Лекция для студентов на тему: "Личная гигиена пациента". Личная гигиена больного

Личная гигиена больного всегда находится под наблюдением медперсонала. Больные должны ежедневно делать утренний и вечерний туалет, чистить зубы 2 раза в день, очищая при этом зубной щеткой спинку языка, полоскать после каждого приема пищи; при отсутствии противопоказаний принимать ванну не реже одного раза в неделю. Лежачих больных с помощью санитарки ежедневно умывает; тяжелобольным ежедневно обтирают кожу лица и рук ватой, смоченной кипяченой или туалетной водой; веки промывают 2% теплым раствором борной кислоты при помощи пипетки и ватного шарика. Тяжелобольным следует протирать язык, десны и зубы ватой, смоченной 2% раствором борной кислоты, слабым раствором или , затем - марлевой салфеткой, смоченной 1% раствором буры с добавлением 10% раствора глицерина. Марлю и вату удерживают корнцангом. Влажным полотенцем протирают шею, грудь, подмышечные впадины, затем вытирают насухо. Волосы ежедневно расчесывают, женщинам - заплетают в косу. Тяжелобольных и инфекционных больных рекомендуется стричь. После мочеиспускания и дефекации тяжелобольных нужно подмывать.

Смену белья тяжелобольным нужно делать умело и с большой осторожностью. Больного бережно отодвигают на край постели, освободившуюся часть простыни скатывают, как бинт, вплоть до тела больного; на этой части постели расстилают свежую простыню, на которую и перекладывают больного. Простыню можно скатывать в направлении от ног к голове (если больным запрещены движения даже в постели). Сначала скатывают ножной конец простыни до поясницы, подкладывая свежую простыню, затем из-под верхней части тела убирают простыню и заменяют ее свежей. Когда больной лежит на чистой простыне, тщательно расправляют складки, края простыни прикрепляют английскими булавками к матрацу. При смене постельного белья следует вытряхивать одеяло. Меняя рубашку тяжелобольному, сестра подводит руку под спину, поднимает рубашку до затылка, снимает рукав с одной руки, потом с другой (если одна рука повреждена, сперва освобождают здоровую). Надевают рубашку, начиная с больной руки, затем через голову, стягивают по спине к крестцу и тщательно расправляют складки. Если больному совсем нельзя двигаться, надевают рубашку-распашонку.

Больным, которым предписан постельный режим, подают судно; оно должно быть чисто вымыто теплой водой и продезинфицировано; в него наливают немного воды, чтобы уменьшить запах. Судно подводят под ягодицы, подсовывая свободную руку под крестец и приподнимая больного. Освободив судно от , его тщательно промывают горячей водой и дезинфицируют 3% раствором лизола или . Мочеприемник подают хорошо вымытый, теплый. После каждого мочеиспускания мочу выливают, мочеприемник промывают раствором перманганата калия или .

Резиновый круг для подкладывают под крестец больным, находящимся на длительном постельном режиме.

Круг кладут под простыню или обертывают полотенцем для предупреждения раздражений кожи от соприкосновения с резиной.

Ванны могут быть гигиенические и лечебные, а также общие или местные (см. Ванны). Ослабленных больных лучше погружать в ванну медленно на простыне, придерживая ее с двух концов. Во время пребывания в ванне больной находится под присмотром медсестры. Влажные укутывания делают из двух простыней, смоченных горячей (до 50°) водой, ими обертывают больного, затем - клеенкой и двумя шерстяными одеялами.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РФ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САХАЛИНСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам.директора по УВР

Дубкова Л.В.________

«___»_________2015 г.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ

К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ

ПМ.07, ПМ.04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ

МЛАДШАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СЕСТРА ПО УХОДУ ЗА БОЛЬНЫМИ

МДК 07(04).03 ТЕХНОЛОГИЯ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

ТЕМА: «Личная гигиена тяжелобольного пациента»

для специальностей

31.02.01 «Лечебное дело»

34.02.01 «Сестринское дело»

Рассмотрено на заседании ЦМК

«клинических дисциплин»

Протокол № ________________

«____»________________2015 г.

___________________________

г. Южно – Сахалинск,

2015 г.

Учебно-методическое пособие для самоподготовки студентов к практическим занятиям ПМ.07, ПМ.04 «Выполнение работ по профессии младшая медицинская сестра по уходу за больными» МДК 07(04).03 «Технология оказания медицинских услуг» по теме «Личная гигиена тяжелобольного пациента» подготовлен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессиям среднего профессионального образования (далее – СПО) медицинская сестра по уходу за больными.

Учебно-методическое пособие включает в себя информационный блок, даются рекомендации по самоподготовке студентов с указанием источника, предлагается перечень контролирующего материала в виде ситуационных задач, проблемных вопросов, «немые» графы, таблицы. Работа предполагает как устные, так и письменные (оформление дневников) ответы.

Методическое пособие по теме «Личная гигиена тяжелобольного пациента» по МДК 07(04).03 «Технология оказания медицинских услуг» предназначено для освоения студентом основного вида профессиональной деятельности (ВПД) – решения проблем пациента посредством сестринского ухода и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

    Эффективно общаться с пациентом и его окружением в процессе профессиональной деятельности.

    Соблюдать принципы профессиональной этики.

    Осуществлять уход за пациентами различных возрастных групп в условиях учреждения здравоохранения и на дому.

    Консультировать пациента и его окружение по вопросам ухода и самоухода.

    Оказывать медицинские услуги в пределах своих полномочий.

    Обеспечивать инфекционную безопасность.

    Обеспечивать безопасную больничную среду для пациентов и персонала.

    Участвовать в санитарно-просветительской работе среди населения.

    Обеспечивать производственную санитарию и личную гигиену на рабочем месте.

    Осуществлять сестринский процесс .

Общих компетенций (ОК):

    Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

    Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем

    Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

    Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

    Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

    Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям, уважать социальные, культурные и религиозные различия.

    Соблюдать правила охраны труда, противопожарной безопасности и техники безопасности.

Организация-разработчик: ГОБУ СПО «Сахалинский базовый медицинский колледж»

Подготовлено преподавателем Казанцевой О.В.

Тема: «Личная гигиена тяжелобольного пациента»

Цель:

    Разработать самостоятельно заданную тему

    Сформировать знания о принципах гигиенического ухода, правилах сбора и транспортировки грязного белья

    Изучить особенности ухода за кожей, волосами, ногтями, промежностью тяжелобольного пациента

    Научиться осуществлять сестринский процесс при нарушении удовлетворения потребности пациента в осуществлении личной гигиены и смены белья

    Воспитывать в себе чувство такта и обходительности при работе с людьми

Личная гигиена относится к комплексу мероприятий, которые создают комфортное существование тяжелобольного, и является важнейшим аспектом в работе медсестры. Постельный комфорт и обеспечение личной гигиены создают условия для быстрейшего выздоровления пациента, т.к. являются профилактическими мероприятиями, препятствующими появлению и распространению ВБИ, а также образованию пролежней. Это понятие включает в себя: уход за слизистыми полости рта, глаз, носа, уход за ушами, волосами, кожей, промежностью, а также бритье, мытье головы, стрижка ногтей.

Чем тяжелей пациент, тем сложнее за ним ухаживать, труднее выполнять различные манипуляции. Поэтому необходимо точно знать методику выполнения и четкое освоение этими методиками.

Все манипуляции по личной гигиене пациента медсестра должна выполнять строго в резиновых перчатках.

При выполнении «грязных» манипуляций (Слово «грязные», в данном случае употребляется в переносном смысле, т.е. это манипуляции, подразумевающие под собой контакт с большим количеством микроорганизмов), на медицинской сестре должен быть дополнительных халат, который она снимает по окончании. К «грязным» манипуляциям относятся смена постельного и нательного белья, уборка помещений.

Сегодня Вы должны освоить как правильно сменить нательное и постельное белье, правильно ухаживать за пациентами с недержанием мочи и кала, научиться правильно осуществлять подмывание как мужчины, так и женщины, после физиологических отправлений. А также как практически ухаживать за слизистой полости рта, носа, наружным слуховым проходом, мыть волосы и стричь ногти.

Инструкция:

    Самостоятельно изучите заданную тему в предложенной литературе:

    Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с.408-418, 428-443

    С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2012 г., с. 154-180, 200-225

    Конспект лекций

    Ознакомьтесь с текстом предложенного материала в данном пособии по порядку.

    Обдумайте предложенные задания.

    В дневниках запишите изучаемую тему.

    Перепишите алгоритмы манипуляций по изучаемой теме.

    Изучая алгоритмы манипуляций, обратите внимание на обоснования каждого этапа. Обдумайте, согласны ли Вы с данными обоснованиями.

    Выполните письменные задания, предложенные в данном пособии.

Запомните!!!

Самые ценные знания – это знания приобретенные самостоятельно!!!

ЖЕЛАЮ УДАЧИ!!!

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Положение пациента

При заболеваниях пациент принимает различные положения в постели.

Различают:

    Пассивное положение -пациент не может выполнять произвольные движения, сохраняет то положение, которое ему придали (например, при потере сознания, или ему запретил врач их выполнять).



    Вынужденное положение - пациент принимает сам с целью уменьшения (снижения уровня) боли и других патологических симптомов.

Положение пациента не всегда совпадает с назначенным ему врачом двигательным режимом.

Режим активности(двигательный режим)

    Общий (свободный)- пациент пребывает в отделении без ограничения двигательной активности в пределах стационара и территории больницы.

    Палатный - пациент много времени проводит в постели, разрешается свободная ходьба по палате. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в пределах палаты

    Полупостельный - пациент все время проводит в постели, может садиться на край постели или стул для приема пищи, проведения утреннего туалета в сопровождении с медицинской сестрой.

    Постельный- пациент не покидает постели, может сидеть, поворачиваться. Все мероприятия по личной гигиене осуществляются в постели медицинским персоналом.

    Строгий постельный- пациенту категорически запрещаются активные движения в постели, даже поворачиваться с боку на бок.

Понятие о функциональной кровати

Медсестра должна постоянно следить за тем, чтобы положение больного было функциональным, т.е. улучшало функцию того или иного пораженного органа. Легче всего этого добиться, поместив больного на функциональную кровать. Функциональная кровать представляет собой специальное устройство, состоящее из нескольких секций, положение которых меняется поворотом соответствующей ручки управления. Головной и ножной концы кровати быстро переводятся в нужное положение. Эти кровати могут иметь специальные вмонтированные приспособления: прикроватные столики, штативы для капельниц, гнезда для хранения индивидуального подкладного судна и мочеприемника. Пользование функциональной кроватью осуществляется медицинской сестрой с целью обеспечения тяжелобольному удобного положения и двигательного режима. Полусидячие положение в обычной кровати можно создать с помощью подголовника или нескольких подушек. Для того чтоб больной не «сползал» вниз, в кровать следует положить упор для ног. Создать возвышенное положение для ног можно с помощью подушки, положенной под голени. Не следует длительно оставлять больного в одном положении.

ЗАПОМНИТЕ! В любом случае больному должно быть создано удобное положение в постели. Постельный комфорт является важным элементом лечебно-охранительного режима.

Принципы ухода

Под личной гигиеной понимают очень объемный и каждодневный процесс.

Больной человек часто нуждается в помощи при осуществлении личной гигиены: умывании, бритье, уходе за полостью рта, волосами, ногтями, подмывании, приеме ванны, а также при осуществлении продуктов жизнедеятельности. В этой части ухода руки сестры становятся руками пациента. Но, помогая пациенту, нужно максимально стремиться к его самостоятельности и поощрять это желание.

Цель помощи пациенту - осуществление личной гигиены, обеспечение комфорта, чистоты и безопасности.

Адекватный уход - успех лечения и адаптация к новому качеству жизни.

Рекомендации сестре при дефиците личной гигиены пациента:

    оценить способность самоухода;

    уточнить степень профессионального участия и предпочтения;

    оказать помощь пациенту в проведении утреннего и ве чернего туалета;

    помочь при подмывании, мытье головы;

    проводить своевременную смену нательного и постельного белья;

    побуждать и поощрять пациента на самостоятельные действия;

    привлекать родственников, соседей, социальных работников.

СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ (ПАЦИЕНТ В ПОСТЕЛИ) ПОПЕРЕЧНЫМ СПОСОБОМ (выполняется медсестрой с помощником)

Цель:

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение:

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые.

Объяснит пациенту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

2. Подготовить комплект чистого белья. Скатать чистую простыню как бинт, в поперечном направлении.

3. Вымыть руки, при возможном контакте с биологическими жидкостями надеть перчатки.

II . Выполнение процедуры:

6. Опустить пациента на кровать. Сменить наволочку.

Обеспечение безопасной больничной среды.

7. Снять с пациента одеяло, прикрыть его небольшой простынёй.

Снижение дискомфорта у пациента, находящегося без нательного белья.

8. Медсестре приподнять голову и плечи пациента, помощнику скатать грязную простыню со стороны изголовья до середины кровати. На освободившейся части подстелить и расправить приготовленную, свернутую валиком чистую простыню.

9. Положить в изголовье подушку и опустить на неё голову и плечи пациента.

Обеспечение физического комфорта.

10. Поднять таз пациента (активного больного попросить опереться на ноги и приподняться над кроватью), сдвинуть грязную простыню в направлении стоп, следом расправить чистую, опустить на неё пациента.

Обеспечение комфорта и инфекционной безопасности пациента. Активное участие пациента в ходе способствует повышению самооценки.

11.Поместить грязную простыню в мешок для белья.

Обеспечение комфорта.

13. Снять пододеяльник с одеяла, надеть чистый. Грязный пододеяльник положить в мешок. Укрыть пациента. Заправить одеяло.

Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.

15. Вынести грязное бельё из палаты.

Обеспечение инфекционной безопасности.

III . Окончание процедуры:

16. Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию перчаток, если они использовались. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

17. Сделать отметку о смене белья в документации.

СМЕНА ПОСТЕЛЬНОГО БЕЛЬЯ (ПАЦИЕНТ В ПОСТЕЛИ) ПРОДОЛЬНЫМ СПОСОБОМ (выполняется медсестрой с помощником)

Цель: поддержание личной гигиены, профилактика ВБИ.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: комплект чистого белья, мешок для грязного белья, перчатки, ёмкость с дезинфицирующим раствором.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснит пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие. Оценить возможность пациента участвовать в процедуре.

Внимание! Если к процедуре привлекаются родственники или другие члены медицинской бригады, следует заранее определить объем вмешательства каждого.

Установление контакта с пациентом.

Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

2. Подготовить комплект чистого белья. Скатать половину простыни в виде валика по всей длине.

Обеспечение инфекционно безопасности и гигиенического комфорта.

3. Вымыть и осушить руки, при риске контакта с биологической жидкостью надеть перчатки.

Профилактика ВБИ.

II . Выполнение процедуры:

4. Встать с обеих сторон кровати, опустить изголовье.

Обеспечение безопасности пациента и правильной биомеханики тела.

5. Медсестре подвести руки под плечи и голову пациента, слегка приподнять его; помощнику – извлечь из-под головы подушку.

Обеспечение эффективности проведения процедуры.

6. Опустить пациента на кровать (без подушки). Сменить наволочку с подушки и положить её в мешок для грязного белья. Надеть чистую наволочку.

7. Медсестре снять с пациента одеяло, прикрыть его небольшой простынёй.

Снижение психологического дискомфорта.

8. Медсестре повернуть пациента на бок, лицом к краю кровати и придержать его в этом положении. Одновременно проводить наблюдение за его состоянием.

Обеспечение возможности смены белья. Профилактика падения пациента.

9. Помощнику скатать грязную простыню валиком к спине пациента и расстелить заранее приготовленную и наполовину скатанную чистую простыню, закрывая освободившуюся часть постели.

Обеспечение возможности смены белья.

10. Помощнику повернуть пациента на спину, затем осторожно на другой бок, чтобы он оказался на чистой простыне. Придерживать пациента в положении на боку.

Профилактика падения пациента.

11. Медсестре скатать грязную простыню и убрать её в мешок для грязного белья. Раскатать чистую и заправить края под матрац.

Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.

12. Повернуть пациента и уложить на спину. Под голову и плечи подложить подушку.

Обеспечение комфорта в постели.

13. Помощнику снять грязный пододеяльник, положить его в мешок для грязного белья. Надеть чистый. Накрыть пациента. Заправить одеяло.

Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.

14. Убедиться, что пациент чувствует себя комфортно.

III . Окончание процедуры:

15. Удалить из палаты мешок с грязным бельём. Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию перчаток, если они использовались. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

16. Сделать отметку о смене белья в документации.

Обеспечение преемственности ухода за пациентом.

СМЕНА РУБАШКИ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОМУ

Цель: поддержание личной гигиены, профилактика ВБИ.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: чистая рубашка, мешок для грязного белья.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснит пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

Установление контакта с пациентом.

Подготовка пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

2. Оценить физические возможности пациента.

Обеспечение возможности сотрудничества.

3. Подготовить чистую рубашку.

Обеспечение инфекционной безопасности.

4. Вымыть руки, При необходимости надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

II . Выполнение процедуры:

5. Поднять голову и плечи пациента, помочь ему сесть. Собрать рубашку со спины до затылка, переместить её через голову на грудь, затем полностью снять с рук.

Примечание:

- пациенту, испытывающему трудности при сидении, смену осуществлять с помощником, который придерживает пациента за плечи;

- пациенту, прикованному к постели, выполнять процедуру в той же последовательности, только в положении лёжа.

Обеспечение безопасности пациента.

6. Положить рубашку в мешок для грязного белья.

Обеспечение инфекционной безопасности.

7. Надеть чистую рубашку в обратном порядке: вначале на руки, затем переместить на голову и расправить рубашку на спине и груди.

8. Помочь пациенту занять удобное положение. Укрыть пациента. Убедиться, что он чувствует себя комфортно.

Обеспечение психического и психологического комфорта.

III . Окончание процедуры:

9. Удалить мешок с грязным бельём из палаты. Провести дезинфекцию и дальнейшую утилизацию перчаток, если они использовались. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

10. Сделать отметку о смене белья в документации.

Обеспечение преемственности ухода за пациентом.

УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО: ТУАЛЕТ ГЛАЗ

Цель: соблюдение правил личной гигиены.

Показания: уход за пациентами при дефиците самоухода.

Оснащение: стерильный лоток; стерильные тампоны (салфетки); стерильный пинцет; ёмкость с антисептическим раствором (0,02% раствор фурацилина или 1-2% раствор натрия гидрокарбоната); влагонепроницаемая пеленка,ёмкость для использованных тампонов; перчатки.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

2. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

II . Выполнение процедуры:

Укрыть грудь влагонепроницаемой пеленкой.

5. Поместить в стерильный лоток 8-10 тампонов (салфеток), налить в него антисептический раствор.

Обеспечение инфекционной безопасности.

6. Надеть стерильные перчатки.

Профилактика инфицирования.

7. Взять пинцетом тампон (салфетку) из лотка, слегка отжать его, переложить в руку, обработать им ресницы и веко одного глаза, по направлению от наружного края к внутреннему .

8. Положить тампон (салфетку) в лоток для использованного материала.

Обеспечение инфекционной безопасности.

9. Повторить процедуру 4-5 раз, каждый раз меняя тампоны (салфетки).

Примечание: при наличии инфекции обработку начинать со здорового или менее инфицированного глаза.

Обеспечение инфекционной безопасности.

10. Промокнуть остатки раствора сухими тампонами (салфетками).

Обеспечение гигиенического комфорта.

11. Обработать другой глаз в той же последовательности.

Обеспечение инфекционной безопасности.

12. Помочь пациенту занять положение, удобное для пребывания в постели. Убедиться, что он чувствует себя комфортно

III . Окончание процедуры:

13. Замочить использованные тампоны (салфетки) в дезинфицирующем растворе.

14. Снять перчатки, поместить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией.

Примечание: если это одна из утренних процедур, перчатки снять после завершения всего комплекса мероприятий по осуществлению утреннего туалета пациента.

Обеспечение инфекционной безопасности.

15. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО: ТУАЛЕТ НОСА

Цель: поддержание личной гигиены пациента.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: стерильные ватные турунды в специальной ёмкости; флакон с физ.раствором или вазелином (растительным маслом, глицерином); стерильный лоток; стерильная пипетка; перчатки; лоток для использованного материала.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациенте. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

2. Вымыть и осушить руки.

Профилактика ВБИ.

3. Подготовить необходимое оснащение. Налить в мензурку приготовленный раствор.

II . Выполнение процедуры:

4. Помочь пациенту занять удобное положение.

Обеспечение комфортного состояния во время процедуры.

5. Надеть перчатки. Смочить в одном из растворов ватные турунды.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

6. Ввести в носовой ход (левый) вращательными движениями влажную турунду.

Создание гигиенического комфорта.

7. По истечении нескольких секунд извлечь турунду. Поместить в лоток для использованных материалов.

Обеспечение инфекционной безопасности.

8. Повторить процедуру 2-3 раза (при необходимости больше), меняя турунды.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

9. Завершить процедуру при отсутствии корочек на очередной турунде.

Критерий оценки выполнения процедуры.

10. Подобным образом обработать правый носовой ход.

Примечание: для удаления корочек из носа можно предварительно закапать в нос, для их размягчения, один из вышеперечисленных препаратов или оставить на 2-3 минуты в носовой полости смоченные маслом или глицерином турунды. Далее удалить корочки сухими турундами. Использованные турунды поместить в лоток для использованного материала.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

11. Помочь пациенту занять положение, удобное для пребывания в постели. Убедиться, что он чувствует себя комфортно.

Обеспечение физического и психологического комфорта

III . Окончание процедуры:

12. Продезинфицировать и утилизировать использованные турунды.

Обеспечение инфекционной безопасности.

13. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией.

Обеспечение инфекционной безопасности.

14.Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

16. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента в документации.

УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО: ТУАЛЕТ ПОЛОСТИ РТА

Цель: соблюдение правил личной гигиены пациента.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: лоток, шпатель, стерильные марлевые салфетки, шарики, пинцет, емкость с антисептическим раствором (2% раствор натрия гидрокарбоната, фурацилин, раствор перманганата калия) или с кипяченой теплой водой, зубная щетка, клеенка, пеленка, глицерин, перчатки.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться ему. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Рассказать о предстоящей процедуре пациенту, если он в сознании. Получить согласие на процедуру.

Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

2. Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

3. Вымыть и осушить руки. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

II . Выполнение процедуры:

1. Помочь пациенту занять положение Фаулера, если это не противопоказано.

Обеспечение комфортного положения во время процедуры.

2. Накрыть шею и грудь пациента полотенцем.

Примечание: процедуру можно выполнять в положении: пациент лежит на боку или животе (или спине), повернув голову на бок.

Предупреждение намокания белья пациента. Допустимые положения.

3. Приготовить зубную щетку без пасты, смочить ее в растворе соды.

Примечание: при отсутствии зубной щетки можно воспользоваться марлевой салфеткой, закрепленной зажимом либо пинцетом.

Обеспечение возможности проведения процедуры

4. Обнажить зубы с помощью шпателя. Почистить зубы: последовательно внутреннюю, жевательную и наружную поверхности, выполняя движения вверх-вниз в направлении от задних к передним зубам. Повторить процедуру не менее 2 раз.

Обеспечение качества выполнения.

5. Удалить остатки жидкости с помощью сухих тампонов.

Профилактика аспирации.

6. Попросить пациента высунуть язык. Если пациент не может это сделать, то обернуть язык марлевой салфеткой и левой рукой вытянуть его изо рта.

Обеспечение эффективности процедуры.

7. С помощью пинцета смочить салфетку в антисептическом растворе и обработать язык, снимая налет в направлении от корня к кончику в случае необходимости. Отпустить язык. Сбросить салфетки в лоток для использованного материала.

Обеспечение качества услуги.

8. Новой салфеткой, смоченной в антисептическом растворе, протереть внутреннюю поверхность щек в одном направлении: изнутри к наружи. Далее обработать пространство под языком, десны, меняя салфетки по мере загрязнения.

Профилактика инфицирования околоушных желез

9. Если язык сухой, смазать его глицерином.

Обеспечение качества услуги.

10. Нанести на салфетку вазелин и смазать последовательно тонким слоем верхнюю и нижнюю губы.

Профилактика образования трещин на губах.

11. Убрать полотенце.

Обеспечение инфекционной безопасности.

III . Окончание процедуры:

1. Погрузить предметы ухода, инструментарий в дезинфицирующий раствор, утилизировать использованные салфетки. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

2. Сделать запись о выполнении процедуры в медицинских документах

Обеспечение преемственности ухода.

УТРЕННИЙ ТУАЛЕТ ТЯЖЕЛОБОЛЬНОГО: ТУАЛЕТ УШЕЙ

Цель: обеспечение личной гигиены.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: ватные турунды и тампоны (салфетки); флакон с 3% раствором перекиси водорода; водяная баня, водный термометр, стерильная пипетка; стерильный лоток; ёмкость с чистой водой; перчатки; полотенце; лоток для сбора использованного материала.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту ход предстоящей процедуры, если он с ней незнаком, получить его согласие.

Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

2. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

3. Подготовить необходимое оснащение.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

II . Выполнение процедуры:

4. Помочь пациенту занять удобное положение. Прикрыть его шею и плечи полотенцем.

Обеспечение комфортного состояния во время процедуры.

5. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

6. Попросить его наклонить голову в сторону, противоположную обработке.

Создание гигиенического комфорта

7. Набрать в пипетку теплый 3% раствор перекиси водорода. Оттянуть левой рукой ушную раковину назад и вверх. Правой рукой закапать в наружный слуховой проход 2-3 капли (или ввести смоченную в растворе турунду). Оставить пациента в таком положении 1-2 минуты.

Обеспечивается размягчение серы и облегчается её удаление.

8. Ввести в слуховой проход вращательными движениями сухую турунду, оттянув при этом ушную раковину назад и вверх. Вывести турунду обратно. Повторить процедуру несколько раз, меняя турунды.

Обеспечение физического и гигиенического комфорта.

9. Поместить в лоток использованные турунды для проведения последующей дезинфекции и утилизации.

Обеспечение инфекционной безопасности.

10. Обработать влажным тампоном (салфеткой), смоченным в тёплой воде, ушную раковину, затем тщательно просушить её сухими ватными тампонами (салфетками). Сбросить использованные тампоны (салфетки) в лоток для последующей утилизации.

Обеспечение гигиенического комфорта и инфекционной безопасности.

11. Обработать другое ухо подобным образом.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

12. Помочь пациенту занять положение, удобное для пребывания в постели. Убедиться, что он чувствует себя комфортно.

Обеспечение физического и психологического комфорта.

III . Окончание процедуры:

13. Подвергнуть дезинфекции использованные предметы ухода и металл.

14. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией.

15. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

16. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента в документации.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

УХОД ЗА НАРУЖНЫМИ ПОЛОВЫМИ ОРГАНАМИ И ПРОМЕЖНОСТЬЮ У ЖЕНЩИН

Цель: поддержание личной гигиены.

Показания: дефицит самоухода; профилактика пролежней

Оснащение: ёмкость с теплой (35-37 0 С) водой; почкообразные лотки; перчатки; ширма; клеёнка; пелёнка; судно; марлевые салфетки; корнцанг; кувшин; мешок для грязного белья.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Собрать информацию о пациентке. Доброжелательно и уважительно представиться ей. Уточнить, как к ней обращаться, если медсестра видит пациентку впервые. Объяснить цель и ход предстоящей процедуры, получить её согласие.

Установление контакта с пациенткой. Обеспечение психологической подготовки пациентки к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациентки.

2. Подготовить необходимое оснащение. Налить в кувшин теплой воды. Положить в лоток марлевые салфетки, корнцанг.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

3. Отгородить пациентку ширмой (при необходимости).

Обеспечение психологического комфорта.

Профилактика ВБИ.

II . Выполнение процедуры:

5. Опустить изголовье кровати. Повернуть пациентку на бок. Постелить клеёнку и пелёнку под пациентку.

Предупреждение попадания воды на постельное бельё пациентки.

6. Поставить судно в непосредственной близости от ягодиц пациентки. Повернуть её на спину так, чтобы промежность оказалась над отверстием судна.

Обеспечение безопасной больничной среды.

7. Помочь занять оптимально удобное положение для проведения процедуры (положение Фаулера, ноги слегка согнуты в коленях и разведены).

Снижение физической нагрузки на позвоночник и мышцы спины пациентки.

8. Встать справа от пациентки (если медсестра правша). Поместить в непосредственной близости от себя лоток с марлевыми салфетками. Закрепить салфетку корнцангом.

Обеспечение правильной биомеханики тела медсестры.

9. Держать кувшин в левой руке, а корнцанг в правой. Лить воду на гениталии женщины, салфетками (меняя их) осуществлять движения сверху вниз, от паховых складок к гениталиям, затем к анусу, обмывая: а) одной салфеткой – лобок; б) второй салфеткой – паховую область справа и слева; в) далее правую и левую половые (большие) губы; г) область анального отверстия, межъягодичную складку.

Использованные салфетки сбрасывать в судно.

Обеспечение инфекционной безопасности и гигиенического комфорта.

10. Осушить промокательными движениями с помощью сухих салфеток лобок, паховые складки, гениталии и область анального отверстия пациентки в той же последовательности и в том же направлении, что при подмывании, меняя салфетки после каждого этапа.

Обеспечение гигиенического комфорта и инфекционной безопасности.

11. Повернуть пациентку на бок. Убрать судно, клеёнку и пелёнку. Вернуть пациентку в исходное положение, на спину. Поместить клеёнку и пелёнку в непромокаемый мешок.

Обеспечение инфекционной безопасности.

12. Помочь пациентке занять удобное положение. Укрыть её. Убедиться, что она чувствует себя комфортно. Убрать ширму.

Обеспечение физического и психологического комфорта.

III . Окончание процедуры:

13. Опорожнить судно от содержимого и поместить его в ёмкость с дезинфектантом.

14. Снять перчатки и положить их в лоток для использованных материалов с последующей дезинфекцией и утилизацией. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

15. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациентки в документации.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

УХОД ЗА НАРУЖНЫМИ ПОЛОВЫМИ ОРГАНАМИ У МУЖЧИН

Цель: поддержание личной гигиены.

Показания: дефицит самоухода.

Оснащение: кувшин с теплой (35-37 0 С) водой; тазик; зажим с салфеткой; почкообразные лотки; перчатки; ширма; клеёнка; пелёнка; судно.

Этапы

Обоснование

I . Подготовка к процедуре:

1. Доброжелательно и уважительно представиться пациенту. Уточнить, как к нему обращаться, если медсестра видит пациента впервые. Объяснить пациенту цель и ход предстоящей процедуры, получить его согласие.

Установление контакта с пациентом. Обеспечение психологической подготовки пациента к предстоящей процедуре. Соблюдение прав пациента.

2. Подготовить необходимое оснащение. Налить в ёмкость (тазик) теплую воду.

Обеспечение качественного выполнения процедуры.

3. Отгородить пациента ширмой (при необходимости).

Обеспечение психологического комфорта.

4. Вымыть руки. Надеть перчатки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

II . Выполнение процедуры:

5. Опустить изголовье кровати, повернуть пациента на бок.

Постелить клеёнку и пелёнку под пациента.

Обеспечение безопасности сестры и пациента.

Предупреждение попадания воды на постельное бельё пациента.

6. Повернуть пациента на спину. Поднять изголовье кровати. Помочь ему занять оптимально удобное положение для проведения процедуры (положение Фаулера, ноги слегка согнуты в коленях и разведены).

Обеспечение физического комфорта.

7. Взять зажим с салфеткой правой рукой.

Обеспечение эффективного проведения процедуры.

8. Смочить салфетку в ёмкости (тазике) с теплой водой, слегка отжать её. Левой рукой оттянуть крайнюю плоть, обнажить головку полового члена и протереть её влажной салфеткой.

Обеспечение гигиенического комфорта, предупреждение инфекции мочевыводящих путей.

9. Смочить салфетку, слегка отжать её и протереть мошонку.

Предупреждение инфекции мочевыводящих путей. Обеспечение гигиенического комфорта.

10. Выполнить очередное ополаскивание салфетки. Протереть паховые складки, область заднего прохода, межъягодичную складку. По окончании процедуры салфетку поместить в лоток для использованных предметов.

Обеспечение гигиенического комфорта.

11. Сменить салфетку на сухую. Осушить половой член, мошонку, паховую область и далее в той же последовательности. Салфетку поместить в лоток для использованных предметов.

Примечание: в стационарах уход за наружными половыми органами чаще осуществляется на судне с помощью корнцанга, стерильных тампонов и кувшина с водой.

Обеспечение гигиенического комфорта. Предупреждение инфекции мочевыводящих путей.

12. Опустить изголовье кровати, переместить пациента на бок. Убрать клеёнку и пелёнку в непромокаемый мешок для грязного белья.

Обеспечение правильной биомеханики тела, инфекционной безопасности и психологического комфорта.

13. Переместить пациента на спину, поднять изголовье. Укрыть пациента. Убедиться, что он чувствует себя комфортно. Убрать ширму. Вынести из палаты мешок с бельём, лоток с салфетками.

Обеспечение гигиенического комфорта.

III . Окончание процедуры:

14. Весь использованный материал продезинфицировать с последующей утилизацией.

15. Вылить воду из тазика и продезинфицировать его. Вымыть и осушить руки.

Обеспечение инфекционной безопасности.

16. Сделать запись о выполнении процедуры и реакции пациента в документации.

Обеспечение преемственности сестринского ухода.

КОНТРОЛИРУЮЩИЙ БЛОК

Ι . Рекомендации по самоподготовке

Инструкция: ответьте на предложенные вопросы, если у Вас возникли трудности при ответе, воспользуйтесь рекомендуемой литературой и повторите попытку.

п/п

Контрольные вопросы к теме

Перечислите принципы ухода.

С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2012 г., с. 155-156

Каково назначение функциональной кровати?

Данное пособие

Какое положение в постели может занимать пациент в постели

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 153

Какие цели ставит перед собой медицинский персонал при подготовке к смене постельного белья тяжелобольному пациенту?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 409

Что необходимо приготовить и как осуществить обработку полости рта пациенту, находящемуся в бессознательном состоянии?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 428-430

Что необходимо приготовить и как осуществить обработку полости носа?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 432-433

Как осуществить обработку глаз пациенту?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 430-432

Как осуществить обработку наружного слухового прохода?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 433-435

9

Как необходимо уложить пациента, чтобы осуществить мытье ног и головы?

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 435, 442

10

Как проводить бритье лица пациента?

С.А.Мухина, И.И.Тарновская «Практическое руководство к предмету «Основы сестринского дела»», 2012 г., с. 210-212

11

Правила ухода за наружными половыми органами.

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с.439-441

12

Смена нательного белья тяжелобольному.

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 414-415

13

Перечислите современные средства ухода, которыми может пользоваться медицинская сестра.

Т.П.Обуховец «Основы сестринского дела», 2013 г., с. 417, 437, 441

ΙΙ. Оформление дневников

Инструкция: запишите в Ваших дневника тему занятия и выполните следующие задания:

    Дайте характеристику положения пациента в постели:

    Активное положение ___________________________________________

    Пассивное положение __________________________________________

    Вынужденное положение _______________________________________

    Решите ситуационные задачи:

    Пациент жалуется на сухость в носу, образование в полости носа корочек.
    Проблемы пациента? Как помочь пациенту?

    У пациентки появился неприятный запах изо рта.

Что необходимо предпринять? Проблемы пациента?

    Пациент не может открыть глаза, слиплись веки и ресницы.
    В чём заключается помощь пациенту? Проблемы пациента?

    Проводя утренний туалет пациенту, медсестра заметила в наружном слуховом проходе скопившуюся серу.

Ваши действия по оказанию помощи? Проблемы пациента?

    Пациентка жалуется на зуд кожи головы, волосы сальные.
    Что предпринять? Проблемы пациента?

Личная гигиена пациента имеет огромное значение в процессе его лечения. Прежде всего, стоит понимать, что понятия о чистоте у каждого больного индивидуальны. Именно поэтому медицинскому персоналу нужно расспросить его о привычках по уходу за собой, а также оценить, насколько пациент способен самостоятельно следовать тем правилам гигиены, которые позволят наиболее эффективно осуществлять его лечение.

Одной из важных частей личной гигиены пациента является уход за его кожными покровами. Для того чтобы поддерживать кожу в чистоте, необходимо ежедневно умываться утром и вечером и принимать гигиеническую ванну один раз в неделю. Конечно, это касается тех больных, которые по состоянию здоровья могут сами осуществлять гигиенические процедуры. Не стоит забывать и об уходе за ротовой полостью, чистить зубы необходимо два раза в день, при этом уделяя внимание чистоте языка и дёсен.

Личная гигиена тяжелобольного пациента

Так как при ряде заболеваний человек не может самостоятельно ухаживать за собой, личной гигиеной тяжелобольного пациента занимается медицинская сестра. Стоит отметить, что причиной невозможности осуществлять процедуры личной гигиены может стать не только тяжёлое физическое, но и психическое состояние, например депрессия.

Уход за кожными покровами у тяжёлых больных с постельным режимом пребывания в стационаре имеет ряд особенностей. Для того чтобы из-за загрязнения кожи не возник риск инфицирования, следует проводить ежедневное обтирание мыльным раствором с помощью губки или салфеток. Особое внимание нужно уделить местам, где скапливаются выделения потовых желез. Чистить зубы таким больным следует два раза в день. Помимо этого ротовую полость обрабатывают ватным шариком, смоченным в растворе марганцовки или борной кислоты. Также в обязанности медперсонала входит уход за глазами, ушами и полостью носа тяжелобольных пациентов.

Личная гигиена пациента в стационаре

Местом, где больной проводит большую часть своего времени, находясь на лечении в медицинском учреждении, является его кровать. Именно поэтому помимо основных правил личной гигиены пациента в стационаре необходимо заботиться о чистоте постельного белья. Его нужно менять по мере загрязнения, а у лежачих больных тщательно расправлять все складки, так как даже самая маленькая из них может стать причиной повреждения кожи. Простыни на кроватях таких пациентов должны быть очень мягкими, без рубцов и швов, так как зачастую вследствие болезни они обладают повышенной чувствительностью.

5. Бельевой режим стационара (требования к постельному белью).

Медицинские организации должны быть в достаточном объеме обеспечены бельем.

Сбор, транспортировка и хранение белья

В стационарах и поликлиниках оборудуют центральные кладовые для чистого и грязного белья. В медицинских организациях малой мощности чистое и грязное белье может храниться в раздельных шкафах, в том числе встроенных. Кладовую для чистого белья оборудуют стеллажами с влагоустойчивой поверхностью для проведения влажной уборки и дезинфекции.

В «грязных» помещениях (помещения разборки и хранения грязного белья) отделка подразумевает обеспечение влагостойкости на всю их высоту. Полы следует покрывать водонепроницаемыми материалами. Допускается устройство подвесных, натяжных, подшивных и других видов потолков, обеспечивающих гладкость поверхности и возможность проведения их влажной очистки и дезинфекции.

Транспортировка чистого белья из прачечной и грязного белья в прачечную должна осуществляться в упакованном виде (в контейнерах) специально выделенным автотранспортом. Перевозить грязное и чистое белье в одной и той же таре нельзя. Стирка тканевой тары (мешки) осуществляется одновременно с бельем.

Грязное белье собирают в закрытую тару (клеенчатые или полиэтиленовые мешки, специально оборудованные и маркированные бельевые тележки или другие аналогичные приспособления) и передают в центральную кладовую для грязного белья. Временное хранение грязного белья в отделениях (не более 12 часов) допускается в помещениях для грязного белья с водостойкой отделкой поверхностей, оборудованных раковиной и устройством для обеззараживания воздуха.

В кладовых для хранения белья должны быть полки с гигиеническим покрытием, доступным для влажной уборки и дезинфекции.

Выдача и смена белья пациентам

При поступлении в стационар пациенту выдают комплект чистого нательного белья, пижаму/халат, тапочки. Личную одежду и обувь больные оставляют в специальной упаковке с вешалками (полиэтиленовые мешки, чехлы из плотной ткани) в помещении для хранения вещей пациентов или передают родственникам (знакомым). Допускается нахождение больных в стационарах в домашней одежде. Личная одежда больных инфекционного профиля в случаях, предусмотренных санитарными правилами, подвергается камерной дезинфекции. Смену белья пациентам проводят по мере загрязнения, регулярно, но не реже 1 раза в 7 дней. Перед поступлением больного меняют постельные принадлежности (матрас, подушка, одеяло) и кровать застилают чистым комплектом постельного белья (простыня, наволочка, пододеяльник). Загрязненное белье подлежит немедленной замене. Смену постельного белья родильницам следует проводить 1 раз в 3 дня, нательного белья и полотенец ежедневно, подкладных пеленок не менее 4-5 раз в сутки и по мере необходимости. Допускается использование прокладок промышленного производства.

Перед возвращением пациента в палату после хирургического вмешательства проводится обязательная смена белья. В послеоперационном периоде смена белья пациентам должна проводиться систематически до прекращения выделений из ран.

В операционных, акушерских стационарах (родильные блоки, а также палаты для новорожденных) используют стерильное белье. Для новорожденных допускается применение памперсов.

При проведении лечебно-диагностических манипуляций, в частности в условиях амбулаторно-поликлинического приема, пациента обеспечивают индивидуальным комплектом белья (простыня, подкладная пеленка, салфетка, бахилы), в том числе разового.

Одежда медперсонала

Медицинский персонал должен быть обеспечен комплектами сменной одежды халатами, шапочками и сменной обувью. Смена одежды персонала в подразделениях хирургического и акушерского профиля осуществляется ежедневно и по мере загрязнения. В учреждениях терапевтического профиля ее проводят 2 раза в неделю и по мере загрязнения. Многоразовые салфетки при невозможности использования одноразовых тканевых подлежат стирке.

Стирку одежды персонала осуществляют централизованно и отдельно от белья пациентов. Стирают белье в специальных прачечных или прачечной в составе медицинской организации. Режим стирки белья должен соответствовать действующим гигиеническим нормативам. Запрещается стирка спецодежды в домашних условиях.

Обеззараживание белья

Обеззараживание загрязненных выделениями и биологическими жидкостями изделий из текстильных материалов (нательное, постельное белье, полотенца, спецодежда медицинского персонала и т.д.) осуществляют в прачечных, замачивая в растворах дезинфицирующих средств перед стиркой, или в процессе стирки с использованием разрешенных для этих целей дезинфекционных средств в стиральных машинах проходного типа по программе № 10 (90°С) согласно технологии обработки белья в медицинских организациях. Белье новорожденных обрабатывают так же, как инфицированное.

После выписки пациентов, а также по мере загрязнения матрасы, подушки, одеяла должны подвергаться дезинфекционной камерной обработке. В случае использования для покрытия матрасов чехлов из материала, допускающего влажную дезинфекцию, камерная обработка не требуется. При наличии на матрасах и подушках чехлов из влагонепроницаемых материалов их обеззараживают раствором дезинфицирующего средства методом протирания. В медицинской организации должен быть обменный фонд постельных принадлежностей, для хранения которого предусматривается специальное помещение.

Помещения и инвентарь для уборки прачечных, кладовых для временного хранения белья ежедневно моют и дезинфицируют. Уборочный инвентарь (тележки, мопы, емкости, ветошь, швабры) должен иметь четкую маркировку или цветовое кодирование с учетом функционального назначения и храниться в выделенном для этой цели помещении. Схема цветового кодирования размещается в зоне хранения инвентаря.

Стиральные машины для стирки мопов и другой ветоши устанавливают в местах комплектации уборочных тележек. Использованный уборочный инвентарь обеззараживают в растворе дезинфицирующего средства, затем прополаскивают в воде и сушат.

Стирка белья в медицинских организациях осуществляется в соответствии с СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» и МУ 3.5.736-99 «Технология обработки белья в медицинских учреждениях».

При многих заболеваниях больной может сохранять активное состояние. Оно позволяет ему выполнять те или иные произвольные движения, самостоятельно перемещаться, принимать пищу, заниматься личной гигиеной и т. д. В случае невозможности активных движений и малоподвижности принято говорить о пассивном состоянии больного. Вынужденное положение больной выбирает для облегче-ния и уменьшения болевых симптомов (одышка, кашель, боль). Примером его служит сидячее положение больных, страдающих дыхательной и сердечной недостаточностью и застоем крови в кругах кровообращения.

Режим больного может быть постельным (больному разрешается поворачиваться в кровати), полупостельным (может сидеть в кровати) и общим (без существенных ограничений двигательной активности). Необходимость обеспечения тяжелобольному удобного положения в кровати обусловливает ряд требований к ее конструкции. Лучше всего этим требованиям отвечает так называемая функциональная кровать, концы которой можно поднять, чтобы придать больному наилучшее для него положение.

Правильная подготовка кровати и контроль за ней имеют большое значение в уходе за тяжелобольными пациентами. Матрац на кровати должен быть достаточной длины и ширины, с ровной поверхностью, подушки мягкие, из пера, одеяло соответствовать времени года. Кровать может быть никелированная или деревянная, чтобы легче было проводить дезинфекцию и влажную обработку. Для детей используют кровати с учетом их возраста. Сетка кровати должна быть хорошо натянута, с ровной поверхностью, около кровати необходима тумбочка, где находятся предметы личной гигиены, а для детей - игрушки, книги и др.

Постельное и нательное белье больных меняют в зависимости от состояния больного. Это нужно делать умело, не создавая для больного существенных неудобств, стараясь не вызывать боль. Практикуются два способа замены постельного белья на кровати (см. рис. 52).

Рис. 52. Смена постельного белья у тяжелобольного: а - первый способ; б - второй способ

Первый способ применяют, когда больной может сам поворачиваться на кровати: чистую простыню скатывают по длине до половины; поднимают голову больного, вынимают из-под нее подушку; больного подвигают к краю кровати, повернув его на бок; грязную простыню скручивают по всей длине в направлении к больному. На освободившуюся часть кровати расстилают чистую простыню, поворачивают больного так, чтобы он оказался на чистой простыне; снимают грязную простыню и на ее место расправляют чистую.

Рис. 53. Смена нательного белья у тяжелобольного

Второй способ применяется в случае, когда больному запрещены активные движения в кровати. Вначале чистую простыню скручивают валиком, кладут поперек кровати, осторожно поднимают верхнюю часть туловища и быстро скручивают грязную простыню, убирая ее из-под головы. Положив на освобожденную часть кровати чистую простыню, опускают на нее больного. Затем последовательно поднимают таз, ноги и продолжают расстилать чистую простыню, заменяя ею грязную.

Нательное белье тяжелобольному, который находится на строгом постельном режиме, меняют так: захватывают край рубашки, снимают ее через голову и затем высвобождают руки. Чистое белье одевают в обратном порядке. Если у больного повреждена одна из рук, рубашку вначале снимают со здоровой, а чистую одевают, наоборот, начиная с больной руки (рис. 53).

Рис. 54: а - обработка полости рта; б - закапывание больному глазных капель

Уход за волосами предусматривает мытье головы, расчесывание волос и др. Жирные волосы моют раз в неделю, сухие и нормальные - раз в 10 дней.

Уход за полостью рта занимает важное место в личной гигиене больного (рис. 54, а). При многих заболеваниях, которые сопровождаются лихорадкой, микробы в полости рта могут активно размножаться, приводя к поражению слизистой оболочки, зубов, к возникновению трещин в углах рта, сухости губ. Поэтому больной, способный к самостоятельным действиям, должен чистить зубы дважды в день, полоскать рот водой после каждого приема пищи. Особенно это важно для детей. Ротовую полость тяжелобольного промывают 0,5 %-ным раствором натрия гидрокарбоната.

При наличии у больного выделений из глаз , которые склеивают веки, засохшие корочки размачивают с помощью ватного тампона, смоченного 2%-ным раствором борной кислоты, затем промывают глаза теплой кипяченой водой или физиологическим раствором. При заболевании глаз их закапывают жидкими лекарствами или смазывают (рис. 54, б). Перед такой процедурой необходимо тщательно вымыть руки с мылом. Лекарственные препараты вводят следующим образом: нижнее веко оттягивают увлажненным тампоном, после чего капают пипеткой 1-2 капли на слизистую оболочку (ближе к носу) или широким концом стеклянной палочки наносят на нее глазную мазь.

Гигиеническая обработка ушей , полости носа проводится, когда больной не может самостоятельно умываться и освобождать нос от слизи. В ряде случаев возникает необходимость очищения наружного слухового прохода от серной пробки. Для этого в ухо закапывают несколько капель 3%-ного раствора перекиси водорода или стерильного вазелинового масла, а затем ватным тампоном (для детей) или ушным зондом (для взрослых) удаляют серную пробку, оттягивая ушную раковину левой рукой вверх. Корочки из полости носа у детей удаляют с помощью ватного тампона, у взрослых - специальным зондом, предварительно смазанным перекисью водорода или вазелиновым маслом, глицерином.

Уход за кожей имеет большое лечебное значение, особенно для больных, которые долгое время находятся в постели, и для детей. Кожные покровы в этих случаях протирают полотенцем или ватномарлевым тампоном, смоченным одним из дезинфицирующих средств (полуспиртовой раствор, одеколон, столовый уксус, камфорный спирт и др.). Особенно тщательно протирают кожу за ушами, под молочными железами, спину, шею, ягодицы, подмышечные и паховые складки. Руки моют перед каждым приемом пищи, ноги - 2-3 раза в неделю. Ногти стригут малыми ножницами, затем обрабатывают дезинфицирующими средствами. Кожные покровы половых органов и промежности необходимо промывать каждый день (см. рис. 55, а). При отсутствии противопоказаний гигиеническую ванну или душ принимают один раз в неделю.

Рис. 55: а - подмывание больной; б - места наиболее частого образования пролежней

Загрязнение кожных покровов секретами потовых, сальных желез и другими выделениями ведет к появлению сильного зуда, расчесыванию, инфицированию кожи, что содействует появлению пролежней.

Пролежнями называются места омертвения мягких тканей кожи (подкожно-жировой клетчатки) при длительном давлении на них в условиях нарушенного кровообращения и иннервации. Они чаще появляются на тех частях тела, где прослойка мышечной ткани и подкожной жировой клетчатки очень тонкая, а кожа непосредственно примыкает к костным выступам - на затылке, крестце, лопатках, на буграх пяточной кости, локтях, в области ягодиц, остистых отростков позвоночника (рис. 55, б). Развитию пролежней содействуют длительная неподвижность больных, глубокие нарушения обменных процессов, травмы, параличи и другие факторы. Вначале возникает побледнение кожи, которое сменяется покраснением, отечностью и отслаиванием эпидермиса, некрозом кожи с присоединением инфекции.

Профилактика пролежней обеспечивается постоянным контролем за кожными покровами тяжелобольного, его нательным и постельным бельем, применением специальных средств. Больным необходимо каждые два часа менять положение тела, осматривать места возможного образования пролежней. Важно следить, чтобы на простыне не было складок, крошек; сразу менять мокрое или загрязненное белье; под крестец и копчик больного можно подложить резиновый круг (рис. 56, а), покрытый пеленкой, под пятки и локти - ватно-марлевые круги; использовать противопролежневый матрац; утром и вечером обмывать места, где возникают пролежни, водой, раствором камфорного или салицилового спирта, танина, разбавленным уксусом или одеколоном (рис. 56, б).

Рис. 56: а - применение подкладного круга для профилактики пролежней; б - обработка кожи больного с пролежнями

Лечение пролежней представляет собой тяжелую задачу. На начальных стадиях рекомендуется смазывать поврежденные участки 5-10%-ным раствором йода, 1%-ным раствором бриллиантовой зелени, 5-10%-ным раствором перманганата калия. При наличии поврежденных участков применяют разнообразные мазевые повязки, общестимулирующую терапию, назначаемую врачом.

Больные, которые находятся на постельном режиме, вынуждены лежа производить свои физиологические отправления. В таких случаях больным подают подкладное судно (специальное приспособление для сбора испражнений) и мочеприемник (сосуд для сбора мочи), детям - горшочек. Поданное судно должно быть чистым, с необходимым количеством воды. Для ослабленных больных и при наличии пролежней используют резиновое подкладное судно. После выливания испражнений его тщательно моют горячей водой и дезинфицируют.

Вопросы для повторения

  1. В чем состоит уход за тяжелобольным?
  2. Назовите последовательность смены белья у тяжелобольных.
  3. Расскажите о профилактике образования пролежней.

Витебский государственный медицинский университет

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Зав. кафедрой пропедевтики

внутренних болезней,

д.м.н., профессор Г.И. Юпатов

Тема: Личная гигиена пациентов и обслуживающего персонала.

Выполнила

студентка 20 группы

курса лечебного факультета

Подгурская А.И.

Витебск,

Введение

гигиена медицинский персонал пациент

Медицинский персонал должен строго соблюдать правила личной гигиены, ведь личная гигиена медицинского персонала это то, чем ни в коем случае нельзя пренебрегать. Это необходимо как для самого работника, так и для всех обслуживаемых им больных. И по этой причине каждый медицинский работник обязан являться самым настоящим живым образцом высочайшей санитарной культуры.

Опрятный и культурный внешний вид, безукоризненное выполнение правил личной гигиены медицинским персоналом являются необходимыми условиями при обслуживании пациентов. Медицинский персонал должен являться образцом для больных в деле соблюдения правил личной гигиены, что имеет большое значение для профилактики внутрибольничных инфекций, как среди персонала, так и среди пациентов.

Общий уход за пациентами

Положение тела пациента

Основным местом пребывания пациента в лечебном учреждении является кровать. В зависимости от состояния пациента и врачебных назначений его положение может быть активным, пассивным и вынужденным.

В активном состоянии пациент может самостоятельно вставать с постели, сидеть, ходить и пользоваться уборной.

Кровать

Кровати в лечебных учреждениях используются обычно стандартные. Некоторые кровати имеют специальные приспособления для поднимания ножного и головного конца.

При кормлении пациента иногда применяют небольшие столики, которые ставят на постель перед головой пациента.

Для того чтобы придать пациенту полусидячее положение, под подушку подкладывают подголовник, а для упора ног кладут деревянный ящичек перед ножной спинкой кровати.

В прикроватном столике имеется отделение для хранения разрешенных личных вещей.

Матрац должен быть гладким, без впадин и бугристости. Подушки желательно иметь перовые или пуховые. В последнее время появились подушки из синтетических материалов. Они наиболее гигиеничны.

Одеяла пациентам подбирают по сезону (байковые или шерстяные).

Постельное белье

Постельное белье состоит из наволочек для подушек, простыни и пододеяльника (можно заменить второй простыней). Белье меняют еженедельно или чаще, если оно загрязняется. Простыни у тяжелобольных должны быть без швов и рубцов.

Каждому пациенту дают полотенце.

Пациентам с непроизвольным мочеиспусканием и другими выделениями под простыни подкладывают клеенку. Неопрятная постель, грязное, в складках постельное белье часто могут быть причиной появления пролежней и гнойничковых заболеваний кожи у слабых пациентов.

Постели пациентов не менее 2 раз в сутки перестилают. Слабых пациентов (пассивно лежащих) систематически силами младшего персонала следует переворачивать с бока на бок с учетом характера заболевания.

Смена постельного белья

Смену простыни у тяжелобольных производят обычно одним из следующих двух способов.

По первому способу пациента поворачивают на бок к одному из боковых краев кровати. Грязную простыню свертывают по направлению к больному, а затем чистую простыню, скатанную валиком в длину, раскатывают по матрацу и ее валик укладывают рядом с валиком грязной простыни. Больного поворачивают через оба валика на другую сторону кровати, уже покрытую чистой простыней, после чего снимают грязную простыню и полностью раскатывают валик чистой простыни.

По второму способу поочередно поднимают ноги и таз пациента и по направлению к его голове сворачивают валиком грязную простыню, а вместо нее раскатывают свернутую в поперечный валик чистую простыню. Затем поднимают туловище больного, снимают грязную простыню и на ее место раскатывают вторую половину чистой простыни. При наличии двух санитаров при смене постельного белья лучше всего на это время переложить пациента на каталку.

Смена рубашки у тяжелобольного.

Пациента приподнимают над подушкой, сзади снизу поднимают рубашку до затылка, снимают ее через голову, а затем поочередно высвобождают рукава. При надевании рубашки поступают наоборот. Сначала поочередно вдевают руки в рукава, а затем надевают рубашку через голову и расправляют вниз. При больной руке снимают рукав рубашки со здоровой рукой, а затем с больной, а надевают рукав раньше на больную руку, а затем на здоровую. Для удобства рекомендуется тяжелобольным надевать рубашки типа детских распашонок.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ПАЦИЕНТА

Уход за кожей

Важнейшими условиями нормальной деятельности кожи являются ее чистота и целость. Для сохранения упругости, мягкости и гибкости кожи важное значение имеет функция сальных и потовых желез. Однако сало и пот, скапливаясь на поверхности кожи, способствует ее загрязнению. Вместе с салом и потом на коже скапливается пыль, микроорганизмы. Загрязнение ее вызывает ощущение зуда. Зуд ведет к расчесам, ссадинам, т.е. к нарушению целости кожи, что в свою очередь способствует проникновению вглубь кожи всевозможных микробов, находящихся на ее поверхности. Уход за кожей имеет цель обеспечить ее чистоту и целостность.

Техника протирания кожи

Берут один конец полотенца, смачивают дезинфицирующим раствором, слегка отжимают и начинают протирать шею, за ушами, спину, переднюю поверхность грудной клетки и в подмышечных впадинах. Особое внимание следует обращать на складки под молочными железами, где у тучных женщин и очень потливых больных могут образоваться опрелости. Затем кожу вытирают насухо в том же порядке. Ноги пациенту моют 1 - 2 раза в неделю, поставив тазик в постель, после чего коротко остригают ногти.

Подмывание пациентов

Подмывание производят слабым раствором перманганата калия или другого дезинфицирующего раствора. Раствор должен быть теплым (30 - 40 градусов). Для подмывания пациента нужно иметь кувшин, корнцанг и стерильные ватные шарики.

В левую руку берут кувшин с раствором и поливают наружные половые органы, а ватный тампон, зажатый в корнцанг, направляют от половых органов к промежности (сверху вниз); после этого сухим ватным тампоном протирают в том же направлении, чтобы не занести инфекцию из области заднего прохода в мочевой пузырь. Подмывание можно производить также из кружки Эсмарха, снабженной влагалищным наконечником. Струю воды направляют на промежность и одновременно ватным тампоном, зажатым в корнцанг, производят несколько движений в направлении от половых органов к заднему проходу.

Уход за полостью рта

В полости рта даже у здоровых людей скапливается много микробов, которые при ослаблении организма могут вызвать какие-либо заболевания полости рта и ухудшить общее состояние человека. Поэтому понятно, как важно следить за гигиеническим состоянием полости рта у пациентов.

Ходячие пациенты ежедневно утром и вечером чистят зубы и полощут рот слегка подсоленной (1/4 ложки поваренной соли на стакан воды) или слабым раствором перманганата калия. Рекомендуется пользоваться мягкими зубными щётками, которые не травмируют слизистую оболочку десен. Щетки нужно тщательно промывать чистой водой.

Тяжелобольные не могут самостоятельно чистить зубы, поэтому медицинская сестра обязана обработать рот больному после каждого приёма пищи. Для этого следует взять пинцетом ватный шарик, смочить его в 5% растворе борной кислоты или 2% растворе натрия гидрокарбоната, или в слабом растворе перманганата калия, или теплой кипяченой водой и протереть вначале щечные поверхности зубов, а потом каждый зуб в отдельности. После этого больной прополаскивает рот. Если язык покрыт толстым налётом, его удаляют 2% раствором соды пополам с глицерином. При высыхании губ и появлении трещин их смазывают борным вазелином или глицерином.

У тяжелобольных часто возникают воспалительные явления на слизистой оболочке полости рта - стоматиты. Появляются, боль во время приема пищи, слюнотечение, может незначительно повыситься температура. Медикаментозное лечение стоматитов заключается в применении аппликаций и орошении слизистой оболочки содовым раствором.

Зубные протезы на ночь следует снимать, тщательно промывать щеткой с зубной пастой и до утра хранить в чистом стакане с кипяченой водой.

Уход за глазами

Особого внимания требует уход за глазами тяжелобольных, у которых в уголках глаз по утрам скапливается гнойное отделяемое, образующие даже корочку. Таким пациентам ежедневно следует промывать глаза из глазной пипетки или стерильным марлевым тампоном. Смоченным теплым раствором 3% борной кислоты тампоном осторожно проводят от наружного угла глаза к внутреннему (по направлению к носу).

Уход за ушами

Если пациент не может самостоятельно промывать уши, младшая медицинская сестра марлей, смоченной мыльной водой, протирает начальную часть слухового прохода.

Уход за полостью носа

У тяжелобольного на слизистой оболочке носа скапливается большое количество слизи и пыль, что затрудняет дыхание и отягощает состояние больного. Слизь легко удалить спринцеванием полости носа теплой водой. Можно свернуть марлевую салфетку в трубочку (турунда), смочить ее вазелиновым маслом и вращательными движениями поочередно удалять корочки из носа.

Уход за волосами

Пациенты, находящиеся длительное время в постели, нуждаются в постоянном уходе за волосами. Нужно следить, чтобы в волосах не образовалась перхоть и не появились насекомые. Мужчин стригут коротко и раз в неделю моют им голову во время гигиенической ванны. Тем больным, которым ванны запрещены, можно вымыть голову в кровати, если состояние их позволяет. Гораздо сложнее следить за чистотой головы у женщин, имеющих длинные волосы.

Если состояние пациентки позволяет, то моют голову во время гигиенической ванны, но можно вымыть голову и в постели, поставив тазик у головного конца кровати, на возвышение и запрокинув голову пациентки. Во время намыливания следует хорошо протереть кожу под волосами, после чего их ополаскивают и насухо вытирают, а затем расчесывают. После мытья головы женщине надевают косынку.

После мытья медицинская сестра стрижет или помогает стричь пациентам ногти на руках и ногах.

ПРОЛЕЖНИ, ИХ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И ЛЕЧЕНИЕ

У истощенных тяжелобольных в результате длительного лечения в местах наибольшего давления на коже (чаще всего на крестце и в области больших седалищных бугров) могут образовываться глубокие медленно заживающие язвы, называемые пролежнями.

Их возникновение связано с малой подвижностью слабых пациентов, ухудшением общего и местного обмена веществ в коже и подлежащих тканях. Одним из факторов появления пролежней является нарушение трофики в результате повреждений или заболеваний нервной системы. Образованию пролежней также способствует грязное в складках постельное белье и потливость пациентов.

Первым признаком, указывающим на образование пролежней, служит покраснение кожи.

Появление пролежней можно предупредить правильным уходом за пациентом. Для предупреждения пролежней постельное и нательное белье должно быть сухим и чистым, без швов и складок. Санитарка или медицинская сестра должны следить за состоянием белья и периодически поворачивать пациента с одного бока на другой или изменять положение его тела. При общем истощении и слабости, начинающемся покраснении кожи под пациента подкладывают (под простыней) специальные резиновые, надуваемые воздухом круги. Поверхность тела такого пациента надо ежедневно осматривать. При покраснении кожи эту область протирают слабым раствором перманганата калия, 2% раствором перекиси водорода или камфорным спиртом. Особое внимание в этом отношении уделяется пациентам, находящимся без сознания. При образовании язв прибегают к помощи врача-хирурга. Образование пролежней у пациента является свидетельством плохого ухода за ним, о чем всегда должны помнить медицинские сестры, обеспечивающие уход.

ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА ОБСЛУЖИВАЮЩЕГО ПЕРСОНАЛА

Все сотрудники, поступающие на работу в больницу, подлежат обязательному медицинскому осмотру. В дальнейшем сотрудники пищевого блока и младший персонал, непосредственно обслуживающий больных, ежемесячно подвергаются медицинскому осмотру, а раз в полгода - исследованию па бациллоносительство.

Младший персонал должен быть грамотным в области санитарных знаний.

Медицинский персонал лечебных учреждений должен быть обеспечен комплектами сменной одежды: халатами, шапочками или косынками, масками, сменной обувью (тапочками) в количестве, обеспечивающем ежедневную смену одежды. Хранение ее надлежит осуществлять в индивидуальных шкафчиках. В наличии постоянно должен быть комплект санитарной одежды для экстренной ее замены в случае загрязнения. Специальная санитарная одежда персонала служит защитой от переноса инфекций и отличает должность сотрудника. Санитарная одежда должна быть белоснежно чистой, выглаженной, соответствующего размера.

Верхняя одежда хранится в гардеробе для персонала.

Не медицинский персонал, выполняющий работу (в т.ч. временную) в подразделениях лечебных учреждений, должен иметь сменную одежду и обувь. Сменная одежда и обувь должна быть предусмотрена также и для медицинского персонала других подразделений, оказывающего консультативную и другую помощь.

Ногти должны быть коротко подстрижены. Технический персонал, занятый уборкой помещений, не допускается к раздаче пищи.

Персонал, обслуживающий секцию с одной инфекцией, не должен во время работы иметь контакта с персоналом и больными другой секции инфекционного отделения.

Для персонала инфекционного и дезинфекционного отделений устраиваются душевые пропускного типа.

В целях предупреждения различных заболеваний, связанных с медицинскими манипуляциями, персонал обязан:

использованный медицинский инструментарий сразу после окончания манипуляции или процедуры погружать в емкость с дезинфицирующим раствором;

при загрязнении рук кровью, сывороткой, выделениями тщательно протирать их тампоном, смоченным кожным антисептиком, после чего мыть проточной водой с мылом. Перчатки обрабатывать салфеткой, смоченной дезинфектантом, затем мыть проточной водой, снимать их и руки мыть и обрабатывать кожным антисептиком;

при попадании биологической жидкости пациента на слизистые ротоглотки немедленно рот и горло прополоскать 70% спиртом или 0,05% раствором марганцовокислого калия; при попадании биологических жидкостей в глаза промыть их раствором марганцовокислого калия в воде в соотношении 1:10000;

при наличии на руках микротравм, царапин, ссадин заклеивать поврежденные места лейкопластырем;

для ухода за кожей рук использовать смягчающие и защитные кремы, обеспечивающие эластичность и прочность кожи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Соблюдение правил личной гигиены, удобная кровать, чистая постель создают условия для скорейшего выздоровления пациентов и предотвращения различных осложнений. Большое значение имеет правильный уход за пациентами. Чем тяжелее состояние пациента, тем сложнее за ним ухаживать и тем тщательнее должен осуществляться этот уход. Поэтому медицинская сестра должна хорошо усвоить методику проведения всех манипуляций по уходу за больным и уметь четко их выполнять.

Соблюдение основных требований личной гигиены обеспечивает правильное физическое развитие организма и способствует ослаблению неблагоприятных воздействий внешней среды. Четкое выполнение этих правил обеспечивает сохранение здоровья и работоспособности, а также продления жизни человека.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Гребнев А.Л., Шептулин А.А. Основы общего ухода за больными. М., 1991.

.Заликина Л.С. Домашний уход за больными. М., 1993.

.Мурашко В.В. с соавт. Общий уход за больными. М., 1988.

.Мухина С.А., Тарновская И.И. Атлас по манипуляционной технике сестринского ухода. М., 1995.

.О пролежнях. М., 2001.

.Садикова Н.Б. 10000 советов медсестре по уходу за больными. Минск, 2000.

.Современный справочник медицинской сестры. Автор - составитель Садикова Н.Б. Минск, 1999.

.Справочник медицинской сестры по уходу. М., 1994.



gastroguru © 2017