Конспект НОД «Вкусная здоровая пища. Конспект открытого занятия «Разговор о правильном питании

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования

«Чаинский Дом детского творчества»

Конспект занятия

«Правильное питание – залог здоровья»

Составила: педагог

дополнительного образования

Прыткова О.А.

Подгорное – 2015г.

Открытое занятие

Тема: «Правильное питание – залог здоровья»

Цель: Закрепление знаний обучающихся о полезных и вредных продуктах, о здоровом и правильном питании.

Задачи:

1. Закрепить у детей знания о правилах здорового питания; учить детей выбирать самые полезные продукты для здорового, рационального питания.

2. Развивать у ребят познавательный интерес, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.

3. Воспитывать негативное отношение к вредным для организма продуктам питания.

4. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, колонки, экран, ПК, схема «Здоровье», карточки с изображением вредных и полезных продуктов, картинки с изображением витаминосодержащих продуктов, фрукты.

Ход занятия:

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости. Я рада видеть всех вас!

И прежде, чем мы начнем наше занятие, я попрошу вас нарисовать свой любимый продукт. А полезен ли он для вашего организма? Это выяснится к концу нашего занятия.

Каждому из нас дана только одна удивительная возможность прожить свою жизнь на земле. А как прожить свою жизнь, каждый человек решает по-своему.

Ребята как вы думаете, что нам необходимо, чтобы жить счастливо: бегать, прыгать, играть, заниматься любимым делом? (Нам нужно здоровье.)

Ребята! А что нужно сделать, чтобы сохранить и укрепить наше здоровье?

(Правильно, вести здоровый образ жизни ЗОЖ!)

А что является составляющими здорового образа жизни?

(Правильное питание, занятия спортом, соблюдение правил личной гигиены, закаливание, отказ от вредных привычек, соблюдение режима дня, положительные эмоции).

Правильно ребята, если мы будем беречь наше здоровье и укреплять его, то всегда будем здоровыми!

Послушайте стихотворение, и скажите, о чем же важном мы сегодня будем говорить?

Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться,
С самых юных лет уметь.

Тема нашего занятия « Правильное питание - залог здоровья!»

- Сегодня я хочу поговорить с вами о здоровом питании и предлагаю вам вспомнить пословицы и поговорки про здоровое питание. На доске написаны пословицы и поговорки, вы должны их прочитать и найти правильные ответы-продолжения.

Когда я ем……я глух и нем.

Аппетит приходит…… во время еды.

Много есть….. не велика честь.

Масло коровье …… кушай на здоровье.

Хорошее питание ….. основа здоровья.

Щи да каша ….. пища наша.

Ребята! Как вы думаете, что нужно кушать, чтобы быть здоровыми и сильными? (ответы детей).

Правильно, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, яйца. А почему именно их? (в них есть полезные вещества, витамины).

Что же такое витамины? Витамины - это вещества, необходимые организму человека. Слово «витамин» придумал американский ученый – биохимик Казимир Функ. Он открыл, что вещество («амин»), содержащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходимо людям.

Вита – это жизнь. Соединив латинское слово «вита» («жизнь») с «амин», получилось слово «витамин».

Витамины содержатся в продуктах питания. Без витаминов человек болеет, плохо учится. Вы часто наблюдали за собой, что весной у вас появляется сонливость, плохое настроение, вы часто болеете – все это последствия нехватки витаминов в вашем организме. Поэтому без витаминов человеку не обойтись.

Чтобы узнать в каких продуктах существуют витамины, давайте посмотрим на пирамиду питания. Пирамиду питания , составили диетологи, сюда они занесли все необходимые продукты, которые нужны организму для правильного роста и развития.

В пирамиде правильного питания, продукты, которые больше всего нужны организму человека стоят на нижней полке, а те, которые человек должен употреблять в меньших количествах - на верхней.

(Таблица Пирамиды питания)

- Какие продукты находятся на нижней ступени пирамиды - вы узнаете, отгадав загадки.

Загадки.

"Отгадать легко и быстро:
мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
а бывает подгорелый". (Хлеб )

Бантики, рожки, ракушки.

Мы порой как будто ушки,

Любят взрослые и дети

И колечки, и спагетти.

А добавь в нас тертый сыр –

Будет настоящий пир. (Макароны )

Она здоровье укрепляет

Гемоглобин наш повышает

Любит варку любит печку

А зовется она…(гречкой.)

Первая ступень пирамиды - это хлеб, зерновые и макаронные изделия .

Хлеб, макаронные изделия , крупы содержат до 70% углеводов, ценность которых заключается в том, что расщепляясь, они дают организму энергию, необходимую для правильного развития организма. Углеводы способствуют поддержанию нормального веса и телосложения.

Чтобы узнать какие продукты у нас находятся на 2 ступени пирамиды, отгадайте загадки.

Загадки.

Круглое, румяное,

Я расту на ветке:
Любят меня взрослые
И маленькие детки. (яблоко)

Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:
Куда не приду,
Всех до слез доведу. (лук)

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи. (малина)

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (морковь)

Вторая ступень пирамиды - это фрукты, овощи, ягода .

Овощи, фрукты и ягоды – основные поставщики клетчатки, играющей важную роль в работе нашего желудка, также в них содержится большое

количество витаминов. Употребление овощей и фруктов повышает иммунные свойства организма и позволяет противостоять болезням. Многие овощи и фрукты имеют лечебное действие и с успехом применяются в лечебных диетах. Овощи и фрукты полезней употреблять в свежем виде.

- Какие продукты находятся на следующей ступени пирамиды - вы узнаете, отгадав следующие загадки.

Загадки.

Вильнет хвостом туда – сюда –

И нет ее, и нет следа. (рыба)

Может и разбиться,

Может и свариться,
Если хочешь в птицу
Может превратиться. (яйцо)

Я не сливки, не сырок,

Белый, вкусный... (творожок)

Третья ступень пирамиды - мясо, рыба - это животный белок. Животные белки - это основа нормальной работы организма. Растительные и животные белки особенно необходимы детям - их организм растет, создаются новые клетки, а значит, им необходим строительный материал. Животные белки необходимы организму не только для строительства клеток, но и для выработки ряда гормонов и многих других важных процессов.

Молоко является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. В молоке и молочных продуктах содержится большое количество кальция, который является полезным для укрепления костей.

А теперь посмотрим на вершину пирамиды здорового питания. Там находятся: конфета, соль, сахар, масло. Как мало им отводится места! Так же мало, их должно быть и в нашем рационе. Действительно, излишнее потребление соли приводит порой к целому ряду болезней - нарушение обмена веществ, болезни почек.

Любители сахара получают нарушение обмена веществ, диабет, ожирение, мигрень и кариес. Жир и масла дают огромную энергию необходимую организму, но жирные продукты нужно употреблять в малых количествах, иначе это может привести к ожирению. Итак, ребята, посмотрите на

пирамиду, какое разнообразие продуктов в ней содержится. Какой вывод можем сделать?

Вывод: Питание должно быть разнообразным.

Физминутка «Вершки и корешки».

Если мы едим подземные части продуктов, то надо присесть, если наземные – встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

(Картофель, перец, фасоль, морковь, помидор, свекла, огурец, кабачок, редиска, укроп, капуста). Молодцы!

Игра «Полезно - вредно».

Ребята! Перед вами лежат карточки с изображением полезных и вредных продуктов. Сейчас вы внимательно посмотрите на них и выберите продукты, которые полезны для вас и продукты, которые вредные, и разделите на две группы.

На иллюстрированных картинках : Рыба, кока-кола, кефир, творог, чипсы, молоко, кириешки, мясо, капуста, помидор, торт, малина, клубника, «Сникерс», морковь, шоколадные конфеты, яблоко, апельсин, хлеб.

Подведём итог нашей игры. Я рада, что вредные продукты выбрали лишь несколько человек. А большинство ребят предпочитают есть полезные продукты питания. Это значит, что родители, которые научили вас так питаться, заботятся о вашем здоровье. А любителям чипсов, сухариков, слишком сладкой пищи нужно задуматься о том, как они питаются.

Разговор о вредных продуктах:

    Ребята, а вы любите кушать эти продукты?

    А как вы думаете, полезны ли они?

    А почему их называют вредными продуктами?

Да, ребята, эти продукты вредны для вашего здоровья, потому что в них добавлены искусственные вещества: подсластители, ароматизаторы, различные красители и в них нет никаких витаминов, микроэлементов, которые так необходимы вашему растущему организму.

Итог занятия: Питание всегда должно быть полезным!!!

А сейчас давайте вспомним основные правила здорового питания:

    Еда должна быть разнообразной и полезной.

    Есть надо регулярно в одно и тоже время. В перерывах не перекусывать.

    Есть надо медленно, тщательно пережевывая пищу. В этом случае вы съедите меньше и желудок легче переработает еду.

    Не есть перед сном.

Ребята, пришло время посмотреть на рисунки ваших любимых продуктов. (обговаривается с детьми какие продукты они нарисовали: полезные или вредные).

Главное в жизни - это здоровье.

С детства попробуйте это понять.

Главная ценность- это здоровье!

Его не купить, но легко потерять.

Наши болезни расскажут потом,

Как мы живём и что мы жуём.

Спортом тело своё укрепляйте!

Пищу полезную употребляйте!

Ребята! А мы с вами будем укреплять здоровье прямо сейчас! К нам пришла посылка из страны «Витаминии», а в ней фрукт. Отгадайте какой:

Желтые, зеленые!

Красные бока! Сладкие, ядреные,

Кислые слегка, Ароматны и вкусны. С хвостиком срывают! Витамины их нужны - Силы прибавляют! Часто, птички их клюют - Воробьи и зяблики... Отгадали, кто они,

Это дети... . (ЯБЛОКИ).

Угощайтесь ребята, на здоровье!

Дети моют руки и кушают фрукты.


Аппликация: учить самостоятельно определять по цвету и форме заготовок, какие овощи можно из них вырезать, закреплять умение вырезать овощи, правильно передавать их форму и характерные детали.

Материал и оборудование для занятия: плакат с изображением мальчика-обжоры и продуктов, которые он ест в больших количествах; конверт с письмом, изображение светофора, кружочки красного и зеленого цвета.

Рисунки: мальчик-с-пальчик, Карлсон, Знайка, Незнайка; картинки с изображением продуктов питания (морковка, яйца, рыба, сок, шоколад, ягоды, орехи, помидоры, капуста); вырезанные из бумаги заготовки геометрических форм.

Дети становятся в круг.

В. Дети, что нужно делать, чтобы быть здоровым? (Заниматься спортом, чистить зубы, гулять на свежем воздухе и т.д.) А правильно питаться нужно? Чем питается человек? Как вы думаете, для чего он должен есть? (Чтобы жить, чтобы в организм поступали необходимые витамины.)

На доске - плакат мальчика-обжоры, рядом с ним продукты, которые он ест в больших количествах.

В. Живет на свете жадный мальчик. Зовут его Петя, ест он все подряд и очень много.

Что сегодня кушал Петя?

На вопрос легко ответить.

Утром кашу, а в обед -

Суп с лапшою и омлет.

Перед тем, как лечь в постель,

Выпил клюквенный кисель.

Все его костюм расскажет.

В. Петя прислал письмо, и вот что он пишет:


Ем всегда я что хочу -

Чипсы, вафли, чупа-чупс…

Каши вашей мне не надо,

Лучше тортик с лимонадом,

Не хочу я кислых щей,

Не люблю я овощей.

Чтоб с обедом не возиться,

И колбаска мне сгодится

Всухомятку - ну и что ж!

Чем обед мой не хорош?

И последний мой каприз -

Дайте «Киндер» мне «Сюрприз».

В. Еще Петя дает нам советы, как правильно питаться. А мы с вами посмотрим, хорошие они или нет.

Я - обжора знаменитый,

Потому что очень сытый.

Много ем, аж тяжело дышать,

Но хочу я вам сказать

И советов много дать:

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный совет

Говорите слово «Нет!».

Проводится игра

1. Постоянно надо есть

Для здоровья вашего

Больше сладостей, конфет

И поменьше каши.

Ну, хороший мой совет?

Вы скажите, да иль нет? (Нет.)

2. Не грызите овощей

И не ешьте вкусных щей,

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад,

Это правильный совет? (Нет.)

3. Навсегда запомните,

Милые друзья,

Не почистив зубы,

Спать идти пора.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши! (Дети не хлопают.)

4. А когда устали и хотите спать,

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет? (Нет.)

В. Как вы думаете, хорошие советы нам дал Петя? (Нет.) Давайте расскажем ему, как надо питаться.

Всем известно, что по утрам полезно кушать каши. Почему они полезны? (Ответы детей.)

Дидактическая игра «Скажи по-другому».

Каша из гречки - гречневая, из перловки - …, из пшена - …, из манки - …, из овсянки - …

В . Очень полезно

Первое блюдо:

Щи, уха и рассольник,

А борщ - просто чудо!

Дидактическая игра «Что будет, если…?»

Что будет из картофеля, если его сварить - вареная картошка, если пожарить лук - жаренный лук, если потушить капусту - тушеная капуста, если парить тыкву - пареная тыква.

В. Хорошо усваиваются и укрепляют организм соки. Соки - источник витаминов и минеральных веществ. А какие вы любите соки? (Дети называют.)

Дидактическая игра «Какой сок в стаканчике?».

Сок из яблок - яблочный; из винограда - …; из апельсина - …; из моркови - …; из лимона - …; из арбуза - …; из бананов - …; из ананаса - …; из свеклы - …

В. У Пети есть сказочные друзья. Рассмотрите на фланелеграфе героев и продукты питания. Давайте поможем выбрать продукты:

Мальчику-с-пальчику, чтобы подрасти, - морковка, яйца, рыба…

Карлсону, чтобы не поправляться, - сок, капуста, помидоры, фрукты…

Знайке, чтобы улучшить зрение, - черника, зеленый лук, сыр…

Незнайке, чтобы подпитать мозг, - молоко, орехи, шоколад…

В. Молодцы! Вот и друзьям Пети мы помогли.


Дидактическая игра «Светофор».

В. Посмотрите, у нас в группе появился маленький светофор, похожий на пешеходный. В нем только два сигнала: красный и зеленый. (В руках у детей красные и зеленые кружочки.)

Представьте, что вы переключаете этот светофор. Если правило верное и вы с ним согласны, то покажите зеленый кружок. Если правило неверное, следует показать красный.

  • Садиться за стол с немытыми руками.
  • Есть в одно и то же время не менее трех раз в день.
  • Есть быстро, торопливо.
  • Обязательно есть овощи и фрукты.
  • После еды полоскать рот.
  • За столом болтать, махать руками.
  • Тщательно пережевывать пищу.

В. Вот видите, сколько хороших и полезных советов мы можем дать Пете и его друзьям. Я напишу от вашего имени письмо с пожеланиями. Думаю, мальчик к нам прислушается и будет есть только полезные продукты. Ведь правильное питание - это залог здоровья человека.

В. А теперь сядьте за столы, посмотрите, что у вас лежит (альбомные листы, вырезанные из бумаги тарелочки, заготовки геометрических форм разного цвета).

Скажите, из каких овощей готовят винегрет? (Дети называют.)

Вам нужно вырезать те овощи, которые необходимы для винегрета. (Дети работают самостоятельно.)

Молодцы! Какой вкусный салат у нас получился!

Н. Шкляревская

инга мирвис
Открытое занятие «Правильное питание - залог здоровья»

Открытое занятие

на тему : «Правильное питание - залог здоровья »

Цель : формирование знаний о важности правильного питания как со-ставной части сохранения и укрепления здоровья .

Задачи :

- обучающие : формирование умения выбирать полезные продукты для здорового , рационального питания и систематизации знаний о значении продуктов питания ;

- развивающие : способствовать развитию логического мышления, наблюдательности, коммуникативных навыков;

- воспитательные : воспитывать стремление бережно относиться к своему здоровью , быть успешным в достижении своих целей.

Методы и приемы :

Наглядный (презентация, видеоролик, плакаты) ;

Словесный (рассказ, беседа) ;

Практический (разгадывание кроссворда, составление цветка из лепестков с пословицами, игра).

Формы работы : фронтальная, самостоятельная, групповая.

Оборудование : мультимедийная установка, ноутбук, презентация к занятию ;

плакат с кроссвордом, маркер; рисунок цветка «Цветик – семицветик» на мольберте, полоски с пословицами; карточки двух цветов – красные и зеленые; ваза для продуктов, продукты на шпажках : морковь, банан, грецкий орех, яблоко, лимон, чеснок и ложечка с медом, салфетки; памятки в подарок детям на тему : «Пирамида здорового питания » .

Предварительная работа : чтение сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» , разучивание стихотворений наизусть.

Ход занятия:

Здравствуйте! Слово какое чудесное :

Чуточку доброе, чуточку нежное.

Здравствуйте! Скажем мы каждому дню.

Здравствуйте! Скажем мы всем и всему.

При встрече люди издревле желали друг другу здоровья : «Здравствуйте, доброго здоровья , «Как ваше драгоценное здоровье . Еще в Древней Руси говорили : «Здоровье не купишь » , «Дал бы Бог здоровья , а счастья найдешь» . (Слайд 1)

Лети, лети, лепесток,

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли –

Быть, по-моему, вели. (Слайд 2)

Какое последнее желание было у девочки Жени из сказки В. Катаева «Цветик – семицветик» ? (Чтобы мальчик стал здоровым .)

Сейчас мы с вами тоже сделаем свой волшебный «цветик-семицветик» . На лепестках расположились пословицы. Вам нужно выбрать пословицы, которые относятся к здоровью , будьте внимательны (дети определяют нужные пословицы и составляют «цветик-семицветик» на плакате с изображением основания цветка).

1. В здоровом теле – здоровый дух .

2. Где здоровье , там и красота.

3. Здоров будешь – все добудешь.

4. Забота о здоровье – лучшее лекарство .

5. Если хочешь быть здоров - правильно питайся .

6. Здоровье сгубишь – новое не купишь.

7. Береги платье снову, а здоровье смолоду .

8. Хлеб – всему голова.

9. Кто рано встает – тому Бог дает.

10. Семь раз отмерь – один раз отрежь.

11. Один в поле не воин.

12. Старый друг лучше новых двух.

13. Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с заданием .

Древние греки мало болели и долго жили. Отчего это зависело? Они ели растительную пищу, мало употребляли мяса, не знали табака, много двигались. В школе полдня занимались наукой, а полдня физическими упражнениями. (Слайд 3)

Для чего человек должен есть? (Для того чтобы ходить, прыгать, бегать, работать, в общем, чтобы жить) . Может ли человек обойтись без пищи? (Может, но недолго.) Без еды человек не может долго прожить. Еда ему необходима в течение всей жизни.

Правильное питание имеет большое значение для нашего здоровья , и сегодняшнее занятие мы посвятим именно этой теме – теме здорового питания . Сегодня мы узнаем простые секреты здорового питания , конечно, не все, но достаточно, чтобы сохранить свое здоровье на долгие годы .

Возраст, в котором вы сейчас находитесь – очень ответственный период жизни. Учёба увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на ваш организм. Поэтому от того, как вы питаетесь , как соблюдаете режим питания , во многом зависит ваше здоровье и работоспособность .

А что значит правильно питаться ?

(Слайд 4 с изображением пирамиды питания ) .

Давайте вместе с вами рассмотрим пирамиду питания , рекомендованную Всемирной Организацией здравоохранения.

А кто-нибудь видел такую пирамиду?

Молодцы, ребята, вы очень наблюдательны. Действительно такая пи-рамида находится в нашей столовой.

Пирамида разделена на ступени, которые включают в себя продукты питания человека .

В основании пирамиды на первой ступени, самой большой, нарисованы крупы, хлеб, зерновые и макаронные изделия.

Хлеб и зерна с давних пор были основными продуктами питания человека . В них много растительного белка, витаминов и клетчатки. Каждый день взрослые и дети должны употреблять различные каши : геркулесовую, гречневую, пшенную и кукурузную.

Вторая ступень пирамиды – это фрукты и овощи (слайд 5)

Вторая ступень чуть меньше, чем первая, но все же большая. В среднем, взрослый человек за год должен съедать 180 кг овощей и фруктов.

Во фруктах и овощах содержится огромное количество витаминов и минералов, способных улучшить общее состояние здоровья и защитить от самых тяжелых заболеваний.

Ягоды – настоящий кладезь витаминов. Ягоды – это важный компонент здоровой пищи , который легко включить в наш рацион. Мы можем их употреблять в свежем виде, можем смешивать с йогуртом, добавлять в каши, делать фруктовые салаты.

Овощные и фруктовые соки полезны всем. Не отказывайтесь от этой вкуснятины, и вы будете чувствовать себя превосходно.

Третья ступень пирамиды –

это мясо, рыба, птица и молочные продукты (слайд 6)

Третья ступень значительно меньше первой и второй. Мясо – это жи-вотный белок. На его усвоение требуется 6-8 часов. Мясо не содержит витаминов, поэтому наш организм для его расщепления направляет ферменты и витамины из своих резервов, практически ослабляя себя. Почки, печень, сердце и лёгкие работают с большим напряжением, чтобы переварить съеденное.

Другое дело – рыба. Она тоже содержит белок, но, в отличие от мяса, в рыбе почти в пять раз меньше соединительной ткани, что обеспечивает её быстрое переваривание. Так же в рыбе есть йод, фтор, медь и цинк, которые нужны нашему организму.

Молоко любят многие и взрослые и дети. Но полезно молоко только для детей, для растущего организма. Оно является сбалансированным продуктом, обеспечивая организм ребенка практически всем необходимым. Очень полезны для здоровья стакан кефира , ряженки или йогурта на ночь.

Сардельки, сосиски, колбасы и другие мясные «деликатесы» включают в себя различные искусственные пищевые добавки, консерванты, наполнители и поэтому пользы никакой не приносят (слайд 7)

На вершине пирамиды здорового питания –

сладости, соль и сахар (слайд 8)

Как мало им отводится места! Так же мало, их должно быть и в нашем рационе. Излишнее употребление соли приводит к гипертонической болезни, ожирению, атеросклерозу. У любителей сахара нарушается обмен веществ. Развивается диабет, ожирение и кариес.

Нужно как можно меньше употреблять эти продукты : соль – до 6 граммов в день, вместо сахара, тортов, конфет – джемы и фрукты. И будете здоровы .

Это и есть те простые секреты здорового питания !

Физкультминутка (слайд 10)

Чтобы быть здоровым важно не только правильно питаться , но делать гимнастику. Я приглашаю вас на разминку (музыкальный слайд 5) .

Нашему организму необходимы витамины, а чтобы узнать в каких овощах и фруктах они содержаться нужно, разгадать кроссворд.

Кроссворд "Витамины" (слайд 11)

М О Р К О В К А

П О М И Д О Р

К А П У С Т А

Б А К Л А Ж А Н

З Е М Л Я Н И К А

Ч Е С Н О К

(для разгадывания кроссворда)

1. Из норы за холку пышную я тяну лисицу рыжую.

Но не хитрую плутовку, а хрустящую. (морковку) .

2. Росли на грядке зеленые ветки, а на них - красные детки.

Всех круглее и краснее, он в салате всех вкуснее. (Помидор)

3. С листьями, а не книжка,

Кругла, а не пышка,

С водой, а не болото,

Скрипит, а не ворота. (Капуста)

4. Хоть чернил он не видал,

Фиолетовым вдруг стал,

И лоснится от похвал

Очень важный… (баклажан) .

5. На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки, собираем огоньки. (Земляника)

6. Синий мундир, белая подкладка,

В середине - сладко. (Слива)

7. Маленький, горький, луку брат. (Чеснок)

8. В огороде - желтый мяч,

Только не бежит он вскачь,

Он как полная луна,

Вкусные в нем семена. (Тыква)

Игра : «Угадай на вкус» (слайд 12)

Я предлагаю вам поиграть в игру «Угадай на вкус» . Нужно будет узнать продукты по их вкусовым качествам закрытыми глазами. Врачи-диетологи определили самые полезные продукты. Эти продукты всем хорошо известны. (Педагог вызывает поочередно детей для участия в игре) .

Этот корнеплод богат витамином «А» , который очень полезен для зрения (морковь) .

Этот сладкий тропический фрукт снимает стресс, восполняет утраченные силы, повышает уровень гемоглобина в крови, обеспечивает мозг кислородом, улучшает работу мозга (банан) .

Этот продукт - не только природный заменитель сахара, но и готовое лекарство от многих болезней (мед) .

Этот овощ силен в борьбе с простудой. Кроме этого наводит порядок в желудке, убивая вредные микроорганизмы (чеснок) .

Этот продукт похож на мозг человека, поэтому считается, что он ума, силы и памяти прибавляет (грецкий орех) .

Этот фрукт полезен абсолютно всем - как здоровым людям , так и тем, кто страдает различными заболеваниями. Содержит много витаминов и очень полезен для зубов и десен (яблоко) .

Этот фрукт силен в борьбе с простудой и содержит большое количество витамина «С» (лимон) .

Молодцы, ребята!

Конечно, полезных продуктов гораздо больше, но у нас впереди много интересного.

Сейчас мы проверим, насколько вы хорошо уяснили для себя простые секреты здорового питания .

Из списка предлагаемых продуктов питания выберем продукты полезные для нашего организма. Если вы считаете, что это полезный продукт питания - поднимите зеленый квадрат. Если нет – красный.

Слайды (13 - 30) с изображением продуктов : гречневая каша, рыба, кефир, чупа-чупс, чеснок, пицца, клубника, помидоры, яблоки, йогурт, торт, мед, лимон, творог, лапша «Доширак» , гамбургеры, картофель «Фри» , пепси-кола.

Молодцы, ребята! Теперь вы знаете секреты здорового питания .

Ну, а сейчас послушаем наших ребят, они подготовили стихотворения наизусть.

1 ребенок : Человеку нужно есть,

Чтобы встать и, чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться.

И при этом не болеть.

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

2 ребенок : Чтоб расти – нужен белок.

Для защиты и тепла

Жир природа создала.

Как будильник без завода

Не пойдет ни так, ни так,

Так и мы без углеводов

Не обходимся никак.

Витамины просто чудо!

Сколько радости несут :

Все болезни и простуды

Перед нами отвернут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда – важнейшее условие.

3 ребенок : Ребята, мера нужна и в еде,

Чтоб не случится нежданной беде,

Нужно питаться в назначенный час

В день понемногу, но несколько раз.

Этот закон соблюдайте всегда,

И станет полезною ваша еда.

В питании тоже нужен режим ,

Тогда от болезней мы убежим.

4 ребенок : Надо еще про калории знать,

Чтобы за день их не перебрать.

Плюшки, конфеты, печенье и торты

В малых количествах детям нужны.

Запомни, воспитанник , простой наш совет :

Здоровье одно , а второго-то нет.

Главное в жизни – это здоровье !

С детства попробуй это понять! Главная ценность – это здоровье !

Его не купить, но легко потерять! (Слайд 31)

Я желаю вам : никогда не болеть, правильно питаться , быть бодрыми, вершить добрые дела. И в подарок вам памятки «Пирамида здорового питания » и корзинка с фруктами.

На этом наше занятие подошло к концу .

Цель: Задачи:
Образовательная: Дать понятие о правильном питании и полезной еде.
Развивающая: Воспитательная: Воспитывать у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в ГПД по теме: «Правильное питание»

Цель: Формирование у детей представления о гигиене питания и режиме питания; формирование представления о значимости различных продуктов питания для здоровья;

Задачи:
Образовательная: Дать понятие о правильном питании и полезной еде.

Развивающая: Развивать познавательный интерес, умение слушать и отвечать на вопросы.

Воспитательная: Воспитывать у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.

Оборудование: Картинки продуктов
Методы и приемы: Показ, рассказ, объяснение, вопросы.

Ход занятия:


1.Организационный момент:

(Письмо Карлсона)

Здравствуйте, друзья!
Свое письмо я пишу из больницы. У меня ухудшилось здоровье, болит голова, в глазах звездочки, все тело вялое. Доктор говорит, что мне нужно правильно питаться. Я составил себе меню на обед: торт с лимонадом, чипсы, варенье, и пепси-кола. Это моя любимая еда. Наверное скоро я буду здоров. Ваш Карлсон.


- Ребята, почему Карлсон заболел? Будет ли он скоро здоров? (Ответы детей.)


2. Введение в тему:


-Давайте поговорим о секретах правильного питания, чтобы не болел живот, и мы всегда чувствовали себя здоровыми и бодрыми.
-Скажите, для чего нам нужна пища? (Чтобы организм рос и правильно развивался; для повышения выносливости; для хорошего самочувствия; для борьбы с болезнями)
-Какой должна быть пища? (Разнообразной)

Почему? (Наша пища состоит из различных питательных веществ, необходимых организму для роста и развития. Среди них белки жиры и углеводы, витамины и минеральные соли)

Какую роль выполняют белки? (Белки являются строительным материалом для нашего организма. Их много в молочных продуктах, рыбе, отварном мясе)
- Что дают организму жиры и углеводы? (Жиры и углеводы дают организму энергию, помогают ему становиться выносливым и сильным. Особенно полезны молочный жир и жир яичного желтка)

Вывешивается табличка
-Перечислите продукты полезные для здоровья? (Молочные продукты, овощи и фрукты, ягоды, мясо, рыба и т.п.)
- Чем богаты молочные продукты? (Молочные продукты богаты кальцием, необходимым для роста и укрепления костей)

А овощи и фрукты? (Содержат витамины)
- Что может навредить здоровью? (Чипсы, копчености, солености, газированные напитки и т. п.)

3. Игра « Назови лишний продукт»

- Назовите лишний продукт (или готовое блюдо):
морковь, кефир, творог, пепси-кола, яблоко, молоко
отварное мясо, банан, гамбургер, манная каша, апельсин
паровая котлета, груша, молочный суп, кетчуп, тыква, картофельное пюре
- По какому принципу отбирали?

4 .Режим питания школьника.(обобщение)
-1-йзавтрак дома
-2-й завтрак в школе
-обед
-полдник
-ужин
-Надо еще про калории знать,
Чтобы за день их не перебрать.
В питании очень важен режим.
Тогда от болезней мы убежим.
Плюшки, конфеты, печенье, торты
В малых количествах людям нужны.

Ребята, прочитайте пословицу (Каковы еда и питье, таково и житье). Как вы понимаете смысл этой пословицы?
-Давайте еще раз прочитаем правила правильного питания.
(Чтение правил на доске)
пища должна быть разнообразной
употребляй полезные продукты, не питайся всухомятку
соблюдай режим питания
не переедай
мой руки перед едой

Каких правил не хватает?
Вывешивается табличка не разговаривай во время еды
(или другие правила, добавленные детьми.)
-Ну а мне в заключение хочется сказать:
Ешьте кашу с молоком,
Делайте зарядку,
И тогда с здоровьем вашим будет все в порядке

Цель: воспитание стремления к здоровому образу жизни.

Задачи:

– создать условия для формирования правильного отношения к своему здоровью через понятие здорового питания;

– формировать устойчивые навыки здорового образа жизни, гигиены питания, принципов безопасного и качественного питания;

– развивать самостоятельность и личную ответственность за собственный выбор;

– развивать познавательный интерес, мышление, творческие способности, память, внимание, речь, расширять кругозор;

– воспитывать ответственное отношение учащихся к своему здоровью.

Оборудование, наглядность: компьютер, фигурка человечка, изображения питательных веществ на листах бумаги, дерево, фрукты, листья из бумаги, игрушечная машинка, кукла, скакалка, видеофильм.

Опережающие задания: сообщения учащихся о белках, жирах, углеводах, витаминах, воде, минеральных веществах, творческие и исследовательские работы по теме.

Занятие сопровождается просмотром презентации.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Организационный момент.

Уч-ль: Сегодня мы продолжим разговор о здоровом образе жизни. О чем именно пойдет речь на занятии, узнаете, если отгадаете загадку. Желаю вам успехов и новых открытий.

Актуализация. Учитель демонстрирует учащимся машину (можно игрушечную) и фигурку человека (можно куклу).

Вопрос учащимся: Что между ними общего? (без заправки не поедет, не будет качественно работать, функционировать, может вообще сломаться и пр…).

Уч-ль , показывая фигурку человека на доске из бумаги: полноценная жизнь человека, его рост, развитие возможны только при условии поступления в организм в необходимом количестве питательных веществ.

За 70 лет жизни человек в среднем съедает и выпивает примерно 70 тонн воды и 15 тонн других компонентов (о них мы расскажем позже).

Специалисты давно пришли к выводу, что питание может быть правильным и не правильным. Каким же оно должно быть, чтобы сохранить здоровье?

Наших мудрых предков издавна волновала эта тема, иначе как же объяснить такое множество пословиц и поговорок о правильном питании и правильных продуктах: «Если хороши щи, так и другой пищи не ищи», «Ешь больше рыбки, будут ноги прытки», «Масло коровье кушай на здоровье», «Морковь прибавляет кровь», «Мед и лук – здоровью друг», «Не всё полезно, что в рот полезло»…

Формулирование темы.

Уч-ль: Итак, тема нашего занятия… (дети озвучивают тему «Не всё полезно, что в рот полезло», здоровое питание). Сегодня мы узнаем, как питаться, чтобы быть здоровым, какие продукты есть, а какие лучше не употреблять в пищу.

Современная кулинария насчитывает более 20 тысяч наименований различных пищевых продуктов и блюд, которые употребляет человек в пищу. Все они состоят из белков, жиров, углеводов, витаминов, воды и минеральных веществ , о которых ребята сейчас расскажут.

Сообщения учащихся.

«Белки важная часть питания животных и человека (основные источники: мясо, птица, рыба, молоко, орехи, бобовые, зерновые; в меньшей степени: овощи, фрукты, ягоды и грибы), поскольку в их организмах не могут синтезироваться все необходимые аминокислоты и часть должна поступать с белковой пищей. В процессе пищеварения ферменты разрушают потреблённые белки до аминокислот, которые используются для биосинтеза собственных белков организма или подвергаются дальнейшему распаду для получения энергии».

«Жиры являются важной составляющей питания, необходимой для нормального осуществления процессов обмена веществ. Жиры необходимы организму, поскольку являются носителями незаменимых веществ. Если организм лишается их, то он начинает перерабатывать белки и углеводы, в результате чего замедлится развитие организма в целом, будет угнетена функция воспроизводства и начнутся проблемы со здоровьем. Жиры – это источник энергии. Жир содержится в масле, твороге, сыре, молоке, мясе, рыбе, орехах и пр.»

«Углеводами называют природные органические вещества, формула которых содержит в своем составе углерод и воду. Углеводы способны давать нашему организму энергию, необходимую для его полноценной жизнедеятельности. По своей химической структуре, углеводы делятся на простые и сложные. К простым углеводам относятся углеводы, содержащиеся в молоке; фруктах и сладостях. Сложными углеводами являются такие соединения как крахмал, гликоген и целлюлоза. Они содержатся в злаковых, кукурузе, картофеле и животных клетках».

«Витамины это необходимые нашему организму органические вещества, которые не могут синтезироваться им самим (за редким исключением) и поступают с пищей. Витамины обеспечивают процессы жизнедеятельности в организме, влияют на наше общее самочувствие:

Витамин В1 содержится в основном в зерновых продуктах, отрубях. Им богаты хлеб из муки грубого помола, крупы (гречневая, овсяная, пшенная), горох, фасоль, соя, пивные дрожжи, печень, свинина, телятина. Суточная потребность взрослого человека в тиамине 2-2,5 мг.

Витамин В2 – важнейшие пищевые источники – молоко и молочные продукты, мясо, рыба, яйца, печень, крупы (гречневая и овсяная), хлеб. Суточная потребность 2,5-3 мг.

Витамин РР содержится в крупах, хлебе грубого помола, бобовых, печени, почках, сердце, мясе, рыбе, некоторых овощах, дрожжах, сушеных грибах. Суточная потребность 20-25 мг.

Витамин В12 содержится в продуктах животного происхождения (печень, мясо, некоторые сорта рыбы,сыр, творог и др.). Потребность в витамине В12 15-20 мкг в сутки.

Витамин С (аскорбиновая кислота) содержится в основном в плодах и овощах (шиповник, черная смородина, облепиха, сладкий перец, укроп, петрушка, цветная и белокочанная капуста, апельсины, клубника, рябина, яблоки, черешня, щавель, шпинат, картофель и др.). Суточная потребность 70-120 мг.

Витамин А – печень животных и рыб, сливочное масло, сливки, сыр, яичный желток, рыбий жир. В моркови, сладком перце, зеленом луке, петрушке, щавеле, шпинате, шиповнике, облепихе, абрикосах содержится провитамин А (b-каротин). Суточная потребность в витамине А – 1,5 мг.

Витамин D - содержится в рыбьем жире, икре, кете, куриных яйцах и в меньшей степени в сливках, сметане. Суточная потребность у детей 2,5-10 мг. Потребность взрослых в витамине D точно не установлена.

Витамин Е – растительные масла, печень, яйца, злаковые и бобовые. Суточная потребность 29-30 мг смеси природных токоферолов.

Витамином К особенно богаты белокочанная и цветная капуста, шпинат, тыква, томаты, свиная печень. Кроме того, он содержится в свекле, картофеле, моркови, злаковых, бобовых. Суточная потребность 0,2-0,3 мг.».

«Вода. Значение воды для человека трудно переоценить, поскольку каждый из нас знает, что организм взрослого человека на 70% состоит из воды, присутствующей во всех его тканях. Ее недостаток или плохое качество может крайне негативно отразиться на здоровье. Если без еды человек может жить более месяца, то без воды он с трудом протянет 3-5 дня. При потере 20% влаги организму грозит неизбежная смерть.

Вода является основой для протекания всех обменных процессов в человеческом организме. Проникая внутрь человека, она осуществляет функцию обогащения клеток питательными веществами и очищения их от шлаков. Она принимает непосредственное участие в дыхательных процессах и процессах терморегуляции. Вода обеспечивает влагой суставную смазку, слизистые оболочки и глазное яблоко. Таким образом, безусловность значения воды для человека является очевидной».

«Минеральные вещества – это один из важнейших компонентов нашего питания, без них невозможно правильное протекание жизненно важных процессов в организме, они обеспечивают правильное формирование химической структуры всех тканей человека, мышечной массы. Минеральные вещества обеспечивают сокращение мышц, энергетику мышц, их первую проводимость и водно-электролитный баланс. Минералы могут быть структурными единицами для формирования различных тканей, являются составляющими ферментных систем, витаминов и гормонов. Иными словами, баланс минеральных веществ чрезвычайно важен для правильного функционирования нашего организма».

По ходу выступления заполняется схема на доске (вокруг бумажного человека стрелками внутрь все компоненты), затем учащиеся «читают» схему.

Физминутка. Два помощника держат таблички «Есть», «Не есть». Учитель называет слова (продукты), дети должны занять соответствующее место. Сразу выполняется проверка:

Уч-ль: Мнения разделились, может быть, после сегодняшнего занятия кто-то поменяет свое мнение.

Уч-ль: Пища человека должна быть разнообразной и сбалансированной. Что это значит? Это значит, что количество энергии, полученное с пищей, должно быть равно количеству энергии, израсходованной человеком. Энергию человек расходует постоянно – при дыхании, ходьбе, движении, беге, когда учится, когда спит, ест… Таким образом, например, подросток тратит более 2 тысяч калорий в сутки.

Калория – это единица измерения тепла, которое образуется при сгорании одного грамма какого-либо вещества.

Уч-ль демонстрирует продукты с комментированием – на всех продуктах обязательно указывается содержание белков, жиров, углеводов и количество калорий на 100 гр. продукта. Путем нехитрых математических вычислений каждый сможет подсчитать, сколько калорий получил с пищей. Норму в 2 тыс. ккал. не превышать!

Далее учащиеся ищут в различных источниках информации сведения о содержании калорий в некоторых продуктах, например: свекла – 40 ккал., морковь – 33, картофель – 60, йогурт – 70, яблоко – 45, шоколад – 500, гречка – 346, хлеб – 265, огурец – 15, майонез – 625, сосиски – 135, творог – 225 и др.

Практикум.

Уч-ль просит помощника попрыгать на скакалке 1 минуту. Затем сообщает учащимся, что за 1 минуту прыжков на скакалке человек тратит около 10 калорий. Далее приводятся еще данные по расходованию калорий во время разнообразной деятельности:

Уч-ль предлагает ребятам решить задачу:

«Во время прыжков на скакалке за 1 минуту «сжигается» 10 ккал. Сколько минут надо прыгать на скакалке, чтобы «сжечь» съеденную шоколадку в 100 гр., если известно, что в 100 граммах шоколада содержится около 600 калорий?» (проверка с объяснением, ответ – 1 час).

Сценка.

Мальчик: Суп в стакане – это круто!

Приготовлю за минуту

«Кириешки» и хот-доги

Уплету за обе щёки!

Чипсы – просто объеденье

Хрущу ими с упоеньем!

«Чупа чупсы» я люблю,

Наслаждаюсь ими

«Кока-колу» часто пью

С друзьями я своими.

1-й: Интересный экземплярчик!

3-й: А ну-ка нас послушай, мальчик.

5-й: Твоя любимая еда тебе вредна.

Мальчик: Бред, ерунда.

У меня ведь все прекрасно

Лучше уж отстаньте, ясно?

Что я ем - не ваше дело

Ел, и буду есть все смело,

Что моей душе угодно.

Чего встали? Все свободны.

2-й: До беды рукой подать,

4-й: Надо нам его спасать.

6-й: Постойте и не торопитесь!

Терпения чуть-чуть вы наберитесь.

Немного времени пройдет.

И он быстро все поймет.

Мальчик: Съел я чипсы, кока-колу,

Сейчас допью, и пулей в школу.

Ой-ей-ей, что за прикол?

Мой живот меня подвел.

1-й: Поскорее все сюда!

Все: Ну и как тебе еда?

Мальчик: Вдруг сильно заболел живот,

Доесть я не успел свой бутерброд

1-й: Сейчас тебе все объясним подробно,

На что такая вот еда способна.

2-й: Употребление прохладительных энергетических напитков вызывает дефицит кальция в организме, и возникает опасность перелома костей.

3-й: Если питаться гамбургерами и чипсами, может развиться витаминная недостаточность, а это причина низкой успеваемости.

4-й: Чипсы и «Кириешки» содержат большое количество жиров, специй и соли, они провоцируют тяжёлые заболевания внутренних органов, вызывают ожирение и повышают давление.

Мальчик: А что же тогда есть?

5-й: Кушай фрукты и кефир,

6-й: Овощи клади в гарнир

5-й: Мясо, рыбу, свежий сок

6-й: Будешь ты здоров, дружок.

Мальчик: Вместо картошки есть траву

Я ребята не смогу.

Не вкусно это ведь совсем

Я такое ведь не ем!

1-й: Полезная пища может быть вкусной,

Если ее приготовить искусно.

Все: А для этого всегда,

Придут на помощь повара.

Мальчик: Убедили вы меня,

Питаться правильно начну и я.

Учащиеся: Мы обратить хотим ваше внимание к рекомендациям здорового питания.

Уч-ся исполняют частушки:

Если, дети, вы хотите

Пользу от еды иметь,

Нужно знать, какую пищу

И в какое время суток

предпочтительнее есть.

Если стройным быть желаешь –

Ешь побольше овощей.

От пирожных, шоколада

Откажись тогда вообще.

Меньше нужно есть мучного,

Больше фруктов – и тогда

Будешь ты всегда здоровым,

Пользу принесет еда.

Чтоб учиться всем на пять,

Чтобы всё запоминать,

Чтобы выполнять заданья,

В школе нам нужно питанье!

Вкусно все поесть мы любим,

И питаться в школе будем

Мы совсем не всухомятку,

А как надо, по порядку!

Борщ на первое съедаем,

Кашу просто обожаем!

И котлеты, и компот

Так и просятся к нам в рот.

Уч-ся: Мы провели социологический опрос среди учащихся нашей школы и среди взрослых. Цель опроса: собрать советы по правильному питанию. Советы были интересные и полезные.

Вывод: все опрошенные (около 30 человек) знают правила здорового питания, стараются их соблюдать. Далее учащиеся озвучивают самые интересные советы.

Конкурс «Домашнее задание». Учащиеся представляют творческие, исследовательские работы по теме «Правильное питание». Затем голосуют за лучшую работу и награждают победителя.

Уч-ль: Сейчас мы все вместе вырастим «Дерево здоровья», оно волшебное, на нем вместо листьев и плодов советы по правильному питанию и здоровому образу жизни. Дети пишут рекомендации на «фруктах» и «листьях» (из разноцветной бумаги), озвучивают их и приклеивают на дерево (на доске).

Рефлексия:

– информация, полученная на занятии, мне пригодится в жизни, потому, что….

– полезно было узнать о…

– особенно было интересно узнать о…

– думаю, в жизни мне пригодится…

Итог.

Уч-ль: Чтобы быть здоровым, необходимо правильно питаться. Надеюсь, знания, приобретенные на занятии, помогут вам быть здоровыми. Будьте здоровы! Не забывайте пословицу, перед тем, как что-нибудь съесть: «Не все полезно, что в рот полезло!»



gastroguru © 2017