Ребенок не дает лечить зубы советы психолога. Как ходить к зубному с ребенком

Редко можно встретить малыша, который с удовольствием бежит на уколы и предпочитает конфетам лекарственные препараты. Однако львиная доля в отношении ребенка к лечению зависит от родительского воспитания.

Сладкие лекарства

Безусловно, нашим детям повезло больше, чем старшим поколениям – специалисты фармацевтической промышленности стараются сделать прием лекарств максимально комфортным для ребенка.

Большинство сиропов и суспензий, которые предназначены для детей, имеют сладкий и приятный вкус, а некоторые даже продаются в ассортименте, в зависимости от вкусовых пристрастий малышей.

Поэтому имеет смысл поинтересоваться у продавца в аптеке – возможно, в продаже есть препарат с приятным вкусом, что значительно облегчает его прием.

Отвлечение

Здесь работает все – от танцев с пантомимой до мультфильмов и рекламы. Иногда ребенок настолько увлечен приключениями любимых героев, что даже не замечает таких малоприятных процедур, как промывание носа или обработки ран.

Без обмана

Не стоит вводить малыша в заблуждение фразой «Тебе не будет больно!», тогда как процедура предстоит болезненная. Пусть один раз этот прием сработает, но в следующий раз ребенок уже будет знать, что его ожидает, да и доверия к родителям будет меньше.

Лучше честно сказать, что будет неприятно, но не заострять на этом внимание, переключив его на другое – рассказать принцип действия лекарства, поведать о своих болезнях и т.д.

Хитрости

Чересчур горькие лекарства можно попробовать смешать с сахаром (сиропом от варенья, соком). Однако, следует обязательно предварительно проконсультироваться с доктором или фармацевтом относительно такой самодеятельности – иногда такой «микс» может снизить эффективность лечения или даже нанести вред организму.


Еще один отличный прием – давать лекарство при помощи шприца (естественно, без иглы). Таким образом отсутствует риск того, что препарат разольется (как в случае с ложкой), да и быстрота действий намного выше.

Именно шприц выручил меня при лечении у дочки бронхита, когда доктор посоветовал давать малышке теплую минеральную воду «Боржоми» с молоком (выпить эту смесь самостоятельно нереально). Этим же способом я «вливала» ребенку полтора литра Регидрона в день.

Воспитание

Ни в коем случае не стоит пугать ребенка злыми докторами. Часто приходится слышать несуразицы на площадке – например, «непослушных детей отвозят на уколы» или «врач будет резать живот, если будешь кушать песок». А потом родители удивляются истерикам под кабинетом у педиатра.

Немаловажную роль играет то, как вы преподнесете ребенку предстоящий визит к доктору. Если начинать с того, что «ты главное не переживай», «придется потерпеть» и т.д., то и результат будет соответствующий. Я поступаю абсолютно наоборот: использую фразу «а то не пойдешь к врачу!» и, как результат, дочь иногда даже просит сходить в поликлинику.

Выводы

«Как вы лодку назовете, так она и поплывет» - как относитесь к лечению вы, так и будет это делать ваш ребенок. Ведь для кого-то лечение – это истерики до рвоты, а для кого-то увлекательная игра в доктора.

Чтобы получать лучшие статьи, подпишитесь на страницы Алимеро в

Каждое посещение стоматологического кабинета является причиной паники для малыша и испытания нервов его родителей, даже если лечение будет происходить под наркозом. О том, как уговорить малыша лечить зубы и надо ли это делать данный материал.

Психологи считают, что специально уговаривать кроху лечить зубы – занятие бесперспективное и не дает никого эффекта. Любые уговоры дают повод вашему любимцу подозревать, что за дверями дантиста его ждет нечто, не совсем приятное. Для визита к зубному специалисту, даже в профилактических целях, требуется психологическая подготовка ребенка, и чем раньше ее начать делать, тем будет лучше для него самого.

Не секрет, что родители – пример детям для подражания в каждой мелочи, поэтому полезно будет убедить малыша в том, что регулярные посещения дантиста – необходимый атрибут взрослой жизни. Будет лучше, если первое посещения дантиста не вызовет у ребенка неприятных воспоминаний, в этом случае все последующие посещения зубного кабинета пройдут без капризов и дадут детям только положительные эмоции или болезненность процедур будет ослаблена наркозом.

Никогда не следует обсуждать при детях чужой опыт лечения зубов, особенно неудачный. Также не нужно применять в отношении стоматологов негативные эпитеты и глаголы «рвать» и пр. Будет ни к чему усиливать и без того негативную ауру, которая сформировалась вокруг стоматологических кабинетов и делают их столь нежеланными для юных пациентов.

Неплохо во время визита к доктору подарить крохе какой-нибудь подарок, например, игрушку. И лучше пусть это сделает врач, налаживая, таким образом, дружеские отношения с маленьким пациентом. Увидите, что ребенок даже будет ожидать очередного похода в больницу и меньше его бояться, главное, чтобы стоимость презента не давала повода малышу шантажировать родителей.

Ели уж приходится лечить зубы у карапуза, делать это нужно отрыто, не обманывая его, что процедура будут абсолютно безболезненной. Этим вы уговариваете, прежде всего, себя самого. Ваша боязнь за ребенка непонятным образом распространяется на малыша и он, несмотря на все ваши уговоры, начинает капризничать. Говоря о возможных неприятных ощущениях, вы бессознательно настраиваете малыша терпеть боль реальную, которую он естественно боится, в независимости от того, будет применяться наркоз, или нет.

Чтобы уговорить кроху пойти лечить зубы не нужно сильно настаивать, важно, чтобы он добровольно согласился на эту процедуру, а не делал его в угоду вам. Не стоит давать обещаний, что она будет заключаться только в поверхностном осмотре и больно не будет или будет использован наркоз. Столкнувшись с действительностью и поняв, что его обманули, ребенок станет бояться визитов к врачу еще больше, его будет труднее уговорить пойти в поликлинику, и что хуже всего, он утратит долю доверия к медицинским работникам и к папе с мамой. Совет, лучше всего, быть в подобной ситуации с малышом предельно откровенным.

Возможность ребенка уговорить лечить зубы во многом зависит от квалификации персонала поликлиники. Предпочтительнее, если лечить зубы будут грамотные и добрые врачи в спокойной атмосфере и делать это с любовью. Зубные кабинеты, предназначенные для детей, часто оборудованы аппаратурой для воспроизведения мультипликационных фильмов, играми и игрушками, а лечат зубки преимущественно под наркозом. Многие частные работодатели требуют, чтобы врачи, работающие с детьми, могли эффективно и быстро справиться страхом перед стоматологом, перестанет его бояться. Многих родителей смущают высокие цены в частных стоматологических кабинетах, но лечение проблем зубами у ребенка, полученных в результате непрофессионального предоставления услуг обойдется дороже, да и уговорить ребенка лечить зубки в частной клинике будет легче. Попытка сэкономить на здоровье детей ни к чему хорошему не приведет, а только ухудшит состояние крохи, делать этого не следует.

Видео «Как приучить малыша чистить зубы»

Почему не следует бояться стоматолога

Прежде чем пытаться уговорить ребенка лечить зубы даже под наркозом, родителям нужно самим побороть свой страх перед дантистом, вернее к той боли, которую перестоит перенести ребенку в стоматологическом кресле, быть может и без наркоза. Детям такой страх свойственно чувствовать. Да и бояться практически нечего. Современное оборудование и технологии, применяемые в детской стоматологии позволяют проводить большинство операций без боли. речь идет не только о применении наркоза. Специальное оборудование и медикаменты, пришедшие на смену «ужасным» бор-машинам значительно очеловечили лицо современного стоматолога, так что отпала необходимость уговаривать детей посетить современный стоматологический кабинет, где дети весело и с охотой проводят время и не кали не боятся.

Если страх перед стоматологическими процедурами, неважно, проводятся ли они с наркозом или без него, можно попытаться его побороть на личном примере.

Для этого, одному из родителей придется сделать визит в стоматологическую клинику, важно, чтобы при этом присутствовал ребенок. Причем посещение врача должно быть сделано в бодром и праздничном настроении. После того, как вы продемонстрируете малышу здоровые и крепкие зубы, которые вы получили в результате визита в поликлинику, уговорить ребенка последовать за вами не составит труда, ведь этим он покажет вам, какой он стал взрослый и совсем не боится. По крайней мере, именно такой реакции от детей ждет большинство психологов.

Но все же, материальное стимулирование является наиболее действенным способом ребенка убедить малыша пойти лечить зубы, пусть даже оно будет незначительным по стоимости. Важно то, что если ребенку было обещана, к примеру, игрушка после посещение поликлиники, он должен обязательно ее получить, и без всяких отговорок. Если этого не произойдет, то доверие в семье будет надолго утрачено. Радикальным, способом, который можно сравнить небольшим шантажом, является случай, когда желанный подарок вручается после, а не до того как кроха сделала визит в стоматологический кабинет, которого так боится кроха.

Во всех перечисленных методах важно, чтобы малыш самостоятельно дал свое согласие лечить зубы. Любые способы принуждения здесь недопустимы. Малейшее применение силы может надолго отвратить желание ребенка лечить зубы, если таковое и было ранее. А лечить их необходимо, ведь любые осложнения в ротовой полости у младенца, влекут за собой трудноизлечимые болезни, лечение которых будет дорогостоящим или не дают ожидаемых результатов.

Видео «Как подготовить малыша к визиту стоматолога»

В ролике вы узнаете, что сказать вашему первенцу, чтобы тот не боялся пойти на прием к стоматологу.

Много ли вы знаете людей, которые идут на прием стоматолога с улыбкой, а не дрожью в коленках? Таких счастливчиков действительно мало. Неужели страх лечить зубы передается по наследству и почему ребенок может бояться стоматолога?

На самом деле, причину, почему мы боимся стоматолога, найти достаточно просто. Она родом из детства. К сожалению, практически каждый человек испытывает жуткое волнение, когда вспоминает «тот визит к врачу». И это далеко не всегда именно первая встреча.

Мы воспитываем детей через воспитание себя. Эта мудрость идеально подходит к проблеме «ребенок боится лечить зубы». Ведь, зачастую, главная его страшилка - это родители. Те, что не считают чистку зубов важной процедурой, терпят зубную боль по несколько недель, говоря об этой ужасной встрече с врачом-стоматологом. А если уж папа так трясется, то что же будет испытывать малыш? Вот и передаем мы свои страхи по наследству.

Знайте! Дентофобия (страх лечить зубы) - это непреодолимый страх, который испытывают перед стоматологом их пациенты. Они не могут успокоиться, не дают врачу работать, хватая его за руки, особо чувствительные личности даже сознание теряют.

  1. Оказывается, что при встрече со стоматологом, в работе центральной нервной системы пациента происходят перемены. В мозге запускается цепная реакция, в процессе которой, картинка и звук преобразовываются в сигнал тревоги, затем он закрепляется в памяти;
  2. При повторении ситуации, даже если человек не сам идет к врачу-стоматологу, организм реагирует повышенным потоотделение, учащенным сердцебиением и высоким давлением;
  3. Примечательно, что начаться такая фобия может не только с неудачного лечения, а уже с процесса общения, когда пациента отчитывают и приписывают обидные качества, основываясь на состоянии зубов (читайте актуальную статью о том, как научить ребенка чистить зубы ?>>>)

Возрастные страхи детей

Страхи - это то, что сопровождает нас всю жизнь. Начиная с первых минут.

  • Контакты с посторонними вызывают особую тревогу у восьмимесячных малышей (читайте о развитии ребенка этого возраста в статье Что должен уметь ребенок в 8 месяцев ?>>>). Дети понимают, что им могут нанести вред. Отсюда и желание всегда быть около мамы;
  • Дети в возрасте двух лет испытывают стресс при встрече с движущимся транспортом (поездами, самолетами), развивается страх общения с животными. Волчка из детской песенки все помним? Он тому виной;
  • Младшие дошколята испытывают трепет перед сказочными персонажами: в этом возрасте многие начинают смотреть мультфильмы, а там и драконы, и злые ведьмы, да тот же Бармалей Чуковского. Появляется страх встречи с ними в реальной жизни и дополняется боязнью темноты (актуальная статья: Ребенок боится темноты >>>);
  • При этом, все дети боятся боли, а после трех лет появляется страх при виде крови;
  • В дошкольном возрасте многие ребята нервничают из-за резких и громких звуков, поэтому они не любят посещать танцевальные и музыкальные занятия. Настаивать не нужно, страх этот проходящий;
  • В семь лет появляется сразу несколько страхов: смерти, страшных снов, глубины и огня - большая часть из них проходит к 16 годам;
  • И только страх перед стоматологом могут испытывать и малыши и их родители. Так что же делать, если ребенок боится лечить зубы? Искать свой метод преодоления этой фобии.

Многие родители ждут какой-то волшебной таблетки, но такой просто не существует. На вопрос родителей: «Что делать, если ребенок боится лечить зубы» стоматологи предлагают два варианта:

  1. Проводить лечение с использованием кислородной седации;
  • Но подходит этот вариант лишь тем, кто спокойно идет в больницу и садится в кресло стоматолога. Закись азота разрешено применять в стоматологической практике, начиная с 3-летнего возраста;
  • Во время осмотра и всех процедур пациент находится в сознании, с помощью седации снимают лишь эмоциональное напряжение, после такого визита к врачу-стоматологу, негативного опыта у малыша не будет;
  • Единственный минус - невозможность провести большой объем работ, так как дети все же устают.
  1. Если ребенок боится идти к стоматологу, он младше трех лет или же необходимо вылечить за один визит много зубов, то стоматологи советуют провести лечение во сне. В таких случая используют общий наркоз, а на приеме, помимо медсестры и врача-стоматолога, будет присутствовать бригада анестезиологов.
  • Первый совет, который можно дать - не нужно стыдить. Так или иначе, но все мы чего-то боимся, это не зависит от половой принадлежности или возраста. В мире существует десятки фобий, вашему ребенку досталась такая.
  • Ходите к стоматологу постоянно, а не когда что-то заболело. Начните с обычного знакомства. Если врачи понятливые, то их не смутит желание юного пациента посмотреть инструменты или потрогать лампу. Расскажите, что стоматолог - это лучший друг зубов. Для наглядности можете даже мультик про крокодильчика показать, которому птичка зубки чистила;
  • Говорите о том, куда вы идете и зачем. А еще лучше покажите все личным примером. Ходите два раза в год на осмотры и рассказывайте о хороших впечатлениях, новых технологиях и приятном докторе;
  • Если ребенок согласился пойти к врачу, позволил провести осмотр, но потом начал плакать - собирайтесь и уходите. Не нужно усиливать его страх, скручивать его, держать всем коридором руки, ноги, рот. В противном случае, это может быть ваш последний визит к дантисту;
  • Если вы считаете, что ваше нахождение в кабинете поможет побороть страх, тогда настаивайте на этом. Это нормально, когда папа или мама держат малыша за руку. Доктор не идет на контакт - ищите другого. Лучше потратить время в поисках лучшего специалиста, чем потом постоянно успокаивать чадо;
  • Тщательно выбирайте специалиста. Один неудачный поход может создать страх стоматолога на всю жизнь. Спрашивайте у знакомых, друзей или мамочек на площадках адреса и фамилии хороших детских врачей. Но помните, что элитные клиники не являются гарантом человечного отношения;
  • «Заплатите» ребенку за смелость. Многие стоматологи сейчас дарят зубные пасты, щетки или наклейки с забавными надписями, но не всех купишь такими подарками. Замахнитесь выше. Пусть ваш врач исполнит мечту ребенка. Просто заранее купите подарочек и передайте доктору;
  • Можно предложить детям произвести обмен. Пусть каждый приносит с собой небольшую игрушку и выбирает взамен что-то другое. Такая идея понравится не только детям, но и персоналу. Ведь очередной сюрприз, например конфетку, ребенок может преподнести им;
  • Отвлеките. В идеале - это должен делать врач-стоматолог. Пусть пояснит все свои действия, позволит выбрать вкус и цвет пломбы. Чтобы не было желания держать доктора за руки - вложите в них объемную игрушку, хорошо бы, чтобы она была из числа любимых или новых. Некоторые стоматологические кабинеты оснащены монитором, так что лечение пройдет быстрее, чем успеет закончиться любимый мультик;
  • Поиграйте в стоматолога. Пусть ребенок проведет осмотр ваших зубов и даст рекомендации по правильной чистке. Потом поменяйтесь ролями, пригласите на прием кукол и зверей. Покажите, что звери очень рады такой игре, не испытывают страх врачей и получают подарки за свою храбрость (читайте статью по теме: Ребенок боится врачей >>>);
  • Не ходите на прием к стоматологу, если сами не можете унять дрожь в коленях. Дети моментально считывают эмоции и изначально боевой настрой может перерасти в слезы;
  • Не пытайтесь вылечить все зубки за один раз. В противном случае, ребенок устанет и опыт все же будет негативным. Это может привести к появлению страха;
  • Хвалите, хвалите и хвалите. До и после визита к стоматологу. Говорите, что верите в него, что поддерживаете, что гордитесь. Это то, что оценит любой малыш. И обязательно расскажите о смелости бабушкам.

Всем здоровых зубов и хороших стоматологов!

Почти все взрослое население нашей страны до сих пор боится стоматологов. Откуда ноги растут? Все по Фрейду - из детства. Сейчас постараемся разобраться в этой немалой психологической проблеме взрослых и детей.

Откуда же у детей появляется страх?

Первая ситуация наихудшая: родители сами боятся стоматологов до потери пульса и, бледнея и вздыхая, впервые тащат свое чадо в клинику. Что может испытывать малыш, чувствуя состояние мамы? Конечно, только ужас перед неизвестностью… Если при этом стоматология относится к той категории, где детей скручивают и силком держат в кресле, невзирая на слезы, и в коридоре вас ждут толпы орущих малышей, то вашему ребенку обеспечено острое ощущение на всю жизнь!..

Ситуация вторая: мама с папой тщательно выбрали клинику с приветливой обстановкой, мультиками и игрушками, нашли доброго врача, рассказали своему малышу, что сейчас его ждет новое и интересное событие в жизни, еще один шаг к самостоятельности; малыш пришел без слез, сел в кресло сам или с мамой, а потом уткнулся носом ей в грудь и напрочь отказался показать тете или дяде зубки… Что делать? Уговоры практически бессильны, насильные действия обеспечат ребенку такие же острые ощущения, как и в первой истории.

Ситуация третья: родители золотые, малыш умничка - дал и посмотреть, и даже полечить зубик, а через пару недель зашел в кабинет и устроил истерику! Что делать? Уговаривать бесполезно, лечить насильно нельзя.

Попробуем разобраться по порядку. Начнем с себя: чтоб ребенок не боялся стоматолога и любых других врачей, их никогда нельзя при нем ругать, наоборот всегда говорите, что собираетесь к доктору, выражая радость, а потом расскажите как вам понравилось, какой у вас замечательный доктор и как он помог вашему зубику, как вы теперь хорошо себя чувствуете. Дети же все запоминают! Знаю одну маму, которая долго и серьезно лечила свои запущенные зубы. Каждый раз, когда собиралась к врачу, « с радостью» говорила об этом ребенку, а потом хвасталась, что теперь у нее зубик без дырки или не болит и т.д. При этом не забывала упомянуть, что когда дочка подрастет, то у нее тоже обязательно будет свой личный стоматолог. Забавно, но через полгода девочка просто стала требовать, чтоб мама отвела ее к стоматологу! Проблем при лечении этого ребенка, конечно, не было, а приветливое отношение и маленькие подарки от врача завершили начатый мамой процесс.

Разберемся со второй ситуацией: ребенок застеснялся и отказался вступить в контакт. Что делать? Не приставать, не уговаривать, фразы типа «взрослые мальчики/девочки так себя не ведут» абсолютно бесполезны, в результате можно добиться истерики, что будет наихудшим результатом. Лучше дать ребенку адаптироваться к чужеродной обстановке. Хорошо, если получится вместе с врачем или его ассистентом посмотреть кабинет, походить по нему, поиграть - повключать/повыключать лампу, попускать солнечных зайчиков стоматологическим зеркальцем, побрызгать водичкой или подуть воздухом из стоматологического пистолета. При этом нужно доступно объяснить что для чего используется. Достаточно 5-10 минут знакомства и можно идти домой. Велики шансы, что в следующий раз ребенок уже придет не к чужим людям, а к друзьям.

Для второго посещения врача в данной случае и для решения проблемы в третьей ситуации (когда малыш после первого успешного лечения во второй, по известной только ему причине, закатывает истерику) можно использовать еще один очень хитрый прием - тяжелую артиллерию. Вот история одной девочки 2,5 лет. У нее сильно поражены зубы бутылочным кариесом, но все попытки лечения заканчивались истерикой. Родителям предложили сделать пломбы под наркозом, но это опасно, они отказались. Решили пойти на ухищрение и все получилось: поставили 7 пломб и малышка ходит к врачу почти с удовольствием. Интересно как? Все оказалось очень просто - ребенка подкупили, но по особенному. У каждого малыша есть какая-нибудь мечта (самокат, велосипед, супер-кукла и т.д.) и родители о ней знают. Нужно купить "мечту", но ребенку не показывать и даже не говорить, можно только сказать, что у доктора есть для нее очень хороший подарок, заинтриговать. Затем нужно договориться с врачом и тайно передать ему подарок до того, как ребенок зайдет в кабинет. Когда ревущий малыш вдруг видит свою мечту, то обычно случаются дивные перемены - замолкает и готов на все... Врач должен договориться с малышом, что отдаст игрушку только при условии, что тот не будет плакать, откроет ротик и даст полечить зубик. Затем врач ставит игрушку на видное место. Если ребенок выполняет условие, то гордо уходит с подарком. Если нет, игрушка остается в кабинете, а вы потом тайно забираете ее и прячете до следующего раза. Не стоит ругать ребенка или покупать утешительный приз в случае неудачи. Просто иногда мягко напоминайте, какая радость ждет его в кабинете стоматолога, но не сильно давите, не уговаривайте. Обычно малыш через некоторое время сам спрашивает: "Когда пойдем лечить зубик?".

Конечно, в следующий раз тоже придется купить подарок, чтоб врач подарил после лечения, но уже не обязательно дорогую "мечту", можно и попроще. Главное в первый раз произвести впечатление.

В заключение еще одна история. Этой девочке 4 года. Она уже лечила зубы один раз и вела себя идеально. Через некоторое время пломба вылетела, а дырка большая, зуб беспокоит. Ее решили повести к другому, знакомому, врачу. В первый раз, как только Маша сообразила, что ее привели к стоматологу, сразу же с порога закатила истерику. В кабинет зайти отказалась. Ни с чем уехали домой. При второй попытке удалось дойти до кабинета, в стоматологическое кресло не села, согласилась посидеть на врачебном месте, но ротик не открыла. В третий раз решили использовать тяжелую артиллерию, но мама решила, что лучше знает, что ребенку нужно, и купила вместо «мечты» развивающую игру в коробочке. Малышка игрушкой, конечно, заинтересовалась, но яркое впечатление непонятная коробка, конечно, не произвела. Удалось усадить в стоматологическое кресло вместе с мамой, но рот не открыла. Поиграли безопасными стоматологическими предметами и с тем отпустили домой. Игрушку оставили в клинике и договорились с мамой, что в следующий раз они придут только, когда дочка сама изъявит желание. Самое интересное, что с четвертой попытки все удалось. Маша, конечно, похныкала для формы, пока ставили пломбу, и мама подстраховывала от резких движений, но в целом все прошло замечательно, без истерики. Маша получила обещанную игрушку и еще маленькие подарочки в виде ватного валика для изоляции зубов и одноразового пластикового слюноотсоса, чтоб дома лечить зубы игрушкам, и улыбаясь ушла домой.

Обычно в специализированных детских клиниках лечат зубы под любимый мультик и рассказывают сказки про «кариозных монстров», в форме игры обучают правильной гигиене, используя специальные муляжи и обучающие мультфильмы. В арсенале профессиональных детских стоматологов много интересных приемов, а ваша грамотность и щадящее отношение к психике ребенка закладывают нерушимую основу будущего здоровья всей зубочелюстной системы и желудочно-кишечного тракта малыша.

детский психоаналитик Сапегина Д.Л. 2011

Когда я была маленькой, то очень боялась лечить зубы. Я помню, что даже когда я проходила или проезжала мимо детской стоматологической поликлиники, на меня накатывал огромный страх, я сразу вспоминала неприятный запах лекарств, противный звук бормашины, врачей и мне становилось не по себе. А когда к нам в школу приезжали стоматологи, ужас вместе с запахом стоматологических препаратов распространялся по коридорам, и самая строгая учительница казалась нам просто ангелом по сравнению с врачом.

Почему же при этом одного ребенка удается вылечить, и он преодолевает страх и дальше ходит к врачу с удовольствием, а другой сопротивляется до последнего, выматывая всех взрослых вокруг, и для него приходится искать какие-то другие способы решения проблемы. Что же взрослые могут сделать, для того чтобы ребенок спокойно переносил стоматологические процедуры.

Я познакомилась с Аней (имя изменено), когда ей было четыре года. Это была симпатичная маленькая девочка, которая очень любила рисовать и играть на компьютере. Когда она засмеялась, я обратила внимание, на то, что у нее черные все верхние передние зубы. Ее мама рассказала мне, что дочка сильно боится лечить зубы, поэтому их пришлось посеребрить, чтобы инфекция не перешла на другие, из-за этого зубы стали черными, их теперь никак не отчистить, приходится ждать, пока они поменяются. Она сказала, что сначала девочка не боялась, но так как у доктора ей было больно, то пришлось силой заставить сидеть ее, в то время как врач ставила пломбу. К сожалению, когда они пришли к врачу, зуб было необходимо срочно лечить, так как он беспокоил девочку. Аня кричала, плакала, вырывалась, но взрослые не отпускали, так как им нужно было закончить работу. Уже в этот момент мама поняла, что делает что-то неправильно, но останавливаться было поздно.

В следующий раз Аня наотрез отказалась идти к врачу, хотя оставалось еще много зубов, которые нужно было лечить, тогда ее повели против ее воли и посеребрили зубы. Я попробовала поговорить с девочкой о микробах, которые разрушают зубки и о ежедневной гигиене, она слушала с большим интересом, оказывается, ей об этом никто не рассказывал. В последствие ее мама рассказала мне, что Аня теперь с большой ответственностью относится к чистке зубов, все время вспоминает про микробов.

Давайте рассмотрим ошибки,
которые делают родители, пытаясь вылечить ребенку зубы:

Ошибка первая: привести ребенка к врачу, когда у него уже что-то болит.

В общем-то, позиция родителей логична: «Для чего идти к врачам, если ничего не болит». Но с другой стороны, ребенку нужно время, для того чтобы привыкнуть к врачу и доверять ему. Стоматологическое лечение специфично, во время него используется много разных необычных аппаратов, инструментов, ребенок должен познакомиться с ними, понять как они действуют, чтобы они не пугали его, а на это нужно время.

Вспомните себя, ведь когда у вас что-то болит, вы становитесь капризны, раздражительны, вам тяжелее терпеть неудобства. В этот момент вам нужен комфорт и люди, которым можно доверить свою боль, а не новая обстановка, где необходимо взаимодействовать с новыми людьми и усваивать кучу новой информации. Для ребенка это важно вдвойне. Родители часто совершают эту ошибку потому что, неосознанно избегают или откладывают посещение врача вместе с ребенком и тем самым усугубляют положение. Происходит это, как правило, потому, что у родителя самого существует страх медицинских процедур. Таким образом родительские установки напрямую формируют у ребенка аналогичные, так страх врачей передается из поколения в поколение.

Анина мама рассказала мне позже, о том, что она в детстве очень сильно боялась всяких медицинских процедур и не позволяла себя лечить. Страх формирует у родителей особое отношение к чувствам детей, они думают, что бояться врачей — это нормально, таким образом, неосознанно подкрепляют чувства ребенка.

Исходя из вышеперечисленного, хочется дать родителям следующие рекомендации: познакомьте ребенка со стоматологом как можно раньше. Начинать посещения можно, когда ребенку исполнится один год. Выберите подходящего врача, который специализируется на работе с детьми, приходите к нему регулярно, чтобы это мероприятие стало для малыша привычным, чтобы он научился доверять доктору. Как бы вам не хотелось отложить визит, сделайте посещение врача неприкасаемым правилом. Не позволяйте своим страхам проникать в жизнь ребенка.

Ошибка вторая: не мотивировать ребенка лечиться.

Аня, когда первый раз шла к врачу не понимала, зачем ей это нужно, она намного позже узнала о микробах и кариесе. В медицинском кабинете, так или иначе, приходится терпеть некоторые неудобства, например, показывать рот незнакомому человеку, чувствовать, что в него льется вода, помещаются разные инструменты, человек должен представлять, для чего ему все это. Опыт показывает, что если у ребенка нет вообще никакой мотивации (т.е. он не понимает, зачем пришел к доктору, не хочет идти), то вылечить его оказывается достаточно сложно. Маленькие дети не могут сами себя побуждать к чему-либо, эту функцию должны выполнять за них взрослые. Поэтому мотивацию для ребенка нужно создавать. Лучше, конечно, чтобы мотивация была истинной, т.е. лечение ради достижения здоровья. Но у маленьких детей она бывает редко, чаще внешняя (получение подарка, одобрения). В случае Ани, наилучшим мотивом для нее было бы избавление от боли, дискомфорта, который она испытывала. Нужно было бы объяснить ей, что только врач может помочь ей чувствовать себя лучше, никто другой этого сделать не сможет. А для того чтобы у доктора все получилось быстро и хорошо, она должна помогать ему и делать все как он скажет. Объяснить, почему зуб болит, что там поселились микробы, которых нужно прогнать. Дети, кстати, очень живо представляют себе эту картину, и с удовольствием включаются в борьбу против вредителей. Для наглядности можно все это нарисовать вместе. Таким образом, чтобы лечение состоялось и прошло нормально, рассказывайте своему ребенку, независимо от возраста, куда он идет и для чего ему это нужно.

Ошибка третья: применять насилие при лечении

Вследствие первых двух ошибок, Анина мама совершила третью. Ребенок тревожен, не в лучшем физическом состоянии в незнакомой обстановке, с ним не церемонятся, а сразу пытаются совершить какие-то манипуляции с его телом, конечно девочка стала сопротивляться. Ну а мама, наоборот, с одной стороны, она понимает, что ребенка надо лечить, с другой ей своего ребенка жалко, с третьей, она хочет быть хорошей матерью в глазах врача. Врач просит помочь ему и предлагает удержать ребенка силой во время лечения, это проще, чем искать другие способы договориться с малышом. Мама интуитивно понимает, что так делать нельзя, но не решается противостоять авторитету врача. Этот феномен можно назвать: «Насилие от бессилия», когда взрослые ничего другого не находят как физически удерживать ребенка во время проведения процедуры, наказывать, принуждать к лечению.

Начинается все безобидно и взрослым кажется, что надо только объяснить малышу, что они не принесут ему вреда, и он поймет, и откроет рот, и будет спокойно сидеть. Но не тут-то было, врач, ассистент и мама объясняют ребенку, но он рот не открывает. На каждый следующий посыл от взрослых идет отказ. Взрослые сначала стараются мягко по-хорошему, обещают подарки, хвалят, но ничего не происходит. Наоборот ребенок еще больше вжимается в кресло, наступает момент, когда он вообще не слушает никаких слов, ему надо отсюда встать. У взрослых уже включилась доминанта, и они хотят завершить процесс. Они думают, ну что за абсурд, они что, делают что-то плохое, ведь зуб надо лечить, и начинают давить.

Постепенно они отбирают подарки, которые только что наобещали, потом начинают угрожать, что ребенок не получит ни одной конфеты, что за дверью стоит дядя со шприцом и он сейчас зайдет, что мама не будет с ним разговаривать, чтобы к врачу он больше не приходил. Ситуация превращается из безобидной, в очень даже обидную: взрослые агрессивно давят на ребенка, он им противостоит, спасает себя, но теряет любовь окружающих. И ведь это они его затащили в эту ловушку. Начинают держать руки, ноги, рот открытым, ну как тут поверишь, что тебе не хотят зла. Ребенок сначала капризничал от тревоги, теперь он обижен. Его не слышат, не принимают, мама с ними заодно. Это становится похожим на насилие, ребенок кричит от отчаяния. В лучшем случае удается заляпать зуб кое-как, но тогда врач не может дать никакой гарантии на пломбу и расстраивается мама, да и ребенок. Все было зря. В худшем – ребенок уходит очень обиженный, он не оправдал надежд, родитель потерял время и перед ним по-прежнему проблема здоровья ребенка, только теперь он еще и не доверяет врачам.

Никогда не применяйте насилие, для того чтобы вылечить ребенку зубы. В лучшем случае вы решите небольшие проблемы на данный момент, но приобретете большие проблемы на будущее. Так как в душе ребенка надолго поселится страх, который будет препятствовать не только нормальному взаимодействию с врачами, но и хорошему уходу за зубами. Ведь психика человека так устроена, что избегает соприкосновения со всем, что может напомнить о травме.

Вернемся к Ане. Так или иначе, а нужно было заниматься ее зубами, и мама записала ее на очередной прием к стоматологу. Он был назначен на 8 утра, а клиника находилась в часе езды от дома девочки, так что ей пришлось встать очень рано, она не выспалась и пребывала в плохом настроении. Всю дорогу Аня задавала маме тревожные вопросы о том, куда они идут и зачем, спрашивала, не будут ли ее лечить. Мама отвечала, что они идут к хорошему доктору, ничего делать не будут.

Аня не хотела идти, капризничала и еле двигалась. В результате они опоздали к назначенному времени, прием получился скомканным, девочка еле-еле зашла в кабинет, не хотела садиться в кресло, показала врачу зубы издалека, стоя у письменного стола. Стоматолог заметила несколько зубов, требующих немедленного лечения и один из них был настолько плох, что его необходимо было удалять. Но о начале лечения пока не могло быть и речи, Аня все время плакала, хотела выйти из кабинета. Требовалось провести большую психологическую работу, прежде чем эта маленькая девочка научилась бы лечиться, но на это не было времени, зубам была необходима срочная помощь. В итоге ребенка пришлось лечить под общим наркозом.
Сейчас Ане 7 лет, она совершенно спокойно посещает врача-стоматолога, этому предшествовала сложная совместная работа родителей, врачей и детского психолога, но это уже другая история.

Ошибка четвертая: назначать прием у врача в некомфортное для ребенка время

Аня итак была в тревоге перед приемом, а тут еще такое раннее время. Получается, поход к врачу превратился в экстремальную в жизни девочки ситуацию, она и мобилизовала все свое ресурсы, чтобы дать отпор. Так не должно быть, надо стремиться к тому, чтобы прием у врача был само собой разумеющимся делом. Это не грандиозное событие, которого ждут и к которому готовятся, иначе сверхзначимость сыграет против вас, ребенок будет напряжен, натянут как струна. С другой стороны, вообще не говорить об этом тоже нельзя, ребенок должен знать и понимать, куда и зачем он идет. Лучше не назначать визит к врачу в часы, когда ребенок обычно спит (раннее утро, тихий час) или устал (поздний вечер). Он все-таки должен быть в хорошем настроении и ресурсном состоянии. На прием ребенку лучше всего приходить сытым, здоровым. У детей от телесного комфорта напрямую зависит комфорт психологический. Сейчас во многих клиниках делают уютные детские уголки, где есть разные игрушки, можно порисовать и посмотреть мультики. Это придумано не просто так, ребенок, пребывая в такой атмосфере, расслабляется, привыкает к новой обстановке, что способствует хорошему доверительному контакту с врачом. Для того чтобы игровая комната сработала таким образом, родителям нужно спланировать свое время так, чтобы у ребенка была возможность поиграть перед приемом, соответственно нужно прийти в клинику заранее.

Ошибка пятая: обещать ребенку, что ему ничего не будут делать

Именно так делала Анина мама, когда они шли к врачу. Она, вероятно, хотела успокоить девочку, не тревожить лишний раз, не провоцировать истерику. Понятно, что ребенок задает вопросы типа: «А что мне там будут делать?» из-за собственной тревоги и страха. Но ведь ответы родителей «Ничего» не уменьшают этой тревоги, просто потому, что ребенок не понимает настоящей цели похода. Если ему ничего не будут делать, то зачем ему туда идти. Кроме того, это неправда, врач как минимум будет проводить осмотр, иначе действительно, зачем это мероприятие. Поэтому, если родитель обещает ребенку, что ему ничего не будут делать в кабинете, он совершенно сознательно его обманывает, вряд ли ребенок поверит ему в следующий раз. Здесь есть такой тонкий момент, родитель, таким способом, переносит ответственность на врача. «Мое дело привести ребенка» — думает он, а дальше врач пусть думает, что делать. Но получается, что таким образом «подготовленный» ребенок практически гарантировано выдаст негативную реакцию в кабинете врача, что ставит успех всей операции под сомнение с самого начала.

Родителю очень важно сотрудничать с врачом, так как лечение состоится и пройдет нормально только при объединении усилий. Поэтому, если ребенок задает вопросы: « А куда мы идем? А что мне там будут делать?», ему необходимо на доступном для его возраста языке объяснить правду. Например, если вы идете на скажите что вы идете познакомиться с доктором, показать ему зубки, подобрать хорошую пасту и щетку. И ни в коем случае не нарушайте обещание, не меняйте планов, осмотр, значит только осмотр. Если планируете сразу лечение, то об этом нужно предупредить и ребенка, например такой фразой: «доктор посмотрит и почистит зубы, вылечит, если это необходимо». От ребенка могут последовать и другие вопросы, это естественно, так как ему непонятно и от этого тревожно.

Самое лучшее будет, если вы спокойно объясните, в чем будет заключаться лечение. При этом, следует избегать слов и словосочетаний с негативной эмоциональной окраской, таких как: «укол», «сверло», «сверлить», «кровь», вырывать зуб, лучше заменять их на нейтральные: «заморозить», «помыть», «почистить». В любом случае, даже если вы растревожите ребенка этими сообщениями, лучше это сделать заранее, так у вас будет достаточно времени все объяснить, а у ребенка успокоиться.

Ошибка шестая: мотивировать ребенка подарками

Как-то я присутствовала на стоматологическом приеме одного мальчика. Его звали Боря, было ему около пяти лет. Мальчик дверь в кабинет стоматолога открыл ногой, бахилы надевать он отказался, так что вошел в уличной обуви, с ним были мама и няня. Врача Боря называл исключительно по имени, хотя обычно дети и родители зовут ее по имени и отчеству. Для малыша в кабинете сразу включили мультики и стали всем составом уговаривать его сесть в кресло. Но Боря садиться не собирался, сначала прошелся по подоконникам, повалялся по полу, потом все-таки решил присесть.

Дальше перед взрослыми стояла задача уговорить мальчика начать лечение. Боря не хотел лечиться, он сел, чтобы посмотреть мультики. Тогда врач решила использовать проверенный способ, она обещала мальчику, что если он позволит вылечить сегодня зуб, то его ждет подарок. На что Боря ответил: «А мне не надо ваших подарков, не хочу я лечиться». Тогда мама с няней достали из сумки и поставили на стол врача огромную красивую коробку, в ней находился электронный игрушечный робот, о котором Боря давно мечтал, они пообещали, что отдадут его мальчику, если тот вылечит зуб. На какой-то момент у Бори загорелись глаза, но потом он подумал и сказал, что откроет рот, только если мама купит ему еще какой-то автомобиль. Мама согласилась, однако, как только врач приступила к работе, мальчику снова стало тревожно, он отказался от всех подарков, встал и попытался выйти из кабинета.

Этот довольно яркий пример, хорошо иллюстрирует ситуации, когда родители пытаются купить послушание ребенка в кабинете врача. Рассмотрим причины, по которым этот механизм не работает. Если ребенку обещают подарок перед первым приемом у врача, это сразу его настораживает, он чувствует, что ему предстоит нечто неприятное, иначе бы игрушек не предлагали. Соответственно тревога, которая итак присутствует перед неизвестным, растет, обстановка вокруг лечения зубов нагнетается, что не может не отразиться на поведении ребенка в кабинете врача. Если же ребенок уже имеет тревогу или страх перед лечением, то обещанные подарки вряд ли смогут быть достаточно весомым мотивом, чтобы побороть страхи, они, как правило, сильнее. Именно это и произошло в выше описанном случае.

Детей, которые часто получают подарки от родителей или родственников вообще ничем не удивишь, поэтому они легко отказываются от игрушек ради собственного спокойствия, они знают, что получат их без особого труда через некоторое время. Из всего этого можно сделать вывод: не стоит обещать ребенку подарок перед походом к стоматологу. Он должен с детства усвоить, что посещение врача, это часть необходимой заботы о его здоровье, которая сама по себе ценна. Если ребенок проявил силу воли и поборол свою тревогу в кабинете у врача, сделайте для него что-нибудь приятное, но неожиданно, после приема, поощряя его за хорошее поведение, выразив ему таким образом свое одобрение и поддержку.

Ошибка седьмая: торопить процесс

Мила пришла в клинику очень радостная, с удовольствием рисовала рисунки перед приемом, рассказывала о том, как она любит лечить зубы. Когда она выходила из кабинета врача, то была тоже очень довольна, несла в руке небольшой сувенир, подаренный ей стоматологом, и с интересом рассматривала его. Однако, как оказалось приключения ее на сегодня еще не были закончены, через несколько минут девочку снова пригласили в кабинет, теперь уже к другом врачу — гигиенисту, там ей сделали профессиональную гигиеническую чистку зубов. Мила вышла из кабинета спокойной и уставшей, на лице не осталось следов радости, той, что была до этого. Сегодня ее ждал еще один прием, у хирурга, от него Мила вышла с заплаканными глазами и ваткой, торчащей из угла рта, взгляд был совсем потухшим. Вряд ли Мила придет в клинику в следующий раз с радостью.

Такая ситуация встречается не так уж редко. Заключается она в том, что родители хотят сделать все и сразу. Видят, что ребенок хорошо сидит лечится, просят врача: «Давайте еще одну пломбу сегодня поставим». А у ребенка, в силу возраста, хватает внимания и терпения и физических сил только на один зуб. И если врач идет на поводу у родителей, то ребенок вместо удовольствия от лечения, испытывает дискомфорт, получает негативный эмоциональный опыт, что, конечно же, отражается на его поведении у врача на следующем приеме.
Отсюда следующий совет: постарайтесь сохранить у дочки или сына позитивные воспоминания о докторе и лечении.

Даже если не удалось что-либо сделать из того, что планировалось, уходить от доктора ребенок должен в хорошем настроении, а не с чувством вины, и ощущением, что он плохой. В этом процессе двигаться лучше постепенно, от маленькой работы к большой, от простого к сложному, только тогда результат будет устойчивый и положительный: ваш ребенок научится следить за зубами сейчас и продолжит делать это в будущем, когда вырастет.

Здесь описаны основные ошибки родителей, вследствие которых тревога детей перед лечением у стоматолога усиливается, что неизбежно отражается на их поведении в кабинете. В основном с помощью соблюдения несложных правил, этих ошибок можно избежать. Если же меры предосторожности не помогают, значит, есть другие обстоятельства, которые подкрепляют страх. В этом случае необходимо обратиться к специалисту

Почему я говорю только об ошибках родителей и обращаюсь к ним. Потому, что ребенок не имеет достаточно функций, для того чтобы проконтролировать свое поведение и эмоции. А врач стороннее лицо и не всякий раз будет заботиться о вашем ребенке. Кто еще кроме родителей, может повлиять на это. Опыт работы в стоматологии с детьми, которые боятся, дал мне очень много. Это была яркая эмоциональная работа. По крайней мере, я знаю, когда моим детям необходимо будет лечить зубы, я постараюсь сделать все, чтобы они не боялись врачей.



gastroguru © 2017