Измерение антропометрии. Антропометрия — измерение основных физических показателей человека

В связи с этим темпы физического развития могут быть легко оценены с помощью антропометрических методик. Важным условием для проведения всех антропометриче­ских определений является единообразие применяемых методов, приборов и инструментов. Обычно все исследо­вания проводят в первой половине дня, в теплом, светлом и хорошо проветренном помещении.

Антропометрические признаки:

-соматометрические (дли­на тела стоя и сидя, масса тела, окружность груди и головы и др.),

-физиометрические – определение функциональных показателей (жизненная емкость легких (спиторметр), мышечная сила рук, становая сила (динамометр) и др.) и

-соматоскопические - данные наружного осмотра. Ряд описательных признаков (развитие мускулатуры, степень жироотложения) оценивается потрехбальной шкале. Форма позвоноч­ника, грудной клетки, ног, осанка. Степень полового созревания определяется по совокупности развития вторичных половых признаков.

В настоящее время на основании обследования боль­шого количества детей и подростков разработаны усред­ненные таблицы, содержащие антропометрические показа­тели общего физического развития здоровых детей и под­ростков. Всякое существенное отклонение от средних дан­ных свидетельствует о нарушении физического развития ребенка; часто в основе этих нарушений лежат различные заболевания. Следовательно, антропометрические обсле­дования детей и подростков позволяют не только опреде­лить степень физического созревания, но и дать общую оценку состояния здоровья обследуемого ребенка.

Определение размера обуви производится по замеру длины стопы - расстоянию между наиболее выступающей кзади точкой пяточной кости и концом ногтевой фаланги 1 или 2 пальца с помощью толстотного циркуля.

Таблица 1. - Соотношение длины стопы и размера обуви

Длина стопы, см Размер обуви
22,5
23,5
37,5
24,5
25,5
40,5
26,5
27,5
43,5
28,5
29,5
46,5

Определение размера одежды и спецодежды определяют по замеру окружности груди в состоянии спокойного дыхания (пауза), максимального вдоха и максимального выдоха с помощью сантиметровой ленты. Сзади лента должна проходить по нижним углам лопаток, а спереди – по среднегрудинной точке. Размер одежды равен половине окружности груди в сантиметрах.



Определение размера головного убора возможно с помощью замера окружности головы. Сантиметровую ленту накладывают сзади по затылочной точке, спереди – по глабелле (точка между бровями).

Каждый педагог, ежедневно сталки­ваясь со своими учащимися, несет особую ответственность за их нормальное развитие, поэтому для педагога обязательным является умение быстро и пра­вильно оценить степень физического развития детей и под­ростков. Это важно не только с гигиенической стороны, но и необходимо для правильной организации индиви­дуальной учебно-воспитательной работы, так как дети с худшими показателями развития требуют к себе больше внимания.

Для повседневной оценки физического развития подростков в процессе педагогической работы вовсе не обязательно владеть всем комплексом антропометри­ческих методик. Достаточно учитывать основные антро­пометрические показатели: длину и массу тела ребенка, которые на разных этапах онтогенеза меняются с различ­ной интенсивностью, что свидетельствует о различной ин­тенсивности процессов физического развития детей и под­ростков.

Так, наиболее интенсивные изменения длины и массы тела происходят в первые годы постнатального раз­вития. В течение первого года длина тела ребенка воз­растает в среднем на 25 см, а его масса увеличивается на 6-7 кг. Этот этап онтогенеза часто называют периодом первого вытягивания . Затем темпы развития несколько снижаются и наступает период так называемого округле­ния (в среднем от 1 года до 3 лет). Новое нарастание темпов роста наблюдается в 5-7 лет - период второго вытягивания . Годовой прирост тела в это время может составить 7-10 см. Затем наблюдается вновь замедле­ние роста - второй период округления (с 7 до 10-11 лет).

Возрастание темпов физического развития наб­людается в период полового созревания - третий период вытягивания (с 11 -12 до 15-16 лет). В последующие годы темпы физического развития снижаются, и рост у женщин останавливается приблизительно к 18-22 годам, а у мужчин к 20-25 годам.

Внешним показателем развития является также изме­нение пропорций тела: с возрастом уменьшаются относи­тельные размеры головы и увеличивается абсолютная и относительная длина рук и ног. Изменения про­порций тела могут служить косвенными признаками био­логической зрелости детей и готовности их к обучению в школе.

Процессы роста и развития детей не имеют резких по­ловых отличий лет до десяти. Далее физическое развитие девочек идет быстрее, что характеризуется и более высо­ким их ростом. К 14-15 годам мальчики догоняют, а за­тем и перегоняют девочек в росте, однако продолжают отставать в физическом развитии в целом. Образно говоря, к финишу - функциональному уровню взрослого орга­низма- девочки приходят на 1-3 года раньше мальчи­ков. С достижением морфологического и функционально­го уровня взрослого организма процессы развития продолжаются до последних дней жизни.

Рост и развитие всех органов и физиологических сис­тем организма человека происходит не одновре­менно и неравномерно, т. е. гетерохронно (от греч. гетерос - другой, хронос - время).

Прежде всего развиваются и совершенствуются те ор­ганы, функционирование которых жизненно необходимо организму. Например, сердце функционирует уже на третьей неделе пренатального развития, а почки форми­руются значительно позднее и вступают в действие только у новорожденного ребенка.

Гетерохронность развития не отрицает его гармонич­ности, поскольку неодновременное созревание морфофункциональных систем организма ребенка обеспечивает ему необходимую их подвижность, надежность функци­онирования целостного организма и оптимальное (гар­моничное) взаимодействие с усложняющимися в процессе развития условиями внешней среды.

«Гетерохрония является специальной закономерно­стью, состоящей в неравномерном развертывании наслед­ственной информации. Благодаря этой наследственно за­крепленной особенности созревания обеспечивается ос­новное требование выживания новорожденного, - писал П. К. Анохин, - гармоническое соотношение структуры и функции данного новорожденного организма с внезапно возникающим воздействием на него экологических факто­ров».

Таким образом, гармоничность развития характери­зуется тем, что на каждом возрастном этапе онтогенеза функциональные возможности организма соответствуют требованиям, предъявляемым к человеку со стороны окружающей среды.

Наряду с гармоничностью развития существуют осо­бые этапы наиболее резких скачкообразных анатомо-физиологических преобразований. В постнатальном разви­тии выделяют три таких «критических периода» , или «воз­растных криза». Первый критический период наблюдается в возрасте от 2 до 3 1/2 лет, т. е. в период, когда ребенок начинает активно двигаться. При этом резко возрастает сфера его общения с внешним миром, происходит интен­сивное формирование речи и сознания. Вместе с интенсивным физическим и психическим разви­тием ребенка растут и воспитательные требования, что в совокупности приводит к напряженной работе физиологических систем его организма, а в случае слишком высо­ких требований - к их «поломке». Особенно ранимой оказывается нервная система, ее перенапряжение приво­дит к нарушению психического развития и появлению различных психических заболеваний. По данным меди­цинской статистики, именно в этот период развития появляется большинство психических заболеваний, и тем, кто воспитывает малыша, никогда не следует об этом забывать. В этот период онтогенеза для родителей и вос­питателей также важно принять все возможные меры по предупреждению детского травматизма, так как около 40 % смертных случаев при детских бытовых и транспорт­ных травмах приходятся на первое четырехлетие ребенка.

Второй критический период совпадает с началом школьного обучения и приходится на возраст 6-8 лет. В эти годы в жизнь ребенка входят новые люди - школь­ные учителя и школьные друзья. Меняется образ всей его жизни, появляется ряд новых обязанностей, падает двига­тельная активность и т. д. Все эти факторы в совокупности приводят к напряженной деятельности физиологических систем организма, поэтому в этот период адаптации, или приспособления, к школьным условиям вновь необходимо особо бережное отношение к ребенку со стороны школы и родителей. Учителям, воспитателям и родителям следует также учесть, что на второй критический период приходится наи­большее количество транспортных несчастных случаев, и разъяснение детям правил дорожного движения являет­ся важным фактором предупреждения транспортных тра­гедий.

Третий критический период (пубертатный) связан с из­менением в организме гормонального баланса, с созрева­нием и перестройкой работы желез внутренней секреции. Обычно это происходит в 11 -15 лет, т. е. в подростковом возрасте, который также характеризуется повышенной ра­нимостью нервной системы и возникновением многих нер­вных расстройств и психических заболеваний.

Вопросы самоконтроля

1. Раскройте схему последовательности роста и развития организма.

2. Обоснуйте физиологическую необходимость явления гетерохронности.

3. Назовите основные физиологические характеристики подросткового и юношеского возраста.

Тест

1. Количественные изменения в организме называют… (ростом)

2. Качественные изменения в организме называют … (развитием)

3. Какие из нижеперечисленных признаков являются антропометрическими

а) вес тела

б) вторичные половые признаки

в) физическое развитие

г) жизненная емкость легких

Для оценки ФР у детей используют следующие показатели:

1) соматометрические - длина тела (рост), масса тела, окруж­ности головы, грудной клетки и талии;

2) соматоскопические - форма грудной клетки, спины, стопы, осанка, жировые отложения, половое развитие;

3) физиометрические - жизненная емкость легких, динамомет­рия кистей, становая сила.

Наряду с этим могут использоваться и такие параметры, как толщина кожно-жировых складок, окружности отдельных звеньев те­ла (бедра, плеча, голени) для подсчета специальных антропометриче­ских индексов и др.

РОСТ. Длина тела или рост - один из главных показателей об­щего размера тела и длины костей. Рост ребенка является наиболее стабильным показателем ФР и отражает системный процесс развития организма. Значительные нарушения роста, как правило, сочетаются с патологией других органов и систем. Так, при замедлении роста скелета одновременно в относительно большей или меньшей степени замедляются рост и дифференцировка головного мозга, скелетных мышц, миокарда и других внутренних органов. Длина тела может быть средней (нормальной), сниженной, низкой, повышенной, высо­кой.

Измерение роста детей первого года жизни производится с помощью ростомера, который представляет собой доску длиной 80 см и шириной 40 см. С левой стороны доски нанесена сантиметровая шкала, у начала шкалы имеется неподвижная поперечная планка, а в конце шкалы расположена подвижная поперечная планка, легко пе­редвигающаяся по сантиметровой шкале.

Техника измерения. Рост грудного ребенка измеряют лежа. Для этого его укладывают на спину так, чтобы голова плотно прикасалась к поперечной неподвижной планке ростомера. При этом голова ре­бенка должна находиться в таком положении, чтобы нижний край глазницы и верхний край козелка уха находились в одной вертикаль­ной плоскости. Мать ребенка или помощник плотно фиксируют голо­ву ребенка. Ноги младенца измеряющий выпрямляет легким надавли­ванием ладонью левой руки на коленки, а правой рукой подводит подвижную планку ростомера плотно к пяткам, сгибая стопы до пря­мого угла к голеням. Расстояние между неподвижной и подвижной планками и будет равно росту ребенка. Длину следует отмечать с точностью до 1 мм.

Измерение роста детей старшего возраста. Ростомер для детей старшего возраста представляет собой деревянный брусок длиной 2 м 10 см, шириной 8-10 см и толщиной 5-7 см, установленный верти­кально на деревянной площадке размером 75x50 см. На передней вер­тикальной поверхности бруса нанесены 2 шкалы деления в сантимет­рах, справа - для роста стоя, слева - для роста сидя. Имеется подвиж­ная планка длиной 20 см. На уровне 40 см от деревянной площадки к вертикальному брусу прикреплена откидная скамейка для измерения роста сидя.

Техника измерения. Ребенок встает на площадку ростомера спиной к вертикальной стойке, касаясь ее пятками, ягодицами, лопат­ками и затылком, руки опущены вдоль тела. Г олова устанавливается в таком положении, чтобы нижний край глазницы и верхний край ко­зелка уха находились в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка прикладывается к голове, ее уровень и будет соответствовать росту ребенка. Обязательно отмечается время, когда было проведено измерение.

Измерение детей в возрасте от 1 года до 3 лет производится тем же ростомером, что и для детей старшего возраста, только вместо нижней площадки используют откидную скамейку и отсчет ведут по шкале слева. Установка головы и тела та же, что и у детей старшего возраста.

МАССА ТЕЛА (питание ребенка) - основной антропометриче­ский показатель. Масса тела, в отличие от длины, является более ла­бильным показателем, отражающим степень развития костной и мы­шечной систем, внутренних органов, подкожной жировой клетчатки, и зависит как от конституциональных особенностей ребенка, так и от внешнесредовых факторов (питание, физические и психические на­грузки и пр.). Измерение массы тела обычно не вызывает трудностей. Масса тела может быть низкой (недостаточное питание), сниженной (сниженное питание), повышенной (повышенное питание), высокой (избыточное питание).

Допускается отклонение от средних расчетных величин в пределах ± 10 %.

Взвешивание детей до 3 лет с массой тела до 20 кг проводится на чашечных весах. Весы состоят из лотка и коромысла весов с двумя шкалами делений: нижняя шкала в килограммах, верхняя - в грам­мах. Точность измерения достигает 10 граммов. Коромысло имеет противовес с шайбой, которую осторожно поворачивают к себе или от себя для уравновешивания весов, ориентируясь на указатель рав­новесия.

Техника взвешивания. Вначале необходимо постелить пеленку на лоток так, чтобы края ее не свешивались и не закрывали шкалу ве­сов. Затем производят непосредственно взвешивание. Для этого за­крывают коромысло весов. Ребенка кладут головкой на широкую часть лотка, а ножками - на узкую. Если ребенка можно посадить, то его сажают на широкую часть лотка - ягодицами, ножками - на уз­кую. Измеряющий стоит прямо перед коромыслом весов (не сбоку!). Показания веса снимаются с той стороны гири, где имеются насечки или вырезка. На нижней шкале гирю необходимо помещать только в имеющиеся на шкале гнёзда или насечки. После взвешивания ребен­ка коромысло весов закрывают и снимают младенца. Затем записы­вают данные веса, а гири ставят на отметку «0». Для определения массы ребенка необходимо из показаний весов вычесть вес пеленки. Массу тела определяют с точностью до 100 г.

Взвешивание на электронных весах позволяет быстро получить точные данные массы тела ребенка раннего возраста.

Взвешивание детей после 3-х лет производится на рычажных весах. Раздетый и разутый ребенок встает неподвижно на середину площадки весов. Открывается замок коромысла. Коромысло состоит из двух шкал, точность взвешивания 50 граммов. Взвешивание долж­но проводиться утром натощак, желательно после дефекации и моче­испускания.

Весы должны калиброваться (с помощью предметов точно из­вестного веса) не реже 1 раза в месяц и после любого перемещения.

ИЗМЕРЕНИЕ ОКРУЖНОСТЕЙ является важной методикой, дающей дополнительные данные о ФР ребенка. Показатели окружно­стей сами по себе или в сочетании с измерением толщины кожных складок характеризуют ФР ребенка и включаются в расчет различных индексов. Существует специальная техника для измерения окружно­сти головы, грудной клетки, плеча, бедра, голени.

Измерение окружности головы: сантиметровая лента проводит­ся через наиболее выступающую часть затылка и спереди по линии надбровных дуг. Измерение окружности головы является обязатель­ным при антропометрии грудного ребенка, так как отражает объем головного мозга.

Измерение окружности грудной клетки у детей раннего возрас­та производится только в спокойном состоянии; у детей старшего возраста - в состоянии покоя при максимальном вдохе и максималь­ном выдохе. Сантиметровая лента накладывается сзади под углами лопаток, а спереди по линии, соединяющей нижние края околососко­вых кружков. У девочек с развитыми грудными железами спереди лента накладывается под грудными железами по 4-му ребру. Руки об­следуемого должны быть свободно опущены вдоль тела.

Окружность плеча измеряется в верхней трети плеча на уровне подмышечной впадины в месте наибольшего развития двуглавой мышцы в горизонтальной плоскости.

Окружность бедра измеряется непосредственно под ягодичной складкой в горизонтальной плоскости.

Окружность голени измеряется в области наибольшего разви­тия икроножной мышцы.

Окружности плеча, бедра и голени измеряются детям до 3 лет жизни и необходимы для вычисления индексов и определения про­порций тела.

Измерение толщины кожной складки производится калипером. Для характеристики подкожно-жирового слоя используют тол­щину кожной складки в одном или нескольких местах (над трицеп­сом, бицепсом, в подлопаточной области и т.д.). На самом деле дан­ный показатель характеризует не только толщину кожной ткани и связанной с ней подкожной клетчатки, но, используя специальные формулы, позволяет высчитать общее содержание жира в организме.

измерение основных физических показателей человека. Включает в себя взвешивание, измерение длины тела, окружности груди и живота. В ряде случаев измеряют основные показатели дыхания (спирометрия) и силу мышц (динамометрия).

Для измерения длины тела используют ростомер (вертикальную планку с нанесенной сантиметровой шкалой, укрепленную на площадке). По вертикальной планке движется вверх-вниз планшет с горизонтально расположенным козырьком. Больного ставят на площадку спиной к вертикальной стойке так, чтобы он касался стойки пятками, ягодицами, лопатками и затылком. Голова находится в таком положении, чтобы наружный слуховой проход и глаз были на одном уровне. Планшет опускают на голову. Цифры на шкале у нижнего края планшета указывают длину тела больного.

Взвешивание производят на правильно установленных и отрегулированных медицинских весах. Для регулировки грузы на верхней и нижней планках коромысла (граммы и килограммы) ставят в нулевое положение, открывают защелку коромысла и с помощью двигающихся на винте балансировочных грузиков балансируют коромысло. Пациент должен становиться на площадку весов при закрытой защелке коромысла.

Окружность живота особенно важно измерять при асците. Измерение производят утром, желательно после дефекации и освобождения мочевого пузыря. Мягкую сантиметровую ленту располагают сзади на уровне III поясничного позвонка, спереди - на уровне пупка.

Окружность грудной клетки измеряют мягкой сантиметровой лентой. Сзади она должна располагаться под лопатками, спереди - на уровне IV ребра. Измерение производят при спокойном дыхании, на максимальном вдохе и выдохе.

Спирометрию проводят с помощью спирометра, состоящего из двух 6-7-литровых цилиндров, вставленных один в другой. Наружный цилиндр наполнен водой, а уравновешенный грузом внутренний опрокинут вверх дном. Воздушное пространство внутреннего цилиндра над водой соединено трубкой с наружным воздухом. На эту трубку надевают резиновый шланг со сменяемым стеклянным или пластмассовым наконечником. Больной совершает глубокий вдох и, зажав нос, выдувает воздух через наконечник трубки в полость внутреннего цилиндра, который при этом поднимается. Специальная школа показывает объем выдохнутого воздуха. Жизненная емкость легких у мужчин составляет в среднем 3500-4500 см3, у женщин - 1500-3500 см3.

Динамометрия проводится с помощью специальных пружинных, ртутных, гидравлических и электрических приборов со шкалой, показывающей силу мышц.

АНТРОПОМЕТРИЯ

anthropometry) - измерение параметров человеческого тела или его отдельных частей. Сравнение может проводиться между различными людьми или представителями различных полов, возрастов и рас с целью выявления каких-либо отклонений в развитии представителей той или иной группы. - Антропометрический (anthropometric).

АНТРОПОМЕТРИЯ

от греч. anthropos - человек и греч. metreo - измеряю) - раздел и метод антропологии, занимающийся измерением и описанием тела человека в целом и его отдельных частей и позволяющий дать количественную характеристику их изменчивости. В прикладных науках данные А. широко используются для характеристики физического развития человека и выработки на этой основе рекомендаций по размерам одежды, мебели и других предметов, которыми пользуется человек. В инженерной психологии, психологии труда и управления данные А., такие как рост сидя и стоя, длина рук, предплечья, длина ног и величина ступни, размеры кисти и пальцев, высота глаз относительно пола и др., лежат в основе требований и рекомендации по параметрам рабочего места (кресло оператора, размеры и положение пульта управления и приборов на нем, характеристики органов управления), рабочей и защитной одежды, шлемофонов и касок, специальной обуви. Большое значение имеет учет антропометрических данных при проектировании производственных помещений, офисов, деловых и культурных центров. Данные А. разрабатываются для обнаженного человека и одетого в типичную летнюю и зимнюю профессиональную одежду. Эти данные могут быть измерительными и описательными. Первые определяются с помощью антропометрических инструментов (антропометры, циркули, ленты). Измерение производится между строго локализуемыми антропометрическими точками, которые представляют сравнительно легко доступные для наблюдения элементы внешнего строения тела. Определение описательных признаков (формы частей-тела, частей лица, пигментации кожи, волос, глаз и др.) производится с помощью шкал, муляжей, схем, построенных на основе точных разграничительных критериев. Собранные в процессе антропометрического обследования данные подвергают вариационно-статистической (биометрической) обработке и оформляют в виде таблиц, графиков, схем.

Антропометрия - это один из основных методов изучения морфологических (индивидуальных и групповых) особенностей человека. При этом пользуются измерительными и описательными признаками. Измерительными называют признаки, которые могут быть выражены в числах; описательными - получаемые осмотром, путем сличения с различными эталонами (таблицами и моделями). Антропометрия широко применяется в медицине, главным образом при изучении человека, являющегося показателем влияния социально-экономических, гигиенических и других факторов.

При минимальной программе антропометрического обследования измеряют , вес, окружность груди, дают описание развития мускулатуры и подкожного жирового слоя; при более детальной - производят дополнительно ряд измерений (краниометрия), конечностей, отдельных сегментов туловища и др. Антропометрия включает и функциональные показатели: определение мышечной силы кисти (динамометрия) и жизненной емкости легких (). В зависимости от объектов и целей исследования антропометрию делят на клиническую, школьную, дошкольную, военную, профессиональную и др. Антропометрия производится при призыве на военную службу, при отборе космонавтов, в спортивной медицине,при оценке результатов пребывания на курортах, и т. д. Специальным видом антропометрии являются измерения таза при помощи тазомера в акушерской практике. Большое значение имеет антропометрия в криминалистике и . За последние годы антропометрия нашла применение в ряде отраслей промышленности в связи с проблемой стандартизации размеров предметов личного и коллективного пользования - обуви, одежды, школьной мебели и пр.

Все измерения проводят по обнаженному телу, запись линейных размеров дают в миллиметрах, взвешивания - в килограммах. Измерения проводят в одно и то же время, обычно в утренние часы; вес устанавливают до приема пищи. Необходимые предпосылки правильного антропометрического исследования - унифицированные методика и техника, точные антропометрические инструменты и специальная квалификация среднего медперсонала.

Рис. 1. Антропометрические точки: 1 - точка верхушки головы; 2 - волосяная; 3 - лобная; 4 - верхненосовая; 5 - нижненосовая; 6 - подбородочная; 7 - шейная; 8 - верхнегрудинная; 9 - плечевая; 10 - среднегрудинная; 11 - нижнегрудинная; 12 - лучевая; 13 - пупковая; 14 - гребешковая; 15 - остистоподвздошная; 16 - лобковая; 17 - вертельная; 18 - шиловидная; 19 - фаланговая; 20 - пальцевая; 21 - верхнеберцовая; 22 - нижнеберцовая; 23 - конечная; 24 - пяточная точка.

Рис. 2. Измерение роста.


Рис. 3. Тазомер. Рис. 4. Угломер.

Рис. 5. Комбинированный циркуль Гамбурцева: 1 - гониометр; 2 - отвес; 3 - верхняя губка; 4 - нижняя (передвижная) губка; 5 - верхняя ножка; 6 - нижняя ножка; 7 - плоский стержень.

Большую часть линейных измерений проводят от строго ограниченных участков - антропометрических точек (рис. 1), хорошо прощупываемых на костных образованиях сквозь мягкие ткани или находящихся на поверхности тела ( , соски). Рост измеряют антропометром (рис. 2), или ростомером, в положении стоя или сидя. Широкие проекционные размеры и передне-задние размеры туловища устанавливают толстотным циркулем, илитазомером (рис. 3). Продольный диаметр и размеры, характеризующие углы (например, наклон таза, грудины, изгибы и некоторые другие), получают при помощи комбинированногоциркуля Гамбурцева (рис. 5) и приставного гониометра Моллисона. Окружность грудной клетки измеряется сантиметровой лентой, проведенной сзади под нижним углом лопатки, а спереди - по нижнему краю соска у мужчин и под молочной железой у женщин. Углы движения в суставах определяют угломером с шарниром (рис. 4 и 6).


Рис. 6. Углы, определяющие подвижность в суставах нижней конечности.


Рис. 7. Формы грудной клетки и живота: 1 - плоская грудная клетка и впалый живот; 2 - цилиндрическая грудная клетка и прямой живот; 3 - коническая грудная клетка и округлый живот.

Антропометрия (от греч. anthropos - человек и metreo - измеряю) - один из основных приемов изучения морфологических особенностей (индивидуальных и групповых) человека. Антропометрия делится на собственно антропометрию, изучающую измерительные признаки, и антропоскопию, связанную с описательными признаками. Применявшаяся вначале только в антропологии, антропометрия стала использоваться и в ряде других областей знания, в том числе в медицине, преимущественно в связи с вопросами учения о физическом развитии человека, его конституции и пр.

Измерительные признаки в большинстве случаев приурочены к размерам, границами которых служат так называемые антропометрические точки, локализованные преимущественно на костных образованиях - отростках, выступах и т. д., в той или иной степени прощупываемых через мягкие ткани (рис. 1). К этим точкам, в частности, относятся: верхушечная точка (vertex) - наиболее выступающий кверху участок темени при положении головы в так называемой глазнично-ушной горизонтали, при которой правая и левая козелковые точки (см. ниже) и нижний край левой глазницы находятся на одном уровне; козелковая точка (tragion) - место пересечения линий, проходящих через передний и верхний края козелка уха; надгрудинная точка (supra-sternale) - наиболее глубокая часть яремной вырезки грудины; подвздошно-остистая передняя точка (ilio-spinale anterius) - верхне-передняя часть ости подвздошной кости; лобковая точка (symphysion) - середина верхнего края лонного сращения; паховая точка (inguinion) - воображаемая точка, находящаяся в области паха, на половине расстояния между подвздошно-остистой и лобковой точками; подвздошно-гребешковая точка (ilio-cristale) - наиболее выступающая кнаружи точка гребня подвздошной кости; плечевая точка (acromion) - выступающий кнаружи участок акромиального отростка лопатки; пальцевая точка (daktylion) - конец III пальца руки.

Различают размеры: линейные, дуговые, угловые и пр. Все они измеряются по обнаженному телу; двухсторонние - по правой стороне тела. Линейные размеры делятся на прямые и проекционные. Последние имеют большее применение, они представляют собой «сквозные» размеры, ориентированные перпендикулярно к одной из плоскостей тела. Размеры вертикального простирания называются высотами (или длинами), трансверзального - ширинами (или диаметрами); диаметрами называются и переднезадние размеры. К размерам вертикального простирания относятся: длина тела (рост), ноги, руки и др.

Длина тела измеряется металлическим антропометром системы Мартина или деревянным ростомером (рис. 2). Измерение производится от верхушечной точки. Антропометром измеряются и многие другие высотные размеры - длина туловища, корпуса, ноги, руки и др.; почти все они определяются разностью высот над полом соответствующих точек. Так, длина туловища определяется разностью высот над полом надгрудинной и лобковой точек, длина корпуса - верхушечной и паховой точек; последняя находится от пола на расстоянии, равном полусумме расстояний от пола подвздошно-остистой и лобковой точек. Длина ноги определяется от паховой точки до пола; длина руки - разностью высот над полом плечевой и пальцевой точек. Поперечные и переднезадние размеры измеряются малым (голова и лицо) или большим (ширина плеч, таза) толстотными циркулями (рис. 3, 1). Ширина плеч измеряется между плечевыми точками, ширина таза - между подвздошно-гребешковыми точками. Линейные прямые размеры не зависят от ориентировки частей тела и представляют собой кратчайшие расстояния между точками, на них находящимися.

Рис. 2. Деревянный ростомер.


Рис. 3. Малый толстотный (1) и скользящий (2) циркули с надетыми на них гониометрами Моллисона.

Измерения некоторых размеров лица и головы обычно производятся скользящим циркулем (рис. 3, 2).

Дуговые размеры включают окружности, или обхваты, и их производные-дуги. Измерение их производится металлическими лентами. К этим размерам относятся обхваты головы, груди, плеча и др. Обхват груди измеряется сзади под лопатками, спереди - по нижнему участку околососкового кружка (у мужчин) или по уровню IV ребра (у женщин). Измерение производится при спокойном дыхании, иногда при максимальных вдохе и выдохе. Обхват плеча измеряется по месту наибольшего развития двуглавой мышцы при спокойном ее состоянии и напряженном.

Угловые размеры определяют положение отдельных частей тела относительно друг друга (размеры, определяющие движения в суставах; рис. 4) или относительно горизонтальной и вертикальной осей тела (наклон таза, изгибы позвоночника и др.). Измерения производятся в градусах специальными приборами: угломер с шарниром, гониометр Моллисона (рис. 3).


Рис. 4. Углы, определяющие подвижность в суставах нижней конечности; справа внизу - угломер с шарниром.

К числу прочих размеров относятся: абсолютный и удельный вес тела, его поверхность и др. Абсолютный вес тела определяется на обычных медицинских весах, удельный вес - разными способами, в частности следующими: 1) по объему воды, вытесненной телом; удельный вес определяют по формуле:
d=P/V
где d - удельный вес тела, Р - вес тела, V - объем вытесненной воды. Объем вытесненной воды измеряют, взвешивая ее после того, как она выльется из сосуда, в который погружался исследуемый (рис. 5), либо при помощи волюминометра, состоящего из сосуда, в который погружается исследуемый, и сообщающейся с ним градуированной стеклянной трубки; 2) гидростатическим методом; определяется вес тела, погруженного в воду; при этом удельный вес тела находят по формуле:
Поверхность тела определяется при помощи особых формул, из которых наиболее распространена формула Дюбуа: S = 71,84·Р 0,425 ·L 0,725 ,
где S - поверхность тела, Р - вес, L - длина тела. Для облегчения нахождения поверхности тела Дюбуа составил особый график (рис. 6): через точки пересечения различных величин длины и веса тела проходят линии, на концах которых поставлены цифры (м 2), соответствующие величинам поверхности тела для данных значений длины и веса тела.


Рис. 5. Схематическое изображение прибора для определения объема тела человека: 1 - восходящее и 2 - нисходящее колена лестницы; 3 - прорезь; 4 - слив; 5 - сосуд для воды, вытесненной телом исследуемого; 6 - весы.


Рис. 6. График Дюбуа для определения поверхности тела.

К описательным (антропоскопическим) относятся те признаки, структурные и прочие особенности которых, хотя и очевидны, но непосредственному измерению не поддаются: форма волос, мягких частей лица (носа, верхнего века, губ и др.), цвет глаз, волос, кожи, форма грудной клетки, живота и др. Описательные признаки определяются визуально, путем сличения их со специальными моделями (рис. 7), шкалами (цвет глаз, волос, кожи) или отнесения к наиболее типичным вариантам, оцениваемым по 3- или 5-балльной системе (рис. 8 - 10). Для иллюстрации особенностей описательных признаков применяется специальная антропологическая фотография.


Рис. 7. Модели глаз (верхнего века), носа, губ и уха.


Рис. 8. Форма грудной клетки и живота (1-3) и форма спины (4-в): 1 - плоская грудная клетка и впалый живот; 2 - цилиндрическая грудная клетка и прямой живот; 3 - коническая грудная клетка и округловыпуклый живот; 4 - прямая спина; 5 - обычная спина; 6 - сутулая спина.


Рис. 9. Жироотложение: 1 - слабое; 2 - умеренное; 3 - обильное.


Рис. 10. Степень развития мускулатуры: 1 - слабая; 2 - средняя; 3 - сильная.

В задачу антропометрии входят исследования и некоторых физиометрических признаков - жизненной емкости легких, экскурсии грудной клетки, силы отдельных мышечных групп и др. Жизненная емкость легких определяется спирометрами разных систем; экскурсия грудной клетки - разностью между обхватами груди при максимальных вдохе и выдохе; сила отдельных мышечных групп - различными динамометрами.

Основным методом разработки данных антропометрии служит вариационная статистика (см.).

Антропометрия - важный вспомогательный метод в эндокринологии, помогающий определять индивидуальные особенности больного. М. Я. Брейтман при антропометрировании учитывает рост и пятнадцать линейных размеров:
I - верхнее лицо (от темени до нижней части носа);
II - нижнее лицо (от нижней части носа до кончика подбородка) ;
III - длина шеи (от кончика подбородка до яремной вырезки);
IV - расстояние от яремной вырезки до середины межсосковой
линии;
V - расстояние от середины межсосковой линии до пупка;
VI - вертикальное расстояние от пупка до середины межпаховой линии (симфиза);
VII - длина бедра;
VIII - длина голени;
IX - высота стопы (от наружной лодыжки вертикально до пола); сумма этих вертикальных размеров составляет высоту тела. Горизонтальные размеры:
X - половинное межакромиальное расстояние;
XI - половинное межсосковое расстояние;
XII - длина стопы (от пятки до конца большого пальца);
XIII - длина плеча;
XIV - длина предплечья;
XV - длина кисти.

Указанные пятнадцать измерений вычислены в процентах по отношению к росту, после чего получены стандартные пропорции, приведенные в виде графика. Длина позвоночника в процентном отношении к росту одинакова во всех возрастах. Непостоянными размерами являются размеры I, VII, VIII и IX, т. е. процентные соотношения верхнего лица и ног. На основании многочисленных измерений М. Я. Брейтман составил специальную таблицу.

Тело измеряется с помощью специального антропомера или с помощью обычных ростомера, линеек, тазомера и сантиметра. Вертикальные размеры измеряют по отвесной линии, размеры рук и ног измеряют с левой стороны, причем руку сгибают в локтевом суставе так, чтобы ладонь лежала на груди измеряемого.

Полученные абсолютные размеры наносят во второй колонке таблицы и вычисляют в процентах длины тела, для чего дробь с числителем 1 и знаменателем, равным росту в сантиметрах, умножают на соответствующий размер и на 100. В результате получается требуемый процент. Например, рост 160 см, размер 17,6 см:

Данные цифры записывают в третьей колонке таблицы, после чего приступают к оценке полученных результатов.

Декур и Думик пользуются пятью измерениями: окружностью грудной клетки, высотой вертела от пола, высотой тела, межвертлужным и межплечевым размерами. Последние два размера определяются с учетом мышц и подкожножировой ткани. Авторы наносят по горизонтали эти измерения на одинаковых расстояниях слева направо. Через нанесенные точки они провели ординаты. Ордината роста занимает среднее место. Получают мужскую и женскую шкалы, которые зеркально относятся друг к другу. Особенно важное значение методика Декура - Думика имеет при феминизации у мужчин и вирилизации у женщин, морфограмма мужчин приближается к женской и наоборот.

Оценка антропометрических показателей основывается на антропоскопии (соматоскопии), которая предусматривает определение степени выраженности описательных признаков (расовых, конституциональных, особенностей осанки, формы позвоночника, грудиной клетки, ног, наличия плоскостопия, развития мышечной и жировой ткани, вторичных половых признаков и так далее) и, в большей степени, на антропометрии (anthropos — человек, metreo — измерять) — совокупности методой и приемов измерения морфологических особенностей человеческого тела Все антропометрические показатели условно можно разделить па две группы: основные (длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и головы) и дополнительные (прочие антропометрические показатели, например, длина ноги, высота головы и др.). Анализ основных антропометрических показателей на момент обследования дает возможность оценить физическое состояние ребенка, в динамике — темпы физического развития. Дополнительные антропометрические показатели могут использоваться как показатели биологической зрелости (расчет индексов пропорциональности) или как показатели состояния питания ребенка (например, индекс Чулицкой). Ряд антропоскопических показателей (оценка состояния позвоночника, грудной клетки и др.) приведены в соответствующих разделах. В данной главе подробно освещена методика антропометрического исследования и методы оценки физического состояния и развития ребенка.

АНТРОПОМЕТРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Антропометрическое исследование обязательно включает в себя измерение основных антропометрических показателей (рост, масса тела, окружности грудной клетки и головы). В ряде случаев (более точная оценка состояния питания ребенка, определение биологической зрелости по антропометрическим данным) используется измерение и дополнительных антропометрических показателей. Наиболее часто определяют окружности плеча, бедра, голени, длину ноги, высоту головы и верхнего лица. Также имеет значение проведение «филиппинского теста» и определение средней точки тела.

Измерение длины тела у детей первого года жизни производится с помощью специального ростомера в виде доски длиной 80 см, шириной 40 см.

Ростомер для измерения грудных детей

На его боковой стороне нанесена сантиметровая шкала, вдоль которой скользит подвижная поперечная планка.

Ребенка укладывают на ростомер на спину так, чтобы его макушка плотно прилегала к неподвижной поперечной планке ростомера. Помощник фиксирует голову ребенка в положении, при котором наружный край глазницы и козелок уха находятся в одной вертикальной плоскости. Легким надавливанием на колени распрямляют ноги и плотно подводят под пятки подвижную планку ростомера.

Измерение длины тела у детей первого года жизни

Расстояние между подвижной и неподвижной планками соответствует длине тела ребенка.

Измерение длины тела детей старше 3 лет производят с помощью ростомера с откидным табуретом

Деревянной ростомер

или подвижного антропометра. На вертикальной стойке ростомера нанесены 2 шкалы: одна (справа) — для измерения роста стоя, другая (слева) — длины корпуса (длины тела сидя). Ребенка ставят ногами на площадку ростомера спиной к шкале. Его тело должно быть выпрямлено, руки свободно опущены, ноги выпрямлены в коленях, стоны плотно сдвинуты. При правильной установке ребенка пятки, ягодицы, межлопаточная область и затылок должны касаться вертикальной стойки ростомера. Голова устанавливается в положении, при котором наружный край глазницы и верхний край козелка уха находятся в одной горизонтальной плоскости. Подвижная планка подводится к голове без надавливания:

Измерение длинны тела стоя

Измерение длины тела детей в возрасте от 1 года до 3 лет проводится тем же ростомером, по тем же правилам, только ребенка устанавливают не на нижнюю площадку, а на откидную скамейку, и отсчет длины тела ведут по шкале слева.

Одновременно с длиной тела можно измерить высоту головы, высоту верхней части лица (верхнее лицо), длину ноги, определить положение средней точки тела, соотношение верхнего и нижнего сегментов тела.

Высота головы определяется измерением расстояния между подвижной планкой, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от наиболее выдающейся части подбородка:

Расположение точек для измерения высоты головы и верхней части лица

Верхнюю часть лица определяют измерением расстояния между подвижной планкой, приложенной к макушке головы, и перпендикуляром, проведенным к шкале ростомера от нижненосовой точки (преддверие носа). Положение головы при измерении высоты головы и верхней части лица должно быть таким же, как и при измерении роста.

Для определения длины ноги сантиметровой лентой измеряют расстояние от большого вертела бедра до основания стопы. Методика измерения длины ноги приведена на следующем рисунке:

Расположение точек для измерения длины ноги нижнего сегмента

При затруднении пальпаторного определения вертельной точки ребенку перед измерением несколько раз сгибают ногу в тазобедренном суставе.

Для определения средней точки тела ребенка его длину делят пополам, полученный результат проецируют на срединную линию тела. Отмечают место расположения средней точки тела (на пупке, между пупком и симфизом, на симфизе, ниже симфиза) и расстояние до пупка. Нижний сегмент измеряют от верхнего края симфиза (лобковая точка) до основания стопы по средней линии тела. Верхний сегмент определяется как разность между длиной тела и нижним сегментом.

Определение массы тела детей в возрасте до 3 лет проводится на чашечных весах с максимальной нагрузкой до 25 кг (точность измерения — 10 г), которые состоят из лотка и коромысла с двумя шкалами делений: нижняя — в килограммах, верхняя — в граммах. Перед началом взвешивания весы уравновешивают. Затем, при закрытом коромысле, на весы и ранее взвешенную пеленку укладывают полностью раздетого ребенка таким образом, чтобы его голова и плечевой пояс находились на широкой части лотка, а ножки — на узкой. При взвешивании нижняя гиря, определяющая массу тела в килограммах, должна помещаться только в имеющиеся на шкале вырезки (насечки). После определения массы тела коромысло закрывают, ребенка снимают с весов и после этого считывают результат (из показаний весов необходимо вычесть вес пеленки).

В последнее время широко используют электронные весы, которые значительно упрощают взвешивание.

Измерение массы тела детей старше 3 лет проводят утром натощак, желательно после мочеиспускания и дефекации. В большинстве медицинских учреждений используются рычажные весы типа Фербенкс (точность измерения — 50 г). После предварительной проверки уравновешенности весов раздетый ребенок должен встать на середину площадки весов при закрытом коромысле. Дальнейшая тактика взвешивания и записи результатов описаны выше.

Измерение окружностей проводят с использованием сантиметровой ленты. Необходимо следить, чтобы лента плотно прилегала к мягким тканям, а считываемый результат находился перед глазами исследующего.

Для измерения окружности головы сантиметровую ленту накладывают сзади на затылочные бугры:

Спереди сантиметровая лента располагается по надбровным дугам:

При измерении окружности груди измерительную ленту накладывают сзади под нижними углами лопаток при отведенных в сторону руках. Затем руки опускают и проводят ленту спереди к месту прикрепления IV ребра к грудине:

У девочек пубертатного возраста с хорошо развитыми молочными железами ленту накладывают над железой в месте перехода кожи с грудной клетки на железу.

Окружность плеча измеряется при расслабленной мускулатуре руки на границе верхней и средней трети плеча перпендикулярно длиннику плечевой кости:

Окружность бедра измеряется в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги» под ягодичной складкой, перпендикулярно длиннику бедренной кости:

Окружность голени измеряется также в положении лежа при расслабленной мускулатуре ноги в области наибольшего развития икроножной мышцы:

Для наблюдения за изменяющимися в процессе роста пропорциями тела, в частности — за увеличением длины конечностей, которое впервые наиболее четко прослеживается в периоде первого вытягивания, применяется «филиппинский тест». Для его выполнения необходимо руку ребенка при вертикальном положении головы поперечно наложить через середину темени. Рука и кисть при этом плотно прилегают к голове. Положительный тест (когда кончики пальцев достигают противоположного уха) знаменует окончание периода первого вытягивания (6-7-летний возраст).

Проведение «филиппинского теста»

Слева тест положительный, справа отрицательный.



gastroguru © 2017