Что оказывает тормозящее действие на работу сердца. Гуморальная регуляция деятельности сердца

Факторы гуморальной регуляции делят на две группы:

1) вещества системного действия;

2) вещества местного действия.

К веществам системного действия относят электролиты и гормоны. Электролиты (ионы Ca) оказывают выраженное влияние на работу сердца (положительный инотропный эффект). При избытке Ca может произойти остановка сердца в момент систолы, так как нет полного расслабления. Ионы Na способны оказывать умеренное стимулирующее влияние на деятельность сердца. При повышении их концентрации наблюдается положительный батмотропный и дромотропный эффект. Ионы K в больших концентрациях оказывают тормозное влияние на работу сердца вследствие гиперполяризации. Однако небольшое повышение содержания K стимулирует коронарный кровоток. В настоящее время обнаружено, что при увеличении уровня K по сравнению с Ca наступает снижение работы сердца, и наоборот.

Гормон адреналин увеличивает силу и частоту сердечных сокращений, улучшает коронарный кровоток и повышает обменные процессы в миокарде.

Тироксин (гормон щитовидной железы) усиливает работу сердца, стимулирует обменные процессы, повышает чувствительность миокарда к адреналину.

Минералокортикоиды (альдостерон) стимулируют реабсорбцию Na и выведение K из организма.

Глюкагон повышает уровень глюкозы в крови за счет расщепления гликогена, приводя к положительному инотропному эффекту.

Половые гормоны в отношении к деятельности сердца являются синергистами и усиливают работу сердца.

Вещества местного действия действуют там, где вырабатываются. К ним относятся медиаторы. Например, ацетилхолин оказывает пять видов отрицательного влияния на деятельность сердца, а норадреналин – наоборот. Тканевые гормоны (кинины) – вещества, обладающие высокой биологической активностью, но они быстро разрушаются, поэтому и оказывают местное действие. К ним относятся брадикинин, калидин, умеренно стимулирующие сосуды. Однако при высоких концентрациях могут вызвать снижение работы сердца. Простагландины в зависимости от вида и концентрации способны оказывать различные влияния. Метаболиты, образующиеся в ходе обменных процессов, улучшают кровоток.

Таким образом, гуморальная регуляция обеспечивает более длительное приспособление деятельности сердца к потребностям организма.

Тест № 4. Тема «Кровеносная система»

Вариант 1.

1. Кровеносные сосуды, по которым кровь движется от сердца, - это:

1) вены малого круга кровообращения; 2) вены большого круга кровообращения;

3) артерии малого и большого кругов кровообращения; 4) капилляры малого и большого кругов кровообращения.

2. Какая кровь течет в венах большого круга кровообращения:

1) венозная; 2) артериальная; 3) насыщенная кислородом; 4) смешанная.

3. К малому кругу кровообращения относятся вены:

1) печени; 2) легких; 3) верхних конечностей; 4) нижних конечностей.

4. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:

1) 3; 2) 2; 3) 4; 4) 5.

5. Околосердечная сумка называется:

1) эпикард: 2) эндокард; 3) миокард; 4) перикард.

6. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:

1) двустворчатый; 2) трёхстворчатый; 3) полулунный; 4) кармановидный.

7. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:

1) 0,8 сек; 2) 0,4 сек; 3) 0,3 сек; 4) 0,1 сек.

8. Вещество, усиливающее работу сердца:

Г) капилляры большого круга; Д) левый желудочек; Е) правое предсердие.

Ответы. Тема «Кровеносная и лимфатическая системы»

Вариант 1.

Вариант 2.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

На дом: § 11 Тема: Строение и работа сердца Задачи: Изучить строение, работу и регуляцию работы сердца

Строение сердца Сердце человека располагается в грудной клетке приблизительно посередине. Это четырехкамерный мышечный орган, бессменно работающий в течение всей жизни. По форме сердце напоминает уплощенный конус и состоит из двух частей - правой и левой. Каждая часть включает предсердие и желудочек. Величина сердца приблизительно с кулак. Масса сердца в среднем около 300 г у мужчин, а у женщин – около 220г. Сердце покрыто тонкой и плотной оболочкой, образующей замкнутый мешок - околосердечную сумку, перикард. Между сердцем и околосердечной сумкой находится жидкость, увлажняющая сердце и уменьшающая трение при его сокращениях. Стенки желудочков имеют более развитые стенки, чем предсердия.

Строение сердца Особенной толщиной отличается мышечная стенка левого желудочка, который, сокращаясь, проталкивает кровь по сосудам большого круга кровообращения. Предсердия и желудочки соединяются между собой отверстиями.

Строение сердца По краям отверстий располагаются створчатые клапаны сердца. На стороне клапанов, обращенной в полость желудочков, имеются специальные сухожильные нити. Эти нити удерживают клапаны от прогибания. Между левым предсердием и левым желудочком клапан имеет две створки и называется двустворчатым, между правым предсердием и правым желудочком находится трехстворчатый клапан. Двустворчатый и трехстворчатый клапаны обеспечивают ток крови в одном направлении - из предсердий в желудочки. Стенка сердца состоит из трех оболочек: 1.Внутренней оболочки (эндокарда), 2.Средней оболочки (миокарда), 3.Наружной оболочки (эпикарда).

Строение сердца Каждый полулунный клапан состоит из трех листков, напоминающих кармашки. Полулунные клапаны обеспечивают ток крови только в одном направлении - из желудочков в аорту и легочную артерию. Между левым желудочком и отходящей от него аортой, а также между правым желудочком и отходящей от него легочной артерией тоже имеются клапаны. Из-за своеобразной формы створок они названы полулунными.

Лабораторная работа «Строение сердца» 1.Найдите правое и левое предсердия, правый и левый желудочки. 2.Сравните толщину стенок предсердий и желудочков. 3.Почему мышечные стенки левого желудочка самые толстые? Объясните. 4.Найдите на модели полулунные и створчатые клапаны. Поясните их функции.

Работа сердца. Сердечный цикл Предсердия и желудочки могут находиться в двух состояниях: сокращенном и расслабленном. Сокращение и расслабление предсердий и желудочков сердца происходят в определенной последовательности и строго согласованы во времени. Сердечный цикл состоит из сокращения предсердий, сокращения желудочков, расслабления желудочков и предсердий (общего расслабления). Продолжительность сердечного цикла зависит от частоты сокращения сердца.

Сердечный цикл У здорового человека в покое сердце сокращается 60-80 раз в 1 мин. Следовательно, время одного сердечного цикла меньше 1 с. Сердечный цикл начинается с сокращения предсердий, систолы, которая длится 0,1 с. В этот момент желудочки расслаблены, створчатые клапаны открыты, полулунные клапаны закрыты. Во время сокращения предсердий вся кровь из них поступает в желудочки. Сокращение предсердий сменяется их расслаблением, диастолой.

Сердечный цикл Затем начинается систола желудочков, которая длится 0,3 с. В начале сокращения желудочков полулунные и трехстворчатые клапаны остаются закрытыми. Сокращение мускулатуры желудочков приводит к повышению давления внутри них. Давление в полостях желудочков становится выше давления в полостях предсердий. Движущаяся в сторону предсердий кровь встречает на своем пути створки клапанов. Внутрь предсердий клапаны вывернуться не могут, их удерживают сухожильные нити.

Сердечный цикл У крови, заключенной в замкнутые полости желудочков, остается один путь - в аорту и легочную артерию. Систола желудочков сменяется общей диастолой, расслаблением, которое длится 0,4 с. В этот момент кровь свободно поступает из предсердий и вен в полость желудочков. Полулунные клапаны при этом закрыты. В особенностях сердечного цикла заключена способность сохранения рабочей активности сердца в течение всей жизни.

Сердечный цикл Из общей продолжительности сердечного цикла 0,8 с на сердечную паузу приходится 0,4 с. Такого интервала между сокращениями достаточно для полного восстановления работоспособности сердца. Во время каждого сокращения желудочков в сосуды выталкивается определенная порция крови. Ее объем составляет 70-80 мл. За 1 мин сердце взрослого человека, находящегося в покое, прокачивает 5-5,5 л крови. За сутки сердце перекачивает около 10 000 л крови.

Сердечный цикл При физической нагрузке количество крови, перекачиваемой сердцем за 1 мин у здорового нетренированного человека, увеличивается до 15-20 л. У спортсменов эта величина достигает 30-40 л/мин. Систематические тренировки приводят к увеличению массы и размеров сердца, повышают его мощность.

Автоматизм сердца В сердце человека источником автоматизма служат особые мышечные клетки. Они располагаются в различных его отделах. Главным центром зарождения автоматических импульсов являются мышечные клетки, расположенные в правом предсердии. Работающее сердце создает слабые биоэлектрические сигналы, которые проводятся по всему телу. Эти регистрируемые от кожи рук и ног и от поверхности грудной клетки сигналы называются электрокардиограммой. Электрокардиограмма отражает состояние мышцы сердца и служит важнейшим показателем его деятельности. Изолированное сердце животных может долго работать ритмически, если через сосуды, питающие сердце, пропускать питательные растворы, насыщенные кислородом. Автоматизм сердца - способность сердца ритмически сокращаться без внешних раздражений под влиянием импульсов, возникающих в нем самом.

Регуляция работы сердца. Нервная регуляция. Импульсы передаются к сердцу по нервным волокнам от нервных центров, расположенных в продолговатом и спинном мозге. Влияния, ослабляющие работу сердца, передаются по парасимпатическим нервам, а усиливающие его работу - по симпатическим. ЦНС постоянно контролирует работу сердца. Внутри полостей самого сердца и в стенках крупных сосудов расположены нервные окончания - рецепторы, воспринимающие колебания давления в сердце и сосудах. Существуют два вида нервных влияний на сердце: одни - тормозящие, т.е. снижающие частоту сокращений сердца, другие - ускоряющие.

Нервная регуляция работы Под воздействием положительных эмоций люди могут совершать колоссальную работу, поднимать тяжести, пробегать большие расстояния. Например, у человека учащаются сокращения сердца, когда он быстро встает из положения лежа.

Гуморальная регуляция работы Противоположное действие оказывает адреналин. Даже в очень малых дозах он усиливает работу сердца. В медицинской практике адреналин вводят иногда прямо в остановившееся сердце, чтобы заставить его вновь сокращаться. Увеличение содержания солей калия в крови угнетает, а кальция усиливает работу сердца. Наряду с нервным контролем деятельность сердца регулируется химическими веществами, постоянно поступающими в кровь. Такой способ регуляции называется гуморальной регуляцией. Веществом, тормозящим работу сердца, является ацетилхолин. Чувствительность сердца к этому веществу так велика, что в дозе 0,0000001 мг ацетилхолин отчетливо замедляет его ритм.

Повторение: **Тест 1. Какие клапаны расположены в правой половине сердца? Где? Между предсердием и желудочком – двустворчатый. Между предсердием и желудочком – трехстворчатый. Полулунные клапаны у корня аорты. Полулунные клапаны у корня легочной артерии. **Тест 2. Какие клапаны расположены в левой половине сердца? Где? Между предсердием и желудочком – двустворчатый. Между предсердием и желудочком – трехстворчатый. Полулунные клапаны у корня аорты. Полулунные клапаны у корня легочной артерии.

Повторение: Тест 3. Верное суждение для сердечного цикла продолжительностью 0,8 сек: Систола предсердий – 0,1 сек, систола желудочков – 0,3 сек, общая диастола 0,4 сек. Систола предсердий – 0,2 сек, систола желудочков – 0,2 сек, общая диастола 0,4 сек. Систола предсердий – 0,3 сек, систола желудочков – 0,3 сек, общая диастола 0,2 сек. Систола предсердий – 0,1 сек, систола желудочков – 0,4 сек, общая диастола 0,3 сек.

Повторение: Тест 4. Какие нервы усиливают, какие тормозят работу сердца? Симпатические усиливают, парасимпатические – тормозят. Симпатические тормозят, парасимпатические – усиливают. И симпатические и парасимпатические тормозят. И симпатические и парасимпатические усиливают.

Повторение: Тест 5. Какое вещество тормозит работу сердца? Адреналин. Ацетилхолин. Норадреналин. Вазопрессин. **Тест 6. Какие гормоны усиливают работу сердца? Адреналин. Ацетилхолин. Норадреналин. Вазопрессин. Тест 7. Какие ионы усиливают, какие тормозят работу сердца? Ионы калия усиливают, кальция - тормозят. Ионы кальция усиливают, калия - тормозят. Ионы железа усиливают, магния - тормозят. Ионы магния – усиливают, железа - тормозят.


1. К большому кругу кровообращения относятся:

1) артерии верхних конечностей; 2) вены легких; 3) артерии легких; 4) капилляры легких.

2. У человека артериальная кровь течет:

1) в венах малого круга и в артериях большого круга кровообращения; 2) в венах большого и малого кругов кровообращения; 3) в артериях малого и большого кругов кровообращения; 4) в артериях малого круга и в венах большого круга кровообращения.

3. Сердце человека состоит:

1) из одного предсердия и двух желудочков; 2) из двух предсердий и одного желудочка; 3) из двух предсердий и двух желудочков; 4) из одного предсердия и одного желудочка

4. Средний слой стенки сердца, образованный поперечнополосатой сердечной мышцей, называется:

1) миокард; 2) перикард; 3) эпикард; 4) эндокард.

5. Клапан сердца, обеспечивающий движение крови из правого желудочка в артерию:

1) двухстворчатый; 2) трёхстворчатый; 3) одностворчатый; 4) полулунный.

6. При спокойном состоянии человека продолжительность первой фазы сердечного цикла составляет:

1) 0,8 сек; 2) 0,4 сек; 3) 0,1 сек; 4) 0,3 сек.

7. Вещество, оказывающее тормозящее действие на работу сердца:

1) адреналин; 2) соли калия; 3) тироксин; 4) соли кальция.

8. Прочными и упругими стенками обладают:

1) артерии; 2) вены; 3) капилляры; 4) все виды сосудов.

9. Наиболее развитой мышечной стенкой обладает:

1) левое предсердие; 2) левый желудочек; 3) правый желудочек; 4) правое предсердие.

10. Какой процесс предотвращает развитие утомления в сердце:

1) обмен газов в капиллярах большого круга; 2) поочередное сокращение и расслабление предсердий и желудочков; 3) перенос кровью питательных веществ к клеткам; 4) образование оксигемоглобина.

11. Автоматизм сердца - это его способность:

1) изменять ритм работы под воздействием факторов внешней среды; 2) изменять ритм работы под воздействием нервных импульсов, поступающих из центральной нервной системы; 3) ритмически сокращаться без внешних раздражителей под воздействием импульсов, возникающих в нем самом; 4) воспринимать гуморальные воздействия веществ, приносимых кровью.

12. Почему кровь не может попасть из аорты в левый же лудочек:

1) желудочек сокращается с большой силой и не пропускает кровь из аорты; 2) кармашки полулунных клапанов заполняются кровью и плотно смыкаются; 3) кармашки полулунных клапанов прижимаются к стенкам аорты;

4) от краев и поверхности створок клапанов отходят сухожильные нити, которые позволяют клапанам открываться только в одну сторону.

13. Ритмические колебания стенок артерий позволяют оп ределить:

1) количество сокращений сердца в минуту; 2) кровяное давление; 3) жизненную емкость легких; 4) скорость оседания эритроцитов.

14. При артериальном кровотечении:

1) кровоточит вся раневая поверхность; 2) кровь вытекает равномерной не пульсирующей струей; 3) вытекает кровь темного цвета; 4) кровь алого цвета вытекает фонтанирующей струей.

15. В организме человека превращение артериальной крови в венозную кровь происходит:

1) в камерах сердца; 2) в артериях большого круга кровообращения; 3) в венах малого круга кровообращения; 4) в капиллярах большого круга кровообращения.

16. Лимфатические сосуды несут лимфу:

1) в артерии малого круга; 2) в вены большого круга; 3) в артерии большого круга; 4) в вены малого круга.

17. Если транспортировка раненого с наложенным жгутом к врачу продолжается более двух часов, то следует:

1) затянуть жгут как можно туже; 2) рядом с первым жгутом наложить второй; 3) ослабить жгут на некоторое время, а потом вновь затянуть снять жгут совсем, чтобы избежать омертвления тканей; 4) снять жгут совсем, чтобы избежать омертвления тканей.

18. Установите, в какой последовательности в организме человека кровь передвигается по большому кругу кровообращения:

A) вены большого круга; Б) артерии головы, рук и туловища; B) аорта;

Г) капилляры большого круга; Д) левый желудочек; Е) правое предсердие.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся со строением сердца, работой сердечных клапанов, сердечных камер, особенностями сердечной мышцы, способами регуляции работы сердца. Дать понятия сердечного цикла, автоматизма сердца.
  2. Развитие у учащихся логического мышления, умения сопоставлять, выделять главное, обобщать, делать выводы.
  3. Воспитание у учащихся культуры речи, развитие навыка работы с таблицами, тестами.

Цель урока:

Выявить причины высокой работоспособности сердца на основе связи строения сердца с его функциями.

Оборудование:

  1. Таблицы: «Кровеносная система», «Строение сердца», «Сердечный цикл», «Сердечные клапаны».
  2. Разборная модель сердца.
  3. Тесты для проверки качества усвоения материала.

Форма урока: комбинированный.

Ход урока

I. Организация учащихся.

Итог: подготовка учащихся к работе.

II. Проверка знаний учащихся и подготовка к восприятию нового материала.

1. Беседа по вопросам:

  • Назовите органы системы кровообращения.
  • Какие сосуды называются венами?
  • Какие сосуды называются артериями?
  • В чём заключается взаимосвязь строения и функций капилляров?
  • Чем различается строение стенок вен и артерий?
  • Почему утверждение, что по венам течёт венозная кровь, а по артериям – артериальная, неверно?

2. Как движется кровь в организме человека и как меняется её состав в большом и малом кругах кровообращения?

(Рассказ учащегося у доски с использованием схемы «Кровообращение».)

Итог: активизация опорных знаний для восприятия нового материала.

III. Изучение нового материала.

(Cообщение учащимся темы урока и цели урока.)

1. Местоположение и строение сердца человека.

(Рассказ учителя с использованием таблицы «Строение сердца» и модели сердца с опорой на знания учащихся о строении сердца млекопитающих из курса зоологии.)

Учащиеся записывают в тетрадь:

2. Сердечные клапаны (строение, местоположение, значение).

Створчатые клапаны пропускают кровь из предсердий в желудочки. В левой части – двухстворчатый клапан, в правой – трёхстворчатый клапан. Полулунные клапаны направляют кровь из желудочков в артерии.

Итог: учащиеся делают вывод о связи строения стенки сердца с функциями: стенки желудочков толще стенок предсердий, так как выполняют большую работу. Неплотное смыкание клапанов приводит к тому, что кровь частично течёт в обратном направлении, и увеличивается нагрузка на желудочки.

3. Сердечный цикл.

(Рассказ учителя с элементами беседы и рассуждения.)

Известно, что сердце человека за сутки перекачивает около 10000 литров крови. Работа, которую выполняют желудочки равна 180000 кдж. Такую работу выполняет подъёмный кран, поднимая груз в 1 тонну на высоту пятиэтажного здания.

Постановка проблемного вопроса: почему сердце работает без видимой усталости? Чем обеспечивается высокая работоспособность сердца в течение всей жизни?

(Рассказ учителя о работе сердца на примере одного сердечного цикла с использованием таблицы «Сердечный цикл» и схемы «Сердечный цикл».)

Учитель чертит на доске или вывешивает заготовленную заранее таблицу. Учащиеся заполняют таблицу «Сердечный цикл» в тетрадях.

Итог:

Сердечный цикл (схема)

Итог: учащиеся делают вывод о том, что ритмичность работы сердца позволяет сердцу сохранять рабочую активность в течение всей жизни. Интервала между сокращениями достаточно для восстановления работоспособности сердечной мышцы.

4. Автоматизм сердца .

(Рассказ учителя.)

Сердце способно самопроизвольно сокращаться вне организма. А.А. Кулябко (1902 г.) оживил сердце трёхмесячного ребёнка, погибшего от пневмонии, через 20 часов после смерти. С.С. Брюхоненко – через 100 часов. (Он создал аппарат искусственного кровообращения.)

Постановка проблемного вопроса: почему сердце такой живучий орган?

Попробуем ответить на этот вопрос. Оказывается, сердце способно самопроизвольно сокращаться под воздействием импульсов, возникающих в самой сердечной мышце, независимо от внешних воздействий. Эта способность сердца называется автоматизмом сердца.

(Учащиеся записывают определение в тетрадь).

Слабые биоэлектрические сигналы распространяются по всему телу. Их запись называется электрокардиограммой.

На работоспособность сердца влияет и особенность строения сердечной мышцы. (Волокна поперечно-полосатой сердечной мускулатуры способны быстро сокращаться, имеют много митохондрий). Кроме этого, венечные (коронарные) сосуды сердца обеспечивают снабжение сердца кислородом и питательными веществами.

Итог: учащиеся делают вывод, что высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца.

5. Регуляция работы сердца.

(Беседа с опорой на знания учащихся о нервной и гуморальной регуляции функций в организме.)

На доске – схема. Учащиеся делают схему в тетрадях.

Кроме того, на работу сердца оказывает влияние температура, эмоции, боль.

Итог: учащиеся делают вывод о том, что работа сердца зависит от внешней среды и от состояния самого организма.

IV. Закрепление изученного материала.

1. Беседа по вопросам:

  • Как изменяется сила и частота сердечных сокращений при изменении физической нагрузки?
  • Почему стенка левого желудочка толще стенки правого желудочка?
  • Как боль может повлиять на частоту сердечных сокращений?

2. Решить задачу.

Сколько крови перекачало ваше сердце за 40 минут сегодняшнего урока, если частота работы сердца 70 ударов в минуту, а за каждое сокращение сердце выбрасывает 150 мл крови?

(Решение: 70 х 40 = 2800 раз сердце сократилось за урок. 2800 х 150 = 4 20000 мл = 420 л крови перекачало сердце за урок.)

Итог: закрепление изученного материала.

V. Выводы по уроку.

Все этапы урока подводят учащихся к ответу на вопрос, поставленный в начале урока. Высокая работоспособность сердца обеспечивается особенностями строения сердечной мышцы, автоматизмом сердца, ритмичностью работы, дополнительным кровоснабжением сердца, согласованностью нервной и гуморальной регуляции.

VI. Проверка прочности усвоения нового материала .

(Учащиеся отвечают на вопросы теста. Сдают работы по желанию.)

Вариант 1.

1. Сердце человека имеет камерное строение. Количество камер:

а) 3
б) 2
в) 4
г) 5

2. Околосердечная сумка называется:

а) эпикард
б) эндокард
в) миокард
г) перикард

3. Клапан сердца, препятствующий движению крови из правого желудочка в правое предсердие, называется:

а) и одного желудочка
б) трёхстворчатый
в) полулунный
г) четырёхстворчатый

4. При спокойном состоянии человека продолжительность диастолы сердца составляет:

а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,3 сек
г) 0,1 сек

5. Вещество, усиливающее работу сердца:

а) адреналин
б) ацетилхолин
в) соли калия

Вариант 2.

Выберите один правильный ответ.

1. Сердце человека состоит из:

а) одного предсердия и двух желудочков
б) двух предсердий и одного желудочка
в) двух предсердий и двух желудочков
г) одного предсердия и одного желудочка

2. Средний слой стенки сердца, образованный поперечно-полосатой сердечной мышцей, называется:

а) миокард
б) перикард
в) эпикард
г) эндокард

3. Клапан сердца, обеспечивающий движение крови из правого желудочка:

а) двухстворчатый
б) трёхстворчатый
в) одностворчатый
г) полулунный

4. При спокойном состоянии человека продолжительность первой фазы сердечного цикла составляет:

а) 0,8 сек
б) 0,4 сек
в) 0,1 сек
г) 0,3 сек

5. Вещество, оказывающее тормозящее действие на работу сердца:

а) адреналин
б) ацетилхолин
в) тироксин
г) серотонин

VII. Задание на дом.

1. Выучить материал учебника.

2. Решить задачу:

В среднем частота биения сердца – 70 ударов в минуту. Подсчитайте, сколько лет отдыхали желудочки вашего сердца за 14-15 лет вашей жизни.



gastroguru © 2017