Анатомия и физиология человека: Учебное пособие. Энциклопедия - глаз

Является органом зрения. Главными его функциями являются центральное и предметное зрение, светоощущение, цветоощущение, периферическое и стереоскопическое зрение.

Строение глаза

Глаз человека состоит из глазного яблока и вспомогательных образований. По принципу работы его можно сравнить с первоклассной фотокамерой. Он имеет двояковыпуклую линзу (хрусталик ), которая может фокусироваться на различные расстояния, диафрагму (радужка ), регулирующую размер светового отверстия (зрачок ), и светочувствительную сетчатку , соответствующую цветной фотопленке. Непосредственно за сетчаткой находится слой клеток, наполненных черным пигментом, который поглощает излишний свет и предотвращает смазывание изображения (сосудистая оболочка ).

Глазное яблоко

Глазное яблоко имеет шаровидную форму и лежит в полости глазницы. В нем различают передний и задний полюсы, экватор. Линия, соединяющая полюсы, называется наружной осью глазного яблока; в норме ее длина равна 24 мм. Глазное яблоко состоит из внутреннего ядра и окружающих его трех оболочек. Фиброзная оболочка (наружная) глазного яблока является защитной. В заднем, большем, отделе она образует склеру , плотную, белого цвета, в переднем - прозрачную роговицу , через которую в глаз проникает свет.

Сосудистая оболочка (средняя) глазного яблока богата кровеносными сосудами. В ней выделяют 3 части: собственно сосудистую оболочку, ресничное тело и радужку. Радужка - передняя часть сосудистой оболочки - имеет вид круглой пластинки с отверстием в центре - зрачком . Цвет радужки зависит от содержания в ней пигмента. Большое количество пигмента обусловливает коричневую окраску глаз, малое - голубую или зеленовато-серую.

Величину зрачка регулируют мышцы, заложенные в толще радужки: мышца, суживающая зрачок, и мышца, расширяющая зрачок. Размеры зрачка изменяются в зависимости от количества поступающего в глаз света: чем больше света, тем зрачок меньше, и наоборот.

Реакция зрачка на изменение интенсивности освещения происходит не мгновенно, а в течение 10-30 секунд. Поэтому требуется определенное время для привыкания глаз к темноте (при переходе из ярко освещенного места в темное) и к свету (при выходе из темного помещения на ярко освещенную улицу).

Кзади от радужки в виде валика располагается ресничное тело . В нем заложена ресничная мышца , сокращение которой через специальную связку (ресничный поясок) передается на хрусталик и вызывает изменение его кривизны. Тем самым осуществляется аккомодация - приспособление глаза к видению предметов на разном расстоянии. При сокращении ресничной мышцы натяжение связки ослабевает, хрусталик в силу своих эластических свойств становится более выпуклым, его преломляющая способность увеличивается и глаз настраивается на рассматривание близко расположенных предметов. Если ресничная мышца расслабляется, то хрусталик, напротив, уплощается и глаз настраивается на рассматривание далеко расположенных объектов. Ресничное тело также вырабатывает специальную внутриглазную жидкость - водянистую влагу , заполняющую камеры глаза.

Собственно сосудистая оболочка , располагающаяся позади ресничного тела, содержит большое количество кровеносных сосудов, снабжающих кровью другие оболочки глазного яблока, и черный пигментный слой, который поглощает свет.


Чувствительная оболочка (внутренняя) глазного яблока называется сетчаткой . Она имеет сложное строение. Здесь находятся светочувствительные рецепторные клетки - палочки (около 125 млн) и колбочки (6,5 млн). Они содержат пигмент (палочки - родопсин, колбочки - йодопсин), который поглощает лучи с определенной длиной световой волны.

Поглощая свет, зрительный пигмент меняется, что приводит к высвобождению энергии и возникновению нервного импульса. Существуют один тип палочек и три типа колбочек. Палочки необходимы в сумерках, они воспринимают информацию об освещенности и форме предметов. Колбочки, чувствительность которых к свету в 1000 раз меньше, - аппарат дневного и цветового видения. Разные типы колбочек реагируют на синий, зеленый или красный цвет. Другие цвета воспринимаются при одновременном раздражении колбочек двух или более типов.


Палочки и колбочки распределены в сетчатке неравномерно. Местом наилучшего видения в сетчатке является так называемое желтое пятно диаметром 1 мм, расположенное напротив зрачка, в котором имеются только колбочки. По направлению к периферии сетчатки количество колбочек уменьшается, а количество палочек возрастает. Недалеко от желтого пятна, ближе к носу, находится слепое пятно - место выхода зрительного нерва из сетчатки, которое не содержит светочувствительных элементов. При рассматривании специалистом глазного дна место выхода зрительного нерва легко определяется, т.к. именно здесь в сетчатку входят питающие ее сосуды.

Оболочки глазного яблока окружают его внутреннее ядро, которое состоит из прозрачных светопреломляющих сред: стекловидного тела , хрусталика и водянистой влаги, заполняющей переднюю и заднюю камеры глаза .

Хрусталик, как уже указывалось, имеет форму двояковыпуклой линзы, которая может менять свою кривизну. Он эластичен, прозрачен и расположен позади зрачка. Хрусталик преломляет входящие в глаз световые лучи и фокусирует их на сетчатке. Позади хрусталика находится стекловидное тело - прозрачная желеобразная масса, заполняющая пространство перед сетчаткой. Через стекловидное тело проходят световые лучи, которые преломляются роговицей и хрусталиком и фокусируются на сетчатке.

Пространство между роговицей и радужкой составляет переднюю камеру глаза, а между радужкой и хрусталиком - заднюю камеру . Камеры глаза сообщаются между собой через зрачок и заполнены прозрачной жидкостью - водянистой влагой. Водянистая влага питает те структуры глазного яблока, которые не имеют кровеносных сосудов: роговицу, хрусталик и стекловидное тело. Водянистая влага играет важную роль в поддержании внутриглазного давления, что необходимо для нормального зрения.

Вспомогательный аппарат глаза


Вспомогательный аппарат глаза включает брови, веки, мышцы глазного яблока и слезный аппарат. Брови служат для предохранения глаз от пота, стекающего со лба. Ресницы, находящиеся на свободных краях верхнего и нижнего век, защищают глаза от пыли, снега и дождя. На каждом веке около 80 ресниц, которые располагаются в 2-3 ряда. Ресницы обновляются в течение 100 дней. Основу века составляет плотная пластинка, которая снаружи покрыта кожей, а изнутри - особой соединительной оболочкой - конъюнктивой. Конъюнктива переходит с век на переднюю поверхность глазного яблока.

Слезный аппарат представлен слезной железой и слезоотводящими путями. Слезная железа лежит в ямке лобной кости у наружной стенки глазницы. Слеза омывает поверхность глазного яблока и стекает в медиальный угол глазной щели. Отсюда через слезные канальцы слеза отводится в полость носа. Слезы увлажняют роговицу и конъюнктиву, смывают пылевые частицы и обезвреживают микроорганизмы. Без слез роговица может высохнуть и ее преломляющая способность нарушится. Оттоку слезной жидкости способствуют мигательные движения век.

Подвижность глазного яблока обеспечивается шестью мышцами, которые располагаются вокруг него в глубине глазницы: четырьмя прямыми (верхняя, нижняя, наружная и внутренняя) и двумя косыми (верхняя и нижняя). Эти мышцы действуют таким образом, что оба глаза движутся синхронно и направлены на один и тот же объект. Схождение зрительных осей обоих глаз на рассматриваемом предмете называется конвергенцией. Такое положение глаз обеспечивает бинокулярное зрение (получение одного изображения в обоих глазах), что важно для восприятия размера, формы, объема предмета, а также движения, расстояния и глубины. Мышцы глаза сокращаются произвольно, команды к ним от головного мозга проводятся по трем парам черепных нервов.

От глазных яблок зрительная информация поступает в головной мозг по зрительным нервам. Зрительный нерв образован отростками нервных клеток, лежащих в сетчатке. На нижней поверхности мозга зрительные нервы перекрещиваются, причем на другую сторону переходят лишь волокна, которые идут от внутренних половин сетчатки. После перекреста нервы носят название зрительных трактов . В каждом зрительном тракте проходят волокна, несущие информацию от внутренней половины сетчатки противоположного глаза и наружной половины сетчатки глаза своей стороны. Тем самым создаются условия для бинокулярного зрения. Зрительный тракт оканчивается в подкорковых зрительных центрах. Отсюда часть волокон направляется к центру зрения в коре затылочной доли полушарий большого мозга (вблизи шпорной борозды), где формируются зрительные ощущения. Другая часть волокон обеспечивает осуществление рефлекторных движений глаз: их поворот, зрачковый рефлекс и аккомодацию.

Головной мозг воспринимает раздражения из внешней среды и интерпретирует их с учетом всей накопленной информации. Так, получаемое на сетчатке изображение является перевернутым и уменьшенным. Но человек видит предметы неперевернутыми. Это происходит потому, что деятельность органа зрения проверяется показаниями других органов чувств.

Болезни глаза

Вследствие неправильного развития глазное яблоко может быть удлиненным, при этом уже в молодом возрасте возникает близорукость (миопия); при укорочении глазного яблока отмечается дальнозоркость (гиперметропия). Эти дефекты зрения исправляют с помощью очков.

Нарушение цветового зрения называется дальтонизмом, им страдают около 8% мужчин и 0,5% женщин. Цветовая слепота объясняется отсутствием колбочек одного или нескольких типов, что связано с генетическим дефектом.

С возрастом эластичность хрусталика уменьшается. Вместе с атрофией ресничной мышцы это приводит к нарушению аккомодации, тогда человек плохо видит на близком расстоянии. Исправляют такую старческую дальнозоркость с помощью очков - двояковыпуклых линз, которые надевают при чтении. С возрастом хрусталик может потерять и свою прозрачность. Помутнение хрусталика называют катарактой и лечат хирургическим путем.

Нарушение зрения, называемое астигматизмом , возникает в случае неправильной кривизны роговицы или хрусталика. В этом случае изображение на сетчатке искажается. Для исправления нужны очки с цилиндрическими стеклами. Повышение внутриглазного давления является признаком тяжелого заболевания глаз - глаукомы .

Воспаление соединительной оболочки, называемое конъюнктивитом , вызывается инфекцией, пылью или химическими веществами и характеризуется ее покраснением, отеком, чувством жжения и тяжести в глазах.

Радужку в медицине приравнивают к своеобразному табло, где отражается
состояние человеческого организма. Метод иридодиагностики (диагностика
по радужке) позволяет установить локализацию различных
заболеваний в организме человека.

Профилактика зрения

Глаз человека - сложная оптическая система, требующая внимательного отношения. Следует оберегать глаза от механических воздействий. При чтении необходимо следить, чтобы свет падал слева, а расстояние от глаз до книги составляло 35-40 см. Нельзя наклоняться к книге ближе, т.к. постоянное напряжение ресничной мышцы может привести к преждевременному развитию близорукости.

Слишком яркое освещение также вредит зрению, поскольку разрушает световоспринимающие клетки. Не рекомендуется читать в движущемся транспорте: из-за неустойчивого положения книги все время меняется фокусное расстояние, что ослабляет аккомодационный аппарат. Расстройство зрения может возникнуть при недостатке в пище витамина А, поэтому необходима специальная диета для глаз . Также рекомендуется выполнять упражнения для глаз , устраивать перерывы от чтения и работы на компьютере.

Бережное отношение к глазам позволит надолго сохранить хорошее зрение и ясный взгляд на окружающий мир.

Глаз - находится в орбитальной впадине черепа (глазнице), сзади и с боков окружен мышцами, которые прикрепляются к наружной поверхности глазного яблока и обеспечивают его движение.

Орган зрения состоит из:

Имеет форму шара. Для осмотра доступен только передний отдел - роговица и окружающая его часть, остальная часть залегает в глубине глазницы. Размер глазного яблока определяется расстоянием между передним и задним полюсами и составляет в среднем 24 мм. Линию, соединяющую оба полюса, называют наружной осью глазного яблока, либо геометрической осью глаза, либо сагиттальной осью глаза.

От указанной оси следует отличать внутреннюю ось глазного яблока, соединяющую внутреннюю поверхность роговицы, соответствующую ее переднему полюсу, с точкой на сетчатке, соответствующей заднему полюсу глазного яблока. Ее размер соответствует 21,3 мм.

Линия, соединяющая точки наибольшей окружности глазного яблока во фронтальной плоскости, называется экватором. Он находится на 10-12 мм кзади от края роговицы. Линии, проведенные перпендикулярно экватору и соединяющие на поверхности яблока оба его полюса, носят название меридианов. Вертикальный и горизонтальный меридианы делять глазное яблоко на отдельные квадранты.

Основную массу глазного яблока образует прозрачное содержимое (стекловидное тело, хрусталик, и водянистая влага), окруженное тремя оболочками: белковой - наружной или фиброзной, средней - сосудистой и внутренней - сетчатой.

  • Белковая оболочка - очень прочная соединительнотканная оболочка, которая покрывает весь глаз и защищает его от механических и химических влияний. Передняя часть этой оболочки прозрачна, она называется роговицей, задняя часть, которая является продолжением роговицы - непрозрачная, она называется склерой. Благодаря белковой оболочке глазное яблоко сохраняет присущую ему форму.
  • Средняя оболочка глаза - сосудистая - пронизана густой сеткой кровеносных сосудов, которые питают ткани глаза. В передней части глаза она утолщается, образуя ресничное тело, в толще которого находится ресничная мышца, изменяющая своим сокращением кривизну хрусталика. Ресничное тело переходит в радужную оболочку, состоящую из нескольких слоев. В более глубоком слое залегают пигментные клетки. От количества пигмента зависит цвет глаз. В центре радужной оболочки есть отверстие - зрачок, вокруг которого расположены круговые мышцы. При их сокращении зрачок суживается. Радиальные мышцы, имеющиеся в радужной оболочке, расширяют зрачок. Суживаясь или расширяясь, зрачок регулирует количество света, которое поступает внутрь глаза.
  • Внутренняя оболочка глаза - сетчатка - состоит из двух частей: задней части (зрительная часть сетчатки), состоящей из светочувствительных клеток - фоторецепторов, воспринимающих свет, поступающий в глаз и передней части - не содержащей светочувствительных элементов - слепой части сетчатки.

Зрительная часть сетчатки состоит из пигментных клеток и трех слоев нейронов: первый слой - собственно фоторецепторы - палочки и колбочки, второй слой - биполярные клетки, которые соединяют фоторецепторы с нейронами третьего слоя. Аксоны последних нейронов образуют зрительный нерв. Место, где зрительный нерв выходит из сетчатки (диск зрительного нерва), лишено фоторецепторов, не воспринимает света и называется слепым пятном.

На 3-4 мм кнаружи от диска зрительного нерва (от слепого пятна) в сетчатой оболочке, напротив зрачка, имеется желтое пятно - место наилучшего видения, содержащее наибольшее количество колбочек. Вокруг желтого пятна встречаются и колбочки и палочки, а еще дальше на периферии - только палочки. В глазу у человека насчитывается около 130 млн. палочек и 7 млн. колбочек.

Сетчатка расположена на задней стенке глаза таким образом, что ее фоторецепторы (палочки и колбочки) ориентированы не навстречу световым лучам, а наоборот, обращены к пигментным клеткам и возбуждаются отраженными от них лучами. Способность глаза рассматривать предметы при различной яркости освещения называется адаптацией.

Палочки и колбочки представляют собой нейроны с отростками разной формы. Они отличаются не только формой и строением, но и функцией. Палочки являются рецепторами сумеречного зрения, они возбуждаются при действии слабого света, но при этом человек не различает цветов и видит нечетко. Колбочки - рецепторы дневного зрения. Они приспособлены к восприятию яркого света и способны воспринимать различные цвета.

В палочках имеется вещество красного цвета - зрительный пурпур, или родопсин; на свету, в результате фотохимической реакции, он распадается, а в темноте восстанавливается в течение 30 мин из продуктов собственного расщепления. Вот почему человек, войдя в темную комнату, вначале ничего не видит, а через некоторое время начинает постепенно различать предметы (ко времени окончания синтеза родопсина). В образовании родопсина участвует витамин А, при его недостатке этот процесс нарушается и развивается "куриная слепота".

В колбочках содержится другое светочувствительное вещество - иодопсин. Он распадается в темноте и восстанавливается на свету в течение 3-5 мин. Расщепление иодопсина на свету дает цветовое ощущение.

Цветное зрение объясняется тем, что в сетчатке есть три рода колбочек: одни возбуждаются красным цветом, другие зеленым, третьи - синим. Ощущение всех других цветов возникает вследствие возбуждения этих колбочек в разных соотношениях. Бывают случаи, когда человек не различает некоторых цветов (цветовая слепота, дальтонизм). Это связано с нарушением функций колбочек определенного рода.

Кроме этих слоев, образующих стенку глаза, в нем имеются

  • водянистая влага
  • хрусталик
  • стекловидное тело.

Они заполняют внутреннюю полость глаза и являются его оптической системой, проводящей и преломляющей световые лучи внутри глаза таким образом, что на сетчатке образуется уменьшенное обратное изображение предмета, который находится перед роговицей.

Оптическая система глаза имеет способность создавать на сетчатке изображение предметов, расположенных как на близком, так и на далеком расстоянии от глаза. Эта способность называется аккомодацией и достигается благодаря тему, что хрусталик может изменять свoю форму.

Водянистая влага - прозрачная, бесцветная жидкость, заполняет переднюю и заднюю камеры глазного яблока - щелевидные полости, располагающиеся впереди и позади радужки. Водянистая влага продуцируется сосудами ресничного тела и радужкой. Не путать водянистую влагу камер глазного яблока со слезой! Отток водянистой влаги осуществляется в систему вортикозных вен, в ресничные и конъюнктивальные вены.

Хрусталик расположен позади зрачка и прилегает к радужке. Представляет собой прозрачное тело, имеющее форму двояковыпуклой линзы. Заключен в капсулу, от которой отходят цинновы связки, прикрепляющиеся к ресничной мышце. Сокращения этой мышцы изменяют кривизну хрусталика, делают его более выпуклым или более плоским. При этом изменяется преломляющая сила хрусталика, и он фокусирует на сетчатке изображение соответственно близких или далеких предметов. Иногда наблюдаются нарушения зрения, связанные с неспособностью хрусталика четко фокусировать изображение на сетчатке.

Полость глаза за хрусталиком заполнена вязким веществом - стекловидным телом . Это бесцветная прозрачная масса, по консистенции напоминающая студень.

Вспомогательный аппарат глаза

Вспомогательный аппарат глаза выполняет двигательную и защитную функции. Двигательная функция осуществляется шестью мышцами (верхняя, нижняя, латеральная и медиальная прямые, верхняя и нижняя косые), от сокращению которых зависят движения глаз.

Защитную функцию выполняет слезный аппарат, состоящий из слезных желез, отводящих путей, слезных канальцев, слезного мешка и носослезного протока. Слеза предохраняет роговицу от переохлаждения, высыхания и смывает осевшие пылевые частицы.

К защитному аппарату относятся также брови, веки и ресницы. Веки представляют собой кожные складки, при смыкании они полностью покрывают глазное яблоко. Внутренняя поверхность век покрыта слизистой оболочкой - конъюнктивой. Края век снабжены ресницами, позади них располагаются отверстия сальных желез, в которых вырабатывается жировой секрет для смазки краев век. Брови имеют вид валиков, они покрыты волосами и предохраняют глаз сверху.

Функции глаза

Основная функция зрения состоит в различении яркости, цвета, формы, размеров наблюдаемых объектов. Наряду с другими анализаторами зрение играет большую роль в регуляции положения тела и в определении расстояния до объекта.

Возникновение зрительных ощущений - происходит при помощи зрительного анализатора. Зрительный анализатор представлен воспринимающим отделом - рецепторами сетчатой оболочки глаза, зрительными нервами, проводящей системой и соответствующими участками коры в затылочных долях мозга.

Глаз человека пропускает и преломляет лишь лучи с длиной волны от 400 до 760 мкм. Все преломляющие среды глаза, начиная с роговицы, поглощают ультрафиолетовые лучи. Световые раздражения воспринимаются фоторецепторами - палочками и колбочками сетчатки. Прежде чем достигнуть сетчатки, лучи света проходят через светопреломляющие среды глаза. При этом на сетчатке получается действительное обратное уменьшенное изображение. Несмотря на перевернутость изображения предметов на сетчатке, вследствие переработки информации в коре головного мозга человек воспринимает их в естественном положении, к тому же зрительные ощущения всегда дополняются и согласуются с показаниями других анализаторов.

Четкое представление о наблюдаемых объектах, расположенных на различном расстоянии, осуществляется за счет аккомодации - приспособления глаза к видению различно удаленных предметов. При аккомодации сокращаются мышцы, которые изменяют кривизну хрусталика.

С возрастом эластичность хрусталика уменьшается, он становится более уплощенным и аккомодация ослабевает. В это время человек хорошо видит только далекие предметы: развивается так называемая старческая дальнозоркость. Кроме того существует врожденная дальнозоркость, связанная уменьшенной величиной глазного яблока или слабой преломляющей силой роговицы или хрусталика. При дальнозоркости изображение от далеких предметов фокусируется позади сетчатки.

К нарушениям функции глаза относится и близорукость. При близорукости глазное яблоко увеличено в размере, изображение далеких предметов даже при отсутствии аккомодации хрусталика получается перед сетчаткой. Такой глаз ясно видит только близкие предметы и поэтому называется близоруким.

Эти нарушения зрения исправляют очками, линзы которых усиливают или ослабляют преломляющую силу оптической системы глаза. Очки подбираются индивидуально. Передвижение изображения на сетчатку при близорукости осуществляется при помощи вогнутых стекол, при дальнозоркости - выпуклых стекол. В отличие от старческой при врожденной дальнозоркости аккомодация хрусталика может быть нормальная.

Достижение света фоторецепторов приводит к фотохимической реакции - распаде светочувствительных пигментов. Продукты распада изменяют мембранный потенциал фоторецепторов, в результате чего в нейронах сетчатки, связанных с ними, возникает возбуждение. Это возбуждение по волокнам зрительного нерва проводится к зрительному центру коры больших полушарий, где происходят окончательный анализ возбуждения, различение изображений и формирование ощущения.

От избыточной освещенности глаз предохраняется путем изменения диаметра зрачка. Помимо этого сетчатка сама способна компенсировать увеличение яркости: существуют колбочки к палочки, функционирующие в разных диапазонах яркостей, происходят перестройка рецепторных областей, фотохимические сдвиги и т. д.

Гигиена зрения

Глаз следует оберегать от разных механических воздействий, читать в хорошо освещенном помещении, держа книгу на определенном расстоянии (до 33-35 см от глаза). Свет должен падать слева. Нельзя близко наклоняться к книге, так как хрусталик в этом положении долго находится в выпуклом состоянии, что может привести к развитию близорукости.

Слишком яркое освещение вредит зрению, разрушает световоспринимающие клетки. Поэтому сталеварам, сварщикам и лицам других сходных профессий рекомендуется надевать во время работы темные защитные очки.

Нельзя читать в движущемся транспорте. Из-за неустойчивости положения книги все время меняется фокусное расстояние. Это ведет к изменению кривизны хрусталика, уменьшению его эластичности, в результате чего ослабевает ресничная мышца. Расстройство зрения может возникнуть также из-за недостатка витамина А.

Таблица. Орган зрения

Системы Придатки и части глаза Строение Функции
Вспомогательные Брови Волосы, растущие от внутреннего к внешнему углу глаза Отводят пот со лба
Веки Кожные складки с ресницами Защищают глаз от световых лучей, пыли
Слезный аппарат Слезная железа и слезовыводящие пути Слезы смачивают, очищают, дезинфицируют глаз
Оболочки Белочная Наружная плотная оболочка, состоящая из соединительной ткани Защита глаза от механического и химического воздействия, вместилище всех частей глазного яблока
Сосудистая Срединная оболочка, пронизанная кровеносными сосудами Питание глаза
Сетчатка Внутренняя оболочка глаза, состоящая из фоторецепторов - палочек и колбочек Восприятие света
Оптическая Роговица Прозрачная передняя часть белочной оболочки Преломляет лучи света
Водянистая влага Прозрачная жидкость, находящаяся за роговицей Пропускает лучи света
Радужная оболочка (радужка) Передняя часть сосудистой оболочки Содержит пигмент, придающий цвет глазу
Зрачок Отверстие в радужной оболочке, окруженное мышцами Регулирует количество света, расширяясь и суживаясь
Хрусталик Двояковыпуклая эластичная прозрачная линза, окруженная ресничной мышцей Преломляет и фокусирует лучи света, обладает аккомодацией
Стекловидное тело Прозрачное тело в состоянии коллоида Заполняет глазное яблоко. Пропускает лучи света
Световоспринимающая Фоторецепторы (нейроны) В сетчатке в форме палочек и колбочек Палочки воспринимают форму (зрение при слабом освещении), колбочки - цвет (цветовое зрение)
Зрительный нерв Нервные клетки коры, от которых начинаются волокна зрительного нерва, соединены с отростками фоторецепторных нейронов Воспринимает возбуждение и передает в зрительную зону коры головного мозга, где происходит анализ возбуждения и формирование зрительных образов

В большой степени прогрессу физиологии зрения и слуха, способствовали работы Г. Л. Гельмгольца.

Закройте левый глаз ладонью и посмотрите на этот рисунок правым глазом. Сосредоточьте при этом взгляд на черном крестике.


Рисунок Мариотта для обнаружения слепого пятна глаза

Если вы будете приближаться к рисунку или отдаляться от него, то в один прекрасный момент вы обнаружите, что черный кружок... пропал!

Почему так происходит? Потому, что кружок попал в сектор так называемого слепого пятна глаза.

Сетчатка глаза устроена не равномерно. В центре глазного дна есть небольшое углубление – центральная ямка. Это место наилучшего видения. Главный луч зрения всегда направлен по оси: центральная ямка – центр хрусталика – рассматриваемый предмет:

Вокруг центральной ямки располагается желтое пятно. Это место дневного зрения и наилучшего цветового восприятия. Чем дальше от желтого пятна, тем меньше колбочек содержит сетчатка и все больше палочек. Колбочки приспособлены для цветного зрения, а палочки - для сумеречного зрения и для восприятия формы.

На некотором расстоянии от желтого пятна находится так называемое слепое пятно . Здесь нет ни колбочек, ни палочек, этим местом глаз не видит. В этом месте расположен сосок зрительного нерва (на рисунке выше слепое пятно обозначено синим цветом).

Зачем нужно слепое пятно? Разве нельзя было все волокна зрительного нерва, идущие к колбочкам и палочкам, собрать где-то в глубине глаза, а не на поверхности сетчатки? И почему слепое пятно разместилось именно здесь, а не где-нибудь дальше, ведь места в глазном яблоке еще много?

В соответствии со своим строением глаз не просто передает в мозг световые сигналы, поступившие в него извне, не зеркально отражает все то, что находится перед ним, а готовит информацию для мозга в определенном порядке и соподчиненности. Центральная ямка и желтое пятно дают самое четкое изображение и наилучшее цветовосприятие. Периферическая часть поля ясного зрения дает менее четкое восприятие и тем самым обеспечивает главенствующую роль центра. Слепое пятно не участвует в зрительном восприятии совсем. За слепым пятном идет еще более дальняя периферия, которая обеспечивает только общее восприятие, являясь как бы фоном для поля ясного зрения, но она очень чувствительна к световым сигналам от движущихся предметов, что биологически имеет смысл и очень важно в борьбе за существование.

А что же делает самая дальняя периферия глазного яблока, куда не попадают световые лучи? Там создается ноль-цвет. Он служит базой для сравнения всех цветовых ощущений, которые дает сетчатка.

Использована информация из:
Ковалев Ф. В. Золотое сечение в живописи. – К.: Выща школа, 1989.
Лаврус В. С. Свет и тепло. – К.: НиТ, 1998.

ГЛАЗ
орган зрения, воспринимающий свет. Глаз человека имеет сферическую форму, диаметр его ок. 25 мм. Стенка этой сферы (глазного яблока) состоит из трех основных оболочек: наружной, представленной склерой и роговицей; средней, сосудистого тракта, - собственно сосудистой оболочки и радужки; и внутренней - сетчатки. Глаз имеет вспомогательные структуры (придатки) - веки, слезные железы, а также мышцы, обеспечивающие его движения.



Склера и роговица. Наружная оболочка глаза обладает главным образом защитной функцией. Большую часть этой оболочки составляет склера (от греч. sclrs - твердый). Она непрозрачна, белок глаза - ее видимая часть. В передней части глаза склера переходит в роговицу. Склера и роговица образованы соединительной тканью и содержат клетки и волокна. Роговица очень упруга и прозрачна, кровеносных сосудов в ней нет. Спереди ее покрывает плотно прилегающий гладкий эпителий, который является продолжением эпителия конъюнктивы, покрывающего белок глаза. Предполагают, что прозрачность роговицы связана с правильным расположением волокон, из которых она по большей части состоит. Эти волокна очень тонки, имеют практически одинаковый диаметр и расположены параллельно друг другу, образуя трехмерные решетчатые структуры. Прозрачность роговицы зависит также от степени ее увлажненности и присутствия слизи. Кривизна роговицы - основной фокусирующей ткани - влияет на остроту зрения: оно ухудшается, если радиус кривизны не везде одинаков. Такое состояние называется астигматизмом; слабая форма его встречается так часто, что может рассматриваться как норма.
Сосудистый (увеальный) тракт. Это средняя оболочка глазного яблока; она насыщена кровеносными сосудами, и ее главная функция питательная. В собственно сосудистой оболочке, в самом внутреннем ее слое, называемом хориокапиллярной пластинкой и расположенном вплотную к стекловидному слою (мембранам Бруха), находятся очень мелкие кровеносные сосуды, обеспечивающие питание зрительных клеток. Мембраны Бруха отделяют сосудистую оболочку от пигментного эпителия сетчатки. Сосудистая оболочка сильно пигментирована у всех людей, кроме альбиносов. Пигментация создает светонепроницаемость стенки глазного яблока и снижает отражение падающего света. Спереди сосудистая оболочка составляет одно целое с радужкой, которая образует своего рода диафрагму, или шторку, и частично отделяет переднюю часть глазного яблока от значительно большей задней его части. Обе части соединяются через зрачок (отверстие в середине радужки), который выглядит как черное пятно.
Радужка (радужная оболочка). Она придает глазу окраску. Цвет глаз зависит от количества и распределения пигмента в радужке и строения ее поверхности. Голубой цвет глаз обусловлен черным пигментом, упакованным в гранулы. В очень темных глазах пигмент распределен по всему веществу радужки. Разное количество и распределение пигмента, а не его цвет определяют карий, серый или зеленый цвет глаз. Кроме пигмента радужка содержит много кровеносных сосудов и две системы мышц, одна из которых суживает, а другая расширяет зрачок при аккомодации глаза к различной освещенности. Передний край сосудистой оболочки в том месте, где он прикрепляется к радужке, образует от 60 до 80 складок, расположенных радиально; их называют ресничными (цилиарными) отростками. Вместе с расположенными под ними ресничными (цилиарными) мышцами они составляют ресничное (цилиарное) тело. При сокращении ресничных мышц изменяется кривизна хрусталика (он делается более круглым), что улучшает фокусировку изображений близких предметов на светочувствительной сетчатке.
Хрусталик. Позади зрачка и радужки находится хрусталик, который представляет собой прозрачную двояковыпуклую линзу, поддерживаемую многочисленными тонкими волокнами, прикрепленными близко к его экватору и к краям упомянутых выше ресничных отростков. Вещество хрусталика состоит из плотно сгруппированных прозрачных волокон. Кривизна поверхности хрусталика такова, что проходящий через него свет фокусируется на поверхности сетчатки. Хрусталик помещен в эластичную капсулу (сумку), которая позволяет ему при ослаблении напряжения поддерживающих волокон восстанавливать свою первоначальную форму. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, что снижает способность ясно видеть близкие объекты и, в частности, затрудняет чтение.
Передняя и задняя камеры. Пространство перед хрусталиком и местом его прикрепления к ресничному телу за радужкой называется задней камерой. Она соединяется с передней камерой, располагающейся между радужкой и роговицей. Оба этих пространства заполнены водянистой влагой - жидкостью, сходной по составу с плазмой крови, но содержащей очень мало белков и отличающейся более низкой и вариабельной концентрацией органических и минеральных веществ. Водянистая влага постоянно сменяется, но механизм ее образования и замены до сих пор точно неизвестен. Количество ее определяет внутриглазное давление и в норме постоянно. Местом образования водянистой влаги служат ресничные отростки, покрытые двойным слоем эпителиальных клеток. Проходя через зрачок, жидкость омывает хрусталик и радужку и меняет свой состав в ходе происходящего между ними обмена. Из передней камеры она проходит сквозь ячеистую ткань в месте соединения роговицы и радужки (называемом радужно-роговичным углом) и попадает в шлеммов канал - круговой сосуд в этой части глаза. Далее по сосудам, называемым водными венами, водянистая влага из этого канала попадает в вены наружной поверхности глаза. За хрусталиком, заполняя 4/5 объема глазного яблока, находится прозрачная масса - стекловидное тело. Оно образовано прозрачным коллоидным веществом, которое представляет собой сильно измененную соединительную ткань. Сетчатка - внутренняя оболочка глаза, прилегающая к стекловидному телу. В ходе эмбрионального развития она формируется из отростка головного мозга и по существу является специализированной частью последнего. Это самая главная в функциональном отношении часть глаза, так как именно она воспринимает свет. Сетчатка состоит из двух основных слоев: тонкого пигментного слоя, обращенного к сосудистой оболочке, и высокочувствительного слоя нервной ткани, который, подобно чаше, окружает большую часть стекловидного тела. Этот второй слой сложно организован (в виде нескольких слоев, или зон) и содержит фоторецепторные (зрительные) клетки (палочки и колбочки) и несколько типов нейронов с многочисленными отростками, связывающими их с фоторецепторными клетками и между собой; аксоны т.н. ганглиозных нейронов образуют зрительный нерв. Место выхода нерва представляет собой слепую часть сетчатки - т.н. слепое пятно. На расстоянии ок. 4 мм от слепого пятна, т.е. очень близко к заднему полюсу глаза, имеется вдавление, называемое желтым пятном. Наиболее вдавленная центральная часть этого пятна - центральная ямка - является местом наиболее точной фокусировки световых лучей и наилучшего восприятия световых раздражений, т.е. это участок наилучшего видения. Палочки и колбочки, названные так по их характерной форме, расположены в слое, наиболее удаленном от хрусталика; их светочувствительные свободные концы вдаются в пигментный слой (т.е. направлены от света). У человека в сетчатке имеется ок. 6-7 млн. колбочек и 110-125 млн. палочек. Эти фоторецепторные клетки распределены неравномерно. Центральная ямка и желтое пятно содержат только колбочки. По направлению к периферии сетчатки количество колбочек уменьшается, а палочек - возрастает. Периферическая часть сетчатки содержит исключительно палочки. Слепое пятно не содержит фоторецепторов. Колбочки обеспечивают дневное зрение и восприятие цвета; палочки - сумеречное, ночное зрение. Пигментный слой состоит из эпителиальных клеток с длинными отростками, заполненных черным пигментом - меланином. Эти отростки отделяют палочки и колбочки друг от друга, а содержащийся в них пигмент препятствует отражению света. Пигментный эпителий насыщен также витамином А и играет значительную роль в питании и поддержании активности фоторецепторов.





Нервные связи. Свет, падающий на глаз, проходит через роговицу, водянистую влагу, зрачок, хрусталик, стекловидное тело и несколько слоев сетчатки, где он воздействует на колбочки и палочки. Зрительные клетки реагируют на этот стимул, генерируя сигнал, поступающий на нейроны сетчатки (т.е. в направлении, противоположном ходу светового луча). Передача сигнала от рецепторов происходит через синапсы, расположенные в т.н. наружном сетчатом слое; затем нервный импульс попадает в промежуточный сетчатый слой. Часть нейронов этого слоя передает импульс дальше в третий, ганглиозный, слой, а часть использует его для регуляции активности различных частей сетчатки. Ганглиозные волокна (они составляют самый близкий к стекловидному телу слой сетчатки, отделенный от него лишь тонкой мембраной) направляются к слепому пятну и здесь сливаются, образуя зрительный нерв, идущий от глаза к мозгу. Нервные импульсы по волокнам зрительного нерва поступают в симметричные области зрительной коры больших полушарий, где формируется зрительный образ.



ЗРЕНИЕ
Зрение - процесс, обеспечивающий восприятие света. Мы видим объекты потому, что они отражают свет. Цвета, которые мы различаем, определяются тем, какую часть видимого спектра отражает или поглощает предмет. Когда клетки сетчатки, колбочки и палочки, подвергаются воздействию света с длиной волны от 400 нм (фиолетового) до 750 нм (красного), в них происходит химическая реакция, вследствие которой возникает нервный сигнал. Этот сигнал достигает мозга и порождает в бодрствующем сознании ощущение света.
Зрительные системы. В глазу человека (и многих животных) есть две световоспринимающие системы: колбочки и палочки. Зрительный процесс лучше изучен на примере палочек, но есть основания полагать, что в колбочках он протекает сходным образом. Чтобы прошла химическая реакция, инициирующая нервный сигнал, фоторецепторная клетка должна поглотить энергию света. Для этого используется светопоглощающий пигмент родопсин (называемый также зрительный пурпур) - сложное соединение, образующееся в результате обратимого связывания липопротеина скотопсина с небольшой молекулой поглощающего свет каротиноида - ретиналя, который представляет собой альдегидную форму витамина А. Под действием света происходит расщепление родопсина на ретиналь и скотопсин. После прекращения воздействия света родопсин тотчас же ресинтезируется, но часть ретиналя может подвергнуться дальнейшим превращениям, и для восполнения его запаса в сетчатке необходим витамин А. Описанный процесс можно считать доказанным, и не остается сомнений в том, что родопсин в качестве светочувствительного соединения палочек обеспечивает зрение по крайней мере при слабой освещенности. Если перейти из места с ярким освещением в слабо освещенное, как это бывает при посещении театра в полдень, то интерьер покажется вначале очень темным. Но через несколько минут это впечатление проходит, и предметы становятся хорошо различимыми. Во время адаптации к темноте зрение почти полностью зависит от палочек, так как они лучше работают при слабой освещенности. Ввиду того что палочки не различают цвета, зрение при низкой освещенности практически бесцветно (ахроматическое зрение). Если глаз внезапно подвергается воздействию яркого света, мы плохо видим в течение короткого периода адаптации, когда основная роль переходит к колбочкам. При хорошем освещении мы вполне различаем цвета, поскольку цветовосприятие является функцией именно колбочек.



Теории цветового зрения. Основу изучения цветового зрения заложил Ньютон, показавший, что с помощью призмы белый свет можно разложить на непрерывный спектр, а путем воссоединения компонентов спектра вновь получить белый свет. В дальнейшем было предложено много теорий для объяснения цветового зрения. Классической стала теория цветового зрения Г.Гельмгольца, модифицирующая теорию Т.Юнга. Она утверждает, что все цвета могут быть получены смешением трех основных цветов: красного, зеленого и синего, а восприятие цвета определяется на сетчатке тремя разными светочувствительными веществами, локализованными в колбочках. Эта теория получила подтверждение в 1959, когда было обнаружено, что в сетчатке имеется три типа колбочек: одни содержат пигмент с максимумом поглощения в синей части спектра (430 нм), другие - в зеленой (530 нм), третьи - в красной (560 нм). Спектры их чувствительности частично перекрываются. Возбуждение колбочек всех трех типов создает ощущение белого цвета, "зеленых" и "красных" - желтого, "синих" и "красных" - пурпурного. Однако теория Гельмгольца не давала объяснения целого ряда феноменов цветового восприятия (например, ощущения коричневого или появления цветных остаточных изображений - т.н. послеобразов), что стимулировало создание альтернативных теорий. В 19 в. немецкий физиолог Э.Геринг выдвинул теорию оппонентных цветов, согласно которой цветовое восприятие основано на антагонизме некоторых цветов: как белое (состоящее из всех цветов) противоположно черному (отсутствию цвета), так желтое - синему, а красное - зеленому. В последние десятилетия, когда появилась возможность регистрировать активность отдельных нейронов и удалось выявить тормозные механизмы в деятельности нейросенсорных систем, стало ясно, что эта теория в целом адекватно описывает функцию ганглиозных клеток и более высоких уровней зрительной системы. Таким образом, теории Гельмгольца и Геринга, которые долгое время считались взаимоисключающими, обе оказались в основном справедливы и дополняют друг друга, если рассматривать их как описание разных уровней цветового восприятия. Цветовая слепота чаще всего бывает наследственной и передается обычно как рецессивный сцепленный с X-хромосомой признак. Это весьма распространенный дефект зрения: им страдают 4-8% мужчин и 0,4% женщин в европейских популяциях. Во многих случаях цветовая слепота выражается лишь небольшими отклонениями в восприятии красного и зеленого; способность же подбирать все цвета соответствующим смешением трех основных цветов при этом сохраняется. Эту форму цветовой слепоты определяют как аномальное трихроматическое зрение. Другая ее форма - дихроматическое зрение: люди с этой аномалией подбирают все цвета путем смешения только двух основных цветов. Чаще всего встречается нарушение восприятия красного и зеленого цветов (т.н. дальтонизм), но иногда - желтого и синего. Третья форма, крайне редкая, - это монохроматическое зрение, т.е. полная неспособность различать цвета. У многих животных цветового зрения нет либо оно слабо выражено, в то же время некоторые пресмыкающиеся, птицы, рыбы и млекопитающие обладают более или менее хорошим цветовым зрением. Острота зрения и практическая слепота. Для оценки состояния зрения используют три показателя: остроту зрения, поле зрения и качество цветового зрения. Острота зрения - это способность различать детали и форму. Один из способов ее оценки заключается в следующем: испытуемый должен с установленного расстояния определить минимально необходимый промежуток между двумя параллельными линиями, при котором они зрительно не сливаются. На практике этот промежуток измеряют не в дюймах или миллиметрах, а по величине "угла зрения", который образуют лучи от двух параллельных линий, сходящиеся в точке внутри глаза. Чем меньше угол, тем острее зрение. При нормальном зрении минимальный угол равен 1 дуговой минуте, или 1/60 градуса. Эта величина положена в основу хорошо известной буквенной таблицы для проверки остроты зрения. Каждая буква таблицы соответствует 5 дуговым минутам при определении с установленного расстояния, в то время как толщина буквенных линий составляет 1/5 величины буквы, т.е. 1 дуговую минуту. Буква в строке таблицы, отмеченной как 60 метров, имеет размеры, которые позволяют человеку с нормальным зрением идентифицировать ее с расстояния 60 метров; аналогично букву в 6-метровой строке можно при нормальном зрении определить с расстояния 6 метров. Степень остроты зрения рассчитывают путем соотнесения расстояния, с которого проводится тест (цифра в числителе), с расстоянием, которое указано для самых маленьких правильно читаемых букв (цифра в знаменателе). Стандартное расстояние для теста - 6 метров. Если с этого расстояния испытуемый правильно читает буквы 6-метровой строки, у него нормальная острота зрения. Если с расстояния 6 метров он читает только буквы в норме различимые с 24 метров, его острота зрения равна 6/24. Поле зрения - это способность каждого глаза воспринимать объекты по краям видимого ареала. При оценке этого показателя учитывают размеры, цвет и положение объектов как в градусах, так и в направлении от центральной точки зрения. Цветовое зрение обычно проверяют по способности различать красный, зеленый и синий цвета. Понятие практической слепоты служит для определения нетрудоспособности, при этом оценивают остроту зрения и поле зрения; иногда учитывается сочетание недостаточной остроты зрения и узости поля зрения.





Энциклопедия Кольера. - Открытое общество . 2000 .

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗО ВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»

(ТГПУ)

Утверждаю

________________________

Директор ИК

«______» _______________ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ И ПАТОЛОГИЯ

ОРГАНОВ СЛУХА, РЕЧИ И ЗРЕНИЯ

Б.3 Профессиональный цикл. Б. 3. 00 Базовая часть

Модуль 2 «Медико-биологические основы дефектологии»

^ ТРУДОЕМКОСТЬ (В ЗАЧЕТНЫХ ЕДИНИЦАХ) 4

Направление подготовки Специальное (дефектологическое) образование

Профиль подготовки Логопедия 050700.62

Квалификация (степень) выпускника бакалавр


  1. ^ Цели изучения дисциплины (иодуля)

Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения - это наука о строении, функционировании органов слуха, речи и зрения в норме и патологии, Курс является базовым для изучения многих специальных логопедических дисциплин. Учитель – логопед должен хорошо представлять себе строение, функции, регуляцию, физиологические взаимосвязи речевого аппарата и сенсорных систем. Только в этом случае специалист способен понять этиологию, и патогенез речевых и неречевых нарушений при различного рода патологиях, грамотно планировать и проводить коррекционно-педагогическую работу.

Цель: формирование систематизированных знаний о строении, функционировании и наиболее часто встречающейся патологии органов слуха, речи и зрения и использование их при выборе адекватных методов медико-педагогической коррекции и компенсации нарушений.

Задачи:


  1. Изучение строения органов слуха, речи, зрения;

  2. Изучение физиологии органов слуха, речи, зрения;

  3. Изучение возрастных особенностей этих органов у детей разного возраста;

  4. Ознакомление с наиболее часто встречающейся патологией органов слуха, речи, зрения и причинами тугоухости, глухоты, нарушения речи и зрения;

  5. Ознакомление с методами исследования слуховых, речевых и зрительных функций у взрослых и детей;

  6. Ознакомление с методами коррекции и компенсации слуха и зрения для развития речи и психического развития ребенка.

  1. ^ Место учебной дисциплины (модуля) в структуре основной образовательной программы.
Учебная дисциплина « Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» - обязательная дисциплина профессионального блока Б.3. Базовая часть, модуль «медико-биологические основы дефектологии». Дисциплина предназначена для студентов 1 курса педагогического факультета. Она является основой для последующего изучения дисциплин: основы генетики, основы медицинских знаний, ранняя диагностика и коррекция развития, введение в логопедическую специальность, логопедия, онтогенез речевой деятельности, логопсихология, методика обучения и развития детей слуха, речи, развитие зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения.

Данная дисциплина базируется на данных анатомии и физиологии человека, нейрофизиологии, логопедии, физики, психологии. Она обеспечивает подготовку специалистов для работы с детьми с нарушениями слуха, речи, зрения.

3. Требования к уровню освоения программы.

Студент должен знать:


  • строение органов слуха, речи, зрения;

  • физиологические основы деятельности органов слуха, речи, зрения;

  • возрастные особенности строения и функционирования органов слуха, речи, зрения;

  • этиологию, патогенез, клинику врожденной и приобретенной патологии органов
слуха, речи, зрения;

Студент должен уметь:


  • пользоваться анатомическими муляжами, таблицами для определения различных структур слуховой, зрительной и речевой систем;

  • анализировать различные патологии периферических отделов слуховой, зрительной и речевой систем и причины, приводящие к стойким нарушениям;

  • проводить лечебно-восстановительную и коррекционно-педагогическую работу при патологии органов слуха, речи, зрения;

Студент должен владеть:


  • способами ориентации в профессиональных источниках информации (журналы, сайты, образовательные порталы) для самопознания и саморазвития;

  • простыми методами исследования слуховых, речевых и зрительных функций у детей;

  • методами профилактики, гигиены, коррекции и реабилитации различных расстройств зрительной, слуховой и речевой систем у взрослых и детей.

Студент должен обладать общекультурными компетенциями (ОК):


  • владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

  • готовностью использовать методы физического воспитания самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья (ОК-5);

  • способностью логически верно выстраивать устную речь (ОК-7);

  • способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-9);
Студент должен обладать профессиональными компетенциями:

  • осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием мотивации к осуществлению профессиональной деятеьности (ОПК- 1);

  • способностью нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности (ОПК-4);

  • способностью к взаимодействию с детьми с нарушениями речи, родителями, коллегами (ОПК-6);

  • готовностью к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-8).
^ Студент должен обладать дополнительными профессиональными специализированными компетенциями:

  • Способностью анализировать возрастные аспекты развития сенсорных органов; значение гигиенических мероприятий для профилактики заболеваний органов зрения, слуха и речи; готовностью к применению знаний об особенностях исследования слуховой и зрительной рецепции в профессиональной деятельности (ПСК-2):

^ 4. Общая трудоемкость дисциплины (модуля) 4 зачетные единицы и виды учебной работы.

Вид учебной работы


Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)


Распределение по

Семестрам (в соответсвии с учебным планом) (час)


Всего

1 2 3

Аудиторные занятия

72

72

Лекции

36

36

Практические занятия и семинары

36

36

Семинары

Лабораторные работы

Другие виды аудиторных занятий

Самостоятельная работа

72

72

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Формы текущего контроля

Тесты, к/р

Тесты, к/р

Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом

Экзамен

Экзамен

^ 5. Содержание учебной дисциплины(модуля).

5.1 Разделы учебной дисциплины (модуля).


п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

^ Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)


лекции

практические (семинары)

лабораторные работы

самостоятельные

1.

Анатомия, физиология и патология органов слуха

22


2.



26

3.

Анатомия, физиология и патология органов зрения

24


Всего часов

36

36

72

5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).

^ 1. Анатомия, физиология и патология органов слуха.

Общие представления о сенсорных системах (анализаторах). Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Строение кортиева органа. Звук его характеристика, распространение звука в среде, понятие о резонансе. Механизм восприятия звуковых колебаний. Проводящие пути и корковый отдел слуховой сенсорной системы. Костная проводимость звука. Чувствительность слуховой сенсорной системы, слуховая адаптация, слуховое утомление. Возрастные особенности строения и функционирования органа слуха. Методы исследования слуха у взрослых и особенности исследования слуха у детей. Значение слуха для развития речи и общего психического развития.

Врожденные и приобретенные нарушения слуха. Классификация стойких нарушений слуха у детей и особенности их речевого развития. Методы компенсации нарушенной слуховой функции у детей. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей.

^ 2. Анатомия, физиология и патология органов речи.

Речь как особое средство общения людей. Понятие о периферическом и центральном отделах речевого аппарата. Дыхательный отдел речевого аппарата. Участие органов дыхания в речевой функции. Особенности дыхания при речи. Возрастные особенности органов дыхания.

Голосовой отдел речевого аппарата. Гортань, ее местоположение, строение, хрящи гортани. Эластический конус, голосовые связки (ложные и истинные), голосовая щель. Наружные и внутренние мышцы гортани, их значение, функции гортани. Возрастные и половые особенности гортани. Механизм голосообразования, особенности механизма шепота, фальцета. Характеристика голоса: сила, высота, тембр, диапазон. Понятие о регистрах. Возрастные особенности диапазона голоса.

Артикуляционный отдел речевого аппарата. Активные и пассивные органы артикуляции. Значение для звукопроизношения анатомо-физиологических особенностей губ, десен, зубов, мягкого и твердого неба, возрастные особенности этих отделов речевого аппарата. Строение и функции языка, мышцы языка, их значение. Роль языка в речевой функции. Резонаторный отдел речевого аппарата. Понятие о надставной трубе, ее отделы. Строение и функции полости носа, придаточные пазухи носа, их значение. Строение и функции отделов глотки (носоглотки, ротоглотки, гортанной части). Глоточное лимфоидное кольцо, его значение. Возрастные особенности резонаторного отдела речевого аппарата. Особенности исследования органов речи у детей.

Патология (аномалии развития, повреждения и заболевания) органов речи у детей, клиническая характеристика и особенности течения болезни, влияние на голосо- и речеобразование.

Роль педагога и воспитателя в лечебно-коррекционной работе при нарушениях речи у детей. Значение социальной среды для развития речи у детей.

^ 3. Анатомия, физиология и патология органов зрения.

Строение глаза, вспомогательного аппарата глаза. Оптическая система глаза, построение изображения на сетчатке глаза. Аккомодация глаза, ее механизм. Строение и функции сетчатки глаза. Функциональное значение палочек и колбочек. Цветовое зрение, острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение. Проводящие пути корковый отдел зрительной сенсорной системы. Возрастные особенности строения и функционирования зрительной сенсорной системы. Методы исследования зрительных функций у детей.

Врожденная и приобретенная патология органов зрения. Причины глубоких нарушений зрения у детей. Роль зрительного восприятия в формировании речи у тугоухих и глухих детей и их психофизическом развитии. Офтальмологические рекомендации к процессу воспитания и обучения детей с той или иной патологией зрения. Гигиена и охрана зрения у детей. Связь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы в специальных учреждениях для детей с нарушениями зрения.

5. 3. Практические занятия


№ п/п

№ раздела дисциплины

Наименование практических работ

Изучение строения наружного и среднего уха.

Изучение строения внутреннего уха, строения кортиева органа.

Исследование остроты слуха шепотом и разговорной речью, камертонами..

Сравнение воздушной и костной проводимости звука у человека, просмотр видеофильма «Слуховой анализатор».

Изучение патологии органа слуха..

Тестирование, семинар в диалоговом режиме по теме: «Анатомия, физиология и патология органа слуха».


Изучения строения органов дыхания у человека, механизма дыхательных движений.

Исследование жизненной емкости легких у человека.

Проведение промежуточного контроля знаний.

Изучение строения гортани, расположения и функций мышц гортани.

Изучение строения органов артикуляции.

Изучение строения полости носа, придаточных пазух носа, их возрастных особенностей.

Контрольная работа, семинар в диалоговом режиме, тестирование по теме: «Анатомия, физиология и патология органов речи».


Исследование остроты зрения по таблице, цветового зрения у человека.

Исследование состояния бинокулярного зрения.

Определение границ бесцветного и цветового полей зрения у человека.

Семинар в диалоговом режиме по теме: «Строение и функционирование зрительной сенсорной системы».

Изучение патологии органа зрения.

Для проведения практических работ имеется практикум: Казионова Л.Ф., Низкодубова С.В., Седокова М.Л. Физиология человека и животных «Высшая нервная деятельность и сенсорные системы».

^ 6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.

6.1 Основная литература:


  1. 1. Казионова, Л. Ф. Физиология человека и животных. «Высшая нерная деятельность и сенсорные системы»: практикум / Л. Ф. Казионова, С. В. Низкодубова, М. Л. Седокова; под ред. С. В. Низкодубовой. - Томск: Центр уч-метод лит-ры ТГПУ, 2005. - 76 с.

  2. 2. Леонтьева, Н. Н. Анатомия и физиология детского организма (основы учения о клетке и развитии организма, нервная система, опорно-двигательный аппарат) : учеб. для вузов / Н. Н. Леонтьева, К. В. Маринова. – М: Просвещение, 1986. - 287 с.

  3. 3.Сапин, М. Р. Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]: учебное пособие для вузов/М. Р. Сапин, З. Г. Брыксина.-4-е изд., перераб. и доп.-М.:Академия,2005.-432 с.:

  4. 5. Овчинников, Ю. М, Болезни носа, глотки, гортани и уха: учеб. для мед.ин-тов / Ю. М. Овчинников, В. П. Гамов; - М. : Медицина, 2005. - 540 с.

^ 6.2 Дополнительная литература:


  1. 1. Нейман, Л. Б. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи: учеб. для высш. учеб. заведений / Л. Б. Нейман, М. Р. Богомильский; под редакцией В.И.Селиверстова. Коррекционная педагогика. - М. : «Владос», 2003. - 224 с.

  2. 2. Сапин, М. Р. Анатомия и физиология человека. С возрастными особенностями детского организма [Текст]: учебник для вузов/М. Р. Сапин, В. И. Сивоглазов.-5-е изд., перераб.-М.:Академия,2005.-381, с.:

  3. 3.Подколзина, Елена Н. Пространственная ориентировка дошкольников с нарушением зрения [Текст]:приложение к журналу "Обруч" : методическое пособие/Е. Н. Подколзина.-М.: ЛИНКА-ПРЕСС,2009.-169, с.:
^ 6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины

    1. Компьютерные программы промежуточного и итогового контроля знаний.

    2. Ресурсы учебно-методического кабинета «Анатомический музей» (натуральные препараты, муляжи, планшеты, таблицы).

    3. Приборы для изучения функций слуха и зрения (камертоны, спирометр, прибор для исследования функций зрения ПОЗБ-1, периметр Форстера, Набор таблиц для определения остроты зрения, цветового зрения).

    4. Видеофильмы. Компьютерные программы промежуточного и итогового контроля знаний.

    5. При изучении дисциплины полезно посетить http://window.edu.ru/ и каталог интернет-ресурсов http://www.edu.ru , педагогическую библиотеку http://www.pedlib.ru

^ 6.4. Материально - техническое обеспечение дисциплины (модуля).

п/п


Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)


Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения


Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1.

Анатомия, физиология и патология органа слуха

Набор таблиц по анатомии и физиологии слухового анализатора, макеты и муляжи органа слуха, камертоны.

Видеофильм «Слуховой анализатор»


2.

Анатомия, физиология и патология органов речи

Набор таблиц, муляжи, рисунки различных видов патологии, спирометр

Компьютерное тестирование по теме.

3.

Анатомия, физиология и патология органа зрения

Набор таблиц по анатомии и физиологии органа слуха, муляжи, макеты. Набор таблиц для определения остроты зрения, цветового зрения, прибор для исследования функций зрения, периметр Форстера

Видеофильм «Зрительный анализатор», компьютерное тестирование.

^ 7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины

Для лучшего усвоения дисциплины необходимо использование разнообразного иллюстративного материала на лекциях и практических занятиях; проведение текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов.


  1. Систематическая (ежегодная) переработка лекционного материала курса дисциплины с учетом данных современной науки.

  2. Создание методических указаний, тестовых заданий для текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов на бумажном и электронном носителях.

  3. Подготовка интерактивных презентаций лекций, использование при проведении лекций и практических занятий учебных фильмов, слайдов и демонстрационных опытов.

  4. Для эффективного освоения дисциплины использовать в теоретическом и практическом курсах наглядные материалы (влажные препараты, муляжи, планшеты и др.) методического анатомического кабинета - музея ТГПУ.

  5. Проводить на практических занятиях семинары в диалоговом режиме.

7.2. Методические указания для студентов

Для освоения дисциплины студентам необходимо по каждому разделу:


  1. Изучить литературные источники и выделить главные мысли в соответствии с контрольными вопросами в форме: резюме, тезисов, цитат, конспекта.

  2. Подготовить устное выступление продолжительностью 3-5 минут, используя материалы учебных пособий, монографий, содержание лекционного материала, практических занятий, ресурсов Интернет.

  3. Подготовить реферативную работу по предложенным темам, используя имеющиеся информационные материалы с учетом современных достижений науки и оформить ее на бумажных или электронных носителях.

  4. Защитить перед аудиторией свою точку зрения по рассматриваемой проблеме.

  5. Решать ситуационные задачи по теме.

^ 8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.

8.1 Тематика рефератов (докладов, эссе );


  1. Строение, функции и патология наружного уха.

  2. Строение, функции и патология среднего уха.

  3. Строение, функции и патология внутреннего уха.

  4. Характеристика и обучение глухих и тугоухих детей

  5. Строение, функции и патология артикуляционного отдела периферического речевого аппарата

  6. Строение и функции гортани, механизм голосообразования, механизм шепота.

  7. Патология голосового отдела речевого аппарата.

  8. Строение, функции и патология резонаторного отдела речевого аппарата.

  9. Возрастные и половые особенности гортани.

  10. Строение глаза. Оптическая система глаза.

  11. Аккомодация, ее механизм, особенности аккомодации у детей.

  12. Строение, функции сетчатки глаза, патология сетчатки.

  13. Близорукость (миопия), причины ее возникновения, профилактика, близорукости у детей.

  14. Цветовое зрение, его нарушения.

  15. Болезни глазницы и век. Косоглазие.

  16. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха и речи у детей.

8.2 Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся.

1.Кратко охарактеризуйте строение слухового анализатора.
2. Опишите строение наружного уха. Какие функции выполняют части наружного уха?
3. В чем особенности строения среднего уха? Какую функцию выполняют слуховые косточки?
4. Периферические отделы каких анализаторов расположены во внутреннем ухе? Расскажите о периферическом отделе слухового анализатора.
5. Характеристика основных свойств звука.
6 Звуки речи и их основные акустические характеристики.
7. Какие виды звукопроведения вам известны? Расскажите о них.
8. В чем физиологический смысл звуковосприятия?
9. Какими основными показателями характеризуется чувствительность органа слуха?
10. Выделите основные этапы становления слуховой функции у детей.
11. Какие заболевания наружного уха вам известны? Как они отражаются на слуховой функции?
12. Кратко охарактеризуйте основные заболевания среднего уха, приводящие к стойким нарушениям слуха.
13. Какие заболевания внутреннего уха вам известны? Какова их роль в нарушении слуховой функции?
14. На какие группы и по какому признаку можно разделить детей со стойкими нарушениями слуха?

15. Особенности строения наружного носа и носовой полости.
16. Какие мышцы образуют губы, щеки, обеспечивают изменение формы ротового отверстия, движение нижней челюсти?
17. Как размещаются зубы в верхней и нижней челюстях? Что такое зубная формула? Что такое прикус?
18. Что такое твердое небо и чем оно образовано?
19. Каковы функции мягкого неба?
20. Какие мышцы формируют язык? Какие движения они обеспечивают?
21. В чем особенности анатомического строения глотки?
22. Какие хрящи образуют гортань?
23. Мышечной аппарат гортани (наружные и внутренние мышцы).
24. Отличительные особенности дыхания при речи.
25. Жизненная емкость легких, типы дыхания. Какой тип дыхания чаще встречается у женщин, мужчин, детей?
26. Опишите механизм голосообразования.
27. В чем заключается механизм шепота, фальцета?
28. Расскажите об основных свойствах голоса: сила, высота, тембр. От чего они зависят?
29. Какие режимы работы гортани вы знаете? В чем их отличия?
30. Что такое атака звука? Какие виды атак вы знаете? Какая атака в гигиеническом отношении наиболее предпочтительна?
31. Что такое мутация голоса? Каковы особенности мутации у мальчиков и девочек?
32. Как производят исследование органов речи у детей с дефектами речи?
33. Расскажите об основных заболеваниях носа и носовой полости. Как они отражаются на нарушениях голоса и речи?
34. Что такое гнусавость? Какие виды гнусавости вы знаете? В чем их отличие?
35. Расскажите о щелевых дефектах верхней губы и неба, их влияние на речевую функцию.
36. Что такое аномалии прикуса? Какие аномалии прикуса вы знаете, нарушения произнесения звуков?
37. Какие заболевания глотки вы знаете?
38. Расскажите о заболеваниях гортани, приводящих к нарушению голосовой функции.
39. Расскажите об устройстве зрительного анализатора.
40. Расскажите о строении и функциях фиброзной оболочки глаза.
41. Расскажите о строении и функциях сосудистой оболочки глаза.
42. Каковы особенности строения сетчатой оболочки?
43. Что такое аккомодация? Какие структуры глаза принимают участие в аккомодации? Особенности аккомодации у детей.
44. Какие виды фотопигментов вы знаете? Расскажите о механизме фоторецепции.
45. Что такое острота зрения? Что такое угол зрения?
46. Какие методы определения остроты зрения вы знаете?
47. Что такое цветоощущение?
48. Оптическая система глаза
49. В чем отличие физической рефракции от клинической?
50. Какие аномалии рефракции вы знаете?
51. Расскажите о возрастных изменениях зрительного анализатора.
52. Что такое катаракта? Какие изменения структур глаза вызывают это заболевание?
53. Что относится к нарушениям цветового зрения? Чем они обусловлены?
54. Что такое глаукома? Первые признаки глаукомы? Нарушение какого процесса внутри глаза приводит к этому заболеванию?
55. Расскажите о заболеваниях вспомогательных органов глаза, приводящих к нарушению зрения.
56. Дайте классификацию нарушений зрения.
57. Какие методы коррекции зрения вы знаете?

8.3 Вопросы для самопроверки, диалогов, обсуждений, дискуссий

1. В чем отличие слухового анализатора от органа слуха?
2. Раскройте роль слухового восприятия в развитии речи.
3. Что является главными причинами стойких нарушений слуха?
4. Расскажите об основных объективных методах исследования слуховой функции.
5. Расскажите о субъективных методах исследования слуха в детском возрасте. Сформулируйте их практическую значимость.
6. В чем заключается значение остатков слуха для глухих детей?
7. Расскажите об основных мерах профилактики стойких нарушений слуха у детей.

8. В чем отличие дыхания при голосообразовании?
9. Охарактеризуйте основные этапы развития произносительной стороны речи у детей. В чем отличие становления речи у слабослышащих детей?
10. Какие меры профилактики нарушений голоса и речи у детей вы знаете?
11. Какие нервно-мышечные нарушения могут привести к нарушению речи?
12. Раскройте роль трех функциональных блоков мозга в речеобразовании.
13. Охарактеризуйте состояние устной речи при минимальном снижении остроты слуха в детском возрасте.

14. В чем отличие органа зрения от зрительного анализатора?
15. Чем обусловлены аномалии рефракции?
16. Какие негативные воздействия могут оказать влияние на формирование

Зрительного анализатора у плода?
17. Какие врожденные нарушения зрения вам известны?
18. Как нарушение зрения может повлиять на становление речи и высших

Психических функций у детей?
19. Расскажите о профилактике нарушений зрения у детей

8.4. Примеры тестов

^ 1. Местом наилучшего видения в глазу у детей и взрослых является …

1. желтое пятно 2. слепое пятно

3. стекловидное тело 4. роговица

2. Периферический отдел слуховой сенсорной системы расположен в …

1. наружном ухе 2. внутреннем ухе

3. среднем ухе 4. височной коре

^ 3. В барабанной полости расположены …

1. преддверие и улитка 2. костные ячейки

3. слуховые косточки 4. слуховой и вестибулярный нервы

4. Атрезия наружного слухового прохода – это …

1. травма наружного слухового прохода

2. воспаление наружного слухового прохода

3. искривление наружного слухового прохода

4. заращение наружного слухового прохода

^ 5. К полной глухоте приводит заболевание…

1. диффузный гнойный лабиринтит

2. ограниченный лабиринтит

3. катаральный средний отит (тубоотит)

4. оставшееся прободение в барабанной перепонке

^ 6. Слуховая (евстахиева) труба обеспечивает...

1. восприятие звуковых колебаний 2. возможность различения высоты звука

3. выравнивание давления по обе стороны барабанной перепонки

4. определение направления звука

^ 7. Какое нарушение рефракции глаза отмечено на рисунке 1 цифрой 2 ...

8. У детей до 8 - 10 лет глаз является...


  1. естественно близоруким

  2. нормальным

  3. астигматическим

  4. естественно дальнозорким
^ 9. При разрастании эта миндалина образует аденоиды у детей …

1. небная 2. носоглоточная

2. язычная 4. Трубная

1. черпаловидному и перстневидному

2. клиновидному и щитовидному

3. надгортаннику и клиновидному

4. щитовидному и черпаловидному

^ 11. Поперечная черпаловидная мышца при сокращении вызывает…

^ 12. Подбородочно=язычная мышца языка при сокращении …

1. осаживает язык книзу 2. выдвигает язык вперед

2. втягивает язык в полость рта

4. укорачивает язык, загибает его кончик книзу

^ 13. При параличе мягкого неба …

1. воздух при произнесении звуков речи проходит только через нос

2. воздух при произнесении звуков речи проходит только через рот

3. воздух при произнесении звуков речи проходит через рот и нос

8.5. Перечень вопросов для промежуточной аттестации к экзамену

1. Общая характеристика сенсорных систем (анализаторов).

2. Строение наружного, среднего и внутреннего уха.

3. Проводящие пути и корковый отдел зрительной сенсорной системы.

4. Звук, его характеристики, Распространение звука в среде. Понятие о резонансе.

5. Механизм возникновения слуховых ощущений.

6. еханизм восприятия звуков разной высоты.

7. Костная проводимость звука

8. Чувствительность слуховой сенсорной системы. Слуховая адаптация, слуховое утомление.

9. Бинауральный слух, его значение.

10. Возрастные особенности слуховой сенсорной системы.

11. Исследование слуха у детей (шепотной и громкой речью, камертонами, аудиометром).

12. Значение слуха для развития речи у детей.


  1. Аномалии развития и заболевания наружного уха (атрезия, серные пробки, инородные тела), причины возникновения, лечение.

  2. Аномалии развития барабанной перепонки. Повреждения барабанной перепонки, профилактика, лечение.

  3. Катар среднего уха, причины, особенности течения болезни, изменение слуха, лечение
Острое гнойное воспаление среднего уха (острый гнойный средний отит), причины возникновения, особенности течения заболевания у детей разного возраста, лечение, осложнения после болезни.

  1. Хроническое гнойное воспаление среднего уха (хронический гнойный средний отит), причины, особенности течения при первой и второй форме заболевания, лечение, осложнения после болезни.

  2. Дефекты и повреждения внутреннего уха. Воспаление внутреннего уха (лабиринтит), пути распространения инфекции, диффузный (разлитой) и ограниченный лабиринтит, осложнения.

  3. Заболевания слухового нерва, проводящих путей и слуховых центров в головном мозге.

  4. Классификация стойких нарушений слуха у детей.

  5. Характеристика глухих детей (глухонемых и позднооглохших).

  6. Характеристика слабослышащих (тугоухих) детей. значение слухового восприятия для слабослышащих детей.

  7. Методы компенсации нарушенной слуховой функции у детей.

  8. Основные профилактические и лечебные мероприятия при нарушении слуха у детей. Взаимосвязь лечебно-восстановительной и коррекционно-педагогической работы.

  1. 24. Понятие о периферическом и центральном отделах речевого аппарата.

  2. 25. Особенности дыхания при речи.

  3. 26. Артикуляционный отдел речевого аппарата. Активные и пассивные органы артикуляции. Преддверие рта, полость рта, губы, десны, зубы (молочные и постоянные), их смена, прикус.

  4. 27. Строение и функции языка. Мышцы языка, их значение. Роль языка в образовании звуков речи.

  5. 28. Голосовой отдел речевого аппарата. Гортань, ее местоположение, строение, функции, хрящи гортани, эластический конус, голосовые связки (ложные и истинные) гортани. Наружные и внутренние мышцы гортани, их функции. Возрастные особенности гортани. Механизм голосообразования, особенности механизма шепота. Механизм фальцета. Характеристика голоса: сила, высота, тембр.

  6. 29 Понятие о надставной трубе. Строение носа, полости носа, функции. Придаточные пазухи носа, их значение. Строение глотки, ее отделы, глоточное лимфоидное кольцо.
30. Аномалии развития носа, повреждения носа, инородные тела носа.

31. Заболевания носа: острый насморк, причины, течение. Хронический насморк, причины, формы (простой, гипертрофический, атрофический, аллергический), лечение. Влияние насморка на голосо –и речеобразование.


  1. Открытая и закрытая гнусавость, причины, нарушение произношения звуков.

  2. Дефекты губ и неба, лечение,

  3. Дефекты языка, челюстей, зубов, последствия, лечение.

  4. Рубцовые деформации глотки, причины, последствия. Инородные тела глотки.

  5. Ангина, причины возникновения, симптомы, течение болезни, лечение, осложнения. Хронический тонзиллит, причины, течение, влияние на речевую функцию, лечение.

  6. Гипертрофия небных миндалин, носоглоточной миндалины, изменение голоса, причины, течение болезни, лечение.

  7. Нервно-мышечные нарушения: паралич лицевого, подъязычного нервов, паралич мягкого неба, паралич возвратного нерва (односторонний и двусторонний). Нарушения фонации при поражении отдельных ветвей возвратного нерва, лечение.

  8. Профилактика нарушений голоса и речи у детей.

  1. Строение глаза, и вспомогательного аппарата глаза.

  2. Оптическая система глаза, построение изображения на сетчатке глаза.

  3. Аккомодация глаза, ее механизм.

  4. Строение и функции сетчатки глаза. Роль палочек и колбочек.

  5. Цветовое зрения. Острота зрения, поле зрения, бинокулярное зрение.

  6. Проводящие пути и корковый отдел зрительного анализатора.

  7. Возрастные особенности строения и функционирования зрительного анализатора.

  8. Роль зрительного восприятия в формировании речи у детей

  9. Нарушения цветового зрения
49. Нарушения рефракции глаза: близорукость, дальнозоркость, астигматизм.

  1. 50. Косоглазие, его виды, нарушение бинокулярного зрения, причины, лечение.

  2. 51. Патология век: блефариты, ячмень, причины, течение болезни, лечение.

  3. 52. Конъюнктивит, его виды, лечение.
53. Заболевания зрительного нерва, атрофия зрительного нерва.

8.7 Формы контроля самостоятельной работы

Плановые консультации, контрольные работы, тестирование, экзамен.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование, «Логопедия».

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) составлена:

Доцентом кафедры МБД Казионовой Л.Ф.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) утверждена на заседании кафедры

протокол № __ от ________________20 года

Зав. кафедрой МБД _______________________ Низкодубова С.В.

Рабочая программа учебной дисциплины (модуля) одобрена методической комиссией ___________________ института культуры

Протокол № ___от _______________20 года

Председатель методической комиссии ИК ____________ Батурина О.А.

Согласовано:

Декан ИК _____________ Каюмова Е.А.



gastroguru © 2017