Выбор читателей
Популярные статьи
Заболевания позвоночника у детей и подростков тем и коварны, что зачастую застают родителей врасплох. Чтобы не сражаться впоследствии со страшными диагнозами, надо с младенчества учить ребенка держать спину правильно. А по мере взросления объяснить, как нужно поднимать тяжести и переносить их.
Cтатистика печальна: более семидесяти процентов детей страдают от нарушения осанки. Более десяти процентов - от сколиоза . Важно вовремя выявить проблему, поэтому чаще осматривайте ребенка на предмет возможного искривления. Если появились подозрения, нужно сразу обратиться к ортопеду, который назначит лечение.
Увы, именно в школьном возрасте, когда дети особенно быстро растут и набирают вес, они получают еще и . Проблема в том, что в этом возрасте и сам ребенок, и его позвоночник, не могут справиться с такими нагрузками. И это уже задача родителей - стараться, чтобы школьник не был перегружен, таская рюкзак. Вес, который ребенку можно поднимать, должен составлять не больше десяти процентов от его собственного веса. Конечно, есть и другие причины искривления позвоночника, помимо тяжелого рюкзака.
Главные причины того, что у ребенка развиваются заболевания позвоночника:
1.Вирусные инфекции, болезни и травмы будущей мамы, неправильный рацион беременной женщины.
Если заболевания позвоночника у ребенка уже есть, надо приступить к занятиям лечебной физкультурой сразу, не откладывая в долгий ящик. Иначе нарушения осанки и более серьезные проблемы будут лишь прогрессировать. Поэтому следует обязательно включить в распорядок дня ребенка сеансы специальной физкультуры, массажа, иногда - остеопатию.
Как профилактика болезней позвоночника хорошо работает плавание . Неплохо себя зарекомендовали минеральные ванны, улучшающие обменные процессы в костной ткани позвоночника. Тем самым риск, что заболевания позвоночника коснутся ребенка и будут прогрессировать, сведутся к минимуму. Кроме того, плавание и грязелечение снижают возможность раннего развития такой болезни, как .
Стимулируя ребенка заниматься спортом, гимнастикой или плаванием, нужно следить, чтобы нагрузки при этом не были чрезмерными и резкими. Начинать надо с малого, с посильных упражнений, в идеале - с под руководством инструктора, который составит программу с учетом особенностей вашего ребенка.
Кроме того, препарат содержит уникальный природный компонент, нужный для костей и хорошего гормонального фона. Также в его составе хорошо сбалансированы все нужные и микроэлементы , что укрепляет иммунитет и способствует полноценному усвоению . А это очень важно для здоровья позвоночника. Ну и дополнительный плюс, весьма актуальный осенью - защитит ребенка от вирусов гриппа и от простудных заболеваний.
Если Вы хотите избежать заболеваний позвоночника у своего ребенка, важно обращать внимание на каждую мелочь. Комната ребенка должна быть отлично освещена. Дополнительная лампа на столе, его правильная высота, а в отдельных случаях особенный стол для исправления осанки школьника - всё это обязательно нужно учитывать.
Спальное место также обязано отвечать определенным требованиям. Выбирая , предпочтение отдавайте твердому и ровному. Пусть вес ребенка распределяется равномерно, тогда расслабление мышц тоже будет максимальным. Плохо, если ребенок спит на мягкой кровати - это спровоцирует заболевания позвоночника.
Школьному ранцу также нужно уделить особое внимание: выбирайте ранец с твердой спинкой и широкими ремнями, которые можно регулировать. Он не должен висеть чересчур низко, а ширина его не должна превышать ширину плеч. Объясните подростку, что нельзя носить рюкзаки на одном плече, что особенно важно для девочек. Иначе избежать будет сложно.
ПОЛЕЗНО УЗНАТЬ:
О ЗАБОЛЕВАНИЯХ СУСТАВОВ
Именно она объясняет личную заинтересованность автора данной работы в детальном изучении уже имеющейся информации по проблеме сколиоза и попытку исследовать распространенность и структуру этой патологии в пределах собственной школы.
По мере же ознакомления с литературой, данными медицинских осмотров, по ходу собственных наблюдений, возник вопрос: «Какой комплекс мероприятий наиболее рационален для борьбы со сколиозом, если уже известные и даже избитые фразы об осанке, практически абсолютное знание каждым учеником, как нужно сидеть за партой, наличие групп лечебной физкультуры не искореняют проблему сколиоза».
Сколиотическая болезнь возникает в период роста позвоночника. Поэтому сколиоз – проблема, часто встречающаяся именно у школьников. Это подтверждают данные ежегодных медицинских осмотров учащихся в нашей школе.
Поразителен тот факт, что существует возможность эффективной борьбы с данным заболеванием и меры этой борьбы доступны каждому. Однако, вместо того, чтобы изменить образ жизни после постановки диагноза: сколиоз и проявить упорство в сопротивлении этому недугу, учащиеся покорно переходят с ним из класса в класс. А заботу о своем здоровье перекладывают на плечи окружающих.
1. Изучить частоту встречаемости сколиоза среди учащихся Железнодорожной школы №1; структуру искривлений позвоночника по степеням.
2. Выяснить, обладают ли учащиеся знаниями по профилактике сколиоза и выполняют ли рекомендации санитарно-гигиенического плана школьники, имеющие диагноз: сколиоз.
3. Выяснить эффективность мероприятий школы по предупреждению возникновения и развития сколиоза среди учеников.
1. ИСКРИВЛЕНИЯ ПОЗВОНОЧНИКА
У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ИХ ПРОФИЛАКТИКА.
1. 1 Анатомо-физиологические особенности позвоночного столба младших школьников и подростков.
В древней медицине спинной хребет с «растущими» из него ребрами и нервами уподобляли опоре мироздания – легендарному древу жизни. В те давние времена форму позвоночника, считавшегося символом надежности и постоянства в вечно изменявшемся мире, придавали посохам царей и жрецов. На самом деле наш «столб» не прям, а изогнут. Изгибов этих четыре: два вперед – шейный и поясничный лордозы и два назад – грудной и крестцово-копчиковый кифозы. Они физиологичны, поскольку обеспечивают устойчивость позвоночника в вертикальном положении и легкость, пружинистость при ходьбе на двух ногах. Ребенок рождается без этих изгибов и постепенное формирование их в процессе роста отражает эволюцию позвоночника.
Позвоночник не монументная структура. Он состоит из 33-34 позвонков, скрепленных 122 суставами, 26 костно-хрящевыми соединениями и 365 связками. Все это придает нашему «стволу» необыкновенную гибкость.
Наиболее гибок позвоночник у детей – это обусловлено высокой эластичностью межпозвонковых дисков и их относительно большой высотой. Но при этом большая гибкость позвоночника у ребенка сочетается с недостаточно развитой мускулатурой. Поэтому в условиях ограничения двигательной активности:
Проведение 5-6 часов за партой в школе;
Длительное время на выполнение большого объема домашних заданий;
Отсутствие культуры просмотра телевизора;
Работа и игра с компьютером при плохой осанке, именно у школьника (особенно младшего) наиболее высок риск формирования патологических изгибов позвоночника.
К патологическим изгибам относятся:
Нарушенная осанка;
Патологический кифоз и лордоз;
Сколиоз.
1. 2 Осанка и её значение.
Теперь следует остановиться на понятиях нормальной (правильной) и плохой осанки. Поскольку именно плохая осанка является пусковым фактором в формировании сколиоза.
Первым условием правильной осанки является «наличие достаточного числа точек опоры тела» При правильной посадке ноги полной ступней опираются на пол или на подножку парты и образуют в тазобедренных и коленных суставах прямые или слегка тупые углы (1000-1100). Школьник должен полностью занимать скамью (стул), так чтобы 2/3 – 3/4 длины бедра располагалось на сидении, а поясница опиралась на спинку стула. Туловище и голова слегка наклонены, но не более чем на 15-20 градусов. Расстояние от глаз до рабочей поверхности примерно 30см. Между грудью и столом есть 5-10см свободного пространства.
Помешать правильной посадке может
Несоответствие стола и стула росту ребенка
Плохое зрение
Недостаточное освещение рабочего места
Дети, имеющие неправильную посадку, низко склоняются над тетрадками, ноги располагают под сидением или нога на ногу; поэтому ноги, не поставленные на полную ступню, не служат точкой опоры, удерживать равновесие становится трудно и центр тяжести смещается вперед или в сторону
Конечно, плохая осанка сама по себе не может стать причиной сколиоза, поскольку в его возникновении решающую роль играют нарушенные процессы обмена в соединительной ткани. Но, очень важно то, что плохая осанка ускоряет развитие уже начавшегося искривления позвоночника и делает его более выраженным.
С другой стороны, правильная осанка и соблюдение несложных рекомендаций по режиму и гигиене помогают не только остановить развитие сколиоза, в начальной стадии, но и избавиться от этого недуга без корсетов и операций.
1. 3 Сколиоз. Классификация сколиоза и его профилактика.
Термины сколиоз – искривление позвоночника во фронтальной плоскости, кифоз и лордоз - искривление позвоночника в саггитальной плоскости введены Галеном. Однако деформации позвоночника были известны еще древним египтянам, которые к тому же знали, что с ними могут быть связаны парезы рук и ног.
Древние греки и римляне для лечения сколиоза применяли гимнастические упражнения и довольно грубые выпрямляющие манипуляции. Однако до XVIII столетия не было существенного прогресса в понимании сущности сколиоза, а тем более научно обоснованного лечения. В последующем высказывали мнение, что сколиоз является следствием неравномерной тяги мышц. Прогресс в изучении и лечении деформаций позвоночника существенно ускорился после внедрения рентген-методов исследования.
Сколиоз, о котором пойдет речь в данной работе, называется идиопатическим и составляет 90% всех случаев сколиоза. В остальные 10% включаются:
Сколиозы миопатического происхождения, в основе которых лежит неполноценность мышц и связочного аппарата позвоночника;
Сколиозы неврогенного происхождения после перенесенного полиомиелита, при спастических параличах, сирингормиелии;
Травматический сколиоз (при переломах позвонков);
Сколиоз при инфекционных заболеваниях (туберкулезный спондилит);
Сколиоз при опухолях позвоночника;
Врожденный сколиоз (на почве фиброматоза) .
Мы не берем эти случаи сколиоза во внимание, так как не встретили их в структуре искривлений в нашей школе, а мероприятия по их лечению тесно связаны с лечением заболевания, вызвавшего сколиоз..
В основе идиопатического сколиоза лежат нарушения обмена в соединительной ткани. Они являются первичными и предопределяют развитие искривления позвоночника. Они приводят к нарушению структуры позвоночника, вследствие чего ослабевает связь межпозвонкового диска с телами позвонков на вершине будущего искривления. Именно на этом этапе порочная осанка запускает процесс искривления, а правильная осанка, формирование равномерной мышечной тяги не дают развиться сколиозу. Чуть только незначительно деформируется межпозвонковый диск, тут же смещается его студенистое ядро, которое теперь уже располагается не в центре, как обычно, а ближе к выпуклой стороне искривления. Это, в свою очередь, вызывает первичный наклон позвонков, что обуславливает развитие механизмов, уравновешивающих позвоночник: напряжение мышц туловища и связок, которое ведет к развитию вторичных искривлений и формированию сколиоза.
Но беда сколиоза в том, что он не ограничивается изолированным искривлением позвоночника. Сколиоз вызывает деформацию всего скелета, а вслед за этим нарушение функций всех систем организма, в первую очередь сердечно-сосудистой и дыхательной. И чем более выражен сколиоз, тем более выражены функциональные расстройства в организме.
Деформация грудной клетки при сколиозе уменьшает ее объем и, как следствие, снижается жизненная емкость легких, в итоге страдает насыщение крови кислородом и развивается гипоксия органов (прежде всего головного мозга) и тканей; снижается сопротивляемость организма, его работоспособность; чаще наблюдаются респираторные заболевания и обострения хронических недугов.
Поскольку фактором, определяющим клиническую картину сколиоза, является величина искривления, наиболее часто применяется классификация сколиоза, предложенная Чаклиным В. Д. (1958г.).
В её основе лежат различия по форме дуги сколиоза, по углу отклонения первичной дуги от вертикальной линии и по стойкости имеющихся деформаций.
Ι степень – до 100
ΙΙ степень – до 250
ΙΙΙ степень – до 400
ΙY степень – более 400: - тяжелые до 750
Крайне тяжелые более 750. .
Мы не станем останавливаться на ΙΙΙ и ΙY степенях, поскольку встречаются они крайне редко и, вызвав тяжелую инвалидизацию, требуют серьезного хирургического вмешательства.
Мы остановимся на Ι и ΙΙ степени как наиболее встречаемых, но самое важное – это не стадии заболевания, на которых можно процесс не только остановить и стабилизировать, но и уменьшить проявление деформации, при чем абсолютно доступными мероприятиями.
Мы считаем необходимым привести еще одну классификацию, на которую опираются при постановке диагноза: сколиоз. Эта классификация по локализации вершины искривления предложена Понсетти и Фридманом
Верхнегрудной сколиоз – вершина искривления располагается на уровне Th III – VI
Грудной сколиоз – вершина искривления располагается на уровне Th III – IХ
Грудно-поясничный – вершина искривления располагается на уровне Th ХI – LI
Поясничный сколиоз – вершина искривления располагается на уровне LII
Комбинированный сколиоз – с двумя первичными искривлениями Th VIII – IX и L II.
Оказывается, статистика убедительно свидетельствует о том, что так называемое функциональное лечение и лечебная гимнастика, применяемая без должных показаний, могут принести вред, способствуя увеличению деформаций.
По данным ряда авторов, сколиоз I степени у детей прогрессирует в среднем в 30% случаев; по данным Американской Ассоциации ортопедов, при функциональном лечении прогрессирование наблюдают в 60% случаев, т. е. в два раза чаще, чем без такого лечения.
В свете этих данных при сколиозах I степени задача сводится к тому, чтобы не увеличить нерациональным лечением имеющуюся деформацию. Поэтому на первый план выходит задача наблюдения за такими больными. То есть специально лечить не нужно. Но нужно выполнять следующие рекомендации:
Учащимся необходимо выработать навыки быстрого и качественного выполнения домашних заданий, чтобы не сидели часами над уроками;
Необходима правильная организация рабочего места в школе и дома – высота стола и стула должна соответствовать росту ребенка, источник света должен располагаться оптимально;
Питание должно быть разнообразным, полноценным и витаминизированным;
Не желательны занятия художественной гимнастикой, теннисом и виды спорта с элементами тяжелой атлетики (штанга, бокс, борьба).
И еще мы так подробно остановились на информации о I степени сколиоза, поскольку известно, что чем меньше исходная деформация позвоночника, тем меньше она прогрессирует в дальнейшем.. В свете этих данных выявление сколиоза в начальной стадии должно стать серьезным мотивом для изменения образа жизни.
Со второй степенью сколиоза уже и справиться сложнее, и стабилизировать такое искривление непросто. При сколиозе II степени серьезно страдают функции других систем и органов. II степень – это серьезное заболевание, требующее тщательного лечения. Особое внимание уделяется грудному сколиозу (существует классификация по локализации вершины искривления), при котором прогрессия наблюдается у 70% больных. К тому же следующая за искривлением позвоночника деформация грудной клетки сопровождается нарушениями функций легких и сердечно-сосудистой системы, вплоть до развития дыхательной и сердечной недостаточности на фоне различных респираторных заболеваний.
Основным компонентом в лечении этой стадии сколиоза является лечебная гимнастика для укрепления мышечной системы и, в частности, мышц туловища, выработки правильной осанки, развития грудной клетки и в меньшей степени для коррекции деформаций. Комплекс упражнений должен выполняться регулярно не менее двух раз в сутки.
Потому что, чем меньше по времени существует деформация позвоночника, тем меньше выражены необратимые изменения в позвонках и даже искривление II степени можно скорректировать.
2. ИССЛЕДОВАНИЯ НА НАЛИЧИЕ ИСКРИВЛЕНИЙ ПОЗВОНОЧНИКА У УЧАЩИХСЯ
2. 1 Микроисследование № 1
Мониторинг: «Изучение данных медицинских осмотров».
Для ознакомления с тем, как часто встречается нарушенная осанка и сколиоз у учеников Железнодорожной школы №1 была проанализирована информация медицинских карт учащихся. Эти данные сведены в таблицу №1, на основании которой удалось подсчитать общее количество учащихся с диагнозом: нарушение осанки и сколиоз; изучить структуру сколиоза по степеням и частоту его прогрессирования за период обучения.
Таблица №1
Количество учащихся с
Класс Уровень искривлением позвоночника Нарушение осанки или сколиоз и его Год выявления степень
1А сильный 3 н/о 2004
1Б средний - - -
2А сильный 2 н/о 2003
2Б средний 2 н/о 2003
3А сильный 2 сколиоз I ст. 2002
сколиоз I ст. 2003
3Б сильный 3 сколиоз I ст. 2002
сколиоз I ст. 2002
сколиоз I ст. 2003
3В средний 2 н/о 2003
сколиоз I ст. 2003
4А сильный 1 н/о 2002
4Б сильный 1 сколиоз I ст. 2001
4В средний - - -
5А сильный 3 сколиоз I ст. 2000
сколиоз I ст. 2002
5Б средний - - -
6А сильный 3 н/о 2002
сколиоз III-IVст.
6Б сильный 3 н/о 2002
6В средний - - -
7А сильный 1 н/о 2001
7Б сильный 4 н/о 2003
сколиоз I ст. 2001
сколиоз II ст. 2000(I) 2002(II)
7В средний - - -
8А сильный 1 н/о 2002
8Б сильный 2 н/о 1998
сколиоз II ст. 2000(I) 2002(II)
8В средний - - -
9А сильный - - -
9Б средний 2 н/о 2001
10А сильный 5 н/о 2001
сколиоз I ст. 2001
сколиоз I ст. 2003
сколиоз II ст. 2004
10Б средний 4 н/о 2000
сколиоз I ст. 2002
сколиоз I ст. 2003
11А сильный 6 н/о 1998(I) 2000(н/о)
сколиоз I ст. 2000
сколиоз III-IVст. 2000
сколиоз I ст. 2002(н/о) 2004(I)
сколиоз II ст. 2004
11Б средний 1 сколиоз I ст. 2004
Вспомогательный средний 2 сколиоз I ст. 2002(н/о) 2003(I)
сколиоз I ст. 1998(н/о) 2003(I)
По данным таблицы видно, что число учащихся с искривлением позвоночника равно 53 человекам, что составляет 9,9 % от числа всех учащихся нашей школы. Следовательно, в настоящий момент каждый десятый ученик страдает искривлением позвоночника.
Можно отметить, что в структуре искривлений преобладает нарушение осанки – 4,9 % (из 9,9%), затем по частоте встречаемости следует I степень сколиоза – это 3,5%, далее II степень сколиоза – 1,1%, и, наконец, сколиоз III – IV степени составляет 0,4%. Если посчитать частоту встречаемости искривлений позвоночника по возрастным звеньям, то наиболее распространена эта патология в старшем звене – 17,6% (причем, среди искривлений старших школьников преобладает именно сколиоз); затем следует младшее звено, где распространенность составляет 8,7%, а в структуре искривлений преобладает нарушение осанки. И, наконец, менее распространены искривления позвоночника в среднем звене – 8. 3% (в структуре, как и в младшем звене преобладает нарушение осанки).
В результате вышеперечисленного можно сделать вывод, что к окончанию средней школы увеличивается количество учащихся с искривлением позвоночника, причем, среди этих искривлений преобладают уже не функциональные (5,5%), а структурные (12,1%) изменения в тканях, то есть сколиоз.
Обращает на себя внимание то, что в младшем звене искривления позвоночника встречаются чаще, чем в среднем. Мы полагаем, что это связано с большой статической работой ещё неокрепших мышц туловища младших школьников. Большой период времени они проводят за учебными занятиями и выполнением домашних заданий, а свободное время проводят у компьютера. Такой большой объем компьютеризации не могли испытывать на себе нынешние учащиеся среднего звена несколько лет назад.
Но, кроме того, анализ таблицы №1 подтверждает информацию литературных источников о том, что:
Нарушение осанки не обязательно приводит к развитию сколиоза, и с момента выявления, в течение многих лет (от 1 года до 6 лет), так и остается функциональным нарушением. Нами зарегистрировано только 4 случая среди учащихся, когда нарушение осанки приводило к развитию сколиоза, что составляет 7,5% всех случаев искривлений.
Чем меньше степень сколиоза, тем меньше она прогрессирует. Усугубление сколиоза I степени встречается редко. В нашей школе это составило 11,5% всех случаев сколиоза. В остальных 88,5% степень сколиоза за период с момента выявления до настоящего времени остается стабильной.
В нашей школе в процессе внешней дифференциации были созданы сильные и средние классы. По данным таблицы №1 явно, что в наиболее успевающих классах количество учащихся с искривлением позвоночника, как правило, выше, чем в менее успевающих.
2. 2 Микроисследование №2.
«Соответствие школьной мебели нормам СанПина».
Неправильная осанка является основным фактором в развитии сколиоза. Поэтому данный этап наших исследований посвящен главному, от чего зависит правильная осанка. Это соответствие столов и стульев росту ребенка. Государственным стандартом России утверждены размеры ученических столов и стульев. Этими стандартами необходимо пользоваться. По ним столы и стулья имеют соответствующую цветовую маркировку. Цветовая маркировка мебели должна быть видна со стороны прохода между рядами.
Мы приводим таблицу размеров школьной мебели, изготовленной по новым ГОСТам 1993 года.
Таблица №2
Группа роста школьников в мм. Высота заднего края стола над Высота переднего края стула над
Группа мебели полом полом в мм. Цветовая маркировка в мм.
1 1000-1150 460 260 Оранжевый
2 1150-1300 520 300 Фиолетовый
3 1300-1450 580 340 Желтый
4 1450-1600 640 380 Красный
5 1600-1750 700 420 Зеленый
6 Свыше 1750 760 460 Голубой
ГОСТ 11015-93 ГОСТ 11016-93
В соответствии с выше представленной таблицей мы распределили всех учащихся нашей школы по группам роста и, учтя количество имеющейся в школе мебели, посчитали процент обеспеченности на 2004-2005 учебный год. Эти данные сведены в таблицу №3.
Таблица №3
Группы роста школьников Количество мебели Процент обеспеченности в мм. Количество учащихся
Столы Стулья Столы Стулья
1000-1150 0 0 0 0% 0%
1150-1300 63 14 28 44% 44%
1300-1450 145 6 0 8% 0%
1450-1600 170 89 272 105% 160%
1600-1750 124 120 213 193% 172%
Свыше 1750 25 209 379 1672% 1516%
В результате исследования выявлен дефицит мебели группы 2 на 56%; группы 3 – столов на 92%, стульев на 100%. Потребности в 1 группе мебели в школе нет. Наличие мебели групп 4,5,6 превышает потребности в ней школы.
Вывод: очевидна недостаточная оснащенность мебелью учащихся младшего и среднего звена.
2. 3 Микроисследование №3
«Мониторинг посадки учащихся младшего звена».
Соблюдение правильной осанки – главный фактор в профилактике искривлений позвоночника и в лечении сколиоза.
Нами были проведены наблюдения за учащимися 1-4 классов на первом и последнем уроках. Объектом исследований выбраны учащиеся младшего звена, так как именно в первые годы обучения в школе формируются правила посадки за партой.
Многолетние исследования ученых показали, что если в начальной школе у учащихся выработаны стойкие навыки правильной посадки за партой, то эти навыки сохраняются в среднем и даже старшем звене.
Данные проведенных нами наблюдений, были сведены в таблицу №4.
Таблица №4
Первый урок Последний урок
Правильно сидящие. % Неправильно сидящие. % Правильно сидящие. % Неправильно сидящие. %
Анализируя данные таблицы, мы видим, что количество учащихся с неправильной посадкой увеличивается на последнем уроке в сравнении с первым (с 38% до 41% соответственно). Уже в начале первого урока в каждом классе есть неправильно сидящие дети, причем их количество в течение урока, как правило, не меняется. Мы полагаем, что это те дети, у которых не сформирован навык правильной осанки. А увеличение количества неправильно сидящих детей на последнем уроке – результат физического утомления мышц шеи и спины.
Только в двух классах количество неправильно сидящих детей уменьшается к концу учебного дня – в 4А и 3В. В 4А классе учитель настойчиво в течение урока не только уделяет внимание, но и поправляет неправильно сидящих учеников. Видимо, поэтому у основной массы учеников этого класса навыки правильного положения тела к концу учебного дня доводятся до автоматизма. Следует отметить, что в этом классе, по сравнению со всеми остальными классами младшего звена, наибольшее количество правильно сидящих детей: 73% - на первом уроке и 77% - на последнем.
3В класс, являясь средним по уровню успеваемости, очевидно, очень зависит от авторитарной деятельности учителя, что особенно заметно к концу учебного дня.
2. 4 Микроисследование №4
«Тестовый опрос учащихся младших классов о степени двигательной активности».
Известный французский врач Тиссо писал: «Движение, как таковое, может по своему действию заменить любое лечебное средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения».
Последнее время часто встречаются такие понятия, как двигательный голод и гиподинамия. Ограничение двигательной активности – это безусловное следствие прогрессивного развития телекоммуникаций, телефонизации и компьютеризации. Всё больше школьников проводят свободное время у телевизора, в общении с компьютером, вынуждая свой организм испытывать двигательный голод. Монотонное длительное (часто многочасовое) пребывание в положении сидя вовсе не способствует формированию правильной осанки, особенно, если отсутствует самоконтроль позы у ребенка или контроль извне (учителями, родителями).
Мы провели тестовый опрос в трех классах младшего звена (3А, 3Б, 4А), чтобы выяснить, активному или пассивному образу жизни учащиеся отдают предпочтение. Результаты анкеты были сведены в таблицу №5.
Таблица №5
Вопрос. Варианты ответов. 3А 3Б 4А
1. Знаете ли вы как нужно правильно сидеть за партой, столом?
а) Да б) Нет 100% 100% 100%
2. Сколько времени тратите на выполнение домашнего задания?
а) до 30 мин.
б) до 1 часа 11% 52% 45,5%
в) от 1 часа до 1,5 часов 50% 33% 45,5%
г) от 1,5 часов до 2 и более 11% 10% 4,5%
3. Сколько времени тратите на просмотр телевизора, работу с компьютером, чтение книг?
а) до 1 часа 28% 38% 45,5%
б) от 1 часа до 2 часов 17% 19% 18%
в) от 2 часов до 3 часов 17% 14% 23%
г) до 4 часов и более 38% 29% 13,5%
Суммарное количество часов пассивного времяпрепровождения в сутки.
а) 1-2 часа б) 2-3,5 часа 0% 43% 41%
в) 4-6 часов 33% 24% 36%
г) свыше 6 часов 28% 19% 9%
Оказалось, что учащихся, ведущих активный образ жизни в 4А – 41% (от общего числа учеников в классе), в 3Б – 43%, а в 3А их нет совсем. Зато в 3А классе 39% пассивных детей – это те, кто более 6 часов в день (исключая занятия в школе) проводит в положении сидя. Среди учащихся этого класса встретился ребенок, который все свободное время проводит пассивно. В анкете он отметил, что около 5 часов находится у телевизора и около 3 часов – у компьютера. По данным медицинской карты этот ученик страдает кифосколиозом I степени.
И в 3Б, и в 4А классах пассивных учащихся – 14%.
50% опрошенных учащихся разумно сочетают пассивное и активное времяпрепровождение (в 4А – 45%, в 3Б – 43%, в 3А – 61%).
2. 5. Микроисследование №5
«Индивидуальный опрос школьников, страдающих искривлением позвоночника».
Данная методика основана на индивидуальном опросе учащихся нашей школы, страдающих искривлением позвоночника (как функциональным, так и структурным). Мы попытались выяснить, насколько эти дети осведомлены о своем заболевании, находятся ли они под контролем лечебных учреждений, соблюдают ли лечебно-гигиенические мероприятия.
Общее число опрошенных – 35 человек. Полученная информация была сведена в таблицу №6.
Таблица №6
Учащиеся, имеющие сколиоз. Учащиеся, имеющие
Вопрос. нарушение осанки
Варианты ответа.
I ст. II ст. III-IV ст.
1. Знаете ли о наличии у вас искривления позвоночника?
2. Наблюдались ли вы в медицинском учреждении?
а) да б) нет 36% 50% 100% 44%
3. Сколько времени вы проводите пассивно (выполняя Д/з. , у телевизора и компьютера)?
а) до 2 часов б) 2-4 часа в) 4-6 часов 29% 0% 0% 28%
г) свыше 6 часов 36% 50% 0% 28%
21% 50% 100% 28%
4. Правильно ли организовано ваше рабочее место дома?
а) да б) нет 100% 100% 100% 83%
5. Соответствует ли санитарно-гигиеническим требованиям ваше место для сна?
а) да б) нет 86% 100% 100% 78%
Анализируя таблицу, мы видим, что все пациенты с диагнозом: сколиоз, знают о своем недуге. А из учащихся с нарушением осанки осведомлены лишь 83%.
Под наблюдением медиков находятся 44% школьников с нарушением осанки, 36% - со сколиозом I степени, 50% - со сколиозом II степени, 100% - со сколиозом III-IV степени. То, что не все дети охвачены наблюдением медиков, ухудшает прогноз искривлений позвоночника на последующие годы.
Особое внимание должно уделяться двигательной активности детей с искривлением позвоночника: умению быстро выполнять домашнее задание, проводить минимум времени за телевизором и у компьютера. Данные же таблицы наглядно указывают на то, что 41% детей с нарушением осанки не выполняет эти рекомендации, среди больных сколиозом I степени таких детей 35%, со II степенью – 50%.
Важный гигиенический аспект для пациентов с искривлением позвоночника – это правильная организация рабочего места и места для сна:
На рабочем месте высота стола и стула должны соответствовать росту ребенка, чтобы в положении сидя ноги полной ступней опирались на пол. Стул обязательно должен иметь спинку. Источник искусственного освещения должен располагаться слева или спереди.
Место для сна не должно быть ни слишком мягким, ни слишком жестким. На кровать с сеткой кладется щит, а затем матрас.
Из таблицы видно, что рабочее место дома правильно организовано у всех детей со сколиозом и у 83% с нарушением осанки. А место для сна не соответствует гигиеническим нормам у 14% школьников со сколиозом I степени и 22% с нарушением осанки.
2. 6. Микроисследование №6.
«Мониторинг заболеваемости сколиозом в железнодорожной школе №1 за период 1999-2004г. г. ».
В настоящем исследовании мы использовали данные по заболеваемости сколиозом в железнодорожной школе №1 с 1999г. на протяжении 5 лет. Для наглядности эта информация представлена в виде диаграммы. [Приложение №3].
На диаграмме отчетливо видна нестабильность заболеваемости сколиозом и отсутствие однозначной тенденции к увеличению или к снижению заболеваемости. Поэтому мы определили средний процент заболеваемости сколиозом в школе, он составил 8%. В течение четырех лет общая заболеваемость была близка к этому значению. И только в 2001-2002г. наблюдалось существенное увеличение количества больных сколиозом до 11,5%. Мы связываем это с тем, что:
На медицинском осмотре в том году присутствовал врач – ортопед, что увеличило количество вновь выявленных случаев сколиоза;
Кроме того, возможно, что в первый класс в 2001году поступило большое количество детей со сколиозом;
А в предшествующем году мало кто из выпускников имел данное заболевание.
Мы также проследили, в каких классных параллелях чаще встречается сколиоз, и как изменяются эти данные в течение времени. Для этого выстроены диаграммы заболеваемости сколиозом в параллелях 3х, 5х, 7х, 9х классов с динамикой за три года.
Анализ этих диаграмм показывает на снижение за три года количества больных сколиозом в младшем звене на 7%, в среднем звене на 12%. Мы связали это с большими возможностями для коррекции данной патологии в раннем возрасте. А в старшем звене заболеваемость сколиозом увеличивается в среднем на 6% . Поскольку, чем взрослее ребенок, тем сложнее скоррегировать искривление позвоночника.
Наблюдаемое уменьшение больных сколиозом в 10х классах (диаграмма IV) объясняется тем, что после окончания основной школы выпускники не вернулись в 10-й класс (возможно, выбыли именно больные сколиозом). А резкое увеличение количества больных в 11х классах можно связать только с большим количеством вновь выявленных случаев сколиоза.
Профилактика сколиоза включает целый комплекс мероприятий. И эффективны они лишь тогда, когда выполняются все вместе. Причем, для достижения наилучшего результата необходимо тесное взаимодействие медиков, родителей и педагогов, и, самое главное, желание ребенка избавиться от этого заболевания.
Мы полагаем, что профилактическая работа должна вестись сразу по нескольким направлениям:
1. Информирование учащихся о наличии у них недуга.
Очень важно показать и рассказать уже младшим школьникам о том, что сколиоз делает человека не только некрасивым, но и затрудняет работу всех органов и систем организма. Причем, лучше, если в этой беседе будет участвовать более старший учащийся, страдающий сколиозом. Он на собственном примере покажет, что легче предотвратить заболевание, чем его вылечить.
2. Выработка и самоконтроль правильной осанки.
Выработка правильной осанки обычно требует длительного времени и постоянного контроля. Можно предложить такую систему формирования этого навыка. Уже в 1-м классе, обычно перед началом занятий, дети выстраиваются около стены и проверяют свою осанку: плотно прислоняют к стене лопатки, ягодицы, затылок и пятки. В последствии, когда уже будет выработано определенное мышечное чувство, не обязательно просить детей вставать к стене, достаточно одного упоминания об осанке. Навык самоконтроля следует отработать настолько, чтобы было доведено до автоматизма не только принятие правильной позы за партой, но и соблюдение осанки при ходьбе, при ответе с места, при работе с компьютером.
3. Увеличение двигательной активности.
Под двигательной активностью понимают сумму всех движений, выполняемых ребенком в течение суток. Это не только занятия физкультурой, это и помощь по дому, и игры во дворе, то есть любые движения. Польза их в том, что в работу включаются попеременно все группы мышц и формируется мышечный корсет, укрепляются дыхательная, сердечно-сосудистая и нервная системы. Мы считаем, что необходимо не только сознательно посещать уроки физкультуры, но и дополнительно выполнять предписанные медицинскими работниками комплексы упражнений. [Приложение №5].
4. Соблюдение санитарно-гигиенических норм (при выполнении домашних заданий; просмотре телевизора и компьютера; во время сна).
Для успешного продвижения по этому направлению необходимо тесное взаимодействие медиков и родителей. Гигиенические требования, в первую очередь, нужно донести до каждой семьи. Каждый родитель должен знать, как правильно организовать рабочее место ребенка, чтобы мебель соответствовала его росту; следить, чтобы кровать была средне-жесткой, и ограничить время просмотра телевизора и компьютера до 1-2 часов. Добросовестное выполнение ребенком всех требований зависит от внутрисемейной установки. Именно родители уже в младшем школьном возрасте должны привить своим детям навыки здорового образа жизни.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Подводя итог проделанной работы, мы хотели бы обобщить полученную информацию.
Ознакомление с данными медицинских осмотров, медицинских карт учащихся подтверждает то, что искривление позвоночника – часто встречающая проблема в нашей школе. Причем количество больных детей к окончанию средней школы увеличивается.
Попытка выяснить, почему комплекс мероприятий, направленный на борьбу со сколиозом, оказывается малоэффективным, привела к следующему выводу.
Систему мер по профилактике сколиоза нельзя разбить на главные и второстепенные. Эффект достижим только при совместном выполнении всех мероприятий. Причем, наши наблюдения показали, что школа принимает немалые усилия со своей стороны, это:
Наличие групп ЛФК;
Ежегодные медицинские осмотры;
Постоянный контроль учителей за осанкой учащихся, особенно в младшем звене;
Попытка снизить нагрузки от длительного сидения за партой (уроки сокращены до 40 минут, перемены увеличены до 15 минут).
Но в школе наблюдается несоответствие мебели учащихся нормам СанПина.
А вот сами учащиеся выступают в роли пассивных объектов. В лучшем случае они позитивно воспринимают то, что им не рекомендуют, а в худшем – игнорируют советы педагогов. В ходе исследований не создалось впечатления инициативного взаимодействия между школьниками и теми мерами, которые школа настойчиво проводит, стараясь снизить количество больных детей. Основная масса учащихся, имея все возможности для эффективной борьбы со сколиозом, не проявляет должной настойчивости и упорства в преодолении своего недуга. Мы считаем, что определяет такую позицию недостаточно сформированное и реализуемое понятие здорового образа жизни. Больше нужно говорить о красоте фигуры, о той пользе, которую может принести обществу здоровый человек. Эффективность мероприятий по борьбе со сколиозом лишь тогда будет иметь успех, когда они будут встречены с инициативой самим ребенком и его семьей.
Упражнения для укрепления «мышечного корсета».
Для мышц спины. 1. Исходное положение лежа на животе, подбородок на тыльной поверхности кистей, положенных одна на другую. Перевести руки на пояс, приподнимая голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удерживать приподнятое положение по команде инструктора.
1. Исходное положение то же. Приподнимая голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам (как при плавании способом брас).
2. Исходное положение то же. Поднять голову и плечи. Руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук.
3. Исходное положение – на животе, руки под подбородком. Поочередное поднимание прямых ног, не отрывая таза от пола. Темп медленный.
4. Исходное положение то же. Приподнимание обеих прямых ног с удерживанием их до 10-15 счетов.
5. Исходное положение – лежа на животе попарно друг против друга, мяч в согнутых руках перед собой. Перекатывание его партнеру и ловля его с сохранением приподнятого положения головы и предплечий.
Для брюшного пресса. Исходное положение для всех упражнений - лежа на спине, поясница прижата к опоре.
1. Сгибать и разгибать ноги в коленном и тазобедренном суставах поочередно.
2. Согнуть обе ноги, разогнуть вперед, медленно опустить.
3. Поочередное сгибание и разгибание ног на весу – «велосипед».
4. Руки за головой, поочередное поднимание прямых ног вперед.
5. То же упражнение, но в сочетании с различными движениями рук.
Для боковых мышц туловища. 1. Исходное положение лежа на правом боку, прямая правая рука поднята вверх, левая расположена вдоль туловища. Удерживая тело в положении на боку, приподнимать и опускать левую ногу. То же, лежа на другом боку.
Сейчас все больше и больше детей имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, в том числе болезни позвоночника. К подобным заболеваниям относят , искривления позвоночника (сколиоз), остеохондроз, артрит и другие. Детские болезни позвоночника часто связаны с нарушениями обмена веществ, вредными привычками, которые дети пробуют уже в малом возрасте, дисгармоничным питанием и неправильным образом жизни (игнорирование спорта, долгое времяпрепровождение за компьютером и игровыми приставками).
Кифозом называют искривление позвоночника, произошедшее в сагиттальной плоскости выпуклостью сзади. Различают разные виды кифоза: поясничный, нижнегрудной, верхнегрудной, тотальный.
Встречается врожденный кифоз: локализуется в грудном и верхнепоясничном отделе. Выявить деформацию можно рано, как только ребенок начнет сидеть. С течением времени, с ростом малыша, деформация значительно увеличивается, при этом никаких неврологических симптомов не наблюдается, боли у ребенка тоже не бывает. К моменту полового созревания деформация становится явно выраженной, а рост ребенка при этом задерживается.
Кифозы, которые приобретены со временем, могут быть результатом остеохондропатий, рахита, компрессионных переломов тел позвонков.
Кифоз как результат рахита вызван общей мышечной гипотонией (при тяжело протекающем рахите). Развивается он быстро и характерным является искривление поясничного и нижнегрудного отделов.
Существует еще один вид искривления позвоночника - лордоз. Искривление происходит в сагиттальной плоскости выпуклостью вперед. Физиологический лордоз поясничного и шейного отделов позвоночника - это результат формирования вертикального положения человека. Чрезмерный или патологический лордоз как правило локализуется в поясничном отделе позвоночника и может быть связан с патологическими изменениями в поясничных позвонках и тканях, окружающих их, при этом он может быть как приобретенного, так и врожденного характера (клиновидные позвонки, спонтанный спондилолистез и др.).
Врожденный лордоз у детей-подростков, если заболевание протекает скрыто, может проявляться в виде болевых ощущений в пояснице и быстрой утомляемости. Если у ребенка компенсаторный лордоз, то он, скорее всего, протекает без симптомов.
Наиболее распространенный вид деформации у детей - это сколиоз. Под сколиозом понимается искривление позвоночника, произошедшее во фронтальной плоскости, которое вызвано патологическими изменениями в позвоночнике и паравертебральных тканях, склонными к увеличению деформации со статико-динамическими нарушениями и нарушениями в работе внутренних органов. Сколиозы могут быть как врожденными, так и приобретенными.
Если сколиоз врожденный, то его происхождение обусловлено аномалиями развития позвоночника и ребер (добавочные ребра, клиновидные, добавочные полупозвонки и позвонки, синостозы остистых отростков), дисплазией пояснично-кретцового отдела позвоночника, которая определяет понятие «диспластический сколиоз».
Приобретенные сколиозы обычно выражаются как симптомы других заболеваний. Статические сколиозы обычно встречаются у людей с укороченными нижними конечностями, контрактурами тазобедренного и коленного суставов, односторонним врожденным вывихом бедра. Миопатические и неврогенные сколиозы образуются из-за нарушения равновесия мышц спины, при сирингомиелии, рахите, нейрофиброматозе, деформирующей мышечной дистонии. Встречаются сколиозы, обусловленные послеожоговыми рубцами туловища, заболеваниями и операциями грудной клетки или полости. Кроме этого, причиной сколиоза может стать опухоль позвоночника и паравертебральной локализации, нарушения обмена веществ.
Патологии спины различного характера могут развиться как у подростков, так и у совсем маленьких детей. Родителям необходимо знать первые симптомы заболеваний, чтобы вовремя заметить проблему и не допустить развития осложнений.
Дети и подростки имеют повышенный риск развития заболеваний спины. Происходит это из-за следующих факторов:
Малоподвижный образ жизни современных детей и подростков связан не только с длительным пребыванием в школе, но и с появлением в повседневной жизни технических новинок: компьютеров, планшетов, сотовых телефонов. Именно по этой причине многие дети проводят свободное время пассивно. Длительное пребывание ребёнка в положении сидя увеличивает нагрузку на позвоночник, формирует неправильную осанку, приводит к атрофии мышц.
Во время сидения за компьютером дети часто сутулятся, что приводит к формированию неправильной осанки
Под воздействием большого веса рюкзака ребёнок вынужден наклоняться вперёд, чтобы удержать равновесие. Это способствует искривлению позвоночного столба.
Тяжёлые школьные рюкзаки перегружают позвоночник ребёнка, что приводит к развитию сколиоза и других заболеваний спины
Вес школьного рюкзака должен составлять не более 15% от веса ребёнка. Ежедневно проверяйте его содержимое. Очень часто дети и подростки берут в школу много ненужных вещей.
В зависимости от причины появления различают следующие болезни спины:
В зависимости от места локализации разграничивают заболевания следующих отделов позвоночника:
Позвоночник состоит из пяти отделов, в каждом из которых могут развиваться патологические процессы
Симптомы заболеваний спины могут быть различными в зависимости от причин появления и места локализации. Важно заметить тревожные признаки на начальной стадии развития болезни, тогда и лечение будет быстрым и эффективным.
При кифозе позвоночник искривляется в передне-задней плоскости При сколиозе позвоночный столб отклоняется в сторону от вертикального положения Грыжа приводит к сдавливанию межпозвоночных нервов, что вызывает болевой синдром Болезнь Бехтерева вызывает очень сильную деформацию позвоночника Воспаление седалищного нерва характеризуется болями в пояснице, ягодицах и задней поверхности бёдер При остеохондрозе поражаются диски позвонков и близлежащие к ним ткани Спина Бифида - патология, при которой часть спинного мозга выпирает наружу, образуя нарост
Дифференциальная диагностика необходима для постановки точного и верного диагноза. Многие заболевания спины имеют похожие признаки, и отличить один недуг от другого бывает очень сложно. В таких ситуациях применяются различные методы обследования организма, позволяющие подтвердить или опровергнуть предполагаемый диагноз.
Согласно данным мировой статистики, более 30% всех злокачественных образований не выявляется при обследовании: ошибочно ставится другой диагноз. Пациенты проходят курс лечения от несуществующего заболевания, а в это время онкология прогрессирует.
Предполагаемый диагноз | Заболевания, с которыми следует дифференцировать (отличать) предполагаемую болезнь | Методы исследования и результаты |
Юношеский кифоз (искривление позвоночника в передне-задней плоскости) |
|
|
|
|
|
Остеохондроз (поражение межпозвоночных дисков и тканей позвонков) |
|
|
Миозит (воспаление скелетных мышц спины) |
|
|
Межрёберная невралгия (сдавливание межрёберных нервов) |
|
|
Спондилоартроз (поражение межпозвонковых суставов) |
|
|
Межпозвоночная грыжа (доброкачественное образование, расположенное между позвонками) |
|
|
Компрессионный перелом позвоночника (перелом позвонка) |
|
|
Ревматоидный артрит | Анализ крови на ревматоидный фактор (особый вид антител, способствующий разрушению сосудов и суставов). При возникновении ревматоидного артрита этот показатель будет повышен. | |
Злокачественные опухоли |
|
|
Для лечения болезней спины применяется два основных метода:
Консервативное лечение используется при неосложнённых заболеваниях и включает в себя следующие элементы:
При заболеваниях спины у детей и подростков применяются различные медикаменты:
Перед применением лекарственных средств обязательно проконсультируйтесь с врачом. Только специалист может подобрать правильную терапию для вашего ребёнка.
Ибупрофен обладает системным противовоспалительным и обезболивающим действием Но-шпа снимает спазмы, облегчая боль в спине Диклофенак - наружное средство с противовоспалительным и обезболивающим эффектом Нейромультивит - один из витаминных комплексов, применяемых в комплексной терапии заболеваний спины у детей
Физиотерапия включает в себя много методов, самыми эффективными при заболеваниях спины являются:
Электростимуляция основана на применении электрического тока, под воздействием которого улучшается состояние тканей спины.
Возможности этого метода таковы:
При электрофорезе под воздействием электрических импульсов осуществляется доставка лекарственных веществ к поражённым участкам спины.
При помощи электрофореза лекарственное вещество быстро доставляется к месту, где оно необходимо
Достоинства метода:
Ортопедические корсеты применяются при следующих заболеваниях спины:
Ортопедический корсет поддерживает спину ребёнка в верном положении
Полезные свойства корсетов:
К выбору ортопедического корсета для ребёнка нужно подойти ответственно. Корсеты выпускаются различных моделей и размеров. Сделать правильный выбор поможет лечащий врач-ортопед.
Комплекс лечебной гимнастики подбирается для каждого пациента индивидуально врачом и зависит от следующих факторов:
Но существуют общие правила, которых необходимо придерживаться при выполнении оздоровительной физкультуры:
Примерный разминочный комплекс упражнений, который можно применять при любом заболевании спины:
Полезными свойствами обладает лечебная физкультура в воде:
Массаж применяется для лечения практически всех патологий спины. Но ощутимый эффект от процедуры можно получить только на начальной стадии заболевания.
При массаже производится дозированное механическое воздействие на определённые участки тела. Применяются различные приёмы и методики, которые способствуют:
Массаж не только оказывает лечебное воздействие на спину, но и помогает ребёнку расслабиться и успокоиться
Существуют некоторые противопоказания, при которых производить массаж не рекомендуется:
Производиться массаж должен только специалистом. Выполнение его самостоятельно в домашних условиях может навредить ребёнку.
При возникновении заболеваний спины необходимо наблюдать за весом ребёнка. При избыточной массе тела увеличивается нагрузка на позвоночный столб и мышцы спины.
Необходимо убрать из меню:
Активно следует включать в рацион:
В состав свежих фруктов входит много витаминов Мясо содержит много белка, небходимого ребёнку для нормального роста и развития Шпинат содержит витамин Е, который защищает костную ткань и кровеносные сосуды от повреждений В состав шиповника входит витамин С, повышающий защитные силы организма
Хирургическим способом лечат следующие заболевания спины:
«Золотой» стандарт современной хирургии - эндоскопический (малоинвазивный) метод оперативного вмешательства, который всё чаще применяется для устранения патологий спины. Преимущества такого вида вмешательства:
Для удаления межпозвоночной грыжи применяется метод эндоскопической дискэктомии:
При переломе позвонка применяется малоинвазивная процедура - кифопластика: в полость сломанного позвонка вводится специальный баллон, который заполняется костным цементом.
Позвонок выравнивают по высоте при помощи ввода в его полость специального баллона
Снять боли в поясничном отделе поможет укутывание поражённой области шерстяным поясом, вымоченным в солевом растворе:
Шерстяной компресс поможет снизить болевой синдром в спине
Помогает уменьшить болевой синдром и следующий народный способ:
Перед использованием народных средств обязательно проконсультируйтесь с лечащим врачом.
Большинство заболеваний спины прекрасно поддаётся лечению на ранней стадии развития. Очень важно вовремя выявить патологию и обратиться за медицинской помощью к квалифицированному специалисту.
Запущенные болезни требуют длительного лечения, и не всегда результат может быть положительным.
Так, сколиоз 1–2 степени прекрасно лечится консервативными способами. При несвоевременной терапии болезнь прогрессирует:
При 4 степени сколиоза происходит сильная деформация позвоночника, ребёнок становится инвалидом
На начальной стадии развития рака позвоночника поражается небольшой участок костной ткани, далее количество злокачественных клеток растёт, онкология распространяется на мышцы, спинной мозг. При отсутствии лечения раковые клетки гематогенным способом (с током крови) попадают во внутренние органы. 1–2 степень рака операбельна и поддаётся лечению. При 3–4 степени онкологии прогноз печален: вероятность победить заболевание сводится к нулю.
Профилактические медицинские осмотры и своевременная диагностика заболеваний помогут избежать тяжёлых патологий спины.
Снизить риск заболеваний спины у детей и подростков возможно, если выполнять некоторые правила:
Ответственность за здоровье детей несут родители. Именно по причине невнимательности взрослых часто болезни спины у детей на ранней стадии не выявляются. Родители начинают бить тревогу, когда симптоматика становится выраженной, а заболевание находится в запущенной стадии. Профилактические медицинские осмотры снижают этот риск и позволяют своевременно корректировать развивающиеся патологии.
Сколиоз у детей – распространенный патологический процесс, характеризующийся искривлением позвоночника в боковую сторону и изменением формы позвонков. Данная проблема отражается не только на внешнем виде ребенка, портя осанку, сколиоз влечет за собой ряд серьезных заболеваний спины и внутренних органов. Важно вовремя выявить и начать лечение заболевания, так как позвоночник поддается коррекции только в детском возрасте.
Сколиоз может быть врожденным или приобретенным. Врожденный возникает из-за анатомических отхождений от нормы костных структур или позвонков, ассиметричных расположений таза и ног. Предупредить данную патологию невозможно, поскольку она формируется еще в утробе матери, но после рождения крохи необходимо сделать все, чтобы патологический процесс прекратил свое развитие.
Новорожденный может иметь полностью здоровую спину и приобрести сколиоз на первом году соей жизни. Это случается очень редко в результате каких-либо родовых травм.
Приобретенный сколиоз формируется у совершенно здоровых малышей и подростков из-за ряда причин. Искривление позвоночника у детей может начать свое развитие в следствии:
Пол ребенка в некоторой степени влияет на возможность развития сколиоза. У девочек деформация и искривление позвоночника возникает в несколько раз чаще, мальчики подвержены данному риску меньше. Почему происходит именно так, медики ответить не в состоянии, но факт закономерности невозможно опровергнуть.
Дети, у которых диагностирован ревматизм, рахит и некоторые заболевания нервной системы, имеют огромную опасность к развитию сколиоза.
Риск искривления позвоночника у грудничка повышается, если у его родителей имеется сколиоз. По наследству эта патология не передается, однако к ее возникновению могут приводить некоторые генетические болезни.
Возрастная классификация сколиотической болезни:
По локализации сколиоз у ребенка делится на шейный (чаще врожденный), грудной, грудопоясничный, поясничный и комбинированный.
По количеству дуг сколиоз сепарируется на:
Очень редко, но возникает кифосколиотический сколиоз, при котором к изгибу позвонком добавляется деформация грудной клетки и появление реберного горба.
По степени тяжести болезнь классифицируется как:
Детский сколиоз на начальной стадии развития не проявляет себя никак. Ребенок активный бодрый, его не беспокоят боли в области спины или еще какие-нибудь недомогания. Явные проявления сколиоза, которые возникают уже на второй стадии заболевания, подкрепляются следующими признаками:
При переходе сколиоза из 2 в 3 степень появляется:
Многие родители не отдают должного внимания сколиозу – ребенок чувствует хорошо, заметных проблем не имеется. Но если пренебрегать лечением, :
Также сколиоз создает основу для развития остеохондроза и многих других заболеваний не только в области спины.
Обследование и лечение должно проводиться в медицинском центре опытным персоналом, но обнаружить первые признаки сколиоза у детей можно самостоятельно.
На начальных стадиях заболевание невидно невооруженным глазом, да и ребенок не беспокоят какие-либо проявления дискомфорта, в то время как сколиоз продолжает прогрессировать. Поэтому так важно регулярно обследоваться у врача и научиться самостоятельно определять заболевания.
Какими способами можно выявить искривление позвоночника:
В том случае, когда заболевание уже существует, оценить точную степень сколиоза можно с помощью рентгенограммы позвоночника в прямой проекции по методике Кобба.
Сколиоз позвоночника – заболевание костно-мышечного аппарата и если проблеме не уделять должно внимания она быстро усугубиться. Как лечить сколиоз у детей решает только лечащий врач. Именно он в зависимости от степени развития заболевания и возраста пациента имеет право назначить тот или иной метод терапии.
Если развитие сколиоза началось у младенца или ребенка школьного возраста, его можно излечить самостоятельно. Сколиоз у подростков, как правило, обнаруживается уже в запущенной форме и поддается лечению с большим трудом.
При заболевании первой степени назначаются массажи и ЛФК (лечебно-физическая культура). Лечение сколиоза у подростков во второй степени подразумевает физиотерапию, миофасциальный релиз и иглорефлексотерапию.
При активном росте скелета каждые 6-10 месяцев предусмотрено рентгенологическое обследование юного пациента, которое будет явно показывать динамику процесса выздоровления.
В комплекс физиотерапевтического лечения входят процедуры, направленные на повышение сократительной функции мышц спины и пресса, а также методы, влияющие на устранение дистрофии мышц. Данные мероприятия проводятся с целью улучшить подвижность позвонков и активизировать их кровообращение, укрепить мышечный корсет спины, сделать позвоночник гибким, ровным и крепким.
Помимо процедур под руководством медперсонала в ЛФК кабинете, хорошие отзывы получили элементарные для домашнего выполнения:
Лечебный массаж при сколиозе снимает напряжение мышц и оказывает релаксирующее действие на позвоночник, укрепляет мышечный корсет и помогает восстановить естественную линию позвоночного столба. Однако вылечить одним курсом массажа сколиоз не получится – проблему необходимо решать комплексно.
При 2 и 3 стадии тяжести сколиоза у подростков лечение предусматривает ношение специального корсета, который может назначить только лечащий врач. Корсет помогает остановить прогрессирование деформации, также он снимает нагрузку со спины, выравнивает позвоночник и при своевременно начатом лечении позволяет полностью исправить патологию.
Метод реабилитации посредством лечебной верховой езды используется малым количеством реабилитационных центров в силу своей дороговизны, но отзывы от применения данной методики только положительные. Езда на лошади заставляет включать в работу все группы мышц, связочный и вестибулярный аппарат. Ослабленные мышцы «просыпаются», а спазмированные – расслабляются. При регулярных занятиях формируется привычка держать осанку.
Исправление сколиоза четвертой (иногда и третей) степени сколиоза у подростка требует не только консервативных методик, здесь не обойтись без скальпеля хирурга. Решающими факторами к проведению операционной коррекции позвоночника являются:
После проведения операции следует длительный курс реабилитации (не менее полугода). Очень часто требуется помощь психотерапевта, так как подобного рода стрессы способны повлечь у ребенка ряд проблем психоэмоционального характера (скованность, застенчивость, понижение самооценки, эгоцентричность). Вся ответственность за лечение сколиоза у детей ложится на их родителей.
У ребенка намного легче, чем впоследствии задаваться вопросами, что делать при сколиозе и как исправить патологические изменения формы позвонков. Поэтому каждый родитель обязан отдать своему чаду должное внимание и выполнять следующие рекомендации:
Детям, у которых есть склонность к развитию сколиоза, противопоказаны такие виды спорта, как теннис, бадминтон и художественная гимнастика. Зато на пользу пойдут бальные танцы, лыжный спорт и любые другие нетравмоопасные виды физической активности.
Ваш отзыв на статью |
Статьи по теме: | |
Шампиньоны, жареные с добавлением лука
Почему-то многие хозяйки незаслуженно обходят вниманием такую вкусность,... Мощи святых, почему хранятся и что значит для православия
Сведения о святых мощах, чтимых иконах и других святынях, хранящихся в... Заклинания ведьм: настоящие древние ритуалы
В мире вокруг нас очень много такого, что невозможно объяснить с точки... |