Можно ли вылечиться от заикания? Заикание. Причины, виды и симптомы

), среднюю (заикание происходит в привычной обстановке) и тяжелую (сопровождает всю речь). При этом разделяют три типа течения нарушения: постоянное, волнообразное и рецидивное.

Чтобы преодолеть заикание, не говорите слишком громко или же, наоборот, сильно тихо. Лучше заранее продумать, что хотите сказать, а затем спокойно и медленно все изложить, выговаривая слог за слогом, слово за словцом и предложение за предложением.

Вдох направляйте на гласные звуки, а не на согласные. Если слово начинается с гласного звука, говорите его пониженным тоном. Да и старайтесь растягивать все гласные звуки: то есть все слова предложения должны образовывать многосложное слово.

Преодолеть заикание можно с помощью дыхательной гимнастики. Наиболее действенное упражнение – «Насос». Встаньте ровно и опустите руки – это исходное положение.

Затем наклонитесь вперед, опустите голову и руки. Сделайте быстрый и шумный вдох (как будто вы хотите понюхать пол). Потом приподнимитесь (но не полностью разгибайтесь), делая при этом пассивный вдох и выдох.

Следом за этим наклонитесь и снова сделайте шумный вдох. Нужно сделать поочередно восемь раз, после чего отдохните и опять подход по восемь вдохов. Максимальная нагрузка – двенадцать подходов, но для первого раза хватит нескольких упражнений, постепенно увеличивая нагрузку.

Обратите внимание

Если с первого раза ничего не получается, не сдавайтесь: упорный труд принесет свои плоды.

Полезный совет

К лечебно-педагогическому воздействию на заикающегося человека относятся логопедические занятия, физиотерапия, психотерапия, а также медикаментозное лечение.

Источники:

  • За советом к логопеду

Избавиться от заикания за короткое время невозможно. Научиться не заикаться можно лишь упорным трудом, обратившись к логопеду или занимаясь самостоятельно. Если вы всерьез решили избавиться от этого недуга, необходимо строго следовать некоторым приемам.

Инструкция

Прежде чем начать говорить, снимите напряжение со всего тела. Следите за тем, чтобы ваши руки, шея и спина были расслаблены. Опустите плечи до естественного уровня, если у вас есть привычка приподнимать их. Не заостряйте свое внимание на , не себе, что это очень большая проблема. Ваше заикание на самом деле не является большой проблемой для окружающих вас людей.

Чтобы уверенность в своем голосе, разговаривайте с самим собой, стоя перед зеркалом. Уделяйте минимум 30 минут каждый день на это занятие. Говорить можно о чем угодно, важно привыкнуть к картине, когда вы одновременно говорите и видите свое отражение в зеркале, так вы постепенно будете снижать заикание в своей речи. В последующем, когда вам предстоит провести какой-либо важный разговор, вспомните это упражнение, свой голос и свое отражение. Это поможет вам расслабиться и обрести уверенность в себе.

Довольно часто причиной заикания является неумение правильно дышать во время разговора. Чтобы решить эту проблему, как можно чаще читайте книги вслух. Поначалу чтение может доставлять дискомфорт, но это очень действенный способ решения проблемы дыхания. Для исправления дыхания также можно выполнять специальные упражнения. Например, перед началом разговора делайте пару глубоких вдохов, если вы чувствуете себя не уютно, делайте вдохи через нос. Учитесь говорить в умеренном темпе, быстрая речь сбивает дыхание, что приводит к заиканию.

Если вы заикаетесь на произношении конкретных слов, попробуйте написать их бумаги и медленно произносите их вслух, читайте при этом по слогам. Труднопроизносимые слова можно заменить синонимами, которые даются вам легко и не портят вашу речь. Если вы чувствуете, что теряете контроль над речью и можете начать заикаться, не бойтесь сделать паузу в разговоре, расслабьтесь и продолжайте говорить.

Еще одной распространенной причиной заикания является страх. Старайтесь сохранять оптимистичный настрой перед разговором, это поможет избавиться от нервозности и разговаривать уверенно. Не думайте о том, что ваша речь может перебиваться заиканиями, пессимистичные ожидания лишь усугубят проблему.

Разговаривая с человеком лицом к лицу, старайтесь не смотреть ему в глаза все время. Постоянный зрительный контакт может заставить вас нервничать, что приведет к заиканию. Отводите свой взгляд в сторону или просто смотрите вдаль, это поможет вам чувствовать себя комфортно во время разговора.

Заикание является одной из форм дефекта речи, которая характеризуется нарушением ритма и частыми повторениями звуков. Быстрое избавление от него невозможно. Для этого требуется длительная самостоятельная работа и помощь специалистов.

Инструкция

Попробуйте поговорить с самим собой, стоя у зеркала. Говорите в форме монолога, например, представьте, что рассказываете собеседнику о своих делах, планах, о прошедшем дне и т.д. Во многих случаях такая практика позволяет справиться с заиканием. Заниматься этим необходимо ежедневно. Ваша задача – привыкнуть к собственному голосу и обрести уверенность в себе.

Если вы читаете книги, газеты или журналы, делайте это только вслух. Чтение в отличие от беседы с кем-либо не подразумевает обдумывание слов перед тем, как их произнести. Это в свою очередь избавляет . Кроме того, практикуя чтение вслух, вы будете совершенствовать свою речь, постепенно избавляясь от имеющихся в ней дефектов.

Заиканием называется нарушение речи вследствие непроизвольного сокращения мышц речевого аппарата, то есть гортани, языка, губ и голосовых связок. Распространенность речевого дефекта составляет около 3-5 % среди всего населения, что делает вопрос о том, какой врач лечит заикание, весьма актуальным и востребованным в обществе. Проблема обычно проявляется в раннем возрасте у детей 2-5 лет. Мальчики в несколько раз чаще страдают данным недугом, чем девочки, что обусловлено, по мнению большинства врачей, более стабильным психоэмоциональным развитием женского пола.

В некоторых случаях, достаточно редко, дефект речи может устраниться самостоятельно, но в подавляющем большинстве необходима помощь грамотного специалиста и даже не одного. Так, проблемой заикания занимается логопед вместе с такими врачами, как психолог и невропатолог.

Наиболее эффективным лечением речевого дефекта врачи считают проведение его в раннем возрастном периоде. Родители должны своевременно обратиться за помощью к квалифицированному специалисту, поскольку данный речевой изъян оказывает негативное влияние на психику ребенка и значительно мешает нормальному общению со сверстниками.

Заикание занижает самооценку у детей, что в дальнейшей жизни спровоцирует явные психоэмоциональные нарушения и, как следствие, общественную невостребованность и низкий уровень жизни.

Особенно тяжело заикающимся детям во время смены окружения, например, начальный период посещения детского сада или школы. Во время повышенной нервозности речевые проблемы обычно усугубляются. Очень важно, чтобы малыш имел поддержку родителей и помощь квалифицированного специалиста, то есть врач, который будет лечить заикание у вашего ребенка, должен заниматься с ним регулярно, применяя различные современные методики и грамотно построенные дружеские беседы.

Ранние признаки наличия заикания

Заикание может проявляться следующими эпизодами в произносимой ребенком речи:

    повторение букв;

    неоднократное повторение слогов;

    частые остановки во время произношения одного слова или фразы;

    патологически измененная мимика при выговаривании каких-либо букв, особенно согласных;

    повышенная нервозность во время речи;

    частое употребление однообразных звуков при выговаривании разных слов и словосочетаний;

    явные чрезмерные усилия во время произношения.

Врач, лечащий заикание, в некоторых случаях выявляет дефект речи только тогда, когда ребенок или подросток нервничает. Ситуация особенно усугубляется при публичном выступлении , знакомстве и общении с незнакомыми людьми или телефонном разговоре. Нервозность в разы повышает непроизвольные сокращения мышц, участвующих в акте воспроизведения речи.

Причины заикания

Врачи во время диагностики заикания определяют несколько причин его появления. Разделяют речевые дефекты, возникшие по какой-либо физиологической причине, из-за психических расстройств и связанные с социальным фактором. Определить, что именно повлекло развитие судорог мышц речевого аппарата, сможет только опытный и хороший специалист в данном вопросе.

Физиологические причины

Лечение заикания у детей проводит логопед и врач психоневролог, которые определяют следующие физиологические причины:

  • родовая травма, что обуславливает наличие патологий нервной системы;
  • наследственность, которая играет немаловажную роль;
  • вредные привычки матери во время вынашивания беременности;
  • травмы головы и позвоночника;
  • врожденные патологии органов речевого аппарата;
  • функциональные заболевания носоглотки;
  • поражения центральной нервной системы вследствие инфекционных болезней;
  • тяжелая форма рахита.

При выявлении такого этиологического фактора могут понадобиться консультации определенных специалистов, то есть отоларинголога, невропатолога и даже нейрохирурга.



Психологический фактор непроизвольного сокращения мышц гортани

Психологическое воздействие на незрелую психику малыша в большинстве случаев приводит к возникновению заикания. Врачи и психологи называют наиболее частые факторы, провоцирующие судороги мышц аппарата речи у ребенка, то есть такие:

  • внезапная стрессовая ситуация;
  • различные фобии (страх темноты или ожидаемого наказания);
  • обида на кого-либо в семье;
  • расставание с близкими;
  • сильный испуг малыша (гром, собака) очень часто заставляет родителей узнать, к какому доктору идти при заикании.

Развитие заикания из-за воздействия мощного психологического воздействия требует обязательной консультации врача психолога или психотерапевта.

Социальные причины

Социальный фактор, спровоцировавший заикание у ребенка, может быть одним из следующих:

  • особенности воспитания (излишняя строгость и требования к ребенку);
  • возможны подражания ребенка близким людям с подобным дефектом речи, то есть заикание в данном случае не считается истинным, что опытный врач обязательно определит;
  • чрезмерная нагрузка на речевой аппарат малыша (изучение языков, объемные тексты для чтения вслух);
  • недостаток внимания родителей к становлению речи ребенка;
  • новое окружение, например, при поступлении в детский сад и школу или смена детских коллективов;
  • новое место жительства, то есть переезд семьи.

Родители должны помнить, что какова бы ни была причина патологического воспроизведения речи у ребенка, заикание лечит врач, используя современный подход и эффективные методики . Самолечение и игнорирование проблемы в большинстве случаев усугубляет ситуацию и делает невозможным восстановление нормальной речи.

Принципы лечения

Лучше всего с заиканием обращаться к врачу в раннем возрасте, то есть с момента выявления проблемы. В современном мире большинство врачей полагают, что заикание вполне можно вылечить, но в успехе лечения задействовано очень много общих усилий медицинских специалистов и родителей. Следует отметить, что основную миссию врачи возлагают на родителей, но под своим руководством.

Благоприятная психоэмоциональная обстановка, должное внимание к малышу в плане общения и разговорной речи, проведение рекомендованных занятий в домашних условиях станут повседневными обязанностями родителей.

Врачи, в свою очередь, работают сообща, то есть в процессе обязательно принимают участие логопед и психотерапевт.

Заикание врачи лечат, используя следующие современные методы:

    специализированные логопедические занятия;

    компьютерные программы;

    дыхательная гимнастика, укрепляющая мышцы речевого аппарата;

    медикаментозная терапия;

Основной врач по заиканию называется логопедом, он ведет прием пациентов с соответствующими проблемами на базе поликлинических отделений или в частном кабинете.


Заикание у взрослых или детей является речевым нарушением, которое проявляется в виде повторяющихся слогов, букв, выражений, сокращений слога. Человек во время разговора запинается, останавливается, волнуется, «глотает» слова, речевой темп разрывается. На вопрос «почему люди заикаются» существует несколько ответов.

Заикание – нарушение, провоцируемое психологическими и физическими факторами. Медицинское название данной проблемы речи – логоневроз, его изучают как медицинские работники, так и психологи, объединяя по группам.

Биологические предпосылки (наследственность)

Отмечается, если заиканием страдали мать или отец, то шанс развития логоневроза с раннего детства у ребенка возрастает. Также это может передаваться через поколение, если у прародителей были легкие или осложненные стадии патологии.

Физиология

В большинстве случаев оказывает влияние соматика:

  • функционально поражается головной мозг;
  • были травмы головы в процессе нахождения в утробе матери;
  • перенесенное инфекционное заболевание;
  • расстройство вегетативной нервной системы и т. д.

Помимо этого, заикание провоцируется общим физическим или нервным истощением, ослаблением иммунной системы, дефектами при формировании аппарата речи, недостаточным развитием моторики и т. д.

Влияние социума

Социальный фактор, влияющий на человека, беспокоит и меняет общее внутреннее и внешнее состояние. Дети страдают от нарушений в функционировании речевого аппарата по причине проблем с общением:

  • ссоры и непонимание в семье;
  • не додаются какие-либо аспекты в воспитании;
  • не находят общий язык со сверстниками.

Психология

Дети и взрослые поддаются психологическим факторам, которые в будущем влияют на общение с окружающими. Логоневроз может развиться по причине:

  • психологических травм;
  • острых эмоциональных переживаний (они могут быть как положительными, так и отрицательными);
  • сильного испуга;
  • психологического переутомления;
  • информационной истощенности;
  • стрессовых ситуаций и т.д.

Эти факторы зависят от человека, не все жизненные обстоятельства способны привести к нарушениям и проблемам. Если правильно расставить приоритеты, справиться с психологическими барьерами, то речевых нарушений наверняка удастся избежать.

Те, кто подвержен заиканию, чаще всего замкнуты, что мешает им корректировать и восстанаваливать правильные речевые навыки. Логоневроз, возникший по психологическим предпосылкам, лечится быстрее и легче.

Сперва рассматриваются предпосылки начала проблемы, а затем уже назначается комплексная методика лечения. Логоневроз должен быть не только устранен физиологически, следует искоренить психологические причины заикания, чтобы в будущем они вновь не способствовали развитию патологии.

Статистика

Логоневроз считается проблемой, зарождающейся чаще в детском возрасте, чем в зрелом. По статистике, во всем мире около одного-трех процентов детей страдают заиканием. Эта статистика меняется в зависимости от местности, возрастных показателей и темперамента национальности.

При этом у мальчиков шанс развития заикания в четыре раза выше, чем у девочек. Многие не знают, что такое логоневроз и есть ли он у них, так как патология может проявляться в облегченной форме.

Доказано, что заикание у взрослых, которым они страдают именно с детства, встречается намного чаще у людей, выросших в детских домах и интернатах. Очевидно, что ранняя разлука с родителями и неблагоприятный социальный климат, влияет на дальнейшее психологическое состояние и развитие человека.

Также люди, проживающие в селах и поселках, менее подвержены речевым дефектам, чем живущие в мегаполисе. Это связано со спокойной средой. Взрослых, страдающих заиканием, насчитывают всего 1% от населения, что говорит об успешном лечении этой патологии.

Родные братья и сестры перенимают это нарушение в 18% случаев. Причем у дизиготных близнецов заикание встречается в 32%, а у монозиготных — в 77%.

Фазы развития патологии

I фаза

Заикание с небольшими эпизодами, сокращением периода плавной речевой размеренности. Характеризуется такой симптоматикой:

  1. Трудность в произношении на начале слова и при построении предложения.
  2. Спотыкание в речи происходит в произношении кратких частей речи, союзов и частиц.
  3. Заикание возникает в результате «Коммуникативного давления» (волнение, человек торопится что-то сказать и т.д.).
  4. Фобии речи не наблюдается.

II фаза

  1. Проявляется хроническая форма патологии.
  2. Произношение затруднено при быстрой речи и в сложных словесных сочетаниях.
  3. Осознание речевого дефекта, но это еще не мешает нормальной коммуникации.

III фаза

  1. Явный судорожный синдром. Но человек еще не воспринимает это как проблемы.
  2. Не могут быть произнесены некоторые звуки, слоги.
  3. Заторможенность речи, так как начинаются попытки замены одних слов на другие, менее проблемные.

IV фаза

  1. Заикание перерастает в большую личностную проблему. Человек понимает, что у него серьезные речевые нарушения и избегает контактов, сложных ситуаций, где потребуется общение. Если на более ранних стадиях иногда менялись слова и выражения, то сейчас это происходит постоянно.
  2. Антиципация – человек ждет своих речевых ошибок.
  3. Хроническая проблема в произношении слов. Развитие страха общения.

Виды заикания

Разделение касается судорожных форм, клинического проявления и течения патологии.

Судорожный формы заикания у взрослых и детей имеет такие разделения:

  • Клоническая форма - кратковременная судорога, сменяющаяся второй такой же, что приводит к непроизвольным повторам фраз и букв.
  • Тоническая форма - длительное или кратковременное мышечное сокращение. Как результат, человек долго не выговаривает одно слово.
  • Смешанное заикание в виде параллельной клонической и тонической формы.

Помимо этого, кроме функционала речевого аппарата страдает мимика: может сопровождаться судорогами лицевых мышц и частей конечностей.

Течение заикания

  1. Долговременное - когда дефект проявляется на постоянной основе во всех словах и в любой ситуации.
  2. Прерывистое - некоторые психологические ситуации провоцируют заикание (волнение, радость).
  3. Рецидив - после лечения проблема через некоторое время появляется. Неважно — вылечивается человек полностью или частично.

Клиническая форма заикания

Логоневроз проявляется в двух клинических формах: невротической и неврозоподобной. Каждая из них имеет свою причину с развивающимся механизмом.

Невротическое заикание

Заикание у взрослых и детей не было спровоцировано родовыми или послеродовыми травмами. Это не физические нарушения в коре головного мозга. К данной форме нарушения относят психологические и социальные факторы описанные выше. При данном виде патологии больного легче вылечить, чем при неврозоподобной форме. Занимается проблемой в основном психолог. Чаще подвержены хронической форме этой патологии взрослые.

Характеристика человека, имеющего невротическое заикание:

  • Человека с заиканием видно сразу: он молчалив, пуглив и взволнован, надумывает тревоги, часто обижается, раздражается, он замкнутый, его надуманные страхи мешают жить. Это меланхолики.
  • Физических отклонений в развитии у такого больного нет.

Неврозоподобная форма

Проявляется неожиданно, чаще всего в истории болезни имеют место родовые проблемы. К примеру, матерью была перенесена тяжелая беременность: осложнения, родовые травмы. В результате нарушение работы мозга и ЦНС, лечение занимает больше времени, и не всегда дается 100% гарантия на выздоровление.

Часто каждый из отделов аппарата речи подвержен тяжелым формам судорог. При разговоре люди могут сопровождать свою речь резкими кивками головы, подергиванием рук, сокращением лицевых мышц. Все это происходит непроизвольно.

Человек после длительного общения устает, поэтому такие люди более молчаливые. Помимо истощения больной жалуется на плохую память, ориентацию в пространстве и времени.

Заниматься со специалистом нужно комплексно, принимая специальные препараты. Длительная процедура восстановления может занять несколько лет.

Как происходит развитие заикания

Данный процесс окончательно не был изучен, на настоящий момент существует версия. В зависимости от предпосылок к нарушениям функции речевого аппарата затрагивается центр Брока (голосовой центр, отвечающий за работу мышц и связок, участвующих в речи). В результате перевозбуждения центра Брока скорость его работы возрастает. Нарушается функционирование так называемого речевого круга (центр Брока, область Вернике и ассоциативного центра).

Это вызывает судорожный эффект (язык, губы, мягкое небо и другие). У человека развивается заикание из-за нарушенных согласованных функций речевого аппарата при воспроизведении слов, слогов и фраз, которые вызывает судорога. Судорога начинается в одном из отделов речевого аппарата.

Если центр Брока сильно перевозбужден, то это отражается и на участках мозга, находящихся рядом. В результате чего — непроизвольные движения и судороги конечностей и т. д.

Интересно, что нервные импульсы при возбужденной нервной системе и согласные звуки (в особенности глухие) схожи по своей частотности. Поэтому заикание в основном возникает на согласных и крайне редко встречается на гласных звуках.

Специалисты

И взрослых схожи. В зависимости от определения причины проявления речевого дефекта назначается лечащий врач. Их несколько, иногда одним больным занимаются два и более специалиста.

  • Невропатолог и психиатр – назначают медикаментозное лечение для решения проблемы заикания.
  • Психотерапевт назначает психотерапию в зависимости от особенностей человека: гипнотизирование, тренинги.
  • Психологом изучается психосоматика и человеческая личность. Сначала больной выводится из психологического барьера. Его обучают находиться в социуме и принимать решение в стрессовых ситуациях.

Логопед является тем специалистом, который исправляет речь параллельно с оказанием помощи другим специалистом. Он помогает усовершенствовать речь, использовать дыхательные упражнения, выговаривать буквы и звуки.

Целью его терапии является не исправление неправильного произношения, а помощь в осознании того, что слова могут строиться в предложении легко в независимости от патологии. Больной уменьшает свой страх перед заиканием.

Иглорефлексотерапевт работает с улучшением кровообращения. Применяемые сеансы отвечают за определенный орган, в целом методика помогает при легких стадиях заикания.
Заикания достаточно редкое явление, может корректироваться долгое время. Если вовремя начать бороться с патологией и диагностировать верный фактор развития проблемы, то шансы на избавления от этого нарушения речи резко увеличиваются.

Это нарушение речи, проявляющееся частым повторением или продлением слогов, звуков и слов. Также могут отмечаться нерешительность и постоянные остановки в речи, прерывающие её плавный ход. Только при явно прослеживаемых симптомах ставят диагноз заикание. Это заболевание нередко описывают как нарушение темпо-ритмической организации речи, вызванного судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Заболевание может развиваться в любом возрасте, но обычно появляется у детей в возрасте от 2 до 6 лет, при формировании навыков речи. Девочки в три раза реже страдают патологией, чем мальчики. Это связывают с тем, что мужской пол эмоционально куда менее устойчив. Иногда у подростков в 15-17 лет отмечаются случаи повторного заикания, обычно это сопряжено с появлением неврозов.

Разновидности/классификация болезни

Формально выделяют такие типы заикания как клонические, тонические и смешанные . Эти судороги по тому, где они образуются, делят на голосовые, дыхательные, артикуляционные и смешанные .

При тонических судорогах отмечается долгое спазматическое сокращение мышц или короткое толчкообразное, например: «м-м-м-ашина». При клоническом типе нарушения формируется равномерное, не столь выраженное повторение одних и тех же судорожных движений: "ма------шина".

Существует и другая классификация болезни, в которой выделяют 3 формы нарушения дыхания с судорожным:

Вдохом (инспираторная );
выдохом (экспираторная );
вдохом и выдохом (респираторная ).

Судороги в артикуляционном аппарате делят на язычные, губные и мягкого неба. Как правило, сильнее всего они сказываются при выговаривании определенных согласных звуков - п, к, б, г, д, т.

Различают 3 степени заболевания:

Легкая – заикание появляется только при желании быстро что-то сказать и в возбужденном состоянии. При этом заболевание легко лечится и у больных не отмечается психологической травмы;
Средняя – выраженное заикание проявляется при эмоционально-возбужденном состоянии, в спокойной обстановке заикающиеся говорят легко и почти не заикаются;
Тяжелая – речь постоянно затягивается и прерывается.

При произнесении звуков у ребенка наблюдаются грамматические и фонематические расстройства. Их распространенность у дошкольников равна 66,7%, у школьников старших классов эта цифра снижается до 13,1%.

Выделяют следующие виды течения заикания:

волнообразный – заикание то усиливается, то ослабевает, но полностью не пропадает;
постоянный - дефект речи прослеживается постоянно;
рецидивирующий - заикание после долгого исчезновения появляется вновь.

Выделяют неврозоподобное (органическое) и невротическое (логоневроз) заикание. При первой форме дефекта происходит выраженное неврологическое нарушение, а именно расстройство артикуляции и моторики, параллельно отмечаются другие заболевания связанные с нарушением речи. Вместе с тем возможно появление невротических реакций. Ребенок с неврозоподобным заиканием начинает говорить позже, чем сверстники, возможны нарушения в работе головного мозга.

Логоневроз – заикание, приобретенное по причине психической травмы. Психологическое потрясение свойственно легко внушаемым людям с нестабильной психикой и детям, у которых она до конца не сформирована. Притом работа мозга не нарушена и на ЭЭГ изменений практически не отмечается. Зачастую у взрослых в спокойной обстановке не наблюдается изменений в речи, а в результате стресса (неожиданный вопрос, публичное выступление) у них не получается ничего сказать из-за сильных речевых судорог.

Симптомы и признаки

Многочисленные симптомы заикания могут проявляться в виде нарушения:

1. Голоса. При желании что-либо сказать происходит судорогоподобное замыкание складок гортани, что затрудняет образование звука. Заикающиеся стремятся произносить гласные звуки твердо, поскольку не могут выговаривать их плавно. Признаки патологии обычно при шепоте и пении смягчаются или полностью пропадают.

2. Дыхания. Происходит большая трата воздуха на вдохе и выдохе при заикании, что связано с нарушением сопротивления в зоне артикуляции. Укороченный выдох прослеживается как во время речи, так и в состоянии покоя.

3. Психики. С появлением заикания неминуемы определенные психические расстройства. Как правило, появляется страх перед произношением некоторых слогов. В своей речи заикающиеся специально избегают многих слов, стараясь подыскать им замену. В период обострений может разиться немота. У человека появляется чувство неполноценности.

4. Сопутствующих движений. Некоторые движения, производимые пациентом во время речи, не являются необходимыми, но, в то же время, производятся осознано. При приступе заикания человек пожимает плечами, притопывает, качает головой, сжимает кулак, то есть осуществляет судорожные движения.

5. Артикуляции. При заикании иногда отмечаются некоторые соматические нарушения: гипертрофия носовой перегородки, высокий свод неба и т.д.

Краткие интересные данные
- Бернардино де Саагун в 1576, базирующегося на знаниях ацтеков, предположил, что заикание у детей появляется в результате длительного сосания молока у матерей, соответственно лечение заключалось в отнимании крохи от груди.
- Имеется информация, что в древние века заикались персидский царь Бат, философ Демосфен, египетские фараоны, пророк Моисей, римский поэт Вергилий.
- Как правило, заикание с возрастом исчезает, по статистике лишь 3 % взрослых заикается.
- Армия и высокая степень заикания несовместимы, иные же формы болезни не являются препятствием для службы.


Клиническая характеристика развития заболевания имеет 4 фазы. При первой из них отмечаются незначительные моменты заикания, уменьшаются промежутки размеренной плавной речи. При этом сложности обычно появляются в начале предложения, труднее всего выговорить краткие части речи, давление со стороны усиливает дефекты общения. Детское заикание в этой фазе проходит без психологической нагрузки, то есть ребенок не обращает внимания на трудности произношения и не смущается при разговоре, страх и беспокойство отсутствуют. Вызвать патологию может краткосрочная эмоциональная вспышка.

Во второй фазе заболевания появляются сопутствующие движения и проблемы в общении. Увеличивается количество ситуаций, затруднительных в плане коммуникации. Сложности с произнесением развиваются обычно во время быстрой речи и в многосложных словах. Заикание принимает хроническое течение. Дети осознают дисфункцию речи, но тем не менее говорят свободно при любых обстоятельствах.

В третьей фазе происходит закрепление судорожного синдрома, что совершенно не отражается на объеме общения и абсолютно не вызывает страха и неловкости. Желания лечить патологию обычно не возникает. В конце периода осознается трудность коммуникации, и возникают попытки заменить сложные слова простыми.

В четвертой фазе заикание становится выраженной психологической проблемой. Заикающемуся сложно произнести определенные звуки, он уклоняется от ответов на вопросы, появляются страх речи и антиципация. Речевые судороги могут продолжаться от 0,2 до 90 секунд.

Возникновение заикания у ребенка обычно начинается с таких симптомов:

Малыш отказывается говорить или внезапно замолкает;
в начале фразы он повторяет первые слоги или полностью слова;
перед некоторыми словами ребенок ставит лишние звуки;
трудности перед началом речи;
вынужденные остановки в середине слова, фразы.

Осложнения

При заикании очень часто развиваются осложнения психологического характера. Человек избегает общения, становится замкнутым, появляются мнительность, чувство неполноценности и ущемленности. Эти проявления могут привести к сложностям в семье, учебе и работе.

Проблема заикания также связана с сопутствующими вегетативными нарушениями, такими, как вегетативная дистония, экстрапирамидальные патологии, повышенное внутричерепное давление, мидроз (расширение зрачков).

Врачи также отмечают физические особенности: стволовые дисфункции, нарушения осанки, слабость вестибулярного аппарата, плоскостопие, вегетососудистая дистония, кривошея и остеохондроз.

Причины болезни

Причины, вызывающие заикание делят на предрасполагающие и производящие механизмы.

Предрасполагающие факторы:

К неблагоприятным условиям относят физическую обессиленность, дефицит развития мимико-артикуляторных движений и моторики, нехватка положительных эмоциональных контактов с окружающими, возрастные изменения работы мозга (чаще происходят к 5 годам), повышенная реактивность, психическая ущемленность, ускоренное развитие речи.

Диагностика

В первую очередь для постановки диагноза должны присутствовать:

Нарушение ритмичности речи (повторение слогов, обрывки слов, растягивание звуков);
сложности и задержка в начале речи;
побочные движения (тик, гримасы).

Если заболевание продолжается более трех месяцев, может понадобиться дополнительная диагностика: консультация логопеда и невролога, ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга.

Лечение

Ранняя диагностика способствует проведению более эффективного лечения заикания. В наше время коррекция заболевания заключается в использовании психотерапевтических приемов. Логопед, применяя логопедические занятия и упражнения по коррекции заикания, помогает избавиться от нарушений речи. Преодоление стеснения и замкнутости происходит при помощи групповых занятий, в игровой форме проводится логопедическая ритмика и психотерапия. Лечение должно проводиться и в семье. Родителям советуют говорить спокойно, не перебивать и не подгонять говорящего малыша, хвалить его за успехи, не критиковать и не кричать на ребенка.

Устранение заикания состоит в монотонности и распевности всего разговора. Для личной терапии подходят аутогенные тренировки и десенсибилизация. Лекарство от заикания до сих пор не создано, зачастую назначают успокоительные таблетки, помогающие справится с тревогой и стрессом. При органических поражениях ЦНС врач может прописать транквилизаторы, спазмолитики, курс дегидратации. Иногда положительного результата получается добиться после назначения нескольких курсов пантогама. Помимо этого, комплексная терапия заикания включает физиотерапию, логопедический и общий массаж.

Гимнастика при заикании основана на применении дыхательных упражнений. При этом речевое дыхание нормализуется, происходит правильное соотношение вдоха и выдоха, темп и ритм становятся естественными и непрерывными. Эта методика имеет поэтапное действие: сначала занятия акцентируются на отдельных звуках, после - на словах, затем - на небольшой фразе. Дыхательные упражнения проводят сидя, лежа, стоя и во время движения.

Разработаны многочисленные методики занятий с заикающимися людьми, например Власовой или Арутюнян, все они должны назначаться индивидуально.

При логоневрозе может быть эффективен гипноз . Во время процедуры специалист помогает укрепить уверенность, повысить самооценку, убрать барьеры, мешающие верному произношению слов.

Профилактика

Профилактика заикания заключается в поддержании общего здоровья и организации речевого развития. Следует беречь психику от перегрузок и возможного испуга. Развитие ребенка должно состоять из расширения кругозора, обучения правильной речи, информацию крохе нужно доносить дозировано и неспешно. Заикающимся маме или папе советуют пройти курс лечебно-коррекционных занятий для устранения нарушения речи.

Народные методы лечения

Вылечить заикание в домашних условиях без помощи специалистов практически невозможно. Но некоторые народные методы помогают избавиться от чрезмерного психического перенапряжения, страха. В этом случае помогает ароматерапия, нужно капнуть несколько капель масла на носовой платок и вдыхать аромат в течение дня. Седативный эффект имеют масло базилика, чабреца, розы, сандала, розмарина, бергамота, лаванды и сосны. Их можно добавлять в воду при принятии ванны.

Успокаивающим действием обладает мед, желательно каждый день съедать его по ложке до еды. В чай можно добавлять корень валерианы, пустырник.

Заикание представляет собой нарушение ритма и плавности экспрессивной речи с преимущественным поражением ее коммуникативной функции. Заикание происходит вследствие неправильного строения органов периферического речевого аппарата или от недостаточной их деятельности (слабость мышц языка, его неспособность делать некоторые движения, изменения в деятельности дыхательных органов и пр.). Начало заикания относится к периоду формирования у детей речи и потому его можно назвать эволюционным.

Причины

Речь в процессе эволюционного развития является поздним (а следовательно, и более молодым) приобретением человека и поэтому наиболее ранимой его функцией, особенно в раннем возрасте. Поэтому заикание возникает впервые обычно в преддошкольном или дошкольном возрасте. У детей, в этом возрасте речь находится в стадии формирования и становления, образующиеся речевые, нервные связи у них еще слабы, неустойчивы, хрупки и легко поэтому могут подвергаться нарушениям. Заикание возникает в 2-3-летнем возрасте, и

чаще всего оно возникает в 4-5-летнем возрасте, когда у ребенка образуются условные речевые связи более сложного, чем в предшествовавшем периоде, порядка.

Ребенок в своей речи чаще переходит от простых предложений к сложным, в его фразах появляются придаточные предложения, развивается и формируется логическое мышление. В этом возрасте у детей появляется много вопросов; к их речи предъявляются более высокие требования.

Рассматривая причины, вызывающие заикание, и наблюдая его развитие, можно выделись здесь первичные и вторичные явления.

К первичным относятся явления, возникающие под воздействием болезнетворного фактора. Они выражаются главным образом в судорожных нарушениях речи и в вегетативной реакции заболевшего.

К вторичным явлениям относятся последующие наслоения вокруг первичного ядра речедвигательных и вегетативных нарушений. Эти явления выражаются в прибавочных судорогах (сопутствующих движениях) и главным образом в тягостных переживаниях, вызываемое расстройством речи и обусловливающих некоторые особенности поведения больного.

Первичные явления заикания могут возникнуть у ребенка внезапно при эмоциональном потрясении, обычно под влиянием испуга, что стоит в связи с известными фактами внешнего выражения эмоций - мимикой, жестикуляцией и прочими выразительными движениями, а также с нарушениями в деятельности речевых мышц, органов дыхания, кровообращения. Так, ребенок, переживая огорчения, плачет, для внешнего выражения этого состояния характерны не только мимические движения (сокращение круговой мышцы глаз, опускание углов рта, приподнимание внутреннего конца бровей и пр.), но и изменения деятельности органов дыхания - всхлипывания, т. е. судорожные вдыхания, прерывистая «всхлипывающая» речь и т. д.

У ребенка страх, вызванный испугом может проявиться особенно тяжело. Состояние страха у испуганного ребенка наиболее резко сказывается на нервно-мышечной деятельности его речевого аппарата; одновременно возникает сильная вегетативная реакция. Испуганный ребенок говорит со спазматическими остановками и перерывами в речи, с судорожными повторениями звуков и слов. Он бледен, судорожно дышит, то задерживая дыхание на вдохе, то производя спазматические вдыхания и выдыхания; речь теряет свою плавность и ритмичность, она разорвана на отдельные звуки и слова. Таким образом, у испуганного ребенка сразу возникают первые явления заикания. Эти явления в дальнейшем могут зафиксироваться. Случается, что испуг вызывает длительное - на несколько часов, на сутки и более - молчание ребенка. Родители в таких случаях сообщают, что ребенок после перенесенного испуга не говорил несколько часов или дней, а потом начал говорить, но уже с заиканием.

Дети обычно переживают (случается - и не однажды) тот или другой испуг, однако заболевают заиканием далеко не все. Для того чтобы появилось заикание, должны существовать еще предрасполагающие причины. Этими причинами являются состояния какого-либо неблагополучия в отношении здоровья ребенка - соматического, нервно-психического. Такие состояния способствуют возникновению заикания.

О таком предрасположении к заиканию свидетельствуют иногда отмечаемые у ребенка остаточные явления перенесенного им заболевания - внутриутробного, в первые месяцы и годы жизни, родовой травмы (органические микросимптомы со стороны центральной нервной системы). Дети, страдающие так называемой «нервностью» - возбудимые, раздражительные, эмоционально неустойчивые, робкие, боязливые, с нарушениями сна, ночным энурезом , ночными страхами и т. д., чаще страдают заиканием. Все то, что ослабляет ребенка, предрасполагает к заиканию.

Заикание, остро возникшее, может вызвать и ночной испуг. Ребенок, говоривший накануне правильно, утром просыпается с плачем и совершенно неожиданно для тревожно взволнованных и изумленных родителей - с судорожной речью. Заикание может возникнуть после того, как ребенок упал и причинил себе ушиб .

В происхождении заикания также имеют значение всякие другие травмирующие влияния, которые хотя и менее выражены, но продолжительны и длительно вызывают у него эмоционально тягостные переживания боязни, огорчений и пр. Такими травмирующими влияниями могут быть «строгое» обращение с ребенком, угрозы наказанием, запугивание, постоянные замечания и выражения недовольства по поводу его шалостей, горе или конфликтные отношения в семье, ссоры с товарищами и т. д. Заикание в этих случаях развивается постепенно. В противоположность остро возникшему заиканию, когда судорожные нарушения речи бывают резко выражены, при постепенном развитии заикания они остаются вначале обычно незамеченными для окружающих, а если они их и замечают, то затруднения в речи ребенка объясняют тем, что он еще не научился подбирать в речи нужные слова.

Заикание в этих случаях может возникнуть и сразу, с острых явлений, так как длительные травмирующие переживания, накапливаясь, могут сразу, в случае так называемой «последней капли» обрушиться на ребенка со всей своей болезнетворной силой.

Заикание иногда появляется после коклюша, кори, скарлатины, дифтерии и пр. Особенно важное значение в происхождении заикания, как предрасполагающий фактор, имеет коклюш, протекающий с приступами судорожного кашля. В случаях, когда заикание, по словам родственников, возникло у ребенка после перенесенной им какой-либо инфекционной болезни, нередко выясняется, что заикание было и до заболевания, но ему не придавали значения и даже не считали заиканием, но после инфекционной болезни оно резко усилилось, его уже теперь заметили, с этого времени начали счет.

Заикание имеет психогенное происхождение, оно возникает под действием психотравмы - резкой, острой или менее резкой, но длительной. В тех случаях, когда даже и при раннем обращении за помощью не удается выяснить обстоятельств, с которыми может быть связано возникновение заикания, можно, полагать, что имевшая место психотравма была так слаба, что для родственников осталась незамеченной, но была достаточной для того, чтобы вызвать заикание у ребенка, предрасположенного к тому.

Симптомы

Заикание всегда начинается с прерывания течения речи. Но не всякое прерывание плавности речи является патологическим. У большинства людей в состоянии сильного возбуждения могут возникнуть запинки в речи. Когда же побуждение проходит, как правило, обычное течение речи самостоятельно восстанавливается.

Заикание чаще всего проявляет продолжительным повторением некоторых звуков или слогов (клонические судороги) или продолжительной задержкой на произношение отдельных звуков (тонические судороги).

Затруднения в области речевой моторики иногда сопровождаются первичными и вторичными сопутствующими движениями. Под первичными сопутствующими движениями понимают движения лицевых мышц, так, например, раздувание крыльев носа (симптом крыльев носа). Вторичными сопутствующими движениями являются различие некоординированные движения туловища и конечностей, провождающие речевые затруднения. Некоторые заикающиеся отбрасывают голову назад, другие топают ногой, машут рукой и т. п. Речь заикающегося в ситуации волнения или в период ожидания предстоящего разговора протекает на фоне нарушения ритма дыхания, учащенного сердцебиения, покраснения или побледнения лица и то подобных вегетативных реакций. Иногда из-за страха перед речевой неудачей он старается построить свою речь преимущественно из «легких» для произношения слов и во время речи вдруг меняет строй предложения. Это приводит нередко не только к нарушениям в построении фразы, но и к изменению смысла.

В дальнейшем у заикающегося могут появиться такие психические особенности, как страх речи, социальная изоляция и др.

Шкала этих взаимозависимостей очень разнообразна: насмешки, непонимание, несправедливость оказывают отрицательное действие на характер заикающегося, способствуя углублению невроза.

Более сильные воздействия, вызывающие реакцию испуга, могут обусловить мутизм и даже предшествующее ему потерю сознания с последующими судорожными проявлениями в речи.

Невротическое заикание обычно начинается по психогенно-реактивному типу вслед за реакцией испуга у детей впечатлительных, склонных к невротическим реакциям. В этих случаях динамика клинической картины выражается в нарастании как речевых нарушений, так и общих невротических расстройств.

У детей с невротическим заиканием наблюдаются невротические расстройства различной степени выраженности. К ним относятся трудность засыпания, поверхностный, неглубокий сон, пугливость, склонность к появлению слез, снижение аппетита , встречающееся даже в грудном возрасте. У некоторых детей отмечаются заторможенность поведения, застенчивость, повышенная впечатлительности, трудности привыкания к новой обстановке.

В других случаях невротические проявления могут выражаться повышенной раздражительностью, капризностью, упрямством, демонстративным поведением, легкой возбудимостью, чрезмерной подвижностью. В отдельных наблюдениях встречается невротический энурез. Иногда период возрастного криза может характеризоваться истерическими проявлениями: возбудимостью, раздражительностью, демонстративностью поведения.

Диагностика

Лечение заикания осуществляется комплексно, проводимое совместно врачом и логопедом. Поэтому и обследование заикающихся проводится врачом и логопедом. Обследование должно быть всесторонним, так как заикание – это невроз, захватывающий не только функцию речи, но и весь организм особенно вегетативную нервную систему, и личность больного.

Исследование организма, больного и состояния его нервно-психической сферы проводится врачом, который и устанавливает диагноз. Логопед исследует состояние речи и особенности имеющегося ее нарушения, причем имеется в виду, что это нарушение не является изолированным, а представляет внешне первенствующий симптомом в общей картине невроза. Врачом изучаются жалобы больного заиканием. Жалобы различны, как различны личности больных и окружение, в условиях которого возник и развивается невроз. Изучение жалоб вместе с другими данными обследования позволяет по возможности указать в диагнозе имеющиеся особенности невроза обследуемого.


При обследовании важно установить, не было ли в наследственности обследуемого каких-либо нарушений речи, нервно-психических и других заболеваний, алкоголизма родителей и т. д., которые могли быть причиной наследственной слабости нервной системы, предрасполагающей к заиканию. У матери заикающегося ребенка выясняется, какое состояние здоровья было у нее во время беременности, не перенесла ли она в этот период инфекционных и других болезней, не было ли травм - физических и психических, как протекали роды, как шло физическое и психическое развитие ребенка, какие и когда он перенес болезни, не наблюдались ли частые и повторные заболевания (грипп, ангины, катары верхних дыхательных путей и пр.), ослабляющие нервную систему ребенка и способствующие тем самым возникновению заикания, нет ли каких-либо хронических заболеваний и недостатков в соматическом состоянии, также ослабляющих защитные и компенсаторные свойства организма.

При исследовании отмечается состояние общей моторики: моторное беспокойство, суетливость, угловатость, напряженность и заторможенность общих движений и т.д., у детей - хватание предметов со стола, разбрасывание игрушек и картинок, бегание по кабинету, открывание и закрывание с хлопанием дверей и т. д. или наоборот, общая вялость и малоподвижность.

Речь, больного исследуется примерно по следующей схеме:

  • спонтанная речь - беседа с обследуемым. Предлагается рассказать что-нибудь самостоятельно. Ребенку показывают картинки, лото с названиями, включающими разные звуки, игрушки, предлагают назвать их, рассказать содержание картинки и т.д. Школьника расспрашивают о преподавателях, о товарищах, предлагают рассказать содержание последнего урока по литературе или географий, рассказать, как привел каникулы и т. д. Взрослого спрашивают о последних газетных новостях, предлагают рассказать содержание последней кинокартины, которую, он видел, какой-либо эпизод из своих воспоминаний и т. д.;
  • отраженная речь. Врач или логопед произносит несложную фразу, которую обследуемый должен повторить. Фраза произносится сначала в обычном, потом в замедленном темпе;
  • шепотная речь (спонтанная и отраженная). Врач или логопед говорит шепотом, больной тоже шепотом говорит от себя и повторяет сказанное врачом или логопедом;
  • ритмическая речь. Чтение стихотворения наизусть (самостоятельное и содружественное, вместе с логопедом);
  • чтение (несложный текст, самостоятельное и содружественное);
  • пение;
  • темп речи (нормальный, торопливый, быстрый, замедленный, неровный и др.);
  • артикуляция (четкая, ясная, поверхностная, нечеткая, вялая, сжатая, «сквозь зубы», дефекты звукопроизношения и др.);
  • голос (тихий, громкий, фальцетный, «ломающийся», хриплый/слабый, с носовым оттенком и др.);
  • дыхание во время речи (плавное, прерывистое, толчкообразное, речевой выдох - нормальный, укороченный, наблюдается ли" произнесение слов и судорожность при инспирации, утечка воздуха через нос и др.);
  • сопутствующие движения: судорожные (раздувание крыльев носа, судороги лицевых мышц, шеи, рук и др.), вспомогательные, произвольно выполняемые и как бы облегчающие речь (движения головой, конечностями, туловищем и др.).

Профилактика

Целью лечения больных заиканием является:

  • устранение неправильного - судорожного произношения слов и выработка навыков правильной речи;
  • устранение вторичных тягостных психогенных наслоений и выработка уверенного речевого поведения.

Лечение заикания должно предусматривать воздействие не только на функции речи, но и на личность и общее состояние здоровья больного, главным образом на его нервно-психическое состояние.

Основными средствами патогенетически обоснованной терапии заикания о неврозах служат: а) речевой отдых; б) мероприятия по восстановлению нарушенного ритма деятельности корковых речевых механизмов; в)мероприятия по устранению накопившихся патологических условных связей и воспитанию новых условных рефлексов, нормализующих речь; г) регулирующее влияние окружающей среды; д) лекарственное и другие виды лечения для укрепления общесоматического и нервно-психического состояния больного заиканием.

Как дети, так и взрослые при лечении объединяются в группы проходят курсовое лечение.

Лечение заикания проводится врачом (психиатром, психоневрологом) совместно с логопедом. Врач и логопед взаимно помогают друг другу. Заикание является прежде всего функциональным нервным заболеванием. Условнорефлекторная деятельность коры/ мозга, посредством, которой осуществляется оздоровление личности и речи больного заиканием, зависит не только от раздражителей, но и от состояния коры, т. е. в конечном счете от состояния здоровья, человека.

Врач применяет нужное лечение (психотерапия, медикаментозное, физиотерапия и пр.), указывает логопеду имеющиеся с eгo точки зрения особенности нервной системы и речевых нарушении у больного и рекомендуемые приемы психотерапевтического подхода к нему,

получая в свою очередь наблюдения логопеда, помогающие ему, врачу, в деле лучшего изучения больного и, следовательно, его лечения.

Для устранения психогенных наслоений у заикающегося требуется оздоровление его личности, которое изменяет целью выработать y него способность говорить без

страха речи и неуверенности за свою речь (возникающих при преопределенных ситуациях).

Задача сложная, но осуществимая (представляющая по существу перевоспитание личности). С этой целью для необходимого оздоровления личности больного применяют психотерапию.

Работа по оздоровлению личности заикающегося проводится в подростковом, юношеском и более позднем возрасте, когда у заикающегося накапливаются указанные выше психогенные наслоения с реактивными сдвигами характера, формирующие невроз. В дошкольном и раннем школьном возрасте, когда психогенных наслоений еще сравнительно мало, преобладают приемы работы над речью. В остром периоде возникшего у ребенка заикания преимущественное значение имеет речевой отдых вместе с установлением соответственно нужного режима, обеспечивающего эмоциональный и общий покой заболевшего ребенка. Для подростков, юношей и взрослых назначают с целью речевого отдыха период возможного молчания.

Путем лечебного воздействия словом (убеждения, внушения), путем paботы над речью (приобретение способности, говорить без заикания), путем упражнений в речевом общении, в группе лечащихся и в окружающей социальной среде (воспитание уверенного речевого поведения) лечащегося постепенна устраняется страх речи и вместе с этим ее судорожность. У лечащихся вырабатываются новые, нормализующие речь нервные связи между словом без заикания и теми раздражителями, к которым это слово относится, с угасанием ранее образовавшихся патологических; условных рефлексов. В общении с окружающей средой у лечащихся, активно пользующихся приобретенными в группе опытом и приемами, возникают и укрепляются также положительные условные рефлексы на всесторонние - раздражители среды, включая и речь окружающих.

Из лекарственных веществ, применяемых при лечении заикания, особенно важное значение имеют бромиды и кальций. При назначении бромидов надо иметь в виду, что бром усиливает корковые процессы торможения, не снижая процессов возбуждения. Под влиянием бромидов могут быть восстановлены патологически ослабленные при неврозах процессы торможения и тем самым восстановлено нарушенное равновесие между корковыми процессами торможения и возбуждения.

Игорь: 23.12.2014
Добрый день! Мне 50 лет.Болит нога в колене в бедре и в паховой зоне.Тянет ногу выкручивает.Сделал МРТ заключение-задняя парасагиттальная грыжа до 4 мм. L5-S1 м\п диска.Вертебральный остеохондроз L5-S1. С 12 ноября 2014г. прохожу лечение в неврологическом стационаре.Лечение/-л-лизин эсцинат новокаин анальгин витамины В6 В12 папаверин платифилин сибазон прозерин цитофлавин плазмол трентал толперил нейробион Caглюконат ксефокам нуклео ЦМФацеллизин мильгамма нейромидин ревмоксикам. На сегодня улудшений практически нет.Боль в ноге присутствует динамика ноги снижена.Боли и выкручивание в ноге ночью.Пожалуста посоветуйте что делать дальше.Многие советуют лечение или операция в Ровно. Посоветуйте мне. Заранее спасибо.Игорь.Краматорск Донецкой обл.



gastroguru © 2017