Лечение тревожных расстройств у детей. Тревожность у детей дошкольного и младшего школьного возраста: основные аспекты проблемы и способы её преодоления

Тревожные расстройства очень часто встречаются у детей, и мы начнем с небольшой истории, которую рассказали родители одной моей пациентки.
«Таня постоянно тревожилась. Каждое утро она волновалась, что опоздает в школу, хотя ни разу не опаздывала в течение всего учебного года. Ежедневно она беспокоилась, что на большой перемене ее любимый столик в школьном буфете будет занят, а на уроке объявят самостоятельную работу, и она не будет к ней готова. После возвращения из школы Таня переживала, не забыла ли выполнить все домашние задания и о том, не будет ли она плохо выглядеть в той одежде, которую приготовила себе на завтра».
Сначала родители Тани думали, что такое поведение типично для взрослеющей девочки-подростка, но когда классный руководитель сказала, что у Тани ухудшилась успеваемость и возникают проблемы в общении с одноклассниками, родители решили обратиться к врачу-психотерапевту.

Общие сведения о тревожных состояниях (кликните, чтобы открыть)

Что такое тревожное состояние?

Тревога на самом деле – одна из форм стресса. Она может выражаться по-разному: физически, эмоционально или как изменение восприятия окружающей действительности. Тревожное состояние обычно заставляет испытывать страх по поводу того, что может произойти, если события будут развиваться «не так» или концентрирует человека на какой-то опасности.
Беспокойство и тревога — естественные человеческие реакции, играющие важную биологическую роль. Это защитный механизм, который активизируется всякий раз, когда мы чувствуем угрозу.
Когда наше тело и разум реагируют на опасность, мы физически ощущаем это в виде головокружения, учащенного сердцебиения, затрудненного дыхания, потения и дрожания конечностей. Эти ощущения называются механизмом — «борьба/бегство» и вызваны приливом адреналина и других гормонов стресса, предназначенных для подготовки нашего организма к действиям на «максимуме» его возможностей для борьбы с опасностью или для бегства от нее.

Обычно на принятие решения затрачивается несколько секунд, чтобы мозг смог обработать и оценить, насколько угроза реальна, и если да, то какие следует предпринимать действия – «борьба или бегство». Когда мозг передает сигнал «отбой», механизм «борьба/бегство» переходит в нерабочее состояние и нервная система начинает успокаиваться.

Нормальное тревожное состояние

Каждый человек время от времени испытывает чувство тревоги. Эти ощущения могут варьироваться от легкого беспокойства до полномасштабной паники, в зависимости от особенностей самого человека и ситуации.

Вполне естественное явление для незнакомых и сложных ситуаций – возникновение чувства тревоги и беспокойства, вне зависимости от возраста человека. Вы можете почувствовать это перед предстоящим выступлением на совещании или когда за короткое время вам нужно решить множество бытовых вопросов.

Дети в подобных ситуациях чувствуют то же самое – перед экзаменом, контрольной работой, при смене школы и т.д. Все эти события могут вызвать нормальное тревожное состояние, потому что они заставляют сосредоточиться на вопросах — «а что, если…?», «что делать, если я что-то испорчу?» или «как себя вести, если все пойдет не по плану?».

Некоторый объем тревоги является вполне нормальным и даже может служить мотивацией поведения, помогая сохранить бдительность, целеустремленность и готовность сделать все возможное для достижения намеченного. Но слишком сильные и часто возникающие опасения могут повлиять на способность трезво мыслить, добиваться результата, а в тяжелых случаях приводят к «разрушению» нормального положительного восприятия повседневной жизни.

Тревожные расстройства и их типы

Тревожные расстройства являются одними из наиболее распространенных психических заболеваний. Отчасти так сложилось потому, что все люди в той или иной мере переживают стрессы и испытывают волнение. Есть много различных типов тревожных расстройств и каждое со своей симптоматикой. Но все они имеют одну общую черту — длительное, интенсивное беспокойство, неадекватное текущей ситуации, влияющее на повседневную жизнь человека и его ощущение психического комфорта.

Симптомы тревожных расстройств могут появиться внезапно, но могут нарастать и постепенно. Иногда они ощущаются как чувство обреченности, или дурное предчувствие, появившееся вроде бы ниоткуда. Дети, страдающие тревожными расстройствами, обычно не понимают, чем вызваны глубокие и тяжелые переживания, которые они испытывают. Тревожные расстройства, наиболее характерные для детей, могут быть следующими:

  • Общее тревожное расстройство. При общем тревожном расстройстве дети чрезмерно беспокоятся о многих вещах, таких как школа, здоровье, безопасность членов семьи или будущее в целом. Они всегда думают о худшем, и из всех возможных сценариев развития событий выбирают самый ужасный. Наряду с чувством беспокойства и страха, у детей могут проявляться физические симптомы, такие как головные боли, боли в желудке, напряжение мышц или общая усталость. Их беспокойство может привести к пропуску занятий в школе и попытках избежать любой общественной деятельности. При общем тревожном расстройстве, ребенок может чувствовать себя обузой для родных и окружающих, что подавляюще сказывается на его моральном состоянии.
  • Обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР) . Для ребенка с ОКР, беспокойство принимает форму навязчивости (чрезмерно тревожных мыслей) и принуждения (повторяющихся действий с целью попытаться снять тревогу).
  • Различные фобии. Это интенсивная боязнь конкретных вещей или ситуаций, которые не представляют реальной опасности. Например, боязнь высоты, темноты, собак или полетов на самолете. Фобии обычно заставляют ребенка избегать того, чего он боится.
  • Социальная фобия (социальное беспокойство). Это беспокойство вызвано социальными ситуациями, связанными с необходимостью говорить в присутствии других людей. Менее распространенная форма социальной фобии называется «избирательный мутизм», когда ребенку вообще страшно говорить в определенных ситуациях.
  • Паническая атака. В этом случае тревога может возникнуть без видимой причины. Во время паники, у ребенка, как правило, проявляются внезапные и интенсивные физические симптомы: учащенное сердцебиение, одышка, головокружение, онемение или покалывание в различных органах. Агорафобия – один из наиболее сильных страхов панических атак, что заставляет ребенка избегать (по его мнению) «опасных мест», как правило, открытых пространств или больших скоплений людей.
  • Посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР). Этот тип тревожного расстройства возникает в результате травматического события, которое выходит за рамки обычного человеческого опыта: авария, нападение, стихийное бедствие и т.п. Симптомы ПТСР включают в себя: неожиданные воспоминания, ночные кошмары, страхи и стремление ребенка всячески избежать любых напоминаний о самом травматическом событии.

Причины тревожных расстройств

Специалисты до сих пор не знают точно, что именно вызывает тревожные расстройства. Как кажется исследователям, важную роль в этом играют: генетика, биохимия мозга, гиперактивность механизма «борьба-бегство», жизненные стрессовые обстоятельства и поведенческая память.

Если кто-либо из кровных родственников страдает тревожным расстройством, велика вероятность развития одного из типов расстройств и у ребенка. Генетическая связь может повлиять на химические процессы в мозге и регуляцию химических веществ (нейротрансмиттеров).

На развитие тревожного расстройства у ребенка могут оказать воздействие жизненные обстоятельства: потери (например, смерть близкого человека или развод родителей), перемены в жизни (например, переезд в другой город) – все это может послужить триггерами (переключателями). Причем, совсем не обязательно расстройство разовьется немедленно после события. Может пройти даже несколько лет до того момента, когда расстройство обретет внешние проявления.

Ребенок, выросший в семье, члены которой пребывают в страхе, может «научиться» смотреть на мир как опасное место. Кроме того, ребенок, который растет в среде, где на самом деле опасно (например, семейное насилие) тоже будет бояться и всегда ожидать худшего.

Признаки и симптомы тревожных расстройств

Несмотря на «тревожный опыт» во многих жизненных ситуациях, у большинства детей (даже у тех, кто пережил травматические события) далеко не всегда развиваются тревожные расстройства. Однако если ваш ребенок проявляет один или несколько из нижеперечисленных признаков, возможно, у него развивается (или уже развилось) тревожное расстройство:

  • чрезмерное беспокойство, которое проявляется большинство дней в неделю или длится несколько недель подряд;
  • проблемы со сном ночью или сонливость в дневное время;
  • беспричинная усталость;
  • проблемы с концентрацией внимания;
  • раздражительность.

Все эти проблемы могут повлиять на повседневную жизнь ребенка, особенно когда речь идет о концентрации внимания в школе, сне и приеме пищи.
Обычно дети не рассказывают о своем психическом самочувствии, потому что обеспокоены тем, что другие люди (особенно родители) могут их не понять. Они могут опасаться, что их осудят, будут считать «слабаками», трусами или «еще маленькими». И если девочки еще могут, в конце концов, выразить свое беспокойство словами, мальчики, испытывая те же чувства, очень тяжело идут на разговор и предпочитают молчать. Это приводит к тому, что ребенок чувствует себя одиноким и не таким как все – «неправильным.

Хорошей новостью является то, что сейчас врачи-психотерапевты и психологи намного лучше осведомлены о тревожных расстройствах, быстрее и точнее распознают их, чем несколько лет тому назад. Это дает весомую надежду на то, что помощь вашему ребенку будет оказана, и он обязательно почувствует облегчение.

Лечение

Тревожное расстройство ребенка должны лечить профессионалы. Психотерапевт на основании симптомов поставит диагноз, а затем составит план, чтобы помочь ребенку справиться с ситуацией.

Для лечения тревожных расстройств обычно применяется когнитивно-поведенческая терапия (КПТ). При когнитивно-поведенческой терапии, дети попробуют научиться по-новому мыслить и по-новому действовать в ситуациях, которые вызывают беспокойство, а также управлять и справляться со стрессом. Терапевт обеспечит поддержку и руководство всем процессом лечения, обучит ребенка новым навыкам, например, методам релаксации и дыхательным упражнениям. Иногда, но не всегда, могут быть применены медикаменты.

Как помочь ребенку справиться с тревожными расстройствами?

Самый лучший способ — помочь вашему ребенку признать существование проблемы и в благоприятной обстановке обсудить пути ее решения. Вам необходимо откровенно поговорить о симптомах, которые есть у ребенка, и помочь ему понять, как они влияют на повседневную жизнь. Дополнительно можно пообщаться с другими взрослыми, с которыми ребенок активно контактирует, например, учителями и тренерами.

Проявляйте терпение и доброжелательность в то время пока ваш ребенок проходит курс лечения и ищет новые способы для того чтобы справиться с ситуацией. Очень часто рассказ о вашем собственном жизненном опыте и истории преодоления страхов, оказывает неоценимую помощь в лечении тревожных расстройств. Постоянно напоминайте ребенку, что избавление от беспокойств и волнений позволит ему наслаждаться жизнью, снова быть счастливым и веселым.

Будьте уверены, что при правильном уходе, ваш ребенок сможет преодолеть болезнь и научиться с уверенностью и без страха смотреть в будущее.

2012-03-09

Спасибо

Сайт предоставляет справочную информацию исключительно для ознакомления. Диагностику и лечение заболеваний нужно проходить под наблюдением специалиста. У всех препаратов имеются противопоказания. Консультация специалиста обязательна!


Тревожные расстройства и паника: причины их возникновения, признаки и симптомы, диагностика и терапия

Под тревожными расстройствами подразумевают состояния, сопровождающиеся чрезмерной возбудимостью нервной системы, а также сильным необоснованным чувством тревоги и признаками, наблюдающимися при наличии некоторых патологий внутренних органов. Возникнуть данного рода расстройства могут на фоне хронического переутомления, стрессового состояния либо перенесенного тяжелого недуга. Подобные состояния нередко называют еще паническими атаками .
К явным признакам данного состояния можно причислить как головокружение , так и необоснованное чувство тревоги, а также болевые ощущения в области живота и груди, страх смерти либо неминуемой катастрофы, затрудненное дыхание, ощущение «кома в горле».
Как диагностикой , так и лечением данного состояния занимается врач-невропатолог .
Терапия тревожных расстройств предусматривает использование успокоительных препаратов, психотерапию , а также многочисленные методы снятия стресса и релаксации.

Тревожные расстройства – что это такое?

Тревожными расстройствами именуют целый ряд патологий центральной нервной системы, которые характеризуются постоянным чувством тревоги, возникающим по непонятным либо малозначимым причинам. При развитии данного состояния больной может жаловаться также на признаки некоторых других недугов внутренних органов. Так, к примеру, у него может отмечаться затрудненное дыхание, болевые ощущения в животе либо груди, кашель , чувство кома в горле и так далее.

Каковы причины развития тревожных расстройств?

К сожалению, до сих пор ученым не удалось установить истинную причину развития тревожных расстройств, однако ее поиски продолжаются до сих пор. Некоторые ученые утверждают, что данное заболевание является следствием нарушения работоспособности отдельных отделов головного мозга . Специалисты психологи пришли к выводу, что данного рода расстройства дают о себе знать из-за психологических травм, на фоне чрезмерного переутомления либо сильного стресса. Именно психологи уверены и в том, что данное состояние может возникнуть и в том случае, если у человека отмечается весьма ошибочное представление о тех или иных вещах, которое вызывает у него постоянное чувство тревоги.

Если брать в учет тот факт, что современное население просто вынуждено вести активный образ жизни, получается, что данное состояние может развиться у каждого из нас. К числу факторов, которые могут спровоцировать развитие данного рода расстройств, можно причислить также психологические травмы, возникшие в результате перенесенного тяжелого недуга.

Каким образом можно отличить «нормальную» тревогу, которая дает нам возможность уцелеть в опасной ситуации, от патологической тревоги, являющейся следствием тревожного расстройства?

1. В самую первую очередь стоит отметить, что бессмысленная тревога не имеет ничего общего с конкретной опасной ситуацией. Она всегда является придуманной, так как больной просто-напросто воображает в своем уме ситуацию, которой на самом деле не существует. Ощущение тревоги в таком случае истощает больного, причем как в физическом, так и в эмоциональном плане. Человек начинает испытывать чувство беспомощности, а также чрезмерную усталость.

2. «Нормальная» тревога всегда связана с реальной ситуацией. Ей не свойственно нарушать работоспособность человека. Как только угроза исчезает, у человека тут же проходит и тревога.

Тревожные расстройства – каковы их признаки и симптомы?

Кроме постоянного чувства тревоги, которое принято считать главным признаком данного рода расстройств, у человека может отмечаться также:

  • Страх перед ситуациями, которых на самом деле не существует, однако сам человек считает, что с ним это может случиться
  • Частая смена настроения, раздражительность, плаксивость
  • Суетливость, пугливость
  • Влажные ладони, приливы жара, потливость
  • Чрезмерная утомляемость
  • Нетерпеливость
  • Ощущение нехватки кислорода, неспособность глубоко вдохнуть либо внезапная потребность глубоко вдохнуть
  • Бессонница , нарушения сна, кошмары
  • Ухудшение памяти, нарушение концентрации внимания, снижение умственных способностей
  • Чувство «комка в горле», затруднения при глотании
  • Чувство постоянного напряжения, которое не дает возможности расслабиться
  • Головокружение, потемнение в глазах, учащенное сердцебиение
  • Болевые ощущения в области спины, поясницы и шеи, ощущение мышечного напряжения
  • Боли в груди, вокруг пупка, в подложечной области, тошнота , диарея


Немаловажно отметить тот факт, что все симптомы, которые были представлены вниманию читателей чуть выше, очень часто напоминают признаки других патологий. В результате, больные обращаются за помощью к огромному количеству специалистов, но только не к невропатологу.

Довольно часто у таких больных отмечаются еще и фобии – боязнь тех или иных предметов либо ситуаций. Самыми распространенными принято считать такие фобии как:

1. Нозофобия – боязнь определенного недуга либо страх заболеть вообще (к примеру, канцерофобия – боязнь заболеть раком ).

2. Агорафобия – боязнь очутиться в толпе людей либо в чрезмерно большом открытом пространстве, страх перед невозможностью выбраться из этого пространства либо толпы.

3. Социальная фобия – боязнь употреблять пищу в общественных местах, страх оказаться в обществе незнакомых людей, страх выступать перед публикой и так далее.

4. Клаустрофобия – страх находиться в замкнутых пространствах. В данном случае человек может бояться оставаться как в запертой комнате, так и в транспорте, в лифте и так далее.

5. Страх перед насекомыми, высотой, змеями и тому подобное.

Стоит отметить, что нормальный страх отличается от патологического, прежде всего, своим парализующим действием. Он возникает беспричинно, при этом полностью изменяя поведение человека.
Еще одним признаком тревожного расстройства принято считать обессивно-компульсивный синдром , представляющий собой постоянно возникающие идеи и мысли, которые провоцируют человека на какие-то одни и те же действия. Так, к примеру, люди, постоянно думающие о микробах, вынуждены чуть ли не каждые пять минут тщательно мыть руки с мылом.
Психическое расстройство – одно из тревожных расстройств, сопровождающееся внезапными повторяющимися приступами паники, возникающими без каких-либо причин. Во время такого приступа у человека отмечается учащенное сердцебиение, одышка , а также страх перед смертью.

Особенности тревожных расстройств у детей

Чувство паники и тревоги у ребенка в большинстве случаев объясняется его фобиями. Как правило, все дети, у которых имеется данное состояние, стараются не общаться со своими сверстниками. Для общения они выбирают бабушек либо родителей, так как среди них они чувствуют себя вне опасности. Довольно часто у таких детей понижена самооценка: ребенок считает себя хуже всех других, а также боится, что его родители перестанут его любить.

Диагностика тревожных расстройств и панических атак

Чуть выше мы уже говорили о том, что при наличии тревожных расстройств у больного отмечаются многочисленные симптомы схожие с признаками заболеваний нервной системы, пищеварительного тракта, зобом, астмой и так далее. Как правило, диагноз данной патологии удается установить только после того, как будут исключены все патологии, сопровождающиеся такими же симптомами. Как диагностика, так и терапия данного заболевания входит в компетенцию врача-невропатолога.

Терапия тревожных состояний

Терапия данного рода состояний предусматривает психотерапию, а также прием лекарственных средств, которым свойственно снижать чувство тревоги. Данными медикаментами являются анксиолитики .
Что касается психотерапии, то данный метод лечения основывается на многочисленных методиках, которые дают возможность больному реально взглянуть на все происходящее, а также помогают его организму расслабиться в момент приступа тревожного состояния. К числу психотерапевтических методик можно отнести как дыхательную гимнастику, так и дыхание в мешок, аутотренинги, а также выработку спокойного отношения к навязчивым мыслям в случае обсессивно-компульсивного синдрома.
Данный метод терапии может использоваться как индивидуально, так и для лечения небольшого количества людей одновременно. Больных учат как нужно себя вести в тех или иных жизненных ситуациях. Такое обучение дает возможность приобрести уверенность в себе, а, следовательно, преодолеть все угрожающие ситуации.
Терапия данной патологии посредством лекарственных препаратов предусматривает применение медикаментов, которые помогают восстановить нормальный обмен веществ в головном мозге. Как правило, в таких случаях больным прописывают анксиолитики, то есть успокоительные препараты. Различают несколько групп таких медикаментов, а именно:

  • Нейролептики (Тиаприд , Сонапакс и другие ) очень часто прописывают больным, дабы избавить их от чрезмерного чувства тревоги. На фоне применения данных медикаментов о себе могут дать знать такие побочные эффекты как: ожирение , снижение артериального давления , отсутствие полового влечения.
  • Бензодиазепиновые препараты (Клоназепам, Диазепам, Альпразолам ) дают возможность забыть о чувстве тревоги за достаточно короткий промежуток времени. При всем при этом они также могут вызвать развитие некоторых побочных эффектов типа расстройства координации движения, снижения внимания, привыкания, сонливости. Курс терапии данными медикаментами не должен превышать четырех недель.

Вопросу о влиянии алкоголизма родителей на детей как в оте-чественной, так и в зарубежной литературе посвящено довольно много научных работ. Выявляется существование четкой взаимо-связи между алкоголизмом родителей и физическим и психическим здоровьем их детей. Статистический анализ клинического мате-риала показывает, что дети с нервно-психическими расстрой-ствами достоверно чаще встречаются в семьях, отягощенных родительским алкоголизмом, по сравнению со здоровыми семьями (90-98% и 14-20% соответственно). Наряду с этим наблюдаются различные подходы рассмотрения путей воздействия алкоголизма родителей на здоровье детей, что обусловлено труд-ностями разграничения причин отклонений у потомства алкого-ликов: специфики социальной среды или повреждения алкоголем половых клеток родителей.

Исходя из анализа литературы, посвященной этой проблеме, можно выделить три основных направления. Некоторые авторы в качестве основной причины рассматривают биологический фак-тор, особенно при наличии матери, злоупотребляющей алкоголиз-мом, что ведет к органическому поражению головного мозга ребенка. Следует добавить, что в одном и том же возрасте при одинаковой массе, одинаковом объеме потребления алкоголь-ных напитков мужчинами и женщинами содержание алкоголя в крови у женщин всегда выше.

В то же время существуют клинические исследования, посвя-щенные изучению развития психической патологии у взрослого потомства больных хроническим алкоголизмом, которым страдали только отцы. Так, А. А. Гунько обследовал 37 детей из 23 подобных семей. В возрасте 25 лет и старше (при этом у половины из них отцы покинули семью или до рождения или в первые пять лет после его рождения) у всех обнаружены различные типы психических нарушений: хронический алкоголизм (56%), психо-патии (30%), невротические расстройства (4%), депрессии (13%), суицидальные попытки (22%). Таким образом, можно сделать два основных вывода: а) биологический компонент явля-ется доминирующим в последующей психической патологии у де-тей больных алкоголизмом отцом; б) структуру психических нарушений потомства определяют хронический алкоголизм и пси-хопатии.

Другие авторы по главу угла ставят окружающую дезоргани-зованную социальную среду, которая в итоге приводит к патологи-ческому формированию личности. Подобный подход характерен для сторонников теории социального научения, со-гласно которой основной акцент ставится не на личности как тако-вой и не на генетическом или биологическом факторах, а на харак-тере сложившегося взаимодействия между личностными и средовыми детерминантами поведения. В соответствии с рассматривае-мой теорией, отклонения поведения в детском и подростковом возрасте представляют собой, прежде всего продукт социального научения индивида, что тем самым становится функционально оправданным. Следовательно, в зависимости от конкретной ситуа-ции, которая для детей больных алкоголизмом родителей является весьма специфичной, этот поведенческий паттерн может служить средством для достижения субъектом тех целей, которые он не может достичь иным образом. В то же время он (поведенческий паттерн) может выступать для подростка как способ справиться с фрустрациями, возможными неудачами, как средство выражения своего отношения к нормам и ценностям мира взрослых. В итоге происходит нарастание психических отклонений, которые приводят к нервно-психическим нарушениям, формирующимся к подростковому возрасту.

Большинство же придерживается мнения о том, что алкоголизм родителей представляет собой сложный фактор отрицательных внутренних и внешних воздействий на потомство, приводящий к нарушению его нормального нервно-психического развития. Влияние домашней окружающей среды особым образом вносит вклад в психологические характеристики ребенка. При этом нельзя отрицать роли личности с присущими ей взглядами, интересами, привычками, которые создаются в процессе ее формирования. Таким образом, нормы поведения преломляются через индиви-дуальные свойства личности. Если для детей в возрасте 6-9 лет из семей алкоголиков характерны реакции астенического типа, то к 10-14 годам развивается картина патологического развития личности в виде повышенной тревожности, импульсив-ности, отчужденности, агрессивности, гиперактивности, со сни-женным самоконтролем.

Ю.М. Дмитриевым предложена следующая классификация патогенного воздействия алкоголизма родителей на развитие ре-бенка: 1) опьянение одного из родителей в период зачатия; 2) физическая или психическая травматизация матери в период беременности; 3) травматизация новорожденного; 4) недостаточ-ный уход за ребенком; 5) неправильное воспитание и связанная с этим педагогическая и социальная запущенность ребенка; 6) ин-теллектуальная и социальная деградация матери или отца, стра-дающих хроническим алкоголизмом; 7) постоянная психотравмирующая ситуация в семьях больных хроническим алкоголизмом; 8) влияние микросреды, в которую неизбежно входят семьи боль-ных хроническим алкоголизмом. К данной классификации впо-следствии был прибавлен еще один пункт: опьянение матери в период беременности и кормления грудью.

При проведенном нами социально-психологическом обследова-нии 61 воспитанника специальной школы со строгим контролирую-щим режимом (мальчики в возрасте 11 -14 лет) выявилось, что 84% из них происходят из алкоголизирующихся семей. Мать злоупотребляла спиртными напитками у 41% воспитанников, алкоголизировался только отец у 15%, оба родителя злоупотреб-ляли алкоголем у 28%. Но у злоупотребляющей спиртными напитками матери эпизодически менялись их сожители, столь же дезорганизованные и страдающие хроническим алкоголизмом. Следовательно, практически 68% обследованных воспитанников выросли в семьях с сочетанным (или супружеским) алкоголизмом в ближайшем социальном окружении, при котором индивидуаль-но-личностные его особенности приобретают парно-групповые ха-рактеристики с иного рода семейно-алкогольной адаптацией, чем в семьях, где только один из родителей страдает алкоголизмом.

Необходимо отметить малое и явно недостаточное количество исследований семей, в которых оба супруга страдают злоупотреб-лением спиртными напитками. Тем не менее, отмечается неодно-родность клинико-типических особенностей этих пар. Выделяются следующие типы подобных семей. 1) Алкогольно-социопатический тип, который характеризуется грубым нарушением социаль-ных ролей и общественных норм поведения. Для этих семей при-суща ранняя обоюдная алкоголизация, злокачественное течение заболевания, ранние психопатоподобные формы реагирования (у жен чаще истеро-возбудимые, у мужа - эксплозивные) с бы-стрым формированием измененных форм опьянения. После 5-10 лет алкоголизации социопатия затрагивает все сферы жизнедея-тельности: супруги совершают противоправные поступки, преры-вают трудовую деятельность; перестают справляться с воспита-тельными и хозяйственными функциями. В данном случае пре-обладает эйфоризирующе-стимулирующая мотивация пьянства, где алкоголь выступает в роли допинга. 2) Алкогольно-невроти-ческий тип семьи характеризуется сочетанием алкоголизма и нев-ротического стиля взаимоотношений. Здесь алкоголь служит средством для снятия постконфликтного напряжения и улучшения межличностного взаимодействия, то есть преобладающими явля-ются релаксационно-коммуникативные мотивы употребления ал-коголя. 3) Алкогольно-олигофреноподобный тип семей, которым свойственна «неразвитость» у супругов всех сфер. Эти лица стоят на низком уровне и по образованию, и по социально-трудовому статусу, и по духовно-нравственному развитию. Употребление крепких спиртных напитков с самого начала опирается на сильные родственные алкогольные традиции. Тем не менее, грубой социаль-ной дезадаптации не наблюдается. Следовательно, доминирующей мотивацией злоупотребления спиртными напитками является псевдотрадиционная и адаптационная.

В результате нашего обследования четко разграничить типы семей и мотивы совместного употребления алкоголя не представи-лось возможным, видимо из-за того, что работа велась не с самими родителями, а анализировались данные, зарегистрированные в «личных» делах воспитанников специальной школы в сочетании с беседами с ними. Несмотря на это, обнаружилась выраженная социопатия родительских семей: у 26% подростков ближайшие родственники находились в местах лишения свободы (не учиты-вались принудительные направления на лечение в ЛТМ и суди-мости родителей по поводу лишения родительских прав кого-либо из родителей). Еще у 28% обследованных воспитанников спец-школы родители предупреждены или уже лишены родительских прав вследствие аморального образа жизни и злоупотребления алкогольными напитками. Более половины родителей не имели постоянного места работы, в связи с чем не было постоянного источника дохода.

Наряду с этим 6% семей, где злоупотреблял спиртным только отец, можно отнести в разряд достаточно благополучных, так как в этих семьях не обнаружено выраженных явлений социальной дезадаптации. Родителями постоянно осуществлялись попытки контроля за своими детьми.

Таким образом, в анамнезе у 78% воспитанников выявлены крайне неблагополучные условия воспитания, где во время запоев родителей они практически с самого раннего детства были эпизо-дически предоставлены сами себе. Большинство из них годами существовало в нечеловеческих условиях проживания. Например, в одном из личных дел сообщается о санитарных условиях места жительства: «Условия антисанитарные, ужасающая грязь. Из ме-бели в квартире только стол на кухне, где дети занимаются. Даже табуреток нет - сидят на ящиках из-под бутылок. В доме четверо детей младше 11 лет, а из еды на окне полбуханки хлеба и поллитровая банка с водой». При беседе на вопрос: «А на чем же с бра-тьями и сестрами спал, если в доме вообще нет мебели?», мальчик ответил, что: «годами все спали вповалку на сене в одной из ком-нат». На вопрос: «Нравится ли Вам находиться в специальной школе и почему?» большинство подростков ответило положительно в качестве основной причины указывалось: «Здесь всегда сыты». У 12% из них зарегистрированы госпитализации в детские больницы в крайне запущенном состоянии с диагнозами «дистрофия», «анемия».

Следовательно, при хроническом алкоголизме родителей на-блюдается исчезновение факторов, необходимых для успешного функционирования семьи, развивается извращение потребностей и снижение волевых качеств у родителей, отсутствие понимания ими детей и их элементарных потребностей. Все это приводит к боль-шой (порой непереносимой) нервно-психической и физической на-грузке как на семью в целом, так и на детей в особенности. В «качестве важнейших черт в семьях алкоголиков отмечают высокую нервно-психическую нагрузку, напряжение, тревогу, что обусловливает нервно-психические расстройства у детей. Кроме того, алкоголизм родителей порождает социальные проб-лемы у их детей: у них возникают сложности в общении со сверст-никами - значительная часть их становится изгоями, объектом насмешек, групповой обструкции и т. п.

У 56% обнаружено пребывание вне семьи (интернатах или у дальних родственников) от полугода до 6 лет. Можно утверж-дать, что у большинства обследованных подростков выявлена депривация, которую отличают от социально-педагогической за-пущенности. Последняя есть результат плохого воспитания, не на-рушающего психического развития ребенка. Психическая же депривация «является состоянием, возникшим в результате таких жизненных ситуаций, где субъекту не предоставляется возмож-ности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в достаточной мере и в течение доста-точно длительного времени».

Неблагоприятное социальное окружение ребенка, родители которого или один из них страдают хроническим алкоголизмом, ведет к депривации, в результате чего он не способен приобрести социальный опыт или этот опыт оказывается неудовлетворитель-ным, обусловливающим последующие нервно-психические нару-шения.

К проблеме о том, какие же факторы депривации являются наиболее важными, обращалось довольно много авторов. Перво-начально были описаны следующие факторы: 1) недостаточность и непоследовательность материнской заботы с элементами пре-небрежения; 2) искаженное воспитание психически больными или отсталыми родителями; 3) дезорганизация семейной жизни 8 связи с отсутствием отца или матери или их антисоциальное поведение; 4) социальная изоляция семьи; 5) неблагоприятные материально-бытовые условия, невозможность владения личными вещами - игрушками, одеждой, постелью и т. д. Затем этот Перечень был дополнен за счет эмоциональной неадекватности Родителей, низкого уровня стремлений к достижениям в семье и культуральной среде, частью которой семья является, бедного лексикона и упрощенности языковых структур, низкого экономического уровня семьи, недоступности для нее специальных профилактических или терапевтических инструкций, отсутствия взрослых, которые могли бы подкреплять и облегчать новые образцы поведения. В последующем произошло еще одно расширение числа факторов депривации в связи с неудовлетворенностью одной из «основных» (жизненных) потребно-стей общественной самореализации, посредством которой предоставляется возможность овладения раздельными общественными ролями и ценностными целями. При этом всеми авторами отмечался тот факт, что чем раньше и дольше после рождения ребенок находится в обстановке депривации, тем хуже для формирования его психики.

Общеизвестно, что для психического развития ребенка семья представляет единое целое, так как каждый отдельный член аутохронно выполняет определенную роль в удовлетворении его жизненных потребностей - сенсорных, эмоциональных, социаль-ных и когнитивных. Ситуация в семье алкоголика является уни-версальной депривацией, семейной, материнской (матеральной), отцовской (латеральной).

Следует отметить, что диагностировать какие-либо нервно-психические нарушения у подростков врач-психиатр в принципе может только в случае ярких проявлений расстройств личности. Происходит это потому, что существует положение, запрещающее помещение подростков с отклонениями поведения в специальную школу со строгим контролирующим режимом, если у последних диагностированы какие-либо аномалии психического развития. Из анамнеза консультируемого подростка может быть известно о его повышенной эмоциональной неустойчивости, вспыльчивости, импульсивности, агрессивности вплоть до жестокости; что зача-стую этот подросток терроризировал других детей. Разнообразные воспитательные воздействия желаемых положительных сдвигов в его поведении не приносили. Все это привело к нарастанию масштабов нарушений поведения, например от асоциальных по-ступков до противоправных действий. Но даже в этом случае данный подросток не наказуем, так как уголовное дело закрыва-ется в связи с недостижением им соответствующего возраста (14 лет). Также это усугубляется полной бесконтрольностью, равнодушием со стороны родителей. Единственной действенной мерой разрешения рассматриваемой ситуации является помещение подобных подростков в специальную школу, изолируя тем самым от крайне неблагоприятного ближайшего социального окружения, с одной стороны, и контролируя его поведение - с другой. Поэ-тому врач поставлен в такие условия, когда он вынужден при-знавать нарушения нервно-психического развития в рамках нор-мы, хотя это и противоречит клиническим описаниям взаимосвязи между алкоголизмом родителей и психическим неблагополучием их детей.

Такие подростки нуждаются в помощи, в первую очередь, врачей и психологов, а только после этого социальных работников. Видимо, следует исходить из жизненных реалий, официально признать, что большинству «трудных» подростков присуши аномалии психического развития, и строить комплекс психокоррекционных мероприятий с ними, учитывая указанный медицинский фактор (то, что эпизодически они нуждаются в меди-каментозной поддержке), который в данный момент полностью исключается. Более того, видимо следует исключить данное огра-ничение (нарушения нервно-психического развития) при направ-лении подростков-делинквентов в специальную школу.

Это утверждение полностью согласуется с мнением практиче-ских работников правоохранительной системы, которые пришли на основании опыта к тому же выводу. Так, анализируя общие сведения о криминогенной ситуации в Петербурге и Ленинградской области констатируют, что «более 1000 преступников в возрасте 11 -14 лет, находящихся на учете в психоневрологических диспан-серах, свободно ходят по улицам города. Однако, избежав наказа-ния по причине душевной болезни, малолетние преступники отнюдь не перевоспитались. Во всем мире для них созданы специнтер-наты - это и гуманно, и для общества безопасно. У нас таких заведений нет. В результате мы собственными руками растим рецидивистов…».

Проблема отклонений поведения у детей и подростков была и остается чрезвычайно актуальной. Возникает необходимость в соз-дании профилактической модели стабилизации функционирования общества. И ряд таких моделей предложен учеными - психоло-гами, юристами, педагогами, рассматривающих три основных направления: 1) совершенствование социальной жизни людей; 2) устранение социальных факторов, способствующих формиро-ванию и проявлению девиантного поведения; 3) воспитание со-циально ориентированной личности. Все авторы единодушно счи-тают необходимым скоординировать действия между многочислен-ными субъектами, занимающимися как профилактикой, так и коррекцией отклонений поведения у подростков, учитывая все факторы дезадаптации: социальные, юридические, медицинские, психологические и педагогические.

Температура – один из важнейших показателей здоровья, помогающий понять: какое соотношение между выработанным теплом и теплообменом, происходящим между органами и их тканями, с одной стороны, и внешней средой – с другой. Как ни странно, но её показатели не одинаковы для всех и зависят от следующих факторов:

  • возраст (повышается у детей во время игр или продолжительного плача; чем старше человек, тем ниже показатели)
  • пол (у женщин выше, чем у мужчин)
  • состояние организма (повышается: в активном состоянии, испытывая физические нагрузки, принимая пищу)
  • время суток (с утра ниже, к вечеру повышается)
  • влияние окружающей среды (в жаркую погоду может повыситься)

Температура тела — важный показатель здоровья человека

К субфебрильной относится температура 37 – 37,5 °С и считается таковой, если она появилась без видимых причин и держится определенный промежуток времени, порой до нескольких месяцев. Человек может ощущать это, а может и не замечать этого. Для того, чтобы сделать вывод о том, субфебрильная температура у вас или это единичный случай, который вызван конкретной ситуацией, стоит обратиться к врачу.

Делаются замеры, которые происходят несколько раз в день, в одно и то же время на протяжении некоторого времени. На основании этих данных строится температурная кривая. Её необходимо проанализировать, выяснить, есть ли сопутствующие изменения и провести лабораторную диагностику. В результате можно понять причину или причины, приведшие к повышению температуры.

Такое состояние может соответствовать многим заболеваниям, среди которых: депрессии, вегетососудистая дистония, неврозы.

Температура при неврозе

Что собой представляет невроз и какова природа этой болезни? Это заболевание является функциональным, т.е. обратимым и представляет собой не «поломку» какого-то органа, а лишь нарушение в работе, в нашем случае не органа, а центральной нервной системы.

Иногда упадок сил способствует тому, что температура падает до показателя 35°С, но она так же может выскочить и вверх, а порой может находиться на субфебрильных отметках.

За терморегуляцию и сбалансированность отвечает гипоталамус – центральный орган вегетативной системы. Стойкое расстройство теплообменных процессов свидетельствует о нарушениях в его работе.

При неврозе температура тела может повышаться или понижаться

Неинфекционное повышение температуры может свидетельствовать о проявлениях симптомов всд, в частности вегетоневроза. Это состояние с субфебрильной температурой может быть продолжительным по времени и проявляться в следующих случаях:

Психогенные причины повышенной температуры при неврозе:

  • детский и юношеский возраст на фоне всд
  • зндокринные патологии в переходном возрасте (гормональные перестройки)
  • стресс
  • физические и эмоциональные перегрузки
  • железодефицитная анемия

Личностные особенности больного:

Вы в группе риска, если у вас: слабая нервная система невротического склада, вы эмоционально уязвимы, наследственная предрасположенность, беременность, вы – житель мегаполиса.

Эмоциональный стресс, тяжелые умственные нагрузки — все это основные причины повышения температуры тела при неврозе

Симптомы невроза с температурой:

  • астения
  • повышенная температура тела
  • боли в мышцах и суставах
  • «ватные» конечности

Почему держится субфебрилитет, каковы его причины? Иногда этому состоянию предшествовала болезнь и это может быть её отголоском. Когда же не было ничего подобного, то можно говорить о зарождающейся дисфункции.

Чтобы правильно поставить диагноз, нужно действовать методом исключения: нужно исключить наличие воспалительных процессов, инфекционных заболеваний, проявлений хронических болезней. И вот если все эти факторы исключены, а цифры продолжает держаться на повышенных отметках, то принято говорить о вегетоневрозе.

При неврозе организм работает в стрессовом состоянии. Стресс способен повысить температуру и здесь организм попадает в замкнутый круг: иммунная система ослаблена и плохо выполняет свои функции, следовательно, развиваются инфекционные процессы, а они приводят в стрессовое состояние нервную систему, разбалансируют вегетативную систему и подогревают уже запущенные процессы.

Если повышение температуры происходит от воспалительного процесса, то можно с уверенностью сказать, что работа иммунной системы нарушена и выглядит это в виде увеличенных лимфоузлов и проявлениях признаков болезни на слизистых. Соответственно, лечение будет успешным, если будут устранены причины во всех 3-х направлениях: восстановлена работа нервной и иммунной системы, осуществлён поиск и найдена инфекция, проведена санация слизистых.

У 1/3 больных неврозом есть в наличии субфебрильная температура. Она не опасна, может быть и не замечена человеком, но не стоит недооценивать ситуацию, т.к. может развиться психосоматическая болезнь.

При неврозе организм работает в стрессовом состоянии

Температура при депрессии

У каждого человека есть свои внутренние биологические часы и от того, как они работают, будут зависеть такие жизненно важные показатели, как артериальное давление, сердечный ритм, тонус сосудов, температура тела. В течение суток наша температура меняется: наименьшие её показатели в утренние часы (в районе 4-5 часов), наивысшие между 15 и 18 часами. У здорового человека эта разница невелика и составляет 1,2 – 1,5°С. У человека, находящегося в состоянии депрессии эта разница почти отсутствует и показатели ее находятся на завышенных позициях.

Депрессия – это комплексное расстройство, а не патология конкретного органа. Поэтому причин, по которым может долгое время держаться температура, тоже может быть много.

Для точного их определения нужно очень внимательно провести устный опрос: выяснить, были ли оперативные вмешательства и по какому поводу, принимались ли какие-либо препараты, посещались ли другие страны, выясняются бытовые условия и профессиональные особенности, увлечения, а так же нужно исключить ложные причины субфебрилитета. Ложными причинами может быть банальный поломанный градусник. На следующем этапе проводится эпидемическое и клиническое обследование.

Если причина определена и она не относится к инфекционным болезням и воспалительным процессам в организме, то все расстройства терморегуляции относят в вегетососудистой дистонии – одному из симптомов температурной депрессии.

Температура при панических атаках

ПА – это приступ страха, невротическая реакция. Особенность её в том, что возникает она внезапно, на первый взгляд без видимых причин. Вызывать её могут любые умственные, эмоциональные или физические перенапряжения.

Повышенную температуру тела может вызывать сбой в работе гипоталамуса.

Повышение температуры тела может произойти и при панических атаках

Суть панической атаки: это выглядит в виде выброса адреналина в кровь. Постоянная бомбардировка гипоталамуса повышенными дозами адреналина и приводит к тому, что терморегуляция нарушена и температура может повышаться.

Все патологические отклонения в работе нервной системы излечимы, если вы будете находиться в тесном контакте с врачом психотерапевтом. Существуют лекарственные и немедикаментозные способы лечения, методики дыхательной и мышечной релаксации. Все они играют исключительно важную роль для купирования и лечения этих состояний.

Малыши до 1 года не могут сказать вам, что и где у них болит, и маме догадаться о нездоровье ребенка порой непросто. Поэтому врачами выделен целый комплекс тревожных симптомов у ребенка, которые должны насторожить родителей и заставить их обратиться к врачу или, не раздумывая, вызывать скорую помощь. Ведь лучше перестраховаться и лишний раз проконсультироваться со специалистом, убедившись, что все в порядке, чем потерять драгоценное время в лечении. Все симптомы болезней у детей протекают сильнее и развиваются гораздо быстрее, чем у взрослых. Зачастую тяжесть состояния ребенка напрямую зависит от возраста – чем младше кроха, тем более сильно он будет болеть и тем более бдительными должны быть родители.

Помните, своевременное обращение к врачу и лечение болезней у ребенка в большинстве случаев позволяет избежать осложнений и негативных последствий для здоровья, главное – вовремя их распознать.

Симптомы у грудничка: что нужно замечать?

Родители всегда лучше всех врачей знают своего ребенка – они наблюдают за его ростом и развитием изо дня в день. Поэтому обычно они быстро замечают, если что-то в поведении или самочувствии ребенка меняется. Однако в силу отсутствия у большинства из них медицинских знаний они не могут оценить степень опасности, не придают значения симптомам или ищут совета у родных или друзей, в Интернете или справочниках. Но в случае появления описанных ниже симптомов настоятельно рекомендуем обратиться к врачу, а в некоторых случаях вызывать скорую помощь.

Все эти проявления разделим на две основные группы:

  • неотложные, требующие немедленного вызова скорой помощи, реанимации или госпитализации ребенка;
  • срочные или тревожные, требующие обращения к врачу, консультации в клинике или дополнительного обследования.

Неотложные симптомы у грудничка

Лихорадка. Самой частой причиной беспокойства родителей является повышение у ребенка температуры тела. Причин лихорадки множество – это инфекционные и неинфекционные болезни, перегрев или травмы и многое другое. Повышение температуры у ребенка – это защитная реакция организма, в большинстве своем вирусы и микробы начинают гибнуть при 38°С и выше. А воспалительные процессы, протекающие в условиях повышения температуры, активнее и быстрее проходят. Однако у малышей лихорадка может быть опасной из-за незрелости нервной системы.

Повышение температуры у ребенка до 1 года всегда требует осмотра педиатра, вне зависимости от цифр, но мы поговорим о другом случае – когда температура высокая, 38,5°С и выше. При такой температуре обязательным является применение жаропонижающих препаратов, вне зависимости от состояния ребенка. При повышении температуры выше 39,5°С или при отсутствии эффекта от жаропонижающих спустя 40–60 минут с момента их приема необходимо вызвать скорую помощь – такая лихорадка опасна для головного мозга ребенка. Она может вызывать его повреждения и нарушать работу всего организма. Кроме того, немедленного вызова скорой помощи требует любая температура у ребенка до 3 лет, если появились подергивания мышц или дрожь, это говорит о том, что могут начаться судороги. У детей с предрасположенностью нервной системы (травмы, перинатальное поражение, повышенное внутричерепное давление) судороги возможны даже при невысокой температуре – они продолжаются недлительно, могут сопровождаться потерей сознания, проходят при снижении температуры и требуют обязательного осмотра врача.

Судороги или эпилептический приступ. Судороги у ребенка обычно случаются на фоне различных болезней или внезапно, на фоне полного здоровья, они могут возникать в любом возрасте с самого рождения. Обычно судорогам у ребенка предшествует так называемый продромальный период, возникающий за несколько часов или даже дней до приступа, – выраженное двигательное беспокойство, возбуждение ребенка, смены настроения, частый плач, крики, повышение раздражительности и нарушения сна. Классический приступ начинается с сильной истерики или крика ребенка, вслед за которым он теряет сознание и возникают судороги. Сначала тело напрягается на 10–20 секунд, каменеют мышцы лица и тела, сжимаются челюсти, глаза закатываются. При этом ребенок бледный, затем синеет, появляются резкие нескоординированные сокращения мышц тела, кроха может описаться. Этот период длится около 30 секунд. Затем судороги уменьшаются, мышцы расслабляются, восстанавливается дыхание и возвращается сознание. Однако ребенок продолжает находиться в заторможенном состоянии. Судороги у ребенка – это всегда опасно, они могут повторяться и свидетельствуют о серьезных проблемах со здоровьем – поражении головного мозга и нервной системы, обменных нарушениях или инфекциях. При возникновении судорог немедленно нужно вызвать скорую помощь.

Выбухает и пульсирует родничок у грудничка. Иногда отмечается сильное напряжение родничка у ребенка, его выпячивание над поверхностью кожи и даже выраженная пульсация. Часто такое сопровождается очень выраженным беспокойством ребенка. Обычно этот признак указывает на повышение давления ликвора, жидкости, в которой находится мозг внутри черепной коробки. Возникает при менингите (воспаление мозговых оболочек), энцефалите (воспалении ткани мозга), травмах головного мозга, врожденной гидроцефалии (водянке головного мозга), пороках развития нервной системы. Такое состояние очень тяжелое, опасно повреждением мозговой ткани и требует немедленного лечения в стационаре.

Западает родничок у ребенка. Это состояние говорит об обратном явлении – снижении давления ликвора, недостаточном его количестве, что тоже является опасным. Ликвор является амортизатором, смягчая толчки при движении, и питательной средой для мозга. Снижение количества ликвора приводит к нарушениям в работе мозга, оно происходит при тяжелом обезвоживании организма, которое возможно при перегреве, кишечных и других инфекциях, лихорадке, поносе, рвоте и некоторых других состояниях. В такой ситуации требуется немедленная госпитализация ребенка и восполнение потерянной жидкости через капельницу или путем отпаивания.

Обморок у ребенка. Обморок – это кратковременная потеря сознания из-за нарушений мозгового кровообращения. Причин обморока у ребенка может быть много – гипоксия, сильная боль, поражение мозга, пороки сердца, снижение уровня сахара в крови, травма головы. Обмороку могут предшествовать дискомфорт и беспокойство ребенка, вялость, заторможенность, отсутствующий взгляд, зевота. Позже малыш перестает реагировать на окружающее, тело обмякает, и он падает, дыхание при этом замедляется. Затем ребенок приходит в сознание. Потеря сознания требует немедленного осмотра врачом скорой помощи и госпитализации.

Внезапно возникший кашель с хрипотой, каркающий, лающий. Внезапно возникающий кашель часто бывает признаком инородного тела в гортани, трахее или бронхах. Если ребенок играл с игрушками, где есть мелкие части, кушал или просто кашель возник на фоне полного здоровья, причем он резкий, громкий, со свистом, слышны хлопающие звуки, ребенок беспокоится и синеет, необходимо срочно вызывать скорую помощь. Если ребенок в сознании – нужно постараться успокоить его. Каркающий или грубый, лающий кашель с посинением и шумным вдохом возможен при явлениях ОРВИ – тогда речь идет о ложном крупе, отеке гортани с затруднением дыхания. При первых признаках проблем с дыханием следует немедленно вызвать скорую помощь, и до ее приезда для уменьшения отека рекомендуется включить в ванной горячую воду, чтобы малыш подышал паром.

Одышка и шумное дыхание. Часто эти признаки появляются при обструкции (сужении) бронхов на фоне ОРВИ или аллергии. При этом ребенок возбужден или угнетен, он может шумно дышать, кашлять, лицо бледнеет или приобретает синюшный оттенок, можно заметить, что сердце у крохи стало биться намного чаще. В таких случаях необходимо срочно вызвать скорую помощь, до ее приезда нужно попытаться успокоить ребенка и дать ему попить теплой жидкости. Если дома есть ингалятор, можно дать малышу подышать парами минеральной или простой воды.

Рвота и срыгивания у ребенка. Появление обильных срыгиваний или рвоты у ребенка – это всегда тревожное явление. Рвота может быть признаком инфекций, поражения внутренних органов. Поэтому если рвота возникает повторно, ребенок вялый или возбужденный, у него температура, болит живот или наблюдается любое тревожащее вас состояние – следует срочно вызвать скорую помощь. Кроме того, у грудничков, достигших трехнедельного возраста, поводом для вызова скорой помощи или срочной консультации с врачом станут обильные срыгивания увеличивающегося объема, особенно спустя час-полтора после еды, и все нарастающей частоты. Это может являться симптомом опасного заболевания – пилоростеноза (порок развития пищевода и желудка).

Вздут живот, не отходят газы и отсутствует стул. Опасным состоянием является вздутие живота, которое вызывает резкое беспокойство у малыша, отсутствие стула и отхождения газов в течение 12 и более часов. Такое явление обычно возникает при непроходимости кишечника – тяжелой хирургической патологии. Ребенок кричит, краснеет и тужится, живот вздут, и из него слышны звуки либо живот, наоборот, «немой», при полном отсутствии каких-либо выделений из прямой кишки. Это состояние требует срочного оперативного вмешательства – немедленно вызывайте скорую помощь. Если при задержке стула газы отходят самостоятельно, необходим осмотр врача, чтобы определиться с причинами этого состояния.

У ребенка сыпь с синяками. Очень опасным является состояние, при котором имеются признаки ОРВИ (насморк, кашель, температура) с проявлением на теле мелкой красной сыпи, особенно с кровоизлияниями и синяками в области колен и голеней. Это может быть признаком смертельно опасной менингококковой инфекции, поэтому необходимо срочно вызвать скорую помощь, счет идет на минуты! При этом заболевании не помогут обычные противопростудные средства, эта инфекция лечится исключительно антибиотиками и только в стационаре.

Срочные симптомы у ребенка

При появлении подобных симптомов у ребенка требуется осмотр врача, однако за помощью можно обратиться самостоятельно, приехав в стационар или вызвав доктора на дом.

Ребенок постоянно вялый и много спит. В медицине это называют синдромом идеального ребенка – когда ребенок плачет слишком тихо и слабо, двигается подозрительно мало, почти всегда спит и вообще не доставляет родителям особых хлопот. Однако это ненормальное состояние для младенца, и оно говорит о синдроме угнетения токсического (например, из-за желтухи, инфекции) или травматического (кровоизлияние в родах) происхождения. Данное явление требует срочной консультации у невролога и проведения УЗИ головы.

У ребенка синеет носогубный треугольник. Такой признак у детей до 3–4 месяцев при беспокойстве или плаче вполне допустим из-за особенностей кровообращения и регуляции тонуса сосудов. Но если носогубный треугольник синеет в покое, во сне, при сосании груди или это явление сопровождается нарушением дыхания, одышкой, общим беспокойством ребенка, необходима консультация педиатра и кардиолога для исключения врожденных пороков сердца и сосудов.

Желтуха длится более 3–4 недель. Физиологическая желтуха возникает почти у половины детей через 3–4 дня после рождения, однако такая желтуха имеет свои особенности: она длится не более 2–3 недель, постепенно сходя на нет, и не причиняет ребенку вреда. Это состояние обусловлено незрелостью ферментов печени, переводящих билирубин в пигменты кала. Помимо физиологической желтухи в период новорожденности может возникать еще несколько видов желтух, развивающихся из-за болезней печени или нарушения оттока желчи. Они могут быть опасны для ребенка, и прежде всего для его мозга. Поэтому если желтизна белков глаз и кожи не проходит к 3-й неделе жизни либо она нарастает, ребенок сонлив, плохо ест и недостаточно набирает в весе – это повод для консультации с педиатром и исследования крови на уровень билирубина.

Мокнет пупок. Пупочная ранка у ребенка заживает в течение первых 7–14 дней. Пупочный остаток отпадает в срок от 5 до 8 суток, а потом на месте его прикрепления еще некоторое время может быть корочка. Если у ребенка вокруг пупка краснота, ранка мокнет, не заживает в течение 1–2 недель, выделения становятся кровянистыми или гнойными, имеют неприятный запах, необходимо показать малыша детскому хирургу, так как это может быть признаком омфалита (воспаления пупочного кольца) либо свища пупка (отверстие в пупке, соединенное с брюшной полостью).

Несимметричность складок на ножках. Если при положении ребенка на животе родители отмечают, что складочки ножек и ягодичек несимметричны – на одной их больше, чем на другой, либо длина ножек разная и одна ножка немного короче другой, это повод обратиться к детскому ортопеду. Такое состояние может косвенно указывать на наличие врожденного вывиха или дисплазии тазобедренного сустава, и потребуется лечение. И чем раньше оно начнется, тем лучше будет прогноз. Данную проблему при очередном осмотре может обнаружить ортопед, но родителям тоже необходимо обращать внимание на этот симптом.

Поднимается температура. Если у ребенка отмечается регулярное повышение температуры до 37,5–38,0°С – это повод для консультации с врачом-педиатром и сдачи анализов крови и мочи. Такое состояние может также сопровождаться вялостью, сонливостью, нарушением аппетита и бледностью кожи. Часто эти признаки указывают на наличие инфекции мочевыводящих путей или скрытых внутриутробных инфекций.

Конечно, лучше всего, если ни один из перечисленных симптомов никогда не возникнет у вашего крохи. Однако хороша пословица «Кто предупрежден, тот вооружен» – если вы будете знать, как распознать опасность, она уже не будет казаться вам столь пугающей, и можно будет быстро и правильно сориентироваться в критической ситуации и принять необходимые меры.

«Голодная забастовка»

При категоричном отказе грудничка от груди или отказе ребенка-«искусственника» от еды и питья в течение 6 часов необходим осмотр врача скорой помощи. Это может быть свидетельством инфекционных болезней, поражения нервной системы, проблем с сердцем, почками или пищеварительным трактом. Пищевой рефлекс у детей – один из самых важных, он необходим для выживания, поэтому подавление естественного желания есть и пить говорит о серьезных проблемах в здоровье, часто так проявляет себя интоксикация организма при инфекциях. Ведь у детей не всегда инфекционные заболевания сопровождаются температурной реакцией. Кроме того, это может быть свидетельством нарушения обмена веществ, выделения токсинов и отравления ими организма, повреждения нервной системы в результате токсикоза или кровоизлияния, гипоксии (нехватки кислорода).

В таких случаях требуется неотложная помощь, возможно, госпитализация и обследование, поэтому нужно вызвать скорую.

Болит ушко?

Бывает, что при попытке родителей накормить или уложить ребенка на бочок он резко вскрикивает и плачет. Нередко такое поведение говорит о боли в ухе. Чтобы уточнить это, необходимо внимательно осмотреть ушную раковину, нет ли из нее выделения гноя или мутной жидкости, сукровицы. Если это отит, то при надавливании на козелок уха (хрящевой выступ впереди ушка) ребенок заплачет или вскрикнет. В этом случае необходимо срочно показать ребенка ЛОР-врачу.



gastroguru © 2017