Выбор читателей
Популярные статьи
Дислексия - расстройство, связанное с наличием трудностей в чтении. Этот недуг возникает у детей и взрослых. В основном страдает мужской пол. Диагностика и коррекция болезни осуществляется с помощью логопеда и нейропсихолога. В некоторых случаях требуется обследование у других узких специалистов. Прогноз заболевания благоприятный, если вовремя выявить наличие этого недуга и своевременно начать терапию.
Показать всё
Дислексия - это затруднения в овладении навыками чтения. Расстройство обусловлено недоразвитием ВПФ (высших психических функций), которые влияют на формирование этого навыка, и в основном возникают у младших школьников. Заболевание встречается в 4,8% случаев у здоровых, а дети с ЗПР (задержкой психического развития) страдают дислексией в 20-50% случаев. У мальчиков патология регистрируется чаще, чем у девочек.
Согласно проведенным исследованиям, причиной развития недуга является наследственная предрасположенность к нарушениям письма и чтения у пациентов с правополушарным видом мыслительной деятельности. У людей, страдающих дислексией, отмечается воздействие биологических факторов, которые влияют на появление минимальной мозговой дисфункции, а также наблюдаются психические заболевания (шизофрения). Причинами развития недуга являются перинатальное повреждение головного мозга, интоксикация ЦНС при употреблении алкоголя и препаратов матерью, а также при гемолитической болезни плода.
К факторам развития дислексии относятся:
В зависимости от ведущих симптомов различают литеральную (связанную с трудностями усвоения отдельных букв) и вербальную (связанную с трудностями прочтения слов) дислексию. В соответствии с нарушенными механизмами выделяют следующую классификацию видов, описание которой приведено в таблице:
Вид | Симптоматика |
Фонематическая | Связана с недоразвитием фонематического восприятия, синтеза и анализа. Наблюдаются замены и смешения звуков между собой. Отмечается неточность понимания слов и их употребления. У пациентов отсутствуют развернутые предложения, наблюдается несвязанность слов. Некоторые дети читают по буквам и искажают звуко-слоговую структуру слова |
Семантическая | Нарушение в формировании синтеза слогов. Возникает из-за бедного словарного запаса, непонимания синтаксических связей в предложении. Отмечается отсутствие понимания прочитанного текста, слов или предложений. Техника чтения сохранна |
Аграмматическая | Развивается на фоне недоразвития грамматического строя речи. Наблюдается неправильное прочтение падежных окончаний существительных и прилагательных, форм и времен глаголов. Отмечается наличие аграмматизмов при чтении, в устной речи и при письме |
Мнестическая | Возникает из-за нарушения речевой памяти и наличия трудностей в соотнесении букв и звуков. Ребенок не запоминает буквы, отмечаются замены и смешение букв при чтении. Он не может воспроизвести ряд из нескольких звуков или слов. Происходит изменение их порядка и сокращение количества |
Оптическая | Отмечается недоразвитие зрительно-пространственных представлений. Наблюдаются смешение и замены букв, которые похожи графически и отличаются друг от друга некоторыми элементами или расположением в пространстве. Отмечается при чтении соскальзывание с одной строчки на другую. В некоторых случаях обнаруживается зеркальное чтение (справа налево) |
Тактильная | Нечеткость тактильного восприятия у слабовидящих. Наблюдается у людей, страдающих плохим зрением. Происходит смешение букв, которые близки по количеству или расположению точек при чтении азбуки Брайля. Отмечаются соскальзывание со строк, пропуски букв и слов, нарушение понимания смысла прочитанного |
Дислексия у взрослых характеризуется наличием трудностей в восприятии визуальной информации и на слух. Отмечаются рассеянность и невнимательность, нарушения дикции и воспроизведения чисел. Навыки письма отсутствуют (алексия) или недостаточно развиты (дисграфия).
Дислексики жалуются на то, что им трудно собрать буквы в слоги, слова, фразы и предложения. Наблюдаются признаки нарушения памяти. Больные не могут планировать свой день и правильно организовывать время. Отмечаются нарушения в произношении слов.
Диагностика заболевания осуществляется путем изучения сформированности устной речи, письма, чтения и неречевых процессов. Обследование пациента проводит логопед на основе изучения анамнестических сведений, которые включают в себя информацию о родах, беременности и развитии. Специалист выявляет уровень успеваемости ученика по русскому языку, состояние артикуляционного аппарата и особенности формирования речи.
Диагностическое значение имеет исследование устной речи, в которое входит оценка звукопроизношения, фонематического развития, связной речи, лексико-грамматических средств языка. Проводится диагностика письменной речи, которая заключается в списывании текстов, самостоятельном письме и восприятии на слух. Исследуется темп и правильность чтения пациента, способ чтения, уровень понимания текста и ошибки.
При диагностике прибегают к помощи нейропсихолога, который изучает уровень гнозиса (зрительного и слухового), мнестических способностей, анализ и синтез и оптико-пространственные ориентировки. Пациент должен пройти консультацию детского невролога (если это ребенок) или взрослого специалиста. Проводятся такие инструментальные методы исследования, как ЭЭГ и ЭхоЭГ. Чтобы выявить или исключить нарушения зрительных функций, проводят обследование у офтальмолога.
С целью развития мелкой моторики, памяти, внимания и речи пациенту нужно продемонстрировать следующее действие: необходимо поочередно перебирать пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинать надо с указательного и заканчивать мизинцем. Сначала это упражнение следует выполнять одной рукой, затем другой и потом обеими одновременно. Заниматься надо по 10-15 мин 2 раза в день на протяжении 2 месяцев.
Чтобы развивать головной мозг, можно использовать упражнение, которое называется "Зеркальное рисование". Пациент должен рисовать двумя руками зеркальные изображения или буквы. Для того чтобы он понял принцип упражнения, специалисту нужно сначала рисовать вместе с больным, потом пациент выполняет это упражнение самостоятельно каждый день несколько месяцев.
Зеркальное письмо
При фонематической форме недуга проводится коррекция дефектов произношения звуков и развитие полноценных фонематических процессов. Если у пациента обнаруживается семантическая дислексия, то необходимо лечить это расстройство при помощи обогащения словаря и усваивания грамматических норм русского языка. Лечение этого заболевания заключается в коррекции нарушенных сторон устной речи и неречевых процессов.
Дислексия - что это такое: болезнь, педагогическая запущенность или особенность функций определенных отделов головного мозга? В каждом случае, дислексия индивидуальна – считают врачи. По статистике, на 5 мальчиков страдающих данным нарушением, приходится 1 девочка. Среди левшей дислексиков больше, чем среди правшей.
Нарушение узнавания различных знаков, символов и поэтому возникновение сложности в понимании – так обозначена дислексия, в международном медицинском справочнике МКБ – 10. Термин «дислексия» древнегреческого происхождения δυσ –нарушение, λέξις – речь. Дислексики – люди, которым сложно обучиться навыкам чтения, письменной речи. Выявленная дислексия у взрослых – показатель недостаточного внимания коррекции расстройства в детстве.
Дислексия встречается как у людей, с достаточным уровнем интеллекта (до 5%), так и с особенностями психического развития (25 – 50%). Механизмы дислексии не до конца ясны специалистам, но главная роль в возникновении принадлежит наследственной или генетической предрасположенности к нарушению (в 70% случаев). Не менее важными считаются и другие причины дислексии:
Диагностика дислексии может вызывать затруднения и быть сопутствующим симптомом более тяжелых нарушений. Родители, учителя могут заметить особенные трудности ребенка при обучении, что является поводом посетить специалиста. При этом, важно обратить внимание: общий уровень интеллекта соответствует возрастной норме. Симптоматика дислексии:
Яркая симптоматика не обязательно предполагает наличие всех проявлений, и симптомы зависят, прежде всего, от вида нарушения. Специалистами выделены следующие формы дислексии:
Дислексия заболевание, часто сопровождающееся другими нарушениями. – нарушение письменной речи. Во время написания текста ребенком, происходит перестановка слогов, написание букв в зеркальном положении. Написанный текст изобилует ошибками, отсутствием заглавных букв и знаков препинания. Дисграфия может быть самостоятельным расстройством, интеллект при этом, также как при дислексии сохранен.
Специфических схем медикаментозного лечения дислексии не существует. Чем раньше выявлено расстройство, тем больше разнообразных мероприятий можно провести для улучшения успеваемости ребенка. Коррекция дислексии осуществляется логопедом, а при сопутствующих заболеваниях подключаются невропатолог, психиатр, офтальмолог. Программа коррекции включает в себя упражнения:
Дислексия - болезнь гениев, существует мнение у некоторых специалистов - в этом можно убедиться, изучая биографии известных людей, страдающих расстройством, что не помешало им добиться успеха, стать востребованными в профессии и любимцами публики. Дислексия у знаменитостей, которые преодолели свои комплексы, и служат отличным примером, что не надо отчаиваться для других:
Дислексия – что это такое и как избавиться от дислексии взрослому человеку самостоятельно. Все эти вопросы поднимаются в литературе, посвященной дислексии:
Дислексия - это психическое расстройство, которое характеризуется, среди прочего, постоянным совершением ошибок. Ребенок делает это неосознанно, этот процесс никак не контролируется им, все происходит само по себе. Но это не единственный признак этого заболевания. Ребенок с дислексией требует большого количества часов ежедневных упражнений и специальной терапии, а также постоянных занятий с родителями. Каковы же симптомы дислексии и как ее распознать? Какие симптомы могут предвещать будущую дислексию у ребенка или дошкольника? Что такое дислексия у детей? Ответы на эти вопросы прямо сейчас.
Дислексию у ребенка следует диагностировать как можно раньше. Это поможет правильно скорректировать лечение и подобрать самый правильный подход к воспитанию такого ребенка. Распознать дислексию очень нелегко. Ребенку с этим расстройством с трудом даются, казалось бы, обычные вещи, которые его сверстники уже давно освоили. Например, болеющий ребенок не может свободно читать, в одном предложении он постоянно делает по несколько орфографических ошибок. Он смешивает похожие слова, изобретая при этом новые понятия, пишет, “как курица лапой”. В школе ему обычно говорят, что он лентяй, ставят плохие оценки, постоянно критикуют.
Самое главное – ни в коем случае нельзя паниковать. Если у вашего ребенка обнаружили дислексию, это не значит, что он хуже других. Детям с этим психическим расстройством, безусловно, нужна профессиональная помощь. Если дислексик не получает ее в школе и у него нет поддержки в лице родителей, трудности такого мальчика или девочки будут лишь усугубляться. Такой школьник перестанет учиться, будет обескуражен, мол, зачем беспокоиться, если больше “двойки” учитель все равно никогда не поставит. В конце концов, ребенок поверит, что он никуда не годится, что он бесполезный и неспособный и никогда не достигнет успеха.
Так рождаются комплексы, которые становятся причиной депрессии, неврозов и других психологических проблем, которые практически не оставляют шансов на правильное развитие такого ребенка.
Дети с дислексией путают формы и звуки, не различают похожие буквы и звуки, не распознают их по голосу, не видят различий на письме, поэтому не могут исправить свои или чужие ошибки. Не потому, что не умеют или не могут освоить простые правила орфография. А потому, что просто не видят этих ошибок. Детки-дислексики пишут одно и то же слово по-разному. Учителям в школе кажется, что ученику достаточно дать несложное задание (например, 10 раз написать одно слово), с которым справятся все. Между тем, человек с дислексией из 10 попыток может совершить три ошибки, пять, шесть, а может не совершить ни одной, зато на 11 раз ошибиться. Причины дислексии, как правило, кроются в генетике. Главное понимать: ребенок не виноват, он не делает это специально, причина его неуспеваемости кроется в его заболевании. Увы, многие учителя и родители не хотят этого понимать и продолжают унижать ребенка, ставить ему плохие оценки и убивать его внутреннюю веру в себя и свои способности.
Для родителей наиболее очевидными являются следующие симптомы: ошибки в тетрадях, путаница на письме, ужасный почерк, который заходит за красные линии и т. п. Но существует множество более ранних сигналов, которые указывают на риск дислексии. Они могут появляться уже в младенческом возрасте.
Дислексию можно распознать даже не будучи специалистом. Наиболее распространенные и часто встречающиеся симптомы дислексии у ребенка включают:
Также существуют и некоторые другие признаки дислексии, которые можно диагностировать в разные периоды развития ребенка. Остановимся отдельно на каждой возрастной группе:
Специалисты различают несколько типов расстройств при чтении и письме. Они могут встречаться по отдельности или сочетаться вместе. Существует следующая классификация дислексии:
Коррекция дислексии у младших школьников должна учитывать множество факторов. Но прежде всего необходимо вовремя диагностировать это заболевание, лучше на ранних его этапах. Не верьте, когда люди вокруг говорят о вашем ребенке, что он «слишком маленький для того, чтобы ставить ему диагноз» или что «он вырастет нормальным и здоровым, просто возраст такой». Нет, не возраст, нет, не вырастет. Дислексия – это заболевание, отклонение, которое требует вмешательства специалиста и особого подхода. Дислексию нельзя вылечить полностью, но ее можно исправить и значительно улучшить положение дел. Чем раньше вы заметите, что у вашего ребенка проблемы с написанием и чтением, тем легче будет ему помочь. Многое зависит от восприимчивости родителей и учителей. Если они видят, что учеба вызывает необычные проблемы у их детей - им не следует недооценивать эту проблему. Здесь как можно скорее нужно обращаться к специалистам в ближайшем психолого-педагогическом консультационном центре или психиатрической клинике для детей и подростков для лечения или профилактики дислексии.
Одного лишь наблюдения симптомов, характерных для дислексии у ребенка, недостаточно для постановки диагноза. Только тогда, когда тесты, оценивающие общую интеллектуальную эффективность и исследования ребенка, включая педиатрическую, офтальмологическую, ларингологическую и логопедическую терапию, не покажут еще одной основы для проблем ребенка, можно предположить, что семья, вероятно, имеет дело с дислексией. В данном случае специалист порекомендует соответствующие упражнения, которые проводятся под наблюдением терапевта или в домашних условиях (родители обязательно получают необходимые инструкции) и учитывают вид дислексии. Они обычно имеют игровую форму, поэтому точно не будут утомительными для ребенка. Бывает, что специалист допускает то, что ребенок с дислексией позже пойдет в школу. Это заслуживает серьезного рассмотрения, потому что дополнительные месяцы интенсивной терапии могут помочь ему соответствовать навыкам сверстников и получать обычное образование наравне с другими детьми.
Дислексия – очень серьезное расстройство. С ним можно жить и вести обычный, нормальный образ жизни и никак не выделяться из общей массы здоровых людей. Но для этого нужно приложить усилия. Необходимо работать над собой, над своими навыками всю жизнь. Да, даже будучи взрослым человеком, обладатель дислексии обязан работать над почерком, постоянно развивать мышление, логику, решать головоломки, если хочет вести комфортный и типичный для человека без этого заболевания образ жизни.
Следующие упражнения могут помочь развивать анализаторские и другие навыки у детей с дислексией, но стоит помнить, что самолечение в данном случае лишь навредит, поэтому приведенные ниже рекомендации и примеры носят исключительно ознакомительный характер:
Не останавливайтесь на своих собственных идеях или идеях, найденных в Интернете - чтобы реабилитация была максимально эффективной, обязательно проконсультируйтесь с терапевтом. В частности, определенные типы движения стимулируют производство новых связей между полушариями головного мозга, улучшают координацию, плавность чтения, концентрацию внимания и памяти и активируют мышление. Они освобождают от стресса, регулируют дыхание, хорошо влияют на эмоциональную стабильность, укрепляют чувство собственного достоинства. Поэтому логопеды не только тренируют речевой аппарат, но и заставляют двигаться все тело ребенка. Он выполняет чередующиеся движения: касается правого локтя поднятой левой коленкой и наоборот, или рисует восемь восьмерок в воздухе большим пальцем.
Лечение дислексии - дело не сложное. Если у ребенка диагностируется дислексия после посещения психологического или педагогического консультационного центра, ребенок должен выполнять специальные упражнения в школе и дома, чтобы развивать у себя способности к счету, чтению и письму. В школе очень часто ребенок с дислексией имеет индивидуальный курс обучения, чтобы учитель мог уделять ему больше времени. Более того, индивидуальный курс может быть построен таким образом, что благодаря отдельным дополнительным занятиям ребенок не будет чувствовать себя застенчивым, ему будет легче учиться и фокусироваться, потому что вокруг него не будет сверстников, которые иногда могут быть не очень тактичными и позволять себе несколько язвительных и неприятных замечаний в сторону ребенка с дислексией.
Лечение дислексии возможно и в домашних условиях. При этом у таких детей должен быть свой особенный режим занятий. Родителям необходимо постоянно заниматься с ребенком, решать головоломки, собирать конструктор, развивать способность анализировать и визуально синтезировать различные вещи. Обязательно нужно учить наизусть стихотворения, начиная с небольших четверостиший и постепенно увеличивая сложность рифм для запоминания; делить слова на слоги и звуки, уметь различать глухие и звонкие, согласные и гласные.
Ребенок также должен практиковать координацию рук, например, среди прочего он может начертить контуры различных фигур и форм на бумаге. Помимо работы на дому, ребенок также должен регулярно посещать занятия, проводимые психологом. Следует помнить, что дислексию нельзя вылечить, но ее можно очень эффективно исправить таким образом, чтобы она не причиняла неудобств в будущем, ведь дислексия - это не приговор.
Дислексия у детей – это специфическое нарушение развития ребенка, которое выражается в частичном поражении способности писать и читать. Такого рода заболевание встречается чаще у мальчиков, нежели у девочек. Ученые и медики до конца не могут определить, почему это заболевание имеет свойство развиваться у детей, но больше склоняются к тому, что этот недуг имеет наследственный характер.
Дислексия имеет неврологическую природу и явственно проявляется у младших школьников, которые полностью погружаются в обучение. У дошкольников выявить дислексию практически невозможно, так как детки только начинают осваивать новые навыки и могут допускать ошибки при чтении и письме.
Основными признаками дислексии у детей являются:
Дислектики сталкиваются еще с такими проблемами:
Заболевание подразделяется на несколько типов, которые и определяют форму дислексии. В данной таблице представлена полная информация о формах этого заболевания.
Виды дислексии у детей
Тип дислексии | Особенности детей с определенным типом дислексии |
Фонетическая | Эта форма заболевания характеризуется недоразвитием функций фонематической системы, которое проявляется в том, что ребенок не может различить звуки, отличающиеся по смыслоразличительному признаку. Например «дом-том-ком» или «пила-липа». Такие дети смешивают звуки и путаются в прочтении слов. |
Семантическая | В этом случае, малыш не может понять прочитанный текст в целом или смысл отдельных предложений. Эта форма дислексии не отражается на скорости чтения или внятности произношения. Ребенок не может пересказать прочитанную информацию и выделить суть. В этом случае у ребенка нарушен мыслительный процесс, так как он воспринимает все слова по отдельности. |
Аграмматическая | Данный вид дислексии сопровождается недоразвитием речи. Малыш неправильно склоняет слова, неграмотно произносит окончание слов. Например, «прекрасная день, красивый девочка», а также малыш неправильно употребляет окончание глаголов «сидю, а не сижу; говору, а не говорю» и т. д. |
Оптическая | Для малыша, который учиться в школе, наибольшую трудность представляет написание букв, которые состоят из похожих элементов. Например, «С-О, Ь-Ы, Н-П». |
Мнестическая | При этой форме дислексии малышу трудно определить, какой звук соответствует определенной букве. |
Основная причина дислексии – мозговая дисфункция, которая сопровождается как биологическими, так и психологическими факторами. Стоит утешить родителей, объяснив им, что причина дислексии не в умственных или интеллектуальных способностях ребенка, а в неправильном функционировании определенного участка мозга.
Возможные причины дислексии у ребенка:
Врач Р. Дейвис разработавший свою систему лечения дислексии сам эффективно поборол этот недуг. По утверждениям врача, дислектики — это одаренные люди, которые имеют богатое воображение. Данное заболевание также наблюдалось У А. Эйнштейна, Уолта Диснея, У. Черчиля и многих других знаменитых личностей, которые достигли таких успехов не из-за дислексии, а скорее благодаря ей. Так описывает Рон Дейвис эту болезнь в своей книге «Дар дислексии». В чем же заключается его методика?
Суть методики: помочь ребенку запустить свой мозг методом «выключения» дезориентации и научиться воспринимать окружающий мир без искажений. Эта методика помогает детям заполнить пробелы в памяти и обучить восприятию буквенных форм. В 99% случаях метод Р. Дейвиса помогает детям избавиться от дислексии.
Методика состоит из комплексных процедур, которые помогают ребенку побороть дислексию. Методика Р. Дейвиса состоит из занятий, которые называются:
А.Н. Корнев разработал методику по ранней диагностике дислексии у детей в 1982 году. Он предлагает бороться с заболеванием посредством определенных тестов, таких как:
Много интересных методов по коррекции дислексии можно найти в книгах С. Ортона «Нарушения письма, чтения и речи у детей», М. Кричли «Дислексия развития», З. Матейчека «Нарушения формирования чтения».
Оксана Макерова, логопед-дефектолог выделяет следующие методики по работы с детьми-дислексиками:
Коррекция дислексии заключается в специально разработанных упражнениях, которые восстанавливают устную и письменную речь постепенно. При работе с ребенком не нагружайте его большим потоком информации, ведь усвоить все и сразу у него не получиться. Упражнения, представленные ниже, мягко и непринужденно воздействуют на сознание ребенка.
Упражнения для коррекции дислексии у детей
Упражнение «Корректурная проба»
Каждый день в течение 5 минут предоставляйте ребенку любой текст и попросите его зачеркивать в нем названные вами буквы. Сначала согласные «а, о, и т. д.». Затем и согласные. Когда ребенок сможет отчетливо зачеркивать нужные буквы, усложните задание и предложите гласные буквы обводить кружочком (назовите любую), а согласные – подчеркивать. Например, обведи все «о» в кружочек, а все «в» подчеркни. Ориентируйтесь на те согласные и гласные буквы, которые ребенку даются сложнее всего. Это упражнение позволит малышу запоминать буквы и убережет его от ошибок в чтении и написании в будущем. Заниматься следует каждый день в течение 2 месяцев.
Упражнение «Колечко»
Эта развивающая игра поможет у, память, внимание речь и устраняет признаки дислексии. Покажите малышу следующее действие: поочередно перебирайте пальцами рук, замыкая каждый палец в колечко с большим пальцем. Начинайте от указательного, заканчивая мизинцем. Затем начините обратный отсчет. Сначала упражнение выполняется одной рукой, а затем двумя. Заниматься с ребенком нужно 10-15 минут утром и днем на протяжении двух месяцев.
Упражнение «Зеркальное рисование»
Это упражнение активно воздействует на мозг, улучшая его работу в целом. Положите перед ребенком чистый лист бумаги. Дайте ему любимые фломастеры или карандаши. Начните рисовать обеими руками зеркально-симметричные рисунки или буквы. Сначала беритесь рисовать вместе с малышом, чтобы он понял принцип упражнения, а затем пусть он самостоятельно попробует что-нибудь изобразить. Упражнение нужно делать ежедневно, не пропуская ни одного дня.
Дислексия — продукт мысли и особый способ реагирования на ощущение спутанности сознания (Р.Д. Дейвис )
Ребенок, испытывающий трудности при обучении чтению, совсем не обязательно дислексик: многие дети, которые на начальном этапе медленно осваивают чтение, потом успешно догоняют своих одноклассников (сами или с помощью родителей). Но есть особая группа детей, которые переживают огромные и стойкие трудности при освоении чтения, несмотря на нормальный интеллект, отсутствие нарушений зрения и слуха, регулярное посещение школы. Способность овладеть навыком чтения у таких детей на порядок хуже и ниже, чем способности к другим предметам. Именно эту группу детей специалисты называют дислексиками. (кандидат медицинских наук, доктор психологических наук, профессор Санкт-Петербургской государственной педиатрической медицинской академии, вице-президент Ассоциации логопатологов Санкт-Петербурга, автор книг «Дислексия и дисграфия у детей»А.Н. Корнев )
Как такового диагноза дислексия или дисграфия не существует, они входят в общую группу расстройств под названием «задержка психоречевого развития». Причем и такой «приговор» нельзя назвать болезнью, это лишь следствие нарушений кровообращения головного мозга. По опыту работы могу сказать, что практически у всех детей-дислектиков наблюдаются проблемы с кровообращением сосудов головного мозга, но их диагностика проводится слишком поздно. Причиной этому служит непросвещенность наших родителей и «старые» методы лечения таких заболеваний, ведь стандартный сценарий действий родителей, заметивших у своего ребенка тревожные симптомы — поход к педиатру, который направляет их к логопеду. Оптимальный вариант действий: с самого начала полностью обследовать ребенка (проконсультировать с психологом, невропатологом, логопедом-дефектологом, психиатром), обязательно провести томографию и ультразвуковую диагностику головного мозга. Только тогда можно ставить окончательный диагноз и в зависимости от формы расстройства и степени запущенности назначать индивидуальный курс лечения. Большинство детей обходится только коррекционной терапией. Медикаментозное вмешательство возможно только при тяжелых формах дислексии, которая наблюдается у ребенка в комплексе с другими психическими заболеваниями (при ДЦП, аутизме и т.д.). Легкую форму «словесной слепоты» при своевременном выявлении можно устранить за 3-4 месяца. (врач медицинского центра «Истина» И. Бабий )
Дислексия - проблемы с навыками чтения - совсем не так распространена, как это кажется. Истинная дислексия имеет неврологическую природу, а та, с которой мы сталкиваемся, как правило, возникает потому, что в доме вообще ничего читать не принято. Это как если бы я сказал, что 99 % современных детей страдают неспособностью развести костер. А откуда у них эта способность возьмется, если они никогда не видели, как родители добывают огонь? А откуда у них возьмутся навыки чтения, если они родителей с книгой в руках никогда не видят?
Большинство звезд (и не только голливудских) половину детства проводят не с книгой в руках, а кривляясь перед зеркалом, и потом дают интервью, жалуясь на тяжелую жизнь. Резюме: случаев дислексии полно, но в большинстве случаев это проблема педагогическая, а не медицинская. (педиатр Е.О. Комаровский)
Для того чтобы у ребенка уменьшить риск проявления дислексии и , необходимо с раннего возраста заниматься с ним специальными упражнениями, которые нацелены на освоение норм грамотной речи и письма. Профилактика дислексии должна основываться на развивающих играх, а не на специальных уроках по 45 минут.
Игры способствуют умственному развитию детей, а также помогают мыслить, анализировать, ориентироваться. Детям важно на начальном этапе обучения показывать как можно больше образов: букв, животных, слов. Им легче воспринимать информацию визуально. В памяти откладываются все эти образы, и в будущем у них не возникнет таких проблем, как дислексия. Еще в садике детям всегда представляют информацию в виде картинок и красочных карт.
Игры для профилактики дислексии
Такими играми вы научите ребенка не только грамотно читать, но и писать, ведь зрительная память детей очень развита, поэтому им легче запоминать все «на глаз», так сказать.
Вам, наверное, приходилось слышать о том, что есть дети, читающие задом наперед, искажающие структуру слов, смешивающие или заменяющие какие-то звуки при произношении на похожие. Возможно, вы знакомы с этими явлениями не понаслышке, и они касаются вашего собственного ребенка. Как бы то ни было, имеет смысл разобраться: опасны ли подобные отклонения, почему они возникают и как можно их устранить. Начать же стоит с определения термина «дислексия», объединяющего все описанное.
Дислексия – это частичное расстройство навыков чтения, которое вызвано распадом или недостаточной сформированностью психических функций, принимающих участие в процессе чтения. При дислексии ребенок неправильно распознает различные знаки и символы, вследствие чего и в понимании смысла прочитанного появляются сложности. В большинстве случаев этому нарушению подвержены дети, но встречается оно и у взрослых, недугу которых в детстве не было уделено должного внимания.
Понятие «дислексия» было введено в 1887 г. немецким медиком и офтальмологом Рудольфом Берлином. Тогда он работал с мальчиком, испытывавшим трудности в обучении письму и чтению, несмотря на нормальный интеллект и физическое развитие. В 1896 г. в «Британском медицинском журнале» была опубликована статья уже другого специалиста, терапевта В. Прингла Моргана, «Врожденная словесная слепота», где описывалось уникальное психологическое расстройство, влияющее на способность обучаться чтению. В этой статье был представлен еще один случай, аналогичный случаю Берлина.
В 1925 г. изучать данный феномен начал невропатолог Самюель Т. Ортон. Он заметил, что никак не связаны с нарушением зрения, и вызваны, скорее всего, асимметрией полушарий головного мозга. Однако эта теория отвергалась множеством ученых, считавших, что главная причина отклонения – это проблемы с визуальным восприятием информации. И, наконец, в 1970-е годы появилась теория, согласно которой дислексия – это результат дефектов метафонологического или фонологического развития. Именно эта теория имеет сегодня большое количество сторонников.
Одними из самых достоверных методов исследования дислексии являются методы нейровизуализации, такие как МРТ (магниторезонансная томография), ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и т.п. С помощью них ученым удалось доказать, что отклонения вызывают нейробиологические причины. Так, у людей с дислексией менее активна зона задней части левой средней височной извилины. Кроме того, у них наблюдаются отличия от нормы в структуре мозговой ткани – в зоне задней части средней височной извилины слева имеются участки пониженной плотности.
Вместе с этими нейробиологическими факторами, продуцирующими развитие дислексии, специалисты выделяют и другие:
Не менее важными считаются и социальные факторы, например, чрезмерные обучающие нагрузки или педагогическая запущенность, неблагополучное окружение, дефицит общения, синдром изоляции, выражающийся в полной потере речи и параличе (с одновременным сохранением чувствительности и сознания). Наравне с причинами, не менее разнообразны и проявления (симптомы) дислексии.
Проявления дислексии весьма разнообразны, и зачастую зависят от возраста человека, страдающего этим недугом. Чтобы было легче разобраться, симптоматика разделена на несколько подгрупп. Давайте их рассмотрим.
Самые первые симптомы дислексии (вне зависимости от возраста, эта категория симптомов очень важна, т.к. указывает на то, что процесс развития отклонения запущен; если вы заметили пять и более из этих признаков, рекомендуем не тянуть с консультацией со специалистом):
Симптомы дислексии в дошкольном возрасте:
Симптомы дислексии в младшем школьном возрасте:
Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:
Симптомы дислексии в старшем школьном возрасте:
Симптомы дислексии во взрослом возрасте:
Кстати, чтобы быстро распознать развитие дислексии у ребенка, советуем посмотреть видео «Как понять, что у ребенка дислексия». В случае если вы заметили у своего ребенка ярко выраженные вышеназванные признаки, стоит незамедлительно обратиться к специалисту, который обладает всем необходимым инструментарием для профессиональной диагностики отклонения.
Первым шагом в диагностике дислексии должно стать посещение детского педиатра. Рассмотрев все признаки и сделав вывод о необходимости лечения, он направит ребенка к логопеду, который и будет проводить с ним основную работу.
В большинстве случаев логопеды начинают собирать подробный анамнез (всю необходимую информацию о протекании заболевания). Скорее всего, понадобится рассказать, как протекала беременность, есть ли генетическая предрасположенность к подобным недугам, имеются ли у ребенка врожденные заболевания, как проходило развитие ребенка в первые годы жизни.
Собрав все данные, логопед выяснит, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи у ребенка, каковы особенности формирования этих навыков, как развит артикуляционный аппарат и каково развитие моторики. Если ребенок уже ходит в школу, врач выяснит, какова его успеваемость по литературе и русскому языку.
Кроме того, специалист может провести несколько специализированных тестов, например, письмо на слух, переписывание текста и зачитывание вслух. Если отклонения будут обнаружены, логопед определит характерные черты недуга и установит его вид.
Несмотря на яркую симптоматику дислексии, ее развитие вовсе не предполагает наличие всех проявлений. Симптомы всегда будут зависеть от вида дислексии. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушения:
Любой из видов дислексии требует внимания родителей и специалистов, однако подобные проблемы с произношением и письмом не следует считать признаком отставания в развитии. Невзирая на такие недостатки, большинство людей-дислектиков развиваются вполне нормально, часто обладают талантами и даже могут быть гениями.
Так, дислексией в свое время страдали такие личности как поэт Владимир Маяковский, актеры Киану Ривз и Кира Найтли, режиссер и актер Квентин Тарантино, певица Шер, легендарная актриса, певица и модель Мэрилин Монро, изобретатель, инженер и художник Леонардо да Винчи, художник и режиссер Уолт Дисней и другие.
К тому же, если обратиться к фактам, можно узнать, что дислектики обладают широким кругозором и пытливым умом, отличным воображением и развитой интуицией; способны рассматривать и оценивать совершенно обычные вещи с разных сторон. Но, конечно же, было бы ошибкой считать, что причиной этим качествам служит дислексия.
Любопытен тот факт, что дислексия способна оставаться проблемой в течение всей жизни человека. Но и случаи развития функциональных навыков чтения имеют место, хотя некоторые дислектики так никогда и не достигают необходимого уровня грамотности. Что же касается лечения, то оно состоит в корректировке учебного процесса ребенка, и включает в себя прямое и непрямое обучение распознаванию слов вместе с навыками выделения компонентов слов.
Прямое обучение основано на специализированных фонематических методах, применяемых отдельно от обычного обучения чтению. А непрямое обучение подразумевает внедрение в обучающие программы по чтению особых фонетических методик.
Иногда используются подходы, в которых дислектики обучаются чтению целыми словами и выражениями, а также подходы, основанные на иерархии овладения навыками, начиная со звуковых единиц и заканчивая словами и предложениями. В дополнение специалисты применяют такие подходы, где происходит одновременное воздействие на разные органы чувств. В большинстве случаев детей-дислектиков обучают работе с компьютером для помощи в выделении слов и улучшения восприятия материала при чтении.
Традиционно для коррекции дислексии принято применять логопедические программы. Они рассчитаны на исправление всего комплекса патологий речи и неречевых процессов. Конкретный же метод зависит от того, с каким видом отклонения специалисту приходится иметь дело:
От того, предпринимаются ли меры по профилактике дислексии, зависит многое: это и успехи ребенка в обучении, и уровень его самооценки, и отношения со сверстниками и педагогами, и уровень притязаний, и результаты в достижении целей. Поэтому в случае обнаружения недостатков в устной и письменной речи необходимо начинать работать с ними как можно раньше.
Профилактика дислексии должна начинаться еще в дошкольном возрасте. Она включает в себя развитие у ребенка зрительно-пространственной функции, памяти, внимания, аналитико-синтетической деятельности, мелкой моторики. Не менее важно прорабатывать звукопроизношение и формировать правильный лексико-грамматический строй речи.
Для снижения вероятности развития у ребенка дислексии, дисграфии, заикания и прочих проблем речи и письма нужно уже в раннем возрасте начинать заниматься с детьми специальными упражнениями, нацеленными на освоение правильной речи и грамотного письма. Лучше всего выполнить эту задачу помогают развивающие игры.
Игры – это лучшее средство для умственного развития детей, плюс они способствуют мышлению, анализу и ориентированию. На начальных этапах рекомендуется демонстрировать как можно больше визуальных образов – слова, буквы, животных, предметы. В детском возрасте лучше всего воспринимается именно визуальная информация. В процессе она откладывается в памяти, отчего риск появления дислексии сводится к минимуму.
Предлагаемые ниже упражнения развивают зрительное внимание, восприятие и память, и улучшают навык чтения:
Проявив немного фантазии, вы можете придумать немало и своих собственных упражнений и игр, проводить время за которыми будет приятно и полезно. Мы же подведем итог нашей статье.
Следует помнить, что дислексися может отрицательно сказаться на развитии ребенка, его успехах и жизненных результатах. А устраняя дислексию, важно понимать, что это не изолированное нарушение. Механизмы, которые ее вызывают, затрагивают как устную, так и письменную речь. Так что преодолевать этот недуг необходимо комплексно, воздействуя на весь спектр речевых и психических нарушений. Работу по коррекции дислексии лучше доверить психологам, педагогам и логопедам, не забывая при этом и о домашних занятиях.
Подбирая задания, нужно брать в расчет несколько принципов: усложняться они должны поэтапно, упражнений должно быть много, временные связи, вырабатываемые у дислексика, должны закрепляться и доводиться до автоматизма, все предлагаемые задачи должны быть понятны, доступны и конкретны. И еще кое-что: никогда не воспринимайте дислексию, как ущербность, ведь это совсем не так. Люди-дислексики – это личности с нестандартным мышлением, способные креативно подходить к поиску решений самых разных проблем. В доказательство этому советуем вам почитать книгу «Дар дислексии» Рональда Дейвиса.
Желаем вам успехов и крепкого здоровья, а также понимания того, что нет непреодолимых преград, а уникальность человека может выражаться в самых разных формах!
Статьи по теме: | |
Лимонный кекс на кефире с маком
Лимонный кекс на кефире без яиц (с пропиткой) — мой любимый рецепт к... Салат из сайры - простые и оригинальные рецепты аппетитной закуски Салат из сайры консервированной с рисом
Я очень люблю салаты с консервированной рыбой. Их можно готовить... Если во сне слышишь стук в дверь
Услышав стук в дверь, мы всегда испытываем приятное ожидание и трепетные... |