Юрист МОД "Движение против рака" Лариса Зверева подготовила памятку по формлению ивалидности для онкологических пациентов. Отказ в присвоении инвалидности и обжалование решения МСЭ Последствия для инвалида невыполнения рекомендаций мсэк

После определения одной из групп инвалидности медико-реабилитационная экспертная комиссия устанавливает ее причину.

При определении причины инвалидности МРЭК исходят из клинических данных, из медицинской и другой документации. МРЭК устанавливает следующие юридические причины инвалидности:

    общее заболевание,

    профессиональное заболевание,

    трудовое увечье,

    инвалидность с детства,

    инвалидность с детства, вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период ВОВ (либо с последствиями военных действий),

    инвалидность с детства, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС,

    военная травма,

    заболевания получено при исполнении обязанностей военной службы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС (при аварийных ситуациях на других атомных объектах, при испытаниях ядерного оружия),

    заболевание получено в период военной службы,

    заболевание (увечье), вызванное катастрофой на Чернобыльской АЭС.

Определение группы инвалидности

Инвалидность – социальная недостаточность, обусловленная нарушением здоровья (заболеванием, травмой, анатомическим дефектом) со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Жизнедеятельность – повседневная деятельность, способность организма осуществлять деятельность способом и в рамках обычных для человека.

Ограничение жизнедеятельности – невозможность выполнять повседневную деятельность способом и в объеме, обычном для человека, что воздвигает барьеры в среде его обитания и ставит в невыгодное положение по сравнению со здоровыми и приводит к социальной недостаточности.

Категории (критерии) жизнедеятельности – это способность к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю своего поведения, общению, обучению, выполнению трудовой деятельности:

1. способность к передвижению – способность эффективно передвигаться в своем окружении (ходить, бегать, преодолевать препятствия, пользоваться личным и общественным транспортом).

Параметры оценки – характер походки, темп передвижения, расстояние, преодолеваемое больным, способность самостоятельно использовать транспорт, нуждаемость в помощи других лиц при передвижении.

2. способность к самообслуживанию – способность эффективно выполнять повседневную бытовую деятельность и удовлетворять потребности без помощи других лиц.

Параметры оценки – временные интервалы, через которые возникает нуждаемость в помощи: эпизодическая помощь (реже 1 раза в месяц), регулярная (несколько раз в месяц), постоянная помощь (несколько раз в неделю - регулируемая или несколько раз в день – нерегулируемая помощь).

3. способность к ориентации – способность самостоятельно ориентироваться в пространстве и времени, иметь осведомленность об окружающих предметах. Основными системами ориентации являются зрение и слух. Способность к ориентации здесь оценивается при условии нормального состояния психической деятельности и речи.

4. способность к общению (коммуникативная способность) – способность устанавливать контакты с другими людьми и поддерживать привычные общественные взаимоотношения (нарушения общения, связанные с расстройством психической деятельности, здесь не рассматриваются).

Основным средствам коммуникации является устная речь, вспомогательным – чтение, письмо, невербальная речь (жестовая, знаковая).

Параметры оценки – характеристика круга лиц, с которыми возможно поддержание контактов, а также нуждаемость в помощи других лиц в процессе обучения и трудовой деятельности.

5. способность контролировать свое поведение – способность вести себя в соответствии с морально-этическими и правовыми нормами среды обитания.

6. способность к обучению – способность воспринимать, усваивать и накапливать знания, формировать навыки и умения (бытовые, культурные, профессиональные и другие) в целенаправленном процессе обучения: способность к профессиональному обучению – способность к овладению теоретическими знаниями и практическими навыками и умениями конкретной профессии.

Параметры оценки – возможность обучения в обычных или специально созданных условиях (специальное учебной заведение или группа, обучение на дому и другое); объем программы, сроки и режим обучения; возможность освоения профессий различного квалификационного уровня или только отдельных видов работ; необходимость использования специальных средств обучения и привлечения помощи других (кроме руководителя) лиц.

7. способность к трудовой деятельности – совокупность физических и духовных возможностей человека, определяемая состоянием здоровья, позволяющая ему заниматься различного рода трудовой деятельностью. Профессиональная трудоспособность - способность человека качественно выполнять работу, предусмотренную конкретной профессией, которая позволяет реализовать трудовую занятость в определенной сфере производства в соответствии с требованиями к содержанию и объему производственной нагрузки, установленному режиму работы и условиям производственной среды.

8. нарушение профессиональной трудоспособности – самая частая причина социальной недостаточности, может возникать первично, когда другие категории жизнедеятельности не нарушены или вторично, на основе ограничения жизнедеятельности. Способность к труду в конкретной профессии у инвалидов с ограничением других сторон жизнедеятельности может быть сохранена полностью или частично, либо восстановлена мерами профессиональной реабилитации, и они могут работать в обычных или специально созданных условиях с полной или неполной продолжительностью рабочего времени.

Здравствуйте, Екатерина Ивановна!

В соответствии с Постановлением правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 30.12.2009 г., под инвалидностью понимается ограничение жизнедеятельности человека вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, связанное с необходимостью в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

Степень ограничения жизнедеятельности человека, в том числе степень ограничения способности к трудовой деятельности, и его реабилитационный потенциал устанавливает медико-социальная экспертиза.

Принятие решения о присвоении или отказе в группе в той или иной инвалидности по результатам медико-социальной экспертизы происходит на основании сведений, которые представляют собой комплекс данных об освидетельствуемом. Оцениваются степень утраты гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью, необходимость лица в мерах социальной защиты и реабилитации.

При этом основной метод принятие решения - экспертный через вынесение решения простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу.

Сущность метода экспертных оценок заключается в индивидуальном анализе предоставленных данных каждым членом комиссии и обобщении индивидуальных мнений экспертов в результате.

Поэтому, решение МСЭ строится на субъективных суждениях специалистов на основе их интуиции и опыта.

Почему в Вашем случае вынесено решение об отказе в присвоении группы инвалидности, остается только догадываться. К сожалению, в настоящее время вынесение экспертного решения о факте стойкого нарушения функции организма и степени его выраженности в значительной степени носит субъективный характер. Очень часто, специалисты МСЭ вовсе не вникают в суть болезни, а вынесенное заключение во многом зависит от «правильности» ответов освидетельствуемого лица на вопросы членов комиссии. Поэтому, важно внятно и чётко отвечать на вопросы, прямо заявлять об ограниченности той или иной функции и связанной с ней бытовой и трудовой деятельности, исходя из того, что члены комиссии не будут сочувствовать и додумывать то, что подразумевается под ответом.

Кроме того, как это ни прискорбно, каждая присвоенная инвалидность, ухудшает медицинскую и социальную статистику, требует проведения реабилитационных мероприятий и соответствующих усилий и затрат. Гораздо проще провести «реабилитацию» на бумаге, когда человек «утрачивает» признаки инвалидности в результате субъективной оценки МСЭ.

Для ответа на Ваш вопрос по существу, необходимо ознакомиться с медицинскими документами, с копией формы 088/у-06 и некоторыми другими.

Если, вы уверены, что состояние здоровья Вашего мужа соответствует критериям присвоения инвалидности, Вы можете обжаловать решение МСЭ в 30-ти дневный срок.

Порядок обжалования установлен « Правилами признания лица инвалидом» (п. 42 - 46).

Гражданин (его законный представитель) может обжаловать решение бюро в главное бюро в месячный срок на основании письменного заявления, подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решение главного бюро медико-социальной экспертизы может быть обжаловано в месячный срок в органе социальной защиты населения Российской Федерации.

В случае несогласия гражданина с решением главного бюро медико-социальной экспертизы орган социальной защиты населения может поручить проведение медико-социальной экспертизы другому составу специалистов необходимого профиля указанного БМСЭ.

На медико-социальную экспертизу направляет лечащий врач поликлиники по месту жительства (онколог по месту жительства, терапевт, хирург). Обычно пациенты со злокачественными новообразованиями направляются на МСЭ не позднее 4 месяцев после начала планируемого комбинированного лечения.
Об этом указано в п. 16 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом": «Организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, направляет гражданина на медико-социальную экспертизу после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами.
При отказе в направлении на МСЭ от ЛПУ нужно потребовать справку об отказе, которую обязаны выдать.
Об этом указано в п. 19 Постановления: «В случае если организация, оказывающая лечебно-профилактическую помощь, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, либо орган социальной защиты населения отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка, на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно).

Сроки направления на МСЭ

Сроки нахождения на больничном листе указаны в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 июня 2011 г. N 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности".
- В пункте 27 указано, что на МСЭ направляются граждане, имеющие стойкие ограничения жизнедеятельности и трудоспособности, нуждающиеся в социальной защите, по заключению врачебной комиссии при:
-очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе вне зависимости от сроков временной нетрудоспособности, но не позднее 4 месяцев от даты ее начала;
-благоприятном клиническом и трудовом прогнозе при временной нетрудоспособности, продолжающейся свыше 10 месяцев (в отдельных случаях: состояния после травм и реконструктивных операций, при лечении туберкулеза - свыше 12 месяцев).
- Эти положения содержатся и в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ
"Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации, в пункте 4 которого указано, что при очевидном неблагоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 4 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности пациент направляется для прохождения медико-социальной экспертизы в целях оценки ограничения жизнедеятельности, а при благоприятном клиническом и трудовом прогнозе не позднее 10 месяцев с даты начала временной нетрудоспособности при состоянии после травм и реконструктивных операций и не позднее 12 месяцев при лечении туберкулеза пациент либо выписывается к занятию трудовой деятельностью, либо направляется на МСЭ.

Также разработаны Рекомендации для руководителей лечебно-профилактических учреждений и лечащих врачей, специалистов-врачей исполнительных органов Фонда социального страхования Российской Федерации "Ориентировочные сроки временной нетрудоспособности при наиболее распространенных заболеваниях и травмах" (в соответствии с МКБ-10) (утв. Минздравом РФ и Фондом социального страхования РФ от 21 августа 2000 г. N 2510/9362-34, 02-08/10-1977П) , согласно которым установлены ориентировочные сроки нахождения на больничном при разных заболеваниях. В частности, при злокачественном новообразовании молочной железы 1, 2 , 3 стадии срок нахождения на больничном листе соответственно составляет 50, 80, 115 дней. Значительное увеличение или сокращение ориентировочных сроков временной нетрудоспособности (на 30 и более процентов) должно служить поводом для проведения экспертизы временной нетрудоспособности заведующим отделением, клинико-экспертной комиссией (КЭК) с оценкой объемов, качества и эффективности медицинской помощи. Из чего следует, что больничный лист могут продлить еще на 30 дней по решению КЭК.

При онкологии прогноз клинический и трудовой прогноз считаются очевидно неблагоприятными и на МСЭ направляют не позднее но не позднее 4 месяцев от даты начала нетрудоспособности (выдачи больничного листа).

Бывают случаи, когда врачи ЛПУ говорят, что пациенту не положена группа инвалидности или прерывают больничный лист, чтобы не направлять на МСЭ. Однако врач не может знать, есть ли у пациента признаки инвалидности и что решит МСЭ в результате освидетельствования. Так что требуйте не прерывать больничный лист и направлять на МСЭ в указанные сроки. Тем более, что в связи с принятием новых критериев оценки признаков инвалидности (Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н), при онкозаболеваниях группа положена практически всегда.

Установление инвалидности в бюро МСЭ

Инвалидность устанавливается на основании Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 664н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы". В Приказе подробно описаны критерии установления инвалидности и условия получения той или иной группы.
Приведу только следующее.

Выделяют 4 степени стойких нарушений функций организма человека, обусловленных заболеваниями, последствиями травм или дефектами, классифицируемые с использованием количественной системы оценки степени выраженности указанных нарушений, устанавливаемой в процентах в диапазоне от 10 до 100.

I степень - стойкие незначительные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 10 до 30 процентов; (группа не устанавливается)
II степень - стойкие умеренные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 40 до 60 процентов; (соответствует 3 группе)
III степень - стойкие выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 70 до 80 процентов; (соответствует 2 группе)
IV степень - стойкие значительно выраженные нарушения функций организма человека, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, в диапазоне от 90 до 100 процентов. (соответствует 1 группе).

Например, после удаления злокачественной опухоли молочной железы:
В течение первых 5 лет после удаления на стадии (Т1 до Т2) pN0 М0 – 50 %
В течение первых 5 лет после удаления на стадии (Т1 до Т2) pN1 М0 – 60%
В течение первых 5 лет после удаления на более высоких стадиях – 80%
Нужно посмотреть приказ и приблизительно узнать, положена ли Вам группа и какая.

Обжалование решения бюро МСЭ

Решение бюро МСЭ об отказе в установлении инвалидности может быть обжаловано в течение месяца с момента отказа в признании лица инвалидом в главное бюро МСЭ. Заявление подается через районное бюро МСЭ или непосредственно в главное бюро.

Как должно проходить освидетельствование на МСЭ

Освидетельствование на МСЭ является государственной услугой. Об этом, порядке и сроках освидетельствования указано в Приказе Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы".

Например, согласно пункта 12 , срок предоставления государственной услуги в бюро (главном бюро, Федеральном бюро) не может превышать одного месяца с даты подачи получателем государственной услуги заявления о предоставлении государственной услуги со всеми необходимыми документами.

Гражданин имеет право получить копии актов бюро МСЭ и посмотреть, что там написали эксперты, устанавливая или снимая группу инвалидности. Заявление о выдаче копий актов освидетельствования пишется на имя руководителя районного бюро и главного бюро.

Освидетельствование проводится по месту фактического проживания в любом городе

Об этом указано в пункте 20 Постановления Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. N 95 "О порядке и условиях признания лица инвалидом" и в пункте 90 Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н "Об утверждении Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы":
« Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро по месту жительства (по месту пребывания, по месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации)».

При отказе районной поликлиники направить документы иногороднего пациента в бюро МСЭ, отказе в освидетельствовании в бюро МСЭ по месту фактического проживания в другом городе, следует со ссылками на указанные положения обратиться соответственно: к главному врачу ЛПУ, главному эксперту бюро МСЭ по области, требуя соблюдения прав и выполнения нормативных актов.

Медико-социальная экспертиза получателя государственной услуги проводится:
на дому в случае, если получатель государственной услуги не может явиться в бюро (главное бюро, Федеральное бюро) по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь; в стационаре, где получатель государственной услуги находится на лечении; заочно по решению бюро (главного бюро, Федерального бюро). (пункт 90 Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н).

Больничный лист инвалидам

Инвалидам также выдается больничный лист, но с ограничениями, указанными в ст. 6 ФЗ от 29 декабря 2006 г. N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

- «застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году».

Группа инвалидности и работа

Уволить сотрудника, который находится на больничном листе, по своей инициативе компания не может. Об этом говорится в статье 81 Трудового кодекса РФ: «не допускается увольнение работника по инициативе работодателя в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске». поэтому самостоятельно увольняться не следует.
Не могут уволить работника при установлении ему 3 группы инвалидности.
Инвалиды 2 группы тоже способны к выполнению трудовой деятельности, но в специально созданных условиях труда с использованием вспомогательных технических средств или с помощью других лиц. При установлении 2 группы инвалидности в ИПР указаны ограничения к труду. Например, нельзя поднимать тяжести, работать в условиях повышенного температурного режима и т.д. При установлении 2 группы работодатель может уволить работника, ссылаясь на то, что производственные условия не позволяют ему организовать для него специальные условия работы. Инвалид может и не требовать создания для него специальных условий труда, и работать, если может продолжать работу в прежних условиях, все зависит от вида трудовой деятельности, и от отношений с работодателем. Если создать специальные условия труда невозможно, а работник не может работать в прежних условиях, его могут перевести на другую, более легкую работу, не противопоказанную ему по состоянию здоровья, если у работодателя есть такое место. Но если в компании вообще нет подходящих инвалиду должностей, работника уволят в соответствии с пунктом 8 части первой статьи 77 Трудового кодекса. Нерабочей является лишь 1 группа инвалидности. Если группа нерабочая, то в ИПР пишут, что доступен только надомный труд.

Технические средства реабилитации бесплатно по ИПР

После установления группы инвалидности некоторым пациентам требуются технические средств реабилитации (ТСР). К ним, в частности, относятся: протез груди, трости, противопролежневые матрацы и подушки, абсорбирующее белье, памперсы и др. . Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду» содержится в Распоряжении Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года №2347-р. Не предусмотренные в перечне технические средства реабилитации в ИПР не вносятся и не предоставляются бесплатно.
Чтобы получить протез по ИПР, инвалид должен встать на учет в региональном отделении фонда социального страхования (ФСС) или региональном отделении социальной защиты населения по месту жительства (УСЗН) (далее уполномоченный орган). Обеспечивающий ТСР уполномоченный орган указан в ИПР. Там же попросят заполнить бланк заявления, представить паспорт, ИПР, справку МСЭ. Копии этих документов необходимо будет отдать для оформления в уполномоченный орган, который в 15-дневный срок с момента подачи заявления принимает решение о постановке инвалида на учет по обеспечению ТСР.

После этого по почте высылается:

1)- уведомление о постановке на учет по обеспечению ТСР

2) - направление на получение указанного средства, а в случае необходимости проезда к месту нахождения организации, в которую выдано направление, одновременно выдается или высылается специальный талон на право бесплатного получения проездных документов (см. приказ Минсоцздравразвития от 21 августа 2008г. № 439н).

О том, что подошла очередь на получение ТСР, инвалид должен быть извещен уполномоченным органом. У них же нужно узнать, куда можно приехать, чтобы забрать свое техническое средство реабилитации.
Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями утверждены постановлением Правительства РФ от 7 апреля 2008 г. N 240).

Как онкобольному получить ТСР (например, протез груди, подгузники, простыни), если у него группа инвалидности по другому заболеванию, установленному ранее.

Если, например, женщина с РМЖ после мастэктомии (операции по удалению груди) имеет инвалидность, по другому заболеванию (не по онкологии) то она не сможет по выданной ей ранее ИПР бесплатно получить комплект протеза груди (лифы и экопротез) . Однако она может получить бесплатно комплект протеза груди по новой программе ИПР, для чего ей нужно обратиться к председателю ВК с просьбой через врача терапевта участкового оформлять новое Направление на МСЭ по форме 088/у-06 но только для разработки ИПР с целью обеспечения ТСР (протезом молочной железы и лифами).

Об этом указано в п. 9 Приказа Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 4 августа 2008 г. N 379н "Об утверждении форм индивидуальной программы реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, порядка их разработки и реализации":

«При необходимости внесения дополнений или изменений в индивидуальную программу реабилитации инвалида (ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая индивидуальная программа реабилитации инвалида (ребенка-инвалида)».
При освидетельствовании пациентки для разработки ИПР эксперты бюро МСЭ, рассмотрят вопрос о наличии у нее признаков инвалидности по онкопатологии (по новым критериям инвалидность положена при удалении груди на начальных стадиях РМЖ).

И если такие признаки имеются, то в ИПР ей впишут нуждаемость в обеспечении протезом и лифами и в этом случае его можно получить бесплатно.

Аналогично по другим заболеваниям и другим ТСР.

Денежная компенсация, выплачиваемая инвалидам, приобретшим ТСР за свой счет

Инвалиды обеспечиваются техническими средствами реабилитации и услугами за счет федерального бюджета. Если это невозможно, либо он сам их оплатил, полагается компенсация. С 1 февраля 2011 г. ее размер ограничен стоимостью средств (услуг), предоставляемых бесплатно за счет федерального бюджета.
Компенсируется стоимость приобретенного средства (услуги), но не более цены аналогичного изделия (услуги), предоставляемого бесплатно. Компенсация равна стоимости ТСР, определенной по результатам последнего размещения гос. заказа (конкурс, аукцион, запрос котировок), проведенного областным уполномоченным органом до дня принятия решения о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное ТСР. Если он не проводился или не состоялся, используются сведения о последнем аналогичном заказе в другом регионе (в границах одного федерального округа, а при их отсутствии - в пределах страны).

Для получения компенсации инвалид подает заявление в уполномоченный орган по месту жительства, приложив к нему копию паспорта, копию ИПР, товарный и кассовый чек, копию страхового пенсионного свидетельства, копия сертификата на ТСР, копия сберкнижки. Узнать о стоимости гос. закупок конкретного ТСР на настоящий период и размере компенсации можно узнать в уполномоченном органе. Решение о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации услугу принимается уполномоченными органами в месячный срок с даты подачи заявления о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации инвалидом. Компенсация перечисляется на сберкнижку.

Приобретать протез груди за свой счет можно лишь в том случае, когда инвалид обратился в уполномоченный орган, был поставлен на учет и истек срок его обеспечения ТСР бесплатно (примерно через месяц).

Перед приобретением ТСР с последующей компенсацией его стоимости, предварительно необходимо проконсультироваться в уполномоченном органе.
Если уполномоченный орган отказывается предоставлять компенсацию за самостоятельно приобретенное ТСР, то инвалид может обратиться в суд с иском к уполномоченному органу о взыскании стоимости ТСР и компенсации морального вреда.

Порядок получения компенсации указан в Приказе Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации".

Можно ли получить ТСР, если онкопациент не имеет группы инвалидности

Например, женщине после удаления груди не была установлена группа инвалидности или инвалидность была снята, но в связи с удаленным органом по медицинским показаниям ей необходим протез груди. Его можно получить за счет средств областного бюджета лишь в том случае, если среднедушевой доход ее семьи не превышает величину прожиточного минимума, установленного в области на душу населения. В регионах с этой целью принимаются соответствующие Законы и Постановления. Для получения интересующей информации необходимо обратиться в территориальное отделение департамента социальной защиты населения вашего района проживания.

Признание гражданина инвалидом осуществляется по результатам проведения медико-социальной экспертизы .

Медико-социальная экспертиза - это определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

Медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации (бюро медико-социальной экспертизы) исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица.

В Российской Федерации создана следующая структура бюро медико-социальной экспертизы:

1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы - общероссийское бюро осуществляющее контроль за деятельностью региональных бюро. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения региональных бюро. Имеет полномочия отменять решения региональных бюро.

2. Главное бюро медико-социальной экспертизы-бюро медико-социальной экспертизы соответствующего субъекта Российской Федерации. имеет филиалы - бюро городов и районов соответствующего региона. осуществляет контроль за деятельностью филиалов. Рассматривает и разрешает по существу жалобы граждан на решения филиалов. Имеет полномочия отменять решения филиалов.

3. Бюро медико-социальной экспертизы - филиалы главного бюро, расположены в районах и городах соответствующего субъекта. Являются первичным звеном медико-социальной экспертизы.

В соответствии с действующим законодательством на федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются следующие функции:

1. установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;

2. разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;

3. изучение уровня и причин инвалидности населения;

4. участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;

5. определение степени утраты профессиональной трудоспособности;

6. определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством Российской Федерации предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.

Кто направляет на медико-социальную экспертизу?

Гражданин направляется на медико-социальную экспертизу:

1. Медицинской организацией, независимо от ее организационно-правовой формы, после проведения необходимых диагностических, лечебных и реабилитационных мероприятий при наличии данных, подтверждающих стойкое нарушение функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами (приказ Минздравсоцразвития РФ № 77).

2. Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение ().

3. Органом социальной защиты населения (приказ Минздравсоцразвития РФ № 874).

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, а также орган социальной защиты населения вправе направлять на медико-социальную экспертизу гражданина, имеющего признаки ограничения жизнедеятельности и нуждающегося в социальной защите, при наличии у него медицинских документов, подтверждающих нарушения функций организма вследствие заболеваний, последствий травм или дефектов.

В случае если вышеуказанные организации отказали гражданину в направлении на медико-социальную экспертизу, ему выдается справка , на основании которой гражданин (его законный представитель) имеет право обратиться в бюро самостоятельно .

Где проводится медико-социальная экспертиза?

Медико-социальная экспертиза гражданина проводится в бюро медико-социальной экспертизы :

По месту жительства гражданина;

По месту пребывания гражданина;

По месту нахождения пенсионного дела инвалида, выехавшего на постоянное жительство за пределы Российской Федерации;

На дому в случае, если гражданин не может явиться в бюро по состоянию здоровья, что подтверждается заключением медицинской организации, или в стационаре, где гражданин находится на лечении, или заочно по решению соответствующего бюро.

Порядок проведения медико-социальной экспертизы

Медико-социальная экспертиза проводится по заявлению гражданина (законного представителя).

Заявление подается в бюро в письменной форме с приложением:

Направления на медико-социальную экспертизу либо справки об отказе в направлении на медико-социальную экспертизу;

Медицинских документов, подтверждающих нарушение здоровья.

Медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина, с обязательным ведением протокола (приказ Минтруда 322н).

В проведении медико-социальной экспертизы гражданина по приглашению руководителя бюро могут участвовать с правом совещательного голоса представители государственных внебюджетных фондов, Федеральной службы по труду и занятости, а также специалисты соответствующего профиля.

Решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается простым большинством голосов специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, на основе обсуждения результатов его медико-социальной экспертизы.

Решение объявляется гражданину, проходившему медико-социальную экспертизу, либо законному представителю, в присутствии всех специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, которые в случае необходимости дают по нему разъяснения.

По результатам медико-социальной экспертизы гражданина составляется акт, который подписывается руководителем соответствующего бюро и специалистами, принимавшими решение, а затем заверяется печатью. (приказ Минздравсоцразвития РФ № 373н).

В случаях, требующих специальных видов обследования гражданина может составляться программа дополнительного обследования. Указанная программа доводится до сведения гражданина, проходящего медико-социальную экспертизу, в доступной для него форме.

После получения данных, предусмотренных программой дополнительного обследования, специалисты соответствующего бюро (главного бюро, Федерального бюро) принимают решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом.

В случае отказа гражданина (его законного представителя) от дополнительного обследования и предоставления требуемых документов решение о признании гражданина инвалидом либо об отказе в признании его инвалидом принимается на основании имеющихся данных, о чем делается соответствующая запись в акте медико-социальной экспертизы гражданина.

Гражданину, не признанному инвалидом, по его желанию выдается справка о результатах медико-социальной экспертизы.

Реабилитация инвалидов

Для гражданина, признанного инвалидом, специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро), проводившими медико-социальную экспертизу, разрабатывается индивидуальная программа реабилитации.

Реабилитация инвалидов - это система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя:

восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию;

социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

не позднее 4 лет после первичного признания гражданина инвалидом (установления категории «ребенок-инвалид») в случае выявления невозможности устранения или уменьшения в ходе осуществления реабилитационных мероприятий степени ограничения жизнедеятельности гражданина, вызванного стойкими необратимыми морфологическими изменениями, дефектами и нарушениями функций органов и систем организма (за исключением заболеваний, включенных в вышеуказанный перечень, при которых группа инвалидности без указания срока переосвидетельствования, устанавливается);

не позднее 6 лет после первичного установления категории «ребенок-инвалид» в случае рецидивирующего или осложненного течения злокачественного новообразования у детей, в том числе при любой форме острого или хронического лейкоза, а также в случае присоединения других заболеваний, осложняющих течение злокачественного новообразования.

Установление группы инвалидности без указания срока переосвидетельствования (категории «ребенок-инвалид» до достижения гражданином возраста 18 лет) может быть осуществлено при первичном признании гражданина инвалидом (установлении категории «ребенок-инвалид») при отсутствии положительных результатов реабилитационных мероприятий, проведенных гражданину до его направления на медико-социальную экспертизу. При этом необходимо, чтобы в направлении на медико-социальную экспертизу, выданном гражданину, либо в медицинских документах содержались данные об отсутствии положительных результатов таких реабилитационных мероприятий.

Переосвидетельствование инвалида может осуществляться заблаговременно , но не более чем за 2 месяца до истечения установленного срока инвалидности.

Переосвидетельствование гражданина ранее установленного срока, либо гражданина, инвалидность которому установлена без указания срока переосвидетельствования, может проводиться по его личному заявлению (заявлению его законного представителя), либо по направлению медицинской организации, в связи с изменением состояния здоровья, либо при осуществлении главным бюро медико-социальной экспертизы, Федеральным бюро медико-социальной экспертизы контроля за решениями, принятыми соответственно филиалами главных бюро, главным бюро медико-социальной экспертизы.

Порядок обжалования результатов медико-социальной экспертизы

Решения бюро медико-социальной экспертизы могут быть обжалованы в главное бюро медико-социальной экспертизы соответствующего региона в месячный срок на основании письменного заявления , подаваемого в бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в главное бюро.

Бюро, проводившее медико-социальную экспертизу гражданина, в 3-дневный срок со дня получения заявления направляет его со всеми имеющимися документами в главное бюро.

Главное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решение главного бюро может быть обжаловано в месячный срок в Федеральное бюро на основании заявления, подаваемого гражданином (его законным представителем) в главное бюро, проводившее медико-социальную экспертизу, либо в Федеральное бюро.

В случае обжалования решения главного бюро медико-социальной экспертизы гражданину может быть предложено:

1. Проведение повторного освидетельствования другим составом специалистов главного бюро с согласия гражданина.

Федеральное бюро не позднее 1 месяца со дня поступления заявления гражданина проводит его медико-социальную экспертизу и на основании полученных результатов выносит соответствующее решение.

Решения бюро медико-социальной экспертизы всех уровней может быть обжаловано в суд в установленном законом порядке.

Попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии.

Медико-социальная экспертиза (МСЭ) – обязательная процедура при получении инвалидности. Именно эта комиссия определяет трудоспособность человека, льготы и размер пенсии. Мнения экспертов часто не совпадают с мнениями инвалидов и их близких – есть много заявлений о том, что пациенту присвоили слишком «легкую» группу.

До сих пор специалисты МСЭ руководствовались разрозненными документами для оценки степени нарушений в организме, а также собственными воззрениями на тот или иной случай. С нового года действуют новые стандарты медико-социальной экспертизы, единые для всех регионов Российской Федерации.

Новый приказ Министерства труда и социальной защиты «О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы» выпущен для того, чтобы сделать процедуру более понятной, объективной, и он устанавливает более четкие количественные показатели оценки степени нарушений в организме человека.

В приказе №664н выделены четыре степени стойких нарушений функций организма, обусловленных заболеваниями или последствиями травм.

При I степени у человека наблюдаются стойкие незначительные нарушения функций в диапазоне 10–30% (при таких нарушениях присвоение пациенту группы инвалидности не предусмотрено). При II степени – стойкие умеренные нарушения в диапазоне 40–60%. При III степени – стойкие выраженные нарушения в диапазоне 70–80%. При IV степени – стойкие значительно выраженные нарушения функций в диапазоне 90–100%.

Также в этом документе оговаривается и степень ограничения жизнедеятельности пациента по нескольким категориям – учитывается его способность самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться и обучаться, контролировать свое поведение и работать. Именно по этим двум критериям – степени нарушений функций организма и степени ограничений в жизнедеятельности – пациенту будет присваиваться группа инвалидности.

Приказ Министерства труда о МСЭ комментирует руководитель консультативно-правового отдела Санкт-Петербургской ассоциации общественных объединений родителей детей-инвалидов (ГАООРДИ) Ольга Безбородова :

– С точки зрения юриспруденции мало что изменилось. По-прежнему весь механизм оформления инвалидности регламентируется Министерством труда и порядком, который утверждается правительством Российской Федерации. Министерство труда разрабатывает методические материалы.

Что касается содержания, то да, сделана попытка ввести более объективные медицинские критерии, по которым человеку может быть присвоена та или иная группа инвалидности. Хотя сама форма прохождения медико-социальной экспертизы не претерпела изменения.

Но есть определенные проблемы. Например, если человеку по ИПР полагается техническое средство реабилитации, помогающее ему передвигаться, то 1-ю группу он уже не получит. Если говорить о неврологии, то чтобы человеку теперь дали 1-ю группу, он должен просто лежать да еще сотрясаться в эпилептических приступах. То есть, если эпилептических припадков нет, то дадут уже 2-ю группу.

Интересно, люди, которые эти правила разрабатывают, представляют себе, каково существовать человеку с диплегией при той социальной поддержке, которая по этим новым правилам ему предоставляется? Введено множество дополнительных критериев: например, при сердечной недостаточности инвалидность дают теперь в зависимости от того, насколько нарушено кровообращение.

Недавно ко мне приходила женщина, у ребенка которой была 1-я группа инвалидности, а теперь ему поставили 2-ю. Одна из причин – ребенок адаптирован в своей комнате. Но ведь что это значит? Это значит, что ребенок адаптирован только в своей комнате – то есть, простите, когда ему нужно в туалет, он уже не адаптирован. Но МСЭ уже посчитала его адаптированным. Но так можно сказать и про лежачего, что он на своей кровати адаптирован – притом, что у него могут быть нарушены связи с внешним миром.

Собственно, все подробности изложены в приложении к приказу №664н, которое называется «Классификация критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы». В этом приложении к новому приказу очень много привязок к конкретным заболеваниям. Раньше этого не было. Но что делать людям, которые некоторые функции утратили, но точный диагноз врачи им установить не могут? Еще подробно расписана вся клиническая симптоматика. И человек должен все это очень хорошо выучить, чтобы знать, какой диагноз ему должны поставить врачи для получения им той или иной группы инвалидности.

Да, такая привязка к диагнозам – это попытка придать решениям МСЭ более объективный характер. До сих пор слишком многое зависело от субъективного решения тех или иных людей в комиссии. Но в тексте есть ряд фраз, которые не могут указывать на объективные параметры. Например, «адекватно проводимое лечение». Для одного врача адекватен один метод лечения, для другого – другой. Было бы еще понятно, если бы присутствовала фраза «согласно принятым медицинским стандартам». Или еще пример: словосочетание «частично адаптирован». Частично – это насколько? «Умеренное нарушение функций кровообращения» – где прописано, что это значит? Нет здесь четких критериев. Их и не может быть – ведь у каждого человека это все очень индивидуально.

Итак, попытка внести большую объективность при определении группы инвалидности сделана, но в результате все равно многое оставлено на усмотрение конкретной комиссии. То есть с юридической точки зрения не произошло усиления правовой позиции человека, претендующего на инвалидность.

При изучении приложения к приказу бросается в глаза то, что степень подробности рассмотрения каждой группы заболеваний зависит от того, насколько в каждом конкретном случае были задействованы в работе над документом профильные специалисты. Например, пульмонологи поработали на совесть и защитили своих клиентов. А вот врожденные генетические заболевания практически обойдены в приложении стороной. Что это может значить? Что если то или иное заболевание не прописано в этом приложении, то человеку, им страдающему, могут вообще не дать инвалидность.

И вот что интересно: указано, что одна из причин, по которой человека могут признать инвалидом – алкогольная этиология. То есть человек может добровольно и планомерно годами доводить себя до этого состояния, и ему еще и инвалидность дадут – 2-я группа ему обеспечена. Такой акцент именно на алкоголизме – тоже новшество. Непонятно, почему выделяется именно эта группа людей – ведь если человек уже утратил какую-то функцию организма, не так важно, из-за чего это произошло – из-за чрезмерного употребления алкоголя или в результате автомобильной аварии.

– Какие, на ваш взгляд, недостатки у нынешней формы прохождения МСЭ?
– Во-первых, очень низкий уровень профессионализма – профессионалы, которые любят свою работу, не идут работать в эти бюро.

Во-вторых, то, что гражданин остается один на один с комиссией, то есть попадает в стрессовую ситуацию.

В-третьих, когда гражданин собирается на комиссию, ему никто толком не говорит, какие документы нужно принести с собой. На самом деле, можно представить на рассмотрение комиссии любые документы, какие человеку кажутся важными для получения инвалидности, а не только то, что написал врач в поликлинике.

И еще мало кто знает, что человек имеет право на дополнительное прохождение специалистов – ведь в комиссии специалиста определенного профиля может и не быть. Например, на комиссию приходит человек с генетическим заболеванием, а в составе комиссии генетика нет. Но как можно в данном случае что-то решать без генетика?

В-четвертых, комиссия делает выводы, в том числе, и в зависимости от количества обращений гражданина в медицинские учреждения. Но ведь и очень тяжелый инвалид может обращаться туда редко.

Судебная практика в сфере обжалования решений МСЭ на сегодняшний день крайне бедна, потому что очень мало независимых экспертов, имеющих право на выдачу соответствующих заключений. В Санкт-Петербурге лично я знаю одного такого специалиста – врача-генетика. Причем соответствующую лицензию ему выдали в Нижнем Новгороде. То есть решение МСЭ нам предлагают оспаривать, передав дело другому составу специалистов из той же самой системы. Но отсутствие альтернативы – это нонсенс.

– Как вам кажется, в каком направлении должно двигаться законотворчество в вопросах, касающихся инвалидов?
– Если стоит задача улучшить качество жизни инвалидов, то надо обеспечить их нормой права, при которой они могут быть спокойны за необходимую им социальную поддержку. Вот это нужно делать на законодательном уровне. И нужно, чтобы медицина и социальная защита работали вместе. А пока что в результате появления нового приказа Министерства труда снижается уровень инвалидизации. Соответственно, меньше бюджетных средств тратится на меры социальной поддержки населения.



gastroguru © 2017