Особенности формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения. Современные проблемы науки и образования

Принимая во внимание то обстоятельство, что почти 9% населения Татарстана – это граждане с ограниченными возможностями здоровья, одним из направлений стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан является реабилитация и социальная интеграция инвалидов.
Необходимо создание средствами архитектуры, градостроительства, транспорта, информатизации и связи условий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми гражданами возможности в пользовании объектами социальной инфраструктуры, получении образования, реализации творческого потенциала, активного участия в общественной жизни.
При новом проектировании и реконструкции общественных, жилых и промышленных зданий следует предусматривать для инвалидов и граждан других маломобильных групп населения условия жизнедеятельности, равные с остальными категориями населения.
Безбарьерная среда. Этот термин применяется к элементам окружающей среды, в которую могут свободно заходить, попадать и которую могут использовать люди с физическими, сенсорными или интеллектуальными нарушениями.
Проектные решения объектов, доступных для инвалидов, не должны ограничивать условия жизнедеятельности других групп населения, а также эффективность эксплуатации зданий.
Основные положения, обеспечивающие учет интересов инвалидов и других маломобильных групп населения, содержатся в строительных нормах и правилах СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Общие требования к зданиям, сооружениям и их участкам

1.1 Пандусы

В здании должен быть как минимум один вход, приспособленный для маломобильных групп населения (далее – МГН), с поверхности земли и из каждого доступного для МГН подземного или надземного перехода, соединенного с этим зданием.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.
Максимальная высота одного подъема (марша) пандуса не должна превышать 0,8 м при уклоне не более 8%. При перепаде высот пола на путях движения 0,2 м и менее допускается увеличивать уклон пандуса до 10%. В исключительных случаях допускаются винтовые пандусы.
Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями. Поручни пандусов следует, как правило, располагать на высоте 0,7 и 0,9 м, у лестниц - на высоте 0,9 м, а в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Ширина пандуса при одностороннем движении должна быть не менее 1 м, в остальных случаях – не менее 1,8 м.
Площадка на горизонтальном участке пандуса при прямом пути движения или на повороте должна быть не менее 1,5 м.
Следует предусматривать бортики высотой не менее 0,05 м по продольным краям маршей пандусов, а также вдоль кромки горизонтальных поверхностей при перепаде высот более 0,45 м для предотвращения соскальзывания трости или ноги, что важно не только для инвалидов с нарушениями опорно-двигательного аппарата, но также и для других категорий инвалидов, в том числе слабовидящих и слабослышащих.

Под маршем открытой лестницы, имеющими высоту менее 1,9 м, следует устанавливать барьеры, ограждения и т.п., чтобы предотвратить падения и последующие травмы, особенно инвалидов по зрению.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед входами на лестницы должны иметь предупредительную рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность.

Лестницы должны дублироваться пандусами, а при необходимости - другими средствами подъема.

Ширина выходов из помещений и коридоров на лестничную клетку должна быть не менее 0,9 м.
Ширина марша лестниц - не менее 1,35 м.
Ширина проступей лестниц - не менее 0,3 м,
Высота подъема ступеней - не более 0,15 м.
Уклоны лестниц должны быть - не более 1:2.

Ступени лестниц должны быть сплошными, ровными, без выступов и с шероховатой поверхностью. Ребро ступени должно иметь закругление радиусом не более 0,05 м. Боковые края ступеней, не примыкающие к стенам, должны иметь бортики высотой не менее 0,02 м.

Вдоль обеих сторон всех лестниц и пандусов, а также у всех перепадов высот более 0,45 м необходимо устанавливать ограждения с поручнями.


у лестниц - на высоте 0,9 м,
в дошкольных учреждениях также и на высоте 0,5 м.

Входная площадка, должна иметь: навес, водоотвод, а в зависимости от местных климатических условий – подогрев для того, чтобы вход был доступен для любой категории инвалидов
Прозрачные двери и ограждения следует выполнять из ударопрочного материала. На прозрачных полотнах дверей следует предусматривать яркую контрастную маркировку высотой не менее 0,1 м и шириной не менее 0,2 м, расположенную на уровне не ниже 1,2 м и не выше 1,5 м от поверхности пешеходного пути.

Поверхности покрытий входных площадок и тамбуров должны быть твердыми, не допускать скольжения при намокании и иметь поперечный уклон в пределах 1-2%.

Ширина дверных и открытых проемов в стене, выходов из помещений и из коридоров на лестничную клетку должна быть - не менее 0,9 м.

Дверные проемы не должны иметь порогов и перепадов высот пола. При необходимости устройства порогов их высота не должна превышать 0,025 м.
На путях движения МГН не допускается применять вращающиеся двери и турникеты.
На путях движения МГН рекомендуется применять двери на петлях одностороннего действия с фиксаторами в положениях "открыто" и "закрыто". Следует также применять двери, обеспечивающие задержку автоматического закрывания дверей продолжительностью не менее 5 с.
Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на пандусы должны иметь рифленую и/или контрастно окрашенную поверхность для обеспечения доступа в здание слабовидящих и слабослышащих инвалидов.

  1. Здания следует оборудовать пассажирскими лифтами или подъемными платформами в случае размещения помещений, посещаемых инвалидами на креслах-колясках. Выбор способа подъема инвалидов и возможность дублирования этих способов подъема устанавливаются в проектном решении.

2. Параметры кабины лифта, предназначенного для пользования инвалидом на кресле-коляске (внутренние размеры):
ширина - не менее 1,1 м;
глубина - не менее 1,4 м.
Ширина дверного проема - не менее 0,9 м.

В остальных случаях размер дверного проема устанавливается в задании на проектирование по ГОСТ Р 51631.

Участки пола на путях движения на расстоянии 0,6 м перед дверными проемами и входами на лестницы и пандусы, а также перед поворотом коммуникационных путей должны иметь предупредительную рифленую и/или окрашенную поверхность, допускается предусматривать световые маячки.

В общественных уборных необходимо предусматривать не менее одной универсальной кабины, доступной для всех категорий граждан.
Универсальная кабина уборной общего пользования должна иметь размеры:
– ширина - не менее 1,65 м;
– глубина - не менее 1,8 м.

В кабине рядом с унитазом следует предусматривать пространство для размещения кресла-коляски, а также крючки для одежды, костылей и других принадлежностей.

В санитарно-гигиенических помещениях следует предусматривать установку поручней, штанг, поворотных или откидных сидений.

Рекомендуемая высота бордюров по краям пешеходных путей должна быть не менее 0,05 м.
Высота бортового камня в местах пересечения тротуаров с проезжей частью, а также перепад высот бордюров, бортовых камней вдоль эксплуатируемых газонов и озелененных площадок, примыкающих к путям пешеходного движения, не должны превышать 0,04 м.
Тактильные средства для инвалидов по зрению на покрытии пешеходных путей на участке следует размещать не менее чем за - 0,8 м до объекта информации, начала опасного участка, изменения направления движения, входа и т.п.

Для покрытий пешеходных дорожек, тротуаров и пандусов не допускается применение насыпных или крупноструктурных материалов.

Покрытие из бетонных плит должно быть ровным, а толщина швов между плитами - не более 0,015 м.

При устройстве съездов с тротуара около здания допускается увеличивать продольный уклон до 10% на протяжении не более 10 м.

При наличии на территории или участке подземных и надземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для МГН наземный проход.

Вход на территорию или участок следует оборудовать доступными для инвалидов элементами информации об объекте.

На открытых индивидуальных автостоянках около учреждений обслуживания следует выделять не менее 10% мест (но не менее одного места) для транспорта инвалидов. Эти места должны обозначаться знаками, принятыми в международной практике (ст.15 ФЗ №181-ФЗ).

Места для личного автотранспорта инвалидов желательно размещать вблизи входа, доступного для инвалидов, но не далее 50 м, а при жилых зданиях - не далее 100 м.

Ширина зоны для парковки автомобиля инвалида должна быть не менее 3,5 м.

Предприятия, учреждения и организации, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями вокзалов, аэропортов и других объектов, позволяющими инвалидам беспрепятственно пользоваться их услугами. Организации осуществляющие транспортное обслуживание населения обеспечивают оборудование указанных средств специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования указанными средствами. (ст.15 ФЗ №181-ФЗ)

Обязательным условием доступности метро является наличие рельефной (тактильной) полосы перед лестничным, пандусным маршем (вверху и внизу) по всей длине, а также перед дверью, билетной кассой, перед средствами информации и телекоммуникациями и у выхода с эскалатора.
Ширина полосы - 0,5-о,6 м для пандусов, лестниц, перед средствами информации и телекоммуникациями,
0,3 м – перед дверью и билетной кассой.
Расстояние полосы до кромки крайней ступени лестницы - 0,8 м.
Рекомендованная ширина марша лестницы не менее 1,35 м.
Расстояние от тактильной полосы до кромки крайней ступени - 0,8 м.
Необходимо также наличие контрастной окраски верхней и нижней ступеней лестничного марша и пандуса.
Наличие бортиков по краям лестничного марша должно составлять не менее 2 см., если они не соприкасаются со стеной.

Входные двери в вагоне метро должны иметь ширину проема в свету не менее 90 см. Высота порога при входе в вагон с платформы должна составлять не более 2,5 см.

Посадочные платформы должны иметь в наличии тактильные шуц линии вдоль посадочного края платформы.

Обязательно наличие знака доступности для инвалидов-колясочников и контрастная предупреждающая маркировка на двери (ярко желтого или красного цвета), высота которого от уровня пола должна составлять120-150 см.
Обязательно также наличие специальных мест для инвалидов и указательных знаков для передвижения инвалидов-колясочников во всем метрополитене.

А – символ доступности для инвалидов
Б - символ доступности для людей с нарушением слуха
В - символ «Телекоммуникационные устройства для людей с нарушением слуха
1,2 - символ доступности для инвалидов
3 – место для инвалидов, пожилых с детьми
4 – эскалатор (подъемник)
5,6 – туалеты для инвалидов
7 – лифт для инвалидов
8 – пути эвакуации
9,10 – вход и выход из помещения
11 – направление движения, поворот
12 – информационный центр (справочная)

5.2 Аэропорты (зарубежный и отечественный опыт)

Аэропорт Франкфурт-на-Майне (FRA) имеет два терминала, которые связаны скоростными поездами, являются бесплатными и снабжены пандусами для инвалидных колясок. Между терминалами курсируют бесплатные автобусы с интервалом 10 минут.
Аэропорт имеет автоматические двери, адаптированные телефоны и туалеты для инвалидов.
В Международном аэропорту Дюссельдорф (DUS) есть номера для инвалидов и инвалидных колясок доступны для тех, кто просит об этом.
Международный аэропорт Гонконга полностью доступен для пассажиров-инвалидов. Существует множество туалетов, лифтов, наклонных плоскостей и эскалаторов вокруг аэропорта и в Центре Наземных транспортировок с приспособлениями для кресел-каталок. Парковочные места для машин, зарезервированные для водителей-инвалидов, доступны на четырех автостоянках.
Кресла-каталки предоставляются авиалиниями бесплатно; пассажиры должны информировать авиалинии предварительно перед поездкой.
Для облегчения передвижения инвалидов по зданию терминал аэропорта Внуково оборудован пандусами и специальными лифтами. В кабинах предусмотрены поручни, а кнопки вызова расположены на доступной для инвалидов-колясочников высоте. В лифтах также предусмотрено дублирование надписей шрифтом Брайля и голосовое объявление остановок. Всего в терминале «А» построено 78 лифтов, 61 эскалатор и 38 траволаторов. Кроме этого, на всей территории терминала реализована так называемая система «гладкий пол», позволяющая маломобильным пассажирам свободно перемещаться.
Информация о прибытии и отправлении рейсов в аэропорту не только отображается на табло, но и дублируется объявлениями по громкой связи. Незрячие пассажиры при всех передвижениях по терминалу сопровождаются сотрудниками Внуково.
Уфимский аэропорт обзавелся новой спецтехникой - амбулифтом. С помощью этой машины людям с ограниченными возможностями станет легче попасть в самолёт или покинуть его. В кабине подъемника могут находиться 2 инвалидных кресла и 2 сопровождающих человека. Амбулифт имеет так называемый сквозной коридор, чтобы не нужно было разворачиваться внутри кабины. Машина поднимается более чем на 5 метров и подходит практически ко всем типам самолетов.

Рис.1 Терминал для получения информации (удобен как для здоровых людей, так и для людей с ослабленным зрением)

Рис.2 Табло с контрастно выделенными названиями рейсов самолетов для слабовидящих инвалидов

Рис.3 Специальный лифт для лиц с ограниченными возможностями в аэропорту

Рис.4 Санитарно-гигиеническая комната, оборудованная специально для инвалидов

Рис. Указатель мест обслуживания инвалидов

5.3. Железнодорожные вокзалы

На российских железных дорогах курсирует более 100 вагонов со специальными купе, предназначенными для инвалидов. В таких купе предусмотрено всё, чтобы облегчить путешествие для людей, имеющих проблемы со здоровьем.
Вход в вагон поезда оборудован специальным подъемником, с помощью которого пассажир, не покидая инвалидной коляски, может попасть внутрь как с высокой, так и с низкой платформы.
Двухместное купе, предназначенное для инвалида и сопровождающего, шире стандартного. Чтобы инвалид мог без посторонней помощи пересесть в кресло, имеются специальные вспомогательные ремни. Спальная полка трансформируются в любое удобное больному пассажиру положение.
Для слепых и слабовидящих низко расположенные выключатели, розетки, кнопки вызова проводника снабжены табличками с рельефным текстом - для чтения «пальцами», и специальным звуковым устройством, сообщающим необходимую информацию. Автоматизированная система связи позволяет в экстренной ситуации вызвать проводника.
Туалет в таких вагонах также шире и больше по размерам, чем в обычных, в нем установлены дополнительные поручни. Туалет снабжен звуковым и световым табло - для пассажиров, имеющих проблемы со зрением или слухом.

Рис. Вход на вокзал

Рис. Касса для инвалидов с поручнями и пандусом на вокзале

Рис. Указатель расположения туалета для лиц с ограниченными возможностями

Рис. Таксофон для слабовидящих инвалидов

Рис. Подъемная платформа для доступа инвалидов в вагон поезда

Рис. Места для инвалидов в современных поездах

Рис. Специальные купе для инвалидов в вагонах поездов

Законодательные и нормативные документы Российской Федерации, обеспечивающие и регламентирующие создание доступной среды для инвалидов

«Конституция Российской Федерации» от 12.12.1993. Статья 27 закрепляет право человека на свободу передвижения.

Федеральный закон от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

Статья 14 «Обеспечение свободного доступа инвалидов к информации». Государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации.
Статья 15 «Обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры».
Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигналов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транспортные коммуникации).
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
На каждой стоянке (остановке) автотранспортных средств, в том числе около предприятий торговли, сферы услуг, медицинских, спортивных и культурно-зрелищных учреждений, выделяется не менее 10 процентов мест (но не менее одного места) для парковки специальных автотранспортных средств инвалидов, которые не должны занимать иные транспортные средства. Инвалиды пользуются местами для парковки специальных автотранспортных средств бесплатно.
Статья 16 «Ответственность за уклонение от исполнения требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур»
Юридические и должностные лица за уклонение от исполнения предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами требований к созданию условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации несут административную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

«Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.1995 №195-ФЗ
Статья 5.43. «Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов»
Нарушение требований законодательства, предусматривающих выделение на автомобильных стоянках (остановках) мест для специальных автотранспортных средств инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 9.13. Уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур
Уклонение от исполнения требований к обеспечению условий для доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.
Статья 11.24. Организация транспортного обслуживания населения без создания условий доступности для инвалидов
Нарушение руководителем организации или иным должностным лицом, ответственным за организацию системы транспортного обслуживания населения и эксплуатацию транспортных средств, требований законодательства, предусматривающих включение в систему транспортного обслуживания населения транспортных средств, доступных для инвалидов влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в установленном законодательством размере.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 №190-ФЗ
Статья 2. Основные принципы законодательства о градостроительной деятельности
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на следующих принципах:
-обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения;
-ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности;
-возмещение вреда, причиненного физическим, юридическим лицам в результате нарушений требований законодательства о градостроительной деятельности, в полном объеме.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 21.06.2010 № 1047-р «Перечень национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»:
П. 76. СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения". Разделы 3 (пункты 3.1 - 3.37, 3.39, 3.52 - 3.72), 4 (пункты 4.1 - 4.10, 4.12 - 4.21, 4.23 - 4.32).

Перечень нормативно-правовых документов, регламентирующих разработку проектной документации с обеспечением доступной среды для инвалидов.

СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения";
РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры»;
СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения»;
СП 35-102-2001 "Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам";
СП 35-103-2001 "Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям";
СП 35-104-2001 "Здания и помещения с местами труда для инвалидов";
СНиП 31-06-2009 "Общественные здания и сооружения";
ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения»;
ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов. Технические требования доступности»;
ГОСТ Р 52131-2003 «Средства отображения информации знаковые для инвалидов»;
ГОСТ Р 51671-2000 «Средства связи и информации технические общего пользования, доступные для инвалидов. Классификация. Требования доступности и безопасности»;
ГОСТ Р 52875-2007 «Указатели тактильные наземные для инвалидов по зрению. Технические требования»;
ГОСТ 51261-99 «Устройства опорные стационарные реабилитационные. Типы и технические требования»

1

В статье приведен обзор нормативно-правовой базы по обеспечению доступной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. Доступная среда рассмотрена в качестве обобщающего понятия, как совокупность всех основных прав и свобод людей с инвалидностью, направленных на создание таких условий жизнедеятельности, при которых они чувствовали бы себя полноценными членами общества. Приведены основные документы международного значения, положения которых легли в основу многих нормативных актов в области защиты прав инвалидов в различных странах. Подробно в данной области проанализирована законодательная база Российской Федерации, в том числе Республики Бурятия. В хронологическом порядке приведены основные нормативные правовые акты, описаны основные их цели и задачи, выявлены основные положения, относящиеся к процессу формирования доступной среды для инвалидов.

инвалиды

доступная среда

ограниченные возможности здоровья

нормативно-правовые акты

гарантии

1. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_120805/ (дата обращения: 10.10.2014).

2. Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 гг.: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011 г. № 175 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0 (дата обращения: 15.11.2014).

3. Декларация о правах инвалидов от 9 декабря 1975 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://constitution.garant.ru/act/right/megdunar/2560820/ (дата обращения: 10.10.2014).

4. Декларация прав ребенка от 20 ноября 1959 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1901035 (дата обращения: 15.10.2014).

5. Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9959/ (дата обращения: 02.11.2014).

6. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.constitution.ru//10003000/10003000-3.htm/ (дата обращения: 02.11.2014).

7. Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия от 28 мая 2013 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:egov-buryatia.ru/uploads/tx_npa/258_05.doc (дата обращения: 17.01.2015).

8. О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности: Указ президента Российской Федерации от 2 октября 1992 года № 1156 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://doorinworld.ru/prava-detej-invalidov/109-zakon-i-prava-detej-invalidov/ (дата обращения: 10.11.2014).

9. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 1995 г. № 181_ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166137/ (дата обращения: 16.01.2015).

10. О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов: Федеральный закон Российской Федерации от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=154757 (дата обращения: 16.01.2015).

11. О социальном обслуживании населения в РБ: Закон Республики Бурятия от 13 октября 2008 г. № 468-IV [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.soczaschita.ru/?p=279 (дата обращения: 10.10.2014).

12. Президентская программа «Дети России»: утв. Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 № 1696 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.szrf.ru/doc.phtml?nb=edition00&issid=1994017000&docid=4854 (дата обращения: 06.09.2014).

13. Республиканская целевая программа «Доступная среда» на 2011-2017 годы: утв. Постановлением Правительства Республики Бурятия от 24 мая 2010 г. № 185 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minsoc-buryatia.ru/links/dostupnaya_sreda.php?sphrase_id=16154 (дата обращения: 17.01.2015).

14. Федеральная целевая программа «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы»: утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2005 г. № 832 73 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=201032617&backlink=1&nd=201032869&collectiondoc (дата обращения: 15.11.2014).

15. Цыбикова А.Ц. Система специализированной помощи детям с ограниченными возможностями. – Улан-Удэ: Издательство БГУ, 2002. – 84 с.

Социализация людей c ограниченными возможностями - одна из важнейших задач, стоящих в настоящий момент перед социальной политикой Российского государства. Это обусловлено ростом числа людей, имеющих инвалидность, в особенности среди детского населения, и активным развитием социальной сферы. Приоритетным направлением в этой связи является создание для людей с ограниченными возможностями таких условий их жизнедеятельности, при которых они могли бы пользоваться всеми правами и свободами, гарантированными каждому гражданину государством. Речь идет о создании доступной среды, включающей следующие компоненты: оснащенность социальных объектов специальными приспособлениями, информационный доступ, специальный транспорт, а также возможность получения образования и трудоустройства. Таким образом, создание доступной среды, соблюдение всех прав и свобод - неотъемлемое условие развития гражданского общества в каждом государстве.

Одним из показателей развитой социальной сферы является хорошо разработанная и эффективно работающая нормативная правовая база. Во многих декларациях, законах и постановлениях международного, федерального и регионального значения изложены основные права инвалидов, основные меры государственной поддержки, а также нормативы, определяющие доступность среды для инвалидов. Несмотря на то что каждый документ имеет свое собственное узкое направление, общей их целью является создание всех необходимых условий для того, чтобы люди с инвалидностью действительно являлись равноправными членами нашего общества. Рассмотрим основные международные нормативные правовые акты в области защиты прав людей с инвалидностью.

Впервые о правах людей с ограниченными возможностями здоровья было изложено в документе, являющимся основополагающим для всех остальных законов - Всеобщей декларации прав человека. В соответствии с ее основными принципами люди с ограниченными возможностями могут осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных условиях с другими людьми . Данное положение определяет основной принцип построения эффективной системы социальной защиты - доступность через равноправие.

В принятой в 1975 г. Декларации о правах инвалидов уже более подробно и полно сформулированы положения, касающиеся недопустимости каких-либо форм дискриминации. Согласно документу люди с инвалидностью имеют право на уважение их человеческого достоинства без каких-либо исключений, различия и дискриминации по различным признакам, на медицинское, функциональное, психическое лечение, на восстановление здоровья и положения в обществе. В соответствии с Декларацией умственно отсталым лицам, людям с инвалидностью гарантировалась помощь в развитии их способностей в различных областях деятельности и содействие включению их в обычную жизнь общества по мере возможности.

Что касается детей с инвалидностью, то положения их правоспособности были сформулированы на основе вышеуказанных документов. В первую очередь говорится о недопустимости любых форм дискриминации. При этом у детей, помимо общепринятых прав человека, появились специфические права, касающиеся их рождения, воспитания, образования. Например, в соответствии с Декларацией прав ребенка законом и иными средствами детям должна быть обеспечена специальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, позволяющие им развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем в условиях свободы и достоинства . Основным принципом при создании законодательной базы в этом отношении должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка. В плане получения ребенком образования указывается, что оно должно бесплатным и обязательным. Основная цель образования- ------ общее культурное развитие ребенка, благодаря которому на основе равенства возможностей он смог бы развить свои способности и личное суждение, а также сознание моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества .

Об основных мерах по созданию равноправной среды в сфере образования впервые говорится в Конвенции о правах ребенка . Согласно ее положениям с целью постепенного достижения осуществления права ребенка на образование на основе равных возможностей необходимо поощрение развития различных форм среднего образования, как общего, так и профессионального, и обеспечение его доступности для всех детей. Кроме того, образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов и умственных и физических способностей ребенка в их самом полном объеме. Так, впервые говорилось об осуществлении ребенком права на получение всех форм образования на основе равных возможностей.

Таким образом, из вышесказанного следует, что развитие правоспособности людей с инвалидностью происходило постепенно. Необходимо отметить, что каждый из принятых актов запрещал любую дискриминацию по отношению к ним и закреплял основные принципы - равноправие и доступность. Положения основных международных документов легли в основу законодательной базы многих государств.

В Российской Федерации нормативные акты, связанные с обеспечением прав инвалидов, были изданы в начале 1990-х гг. Это связано с реформами, затронувшими все сферы жизни российского общества. Этот период был переходным от модели нормализации (люди с ограниченными возможностями должны сами приспосабливаться к среде, интегрировать в общество) к социальной модели развития общества, в основе которой лежит принцип адаптации среды к людям с инвалидностью. Большое внимание уделялось приспособлению условий среды к их возможностям, созданию системы социальных связей, развитию их способностей, которые могут быть востребованы там, где они родились, учатся или работают.

Конституция определяет Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, а также обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты . Данное положение подкреплено в настоящее время наличием системой социальных служб по каждому вышеперечисленному направлению, системой законов и подзаконных актов и, как следствие всего, обеспечением различными социальными выплатами и льготами лиц, имеющих на них право.

В 1992 г. Президентом РФ было издано несколько указов, касающихся новых направлений в области защиты прав инвалидов: «О научном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов», согласно которому постановлялось организовать научные исследования по проблемам инвалидности, разработать мероприятия по пропаганде данных проблем и подготовить кадры, осуществляющие профилактику инвалидности; «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов», согласно которому люди с инвалидностью получили определенные материальные и медицинские льготы; «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности», где речь шла о разработке федеральных целевых программ по обеспечению доступности для инвалидов зданий и сооружений, находящихся в федеральной собственности, обеспечению инвалидов средствами индивидуального транспорта и производству средств междугородного общественного пассажирского транспорта, приспособленного для пользования инвалидами .

Издание данных указов стало отправной точкой по формированию доступной в широком смысле среды для полноценной жизнедеятельности инвалидов.

В начале 1990-х гг. особое внимание Правительства было направлено на защиту детского населения. Федеральная программа «Дети России» 1994 г. была названа президентской. В состав программы вошло более 10 федеральных целевых программ, в числе которых программа «Дети-инвалиды» (1994 г.). Основная цель - создание благоприятных условий для развития и жизнедеятельности детей, обеспечение их социальной защиты. Эта цель реализовывалась в соответствии с такими приоритетными направлениями, как обеспечение безопасного материнства и охрана здоровья детей; профилактика врожденной инвалидности детей и меры медико-социальной реабилитации детей-инвалидов, интеграции их в общество; охрана репродуктивного здоровья, рождение только желанных и здоровых детей .

В целом программа «Дети-инвалиды» была направлена на формирование основ комплексного решения проблем детей с ограниченными возможностями и семей, в которых они воспитываются, создание условий для независимой жизни этой части населения.

Новым этапом развития социальной помощи инвалидов стало принятие в 1995 г. Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». Законом были определены основные меры социальной защиты инвалидов. Были введены и определены понятия: инвалид, ограничения жизнедеятельности, социальная поддержка и социальная защита инвалидов. Идеи равенства инвалидов в реализации всех прав и свобод наряду со всеми гражданами Российской Федерации были основополагающими в принятии данного Федерального закона. В качестве основных мер, закрепленных в Законе, можно выделить проведение медико-социальной экспертизы, целью которой является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, а также реабилитацию инвалидов, включающую восстановительные медицинские мероприятия, протезирование и ортезирование, профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию . Таким образом, видно, что данный Федеральный закон определил важность и необходимость создания таких условий жизнедеятельности инвалидов, при которых они могли бы полноценно функционировать в обществе.

После принятия Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» идеи социализации инвалидов и их активное включение в общество приобрели еще большую актуальность. Для решения острых вопросов инвалидности были изданы различные нормативные правовые акты. Федеральный закон 1995 г. «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» был направлен на регулирование отношений в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, установление для них экономических, социальных и правовых гарантий . Начиная с 2000 г. на каждые последующие пять лет были приняты Федеральные целевые программы:

1) «Социальная поддержка инвалидов на 2000 - 2005» , направленная на создание единой информационной системы по проблемам инвалидности.

2) «Социальная поддержка инвалидов на 2006 - 2010 годы», целями которой было создание системы реабилитационных и экспертных организаций, осуществляющих реабилитацию инвалидов и интеграцию их в общество, оснащение оборудованием реабилитационных организаций, обеспечение беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, осуществление мероприятий по поддержке предприятий, находящихся в собственности общероссийских общественных организаций инвалидов, в целях создания дополнительных рабочих мест .

В настоящее время действует Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2015 гг., принятая в 2011 г. Основными целями программы являются: формирование к 2016 г. условий беспрепятственного доступа к приоритетным объектам и услугам в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения; совершенствование механизма предоставления услуг в сфере реабилитации и государственной системы медико-социальной экспертизы .

Как видно из данного перечня, правовое обеспечение инвалидов представлено достаточно полно как в документах международного значения, так и в законах и постановлениях Российской Федерации. К тому же данные акты являются ориентиром для разработки и принятия региональных законов.

В Республике Бурятия наряду с действием общероссийских законов был принят ряд собственных нормативных правовых актов. В 2008 г. в Бурятии был принят Закон «О социальном обслуживании населения в РБ» , в котором говорится об основных правах граждан на социальное обслуживание, формах и видах социального обслуживания на территории Бурятии. В числе задач Республиканской целевой программе «Повышение доступности и качества государственных услуг в сфере социальной поддержки населения в Республике Бурятия на 2009-2011 годы» присутствует обеспечение качества и доступности государственных услуг в сфере предоставления социальных гарантий инвалидам и содействие их социальной и профессиональной реабилитации.

В 2010 г. было принято постановление об утверждении Республиканской целевой программы «Доступная среда» на 2011-2017 гг. . Основными целями программы являются обеспечение безбарьерной среды жизнедеятельности для маломобильных категорий граждан, реабилитация и социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан в общество. Данная программа охватывает весь комплекс мер, необходимых для создания условий, отвечающих всем требованиям доступной среды.

В целях реализации государственной политики по обеспечению прав детей с особыми образовательными потребностями на получение качественного образования Правительством Бурятии в 2013 г. была утверждена Концепция развития инклюзивного образования в Республике Бурятия. Одно из ее направлений - «создание и развитие специальных образовательных условий для лиц с ограниченными возможностями в системе образования на всех ступенях, во всех типах и видах образовательных и медицинских (центры ранней помощи) учреждений» . Впервые в официальном документе утверждены основные понятия, составляющие теоретическую базу инклюзивного образования: инклюзия и инклюзивное образование. Данный документ является показательным примером поддержки идеи создания доступной среды для инвалидов.

Заключение

Таким образом, с начала издания первого закона Российской Федерации в области защиты прав инвалидов и до настоящего времени было разработано и направлено на реализацию более 10 нормативных правовых актов Федерального и Республиканского значения. Можно говорить о формировании достаточно обширной законодательной базы в системе социальной защиты инвалидов, которая включает не только оказание медицинской и финансовой помощи, но и направленную в первую очередь на создание доступной среды во всех сферах жизнедеятельности инвалидов. Несмотря на это, судить об эффективности на данный момент сложно. Это связано с достаточно малым периодом реализации нормативных актов и возникающими на пути успешного внедрения программ барьерами. В свою очередь стоит отметить, что по сравнению с периодом зарождения всех идей по созданию доступной среды в настоящее время процесс адаптации как инвалидов к обществу, так и общества к инвалидам протекает достаточно активно. Проводится огромная работа по созданию всех необходимых условий для успешной социализации людей с инвалидность в рамках реализации всех имеющихся нормативных актов, в том числе в Бурятии. Об этом свидетельствуют увеличение количества объектов социальной сферы, оснащенных необходимыми приспособлениями, строительство новых зданий и сооружений с учетом всех требований, появление общественных организаций, занимающихся проблемами людей с инвалидностью, увеличение числа учебных заведений, продвигающих инклюзию.

Рецензенты:

Петрова Е.В., д.соц.н., доцент, в.н.с. ФГБУН Института монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ.

Дагбаева С. Д.-Н., д.соц.н., с.н.с. ФГБУН Байкальского института природопользования Сибирского отделения РАН, г. Улан-Удэ.

Библиографическая ссылка

Украинцева И.Д. НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ДОСТУПНОЙ СРЕДЫ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18311 (дата обращения: 06.04.2019). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Особенности формирования доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения

адаптированный инвалид инфраструктура

Маломобильные группы населения :

Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов, использующих кресла-коляски);

Инвалиды с недостатками зрения и слуха;

Лица преклонного возраста (60 лет и старше);

Временно нетрудоспособные;

Беременные женщины;

Люди с детскими колясками;

Согласно Конвенции ООН «О правах инвалидов» от 13.12.2006 г., чтобы наделить инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни, необходимы надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, транспорту, информации и связи, включая информационно-коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и в сельских районах.

Формирование социально адаптированной инфраструктуры для инвалидов - одна из важнейших задач по интеграции инвалидов в общество. Работа по этой проблеме включает мероприятия по следующим направлениям:

· проектированию, новому строительству и приспособлению зданий, сооружений, территорий города к психофизиологическим особенностям инвалидов;

· совершенствованию системы транспортного обслуживания инвалидов с целью обеспечения их доступа к учреждениям реабилитации, профессионального обучения, объектам культуры, спорта, предприятиям трудовой деятельности;

· формированию общегородских систем специализированных телекоммуникаций и информации для инвалидов с нарушениями слуха и зрения.

Однако доступ инвалидов к официальным учреждениям, поликлиникам, аптекам, предприятиям торговли, культурным и просветительным учреждениям до настоящего времени в большинстве городов часто затруднен.

В Конвенции по правам инвалидов есть термин - универсальный дизайн. При строительстве зданий уже в проект закладываются нормы, которые сделают это здание удобным, приспособленным для инвалидов, и так далее. То есть, на стадии проектирования можно в максимальной степени учитывать потребности людей, в том числе инвалидов.

Под доступностью понимается не только сооружение пандусов и специальных лифтов, приспособление дорог и общественного транспорта. Не меньшую роль призвана сыграть и настройка работы социальных, информационных и прочих служб под нужды инвалидов, создание дополнительных возможностей для инвалидов по поиску работы. Обеспечение доступности в наиболее популярных учебных заведениях в местах приложения труда, способствует отчужденности лиц с ограниченными возможностями от общества, улучшению условий самореализации и социальной адаптации лицам с ограниченными возможностями, позволит им свободно передвигаться, облегчит бытовую деятельность, общение, досуг. Доступной среда должна быть повсеместно, непрерывной на значительных по площади территориях. Например, в границах микрорайона, открытые пространства, объекты приближенного и повседневного обслуживания.

Таким образом, под доступной средой мы понимаем такую организацию окружающего пространства, при которой любой человек, независимо от своего состояния, физических возможностей, имеет возможность беспрепятственного доступа к любым объектам социальной, общественной, транспортной и иной инфраструктуры, а также может свободно передвигаться по любому выбранному маршруту.

Основные направления организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов в России и за рубежом :

Периодом активного внимания к инвалидам за рубежом были 1983-1992 годы названные десятилетием инвалидов. Положительные результаты по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов были в тех странах, где инициаторами создания доступной среды были инвалиды. Так в Канаде привлечение к этой проблеме было начато такими людьми на колясках, как Рик Хансен, который обогнул земной шар на коляске.

Практически все разработанные в это время нормы касались вопросов проектирования и оборудования зданий, предназначенных для проживания инвалидов. В настоящее время они охватывают все объекты градостроительного, архитектурного и ландшафтного проектирования и учитывают требования не только инвалидов-колясочников, но и всех категорий физически ослабленных лиц.

Сейчас за рубежом проблеме адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов и маломобильного населения уделяется большое внимание. Практический опыт формирования доступной среды жизнедеятельности стран Западной Европы, Канады, США показывает, что инвалиды при ее наличии беспрепятственно передвигаются по улицам, ездят на городском транспорте, на метро, посещают театры, музеи, кафе, библиотеки.

В Британии сегодня насчитывается примерно 10 миллионов инвалидов - это шестая часть населения страны, им уделяется первоочередное внимание и забота. Все британские городские автобусы оснащены платформами, по которым без труда в салон поднимаются инвалиды и мамаши с детскими колясками. Например, помочь слепым призвано т.н. «осязаемое покрытие». Это система индикаторов, рассчитанных на слепых людей, представляющая собой текстурированное покрытие на пешеходных дорожках, переходах, на железнодорожных платформах и т.д. Ощущаемая слепыми или слабовидящими людьми, скажем, при помощи белой трости текстура служит своего рода предостережением.

В американском обществе государство вносит существенный вклад в облегчение жизни людей с ограниченными возможностями. В каждом доме есть два вместительных лифта, позволяющих человеку в инвалидной коляске без лишних проблем спуститься до первого этажа. В соответствии с американскими стандартами на каждом перекрестке часть тротуара как бы спускается под асфальт, что позволяет инвалиду без лишних проблем перейти через дорогу. Все городские автобусы (районные, городские, ближнего и дальнего следования) оснащены специальными устройствами по транспортировке инвалидов. В реализации программ социальной защиты инвалидов в развитых странах мира участвуют практически все ведомства и государственные органы, общественные организации и благотворительные союзы. Национальный институт по исследованиям в области инвалидности и реабилитации при Министерстве образования США выдает штатам гранты и поощряет исследовательскую работу по улучшению подобных устройств. Однако, несмотря на созданную систему реабилитации, в силу различных причин (экономических, социальных, политических, правовых и др.) состояние социальной реабилитации инвалидов, по мнению специалистов и зарубежных экспертов, не идеально и требует дальнейших качественных и количественных изменений.

В настоящее время доступность среды для инвалидов в Российской Федерации находится на низком уровне . Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания до недавнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов и в большей степени была направлена на создание доступной среды жизнедеятельности в системе учреждений стационарного специализированного социального обслуживания. То есть, развивалась как единственная и традиционная форма, характеризующаяся созданием комфортных условий для инвалидов в домах-интернатах, детских домах, специальных жилых домах для инвалидов. Формируемая в последнее время государственная система мер в области градостроительства и производства вспомогательных технических средств, общественного пассажирского и индивидуального транспорта, связи и информатики направлена на постепенное создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов.

Вопросы доступности железнодорожного, воздушного и городского общественного транспорта для инвалидов по всей России практически не решены.

В последние годы на некоторых железнодорожных маршрутах появились экспериментальные вагоны с одним двухместным широким купе, предназначенным для инвалидов на колясках с сопровождающими их лицами. Однако низкие платформы вокзалов, высокие ступени, узкие двери и неудобно расположенные поручни троллейбусов и автобусов являются практически непреодолимой преградой для инвалидов, передвигающихся на колясках, и затрудняют пользование ими другим категориям инвалидов со сложностями в ходьбе.

Большинство вокзалов, даже реконструированных относительно недавно, лишены туалетов для инвалидов или широких кабин в общих туалетах.

Перекрестки, оборудованные «звуковыми светофорами» для слепых, начали внедряться в отдельных городах, преимущественно в местах проживания или трудоустройства инвалидов с нарушениями зрения.

Тротуары или специальные пешеходные дорожки для слепых и слабовидящих в районах, где расположены предприятия, санатории и пансионаты, принадлежащие ВОС, часто маркируют белой выступающей краской или оборудуются ограничителями и поручнями. У пешеходных переходов для данной категории инвалидов устанавливают предупреждающие дорожные знаки и светофоры. На некоторых станциях Московского метрополитена покрытие у края перрона имеет особую структуру поверхности, адаптированную для передвижения слепых и слабовидящих.

Слепым также помогает звуковое оповещение о приближении поездов. На некоторых, но далеко не на всех автобусных и троллейбусных маршрутах объявляют не только название остановок, но и номера маршрутов и направление следования.

Эти и ряд других удобств характерны не только для столицы, но и для некоторых городов России, где рядом с предприятиями, использующими труд слепых, проживают эти инвалиды.

Однако даже в относительно благополучной Москве в аспекте адаптации социальной среды для инвалидов с нарушениями зрения, по мнению компетентных членов ВОС, лишь половина незрячих может передвигаться по городу без помощи сопровождающего лица.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Краткая характеристика органов, осуществляющих социальную защиту инвалидов в РФ. Организация доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения в Калининском районе Санкт-Петербурга. Разработка комплексной программы "Доступная среда".

    дипломная работа , добавлен 30.07.2013

    Сущность понятия "инвалидность". Основные направления организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов в России и за рубежом. Основные особенности межведомственных взаимоотношений. Распределение экспертов по уровню ведомственной принадлежности.

    дипломная работа , добавлен 23.10.2010

    Инвалиды как наиболее социально незащищенная категория населения. Понятие инвалидности, ее разновидности. Механизм реализации государственной политики в отношении инвалидов. Основные принципы работы с инвалидами. Содержание и виды реабилитации инвалидов.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2010

    История становления социальной защиты инвалидов. Правовое положение инвалидов в Российской Федерации. Порядок установления инвалидности, правовые основы социальной защиты инвалидов. Деятельность Калужских социальных центров по социальной защите инвалидов.

    дипломная работа , добавлен 25.10.2010

    Характеристика КМО МОИ "ТАЛАНТ". Проект "Правовой десант – защита прав инвалидов и малоимущего населения Красноярского края". Описание семинара, проходившего 15-16 мая в КГУ СОН "Красноярский дом интернат № 1 для ветеранов и инвалидов" г.Красноярск.

    отчет по практике , добавлен 06.01.2009

    Социальная защита населения: сущность и принципы осуществления. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов. Список льгот и гарантий для работающих инвалидов. Оценка реализации целевой программы социальной защиты инвалидов "Доступная среда".

    дипломная работа , добавлен 14.03.2015

    Основные понятия, определения и теоретические аспекты социализации молодых инвалидов. Повышение уровня социальной зрелости общества. Официальная социальная политика в Российской Федерации. Социализация молодых инвалидов на примере социальных квартир.

    дипломная работа , добавлен 24.07.2012

    Правовые аспекты социальной защиты инвалидов Российской Федерации. Исследование основных социальных проблем людей с ограниченными возможностями, методы и пути их решения, а также формирование социальной защиты инвалидов в современном российском обществе.

    курсовая работа , добавлен 31.03.2012

    Индивидуальная программа реабилитации инвалидов и ее значение в данной сфере. Обеспечение доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, информации, образованию, занятости. Обеспечение инвалидов жильем и компенсация расходов на его содержание.

    курсовая работа , добавлен 24.04.2013

    Специфика детей с ограниченными возможностями как социальной группы. Социальные права детей-инвалидов в Российской Федерации. Оценка обеспечения социальных прав детей-инвалидов на базе ГУ СО "Кировский центр социальной помощи семье и детям" г. Волгограда.

Создание доступной для инвалидов среды жизнедеятельности является составной частью социальной политики любого государства, практические результаты которой призваны обеспечить инвалидам равные с другими гражданами возможности во всех сферах жизни. Международные договоренности и национальные законодательства диктуют необходимость создания условий, при которых возможно наиболее полное развитие способностей своих граждан имеющих инвалидность и их максимальная интеграция в общество.

Периодом активного внимания к инвалидам за рубежом были 1983 -1992 годы названные десятилетием инвалидов. Положительные результаты по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов были в тех странах, где инициаторами создания доступной среды были инвалиды. Так в Канаде привлечение к этой проблеме было начато такими людьми на колясках, как Рик Хансен, который обогнул земной шар на коляске.

Практически все разработанные в это время нормы касались вопросов проектирования и оборудования зданий, предназначенных для проживания инвалидов. В настоящее время они охватывают все объекты градостроительного, архитектурного и ландшафтного проектирования и учитывают требования не только инвалидов-колясочников, но и всех категорий физически ослабленных лиц.

Сейчас за рубежом проблеме адаптации окружающей среды к потребностям инвалидов и маломобильного населения уделяется большое внимание. Практический опыт формирования доступной среды жизнедеятельности стран Западной Европы, Канады, США показывает, что инвалиды при ее наличии беспрепятственно передвигаются по улицам, ездят на городском транспорте, на метро, посещают театры, музеи, кафе, библиотеки.

В Британии сегодня насчитывается примерно 10 миллионов инвалидов - это шестая часть населения страны, им уделяется первоочередное внимание и забота. Все британские городские автобусы оснащены платформами, по которым без труда в салон поднимаются инвалиды и мамаши с детскими колясками. Например, помочь слепым призвано т.н. "осязаемое покрытие". Это система индикаторов, рассчитанных на слепых людей, представляющая собой текстурированное покрытие на пешеходных дорожках, переходах, на железнодорожных платформах и т.д. Ощущаемая слепыми или слабовидящими людьми, скажем, при помощи белой трости текстура служит своего рода предостережением.

В американском обществе государство вносит существенный вклад в облегчение жизни людей с ограниченными возможностями. В каждом доме есть два вместительных лифта, позволяющих человеку в инвалидной коляске без лишних проблем спуститься до первого этажа. В соответствии с американскими стандартами на каждом перекрестке часть тротуара как бы спускается под асфальт, что позволяет инвалиду без лишних проблем перейти через дорогу. Все городские автобусы (районные, городские, ближнего и дальнего следования) оснащены специальными устройствами по транспортировке инвалидов. В реализации программ социальной защиты инвалидов в развитых странах мира участвуют практически все ведомства и государственные органы, общественные организации и благотворительные союзы. Национальный институт по исследованиям в области инвалидности и реабилитации при Министерстве образования США выдает штатам гранты и поощряет исследовательскую работу по улучшению подобных устройств. Однако, несмотря на созданную систему реабилитации, в силу различных причин (экономических, социальных, политических, правовых и др.) состояние социальной реабилитации инвалидов, по мнению специалистов и зарубежных экспертов, не идеально и требует дальнейших качественных и количественных изменений.

В настоящее время доступность среды для инвалидов в Российской Федерации находится на низком уровне. Практика отечественного градостроительства, проектирования и строительства объектов жилищно-гражданского и производственного назначения, организации транспортного и информационного обслуживания до недавнего времени не учитывала специфических потребностей инвалидов и в большей степени была направлена на создание доступной среды жизнедеятельности в системе учреждений стационарного специализированного социального обслуживания. То есть, развивалась как единственная и традиционная форма, характеризующаяся созданием комфортных условий для инвалидов в домах-интернатах, детских домах, специальных жилых домах для инвалидов. Формируемая в последнее время государственная система мер в области градостроительства и производства вспомогательных технических средств, общественного пассажирского и индивидуального транспорта, связи и информатики направлена на постепенное создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов.

Важным направлением в рамках социальной интеграции сегодня выступает создание доступной среды жизнедеятельности инвалидов. Это направление стало предметом многих федеральных и региональных программ, целью которых выступает планирование мероприятий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми права и возможности в пользовании жилыми, общественными зданиями, услугами социально-бытовых и культурных учреждений, в образовании и трудоустройстве. Для инвалидов с различными нарушениями, особое значение имеет организация среды жизнедеятельности. Это направление стало предметом многих федеральных и региональных программ, целью которых выступает планирование мероприятий, обеспечивающих инвалидам равные со всеми права и возможности в пользовании жилыми, общественными зданиями, услугами социально-бытовых и культурных учреждений, в образовании и трудоустройстве. В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» формирование доступной среды является обязанностью федеральных, региональных и местных органов власти. Законодательство РФ обязывает власти формировать и реализовывать адресные районные и городские программы по обеспечению доступности объектов городской инфраструктуры. Решения вопросов формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности на законодательном уровне отнесено к полномочиям федеральных органов власти РФ. Региональные органы исполнительной власти имеют право принимать адресные целевые программы по создания «доступной среды» в своих субъектах.

Важную роль в обеспечении доступной среды жизнедеятельности инвалидов играют общественные организации инвалидов. Согласно Федеральному закону «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» общественные объединения инвалидов имеют право на объективную, достоверную и полную информацию о степени доступности объектов инфраструктур города и области для пользования инвалидами и обо всех мероприятиях, изменяющих степень доступности. Общественные организации инвалидов подразделяются: всероссийские объединения, региональные (областные, краевые, республиканские) и местные (районные, городские), а также некоторое количество межрегиональных объединений. В основе взаимодействия общественного объединения с государственным управлением лежит сотрудничество (или оппозиция) с органом соответствующего уровня. Общественные объединения инвалидов, имеющие региональное поле деятельности воздействие на региональные правительства и структуры, с которыми они пытаются действовать на равных позициях. Большое количество общественных объединений работает в местном масштабе, так что объектами их влияния и партнерами в сотрудничестве оказываются районные администрации, органы местного самоуправления и т.д. Их основное назначение - донести главное до государственных структур. Также, общественные объединения и организации инвалидов, вправе выдвигать по одному кандидату от каждой организации, на основе заявительного принципа, для формирования из их числа общественного совета по обеспечению доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, обращаться в органы исполнительной власти города, с предложениями по улучшению доступности объектов инфраструктур города для пользования инвалидами. Общественные движения инвалидов и общественные объединения инвалидов способны максимально учесть индивидуальные потребности и возможности отдельного человека с инвалидностью. Это означает, что общественные организации инвалидов должны быть связывающим звеном между законодателями и инвалидами. Однако в России они нуждаются в научно-методологической поддержке, при которой общественные объединения становятся инструментом согласования интересов инвалидов с интересами других граждан на всех уровнях системной организации общества.

Согласно распорядительным документам, учитывать потребности людей с ограниченными физическими возможностями обязаны не только федеральные и городские власти, но и коммерческие структуры. Так, например, арендатор обязан обеспечить доступность своего объекта. Нарушители, согласно российскому законодательству, должны нести административное наказание. Ответственность и необходимость сотрудничества по формированию доступной среды определены в законодательных актах: ФЗ «О социальной защите инвалидов РФ», «Градостроительного Кодекса РФ», «Кодекса РФ об административной ответственности». Несмотря на это, в России по-прежнему незначительное количество зданий, улиц и транспортных средств приспособлено для людей с инвалидностью.

Существует множество инфраструктурных, физических, правовых, коммуникационных и других барьеров, препятствующих полной реализации прав инвалидов. В России социальная среда в большинстве своем не приспособлена для инвалидов. Инвалиды-колясочники без посторонней помощи не могут выйти из собственного дома, преодолеть не оборудованный подъемником лестничный пролет, перейти через дорогу, зайти в магазин. То есть, несмотря на зафиксированные меры ряд из них не находит своего практического воплощения. Например, многие объекты социальной инфраструктуры не оснащены необходимыми техническими средствами, либо не приспособлены для беспрепятственного доступа в них данной категории граждан.

Эффективным механизмом реализации государственной политики в решении проблем инвалидов в Российской Федерации стали целевые федеральные и региональные программы, объединяющие усилия различных ведомств. В настоящее время на федеральном уровне разрабатывается проект Государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы». Основные вопросы по созданию доступной среды предполагается переместить на регионы и муниципалитеты, то есть приблизить решение задачи к территориям, к людям. Вопросы, сформулированные в проекте программы, затрагивают практически все структуры и все нормативные правовые акты, которые связаны с жизнедеятельностью человека. В эту работу активно включаются и субъекты Российской Федерации. Так в некоторых российских городах реализуются основные направления организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов, действуют программы по формированию доступной среды, разработаны планы мероприятий по реконструкции и дооборудованию объектов социальной инфраструктуры в соответствии с требованиями доступности, многие объекты оборудуются специальными техническими устройствами.

В настоящее время разработаны и утверждены региональные целевые программы формирования доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, начаты работы по выполнению мероприятий, направленных на приспособление к потребностям инвалидов городской среды, зданий и сооружений социальной инфраструктуры. Например, многоплановая и интересная работа в организации работ по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности проводится в г. Екатеринбурге, где мэр города возглавил координационный Совет по делам инвалидов, созданный при администрации города. В состав Совета входят руководители структурных подразделений администрации города, главы администраций городских районов и представители общественных объединений инвалидов. Решения, которые принимает Совет, все органы городского самоуправления обязаны исполнять неукоснительно.

В России сформированы основы реабилитационной индустрии, объединяющей более 200 предприятий - производителей технических средств для реабилитации инвалидов. Разработано более 150 новых технических средств протезирования, вспомогательных устройств, новых средств для передвижения инвалидов. Появились аппараты, дающие возможность слепым ориентироваться в пространстве, а глухим - «слышать». Внедрен в производство не имеющий аналогов синтезатор речи для инвалидов с поражением слуха и речи. Выпускаются модернизированная модель кресла - коляски с изменяемыми характеристиками ходовой части, а также усовершенствованные модели тростей и костылей.

Государственная политика, будучи основным механизмом, вносит вклад в преодоление зависимого статуса людей с ограниченными возможностями. Но всех этих мер явно недостаточно, для обеспечения доступной среды жизнедеятельности лиц с ограниченными возможностями. В общегосударственном процессе решения проблем инвалидов их организации должны выполнять специфические функции. Однако, отсутствие региональных законов и целевой программы по доступности к объектам социальной инфраструктуры, транспорту и информации не позволяет людям с инвалидностью на уровне муниципалитетов реализовать права, предусмотренные российским законодательством и конвенцией ООН «О правах инвалидов». Суть основных направлений организации доступной среды жизнедеятельности инвалидов лежит в создании для инвалидов таких условий, чтобы по возможности отсутствовала потребность в помощи здоровых людей, чтобы они не чувствовали себя выброшенными из жизни. В связи с этим, основным препятствием для реализации этого направления является отсутствие механизма, обязывающего принимать соответствующие меры, то есть, доступная среда - это, прежде всего, решение вопросов в правовом и организационно-управленческом поле.

Сложности в реализации принятых направлений заключаются в том, что элементы, направленные на реализацию новых параметров, а именно - формирование доступной среды жизнедеятельности инвалидов приходится внедрять практически с нуля, что требует серьезных усилий. Разрабатываются модельные программы интегрированного образования и занятости инвалидов, однако реальным и главным барьером на пути участия инвалидов в этих программах выступает недоступность окружающей среды. Одним из эффективных механизмов реализации государственной политики в отношении инвалидов являются федеральные и региональные программы, выполнение которых призвано обеспечить необходимые условия для индивидуального развития и реализации возможностей людей с ограниченными возможностями.

Транспорт, связь, образование, трудоустройство, культурная жизнь, отдых - все сферы должны быть доступны людям с ограниченными возможностями. Каждое из этих направлений находится в ведении разных министерств и ведомств. Это обуславливает необходимость целенаправленных усилий и четкого взаимодействия всех участников процесса обустройства среды жизнедеятельности инвалидов, адекватного нормативно-правового, организационного, финансового, обеспечения. Вместе с тем, как отмечают эксперты, управленческие аспекты, связанные непосредственно с формами организации межведомственного взаимодействия органов исполнительной власти, исследованы слабо. В связи с этим, представляется чрезвычайно важным межведомственная координация и неформальное взаимодействие по вопросам социальной политики министерств, ведомств, государственных и общественных организаций.

Рассматривая межведомственное взаимодействие муниципальных субъектов по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов, необходимо отметить, что ее формирование во многом зависит от обмена информацией и мнениями между различными ведомствами. Муниципальная социальная политика формируется в рамках социальной политики государства и во взаимодействии со всеми органами власти.

Таким образом, от того, в каком направлении пойдет дальнейшее обеспечение доступной среды жизнедеятельности инвалидов будет зависеть не только от успешного хода социально-экономических реформ, но и от того, насколько различные ведомства готовы к взаимодействию на всех уровнях. В связи с этим, целесообразно рассмотреть опыт и существующие проблемы по обеспечению доступной среды жизнедеятельности инвалидов.

Среда обитания является совокупностью условий и элементов, которые необходимы для жизнедеятельности человека. Одни из них могут быть безразличными, без других невозможно существовать, а третьи способны оказывать отрицательное влияние. Поэтому сложно жить в современном обществе людям, имеющим ограниченные возможности передвижения. Особенно если не создана оптимальная безбарьерная среда. Рассмотрим более подробно.

Что это такое

В современном обществе, в котором должны существовать равные возможности для всех пользователей, важнейшими показателями качества являются комфортность их жизнедеятельности. Поэтому создание безбарьерной среды - одно из базовых направлений социальной политики любого демократического государства. Речь идет, естественно, и о России.

Понятие "безбарьерная среда" содержится в ряде законодательных актов РФ, в которых оно по-разному толкуется. Если обобщить существующие определения, то можно сделать следующие выводы.

В современном российском обществе создаются условия для всех категорий граждан, в том числе, для инвалидов. Безбарьерная среда состоит из таких элементов окружающей среды, которые обеспечивают свободное передвижение и использование их людьми с различными видами нарушений (физических, сенсорных или интеллектуальных). Функционирование в таких условиях позволяет гражданам с особыми возможностями здоровья вести независимую ни от кого или чего-то жизнедеятельность. Следовательно, доступная среда для инвалидов - это привычная среда, которая дооборудована с учетом их потребностей.

Социальная политика России. Программа "Безбарьерная среда"

В рамках международных договоренностей и национального законодательства осуществляются определенные действия, направленные на реализацию поставленных в программе задач. Активно создаются условия, направленные на то, чтобы инвалиды имели возможность полностью развивать свои способности, заниматься спортом и максимально интегрироваться в общество.

Базовый критерий оценки социальной политики - это наличие доступности для таких граждан физической среды. Речь идет о возможности пользоваться жильем, транспортом и каналами информации; получить образование и работу.

До недавнего времени в российской практике градостроительства организации всех видов обслуживания не учитывали особые потребности инвалидов. В настоящее время ситуация кардинально изменилась, существует ряд постановлений.

Формирование безбарьерной среды- важная задача, которой уделяется внимание при проектировании строительства, реконструкции и капитальном ремонте. В результате сметная стоимость увеличивается в пределах 6%. Обычно это значительная сумма. Но данные расходы только на первый взгляд кажутся чрезмерными. Рассмотрим основные плюсы.

Экономический эффект создания безбарьерной среды

Формирование доступных условий для жизнедеятельности инвалидов имеет значительный экономический результат.

Во-первых, организация безбарьерной средыпостепенно снижает необходимость в стационарных учреждениях интернатного типа, сокращаются расходы на их строительство и содержание. Это одно из основных достижений программы.

Во-вторых, появляются новые налогоплательщики. Многие работоспособные инвалиды способны устроиться на работу. Это же в ситуации и при наличии нехватки трудовых ресурсов во многих регионах решает большое количество проблем.

В-третьих, имеется возможность устроить судьбу некоторых граждан с особыми возможностями здоровья, которые способны самостоятельно передвигаться и не зависеть ни от кого.

Как показывает статистика, в результате имеющиеся расходы государства окупаются в течение пяти-десяти лет.

В настоящее время в большинстве городов России уже создается безбарьерная среда. Москва в этом списке занимает лидирующие позиции.

"Маломобильные" группы населения, имеющие инвалидность

Категории граждан, имеющие ограниченные возможности здоровья, отличаются разными видами физических и иных ограничений. Естественно, безбарьерная среда для них должна удовлетворять специфические потребности их жизнедеятельности.

Но это требование можно отнести и к иным категориям граждан, которые не отличаются теми или иными физическими ограничениями. Создание определенных условий сделает их жизнь более удобной.

Если опираться на нормативные документы РФ, то :

  • инвалиды, имеющие поражения опорно-двигательного аппарата;
  • инвалиды, имеющие и зрения.

Маломобильные группы населения, не имеющие инвалидности

  • лица от 60 лет;
  • временно нетрудоспособные по тем или иным причинам;
  • женщины "в положении";
  • люди, которые везут детские коляски;
  • дошкольники.

Влияние создания безбарьерной среды для всех социальных групп

Создание удобных условий жизнедеятельности способно повлиять на качество жизни всех граждан, даже не имеющих физические ограничения.

Плавный спуск, съезд и установленный пандус сможет помочь не только инвалидам. Другим гражданам более удобно подняться или спуститься по наклонной поверхности.

Поручни также необходимы пожилым, женщинам "в положении", детям и людям с ожирением. Даже очень мобильные люди, не имеющие физических ограничений, в плохую погоду или гололед предпочтут воспользоваться теми лестницами, которые оборудованы перилами.

Контрастные маячки, которые необходимы людям с ограниченными возможностями зрения, помогут другим людям свободно ориентироваться, а звуковыми сигналами, созданными на перешеходных переходах для слабослышащих, пользовался каждый.

Безбарьерная среда в школе

Благодаря "Безбарьерная среда", у каждого ребенка, имеющего ограниченные возможности здоровья, есть шанс посещать образовательное учреждение. В настоящее время в каждом районе России существует хотя бы одна оборудованная школа.

Основные изменения для создания особой среды в общеобразовательном учреждении должны осуществляться по следующим направлениям.

Во-первых, для передвижения инвалидов необходимо оборудовать крыльцо и построить пандусы, установить складные платформы и расширить дверные проемы. Это позволит данной категории граждан чувствовать себя уверенно и безопасно.

Во-вторых, для ориентации детей с нарушениями зрения необходимо осуществить покраску контрастным цветом крайних ступеней лестниц. Для данной категории рекомендуется установить особые световые маячки, которые помогут данным учащимся свободно передвигаться по образовательному учреждению.

В-третьих, для реабилитации детей в школах создают кабинеты здоровья и мультисенсорные комнаты, в которых проходят занятия со специалистами.

В-четвертых, кабинеты должны быть оборудованы современным оборудованием и специальной мебелью. Это поможет усовершенствовать процесс обучения.

В-пятых, для лиц с ограниченными возможностями передвижения современные информационные технологии - "окно" во внешний мир. Поэтому школы должны быть полностью укомплектованы всем необходимым.

Для детей, имеющих ограниченные возможности, необходимо создавать безбарьерную среду. Благодаря этому они смогут реализовать свой потенциал.

Выводы

Для полноценной жизни маломобильных людей требуется значительно изменить современную инфраструктуру.

Благодаря формируемой в последние годы государственной системе мер, постепенно создается безбарьерная доступная среда для инвалидов. Это достигается за счет производства специальных техсредств, индивидуального и общественного транспорта, информатики и связи.

Значительное внимание уделяется реконструкции образовательных учреждений. Это позволит детям-инвалидам обучаться вместе со своими одноклассниками.



gastroguru © 2017