3 %).
Таблица 6.
Распределение студентов, курящих сигареты или иные вещества.

Распределение мнения студентов о приверженности принципам «здорового образа жизни»


Диаграмма 3. Отношение студентов к курению.
Как видно из приведенных выше данных, вредная привычка курить есть у некоторых студентов, поэтому преподавателям и, в частности, кураторам следует активнее проводить противоникотиновую и противотабачную агитационную работу, объяснять вред курения для здоровья самого человека и окружающих его людей.

Таким образом, большая часть курса понимает, что курить вредно. Постоянно курят всего 9,3 % опрашиваемых.

7.Следующий вопрос касался причин, из-за которых некоторые студенты потребляют алкоголь или наркотики, курят .

Наибольшее число- 54 человека (27,8 %) указали в числе причин «за компанию», 50 человек (25,8 %)– «чтобы снять напряжение от жизненных трудностей, семейных проблем», 44 человека (22,7 %)– «из любопытства, стремления к новым ощущениям». . Получают удовольствие – 8 человек (4,1%). Остальные ответы «под давлением сверстников, чтобы казаться уверенным, чтобы казаться более взрослым, способ убить время», »указали от 2 до 10 человек (всего 38 человек, 19,6 %) Ответ «под влиянием рекламы» не указал ни один из опрашиваемых.

Таблица 7.

Причины, из-за которых студенты начинают курить, употреблять спиртное или наркотики.

Таким образом , причины, по которым студенты начинают курить, употреблять спиртное или наркотики многочисленны, однако, действенная современная пропаганда, целенаправленные действия преподавателей и родителей могут помочь молодым людям отказаться от употребления этих веществ.

Студенты отвечали : «Родители, близкие люди; регулярные занятия любимым видом спорта; желание стать лучше; не быть, как все; понимание, что наносишь вред своему здоровью; беременность» и другие. Были и такие ответы: «вид красивых девушек, но с желтыми зубами и морщинами»; «если мне дадут мешок денег»; «все наркоманы умирают молодыми». Как видно из приведенных ответов, студенты понимают, что надо отказываться от вредных привычек.

Отношение студентов к курению





9.У студентов спрашивали, что нужно делать, чтобы все вели здоровый образ жизни.

Тут получился очень большой разброс мнений. Только 24 человека не сделали никаких приписок. Остальные студенты отнеслись очень активно к возможности высказать свое мнение. Их ответы можно разделить на несколько групп: занятия спортом, воспитание и мнение родных и хороших знакомых (в частности, девушек), санитарно-просветительская работа и другие мероприятия с документально-художественным показом последствий вредных привычек, беременность и рождение ребенка, материальное поощрение за отказ от вредных привычек. Встречали и пессимистические высказывания, что «в современной жизни студентов здоровый образ жизни не возможен», что «это дело каждого», предложения о введении закона о наказании за курение, употребление алкоголя и наркотиков. В некоторых анкетах были критические замечания по поводу больших нагрузок в учебном процессе, по поводу работы столовой, предложения повысить стипендию.

В целом, студенты понимают, что они должны «осознать себя полноценными членами общества, способными на многое». Как будущие медицинские работники, студенты уже сейчас начинают бороться с вредными привычками и проповедовать принципы здорового образа жизни.

Приложение 1

Анкета

По проблемам здорового образа жизни

Уважаемые студенты! Просим Вас анонимно ответить на вопросы, изложенные в анкете. Просьба быть искренними и правдивыми. Подчеркните вариант ответа, который совпадает с Вашим мнением или впишите свой ответ на вопрос.

1.Что Вам больше всего нравится делать в свободное время? Возможно несколько вариантов ответа.

Б) смотреть телевизор, видео,

В) встречаться с друзьями, подругами,

Г) слушать музыку,

Д) выступать на концертах и других мероприятиях,

Е) готовить доклады, рефераты,

Ж) посещать кружки, секции (какие),

З) играть в компьютерные игры,

И) заниматься спортом,

К) помогать родителям,

Л) помогать в университете (в чем),

М) знакомиться с новыми людьми,

Н) делать что-то для других (что),

О) другое.

2.Как Вы относитесь к здоровому образу жизни? Считаете ли Вы для себя необходимым придерживаться принципов здорового образа жизни?

Возможен один вариант ответа.

А) да, нужно придерживаться принципов здорового образа жизни,

Б) нет, можно хорошо прожить и без этого,

В) частично,

Г) эта проблема меня пока не волнует.

А) занимаюсь спортом, посещаю спортивные секции,
Б) соблюдаю режим дня,

В) полноценно питаюсь,

Г) отказываюсь от вредных привычек,

Д) соблюдаю санитарно-гигиенические нормы,
Е) не делаю ничего, у меня и так все нормально,
Ж) другое.

4. Употребляете ли Вы алкоголь?

А) ни разу не пробовал (а),

Б) один раз пробовал(а),

В) изредка,

Д) постоянно.

5.Употребляете ли Вы наркотики или токсические вещества?

А) ни разу не пробовал (а),

Б) один раз пробовал(а),

В) изредка,

Д) постоянно.

6. Употребляете ил Вы табак (курите сигареты и т.п.)?

А) ни разу не пробовал (а),

Б) один раз пробовал(а),

В) изредка,

Д) постоянно.

7.Каковы основные причины курения, употребления алкоголя или наркотиков, если Вы что-то употребляли?

А) из любопытства, стремления к новым ощущениям,

Б) за компанию,

В) под давлением сверстников,
Г) получаю от этого удовольствие,

Д) чтобы казаться уверенным,

Е) чтобы казаться более взрослым,

Ж) способ «убить» время,

И) чтобы снять напряжение от жизненных трудностей, семейных проблем.

8. Если Вы имеете вредные привычки, что может побудить Вас

А) бросить курить,

Б) отказаться от наркотиков,

В) отказаться от употребления алкоголя.

9. Как Вы думаете, что нужно делать, чтобы все студенты вели здоровый образ жизни ?
Приложение 2

Мнения студентов, что нужно делать, чтобы все студенты вели здоровый образ жизни.

Студенты пишут, что «это личное дело каждого»(3 ответа),

«вряд ли возможна массовая борьба с вредными привычками»,

«не делать большие нагрузки по учебе, чтобы студенты не переживали»

«поменьше нагрузок в учебном процессе, перестать изменять программу по таким предметам, как гистология, анатомия и другие»,

«осознать себя полноценным членом общества, способным на многое».

«естественно нужно пропагандировать здоровый образ жизни (проводить шуточные мероприятия, высмеивая вредные привычки, и людей, обладающих ими, проводить спортивные мероприятия). Да и вообще говорить об всех исходах вредных привычек»,

«стимулировать их к этому»,

«нагрузки поменьше, приличную стипендию»,

«нужна сильная мотивация, стимул, это зависит от человека»,

«это не реально! Можно было что-то предложить, только не в нашей стране!»,

«беседы со студентами о вреде вредных привычек»,

«учиться, все приходит с опытом»,

«каждый выбирает для себя»,

«больше информации о всех последствиях вредных привычек из уст преподавателей и наглядные примеры из жизни»,

«пропагандировать положительные стороны здорового образа жизни так, чтобы все захотели его вести. Ну и, конечно, создавать условия для здорового образа жизни (как с материальной, так и моральной стороны)»,

«если честно, я не знаю» (2 ответа),

«проводить санпросветработу» (3 ответа),

«нужно студентов больше заинтересовывать спортивным образом жизни»,

«Вы верите в чудеса?»,

«всех не заставить…Это уже личное дело каждого»,

«пытаться создать для этого все условия»,

«Людей нужно чем-то заинтересовывать вести здоровый образ жизни. Молодежь в современном обществе, да и всегда и везде, делала и будет делать то, что модно и круто, а еще у нас молодых есть всегда какой-нибудь кумир, на которого мы хотим походить.Я считаю, что нужно каким-то образом молодым людям показывать, что спорт и здоровье –не только полезно, но и очень модно и современно »,

«если родители узнают –убьют!»,

«пока человек сам не решит, что надо от этого отказаться, все бесполезно»,

«делать много кружков»,

«обеспечить недорогой, интересный досуг»,

«нужно, чтобы все было грамотно. Ввести смертную казнь, денежные штрафы, специальный комитет по борьбе. А по-любому по-другому нельзя»,

«на всех подействует только ремень»,

«повысить уровень жизни»,

«действовать»,

«приучать с детства, чтобы не с кого было брать пример и привыкать к вредным привычкам»,

«создать условия, чтобы к вредным привычкам не тянуло»,

«проводить беседы и показывать на примерах, к чему это может привести»(2 ответа),

«пока человек сам не поймет важность здорового образа жизни, бесполезно что-то ему доказывать»,

«не курить»,

«убеждать себя в том, что мне это не надо,

«смена компании»,

«здоровый образ жизни нужно прививать с детства, т.к. взрослых людей уже, к сожалению, не переубедить. Все прекрасно понимают вред алкоголя, курения, наркотиков, но все равно продолжают употреблять подобные вещи. Необходимо запретить рекламу алкоголя и сигарет вообще, чтобы дети не видели этого. Наоборот, нужно создавать рекламу о вреде вредных привычек. А также ужесточить контроль за курением и распитием спиртных напитков в общественных местах и даже на людных улицах»,

«не знаю»,

«проводить лекции о здоровом образе жизни»,

«это дело каждого, каждый должен заботиться о своем здоровье»,

«предоставлять необходимые условия для возможности ведения здорового образа жизни (здоровое питание в столовых)»,

«это выбор каждого. К сожалению, мои друзья не поддаются моему воздействию и продолжают потреблять алкоголь и сигареты»,

«оказывать сопротивление вредным влияниям»,

«Я думаю, что при любом вмешательстве выход будет одинаков, т.е. все будет так, как было. Единственный выход – узаконить отказ от вредных привычек»,

«строгий закон»,

«убрать со всех прилавков алкоголь и сигареты»,

«больше личного времени – для спорта, больше перерывы – для питания, выше стипендию!!! и т.д.»,

проводить воспитательно-показательные беседы,

«пропагандировать здоровый образ жизни»,

«считаю, что в современной жизни ЗОЖ для студентов практически не возможен»,

«бросить курить», «я не курю»,

«нужно под зачет поставить какой-нибудь вид спорта, чтобы он был наравне с анатомией и гистологией»,

«каждый студент сам должен осознавать, что он делает»,

«запретить продажу алкоголя и табачных изделий лицам моложе 21 года»,

«я думаю, нужно запретить продажу табачных и виноводочных изделий и вести активную пропаганду здорового образа жизни»,

«больше спортивных праздников»,

«такого не будет, т.к. многим нравится разгульный образ жизни»,

«в российском обществе это невозможно»,

«что-либо делать бесполезно абсолютно»,

«чтобы все студенты отказались от вредных привычек - это невозможно»,

«повысить стипендию до 20000 руб., выдавать бесплатно молоко, поменьше ругать и чтобы преподы (?) не выносили мозг (?)»,

«отказаться от вредных привычек»,

«я считаю, что каждый человек – сам хозяин своей жизни, он сам решает, что хочет от нее и сам делает свой выбор»,

«все зависит только от желания самих студентов»,

«вести активный образ жизни, побольше мероприятий, связанных со спортом»,

«ничего»,

«проводить мероприятия, доказывающие вред плохих привычек»,

«не употреблять алкоголь, табачные изделия и наркотики. Беречь себя и окружающих людей»,

«расстрелять всех курящих и употребляющих»,

«агитировать студентов, делать опыты с наркотиками и табаком на манекенах, показывать студентам»,

«показывать видео с поврежденными от вредных привычек органами»,

«дать больше свободного времени»,

«за отказ от курения давать конфеты»,

«будущий ребенок»,

«это в интересах самих студентов»,

«сделать нормальным график учебы и проводить полезные мероприятия»,

«быть самим собой, правильным, честным, отказаться от вредных привычек»,

«вести споры»,

«объяснять последствия, поощрять к спорту, здоровому образу жизни, давать вознаграждения»,

«я считаю, что телевизор акцентирует большое внимание на распитие алкоголя, принятие наркотиков и т.д. Нужно следить за программами, которые выходят в эфир»,

«уменьшить цены в столовой»,

«спорт, религия, учеба»,

«сделать очень дорогими алкоголь и табачные изделия»,

«это утопия»,

«вести пропаганду ЗОЖ, а также на своем примере показывать, как нужно поступать в случаях, когда соблазн очень велик»,

«с такими нагрузками не получается соблюдать режим дня и полноценно питаться,

«поменьше нагружать и более качественно готовить в столовых »,

«мозги иметь и думать своей головой»,

«спорт бывает разным, иногда силы и желания мало, нужна еще уверенность и смелость».

УДК 378.172

ОТНОШЕНИЕ СТУДЕНТОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет имени », (Архангельск, Россия 163002, г. Архангельск, набережная Северной Двины, д. 17), e- mail: s. bagretsov@ narfu. ru

____________________________________________________________________________

Устав Всемирной организации здравоохранения определяет здоровье как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических «дефектов». В статье представлены итоги опроса студентов на тему здорового образа жизни и отношения к своему здоровью. Авторами было подготовлено и проведено анкетирование студентов Северного (Арктического) федерального университета имени и Северного государственного медицинского университета. Анкета содержала восемнадцать вопросов на тему здорового образа жизни и здоровья. Результаты анкетирования показали, что основными препятствиями можно считать нехватку свободного времени и денежных средств , наличие вредных привычек и ограничения по здоровью. Причиной возникновения препятствий считаем современный ритм жизни студентов, на учёбу уходит много времени.

Ключевые слова: здоровье, здоровый образ жизни, студенты.

Students" attitude to a healthy lifestyle

Pushkinа V. N. , Bagretsov S. F.

Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov (Severnaya Dvina Emb.17, Arkhangelsk, Russia; 163002) , e-mail:s. *****@***ru

____________________________________________________________________________

World Health Organization - h ealth is defined as "a state of complete physical, mental and social well being and not merely the absence of diseases and physical" defects ". The article presents the results of a survey of students on the theme of healthy lifestyle and attitude to their health. The authors prepared and conducted a survey of students of the Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov and Northern State Medical University. The questionnaire contained eighteen questions on the topic of healthy lifestyles and health. The results of the survey showed that the main obstacles can be considered a lack of free time and money, the presence of harmful habits and health restrictions. The cause of the obstacles to believe the modern pace of life of students, studies take a long time.

___________________________________________________________________________

Keywords: health, healthy lifestyles, students.

Введение

В уставе Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) здоровье определяется как «состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических «дефектов». Данное определение скорее подошло бы для «эталона абсолютного здоровья человека», здоровье по этому определению совпадает со счастьем, гармонией, красотой. Несмотря на недостаточную конкретность, данное определение показывает, что здоровье является сложным, многоуровневым состоянием .

Для кого-то здоровье – это само собой разумеющееся приложение к существованию, кто-то воспринимает здоровье, как нечто большее. Кому-то нужно постоянно что-то делать и следить за собой, чтобы поддерживать состояние, приближенное к здоровому. Современный человек, погруженный с головой в учебу, работу совсем забывает о своем здоровье, а вспоминает, когда уже поздно. Многие не понимают, что поддерживать здоровое состояние гораздо проще, чем восстанавливать его – сколько бы ни говорили о продвинутой медицине.

Цель исследования – оценить отношение студентов к здоровому образу жизни.

В данной работе представлены итоги опроса студентов на тему здорового образа жизни и отношения к своему здоровью. Авторами было подготовлено и проведено анкетирование студентов Северного (Арктического) федерального университета имени и Северного государственного медицинского университета. Анкета содержала восемнадцать вопросов на тему здорового образа жизни и здоровья.

По мнению социологов, анкетирование даёт 60% достоверной информации, мы постарались достичь максимальной отдачи со стороны анкетируемых, делая акцент на количестве опрошенных. Данную анкету заполнили 200 студентов вышеперечисленных вузов.

Одним из вопросов был: «Возможно, ли вообще беречь здоровье?», варианты предлагались, такие как: «Да», «Не только возможно, но и необходимо», «Да, но жизнь становится беднее», «В меру все, возможно», «Нет, это уж как сложится». 74% опрошенных ответили, что здоровье беречь, «Не только возможно, но и необходимо». Тогда почему, выходя на улицу, многие курят и употребляю алкогольные напитки, а здоровый образ жизни в большинстве своем ведут люди более преклонного возраста, чем студенты. Наверное, в сознании человека есть программа по сохранению своего здоровья, но она активизируется в более позднем возрасте.

Возможно, ли вообще беречь здоровье? (рис. 1)

a) Да, не только возможно, но и необходимо (74%);

b) Да, но жизнь становится беднее (10%);

c) В меру все возможно (15%);

d) Нет, это уж как сложится (1%).

Рис. 1. Возможно, ли беречь здоровье?

«Как Вы считаете, должен ли человек уделять все свое свободное время здоровью?». На этот вопрос анкеты все ответили вполне адекватно. Большинство, а именно, 61% опрошенных считают, что думать о здоровье надо, но не все, же время.

Как Вы считаете, должен ли человек уделять все свое свободное время здоровью? (рис.2).

a) Да. Здоровье - это жизнь, а ничего ценнее у человека нет (18%);

b) Нет, нельзя превращать жизнь в служение телу (8%);

c) Думать о здоровье надо, но не все же время (61%);

d) Если вопрос стоит о жизни и смерти – конечно (13%).

Рис. 2. Должен человек уделять все свободное время здоровью?

В одном из вопросов, студентам предлагалось оценить уровень своего здоровья. Варианты были стандартны: «Великолепное», «Хорошее», «Удовлетворительное», «Плохое», «Очень плохое». Тут мнения разделились, большинство (39%) оценило уровень своего здоровья, как удовлетворительный, у 32% опрошенных, как они считают – хорошее здоровье, 17% имеют отличный уровень здоровья, 11% - плохое. И только 1% анкетируемых указал на очень плохое здоровье (рис. 3).

Рис. 3. Как вы оцениваете свое здоровье?

На вопрос, как часто студенты занимаются физической культурой, 44% призналось, что делают это не постоянно. Мы считаем, что это неправильно, так как, нужно постоянно поддерживать себя в форме, заботиться о своем здоровье. От редких и нерегулярных занятий физической культурой не будет толку, а в каких-то случаях, можно навредить себе.

Как часто Вы занимаетесь спортом или физкультурой? (рис. 4)

a) Ежедневно (9%);

b) Когда как (44%);

c) Два-три раза в неделю (33%);

d) Вообще не занимаюсь (4%);

e) Если хочу похудеть, а так не очень часто (10%).

Рис. 4. Как часто Вы занимаетесь физкультурой?

Практически все опрошенные понимают, что вредно для их здоровья, они знают, как следить за ним, что нужно делать, чтобы сохранить его как можно дольше. Тогда почему недостаточное количество студентов ведут здоровый образ жизни? Результаты анкетирования показали, что основными препятствиями можно считать нехватку свободного времени и денежных средств, наличие вредных привычек и ограничения по здоровью. Причиной возникновения препятствий считаем современный ритм жизни студентов, на учёбу уходит много времени. Не каждый студент сможет найти время заниматься своим здоровьем, но большинству, частично, всё же удаётся вести здоровый образ жизни, что не может не радовать. Ведь, у многих из них есть знания, понимание, как нужно себя вести, чтобы быть здоровым. Просто нужно во время воспользоваться этими знаниями. Наверное, студенты не осознают важность здоровья, пока не подрывают его, после чего и пытаются мобилизовать свои познания в области здорового образа жизни.

Список литературы

1. Волокитина медицинских знаний: Учебное пособие /, ; Поморский гос. Ун-т им. . – Архангельск: Поморский университет, 2006. – 232 с.

2. Основы физической культуры студенческой молодежи: учеб. пособие/ , [и др.]; под общ. ред. ; Сев.(Арктич.)федер. ун-т им. .-Архангельск: ИД САФУ, 2014.- 107 с

3. , Полончик функционального состояния студенток-математиков, занимающихся физической культурой // Старт. – 2014. – № 2;
URL: start. esrae. ru/6-16 .

Анкета для оценки уровня отношения учащихся к проблемам здоровья и здорового образа жизни.

Дорогой друг!

Просим принять участие в изучении отношения к своему здоровью.

Внимательно прочтите вопросы и возможные варианты ответов. Выберите наиболее подходящий ответ и обведите его номер кружком.

Очень важно отвечать искренне и работать самостоятельно.

Свою фамилию указывать не надо. Анонимность гарантируется.

Пожалуйста, укажите

1.Ваш пол

Мужской

Женский

Ваш возраст_________________(укажите полное число лет)

2.Как вы оцениваете состояние своего здоровья?

1.Хорошее

2.Удовлетворительное

3.Плохое

4.Затрудняюсь ответить

3. Какие из ценностей, приведенных ниже, для Вас наиболее важны?

Материальное благополучие,

Качественное образование,

Хорошее здоровье,

Привлекательная внешность,

Любимая работа,

Возможность общаться с интересными людьми,

Благополучная семья,

Свода и независимость.

4.Какие условия для сохранения здоровья Вы считаете наиболее важными? Из приведенного перечня условий выберите и отметьте четыре наиболее важных для Вас.

Хорошая наследственность,

Хорошие экологические условия,

Выполнение правил здорового образа жизни,

Возможность консультаций и лечения у хорошего врача,

Знания о том, как заботиться о своем здоровье,

Отсутствие физических и умственных перегрузок,

Регулярные занятия спортом,

Достаточные материальные средства для хорошего питания, занятий спортом и т.д.

5.Как вы относитесь к информации о том, как заботиться о здоровье?

Это всегда интересная и полезная информация,

Иногда это достаточно интересная и полезная информация,

Не очень интересная и полезная информация,

Эта информация меня не интересует.

6.Достаточно ли вы заботитесь о своем здоровье

Вполне достаточно,

Не вполне достаточно,

Недостаточно.

7.Откуда Вы узнаете о том, как заботиться о здоровье?

Часто

От случая к случаю

Никогда

От родителей

От друзей

В школе

Из журналов, книг

Из передач ТВ

Через интернет

8.Считаете ли вы следующее вредным для Вашего здоровья? (Вы должны ответить на каждую строчку таблицы.)

Вредно

Трудно сказать

Совсем не вредно

1.Неправильное питание(очень много жирного и сладкого и очень мало овощей и фруктов)\переедание

2.Употребление алкоголя

3.Употребление наркотиков

4.Сидячий образ жизни

5.Курение

6.Недоедание

9.Вы курите?

Да, регулярно,

Нет,

Иногда, по настроению или «за компанию»

Только попробовал(а)

10. Как часто Вы употребляете спиртные напитки?

Никогда

Пару раз в год

Один или два раза в месяц

Каждую неделю

Почти каждый день.

11.Пробовали ли Вы когда-нибудь наркотические или токсические вещества?

Да

Нет

12. В каком возрасте, по Вашему мнению, следует говорить о вреде алкоголя, курения, наркотиках и болезнях, передаваемых половым путем?

13. Какие темы о здоровье больше всего интересуют Вас?( Вы можете выбрать больше чем одну тему)

Курение

Снижение и набор веса

Алкоголь

Половое воспитание

Нарушение питания

Влияние наркотиков

Инфекции, передаваемые половым путем

Физические упражнения и спорт

Управление эмоциями

Межличностные отношения

Другое(указать что именно)

Анкета для выявления отношения учащихся к ЗОЖ.

    Возраст лет.

    Пол: а-муж.; б-жен.

    Как ты проводишь свое свободное время?

а) читаю книги;

б) хожу в кино, в театр;

в) смотрю телевизор;

г) гуляю с другом;

д) занимаюсь спортом.

4. Слышал ли ты что- либо о табаке и алкоголе?

а) да;

б) нет.

5. От кого вы в первый раз узнал о табаке и алкоголе?

а) от родителей;

б) от учителей;

в) от друзей;

г) от радио, ТВ, из газеты;

д) из других источников.

6. Как влияют алкоголь и табак на здоровье человека?

а) улучшают;

б) ухудшают;

в) не влияют;

г) не знаю.

7. Как ты считаешь, сможешь ли ты, когда вырастешь, обходиться без употребления вредных веществ(табака и алкоголя)?

а) да;

б) нет;

в) не знаю.

План мероприятий,

направленный на профилактику употребления ПАВ

2014 – 2015 учебный год

Мероприятия

Ответственные

Сроки выполнения

Выявление учащихся, злоупотребляющих табакокурением и создание банка данных.

Классные руководители, социальный педагог.

Сентябрь

Жесткий контроль за учащимися, злоупотребляющих

табакокурением.

Составление актов.

Кл.руководители, социальный педагог, родительский комитет

Сентябрь

Организация занятости детей «группы риска» досуговой деятельностью.

Сентябрь

Ходатайства в КДН на обучающихся, злоупотребляющих табакокурением.

Администрация школы, социальный педагог.

Октябрь

Мероприятия по профилактике ПАВ в рамках акции «Мы за ЗОЖ»

Администрация школы,

Ноябрь

Классный час, посвященный Международному дню отказа от курения: «Безвредного табака не бывает»

Ноябрь

День борьбы со СПИДом:

«Умей сказать нет!»

Мед. Работник,

Соревнования школьников «Президентские состязания» и «Президентские спортивные игры»

Кл.руководители, учитель физической культуры, социальный педагог.

Октябрь – декабрь

Месячник правовых знаний

(по отдельному плану)

Администрация школы,

кл.руководители, социальный педагог.

Январь – февраль

10.

Рейды классных руководителей совместно с членами РК

Администрация школы, члены родительского комитета, социальный педагог.

Март

11.

Проведение тренингов «Наркотики или ЗОЖ»

Кл.руководители, учитель физической культуры, социальный педагог.

Март

12.

Всемирный день здоровья.

Неделя здоровья.

Кл.руководители, учитель физической культуры

13.

« Я умею выбирать»-тренинг безопасного поведения

Кл.руководители, социальный педагог.

Апрель

14.

Цикл классных часов по профилактике употребления ПАВ (к Всемирному дню без табака)

Кл.руководители, социальный педагог.

Май

15.

«Лекция о вреде алкоголя, курения и наркомании»

Вопросы:

проблема употребления подростками ПАВ в современном мире; предпосылки и мотивация употребления ПАВ;

модель факторов риска и факторов защиты от употребления ПАВ;

специфика работы по профилактике употребления ПАВ в образовательных учреждениях;

оценка эффективности профилактических мероприятий.

Кл.руководители, социальный педагог,

Зам. директора по ВР

Май

16.

Просмотром видеоролика «Бросай курить».

Кл.руководители, социальный педагог.

Зам.директора по ВР

Май

17.

Диспуты и круглые столы:

«Всё о токсикомании», « За шаг до наркотиков», «Учитесь властвовать собой», «Алкоголь и подростки».

Встречи с медицинскими работниками из ЦРБ

Классные руководители

Учитель ОБЖ

В течение года

18.

Правовой час «Хулиганство. Административная и уголовная ответственность», «Влияние средств массовой информации»

Учитель обществознания,

Учитель ОБЖ

В течение года

СПОСОБЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОДРОСТКА

    Медицинский – предусматривает информирование учащихся о негативных последствиях приёма наркотиков на физическое и психическое здоровье;

    Образовательный – предусматривает обеспечение подростков и молодёжи полной информацией о проблеме употребления психоактивных веществ;

    Психологический – развитие определённых в противостоянии групповому давлению, в выходе из конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор;

    Социальный – помощь в социальной адаптации школьников. Обучение навыкам общения.

Целевая комплексная программа «Здоровый образ жизни» для студентов

Каждый нормальный человек хочет прожить свою жизнь долго и счастливо. Но все ли мы делаем для этого? Если проанализировать "каждый шаг" нашего типичного дня, то, скорее всего, все обстоит с "точностью до наоборот". Самые "экстремалы" утром, еле встав с постели, как биороботы, собираются на работу или учебу, днем нервничают по пустякам, объедаются за столом, ссорятся с близкими, завидуют знакомым и коллегам, вкладывают все силы и средства на приобретение очередной модной вещи или "игрушки для взрослых", по вечерам отдыхают на диване у ТВ, а выходной мечтают провести у мангала с шашлыками или заняться "шопингом". Остальные, не все, но многие, проводят свой день, дублируя этот образ жизни в большей или меньшей степени. Естественным следствием такого образа жизни являются болезни, нервные расстройства и проблемы на работе и в семье. Болезни мы лечим лекарствами, но забываем, что большинство из них имеют столько побочных эффектов, что одно лечат, а другое калечат. Проблемы, в зависимости от пола, "заедаем" или "запиваем". Круг замыкается и разорвать его можно только сделав крутой вираж в сторону здорового образа жизни.
Здоровый образ жизни предполагает оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, искоренение вредных привычек, любовь к близким, позитивное восприятие жизни. Здоровый образ жизни позволяет до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

Целевая комплексная программа «Здоровый образ жизни»

Целью данной программы является поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепление здоровья учащихся профессионального техникума, создание наиболее благоприятных условий для формирования у них отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.
Исходя из конкретной ситуации в техникуме и в соответствии с поставленной целью мы определили следующие задачи к направлению деятельности педагогического коллектива по реализации программы «Здоровый образ жизни».
ЗАДАЧИ
1. Популяризация преимуществ здорового образа жизни, расширению кругозора учащихся в области физической культуры, спорта, краеведения и туризма.
2. Разработка и внедрение в учебную жизнь системы «выращивания» учащихся, показывающие высокие спортивные результаты.
3. Воспитание у обучающихся патриотического отношения к училищу, городу, России.
4. Разработка и проведение увлекательных мероприятий по теме «Здоровый образ жизни».
5. Тесное сотрудничество с Центром планирования семьи, с общественными объединениями, с представителями духовенства.
6. Поиск новых форм работы с родителями с целью вовлечение в процесс решения поставленных задач.
Предполагаемые направления деятельности:
Физкультурно-оздоровительное.
Для учащихся:
Формирование разносторонней физической подготовленности к включённости в активную физкультурную деятельность, укрепление здоровья и профилактика заболеваний средствами физической культуры, содействие правильному физическому развитию, обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам Занятия (уроки по физическому воспитанию).
Проведение Дней здоровья.
Работа спортивных секций (баскетбол, волейбол, легкая атлетика).
Организация работы турклуба и экологического клуба.
Работа спецкурсов по изучению способов повышения работоспособности (обучение приёмам гимнастики для глаз, рук, ног, приёмам самомассажа и релаксации).
Привлечение учащихся к занятиям в городских спортивных секциях, клубах.
Для педагогического состава:
Организация спортивных секций для педагогического коллектива (шейпинг).
Организация изучения педагогическим коллективом возможных вариантов физкультурных пауз и приёмов снятия зрительного и мышечного утомления.
Обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом плане, а также методике обучения учащихся приёмам личной самодиагностики.
Создание условий для посещения тренажёрных залов, бассейнов, саун, профилакториев.

Реабилитационно-профилактическое
Внедрение медико-психологических требований к построению учебно-воспитательного процесса, имеющего главной целью сохранение и развитие психологического, социального, физического здоровья учащихся.
Сравнительный анализ состояния здоровья учащихся на конец учебного года.
Обучение учащихся приёмам личной самодиагностики, саморегуляции
Психологический тренинг для учащихся.
Работа по улучшению интерьера училища, кабинетов (озеленение, соответствующая окраска стен, мебели).
Строгое соблюдение правил ТБ, осуществление необходимых мер по охране здоровья и жизни учащихся.
Организация научно-практической подготовки педагогов по направлениям "Урок здоровья" – здоровый урок" по программе здоровьесберегающей педагогики.

Организация работы по вопросам психотерапии педагогического состава, регуляции психического состояния учащихся.
Консультации для пед.состава по сохранению собственного здоровья (желательно с привлечением специалистов, медицинских работников)
Индивидуальные консультации и беседы психологов с родителями.
Привлечение родителей к участию в создании интерьера техникума, кабинетов, облагораживанию прилегающей к нему территории.

Культурно-просветительное
Осуществление образовательной и просветительной деятельности, имеющей целью формирование мотивации здоровья и поведенческих навыков ЗОЖ среди учащихся, их родителей и педагогов.
Проведение циклов классных часов по тематике ЗОЖ, профилактике алкоголизма, курения, наркомании.
Проведение внеклассных мероприятий развлекательного характера по заданным темам.
Семинары, конференции, выпуск постоянной газеты "Здоровье - залог оптимизма".
Организация медицинского лектория для учащихся по пропаганде ЗОЖ.
Оформление и периодическое обновление уголков здоровья, медицинской комнаты.
Анкетирование учащихся с целью определения уровня сформированности навыков ЗОЖ.
Проведение практикумов, лекториев для педагогов по вопросам изменении психики при повышении умственной нагрузки, о последствиях, хронической травматизации учащихся в процессе обучения, о патологических отклонениях характера, неврозах, психических и соматических заболеваниях и т.д. Привлечение бывших выпускников и родителей учащихся к работе по пропаганде ЗОЖ (приглашение для выступления на классных; часах, беседах, лекциях ведения спецкурсов по ЗОЖ)
Индивидуальная работа с асоциальными семьями.

Экологическое
Формирование ответственного отношения учащихся к природе и своему здоровью, формирование представлений о единстве социальной сущности человека и его биологической природы, привитие навыков экологически оправданного поведения в природе. Включение в учебный план техникума экологических спецкурсов.
Организация экологического клуба.
Работа постоянно действующей выставки литературы по экологической тематике, картотеки литературы.
Выпуск экологических газет.
Активизация внеурочной деятельности (проведение экологических игр, конкурсов, викторин).
Проведение в техникуме ежегодной экологической конференции.
Природоохранная деятельность учащихся на территории техникума.
Привлечение учащихся к облагораживанию территории (создание парка, Альпийской горки, реконструкция клумб и т.д.).
Изучение и обобщение передового опыта по экологическому воспитанию, включение вопросов экологии во все учебные дисциплины.
Проведение ежегодных семинаров - практикумов по пропаганде экологических знаний для педагогов.
Организация временных творческих групп педагогов по экологическому воспитанию.
Привлечение к сотрудничеству природоохранных предприятий и организации города
Привлечение родителей к планировке и облагораживанию прилегающей территории.
Установление связей с экологическими общественными движениями, международными природоохранными организациями.

Мероприятия, проводимые на протяжении всего учебного года
Поддержание санитарно-гигиенического режима (рациональное расписание, влажные уборки, освещённость рабочих мест учащихся, подбор мебели, воздушно-тепловой режим и т.д.).
Организация ежедневного горячего питания для учащихся, систематический контроль качества пищи (тепловой режим, разнообразие, соответствие санитарным требованиям).
Работа по профилактике травматизма.
Разработка комплексов упражнений для профилактики зрительного утомления, нарушения осанки.
Работа специальных групп по физическому воспитанию.
Работа спортивных кружков и секций, тренажёрного зала в общежитии.
Работа кружков.
Работа факультативов по здоровому образу жизни
Индивидуальные консультации психологов для учащихся, педагогов, родителей. Психологический тренинг для педагогов мастеров производственного обучения.
Разработка межпредметного проекта "Планировка прилегающей территории".
Мероприятия по улучшению интерьера техникума.
Внеклассная работа по пропаганде здорового образа жизни.
Работа по программе профилактики табакокурения и программе полового воспитания (см. Приложения).
Периодический выпуск газеты "Здоровый образ жизни".
Анкетирование учащихся с целью определения степени сформированности навыков ЗОЖ, изучения отношения учащихся к своему здоровью (по плану диагностических мероприятий).

Примерный план проведения тематических месяцев:
Сентябрь – «Адаптация».
Анкетирование учащихся. Определение уровня здоровья учащихся на начало учебного года.
Октябрь – «Я и спорт».
Вовлечение в физкультурно – оздоровительную деятельность учащихся. Ноябрь – « Мы – молодёжь».
Мероприятия по половому воспитанию с привлечением общественных организаций и представителей духовенства.
Декабрь – «Мир без наркотиков».
Лекции, беседы с привлечением общественных организаций и представителей духовенства, выступление агибригады «Выбирай!».
Январь – традиционная Неделя здоровья.
Беседы, лекции, мероприятия внеклассного характера, показ видеофильмов.
Февраль – «Как прекрасен это мир».
Разработка проектов по обустройству территории, кабинетов и самого техникума.
Март – «Внимание, туберкулез».
Беседы, лекции с привлечением мед.работников. Разработка раздаточного материала, показ видеофильмов.
Апрель – Всемирный день здоровья.
Проведение соревнований, бесед и лекций.
Май – «Телефон доверия».
Организация службы доверия. Подведение итогов года.
Июнь – заключительный период.
Анкетирование, тестирование, определение уровня здоровья учащихся на конец учебного года. Определение новых задач на следующий учебный год.

2.2 Анкетирование студентов

пропаганда здоровый образ жизнь

Мной было проведено анонимное анкетирование. Опрашиваемая аудитория - студенты 3,4 курс СПБПУ. Возможные ответы - да/нет/воздержусь

1. Вы курили на 1ом курсе? /2. Курите ли вы сейчас?

3. Вы употребляли алкоголь на 1ом курсе? /4. Употребляете ли вы алкоголь сейчас?

5. Вы употребляли наркотики на 1ом курсе?/6. Вы употребляете наркотики сейчас?

7. Занимались ли вы спортом до поступления в СПБПУ?/ 8. Занимаетесь ли вы спортом сейчас? (в том числе занятия в фитнес клубе) ?

9. Осведомлены ли вы о мероприятиях, проводимых ВУЗом для формирования ЗОЖ среди студентов?

10. Повлияли ли на ваш образ жизни мероприятия, проводимые ВУЗом для формирования ЗОЖ среди студентов?

11. Что для вас ЗОЖ?

1)это образ жизни, направленный на сохранение здоровья;

2) это соблюдение режима дня и правильного питания;

3) это занятия спортом и закаливание

1. 60% да, 40% нет

2. 30% да, 70% нет

3. 90% да, 10% нет

4. 50% да, 50% нет

5. 60% да, 40% нет

6. 20% да, 80% нет

7. 80% да, 20% нет

8. 20% да, 80% нет

9. 70% да, 30% нет

10. 10% да, 90% нет

На диаграмме можно наглядно увидеть результаты опроса.

По результатам анонимного анкетирования было выявлено, что пропаганда ЗОЖ в СПБПУ привела к тому, что большинство студентов, которые на первом курсе употребляли алкоголь, наркотики, курили сигареты стали вести здоровый образ жизни. Но так же было выявлено, что учащиеся, которые до поступления в ВУЗ занимались спортом, к нынешнему моменту забросили свои спортивные увлечения, что можно объяснить высокой учебной загруженностью.

Здоровый образ жизни

Исследования показали, что студенты, как и старшеклассники, понимают ЗОЖ в основном, как следование хорошо известным положениям: «Больше двигаться!», «Беречь нервы!», «Закаляться!», «Не пить!», «Не курить!», «Не употреблять наркотики!» и т.д...

Кампания по формированию здорового образа жизни среди студентов СПБПУ

Ежегодно СПбПУ проводит большое количество мероприятий направленных на пропаганду ЗОЖ. В них принимает участие множество студентов. Так же руководство университета выделяет средства на ремонт и обновление спортивных залов...

Основы здорового образа жизни студента

Воспитание есть процесс воздействия внешней энергии на внутреннюю энергию (энтелехию) человека. В результате взаимодействия двух (внутренней и внешней) энергетических систем происходит возбуждение, движение...

Аудитория или учебный кабинет являются основным местом проведения учебной работы в колледже. В них студенты находятся большую часть времени, поэтому к гигиеническому состоянию этих помещений предъявляются особо высокие требования...

Приоритетные критерии качества жизни среди студентов Темниковского медицинского колледжа

Для исследования образа жизни студентов и состояния их здоровья было проведено анкетирование студентов Темниковского медицинского колледжа по специально разработанной анкете, включающей в себя вопросы...

Приоритетные критерии качества жизни среди студентов Темниковского медицинского колледжа

Важную роль в обеспечении качества жизни человека, его физического и психического здоровья, продолжительности жизни играет рациональное питание. Питание вместе с двигательной активностью относится к элементам повседневного поведения...

Проблемы питания современных студентов

Организму студентов свойственны особенности, обусловленные возрастом, влиянием условий учебы и быта. Большое влияние на организм студентов младших курсов оказывают изменения привычного уклада жизни...

Пропаганда здорового образа жизни

В ходе подготовки данной курсовой работы нам было интересно понять, как люди заботятся о своем здоровье и относятся к информации о пропаганде ЗОЖ. А также узнать, как люди отнесутся в принятии участии в формировании здорового образа жизни...

Психологические условия воспитания полезных и преодоления вредных привычек у обучающихся СПО

Педагогика всегда отстаивала идею взаимосвязи метода воспитания, осуждала практику «уединенного средства» (термин А.С. Макаренко), т. е. изолированного применения какого-то одного метода...

Снижение умственной работоспособности наблюдается при психических болезнях, органических заболеваниях головного мозга, а также при пограничных состояниях заболеваний...

Режим труда и отдыха студента

Работоспособность определяется как способность человека к выполнению конкретной умственной деятельности в рамках заданных временных лимитов и параметров эффективности. Основу работоспособности составляют специальные знания, умения, навыки...

Режим труда и отдыха студента

Два месяца в году у студентов связаны с экзаменам - зимняя и весенняя экзаменационные сессии. Экзамены являются своеобразным критическим моментом в учебной деятельности, в подведении итогов учебного труда за семестр...

Режим труда и отдыха студента

Использование физических упражнений как средство активного отдыха. Различают отдых пассивный и активный, связанный с двигательной деятельностью. Физиологическое обследование активного отдыха связано с именем И. М Чеченова...

Система управления охраной труда

Исходя из опыта работы предприятий в сфере охраны труда, можно утверждать, что, насколько бы хорошо ни была организована контрольная и надзорная деятельность за состоянием безопасности производства и труда...



gastroguru © 2017