Тема: «Профилактика. Медицинская профилактика, ее значимость в сохранении здоровья

Учитель физической культуры МБОУ СОШ № 106 Апашкина Н. В.

«Здоровье даром не даётся, за него надо бороться».

В истории человечества люди всегда стремились к сохранению своего здоровья, к выполнению своих биологических и социальных предназначений. Отношению к своему здоровью принципиально менялось уже в рабовладельческих сообществах по мере имущественного и социального расслоения людей. В своё время Абу Али ибн-Сина (980-1037) в «Каноне врачебной науки» указывал как на наиболее эффективный путь к долголетию – сохранения здоровья, а не лечение болезней. Жизнь в 21 век ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения и укрепления здоровья.

На фоне экологической и социальной напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней «цивилизации», чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством сохранения и укрепления здоровья. В настоящее время в Российской Федерации сохраняются негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Продолжает снижаться ожидаемая продолжительность жизни, падает рождаемость, остаются высокими показатели общей смертности и связанная с ними естественная убыль населения. Отмечается рост общей заболеваемости взрослого населения, в последнее время значительно возросла заболеваемость туберкулёзом, болезнями, передаваемыми половым путём, в то же время в стране увеличилось количество курящего населения. Угрожающее состояние здоровья населения привело к угрозе национальной безопасности России, её будущего. Долгие десятилетия в нашей стране не существовало приоритета здоровья. Как следствие предыдущего положения, в стране отсутствует мода на здоровье. Средства массовой информации мало внимания обращают на формирование гармонично развитого – физически и духовно – человека. Для сравнения, у американских старшеклассников при ранжировании 17 жизненных ценностей здоровье заняло первое место, а у российских – девятое. А ведь формирование здорового образа жизни с раннего детства является фундаментом здоровья в зрелом возрасте.

«Вообще 9/10 нашего счастья основано на здоровье. При нём всё становится источником наслаждения, тогда как без него решительно никакие внешние блага не могут доставить удовольствие. Даже субъективные блага – качества ума, души, темперамента – при болезненном состоянии ослабевают и замирают. Отнюдь не лишено основания, что, прежде всего, спрашиваем друг друга о здоровье и желаем его друг другу: оно поистине главное условие человеческого счастья», - писал философ Артур Шопенгауер.

Здоровье следует рассматривать как целостное многомерное динамическое состояние организма и форму жизнедеятельности человека, которая обеспечивает ему физиологически обусловленную продолжительность жизни, достаточную удовлетворённость состоянием своего организма и приемлемую социальную дееспособность. Основными показателями здоровья, интегрально отражающими его различные стороны, являются: уровень и гармоничность физического развития, функциональное состояние организма и наличие резервных возможностей его основных физиологических систем; резистентность организма к различным неблагоприятным факторам; наличие заболеваний, нарушений физического или психического развития. Ни по одному из указанных параметров здоровье россиян нельзя признать удовлетворительным, что подтверждается наличием неблагоприятных тенденций медико-демографических показателей, показателей болезненности и смертности. Сложившая ситуация во многом является следствием низкой гигиенической культуры населения, что проявляется в резком увеличении распространённости вредных привычек (курение, наркомания, злоупотребление алкоголем, нерациональное питание, низкая двигательная активность), ухудшение состояния окружающей среды, условий труда, быта и отдыха. Таким образом, сохранение и укрепление здоровья человека, увеличение средней продолжительности жизни, предупреждение преждевременной смертности являются актуальными проблемами общества в целом. Укрепление здоровья – процесс, предоставляющий населению возможность осуществлять контроль за состоянием своего здоровья и факторами, влияющими на него. Основными элементами системы укрепления здоровья являются гигиеническое обучение и воспитание и профилактика заболеваний, взаимосвязанные между собой. Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. Охрана собственного здоровья – это непосредственная обязанность каждого. Для сохранения и укрепления своего здоровья каждый человек создаёт свой образ жизни, свою индивидуальную систему поведения, которая наилучшим образом обеспечивает ему достижение физического, духовного и социального здоровья. Каждый человек заинтересован в своём благополучии и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни (ЗОЖ). ЗОЖ – это динамичная система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на его здоровье, и выбор алгоритмов поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья, и постоянное корректирование своего поведения с учётом приобретённого опыта и возвратных особенностей. Человек – сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. Здоровый и духовно развитый человек счастлив – он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты. Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя «душе лениться».

В настоящее время, в связи с резкой обострившейся проблемой сохранения и укрепления здоровья человека, развитию физической культуры и спорта уделяется огромное внимание во всём мире. При физических нагрузках в активную работу вовлекаются практически все органы и системы организма. Благоприятное влияние регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста происходит в результате:

    повышения тонуса центральной нервной системы;

    улучшения свойств нервных процессов – силы процессов возбуждения и торможения, их подвижности, уравновешенности;

    усиления деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

    увеличения общего объёма циркулируемой крови, повышения числа эритроцитов и содержанием гемоглобина;

    развития мышечной системы;

    совершенствования двигательных качеств мышц: быстроты, силы, ловкости, выносливости; развития двигательной активности и координации движений;

    улучшения кровообращения мышечных волокон;

    развития адаптационных способностей организма;

    утолщения костной ткани, её большей прочности, большей подвижности суставов;

    нормализации обмена веществ в организме;

    совершенствования регуляции функций организма;

    профилактика гиподинамии;

    избавления от лишнего веса при систематических занятиях с умеренным питанием;

    улучшения функционального состояния всего организма, положительного влияния на самочувствие, настроение, работоспособность.

Регулярные физические нагрузки приводят организм в состояние тренированности, в основе которого лежит процесс адаптации, т.е. приспособление функций разных органов к новым условиям их деятельности. Приспособляемость координируется центральной нервной системой. Её тонус под влиянием систематических занятий повышается, улучшается подвижность нервных процессов, их сила, уравновешенность, совершенствуется регуляция всех функций организма. Систематические занятия физическими упражнениями вызывают важные положительные изменения в сердечно-сосудистой системе: благоприятные морфологические сдвиги, экономизацию работы в покое и при умеренной нагрузке, расширение функциональных возможностей. Сердечная мышца увеличивается, становится более сильной и работоспособной: нормализуется артериальное давление. Многочисленные исследования свидетельствуют о благоприятном влиянии регулярных занятий физическими упражнениями на здоровье и физическое состояние человека любого возраста. Физические упражнения в среднем возрасте используются в первую очередь для укрепления здоровья и профилактики заболеваний, повышения общей и профессиональной работоспособности, удлинения трудового периода жизни, предупреждения преждевременного старения. В преклонном возрасте средства физической культуры применяются для сохранения здоровья и активного долголетия, замедления инволюционных процессов, предупреждения прогрессирования хронических заболеваний и возможных осложнений. Таким образом, физическая культура, в единстве с нормами ЗОЖ, обеспечивает практическое решение вопросов по сохранению и укреплению здоровья человека. Способствуя физическому развитию, расширению физических возможностей, физическая культура влияет практически на все стороны жизнедеятельности человека: развивает духовно-нравственные качества личности, усиливает мотивацию её саморазвития, осуществляет социальную адаптацию, помогает адекватно реагировать на стрессовые факторы окружающей среды, формирует потребность в здоровом образе жизни, обеспечивает сохранение и укрепление здоровья на протяжении всей жизни.

Здоровье – бесценное состояние не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье помогает нам выполнить наши планы, успешно решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придётся, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь. Научные данные свидетельствуют о том, что у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил есть возможность жить до 100 лет и более. К сожалению, многие люди не соблюдают самых простейших, обоснованных наукой норм ЗОЖ. Так вот, давайте ещё раз продумаем свои жизненные задачи и цели, выделив тем самым время для укрепления и сохранения здоровья.

Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют всё новые более высокие требования к человеку и его здоровью. В современном мире здоровье перестаёт быть только личной проблемой конкретного человека. Трудно переоценить значение личностных качеств педагога в результативности воспитательно-образовательного процесса. Издавна педагоги отмечали, что в воспитании всё дело в том, кто является воспитателем. Ещё К.Д. Ушинский указывал на то, что без личного, непосредственного влияния воспитателя на воспитаника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Совершенно очевидно, что педагог, оказывающий сильное влияние на формировании личности воспитаника, должен быть здоров. В основе здоровьесберегающей профессиональной позиции педагога лежит осознание им проблем собственного здоровья, понимание зависимости здоровья от образа жизни, наличие знаний о формировании здорового образа жизни и деятельности по его осуществлению. Приобретение профессиональной позиции, направленной на сохранение и укрепление здоровья учащихся, уменьшает авторитарный характер педагогического труда и отчасти обеспечивает сохранение здоровья самого педагога.Поэтому здоровьесберегающая деятельность педагога имеет обобщённый характер и создаёт возможность сохранить и укрепить как здоровье детей, так и собственное здоровье.

Для сохранения и укрепления здоровья детей, а также их родителей и учителей в нашей школе № 106 города Самара построена система работы по формированию у детей и взрослого населения осознаного отношения к своему здоровью. Традиционно ежегодно проводится «День здоровья», в котором принимают участие дети, родители и учителя. На «Дне здоровья» проводятся спортивные этафеты, конкурсная программа о правильном и рациональном питании, где принимают участие дети и взрослые. Систематическое проведение «Дня здоровья» играет большую роль в воспитании у детей и взрослых потребности в здоровом образе жизни, в умении управлять своим поведением и эмоциями. Совместная со взрослыми деятельность укрепляет и сплачивает всех в формировании осознанного отношения к своему здоровью. Также при учреждении функционирует тренажёрный зал с высококвалифицированным профессиональным преподавателем. В тренажёрном зале занимаются дети, учителя и родители

ЗДОРОВЬЕ - это бесценный дар, который дан человеку самой природой.

В общем понятии здоровья имеются две равноценные составляющие: духовное здоровье и физическое. Они так тесно переплетены, что невозможно их разделить. Физическое здоровье влияет на духовную жизнь, а духовный контроль важен для поддержания физического здоровья.

Духовное здоровье человека - это здоровье его разума. Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить своё положение в окружающей среде, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с самим собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учётом необходимости, возможности и желания.

Физическое здоровье человека - это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать. Сохранить и укрепить его можно, только отказавшись от употребления алкоголя, от курения, наркотиков и других вредных привычек.

Человек - не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определённых общественных условиях. Они отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано социальное здоровье, т.е. условия жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, а также уровень культуры, воспитания и образования.

Кроме того, принято различать здоровье индивидуальное и общественное (здоровье населения).

Индивидуальное здоровье - это личное здоровье человека, которое во многом зависит от него самого, от его мировоззрения, а в конечно счёте от его культуры - культуры здоровья.

Общественное здоровье складывается из состояния здоровья всех членов общества и зависит главным образом от политических, социально-экономических и природных факторов.

Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

Здоровье человека и здоровый образ жизни.

Охрана собственного здоровья - это непосредственная обязанность каждого, человек не вправе перекладывать её на окружающих. Ведь нередко бывает и так, что человек неправильным образом жизни, вредными привычками, гиподинамией, перееданием уже к 20-30 годам доводит себя до катастрофического состояния и лишь тогда вспоминает о медицине.

Какой бы совершенной ни была медицина, она не может избавить каждого от болезней. Человек - сам творец своего здоровья, за которое надо бороться. С раннего возраста необходимо вести активный образ жизни, закаливаться, заниматься физкультурой и спортом, соблюдать правила личной гигиены - словом, добиваться разумными путями подлинной гармонии здоровья.

Здоровье - это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Оно является важнейшей предпосылкой к познанию окружающего мира, к самоутверждению и счастью человека. Активная долгая жизнь - это важное слагаемое человеческого фактора.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - это образ жизни, основанный на принципах нравственности, рационально организованный, активный, трудовой, закаливающий, а также защищающий от неблагоприятных воздействий окружающей среды, позволяющий до глубокой старости сохранять нравственное, психическое и физическое здоровье.

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) ”Здоровье - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов” .

Вообще, можно говорить о трёх видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном).

Физическое здоровье - это естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех его органов и систем. Если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека (система саморегулирующаяся) правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга, оно характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, развитием волевых качеств.

Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т. е. жизни в определённом человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются, прежде всего, сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть нравственным уродом, если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья. Нравственно здоровым людям присущ ряд общечеловеческих качеств, которые и делают их настоящими гражданами.

Здоровый и духовно развитый человек - он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию, достигая неувядающей молодости духа и внутренней красоты.

Целостность человеческой личности проявляется, прежде всего, во взаимосвязи и взаимодействии психических и физических сил организма. Гармония психофизических сил организма повышает резервы здоровья, создаёт условия для творческого самовыражения в различных областях нашей жизни. Активный и здоровый человек надолго сохраняет молодость, продолжая созидательную деятельность, не позволяя “душе лениться”. Академик Н. М. Амосов предлагает ввести новый медицинский термин “количество здоровья” для обозначения меры резервов организма.

У человека в спокойном состоянии через лёгкие проходит 5-9 литров воздуха в минуту. Некоторые высоко тренированные спортсмены могут произвольно в течение 10-11 минут ежеминутно пропускать через свои лёгкие 150 литров воздуха, т. е. с превышением нормы в 30 раз. Это и есть резерв организма. Мощность сердца тоже можно подсчитать. Есть минутные объёмы сердца: количество крови в литрах, выбрасываемое в одну минуту. Предположим, что в покое оно даёт 4 литра в минуту, при самой энергичной физической работе - 20 литров. Значит, резерв равен 5 (20:4). Точно также есть скрытые резервы почек, печени. Выявляются они с помощью различных нагрузочных проб. Здоровье - это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

Систему функционирования резервов организма можно разбить на подсистемы:

1. биохимические резервы (реакция обмена);

2. физиологические резервы (на уровне клеток, органов, систем органов);

3. психические резервы.

Рассмотрим физиологические резервы на клеточном уровне бегуна-спринтера. Прекрасный результат в беге на 100 м - 10 секунд. Его могут показать лишь единицы. А можно ли этот результат существенно улучшить? Расчёты показывают, что можно, но не более чем на несколько десятых секунды. Предел возможностей здесь упирается в определённую скорость распространения возбуждения по нервам и в минимальное время, необходимое для сокращения и расслабления мышц.

Факторы, формирующие здоровье, и факторы, разрушающие здоровье.

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: плодотворный труд, рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание.

Факторы, влияющие на здоровье человека:

экологические - 20-25%;

генетические - 20-25%;

развитие системы здравоохранения - 8-10%;

ЗОЖ и социальные факторы - 50%.

Классификация здоровья .

1. объективное - объективные показатели состояния здоровья;

2. субъективное - насколько сам человек чувствует себя здоровым;

3. общественное - здоровье нации.

Жизнедеятельность здорового человека и её составляющие:

Способность выполнять определённую физическую нагрузку (возраст, пол);

Способность к познавательной деятельности; познание - стимул к жизни, возможность продлить её;

Способность к адекватной эмоциональной оценке событий внешнего мира и своего положения в нём;

Возможность рождения здоровых детей.

Показатели здоровья: рождаемость, смертность, продолжительность жизни.

Индекс развития человеческого потенциала (признан мировым сообществом) определяется показателями - уровень жизни, образованность, долголетие.

Задачи и цели ЗОЖ:

Сохранение и укрепление здоровья;

Профилактика заболеваний;

Продление жизни человека.

Составляющие ЗОЖ

Плодотворный труд

Рациональный режим труда и отдыха

Искоренение вредных привычек

Оптимальный двигательный режим

Личная гигиена

Рациональное питание

Культура пития

Факторы отрицательно влияющие на ЗОЖ

Гиподинамия

Табакокурение

Наркотики

Алкоголизация

Нерациональное питание

Стрессы

Основным условием здорового образа жизни является личная заинтересованность человека. Первым шагом на этом пути становится выбор жизненных установок, определения цели в жизни, потом - выбор путей, с помощью которых можно реализовать свои замыслы (спортивные секции, утренняя зарядка, рациональное питание). Главное помнить - ничего в жизни не даётся даром. И мускулистое, гармонично развитое тело, и лёгкая походка, и способность долго не утомляться в трудной работе - всё это достигается путём тренировок и требует постоянных усилий для своего поддержания.

Из анализа причин смертности в России за последние десятилетия отчётливо прослеживаются тенденции увеличения факторов риска смертности населения от неинфекционных заболеваний (болезни сердца, сосудов, рака, несчастные случаи). Многие факторы риска смертей от неинфекционных заболеваний создаются самим человеком. К ним можно отнести радиацию, токсические вещества, загрязнение окружающей среды, увеличение шума и стрессовых нагрузок и, главное, образ жизни человека (снижение двигательной активности, неправильное питание, курение, употребление алкоголя и наркотиков). Что же заставляет молодых людей прибегать к контакту с ядовитыми для организма веществами - никотином, алкоголем, наркотиками? Прежде всего, это желание быть “как все” - диктат компании. Неуверенность в себе, наличие комплексов неполноценности, желание занять лидирующую позицию - вот личностные предпосылки первых шагов к вредным привычкам. К социальным факторам можно отнести тяжёлый макро - и микро социальный климат - экономическую нестабильность, войну, природные катаклизмы, тяжёлую семейную ситуацию.

Алкоголь - внутриклеточный яд, разрушающе действующий на все системы и органы человека. В результате систематического употребления алкоголя развивается болезненное пристрастие к нему. По данным ВОЗ, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн. человеческих жизней.

Курение табака (никотинизм) - вредная привычка, заключающаяся во вдыхании дыма тлеющего табака - это одна из форм наркомании. К многообразным последствиям курения относятся болезни сердечно-сосудистой и пищеварительной систем (ишемическая болезнь сердца, гипертоническая болезнь, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, рак лёгкого, бронхит, эмфизема).

Под наркотическими веществами следует понимать химические продукты синтетического или растительного происхождения, лекарственные средства, которые оказывают особое, специфическое действие на нервную систему и весь организм человека, которые приводят к снятию болевых ощущений, изменению настроения, психического и физического тонуса. Достижение этих состояний с помощью наркотиков называется наркотическим опьянением.

Наркомания - это тяжелое заболевание, вызываемое злоупотреблением наркотиками и приобретением патологического пристрастия к нему. Главной целью жизни наркомана становится стремление принять новую дозу наркотика, утрачиваются другие интересы, наступает деградация личности.

Средняя продолжительность жизни наркомана 7-10 лет.

Здоровый образ жизни и его составляющие

Основы здорового образа жизни

Что такое здоровый образ жизни , какие правила, нормы поведения, уклад, повседневный распорядок и взаимоотношения формируют нас здоровыми физически и духовно?

Как показывают современные исследования, индивидуальное здоровье человека более чем на 50 % зависит от его образа жизни. А из чего же состоит здоровый образ жизни, какие его основные составляющие?

Это, прежде всего, умеренное и сбалансированное питание .

Не менее важно соблюдать режим дня , и при этом у каждого из Вас индивидуальные биологические ритмы, их тоже надо учитывать при соблюдении режима дня.

Организму нужна достаточная двигательная активность, закаливание, обтирание, обмывание холодной водой, а также соблюдение личной гигиены (уместно вспомнить выражение: «чистота - залог здоровья») .

Умейте управлять своими чувствами. Не поддавайтесь эмоциям! Это называетсяпсихогигиеной .

И, безусловно, нужно отказаться от вредных привычек: курения, употребления алкоголя, тем более - наркотиков.

Для здорового образа жизни очень важно безопасное поведение в быту, на улице и в школе . Оно обеспечит предупреждение травматизма и отравлений. К сожалению, не все понимают свою ответственность за сохранение здоровья.

Более двух третей населения страны не занимаются спортом, до 30 % населения имеют избыточный вес, около 70 миллионов человек в нашей стране курят.

Во многих странах ответственность по отношению к своему здоровью поощряется государством, каждым предприятием или фирмой, то есть там, где трудится человек. В ряде стран предусмотрены доплаты работникам, отказавшимся от курения, а также тем, кто следит за постоянством своего веса и регулярно занимается физкультурой. Затрачиваемые средства быстро окупаются, так как уменьшаются пропуски по болезни, улучшаются отношения людей в коллективе. Сознательное и ответственное отношение к своему здоровью должно стать нормой жизни и поведения каждого человека.

Важная составляющая здорового образа жизни - питание . Питание, которое обеспечивает полноценное развитие, называют рациональным: от латинских слов «ратио» (расчет, мера) и «ратионалис» (разумный, целесообразный, обоснованный). О6ратимся к истории. На протяжении многовековой эволюции (развития) важнейшие системы жизнеобеспечения организма человека формировались под влиянием таких факторов, как тяжелый физический труд и недоедание.

Сегодня в экономически развитых странах в жизни человека существенную роль играют факторы совершенно противоположного характера: недостаточная мускульная и двигательная активность (это называется «гиподинамия, малоподвижность»), избыточное питание, а также психоэмоциональные перегрузки, которые вызывают стрессы, шоки и нервные срывы. Наша нервная система подвергается постоянной и усиливающейся год от года «бомбардировке» как здоровыми возбуждающими эмоциями, так и отрицательными. Все это предъявляет повышенные требования к внутренним ресурсам человека, его физическому и психическому здоровью.

Возникла своеобразная биосоциальная аритмия - рассогласованность, несовпадение природных и социальных ритмов жизни человека.

Итак, Вы получили общее представление о том, что такое здоровый образ жизни, какие правила и нормы поведения его определяют, каковы основные составляющие здорового образа жизни.

Питание

Мы продолжим наш разговор о здоровом образе жизни. Среди основных его составляющих мы в первую очередь назвали рациональное питание. Здоровье человека во многом определяется количеством и качеством пищи, режимом питания. Здоровое питание есть важнейшее условие долголетия. .

К большому сожалению, в наш рацион входит много продуктов, содержащих углеводы (например, мучные изделия - макароны, хлеб и пр.). Почему это плохо? Дело в том, что при промышленной переработке зерновых продуктов из них удаляются многие природные биологически активные вещества, и в результате человек их недополучает. Несбалансированное употребление пищевых продуктов приводит к нарушению обмена веществ в организме, что понижает сопротивляемость организма, способствует развитию заболеваний. Поэтому соотношение основных компонентов пищи — белков, жиров, углеводов, минеральных веществ, витаминов и воды — должно быть сбалансированным и достаточным для восполнения энергетических затрат организма.

Рациональное питание есть одна из важнейших составляющих здорового образа жизни. Медицина рекомендует ограничение жиров и соли, значительное увеличение в рационе доли фруктов и овощей, круп, изделий из муки грубого помола, то есть нужно есть меньше белого хлеба, а больше - серого, черного. Источником белка должны служить бобовые, нежирные молочные продукты, рыба или постное мясо.

В культуре питания имеет большое значение способ обработки пищи. Важно знать! Овощи не должны подвергаться длительной кулинарной обработке. При длительном нагреве разрушаются витамины, которые содержатся в продуктах. Из большого набора масел - предпочтительнее кукурузное, оливковое или подсолнечное. Подросткам желательно придерживаться такого сочетания всех необходимых элементов, которые приведены в таблице.

Итак, каковы же основные принципы рационального питания?

1. Умеренность.

2. Сбалансированность

3. Дробное питание: не наедаться за один или два раза, а есть понемногу, но часто - четыре или пять раз в день.

4. Разнообразие питания.

5. Биологическая полноценность продуктов.

Расшифруем эти принципы.

Умеренность - это исключение переедания, но полное обеспечение потребности организма в калориях в соответствии с затратами энергии.

Разнообразие - употреблять большое разнообразие продуктов, чтобы в пище присутствовал большой набор биологически активных веществ.

Четырехразовое питание предполагает равномерное потребление пищи небольшими порциями.

Сбалансированность - это удовлетворение потребности организма в незаменимых жизненно важных веществах, присутствие которых в пище создает оптимальные, наилучшие условия для обмена веществ.

Полноценность питания - это питание, обеспечивающее организм всеми необходимыми макро- и микроэлементами, что зависит от ежедневного систематического потребления свежих овощей и фруктов, особенно зелени. Важно помнить! Многие серьезные заболевания, в том числе и сердечно-сосудистые, начинаются в детстве, и поэтому требование к рациональному питанию особенно важно для школьников.

Итак, Вы еще раз убедились в том, что одной из важнейших составляющих здорового образа жизни является рациональное питание, культура питания, основные принципы которого - это умеренность, сбалансированность, дробное питание, разнообразие и биологическая полноценность.

Гигиена

Тема нашего сегодняшнего урока проста и, можно так сказать, каждодневна.

Самым простым определением слова «гигиена» принято считать бытовое разговорное его значение «чистота». Девиз, который вам внушают с раннего детства: «Чистота - залог здоровья» возник, пожалуй, на заре человечества. Так что гигиена относится к наиболее древним отраслям медицинских знаний. Но понятие ее гораздо шире, чем просто чистота. Гигиена - это область медицины, изучающая влияние условий жизни, труда на здоровье человека и разрабатывающая меры профилактики различных заболеваний, обеспечения оптимальных условий существования, сохранения здоровья и продления жизни.

Важнейшую роль в системе формирования здорового образа жизни играет личная гигиена. Личная гигиена - это совокупность гигиенических правил, выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья человека. К ним относят не только требование мыть руки.

Личная гигиена - это и разумное сочетание умственного и физического труда, занятие физической культурой и закаливание, рациональное питание, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон. К личной гигиене относятся требования по уходу за кожей, зубами, волосами, по содержанию в должной чистоте одежды, обуви и жилища.

Проследим теперь связь личной гигиены с профилактикой заболеваний. Очень многие болезни возникают на кожных покровах человека или через них проникают в наш организм. Поэтому уход за кожей является одним из основных компонентов личной гигиены. Кожа - внешний покров тела человека. Площадь поверхности кожи взрослого человека составляет полтора-два квадратных метра. Одна из основных функций кожи - защитная. Так, упругая жировая подстилка кожи и ее эластичность предохраняют от растяжения, давления и ушибов внутренние органы и мышцы. Роговой слой кожи защищает более глубокие слои кожи от высыхания. Кроме того, он устойчив к различным химическим веществам. Пигмент меланин предохраняет кожу от ультрафиолетового излучения. Кожа защищает организм человека от проникновения микроорганизмов - возбудителей инфекций. Важной функцией кожи является ее участие в терморегуляции. Примерно 80 % всей теплоотдачи организма осуществляется через кожу. Кожа участвует в регуляции обмена веществ в организме, особенно водного, минерального, углеводного и белкового. Она принимает участие в иммунных реакциях организма.

Гигиена кожи - комплекс ежедневных мероприятий, обеспечивающих постоянное поддержание ее в чистоте и закаливание. Чистота кожи - основное условие ее нормального состояния. При нормальной и жирной коже для мытья целесообразно использовать нейтральное туалетное мыло, а при сухой - косметическое, глицериновое и др. Пот, чешуйки, кожное сало наиболее хорошо удаляются с поверхности кожи при температуре воды 34-37 °С. Ванну и душ в обычных условиях рекомендуется принимать не реже одного раза в неделю, в экологически неблагоприятных условиях - ежедневно. Полезны также ежедневные обливания холодной водой утром и вечером. Кожу лица и шеи следует мыть утром и вечером и по мере необходимости. Тонкую и сухую кожу, чувствительную к атмосферным влияниям, не рекомендуется часто мыть с мылом; лучше специальным косметическим средством. Руки необходимо мыть с мылом водой комнатной температуры. Ноги желательно мыть ежедневно вечером после рабочего дня. Кремы для ног не только питают кожу, но и предотвращают образование трещин на подошвах, способствуют профилактике грибковых заболеваний. Промежность следует мыть ежедневно. Благоприятное влияние на состояние кожи оказывают воздушные и солнечные ванны, купание в открытых экологически безопасных водоемах и другие водные процедуры.

Гигиена зубов - комплекс мероприятий по обеспечению здорового состояния зубов, десен и слизистой оболочки полости рта. Уход за полостью рта - это сохранение зубов в здоровом состоянии, профилактика таких заболеваний, как кариес, причина которого - разрушающее действие микроорганизмов, зубного налета на твердые ткани зубов и недостаток микроэлементов в питании. Предупредить кариес можно регулярной чисткой зубов после завтрака и особенно тщательно после ужина щеткой с искусственной щетиной. В промежутках между едой и перед сном надо избегать потребления сладостей, мучных блюд. Для профилактики заболеваний рекомендуется не менее двух раз в год обращаться к зубному врачу.

Гигиена волос. На продолжительность жизни, интенсивность роста и свойства волос оказывают влияние уход за ними, а также нормальный сон, рациональное питание, занятие физкультурой и закаливание. Жирные волосы надо мыть не реже одного раза в неделю, по необходимости; сухие и нормальные - один раз в 10-14 дней. Для мытья волос лучше использовать мягкую, лишенную солей, воду. Сухие волосы лучше мыть специальным шампунем, а жирные - безмыльным шампунем. Для расчесывания волос лучше использовать щетку с натуральной щетиной, а при усиленном выпадении волос — редким гребнем. Ежедневный массаж головы, стрижка волос - необходимые условия ухода за ними. Для того, чтобы волосы были здоровыми, необходимо сделать ритуалом утренний и вечерний массаж кожи головы подобно чистке зубов.

Одежда и обувь влияют на гигиену человека. Одежда должна быть легкой, удобной, не стеснять движений и не нарушать кровообращения и дыхания. Содержание белья и одежды в чистоте является одним из важных условий личной гигиены. Обувь не должна стеснять ногу, не должна препятствовать естественному движению стопы, должна соответствовать сезону.

Особого внимания требуют правила личной гигиены подростков в период полового созревания. Это так называемый переходный возраст.

Разберем понятие о переходном возрасте и анатомофизиологические особенности переходного возраста.

Переходный возраст охватывает время от начала полового созревания до момента, когда организм юноши или девушки полностью сформирован и готов выполнять функцию деторождения. Характерная особенность переходного возраста - завершение процессов полового созревания, начавшихся в среднем школьном возрасте. При этом начинается активная деятельность желез внутренней секреции и нервной системы, что оказывает влияние на рост и развитие всех органов. Отмечается усиленный рост сердца, пульс становится реже (до 70-76 ударов в минуту), увеличивается окружность грудной клетки, за счет чего углубляется дыхание и увеличивается жизненная емкость легких. Темпы прироста длины тела снижаются, хотя подросток продолжает расти. Завершаются процессы окостенения длинных трубчатых костей, происходит совершенствование строения и функций многих систем организма.

Этот период является оптимальным для овладения сложными двигательными навыками, возрастает выносливость организма, его способность к интенсивным двигательным нагрузкам. По мере полового созревания -растет различие в выносливости и силе у мальчиков и девочек. Если до 12 лет мышечная сила рук у них примерно одинакова, то затем, с каждым годом, показатели силы и выносливости у мальчиков начинают превышать соответствующие показатели у девочек. За период полового созревания полностью формируется пищеварительная система.

В переходном возрасте отмечается неустойчивость организма к температурным воздействиям, так как из-за происходящих в организме процессов механизмы приспособления к изменяющимся условиям внешней среды несовершенны. Отмечается совершенствование работы органов чувств. К примеру, в возрасте от 14-19 лет острота слуха максимальна, то есть, представьте себе, дети до 13 лет и лица старше 20 лет слышат хуже, чем подростки. Значительные изменения происходят и в органах зрения. Процессы совершенствования функций идут и в коре головного мозга. К 17-18 годам кора головного мозга подростка достигает практически уровня взрослого человека.

Личная гигиена подростка. Переходный возраст требует максимального внимания к внешнему виду, состоянию кожи, волос, ногтей, зубов. В этот возрастной период активизируется деятельность сальных и потовых желез. Мыться следует ежедневно; лучше принимать душ, а если нет такой возможности, обтираться утром и вечером прохладной водой, подмываться теплой водой с мылом, мыть ноги и тщательно насухо их вытирать. Особого ухода требует кожа лица подростка, поскольку гормональная перестройка организма сопровождается кожными проявлениями на лице, так называемыми юношескими угрями.

Уход за волосами заключается в их регулярном расчесывании, массаже специальной щеткой, мытье по мере того, как быстро загрязняются волосы. Не злоупотребляйте частым мытьем головы. Не рекомендуется ходить в морозы с непокрытой головой, начесывать волосы, часто покрывать их лаком или фиксатором для волос. Все это отрицательно сказывается на здоровье и состоянии волос: они становятся ломкими, тусклыми, начинают интенсивно выпадать.

Помните! Лучшее украшение - чистота, опрятность в одежде. Синтетическую одежду лучше носить в сочетании с хлопчатобумажным бельем, блузками и рубашками. Соблюдение правил гигиены, чистота и опрятность в одежде - необходимые условия самовоспитания.

Итак, мы рассмотрели простейшие, необременительные, но обязательные правила личной гигиены и ее особенности в период переходного возраста.

Двигательная активность и закаливание

Когда мы говорим о здоровье, то нельзя обойти такую тему как двигательная активность и закаливание. Начнем наш урок с простого, но мудрого умозаключения, к которому пришли еще древние философы: жизнь - это движение; без движения нет жизни.

А движение для человека - это, конечно же, физические нагрузки . Постоянная физическая нагрузка необходима и полезна, она делает организм выносливее и крепче, повышает его сопротивляемость болезням.

Одним из основных факторов, вызывающих и определяющих рост и развитие организма, является двигательная активность мышц. В раннем детском возрасте физические упражнения не только учат младенца ходить, но и развивают речь, способность говорить, в школе и в ВУЗе способствуют умственной работоспособности и психическому здоровью. Движения стимулируют выработку веществ, обладающих морфиноподобным действием - эндорфинов, оказывающих болеутоляющее и успокаивающее воздействие на организм; они также сокращают избыток адреналина и других гормонов, способствующих возникновению стрессов.

Знакомо ли вам слово гиподинамия ? Этот термин встречается и в научной литературе, и в газетах, а происходит от греческих слов hypo - вниз и dinamo - сила, т.е, пониженная, недостаточная физическая нагрузка, малоподвижность, характерная особенность образа жизни лентяев или очень больных людей. А болеют чаще те, кто занят работой, не требующей физических усилий.

Чем же грозит гиподинамия? В результате малоподвижного образа жизни ослабляется деятельность сердца, возникают сердечно-сосудистые заболевания; нарушается обмен веществ, а в итоге - избыточный вес, ожирение, что становится ответным ударом по сердцу; преждевременно дряхлеет, дегенерирует мышечная ткань — это уже дистрофия; излишне возбуждается и изнашивается центральная нервная система. А все это в целом приводит к снижению защитных свойств организма, иммунитета, устойчивости к инфекциям и психическому напряжению, к разного рода перегрузкам, падает работоспособность и человек преждевременно стареет. Развиваются такие болезни, как атеросклероз, гипертония, инфаркт миокарда, сахарный диабет.

Как по Вашему, кто страдает от болезней больше, мужчины или женщины?

Если затраты энергии на 1 кг массы тела (пропорциональны величине физической нагрузки) при вождении самолета принять за 100 %, то при мытье посуды они составляют - 131 %, при стирке мелких вещей — 224 %, при глажении — 237 %. Подсчитано, что работа санитарки в больнице сопровождается не меньшей затратой энергии, чем работа токаря или сварщика. Какие же можно дать практические советы?

1. Движения должны доставлять удовольствие.

2. Выбирая время для занятий физкультурой и спортом, проявляйте изобретательность, занимайтесь каждый день перед уроками или сразу по возвращении домой.

З. Объединяйтесь с друзьями, выполняйте упражнения в любое свободное время.

4. Не ленитесь.

5. Заставляйте себя ходить пешком.

6. Подходя к лифту, вспоминайте, что есть лестница. С раннего возраста нужно начинать день с утренней зарядки. Это нужно для того, чтобы быстрее перейти от сна к бодрствованию. Но это не спортивная тренировка, где требуется работа с максимальными нагрузка-ми.

Зарядка начинается с потягивания. Это способствует «разминке» мышц, суставов и связок. Затем нужно последовательно выполнить упражнения для рук и плечевого пояса, туловища и ног. Сложность движений сначала повышается, затем снижается. Обычно утренняя зарядка включает дыхательные упражнения, от 5-6 до 8-10 упражнений для различных групп мышц. Бег на месте и ходьба успокаивают дыхание и нормализуют кровообращение. После зарядки рекомендуют обтирание или обливание, лучше холодной водой, душ. Через каждые две недели комплексы упражнений полезно менять.

Не пренебрегайте школьными уроками физкультуры. Надо ли тратить время на различные движения, казалось бы элементарные - ходить, прыгать, бегать? Ведь каждый это умеет делать с двухлетнего возраста. Дело в том, что любое упражнение можно выполнять по-разному. Хождение в строю - это не то же самое, что спортивная или обычная ходьба. Бег на короткие и длинные дистанции требует отработки различных приемов. О том, что катание на коньках и лыжах требует специального обучения, говорить не приходится. За два учебных часа в неделю можно выработать лишь определенные умения, но чтобы довести их до автоматизма, необходимы занятия физической культурой во внеурочное время.

А в динамических паузах, как называют время активного отдыха на свежем воздухе, во внеурочное время, у Вас будет возможность закрепить те знания и навыки, которые были усвоены на уроках физкультуры.

Занятия спортом. Основная физическая нагрузка приходится на занятия спортом. Они способствуют развитию костно-мышечной, кровеносной, дыхательной и нервной систем. Большое значение имеет правильный выбор вида спорта. При этом, надо исходить из анатомо-физиологических предпосылок, возраста, состояния здоровья. Для подавляющего большинства подростков наилучшими видами спорта являются плавание, катание на лыжах, коньках, спортивные игры, при которых в движение вовлекаются почти все мышечные группы тела, что способствует гармоническому развитию организма. В последнее время все большую популярность приобретают тренажеры и гимнастические устройства индивидуального пользования. Это велотренажеры, «стенки здоровья», беговые дорожки, массажеры и минитренажерные устройства с игровыми элементами. Они позволяют заниматься физическими упражнениями круглый год независимо от погодных условий. Придерживайтесь формулы: спорт для здоровья, а не здоровье для спорта.

Помните! Необходимо 3-5 раз в неделю 30-40 минут отводить на непрерывные физические упражнения (не считая ежедневной зарядки или разминки), во время которых пульс должен возрастать минимум на 70-80 % от максимально возможного для данного лица. При выборе вида спорта посоветуйтесь с врачом. Тяжелая атлетика может неблагоприятно сказываться на росте. Езда на велосипеде способствует появлению сутулости и других нарушений осанки (не путайте катание на велосипеде с занятиями велосипедным спортом).

Итак, тело человека создано для движения. Движение - необходимое условие развития вашего молодого организма, его здоровья, характера и привлекательности. Движение тесно связано с настроением, с эмоциональным состоянием человека. Оно снимает напряжение, положительно влияет на нервную систему.

Не забывайте о гиподинамии: малоподвижный образ жизни, особенно в молодости, может привести к печальным последствиям. Она приводит к изменению функций всех органов и к заболеваниям, в особенности сердечнососудистой системы. Активное движение - это здоровый образ жизни.

Закаливание

Закаленный человек болеет гораздо реже. Воздействие солнца, воздуха и воды на организм человека в разумных пределах, без передозировки, очень полезно.

А полезнейшие средства закаливания - самые что ни есть природные: вода, свежий воздух, солнечные лучи. Вот и в той же песне тренер заявляет: «От всех болезней нам полезней солнце, воздух и вода», т.е. естественные закаливающие факторы. Вода обладает ценнейшими свойствами. Не зря после урока утренней зарядки по радио звучало: «А теперь приступайте к водным процедурам!».

Что же происходит в организме человека при водных процедурах? Во-первых, ежедневные кратковременные холодные обтирания или обливание снимают чувство усталости, утомления, возвращают бодрость и хорошее настроение. Воздействие холодной воды приводит к тому, что сосуды кожи сужаются, и часть периферической крови (в сосудах кожи содержится 30 % крови) выдавливается во внутренние органы, включая мозг. Поэтому 4-5-разовое обливание рук и лица холодной водой, и наступающее вслед за этим сужение сосудов; своеобразная и полезная гимнастика, повышающая работоспособность. Это своеобразная и полезная гимнастика, которая тренирует и укрепляет кожу, улучшает питание и деятельность клеток, что в свою очередь приводит к улучшению обмена веществ в организме.

Приступать к водному закаливанию лучше летом. Начинать следует с обтирания влажным полотенцем, смоченным водой, температура воды 18-20 С, рекомендуется обтирать тело в течение 2-3 минут. Привыкнув к этой процедуре можно перейти к обливанию. Вначале обливаются водой комнатной температуры, с постепенным понижением ее температуры до 15 0С и ниже. Длительность процедуры увеличивается с 30сек до 2-х минут. Через каждые 3-4 дня прибавляют по 5-10 секунд. После 2-3-х месяцев систематических обливаний организм будет готов к следующему этапу закаливания - холодному душу. По своему воздействию на организм душ более сильное средство, так как холодная вода при этой процедуре оказывает еще и механические воздействия на кожу, как бы массируя ее. Водные процедуры лучше проводить по утрам. Хорошее средство закаливания - купание в море, реке, озере. Особенно полезно морское купание, при нем на организм оказывается благотворное воздействие морской воды, солнечных лучей и свежего воздуха.

Помните! Купаться в открытых водоемах нужно систематически, но начинать закаливание можно при температуре воды не ниже +18 °С, а воздуха не ниже 20 °С. Охлаждающее действие воды или воздуха на организм должно превышать согревающее. Чтобы закаливание давало эффект, заканчивайте процедуру, чуть-чуть озябнув. Если не хватает решимости сразу приступить к закаливанию холодной водой, попробуйте для начала, ежедневно, утром или вечером, опускать ноги в таз с прохладной водой. Постепенно снижайте температуру воды и увеличивайте время процедуры. Для начала, окуните ноги на несколько секунд и насухо вытрите, позднее, когда температура покажется привычной, можно будет держать ноги в воде 2-3 минуты. Можно, поставив рядом с собой таз с горячей водой, опускать ноги то в холодную, то в горячую воду. И таким образом совершенствовать механизм терморегуляции своего организма. Спросите вашего дедушку или бабушку, и они вам скажут, как полезно регулярно париться в бане. Под влиянием пара, высокой температуры, кожа очищается и раскрывает поры, легко дышит тело, мышцы расслабляются, хорошо снимается накопившаяся усталость. Но такая водная процедура не для всех, надо сначала проконсультироваться с врачом.

Еще один бесценный дар природы и средство закаливания - это воздух, чистый и бодрящий. После долгого пребывания в помещении лучше всего пользоваться целебными и оздоровительными свойствами свежего воздуха. А помещение нужно время от времени проветривать, стараясь избегать при этом сквозняков. Даже зимой спите при открытой форточке, потому что свежий воздух улучшает сон. Да и утреннюю зарядку делайте не в комнате, а на открытом балконе или во дворе. Закаливание воздухом рекомендуется начинать при температуре +20 °С, постепенно переходя потом на более низкую. Первая воздушная ванна не должна превышать 20-30 минут. В дальнейшем продолжительность этой процедуры можно увеличивать на 10 минут. Помните! Неоценимую пользу в проведении закаливания оказывает активный отдых: прогулки, экскурсии, туристические походы (рис. 4.6). Не меньше, чем свежий воздух, вода, для организма необходимы солнечные лучи. Но будьте осторожны, принимая солнечные ванны. Загорать в первый раз можно не более 3-5 минут. Лишь постепенно увеличивая это время, целебные возможности ультрафиолетового излучения будут использованы с должным оздоровительным эффектом.

Проблема здорового образа жизни в наше время является одной из самых трудных и актуальных. Ведь главное достояние любого государства, основное богатство – это его граждане. Для того чтобы государство могло нормально существовать и стабильно развиваться, ему необходимо здоровое, активное население.
«В здоровом телездоровый дух». Все мы много раз слышали это изречение. В этой простой фразе заложен глубочайший смысл. Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека (телесной и духовной).
«Здоровый образ жизни». Давайте подробней разберём это словосочетание.
Что такое «здоровье»? Пользуясь научным определением, это нормальное функционирование человеческого организма, всех его органов вместе и по отдельности. Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни человека. Его нельзя купить ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять. Проще говоря, ЗДОРОВЬЕ = ЖИЗНЬ. Что выберет нормальный человек, жизнь или смерть? Конечно, жизнь. Но не все понимают, что нужно не просто сделать выбор, но ещё и подтверждать его своими поступками.
«Образ жизни» - это поступки человека, его поведение, отношение к себе и окружающим. Проще говоря, что человек делает каждый день. Если человек бережно относится к себе (и к окружающим тоже!), пытается продлить свою жизнь, сохранить здоровье, принести как можно больше пользы обществу, то можно сказать, что его образ жизни здоровый.
Соответственно, здоровый образ жизни человека направлен на физическое и духовное самосовершенствование индивида, на его положительный вклад в общественную жизнь.
Если задать вопрос «Что такое здоровый образ жизни?», мы получим ограниченное количество ответов. Регулярные занятия спортом, скажут одни. Отказ от употребления наркотиков, табака и спиртного, будут утверждать другие. Здоровое питание, ответят третьи. И те и другие совершенно правы. Но нужно понимать, что всё это – лишь одна сторона проблемы. Ведь складывается парадоксальная ситуация. Множество людей активно занимаются спортом, но вместе с тем употребляют нездоровую еду, табак и алкоголь, мотивируя это тем, что одно другому не мешает. Значит, проблема заключается не только в материальной сфере.
Обычно, когда идёт речь о здоровом образе жизни, все безоговорочно поддерживают его. Правда, только на словах. Почему же так происходит?
Взрослые люди ссылаются на большую загруженность на работе и в личной жизни. Но здоровый образ жизни нужен как раз для того, чтобы человек мог преодолевать жизненные трудности без стрессов и болезней!
У молодёжи свободного времени гораздо больше. Тогда почему же молодые люди вместо того, чтобы заниматься спортом, предпочитают сидеть за компьютером, пить пиво, употреблять наркотики?
На мой взгляд, у этого несколько причин. Во-первых, свободное время молодёжи неорганизованно. Сейчас нет системы массовых организаций, которая могла бы направлять энергию молодых людей в полезное русло. Во-вторых, вид отдыха человека напрямую зависит от его интеллектуального развития. Чем сильней человек развит духовно, тем больше шанс того, что он выберет здоровый образ жизни. Качество образования в наши дни снижается, семья уже не в состоянии в полной мере выполнять свою воспитательную функцию. В-третьих, на сегодняшний день у молодёжи нет положительного примера для подражания. Получилось это не из-за того, что молодые люди не хотят подражать здоровым, духовно развитым героям. Проблема заключается в СМИ, которые навязывают молодёжи отрицательных героев (представителей криминала и асоциальных личностей). Отсутствует государственная пропаганда здорового образа жизни, нет единой программы действий по улучшению и поддержки здоровья не только молодёжи, но и всех остальных категорий граждан.
Итак, мы определили основные факторы, мешающие продвижению здорового образа жизни в нашей стране. Как решить эти проблемы? Многие скажут, что этим должно заниматься государство. Но что такое государство? Это все мы, граждане нашей страны, каждый человек в отдельности. И проблема здорового образа жизни – это проблема каждого человека, а не абстрактного государства.
Первоначальное воспитание, понятие о том, что хорошо, а что плохо, человек получает в семье. Именно семья во многом определяет, кем станет ребёнок в будущем, в том числе, какой образ жизни он изберёт. Получается, что проблема здорового образа жизни тесно связана с проблемой семьи. Никто не будет спорить, что в здоровой (физически и морально) семье и дети будут здоровыми. То количество неполных и неблагополучных семей наводит на мысль, что неспроста у нас так тяжело приживается здоровый образ жизни. Если человек начинает свою жизнь в нездоровой обстановке, то и образ жизни он выберет нездоровый.
И государство и семья могут повлиять на поведение человека, на его выбор образа жизни. Но всё же последнее слово всегда остаётся за самим человеком. Только он сам может выбрать, что ему нужно: нездоровый образ жизни, то есть саморазрушение, или полноценная, счастливая жизнь в мире с самим собой и своими близкими.
Только когда человек поймёт, что его счастье находится не в руках государства, семьи или посторонних людей, а его собственных, только тогда можно сказать – этот человек ведёт Здоровый Образ Жизни.

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины

Н.В.Карташева, Л.П.Мамчиц, С.В.Климович

Тема: «Профилактика. Медицинская профилактика, ее значимость в сохранении здоровья»

Учебно-методическое пособие

по «Общей гигиене» для студентов 2 курса лечебного, медико-диагностического и факультета подготовки специалистов для зарубежных стран

Гомель,

ГомГМУ

Профилактика. Медицинская профилактика, ее значимость в сохранении здоровья

Время занятия – 4 часа

Мотивационная характеристика темы

Здоровье человека составляет экономический потенциал страны. Медицинская профилактика относится к социально-экономическим, гигиеническим, санитарно-противоэпидемическим, иммунопрофилактическим, семейно-бытовым, индивидуально-личностным категориям. Профилактика заболеваний, обеспечение здорового развития подрастающего поколения, предупреждение заболеваний от факторов окружающей среды, развития профессиональной патологии – приоритетные направления здравоохранения. Профилактика основана на проведении медицинских осмотров, диспансеризации, информационно-образовательной работы и гигиеническом воспитании населения. На современном этапе развития медицины актуальным становится такое направление в здравоохранении, как управление здоровьем населения на основе именно профилактических мероприятий на общественном уровне: дни профилактики гриппа; ОРИ; инфекций ППП; ВИЧ; стоматологических заболеваний; туберкулеза; алкоголизма; наркомании; дни здоровья, здорового питания школьника и другие.

Активное участие в профилактических мероприятиях с населением принимают медицинские работники, общественность, что способствует повышению уровня осведомленности людей о своем здоровье в формировании здорового образа жизни.

Цель занятия: Ознакомиться с видами медицинской профилактики, ее значимостью в сохранении здоровья населения.

Задачи:

1. Усвоить определение медицинская профилактика и ее роль в системе гигиенических мероприятий;

2. Уяснить значение донозологической диагностики в первичной профилактике преморбидных состояний;

3. Научиться разрабатывать мероприятия первичной профилактики в образе и стиле жизни;

4. Разработать профилактические мероприятия по личной гигиене, водопотреблению, движению, питанию.

Требования к исходному уровню знаний студентов

Для усвоения темы необходимо повторить:

Химические факторы, их метаболизм в организме;

Физические факторы, их физические характеристики;

Биологические факторы, иммунитет.

Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Температура, влажность, подвижность воздуха, терморегуляция.

2. Барометрическое давление.

3. Классификация химических веществ, их токсичность.

4. Характеристика микроорганизмов.

5. Иммунитет.

Контрольные вопросы по теме занятия

1. Определение понятия медицинская профилактика

2. Первичная профилактика медицинская, ее роль в сохранении здоровья

3. Гигиенические мероприятия в первичной профилактике

4. Вторичная профилактика в системе гигиенических мероприятий

5. Значение третичной профилактики в сохранении социального статуса

6. Донозологическая диагностика в профилактике преморбидных состояний

7. Роль личной гигиены в первичной профилактике заболеваний

8. Роль питания в профилактике нарушений здоровья

Учебный материал

Профилактика (греческое prophylaktikos) предохранительный, предупредительный – это система государственных, социальных, гигиенических и медицинских мер, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья и предупреждение болезней. Профилактика является ведущим разделом медицины. Уровень профилактики в стране отражает характер общественно-экономических, научно-технических условий жизни общества.

Профилактика появилась при поисках путей, средств и методов предохранения от болезней, несчастных случаев в виде индивидуальной и личной гигиены в первую очередь от массовых заболеваний населения. В качестве профилактических мер использовали физические методы (сжигание трупов животных, одежды больных людей); рекомендовалось использование народных средств (настои разных трав); рекомендовалось обязательное выполнение физических упражнений. В религиозных наставлениях заложены основы многих профилактических обрядов, ритуалов, праздников, соблюдение постов, начало употребления ягод, фруктов (яблочный, ореховый, медовый спас). Строились и использовались в профилактических целях акведуки (прообраз водопровода); термы (бани); велся санитарный контроль за привозимой продукцией на рынке. Начавшиеся эпидемии, пандемии особо опасных заболеваний (холера, чума, туляремия) способствовали составлению плана противоэпидемических мероприятий (изоляция больных, обсервация, карантин), велся надзор за водоснабжением. Составлены предписания по личной гигиене тела, белья, жилища. Следующий этап развития профилактики связан с развитием промышленности, сельского хозяйства, биологии, медицины. Появилась профессиональная группа – санитарные инспектора, которые контролировали условия труда и разрабатывали профилактические мероприятия по предупреждению профессиональной патологии. Появились учения о единстве организма и окружающей среды. Методы профилактики взяли на вооружение Н.И.Пирогов, Г.А.Захарьин. Разрабатываются и реализуются мероприятия по гигиене населенных мест, почвы, воды, воздуха. Впервые создается санитарное законодательство по профилактике туберкулеза, алкоголизма, ИППП, общедоступной, бесплатной медицинской помощи, охраны материнства и детства, амбулаторной и поликлинической помощи. Обосновывается и реализуется диспансеризация населения, охрана здоровья работников сельского хозяйства. Рассматриваются вопросы профилактических мер в образе жизни.

Профилактикой занимается не только санитария, но и гигиена (греческое hygieinos- здоровый). Основные задачи современной гигиены по комплексу профилактических мероприятий основаны на этапах предупредительного и текущего санитарного надзора. Законодательные и нормативные документы предусматривают охрану труда и отдыха; здоровья детей и подростков, экспертизу качества продуктов питания, одежды, обуви, мебели, строительных материалов, охрану окружающей среды.

Методы исследования и составления профилактических мероприятий строятся на санитарном обследовании; санитарно-гигиеническом изучении физических, химических, биологических факторов; гигиеническом и лабораторном эксперименте; статистических данных с выявлением корреляционной взаимосвязи. В зависимости от состояния здоровья, наличия факторов риска заболевания или выраженной патологии у человека стали рассматривать три вида профилактики: первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика – это система мер предупреждения возникновения и воздействия факторов риска развития заболеваний (вакцинация, рациональный режим труда и отдыха, рациональное питание, физическая активность, оздоровление окружающей среды и др.).

К первичной профилактике относят социально-экономические мероприятия государства по оздоровлению образа жизни, окружающей среды, воспитанию и др. Профилактическая деятельность обязательна для всех медицинских работников и медицинских учреждений любого уровня.

Первичная профилактика направлена на возможную этиологическую причину, как фактор риска нарушения состояния здоровья. С этой целью гигиена занимается нормированием данных физических, химических, биологических факторов и их сочетаний. Предусматривается или полное отсутствие этих факторов или наличие их в безопасных концентрациях, уровнях. Например, концентрация СО 2 в воздухе жилых, общественных зданиях, цехах, в атмосфере. Углекислый газ - естественный побудитель дыхательного центра, поддерживает кислотно-щелочное равновесие в организме только при определенной концентрации в атмосфере 0,03-0,04%. Увеличение концентрации СО 2 в закрытых помещениях, без возможного нарушения здоровья допускается, нормируется в концентрации 0,1%. Превышение концентрации СО 2 более 0,1% является фактором риска нарушения здоровья. По санитарно-гигиеническим нормам и правилам необходимо проветривание помещения через естественную или искусственную вентиляцию, как профилактическое мероприятие.

Одним из направлений первичной профилактики является профилактика инфекционных заболеваний.

Инфекционные заболевания, возбудителями которых являются болезнетворные микроорганизмы, передаются от больного человека (в остром периоде заболевания) или от бактерионосителя к здоровым людям. Возбудители могут передаваться различными путями. К наиболее распространенным путям относятся:

    Контактный – при непосредственном общении больного человека со здоровыми (прямой контакт) или через предметы домашнего обихода: белье, посуда, книги, игрушки и пр. (столбняк, микроспория, чесотка, кишечные инфекции).

    Аэрозольный – возбудители с капельками слюны, слизи, при форсированном разговоре, кашле, чихании попадают в воздух, оседают на пылевых частицах и током воздуха разносятся в разные стороны. Этот путь распространения инфекции характерен для закрытых помещений; на открытом воздухе патогенные микроорганизмы довольно быстро погибают (дифтерия, корь, краснуха, коклюш, эпидемический паротит, ветряная оспа).

    Водный путь – возбудители передаются при употреблении недоброкачественной воды (брюшной тиф, вирусный гепатит А, гельминтозы).

    Пищевой путь - возбудители передаются с пищевыми продуктами (дизентерия, сальмонеллез, энтеровирусные инфекции).

    Трансмиссивный путь - возбудители передаютсячерез живых переносчиков (педикулез, клещевой энцефалит, малярия).

Профилактика инфекционных заболеваний среди населения направлена на источник инфекции, разрыв путей передачи и на восприимчивый организм. В отношении источника инфекции используются клинико-изоляционные, лечебно-диагностические и режимно-ограничительные мероприятия. Мероприятия, направленные на прерывание путей передачи инфекции включают санитарно-гигиенические мероприятия, дезинфекцию и дезинсекцию. В отношении восприимчивых лиц применяется иммунопрофилактика, иммунокоррекция, экстренная профилактика. Профилактические прививки проводятся в соответствии с календарем прививок в плановом порядке и по эпидемическим показаниям.


Проблема сохранения здоровья населения особенно актуальна в современном обществе, отличающемся негативной характеристикой основных демографических показателей наряду с прогрессирующим распространением алкоголизма, наркотоксикомании и заболеваний, передающихся половым путем.

Особую тревогу вызывает состояние здоровья молодежи, детей и подростков. Совершенно здоровых, гармонично развитых детей – не более 2–3 %. Еще 14–15 % детей – практически здоровы, а у 35–40 % имеются различные хронические заболевания. Не менее половины детей имеют те или иные функциональные отклонения. Данные медицинских осмотров свидетельствуют о том, что за период обучения в школе состояние здоровья детей ухудшается в 4–5 раз. Так, к моменту окончания средней школы каждый четвертый выпускник имеет патологию сердечно-сосудистой системы, а каждый третий – близорукость, нарушение осанки.

Особое место среди школьной патологии занимает детский травматизм. Наиболее часто среди учащихся встречаются черепно-мозговые травмы, переломы костей конечностей, раны, вывихи, растяжения связок, ушибы. Большинство подобных травм (до 60 %) возникает во внеурочное время: на переменах в школе и во время игр – во дворе, на спортплощадке, на улице. Серьезную угрозу здоровью детей представляет дорожно-транспортный травматизм, частота которого нарастает год от года. Особенно большое число травм приходится на средний школьный возраст.

Как показали многочисленные исследования, состояние здоровья человека более всего зависит от самого человека. Незнание правил безопасного поведения, несоблюдение здорового образа жизни, беспечное отношение к своему здоровью – вот причина высокого уровня травматизма, появления различных заболеваний, ухудшения здоровья молодежи.

В современной медицине здоровье и болезнь не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в тесной взаимосвязи. Установлено, что под «нормой» не всегда следует подразумевать полное здоровье, а под несоответствием норме следует иметь в виду не только патологию, но и ряд пограничных состояний между здоровьем и болезнью.

Согласно определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), «здоровье – это состояние физического, духовного и социального благополучия, не сводящееся к отсутствию болезни». Это «такое состояние организма человека, когда функции всех его органов и систем уравновешены с внешней средой и отсутствуют какие-либо болезненные изменения».

Различают индивидуальное здоровье (человека) и коллективное здоровье (семьи, профессиональной группы, социального слоя, населения). Здоровье человека давно стало не только его личной проблемой, но и критерием жизни в различных странах мира.

Основными показателями удобства и достатка человеческой жизни являются:

♦ состояние системы здравоохранения;

♦ санитарные условия и окружающая среда;

♦ процент истощенных малолетних детей;

♦ отношение к женщине в обществе;

♦ уровень грамотности населения;

♦ организация родовспоможения.

Экономический рост, национальный валовой продукт, использование современных технологий не могут являться гарантией благополучия нации, поскольку сопровождаются усилением разрыва между богатыми и бедными, ростом социальной напряженности, терроризмом и военными конфликтами.

Здоровье населения определяют и социальные факторы:

♦ защищенность населения (политическая, правовая, юридическая);

♦ реализация прав на труд, образование, здравоохранение, отдых, информацию и др.;

♦ характер питания (его достаточность и полноценность);

♦ реальная заработная плата и условия труда;

♦ жилищные условия и т. д.

Понятие здоровья определяется в соответствии с основными функциями, выполняемыми человеком. Каковы эти функции?

Человек – качественно новая, высшая ступень жизни на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры. Человек одарен понятийным мышлением, разумом, свободной волей и словесной речью. Человек – живая система, в основе которой в неразрывной связи лежат: физическое и духовное, природное и социальное, наследственное и приобретенное начала.

Индивидуальное здоровье можно определить как способность взаимосвязанных функциональных структур организма обеспечивать реализацию наследственных программ и репродуктивных функций, умственных способностей и созидательной деятельности.

Полноценное здоровье – состояние организма, характеризующееся состоянием динамического равновесия между функциями его систем и органов и факторами внешней среды. Понятие здоровья включает биологические и социальные характеристики человека и оценку его функциональных резервов, позволяющие организму адаптироваться к различным условиям окружающей среды.

Важнейшим показателем здоровья являются не только физические показатели, но и способность комфортно существовать в обществе, умение контактировать (социализация), способность воспринимать и усваивать информацию. Изучение функционального состояния организма, уровня его адаптации позволяет контролировать здоровье в динамике развития, определяя степень риска болезни и выявляя тревожные симптомы онтогенеза. Различают четыре варианта функционального состояния организма человека:

♦ удовлетворительную адаптацию к условиям среды;

♦ напряжение механизмов адаптации;

♦ недостаточную, неудовлетворительную адаптацию;

♦ срыв адаптации.

Уровень физиологической адаптации варьируется в пределах одной возрастной группы, так же как и способность компенсировать внешние воздействия путем включения резервных функций. Чем шире диапазон адаптивных реакций, тем лучше адаптирован организм. Органический диапазон приспособительных реакций, неспособность поддерживать нормальную жизнедеятельность проявляются повышенным риском заболеваемости.

Современное общество заинтересовано в повышении уровня как здоровья каждого индивида, так и коллективного здоровья. Все большее значение приобретает валеология – учение о здоровье, противопоставленное медицине болезней, но, по сути, основанное на принципах профилактической медицины. Главной задачей валеологии становится повышение потенциала здоровья популяции за счет предупреждения заболеваемости и инвалидизации.

Следует отметить, что конечные цели медицины болезней и валеологии совпадают – это здоровье. Однако медицина болезней стремится изучить и распознать возможные болезни и повреждения, а затем, вылечивая их, вернуть человеку здоровье.

Учение о здоровье, или валеология, ориентируется на вероятный риск заболеваний, на ранние признаки пограничных состояний, на их устойчивость или ограниченность во времени проявления.

Важной задачей валеологии является конструирование положительных ориентиров, закладка установок на ценность здоровья и человеческой жизни, формирование доступной и доходчивой мотивации здорового образа жизни.

Состояние здоровья зависит более чем на 50 % от индивидуального образа жизни, от влияния факторов окружающей среды – на 25 %. Это свидетельствует о том, что резерв в сохранении здоровья человека заложен в организации его образа жизни, который зависит от валеологической культуры.

Понятие валеологическая культура включает в себя:

♦ знание индивидом генетических, физиологических, психологических возможностей своего организма;

♦ знание методов и средств контроля и сохранения своего психофизиологического статуса и укрепления здоровья;

♦ умение распространять валеологические знания на свое окружение и на социальную среду в целом.

Образ жизни также зависит от наследственных и приобретенных состояний, нарушений работы адаптивных и защитных механизмов, экологии, валеологического воспитания.

Причиной многих заболеваний все чаще становятся гиподинамия, психоэмоциональный стресс, информационное перенасыщение. Сохранение здоровья во многом является результатом безопасной жизнедеятельности. Каждый человек обязан знать и соблюдать принципы обеспечения безопасности, последствия воздействия травмирующих и вредных факторов, должен предвидеть опасность и уметь избежать ее или ослабить негативное действие.

Одна из ведущих задач школьного курса Основы безопасности жизнедеятельности состоит в создании у учащихся мотивации здорового образа жизни и выработки индивидуального способа валеологически обоснованного безопасного поведения.

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на сохранение и укрепление здоровья, способствующее полноценной, содержательной, успешной жизни, в которой человек в полной мере мог бы раскрыть и реализовать свои способности и возможности.

«Здоровье не все, но все без здоровья – ничто», – говорил Сократ. Только здоровому человеку свойственно ощущение полноты жизни.

Здоровый образ жизни – это образ жизни, воспитывающий гармонично развитую личность, помогающий стойко переносить жизненные невзгоды, психические и физические нагрузки, включая природные, социальные и личностные.

Непосредственно с проблемами поддержания здоровья связаны демографические проблемы. Рост численности населения Земли подвержен определенным закономерностям. Так, демографы отмечают, что при низком уровне промышленного развития рождаемость и смертность достаточно высоки, вследствие чего численность населения растет медленно. В высокоразвитом индустриальном обществе рождаемость снижается и темпы роста численности населения тоже снижаются. В то же время в высокоразвитых странах снижается смертность и растет продолжительность жизни, что приводит к увеличению численности населения. Так, средняя продолжительность жизни в некоторых странах свыше 80 лет (Андорра, Макао, Япония, Австралия и др.).

В современной России складывается особенно неблагоприятная динамика демографических показателей за последние 15 лет. За это время численность населения России уменьшилась со 150 млн до 143 млн человек, снизилась рождаемость и повысилась смертность. По оценкам специалистов, численность населения Российской Федерации к 2015 г. составит 137 млн человек, а к 2050 г. – менее 100 млн человек. Средняя продолжительность жизни в нашей стране составляет 67 лет: для женщин – 71 год, для мужчин – 60 лет. Такая большая разница может быть объяснима распространенностью среди мужчин привычек нездорового образа жизни. Основными причинами смертности в нашей стране остаются сердечно-сосудистые и онкологические заболевания, травмы и несчастные случаи, что является следствием нездорового образа жизни и злоупотребления психоактивными веществами – алкоголем, табаком, наркотиками.

Для решения демографических проблем особое значение имеет политика государства – реализация программ, направленных на создание благоприятных социальных и природных условий жизнедеятельности населения. Особую поддержку государства должны получать наиболее незащищенные слои населения – молодые семьи, дети-сироты, матери-одиночки и др.



gastroguru © 2017