Искривление позвоночника у школьников. Сколиоз у детей школьного возраста: лечение и профилактика Исследования заболевания позвоночника у детей школьного возраста

Содержание

Патологическое искривление позвоночника вправо или влево, приводящее впоследствии к увеличению физиологических изгибов и скручиванию позвонков, называется сколиозом. Это распространенное заболевание среди детей школьного возраста, которое отражается не только на внешнем виде, но и влечет за собой ряд серьезных недугов.

По типу проявления сколиоз у ребенка бывает врожденным и приобретенным. Первый проявляется еще в процессе внутриутробного развития. Врожденное искривление позвоночного столба характеризуется нарушением развития межпозвонковых дисков, хрящевых тканей, костного скелета. Начиная с 7-летнего возраста возможно диагностирование заболевания, поскольку в этот период происходит проявление его внешних признаков:

  • аномальные отклонения в пояснично-крестцовом отделе;
  • излишняя худоба;
  • слабый мышечный корсет;
  • асимметричное расположение таза и ног;
  • выгнутая форма спины;
  • холодные конечности с повышенной потливостью.

Приобретенный сколиоз формируется у здорового ребенка под воздействием неблагоприятных факторов. Появляется патология в результате:

  • неправильной осанки;
  • ношения тяжестей;
  • неактивного образа жизни;
  • длительного сидения в неправильной позе;
  • дефицита витаминов;
  • травмы и/или опухоли позвоночника.

Разновидности

Искривление позвоночника у ребенка классифицируют, исходя из времени начала заболевания и локализации деформации позвоночного столба. В зависимости от возраста, в котором начался сколиотический процесс, врачи выделяют следующие виды болезни:

  • Инфантильный. Развивается у младенцев от рождения до 3 лет.
  • Ювенильный. Начинается в возрасте 3-10 лет.
  • Адолесцентный. Время начала сколиоза у детей школьного возраста от 10 до 14 лет.

По локализации патологического процесса болезнь делится на шейный (чаще врожденный), грудной, поясничный, грудопоясничный и комбинированный (чаще приобретенный) сколиоз. По количеству сколиотических дуг патология разделяется на:

  • С-образную. Характеризуется искривлением одной дуги. Самый распространенный сколиоз у детей школьного возраста.
  • S-образную. Представляет собой искривление позвоночного столба в двух отделах на две стороны.
  • Z-образную. Наблюдается искривление трех сколиотических дуг: серединная – в одной стороне, а две другие – в противоположной. Это самый тяжелый случай, который лечится исключительно хирургическим путем.

В зависимости от причин, вызвавших заболевание, и его происхождения, сколиоз делится на несколько групп. Среди них:

  1. Мышечный. Формируется вследствие патологии связочного и мышечного аппарата, к примеру, при врожденном вывихе бедра, кривошее, контрактуре коленного или тазобедренного сустава.
  2. Неврогенный. Развивается в результате перенесенного полиомиелита, травмы спинного мозга, детского церебрального паралича или других заболеваний нервной системы.
  3. Диспластический. Это врожденные сколиотические изменения позвоночника, которые возникают из-за отхождений от нормы костных структур и позвонков.
  4. Идиопатический. Причины возникновения патологий данной группы еще не установлены. Замечено, что идиопатические сколиозы развиваются чаще у детей школьного возраста.

Также существует несколько клинико-рентгенологических классификаций искривления позвоночника по степени выраженности. Российские врачи пользуются системой, составленной в 1973 году отечественным травматологом Чаклиным В.Д.:

  • Сколиоз 1 степени. Боковое искривление заметно в вертикальном положении тела пациента, а в горизонтальном – исчезает. Угол искривления позвоночного столба – от 5 до 10°
  • Сколиоз 2 степени у детей. Более выражена боковая деформация, которая не исчезает в положении лежа. Угол кривизны – 11-25 °
  • Сколиоз 3 степени. Значительно выражено боковое искривление позвоночника, которое сочетается с уже сформировавшейся компенсаторной дугой. Угол искривления позвоночника – 26-50°
  • Сколиоз 4 степени. Помимо костно-мышечных деформаций наблюдаются нарушения работы внутренних органов. Угол искривления от 50°.

Признаки

Дети школьного и дошкольного возраста с искривлением позвоночника 1 и 2 степени никаких жалоб не предъявляют. Окружающим все равно заметна всегда опущенная голова, сведенные плечи, асимметрия спины, сутулость. При сколиозе 3-4 степени ребенок начинает жаловаться на:

  • дискомфорт в области спины;
  • головную боль;
  • учащенное сердцебиение;
  • одышку;
  • болезненные ощущения в сердце.

Со временем у школьника нарастает скованность движений, он быстро утомляется, становится невнимательным. Дети младшего возраста могут часто терять равновесие, спотыкаться. Искривление позвоночного столба – это не только физический дефект, но и косметический. Школьники старшего возраста из-за этого могут впадать в депрессию. У них зачастую портятся отношения со сверстниками и родителями, падает самооценка.

Последствия

Деформация позвоночника протекает менее агрессивно, если началась у ребенка в 10-12 лет. Заболевание, появившееся в возрасте до 6 лет, имеет, как правило, прогрессирующее течение, которое сопровождается ранним искривлением, поэтому полностью вылечить такую форму болезни невозможно. Для девочек со сколиозом прогноз в плане беременности благоприятен, поскольку разработаны комплексы упражнений, подготавливающих женщину к родам, облегчающих вынашивание ребенка.

Юноши призывного возраста с таким диагнозом не подлежат призыву в вооруженные силы или имеют ограничения, что определяется степенью выраженности искривления позвоночного столба. Иногда сколиоз несет опасные и необратимые последствия для детей школьного возраста. Осложнения могут быть следующими:

  • возникновение горба на ребрах;
  • нарушение функционирования и развития внутренних органов;
  • чрезмерная асимметрия таза;
  • деформация грудины;
  • нарушение дыхания;
  • ослабление брюшных мышц.

Диагностика

Заподозрить сколиоз у детей школьного возраста и направить на дальнейшее обследование могут участковый педиатр, врач учебного заведения, детский невролог, хирург, физиотерапевт, дерматолог и другие специалисты. Для постановки диагноза доктор осматривает ребенка спереди, сзади, с обоих боков, в положении стоя, наклона, сидя, лежа. При наличии признаков деформации позвоночного столба врач с помощью сколиозометра определяет степень искривления в градусах.

Если отклонение от вертикальной оси составляет более 5-7°, то пациент направляется на более детальную диагностику. Методы обследования:

  • Рентген в горизонтальном и вертикальном положении в двух проекциях.
  • КТ или МРТ позвоночного столба дает более детальную информацию.
  • Миелография назначается по необходимости для исключения межпозвоночных грыж, опухолей спинного мозга и других патологических процессов.

Лечение сколиоза у детей

Терапевтическая тактика выбирается для каждого ребенка индивидуально. Схема лечения определяется возрастом, степенью выраженности болезни, сопутствующими заболеваниями. Все методики делятся на консервативные и хирургические. К первым относится ортопедический режим (контроль осанки, сон на твердой поверхности и прочее), ношение корсета, лечебная физкультура, массаж, физиотерапия, мануальная терапия.

Если сколиоз не прогрессирует и находится на 1 или 2 стадии, то все мероприятия проводятся для уменьшения нагрузки на позвоночник. Школьнику назначаются только консервативные методы лечения. Для врачей главное – не допустить развития болезни. Если патологический процесс прогрессирует, угол искривления достиг 40° и нарушены функции внутренних органов, то показано хирургическое вмешательство. Операцию стараются делать в школьном возрасте от 10 до 14 лет, поскольку этот промежуток считается оптимальным для исправления позвоночного столба.

Упражнения

Цели лечебной физкультуры при сколиозе – сократить нагрузку на позвоночный столб, укрепить мышечный каркас, восстановить баланс мышечно-связочного аппарата и выровнять осанку. Корректирующие упражнения назначаются каждому школьнику индивидуально. Главное условие – регулярность занятий: 2 раза/день по 10-15 минут. Пример упражнений для позвоночника:

  1. В положении стоя локти разведите в стороны, руки согнув к плечам. Совершайте ими вращательные движения по часовой стрелке полминуты. Делайте два подхода с 10 секундным перерывом.
  2. В положении лежа животом вниз, приподнимите конечности, пытаясь их удержать в воздухе максимальное количество времени.
  3. Встаньте на четвереньки. Вытяните назад левую ногу, а правую руку – вперед. Зафиксируйтесь на несколько секунд, вернитесь обратно. Повторите то же упражнение с другой рукой и ногой.

Корсетирование

Такой метод лечения сколиоза применяется при 2 и 3 степени заболевания, так как в этот период угол искривления превышает 20°. Ношение корсета может назначаться и при условии прогрессирования патологического процесса у ребенка школьного возраста. Средства для поддержки осанки используют сначала по 30 минут/день, но постепенно общая продолжительность нарастает до 4 часов/сутки. Важно выполнять всю физическую нагрузку на позвоночник строго в корсете.

К выбору ортопедического изделия нужно подходить с осторожностью, поскольку он может доставлять маленькому пациенту дискомфорт, натирать кожу. Для уменьшения болевых ощущений натертые места необходимо постоянно смазывать мазями и надевать под корсет хлопчатобумажное или льняное бесшовное белье. Со временем ребенок привыкает к его ношению, неприятные ощущения пропадают.

Иппотерапия

Лечение во время езды на лошади редко используется, но показывает отличные результаты. Иппотерапия является идеальной тренировкой для тела ребенка со сколиозом. При этом мышечный тонус симметрично формируется с двух сторон. Начинается терапия с ходьбы лошади, во время которой ноги школьника опираются на стремена, работают в такт движению. Пружинный эффект укрепляет ягодичные мышцы, способствует улучшению кровоснабжения. Иппотерапия проводится под наблюдением физиотерапевта. Чтобы всадник не упал, специалист фиксирует его к лошади с помощью специальных ремней.

Массаж

При сколиозе детям школьного возраста всегда назначают массаж. Он помогает сформировать мышечную память. Даже после удачно проведенного лечения есть риск, что эффект будет длиться недолго, ведь мышцы запомнили искривленное состояние позвоночника. Массаж, проводимый периодически, будет возвращать поверженный сегмент позвоночного столба в исходное положение.

Методика массирования для сколиоза отличается несимметричностью: для каждого участка свои действия. Для тонизирования мышц применяют растирание, разминание и вибрацию. Для расслабления напряженных участков – растирание и поглаживание. Массажист при проведении сеансов должен учитывать весь комплекс факторов: отдел повреждения (шейный, поясничный, грудной), вид и степень заболевания, возраст ребенка. Средний курс лечения массажем – 10-20 сеансов с перерывом в полгода.

Оперативное вмешательство

Если желаемый эффект не наступает после консервативного лечения сколиоза, то детям школьного возраста назначают хирургическое вмешательство. Лечение подразумевает имплантацию специальных приспособлений (эндокорректоры, дистракторы и прочие) в грудную клетку. Они фиксируют позвоночник в максимально выпрямленном состоянии. Операции всегда предшествует вытяжение позвоночного столба (тракция). Другие способы хирургического лечения:

  • костно-пластическая операция (резекция позвонков);
  • мобилизирующая хирургия (удаление межпозвонкового диска);
  • косметическая операция (резекция угла лопатки, горба).

Профилактика

Для предотвращения признаков развития сколиоза необходима своевременная профилактика заболевания, особенно у детей школьного возраста. Лучшее предотвращение искривления позвоночника – это здоровый образ жизни. Профилактические меры включают в себя:

  • правильное положение тела во время учебы;
  • постоянное слежение за осанкой;
  • сбалансированный рацион питания;
  • Статья обновлена: 13.05.2019

Министерство образования Республики Башкортостан

Муниципальное учреждение «Городской отдел образования городского округа

Сибай Республики Башкортостан»

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»

Экологический проект

Искривление позвоночника детей школьного возраста

и

меры профилактики данного заболевания.

Работу выполнили ученицы 8б класса

Муллагулова Карина и Гордеева Анастасия.

Руководитель : учитель биологии

Симонова Нелля Салаватовна

Сибай 2012 г.

1. Введение

- Актуальность:

Данное заболевание встречается чаще, чем об этом думают. Сколиоз не всегда проявляется внешне. Но сколиоз и сутулость ведет к ряду тяжелейших заболеваний, влияет на работу внутренних органов, делает фигуру некрасивой, а так же противопоказано для некоторых профессий. Надо отметить, что к заболеванию не уделяется должное внимание, многие вообще не знают, если у него это заболевание или нет; не знают, как влияет это заболевание на работу организма.

- Цель исследования:

Выявить, сколько учащихся имеют заболевание сколиоз, и определить меры профилактики.

2. Обзор литературы

Сколиоз ( греч. skoliosis - искривление, от skolios – кривой ) - это боковое искривление позвоночника. Относится сколиоз к таким анатомическим нарушениям, как сутулость, спондилез и деформация грудной клетки.
Сколиоз приносит вред тем, что, искривляя позвоночник, зажимает коммуникацию нервной системы, а при разрастании любого сегмента происходит смещение, натяжение или передавленность внутренних органов.

При развитии сколиоза - межпозвонковые диски, подвергаясь с одной стороны высокому давлению, а с другой низкому, сдвигаются в сторону низкого давления, чем увеличивают уже имеющуюся асимметрию тела. Сдвинутые, даже минимально, межпозвонковые диски, раздражают окружающие их нервные корешки, в том числе и вегетативные, которые регулируют обменные процессы в кровеносных сосудах, мышцах и внутренних органах, что приводит к развитию многих болезней: кардиалгии, дисфункции желчного пузыря и простаты, бронхоспазмам, ангиоспазмам с последующим развитием инфаркта, холецистита, простатита, бронхиальной астмы.

Приобретенный S -образный сколиоз, если Вы не обратились в центр, и опытный мануальный терапевт не вылечил его, как правило, прогрессирует. Но сколиоз мало кто замечает, так как он всегда прогрессирует в противоположной стороне, но уже ниже от первоначального искривления. Так происходит стабилизация или балансировка организма. Но это уже S образный сложный сколиоз.
Ускорение в разрастании S сложного сколиоза зависит от интенсивности нагрузки.

Таблица нарушений взаимосвязей между позвонками и внутренними органов.

Номер позвонка

Органы и части тела, функция которых зависит от правильного положения позвонка

Симптомы и патологические состояния, возникающие при неправильном положении позвонка

I. ШЕЙНЫЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА

Гипофиз, кровоснабжение головы, кожа головы, кости лица, мозг, внутреннее и среднее ухо, симпатическая нервная система.

Головокружение, головная боль, проблема со сном, насморк, повышенное артериальное давление, мигрень, нервные срывы, амнезия (утрата памяти), хроническая усталость, нервозность.

Лоб, глаза, глазные нервы, слуховые нервы, полости, сосцевидные отростки (височные кости), язык.

Заболевание полостей, аллергия, косоглазие, глухота, глазные болезни, ушные боли, обмороки, некоторые виды слепоты.

Лицевой нерв, щёки, внешнее ухо, кости лица, зубы.

Невралгия, неврит, угри или прыщи, экзема

Нос, губы, рот, евстафиева труба

Нарушение слуха, увеличенные аденоиды, сенная лихорадка, катар.

Боль в горле, ларингит, хрипота, паратонзиллярный абсцесс.

Шейные мышцы, плечи, миндалины

Ригидность затылочных мышц, тонзиллит, боль в верхней части руки, в плечах, в затылке.

Щитовидная железа, плечевые синовиальные сумки, локтевой сустав

Гипертиреоз, нарушение подвижности в плечах и локтях, бурсит, простуда, болезни щитовидной железы

II.ГРУДНОЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА

Руки (от локтя до кончиков пальцев), пищевод и трахея.

Астма, кашель, затруднённое дыхание, отдышка, боль в руках (от локтя и ниже).

Сердце (включая клапаны), коронарные артерии.

Аритмия, ишемическая болезнь, функциональные сердечные заболевания и некоторые болезни груди.

Лёгкие, бронхиальные трубки, плевра, грудь, груди.

Бронхит, плеврит, пневмония, гиперемия, грипп.

Желчный пузырь, общий желчный проток.

Камни в желчном пузыре, болезни желчного пузыря, желтуха, опоясывающий лишай.

Печень, солнечное сплетение, кровь.

Болезни печени, лихорадка, низкое артериальное давление крови, анемия, нарушение кровообращения, артрит.

Желудок.

Желудочные болезни, включая: спазмы желудка, гастриты, язвы, несварение, изжога, диспепсия.

Поджелудочная железа, двенадцатиперстная кишка.

Диабет, язва, гастрит, расстройство пищеварения и стула.

Селезёнка, диафрагма.

Пониженная сопротивляемость, расстройство пищеварения, нарушение дыхания.

Надпочечник и надпочечные железы.

Аллергические реакции, крапивница, слабость иммунной системы.

10Г

Почки.

Болезни почек, затвердение артерий, хроническая усталость, нефрит, пиелит (воспаление почечной лоханки).

11Г

Почки, мочеточники.

Расстройство мочеиспускания, болезни кожи, например: угри, прыщи, экзема фурункулы.

12Г

Тонкая кишка, фаллопиевы трубы, лимфатическая система.

Ревматизм, боль в животе (при метеоризме), нарушение пищеварения, заболевания женских половых органов, некоторые виды бесплодия.

III. ПОЯСНИЧНЫЙ ОТДЕЛ ПОЗВОНОЧНИКА

Толстая кишка, паховые кольца.

Запор, диарея, колит, дизентерия, некоторые виды прободений и грыж.

Слепая кишка, аппендикс, брюшная полость, низ живота, верхняя часть ноги.

Аппендицит, кишечные колики, судороги, затруднённое дыхание, ацидоз (нарушение кислотно-щелочного равновесия в организме).

Половые органы, матка, мочевой пузырь, колени.

Болезни мочевого пузыря, расстройство менструального цикла (болезненная или нерегулярная менструация), выкидыши, мочеиспускание в постели, импотенция, изменения жизненных симптомов, сильные боли в коленях.

Предстательная железа, поясничные мышцы, седалищный нерв.

Боли в коленях, стопах; боли в пояснице: ишиас, люмбаго; трудное, болезненное или слишком частое мочеиспускание;.

Нижняя часть ноги, голени, лодыжки, ступни

Плохое кровообращение в ногах, опухание лодыжек, слабые лодыжки и подъёмы ступней, холодные ноги, слабости в ногах, судороги ножных мышц.

IV. КРЕСТЕЦ.

Тазобедренные кости, ягодицы.

Боли в крестце, заболевания крестцово-подвздошного сочленения, искривления позвоночника.

V. КОПЧИК.

Прямая кишка, задний проход.

Геморрой, зуд, нарушение функций тазовых органов, боли в копчике в сидячем положении.

3. Объект и методика проведения:

    Составить вопросы - тест:

2)Какой у вас портфель- ранец или сумка?

3)Есть ли у вас заболевание сколиоз?

4)Испытываете ли вы боли и напряжение в спине?

5)Сколько времени уходит на подготовку домашнего задания?

а) 1 час

б) 1-2 часа

в) 3-4 часа

6)На чем вы предпочитаете спать?

а) ортопедический матрац

б) мягкий матрац или перина

в) на жесткой поверхности

7)Если у вас имеется заболевание сколиоз, принимаете ли вы

какие – либо меры для устранения заболевания?

8)Знаете ли вы о мерах профилактики заболевания сколиоз?

2)Выбрать объект изучения: 10-11 классы

Мальчики: болеют- 6чел., здоровы-7чел.

Девочки: болеют-17чел., здоровы-23

3)Провести тестирование среди учащихся 10-11 классов.

4)Обработать данные.

5)Составить диаграммы и таблицы.

6)Подвести итоги.

4. Результаты исследования

Диаграмма состояния здоровья учащихся 10-11 классов во время учебы в школе

1)Занимаетесь ли вы регулярным спортом? (Да, нет)

2) Какой у вас портфель: а) ранец б) сумка

3) Испытываете ли вы боли и напряжение в спине

4)Знаете ли вы о мерах профилактики заболеваний: сколиоз и сутулость (да или нет)

5) На чем вы предпочитаете спать?

А) ортопедический матрац

Б) мягкий матрац или перина

В) на жесткой поверхности

Сколько времени уходит на подготовку домашнего задания?

а) 1 час

б) 1-2 часа

в) 3-4 часа

Особую тревогу в настоящее время вызывает широкое распространение среди детей дефектов и заболеваний опорно-двигательной системы, таких как сколиоз, нарушение осанки, плоскостопие.

Нарушение осанки в детском и подростковом возрасте встречается у 45-50 % детей, сколиоз - у 7-12 % детей.

Наиболее распространенная форма нарушения осанки – сутулость, которая затрудняет работу сердца, легких, диафрагмы, может появиться близорукость и другие заболевания. Чаще всего нарушение осанки может быть вызвано неправильным положением сидя, стоя, лежа, а также привычкой носить тяжелый портфель в одной руке. Крайне неблагоприятно на формирование осанки сказывается не до конца излеченный рахит, мышечная кривошея, дисплазия тазобедренных суставов.

Чем раньше выявлены дефекты и чем раньше началась их коррекция под руководством опытного методиста по лечебной физкультуре, тем большего эффекта можно добиться.

Правильно организованный двигательный режим, активная и разнообразная физическая деятельность – основа профилактики нарушения осанки, сколиоза.

Очень важно правильно подобрать мебель для ребенка, она должна соответствовать его росту. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать с левой стороны.

Если Вы обнаружите какие-либо дефекты в осанке ребенка, можете обратиться в детскую поликлинику по месту жительства. Также в городе работает отделение лечебной физкультуры при городской поликлиники, где опытные специалисты подберут индивидуальный комплекс лечебной гимнастики.

Необходимо соблюдать 10 золотых правил “спинальной школы” по Kramer (1986)

1. Ты должен двигаться.
2. Держи спину прямо
3. Упражняйся в ходьбе в согнутом (на корточках) положении.
4. Не поднимай тяжелых предметов.
5. Распределяй груз и держи его ближе к туловищу.
6. Избегай вращения в поясничном отделе позвоночника с одновременным наклоном вперед.
7. Не стой с выпрямленными ногами.
8. В положении лежа согни ноги.
9. Занимайся спортом: плавание, бег, велосипед.
10. Тренируй ежедневно мышцы позвоночника.

6. Список литературы:

1. Большая медицинская энциклопедия том 23 стр. 386-389

2. Журнал «Здоровье» N 6 1986г.

3. Журнал «Здоровье» N 8 1986г.

4. Напалков П.Н. Смирнов А.В. Шрайбер М. Г., Хирургические болезни, Медицина 1969г., стр. 256-257

5. Журнал «Сила и красота» N 8 1995г.

7.Приложение

УПРАЖНЕНИЯ ПРИ СУТУЛОСТИ

1. И.П. - стоя ноги вместе, руки в стороны.
Поднять руки вверх, подняться на носки. Максимально потянуться вверх, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

2. И.П. - стоя ноги вместе, руки на пояс .
Отведение плеч назад, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

3. И.П. - то же.
Наклон туловища вперед, прогибая грудной отдел вперёд, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

4. И.П. лежа на спине, руки в замок за голову.
Поднимать прямые ноги до угла 45°, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

5. И.П. - лежа на спине, руки ладонями вниз положите под ягодицы. Поднимите одновременно обе прямые ноги вверх, затем опустите, 20-30 раз. Для ослабленных пациентов рекомендуется в течение нескольких недель поднимать ноги по очереди, подтягивая их в согнутом виде к животу.

6. И.П. - лежа на спине, руки вдоль туловища.
Опираясь на локти, максимально прогнуться в грудном отделе позвоночника, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

7. И.П.- лежа на животе, руки в упоре на пол.
Выпрямляя руки, максимально прогнуться в грудном отделе позвоночного столба, посмотреть вверх, удерживать это положение 5-10 сек. 3-5 раз.

8. И.П. - лежа на животе, руки вдоль туловища. «Лодочка»
Максимально прогнуться в спине, поднимая плечи и прямые ноги от пола, удерживать это положение 5-10 сек., 3-5 раз.

9. И.П. - стоя на четвереньках. «Кошечка с прогибом»
Не сгибая рук, прогнуться в грудном отделе позвоночника вперед и вниз, стараясь достать грудью до пола, удерживать это положение 5-10 сек., 3-5 раз.

10. И.П. - стоя на четвереньках. «Кошечка в движении»
Сгибая руки, прогнуться в грудном отделе позвоночника вперед и вниз, слегка подавая туловище вперед, затем, выпрямляя руки, вернуться назад. 3-5 раз.

11. И.П. - лёжа на спине. Упражнение с отягощением.
И.П. лежа на спине, под лопатки подложите книжку толщиной 2–3 см. В руках – груз. Для женщин – 0,5 кг, для физически крепких мужчин – 1,5 кг.
Движения – прямыми руками, вначале вдоль тела, – от бёдер за голову, одновременно и попеременно. Затем разведения руками, одновременно и попеременно. Увеличивайте нагрузку и амплитуду постепенно.

При выполнении упражнений следует постоянно следить за осанкой. Занятия гимнастикой не могут полностью исправить кифоз, они лишь способны предотвратить бурное прогрессирование заболевания и повысить функциональные возможности позвоночника.



М униципальное образовательное учреждение

Новичихинская средняя общеобразовательная школа



Исследование проходило в с. Новичиха Новичихинского района на 166 учащихся Новичихинской средней школы в возрасте от 6 – 7 до 17 – 18 лет. Девочек – 96, мальчиков – 70. Анализировали результаты ежегодных медицинских осмотров у медицинского работника по индивидуальным картам ребенка (учетная форма № 26).

Медицинские работники использовали следующие методы:

IV. РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
1. Все испытуемые на основании результатов были разделены на группы по классам, полу, развитию болезней позвоночника.

2006 – 2007 гг.

2007 – 2008 гг.

2008 – 2009 гг.


2009 – 2010 гг.

Скачок в увеличении числа заболевших наблюдается в 5, 6 классах, а снижение в 10, 11 классах. Наиболее опасным возрастом для развития сколиоза считается период от 10 до 14 лет, когда скелет еще не сформировался, а ребенку приходится чаще, чем раньше, сидеть за столом за уроками и т.д.


  1. 2006 – 2007 гг.

2007 – 2008 гг.


2008 – 2009 гг.

2009 – 2010 гг.

В количественном соотношении среди заболевших учащихся девочек значительно больше, т.к. они чаще мальчиков входят в группу риска, потому что ведут менее подвижный образ жизни.


3. 2006-2007гг.


2007-2008гг.



Развитие болезней позвоночника наблюдаем с нарушений осанки, переходящей в сколиоз, а у отдельных учащихся прогрессирует и до остеохондроза.

4. Всего в школе 326 ученических столов из них 11% парт 3-го номера, 77,6% парт 5-го номера, 11,4% парт 6-го номера. Отсутствуют парты 4-го номера.

В начальных классах каждый обучающийся обеспечивается удобным рабочим местом: партой и стулом в соответствии с его ростом. С переходом в среднее звено наблюдается несоответствие требованиям СанПиНа (Приложение №2) так как учащиеся сидят за партами старшеклассников в связи с кабинетной системой . Только один кабинет (№25) из 18-ти оборудован мебелью номер 5 и 6, два кабинета (№31, №32) – мебелью номер 6, а остальные кабинеты - мебелью номер 5.

Школьные парты и стулья должны «расти» вместе с ребенком, т.е. соответствовать росту школьника.

5. На основании данных анкетирования (Приложение №3) выявили, что наиболее частой причиной возникновения нарушений осанки является либо слабость мышц туловища, либо неравномерность их развития. Этому способствует слишком мягкая и провисающая постель (у 87,5% опрошенных), чтение и рисование в постели (75% опрошенных), ношение портфеля в одной и той же руке (95% опрошенных), привычка стоять с опорой на одну ногу (62,5% опрошенных), неудовлетворительный общий режим ребенка, т.е. пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный двигательный режим (у 50% опрошенных), отсутствие пятиминутных зарядок во время уроков (у 100% опрошенных) и многое другое способствуют формированию неправильной позы и осанки.

6. Оценка динамики дальнейшего развития имеющихся нарушений осанки и сколиоза I степени у лиц, занимающихся в спортивных секциях (баскетбол, волейбол), в течение трех и более лет занятий спортом улучшение осанки достигнуто у 11 детей из 40 (27,5 %). Это свидетельствует о том , что дети с нарушениями осанки могут заниматься любым видом спорта. Целесообразным было бы введение небольших пятиминутных зарядок в школе.

1. Проанализировав индивидуальные карты детей по итогам ежегодных медосмотров, выявили, что ежегодно более 16% учащихся школы подвержены заболеваниям позвоночника.

Скачок в развитии болезней позвоночника приходится на момент перехода учащихся с начальной ступени обучения в среднюю, когда скелет еще не сформировался, а ребенку приходится много сидеть.

2. Среди заболевших девочек значительно больше, потому что они ведут менее подвижный образ жизни.

3. В 3-х группах из 4-х развитие болезней позвоночника наблюдается с нарушения осанки, переходящей в сколиоз, а у отдельных учащихся прогрессирует и до остеохондроза.

4. Учащиеся среднего и старшего звена в связи с кабинетной системой не обеспечены удобным рабочим местом: партой и стулом в соответствии с его ростом.

5. Формированию неправильной позы и осанки способствуют слишком мягкая и провисающая постель, чтение и рисование в постели, ношение портфеля в одной и той же руке, привычка стоять с опорой на одну ногу, неудовлетворительный общий режим ребенка, т.е. пассивный отдых, отсутствие прогулок, недостаточный двигательный режим, отсутствие пятиминутных зарядок во время уроков.

6. Занятие физической культурой и спортом способствует улучшению осанки. Целесообразно введение небольших зарядок в школе.
Приложение 1

Методика осмотра


Разуйте и разденьте ребенка до трусиков. Поставьте его на пол в положение "прямо, руки по швам" таким образом, чтобы свет падал на спину равномерно. Лучше всего проводить осмотр при естественном освещении. Сядьте ровно на стул в двух-трех метрах за спиной ребенка. Аналогичный осмотр Вы можете провести сами себе перед большим зеркалом.

Внимательно посмотрите: симметрично ли расположены уши, плечи, лопатки, талия, ямочки над крестцом, складки под ягодицами, сами ягодицы? На одной ли высоте расположены локтевые суставы? Если исследуемые ориентиры расположены несимметрично относительно горизонтальной или вертикальной оси - это признак нарушения осанки или сколиоза (например, одно ухо смещено вверх или вниз, вперед или назад относительно другого).

Симметрично ли ребенок поставил стопы? Несимметричная установка стоп может свидетельствовать о проблемах тазового пояса .

Попросите ребенка достать руками до пола, сделав при этом "горбатую спинку". Нет ли отклонения туловища от срединной линии при наклоне? Внимательно посмотрите - нет ли сбоку от поясничных позвонков, с одной стороны, продольного мышечного валика, а в грудной клетке - "выпирания" ребер или лопатки с одной стороны.

Попросите ребенка сложить руки на затылок в "замок" и, не опуская рук, наклониться вправо и влево. Нет ли ограничения наклона в одну из сторон? Образует ли позвоночник при таком наклоне в сторону равномерную дугу или в нем видны выпрямленные участки?

Попросите ребенка наклонить голову вперед, и, не поднимая головы, повернуть ее до конца вправо и влево. Нет ли ограничения поворота в одну из сторон?

Посмотрите на ребенка сбоку. Обратите внимание на сутулость или выпрямление грудного изгиба позвоночника. Не "падает" ли ребенок животом вперед? Нет ли смещения центра тяжести тела вперед? (наружное отверстие слухового прохода должно быть над лодыжкой, а не над сводом стопы).

Если Вы заметили какие-либо из перечисленных симптомов - посоветуйтесь с врачом.

Подобные осмотры целесообразно проводить раз в полгода или чаще , особенно в периоды быстрого роста ребенка.

Приложение 2

Размеры мебели и ее маркировка по ГОСТам «Столы ученические» и «Стулья ученические»


Номера мебели по ГОСТам 11015-93 и 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Цвет маркировки

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

1

1000-1150

460

Оранжевый

260

2

1150-1300

520

Фиолетовый

300

3

1300-1450

580

Желтый

340

4

1450-1600

640

Красный

380

5

1600-1750

700

Зеленый

420

6

Свыше 1750

760

Голубой

460

Приложение 3

Анкета


    У вас мягкая постель?
Да. Нет.

  1. Вы часто читаете или рисуете в постели?
Да. Нет.

  1. Вы носите портфель в одной и той же руке?
Да. Нет.

  1. Вы обычно стоите с опорой на одну и ту же ногу?
Да. Нет.

  1. Как Вы отдыхаете:
- сидя около телевизора?

Прогуливаясь по улице?

6. Проводятся ли у Вас на уроках пятиминутные зарядки?

Да. Нет.


Важным диагностическим мероприятием в обследовании больных сколиозом является рентгенологическое исследование позвоночника. Применение данного метода дает возможность уточнить тип и этиологию искривления, а также точно определить величину деформации во всех плоскостях, выявить наличие или отсутствие аномалий развития позвоночника, необратимых анатомических изменений и степень их выраженности, установить функциональные особенности позвоночного столба, оценить степень зрелости костных структур позвоночника.

Рентгенографию позвоночника производят в переднезадней проекции, а боковые рентгенограммы необходимы тогда, когда деформация позвоночного столба во фронтальной плоскости сочетается с резко выраженным кифозом грудного отдела, при наличии болей в позвоночнике и во всех случаях врожденного сколиоза для уточнения аномалии развития. При отсутствии клинических проявлений сколиоза нет необходимости производить рентгенографию. При нарушении осанки во фронтальной плоскости на рентгеновских снимках, сделанных в положении стоя, выявляется искривление позвоночного столба, однако признаки патологической ротации тел позвонков будут отсутствовать. На рентгенограммах, выполненных в этих случаях в положении лежа, искривления не будет.

Признаки прогрессирования сколиоза

Определение периода созревания скелета у больных сколиозом имеет важное прогностическое значение. Потенциал роста позвоночника не дает основания предполагать, что течение заболевания будет благоприятным. Вместе с тем и возраст больных не является точным отражением истинного потенциала роста позвоночника и возможности прогрессирования заболевания.

Существует много различных методов определения созревания скелета в целом. В советское время о росте позвоночника судили по апофизам крыльев подвздошных костей, производя обзорные рентгенограммы таза: на гребне подвздошной кости апофиз как центр оссификации появляется латерально и спереди, затем - по гребню кзади и медиально и достигает сочленения подвздошной кости с крестцом. Реже имеет место раздельное появление переднего, среднего и заднего ядер окостенения, которые затем сливаются в полукольцо. Возраст появления ядер окостенения на уровне передневерхних остей подвздошных костей у девочек составляет 12 лет, у мальчиков - 14. Полная оссификация ядер происходит в течение 6‑12 месяцев, но существуют индивидуальные варианты, когда этот период растягивается до трех лет. В литературе этот метод получил название «тест Риссера» и применяется довольно широко, как определяющий потенциал роста позвоночника, который отражает потенциальную вероятность прогрессирования искривления.

Однако при изучении рентгенограмм больных с идиопатическими и диспластическими сколиозами не менее III степени тяжести деформации позвоночника в динамике тест Риссера не является абсолютным признаком, позволяющим прогнозировать течение сколиоза. Необходимо отметить, что средний темп прогрессирования искривления позвоночника в возрасте 12-14 лет тем меньше, чем более выражен тест Риссера, даже при III и IV степенях возможно выраженное прогрессирование заболевания. Таким образом, предсказать величину возможного прогрессирования сколиоза у конкретного больного данный тест не позволяет, так как при одинаковом состоянии апофизов подвздошных костей у части больных искривление позвоночного столба увеличивается, а у других - нет.

Известно, что степень созревания позвоночника при сколиозе не всегда совпадает со степенью созревания костно‑суставного аппарата в целом, и локальный костный возраст не совпадает с общим костным, поэтому определение степени зрелости позвоночника производится по двум параметрам: по локальному костному возрасту и по архитектонике костной структуры позвоночного столба.

Отставание костного возраста от паспортного - признак, прогностически неблагоприятный, он говорит о возможности дальнейшего прогрессирования деформации. Однако высокой степени корреляции между степенью созревания позвоночного столба и тяжестью деформации установить не удалось.

Остеопороз позвоночника и ребер на вершине искривления также говорит о плохом прогнозе в течении заболевания, так как остеопороз является не только признаком, но и причиной прогрессирования, а он обнаруживается примерно у 45-47 % больных. Необходимо отметить, что выявление остеопороза тел позвонков на обычной рентгенограмме весьма затруднительно. Об остеопорозе судят, сравнивая интенсивность изображения тел позвонков с интенсивностью изоб‑ражения ребер, а также по наличию или отсутствию замыкающих позвонки пластинок, по общеизвестным рентгенологическим признакам возможного прогрессирования сколиоза - симптом Мовшовича (остеопороз позвонков на вершине выпуклой стороне искривления) и симптом Кона (расширение межпозвонковых щелей на вогнутой стороне искривленного позвоночника). Вместе с другими признаками (возраст появления деформации позвоночника, а также тип искривления и выраженность диспластических признаков развития и т. д.) рентгенологические признаки позволяют в определенной степени предвидеть течение сколиоза у конкретных больных.

Целью консервативной терапии в настоящее время следует считать остановку прогрессирования и прочную стабилизацию деформации позвоночника.

У детей с нарушением осанки проводят сеансы лечебной физкультуры, сочетая со школьной физкультурой и спортом. Большинство таких детей занимаются самостоятельно дома, но некоторые из них - с резкой формой нарушения осанки - должны заниматься в кабинетах лечебной физкультуры. Рациональным является создание в школах специальных групп учащихся с нарушением осанки, с которыми проводят лечебную физкультуру, из спортивных занятий таким детям рекомендуют плавание, гимнастику, спортивные игры, лыжи и верховую езду. Занятия по лечебной физкультуре с этими детьми должны ставить своей целью укрепление мышц, улучшение координации движений и воспитание правильной осанки. При всех видах нарушения осанки занятия в школе по физкультуре не противопоказаны, но при этом дети, у которых нарушение осанки сочетается с общим слабым физическим развитием или наличием последствий рахита и других отягощающих факторов, должны находиться под постоянным наблюдением педиатра и ортопеда.

На современном этапе развития системы профилактического функционального лечения сколиотической болезни у детей целесообразным является пребывание таких больных в специализированных школах‑интернатах. Только в этих организованных за последние 10-15 лет в нашей стране учреждениях нового типа создаются оптимальные условия для проведения систематического комплексного лечения этого контингента больных. В этих школах есть возможность осуществления для каждого больного индивидуального лечения, руководствуясь течением сколиотической болезни.

В комплекс консервативных мероприятий лечения ранних форм сколиоза в школе‑интернате включены следующие мероприятия.

1. Соблюдение ортопедического разгрузочного режима - лечение положением, т. е. проведение школьных занятий на специально оборудованной кушетке, сон в гипсовой кроватке, ношение ортопедического корсета.

2. Общее оздоровление организма ребенка: рациональное питание и закаливание.

3. Выработка индивидуального статико‑динамического режима. Исключаются неудобные позы, ведется наблюдение за соблюдением оптимальной двигательной активности и т. п.

4. Функциональное исправление деформации позвоночника и грудной клетки с помощью лечебной гимнастики, плавания и электростимуляции мышц.

Важное место в лечении сколиоза занимает лечебная гимнастика. При лечении сколиозов у детей применяются упражнения общеукрепляющего характера и специальные упражнения, направленные на коррекцию деформации позвоночника и восстановление правильного положения тела. Необходимо помнить, что лечебная гимнастика при сколиозах является процессом длительным и требует большого упорства, настойчивости и сознательного отношения больного к занятиям. Основными задачами лечебной гимнастики, определяющими подбор физических упражнений и методику их применения, является создание общих благоприятных физиологических условий для восстановления правильного положения тела, исправление имеющихся дефектов и формирование правильной осанки.

Для правильного методического построения занятий по лечебной гимнастике решающим методом является полное изучение клинико‑рентгенологических данных, степени сколиоза, его этиологии и характера деформации. Для каждого больного разрабатывается индивидуальный план лечения физическими упражнениями с учетом особенностей его заболевания, локализации сколиоза, характера осанки и общего физического развития. Производится обучение больных правильному, сознательному выполнению каждого упражнения.

Длительное пребывание в школе‑интернате позволяет последовательно осуществлять переход от простых физических упражнений к более сложным, в процессе занятий лечебной гимнастикой на основе совершенствования общей координации движений, увеличения силы и выносливости мышц и дифференцированного использования специальных корригирующих упражнений постепенно создаются новые условно‑рефлекторные связи для восстановления правильного положения тела. При сколиозе у детей отмечается ослабление мышц туловища и конечностей. Для укрепления опорно‑двигательного аппарата, а также улучшения общего физического развития в функциональной терапии при сколиозах применяют широкий спектр общеукрепляющих упражнений.

Для воспитания и закрепления правильной осанки необходимым условием является достаточная силовая выносливость мышц. Поэтому на уроках лечебной гимнастики большая часть занятий отводится специальным упражнениям, развивающим как общую, так и избирательную силовую выносливость мышц; для этого применяются динамические и статические упражнения в сочетании с упражнениями на самовытяжение, самовыравнивание. При этом подбор упражнений, направленных на воспитание силовой выносливости мышц, должен всегда содержать в себе элементы растягивания и расслабления, потому что это способствует улучшению в них кровообращения и укреплению.

При выполнении упражнений, особенно направленных на увеличение силовой выносливости основных мышечных групп, важно правильно дозировать нагрузку с постепенным постоянным ее увеличением. Нагрузку можно дозировать с помощью изменения исходных положений, за счет количества движений, изменения их темпа и амплитуды, а также использовать отягощение и сопротивление при выполнении упражнений. При определении нагрузки следует учитывать индивидуальные возможности и степень физического развития каждого больного. Для этого наряду с антропометрией определяют нормативные показатели силовой выносливости мышц туловища, для чего применяется функциональная проба, характеризующая способность мышц спины, брюшного пресса и мышц, обеспечивающих наклоны туловища, к длительным статическим нагрузкам. Показатели этой пробы являются обоснованием для назначения упражнений динамического и статического характера, направленных на воспитание силовой выносливости основных мышечных групп. При хороших показателях силы и выносливости дети выполняют упражнения с нагрузкой, равной 2 / 3 их исходных показателей, а более слабые дети с нагрузкой, соответствующей 1 / 3 их максимальных возможностей. Упражнения статического характера чередуют с динамическими упражнениями и упражнениями на расслабление.

Занятия лечебной гимнастикой проводятся по общепринятой схеме урока физического воспитания, где выделяют подготовительную, основную и заключительную части. Общая численность занимающихся в группе под руководством одного инструктора должна составлять 10-12 человек. При проведении подготовительной части урока и начала основной части используются преимущественно вертикальные исходные положения для выполнения упражнений.

Большая часть времени основного раздела урока проводится в исходном положении лежа, т. е. в наиболее рациональном положении, которое является более выгодным для выполнения упражнений на развитие силовой выносливости мышц и упражнений корригирующего характера. Такое положение обеспечивает небольшую амплитуду движений, производимых туловищем при выполнении упражнений на силовую выносливость в положении лежа, что исключает возможность общей мобилизации деформации позвоночника. Упражнения на развитие силовой выносливости должны выполняться в медленном темпе. Они производятся либо без отягощения и сопротивления, либо с дополнительной нагрузкой (гантели, мячи, эспандеры, мешочки с песком и т. д.).

Специальные упражнения должны подбираться индивидуально для каждого больного, они назначаются к концу подготовительного этапа занятий и разучиваются очень тщательно, так как их выполнение требует большой точности и сознательного отношения детей. Специальные упражнения для больных могут пересматриваться и видоизменяться в процессе лечения в зависимости от задач, которые ставятся в данный момент.

При сколиозе I степени используются симметричные упражнения для развития силовой выносливости мышц туловища и восстановления правильной осанки. При сколиозе II степени наряду с общеукрепляющими упражнениями проводят специальные асимметричные упражнения корригирующего характера, на избирательную тренировку силовой выносливости мышц туловища в сочетании с упражнениями на устранение имеющихся дефектов и упражнениями на восстановление и закрепление правильного положения туловища.

При сколиозах I-II степени на фоне упражнений на самовыравнивание, самокоррекцию используются упражнения на развитие силы и выносливости мышц туловища на стороне выпуклости основной дуги искривления. Эти упражнения могут быть либо симметричного характера с асимметричным отягощением, либо асимметричные упражнения с сопротивлением и с отягощением. Развитию силовой выносливости будет способствовать работа мышц туловища в изометрическом режиме, что достигается в положении лежа при движении конечностями, головой и плечевым поясом.

При сколиозе III степени лечебная гимнастика направлена на общее укрепление организма больного, на фоне общеукрепляющих упражнений широко применяются упражнения на улучшение функции внешнего дыхания, а также на воспитание правильного положения туловища.

Корригирующие упражнения применяют менее широко. При их выполнении необходимо учитывать индивидуальные особенности деформации позвоночника, данных о его мобильности и стабильности, изменениях физиологических изгибов позвоночного столба во фронтальной и сагиттальной плоскости.

Следует отметить большую эффективность тренировки подвздошно‑поясничной мышцы при грудопоясничных сколиозах с вершиной искривления от XI грудного до первого поясничного позвонков. При использовании этой методики заболевание зачастую протекает более благоприятно.

В качестве одного из важных элементов комплексного лечения сколиоза применяется лечебное плавание, на положительное влияние которого указывают многие авторы. Лечебное плавание способствует самокоррекции искривления позвоночника, а также укреплению мышц туловища и увеличению дыхательной емкости легких, но при этом необходим индивидуальный подбор для каждого больного стиля плавания, учитывая локализацию и величину искривления.

Для улучшения трофики мышц туловища в комплекс лечения включают массаж и горячие укутывания шерстяной тканью, проводимые за 5‑10 мин до начала занятий лечебной физкультурой.

Электростимуляция мышц

Достоинства электростимуляции как метода тренировки мышц в том, что она обеспечивает селективную тренировку мышц спины. При лечении сколиоза задача состоит в укреплении мышечно‑связочного аппарата больных для предупреждения прогрессирования деформации и уменьшения искривления позвоночника. Для тренировки мышц используются специальные приборы, например «Стимул», разработанный Я. М. Коцем и Г. Г. Андриановой. При этом пару электродов накладывают на вершину искривления параллельно оси туловища. Напряжение тока подбирается каждый раз индивидуально, начиная с 2-4 В и постепенно увеличивая с каждым сеансом на 0,5-1 В, что обеспечивает постепенную физическую нагрузку и легко переносится больными. После комплексного консервативного лечения сколиоза всегда отмечается улучшение показателей всех силовых проб независимо от возраста больных и степени сколиоза (статическая выносливость разгибателей увеличивалась примерно на 19-20 %, мышц брюшного пресса - на 30-35 %). Следует отметить, что наиболее эффективной электростимуляция бывает при искривлениях позвоночника с углом кривизны, не превышающим 25°.

В комплексе лечебных мероприятий при лечении сколиозов немалое значение придается правильному рациональному протезно‑ортопедическому снабжению больных во время лечения и после выписки. При назначении корсета больным с прогрессирующими ранними формами сколиоза в случае, когда систематическое применение лечебной гимнастики и консервативных ортопедических мероприятий оказывается малоэффективным, необходимо руководствоваться функциональным состоянием и выносливостью отдельных мышечных групп путем углубленного обследования больных.

Назначение корсета больным, страдающим сколиозами

I степени, не показано, поскольку лечебная гимнастика в этих случаях способна не только улучшить мышечный тонус и выровнять нарушенное мышечное равновесие, но и мобилизовать деформацию позвоночника и исправить начинающееся искривление, а при сколиозах II и III степени проведения одной только лечебной физкультуры недостаточно. Пользование корсетом без головодержателя в комплексе с другими методами консервативного лечения в большинстве случаев также оказывается малоэффективным. Ношение корсетов с головодержателем в общеобразовательной школе психологически очень трудно, и больные снимают их. Таким пациентам назначают ношение корсета с целью стабилизировать деформацию за счет активного удержания вертикального положения туловища.

При начальных формах прогрессирующих сколиозов обычно назначают полужесткие и мягкие корсеты. При сколиозах

II и III степени применяется корсет ЦНИИП с головодержателем.

Режим использования корсета зависит от течения болезни. Так, при прогрессировании деформации, несмотря на комплексное консервативное лечение, рекомендуется строгое ношение корсета в течение суток (занятия лечебной гимнастикой и ходьба на лыжах проводятся также в корсете). При более благоприятном течении заболевания режим ношения корсета менее строгий.

В среднем сроки пребывания в школе‑интернате составляют 3-7 лет, и у детей отмечаются достаточно хорошие результаты. При I степени сколиоза уменьшение дуги искривления составило около 18 %, сколиоз не прогрессировал у 79 % и прогрессировал - только лишь у 3 % больных. Менее эффективными являются результаты лечения детей со сколиозами II степени: в этой группе больных уменьшение дуги искривления наблюдалось только у 8 %, сколиоз не прогрессировал у 67 %, а прогрессирование деформации позвоночника отмечалось у значительного числа больных (25 %). Прогрессирование сколиозов III степени составило 64 % больных, что свидетельствует о большой эффективности лечения ранних форм сколиоза в условиях специализированных школ‑интернатов.

Показания и противопоказания к оперативному лечению сколиозов

Сколиоз - это сложная деформация позвоночника, вызывает значительные нарушения функции сердечно‑сосудистой и дыхательной систем, ограничивая тем самым трудоспособность больных и причиняя им тяжелые физические и моральные страдания. По некоторым исследованиям, средняя продолжительность жизни больных с тяжелыми формами сколиотической болезни, не проходивших лечение, составляет всего 35-40 лет. Консервативное лечение этого заболевания не дает положительного эффекта у 16 % больных, а при прогрессирующих формах сколиоза не позволяет остановить дальнейшее прогрессирование процесса, не говоря уже об исправлении деформации позвоночника, в связи с этим возникает необходимость оперативного лечения тяжелых форм сколиоза у детей и подростков. Цель оперативного вмешательства - прерывание прогрессирования деформации, ее исправление и создание более благоприятных условий для функции внутренних органов и уменьшения косметического дефекта, а также положительный результат лечения возвращает больным душевный покой, жизнерадостность и дает возможность работать в коллективе.

Хирургическое лечение тяжелых форм сколиотической болезни относится к числу наиболее сложных проблем современной ортопедии. Несмотря на значительные успехи в этой области, результаты оперативного лечения больных, страдающих сколиотической болезнью, еще далеко не всегда благоприятны. В последнее время методы оперативного лечения много раз подвергались пересмотру и появились новые виды хирургических вмешательств, обоснованные теоретически и проверенные практически.

Решение вопроса о хирургическом лечении требует патогенетического и индивидуального подхода. Необходимо, чтобы хирург знал характер и особенности течения сколиоза, четко представлял себе цель операции, предвидел результат лечения, учитывал риск предстоящего вмешательства и возможные осложнения в послеоперационный период. Целью хирургического лечения сколиоза в конечном итоге является остановка прогрессирования процесса, коррекция искривления позвоночника и его стабилизация.

У детей и подростков уже само искривление позвоночника IV степени является показанием к оперативной коррекции деформации позвоночного столба. Но в большинстве случаев при такой тяжелой степени деформации хирургические вмешательства оказываются паллиативными, поскольку улучшаются только показатели функции внешнего дыхания, а гипертензия в малом круге кровообращения сохраняется. Отсюда следует, что необходимо оперировать больных еще до того, как у них разовьется искривление IV степени, но, к сожалению, это не всегда возможно, так как больные часто обращаются к ортопеду слишком поздно. При установлении показаний к хирургическому лечению необходимо основываться на рентгенологических признаках возможного прогрессирования заболевания. К ним относится отставание локального костного возраста позвоночника от фактического, наличие I-II степени патологической перестройки межпозвонковых дисков на ранних стадиях развития сколиотической деформации, отсутствие оссификации апофизов гребней подвздошной кости, остеопороз позвонков на вершине искривления. Большое значение имеет динамическое наблюдение за течением заболевания, а использование перечисленных рентгенологических признаков в сочетании с данными клинического обследования позволяет прогнозировать течение сколиоза и выбрать наиболее рациональный метод лечения.

Показаниями к оперативному лечению являются следующие.

1. Прогрессирующие, несмотря на систематическое консервативное лечение, тяжелые сколиозы III-IV степени (с углом искривления › 50°). Присутствие у больного начальных или выраженных нарушений функций сердечно‑сосудистой и дыхательной систем и незаконченный рост позвоночника. Прогрессирующими считаются сколиозы, при которых последовательно сделанные рентгенограммы показывают увеличение деформации более чем на 15° в год, несмотря на проведенное консервативное лечение. Довольно трудно точно определить, при какой степени нарушения функции внешнего дыхания показано оперативное лечение, так как у детей в возрасте до 14 лет уменьшение жизненной емкости легких не более чем на 20 % от нормы является относительным показателем к операции. Нижняя граница функции как противопоказание к операции определяется индивидуально и зависит от общего состояния ребенка и наличия или отсутствия у него резервов.

2. Сколиозы определенного происхождения, которые постоянно прогрессируют до тяжелых и очень тяжелых степеней деформации. Примерами могут служить сколиоз на почве нейрофиброматоза, бурно прогрессирующие врожденные сколиозы на почве нарушения сегментации. При таких сколиозах одновременно с коррекцией деформации необходимо проведение костнопластической фиксации позвоночника независимо от возраста больного.

Раньше ортопеды не рекомендовали оперативные вмешательства при сколиозе у детей до 10-11 лет, но в настоящее время ряд ортопедов так строго не придерживаются возрастных границ, и в последнее время считается, что возрастная граница оперативного лечения прогрессирующих форм сколиотической болезни должна быть снижена. При определении показаний к хирургическому лечению сколиоза на первый план следует ставить характер клинического течения заболевания, а вовсе не возраст ребенка. При злокачественных формах сколиотической болезни, когда у детей 6-7 лет дуга искривления позвоночника превышает 60-70°, консервативное лечение у большинства таких больных безуспешно. В отличие от сколиозов на почве нейрофиброматоза, современные возможности оперативного лечения сколиоза делают возможным осуществлять те или иные хирургические вмешательства у детей такого возраста без костно‑пластической фиксации позвоночника.

Паралитические сколиозы с распространенным парезом или параличом мышц туловища, выраженной деформацией позвоночника и грудной клетки требуют восстановления недостаточной статической функции позвоночника. У таких больных протяженность костно‑пластической фиксации должна быть достаточно большой. При очень тяжелых деформациях и по индивидуальным показаниям задний спондилодез может быть выполнен и у детей младше 10 лет.

Выраженные кифосколиозы требуют оперативного вмешательства по косметическим показаниям. Такие операции производятся преимущественно у лиц женского пола, и по этим показаниям оперативное вмешательство производится и после завершения роста больных.

Выраженный прогрессирующий кифосколиоз с угрожающим или существующим парезом или параличом на почве сколиотической деформации, а также сколиозы, сопровождающиеся неврологическими расстройствами (прогрессирующий болевой синдром), и сколиозы с недостаточностью опорной функции позвоночника. В этих случаях хирургические вмешательства показаны у подростков после завершения роста или у взрослых больных.

Противопоказаниями к оперативному лечению являются следующие.

1. Непрогрессирующий или малопрогредиентный сколиоз I и II степени у больных любого возраста.

2. Врожденные сколиозы шейного отдела позвоночника (типа болезни Клиппеля‑Фейля), а также сколиозы, возникающие на почве некоторых нейромышечных заболеваний (болезнь Дюшенна, миопатия).

3. При сочетанной грубой патологии со стороны внутренних органов (пороки сердца, патологические изменения в печени и т. д.), у ослабленных и истощенных больных.

4. Врожденные пороки органов дыхания и сердечно‑сосудистой системы в стадии декомпенсации (декомпенсация сердечно‑сосудистой системы III степени и снижение показателей функции внешнего дыхания более 70 % от возрастной нормы).

5. Ранее не леченные тяжелейшие ригидные кифосколиозы IV степени при наличии длительного анамнеза (8‑10 лет).

Показания и противопоказания к хирургическому лечению сколиозов изложены в общих чертах, так как к каждому конкретному больному необходим сугубо индивидуальный подход с учетом особенностей течения заболевания.

← + Ctrl + →
Пороки с прогрессирующей деформацией позвоночника Как исправить осанку ребенку

Лечение сколиоза у подростков является важным процессом. Заболевание поражает чаще детей школьного возраста. В этот период происходит формирование костного каркаса. Организм быстро растет и меняется. Костная ткань подвергается большим нагрузкам. Если терапия проводится не вовремя, происходит изменение осанки. Позднее лечение осуществляется только при помощи хирургического вмешательства.

Этиология заболевания

Сколиоз является одной из разновидностей деформации позвоночного столба. При этом у подростка наблюдается изменение одной или нескольких осей позвоночника. Заболевание развивается под воздействием различных факторов и протекает в четыре стадии.

Для первой стадии характерно незначительное отклонение позвоночника. Дегенеративным изменениям подвержен один сегмент столба. На этом этапе лечение позволяет быстро устранить процесс, и восстановить функции позвоночника. На второй стадии изменения в позвоночнике становятся видны невооруженным взглядом. У подростка наблюдается смещение одного плеча в нижнюю сторону. Дальнейшее развитие патологии вызывает осложнение в виде 3 и 4 стадии. Такие изменения устраняются только при помощи операции.

Определение стации сколиоза у подростков проводится при помощи вычисления угла отклонения. Для этого измеряется угол оси в прямостоячем положении. Первая стадия заболевания характеризуется углом отклонения не более 10 градусов. На втором этапе угол достегает 25 градусов. Самым сложным является изменение оси на 40 и более градусов.

Причины развития патологии

В подростковом возрасте происходит формирование организма. При этом наблюдается быстрое развитие внутренних органов, сосудов и мягких тканей. Костный же каркас поддается окостенению медленно. Увеличение органов вызывает повышение нагрузки на позвоночник. Мягкие позвонки не справляются и проседают. Происходит отклонение позвонков от прямой оси.

На изменение осанки у подростков влияют также следующие факторы:

  • Длительное нахождение в сидячей позе;
  • Неправильный подбор сумки для учебников;
  • Воспалительные заболевания позвоночника;
  • Травмирование столба;
  • Генетическая предрасположенность.

Сколиоз часто поражает школьников из-за длительного пребывания в сидячем положении. Нахождение в одной позе влечет усталость и боль в тканях. Подросток начинает подбирать более удобную позу. При этом происходит изменение осанки и усиление нагрузки на отдельные позвонки. Привычное искривление влечет развитие сколиоза.

Многим родителям рекомендуется тщательно подбирать сумку для ношения школьных принадлежностей. Самым лучшим выбором считается ранец. Он позволяет равномерно распределить вес учебников на позвоночнике. Нагрузка становится равномерной. Различные же сумки часто вызывают . При этом угол отклонения зависит от доминирующей стороны. У правши искривление возникает на левую сторону, у левши – на правую.

На сколиоз у подростков может оказать влияние и наличие хронического воспалительного процесса в столбе. Причиной воспаления может стать неправильное распределение нагрузки или сильное снижение иммунитета.

Травмирование мягких тканей или самого позвоночника вызывает дополнительные дегенеративные изменения в костной ткани. Процесс может задеть часть позвонка. Происходит прекращение окостенения одного из ядер позвонка. Сколиоз может в этом случае повлечь изменения в грудном отделе.

Жалобы ребенка

Многие подростки ведут активный образ жизни. Постоянная двигательная активность при сколиозе сопровождается появление некоторых симптомов:

  • Быстрая утомляемость;
  • Сильные болевые ощущения;
  • Снижение обучаемости;
  • Нарушение сна.

Одним из признаков сколиоза у подростков является быстрая утомляемость. Это явление возникает из-за сильного перенапряжения спинного мозга. Вторая стадия заболевания также вызывает частичное защемление нервных окончаний позвоночного столба. Процесс вызывает нарушение передачи нервных импульсов. Умственная работа ослабевает. У подростка наблюдается раздражительность, отказ от выполнения заданий, снижается двигательная активность.

Такие дети жалуются на появление сильных головных болей, которые имеют разную интенсивность. Чем сильнее отклонение от оси, тем острее болевые ощущения. Этот симптом может нарушить режим сна у3 ребенка. Пациент часто просыпается и плохо засыпает.

Как диагностируется проблема

Многим родителям можно самостоятельно выявить дегенеративные изменения в позвоночнике ребенка. Для этого требуется установить подростка в прямостоячее положение. Руки располагаются вдоль туловища, ноги ставятся вместе. Не меняя положения позвоночника, подросток должен наклониться вперед. На поверхности кожи четко становится видно положение позвонков. Также просто можно увидеть различное расположение плечевой зоны. При сколиозе одно плече располагается ниже другого.

Если родители заметили такие изменения, они должны посетить специалиста. Самостоятельно выявить степень патологии затруднительно.

Терапия заболевания

Существует большое количество методов лечения сколиоза. Для терапии используются такие способы, как:

  • Хирургическое вмешательство;
  • Массажное лечение;
  • Иглоукалывание;
  • Подбор специальных упражнений;
  • Ношение ортопедического корсета;
  • Правильный выбор мебели для подростка.

Лечение сколиоза зависит от степени поражения позвоночного столба. На первом этапе заболевания подростку рекомендуется специальный лечебный массаж и лечебная физкультура. Массаж проводится только квалифицированным специалистом. Количество сеансов назначается строго индивидуально для каждого больного. Совместно с массажем можно проводить сеансы иглоукалывания. Данная методика основана на постановке иглы в отдельную точку позвоночника. При этом происходит улучшение трофического питания данного участка, восстанавливается нервная деятельность.

Для быстрого восстановления формы позвоночника используются специальные ортопедические корсеты. Корсет можно приобрести в любом ортопедическом салоне. Корсет осуществляет определенное давление на позвонки. Это необходимо учитывать при его выборе. Разная сторона сколиоза требует различного давления. При слабой форме заболевания в корсете не располагаются металлические вставки, при сильной – вставка находится на участке, который необходимо откорректировать. Если же лечение проводилось при помощи хирургического вмешательства, подростку необходимо носить медицинский бандаж. Выбор бандажа осуществляет врач.

Эффективность лечения также зависит от правильно подобранной мебели. Для сна рекомендуется подбирать только ортопедический матрац. Его поверхность более жесткая, она помогает фиксировать тело в прямом положении.

Рабочее место подростка необходимо обеспечить правильным столом. Высота стола должна позволять ребенку находиться в сидячем положении под прямым углом. Если же подростку необходимо наклоняться, значит стол выбран неправильно. Стул также играет важную роль. Сиденье не должно быть слишком мягким. Стул не должен вращаться.

На второй стадии заболевания ребенку подбираются лечебные упражнения. ЛФК позволяет восстановить форму позвоночника, улучшает кровообращение. Многие специалисты рекомендуют использовать методику по лечебному хождению. Она основана на чередовании распределения массы тела по позвоночному столбу. Подросток должен поочередно ходить на пятках и носочках. Также полезно выполнять упражнение ножницы. Оно выполняется в различных положениях. Вначале необходимо делать махи ногами лежа на спине, потом на каждом боку поочередно. Это помогает восстановить работу мышечного каркаса. Позвоночник подростка вытягивается.

Третья и четвертая стадия сколиоза требует хирургического лечения. Сложность операции зависит от угла отклонения. После хирургического вмешательства проводится восстановительное лечение. Подростку запрещается активно двигаться. Специалисты подбирают необходимое питание. Лечение сопровождается приемом лекарственных препаратов.

Сколиоз хорошо поддается лечению на первых этапах. Своевременное обращение к специалистам позволяет исключить хирургическое вмешательство. Здоровье подростка быстро восстановится.



gastroguru © 2017