Всероссийский творческий конкурс для педагогов и детей "Мы за ЗОЖ!". Игра-конкурс "здоровый образ жизни" классный час на тему Творческие конкурсы на тему здорового образа жизни

Командно-соревновательная игра для младших школьников «Сибирское здоровье».

Данное мероприятие может быть полезным как воспитателям детского сада (старшая и подготовительная группы, кроме игры "Почтальоны", т.к. дети должны уже уметь читать), так и педагогам дополнительного образования (для детей начальных классов), школьным учителям физкультуры для организации спортивного праздника (День здоровья, например). Командно-соревновательная игра предназначена для группы из 20-26 человек.
Цели: Активизировать познавательную деятельность учащихся.
Пропагандировать здоровый образ жизни.
Заинтересовать учащихся изучением вопросов здоровья.
Развивать меткость, ловкость, глазомер.
Воспитывать «чувство локтя», умение действовать в команде.
Форма проведения: командные соревнования, эстафеты.
Материалы: гимнастические палки, 2 обруча, маленькие мячики (2 шт.), платки, косынки (10 шт.), 2 картошки и 2 ложки, 2 больших бутафорских градусника, 2 «ключика», 4 картонки – следы, 2 воздушных шарика, 2 сумки почтальона, карточки со слогами, снежки, 2 корзины, мольберт, 2 заготовки фона из фетра, части тела из фетра на липучках (ненец в национальной одежде)- 2 комплекта, шарфы или веревки для сиамских близнецов.

Ход мероприятия.

Ведущая. Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые, участники соревнований, жюри и болельщики. Наша командно – соревновательная игра называется «Сибирское здоровье». И посвящена, как все наверно, уже поняли, здоровью.
Что такое здоровье? Здоровье – это когда у тебя ничего не болит, это сила, стройность, красота, гармония. Здоровье – это когда просыпаешься бодрым и веселым и когда ты можешь без труда подняться на 3 – 4 этаж. Чтобы быть здоровым необходимо как можно больше двигаться. Ведь не даром говорят: «Движение – это жизнь». Я предлагаю вам всем немного подвигаться, размять своё тело. (Фонограмма 01 Солнышко лучистое. Дети разминаются под песню «Солнышко лучистое»).
Ведущая. Ну вот, мы размялись можно преступить к соревновательной части. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды.
Чтоб проворным стать атлетом
Проведем мы эстафету.
Будем бегать быстро, дружно
Победить нам очень нужно!
Ведущая. Итак, разминка у нас была «Солнышко» и первая эстафета тоже называется «солнышко». У ненецкого народа есть праздник солнца, который отмечается с 25 января и до тех пор, пока не растает снег. На Севере любят солнышко, хоть оно и редкий гость у нас.

НАРИСУЙ СОЛНЫШКО

В этой эстафетной игре принимают участие команды, каждая из которых выстраивается в колонну "по одному". У старта перед каждой командой лежат гимнастические палки по количеству игроков. Впереди каждой команды, на расстоянии 5-7 метров, кладут обруч. Задача участников эстафеты - поочередно, по сигналу, выбегая с палками, разложить их лучами вокруг своего обруча - "нарисовать солнышко". Побеждает команда, которая быстрее справится с заданием.
Фонограмма 02 Нарисуй солнышко
Ведущая. Как можно определить - здоров ты или нет? (Ответы детей). Можно смерить температуру. Какая температура считается нормальной? (36.6). Правильно, молодцы! И следующая наша эстафета называется градусник!

ГРАДУСНИК

Без помощи рук обе команды на скорость передают бутафорский градусник так, чтобы он обязательно находился под левой рукой игрока.
Фонограмма 03 Градусники

Ведущая. Наша игра называется «Сибирское здоровье». Широки просторы Сибири, но еще шире просторы нашей Родины России. А одним из символов России является наша русская матрешка. И следующая эстафета тоже называется «Матрешка».

МАТРЕШКА

Собираются все платки, какие есть, главное, чтобы хватило на всех участников. Делятся на две команды, становятся в шеренгу друг за другом, у первого в руках платок. По команде второй игрок со спины завязывает платок первому, уж как получится (категорически запрещено поправлять или помогать друг другу), затем второй снимает его и завязывает платок третьему и т. д.. Предпоследний игрок завязывает последнему и победно выкрикивает "готовы!". Вся команда поворачивается лицом к сопернику. Жюри оценивает скорость.
Фонограмма 04 Игра Матрешка
Ведущая. Чтобы быть здоровым нужно правильно питаться 3 раза в день и следующая эстафета – «Вареник в ложке».

ВАРЕНИК В ЛОЖКЕ

Надо пробежать до стула, оббежать его, вернуться к команде передать ложку следующему участнику. Ложку надо держать в вытянутой руке. Бегут по очереди. Если вареник упал, его кладут обратно и продолжают бег. Бежать без вареника нельзя! Побеждает команда, в которой быстрее передадут все вареники.
Фонограмма 05 Украинские вареники
Ведущая . Здоровье бывает не только физическое, но и психическое. Что такое психическое здоровье? (Ответы детей). Это когда человек спокоен, у него нормальное настроение, он бодрый и хорошо реагирует на внешний мир. По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) Психическое здоровье - это состояние благополучия, в котором человек реализует свои способности, может противостоять обычным жизненным стрессам, продуктивно работать и вносить вклад в свое сообщество. Мы вам желаем всегда сохранять свое физическое и психическое здоровье, иметь ключик к здоровью и счастливой жизни. «Золотой ключик» - следующая эстафета.

ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК

Играют две команды по шесть-семь человек. Командам выдают по одному ключику. На расстоянии нескольких метров от каждой команды ставится по стулу. Первые игроки по команде берут ключики и бегут каждый к своему стулу. Обегают его и возвращаются к своей команде. Подбежав к первому игроку они передают ему ключик. Побеждает команда, закончившая первой.
Вариант №2. Каждому игроку в команде дают ключик (его можно взять из общей коробочки). Первый игрок бежит с ключиком до стула, где нужно нанизать ключик на кольцо. Затем игрок возвращается к товарищам и передает эстафету другом касанием руки. Побеждает команда, нанизавшая все ключи на кольцо.
Фонограмма 06 Золотой ключик
Ведущая. В Сибири много всяких чудес и богатств. У нас можно увидеть прекрасное северное сияние, приобщиться к уникальной культуре и быту северных народов. В нашем краю добывают полезные ископаемые, природный газ, необходимый всей стране и каждому человеку. Но чего еще много в нашем округе? Что мы видим, когда смотрим в иллюминатор самолета? (Ответы детей. Болот много).

Эстафета БОЛОТО

Тоже довольно старая игра. Играющим выдается по две картонки (можно обычную бумагу). Задача - по этим картонкам - "кочкам", передвигаясь с одной на другую, как можно быстрей перебраться через "болото".
Фонограмма 07 Болото
Ведущая. Отгадайте загадку
Гладкое поле, белая полянка,
Ни травинки, ни былинки,
Да посерёдке - ямка.
(Живот).
Верно! Я надеюсь, что эта часть тела никогда не будет у вас болеть. Вы ведь моете руки перед едой? А фрукты и овощи? (Ответы детей). Вот и хорошо. А в следующей эстафете будет задействована именно эта часть тела.

Эстафета ШАРИКИ.

Каждой команде выдают по воздушному шарику. Все игроки команды стают парами. Первые пары зажимают шарик животами и на скорость бегут с ним до финиша (стул), обегают его и передают шарик следующей паре.
Фонограмма 08 Эстафета шарики
Ведущая . Природа полна чудес и загадок. Иногда ее явления непредсказуемы. Вот, например, кто такие «сиамские близнецы», вы знаете? (Это люди, сросшиеся какой-либо частью тела). Верно. Вы, наверное, уже догадались, какая сейчас будет эстафета?

Эстафета "СИАМСКИЕ БЛИЗНЕЦЫ"

Вызываются два человека, которые встают боком друг к другу. Левая нога одного игрока привязывается к правой ноге другого игрока, туловища связываются ремнями. Должны получится "сиамские близнецы". Добежать до финиша (стул) обежать его и передать эстафету другой паре.
Фонограмма 09 Сиамские близнецы
Ведущая. В работе всего организма человека принимает участие мозг. Мозг – один из главнейших органов человека, который контролирует все органы. В нем есть зоны, которые отвечают за речь, движения, слух, и др. функции. И сейчас вам понадобится не только ловкость и быстрота, но и мозг!

ПОЧТАЛЬОНЫ

Перед каждой командой на расстоянии 5-7 метров на столах или стульях лежат картонные карточки, в которых написаны окончания имен (-тя; -ня; -ля и т. д.). Другие карточки с первой половиной имен заранее разрезается на части в виде открыток, которые складываются в заплечные сумки. Первые номера команд надевают сумки на плечо, по сигналу ведущего спешат к лежащему на столе или стуле бумажному листу-адресату, вынимают из сумки открытку с первой половиной имени и приставляют ее к нужному окончанию. Вернувшись, передают сумку следующему игроку своей команды. Команда, чья почта быстрее найдет свой адресат, побеждает в игре.
Фонограмма 10 Почтальоны
Ведущая. Чтобы быть здоровым, выносливым, сильным необходимо заниматься спортом. Какие виды спорта вы знаете? (Ответы детей). Следующая эстафета называется

СНЕЖНЫЙ БАСКЕТБОЛ

Каждой команде выдаются снежки, а на расстоянии 3 м. устанавливают две корзины.
По команде ведущего первые участники команды кидают снежок в корзину и бегут в конец своей шеренги. Очередь кидать снежок переходит к следующему участнику.
Побеждает та команда, которая забросит быстрее и больше "снежков" в корзину.
Фонограмма 11 Снежки
Ведущая . Сейчас, в заключение нашей программы, я предлагаю следующий конкурс. Так как наша спортивная программа посвящена физическому и психологическому здоровью человека, вам будет дано такое задание. Отдельные части тела сделаны из фетра на липучках, а дети должны на скорость по очереди прицепить все части тела.
Фонограмма 13 Собери человека
Ведущая . Ну вот и подошла к концу наша спортивно – игровая программа. Я желаю вам крепкого здоровья и успехов в учебе!
Фонограмма 14 Финал
Надо спортом заниматься,
Надо – надо закаляться!
Надо первым быть во всем,
Нам морозы нипочем!
Чтобы не было микробов,
В чистоте должны все жить.
Чтобы не было болезней,
Верить в силы, не грустить.

Спасибо всем за внимание и волю к победе! До свидания!

Название:
Номинация:

Должность: педагог-организатор
Место работы: ГБУ ДО Центр внешкольной работы с детьми, молодежью и взрослыми Центрального района Санкт-Петербурга
Месторасположение: г. Санкт-Петербург

Конкурс для 8 классов. Игра по станциям «Здоровым быть здорово», посвященная здоровому образу жизни

Сценарный план игры по станциям «Здоровым быть здорово!»

Вступительная часть

Ведущий 1: Здравствуйте, дорогие друзья!

Ведущий 2: Добрый день, участники, команды и зрители!

Ведущий 3: Мы рады приветствовать вас на игре, посвященной здоровому образу жизни «Здоровым быть здорово!». Ежедневно, все мы с вами ходим в школу, на работу, возвращаемся домой, принимаем пищу, спим и так по кругу. Иногда, и вовсе забываем о том, что у нас есть бесценное здоровье, которое требует достойного внимания. Существует множество советов, о том, как важно и необходимо соблюдать здоровый образ жизни и как лучше это реализовать. Для каждого из нас, существует свой стимул, способный подтолкнуть, сподвигнуть к тем или иным действиям, поступкам, в отношении соблюдения здорового образа жизни. И сегодня мы хотим вам предложить посоревноваться, ведь здоровый образ жизни включает в себя правильное питание, физические нагрузки, спорт, а также многое другое. Важно знать о вреде вредных привычек и о том, как правильно оказывать первую медицинскую помощь. Но прежде чем мы начнем нашу игру, давайте поприветствуем всех участников.

Ведущий 1: В нашей сегодняшней игре принимают участие команды 8 классов школы 321, 612, 174 и лицея 214. Давайте поприветствуем друг друга громкими аплодисментами. Именно вам, друзья, сегодня предстоит борьба за победу в нашем сегодняшнем состязании.

Ведущий 2: Но, прежде, чем мы начнем игру, разрешите познакомить вас с регламентом проведения:

— в игре принимают участие команды по 8 человек в каждой;

— игра состоит из 7 станций.

— каждая команда получает маршрутный лист, в котором указана очередность прохождения станций;

— время на выполнение заданий на каждой станции ограничено;

— за выполнением заданий и соблюдением временного регламента будут наблюдать эксперты на каждой из станций.

Ведущий 1: Всем командам мы желаем успехов! Итак, мы начинаем!

Основная часть

Ведущий 3: Я думаю, все вы со мной согласитесь, что для начала нам нужно познакомиться с каждой из команд. У каждого из вас было задание придумать название и девиз. И сейчас мы предоставляем слово нашим капитанам. Время на представление команды 3 минуты.

Капитаны представляют команды

Ведущий 1: Спасибо вам за представление. Давайте поблагодарим друг друга аплодисментами.

Ведущий 2: Я прошу капитанов команд подойти за маршрутными листами и познакомиться с кураторами, которые будут вас сопровождать на протяжении всего маршрута. Объявляю общий старт.

Команды расходятся по станциям

Станция «Мозговая атака»

Участникам предлагается ответить на вопросы, связанные с правильным питанием,

Блок вопросов «Правильно питание»

  1. В каких продуктах больше всего содержится белков?
  2. В мясе
  3. В рыбе
  4. В сое
  5. Какая ягода бывает чёрной, красной, белой?
  6. Смородина
  7. Рябина
  8. Слива
  9. Люди, не употребляющие пищу животного происхождения
  10. Сыроеды
  11. Вегетарианцы
  12. Травоядные

Блок вопросов «Олимпийские игры»

  1. Какая страна является родиной Олимпийских игр?
  2. Греция
  3. Франция
  4. Америка
  5. Продолжительность Олимпийских игр не должна превышать:
  6. 21 день
  7. 16 дней
  8. 18 дней
  9. Какую награду получал победитель олимпийских соревнований в Древней Греции?
  10. венок из ветвей оливкового дерева
  11. венок из ветвей лаврового дерева
  12. венок из ветвей дубового дерева

Блок вопросов «Из истории вредных привычек»

  1. Кто из европейских путешественников впервые увидел курящих людей?
  2. Христофор Колумб
  3. Джеймс Кук
  4. Марко Поло
  5. Какой известный американский писатель, подаривший миру увлекательные рассказы и повести, невесело шутил: «Ничего нет легче, чем бросить курить, — я сам это делал сотни раз»?
  6. Джек Лондон
  7. Марк Твен
  8. Эдгар Аллан По
  9. Выдающийся русский учёный физиолог И.П. Павлов дал потомкам такой совет: «Не пейте вина, не отягчайте сердце табачищем, и проживёте столько, сколько жил Тициан». А сколько прожил итальянский живописец 15 века Тициан?
  10. 80 лет
  11. 100 лет
  12. 110 лет

Блок вопросов «Профилактические меры»

  1. Для профилактики рахита и правильного формирования скелета маленьким детям дают пить
  2. Витамин Д
  3. Витамин А
  4. Витамин Е
  5. Органические вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма; от латинского слова «жизнь»
  6. Канцерогены
  7. Витамины
  8. Минералы
  9. Как называется система защиты организма человека от возбудителей болезней?
  10. Иммунитет
  11. Генофонд
  12. Наследственность

«Открытые вопросы»

  1. Какое растение «от семи недуг»? _________________________________________________________________
  1. Как звучит девиз Олимпийского движения _________________________________________________________________

(Быстрее, Выше, Сильнее)

  1. Болезнь заядлых курильщиков _________________________________________________________________

(бронхит)

  1. Что в течение жизни человек постоянно расходует? _________________________________________________________________

(энергию)

Станция «Первая помощь»

Команда выбирает трех участников, которым отводится роль пострадавшего. Остальным участникам необходимо выполнить перевязку головы, ноги и руки (соответственно), используя бинты и вату. Оценивается правильность выполнения перевязки (максимально команда получает 15 баллов, по 5 баллов за каждую правильную перевязку). Время выполнения задания до 5 минут.

Станция «Полоса препятствий»

Команда проходит полосу препятствий, друг за другом. Последующий участник приступает к выполнению задания только после полного прохождения полосы предыдущим участником. Оценивается скорость и качество выполнения задания (максимально 5 баллов за каждый правильно пройденный отрезок).

Станция «Сказочная»

Командам предлагаются фотографии иллюстраций из сказок, мультфильмов и вопросы. Задача участников соотнести изображения и вопросы.

  1. Этот герой ощутил снотворный эффект после прогулки по красивому цветочному полю с Элли. О каком произведении и герое идет речь? (Тотошка, Волшебник Изумрудного города)
  2. После того как этому сказочному герою в глаз попала ледяная крупица, он стал ощущать изменения в своем сознании. О ком идет речь? (Кай, Снежная королева)
  3. Как звали персонажа, который из-за чрезмерного просмотра телевизионных программ о приведениях стал подвержен галлюцинациям в реальной жизни? (Фреккенбок, Приключения Малыша и Карлсона)
  4. Как звали девочку, путешествующую вместе с любителем шляп, которая изменяла свои размеры в зависимости от жидкостей и продуктов питания неизвестного происхождения. (Алиса. Алиса в Зазеркалье)
  5. Самое «витаминное» произведение? (Приключения Чиполлино)
  6. С помощью этого плода было осуществлено отравление героини сказки, хотя без яда этот плод очень полезный и содержит много железа. (Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях)
  7. Герой этого мультфильма не мог уйти домой из-за чрезмерного употребления сладостей. О каком персонаже идет речь? (Вини-Пух)
  8. Этот герой мультфильма любил кеды и вместо валенок ходил в них зимой по деревне, и собственно говоря, из-за этого заболел. О ком идет речь? (Шарик, Зима в Простоквашино)
  9. Как звали рыбку из мультфильма, которая пыталась помочь своему другу, но у нее ничего не получалось из-за кратковременной потери памяти. (Дори, В поисках Немо)
  10. Назовите мультфильм, в котором под влиянием синего цветка животные меняли свое поведение и приходили в состояние бессознательной агрессии. (Зверополис)

Станция «Шифр здоровья»

Командам необходимо расшифровать пословицы о здоровом образе жизни и объяснить их.

«Береги платье снову, а здоровье смолоду» (Высказывание написано цифрами, каждой цифре соответствует буква алфавита)

«Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда» (Высказывание написано английской раскладкой букв клавиатуры. Дополнительно выдается изображение клавиатуры).

«Здоровье сбережешь, от беды уйдешь» (Слова в высказывании расположены не по порядку)

Максимальная оценка – 5 баллов за каждое правильно составленное высказывание.

Станция «Доброе здравие»

Участникам в течении 5 минут нужно

на каждую букву слова «Здравие» найти слова, которые имеют отношение к здоровью, здоровому образу жизни, медицине.

Например:

— 3 — здоровье, зарядка, закалка, зубной врач;

— Д – диета, доктор;

— Р — режим, расческа, ракетка;

— А — аспирин, Айболит;

— В — вода, витамины, врач, вакцинация;

— И — иммунитет;

— Е — еда.

За каждое придуманное слово в актив команды начисляется 1 балл.

Станция «Агитационный плакат»

Командам необходимо придумать, создать и представить агитационный плакат про здоровому образу жизни. Максимальная оценка – 5 баллов.

Заключительная часть

Определение победителей

Построение команд

Ведущий 1: Уважаемые команды, поздравляем вас с успешным прохождением маршрута и за блестящее представление ваших плакатов. Вы сегодня активно участвовали в игре, хорошо справлялись с заданиями, у некоторых участников это получилось чуть хуже, у кого-то наоборот лучше, но, в общем, все вы молодцы и достойны победы.

Ведущий 2: Мы переходим к торжественной церемонии награждения победителей нашей игры «Здоровым быть здорово».

Вручение дипломов

Ведущий 2: Дорогие участники, от каждого из вас зависит здоровье вас лично и здоровье окружающих людей, ведь как вы сегодня поняли, чтобы быть здоровым, нужно соблюдать множество правил. Мы искренне надеемся, что после нашей сегодняшней игры количество желающих соблюдать здоровый образ жизни увеличилось, ведь быть здоровым – здорово!

Ведущий 3: Спасибо, ребята, до свидания!

Ведущий 1: До новых встреч!

Название: Конкурс для 8 классов. Игра по станциям «Здоровым быть здорово», посвященная здоровому образу жизни
Номинация: Внеурочная работа, Игры и конкурсы, Школа, 8 класс

Конкурс

Народная мудрость гласит: «Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял – много потерял, здоровье потерял – все потерял!»

Наш конкурс проходит под общим названием: «Мы за здоровый образ жизни».

Команды выбирают себе названия.

Ведущий.

Крошка сын к отцу пришел.
И спросила кроха:
«Что такое хорошо
И что такое плохо?»

Если делаешь зарядку,
Если кушаешь салат
И не любишь шоколадку –
То найдешь здоровья клад.

Если мыто не хочешь уши
И в бассейн ты не идешь,
С сигаретою ты дружишь –
Так здоровья не найдешь.

Нужно, нужно заниматься по утрам и вечерам.
Умываться, закаляться, спортом смело заниматься,
Быть здоровым постараться.
Это нужно только нам.

1.Конкурс «Разминка»

На листке написано название вида спорта. Одна команда показывает пантомиму, другие разгадывают, что за вид спорта был показан.

стрельба из лука

бег с препятствиями

фигурное катание

лыжный спорт

бокс

хоккей

Игра с болельщиками

Цель: проверка внимания болельщиков. Они слушают вопросы и отвечают фразой: «Это я, это я, это все мои друзья!»

Кто ватагою веселой

Каждый день шагает в школу?

Кто из вас из малышей

Ходит грязным до ушей?

Кто одежду «бережет»

Под кровать её кладет?

Кто ложится рано спать

В ботинках грязных на кровать?

Кто из вас не ходит хмурый

Любит спорт и физкультуру?

Просыпаюсь утром рано

Вместе с солнышком румяным.

Заправляю сам кроватку

Быстро делаю зарядку.

2 конкурс « Вопросы»

    Назовите признаки закаливания – три признака (постоянно, последовательно, постепенно)

    Назовите насекомых – индикаторов отсутствия у человека навыков гигиены. (Блохи, вши)

    Почему говорят «Обжора роет могилу своими зубами? (Ожирение, гипертония, плоскостопие, болезни суставов, сахарный диабет, панкреатит, холецистит.)

    Какая поговорка учит нас правильному режиму питания? (Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, а ужин отдай врагу.)

    Кто такие «совы» и «жаворонки»? (Это люди с разными биологическими ритмами.)

    Почему детям до 15 лет нельзя заниматься тяжелой атлетикой? (До этого возраста идет активное формирование скелета.)

    С какого возраста можно курить и употреблять спиртные напитки? (Желательно вообще не курить и не употреблять спиртные напитки; особый вред организму и быстрое привыкание к никотину и алкоголю бывает в детском и подростковом возрасте.)

    Сколько часов в сутки должен спать человек? (Взрослый – 8 часов, подросток – 9-10 часов, ребенок – 10-12 часов.)

    Зачем детям прописывают невкусный рыбий жир? (содержит витамин Д, который необходим для правильного формирования скелета)

3 Конкурс «Реклама»

Командам дается задание в течение 5-7 минут придумать и обыграть рекламу нового спортивного инвентаря (известные «неспортивные» предметы) – стул, утюг, пуговица, бутылка.

4 конкурс «Объяснить значение пословиц»

1.Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится.

2.Болезнь с грязью дружит.

3.Кто пропустил зарядку- тот на день постарел.

4.Здоровье за деньги не купишь.

5.От сладкой еды - жди беды.

6.Лечи легкую болезнь - пока тяжелой не стала.

5. Конкурс «Веселые эстафеты»

В конкурсе от каждой команды участвуют шесть человек. Каждому члену команды особое задание.

Первому – бег с мячом.

Второму – бег задом наперед.

Третьему – бег вприпрыжку.

Четвертому – прыгание на одной ноге

Пятому – бег с тарелкой воды.

Шестому – бег боком.

6. Конкурс «Спортивный комментатор»

Задание: составить шуточный комментарий по темам (на выбор):

соревнования по прыжкам в высоту среди блох;

соревнования в марафонском беге среди черепах;

вольная борьба среди раков;

соревнования по стрельбе среди плюющихся кобр.

футбольный матч между командами такс и болонок;

фигурное катание «Корова на льду 2014»

7 конкурс «Характеристика»

Выберите слова для характеристики здорового человека:

Красивый, сутулый, ловкий, крепкий, бледный, стройный, неуклюжий, толстый, сильный, подтянутый.

Тело без движения – подобно стоячей воде, которая портится, плесневеет и гниет. Поэтому мы должны заниматься различными видами спорта: туризмом, баскетболом, волейболом, танцами, а также есть много других интересных секций, которые ждут вас.

Советы в конце конкурса.

1. Чистота – залог здоровья,

Чистота нужна везде:

Дома, в школе, на работе

И на суше, и в воде.

2. Руки с мылом надо мыть,

Чтоб здоровенькими быть

Чтоб микробам жизнь не дать,

Руки в рот не надо брать.

3.Физкультурой занимайся

Чтоб здоровье сохранять,

И от лени постарайся

Побыстрее убежать

4. Всякий раз, когда едим

О здоровье думаем:

Мне не нужен жирный крем,

Лучше я морковку съем

5. Ты зарядкой занимайся

Если хочешь быть здоров

Водой холодной обливайся

Позабудешь докторов.

Подведение итогов конкурса.

«Моё здоровье в моих руках"

Цели: - формировать здоровый образ жизни;

Воспитывать общую культуру здоровья;

Развивать коммуникативные умения учащихся.

Оборудование: музыкальное оформление; кегли, обручи, цветные кубики или игрушки, флажки; плакаты с пословицами; призы или грамоты, оформление спортивного зала плакатами, рисунками о спорте.

Ход праздника

Звучит музыка «На зарядку становись»

Ведущий. Здравствуйте, дорогие зрители, гости и дети!

Здоровье - это не игрушка. Легко сломать, нельзя купить. Давайте лучше мы подумаем, как нам его сохранить.

В старину говорили, что здоровье приходит золотниками, а уходит пудами. Золотник - это совсем небольшой вес, примерно вес одной пятикопеечной монеты, а пуд- 16 кг. Это значит, стать здоровым можно постепенно, а вот потерять здоровье намного быстрее.

Сегодня мы с вами станем свидетелями веселых состязаний между ребятами 1-х классов. Состязаться будут две команды - «Крепыш» и «Нехворайка». А для начала мы проведем жеребьевку. (Участники команд вытягивают картинки с названием команды. Так, команды получаются смешанными)

Под музыку выходят игроки команд. Все игроки-с командными эмблемами. Впереди капитаны.

Ведущий: Команды, готовы к соревнованию? Тогда, на старт!

Задание 1. Каждая команда получает набор из 5 букв. Из букв ребята должны составить слово "Спорт".

Побеждает та команда, которая составит слово быстрее.

Задание 2. Спортивная разминка.

Ведущий поочерёдно задаёт вопросы командам. Команда, которая ответит на вопрос, получает 1 балл.

Если команда не сможет ответить, вопрос пере адресуется болельщикам этой командой.

    Ледовая площадка (каток).

    Специалист по поднятию тяжестей (штангист).

    Лучшая тяжесть для любителей утренний зарядки (гантели).

    Она является залогом здоровья (чистота).

    Хоккей - шайба, футбол - мяч, бадминтон -... (волан).

    Теннисная площадка (корт).

    Решающая характеристика внешности для баскетболиста (рост).

    Спортивный переходящий приз (кубок).

    Что стремится установить спортсмен? (Рекорд).

    Чем являются слова "Быстрее, выше, сильнее?"(Девизом Олимпийских игр).

Ведущий. А теперь, от слов перейдем к делу.

Со здоровьем дружен спорт.

Стадион, бассейны, корт,

Зал, каток - везде вам рады.

За старание в награду

Будут кубки и рекорды,

Станут мышцы ваши тверды.

1 конкурс «Бег с кеглями»

Команды получают по одной кегле. Игрок должен добежать до финиша с кеглей, обежать флажок, вернуться и передать кеглю следующему игроку.

2 конкурс «Передача мяча»

Игроки стоят на своих местах, держат руки над головой. Нужно по очереди передать мяч над головой, последний игрок с мячом становится в начале команды и передает мяч. Побеждает та команда, которая быстрее передаст мяч.

Музыкальная пауза (дети поют частушки)

    Если денег не имеешь,

Со здоровьем вдруг беда,

Вылечить тебя сумеют

Смех, зарядка и вода!

    Эх, топну ногой

Да притопну другой,

Облилась водой холодной –

Снова стала молодой!

    Прыгать, бегать и играть

Физкультура учит.

Может, кто-нибудь из нас

И медаль получит.

    Эх, топни нога,

Топни, правенькая,

Все равно спортсменкой буду,

Хоть и маленькая.

5. Веселитесь, не стесняйтесь!

Там, где смех, печали нет!

Больше двигаться старайтесь,

Свой храня менталитет.

6. Пожелаем вам здоровья,

Чтобы боли все ушли.

Завершаем петь частушки,

Просим хлопать от души.

3 конкурс «Без тапочка».

На старте каждый участник стоит в одном тапке. Вторая находится на противоположном конце зала. По сигналу первый участник бежит, находит свою, надевает и бежит обратно и т.д.

4 конкурс

Конкурс болельщиков. Отгадать загадки.

1. Не обижен, а надут,

Его по полю ведут.

А ударят - нипочём,

Не угнаться за... (мячом).

2.Эта птица - не синица,

Не орёл и не баклан.

Эта маленькая птица

Называется... (волан).

3.На снегу две полосы,

Удивились две лисы.

Подошла одна поближе:

Здесь бежали чьи-то... (лыжи).

4.Кто на льду меня догонит?

Мы бежим в перегонки.

И несут меня не кони,

а блестящие...(коньки).

5.Мне загадку загадали:

Что это за чудеса?

Руль, седло и две педали,

Два блестящих колеса.

У загадки есть ответ

Это мой...(велосипед).

6.Вот такой забавный случай!

Поселилась в ванной - туча.

Дождик льётся с потолка

Мне на спину и бока.

До чего ж приятно это!

Дождик тёплый, подогретый.

На полу не видно луж.

Все ребята любят...(душ).

5 конкурс

6 конкурс

Дети читают стихи.

    День здоровья любят дети

Городов и деревень.

Пусть же станет в целом свете

Днём здоровья каждый день!

    Приучи себя к порядку.

Пробуй плавать и нырять.

Научись любить зарядку –

И разучишься чихать!

    Надо с детства закаляться,

Чтоб здоровым быть весь год.

Чтобы к доктору явиться,

Только если повезёт.

    Мы желаем вам, ребята,

Быть здоровыми всегда!

Но добиться результата

Невозможно без труда.

    Постарайтесь не лениться,

Каждый раз перед едой,

Прежде чем за стол садиться,

Руки вымойте водой.

    И зарядкой занимайтесь

Ежедневно по утрам.

И конечно, закаляйтесь –

Это так поможет вам!

Подведение итогов. Вручение призов.

Автономное учреждение воронежской области «Воронежский областной детский центр социальной реабилитации и оздоровления

«Золотой колос"

Конкурс «Добронежец - 2017»

СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!»

Номинация: «ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ»

с. Средний Икорец

Название проекта: «Я выбираю ЗОЖ - здоровый образ жизни!

Аннотация проекта.

«Приобрести здоровье - храбрость,

а умело распорядиться им - искусство».

Франсуа Волетер.

Д анный социальный проект был создан с намерением изменить существующее отношение к своему здоровью среди воспитанников Центра через пропаганду здорового образа жизни в подростковой среде, возможность практически повлиять, силами самих воспитанников, на осознанный выбор в пользу здорового образа жизни, жизненные установки и ценностные ориентиры воспитанников нашего Центра.

Для реализации проекта были определены следующие направления деятельности.

1) Исследование факторов влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, проведение социологических опросов среди подростков и их родителей (законных представителей) и формирование через изучение данных факторов ценностного отношения к своему здоровью.

2) Формирование ключевых компетенций:

Коммуникативных компетенций: навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе;

Здоровьесберегающих компетенций: знать и применять правила личной гигиены, уметь заботиться о собственном здоровье, личной безопасности.

3) Повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, таких как наркомания, табакокурение, ВИЧ-инфекции, алкоголизм.

4) Вовлечение детей и подростков в общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем разработанной системы тренингов и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни.

5) Сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями для совместной деятельности.

1. Описание проекта.

1.1. Введение.

1.3. Актуальность проекта.

1.4. Цель проекта.

1.5.Задачи проекта.

1.6. Прогнозируемые результаты.

1.7. План реализации проекта.

1.8. Реализация проекта.

1.9. Выводы.

1.1. Введение.

1.2. Обоснование выбора темы.

В ыбор темы нашего проекта обусловлен социальной значимостью проблемы Здоровья. Здоровье человека - актуальная тема для обсуждения у всех времен и народов. Так в притче «Счастье или Здоровье ?»:

Поспорили однажды Здоровье и Счастье о том, кто из них важнее.

Они обратились к мальчику.
— Мальчик, что для тебя важнее — счастье или здоровье?
— Конечно же, счастье! - не задумываясь, ответил мальчик.
— Ты счастливый?
— О! Да, я счастливый!
— Вот видишь! — захлопало в ладоши Счастье и подпрыгнуло от радости. — Я же говорю, что счастье главнее.
— А скажи, мальчик, ты здоров? — задало следующий вопрос Здоровье.
— Да, я здоров!
— Везет тебе! — вмешалась в разговор проходившая мимо женщина. — Мне бы твоё здоровье, тогда и я была бы счастлива.

А в XXI веке проблема Здоровья вышла в разряд первостепенных проблем.

Учеными-педагогами, медиками, социологами и политиками отмечается, что современная социально-экономическая ситуация, падение уровня жизни и экологическое неблагополучие отрицательно сказываются на здоровье всего населения, но более всего на здоровье детей и молодежи, что вызывает особую тревогу.¹

По данным Национального Центра проблем формирования здорового образа жизни, более 40% школьников среднего и старшего возраста курят, до 39% эпизодически употребляют алкоголь, до 17% пробуют наркотические вещества, до 41% вступают в ранние половые контакты. В связи с этим в десятки раз возросло количество венерических заболеваний, в том числе СПИДа среди детей и подростков. Число родов и абортов среди несовершеннолетних остается на высоком уровне (более 9 тысяч абортов в год) 2.

Это в значительной степени актуализирует роль всех социальных институтов, призванных решать обозначенные задачи. Немаловажная роль среди них принадлежит оздоровительным Центрам, которые выступают, во- первых, как учреждение, способствующее социализации и развитию ребёнка; во-вторых, как возможность реализации образовательных и оздоровительных программ, в том числе с использованием нетрадиционных для школы форм; в-третьих, как база социально-педагогического творчества и совершенствования существующих методик организации педагогического взаимодействия.

__________________________________________________________________

¹ Баслаева Н.М., Савкин В.М. здоровье нации: стратегия и тактика (о проблемах здравотворчества в регионах России) // Валеология. 1996, №2, с. 35 - 37.

² Дробижева Л.Н., директор института социологии РАН. Ценность здоровья и культура нездоровья в России //http: // spkurdymov/narod.ru/Drobizheva3.htm

Социально-реабилитационный центр «Золотой колос» - уникальная среда по многогранности воздействия на ребенка не только в плане оздоровления и отдыха, но и образования, развития ценностного отношения к здоровью, направленности на ведение здорового образа жизни, профилактики негативных явлений в детско-подростковой среде. Образовательный процесс в Центре осуществляется параллельно с оздоровительным процессом, в целостном непрерывном пространстве.

На базе АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» ведется воспитание осознанного отношения к здоровью, формирование ценностного отношения к культуре здоровья. По словам А. Шопенгауэра «Девять десятых нашего счастья зависят от здоровья». И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.

1.3. Актуальность проекта.

Что такое здоровье? Согласно определению Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье - это состояние полного физического, психического, социального благополучия человека, отсутствие болезней, физических дефектов, оптимальный уровень работоспособности при максимальной продолжительности жизни». В Конвенции по правам ребенка прописаны его законные права - право на здоровый рост и развитие. Проблемы сохранения здоровья школьников и привития им навыков здорового образа жизни сегодня очень актуальны в связи с резким снижением процента здоровых детей, увеличением числа имеющих хронические заболевания, неврозы. Причины такого состояния - нарушения экологии, гиподинамия, нервно-психические нагрузки, незнание своего организма, состояние социальной среды, в результате чего происходит снижение уровня жизни.

Огромную роль в становлении человека как личности играет образ его жизни, который, в свою очередь, зависит от образа мышления и сформированности жизненных установок. Здоровье - ни с чем не сравнимая ценность. Каждому человеку присуще желание быть сильным и здоровым.

Ученые считают, что если принять условно уровень здоровья за 100%, то на 20% он зависит от наследственных факторов, 20 %- от действия окружающей среды, 10 %- от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - зависит от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.

В последнее время показатели здоровья населения ухудшаются. Исходя из медицинского обследования, проводимого в последние годы, видно, что особую тревогу вызывает здоровье детей.

Все дети, проходящие через социально - реабилитационный центр, имеют сложный медицинский статус, что часто обусловлено их социальной запущенностью. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. А поскольку именно в раннем детстве, дошкольном и школьном возрасте формируется здоровье человека, то ясна роль воспитания в этом вопросе. Именно поэтому формирование здорового образа жизни ребенка имеет первостепенное значение.

Девизом нашей работы по формированию здорового образа жизни стали слова Франсуа Волетера: «Приобрести здоровье - храбрость, сохранить его - мудрость, а умело распорядиться им - искусство».

До недавнего времени под «здоровьем» в преобладающем количестве случаев понималось здоровье в узко биологическом смысле. С данной точки зрения здоровье можно рассматривать как универсальную способность к разносторонней адаптации в ответ на воздействие внешней среды и изменения состояния внутренней среды. В этом случае речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека. Но это лишь часть понятия ЗОЖ.

Здоровый образ жизни в единстве его компонентов биологического и социального представляет собой социальную ценность, укрепление которой — важнейшая задача любого цивилизованного общества.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) - образ жизни отдельного человека с целью профилактики болезней и укрепления здоровья.

ЗОЖ - это концепция жизнедеятельности человека, направленная на улучшение и сохранение здоровья с помощью соответствующего питания, физической подготовки, морального настроя и отказа от вредных привычек.
Существуют и иные точки зрения на здоровый образ жизни:

«Здоровый образ жизни — это система разумного поведения человека (умеренность во всём, оптимальный двигательный режим, закаливание, правильное питание, рациональный режим жизни и отказ от вредных привычек) на фундаменте нравственно-религиозных и национальных традиций, которая обеспечивает человеку физическое, душевное, духовное и социальное благополучие в реальной окружающей среде и активное долголетие в рамках попущенной Господом земной жизни».

Воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
. окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
. отказ от вредных привычек: самоотравления легальными наркотиками (алкоголем, табаком) и нелегальными;
. питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
. движения: физически активная жизнь, включая специальные физические упражнения (например, гимнастика), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
. гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками первой помощи;
. закаливание.

На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его умственных установок. Поэтому некоторые авторы также выделяют дополнительно следующие аспекты ЗОЖ:

Эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, сложными ситуациями;

Интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах;
. духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели и стремиться к ним, оптимизм.

ЗОЖ зависит от:

— объективных общественных условий, социально-экономических факторов;
— конкретных форм жизнедеятельности, социально-экономических факторов, позволяющих вести, осуществлять ЗОЖ в основных сферах жизнедеятельности: учебной, трудовой, семейно-бытовой, досуга;
— системы ценностных отношений, направляющих сознательную активность людей в русло ЗОЖ.

На первом этапе нами проведено исследование факторов, влияющих на ценностные ориентации воспитанников Центра «Золотой колос» по ЗОЖ.

Так дети, нуждающиеся в поддержке государства, по типам семей и количеству в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» в 2016 году распределились следующим образом:

Количество детей в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»

по типам семей и количеству

в 2016 году

Дети из семей:

Количество детей

Многодетных

Неполных

Одинокой матери

Родителей инвалидов

Под опекой и попечительством

Безработных родителей

С детьми инвалидами

Неблагополучных

Малообеспеченных

Всего:

Таким образом, налицо снижение уровня жизни. Из 2776 человек, прошедших социальную реабилитацию в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос» в 2016 году - у 2018-ти человек (73%) существуют объективные причины нарушения социального благополучия.

Какова же реальная картина здоровья детей в нашем Центре?

По результатам ежегодных осмотров детей врачами оценивается состояние их здоровья с целью выявления и предупреждения распространения болезней. Анализ результатов медицинских осмотров показывает, что у воспитанников 1-9 классов преобладающей является II группа здоровья и только у 32 % воспитанников I группа здоровья.

Первые два места в списке болезней воспитанников занимают болезни позвоночника и нарушение зрения. Опасны они, прежде всего тем, что ухудшают работу многих других органов (особенно сердца, легких, желудка). По мере взросления детей все эти болезни могут заметно ограничить их возможности выбора профессии.

Школьники мало знают о способах поддержания здоровья. Чаще всего под здоровым образом жизни они понимают отсутствие вредных привычек.

Анкетирование среди воспитанников позволило выявить, что современным подросткам присуще наличие разных, порой взаимоисключающих жизненных целей.

В ходе анкетирования подростков по выявлению отношения к вредным привычкам были получены следующие сведения:

Из 536 человек, принявших участие в опросе 97 человек не считают опасным для людей курение сигарет, употребление ПАВ, употребление алкогольных напитков.

На предложение принять наркотик 456 человек откажутся, не знают, как поступят - 60 человек, 13 человек - согласятся.

На предложение выпить в компании согласятся 139 человек, не знают, как поступят - 128 человек, откажутся - 270 человек.

Отношение к курению:

Не курю, т.к. это вредно - 291 человек;

Если курить в меру, это не вредно - 20 человек;

Я только несколько раз пробовал - 65 человек;

Курю постоянно - 73 человека;

Я курю, но если захочу всегда смогу бросить - 87 человек.

В то же время для большинства опрошенных детей, безусловно, важными жизненными ценностями являются: семья, дружба, образование, здоровье.

В социологическом опросе на вопрос:

Что, по Вашему мнению, является приоритетным для полноценной жизни ребенка?” .

Более половины опрошенных родителей (законных представителей) считают, что для счастливой жизни необходимы, в первую очередь, здоровье, семья, хорошее образование, материальное благополучие и интересная работа. Причем “здоровье” здесь выступает абсолютным лидером.

91,2 % родителей (законных представителей) отметили приоритетом крепкое здоровье.

Проводимая в Центре первичная диагностика и опрос подростков помогли выявить «Почему происходит приобщение подростков к вредным привычкам?»

Информационные данные

о подростках группы социального риска

Сами подростки считают, что это происходит по разным причинам, чаще всего из-за подражания лидеру, товарищам, «за компанию», «лишнего» свободного времени. Для многих причиной начала употребления алкогольных напитков и курения, является бездуховность и ложная система ценностей, личные и семейные обстоятельства. Слабое психическое и физическое здоровье, слабая воля и легкая внушаемость, эгоизм, плохая компания.

Таким образом, исследование показало, что здоровье молодых людей является высокой духовной и социальной ценностью. Подростки и дети наиболее подвержены социально-значимым заболеваниям, из-за отсутствия конкретных знаний, бытующих мифов среди молодежи о вредных привычках, низкого уровня информационной осведомленности, слабой занятости в свободное время. Так же необходимо понимание важности современных проблем, связанных с ростом социально значимых заболеваний, табакокурения, наркомании, алкоголизма и других не менее опасных заболеваний.

В связи с этим возникает необходимость создания профилактических мероприятий по формированию здорового образа жизни среди подростков. Таким образом, необходимы были мероприятия, призывающие подростков бережно относиться к собственному здоровью.

Следует отметить, что только систематическое проведение оздоровительной работы даст желаемый результат, поможет овладеть не только прочными знаниями, но и осознанными умениями, обеспечит формирование позитивных установок по охране своего здоровья.

1.4. Цель проекта:

Содействие в формировании у детей и подростков сознательной потребности в ведении здорового образа жизни и пропаганда здорового образа жизни.

1.5 . Задачи проекта:

    • формировать установки на ведение и активную пропаганду здорового образа жизни;
    • стимулировать и поддерживать инициативы детей по реализации проекта;
    • обучать ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья;
    • повышать двигательную активность воспитанников;
    • профилактика вредных привычек;
    • организовать сотрудничество с партнерскими учреждениями и организациями по пропаганде здорового образа жизни.

1.6. Прогнозируемые результаты

Результаты работы по данному проекту можно оценить по следующим показателям:

    • повышение мотивации к здоровому образу жизни через творческое и интеллектуальное самовыражение подростков;
    • развитие социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;
    • улучшение знаний детей о ЗОЖ;
    • повышение мотивации к двигательной активности;
    • проведение совместных акций и мероприятий по пропаганде здорового образа жизни с партнерскими учреждениями и организациями.

1.7. План реализации проекта:

1 этап Подготовительный

Исследовать факторы влияния на ценностные ориентации воспитанников Центра, возможные варианты решения проблемы низкой мотивации школьников к ведению здорового образа жизни.

Определить источники информации (научная и справочная литература, Интернет-ресурсы, беседы с медицинскими работниками, учителями, воспитателями, родителями, психологом).

2 этап Планирование работы

Составить и согласовать организационный план совместных действий по формированию ключевых компетенций воспитанников в вопросах сохранения и укрепления здоровья; повышению информационной осведомленности воспитанников о социально значимых заболеваниях, по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости.

3 этап Реализация проекта

4. Реализовать проект в соответствии с разработанным планом действий.

4 этап Рефлексия

5. Сделать выводы о степени достижения поставленных целей и задач.

6. Включить подростков в реальную практическую деятельность

распространения идеи проекта в образовательной среде.

1.8. Реализация проекта

На данный момент вопросы пропаганды и профилактики здорового образа жизни являются одними из наиболее приоритетных направлений в нашем Центре. Для того, чтобы наиболее эффективно решить поставленные в проекте задачи, необходимы не только усилия педагогических и медицинских работников Центра, но в первую очередь самих подростков, так как они являются наиболее активной и динамичной группой, обладающей собственными склонностями и интересами, своими взглядами на жизнь и собственное будущее.

С этой целью в Центре среди подростков были проведены опросы, диспуты, дебаты по вопросу «Какие мероприятия помогут повысить информационную осведомленность воспитанников о ЗОЖ?».

В процессе дискуссий воспитанники выдвинули следующие предложения:

    • Посещение в Учебном центре «Золотого колоса» информационно-просветительских занятий и профилактических мероприятий, тренингов для углубления знаний о ЗОЖ;
    • Подбор информации для выпуска бюллетеней, презентаций, конкурсов рисунков «Мы за здоровый образ жизни!»;
    • Оформление стенгазет, плакатов, стенда «Здоровый образ жизни - это..»;
    • Подбор и организация просмотра фильмов по тематике ЗОЖ, конкурса роликов социальной рекламы;
    • Активное участие в занятиях спортом и мероприятиях, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни среди воспитанников;
    • Сотрудничество с общественными и партнерскими организациями для проведения совместных мероприятий.
    • Разработка Памяток для родителей и Правил ЗОЖ.

Для воплощения данных предложений, достижения целей и задач, поставленных в проекте, в систему действий был включен комплекс акций и мероприятий:

По обучению ответственному отношению к способам и приемам сохранения и укрепления собственного здоровья организуется санитарно-просветительская работа, которая проводится силами врачей, медсестер и воспитателей по следующей тематике:

    • Режим дня. Польза утренней зарядки.
    • Гигиена в подростковом возрасте.
    • Вредные привычки: курение, алкоголизм, будущее без наркотиков.
    • Профилактика острых кишечных инфекций.
    • О пользе витаминов.

Систематически с профилактической целью, воспитателями каждого отряда планируется проведение информационно-просветительских занятий по ЗОЖ (3-4 занятия в квартал).

Занятия, проводимые в форме часов здоровья, бесед, викторин, уроков развития, уроков общения с элементами тренинга и другие вызывают противодействие к курению, употреблению алкоголя и наркотиков, желание заботиться о своем здоровье.

Тренинги

Формирование здорового образа жизни — сложный системный процесс, охватывающий множество компонентов образа жизни со-временного общества и включающий основные сферы и направления жизнедеятельности людей. Ю. П. Лисицын выделяет в образе жизни три категории.

Образ жизни:

  • Уровень жизни
  • Качество жизни
  • Стиль жизни
Уровень жизни - это степень удовлетворения материальных, культурных, духовных потребностей (в основном экономическая категория). Качество жизни характеризует комфорт в удовлетворении человеческих потребностей (преимущественно социологическая категория). И, наконец, стиль жизни - поведенческая особенность жизни человека, то есть определенный стандарт, под который подстраивается психология и психофизиология личности (социально-психологическая категория).

Работа по воплощению проекта затрагивает напрямую третью категорию - стиль жизни. К сожалению, часть подростков остаются пассивными, ошибочно считая, что не в состоянии привнести позитивные изменения в жизнь коллектива Центра. Предположительным выходом из данной ситуации является личностное саморазвитие, преодоление собственных ограничений и страхов. Для решения данных проблем подключаются педагоги-психологи.

Психологическое оздоровление детей направлено на повышение уровня социализации детей:

    • создание во временных детских коллективах благоприятной психологической атмосферы;
    • формирование сплочённого коллектива;
    • содействие самоопределению каждого ребёнка во временном детском коллективе;
    • формирование у детей адекватной самооценки;
    • формирование «командного духа», атмосферы сотрудничества, взаимопомощи и взаимопонимания;
    • организация эффективной работы органов детского самоуправления;
    • формирование мотивации на выбор активной жизненной позиции через систему личностного роста.

Формы работы, используемые в данном направлении психологической службой:

Организационный период:

    • наблюдение за ситуацией адаптации детей в условиях временного детского коллектива;
    • индивидуальные консультации по экстренным проблемам;
    • тренинг «Введение в ЗОЖ».

Основной период:

    • сопровождение участников педагогического процесса в новых ситуациях личностного развития через а) индивидуальную и групповую диагностику, б) индивидуальные и групповые занятия, в) социально-психологические тренинги;
    • наблюдение за психологической обстановкой в Центре;
    • работа клуба «Психотерапевтический театр».

Итоговый период:

    • содействие гармонизации внутреннего мира и оказание психологической помощи детям и педагогам, нуждающимся в психологической поддержке через индивидуальные и групповые консультации;
    • наблюдение за психологической обстановкой в Центре.

Коротко о проделанной работе:

Разработана и внедряется в практику система тренингов «Введение в ЗОЖ»:

1. Режим дня.

2. Правильное питание.

3. Занятие физкультурой и спортом.

4. Психическое здоровье.

5. Первая помощь.

Подростки проходят предварительную диагностику. По результатам предварительной диагностики они направляются для посещения того или иного тренинга.

Тренинговый метод используется по следующим причинам:

Тренинг является одним из активных методов обучения, обеспечивающим активизацию творческого потенциала, активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности участников; направлен на развитие определенных знаний, умений, навыков, лучшее понимание себя и других;

Усвоение необходимого материала гораздо проще происходит в процессе активного, увлекательного сотворчества членов группы;

На тренинге вырабатываются практические навыки.

Тренинги («Принятие себя», «Принятие других», «Поиск выхода из трудной ситуации», «Умей сказать НЕТ», и другие) помогают раскрыть особенности психического развития детей, дать рекомендации по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости. Приводят к выводу: во всех неприятностях со здоровьем виноваты чаще всего мы сами. Это, во-первых. Во-вторых, надеяться нам особенно не на кого, нужны собственные усилия, прежде всего в познании риска, выработке программы поведения, а главное - в её постоянном выполнении. Здоровый образ жизни - это и есть та индивидуальная система поведения и привычек каждого отдельного человека, обеспечивающая ему необходимый уровень жизнедеятельности и здоровое долголетие.

Тренинги должны помочь раскрыть особенности психического развития детей, дать рекомендации по поддержанию психического равновесия и тренировке стрессоустойчивости. Многие педагоги Центра оставляют положительные отзывы о результатах работы психологов Центра, отмечают положительные изменения после проведения тренингов.

Реализация проекта осуществляется посредством:

Организации спортивных праздников и познавательно-развлекательных мероприятий различного уровня;

Организации работы волонтерского движения, агитбригад;

Организации встреч с интересными людьми;

Работы клубов и секций по интересам;

Проведения малых форм физкультурной работы (зарядка, динамические паузы);

Подвижных игр на свежем воздухе;

Организации конкурсов;

Совместных с общественными и партнерскими организациями мероприятий по ЗОЖ

Необходимо подчеркнуть, что особое значение сегодня приобретает формирование мотивации к здоровому образу жизни у детей и подростков:

    • Никакие медицинские учреждения не смогут сделать ребенка здоровым, если он не получил навыков здорового образа жизни в семье с самого раннего возраста.
    • Высокая работоспособность зависит от двигательной активности, закаливания организма, оптимального сочетания умственного и физического труда.
    • Причинами нарушения здоровья могут быть умственное и физическое перенапряжение, недостаточный сон и неполноценный отдых, плохая экология, избыточное или недостаточное питание, вредные привычки, не оказанная вовремя и некачественная медицинская помощь и др.
    • Здоровый образ жизни предполагает физическую нагрузку, оптимальный режим труда и отдыха, правильное питание, достаточную двигательную активность, личную гигиену, закаливание, отрицательное отношение к вредным привычкам, позитивное восприятие жизни и др.
    • Здоровье и долголетие обретают в первую очередь те люди, которые всегда придерживаются правил здорового образа жизни.

Полученные знания воспитанники смогут применить в образовательных учреждениях по месту жительства при работе в волонтерских объединениях, при изготовлении агитационных плакатов, листовок и пр.

В общественную, спортивную, творческую жизнь Центра путем участия и проведения большого количества различных мероприятий, направленных на повышение интеллектуального потенциала и пропаганду здорового образа жизни, необходимо вовлечь до 90 % детей и подростков.

Путем промежуточного анкетирования необходимо выявить потребность воспитанников в кружковой работе. Учебный центр «Золотого колоса» предоставляет ребятам на выбор следующие кружки и секции:

    • Военно-спортивный отряд «Выстрел»;
    • Спортивный клуб «Фитнес-аэробика»;
    • «Психотерапевтический театр»;
    • Кружок компьютерной грамотности «Перволого»;
    • Ряд кружков художественно-эстетического направления;
    • Тренажерный зал;
    • Спортивные секции.

Кружковая работа дает подросткам реальную возможность внедрять в жизнь практические рекомендации по ЗОЖ, включаться в реальную практическую деятельность по пропаганде ЗОЖ. В клубы, кружки и секции по интересам планируется привлечь до 50 % подростков в первый год реализации проекта и до 60 % - во второй год. Силами кружковцев организуются:

    • различные спортивные соревнования (матчевые встречи, акции, турниры, Олимпийские игры);
    • разнообразные спортивно-оздоровительные встречи и мероприятия (встречи с врачами-специалистами, дискуссии по ЗОЖ, открытые столы, разговоры);
    • конкурсы и конкурсные мероприятия (конкурсы рисунков «Вредным привычкам - нет!», «Наше здоровье в наших руках!», «Этот чудесный мир», конкурсы плакатов «Мы - за ЗОЖ» стенгазет и других);

При проведении конкурсных мероприятий все воспитанники привлекались не только к участию в самих мероприятиях, но и в подборе информации для выпуска бюллетеней, презентаций, конкурсов рисунков «Мы за здоровый образ жизни! Осуществлялось оформление стенгазет, плакатов, стенда «Здоровый образ жизни - это..», организован просмотр фильмов по тематике ЗОЖ, состоялся конкурс роликов социальной рекламы.

массовые танцевальные «баттлы» между отрядами и другими центрами;

спортивно-развлекательные и познавательные мероприятия, флеш-мобы (конкурсная программа «Здоровье - это вершина, на которую человек может подняться сам», игра - выборы «Курение за и против», спортивные марафоны, Дни здоровья, акции по ЗОЖ, спортивно-оздоровительные недели, декады «По тропам здоровья», и другие»).

Все мероприятия, перечисленные выше, при правильной организации и участии детей и подростков способствуют повышению мотивации к здоровому образу жизни, развитию социально-коммуникативных навыков, таких как, умение сотрудничать, нести ответственность за принятые решения, улучшают знания детей о ЗОЖ, повышают мотивацию к двигательной активности.

Для реализации проекта на долгосрочный период заключены договора и соглашения с рядом партнерских и общественных организаций для проведения различных совместных мероприятий:

    • Детской районной библиотекой г. Лиски;
    • Лискинским МРО УФСКН России по Воронежской области;
    • ГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»;
    • МКОУ ДОД «Лискинский центр развития творчества детей и юношества»;
    • БУЗ ВО «Лискинская РБ»;
    • Лискинская территориально избирательная комиссия;
    • Комитет «Родители против наркотиков»
    • ОПДН ОМВД по Лискинскому району;
    • КДН и ЗП администрации Лискинского муниципального района;
    • Настоятель Покровского храма г. Лиски.

Мероприятия демонстрируют воспитанникам, что здоровый образ жизни в значительной степени содействует разумному удовлетворению физических и духовных потребностей человека, формированию социально активной личности, понимающей личную ответственность за состояние своего здоровья как критерия социально-экономического развития. И заботу о собственном здоровье каждый из нас должен взять на себя. Если мы этого не сделаем, то никакие доктора нам не помогут. Каждый человек должен научиться отвечать за свое здоровье.

Основным итогом совместных мероприятий по формированию здорового образа жизни является осознание участниками процесса, что каждый человек должен проявлять индивидуальный и творческий подход к своему здоровью.

С целью популяризации ЗОЖ совместные мероприятия освещаются в средствах массовой информации.

Большое место в реализации проекта отводится волонтерскому движению за здоровый образ жизни. Подготовленные волонтеры передают свои знания по пропаганде здорового образа жизни, формированию активной жизненной позиции, учат ребят оптимизму, коммуникабельности и вдохновляют на дальнейшие самостоятельные действия в сторону формирования здорового образа жизни. По примеру волонтеров создаются агитбригады для проведения различных акций: «День без болезни», «Доброволец - детям», "Дай себе шанс на долгую жизнь", «Здоровым быть модно» и другие.

Большое внимание отведено в проекте оформлению тематической наглядной агитации. Систематически обновляется информационный «Уголок здоровья»: «Простые правила против СПИДа» (апрель), «Профилактика простудных заболеваний» (май), «Профилактика кишечных инфекций», «Режим дня», «Соблюдение правил личной гигиены» (июнь). Оформление уголка здоровья «Живи долго».

1.9. Выводы

На промежуточных этапах реализации проекта определены и детально изучены факторы влияния на ценностные ориентации воспитанников, сформированы основные направления дальнейшей деятельности. Проведенные за 12 месяцев реализации проекта различные мероприятия и акции способствовали росту информированности детей и подростков по здоровому образу жизни, а так же непосредственному вовлечению их в общественную, спортивную и творческую жизнь.

Посредством реализации запланированной программы мероприятий были достигнуты следующие результаты:

    формирование устойчивых моделей поведения, препятствующих употреблению ПАВ;

    формирование навыков регуляции факторов, определяющих здоровье;

    повышение самооценки, личностный рост, формирование установки на развитие личностных качеств, необходимых для успешной жизнедеятельности в современном обществе;

    творческое и интеллектуальное самовыражение подростков.

Реальным подтверждением формирования зачатков ответственного отношения к своему здоровью являются изменения в результатах анкетирования по выявлению отношения к вредным привычкам:

В ходе финишного анкетирования подростков по выявлению отношения к вредным привычкам были получены следующие сведения:

Из 536 человек, принявших участие в опросе 24 человека (было 97) не считают опасным для людей курение сигарет, употребление ПАВ, употребление алкогольных напитков. Изменили мнение - 73 подростка.

На предложение принять наркотик 522 человека откажутся (было 456). Изменили мнение - 66 человек.

На предложение выпить в компании откажутся - 434 человека (было 270). Изменили мнение - 164 человека.

Отношение к курению:

Не курю, т.к. это вредно - 396 человек (было 291). Изменили мнение - 105 подростков. Отказались от курения - 105 человек

После проведения тренингов по программе «Введение в ЗОЖ»:

Получили знания, как понимать свой организм, внимательно и с сомнением подходить к любой рекомендации;

Получили навыки формирования собственной программы ЗОЖ.

Мониторингом было охвачено 758 человек.Мониторинг выявляет:

1. Уровень развития эмоционально-волевой сферы ребенка.

2. Уровень сформированности самоценности воспитанников.

3. Степень нарушения и восстановления коммуникативных связей детей.

4. Степень сформированности умения отвечать за свои поступки.

Оценка показателей (заполняется в начале и конце курса в баллах 1-5)

МОНИТОРИНГ ПО ТРЕНИНГОВЫМ ЗАНЯТИЯМ

«ВВЕДЕНИЕ В ЗОЖ»

за 2016 год

Заметны незначительные положительные изменения.

Общими результатами деятельности волонтеров (членов агитбригад), реализуемой в течение года в рамках данного социального проекта, можно

назвать повышение информационной осведомленности воспитанников о социально значимых проблемах в подростковой среде и активизацию инициативной части подростков для решения поставленных проблем, о чем свидетельствует выбор воспитанниками лучших мероприятий путем голосования «Мы за ЗОЖ», а так же распространение изготовленных силами самих воспитанников брошюр «Правила здорового образа жизни»:

Правила здорового образа жизни.

Заниматься физкультурой 3-5 раз в неделю, не перенапрягаясь интенсивными нагрузками. Обязательно найти именно для себя способ двигательной активности.

Не переедать и не голодать. Питаться 4-5 раз в день, употребляя в пищу необходимое для растущего организма количество белков, витаминов и минеральных веществ, ограничивая себя в жирах и сладком.

Не переутомляться умственной работой. Старайся получать удовлетворение от учебы. А в свободное время занимайся творчеством.

Доброжелательно относиться к людям. Знать и соблюдать правила общения.

Выработать с учетом своих индивидуальных особенностей характера и организма способ отхода ко сну, позволяющий быстро заснуть и восстановить свои силы.

Заниматься ежедневным закаливанием организма и выбрать для себя способы, которые не только помогают выработать иммунитет, но и доставляют удовольствие.

Учитесь не поддаваться, когда вам предложат попробовать сигарету или спиртное.

Критерием эффективности формирования здорового образа жизни выступает не поведение, а реальное увеличение количества здоровья. Совместно медицинскими работниками Центра и инструкторами по физкультуре проводится ежеквартальная оценка эффективности оздоровления детей и подростков.

Перед Вами таблица за 2016 год:

Оценка

эффективности оздоровления детей и подростков

в АУ ВО «ВОДЦСРО «Золотой колос»

за 2016 год

Всего оздоровлено за 2016 год - 2776 чел.

Программа социального проекта рассчитана на долгосрочный период и осуществляется в течение 2016-2017 годов, имея основной перечень проводимых мероприятий и тренингов, который постоянно пополняется.

Анализ на первоначальных стадиях реализации проекта показал, что:

— полученная информация заставила задуматься об употреблении алкоголя, табака, наркотиков подростками и способах личного противодействия вовлечению в их употребление;

— значительно утвердился выбор здорового жизненного стиля;

— участники проекта узнали много новых возможностей для интересного и полезного проведения времени;

— полученные знания и умения востребованы и распространяются в детских волонтерских объединениях по месту жительства.

Таким образом, представляется необходимым продолжение работы в направлении формирования ценностных представлений о здоровом образе жизни, создания установки на сознательное отношение детей к своему здоровью, сознательный отказ от вовлечения в употребление психоактивных веществ.



gastroguru © 2017